автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Религиозно-философская антропология Л. Н. Толстого

  • Год: 1996
  • Автор научной работы: Ли Со Ен
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Религиозно-философская антропология Л. Н. Толстого'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Ли Со Ен

Введение.

Глава 1. Человек как личность: ее основные качества и проблемы.

§ К Методологические и философско-психологические особенности изучения человека.

§ 2. Жизнь и смерть; оптимизм и пессимизм.

§ 3. Смысл жизни.

§ 4. Разум и вера.

Глава 2. Человек как родовое и социальное существо.

§ 1. Родовое начало в человеке.

§ 2. Война, мир и принцип ненасилия.

§ 3. Добро и зло в человеке и обществе.

 

Введение диссертации1996 год, автореферат по философии, Ли Со Ен

Лев Николаевич Толстой (1828 - 1910) - великий русский писатель и мыслитель. Его творчество оказало существенное влияние на мировую культуру, он автор замечательных художественных произведений, глубоких социально-политических и религиозно-этических трактатов. Толстой интересовался в первую очередь проблемами человеческой жизни, которые рассматривал с точки зрения гуманизма, общечеловеческих нравственных норм и естественных потребностей и идеалов человека. Философские размышления художника - не абстрактные суждения, а определенная концепция жизни и способ преобразования общественных отношений на путях совершенствования и творчества добра.

Духовные поиски Толстого начались в юные годы и отражены в самых ранних дневниковых записах. Дневники Толстого свидетельствовали об остроте самокритики их автора: "Чем выше я становлюсь в общественном мнении, тем ниже я становлюсь в собственном": "В последний раз говорю себе: ежели пройдет 3 дня, во время которых я ничего не сделаю для пользы людей, я убью себя": "Чего хочется, страстно желается? Не знаю, только не благ мира сего": "Не остави меня, Боже! Напутствуй мне не для удовлетворения моих ничтожных стремлений, а для достижения вечной и великой неведомой, но сознаваемой мной цели бытия".

Таковы типичные записи в дневнике Толстого. Как бы смутно не ощущалась мыслителем всеобщая цель бытия, у него не было сомнения в том, что цель и назначение человека - нравственное и интеллектуальное совершенствование. "Вера моя - то, что, кроме животных инстинктов, двигало моей жизнью, - единственная истинная вера моя в то время была вера в совершенствование".1 Уже в отрочестве Толстой склонен был к глубоким размышлениям. Ему казалось, что он первый открывает "великие и полезные истины", он пытался провести их в жизнь. Среди этих открытий - мысли, что счастье зависит не от внешних обстоятельств, а от нашего отношения к ним. "Дойду ли я * когда-нибудь до того, чтобы не зависеть ни от каких посторонних обстоятельств? По моему мнению, это есть огромное совершенство" (т.46, с.32). Его волновала и проблема вечности, и природа симметрии, и бессмертие души, и ее возможные перевоплощения. "Но ни одним из всех философских направлений я не увлекался так, как скептицизмом. Я воображал себе, что, кроме меня, никого и ничего не существует во всем мире . и доходил до такой степени сумасбродства, что иногда быстро оглядывался в противоположную сторону, надеясь врасплох застать пустоту там, где меня не было", - так писал он в автобиографической повести "Отрочество" (т.2, с.57). Философская рефлексия увлекала его в своеобразную "погоню11 за мыслями. "В ме-J тафизических рассуждениях я любил ту минуту, когда мысли быстрее и быстрее следуют одна за другой и, становясь все более и более отвлеченными, доходят, наконец, до такой степени туманности, что не видишь возможности выразить их и, полагая сказать то, что не видишь, говоришь совсем другое. Я люблю эту минуту, когда, возносясь все выше и выше в области мысли, вдруг постигаешь всю необъятность ее и сознаешь невозможность идти далее" (т.2, с.73). i h

В 15 лет началось знакомство Толстого с сочинениями филосоj фов. Первым его кумиром стал Руссо, медальон с портретом которого jj он носил на шее, как образок. Комментарии к Руссо - первая фило

I софская работа Толстого-студента Казанского университета. Впоj,

Щ 1 Толстой JI.H. Полн.собр.соч., т.23. М., 1957, с.32. Далее ссылки на 90

I томное издание сочинений Толстого (1928-1958 гг.) даются в тексте с указанием тома и страницы. следствии (в начале 1880-х годов), составляя список книг, оказавших на него наибольшее влияние, Толстой включил в раздел "с 14-ти до 20-ти лет" произведения Руссо "Исповедь", "Эмиль", "Новая Элоиза" ■ (т.66, с.67). Он подчеркивал свою особую близость французскому гуманисту. Прежде всего, - рассказывал он, - я обязан двоими - Руссо и Стендалю: я прочел все двадцать томов Руссо и не только восхищался им, а боготворил его: . многое из написанного им я храню в сердце, мне кажется, что это' написал я сам (т.41, с. 154).

