автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Религиозные конфликты в Ливане

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Хиям Камель Мохайдли
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Автореферат по истории на тему 'Религиозные конфликты в Ливане'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Религиозные конфликты в Ливане"

Г ч

и и

¡¡■и

На правах рукоппси

ХИЯМ КАМЕЛЬ МОХАЙДЛИ

РЕЛИГИОЗНЫЕ КОНФЛИКТЫ В ЛИВАНЕ

в 1840- 1860-е гг.

Специальное!!. "7 по (в - Всеобщая история

АВТОРЕФЕРАТ

лиссерпншп Ч'1 соискание ученом степепп кайлила!« нсюрическп.ч наук

Москва - 1997

Работа выполнена на кафедре всеобщей истории факультета гуманитарных и социальных наук Российского Университета дружбы народов

Научный руководитель

Официальные оппоненты:

Ведущая организация

- член-корреспондент РАН. доктор исторических наук Искендеров А А

- доктор исторических наук Ионова А И

- кандидат исторических наук Малаховский А.К

Институт востоковедения РАН

Защита состоится " /{/¿ЧомА. 1997 г вД^ час

на заседании диссертационного совета Д <>53 22 09 при Российском Университете дружбы народов

по адресу: 117198, г.Москва, ул.Миклухо-Маклая. 6. ауд

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского Университета дружбы народов

Автореферат разослан " % " 1997 г

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат исторических наук.

доцент Елманова Н С

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

В своем стремлении укрепить национальную государственность и добиться осуществления глубоких социально-экономических преобразовании освободившиеся страны Азии и Африки все чаще испытывают серьезные трудности, порождаемые резким обострением религиозных и межэтнических отношении Ливан относится к тем странам Ближнего и Среднего Востока, в которых наблюдается особенная обостренность религиозно-этнической ситуации, что негативно сказывается на консолидации внутриполитических сил, без чего невозможно обеспечить прогрессивное и устойчивое развитие этой страны.

В современном Ливане насчитывается не менее двух десятков различных религиозных общин, из которых ни одна не имеет абсолютного численного превосходства Этно-конфессиональная структура сложилась в Ливане в ходе его многовекового исторического развития В истории Ливана, как ни в одной другой стране мира, религия сыграла исключительно большую роль, определив важные особенности и характерные 1енденцпн развития этой страны как в прошлом, так и и пастящем

Научная актуальность избранной темы диссертационного исследования определяется прежде всего тем. что изучений этой проблемы помогает проследить становление, развитие и проявление религиозного фактора в ливанской истории, выявить истоки п причины столь сложного переплетения религиозных и этнических отношении, лучше понять степень влияния религии на внутриполитическое положение современного Ливана

Обращение к событиям ливанской истории более чем столетней давности дает возможность проследить процесс возникновения и эволюции религиозного фактора, степень влияния этого феномена на ход исторического и социально-политического развития Ливана

Период 1840 - 1860 гг., на который приходится резкое обострение религиозных конфликтов, вылившихся в открытое столкновение между друзами и маронитами, занимает важное место в новой истории Ливана Именно с этого момента началось формирование новых политико-религиозных структур, которые призваны были, если не полностью устранить, то по крайней мере ослабить и смягчить остроту религиозных конфликтов в этой стране По мнению российского исследователя Е Н Мельникова, ко времени друзско-мароннтскнх столкновений 1840 -1861) гг относится первая попытка ввести в Ливане систему управления, опирающуюся на принципы конфессионального представительства' Политические и социальные взаимоотношения между различными религиозными общинами Ливана, полагает ученый, превратились в сложную общественно-политическую проблему, отражавшую противоречия и конфликты между крестьянским населением (главным образом христианами) и феодалами (преимущественно друзами), с одной стороны, и экспансией соперничавших друг с другом европейских держав, стремившихся укрепить свои позиции в этой части Османской империи путем опоры на различные религиозные общины, с другой При этом Франция опиралась на маронитов и католиков, а Англия - на друзов Поэтому изучение этого периода ливанской истории представляет несомненный научный интерес, помогает лучше п глубже понять процесс формирования и механизм функционирования государственных и политических институтов в Ливане

Настоящее диссертационное исследование имеет целью решить три главные задачи:

См Мельников Е Н Политический и государственный строй Ливана М.1974 С 5

- выявить причины резкого обострения религиозных конфликтов в Ливане в 1840 - 1860-е гг. раскрыть их характер, восстановить по возможности полную и объективную картину тех событии,

- определить их место и значение в ливанской истории, а также влияние на последующее развитие Ливана.

