автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Творческие искания Л. Н. Толстого 80-90-х годов

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Кондратьев, Александр Степанович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Липецк
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'Творческие искания Л. Н. Толстого 80-90-х годов'

Текст диссертации на тему "Творческие искания Л. Н. Толстого 80-90-х годов"

/у - _ -//? > ;

¿7 / ■ у/... /. — / ^ / ■ , «-"•>

' / V О у

ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ '

ИНСТИТУТ

КОНДРАТЬЕВ Александр Степанович

ТВОРЧЕСКИЕ ИСКАНИЯ Л.Н. ТОЛСТОГО 80-90-х ГОДОВ: ПОЭТИКА ПРОЗЫ

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности 10.01.01 —русская литература

Научный руководитель: доктор филологических наук,

профессор Основин В.В

Липецк — 1998

/

с:-

ОГЛАВЛЕНИЕ Стр.

ВВЕДЕНИЕ ..................................................2

Глава 1. Творческое сознание JI.H. Толстого 80-90-х годов И

1.1. Человек в религиозном понимании JI. Толстого . . 11

1.2. Поэтика как художественная система..............26

Глава 2. Особенности художественного воплощения мифологемы

Суда Божьего в прозе JI.H. Толстого 80-90-х годов 44

2.1. Рассказ «Хозяин и работник» как преодоление

кризиса духа....................................44

2.2. Конфликт души и Духа (повесть «Смерть Ивана

Ильича»)........................................63

2.3. Повесть «Отец Сергий»: проблема сознания .... 84 Глава 3. Мифологема Суда Божьего в романном повествовании 112

3.1. Повесть «Крейцерова соната»: прообраз романной структуры повествования..........................112

3.2. Роман «Воскресение»: духовный смысл преображения человека и мира..................................144

Заключение................................................188

Библиография...............................191

ВВЕДЕНИЕ

Подводя итоги второго тысячелетия христианства, приходится констатировать: эсхатологические ожидания оказались, нереализованными, что обусловлено богоборческой традицией самоопределения человека в свете становления превратно усвоенного Новозаветного мифа. Проблема нравственного выбора как преодоления духовного кризиса определяет творческие искания J1.H. Толстого, соприродные пробуждающимся мистическим запросам эпохи конца XX столетия, так что""... до сего дня всякий раз, когда мы хотим взять Толстого как итог, он оказывается проблемой"1. Человечество находится в-преддверии века Толстого - эпохи становления во времени и пространстве его идеи Всемирного братства и согласия, интуитивно предвосхищенной пушкинским героем, пережившим благодать смирения перед "общим законом", однако наука еще только приступает к созданию целостной концепции творчества Толстого как художника и мыслителя, о чем свидетельствуют работы Г.Я. Галаган, Е.В. Николаевой, Е.П. Барышникова, A.A. Нестеренко, В.Б. Ремизова и других исследователей.

Л.Опульская ставит проблему интерпретации творчества Толстого в условиях обновленного историко-литературного контекста: "Художественное творчество Толстого нуждается в новых подходах, непредвзятом прочтении"2, ибо канонизированный л>адвокат стомиллионного земледельческого народа" превращается для читателя в религиозного мыслителя и художника, развивающего христианскую традицию. Освоение логики художественно-философских исканий писателя позволяет выявить сквозные идеи и темы, вбирающие духовный опыт человечества и открывающие перспективы религиозного обновле-

1 Бабаев Э.Г. Лев Толстой: итог или проблема? // Связь времен. - М.,1992.-С.75

2 Опульская JI. Художественное Евангелие от Льва Толстого // Толстой Л.Н. Божеское и человеческое: Произведения 1903-1910 гг. - М.:Панорама,1994.-С.8.

с:

ния и этического совершенствования. -Понимание соприродности релй-гиозно-философских исканий и -художественного мира писателя не позволяет свести изучение поэтики его произведений к отвлеченному от специфики миропонимания несистематизированному описанию средств и приемов изобразительного мастерства, что вызвало в свое время серьезную озабоченность Д.С. Лихачева, ибо тенденция развития науки может привести к тому, что "... новые обобщающие труды. .. будут слабо отличаться от прежних"1. В 1996 г. в Оттаве состоялась Международная конференция Х\Л.Н. Толстой на пороге XXI столетия", показавшая изменение отношения к писателю на Западе, где он был долгое время в тени Достоевского. Толстовская концепция братства, опирающаяся на веру в добро, которое "всегда в душе нашей, и душа добро"2, -вечные моральные ценности, провозглашенные в Новом Завете и преломленные в аксиологии Толстого, являются необходимым напоминанием человечеству, отклонившемуся от исполнения Промысла: Толстой "... дает ощутить единство, существующее,

