автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.02
диссертация на тему:
Религиозные организации в современном политическом процессе: на примере протестантских организаций США

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Царевский, Андрей Николаевич
  • Ученая cтепень: кандидата политических наук
  • Место защиты диссертации: Нижний Новгород
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.02
Диссертация по политологии на тему 'Религиозные организации в современном политическом процессе: на примере протестантских организаций США'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Религиозные организации в современном политическом процессе: на примере протестантских организаций США"

На правах рукописи

Царевский Андрей Николаевич

Религиозные организации в современном политическом процессе: на примере протестантских организаций США

Специальность 23.00.02 - политические институты, процессы и

технологйи

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук

'Г ш

Нижний Новгород 2013 год

005535902

Диссертация выполнена на кафедре теории политики факультета международных отношений ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Научный руководитель

доктор политических наук, заведующий кафедрой теории политики ННГУ им. Н.И. Лобачевского Рыхтик Михаил Иванович

Официальные оппоненты: Дахин Андрей Васильевич,

доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и политологии ФГБОУ ВПО «Нижегородский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации »

Конышев Валерий Николаевич

доктор политических наук, профессор кафедры теории и истории международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета

Ведущая организация: ФГБУН «Институт Соединенных Штатов Америки и

Канады Российской академии наук» (ИСКРАН)

Защита состоится «19» ноября 2013 года в 14:00 ч. на заседании Диссертационного совета Д.212.166.10 в Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского по адресу: 603005, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, д. 2, факультет международных отношений, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке ННГУ им. Н.И. Лобачевского по адресу: 603950, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23, корп. 1.

Автореферат разослан «./.*/.» ...октября.. 2013 года

Ученый секретарь Диссертационного Совета,

кандидат исторических наук,

доцент

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования.

Взаимодействие религиозной и общественной жизни является одной из важнейших проблем в любом государстве. Церковь или любая иная религиозная организация, претендуя на авторитет «высшей морали», в своей деятельности неизменно стремится обрести часть функций, традиционно присущих структурам власти - определение важнейших направлений развития общества, целей самого развития, а также толкования главных событий, происходящих в стране, согласно понятиям веры.

В полной мере это касается России, где роль традиционных конфессий существенно возросла за последнее время. Создание постоянных представительств в структурах власти, участие практически в любых значимых общественных событиях, регулярные встречи политических лидеров с религиозными деятелями - всё это, с одной стороны, позволяет говорить о некотором возвращении национальной модели взаимодействия религии и государства (традиционной для России дореволюционного периода).

Несмотря на роль религиозных организаций в духовной консолидации общества и способности участвовать в разрешении проблем межконфессионального диалога, слишком близкие их отношения с властью зачастую подвергаются критике как несоответствующие демократическим ценностям современной России. Правомерность поддержки церковью политического режима, а также стремление ввести в обществе определённые «правила поведения» согласно религиозным установкам зачастую вызывают негативную реакцию.

В подобных условиях актуальной становится выработка определённой национальной модели взаимодействия церкви и государства, при которой была бы возможной реализация позитивной роли религиозных структур (в качестве консолидирующей силы в обществе, посредника между властью и народом, организатора межконфессионального диалога) при нивелировании их «срастания», сохранении плюрализма мнений и свободы вероисповедания в стране.

Одной из подобных национальных моделей обладают США, где взаимодействие церкви и государства можно проследить на всём протяжении исторического развития. Можно провести некоторые аналогии между деятельностью церквей в России и США, а также учесть американский опыт в этой области.

Обращение к культурным и институциональным аспектам развития церкви даёт возможность понять содержание современных политических процессов, и, таким образом, раскрыть внутренние механизмы политического курса Соединенных Штатов. Несмотря на конфессиональный плюрализм, наблюдаемый в США, ведущие позиции по-прежнему

остаются за организациями евангелического характера, ведущими своё начало с самого момента зарождения американской государственности.

Актуальность исследования именно протестантских церквей объясняется их доминированием в социокультурном ландшафте США по сравнению с другими конфессиями. Именно они составляют силу, участвующую в формировании мировоззренческих установок большинства американских граждан. Кроме того, исследование протестантизма как некоей квинтэссенции «американского духа» позволяет обратиться к огромному количеству материалов и работ, накопленных за время развития политического процесса и общественной жизни в США.

Таким образом, США являются тем примером государства, где религиозные организации играют существенную роль в политическом процессе. На наш взгляд, именно на примере протестантизма представляется возможным наиболее полно рассмотреть подобные тенденции и решить поставленные задачи исследования.

Объект исследования - религиозные институты в политических процессах современного государства.

Предмет исследования - механизмы взаимодействия религиозных организаций и политических институтов на примере протестантских организаций в современных политических процессах в США.

Цель исследования - выявление объективных и субъективных факторов, механизмов и технологий участия христианских протестантских организаций в политическом процессе в США.

В соответствии с поставленной целью сформулированы задачи исследования:

1. Систематизировать формы, средства и методы воздействия религиозных организаций на процесс разработки и принятия политических решений органами государственной власти.

2. Выявить основные направления деятельности церквей в государстве

3. Охарактеризовать проблемы взаимодействия религиозных организаций и общества

4. Проанализировать главные этапы эволюции протестантских организаций в

США

5. Рассмотреть особенности внутренней структуры указанных религиозных организаций США

6. Оценить фактор протестантских организаций в политическом поведении американских граждан

7. Определить основные перспективы дальнейшего развития протестантских организаций США

Хронологические рамки исследования определяются спецификой изучаемого предмета и этапами эволюции религиозных организаций США. Процесс формирования базовых аспектов взаимодействия религии и политики начался там ещё до обретения независимости, сыграв свою роль в формировании основных принципов американской государственности. Большинство ценностей и традиций, появившихся в США и неразрывно связанных с религией, уходят своими корнями в ранний период образования и развития колоний. К началу XX в. можно говорить о формировании основных структур и механизмов религиозных организаций, которые мы можем обнаружить и в настоящее время. Однако любые изменения в политическом процессе США сказываются также и на деятельности церквей, стремящихся не снижать степень своего воздействия на американское общество и политический процесс, в целом.

Степень научной разработанности проблемы.

Пристальное внимание тема религии в политике получила уже в постсоветское время. Исследователи стремились преодолеть односторонность «классового» осмысления вопросов веры и церкви, в котором последняя рассматривалась почти исключительно как «средство угнетения», инструмент в руках государства.

Смена подхода потребовала нового исследования политики, культуры, социологии. Вышло сразу несколько работ, посвященных этой теме: Гараджи В.И., Никитиной А.Г., Шведова В.И. В них подробно сравниваются взаимосвязь религии и политики, их функции.

Фактор религии в этнополитических процессах и в вопросе этнической идентичности и развитии этнонационализма рассматривается в работах O.A. Белькова, JI.M. Дробижевой, И.М. Кузнецова, A.B. Понеделкова.

Сопоставление религиозной и государственной составляющих в процессе формирования идейных и ценностных основ жизни, рассматривается М.В. Ильиным, Я.А. Пляйсом, JI.C. Сморгуновым, А.И. Соловьёвым, А.Д. Шутовым.

Рассмотрением фактора религии в рамках изучения конфликтов в России и мире можно обнаружить в работах Е.П. Бажанова, Д.Б. Малышевой, P.A. Явчуновской, Д.М. Фельдмана.

Роль религии в формировании политических взглядов, а также взаимосвязь доктрин различных конфессий и политических учений подробно анализируются Т.А. Алексеевой.

Влияние религиозных институтов на общественную жизнь, а также вопросы регулирования работы церквей рассматриваются О.В. Гаман-Голугвиной.

Психологические аспекты религиозного мышления и их роль в политическом процессе исследует Е.Б. Шестопал.

Уделяется внимание и такому направлению в исследованиях, как религиозный модернизм и постмодернизм, где упор делается на социальную составляющую религии, её связь с политическими событиями. Эта тема разрабатывается A.C. Ваторопиным.

В отечественной политологии до сих пор не существует работ, полностью посвященных решению проблем определения роли религиозных организаций в политическом процессе. Отечественные исследователи не раз обращались к изучению отельных аспектов политики или религии, но вместе два этих объекта исследования оказывались достаточно редко.

Тем более мало внимания уделялось именно фактору религиозных организаций в формировании политики США.