Толстой строил поистине грандиозные планы интеллектуального совершенствования. Годы покажут, что этому великому человеку были по плечу такие задачи. Так, после окончания "Войны и мира", он за три месяца изучил древнегреческий язык и читал в подлиннике Гомера и Геродота. Но знание ради знания, простое накопление сведений и фактов было органически не свойственно Толстому, мысль которого всегда подчинялась вдохновению, требованиям жизни. : Толстой свойственно было стремление к свободному приобреi; тению знаний. Молодой Толстой активно занимался сельскохозяй-1 ственной деятельностью. Однако попытки Толстого-помещика изучить сельское хозяйство "практически", "хозяйствовать на новых началах" не принесли ему радости. Стремясь помочь крестьянам, он сталкивался с глубоким недоверием, насмешливым равнодушием, кос-| ностью, беззаботностью и прямой неблагодарностью (Этот печадь-I ный опыт толстой-художник отобразил впоследствии в рассказе "Утро | помещика"). Позже он понял, что "самоотвержение не в том, что бе;;; рите с меня, что хотите, а трудись и думай и хитри, чтобы отдать се-t бя" (т.47, с. 154), Неудачи сельского "реформиста" были связаны | прежде всего с социально-экономическими условиями, многовековыми традициями быта крестьянской деревни, с вполне понятным недовери-I ем крестьянина к барину, с недостаточным сознанием русского крестьянина того времени. Христианские идеалы и либеральные теории любви и добродетели оказались в реальных условиях общества, основанного на несправедливости и эксплуатации, не только далекими от жизни, но и внутренне противоречивыми, лицемерными. Точные науки, философия, этика были плохими руководителями не только в деле познания и практической деятельности, но и нравственном и духовном совершенствовании. Уже в юности у писателя сложилось ощущение, что ученые и философы сознательно или бессознательно уходят от решения наиболее важных, "задушевных" вопросов. Ощущение, которое Толстой впоследствии замечательно сформулировал в "Анне Карениной", описывая впечатление Левина от ученых споров: "Слушая разговоры брата с профессором, он замечал, что они связывали научные вопросы с задушевными, несколько раз почти подходили к этим вопросам, но каждый раз, как только они подходили близко к самому главному, как ему казалось, они тотчас же поспешно отдалялись и опять углублялись в область тонких подразделений, оговорок, цитат, намеков, ссылок на авторитеты, и он с трудом понимал, о чем речь" (т.18, с.27-28).

Решив, что "умозрением и философией нельзя, а надо жить положительно, т.е. быть практическим человеком" (т.59, с.29), он все же долго не находил реального применения своим способностям и начинал чувствовать себя "самым пусгяшным малым". В 1851 году он внезапно уехал в кавказскую армию, спасаясь от душевных противоречий и "собственного ничтожества". Могучая природа Кавказа, суровая реальность войны, непосредственный контакт с простыми людьми из народа - солдатами, казаками, горцами - пробуждали в нем талант писателя.

Пытаясь найти ответы на многочисленные вопросы о войне и отношениях людей, о переплетении в жизни обыденного и трагического, он вглядывался в лица: "Где то беспокойство, которое должно быть накануне возможной смерти?", размышлял: "Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мести или страсти истребления себе подобных?" Так писал он в 1852 году в рассказе "Набег" (т.З, с.29). В 185455 г.г. Толстой участвовал в обороне Севастополя. Война производила на него ошеломляющее впечатление. "Одна из двух: или война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания, как у нас почему-то принято думать", - писал он в рассказе "Севастополь в мае" (т.4, с. 19).

В особенности поражали его сцены перемирия, когда выставлялись белые флаги и обе воющие стороны, русские и французы, хоронили своих убитых. При этом они были веселы, переговаривались друг с другом. Может, не надо говорить и думать об этом, размышлял молодой писатель. Может быть, это та злая истина, которая таится бессознательно в душе каждого, но не должна высказываться? Один умирающий раненый в его рассказе "Севастополь в декабре месяце" говорил: "Оно первое дело . не думать много : как не думаешь, оно тебе и ничего. Все больше оттого, что думает человек" (т.4, с.7). Но не думать человек не может. Где же зло, которое следует избегнуть? Где добро, которому надо подражать? Где злодей? Кто герой? "Все хоро-| ши и все дурны . герой же . - правда" (т.4, с.59). Этот вывод опре-| делил все направление дальнейшей творческой мысли писателя. Под-г линным отношениям чужда жестокость, которую несут войны. Сама природа людей обусловила их братство, а не вражду. | После окончания севастопольской компании и выхода в от

V'; г ставку (1856) писательский труд становится основным делом жизни

Л Толстого. В произведениях художника-мыслителя галерея художеjjt и, isi; 1; I к. ственных образов становится типологией жизненных, реальных ответов на извечные вопросы о смысле жизни. Толстой-художник является настоящим мыслителем, поэтому включает в лучший свой роман "Войну и мир" десятки страниц абстрактных философско-исторических ^ рассуждений, И это неудивительно, - ведь роман весь, от начала до ' конца, является произведением философским, размышления в нем не прекращается ни на минуту. Меняется лишь форма этого размышления, переходя от художественно-образной к абстрактно-понятийной, когда предметом размышления становится не судьба отдельных индивидов, а народов и всего человечества.

Размышления Толстого начались с самопостижения, автобиографической трилогии "Детство", "Отрочество", "Юность". В автобио-i графии писателя началсиь поиски гармонии естественность и нрав: ственность. Природа человека, по мысли Толстого, глубоко нрав-■ ственна, первозданное состояние человека максимально открыто добру и любви. Природа - мать естественности, она пробуждает в сердце че-: ловека восторженное, всеохватывающее состояние любви, непоколе-; бимую уверенность в то, что красота, счастье и добродетель - одно и ; то же. Высокое человеческое назначение Толстой видел в том, чтобы > удержать это данное природой состояние любви к людям, самоотрече-J ния, которое станет состоянием внутренней гармонии человека и его

I счастьем.

Процесс духовного саморазвития, своеобразная "диалектика | души" целиком поглощали Толстого. "Психологический анализ, - пи. сал Н.Г.Чернышевский, - может принимать различные направления: | одного поэта занимают всего более очертания характеров; другого -| влияние общественных отношений и житейских столкновений на ха-: рактеры; третьего - связь чувств с действиями; четвертого - анализ

II страстей; графа Толстого - более всего - психологический процесс, его

II кI та • формы, его законы, диалектика души, чтобы выразиться определенным термином" (т. 42, с. 423). Отмеченная Н.Г.Чернышевским уникальная способность Толстого-художника во многом объяснялось тем, что это - диалектика души самого писателя, вмещавшей все противоречия и крайности, души, которой не чуждо ничто человеческое. Писатель зорко вглядывался в окружающее, но еще более пронзительным был взгляд, обращенный вовнутрь, вглубь собственной души.

