автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему: Религиозный аспект византизма и русская национальная духовность
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Чернова, Ирина Борисовна
Введение.
Глава 1 Феномен национальной духовности.
1.1 Национальная духовность: структура, сущность, связь с личной и религиозной духовностью.
1.2 Развитие представлений о русской национальной духовности в русской философии Х1Хвека.
Глава 2. Русская национальная духовность в зеркале византийского наследия.
2.1.Византизм: поиск определения и общая характеристика.
2.2 Анализ византийских влияний на русскую культуру.
2.3. Анализ византийских влияний на формирование права и государственной идеологии.
Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Чернова, Ирина Борисовна
В современной России, переживающей глубокий кризис во всех сферах жизни общества, особую обеспокоенность вызывает состояние духовности нации. И это не случайно. После дискредитации социалистического строя были потеряны и идеалы, которым следовали многие поколения советских людей, которые определяли смысл их существования в мире. Но, как писал о русском человеке еще Л.П.Карсавин, «ради идеала он готов отказаться от всего, пожертвовать всем; усомнившись в идеале или его близкой осуществимости, являет образец неслыханного скотоподобия или мифического равнодушия ко всему».(57.322) Сейчас мы становимся свидетелями справедливости этих слов. Образовавшийся духовный вакуум быстро заполняется самыми низкопробными идеалами и ценностями, торжествует культ денег, роскоши и силы, а ценность самой человеческой жизни стремительно приближается к нулю. Благотворную почву для своей деятельности нашли в нашей стране многочисленные религиозные секты, и даже фашиствующие организации. Их влиянию особенно подвержена молодежь - будущее нации.
Требуется ли для преодоления бездуховности, царящей в российском обществе, новая национальная идея? Несомненно, но чтобы быть действенной, она должна учитывать достижения духовного развития русского народа, специфику формирования русского национального характера. Поэтому важное значение имеет философский анализ как самого феномена духовности вообще, так и специфики русской духовности в частности.
Кроме того, в конце XX в. в отношениях между народами не только России, но и всего мира обнаруживаются две тенденции. С одной стороны, экономические и политические интересы подталкивают народы к интеграции: создаются мощные транснациональные корпорации, политические союзы, унифицируются стандарты в области науки и техники. Осознано наличие целого ряда проблем, решение которых невозможно в отдельно взятой стране, но должно быть задачей всего человечества. Это борьба со СПИДом, преступностью, экологическим кризисом, ликвидация угрозы ядерной катастрофы.
Во главе процессов консолидации народов в настоящее время стоит Запад, во главе с США, что позволяет ему выдавать собственные ценности и пропагандировать свой образ жизни как наиболее прогрессивный и соответствующий общечеловеческим нормам. Россия, со времен петровских реформ связанная с Западом неразрывными культурными узами, тем не менее не стала вполне его частью, так как в глубине национального самосознания русского народа сохранилось византийское духовное наследие, к которому она и обращается как только начинает искать собственное «лицо».
С другой стороны, резко возросло количество межнациональных и межконфессиональных конфликтов, усиливаются дезинтеграционные процессы, желание противостоять нивилированию национальных идеалов и ценностей.
Анализируя сложившуюся ситуацию, С.Хантингтон отмечает: «Я полагаю, что в нарождающемся мире основным источником конфликтов будет уже не идеология и не экономика. Важнейшие границы, разделяющие человечество, и преобладающие источники конфликтов будут определяться культурой. Нация-государство останется важнейшим действующим лицом в международных делах, но наиболее значимые конфликты глобальной политики будут разворачиваться между нациями и группами, принадлежащими к разным цивилизациям. Столкновение цивилизаций станет доминирующим фактором мировой политики»( 150.33).
Для нас в этой ситуации особое значение имеет положение, сложившееся в России, являющейся родиной более сотни народов, принадлежащих разным культурным типам и вероисповеданиям. За годы советской власти, когда коммунистическая идеология стремилась всех объединить в новую историческую общность - советский народ, в сфере межнациональных отношений накопилось множество проблем и взаимных претензий, игнорируемых противоречий.
После распада СССР, мы стали свидетелями развития межнациональных отношений в направлении другой крайности - сепаратизма и неприязни, даже враждебности друг к другу некоторых российских народов. Построение серьезной, детально продуманной национальной политики становится делом государственной безопасности. Усиленное внимание к сохранению и развитию культур всех российских народов должно сочетаться с воспитанием в каждом человеке толерантности и уважения национального достоинства других людей. Пора понять, что величие России может быть основано только на единстве всех ее наро-дрв.
Русский народ является государство образующим и самым многочисленным в России. От того, как будут развиваться его отношения с другими российскими народами, какими идеями будет питаться процесс усиления русского национального самосознания, зависит стабильность и продуктивность любых межнациональных отношений в стране. Развал Советского союза подпитывался настроениями русофобии и культивацией образа русского народа как колонизатора, виновного во всех бедах. Появление же естественного интереса к корням русской духовности и русским этнопсихологическим теориям только их усиливало. Подобные настроения и сейчас сохраняются в России. По этому поводу Солженицын пишет: «Ныне патриотизм во всякой бывшей окраинной республике считается «прогрессивным», а ожесточенный воинственный национализм там никто не посмеет назвать ни «шовинизмом», ни, упаси Бог, «фашизмом». Однако к русскому патриотизму - еще от революционных демократов начала XX века - прилипло и сохраняется определение «реакционный». А ныне всякое проявление русского национального сознания резко осуждается и даже поспешно примежуется к «фашизму»»^ 127.174).
Но именно анализируя развитие русского национального самосознания, мы находим основу уникального единства всех российских народов. В русском народе в течение многих веков воспитывалось понимание того, что российское государство не может быть чисто русским, что противополагание себя другим российским народам по схеме «мы-они», даже если они принадлежат к иным, принципиально отличным от русского, культурным типам, изымает из его духовности одну из важнейших составляющих.
Ничего подобного нельзя найти ни в одном из западных народов. История британских, испанских и французских колонизаций отличается от российской и по предпосылкам, и по форме, и по результатам. Однако традиции и проблемы в межнациональных отношениях, существовавшие в Византийской империи, подобны тем, с которыми постоянно сталкивается Россия, долгое время считавшая себя ее преемницей. И, хотя гибель Византии - факт, давно ставший достоянием истории, сравнительный анализ построения отношений греков и русских к соседним народам может быть не бесполезным для оценки перспектив развития межнациональных отношений в России, покажет опасность как великорусского чванства, так и принижения национального достоинства и русского, и любого другого российского народа.
Всплеск религиозной активности, наблюдающийся в конце XX в. во всем мире, в России имеет существенную особенность. Советская эпоха в истории нашей страны отмечена не только гонениями на церковь и гипертрофированной атеистической пропагандой, но и массовыми репрессиями, расправами без суда и следствия, повсеместными нарушениями прав человека. И сейчас, как бы очнувшись от страшного сна, люди ищут покаяния и успокоения своей душе, обращаются к ранее отвергавшимся идеалам, в том числе и религиозным.
Значительная часть молодого поколения нашей страны не видит в современной России глубоких оснований для формирования чувства национальной гордости, поэтому и отмечается такая тяга к наиболее ярким, выдающимся событиям истории своего народа, свидетельствам силы его духа и творческой активности.
