автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.02
диссертация на тему: Религиозный экстремизм в контексте государственно-правового обеспечения национальной безопасности современной России
Полный текст автореферата диссертации по теме "Религиозный экстремизм в контексте государственно-правового обеспечения национальной безопасности современной России"
\
ч
На правах рукописи
Скворцова Татьяна Александровна
РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
23.00.02 - политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии (юридические науки)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук
Ростов-на-Дону - 2004
Работа выполнена в Ростовском юридическом институте МВД России
Научный руководитель: доктор философских наук,
профессор
Верещагин Виктор Юрьевич
Научный консультант: кандидат юридических наук,
Алимов Дмитрий Александрович
Официальные оппоненты: доктор юридических наук,
профессор
Кашуба Юрий Анатольевич; кандидат политических наук Беспалова Татьяна Викторовна
йгпушяя ппгяннзаиия: Севсро-Кавкячекяя академия государственной службы
Защита состоится 28 декабря 2004 г. в 13 часов на заседании диссертационного совета Д. 203.011.01 по политическим и юридическим наукам в Ростовском юридическом институте МВД России по адресу: 344015, 1. Роегов-на-Дону, ул. Маршала Еременко, д. 83, ауд. 502.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ростовского юридического института МВД России.
Автореферат разослан "26" ноября 2004 г.
Ученый секре«арь
диссертационного совета
Вакула И.М.
шч-ч №21
24/7ЛР
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы диссертационного исследования. Одной 1П главных задач современного российского государства является достижение гражданского мира и согласия в обществе в рамках обеспечения национальной безопасности, являющегося гарантией его нормального функционирования. Важным компонентом обеспечения национальной безопасности поликонфессионального государства выступает прежде всего система правового регулирования государственно-конфессиональных отношений, а также наличие адекватной государственно-правовой политики, направленной на противодействие религиозному экстремизм}'.
Крайняя либерализация российской государственной религиозной политики в последнее десятилетие XX века, пришедшая на смену методичному "искоренению" религиозной традиции в советское время, привела к проникновению и распространению на территории современной России многочисленных религиозных течений и идеологий экстремистского содержания.
На Северном Кавказе и в некоторых других регионах актуализировались идеи исламского фундаментализма радикального содержания, которые представляют угрозу национальной безопасности российского государства и оказывают дестабилизирующее влияние на социально-политическую обстановку не только в нашей стране, но и за рубежом. Широкое распространение получили различные тоталитарные секты и деструктивные культы, которые в ходе осуществления своей деятельности нарушают права и законные интересы российских граждан, совершая различного рода противоправные деяния. Особую общественную опасность представляют сатанинские культы, осуществление которых связано с совершением особо тяжких преступлений: убийств и причинения тяжкого вреда здоровью.
В этой связи не вызывает сомнения необходимость выработки адекватной и действенной государственно-правовой политики в области регулирования религиозных процессов, которая обеспечивала бы эффективный контроль за деятельностью различных религиозных объединений и включала комплекс мер по противодействию религиозному экстремизму и обеспечению национальной безопасности страны, не противореча конституционно провозглашенным принципам светского государства и свободы совести и вероисповедания.
Следует признать, что в настоящее время правовая политика в
этой сфсрс нс приносит должного результата. Действующее законодательство не в состоянии реально помешать распространению деструктивных религиозных процессов, существуют определенные трудности при применении правоохранительными органами норм уголовного и административного законодательства, устанавливающих ответственность руководителей и членов экстремистских религиозных объединений за совершаемые ими противоправные деяния; отсутствует четкий механизм государственно-правовой превенции религиозного экстремизма.
Указанные обстоятельства предполагают системное исследование религиозного экстремизма как политико-правового феномена и современной правовой политики российского государства в религиозной сфере.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы, касающиеся нетрадиционных религий и взаимоотношений религиозных и светских институтов, всегда были в центре внимания отечественной науки. Исследование отдельных аспектов проблематики, составляющей предмет настоящего диссертационного исследования, было проведено в трудах Э.Г. Филимонова, И.И. Бражника, В.Н. Арестова и др., которые в условиях господствующей идеологии научного атеизма не могли стать предметом комплексного научного исследования.
В настоящее время, отличающееся радикальной либерализацией государственной религиозной политики, появилось большое количество работ, авторы которых подходят к рассмотрению обозначенной предметности с иных методологических позиций.