Работы J1.H. Великовича делают упор на экономическую составляющую политической системы. Подобные тенденции сохраняются в исследованиях A.A. Кисловой применительно к политической жизни США в первой половине XIX в.

Исследование Д.Е. Фурмана - напротив - рассматривает религию в качестве одного из факторов, повлиявших на становление политической системы США.

Другой подход к религии - как к фактору, оказавшему непосредственное влияние на ход истории США - применяется уже в 1980-е гг. Ш.А. Богина указывала на роль пуританской этики в развитии американского политического процесса.

Фактор религии в электоральной сфере США занимает особое место в исследованиях. Публикации A.B. Журавского, посвященные выборам 2004 г., во многом раскрывают партийную составляющую этого вопроса, анализируют соотношение конфессиональной и партийной принадлежностей избирателей.

Особую роль играет исследование религии в качестве важного элемента стратегической культуры США, который оказывает непосредственное воздействие на формирование политического курса. Важный вклад в разработку этого вопроса внесли представители Нижегородской школы американистики. Анализом данной проблемы занимались такие исследователи, как O.A. Колобов, М.И. Рыхтик, A.A. Сергунин, A.C. Макарычев, М.Г. Макарычева, В.Н. Конышев, C.B. Субботин, О.О. Хохлышева, A.B. Чумак.

В последние годы появились и другие работы, посвященные роли религии в США, однако обобщающего, целостного исследования, рассматривающего фактор религиозных организаций в политическом процессе, ещё нет.

Тем не менее, теоретические разработки отечественных и зарубежных исследователей создают основу для углублённого анализа места и роли религиозных организаций США применительно к политическому процессу.

В отличие от отечественной, американская академическая традиция уже давно приступила к изучению роли религии в политическом процессе своей страны и всего мира.

Основная роль церквей и религии в целом видится многими исследователями в распространении определённых ценностей, способных оказывать воздействие на политическое поведение индивидов и на политический процесс. Сами церкви при этом обеспечивают регулярные «места сбора», где отдельные граждане могут обсуждать текущие политические дела и обмениваться мнениями. Подобные взгляды можно встретить у С. Вербы, С. Шлоцмана, Г. Брэди.

По мнению Р. Вуоллиса и С. Брюса, немаловажным остаётся вопрос секуляризации религии, её постепенной эволюции на фоне общей либерализации доктринальных установок, попытки некоего компромисса с набирающими силу ценностями современного мира.

М. Прэтг и П. Форман говорят о роли религии в современном обществе, при которой церкви должны рассчитывать степень участия в политическом процессе, не отклоняясь от своей «божественной» миссии.

Говоря о ценностях, распространяемых религией, американские исследователи не могут пропустить традиционную для них тему прав человека, которые во многом совпадают с нормами христианской морали. С. Апплби, Дж. Б. Хехир являются представителями данного направления.

Исследователи также обращают внимание на роль религиозного фактора в становлении политической системы государства. Пример США в этом смысле является наиболее ярким. Так, Е.С. Морган рассматривает протестантизм как одну из главных причин американской революции. Подобные традиции были продолжены Л. Бенсоном, который анализировал вопросы религии уже в контексте партийной системы, электорального процесса.

Р. Формизано, будучи последователем Л. Бенсона, рассматривая политические партии США, в качестве причины их формирования называет не социоэкономические и классовые противоречия, а фактор религии, в данном случае - евангелические традиции, противостоящие масонским.

Роль религии в происхождении партийной системы исследуется М. Холтом как противостояние католиков и протестантов между коренными американцами и иммигрантами. В отличие от них, Джеймс Рейхли анализирует глубинные причины влияния религии на политику, отмечая, что они обе играли важнейшую роль в истории человечества.

Сюда же можно отнести и группу исследований, посвященных анализу так называемой «исторической миссии» США.

Среди них особого внимания заслуживают статьи В.Р. Мида, в которых он рассматривает влияние евангелистов на современную американскую внешнюю политику, где библейские догматы и принципы порою превосходят здравый смысл.

Политические эссе Дж.Б. Джудиса также посвящены анализу библейских мотивов в политике США. Сравнивая современную ситуацию с прошлым, он приходит к выводу об универсальности данных протестантских догматов в американской политической концепции.

Дж. Гэллап также анализирует роль религиозных институтов в формировании мышления и базовых ценностей американцев.

Специфика формирования самих церквей также привлекает внимание исследователей. Так, Ф.Р. Джонсон и И.Ф. Финсет рассматривают историческое развитие механизмов функционирования крупнейших церквей в США, подчёркивая «конвенционный принцип» баптистского течения и более строгую, упорядоченную структуру церквей методистов, а Э. Штетцер прогнозирует дальнейшую эволюцию институтов ведущих религиозных организаций страны.

Рассмотрение церквей в политической системе США обладает рядом тенденций. Прежде всего, исследователей интересует их роль в свете лоббистской деятельности, а также особенности их влияния на процесс принятия политических решений. При этом религиозные организации стремятся «достичь не просто изменений в политическом курсе государства, а его коренного пересмотра» (Д.Дж. Хофреннинг). Ключевым здесь становится изучение подобной деятельности церквей, которые «находятся среди других групп, представленных перед правительством» (Л.Э. Эберсоул). В свою очередь, они сами рассматривают подобную деятельность как «служение» (Р. Бек).

Рассмотрение религиозных организаций как институтов возможно и при анализе электорального процесса. По мнению Дж.К. Грина, как раз «принадлежность к религиозному сообществу играет значение в политике». В целом, исследователями подчёркивается роль церквей в «оценке кандидатов», а также отмечается рост консервативных тенденций среди религиозно настроенных избирателей, что выражается в большей поддержке республиканцев на выборах.

В связи с этим выявляется и нормотворческая функция церквей в американском обществе, ставится вопрос о «гражданской религии», основная роль которой, считает К. Уолд - «обеспечивать стандарты, по которым можно судить о поведении народа». Соответственно, церкви позиционируют себя как «обладающих мудростью, позволяющей оценить мировой порядок, а также ищущих возможность улучшения» (Д. Рут-Хеффелбоуэр).

По словам Д.Е. Кэмпбелла, они стимулируют политическую активность американских граждан. Для многих жителей США они вообще являются единственным способом приобретения гражданских навыков, а также способом их реализации.

Таким образом, давая характеристику степени изученности проблемы в зарубежной исследовательской литературе, можно говорить о том, что, несмотря на детальное изучение роли религии в политической системе США, авторами также уделяется мало внимания институциональным аспектам развития церквей. Деятельность тех или иных структур, которыми располагают религиозные организации, анализируется лишь применительно к какому-либо аспекту политической деятельности - выборам, лоббизму и т.д.

Всё это говорит о необходимости проведения комплексного исследования, которое позволит рассмотреть все сферы участия религиозных организаций в политическом процессе США,

Теоретико-методологическая база диссертации.

Методологические принципы данного исследования представлены на нескольких уровнях.

Первый уровень носит дескриптивный характер. Автором были сгруппированы факты, характеризующие содержание деятельности религиозных организаций в политическом процессе США по хронологическому и функциональному принципам, определены участники и выявлены элементы новаторства и преемственности.

Второй уровень — экспланативный. Автором проанализированы исследуемые явления, представлена собственная интерпретация и определены причинно-следственные связи. Исследование объясняет, каким образом происходила эволюция роли религиозных организаций применительно к политическому процессу, показывает функциональные направления работы церквей, получившие наибольшее распространение. Автор пользовался как дедуктивными объяснениями (выводящими закономерности, которые распространяются на весь процесс развития церквей), так и вероятностными (индуктивными и на основе аналогии - те, которые имеют более частный характер и могут быть применены ко всему изученному материалу лишь с определенной долей условности).

На их основе стало возможным применение следующих теоретических операций: сравнения; обобщения в виде рабочих гипотез и закономерностей; классификация изучаемых процессов и явлений.

Третий уровень - это подтверждение в результате исследования ряда гипотез, сложившихся на начальной стадии ознакомления с проблематикой, их проверка источниками и научная верификация. Для верификации гипотез использовались условно реактивные (мнения основных участников рассматриваемых процессов, опубликованные в печати) и

нереактивные методы (изучение исторических документов), а также метод кейз-стадиз, позволяющий применять конкретные случаи из политической практики США для определения закономерностей и выявления основных принципов участия религиозных организаций в политическом процессе.

