автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Религиозные организации в общественно-политической жизни советского общества и проблемы атеистической пропаганды

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Мешков, Владимир Родионович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
Автореферат по философии на тему 'Религиозные организации в общественно-политической жизни советского общества и проблемы атеистической пропаганды'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Религиозные организации в общественно-политической жизни советского общества и проблемы атеистической пропаганды"

АКАДЕМИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК ЦК КПСС

Специализированный совет Д—151.04.04 в Академии общественных наук ЦК КПСС

На правах рукописи

МЕШКОВ Владимир Родионович

РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ АТЕИСТИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЫ

Специальность 09.00.06 — научный атеизм, религия (история и современность)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва —1991

Работа выполнена в Институте религиоведения и атеизма Академии общественных наук ЦК КПСС.

Научный руководитель — доктор философских наук,

доктор философских наук, профессор —

ОКУЛОВ А. Ф.

кандидат философских наук —

ТРОФИМЧУК Н. А.

Ведущая организация — Московский ордена Ленина, орден; Октябрьской революции и ордена Трудового Красного знамени Государственный университет им. М. В. Ломоносова, кафедра теории и истории религии и свободомыслия.

Защита состоится 28 июня 1991 г. в 15.30 час. на заседании специализированного совета Д—151.04.04 при Академии общественных наук ЦК КПСС по адресу: 117606, Москва, пр. Вернад ского, 84.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке АОН ЦК КПСС.

r-.q

Автореферат разослан мая 1991 года.

Ученый секретарь

профессор КРАСНИКОВ Н. П.

Официальные оппоненты:

специализированного совета

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что глубокие и демократические преобразования советского общества царственно изменили характер государственно-церковных отношений, что, в свою очередь, вызвало рост общественно-политиче-зкой активности религиозных организация, действующих в нашем эбществе.

В этой связи представляет существенный интерес деятель-адсть Русской православной церкви - наиболее крупного и влиятельного религиозного объединения в нашей стране, которая в [988 году отметила свое 1000-летие« Празднование этой знаме-гательной даты вышло далеко за рамки собственно церковно-ре-шгиозных торжеств, оно получило широкое общественно-полити-¡еское звучание не только в СССР, но и за рубежом.

Юбилейные мероприятия явились ярким свидетельством перестройки в государственно-церковных отношениях, признания прав )еруицих и религиозных объединений на достойное и полное удовлетворение их религиозных потребностей: "...Мы стремимся к гаму, - подчеркивал Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С.Горба-гев,— чтобы верующие не просто имели все возможности участво-$ать в жизни общества, но и самым активным образом включились ) его обновление, и тут многое зависит от преодоления склады-¡авшихся десятилетиями стереотипов"*.

Оздоровление государственно-церковных отношений является «ущественным фактором консолидации советского общества, укреп-[ения единства верующих и неверующих, служит росту авторитета [ашей страны в глазах мирового общественного мнения.

Расширение демократических свобод в сфере государственно-[ерковных отношений, широкий общественный резонанс юбилейных •оржеств нанесли ощутимый удар по идеологическим спекуляциям ¡округ "антирелигиозной политики" Коммунистической партии и притеснений верующих "атеистическим государством". Пропагандиог-

Горбачев М.С. Интеллигенция перед лицом новых проблем социализма. - М., 1988. - С.68-69.

сная деятельность советологических центров Запада начала давать сбои, вызвавшие кризисную ситуацию как в самой советологии, так, в частности, и в ее клерикальных кругах.

Следствием происходящих в стране демократических преобразований явилось расширение сферы социально-политической деятельности религиозных организаций. Стали возникать и набирать силу общественно-политические партии и организации на конфессиональной основе. Впервые за года Советской власти священнослужители стали избираться народами депутатами СССР, республиканских и местных Советов.

Духовенство получило трибуну в средствах массовой информации. В результате многие вопроси истории и современности стали трактоваться с церковно-богословских позиций.

В то ке время начал! активно распространяться (чему способствовало по существу свертывание атеистической пропаганда) идеализация социальной роли религии и церкви, утверждения, будто они являются единственными носителями нравственности и духовности в обществе.

Перестройка политики КПСС в религиозном вопросе, получившая принципиальное обоснование в документах ХШ1 съезда Коммунистической партии и последующих пленумов ЦК КПСС, изменение статуса религии, церкви и верующих в обществе создает качественно новую ситуацию, требующую научно обоснованной стратегии и тактики в религиозном вопросе.

Исходя из этого, автор предпринял настоящее диссертационное исследование.

Состояние научной разработки

Вопросам отношений между государством и церковью уделялось большое внимание советскими исследователями. Со второй половины 80-х годов, особенно в связи с 1000-летием крещения Руси, советская наука пополнилась грудами таких известных советских религиоведов, историков и философов, как Гордиенко Н.С., КлибановД.И., Красников Н.П., Митрохин Л.Н., Новиков М.П., Рыбаков Б.А., Рапов О.М. и др., которые, исследуя предпосылки и обстоятельства принятия христианства на Руси и его последствий для нашего государства и общества, с позиций

нового политического мышления раскрыли роль русского православия на различных этапах развития отечественной истории и дали ему более взвешенную и обоснованную оценку*.