несмотря на пропасти, разделяющие нас"3. Возросшее внимание исследователей Запада к творчеству Толстого показала книга Р.Густавсона (Gustafson R.E. Leo Tolstoy: resident and stranger: a study in fiction and theology. Pricenton, New Jersey, 1986), в которой осмысливаются преемственность творческих исканий писателя и природа его творчества, но по-прежнему много места уделено только описанию религиозно-философской системы, так что к целостному пониманию творческой индивидуальности Толстого автор не приходит. В восстановлении научного интереса к Толстому в условиях

1 Контекст-1973. - М. : Наука, 1974.-С.9-10. О настоятельной потребности преодоления догматизма и схоластики в работах о творчестве Толстого пишет Л.Опульская в обзоре статей и комментариев в Юбилейном издании ПСС (см.: Литературное наследство . Т . 69 . Кн . 2 . -М. , 1961 . -С . 521-523 ) .

2 Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений: В 90 т. Юбилейное издание.Т.1. -М.,1928-С.290. В дальнейшем ссылки даны в тексте с указанием номера тома и страницы .

3 Lev Tolstoy and the consept of brotherhood. - NY, Ottava, Toronto, 1996.-P.151.

c:

обновленного историко-литературного • контекста значительную роль сыграли XXII Международные Толстовские чтения (Тула, 1995 г.), на которых была выделена секция "Л.Н. Толстой: философия, религия, нравственность". Вопросы проблематику и поэтики художественного-наследия писателя рассматривались докладчиками в свете его религиозно-философских исканий и с учетом православного фактора в духовной культуре России.

Онтологическая модель художественного мира Толстого выражает духовное предназначение России - "..дать средоточие и целостность разорванному и омертвелому человечеству через соединение его с всецелым Божественным началом"1. В 1858 году, когда обострилось противостояние абсолютного и условного в миропонимании, И.А. Гончаров просит Толстого высказаться о проблеме жизнетворче-ства: "...как нужно, чтоб в настоящую литературную пору и Вы поддали голос"2. "Война и мир" Толстого художественно-философски утверждает благодать Всеединства - идеала Божественного бытия, возвращает человека в лоно судьбы Небесного Отечества. Пьер Безухов "научился видеть великое и бесконечное во всем", тогда как ранее он "вооружался умственной зрительной трубой" (12;141). Символ Всеединства, "живой колеблкщийся шар", возникает в сознании Пьера после роковых испытаний в ощущении согласия с историософией Всеединства, для которой "образцы героических поэм" с доминантой личностного героизма " не имеют смысла" (11;185) .

Углубившийся кризис гуманизма побуждает художника Михайлова в романе "Анна Каренина" представить Христа человекобогом, потому что он "...не мог писать того Христа, которого... нет в душе" (19;43). Толстой делает выводы о стихийно-хаосной тенденции

1 Соловьев B.C. Философские начала цельного знания. // Соловьев В. Собр. соч. в 10 т. T.l.-Спб.,1911.-С.284

2 Гончаров И.А. Собр. соч. в 8 томах. Т.8.-М.:Художественная литература, 1980 . -С.255.

■ б

самоопределения человека в условиях секуляризма, вступая в период 80-90-х годов с предчувствием эпохи "большой крови", который завершается квинтэссенцией художественных и религиозно-философских исканий - романом "Воскресенье" как опытом духовного наставничества грядущему столетию. Толстой, художник, мыслитель и общественный деятель, стремится в эти годы к созданию идеала, концептуальная идея которого коренится в глубинах национальной духовной культуры, сформировавшейся на рубеже XVIII и XIX столетий. Он отмечает в Дневнике 4 января 1889 года: "...уяснил себе... должен... написать "пришествие царствия" (50;20),

Период 80-90-х годов в творческом пути Толстого, несмотря на пристальное внимание к нему исследователей, остается наименее изученным, что выражается в противоречивой неоднозначности оценок природа духовных исканий писателя и их преломления в онтологической модели художественного мира. Если И.А. Ильин понимает Толстого как одного из -теоретиков анархизма ("Творческая идея России"), то сам Толстой переживает религиозное чувство как нравственный стержень: "Сущность жизни человеческой и высший закон, долженствующий руководить ею, есть любовь" (37; 166) .