Таким образом, научно-теоретическую основу исследования составляет институциональный подход, позволивший изучить деятельность церквей в США в качестве сложившихся организаций, обладающих собственными сложными механизмами и структурами, гибко встраивающимися в политический процесс, находя своё место во взаимоотношениях власти и общества.

Бихевиоральный подход позволил осуществить рассмотрение количественных и качественных характеристик политических процессов в области религии, проанализировать специфику поведения граждан в электоральном процессе и динамику изменения их отношения к различным силам социально-политического характера, в том числе их реакцию на деятельность религиозных организаций.

Также был применён и нормативный подход, т.к. к числу источников исследования относятся нормативно-правовые и законодательные акты в области ограничения деятельности церквей, их отделения от государства, а также ряда вопросов по соотношению религиозных свобод и прав человека.

При уточнении понятийно-терминологического аппарата использовался междисциплинарный подход, основанный на применении теоретических достижений политологии, социологии и права.

В определении морально-ценностных установок, лежащих в основе принципов функционирования любой церкви, использовался аксиологический подход, позволивший выявить ценностные основания деятельности религиозных организаций.

Автором также применялся системный подход и структурно-функциональный анализ. Процесс функционирования религиозных организаций является сложной системой, состоящей из компонентов, элементов и подсистем, имеющих определенные взаимоотношения между собой: координацию, субординацию и иерархию. Каждый из компонентов системы обладает своими функциями, т.е. определенной предназначенностью в рамках реализации своей роли в обществе и политическом процессе.

Несомненной ценностью обладает метод индукции, который позволяет на основании исследования отдельных аспектов деятельности религиозных организаций делать выводы, затрагивающие закономерности эволюции их роли не только в рассматриваемый период, но и в ближайшей перспективе.

С помощью компаративистского метода были определены особенности структур различных религиозных организаций, механизмы их функционирования в качестве транслятора интересов от разных групп индивидов (определяемых по религиозному, национальному или другим признакам) к государству, преобразования требований и запросов граждан через сложившиеся представительства церквей во власти и процедуры, в форму политических решений.

Важным методом исследования является историко-генетический подход, позволяющий проследить эволюцию изучаемого процесса в течение периода развития американской политической системы.

Рассматривая методы исследования, следует отметить важность их комплексного использования.

Данное исследование, как и любая работа в сфере общественных дисциплин, не вправе претендовать на абсолютную полноту раскрытия темы и не ставит перед собой задачи дать окончательные ответы на поставленные вопросы. Работа выдвигает некоторые гипотезы, авторские интерпретации и содержит ряд обобщений, которые впоследствии могут быть подвергнуты обсуждению и дальнейшему анализу.

Эмпирическая база работы. Автор использовал несколько групп материалов:

1) документы религиозных организаций, которые дают возможность понять внутренние факторы, определяющие деятельность церквей. Источниками также являются материалы национальных съездов, установленные принципы деятельности, заявления руководящих деятелей.

2) выступления представителей самих религиозных организаций, зачастую озвучивающих мнение той или иной церкви по какому-либо вопросу.

3) материалы законодательной власти США. На основе имеющихся документов можно проследить постепенную эволюцию указанной проблемы - от частных заявлений со стороны лиц, принимающих решения (президентское «прощальное послание Д. Вашингтона», акты Т. Джефферсона и т.д.) до законодательных решений, регулирующих политическую работу религиозных организаций.

4) документы слушаний комитетов по вопросам социальной политики, реформ в области финансов и здравоохранения.

5) задокументированные результаты голосования для определения расстановки сил в Конгрессе, которая может совпадать или нет с делением на религиозные фракции, позволяет делать выводы о соотношении либеральной и консервативной группировок среди американской элиты.

6) судебные решения по религиозным вопросам (преподавание теории креационизма в США, частных школ и т.д.) позволяет выявить эффективность деятельности церквей, а также проанализировать степень их взаимодействия с органами власти, реагирующей на поднятые религиозными организациями «вопросы морали» в виде конкретных юридических мер.

7) материалы и документы научно-исследовательских центров и общественных организаций позволяют проследить эволюцию самих религиозных структур, процесс их формирования и перспективы развития в будущем. Особую важность представляют собой количественные данные по таким вопросам как число прихожан той или иной церкви, информация о финансировании и пожертвованиях со стороны бизнес-структур, объём средств, затрачиваемых на продвижение «религиозных» интересов в органах власти и т.д.

В целом, важно отметить необходимость комплексного анализа источников, их грамотного соотношения, которое позволит подкрепить частные заявления представителей той или иной церкви конкретными действиями со стороны политического истэблишмента, что выявляет эффективность взаимодействия религиозных организаций и общества в США и их участия в современном политическом процессе.

Научная новизна данной работы состоит в том, что в ней рассматривается институциональные особенности участия религиозных организаций в современном политическом процессе, что ранее не становилось предметом комплексного исследования. Их изучение позволяет во многом по-новому оценить роль религии в политическом процессе. Это помогает определить общие закономерности, принципы и технологии, отличающие функционирование церквей как неправительственных организаций. Факторы культурного и институционального характера в работе церквей интерпретируются в их неразрывной взаимообусловленности и единстве на примере политического процесса в США.

Ряд проблем, рассмотренных в диссертации (институциональные и культурные факторы, как системообразующие компоненты внутренней среды, оказывающие влияние на формирование религиозных доктрин, эволюция идеологии церквей по вопросам внешней и внутренней политики) также еще не становились предметом специальных политологических исследований.

Практическая значимость анализа роли религиозных организаций в современном политическом процессе видится в нескольких аспектах.

1) исследование взаимодействия религиозных и правительственных структур в настоящее время наиболее актуально в связи с ведущимся в нашей стране поиском эффективной системы взаимодействия конфессиональных и политических сил в новых

социально-экономических и культурно-институциональных условиях. Исследование того, каким образом религиозные организации представлены в высших эшелонах власти, поможет оценить эффективность подобного представительства в нашей стране, где имеются схожие структуры (например, «Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации»).

2) сравнительный анализ деятельности религиозных организаций в американском политическом процессе позволяет определить долгосрочные направления внутренней и внешней политики США. Изменения в её организационной основе довольно точно отражают определение приоритетов в политическом курсе в целом.

3) Исследование методов привлечения избирателей даёт возможность выявить закономерности и специфику развития политического рынка в США. Данный аспект также весьма актуален для России, где нет законодательно закреплённого принципа участия религиозных организаций в предвыборной деятельности. Опыт США в этом вопросе может оказаться весьма полезным.

4) Анализ формирования политических концепций США. Это позволяет переосмыслить ряд устаревающих, на наш взгляд, оценок американской внутренней и внешней политики, их «миссии» в свете господствующих религиозных доктрин.

5) Успешность общественно-политической работы церквей говорит о её практической значимости и для нашей страны, где система социальной помощи ещё не достигла подобного уровня развития.

6) Выводы проведенного исследования могут быть применены соответствующими экспертно-аналитическими службами России и другими официальными структурами, участвующими в планировании и обеспечении социальной безопасности страны. Возможно использование полученных выводов в процессе преподавания курсов: «Теория международных отношений», «Теория безопасности», «Мировая политика», «История международных отношений», «Страноведение», при проведении семинарских занятий по курсу «Внутренняя политика США».

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Религиозные организации активно воздействуют на процесс принятия политических решений. Важным элементом работы церквей остаётся распространение определённых ценностно-идеологических установок, особого типа мышления, основывающегося на библейских доктринах. Помимо этого, религия сама по себе играет немалую роль в формировании стратегической культуры любого государства, объясняя его место на мировом политическом ландшафте. Церковь также является каналом коммуникации между обществом и властью, выражает запросы социума, а также проводит толкование и

объяснение каких-либо политических решений правительственных структур, что говорит о наличии обратной связи.

2. Несмотря на обилие различных групп, представляющих интересы в органах государственной власти, религиозная деятельность церквей обладает рядом черт, отличающих их от других лоббистских структур. При разнообразии стратегий и самих религиозных организаций, пытающихся воздействовать на процесс принятия политических решений, их работа зачастую носит коалиционный характер, что особенно проявляется при рассмотрении вопросов, одинаково воспринимающихся различными религиозными группами в свете доктрин и учений.