Эти работы йослужили длй автора толчком для исследования избранной им проблемы, имеющей как теоретическую, так и практическую значимость.

Изучению места и роли религиозных организаций в демократизирующемся советском обществе, поиску новых подходов и решений в вопросах укрепления единства верующих и неверующих, посвящены работы Гарадаи В.И., Зуева Ю.П., Клибанова А.И., Красникова Н.П., Лещинского А.Н., Миговича И.И., Митрохина JLH., Одинцова М.И., Тимофеева В.Д., Трофимчука H.A., Филимонова Э.Г?

1. См.: Крещение Руси: история и современность (сборник статей из периодической печати 1986-1988 гг.). - М.: ' ИНА АОН при ЦК КПСС, 1989; Введение христианства на Руси. - М.: Мысль, 1987; Вопросы научного атеизма. - Вып.37 Православие в истории России. - М.: Мысль, 1988: Как была крещена Русь. - М.: Политиздат,1988; Гордиеняо Н.С. "Крещение Руси". Факты против легенд и мифов. Л.: Лениздат,1986; Гордиенно Н.С. Современное русское православие. -Д.,1988; Русское православие: вехи истории/Науч.ред. А.И.Клибанов. - М.: Политиздат, 1989; Христианство и Русь. - М.: Наука, 1988; "Крещение Руси" в трудах русских и советских историков. - М.: Мысль, 1988; Клибанов А.И., Митрохин Л.Н. Крещение Руси: история и современность. - М.: Знание, 1988; ¡фаснияов Н.П. Русское православие: история,современность. -М.; Московский рабочий,!988; Новиков М.П. христианизация Киевской Руси: методологический аспект. - М.: Изд-во Моск.ун-та, 1991; Ралов О.М. Русская церковь в IX - первой трети ХП в. Принятие христианства. - И.: Высш.шк., 1988; Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. - М.: Наука, 1987.

2. Бессонов М.Н. Православие в наши дни. -М.: Политиздат,1990; Гарадаа В.И. На уровень требований жизни //Наука и религия. -1988. - К I. - С.10-12; его же. Атеистическую пропаганду -на уровень современных требований//Информационный бюллетень. ИНА АОН при ЦК КПСС. - 1987. - № 16; Зуев Ю.П. Русская православная церковь в условиях современного развития советского общества. Идейная борьба вокруг 1000-летия "Крещения Руси". - АОН при ЦК КПСС!, 1988; его же. Религиозные объединения и верущие в условиях демократизации советского общества" // Философские науки. - 1988.. - № 4. -С.13-22; Иваненко С.И., Трофимчук Н.А. Новые религиозные объединения: поиски, противоречия, надежды. -М.: Знание, 1991; Клибанов А.И., Митрохин Л.Н. Крещение Руси: история и современность. -М.; Знание, 1988; Лещинский А.Н. Время новых подходов: 0 современных государственно-церковных отношениях.

Весьма актуальными явились монографии Института истории и Института философии Академии наук СССР, Института научного атеизма Академии общественных наук при ЦК КПСС. В них обстоятельно рассматриваются предпосылки и процессы принятия восточными' славянами православия, связь прошлого с настоящим, достаточно трезво и безконъюнктурно осведается столь важная проблема для нашего общества.

Различным аспектам рассматриваемой нами проблемы посвящены коллективные монографии и работы1, а также некоторые диссертационные исследования .

(Продолж.сн.2) Б помощь лектору (0-во "Знание" РСФСР. -М., 1990; Красников Н.П. Русское православие: История, современность. - М.: Московский рабочий, 1988; его же. Русское православие, государство и культура. - М.: Знание, 1989; Мигович И.И., Трофимчук H.A. Развитие взаимоотношений государства и церкви в контексте нового политического мышления. - И.: Знание,1990; Одинцов М.И. Русская православная церковь в 80-х годах XX столетия. -М.: ЦДНА, 1989; его же. Путь,длиною в семь десятилетий: от конфронтации к сотрудничеству (государственно-церковные отношения в истории советского общества) // На пути к свободе совести. - М., 1989. -С. 29-71; Тимофеев В.Д. Ленинские принципы политики в отношении религии, церкви и верующих, т., 1987; Филимонов Э.Г. Социальная политика КПСС и атеистическое воспитание. -М.: Знание, 1988.

1. Новые тенденции в русском православии: вопросы и ответы / Сост. Иваненко С.И. -М.: 0-во "Знание" РС®СР,1989; Новое мышление и свобода совести: вопроси и ответы / Оост.Макар-цев П.В. -М.: 0-во "Знание", 1989; Христианские партии и самодеятельные объединения. (Сборник материалов и документов). Институт научного атеизма, АОН при ЦК КПСС,1990; Ате-г изм и религия в духовной жизни советского общества (Сборник аспирантских работ) Институт научного атеизма. АОН при ЦК КПСС. М., 1990; К 1000-летию введения христианства на Руси (Справочно-аналитический материал), - М.: ЦДНА, 1988; Идеологическая работа : проблемы, поиск, опыт. Идеологический отдел ЦК КПСС Я Кб) Москва, 1990; Собор 1988 г. и современные тенденции в русском православии. - М.: ЦДНА,1989 идр

2. Qu., например, диссертации, защищенные в ИНА АОН при ЦК КПСС в 1990 г. Юрасов A.B. Религия в духовной жизни общества; Марченко Н.Г. Активизация униатства и пути противодействия клерикально-националистическим акциям в современных условиях (на материалах западных областей Украины); Тихонов М.В. Основные направления деятельности и теоретические концепции британского центра по изучению религии и коммунизма (Кестон-колледж) 1970-1989 гг. и др.