- проанализировать оценки, суждения и научные концепции по рассматриваемой проблеме, существующие в ливанской, арабской и мировой историографии

Источниковую базу диссертации составляют разнообразные документы. раскрывающие разные аспекты исследуемой темы. Среди них свидетельства непосредственных участников событий, донесения дипломатических представителей европейских держав, находившихся в то время в Ливане, переписка арабских деятелей с описанием и оценками тех или иных событий и отдельных лиц. приказы и постановления турецких властен п др Ценнейшими источниками для изучения экономической и политической истории Сирии п Ливана середины и второй половины XIX века являются документы и материалы Архива внешней политики Российской империи, включающие донесения российского генерального консульства в Бейруте. Среди них особую ценность представляют донесения генерального консула России К М Башли Многие из этих документов воспроизведены и книге Башли "Сирия и Палестина под турецким правительством".' до сих нор являющейся одним из основных п наиболее ценных источников по истории Сирии п Ливана середины XIX в В ней приводятся различные арабские источники, свидетельства современников, в том числе официальных лиц, оказывавших непосредственное влияние на развитие событий Сам автор был активным свиде-

1 Базилн К.М Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношениях. М., 1962

телем описываемых им драматических событий 40-х годов XIX века и в определенном смысле их участником

Базили отмечал, что нигде на Востоке не проявилось такой религиозной терпимости, как в Ливане, и что столкновения между друзами и маронитами были спровоцированы турецкими властями, результатом тон политики, которую они проводили в этой стране.

К важным источникам следует отнести также воспоминания главы первой русской духовной миссии в Иерусалиме, которую возглавлял Порфнрнй Успенский1, а также обстоятельная статья российского генерального консула К.Д Петковнча. в которой приводится большой документальный материал2.

Большой интерес представляют документы, опубликованные в сборнике "Ливан в последние годы феодализма. 1840-1868". 3 В сборнике воспроизведены рукописные материалы в переводе с арабского языка, раскрывающие неизвестные страницы религиозных конфликтов в рассматриваемый период.

К числу источников следует отнести также воспоминания английского полковника Ч.Черчилля, который в составе английских войск находился в те годы Ливане, занимаясь вербовкой английской агентуры среди маронитскпх феодалов Он имел возможность наблюдать за развитием ситуации в этой стране, а впоследствии описать ее в своей книге "Горный

Успенский П Книга бытия моего Дневники и автобиографические записки Т. 1 Спб 1894 С 184

г Петковпч К.Д Ливан н ливанцы Сборник материалов по Азии Вып 19 М 1885.

1 Lebanon in the Last Years of Feudalism. 1840-1868. Beirut. 1952.

Ливан"1 В 1862 г он издает еще одну книгу воспоминании "Друзы и ма-рониты под турецким правлением 1840 - 1860 гг "2

Что касается арабских источников, то их сравнительно немного В XIX веке ливанские архивные материалы не были еще предметом серьезного исследования и научной публикации Тем не менее ряд важных источников, непосредственно относящихся к теме данного диссертационного исследования, приводится в работах арабских историков

Однако чаще всего в арабских изданиях представлены европейские источники и документы, переведенные на арабским язык Это, как правило, консульские донесения, письма дипломатических представителен европейских держав, а также приказы и распоряжения турецких властей н др

Таковой является, в частности, изданная в Ливане в 191 Зг книга с мпо|помещающим названием "Сборник политических решений п международных иеретворов. касающихся Сирин и Ливана, с 184<> по 1911) п", более чем наполовину составлена из европейских документов '

Из сирийских и ливанских источником. о]носящихся к рассматриваемой теме, наибольшую ценность предаавчяет. пожалуй, работа Тан-нюса Аш-Шндпиака (1794-1861) "Киша о видных деяюлях трного

' Churchill Ch Mounl Lebanon in Ten Yeats 1842-1X52 X" 11-111 l.ondon 1853

" Churchill Ch The Druzes and the Mammies under the Turkish Rule Ггот l84(Mo 186(1 V IV l.ondon 1862