3. Религиозные организации поддаются определённой классификации. На примере США можно выделить два основных течения, являющихся воплощением тенденций, характерных для религиозных институтов. Баптисты представляют собой направление так называемого «конвенционализма» - создания весьма размытой сети церквей, носящих региональный характер при верховенстве общего собрания - конвенции, собираемой в определённое время. Методисты же - наоборот - являются сторонниками относительно прочной иерархии и распределения постов в церкви сообразно с волей высших инстанций организации.

4. Религиозные организации продолжают являться неотъемлемой частью общественно-политических процессов. Церкви играют важную роль как в формировании мнения граждан относительно кандидатов на выборах, так и в побуждении их к участию в электоральном процессе.

5. Несмотря на важность роли церквей в политическом процессе, взаимосвязь светской и церковной власти в религиозных доктринах, доминирующих, может быть чётко определена (как это происходит в США). Церкви сами вносят элемент самоограничения в свою деятельность, что на уровне внутренней политики означает отказ от «срастания» с государством, а в сфере политического процесса выражается в фактическом запрете под держки какого-либо кандидата или партии на выборах.

Апробация работы. Выводы автора по общим и частным вопросам диссертационного исследования излагались на заседаниях кафедры международных отношений Нижегородского государственного университета им. H.H. Лобачевского. Основные положения диссертации были представлены в докладах, сообщениях и дискуссиях на следующих международных и всероссийских конференциях: всероссийской научно-практической конференции «Инновационное развитие современной России: ориентиры и перспективы» (Волгоград, 2010); международной конференции «Государственно-конфессиональные отношения: теория и практика» (Оренбург, 2010); всероссийской научной

конференции с международным участием «Политические институты в современном мире» (Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет, 2010); всероссийской научно-практической конференции «Альтернативный мир» (Благовещенск, 2010); международной научной конференции «Политика в текстах - тексты в политике: наука истории идей и учений» (МГУ, 2011); международной научно-практической интернет-конференции «Великие державы в контексте мирового политического процесса: история и современность» (2011); международной научно-практической конференции «Социально-гуманитарные и юридические науки: современные тренды в изменяющемся мире» (Краснодар, 2012), а также серии международных семинаров по актуальным проблемам американистики в Нижегородском государственном университете (2007, 2008, 2009).

Структура диссертации определяется целью и задачами исследования и включает введение, три главы, разделенные на параграфы, заключение, список использованных источников и литературы.

И. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность темы диссертации, проводится анализ степени ее научной разработанности, определяются цели, задачи, методология исследования, раскрывается научная новизна и практическая значимость работы.

Первая глава «Специфика генезиса и эволюции религиозных организаций как участников политического процесса» посвящена теоретическим аспектам рассмотрения вопросов развития религиозных организаций, а также формулированию основных подходов к их изучению.

В первом параграфе «Основные подходы к изучению роли религиозных организаций в политическом процессе» обзор различных теоретических представлений о процессах развития религиозных организаций, об особенностях и внутренних закономерностях их. Изучается многообразие подходов к типологии церквей: по характеру участия в осуществлении государственной власти; в зависимости от особенностей организационного строения; по региональному признаку и др.

Рассматривается институциональный аспект развития церквей (К. Уолд), их участие в лоббистской деятельности (Л.Е. Эберсоул, Д. Дж. Хоффренинг), электоральном процессе и формировании имиджа кандидатов (Дж.К. Грин), деятельности партий и политических блоков (A.B. Журавский).

Значительный интерес представляет изучение исторического развития церквей, а также складывание определённого многоконфессионального ландшафта в Новом Свете, появление современных религиозных структур, эволюция их идеологии (В.Х. Брэкни).

Процессы демократизации, по мнению К. Вельцеля, также были инициированы церквями протестантского толка, отрицавшими принципы жёсткой иерархии.

Современное положение церквей, их развитие в контексте глобальных культурных изменений современности, становления общества постмодерна и процессов детрадиционализации анализируется Д.А. Розеном.

Религиозные институты также вписываются в концепцию «мягкой силы» (Дж. Хейнс), а также «глобального гражданского общества (Д. Херберт, С. Апплби), где центральной темой становятся универсальные права человека, в частности - свобода вероисповедания (Дж. Б. Хехир).

Миротворческий потенциал религиозной деятельности объясняется их значительным влиянием в обществе и способностью привести конфликтующие стороны к диалогу, апеллируя к аспектам «высшей морали» (Д. Джонстон).

Нижегородские специалисты по международным отношениям (O.A. Колобов, М.И. Рыхтик, Д.Г. Балуев, Р.В. Кабешев, О.О. Хохлышева и др.) рассматривают роль религиозных организаций в формировании стратегической культуры, а также её роли в определении внешнеполитических приоритетов американской политики.

Таким образом, на современном этапе исследований ведущими учёными подчёркивается существенное значение церквей в различных сферах взаимодействия государства и общества, политической деятельности, процессе принятия политических решений и выработке их доктринальных оснований. Особый интерес представляет институциональный анализ церквей, ещё не получивший значительного распространения среди исследователей. То есть, необходимо сочетание исследования специфики определённой конфессии (в нашем исследовании упор делается на рассмотрение организаций протестантско-евангелического толка) и тщательный анализ институциональной структуры церквей, что будет способствовать лучшему пониманию их роли в политическом процессе.

Во втором параграфе «Зарождение и эволюция религиозных организаций в США» проводится анализ аспектов возникновения и закономерностей развития религиозных организаций в США, определяются и систематизируются основные этапы их становления в качестве участников политического процесса.

Америка изначально стала раем для различных религиозных групп с сильной мотивацией. Основной функцией церковных структур на данном этапе становилась

консолидация социума по религиозному принципу, формирование своего, относительно закрытого сообщества, развитие механизмов взаимодействия между индивидами, основанного на библейских началах в интерпретации проповедников того времени. Ни одна из многочисленных религий, в том числе и протестантизм, не получает достаточного влияния на территории будущих Соединенных Штатов Америки, чтобы установить единоверие. Уже к началу непосредственного формирования политической системы США были заложены основные принципы отношения к религии - её отделение от государства.

Религия удивительным образом не стала сдерживающим элементом развития политической системы (как это происходило в странах Старого Света). Наоборот: конфессиональный плюрализм постепенно переходил в плюрализм политический. Вера в полной мере стала фактором, определяющим мировосприятие американцев, в том числе и в политической сфере.

На примере США можно увидеть, что, зародившись ещё до возникновения самостоятельной политической системы, религиозные организации продолжают оказывать существенное, пусть и непрямое, влияние на весь политический процесс, активно взаимодействуя с обществом и на современном этапе своего развития. Особенность эволюции религиозных организаций заключается в формировании определённого «баланса сил», при котором ни одна из церквей не может получить полного доминирования в распространении своих ценностей в обществе, что также определяет специфику роли религиозных организаций в политическом процессе.

В третьем параграфе «Основные функции и направления деятельности религиозных организаций на современном этапе» рассматриваются особенности работы церквей в настоящее время, а также факторы, оказывающие на них влияние.

Сегодня религиозные организации не только способствуют распространению в обществе определённых идей и ценностей, но и делают возможной саму их реализацию, то есть способствуют более активному политическому участию со стороны граждан.

Для небольших сообществ религиозные организации являются проводниками коммуникации, позволяя тем донести до всего социума свои идеи и предложения, а также взаимодействовать с другими группами, не распадаясь на отдельных представителей. Идеологически отделяя себя от принадлежности к какой-либо одной политической силе, религиозные организации апеллируют в своих воззрениях к Богу, а, значит, меньше подвергаются воздействию со стороны различного рода блоков и коалиций.

Таким образом, на примере США можно утверждать, что религиозные организации продолжают играть существенную роль в общественно-политической жизни государства. Несмотря на глобальные изменения, оказавшие влияние как на социум, так и на весь

политический процесс, церкви по-прежнему остаются важным элементом в системе взаимосвязей между гражданами и властью. Они не только формируют морально-правовое поле, культивируя определённые ценности в сознании людей, но и выполняют ряд социальных функций.

В целом, их деятельность основана на соблюдении ряда библейских принципов, ставших идеологическим обоснованием любого шага в социальной или политической сфере. В то же время необходимо признать меняющийся характер взаимодействия общества и церквей, обусловленный глобализационными процессами, что бросает вызов роли религиозных организаций в общественной жизни и в самом государстве в будущем.