Знаменательным событием, характеризующим не только переосмысление государственно-церковных отношений, но и налалш-вание творческих контактов учешх-«арксистов и представителей церковно-богословских кругов явилось издание коллективного труда "На пути к свободе совести"-''.

Вопроси перестройки теории и практики марксистского атеизма, его влияния на духовную жизнь советского общества рассматриваются в работах Гараджи В.И., Митрохина Б.И., Сапрыкина В.А., Таяуризиной З.А., Угриновича Д.М. и др.2.

Проблемам государственно-церковных отношений в СССР в 80-х годах были посвящены работа многих западных советологов и политологов. В первые года перестройки их авторы еще придерживались традиции "классического" антисоветизма, выработанного в годы "холодной войны", в них преобладает не научный, а исключительно пропагандистский и политический подход^.

1. На пути к свободе совести (Сост.и общ.ред. Дурмана и о.Марка (Смирнова). - М.: Протоесс, 1989.

2. К 1000-летию крещения Руси, (к итогам юбилея: факты и раз-

мышления) ИНА А(Ш при ЦК КПСС. - М.. 1989; Гарадка В.И. Переосмысление // Наука и религия, 1989. - & I. - С. 2-5; Клибанов А.И., Митрохин Л.Н. Религия как предает науки (Религии мира. История и современность. Вкегодник, IS87. -М., 1987. - С.5-34; Митрохин Л.Н. Философ* и религия // Вопросы фалософии. - 1989. - № 9. - С. 16-35; его же. Религия и мы / Квинтэссенция. Философский альманах. Сост. В.И. Мудрогой, В.И. У садов. - М.: Политиздат, 1990; его же. Религия и перестройка // Журналист. - 1989. - № 4; Тажуризина З.А., Савельев В.Н. Анеистическое просвещение молодежи в период перестройки. Москва. - 1989; Сапрыкин В.А. Трудовой коллектив: атеисты и верующие. - М.: Политиздат, I99U; Угринович Д.М. Проблемы атеистического воспитания в свете решений ЛУП съезда КПСС. -М.: 0-во "Знание" РСФСР, 1986.

3. Ш.: Bayley M.J. One thousand Yeara Stories from the History of Christianity in the USSR, 988-1988, flow York,1987;Buss J. The Bears' Hug: Religion Belief and the Soviet Union,London, Sydney, 1987; Ellis J. The Russian Orthodox Church.A Contemporary History. London & Sydney, 1986; Edwards D. The Futures of Christianity .An analyaia of historical, contemporary and future trends within the worldvd.de Church. London & Sydney, 1987| Hous P. The Russian phoenix: the story of Russian Chriatiana AD 988-1988. London,SPDK, 1988; Olivier Climent. L'Bglise russe; gerraea de rtfaaurection // La Monde,Jeudi,

16 Juin, 1988, p.2; Steever P.D. Keeping the faith sReli-gion and ideology in the Soviet Union. Hew York,1989|6to.

Вскрывая односторонность и схематизм западной советологии при освещении положения религии, церкви и верующих в яер-вые года перестройки, диссертант отмечает правомерность и актуальность, (что ранее нами неоправданно игнорировалось) многих суждений и выводов таких авторов, как: Ван Берхен, Иозе Брукер, А.Венгер, В.Задемах, Г.Нива, М.Патрик, К.Ферейс и др.-*-. С конца 80-х годов, когда начали активно утверждаться демократические свобода и права человека в советском обществе, на Западе появились аналитические материалы, лишенные политизированной окраски, исчезли эмоции и тенденциозность. Начинает формироваться и крепнуть конструктивный и реалистичный подход, комплексное изучение всей совокупности отношений государства, правящей партии и церкви^.

Однако, философско-политологических исследований зарубежной советологии, посвященной положению религии, церкви и верующих в СССР, крайне мало.

Цель диссертационного исследования - осуществить философский анализ социально-политических и идеологических аспектов развития государственно-церковных отношений в условиях демократизации советского общества, на основании чего выработать рекомендации государственным, партийным и общественным организациям направленные на дальнейшее развитие сотрудничества верующих и неверующих, консолидацию и духовное обновление общества.

1. См. : Bercken Van Den, Ideology and Atheism 1л -the Soviet Union. Berlin and New York, 1989; Patrick Michel.La société rétrouvrfe. Politique et religion dans l'Europe soviétisée , Parle, Feyefrd, 1988; Jose de Broucker. Chrétiens en URSS, Cent réucontres pour tin millinaire // Actualités religieuses dans le monde, 15 juin 1988, P.15-36; Fereis K. L'aspect philosophique des modèles d'interprétation du marxisme-léninisme// Atheisme of foi , XXV-1, 1990, P.47-62;\Yenger A. La perestroika de ll.Gorbatschev et les croyante en Union Soviétique// La Documentation Catholique, 1963, 1988.P.568-575 etc.