(fMtrtiy.m.- \Al. J- JuJj w.)>- iJJ-J' -^wjjl'i :—I' Oji^'^r-*»

Сборник политических решений и международных переговоров, касающихся Сирии и Ливана, с 1840 по 1910 п Бейрут - Джуния, 191 Зг

Ливана"1, изданная в Бейруте в 1859г. Автор с большой симпатией описывает борьбу ливанского народа против турецких и египетских завоевателей, выражает сочувствие простым людям, на долю которых выпали все тяготы и лишения этой борьбы. Он выдвинул не лишенную исторического смысла идею о финикийском происхождении Ливана, которая стата важным компонентом концепции ливанского национализма

К сожалению, нередко те, кто описывал и пытался осмыслить события. драматически развивавшиеся в Ливане в 1840 - 1860 гг., руководствовались эмоциями, а не глубоким осмыслением реальных фактов и подлинных документов Иногда это делалось теми или иными авторами сознательно, ибо им приходилось отстаивать определенные политические позиции Подтверждением тому может служить книга французского католика и роялиста Б. Пужулия "Правда о Сирии" 2

Среди арабских исследований, посвященных рассматриваемой проблеме, следует прежде всего назвать книги Ад-Дибс Юсефа (ум в 19п7г ) "История этно-конфесспоналыюй общности маронитов в которой подробно анализируется процесс формирования маронитского самосознания, Хптти Филипа4, который составил обзор истории Ливана с древнейших времен до наших дней. Исмаила А / который использовал в основном

• . ^ > л в \ aJi* i/ ü^^1 JW»' V1^ * jbxili u->lb

Аш-Шпдииак T Книга о видных деятелях в юрном Ливане Бейрут. 1859

1 Poujoulat В La vérité sur la syric et l'expédition française. Paris 1861

J • f\ 4 • e Cijjii » jjIaII ÎÀiUill ¿Jjü ^ J.nitll ^Ull > ui-jj

Ад-Дибс Ю История этно-конфессиональнон общности маронитов Бейрут. 1905.

4 • ^< я » л i у — ^ Ù^J ¿jj^ 1 ■ .y*,-* ^ÔA Хигтн Ф История Сирии и Ливана Г 1-2. Бейрут. 1958

5 Ismail A Histoire du Liban du XV'lIe siede a nos jours Y 4. Paris 1955

французские архивные материалы, а также Хауранн Альберт1, исследовавшего современную культурную жизнь Ливана и др.

Из советских и российских историков, исследовавших историю ма-ронитской и друзской общин, их культурные, этнические п религиозные традиции, необходимо выделить известного востоковеда Н.В.Пнгу-левскую2. Богатый фактический материал и интересные теоретические научные выводы и обобщения, касающиеся истории мароннтской общины, содержатся в книге М. А. Родионова3, глубокий научный анализ соцн-. ально-экономического положения Сирии и Ливана в рассматриваемый период характерен для монографии И М Смнлянскон,4 Луцкого В.Б,5 Панченковой М Т6 и др.

СТРУКТУРА РАБОТЫ.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения

Во введешш обосновывается актуальность темы, показана ее научная новизна п практическая значимость, определены цели и задачи диссертации, даиы обзор и характеристика источников и литературы.

1 Hourani A Arabic thought in Liberal age. 1798-1938 Lebanon. Beirut, 1962.

: Пнгулевская H В Культура сирийцев в средние века - М . 1979 J Родионов М А Маронпты: из этно-конфесспональной истории восточ-

ного Средиземноморья М 1982

4 Смилянская И М. Крестьянское движение в Ливане в первой половине XIX века. М. 1965.

i Луцкпй В Б Сирия и Ливан. М. 1945. его же Новая история арабских стран. М. 1966

6 Панченкова Т М. Политика Франции на Ближнем Востоке и сирийская экспедиция 1860-1861 гг. М. 1966.

В первой главе "Становление н функционирование конфессиональной системы" показано, как шло формирование и развитие в Ливане конфессиональной системы, пронизывающей практически все сферы жизни ливанского общества Своими корнями эта система уходит в далекое прошлое этой страны.