Во второй главе «Механизмы воздействия религиозных организаций на политический процесс» систематизируются основные особенности внутренней структуры церквей в США, их участие в избирательном процессе, а также выделяются виды деятельности, оказывающие влияние на принятие политических решений.

В первом параграфе «Особенности внутренней структуры религиозных организаций США» анализируются базовые принципы формирования и функционирования церквей, их институциональные аспекты.

Южная баптистская конвенция и Объединённая методистская церковь представляют два вида подобной структуры.

В первом случае речь идёт о так называемом «конвенциональном», относительно свободном сообществе церквей, обладающих широкой автономией, собирающихся раз в год для обсуждения и выработки общей позиции по основным проблемам современности, а также согласования действия для их решения. Баптистская церковь обладает весьма разветвлённой и развитой структурой конгрегаций, что позволяет ей охватывать широкий спектр потенциальных избирателей. Высокий уровень проповеднической работы также обеспечивает сильные позиции данного конфессионального направления. Работа с прихожанами, регулярная публикация посланий, в которой излагаются основные взгляды баптистов на внутреннюю и внешнюю политику США - всё это обеспечивает значительную поддержку среди населения.

В случае Объединённой методистской церкви можно говорить о более жёсткой структуре с единым центром, проводящим политику в рамках всей организации. В то же время тип структуры, представленный Методистской церковью, демонстрирует возможные проблемы, испытываемые религиозными организациями на современном этапе. Высокий уровень мобильности в американском обществе, а также стремительное развитие средств коммуникации ослабляют влияние жёсткой иерархической системы, на которой основана методистская церковь.

Во втором параграфе «Средства и методы воздействия религиозных организаций на процесс разработки и принятия политических решений органами государственной власти США» анализируются способы влияния церквей на принятие политических решений.

Так называемое «религиозное отстаивание интересов» включает в себя лоббистскую деятельность (так, как она определена Налоговой службой США), а также любые другие способы влияния на общественную политику, в Белом доме и федеральных агентствах, судебные тяжбы для продвижения своих политических целей, мобилизацию электората и воздействие на него для решения определённых задач.

Рост числа организаций, представляющих интересы религиозных организаций, поистине впечатляет. Уже к 1960 г. их было 32, в 1980 г. - 67, в 2000 - 158, в 2010 - 211. Исследователями приводятся следующие данные относительно процентного распределения церквей, интересы которых представляют религиозные организации: Католическая церковь -19%, евангелические протестанты в целом - 18%, другие протестанты - 8%.

Говоря о суммах, выделяемых религиозными организациями на продвижение своих планов, исследователи останавливаются на 390 млн долларов в год. 46 групп ежегодно выделяют для реализации своих целей от 1 до 5 млн долларов, и только 18 - более 5 млн долларов.

В США религиозные организации активно воздействуют на процесс разработки и принятия политических решений. В то же время, несмотря на обилие различных групп, представляющих интересы в органах государственной власти, данная деятельность обладает рядом черт, отличающих церкви от других лоббистских структур. Прежде всего, это связано с самой теологической сущностью задач и идей, которыми они руководствуются. Кроме того, немаловажным становится воздействие на общественное мнение, когда религиозные группы, по сути, становятся связующим звеном между избирателями и государственными структурами.

Примером для религиозных организаций в России может служить то, что, несмотря на разнообразие стратегий американских церквей, которые пытаются воздействовать на процесс принятия политических решений, их работа зачастую носит коалиционный характер, что особенно проявляется при рассмотрении вопросов, одинаково воспринимающихся различными религиозными группами в свете доктрин и учений.

В третьем параграфе «Роль религиозных организаций в избирательном процессе США» рассматривается участие церквей в выборном процессе, а также их основные механизмы воздействия на него.

Как и в случае с лоббистской деятельностью, избирательный процесс предполагает коалиционную деятельность различных церквей, объединённых по принципу поддержки тех или иных принципов и идеалов, которые должны быть реализованы в политике. Религиозные организации предлагают верующим не только определённый стиль мышления относительно поведения тех или иных кандидатов, но и различные виды коммуникации, информации и т.д.

Для США является вполне приемлемым участие церкви в выборах на уровне силы, способной стимулировать граждан к участию в них. Не имея возможности заручиться прямой и официальной поддержкой крупнейших религиозных организаций, политические деятели в своей риторике стараются следовать сложившимся моральным принципам, чтобы обеспечить себе поддержку избирателей из различных религиозных групп.

В то же время именно на прихожан нацелена предвыборная агитация. Зная основные постулаты той или иной церкви, партии обладают информацией о настроениях среди потенциальных избирателей, стремясь привлечь их на свою сторону.

На основании результатов выборов 2004, 2008 и 2012 гг. можно судить о поддержке верующими того или иного кандидата.

Религиозная традиция 2004 2008 2012

Керри Буш Обама МакКейн Обама Ромни

Протестанты / христиане других конфессий (в целом) 40 59 45 54 42 57

«Белые» евангелисты-протестанты 21 79 26 73 20 79

«Белые» протестанты неевангелисты 44 55 44 55 44 54

Протестанты-афроамериканцы 86 13 94 4 95 5

Католики - «белое население» 43 56 47 52 40 59

Католики -латиноамериканцы 65 33 72 26 75 21

Интересным также является соотношение голосов избирателей по такому критерию, как посещение церквей.

Посещаемость церковных учреждений Керри Буш Обама МакКейн Обама Ромни

более одного раза в неделю 35 64 43 55 36 63

раз в неделю 41 58 43 55 41 58

несколько раз в месяц 49 50 53 46 55 44

несколько раз в год 54 45 59 39 56 42

никогда 62 36 67 30 62 34

На основе результатов выборов можно проследить роль религиозных организаций в электоральном процессе. Ценности и принципы, распространяемые ими в обществе, побуждают верующих отдавать свои голоса за республиканцев, в то время как Демократическая партия теряет влияние даже среди католиков, всегда считавшихся её сторонниками. Возникает и обратный эффект: люди, не склонные к участию в религиозной жизни, традиционно голосуют за демократов, и республиканцы теряют эту поддержку.

Для России показательным является отказ американских церквей от открытой поддержки кандидатов. Применение подобных принципов в нашей стране могло бы поправить репутацию церкви, способствовать формированию её позитивного имиджа в качестве независимой «третьей силы».

В третьей главе «Перспективы развития религиозных организаций США как субъектов политического процесса» рассматриваются вызовы и проблемы, с которыми им приходится сталкиваться, а также основные направления, в рамках которых церкви могут действовать в будущем.

В первом параграфе «Проблемы участия религиозных организаций в политическом процессе» анализируется ряд разногласий в условиях их взаимодействия с обществом и властью.

Теологический консерватизм церквей, порой доходящий до религиозного фундаментализма, не всегда позволяет достичь компромисса по ряду важных проблем -вопросы абортов, использования человеческих эмбрионов для получения стволовых клеток и т.д. Результативность деятельности церквей очевидна. Так, в США число людей, считающих аборты противозаконной операцией, неуклонно растёт. 82% из тех, кто является противниками абортов, заявляют, что основную роль в формировании их взглядов по этому вопросу сыграла религия. Практически все крупные церкви являются противниками

операции: 63% белых протестантов-евангелистов, 45% католиков, 50% темнокожих протестантов.

Осложнено также понимание морального и ценностного обоснования тех или иных политических решений, продвигаемых религиозными группами. Культивируемый ими образ политика-христианина идёт вразрез с атеистическим мировоззрением многих американцев.

Имеющиеся идеологические установки не всегда позволяют религиозным организациям наладить продуктивный диалог с той частью американского общества, которая вообще не может быть включена в сферу их теологической деятельности. Речь идёт о религиозных меньшинствах, в первую очередь - об исламском сообществе, взаимоотношения с которым становятся важным аспектом работы религиозных организаций.

Таким образом, пример США демонстрирует, что, несмотря на весьма успешное взаимодействие религиозных организаций и общества в современном государстве, в нём прослеживается и ряд аспектов, носящих весьма проблематичный характер.

Подобные трудности характерны и для церкви в России. Поиск компромиссов и гибкое реагирование на любые вопросы современности оказывается затруднено теологическим консерватизмом, свойственным всем церквям.