2. СМ., например, 988-1988; un millénaire la christianiaa-tion de la Russie ancienne, UNESCO, 1989; Pouperd P.Le discour a la rencontre de Zagreb// Atheisme et dialogue,N 3, 1989, P.1S7-201; Thom F. Gorbi's Politics of Religion // The Salisburg Review, Vol.7, H 1, 1989, P.45-49,etc.

В диссертации поставлены следующие задачи:

- исследовать процесс а основные результаты перестройки государственно-церковных отношений в условиях демократизации советского общества;

- осуществить научный анализ развития общественно-политической активности Русской православной церкви - как наиболее крупной религиознной организации - в контексте демократических преобразований в стране;

- выявить основные тенденции в и с сл едо ват ельско -информационной деятельности западной советологии и средств массовой информации по вопросам государственно-церковных отношений, положения религии, церкви и верувдих в СССР;

- сформулировать современные подхода к организации пропаганда атеизма с учетом нового законодательства о свободе совести;

Научная, новизна исследования заключается в том, что в нем впервые:

-выявляются общественно-политические предпосылки и содержание перестройки государственно-церковшх отношений в советском обществе как один из аспектов его демократизации;

- раскрываются основные направления развития общественной и внутриконфессиональной активности Русской православной церкви в условиях обновления советского общества и государства, включая политическую и депутатскую деятельность священнослужителей;

-выявляются противоречия ааконов СССР "О свободе совести и религиозных организациях" и РС&СР "О свободе вероисповеданий";

- критически рассматривается современное состояние и разрабатываются практические рекомендации по осуществлению пропаганда научно-материалистических, атеистических идей и взглядов з соответствии с требованиями принципа свободы совести;

- анализируется эволюция взглядов зарубежной советологии 1 средств массовой информации Запада на роль и место РЩ в сизни советского общества в период 1985-1990 гг.

Теоретической и методологической основой диссертационного

исследования послужили произведения К.Маркса, ф.Энгельса, Б.И.Ленина, документы ШП и ШП съездов КПСС, Ш Всесоюзной конференции и последующих пленумов Щ КПСС, выработавших курс на обновление советского общества.

Важное методологическое значение для рабош над диссертацией имели труда русских, советских и зарубежных ученых-историков, философов, политологов, посвященные' вопросам взаимоотношений государства и церкви, отношения Коммунистической партии в религии, церкви и верующим. Автор использовал также периодические советские и зарубежные издания 1985-1990 гг. Диссертант обращался к церковно-религиозной литературе, трудам богословов и теологов.

В диссертации автор использовал материалы социологических исследований, проведенных Институтом йаучного атеизма АОН при ЦК КПСС и Институтом социологии АН СССР.

]Практяче|Ская значимость исследования состоит в том, что основные положения диссертации могут быть использованы в практике государственных, партийных и иных общественных организаций при определении форм и методов взаимодействия с религиозными организациями, общественно-политическими формированиями религиозной ориентации.

Содержащийся в диссертации эмпирический материал, предложения могут послужить базой для дальнейших исследований государственно-церковных отношений, 'а также дают возможность представить современный уровень осмысления зарубежной советологией, происходящих в советском обществе качественных преобразований в сфере государственно-церковных отношений.

Апробация работы.

Основные положения и вывода диссертации были изложены в выступлениях на "круглом столе" Москворецкого РК КПСС г.Москвы "Религия и перестройка" в мае 1989 г.; на республиканском семинаре лекторов-атеистов на тему: "Атеистическое воспитание в условиях перестройки" в г.Мосяве в ноябре 1989 г.; на научно-практической конференции Ленинградского РК КПСС г.Москвы "Идеологическая деятельность КПСС на современном этапе разви-

тия советского общества" в октябре 1990 г. и на научной конференции "Ленин и современность" в АОН Щ КПСС в апреле 1991 года, а также школах идеологического актива Ленинградского, Иоотворецкого я Пролетарского РК КПСС г.Москва в 1989-1990 гг.

Основные результаты работа опубликованы в трех статьях.

Материалы диссертации использованы авторов в лекционно-пропагандистской работе, выступлениях в периодической печати.

Структура диссертации обусловлена поставленными задачами. Она состоит из введения, двух разделов, заключения а списка использованных источников и литературы.

2. Основное ппддрдярие работы.

Во Введения обосновывается актуальность темы, анализируется состояние разработанности рассматриваемой проблемы в научной литературе, ставятся задачи и цели исследования, обобщаются основные вывода и положения, со-ставлявдие научную новизну диссертации, указываются методологические принципы разработки поставленной темы, раскрывается ее теоретическая и практическая значимость.

В первом разделе - "Социально-политические и идеологические аспекты государственно-церковных отношений в условиях демократизации советского общества" - отмечается, что начавшаяся в апреле 1985 года перестройка во всех сферах жизни советского общества потребовала качественных изменений в сфере государственно-церковных отношений.