Анализу права человека на свободу совести и построению оптимальной модели государственно-конфессиональных отношений посвящены работы И.А. Куницина, A.C. Ловинюкова, H.A. Трофимчука и др., а также дореволюционных правоведов: М.А. Рейснера и A.C. Павлова. Актуальны публикации ученых, исследующих соотношение религии, политики и права: С.И. Самыгина, М. Мчедлова, А. Тихомирова и др.
Особый интерес представляют публикации, касающиеся сущности религиозного экстремизма, среди которых труды П.П. Баранова, В.Ю. Верещагина, М.И. Лабунца, H.H. Афанасьева, А. Нуруллае-ва и др.
Распространение в России новых религиозных течений экстремистского и деструктивного характера также нашло свое отражение в современных научных исследованиях А. Хвыля-Олинтера, М. Куроч-
киной, И.Н. Яблокова. Л.И. Григорьевой, Т. Бажан. Е.Г. Балагушкина. H.A. Трофимчука и др.
Большое количество работ посвящено исследованию исламского фундаментализма и экстремизма как в странах Ближнего Востока, так и на Северном Кавказе, среди которых труды A.A. Игнатенко. A.B. Малашенко, J1.P. Сюкияйнена, И. Добаева, А. Хвыля-Олинтера, И.В. Кудряшовой и др.
Проблемам уголовно-правовых методов борьбы с преступлениями экстремистской направленности, в том числе совершенными на религиозной почве, посвящены работы ведущих российских ученых и практиков: C.B. Бородина, В.Ю. Тихонравова, A.B. Наумова, А. Коро-бсева, С.Н. Миронова, С.Н. Фридинского и др.
Между тем соотношение религии и экстремизма является областью малоизученной и в большинстве случаев находится за пределами исследовательского интереса правоведов. До сих пор не выработано общепризнанного определения понятия "религиозный экстремизм", актуальной остается пока проблема разработки комплексной государственно-правовой политики противодействия религиозному экстремизму в контексте обеспечения национальной безопасности России.
Объектом диссертационного исследования выступают государственно-конфессиональные отношения в единстве их социальных, политических и правовых измерений, а предметом исследования является религиозный экстремизм как политико-правовой феномен.
Целыо настоящего диссертационного исследования является политико-правовой анализ религиозного экстремизма как одной из угроз национальной безопасности современной России и государственно-правовые механизмы его предупреждения и пресечения.
Для реализации поставленной цели в диссертации решаются следующие задачи:
- определить сущностные признаки религиозного экстремизма как политико-правовой категории;
- исследовать феномен оппозиционной религиозности в российском государственно-правовом пространстве;
- выявить конфликтогенные основания в правовой динамике государственной вероисповедальной политики;
- проанализировать систему международных и внутригосударственных институтов, обеспечивающих реализацию прав граждан на свободу совести и вероисповедания;
- выявить недостатки и пробелы правового регулирования в сфере противодействия религиозному экстремизму;
- обозначить систему профилактических мер. направленных на предупреждение проявлений религиозного экстремизма.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
- на основе различных интерпретаций религиозного экстремизма и методологий анализа современных конфессиональных процессов дано определение религиозного экстремизма, выявлены его сущностные признаки и предложена классификация;
- установлены основные причины возникновения и место оппозиционных религиозных объединений в государственно-правовом пространстве постсоветской России;
- проведен конфликтологический анализ государственной веро-исповедальной политики;
- критически проанализировано современное российское законодательство и основные международно-правовые документы, направленные на реализацию свободы совести и вероисповедания;
- обоснованы пути совершенствования федерального законодательства в области государственно-правового противодействия религиозному экстремизму;
- предложены концептуальные проекты государственно-правовой превенции религиозного экстремизма.
Методологическую основу диссертационного исследования составили общенаучные (системно-структурный, политико-социологический, конфликтологический) и специальные (сравнительно-правовой, историко-юридический, функциональный, формально-юридический) методы познания.
Для анализа правовой политики государства в области конфессиональных отношений использовались методы политической и юридической этнологии и антропологии, принципы политико-правового моделирования.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Религиозный экстремизм как политико-правовой феномен отличается исповеданием религиозными группами или отдельными лицами идеологии нетерпимости к представителям других конфессий и атеистам или мировоззренческой конфликгогенности в рамках одной конфессии, способствующей противоправным деяниям, нарушающим права и законные интересы граждан, государства и общества в целом.
Дсструкгивность религиозного экстремизма обусловлена как радикальными трактовками того или иного традиционного вероучения с последующим использованием его для достижения некоторыми лидерами или элитами политических или коммерческих целей, так и изначальной оппозиционностью распространяемого вероучения, каноны и догматы которого прямо призывают к экстремистским действиям.