Исторически в Ливане сложились четыре основные религиозные общины, отношения между которыми развивались достаточно сложно, нередко выливаясь в открытые столкновения. Такими общинами являлись: маронпты, друзы, сунниты и шииты

Маронитская община является этно-конфесспональной группой, действующей в рамках основного этноса (ливанских арабов) и обособившейся под влиянием религии На Ближнем Востоке тенденции к обособленности этно-конфесснональных групп нашли свое выражение в системе автономных религиозных общин ("мпллетов"). главы которых ведали не только духовными делами, но и вопросами личного статуса членов данной общины Система мпллетов окончательно оформилась в эпоху османского правления.

Существуют различные точки зрения по вопросу о происхождении друзов В прошлом веке на Западе друзами считгшн потомков французских крестоносцев, которые в конце XIII в поселились в горном Ливане Существует и другая точка зрения, согласно которой друзы являются потомками древних ассирийцев Иногда их ассоциируют либо с хеттами, либо с выходцами с Кавказа, а кое-кто полагал, что друзы это не только обособившаяся религиозная община, но и отдельная народность Таким образом, вопрос о происхождении друзов до сих пор остается нерешенным1.

1 См Шпажников Г А Религия стран Западной Дзпп М 1976. с 167-168

По нашему мнению, друзы происходят от арабов - жителей Египта. Их история как отдельного народа или общины начинается с того времени, когда они, перестав считать себя магометанами, приняли учение своего земного бога - Аль-Хаким би-амер Аллах, шестого халифа Фатпмнта, царствовавшего в Египте в конце X - начале XI в. Вскоре появился и пророк по имени Мухаммед ибн Изманль-эль-дурзи, который стал проповедовать новую религию, прославляя свое земное божества.

Друзы признают единого бога, которого считают выше всех остальных Они верят, что бог появлялся на Земле в разные эпохи в человеческом облике и что последним из богов был халиф Хаким. Они верят, что человеческие души сотворены всемирным духом, который в свою очередь есть не что иное как одно из первых творений бога и что количество этих душ остается постоянным, они лишь переходят из одного I ела в другое1

Сам процесс возникновения общины во многом определил характерные черты, присущие друзам и в то же время отличающие их от других общин Среди этих черт безусловная преданность своей общине, остро выраженное чувство солидарности, свободолюбие и др.2

В Ливане ислам получил распространение с приходом арабов в VII веке Ведущими исламскими сектами стали суннитская, шиитская и друз-ская

Хасан Амнр аль-Баины Горы друзов Бейрут. 1961. с 14-16 ^ 7МЛ. й^, ¿улаД ¿11*1 ^ ЯОЛЫ1 ¿1е>И . „Да о^И

•1>арпс X Конфесспонализм в современном Ливане Бейрут 1980. с. 145.

■ Пальма первенства в распространении ислама в Ливане принадлежала суннитам. Эта секта окрепла главным образом в период господства мамлюков и Османской империи

Шииты расходятся с суннитами в толковании отдельных положений Корана. У них свое священное предание - "Ахбар". Шиитское направление в исламе отличается от суннитского больше политическими, чем религиозными мотивами.

Особенностью религиозной обстановки, складывавшейся в Ливане накануне трагических событий 1840 - 1860-х годов, было то, что отношения между двумя крупнейшими общинами Ливана - друзами и марони-тами по мере усиления их борьбы за укрупнение своего политического влияния и экономического могущества становились все более непримиримыми, а временами и враждебными.

В период, когда Ливан находился под властью Османской империи, турецкие власти ловко использовали разногласия и противоречия между этими двумя общинами для расширения и усиления своего господства в этой стране.

Осуществляя такую политику, эмир Башпр П обрушил жестокие репрессии против наиболее многочисленной и авторитетной общины друзов, пытаясь ослабить экономические позиции и политическое влияние последних. Поэтому с самого начала друзы воспринимали Башира П не иначе как врага их религиозной общины 1

По мнению исследователя истории друзов абу Шакра. Башир П посеял зерна межобщинной борьбы между мухаммадитами и христианами. Однако те историки, которые отстаивают позиции маронптов, пытаются доказать, что политика Башира П была прогрессивной, поскольку она на-

1 Салиба К. Очерк по истории Ливана. Пер. с англ. М. 1969, с.58-60

правлена на уничтожение друзского феодализма. Эту версию отстаивают и некоторые прогрессивные исследователи.'