Отметим в этом плане роль византийской религиозной мысли, которая всегда была эталоном, критерием истинного богословия для русской православной церкви. Последняя черпала свои аргументы из византийского духовного наследия для диспутов с католиками и протестантами, для борьбы с ересями. Оттуда же она брала образы для проповедей и рекомендации как построить праведную жизнь. И в настоящее время, восстанавливая многие духовные традиции, мы обращаемся к богатому византийскому духовному наследию.
Множество новых, посвященных византийскому наследию исследований историков, философов, этнографов и искусствоведов, а также ранее недоступные работы представителей русской религиозной философии начала XX в. требуют серьезного осмысления, позволяют конкретизировать представления о положительных и отрицательных последствиях византийского влияний на русскую духовность.
Россия и в настоящее время во многом остается наследницей Византии, что и прослеживается в различных сферах жизни нашего общества. Однако приятно осознавать себя наследниками прежде всего достоинств великой культуры, а не ее недостатков. А такие тревожные параллели нередко дают о себе знать - это и чиновничий беспредел, и зависимость Церкви от государства, и отсутствие демократических традиций, и многое другое. Естественно, для нас целесообразно учитывать негативный опыт близкой нам по духу Византии, а не повторять ее ошибки.
Научная разработанность темы. Изучение феномена русской духовности сейчас привлекает внимание многих специалистов. Исследователи проблем духовности отмечают не только актуальность, но и недостаточную теоретическую разработанность этого феномена. Достаточно сказать, что определение понятия «духовность» отсутствует практических во всех имеющихся сегодня словарях и справочниках. Определенный вклад в устранение этих пробелов, в разработку методологии исследования и определение специфики феномена духовности внесли посвятившие этой проблеме свои диссертационные исследования Дугин И.М., Осипова A.B., Семенова O.A., Смирнова Л.Н., Фомина З.В. и др. Все они рассматривают духовность как феномен индивидуальной жизни личности и поэтому не обращаются к анализу социальной духовности. Между тем, генезис, типология и структура социальной, в частности, национальной духовности не могут быть вполне адекватно отражены в исследовании духовности индивида.
В 30-е годы XX века представители французской исторической школы «Анналов» - М. Блок, Л. Февр, М. "Мейерсон, Ж. Дюби, Ж. Ле Гофф и др. - разрабатывают понятие ментальное™, включающее в своё содержание многочисленные проявления духовной жизни общества. Среди отечественных исследователей, уделивших внимание разработке этого понятия можно выделить Гуревича А.Я., Лотмана Ю.М., Меле-тинского Е.М., Успенского Б.А., Сторчак В.М. и др. Кроме того, некоторые элементы национальной духовности часто исследуются отдельно. Так, вопросы национального самосознания поднимают в своих работах Дробижева Л.Н., Золотова Н.П., Иордан М.В., Уледов А.К. Бромлей Ю.В. Особенности формирования и изучения национального характера анализируют Баграмов Э.А.,Болотоков В. X.,Семёнов В.М., Сорокин П., Шпет Г., Вундт В., Овсянников-Куликовский Д.М. Соотношение светского и религиозного начал в национальной духовности рассматривают Арабаджян А.З., Гараджа В.И., Митрохин А.Н., Моисеев H.H. Национальные ценности глубоко исследованы Шадже А.Ю., Гуревич П.С., Чавчавадзе Н.З.
Работа исследователя русской национальной духовности в конце XX в. также строится не на пустом месте. Обсуждение специфики русской духовности занимало важное место в философских дискуссиях начала века и получило отражение в огромном количестве публикаций на эту тему, многие из которых стали нам сейчас доступными. Среди ведущих авторов, уделивших внимание характеристике русской духовности Бердяев H.A., Булгаков С., Достоевский Ф.М., Ильин И.А., Карсавин Л.П., Киреевсекий И.В. Соловьев B.C., Трубецкой С.Н., Франк C.JI., Хомяков A.C. и многие другие. Их работы, даже если сам термин «духовность» в них отсутствует, позволяют нам обнаружить те глубинные основы национального духа, которые остаются в нем неизменными, несмотря на все потрясения и катаклизмы, выпавшие на долю русского народа за последние сто лет, которые делают его жизнеспособным, которые и сейчас позволяют ему сохранять собственную самобытность в условиях мощного влияния массовой культуры Запада.
Среди исследований конца XIX - начала XX века, посвященных теме «Византия и Русь» выделяются труды В.С.Иконникова и Ф.И.Успенского. Последователи этих ученых В.Г.Василевский, Х.М.Лопарев, А.П.Рудаков своими работами по византологии и истории России подтверждали связь между двумя культурами, о которой в своё время писал Ф.И.Успенский, что после истории сугубо российской, византийская история имеет наиважнейшее значение для каждого культурного обывателя(114,291).
Исследование воспринятых из Византии и получивших в России новую интерпретацию и силу духовных основ также имеет свою историю. Православная духовная культура в этом плане является одной из опор в сохранении духовности народа. Еще Чаадаев поднял вопрос о благотворности этого влияния, сейчас же встает другой вопрос: является ли вообще православие необходимым компонентом воспитания русской духовности? Мы почти забыли веру своих предков. Может быть можно вовсе от нее отказаться и, наконец, стать вполне западными людьми? У этой точки зрения есть свои сторонники. Так, В.Новодворская заявляет: «Единственная задача, которую предстоит стране решить для ее спасения, - это выбор иного пути развития, западного, отказ от паллиативов Соловьева и Бердяева (для демократии несть ни эллина, ни иудея - она на всех одна).».(98.36) Об этом же пишет Е.С.Сарматин: «Представляется очевидным, что отказ от такого рода ценностей [предлагаемых западной цивилизацией - Ч.И.] во имя реанимации российской «самобытности» ведет в исторический тупик, к безнадежному отставанию страны по экономическим показателям и показателям качества жизни».(117.89). Окончательный приговор самобытности русской духовности выносит бывший консультант журнала «Вопросы философии» Е.Барабанов. В статье «Русская философия и кризис идентичности» он заявляет: «Идеологическое «сверх-Я» вновь творит мир по законам садо-мазохистского мессианизма. А утопический ретроспективам. снова погружает сознание в темные мифы коллективно-бессознательного., возвращает. к застарелому неврозу своеобразия. Симптомы его все те же: ксенофобия, страх и нетерпимость по отношению к инакомыслию, тавтология, про-ективизм, сверхценные идеи, бред национального величия, бред преследования, подозрительность к возможностям переоценок, уверенность в обладании ответам на все вопросы, религиозный обскурантизм».(11.116).
Оппоненты данной точки зрения вспоминают афоризм «что русскому здорово, то немцу - смерть» и обращают внимание на противодействие значительной части россиян реформам западного образца и культивированию западных ценностей. Они же подчеркивают, что православные идеалы и ценности стали неотъемлемой частью жизни русского человека, сохранились в подсознании народа в годы советской власти и сейчас активно возрождаются. А поэтому не лучше ли использовать из этого духовного богатства, всё лучшее, что там есть? И здесь важно не качнуться в противоположную сторону, не идеализировать прежние духовные основы, не пытаться повернуть историю вспять. К сожалению, этим недостатком отмечены труды некоторых мыслителей русского послеоктябрьского зарубежья. Например, мнению евразийцев, православие является не только демиургом русской культуры, но и ее средоточием, целью, тем, что предопределяет ее превосходство в сравнении с западной культурой, стоящей не на почве православия («единственно истинной религии»), а на почве рационализма и «упадочных форм религии» (католицизм, протестантизм).