Период наибольшей внутренней гармонии был и периодом максимальных творческих достижений. Пятнадцать лет, отделяющий его женитьбу (1862 г.) от глубочайшего духовного кризиса 1876-79 гг., были годами наибольшего душевного счастья и титанического труда, принесшего людям "Войну и мир" и "Анну Каренину" - шедевры творческой мысли. Необычайным душевным здоровьем, гомеровским величием и мудростью повеяло со страниц бессмертных творений Толстого. "Над этим человеческим океаном, катящим несметные волны, парит великая душа, которая с величайшим спокойствием вызывает и укрощает бури", - писал Р.Роллан (т. 37, с.259). Произведения "Война и мир" и "Анна Каренина" вобрали в себя всю народную мудрость о жизни и смерти, добре и зле, любви и долге. Чтение этих энциклопедий души человеческой дает больше, чем десятки трактатов по социальной психологии, как по глубине проникновения в тайны человечской жизни, так и по приобщению читателя к философскому восприятию и осмыслению бытия. Симпатии и антипатии, сочувсвтие и осуждение автора ощущаются на каждой странице, но и его оценки так выписываются в ход повествования, что воспринимаются как оттенки самой жизни.

Окончание работы над романом "Анна Каренина" совпало для Толстого с началом тяжелого духовного кризиса 1876-79 гг. Этот роман явился своего рода переходной ступенью в формировании мироto воззрения писателя. С конца 70-х годов усилились социальные и религиозно-философские искания писателя. Они нашли отражение в его ; "Исповеди" (1882 г.). Тогда же он принял активное участие в переписи j московского населения и, столкнувшись с ужасающей бедностью, ни-„ щетой, с болью писал об этом в трактате "Так что же нам делать?" ' (1882-86 гг.). В религиозно-этических работах 80-х годов ("В чем моя вера?", "Царство божие внурти вас" и другие). Толстой критиковал официальную православную церковь, дал собственное толкование четырех евангелий и высказал свою точку зрения на нравственный смысл христианского учения. Его социально-политические трактаты направлены против жестокости самодержавной власти, а также против суда, церкви, армии, проводящих в жизнь эту жестокость.

По своему социальному содержанию учение русского писателя и мыслителя было попыткой переоценки современного ему общества со всей его растущей цивилизацией, искусством и нравственностью.

По своим идейным источникам учение Толстого было богатым и разносторонним. В духовных исканиях Толстой опирался на самые f различные идеи русской и западноевропейской мысли. Огромную роль в формировании его демократических взглядов сыграла изуче-I ние им сочинения Руссо. Толстой, как Руссо, осуждал все формы порабощения и искал пути усовершенствования общественных отноше-| ний. Идея Руссо о том, что такой путь - не в силе и вражде, а в согла-I шении, казалась ему вполне справедливой.

Оба мыслителя, Руссо и Толстой, разоблачали антинародную

I сущность капитализма, отрицая вместе с ним и необходимость про! мышленного прогресса и культурной цивилизации, разделения труда, f Руссо принадлежала мысль о том, что частная собственность есть на-t чало, причина угнетения и неравенства. Толстой назвал ее "корнем f зла" в современном мире.

Ч" I I

Толстой признавал два сильных и благотворных влияния, способствующих формированию его учения о нравственности, Руссо и Евангелие.

В 1869 году Толстой познакомился с произведениями немецкого философа-пессимиста А. Шопенгауэра. Он внимательно изучал его "Мир как волю и представление" и писал Феггу, что чтение Шопенгауэра вызвало у него "неперестающий восторг" и "духовные наслаждения". Шопенгауэра Толстой назвал "гениальнейшим из людей". Мир, изображенный немецким философом, предстал для Толстого "в невероятно ясном и красивом отражении". Ему казалось, что Шопенгауэр, хотя и подходил с другой стороны при анализе мира, однако, в сущности, говорил то же, что и он (т. 61, с. 219). Впоследствии, правда, он был более сдержан в отношении к Шопенгауэру. Но до конца своих дней чтил немецкого философа, в особенности его этическую концепцию высоко ценил. Все же с конца 70-х годов усилилось расхождение с Шопенгауэром, обострилось несхосдство концепции Толстого с философией трагизма и пессимизма.

Примерно в те же годы (конец 60-х - начало 70-х) Толстой начал знакомство с трудами Канта. Вскоре после чтения Шопенгауэра он прочитал "Критику чистого разума", а значительно позже (в 1887 Ё г.) - "Критику практического разума". Благодаря чтению Канта Толстой глубже вдумывался в теоретико-познавательные вопросы, раз-£ мышлял о способностях человеческого разума, смысле познания, а | также о познании мира явлений, о сущности пространства и времени, движения и материй. Все эти вопросы чрезвычайно интересовали I- Толстого особенно во второй половине его жизни. I Анализ теоретических истоков мировоззрения Толстого свиде тельствует о необычайно широком его кругозоре. Учение Толстого I включило в себя и переработало многие направления европейской I

I : ife ■ ш культуры, наряду с европейской мыслью оно испытывало также влияние восточной культуры, особенно Индии и Китая. И все же Толстой - это очень специфическое, яркое, независимое и самобытное дарование. "Гений всегда рождается независимым", (т.41, с.154) - это замечание Толстого было прежде всего справедливым для него самого.

Гуманистическая концепция Толстого позволяет соотнести гуманизм прошлого с современным гуманизмом. Особенно подробно и всесторонне эти вопросы были освещены в работе Н.С.Козлова1. Это одна из немногих работ, в которых дан профессионально философский анализ вопросов гуманизма, человека, нравственности, войны и мира и многих других. В месте с тем, некоторые исследователи концепцию Толстого трактуют как этический евангелизм (т. 57, с. 147), развившийся под влиянием немецкого классического идеализма, концепции жизни и этики Шопенгауэра. При этом подчеркивается, что у Толстого вообще нет собственной философской концепции, а лишь повторение идей французских просветителей 18 века (преимущественно Руссо). Такая оценка может быть объяснена тем, что в этих случаях игнорируется общечеловеческая ценность и оригинальность его гуманистической мысли: учение о смысле жизни, о добре и зле, благе и счастье, о нравственных ценностях, разумных потребностях, о социальном назаначении искусства и ответственности художника, не выделяется теоретический аспект его критики технизации и- дегуманизации общества. В свое время толстовский гуманизм способствовал просвещению передовых классов предреволюционной России. В наше время он сохраняет значение для развития гуманистической мысли. Поэтому проблему человека в мировоззрении Толстого мы посчитали актуальной для нашего диссертационного исследования.