2. Современные нетрадиционные религии, несмотря на свою организационно-конфессиональную разнородность (церковь, секта, деноминация, культ), институционализируют иной тип религиозности, радикально отличающейся от традиционной для данного общества в рассматриваемый исторический период. Для них характерна интенсификация социальных и политических функцнй религии, пропаганда новых социально-религиозных утопий обновленческой, оппозиционной либо альтернативной направленности в государственно-правовом пространстве постсоветской России.
Оппозиционное положение отдельных нетрадиционных религий обусловлено как вероисповедальной политикой российского государства, ущемляющей право на свободу совести, когда религиозные объединения вынужденно выбирают оппонирующую позицию по отношению к государству и обществу, так и искусственно создаваемой конфронтацией с окружающим социумом самими религиозными объединениями для достижения определенных целей.
3. Конфликтологический анализ российской государственной вероисповедальной политики показывает, что искусственное изъятие религиозной составляющей из жизни общества способствует деградации важнейших духовно-нравственных ценностей, глобальной унификации и десакрализации прежде всего правовой культуры, однако максималистское толкование принципа свободы совести и чрезмерная либерализация в области государственно-конфессиональных отношений также приводят, в конечном счете, к негативным последствиям для общества, лишая государственно-правовую политику нравственной легитимации.
4. Принцип отделения религиозных объединений от государства, на котором базируется современное российское законодательство в религиозной сфере, не означает их полной изоляции от общества и не исключает различных форм сотрудничества и взаимодействия с государственными органами или органами местного самоуправления.
Конституционное провозглашение свободы совести и вероиспо-
всдания не предполагает абсолютизации индифферентного отношения государства к религиозным объединениям и направлено на осуществление государственного контроля за процессом их создания и деятельности. а также на установление законодательного ограничения данной свободы.
5. Система мер, направленных на противодействие религиозному экстремизму, является важнейшим элементом обеспечения национальной безопасности и представляет собой комплекс правовых, правоприменительных и профилактических механизмов, предотвращающих распространение экстремистских религиозных проектов и предусматривающих санкции за совершаемые экстремистскими религиозными объединениями правонарушения. Элементами данной системы являются: институты юридического предупреждения процессов создания и распространения экстремистских религиозных объединений; нормативно-правовые механизмы пресечения незаконной деятельности экстрем истских религиозных объединений, в том числе путем се запрещения, и механизмы привлечения к ответственности лидеров и членов религиозных объединений за уже совершенные противоправные деяния.
6. В противодействии религиозному экстремизму как одной из угроз национальной безопасности современной России приоритет принадлежит превентивным мерам, касающимся формирования толерантного сознания верующих на основе актуализации тех ценностей традиционных религий, которые направлены на терпимость и взаимопонимание, что предполагает развитие религиозно-просветительских программ в образовательных учреждениях и средствах массовой информации.
Научно-теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в работе выводы могут найти практическое применение в правотворческой и правоприменительной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в сфере межконфессиональных отношений.
Материалы исследования могут использоваться в процессе преподавания общей теории государства и права, конституционного права, политологии, религиоведения и других дисциплин.
Выводы диссертации имеют значение для дальнейшей разработки соответствующей проблемы, углубления комплексных научно-практических исследований в русле современных тенденций конституционно-правового развития российского общества.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в выступлениях автора на следующих всероссийских и межвузовских конференциях и семинарах:
1. Опыт и проблемы применения нового УПК РФ. (Ростов-на-Дону, февраль 2003 г.).
2. Государственность и право славянских народов начала XXI века. (Ростов-на-Дону, апрель 2003 г.).
3. 4-я научно-практическая конференция преподавателей, студентов, аспирантов и молодых ученых. (Таганрог, апрель 2003 г.).
4. Современные проблемы совершенствования законодательного обеспечения глобальной и национальной безопасности, эффективного противодействия международному терроризму. (Ростов-на-Дону, июнь 2003 г.).
Материалы диссертационной работы использовались в учебном процессе на юридическом факультете Ростовской государственной экономической академии (РИНХ).
Структура диссертационного исследования предопределена предметом, целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновываются актуальность, степень разработанности проблемы, определяются цель и задачи, методологическая основа. научная новизна и практическая значимость диссертационного исследования, формулируются положения, выносимые на защиту.
Первая глава "Религиозным экстремизм и свобода совести: институционально-правовой и теоретико-методологический анализ" включает в себя три параграфа.