Изъятие из русской национальной духовности православия, по их мнению, неминуемо направило бы русскую культуру на западный путь «бесплодия и разложения». Так А.В.Карташов пишет: «Русь Святого Владимира - крещенная православная Святая Русь - наша хоругвь. Углубление в эту сердцевину нашей русскости никогда не перестанет быть задачей нашего национального самосознания».(41.19) Этим словам вторят иерархи современной Русской Православной Церкви. «Есть единственный путь духовного выздоровления, - пишет епископ Красноярский и Енисейский Антоний. - Отдаление от Церкви с ее благодатным покровом передает человека во власть зла, во власть сатаны, облекающегося, чтобы прельстить неопытного, в самые изощренные образы, пытаясь имитировать добро. Только пребывающий в истинном богопочитании, то есть в вере православной, - не прельстится и оградит себя от бесовского поругания».(8.197).
Конечно, для серьезного научного исследования такие заявления -не аргумент. Да, религиозные идеалы и ценности оказались надежно усвоенными русским народом. Но вспомним Лосева А.Ф., который утверждал, что «православие, развращаясь, дает хулиганство, разбойничество, анархизм, бандитизм».(83.874). Перевернутые «с ног на голову» они однажды уже были использованы для обоснования революционного фанатизма и слепой жестокости гражданской войны. На это обращал внимание и Н.А.Бердяев, писавший, что «русская революция глубоко национально по своим результатам»(16.94)Но, с другой стороны, «если допустить, что антирелигиозная пропаганда окончательно истребит следы христианства в душах русских людей,. то. никто не пожелает нести жертвы, никто не будет уже понимать жизни как служение сверхличной цели и окончательно победит тип шкурника, думающего только о своих интересах»(16.139).
Таким образом, значение православных духовных ценностей в истории России понимается неоднозначно. Требуется всестороннее изучение места и роли духовного наследия православия в плане возможного его влиянии на русскую духовность в будущем. В связи с тысячелетием Крещения Руси подобные исследования получили новый импульс. Следует отметить работы таких исследователей как И.Экономцев, С.Хоружий, А.Кореневский, С.Аверинцев и некоторых других, которые рассматривают историю и специфику русского православия и русской духовности в целом в сравнении с византийским духовным наследием, где религия является важным, но не единственным компонентом духовности, обнаруживают православные идеи, по сей день популярные в России и их византийские аналоги.
И.Экономцев предлагает философско-богословскую концепцию русской истории, согласно которой степень духовности народа непосредственно связана со степенью его религиозности. Приближение к Богу способствует духовному подъему народа и, наоборот, удаление от Бога ведет его к духовному кризису. На основании этого положения Экономцевым делаются выводы о безусловной благотворности принятия православия русским народом и о пагубности для его судьбы последствий петровских реформ. В своих многочисленных работах, посвященных этим вопросам, данный автор указывает целый ряд действительно фундаментальных для русской культуры рецепций византизма. Это и кириллическая письменность вместе с богатой литературой на родном языке, принципиально новая система воспитания и образования, связанная с принятием новой религии, живопись и зодчество, отражающие новые мировоззренческие принципы. Однако, в самом ви-зантизме он не видит пороков, несоответствия реалий византийской жизни провозглашаемым принципам. Рассматривая историческую жизнь наций как «проявление Промысла Божия, который, конечно, не отменяет воздействия на судьбы народов политических, экономических, климатических, биологических и других факторов, но действует через них»,(165.46) Экономцев идеализирует процесс и результаты христианизации русского народа. Но если проанализировать результаты христианизации беспристрастно, то мы увидим, что вместе с религией из Византии Русью был получен и механизм взаимоотношений церкви и государства, закономерным итогом действия которого и являются, по нашему мнению, критикуемые Экономцевым реформы Петра Великого.
А.В.Кореневский, исследуя появление идеи «византийского наследия» и ее многочисленных трактовок, обращает внимание на то, что взаимоотношения государства и церкви ни в Византии, ни в России не соответствовали принципу симфонии. В посланиях старца Филофея именно царь, а не патриарх оказывается «персонифицированным выражением неразрывного единства светского и духовного начал, «броздо-держателем» церкви, хранителем истинного православного благочестия»^^!). Кроме того, Кореневский последовательно доказывает, что не следует определять дух «третьеромизма» как «диалектику агрессии», постоянно присутствующей в русском народе. Византийское наследие для России прежде всего духовное, а не политическое. Лишь тот, кто не видит разницу в этих двух началах, может говорить об агрессивности русского народа, якобы оправдываемой концепций «третьего Рима». Выводы А.В.Кореневского очень важны для нашего исследования, но они касаются лишь небольшого исторического периода формирования идеи «византийского наследия» и не затрагивают причин ее быстрого распространения и многовековой популярности в различных слоях русского народа, а также последствий ее влияния на русскую духовность. Анализ же других проявлений византизма, отразившихся в развитии русской духовности выходит за пределы научного интереса этого исследователя.
При описании характера русского народа многие авторы отмечают его религиозность, «вселенскую открытость», аскетизм, максимализм, милосердие к падшим, этатизм, недостаток средней области культуры и другие черты, воспитанные византизмом. Но на этот источник добродетелей в русском народе исследователи если и обращают внимание, то лишь вскользь, не задаваясь вопросом, почему в новых климатических, культурных и социальных условиях свойственные ему черты оказались настолько жизнеспособными, что вошли в число национальных? Среди русских философов конца XIX - начала XX века исключение составлял К.Леонтьев, пытавшийся привлечь внимание общественности к обсуждению судьбы византизма в России. Но, с другой стороны, он недооценивал значения языческих основ русской культуры, не видел того, что византизм пришел в Россию не на пустое место, что, даже считая себя наследницей Византии, наша страна все же не стала ее совершенным подобием. На этот недостаток в работах Леонтьева обращали внимание многие его критики.
Русская реакция по существу всегда враждебна всякой культуре, всякому сознанию, всякой духовности, за ней всегда стоит что-то темно-стихийное, хаотическое, дикое, пьяное», - писал о действии глубинных языческих корней русского национального характера Н.Бердяев.(19.270) Византизм, величайшая культура своей эпохи, смог облагородить эту стихию и направить ее на служение православию, которое тем не менее всегда учитывало ее наличие и даже само видоизменялось под ее воздействием.
В настоящее время появились исследования, посвященные сравнительной характеристике отдельных сторон византизма и сформированные под его воздействием русской культуры. Наиболее интересными из них являются работы Щапова Я.Н., Смолич И.К., Кореневского A.B., Раушенбаха Б.В., Мейендорфа, Прохорова Г.М., Поповой A.C., Вагнера Г.К., Лазарева В.Н., Лихачева Д.С. и, конечно же, Аверинцева С.С., ведущего исследователя влияния византизма на русскую культуру, писавшего о самых разных его аспектах.