1 Козлов Н.С. "Лев Толстой как мыслитель и гуманист", Москва., 1985 г. ш.

Цель нашего исследования сводится к тому, чтобы, изучив труды Л.Толстого, а также исследовательскую литературу на русском языке, обобщить взгляды писателя на человека. Учитывая многообразие суждений Л.'Толстого - и как художника и как мыслителя - мы стремимся , показать, что его мысли о человеке - шаг вперед в "человековедении", имеющие актуальное значение в человеческом сознании многих стран и народов нашей планеты. В работе выделяется ценность и оригинальность, гуманистические мысли русского писателя, его учение о смысле и ценности человеческой жизни, о добре и зле, благе и счастье, о моральных ценностях и разумных потребностях, о влиянии на человека новых форм цивилизации. Мы выделяем мысли писателя о силе и способности стать более совершенным, создать лучшую человеческую жизнь, где утверждается уважение к природе, взаимопомощи и коллективизму в отношениях между людьми. Для этого писатель привлекал все достижения морали и духовности всех стран и народов, их выдающихся мыслителей и художников, высказавших ценные мысли в ij защиту человека и его бытия.

Глубокое изучение произведений писателя, его дневников, а также публицистики и религиозно-нравственных трудов позволило рас-j смотреть проблему человека в мировоззрении Л.Н.Толстого в следующих аспектах:

- человек как личность, ее основные качества и проблемы, i - человек как родовое и социальное существо.

Для этого мы изучили и соответствующим образом систематизировали философские размышления и наблюдения автора по вопросам методологии изучения человека, его мысли о жизни и смерти, смысле | жизни, разуме и вере, добре и зле, войне и мире.

Работа состоит из двух глав, семи параграфов, введения и заклю чения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Религиозно-философская антропология Л. Н. Толстого"

Заключение

Философия Толстого является конгломератом идей, а иногда и взаимоисключающих понятий, что объясняется процессом искания истины и добра. Его философия ярко отражала русскую действительность, содержащую все эти противоречия, а именно: там есть критика того, что было пошло, гнило; утопические идеи, отражающие положение крестьянства и потому принимающие иллюзию за действительность; пессимизм, указывающий, что вера в лучшее будущее на земле иссякла, так как враг казался непреодолимым, реакционные тенденции, характерные для отживших времен, не знавших цивилизации. Вот почему все проблемы жизни рассматриваются им под углом зрения вечности.

Различные течения толстовского мировоззрения не только взаимно дополняют друг друга, но иногда взаимно нейтрализуют друг друга. Так, с одной стороны, он выступает против собственности и государства, стоит на стороне трудящихся, с другой стороны, все меры борьбы против экономического и политического господства считает безуспешными и вредными.

Что касается человека, то его отношение к нему довольно своеобразно. В земном мире его симпатии всецело лежат на стороне личности, - в конфликте с обществом, но в потусторонней жизни человек совершенно растворяется в "целом". Даже в земной жизни индивидуализм рассматривается им двояко: то он защищает отдельного человека против коллектива, то он осуждает индивидуализм как зло. Свободу, отнятую у общества и переданную человеку, Толстой обратно отнимает у него, так как лишает личность всех отличительных качеств, возвращая ее обществу, как часть целого, уподобив человеческую жизнь раевой.

Отрицательные и положительные стороны так переплетаются в его мировоззрении, что их невозможно почти отделить. Прогрессивные идеи уживаются рядом с консервативными идеями; позитивные требования сохранить все ценное прошлого и дальше его развить противопоставляется отрицанию "материального" прогресса, критика церкви идет бок о бок с пропагандой "истинного" христианства, а христианство у него - это смесь различных идей, потусторонних упований.

Л.Толстой всегда начинал с критики господствующего класса, порицания новых форм рабства, бичевания эксплуататорского общества с его системой войн и колониального порабощения. Но приходил к выводу, что активная борьба против эксплуататоров безнравственна; что насилие против насильников - зло; что покорность и непротивление угнетенных - высший христианский идеал; что земная радость - греховна; что забота об улучшении жизни - камень на пути вечной жизни, а отречение от земной мысли, ускорение смерти - истинное благо.

Итак, учение Толстого есть отражение противоречий русской дейсивительности дореволюционного периода и личной жизни, которая сложилась в патриархально-помещичьей обстановке, вылившейся в противоречивых настроениях то религиозного подъема, то сомнения и боязни пустоты и смерти, так как для того, кто сомневался в возможности строения земной жизни, с ее борьбой и радостью побед, наш мир должен казаться пустым, и он пытался заполнить это пустое место мечтами о вечной жизни. Его несчастьем было то, что после минут такого забвения наступала горечь пробуждения. Отсюда и драма его жизни.

Исследуя проблему человека в диссертационной работе, мы пришли к следующим выводам.

Личность Толстой рассматривал, не считаясь с тем фактом, что общество, в котором оно живет, - дифференцировано, поэтому каждый человек - не личность вообще, а представитель того или иного класса или прослойки. То или иное место в системе общественных отношений формирует различное мировоззрение людей, различную мораль, понятие об окружающей среде. Толстой же призывает не отвечать злом на зло. Рассматривая личность как некую абстрактную единицу, Толстой считал, что путь к новым, высшим формам жизни идет через совершенствование отдельной личности. Он считал: или человек стремится к славе, богатству, высокому положению в обществе, или он освобождается от этих стремлений и сосредоточивает все усилия на выработке таких качеств, как гуманизм, сочувствие трудящемуся человеку, нравственная чистота. Отбрасывая реальные исторические условия жизни общества, действительную картину расстановки сил и связанной с ними борьбы, писатель видел только отдельную личность, абстрактную и изолированную от мира, на ее совершенствование он надеялся, с ней связывал надежды на лучшее будущее.