Впервые ощутимо это проявилось в канун и во время празднования РПЦ 1000-летая крещения Руси (1988 г.). Диссертант подчеркивает, что именно начавшийся в нашей стране процесс демократических преобразований предопределил характер и масштабы юбилейных торжеств, убедительно показавших, что в сфере государственно-церковных отношений складывается принципиально новая ситуация.

Точкой отсчета в развитии этого процесса стала встреча Генерального секретаря ЦК КПСС М.С.Горбачева с патриархом Пименом и членами Синода РПЦ 29 апреля 1988 года, на которой был поднят вопрос об исправлении ошибок, допущенных в отношении к

- 10 -

церкви и верующим в предыдущие года, говорилось об участии церкви в процессах обновления советского общества, необходимости поиска "точек соприкосновения" и развития широкого общественного диалога марксистов с верующими, в особенности в нравственной сфере, "где общечеловеческие норды и о&чаи могут способствовать нашему общему делу", т.е. преобразованию нашего общества.

Состоявшаяся встреча явилась официальным признанием права религиозных организаций и верующих на активное участие в общественной жизни. Значительно ускорился возврат церкви храмов и монастырей, активизировалось строительство новых культовых сооружений, священнослужители расширили свою церковно-общественную деятельность в светских учреждениях и организациях.

Автор рассматривает эволюцию современных социально-политических и этических воззрений русского православия в • 80-е годы жизни советского общества.' Диссертант отмечает, что в процессе модернизации богословия религиозные идеологи стремились сделать церковь ближе и понятнее человеку, утвердить идею социальности Евангелия.

При раскрытии современной социально-политической позиции Русской православной церкви, автор анализирует основные направления ее социального служения: участие в борьбе за мир и согласие, в разрешении межнациональных конфликтов, в делах милосердия и благотворительности.

При этом подчеркивается, что социальная активность церкви пользуется поддержкой в обществе, находит одобрение и верующих, и неверующих граждан. Особое внимание в диссертации уделено союзному закону "0 свободе совести и религиозных организациях" и закону РСФСР "0 свободе вероисповеданий" (1990 г.), в которых получили правовое закрепление новые государственно-церковные отношения. В результате анализа этих законов автор приходит к выводу, что в целом, несмотря на ряд противоречий и спорных моментов, их принятие носит прогрессивный характер.

Оба закона юридически закрепляют права верующих и атеистов, религиозных организаций выражать и распространять свои убеждения; свободно обучать детей религии и воспитание их в соответствии с характером отношения к религии родителей или лиц, их заменяющих. В законах признается право на замену "исполнения одной обязанности на другую по мотивам убеждений, предусмотренных законодательством СССР"; оговаривается невмешательство государства во внутреннюю жизнь религиозных организаций, если она не противоречит законодательству. Законы устанавливают .право как атеистической, так и религиозной пропаганды; восстанавливаются права лиц, работающих в религиозных организациях, религиозным организациям предоставляют статус юридического лица, закрепляют право на благотворительность и миссионерскую деятельность, право собственности на сооружений. и имущества.

Новая позиция Советского государства в отношении религии и церкви, расширение сферы социальной и иной деятельности религиозных организаций создают благоприятные предпосылки к сплочению общества, единению верующих и неверующих, а также росту авторитета нашего государства в глазах мирового общественного мнения, представляют собой реализацию принципов нового политического мышления во внутригосударственной сфере.

Реальность всех этих процессов находит свое отражение и в эволюции подходов западной советологии и средств массовой информации и освещению государственно-церковных отношений в СССР в период перестройки. Автор показывает, что в своем большинстве, работы западных советологов и средств массовой информации первых лет перестройки содержали еще традиционную схему в интерпретации истории русского православия в России и в СССР, в которой преобладал не научный, а политический и пропагандистский подход, фигурировал набор устоявшихся лексических штампов с ясрко выраженной политической окраской: "кровавые преследования церкви", "катакомбная церковь" и др.

В частности, Джейн Эллис, редактор журнала "Религия в коммунистических странах", издаваемого исследовательским центром Кестон колледж, писала , что "будучи самым крупным религиоз-

ным организмом в СССР (более 50 шш. верующих), Русская православная церковь имела также наибольшее влияние на культуру и историю России и до некоторое степени соседних стран..., а сохранение Русской православной церкви и других религиозных объединений в Советском Союзе, с точки зрения Коммунистической партии, является какой-то аномалией. Коммунистическая партия Советского Союза не делает секрета из своего желания искоренить всякую религиозную жизнь,.

По мере развития демократических преобразований в СССР, все больше западных советологов переходят в реалистической ориентации, постепенно отказываются от традиционного одномерного освещения положения дел в СССР.

Таким образом перестройка знаменовала собой поворотный пункт не только в государственно-церковных отношениях в СССР, но и в западной советологии, во многом способствовав повышению интереса к происходящим в нашей стране преобразованиям, изменению общественного мнения за рубежом в пользу СССР.