Эта политика не способствовала усилению прогрессивных тенденции, а напротив вела к разжиганию междоусобной розни, что привело в конце концов к гражданской войне.

Вторая глава "Гражданская война 1840-1860гг., ее причины, характер и последствия" посвящена анализу расстановки сил в стране, развития событий, позиции европейских держав, требований, которые выдвигались восставшими крестьянами

С 1840 года христианская церковь определила свою политическую роль в движении сопротивления египетскому правлению, а также свое отношение к позиции иностранных государств. В ее планы входило создание в горных районах Ливана мароннтского эмирата под опекой Европы, но не Франции2. По мнению некоторых исследователей, маро-нптское духовенство стремилось установить теократическую демократию в горных районах3

События осени 1840 года резко изменили внешнеполитическую ситуацию Влияние Франции в Ливане было значительно подорвано и наоборот усилилось политическое влияние Англии, что привело к обострению англо-французского соперничества

После падения режима Башнра П многие друзскне феодалы, вынужденные в свое время покинуть страну, стали возвращаться в Ливан и

1 • {ч ^ 11 оц^ Я^ши 5д_«Ы1 ¿1 JJЛi4 т- \ ^ j ¿|Ь1..Ч ¿и х-1 ^

Рустом Асад Башпр - султан и властелин Бейрут. 1966 (2-е нзд 1975)

Фарнс X Конфессионализм в современном Ливане Бейрут 1980, с 175. Карам Дж Религия и власть Бейрут 1979, с 355

требовать восстановления своих прав и привилегий Патриарх маронитов Юсеф Хабиш стремился ограничить привилегии друзской аристократии Он призывал христиан, проживавших в районах, населенных друзами, выступить против судебной власти, находившейся в руках друзов К этому времени в стране заметно возросло влияние маронитского духовенства. Церковь получала поддержку со стороны французского правительства

Начиная с зимы 1844 года и по август 1845 года христиане тайно готовились к войне. Со своей стороны, друзскне вожди также решили выступить, если христиане начнут военные действий

Франция использовала все имеющиеся у нее средства для защиты маронитов. Англия приняла сторону друзов Вмешательство иностранных государств стало еще одним фактором раздора

Активную роль в этот период играли крестьяне, которые создавали тайные организации, совместно защищали свои интересы, выдвигали свои требования.

Митинги стали приобретать антифеодальный характер Население Аджлатуна выступило против хазиннтов. нредставпв им свои требования.

Как отмечает, Смилянская. революционные выступления крестьян, в частности, вооруженные столкновения в Хосроване "беспокоило духовенство, так как это представляло большую опасность для маронитскпх поселений и земель, которыми они владели" 1

Маронитское духовенство стремилось расширить восстание крестьян южных районах, направить его против друзской знати Когда начались столкновения между друзами и маронптами. то оказалось, что христиане были лучше подготовлены, у них были специальные вооруженные отряды и комитеты молодежи.

1 Смилянская И М. Крестьянское движение в Ливане в первой половине XIX века. М. 1965, с. 193.

Не только духовенство провоцировало столкновения между маро-нитами и друзами, но и европейские государства, одни из которых выступали на стороне друзов. другие - на стороне христиан. Британский консул Мори Бриус открыто поддерживал друзов. В то время как французский консул Дебентиу Луи поддерживал христиан. Российский же консул колебался, поддерживая то одних, то других1. Такая позиция иностранных государств еще более нагнетала обстановку в горных районах.

Друзско-маронптскпй конфликт разгорался все сильнее, втягивая в борьбу все новые деревни в гордых районах страны

Друзско-маронптская резня и погромы были использованы французским императором Наполеоном Ш как повод для вмешательства во внутренние дела Ливана

Результатом влияния иностранных держав явилась конвенция, которую Турция и европейские державы подписали в Константинополе 9 июня 18611 . вводившая новый "органический статут" для Ливана, узаконив тем самым привилегии разных религиозных общин. Правителем Ливана стал христианин, а в горном районе страны, где проживали ма-ронпты. шииты, друзы и сунниты, был учрежден Исполнительный Совет.