Начало в человеке, сознание своей полной свободы ограничено характером его единичного существования. Личность сама по себе означает некоторую обособленность, раздеяенность и потому она борется с другими за расширение своих прав. По мысли писателя, зло и добро в человеке неразделены, они объединяются общим корнем жизни. Но при всей слитности и неразделенности добра и зла в человеческой личности идеалом для Толстого остается предельно возможное слияние с другими. В минуты личных и общественных катастроф, перед лицом смерти герой соприкасается с Богом.

Стимулы и побуждения идут изнутри человека и укрепляются под воздействием внешних факторов. Сплетение внутреннего и внешнего, субъективного и объективного, нравственно- психологического и социально-исторического составляет тот диалектический процесс человеческой жизни, который воспроизведен Толстым.

Продолжая традиции Пушкина, Лермонтова, Гоголя, реалистов середины и второй половины 19 века, Толстой шел к пониманию общественной сущности человека, через преодоление антропологической 1 концепции, сторонники которой подлинно человеческое в человеке считали природным, а природу человека, как первичную и неизменную, ставили выше всех общественных форм. Человек и мир в изображении Толстого находятся в живом и постоянном взаимодействии. Герои-искатели в его произведениях обращены к мирозданию своей пытливой мысли: им важно понять тайну человеческой личности. Соприкасаясь с объективно существующей гармонией в себе и природе, они преодолевают свои индивидуалистические притязания.

Преодолев рационалистическое представление о внутреннем мире человека, Толстой обратился к изображению диалектических связей и переходов чувств. Это желание улавливать диалектические взаимопроникновения противоположных импульсов определялось прежде всего мировоззренческой позицией писателя, его глубочайшим убеждением в том, что зло и добро неразрывно связаны, что они имеют общий корень жизни - в раздельности существований всего живого на земле. Толстой-философ отстаивает внутреннюю свободу как трансцендентную сущность людей. Толстой-художник изображает эту свободу как стремление героев "потерять" свою личность, органически почувствовать себя частицей народного моря или вселенной истории. Однако это слияние с целым не может быть окончательным и безусловным: мешает чувство личности, связанное с естественными формами жизни, психофизиологической природой.

Ставя проблему субъекта и объекта в философском плане, Толс-* той рассматривает рождение человека как его индивидуализацию: только через призму личного чувства он устанавливает связи с окружающим миром. По мере течения жизни индивидуальность стирается и человек осознает истину всеобщей жизни и под старость тяготится своей раздельностью с ней, своей обособленностью. Смерть рассматривается как поглощение личного начала всеобщим, "всеединым".

Жизнь сводилась Толстым к подчинению себя формам пространства, времени, причины, освобождение понимается как самоотречение, как слияние и любовь к всеединому.

В произведениях Толстого возникает ощущение ненормальности социального бытия. В его рассказах, повестях, романах, пьесах жизнь людей предстает в разнообразии острейших общественных, идеологических, нравственных, семейных, психологических конфликтов. Но главный конфликт между народом и его угнетателями. От одного произведения к другому нарастает острота и непримиримость этого конфликта, в конечном счете определяющего судьбу всех героев. После перехода на позиции патриархального крестьянства толстой еще более осознает трагизм общественных противоречий. Опасаясь революции и каких бы то ни было насильственных методов решения социальных проблем, Толстой ищет спасения в религии, в некоем очищенном от социального опыта эксплуататоров христианстве и в проповеди нравственного самоусовершенствования. Ненавидя угнетателей народа -помещиков, царское правительство со всеми его органами власти, церковь, - он обрушивает свой мощный голос против "рабства нашего времени". Писательское слово Толстого заключало в себе громадную разрушительную силу, разоблачая сверху донизу всю систему социального гнета и насилия, весь политический строй России. Толстой считает, что "всякое насильническое правительство" представляет собой "великое зло". Но одновременно осуждает и всякое сопротивление ему. Ругая царское правительство, он называет его "шайкой разбойников", но тут же, верный себе и своему вероучению, призывает "просветить этих разбойников, убедить их перестать быть разбойниками". Толстой исходит из убеждения, что зло существует лишь постольку, поскольку люди ему служат и таким образом поддерживают его существование: "Не служите злу и оно само отпадет". Так снова и снова переплетается "разум" и "предрассудок" великого писателя.

По убеждению Толстого, непротивление злу насилием - это такая нравственная, христианская позиция, которая исторически привилась сознанию русского крестьянина и давно стала чертой его национального характера. Вот почему, полагал Толстой, "русскому народу, большинству его, крестьянам, нужно продолжать жить, как они всегда жили, - своей земледельческой, мирской, общинной жизнью и без борьбы подчиняться всякому, как правительственному, так и неправительственному насилию ." (36, 259). В истории России было немало реальных фактов, противоречивших такому убеждению. Стихийно проявлявшаяся ненависть крестьян к помещикам, а то и к власти, находила свое выражение в самых разнообразных актах насилия. Толстой никогда не забывал событий, связанных с именами Разина и Пуга-] чева, но не считал их характерными, органическими для русской истории.

Толстой считал, что проблема смысла жизни - решающий принцип философского мировоззрения. В центре внимания писателя была идеалистическая философия. Материализм Толстому представлялся как примитивное учение, безразличное к духовной жизни человека, сводящее все к материи. Барский индивидуализм, склонность к уединению, уходу в себя, воспитанные в писателе окружающей средой, - один из источников его философских заблуждений. Индивидуализм Толстого порождал у него симпатии к чисто субъективистскому решению вопроса о смысле жизни. Вместе с тем, употребляя по отношению к Толстому и его учению термин индивидуализм, надо иметь в виду, что фиг лософия его лишена того содержания, которое сопутствует эгоизму. Заблуждения писателя вытекали из его индивидуализма и иногда играли реакционную роль. Но сам он активно стремился к тому, чтобы люди проделали разобщенность и вражду, пришли к миру, равенству и справедливости.

Художественное творчество Толстого служило и служит этой благородной цели.

Таковы, на наш взгляд, основные положения мировоззрения Л.Н.Толстого и места человека в нем. j i | i? I

 

Список научной литературыЛи Со Ен, диссертация по теме "История философии"

1. Абдыжахарова Б.С. Лев Николаевич Толстой: экология духовности, концепция ненасилия и ислам. М., 1994.