Разброс взаимоисюточакхцих суждений о творчестве писателя данного периода проявился как в советском литературоведении, так и в религиозно-философской критике. Существуют две точки зрения на характер творческих исканий Толстого 80-90-х годов. М.Б. Храпченко на основе марксистско-ленинской методологии обосновывает подходы к "позднему" Толстому: "В конце семидесятых - начале восьмидесятых годов в мировоззрении Толстого происходит глубокий перелом, приведший к существенным изменениям в характере его литературной деятельности"1. Этим же положением руководствуются ав-

Храпченко М.Б. Толстой как художник. - М.:Художественная литература,1971. -С.201.

торы работ различной ориентации1, однако В.И. Ленин, статьи которого стали основой советского толстоведения, в реферате - "Л. Н. Толстой и русское общество", по свидетельству В .Адоратского, "...развил ту мысль, что вовсе-не было у Толстого перелома, кризиса (...)'показал цитатами из ранних произведений Толстого, что с самого начала Толстой был тем же самым Толстым, каким он был в

о

80-х годах" . 'Сам же писатель постоянно настаивал на преемствен-' ности этапов творческого пути: в 1892 году, отвечая на письмо Жоржа Дсма, писал: "Я думаю, что вы совершенно правы, предполагая, что перемена, о которой я говорю в "Исповеди"', произошла не сразу, но что те же идеи, которые яснее, выражены в моих последних произведениях, находятся в зародыше в более ранних" (66;188), об этом же свидетельствует .дневниковая запись от 8 марта 1910 года о юношеских письмах к A.A. Толстой: "...теперь бы ничего не сказал другого" (58;23). Б.М. Эйхенбаум делает вывод из наблюдений над динамикой и диалектикой творческого процесса писателя, не совпадающей с принятыми трактовками: "Обычное прежде деление жизни и творчества Толстого на два периода - до "кризиса" 80-х годо? и после него - искажает реальную перспективу"3.

Как неоднозначно понимание места и роли периода 80-90-х годов в творческом пути Толстого, столь же разноречивы оценки его

1 Мень.А. "Богословие" Льва Толстого и Христианство // Толстой Л.И. Исповедь. В чем моя вера? - Л.:Художественная литература,1991.-С.8; Полонский В. Сознание и творчество. - Л.,1934.-С.134-135; Майорова И. Идейным "перелом" и особенности прозы Л.Н. Толстого 80-х годов. Автореферат диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук.-Ташкент,1963 и др. исследователи.

2 Цит. по кн.: Каганова Р.Ю. Ленин во Франции: 1908-1912. - М. :Мысль, 1972. - . С. 406. Весьма показательным для уяснения противоречивости ленинской концепции творчества Толстого является тезис Ленина об отсутствии целостности миропонимания писателя, высказанный в статье "Герои"оговорочки": "Именно синтеза ни в философских основах своего миросозерцания, ни в своем общественно-политическом учении Толстой не сумел, вернее: не мог найти" (Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Пятое изд. Т.20. - М.,1961.-С.91.)

3 Эйхенбаум Б.М. О прозе: Сб. статей. - Л.:Художественная литература, 1969.-С. 25 .

религиозно-философской концепции, которые можно свести к двум противоположна точкам зрения: во-первых, безоговорочное неприятие и отрицание в свете ленинской формулы "помещик, юродствукщий во Христе": "Серьезная критика давно, уже показала несостоятельность его учения с богословской и философской точки зрения"1, а с-другой стороны, признание либо в целом,, либо с оговорками значительности религиозных исканий Толстого: "Он принял учение Христа (...) до глубины души воспринял слова Христа о путях жизни"2. Г1..Ю. Карпенко в статье "К вопросу о становлении "ветхозаветного" типа мышления в творчестве И.А. Бунина" указывает на Новозаветный характер исканий Л.Толстого, которые "генетически были связаны с Евангелием"3, поскольку его вдохновлял Христос на постижение и созидание Всемирного по своей сущности бытия, реализующего идеал Всеединства как сверхреальный контекст реальности. Я.С. Билиннис полемизирует с механистическим пониманием сильного и слабого в Толстом и ставит проблему исследования "тех положительных устремлений, которые питали собою... мысль и чувство писателя"4. A.A. Нестеренко в единстве веры и проповеди видит разгадку "слияния нравственных и художественных поисков Толстого: в той мере, в какой вера Толстого была религиозной, были религиозны и нравствен-