В заключении сформулированы выводы, к которым пришел диссертант в результате исследования данной темы:

На всем протяжении истории существования религиозных общин в Ливане они не только служили объектом борьбы, которая разворачивалась в этом регионе сначала между ближневосточными империями, а затем между восточными государствами и европейскими державами за господство в нем. но и активным субъектом этой борьбы, отстаивая собственную самостоятельность По мере консолидации этно-

1 Ismail Л Histoire du Liban du XVIIe siede a nos jours V.4, Paris. 1955. p 258

конфессиональных общпн и укрепления их политических позиций укреплялась тенденция к созданию своих независимых государственных образований. Наиболее отчетливо она стала проявляться ко времени включения земель маронитов и друзов в состав Османской империи, когда был образован Ливанский эмират. С этого времени борьба за политическое господство между элитарными группами маронитов п друзов стала оказывать самое непосредственное влияние на политическую историю Ливана Друзско-маронптские столкновения в рассматриваемый период привели к отстранению от власти друзской династии Шихабов и разделу Ливана на друзскую и маронитскую административные единицы (каймакамнп)

Восстание в Кесруане (Северный Ливан), начавшееся в 1859г свидетельствовало о том, что крестьянское движение в Ливане получило широкое развитие. Крестьяне выступали за ликвидацию феодального землевладения как основу их эксплуатации

Несомненным результатом антифеодальной борьбы в Ливане был подрыв всей системы феодальных отношений, о чем свидетельствует усилившийся после 1860 года процесс разложения и упадка феодальных отношений Об этом же свидетельствует массовая эмиграция ливанского крестьянства в последней четверти XIX в.

Своего апогея друзско-мароннтская общинная борьба достигла в 1860г. К этому времени маронпты и друзы представляли собой уже вполне сложившиеся э'тно-конфесснональные общины со своими политическими интересами. Противоречия между ними серьезно отразилось на всем последующем развитии Сирин и Ливана.

Политика европейских держав оказала огромное влияние на формирование государственной и политической системы Ливана, на характер взаимоотношений в нем маронитов и друзов. Однако сами эти взаимоотношения до сих пор в значительной степени определяются не только со-

циалънымн и политическими различиями, но и этно-конфессиональной спецификой этих общин, их историческими и культурными традициями.

Большинство современных исследователей придерживаются той точки зрения, что друзско-маронитские конфликты в конечном счете явились отражением крестьянской борьбы против угнетения со стороны мукатааджиев (И.М.Смилянская, Аль-Акики Антуан Дагир, А.Исмаил).

Конфессионализм был и остается не только религиозным, но и социальным и политико-экономическим явлением. В Ливане проблема конфессионализма используется определенными силами в антинациональных целях. Он является одной из причин той трагедии, которую переживает ливанский народ.

По теме данной диссертации опубликованы две научные статьи:

1 Начало конфессионального столкновения и появление изоляционизма в Ливане 6 с// Актуальные проблемы всеобщей истории / Материалы конференции молодых ученых и аспирантов кафедры всеобщей истории РУДН / Сборник РУДН М., 1995. б с. Деп. в ИНИОН РАН, № 51065 от 4 01 96г

2 Парламентская система и религиозное равновесие в Ливане. - Аль-Ахед, 0,1 а л 17.10 96г. (на арабск. яз.)

Хиям Камелъ Мохайдлн (Ливан)

"Религиозные конфликты в Ливане в 1840 - 1860-е гг "

В представленной диссертации исследуются проблемы конфессно-нализма в Ливане. В работе рассматриваются причины резкого обострения религиозных конфликтов в Ливане в 1840-1860гг., раскрываются причины возникновения и их социальный характер, воссоздается картина тех событий Определяются их место и значение в ливанской истории, а также влияние на последующее развитие Ливана, анализируются существующие суждения и оценки рассматриваемой проблемы в ливанской, арабской и мировой историографии.

Hiam Kamel Mohaidli (Lebanon)

"The Religious Conflicts in Lebanon in 1840-1860" In this thesis the problems of religious conflictsin Lebanon are investigated. The author analyses the causes of the acute aggravation of the religious conflicts in Lebanon in 18401860. to their social nature, the objective view of these events, their place and importance in the history of Lebanon and their influence on the future development of the country.

In this work There are values and scientific conceptions on that problem which are taken place in Lebanon, Arabic and World Historiography.