Во втором параграфе «Основные направления развития религиозных организаций в США» рассматриваются перспективы деятельности церквей в политическом процессе.

Вероятным является сохранение доминирования идеологического компонента в их работе, направленного на распространение моральных ценностей и идеалов сквозь призму библейского восприятия мира. Церкви всё ещё остаются поборниками ряда моральных норм, становясь своеобразными «судьями» любого значимого события, происходящего в стране.

В электоральном процессе можно говорить о прежних тенденциях, характерных для американской политической системы, выражающихся в своеобразном «сотрудничестве» консервативно настроенных политиков и деятелей церкви. Так, в США Республиканская партия по-прежнему ассоциируется у американцев с решениями, направленными на защиту ценностей религиозного характера (51% американцев считает так), в то время как образ демократов связан с отстаиванием индивидуальных свобод (52%). Вполне вероятно, что партийные деятели будут использовать данный ресурс влияния на общественное мнение. В особенности это касается Республиканской партии, считающейся среди большинства американцев (55%) дружественно настроенной по отношению к вопросам веры. В свою очередь, демократы, скорее всего, также попытаются реализовать определённый потенциал верующего электората. Можно говорить о продолжении мер, направленных на изменение «антирелигиозного» имиджа партии.

В то же время, несмотря на достаточно консервативные позиции, религиозные организации не остаются в стороне и от глобальных вызовов современности. Проблемы окружающей среды, вопросы применения новейших технологий - всё это постепенно входит в их повестку дня.

Возрастает и роль церквей как посредников между различными слоями населения, представителей их интересов во властных структурах. Это является важным, если учесть рост противоречий между различными культурами и национальностями, являющимися неотъемлемой частью «плавильного котла» Америки. Церкви могут способствовать налаживанию диалога между конфликтующими сторонами.

Таким образом, несмотря на сохранение своей роли как источников «морального начала» для всего социума, религиозные организации вполне подвержены воздействию тенденций глобального характера.

Указанная деятельность представляет практическую значимость и для России, где религиозные организации ещё не включают в повестку дня все «проблемы современности» (например, окружающей среды). Обращение к подобного рода вопросам могло бы способствовать более эффективной работе церквей в обществе, и, следовательно, стимулировать гармоничное развитие политического процесса.

В заключении подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы диссертационной работы:

1) Религиозные организации продолжают играть существенную роль в политическом процессе государства, формируя морально-правовое поле, культивируя определённые ценности в сознании людей, а также интерпретируя происходящие политические события с позиций библейских норм.

2) Церкви активно воздействуют на процесс принятия политических решений. Прежде всего, это относится к работе религиозных групп, представленных в законодательной системе, а также влиянию на общественное мнение.

3) Электоральный процесс также связан с религиозными организациями, который воздействуют на представления избирателей относительно политиков, а также побуждают граждан к участию в выборах.

4) Современная деятельность церквей в рамках политического процесса не лишена ряда трудностей. Поиск компромиссов и гибкое реагирование на любые вопросы современности оказывается затруднено теологическим консерватизмом, свойственным всем религиозным структурам.

5) Помимо приверженности уже традиционной «повестке дня», церкви пытаются проанализировать и целый ряд других вопросов, стремясь привлечь к их решению своих

прихожан. Так, проблемы окружающей среды, использование высоких технологий, аспекты образования - всё это постепенно становится неотъемлемой частью их деятельности и риторики.

Ряд направлений участия религиозных организаций в политическом процессе могли бы оказаться продуктивными для церкви в нашей стране. Прежде всего, это относится к взаимодействию церквей в США с властными структурами, стремлению дистанцировать себя от конкретных лиц, принимающих решения, попытка найти компромисс в борьбе различных сил, что является позитивным для всего политического процесса. Привлечение «паствы» к диалогу с властью также окажется продуктивным и будет способствовать большей монолитности политической системы в России.

Опыт религиозной деятельности в США может также пригодиться и в формировании отношения к самому политическому порядку. В России, где сфера прав и свобод человека ещё носит признаки аморфности, церковь могла бы стимулировать завершение её складывания, выработке вполне чёткого и однозначного их понимания как со стороны власти, так и населения.

Таким образом, гибкое сочетание имеющихся преимуществ опыта религиозной деятельности в США может позволить сделать политику церкви в России более продуктивной, а также направить её на дальнейшее развитие политического процесса в государстве, активное взаимодействие с обществом и становление демократического и социального порядка.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора Статьи в периодических изданиях, включённых в «Перечень периодических научных изданий, рекомендуемых для публикации научных работ, отражающих основное научное содержание кандидатских диссертаций» ВАК РФ:

1) Царевский А.Н. Роль христианских религиозных движений во внешней политике США на современном этапе // Вестник Пермского университета. Серия «Политология». №1 (13). 2011.-С. 114-126.

2) Царевский А.Н. Роль религиозных организаций во внешнеполитическом процессе США // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - №8 (14), часть III. - Изд-во «Грамота». 2011.-С. 187-189.

Статьи в других изданиях:

1) Царевский А.Н. Особенности влияния религиозных институтов на внешнюю политику США // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. №3. М., 2010. - С. 338339.

3) Царевский А.Н. Религиозный компонент глобализационных процессов в США // Инновационное развитие современной России: ориентиры и перспективы, всерос. науч,-практ. конф. (2010; Волгоград). Всероссийская научно-практическая конференция, февраль-март 2010 г.: [материалы]. Волгоград. М.: Глобус, 2010. - С. 48-49.

4) Царевский А.Н. Специфика конфессионального фактора в формировании внешнеполитического курса США // Государственно-конфессиональные отношения: теория и практика. Международная конференция. Оренбург. 30 марта 2010 г. - Сб. статей / Сост. Е.В. Годовова. Оренбург: ООО «Агентство «ПРЕССА», 2010. - С. 93-95.

5) Царевский А.Н. США в конце 1990-х - начале 2000-х гг.: поиски новых форм глобального лидерства // История международных отношений: учебное пособие. В 2 Т. Т. 1. Характеристика основных тенденций развития. Под общ. ред. O.A. Колобова. Изд. 2-е, испр. и доп. Нижний Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2010. - С. 485-492.

6) Царевский А.Н. Влияние религиозных организаций на институционализацию политических процессов в США // Политические институты в современном мире. Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием 10 -11декабря 2010 г., Санкт-Петербургский государственный университет / Под общ. ред. С. Г. Еремеева, О. В. Поповой. Санкт-Петербург: ООО «Аллегро», 2010. - С. 366.

7) Царевский А.Н. Религия во внешней политике США в эпоху глобализации // Актуальные проблемы современности: материалы 5-й Всероссийской научно-практической

конференции «Альтернативный мир» (Благовещенск, 22 октября 2010 г.). Вып. 4. - отв. ред. Д.В. Буяров. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2010. - С. 223-237.

8) Царевский А.Н. Роль религиозного фактора в Гражданской войне в США // Americana. Выпуск 12. Сборник научных трудов, посвященный 150-летию начала Гражданской войны в Северной Америке. Отв.ред. И.И.Курилла. Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2011. - С. 60-77.

9) Царевский А.Н. Роль религиозных организаций в политической жизни США // Нижегородский журнал международных отношений. Осень - зима 2010. Нижний Новгород, 2010.-С. 104-108.

10) Царевский А.Н. Специфика лоббизма религиозных организаций США (на примере Католической церкви) // Власть, личность, общество: исторические, политологические и социологические исследования. Серия «Грани науки». Вып. 2 [Электронный ресурс] / под ред. A.B. Головинова, М.С. Речкова / Изд-во «Сизиф» Д.С. Петрова. Барнаул, 2011. - С. 5962.

11) Царевский А.Н. Религия в социально-политических учениях США: современный аспект развития // Материалы Международной научной конференции «Политика в текстах -тексты в политике: наука истории идей и учений» (к сорокалетию кафедры истории социально-политических учений факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова), 28 - 29 октября 2011 года. Часть вторая. Тезисы выступлений. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. - С. 175-177.

12) Царевский А.Н. Религиозный компонент в эволюции внешнеполитической концепции США как великой державы // Международная научно-практическая интернет-конференция «Великие державы в контексте мирового политического процесса: история и современность». [Электронный ресурс]. URL: http://www.tsutmb.ru/nu/nauka/index.php/razdel/meropr/-

2011 ,html?sobi2Task=sobi2Details&catid=21 &sobi2Id=215 (дата обращения: 18.12.11).