Хотя эти процессы проходят неоднозначно, в тесном переплетении противоречивых оценок и взглядов, однако в целом преобладает позиция поддержки демократических преобразований в сфере государственно-церковных отношений. Это правомерно отметил Ван Берхен: "Если гласность и самокритичность, провозглашенные знаками времени в советском обществе, распространяются и на идеологическую сферу и действительно сделаются спутниками нового мышления, то можно ожидать не только изменений в советском коммунистическом историографическом подходе к вопросам христианства, но и исчезновения в дальнейшем ряда идеологических предрассудков2.

Другим положительным итогом перестройки государственно-церковных отношений в СССР стало расширение базы развития диалога марксистов и христиан, верующих и неверующих.

I. Ellis J. The Rusaian Orthodox Church: A Con-temporary Hiero-

ry, London, 1986. P.7.

2 Berchen W. Van Der. Ideology and Atheism in the USSR, Hew York, 1989, P.147.

Для примера диссертант анализирует освещение в средствах массовой информации встречи М.С.Горбачева с папой Иоанном Павлом П, которая явилась следствием эволюции в позиции по отношению к свободе совести кал Советского государства, так и Ватикана и тех перемен, которые происходят в мире в результате внедрения в систему международных отношений принципов нового политического мышления и материализации этих принципов в мировом общественном сознании. Путь, пройденный Ватиканом и СССР и приведший к встрече в резиденции главы католической церкви, не был простим и однозначным. Безусловно, первоочередная роль в самой возможности организации такой встречи принадлежит тал радикальным изменениям, которые происходят в советском обществе, в сфере отношений между государством и партией, с одной стороны, религией, церковью и верующими - с другой.

Мировое сообщество стало в очередной раз свидетелем того, что новое политическое мышление набирает силу не только в СССР, но и в католическом мире.

Во втором разделе - "Проблемы атеистической пропаганды в условиях перестройки"анализируются проблемы, возникшие перед пропагандой атеизма в процессе перестройки, в результате демократизации государственно-церковных отношений, реального утверждения в общественной жизни принципа свободы совести.

Диссертант отмечает, что современные проблемы и трудности марксистского атеизма в нашей стране уходят корнями в середину 1920-х годов, когда были преданы забвению предупреждение К.Маркса о бессмысленности применения насильственных мер против религии1 и суждение В.И.Ленина о том, что борьба с религией должна вестись "чисто идейным и только идейным оружием, нашей прессой, нашим словом"**.

В диссертации подчеркивается, что именно со второй половины 20-х годов, после смерти В.И.Лонина, в стране начал формироваться курс, направленный на изживание религии административно-командными методами. Атеизм главным образом был сведен к

1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 45. - С.474.

2. Ленин В.И. Полн.собр.соч. - Т.12. - С. 143.

антирелигиозной работе, его теоретическое осмысление отошло на второй плане. Формировалась не только нравственная атмосфера, нивелирующая личность и суверенность человека, но и игнорировались объективные законы развития общества.

Именно с этим, как представляется диссертанту, было связано отмеченное Н.Бердяевым начало "диктатуры миросозерцания, диктатуры не только политической и экономической, но и интеллектуальной, диктатуры над духом, над совестью, над мыслью"^.

Автор отмечает, что в результате этого атеизм был направлен преимущественно на разоблачение контрреволюционной роли религии и церкви. Й1ли физически уничтожены и ленинские кадры партии, которые боролись против такого отхода от марксизма-ленинизма. Удар, нанесенный Сталиным и его окружением по марксистскому атеизму, оказался мощным и сокрушительным. Историческая правда заключается в том, что в тот период жесткого подавления инакомыслия в равной степени страдали как верующие, так и неверующие, атеисты-марксисты.

Отношение к церкви и верующим, как к "досадному недоразумению", пережиткам прошлого вело к нарушению целостности общества, противопоставляло верующих и неверующих, вынуждало некоторые религиозные организации уходить в подполье, порождало религиозный экстремизм, давало пищу западной пропаганде. В данном случае налицо уход от ленинских требований, направленных против "всякого оскорбления чувств верующих, ведущего лишь к закреплению религиозного фанатизма" .

Шесте с тем, на разных этапах развития советского общества неоднократно появлялись попытки рассматривать религию как социокультурный феномен, раздавались призывы прекратить бороться с ней как с политическим противником, как с "враждебной социализму идеологией". Эти идеи содержались в работах ученых, в документах Коммунистической партии и государства, но в условиях административно-командного стиля руководства они не получали поддержки и реализации.

1. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. - М.: Прогресс, 1990. - C.I37.

2. Ленин В.И. Поли.собр.соч. - Т.38. - C.II8.