Однако в исследованиях этих авторов констатируется наличие связи между византизмом и русской национальной духовностью, отмечается специфика русского восприятия византизма, но недостаточно анализируются причины многовековой жизнеспособности византийских рецепций во всех слоях русского народа. Нет ответа в работах указанных исследователей на вопрос о возможных последствиях для русской духовности забвения византийского наследия.' Но без освещения этого вопроса невозможно сделать вывод о судьбе византизма в России и о перспективах развития русской духовности.
Цель исследования. Дать всесторонний анализ и оценку роли религиозного аспекта византизма в русской духовности.
Задачи исследования:
- определить специфику феномена национальной духовности, выявить его структуру, формы и особенности их становления;
- конкретизировать содержание понятия «византизм», описать его главные элементы, особенно религиозный, раскрыть их генезис и роль в становлении и гибели византизма;
- проанализировать роль церкви и монастырей в распространении и сохранении византийских идеалов в России;
- выявить, каким образом идеология Российской империи, базирующаяся на принципах византизма, способствовала духовной интеграции различных народов в едином многонациональном государстве и сохранению его целостности; - прояснить актуальность идей византизма в секуляризованном обществе современной России.
Объектом исследования является процесс формирования русской духовности, отраженный в достижениях русской культуры и русском национальном характере.
Предметом исследования являются религиозно-нравственные, политические и др. идеи и ценности византизма, оказавшие влияние на формирование русской духовности и в синкретизированном виде ставшие ее неотъемлемой частью.
Методологическая и теоретическая основа исследования. Проблема национальной духовности носит полидисциплинарный характер, входит в предмет исследования социологии, этнополитологии, этнографии, психологии и т.д. Этим и объясняется комплекс и комбинация применяемых в работе методов.
Методологическую основу работы составили метод историзма, метод сравнительного, системно-структурного и функционального анализа общественных явлений, конкретность и объективность. В соответствии с этим русская национальная духовность анализируется в соотношении с другими феноменами, с одной стороны, и выделяются её элементы, свойства, функции и их место в рамках объекта исследования, с другой.
Теоретическую базу исследования составили труды философов, богословов, историков и культурологов: С.С.Аверинцева, Н.А.Бердяева, И.А.Ильина, Ф.М.Достоевского, К.Леонтьева, В.Н.Лосского, А.В.Карташова, А.В.Кореневского, И.В.Киреевского, А.С.Хомякова, С.С.Хоружего, О.Шпенглера, Г.Паламы и др. Источниками исследования послужили памятники древнерусской литературы, этнографические и исторические данные, философские исследования ви-зантизма.
Научная новизна диссертационного исследования непосредственно определяется целью и задачами работы и состоит в следующем:
- дан целостный анализ проявлений национальной духовности;
- показана роль религиозного аспекта византизма для разработки системы социальных регулятивов современной России;
- доказано, что благодаря многовековому и всестороннему влиянию византизма на русскую духовность, православные идеалы и ценности были своеобразно усвоены русским народом и отразились в системе его мировоззренческих и поведенческих стереотипов;
- обосновано положение о том, что некоторые идеи византизма могут быть использованы в концепции сохранения целостности российского государства;
- проанализирован синкрет византизма с этнонациональной идеологией России и показана его роль в современных социокультурных процессах.
Положения, выносимые на защиту;
- Специфика феномена национальной духовности определяется этнонациональным сознанием, комплексом нравственных идеалов и ценностей, выработанных в процессе развития исторической судьбы народа, национальной культурой в целом, вобравшей в себя правосознание, эстетическое восприятие мира, конфессиональную принадлежность и т.п.
- Важное место в русской национальной духовности занимает религиозно-нравственный комплекс, определяющий направление развития системы духовности в целом и выступающий как форма общечеловеческих ценностей, избирательно воспринимаемых национальным самосознанием.
• Идеалы и ценности русского православного христианства, сформированные на основе византизма, накладывали свой отпечаток на русскую национальную духовность и сохранились в ней до настоящего времени благодаря синкретизму религии и светских регулятивов. Они продолжают восприниматься миллионами верующих россиян и частью свободомыслящих людей как неотъемлемые проявления русской национальной духовности и активно используются в различных целях (воспитательных, просветительских и пр.) в секуляризованном российском обществе.
- Практика национальных отношений, осуществлявшаяся в Византии, и её принципы ведения внешней политики органично вписались в идеологию межнациональных отношений Российской империи.
- Приоритет апофатического пути богопознания, обоснованный в исихазме, с одной стороны, не позволил развиться в православной духовности рационализму и гуманизму возрожденческого типа, с другой же стороны, способствовал развитию концепции «духовной целостности» или «зрячего разума», являющейся основой философско-антропологических и историософских систем в русской религиозно-философской мысли.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования.
Результаты исследования могут быть использованы при дальнейшем научном изучении и осмыслении различных аспектов теории русской национальной духовности, в культурно-просветительской и педагогической деятельности.
Материалы работы могут быть использованы при разработке лекционных курсов и методических материалов по философии, истории, культурологии, социологии, религиоведению, а также спецкурсов по проблемам национальной духовности.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования, теоретические подходы и выводы были изложены в сообщениях на: Всероссийская научная конференция «ВОСТОК, ЗАПАД, РОССИЯ» (Ростов-на-Дону, 1993);
- Научно-практической конференции «Русский национальный ха-рак -тер: основные ценности» (Ростов-на-Дону, 1996);
- Региональной научной конференции «Духовность России: истоки и современность» (Ростов-на-Дону, 1996);
- VII Духовно-исторических чтениях «Православие и Россия: прошлое, настоящее, будущее» (Томск, 1997);
- 1 съезде кавказоведов (Ростов-на-Дону, 1999)
Структура диссертации определяется задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Религиозный аспект византизма и русская национальная духовность"
Заключение.
Изучение феномена русской духовности - задача сложная и многоплановая. Свидетельством пристального внимания философского общества к ее разработке является не только то, что редакцией журнала «Вопросы философии» регулярно организовываются «круглые столы» для обсуждения связанных с ее решением проблем, но и большое количество посвященных исследованию русской духовности конференций, статей и диссертаций не только в России, но и за ее пределами. Одним из наиболее скромных исследований данной проблематики является наша работа.
Понятие «духовность» мы определяем как формируемую в обществе способность субъекта воспринимать, осмысливать и преобразовывать действительность с точки зрения идеалов истины, добра и красоты. «Она выступает как способ самостроительства личности и конституируется в виде призвания ее носителя. Духовность связана с выбором собственного образа, своей судьбы и роли, одним словом, со встречи с самим собой», - пишет по этому поводу С.Б.Крымский(70.21).
Поскольку в историческом времени народы проявляют себя как личности, обладающие определенным характером, системой традиций и идеалов, своеобразной культурой и постоянно определяющие свою роли и положение в отношении с другими народами, мы можем говорить о национальной духовности.
Национальная духовность проявляется в культуре народа, в его национальном самосознании и характере, в его мировоззренческих и религиозных представлениях, государственном устройстве, правосознании и морали. В анализе национальной духовности эти «срезы» имеют определяющее значение.