13) Царевский А.Н. Роль религиозных организаций в электоральном процессе в США на современном этапе / VI Международная заочная научно-практическая конференция «Социально-гуманитарные и юридические науки: современные тренды в изменяющемся мире» Сборник материалов конференции (15 марта 2012 г.). Краснодар, 2012. - С. 61-63.

14) Царевский А.Н. Средства и методы воздействия религиозных организаций на процесс разработки и принятия политических решений органами государственной власти США / Материалы международной научно-практической конференции «Социально-политические перспективы развития государства и общества в условиях глобализации» (27 - 28 июня 2012 г., Харьков, Украина). X.: ИФИ, 2012. - С. 29-35.

15) Царевский А.Н. Специфика конфессионального фактора в формировании политического курса США / Приднепровские социально-гуманитарные чтения: Материалы Бердянской сессии I Всеукраинской научно-практической конференции с международным участием (г. Бердянск, 22 сентября 2012 г.): в 5 частях. Д.: TOB «Інновація», 2012. ч. 4. - С. 90-92.

16) Царевский А.Н. Роль религиозных организаций в формировании внешнеполитического курса США / Материалы VI студенческой международной заочной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия: общественные науки» (13 декабря 2012 г.). Новосибирск: Изд. «СибАК», 2012. - С. 130-137.

17) Царевский А.Н. Религиозные организации и выборы в США // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. №6 (53). М., 2013. - С. 389-391.

Подписано в печать 10.10.2013 г. Формат 60x84 1/16. Бумага офсетная. Печать цифровая. Усл. печ. л. 1. Заказ № 827. Тираж 100 экз.

Отпечатано с готового оригинал-макета в РИУ ННГУ им. Н.И. Лобачевского. 603000, г. Нижний Новгород, ул. Б. Покровская, 37

 

Текст диссертации на тему "Религиозные организации в современном политическом процессе: на примере протестантских организаций США"

Федеральное агентство по образованию РФ ГОУ ВПО «Нижегородский государственный университет

им. Н. И. Лобачевского»

На правах рукописи

Царевский Андрей Николаевич

Религиозные организации в современном политическом процессе: на примере протестантских организаций США

Специальность: 23.00.02 -политические институты, процессы и технологии

Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук

Научный руководитель доктор политических наук, профессор М. И. Рыхтик

СМ О)

со со со

со

о см

С\1

СМ 05

3 °

Нижний Новгород 2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................3

ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ГЕНЕЗИСА И ЭВОЛЮЦИИ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК УЧАСТНИКОВ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.............................................................................................28

1.1. Основные подходы к изучению роли религиозных организаций в политическом процессе.................................................................................................28

1.2. Зарождение и эволюция религиозных организаций в США........................42

1.3. Основные функции и направления деятельности религиозных организаций на

современном этапе................................................................................63

ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС...........................................................76

2.1. Особенности внутренней структуры религиозных организаций США.........76

2.2. Средства и методы воздействия религиозных организаций на процесс разработки и принятия политических решений органами государственной власти США.......................................................................................................91

2.3. Роль религиозных организаций в избирательном процессе США..................102

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ США КАК СУБЪЕКТОВ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА..................................113

3.1. Проблемы участия религиозных организаций в политическом процессе.....113

3.2. Основные направления развития религиозных организаций в США..........127

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................137

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ...............141

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность заданной темы. Взаимодействие религиозной и общественной жизни является одной из важнейших проблем в любом государстве. Церковь или любая иная религиозная организация, претендуя на авторитет «высшей морали», в своей деятельности неизменно стремится обрести часть функций, традиционно присущих структурам власти - определение важнейших направлений развития общества, целей самого развития, а также толкования главных событий, происходящих в стране, согласно понятиям веры.

В полной мере это касается России, где роль традиционных конфессий существенно возросла за последнее время. Создание постоянных представительств в структурах власти, участие практически в любых значимых общественных событиях, регулярные встречи политических лидеров с религиозными деятелями - всё это, с одной стороны, позволяет говорить о некотором возвращении национальной модели взаимодействия религии и государства (традиционной для России дореволюционного периода). В то же время подобное положение вещей вызывает ряд нареканий со стороны более либерально настроенной части общества, говорящей о недопустимости «слияния» церкви и государства, делая упор на её определённый правовой статус.

Несмотря на роль религиозных организаций в духовной консолидации общества и способности участвовать в разрешении проблем межконфессионального диалога, слишком близкие их отношения с властью зачастую подвергаются критике как несоответствующие демократическим ценностям современной России. Правомерность поддержки церковью политического режима, а также стремление ввести в обществе определённые «правила поведения» согласно религиозным установкам зачастую вызывают негативную реакцию.

В подобных условиях актуальной становится выработка определённой национальной модели взаимодействия церкви и государства, при которой была бы возможной реализация позитивной роли религиозных структур (в качестве

консолидирующей силы в обществе, посредника между властью и народом, организатора межконфессионального диалога) при нивелировании их «срастания», сохранении плюрализма мнений и свободы вероисповедания в стране.

Одной из подобных национальных моделей обладают США, где взаимодействие церкви и государства можно проследить на всём протяжении исторического развития. Обращение к её культурным и институциональным аспектам дает возможность понять содержание современных политических процессов, и, таким образом, раскрыть внутренние механизмы политического курса Соединенных Штатов. Кроме того, исследование общих доктрин, принципов и технологий, используемых церквями, может способствовать правильному пониманию, оценке событий и объективному рассмотрению конкретных действий и программ, реализуемых правительством США на внутриполитической и мировой арене в контексте применяемой доктрины «Града на Холме». Традиционно превалирующими в ней являются темы избранничества и «миссионерской традиции» протестантского толка. Несмотря на конфессиональный плюрализм, наблюдаемый в США, ведущие позиции по-прежнему остаются за организациями евангелического характера, ведущими своё начало с самого момента зарождения американской государственности.

Актуальность исследования именно протестантских церквей объясняется их доминированием в социокультурном ландшафте США по сравнению с другими конфессиями. Именно они составляют силу, участвующую в формировании мировоззренческих установок большинства американских граждан. Это, однако, не отменяет присутствия в подобном раскладе сил и других христианских структур (Католической церкви), а также религий (ислам, иудаизм и т.д.). Тем более важным оказывается рассмотрение их взаимодействия и влияние на политический процесс.

Кроме того, исследование именно протестантизма как некоей квинтэссенции «американского духа» позволяет обратиться к огромному

количеству материалов и работ, накопленных за время развития политического процесса и общественной жизни в США.

В последние годы наблюдается новый всплеск интереса к изучению религиозного фактора, а также самих церквей, реализующих его влияние на политический процесс, однако большинство исследований носит преимущественно обобщающий характер, не затрагивающий институциональный аспект проблемы. В то же время сформирована значительная база знаний конкретно-исторического характера, дающая возможность обратиться к новому теоретическому осмыслению основных аспектов участия религиозных организаций в политическом процессе с особым акцентом на анализ структур самих церквей.

Определённые изменения в сознании американских граждан на современном этапе привели к некоторой переоценке имеющихся идеалов и ценностей, традиционно находящихся в поле деятельности церквей. Выработка адекватного осмысления последних веяний в культуре и понимании своего места в мире - вот что стоит на повестке дня перед ведущими религиозными организациями, стремящимися не только не потерять своих прихожан, но и привлечь новых сторонников извне.

Указанные тенденции затрагивают и сферу политики, в которой церкви проводят оценку тех или иных акций и законодательных решений в соответствии с законами «высшей морали». Соответственно, практически все участники политического процесса вынуждены реагировать на эти изменения, а также стараться следовать основным идеям и принципам, действующим в обществе, дабы не потерять своих сторонников.

Современные исследования американской партийной системы также говорят о растущем внимании к доктринально-идеологическим различиям между демократами и республиканцами в контексте религиозных установок. При этом за последние годы заметно увеличились расхождения между сторонниками обеих партий.