Религиозно-церковное празднование 1000-летия крещения Руси явилось своего рода ускорителем совершенствования государственно-церковных отношений, возвращения к марксистско-ленинской методологии в отношении к религии, церкви и верующим. Стало необходимостью критически подойти к бытовавшей ранее организации и к содержанию атеистической работы, которые по существу были проникнуты духом чрезмерного оптимизма "относительно темпов ослабления влияния религии"*. Это было следствием того, что масштабы и скорость отмирания религии и церкви до последнего времени определялись без учета реального уровня социального прогресса общества и неоправданно преувеличивались, а социально-экономические и гносеологические основы воспроизводства религиозности в должной мере не учитывались; самостоятельность мышления не поощрялась, а в связи с этим не могло быть воспитано и уважения к мнениям других. Когда же начался процесс перестройки общества, новые требования к гуманитарным наукам вызвали у части ученых растерянность: дала себя знать неподготовленность к критически-содержательному анализу общественного бытия. "Образовался вакуум в науке, который стал быстро заполняться публицистикой - отчасти прогрессивной, острой, деловой, а зачастую поверхностной и ненаучной, случайной"2.

Более того, сложилась ситуация, когда религия и церковь, изображаемые зачастую как угнетаемые и преследуемые атеистическим государством, стали открыто преподноситься лишь как страдающая сторона, заслуживающая сочувствия и сострадания. Одновременно их стали преподносить как чуть ли не загубленный в прошлом носитель, духовно-нравственный гарант выхода из духовного и нравственного кризиса советского общества и его обновления. Наряду с этим материализм и атеизм необоснованно стали объявляться основными виновниками бездуховности общества

1. Идеологическая работа: проблемы, поиск, опыт. Идеологический отдел ЦК КПСС, 1990. - № 1(6). - С.4.

2. Ол.: Кудрявцев В.Н. Реформа политической системы и общественная наука // Коммунист, 1989. - й 3. - С.3-13.

и одной из причин деформации социализма.

Естественно, что это способствовало церкви приобрести немалый политический капитал, сформировать общественное мнение против материалистического мировоззрения и атеизма, что требует серьезной перестройки содержания, форм и методов атеистического воспитания, выработки иных подходов к утверждению научно-материалистического мировоззрения и коммунистической морали.

Диссертант отмечает, что сегодня глубокое теоретическое переосмысление истории нашего общества зачастую подменяется односторонним подходом к ней негативной трактовкой марксизма, роли Б.И.Ленина и его теоретического и практического наследия, при этом отвергается и гуманистическое начало атеистического мировоззрения.

Представляется очевидным, что прежде всего необходимо четно разграничить атеизм, как гуманистическую традицию мировой культуры, свободомыслия, который является элементом общечеловеческих ценностей и атеизм, как продукт административно-командной системы, превращенный в своего рода инструмент политического воздействия для достижения конкретных политических целей.

Принцип атеистического мировоззрения сфокусирован на суверенности личности, в отличие от религиозного мировоззрения, он в наименьшей степени ограничивает нравственный потенциал человека, никто ему не навязывает ответственности перед какой-то потусторонней силой. Ведь известно, что краеугольный камень атеизма покоится на том, что "человек - высшее существо для человека"'''. И в этом-то и заключается основной вопрос атеизма, его гуманная и демократическая направленность. И не вина атеизма, что в течение нескольких десятилетий он претерпел столько насилия и искажений, р$вно как и нет здесь вины К.Маркса и Ф.Энгельса, В.И.Ленина, что их "последователи" сумели извратить и довести до абсурда мысли о построении гуманного и демократического общества. Поэтому стоит в очередной раз под-

I. Маркс К., Энгельс Ф. Полн.собр.соч. - Т.1. - С.422.

черкнуть неправомерность существущей по сей день точки зрения, что атеизм, материалистическое мировоззрение явились источником нравственного и духовного обнищания нашего общества. А так как атеизм является одной из составляющих мировоззренческого комплекса человека, одним из направлений научного поиска то, естественно, он не мог (даже при известной мере искажения) явиться основной причиной глобальных деформаций советского строя, повлекшей за собой разрушение культурных, нравственных и других сфер жизни.

В сущности, сегодня, когда немало советских людей отвергают атеизм, как значимое историческое явление, они тем самым выражают свое неприятие стереотипа антирелигиозной пропаганде, сложившегося за известный период развития советского общества.

Открытость, свобода выражения мнений, многопартийность кардинальным образом меняют положение в идеологической сфере, столь связанной с массовым сознанием. Исчезает монополия одной идеологии. Появление новых общественно-политических организаций, в том числе оппозиционно настроенных КПСС, означает "дробление" идеологической сферы в обществе и сверх того, появление элементов идеологической состязательности и даже серьезной борьбы.

В результате этого существенно изменяется и сама природа идеологической деятельности партии. "Объяснительные, гносеологические функции идеологии в нашем усложняющемся мире будут все более явно выходить на первый план по сравнении с прагматическими, "мобилизующими", наиболее "привязанными к политике" - отмечает советский исследователь С. Пронин-^. И это правомерно.

Важнейшей целью продвижения к гуманному, демократическому социализму, провозглашенной в Программном заявлении ХХУШ съезда КПСС, является "человек; для него создаются условия жизни и труда, достойные современной цивилизации, преодолевается отчуждение человека от политической власти, созданных им мате-

I. См.: Пронин С. Идеология во взаимосвязанном мире. - МЭ и МО. - 1988. - » 10. - С. 5-15.

риальных и духовных ценностей, обеспечивается его активное включение в общественные процессы"^-.

Диссертант подчеркивает, что принцип всесторонней, гармонично развитой личности, предусматривает многообразие взглядов и мнений в обществе.