На протяжении всей истории человечества воспитателями народов были религиозные деятели: шаманы, гуру, раввины, епископы. Регламентируя отношения человека с Богом и миром, религия предлагает ему подкрепленную высшим авторитетом систему идеалов и ценностей, побуждает его стремиться к запредельному, идти по пути духовного самосовершенствования. Как утверждает М.Н.Громов, «без сакрального фундамента общество оказывается основанным на песке»(33.58). Этот сакральный фундамент общества проявляется в специфике национальной духовности и сохраняется в ней в преобразованном виде и после секуляризации. В ходе истории национальная духовность развивается и в каждую эпоху имеет свой особый образ, причем все эти образы непременно имеют общую сущностную основу.
По нашему мнению, истоки духовности коренятся в дорефлектив-ных слоях сознания и поэтому к моменту формирования самосознания субъекта ее характерные черты, как правило, уже сформированы, хотя, конечно, и в дальнейшем не прекращают своего развития. Самосознание лишь анализирует полученное в наследство духовное богатство и, по возможности, пытается его преобразовать. В России изучение специфики национальной духовности складывается на основе анализа национальных идеалов и ценностей, особенностей национального характера и их проявлений в истории и культуре, а также на анализе истоков и вариантов представлений о русской национальной идее. В Х1Х-ХХ вв. споры по этим вопросам в среде русской интеллигенции были повсеместными. Участники, в зависимости от их мнений о достоинствах самобытной русской культуры и наиболее предпочтительных путях ее развития, обычно делятся на западников и славянофилов. Причем, в рассуждениях каждой стороны есть достоинства и недостатки, которые мы выделили в своей работе. Действительно, занимая место между цивилизациями Запада и Востока, русская культура ближе западному типу, так как имеет ; христианские корни. Но если западные культуры развивались под влиянием католицизма и протестантизма, то на ранних этапах формирования русской нации ее духовным «воспитателем» была православная Византия.
Изучение основных черт византизма помогает нам оценить степень их воздействия на становление русской духовности. Основными источниками византизма являются восточное христианство, иудейский ] мессианизм и римская идея мирового господства. Империя, ставшая христианской, воспринимается ее гражданами как священная, а все они, независимо от национального и сословного происхождения, считаются избранными уже только потому, что они - византийцы. Однако это не мешает сохранению в Византии унаследованных от римской чиновничьей элиты взяточничества и коррумпированности, дворцовых интриг, переворотов и жестоких расправ. История империи полна примеров грубости, насилия и разврата.
Стремление приблизить реальность к идеалу приводит тысячи византийцев на путь монашеского подвига. Восточное монашество, его консерватизм, аскетизм и благочестие оказали значительное влияние на формирование православной духовности. Принимая активное участие в миссионерской деятельности, византийское монашество проповедовало и среди языческого и новокрещенного населения окраин империи принципы праведной жизни: борьбу со страстями, приоритет духовных ценностей над материальными, бесконечное стяжание благодати. Незначительность успехов и размаха миссионерской деятельности Восточной церкви объясняется прежде всего ее зависимостью от государства, побуждением обращаемых не только к принятию новой веры, но и к политическому подчинению Византийской империи и непосредственно императору. Именно политическими, а не религиозными аргументами обосновывается признание Константинополя «вторым Римом». После потери других важных культурных центров' это положение столицы укрепилось, и представление о том, что падение Константинополя будет одновременно и концом света не подвергалось сомнению. Великолепие Константинополя поражало византийцев и иноземцев даже в годы упадка.
Оставаясь в течение длительного времени наиболее развитой страной региона, Византия приковывала к себе внимание соседних народов, в том числе и славян. Принятие христианства из Византии в X в. Киевской Русью способствовало не только экономическому и политическому сближению Руси с другими христианскими, особенно православными народами, но и расцвету русской культуры, наложило неизгладимый отпечаток на развитие русской духовности. Признание христианства в качестве истинной веры всеми слоями русского народа подтверждается прежде всего повсеместным принятием византийских эстетических и этических норм. Необходимость строительства по всей Руси большого количества храмов и их росписи, несоизмеримая с числом мастеров, приезжающих из Византии, приводит к созданию уже в первые века христианизации «русских школ» архитектуры и живописи. Благодаря таланту и творческой активности их лучших представителей православные храмы смогли стать неотъемлемой частью русского пейзажа, а иконы - «учебниками» богословия и воспитателями души народа. «Религиозная формация русской души, - пишет Н.А.Бердяев, - выработала некоторые устойчивые свойства: догматизм, аскетизм, способность нести страдания и жертвы во имя своей веры, какова бы она ни была, устремленность к трансцендентному, которое относится то к вечности, к иному миру, то к будущему, к этому миру»(16.9). Вплоть до XVIII в. именно храмы и монастыри оставались ведущими культурными и образовательными центрами России, проводниками и хранителями духовного византийского наследия. После реформ Петра I их влияние ослабло, но не исчезло. Причем, чем активнее западная культура со своими идеалами, ценностями и тенденциями культурного и экономического развития проникает в Россию, тем сильнее самобытность русской духовности ассоциируется с ее православными византийскими корнями. Западным принципам рационального постижения действительности противопоставляется постижение «сердцем», «умудренное неведение», стремлению к покорению природы, господству над ней - эмоциональное переживание единства с окружающим миром, который следует воспринимать как храм, а не как мастерскую. Поэтому не случайно свое отечество русский человек называет «Святой Русью». Святая Русь не сводится к пределам и реалиям существующего Российского государства. Это понятие, раскрывающее суть и конечную цель развития русской духовности, идеальное царство торжествующего Христа; мечта, с воплощением которой связывались надежды на вселенское спасение. Земным же царством, которое по идее, должно объединить всех православных христиан, признается «третий Рим», Российская империя, ставшая после падения Константинополя покровительницей православного мира.
В России идея «третьего Рима» никогда не воспринималась как возможное основание для проведения агрессивной внешней политики. «Третий Рим» должен быть защитником и помощником бедствующим и унижаемым народам, но никак не поработителем. То же самое касается всех российских народов, каждый из которых имел возможность сохранять и развивать самобытные основы своей культуры и всегда мог рассчитывать на помощь и поддержку государствообразующего русского народа. В этом смысле Россия, действительно, стала аналогом Византии и именно в контексте такого построения межнациональных отношений следует рассматривать русский мессианизм. Сохранение в русском народе мессианских чувств такого типа мы считаем необходимым условием для сохранения самой России в качестве единого многонационального государства.
Итак, в ходе своего исследования, стремясь установить подлинное значение и место византийского культурного наследия в числе факторов, оказавших влияние на формирование сущностных характеристик русской национальной духовности, мы приходим к следующему выводу.
Наиболее значительные заимствования достижений византизма Россией относятся к времени формирования русского народа как самобытного духовного субъекта, его культурных и ценностных ориентиров. Соответствуя насущным потребностям Российского государства и общества, они активно используются в ходе всей российской истории властью и духовной элитой для коррекции общественного сознания. Поэтому элементы византизма смогли проникнуть не только в систему религиозных традиций и идеалов русского народа, но и могут восприниматься как одна из фундаментальных основ русской духовности даже сейчас, спустя 1000 лет после крещения Руси, когда в результате многолетней усиленной пропаганды воинствующего атеизма и ущемления гражданских прав верующих, русский народ уже не может быть назван безусловно православным. История России, её религиозная, культурная и политическая жизнь, характер русского народа, система его традиций и нравственных идеалов не могут быть адекватно поняты и оценены без учета рецепций византизма. Причем, как мы полагаем, и в дальнейшем исследование опыта и истории этого феномена будет полезно для понимания приоритетов и перспектив развития не только духовных, но и политических процессов, судьбы России и русского народа.