2. Андреева Е.П. Этическое и эстетическое значение рассказа Льва Толстого "После бала". В кн: Воронежский гос. педагогический институт. Известия, т.49. Художественная литература и эстетическое воспитание учащихся. Воронеж., 1966.

3. Арденс Н.Н. Творческий путь Л.Н.Толстого. М., 1962.

4. Асмус В.Ф. Мировозрение Толстого. В кн: избранные философские труды. т.1, М., 1969.

5. Асмус В. Толстой Л.Н. В кн: Философская энциклопедия, т.5. М, 1970.

6. Бабаев Э.Г. Лев Толстой и русская журналистика его эпохи. М., 1993.

7. Бабаев Э.Г. Толстой об искусстве. Тула., 1966.

8. Баранов В.И. Об особенностях изображения войны в романе "Война и мир". В кн: Л.Н.Толстой, статьи и материалы. Горький., 1963.

9. Барыкин В.Е. Эстетика Льва Толстого. М., 1978.

10. Ю.Барышников Е.П. Нравственно-эстетические проблемы художественной литературы. Элиста., 1983.

11. П.Бахштаб Б.Я., Фет А.А. Очерки жизни и творчества. Л., 1974.

12. Беловинский Л.В. Л.Н.Толстой и современные проблемы, культуры, материалы. М.,1980.

13. Белый А. Толстой и культура. о религии Льва Толстого. сб.2.,М., 1962.

14. Бердяев НА. О назначении человека. М., 1993.

15. Бердяев Н.А. О религиозном значении Льва Толстого // Вопр.лит. 1989. Mb 4.

16. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. М., 1994.

17. Бирюков П.И. Биография Л.Н.Толстого. т.З. М., 1923.

18. Бирюков П.И. Всемирное значение Л.Н.Толстого. Истинная свобода, 1920, № 4.

19. Богданов В. Человек и мир в романах Льва Толстого. В кн: В мире Толстого, собр. статей. М., 1978.

20. Болдырев А.И. Проблема человека в русской философии1. XVIII века. М., 1986.

21. Бочаров С.Г. Мир в "Войне и мире". В кн: Толстой и наше время. М., 1978.

22. Бочаров С.Г. Л.Толстой и новое понимание человека. <Диалектика души> В кн: Литература и новый человек. М., 1963.

23. Бычков С. Толстой и проблема народа. В кн: Историко-литературный сборник. М., 1947.

24. Булгаков В.Ф. Л.Н.Толстой в последний год его жизни. М., 1960.

25. Булгаков В.Ф. Христианская этика. М., 1994.

26. Бунин И.А. Собр.соч. в 9 тт. т.9. Освобождение Толстого. М., 1967.

27. Бурсов Б.И. Лев Толстой. Идейные искания и творческий метод. М., 1960.

28. Бялый Г.А. Категория добра и пользы в учении и творчестве Л.Н.Толстого. В кн: Проблемы поэтики русского реализма1. XIX века. Л., 1984.

29. Вересаев В. Живая жизнь. М., 1991.

30. Виноградов И.И. Главнейшая из наук. О нравственных исканиях Льва Толстого. <лит.учеба>, 1980, № 5.

31. Виноградов И.И. Критический анализ религиозно-философских взглядов Л.Н.Толстого. М., 1981.

32. Власов Н. Мировоззрение и творчество. <3везда>, 1966, №2.

33. Воробеко А.К. Дороги и звоны: Воспоминания. Письма. М., 1993.

34. Галаган Г.Я. Л.Н.Толстой. Художественно-этические искания. Л., 1981.

35. Галактионов А.А. Никандров П.Ф. Русская философия IX-XIX вв. Л., 1989.

36. Горбанев Н.А. Лев Толстой художник и мыслитель в литературной критике XIX-XX вв. Махачкала., 1983.

37. Горелов А. Лев Толстой и защита человека. В кн: Социальная защита. М., 1991, № 2.

38. Горелов А. Нравственная норма-творение добра. <Трезвость и культура>, 1990, № 11.

39. Горская Т.Д. О типологии диалектических противоречий в познании. <Вопросы философии>, 1981, № И.

40. Громов П.П. Становление "диалектика души". Л., 1979.

41. Гулыга А.В. Искусство истории. М., 1980.

42. Гун М.М. Непротивленство по Евангелию и по Л.Толстому. <Наука и религия>, 1978, № 9.

43. Гуревич А. Толстой и романтическая традиция. В кн: В мире Толстого. Сборник статей. М., 1978.

44. Гусейнов А.А. Понятие насилия и ненасилия. <Вопросы философии^ 1994, №6.

45. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия. М., 1989.

46. Давыдов Ю.Н. Страх смерти и смысла жизни. В кн: Л.Н. Толстой. Путь жизни. М., 1993.

47. Долинина Н.Г. По страницам "Войны и мира". М., 1989. ЗО.Дьяков В.А. Л.Н.Толстой о закономерностях историческогопроцесса, роли личности и народных масс в истории. <Вопросы истории>, 1978, №8.

48. Егоров А. Искусство и общественная жизнь. М., 1959.

49. Истягин Л. Мировая экономика и международные отношения. 1992, №6.

50. Ищук Г.Н. Проблемы эстетики позднего Л.Н.Толстого. Ростов-на-Дону., 1967.

51. Калинечева З.В. К анализу Толстовской концепции добра и зла. В сб: категории марксистко-ленинской этики. М., 1977.

52. Карасев Л.В. Русская идея.<Вопросы философии>, 1992, №8.

53. Каримов Э. Человек в изображении Льва Толстого. У "Война и мир" и "Анна Каренина"/. Ташкент., 1967.

54. Кацакян С.О. Мировоззрение Л.Толстого. М.,1987.

55. Квитко Д.Ю. Философия Толстого. М., 1930.

56. Козлов Н.С. Лев Толстой как мыслитель и гуманист. М., 1985.

57. Козлов Н.С. К вопросу о характере социальных исканий Л.Н.Толстого. В кн: Актуальные проблемы истории философии народов СССР. М., 1972.