В условиях провозглашенной свобода мнений каждый человек, исходя из своего интеллектуального и нравственного потенциала и в рамках существующего законодательства, проповедует близкие ему взгляда и идеи. Вместе с тем, отмечается, что это не означает равенства различных мнений перед истиной и, естественно, материализм, являющийся основой марксистского атеизма, не может согласовываться с религиозным мировоззрением, так как наука не признает основополагающего начала религии и противостояние мезду религией и атеиачом присуще диалектико-материа-листическому мышлению. Однако, марксистский атеизм не посягает на права верующих, не вынуждает их порвать с религиозной организацией, не отвергает право на вероисповедание, не ставит человеку в вину его набожность, а раскрывает характер и сущность религии, дает причинно-следственные объяснения религиозного мировоззрения и именно таким образом стремится через сознание и знания человека просвещать и развивать его, значительно расширить его кругозор и на базе качественно но-: вого уровня знаний помогает понять человеку иллюзорность религиозного феномена. В свою очередь религия закрепощает свободу мысли, порождает неадекватные чувства и действия, является воплощением авторитарного духа, так кап покоится на абсолютном подчинении власти бога. Но исчезновение религии будет проходить не насильственным путем, а явится закономерным результатом изменения структуры общества, его базисных начал, развития человека как личности.

"Религиозное отражение действительного 'мира, - отмечал К.Маркс, - может вообще исчезнуть лишь тогда, когда отношения практической повседневной жизни людей будут выражаться в прозрачных и разумных связях их между собой и с природой... Но

I. Правда, 1990, 15 июля.

для этого необходима определенная материальная основа общества или ряд определенных материальных условий существования, которые представляют собой естественно выросший продукт долгого и мучительного процесса развития""'".

Поэтому необходимо отказаться от ориентации на скорое отмирание религии и неизбегность ее окончательного преодоления к моменту достижения советским обществом какой-либо ступени развития. Более того, подчеркивает диссертант, следует рассматривать мир церкви и светский мир как комплекс реальных сил современности и изучать перспективы возмояного взаимопонимания и признания нравотвенных ценностей, а отсюда - достижения согласия и консолидации общества.

Мир, основанный на несправедливых принципах, не мояет быть устойчивым и долговечным. Основа диалога и консенсуса, предлагаемых религиозным организациям Коммунистической партией, должна базироваться на принципах равноправия как политического, так и мировоззренческого характера. Не должно быть никакой речи о выпячивании мировоззренческих разногласий. История советского атеизма показала насколько губительным для него оказался узко понятый принцип партийности и классовости. Сегодня мы наблюдаем бурный рост альтернативных марксистско-ленинской идеологии течений.

Все громче п настойчивее заявляет о себе церковь. Русская идеалистическая философская традиция, религия, йазные самодеятельные объединения, давления и партии немарксистской ориентации вступили в конкурентную борьбу с марксистско-ленинской философией за умы и сердца людей. В этих условиях пропаганда научно-материалистического мировоззрения и атеистическое воспитание утратили характер господствовавшей и поддерживаемой государством официальной идеологии, стали открытыми для критики. На победу в общественном сознании марксистский атеизм может сегодня рассчитывать исключительно за счет обоснованности и привлекательности своего мировоззрения и системы ценностей. Однако, отмечает автор, представляет еще определенную трудность дать ответы на все вопросы, вставшие сегодня перед

I. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т.23. - С.90.

марксистским атеизмом.

Как никогда прежде сегодня атеистическая пропаганда требует высокого профессионализма, глубокой научности, отказа от сложившихся стереотипов и штампов. Более того исторический анализ развития атеизма в советском обществе показал, что атеизм, как одно из направлений научных исследований, не может быть монополизирован каким-либо классом или партией, а пропагандой атеистического мировоззрения должны заниматься общественные организации, действующие в соответствии с законами страны, и объединяющие в своих рядах теоретически подготовленных пропагандистов атеизма.

Дальнейшее развитие двух мировоззренческих позиций в обществе - материалистической и идеалистической должно проходить в духе взаимного уважения, признания права каждой на существование и взаимодействие, что в свою очередь послужат делу консолидации всех здоровых сил и явится значительным вкладом в дальнейшее совершенствование творческого потенциала советской философской мысли.

В заключении диссертации подводятся итоги исследования, обобщаются выводы, делаются некоторые рекомендации по выработке политики в религиозном вопросе, намечаются пути дальнейшего решения лроблеш.

публикациях:

1. Эволюция западной советологии и средств массовой информации в освещении положения религии, церкви и верующих в'СССР // В сб. "Религиозное и национальное в духовной жизни и культурном наследии народов" - М.: АОН ЦК КПСС, 1991.

2. Некоторые вопросы организации атеистической пропаганда б условиях демократизации советского общества / Резонанс, Москва, 1391. - Д»Г 7-9.

3. Церковь и перестройка /Резонанс, Москва, 1991 - №27

х

X

*

Основные положения диссертации отражены в следующих

За*.М1-

ШБ АСЕ ЦК КПСС г.Ыосхва, 117606, пр.Вернадского,84