Список научной литературыЧернова, Ирина Борисовна, диссертация по теме "Философия религии"
1. Абрамов А.И. Роль Византии и Болгарии в крещении Руси.// Введение христианства на Руси./Отв. ред. А.Д.Сухов. С.78-92. - М.:Мысль,1987. -302с.
2. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности. Статья первая //Новый мир. 1988. - № 7. - С.210-220.
3. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности. Статья вторая // Новый мир. 1988. - № 9. - С,227-239.
4. Аверинцев С.С. Крещение Руси и путь русской культуры /Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси /Сост. М.Назаров.- С.61-67. -М.: Столица, 1991,-463 с.
5. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Наука, 1977. - 320с.
6. Авцинова Г.И. Особенности западного и восточного христианства и их влияние на политические процессы //Социально-политический журнал. 1996.-№4.-С.222-234.
7. Аксаков И.С. Вопросы, предложенные И.С.Аксакову III отделением /И.С.Аксаков. Письма родным,- С.497-508. М.: Наука, 1988. - 704с.
8. Антоний, епископ Красноярский и Енисейский. Три рождения человеческих /Выбор судьбы: проблемы современной России глазами русских архиереев./Сост. К.Душенов С. 195-198. - С-Пб.: Царское дело, 1996.-292с.
9. Арабаджян А.З. Истоки духовности. Религия и атеизм. М.: Наука, 1993.- 110с.
10. О.Аутлева Ф.Т. Ценностно-нормативные ориентиры русского менталитета: социально-философский анализ. Дисс. канд. филос. наук., М.1996. -128с.
11. Барабанов Е.В. Русская философия и кризис идентичности //Вопросы философии, 1991. - № 8. - С.102-117.
12. Барулин B.C. Социально-философская антропология: Общие начала социально-философской антропологии. М.:Омега,1994. - 252с.
13. Белевцев И. Образование Русской православной церкви / Тысячелетие крещения Руси: Тез. докл. Международная церковно-историческая конф. М.: Изд. Моск. Патриархии, 1988.
14. Белинский В.Г. Россия до Петра Великого /Русская идея. Сост. М.А.Маслин. С.73-90. - М.: Республика, 1992. - 496с.
15. Беляев Д.К. Современная наука и проблемы исследования человека //Вопросы философии. 1981. - № 3. - С. 3-16.
16. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. -221с.
17. Бердяев H.A. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века /О Росси и русской философской культуре /Сост. М.А.Маслин. С.43-271. - М.: Наука, 1990. - 528с.
18. Бердяев H.A. Смысл истории. М.Мысль. 1990. -174с.
19. Бердяев H.A. Судьба России /Русская идея. Судьба России,- С.222-532. -М.: Сварог и К., 1997. 541с.
20. Ю.Бердяев H.A. Царство Духа и Царство Кесаря. М.: Республика, 1995. -365с.1. П. Библия.
21. Болотоков В.Х., Кумыков A.M. Национально-психологические проблемы в социологии русского зарубежья. Нальчик: Логос, 1996,- 156с.
22. З.Болотоков В.Х. Национальная психология: природа и некоторые принципы исследования. // В поисках парадигмы нации. /Под ред. В.Х.Болотокова и В.М.Семенова. С.91-113 - Москва - Нальчик,1997. -260с.
23. Болотоков В.Х. Нация и ее национально-психологический мир. Нальчик: Логос, 1996. -272с.
24. Булгаков С.Н. Два града. Исследования о природе общественных идеалов. -СПб.: РХГИ, 1997.
25. Вагнер Г.К. Искусство Древней Руси. М.: Искусство, 1993. - 255с.
26. Византизм //Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т.1. - С.500. - М.: Возрождение, 1992.
27. Винклер П.ф. Византия /Энциклопедический словарь. Сост. Брокгауз и Эфрон.-Т.П.-С.251-277.
28. Воронцова Л.М., Филатов С.Б., Фурман Д.Е. Религия в современном массовом сознании. //Социс. 1995. -№11. - С.81-91.
29. Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии /Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. С. 154-324 - М.: Республика, 1994.-368с.
30. Н.Гегель Г.В. Философия истории //Гегель Г.В. Сочинения. T.'VIII. - М.: Гос. соц-эконом. изд., 1935. - 468с.
31. Григорий Синаит. Главы о заповедях и догматах, угрозах и обетовани-ях, еще же - о помыслах, страстях и добродетелях, - и еще - о безмолвии и молитве. /Добротолюбие. - T.V. - С. 180-216. - ТСЛ, 1992. - 482с.
32. Громов М.Н. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии // Вопросы философии. 1994 - №1. -С.54-60.
33. Гулыга A.B. Русская идея и ее творцы. М.'Соратник, 1995.-308с.
34. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: Мишель и К, 1993. -453с.
35. Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов». М.: Инд-рик, 1993.-328с.
36. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. - 574с.
37. Дашков С.Б. Императоры Византии. М.: Красная площадь, 1997. -370с.
38. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Элиста: Джангар, 1993. - 672с.
39. Ю.Достоевский Ф.М. Пушкин /Русская идея /Сост. М.А.Маслин. С. 136146. - М.: Республика, 1992 - 496с.
40. U.Ducellier A. Byzance et le monde orthodoxe. P.: Colin, 1986. - 504p.
41. Дугин И.M. Духовность и нравственность: основные формы связи. / Дисс. канд. филос. наук. С-Пб., 1996. - 168с.
42. Духовность, художественное творчество, нравственность: Материалы кр.стола //Вопросы философии. 1996. - № 2. - С. 3-41.44.3олотова Н.П. Национальное самосознание как объект философского анализа./ Дисс. канд. филос.наук. М., 1997. - 146с.
43. Иваненко С. Религия и политика в современной России. // Диалог. -1993. -№8-9.-С.17-25.
44. Иларион Киевский. Слово о законе и благодати /Русская идея /Сост. М.А.Маслин. С. 18-36.- М.: Республика, 1992. - 496с.
45. XI.Ильин В.В. Ахиезер A.C. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. М.: Изд. МГУ, 1997. - 383с.
46. Ильин И.А. Большевизм как соблазн и гибель. / Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954,- Т.1.-С. 238-243,- М.: Рарог, 1992. 399с.
47. Ильин И.А. О русской идее. / Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954,- Т.1.- С. 322-331- М.: Рарог, 1992. -399с.
48. Ю.Ильин И.А. Кризис безбожия /Ильин И.А. Собр. соч. Т.1. - С.333-358 - М.: Русская книга, 1994. - 399с.
49. Я.Ильин И.А. О сущности правосознания /Ильин И.А. Собр. соч. -Т.4.149-414 М.: Русская книга, 1994. - 621с.
50. Иордан М.В. Идеальный мир нации /В поисках парадигмы нации. Под ред. В.Х.Болотокова и В.М.Семенова С.58-90. - Москва-Нальчик: НИИПМА, 1997.-260с.
51. Ипатьевская летопись / Памятники литературы Древней Руси, XI 1в.-С.344-363 -М.: Художественная литература, 1980.-704с.4,Каждан А.П. Византийская культура (Х-Х11в) М.Наука, 1968. - 233с.