58. Колбаско Б.В. Знание слова "Мир" и его синонимические связи в романе Л.Н.Толсгого "Война и мир. В кн: Творчество молодых сборник. Минск., 1978.

59. Кудрявая Н.В. Лев Толстой о смысле жизни. М,, 1993.

60. Куддяндская Г.Б. Нравственный идеал героев Толстого и Достоевского. М., 1988.

61. Кудляндская Г.Б. О нравственно-философских позициях Л.Н. Толстого в романе "Война и мир". <Писатель и время>, 1977.

62. Кузина Л.Н. Художественное завещание Л.Н.Толстого. М.,1993.

63. Купреянова Е. Просветительские истоки философии и творчества метода Льва Толстого. <Русская литература>, 1964, № 2.

64. Купреянова Е.Н. Эстетика Л.Н.Толстого. Л., 1986.

65. Кучина С.Г. Социальная философия Л.Толстого. Л.,1970.

66. Лавров П.Л. Философия и социология, избранные произведения. М., 1965.

67. Лакшин В.Я. Л.Н.Толстой-мыслитель в современном мире. В кн: Сохряков Ю.И. Художественные открытия русских писателей. М., 1990.

68. Лакшин В.Я. О возвращении Толстого-мыслителя. «Вопросы литературы>, 1988, № 5.

69. Лармин О-В. Модермизм против человека и человечности. М., 1965.

70. Лебедев Ю.В. Судьба человека и смысл его жизни в мироощущении Л.Н.Толстого // лит. в шк. 1991, № 1.

71. Ленин В.И. Лев Толстой как зеркало русской революции, полн.собр.соч., т. 17.

72. Леонтьев К.Н. Избранные письма. 1854-1891 / 1993.

73. Леонтьев К. Наш современник: Сборник. СПб., 1993.

74. Леушева С.И. Роман Л.Н.Толсгого "Война и мир". М., 1957.

75. Линков В.Я. Мир и человек в творчестве Л.Толстого и И.Бунина. M.f 1989.

76. Ломунов К.Н. Лев Толстой и русское революционное движение. В кн: Л.Н.Толсгой и современность. Сборник статей и материалов. М.,1981.

77. Ломунов К.Н. Лев Толстой как теоретик и критик искусства и литературы, М., 1968.

78. Ломунов К.Н. Лев Толстой в современном мире. М., 1972.

79. Ломунов К.Н. Л.Толстой очерк жизни и творчества, М., 1985.

80. Ломунов К.Н. Эстетика Льва Толстого. М., 1972.

81. Ломунов К.Н. Философская концепция жизни и человека в творчестве Л.Н.Толсгого. В кн: Советско-японский симпозиум по литературоведению Н.Декабрь, 1981. М., 1983.

82. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991.

83. Лукин Ю.А. В.И.Ленин и эстетика Л.Н.Толстого. В кн: Граница истории русской литературы. М., 1971.

84. Лурье Я.С. Лев Толстой и мыслители "серебряного века". Л., 1993.

85. Лурье Я.С. После Льва Толстого: Ист. Воззрения Толстого и проблемы XX в. СПб.: Дмитрий Буланин, 1993.

86. Майоров И. К вопросу об эвалюции социальных взглядов Л.Н.Толстого В кн: Вопросы литературоведения и языкознания. Кн.З. Ташкент., 1961.

87. Маковицкий Д.П. У Толстого: Яснополянские записки, кн: т.90. М., 1979.

88. Мелешко Е.Д. Место этики в мировозрении Л.Н.Толстого. В кн: Вопросы истории этической мысли. М., 1983.

89. Мелешко Е.Д. Проблемы этики и гуманизма в творчестве Толстого. Л., 1990.

90. Милюков П.Н. Интелегенция и историческая традиция. <Вопросы философии>, 1991, № 1.

91. Мирза-Ахмедова Очерки идейно-художественных исканий Толстого (1850-1870). Ташкент., 1990.

92. Мошняга В.Г. Л.Н.Толстой о социалистическом идеале.- В кн: Методологические проблемы истории социалистических учений. М.,1982.

93. Мясников А.С. О философских основах модернизма. В кн: совр. проблемы реализма и модернизма. М., 1965.

94. ЮО.Науменко Т. Фридрих Шиллер о нравственно-этических исканиях Толстого. М.,1989.

95. Немировская Л.З. Религия и гуманизм в мировоззрении Л.Толстого.М., 1985.

96. Ю2.Немировская Л.З. Л.Н.Толсгой и проблемы гуманизма. М., 1988.

97. ЮЗ.Немировская Л.З. Проблема гуманизации труда в творчестве Л.Н.Толстого и М.Ганди. М., 1994.

98. Немцева В. Эволюция психологизма Толстого 1870-1880-е годы. М., 1989.

99. Николаев М.П. Л.Н.Толстой и Н.Г.Чернышевский. М., 1980.

100. Юб.Нуралов Э.Щ. Критика русского декаданса в эстетике

101. Полтавцев А.С. Философское мировоззрение Толстого. Л., 1967.

102. Поляк A.M. Принципы изображения человека в романах Льва Толстого. В кн: Моск.Гос.ун-т. Ученые записки. М., 1946.

103. Пруцков Н.И. Л.Н.Толстой, история, современность. В кн: Л.Н.Толстой и русская литературно-общественная мысль. Л., 1979.

104. Пушкин А.С. Полн.собр.соч. в 10-ти томах, тД М., 1964.

105. Рачин Е.И. Философские искания Льва Толстого. М., 1993.

106. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. М., 1992.

107. Русанов А.Г. Воспоминания о Льве Николаевиче Толстом. Воронеж., 1972.119.Русская идея. М., 1992.

108. Ш.Рэдфэрн Д. Толстой: Принципы нового Мирового порядка. М., 1993.121 .Самойлова Г.М. Житийное начало в творчестве Толстого. ИНИОН, 1978.

109. Сараскина JI. Лев Толстой: Весь мир погибнет, если я остановлюсь. II Век XX и мир. 1986. № 10.

110. Семенова И.А. Проблема этического и эстетического в произведениях Л.Н.Толстого. В кн: Вопросы эстетики, сб.статей, 1963.