Анализ соперничества во время предвыборных кампаний, которое проявляется не только в выступлениях определённых лидеров либо в текстах соответствующих документов, но и в конкретных предложениях, продвигаемых в период их нахождения в Белом доме, говорит о том, что деятельность политических партий США также можно исследовать сквозь призму религиозных различий. По своим идейно-политическим и морально-ценностным приоритетам электорат Демократической партии, основу которого составляют сторонники либерально настроенных церквей, отличается от республиканцев, определённую идеологическую поддержку которым оказывают религиозные организации консервативных взглядов. Особую актуальность в этом смысле имеет изучение трактовок основных норм и ценностей, которые определяют базовые доктрины и технологии решения проблем внутренней и внешней политики, а также их интерпретацию со стороны ведущих религиозных организаций.

Отношения церкви и общества, порой отличающиеся противоречивостью, сама постановка вопроса об участии религиозных организаций в политическом процессе, возможности их встраивания в государственные структуры (путём создания координационных советов и представительств), взаимодействие различных конфессий в рамках многонационального пространства Российской Федерации - всё это заставляет обратиться к анализу подобных проблем в США, где указанные вопросы рассматривались исследователями и политиками на протяжении нескольких столетий, ещё до зарождения независимого американского государства. Можно провести некоторые аналогии между деятельностью церквей в России и США, а также учесть американский опыт в этой области.

Таким образом, США являются хорошим примером государства, где религиозные организации играют существенную роль в политическом процессе. На наш взгляд, именно на примере протестантизма представляется возможным наиболее полно рассмотреть подобные тенденции и решить поставленные задачи исследования.

Объект исследования - религиозные институты в политических процессах современного государства.

Предмет исследования - механизмы взаимодействия религиозных организаций и политических институтов на примере протестантских организаций в современных политических процессах в США.

Цель исследования - выявление объективных и субъективных факторов, механизмов и технологий участия христианских протестантских организаций в политическом процессе в США.

В соответствии с поставленной целью сформулированы задачи исследования:

1. Систематизировать формы, средства и методы воздействия религиозных организаций на процесс разработки и принятия политических решений органами государственной власти.

2. Выявить основные направления деятельности церквей в государстве

3. Охарактеризовать проблемы взаимодействия религиозных организаций и общества

4. Проанализировать главные этапы эволюции протестантских организаций в США

5. Рассмотреть особенности внутренней структуры указанных религиозных организаций США

6. Оценить фактор протестантских организаций в политическом поведении американских граждан

7. Определить основные перспективы дальнейшего развития протестантских организаций США

Хронологические рамки исследования определяются спецификой изучаемого предмета и этапами эволюции религиозных организаций США. Процесс формирования базовых аспектов взаимодействия религии и политики начался там ещё до обретения независимости, сыграв свою роль в формировании основных принципов американской государственности. Большинство ценностей и традиций, появившихся в США и неразрывно связанных с религией, уходят

своими корнями в ранний период образования и развития колоний. К началу XX в. можно говорить о формировании основных структур и механизмов религиозных организаций, которые мы можем обнаружить и в настоящее время. Однако любые изменения в политическом процессе США сказываются также и на деятельности церквей, стремящихся не снижать степень своего воздействия на американское общество и политический процесс, в целом.

Степень изученности проблемы.

Пристальное внимание тема религии в политике получила уже в постсоветское время. Исследователи стремились преодолеть односторонность «классового» осмысления вопросов веры и церкви, в котором последняя рассматривалась почти исключительно как «средство угнетения», инструмент в руках государства.

Смена подхода потребовала нового исследования политики, культуры, социологии. Вышло сразу несколько работ, посвящённых этой теме: Гараджи

1 2 3

В.И. , Никитиной А.Г. , Шведова В.И. В них подробно сравниваются взаимосвязь религии и политики, их функции.

Фактор религии в этнополитических процессах и в вопросе этнической идентичности и развитии этнонационализма рассматривается в работах O.A. Белькова, JI.M. Дробижевой, И.М. Кузнецова, A.B. Понеделкова4.

Сопоставление религиозной и государственной составляющих в процессе формирования идейных и ценностных основ жизни, рассматривается М.В. Ильиным, Я.А. Пляйсом, JI.C. Сморгуновым, А.И. Соловьёвым, А.Д. Шутовым5.

1 Гараджа В. И. Политика и религия // Наука и религия. 1991. № 3. С. 5-8.

2 Никитина А. Г. Политизация религии // Вопросы философии. 1994. № 3. С. 173-180.

3 Шведов В. И. Религия и политика // Международная жизнь. 1992. № 5. С. 48-60.

4 Бельков О. А. Национальное и национализм // Безопасность Евразии. 2005. № 4. С. 151-211.; Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / Редакционная коллегия: В. С. Магун (отв. ред.), Л. М. Дробижева, И.М. Кузнецов. М.: Издательство Института социологии РАН, 2006.; Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность./ Авт. проекта и отв. ред. Л. М. Дробижева. М.: Academia, 2002.; Понеделков А. В. Технологии управления этнополитическими процессами в Северо-Кавказском регионе. Издательство: Изд-во Северо-Кавказской академии государственной службы (СКАГС), 1999.

5 Ильин М. В. Формирование новых государств: внешние и внутренние факторы консолидации / М. В. Ильин, Е. Ю. Мелешкина, А. Ю.Мельвиль // Полис. 2010. № 3. С. 26-39; Пляйс Я. А. Соперничество государства и церкви за идейно-ценностные основы жизни // Обозреватель-Observer. 2011. № 5. С. 5-12.; Сморгунов Л. С. От интервенции к координации: возрождение государства и трансформация режимов взаимодействия государства и общества // Государственное управление в XXI веке: традиции и инновации / Отв. ред. Мысляева И. Н. М.: МАКС Пресс, 2009. С. 234-245.; Соловьев А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов

Рассмотрением фактора религии в рамках изучения конфликтов в России и мире можно обнаружить в работах Е.П. Бажанова, Д.Б. Малышевой, Р.А.Явчуновской, Д.М. Фельдмана6.

Роль религии в формировании политических взглядов, а также взаимосвязь доктрин различных конфессий и политических учений подробно анализируются Т.А. Алексеевой7.

Влияние религиозных институтов на общественную жизнь, а также вопросы

о

регулирования работы церквей рассматриваются О.В. Гаман-Голутвиной .

Психологические аспекты религиозного мышления и их роль в политическом процессе исследует Е.Б. Шестопал9.

Уделяется внимание и такому направлению в исследованиях, как религиозный модернизм и постмодернизм, где упор делается на социальную составляющую религии, её связь с политическими событиями. Эта тема разрабатывается A.C. Ваторопиным10.

В отечественной политологии до сих пор не существует работ, полностью посвященных решению проблем определения роли религиозных организаций в политическом процессе. Отечественные исследователи не раз обращались к изучению отельных аспектов политики или религии, но вместе два этих объекта исследования оказывались достаточно редко.

Тем более мало внимания уделялось именно фактору религиозных организаций в формировании политики США.

вузов. М.: Аспект Пресс, 2006.; Шутов А. Д. На руинах великой державы, или Агония власти. 1991-2003 гг. М.: Вече, 2004.

6 Актуальные проблемы международных отношений: избр. труды: В 3 т. / Е. П. Бажанов; М-во иностр. дел Рос. федерации, Дипломат, акад. М. : Науч. кн., 2001; Бажанов Е. П. Многополюсный мир: научное издание / Е. П. Бажанов, H. Е. Бажанова. М.: Восток-Запад, 2010.; Малышева Д. Б. Конфликты в развивающемся мире, России и СНГ: религиозный и этнический аспекты. М.: Наука, 1997; Явчуновская Р. А.. Лицо современного терроризма // Безопасность Евразии. 2005. № 3. С. 490-496.; Фельдман Д. М. Конфликты в мировой политике. М.: Наука, 1997.

7 Алексеева Т. А. Современные политические теории. M: РОССПЭН, 2000.

8 Гаман-Голутвина О. В. Метафизика элитных трансформаций в России. Полис: Политические исследования. 2012. № 4. С. 23-40.

9 Шестопал Е. Б. Политическая психология: Учебник для вузов. М: ИНФРА-М, 2002.

10 Ваторопин A.C. Религиозный модернизм и постмодернизм // Социологические исследования. 2001. № U.C. 5483.

Работы JI.H. Великовича11 делают упор на экономическую составляющую политической системы. Подобные тенденции сохраняются в исследованиях A.A. Кисловой12 прим