52. Каллист Патриарх и сподвижник его Игнатий, Ксанфопулы. Наставления безмолвствующим /Добротолюбие. Т.У. - С.305-424. - TCJT, 1992. -482с.
53. Капустин Н.С. Особенности эволюции религии. М.:Мысль,1984.- 222с.
54. Карсавин Л.П. Восток, Запад и русская идея /Русская идея /Сост. М.А.Маслин. С.313-323 - М.: Республика, 1992,- 496с.
55. Карсавин Л.П. О личности. / Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения. т. 1-С.3-232 - М.: Ренессанс, 1992. - 325с.
56. Карсавин Л.П. Основы политики / Россия между Европой и Азией. -С.174-216. М.: Наука, 1993.-402с.
57. Ю.Карташов A.B. Воссоздание Святой Руси. М.¡Столица, 1991.- 252с.• 1.Карташов A.B. Вселенские соборы. М.: Республика, 1994. - 542с.
58. Керимов И.В. Философия истории А.С.Хомякова. По страницам одной полузабытой работы //Вопросы философии. 1988. - № 3. - С.88-105.
59. З.Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России /Киреевский И.В. Избр. статьи. С. 199-237 - М.: Современник, 1984.-383с.
60. Кирилл, митр. Смоленский и Калининградский. Через духовное обновление России к ее национальному возрождению /Выбор судьбы. Проблемы современной России глазами русских архиереев /Сост. К.Душенов,- С. 125-145- СПб.: Царское дело, 1996. -304с.
61. Ковалевский И. Юродство о Христе и Христа ради юродивые Восточной и Русской Церкви. М.: Светлячок, 1996. - 284с.
62. Концевич И.М. Оптина пустынь и ее время. Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1995.-608с.
63. Концевич И.М. Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси. Киев: Изд. Экзарха Украины, 1990. - 52с.
64. Крымский С.Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации //Вопросы философии. 1992. - № 12. - С.21-28.71 .Koublitski G. Traditions et coutumes des peuples de l'URSS. -М.:АПН,1989. 124p.
65. Культура, нравственность, религия: Материалы кр. Стола //Вопросы философии. 1989. - № 11. - С.30-64.
66. Кутепов А. Преподобный Сергий Радонежский как русский идеал святости. / Богословские труды, вып.29. - С. 183-193,- М.: Изд-во Московской патриархии, 1989.
67. Лазарев В.Н. История Византийской живописи. М.: Искусство, 1986 .-328с.
68. Лазарев В.Н. Русская иконопись: От истоков до начала XVI в. М.: Искусство, 1983. - 538с.
69. Леонтьев К. Византизм и славянство /К.Леонтьев. Избранное.- С. 19118.- М.: Московский рабочий, 1993. 400с.
70. П.Леонтьев К. Записки отшельника /К.Леонтьев. Избранное С. 187-307-М.: Московский рабочий, 1993. - 400с.
71. Леонтьев К. Письма В.С.Соловьеву. Письмо шестое /К.Леонтьев. Избранное. С.374-385. - М.: Московский рабочий, 1993. - 400с.г9.Леонтьев К. Письма В.С.Соловьеву. Письмо седьмое /К.Леонтьев. Избранное. С.386-397. - М.: Московский рабочий, 1993.- 400с.
72. О.Лихачев Д.С. Золотое слово русской литературы /Слово о полку Иго-реве. С.3-19 - М.: Художественная литература, 1987. - 223с.
73. Л.Лихачев Д.С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого. М.-Л.: Изд. всесоюзной книжной палаты, 1962. - 172с.
74. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. М.: Наука, 1970. -180с.
75. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.:1993. -959с.$4.Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви /В.Н.Лосский. Очерк мистического богословия Восточной церкви. Догматическое богословие. С.5-199. - М.: СЭИ, 1991. - 287с.
76. Лосский Н.О. Характер русского народа /Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. С.238-360. - М.: Изд-во полит, литературы, 1991. -367с.
77. Мавродин В.В. Образование Древне-русского национального государства и формирование древнерусской народности. М.: Высшая школа, 1971,- 192с.
78. Малахов B.C. Русская духовность и немецкая ученость //Вопросы философии. 1993. -№5. -С.111-114.
79. Махлаев A.B. О русском национальном характере //Социально-политический журнал. 1996. - № 4. - С.244-251
80. Мейендорф И.Ф. Церковь и государство /Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси /Сост. М.Назаров. С.281-287 - М.: Столица, 1991.- 528с.
81. Ю.Мильков В.В., Пилюгина Н.Б. Христианство и язычество: проблема двоеверия.// Введение христианства на Руси./ Отв. ред. А.Д.Сухов. -С.263-274. М.: Мысль,1987. 464с.
82. Милюков П.Н. Национальный вопрос./ Происхождение национальности и национальные вопросы в России. М.: Свободная Россия, 1925.-128с.
83. Митрохин Л.Н. Религиозная ситуация в современной России.//Социс. -1995. -№11.-С.79-81.
84. Митрохин Л.Н. Религия и мы./ Квинтэссенция. М.: Изд-во политической лит-ры,1990. - С.307-340.
85. Митрохин Л.Н. Религия и нация. / Наука и религия. 1989. - №3.-С.2-7.
86. Моисеев H.H. Современный антропогенез и цивилизационные разло-мы.Эколого-политический анализ. //Вопросы философии. 1995. - № 1.- С.3-29.
87. Муранов Б.Д. Феномен духовности и современность /Духовность России: истоки и современность: Материалы региональной науч. конф. -С.99-101. Ростов-на-Дону, 1996. - 128с.
88. Э7.Мчедлов М.П. О религиозности российской молодёжи./ Социс. 1998. -№6 - С. 107-111.
89. Новодворская В. Верую, ибо нелепо /Век XX и мир. 1991. - № 9. - С.34-37.
90. Э9.0сипова A.B. Духовность и принцип деятельности: Дисс. канд. филос. наук.-М.: 1998.- 187с.
91. Палама Г. Беседы. Т.З. - М.: Изд. Валаамского монастыря, 1994,-264с.
92. Палама Г. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М.: Канон, 1995,- 384с.
93. Панарин А. Билет в Византию //Российская федерация. 1996. - № 24.- С.47-49.
94. Петрухин В .Я. Начало этнокультурной истории Руси IX-XI вв.
95. Смоленск: Русич Гнозис, 1995.-318с. 104. Печерский Патерик /Памятники литературы Древней Руси, ХП в.
96. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М.: Республика, 1995.-509с.
97. Пространный христианский катехизис православной кафолической Восточной Церкви. Изд-во -Ново-Голутвина женского монастыря, 1992.- 104с.
98. Прошин Г.Г. Второе крещение /Как была крещена Русь. С. 10-186. -М.: Изд. полит, литературы, 1990. -318с.
99. Пьяных Е.П. Феномен русской религиозности: историческая динамика и типология.: Дисс. канд. филос. наук. Екатеринбург, 1997. -140с.
100. Раушенбах Б.В. Развитие Киевской Руси как результат ее христианизации /Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси /Сост. М.Назаров.-С.18-31-М.: Столица, 1991.- 464с.