111. Семыкин Н.Н. Л.Н.Толстой-философ нашего времени //

112. Л.Н.Толстой. Избранные философские произведения. М., 1992.

113. Сибиркина И.Ю. Мировоззрение Толстого как одно из течений общесьвенной мысли XIX-XX вв. в оценке В.Г.Плеханова. М., 1987.

114. Силаева Г,А. Антропомания художественных произведений Толстого. ИНИОН, М.,1987.

115. Симонов С.В. Нравственная жизнь человека в философско-j: этических исканиях Л.Н.Толстого. Л., 1988.j 128.Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей.1. J М., 1982.

116. Сливицкая О.В. "Война и мир" Л.Н.Толстого. Проблемы человеческого общения. Л., 1988. 130.Слово и мысль Л.Толстого. Под ред. Азбукина, М., 1980.

117. Соина О.С. Лев Толстой о смысле жизни: эстетические искания и современность. <Вопросы философии>, 1985, № 11.

118. Соина О.С. Этика самосовершенствования: Л.Толстой, j Ф.Достоевский, Вл.Соловьев. М., 1990.

119. Соловьев Вл. Смысл войны. Одесса., 1915.

120. Соловьев Вл. Три разговора, собр.соч., т.10. 1899-1900.j 135.Сотников Т.С. Толстовский сборник. К 150 летию со днярождения Толсгого.Тула., 1978. J 136.Сохреков Ю.И. Художественные открытия русских писателей. М., 1990.

121. Становление творческого метода Л.Толстого. Проблема творческих связей. Тула., 1976.

122. Сухотина-Толстой Т.Л. "Воспоминания". М, 1980.

123. НО.Толстой Л.Н. Искания истинной веры. <Новый мир>, 1991, №7.

124. Толстой Л.Н. Верьте себе. О сознании духовного начала. <Слово>, 1990, №9.

125. Толстой Л.Н. Сборник статей и материалов. Ред. Д.Д. Благой, К.Н.Ломанов, И.Н.Успенский.М., 1951.

126. ТолстойЛ.Н. Полн.собр.соч., 90-тт.М., 1928-1958 гг.

127. Толстой Л. Стасов В. Переписка 1876-1906. Л., 1929.

128. Толсгой и экология. Л., 1979.

129. Толстой это целый мир. М,, 1980.

130. Толстых В.И. Таинство духовной жизни личности: образ жизни и позиция. <лит. учеба>, 1982, № 4.

131. Уткина Н.Ф. Проблемы науки и мировоззрения в творчестве Л.Н.Толстого. <Вопросы философии>, 1978, № 9.

132. Философский словарь. М., 1963.

133. Формозов А.А. Классики русской литературы и историческая наука. М., 1995.

134. Фролов И.Т. О жизни, смерти, бессмертии.<Вопросы философии^ 1983, № 2.г

135. Фролов И.Т. и др. Человек: мыслитель прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии XIX века. М., 1995.

136. Хмелинин Л.М. Л.Н.Толстой и В.В.Розанов о гармонии человека и природы. М., 1992.

137. Храмцов B.C. К вопросу о влиянии философии Л.Н. Толстого на гандизм. В кн: Актуальные проблемы истории философии народов СССР. Вып.2. М., 1975.

138. ХрапченкоМБ. Лев Толстой как художник. М., 1963.

139. Цетляк С.И. Проблема соотношения литературы и народного сознания в художественном мышлении Толстого. Киев., 1981.

140. Чернышевский Н.Г. Полн.собр.соч. М., т.З, 1947.

141. Чубаков С.Н. Лев Толстой о войне и милитаризме. Минск., 1973.

142. Чуприна И.В. Нравственно-философские искания Л. Толстого в 60-70е годы. Саратов., 1974.1160.Шестов Л. Добро в учении Толстого и Ницше. М., 1993.

143. Шесгов Л. Избранные сочинения. М., 1993.

144. Шифман А.И. Лев Толстой обличитель буржуазной культуры. Тула., 1960.

145. Шкуринов П.С. Позитивизм в России XIX века. М., 1980.

146. Шульган С.Н. Из воспоминаний о графе Л.Н.Толсгом. сборник воспоминаний о Л.Н.Толстом. М., 1911.

147. Щипанов ИЛ. Философские искания Л.Н.Толсгого. Вестник моск.уни-та. философия, 1979, № 1.

148. Эль-Манси А.С. Историческая тема в творчестве Л.Н.Толстого //Яснополянский сборник, Тула., 1986.

149. Юльметова И. К вопросу о социально-философских воззрениях позднего Л.Толстого. Уфа., 1988.j 149ji Киев., 1978.i j

150. Батенин С.С. "Сущность человека в его историческом развитии". Л., 1971.

151. Волкова Э.Н. "Проблема художественной правды в эстетике Л.Н.Толстого". М., 1973.

152. Лозовская Е.Л. "Проблема положительного героя в романах Л.Н.Толстого "Война и мир", "Анна Каренина", "Воскресение". Л.,1958.j 4. Семенова Н.А. "Проблема отношения искусства и нравсгвенj ности в этике Л.Н.Толсгого". М, 1978.

153. Соина О.С. "Проблема смысла жизни в этических учениях j Л.Толстого и Ф.Достоевского". М.,1989.1 6. Сотников Т.С, "Философия природы в творчестве1.Л.Н.Толстого". М., 1989.i

154. Толпыкина Т.В. "Философия Л.Н.Толстого". М., 1965.

155. Хайнади золтан. "О природе трагического в романах Л.Н.Толстого". М., 1980.

156. Холодова И.Л. "Проблема идеала в мировоззрении и творчестве Л.Н.Толстого". М., 1970.

157. Ю.Червинскене Е.Л. "Внутренние единства и системность творчества писателя Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов". М., 1980.

158. П.Шарара Х.М. "Принципы психологического анализа в творчестве Л.Н.Толстого 50-70-х годов". М., 1968.12,Ячевский В.В. "Общественно-политические и правовые взгляды Л.Н.Толсгого". М., 1978.