1 Духовная трагедия Льва Толстого. - М.:Подворье, 1995.-С.5. Епископ Вашингтонский и Сан-Франциский Василий (Родзянко) также отрицает как богослов учение Толстого (Новый мир.-1998.-№7.-С. 150) . М.Тареев высказывает иное мнение: "Разбор воззрений Толстого должен привести к истинному пониманию христианства, то есть к установлению высшего синтеза идеальных стремлений" (Смысл жизни.-М., 1994.-С.155). В.Н.Назаров, завершая отзыв на переиздание толстовского изложения Евангелия для детей, ставит проблему современного прочтения религиозно-философских сочинений писателя: "Не пора ли понять и принять Толстого как великого русского христианина, выразившего в своем учении о законе любви, о непротивлении злому неисчерпаемые гуманистические возможности русского православия." (Назаров В.Н. Метафоры непонимания: Л.Н.Толстой и Русская церковь в современном мире // Вопросы философии.-1991-№8-С.156) .

2 Зеньковский В. В. История русской философии. Том l.-2-e издание.-Париж, 198 9.-С.205.

3 Библия и возрождение духовной культуры русского и других славянских народов. -Спб. :Петрополис, 1995.-С.64.

4 Билиннис Я.С. О творчестве Л.Толстого. - Л.:Советский писатель, 1959.-С.195.

но-философские идеи его писаний"1. Это же положение оказывается продуктивным для A.A. Нестеренко, и в статье "Христианская проповедь в художественном творчестве JI.H. Толстого (по романам "Анна Каренина" и "Воскресенье")" учёный делает вывод: "Философские искания Толстого были подчинены особой диалектике, исходным пунктом которой было интуитивное восприятие неразделенности временного и вечного, относительного и абсолютного (...) проблема религиозной тематики в творчестве Толстого замыкается на единстве его религи-

~ FfZ

озно-этических и художественных искании .

Противоречивость суждений о религиозно-философской концепции Толстого не предполагает всестороннего и глубокого исследования художественного мастерства писателя в 80-90-е годы в контексте его творческого пути, ориентированного на восстановление утраченной целостности' мировосприятия., в свете Идеи Творения и преодоление противоречий условного и Абсолютного, усугубившихся до онтологических неразрешимых-в конце XX столетия. Долгое время традиционным и устоявшимся считалось восходящее к статье Н.К. Михайловского "Десница и шуйца Льва Толстого" противопоставление художественной системы Толстого и его религиозно-философских исканий. Автором впервые было заявлено: "Репутация графа Толстого двойственна: как из ряда вон выходящего беллетриста и как плохого мыслителя"3. В понимании Толстого Г.В. Плехановым, считавшим его "гениальным художником и крайне слабым мыслителем"4, сохранилось отрицание целостности его творческих устремлений.

Толстой в 80-90-е года в споре с антропоцентризмом в различных его вариантах героического человекобожия (ницшеанство или

1 Нестеренко A.A. О единстве нравственных и художественных исканий Л.Н.Толстого. // Материалы научной конф. проф.-преп. состава Чимкентского ПИ.-Чимкент,1972.-С.144.

2 ВеснЛ-K Вл_цебского дзяржауного ун1верс1тэта : Науковы 4aconic-1996-№l.-С.78 .

3 Русская критика XVIII-XIX веков (Хрестоматия). - М.:Просвещение, 1978.-С.431.

4 Плеханов Г.В. Заметки публициста // Плеханов Г.В. Литература и эстетика. В двух томах. Т.2. - М.:Гослитиздат, 1958.-С.369.

марксизм) обращается к первоосновам национальной духовной культуры, впервые декларированным A.C. Пушкиным. Творец национальной идеи определил Всеединство как структурообразующую идею национального миропонимания. Смысл предназначения России, по Пушкину, в деле утверждения христианского идеала, ибо ■ христианство -"величайший духовный... переворот нашей планеты"1. Н.П. Семыкин в предисловии к ' сборнику избранных философских работ JI. Н. Толстого обращает внимание на совпадение с пушкинским пониманием христианства: "Толстой принимал православную религию не столько как православную русскую церковность, а скорее как религию космополитическую" .

В связи с отсутствием устоявшейся точки зрения на творчество Толстого 80-90-х годов мы ставим следующие задачи исследования :

1)определить своеобразие решения проблемы человека в религиозно-философской концепции Толстого;

2)показать преломление антропологии Толстого в художественном мире произведений различных жанров;

3)выявить своеобразие художественного воплощения мифологемы Суда Бож