101. Розанов В.В. Опавшие листья /Розанов В.В. О себе и жизни своей. С. 165-578. М.: Московский рабочий, 1990. - 880с.
102. Российская ментальность: Материалы кр. стола //Вопросы философии. 1994. -№ 1. - С.25-54.
103. Рудаков А.П. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии. С-Пб.: Алетейя, 1997. -295с.
104. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М.: Наука, 1987. - 782с.
105. Рыбаков Б.А. Мир истории. М.: Молодая гвардия, 1987. - 351с.
106. Сарматин Е.С. Духовные ценности и проблемы модернизации современной России /Духовность России: истоки и современность: Тез. докл. Региональная науч. конф. С.88-89. - Ростов-на-Дону, 1996. -129с.
107. Семенов В.М. Нация в единстве психологии и культуры: некоторые аспекты анализа проблемы. / В поисках парадигмы нации./ Под ред. В.Х. Болотокова и В.М. Семёнова. С.114-177. - Москва - Нальчик, 1997. - 260с.
108. Семенова O.A. Гносеология духовного: Дисс. канд. филос. наук. -Иваново, 1996.- 174с.
109. Симонов К. Немного о поэзии //Правда. 1971. - № 37. - СЛ.
110. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. М.: Наука, 1989. - 350с.
111. Слово о погибели Русской земли / Памятники литературы Древней Руси XI11в. С. 130-132. - М: Художественная литература, 1980. - 457с.
112. Слово о полку Игореве /Памятники литературы Древней Руси ХП в. С.371-387. - М.: Худ. литература, 1980. -704с.
113. Случевский К.К. Государственное значение Святого Сергия и Трои-це-Сергиевой Лавры. М.: Унив. тип., 1892. - 164с.
114. Смолич И.К.Смолич И.К. Русское монашество. Жизнь и учения старцев. М.: Православная энциклопедия, 1997,- 504с.
115. Смирнова Л.Н. Феномен духовности: социально-философский аспект анализа: Дисс. канд. филос. наук. М.:1997. - 168с.
116. Солженицин А. Русский вопрос к концу XX века. //Новый мир 1994 -№7 -С. 135-176.i28. Соловьев А. Старчество по учению святых отцов и аскетов.
117. М.: Благовест, 1995.-160с. 29. Соловьев B.C. Великий спор и христианская политика /Соловьев
118. B.C. ПСС. Т.4.-С.1-105. - С-Пб.: Обществ, польза, 1883-1887.-588с.
119. Соловьев B.C. Византизм и Россия /Соловьев B.C. Смысл любви.
120. C. 192-232. М.: Современник, 1991. -524с.
121. Соловьев B.C. Русская идея /Русская идея /Сост. М.А.Маслин.
122. Б.Ф.Егоров, В.А.Котельников, Ю.В.Стенник. С.5-22. - С-Пб.: Наука, 1994. - 261с.
123. Сторчак В.М. Архетип и ментальность в контексте религиоведения: Дисс. канд. филос. наук. М.:1997. - 146с.
124. Творогов О.В. Принятие христианства на Руси и древнерусская литература.// Введение христианства на Руси. /Отв. ред. А.Д.Сухов -С.138-161. М.:Мысль, 1987.302с.
125. Торукало В.П. Нация: история и современность. М.:1996. - 286с.
126. Трубецкой E.H. Старый и новый национальный мессианизм /Русская идея /Сост. М.А.Маслин. С.241-257. - М.: Республика, 1992. - 496с.
127. Трубецкой E.H. Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи /Философия русского религиозного искусства /Сост. Н.К.Гаврюшин. С.241-257. - М.: Прогресс, 1993. - 399с.
128. Удальцова З.В. Историко- философские воззрения светских авторов ранней Византии // Византийские очерки. С.3-22. - М.Наука: 1982. -263с.
129. Удальцова З.В. Киев и Константинополь культурные связи до XI11в. // Как была крещена Русь. - С.272-288. - М.: Политиздат, 1987. -318с.
130. Федоров B.C. О философских аспектах славянофильства в свете современной науки /Славянофильство и современность: Сб. статей, отв. ред. Б.Ф.Егоров, В.А.Котельников, Ю.В.Стенник. С.92-104. - С-Пб.: Наука, 1994.-261с.
131. Федотов Г.П. Письма о русской культуре /Русская идея /Сост. М.А.Маслин. С.379-419. - М.: Республика, 1992. - 496с.
132. Федотов Г.П. Россия и свобода //Знамя. 1989. - № 2. - С.23-26.
133. Феодор Студит. Подвижнические монахам наставления /Добротолюбие. Т.4. - ТСЛ, 1992. - 634с.
134. Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс: Вильтис, 1991. - 600с.
135. Франк С.Л. Смысл жизни //Смысл жизни. Антология /Сост. Н.К.Гаврюшин. С.489-583 - М.: Прогресс. Культура, 1994.- 591с.
136. Франк С.Л. Этика нигилизма /Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. -С. 175-210 М.: Новое время, 1990.- 211с.
137. Фомина З.В. Проблема человеческой духовности: Онтологические и аксиологические аспекты: Дисс. докт.филос. наук. Саратов, 1997.-319с.
138. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? Модель грядущего конфликта //Полис. 1994. - № 1. - С.33-48.
139. Холодный В.И. Соборное мировосприятие: теоретический и историко-философский аспекты проблемы: Дисс.докт.филос. наук: Киев, 1994.-363с.
140. Хомяков A.C. Англия /Хомяков A.C. О старом и о новом. С167-195,- М.: Современник, 1988. - 462с.
141. Хомяков A.C. К сербам. Послание из Москвы /Хомяков A.C. О старом и о новом. С.341-368. - М.: Современник, 1988. -462с.
142. Хомяков A.C. Мнение иностранцев о России /Хомяков A.C. О старом и о новом.- С.82-103,- М.: Современник, 1988. 462с.
143. Хомяков A.C. По поводу Гумбольдта /Хомяков A.C. О старом и о новом. 196-221С,- М.: Современник, 1988. -462с.
144. Хоружий С.С. Диптих безмолвия. М.:Столица, 1991. - 211с.
145. Чаадаев П.Я. Апология сумасшедшего /Чаадаев П.Я. Сочинения.-С.142-157. М.: Правда, 1991. -560с.
146. Чаадаев П.Я. Письмо Ю.Ф.Самарину 1846 г. /Чаадаев П.Я. Сочинения. С.454-456 - М.: Правда, 1991. - 560с.
147. Чаадаев П.Я. Философические письма /Чаадаев П.Я. Сочинения. -С.22-141. М.: Правда, 1991.-560с.
148. Черноус В.В. Православная духовность и цивилизационные основы государственности и правовой культуры России./ Духовность России:157истоки и современность.: Материалы региональной науч. конф. С. 1618- Ростов-на -Дону, 1996. - 128с.
149. Шадже А.Ю. Национальные ценности и человек. Майкоп: АГУ, 1996,- 168с.
150. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. - 'Минск: Попурри, 1998. - 688с.
151. Щапов Я.Н. О системах права в Древней Руси //История СССР. -1987.-№5.-С.175-181.
152. Щукин В.Г. Христианский Восток и топика русской культуры //Вопросы философии. 1995. - № 4. - с.55-69.
153. Экономцев И. Православие. Византия. Россия. М.: Христианская литература, 1992. -233с.