В первом параграфе "Понятие религиозного экстремизма как политико-правового феномена" определяются сущностные признаки религиозного экстремизма и основные формы его политико-правовой институциализации.
Автор показывает, что в настоящее время не существует общепринятой точки зрения по поводу политико-правового толкования феномена религиозного экстремизма. В научной литературе не только отсутствует комплексный, междисциплинарный подход к определению религиозного экстремизма, но и вообще ставится под сомнение правомерность употребления данного термина. Аргументируется этот тезис тем, что основные мировые религии не несут в себе признаков агрессии, а феномен, именуемый "религиозным экстремизмом", на деле является только политическим экстремизмом, привлекающим религиозных деятелей или отдельные, подходящие к случаю, постулаты религиозного содержания в качестве идеологического обоснования радикализма и деструктивности.
Частично соглашаясь с данным суждением, автор, однако, указывает на то, что и в новейшей истории есть примеры существования некоторых религиозных течений, групп или отдельных религиозных деятелей, которые исповедуют религиозную идеологию, основанную на нетерпимости к инакомыслящим, совершая при этом акты насилия и иные противоправные деяния. Отдельно взятые догматические положения даже "традиционного" вероучения могут быть использованы в качестве экстремистской идеологии, если их абсолютизировать и преподносить в гипертрофированном виде. Таким образом, проявления религиозного экстремизма обусловлены политическими, коммерческими, этнонациональными целями деятельности отдельных политических группировок в борьбе за власть или сепаратистскими проектами. По мнению автора, особое место в содержании понятия "религиозный экстремизм" занимает противоправный характер деструктивных и дсс-
табюшзационных деяний, при этом необходимо разграничивать в теоретическом дискурсе понятия "религиозный экстремизм" и "религиозный фанатизм".
Рассматривая религиозный экстремизм как политико-правовой феномен, автор выделяет его сущностные признаки: идеологические (разжигание ненависти, вражды по отношению к верующим, исповедующим иные взгляды, и атеистам), психологические (жеспсое утверждение своей системы политических и религиозных взглядов) и правовые (проповедь превосходства над окружающими, призывы к противоправной деятельности). При этом автор указывает на то, что практически все религиозные доктрины содержат положение о том, что именно их вероучение единственно верно. Отличие же религиозного экстремизма заключается в гипертрофированной проповеди своего превосходства, а также в тех способах психологической обработки сознания верующих, которые используются лидерами экстремистских религиозных объединений.
Автор делает вывод, что с политико-правовых позиций под религиозным экстремизмом следует понимать исповедание некоторыми религиозными группами или отдельными лицами идеологии, основанной на нетерпимости к инакомыслящим или противоборстве в рамках одной конфессии, ведущее к совершению этими группами или лицами противоправных деяний, нарушающих права и законные интересы граждан, государства и общества в целом.
Ввиду того, что проявления религиозного экстремизма весьма разнообразны, автор предлагает классифицировать религиозный экстремизм в зависимости от источников его возникновения на фундаменталистский, модернистский, протестный и возникающий в результате взаимного проникновения религии и государства. Он обращает внимание на то, что проявления религиозного экстремизма возможны в результате создания государством правовой базы, ущемляющей право граждан на свободу совести и вероисповедания. В этом случае религиозный экстремизм возникает как протестное поведение верующих из-за нарушения их права на свободу совести. Религиозный экстремизм также проявляется и в случаях соединения религии, политики и права, т.к. религиозное мировоззрение индивида во многом определяет его отношение к тем или иным действиям, событиям, процессам, явлениям, что, в конечном счете, обусловливает модель его политического и правового поведения.
Во втором параграфе "Оппозиционная религиозность в рос-
сийском государственно-правовом пространстве" определяются причины возникновения оппозиционной религиозности в правовом поле постсоветской России.
Автор отмечает, что проявления религиозного экстремизма обычно свойственны религиозным объединениям, относимым к так называемой "оппозиционной религиозности". Термин "оппозиционная религиозность" в настоящее время используется для обозначения особого способа существования в социуме ряда религиозных сообществ. Под оппозиционными религиозными объединениями понимаются те группы и организации, которые вынужденно или произвольно позиционируются по отношению к обществу или государству в различных измерениях.
По мнению автора, оппозиционная религиозность выступает как объект государственно-правовой регуляции религиозных процессов, в том числе и при выработке государственно-правовой политики, направленной на обеспечение национальной безопасности России, что обусловливает особую важность изучения феномена оппозиционной религиозности в контексте современных общественно-правовых реалий.
Автор отмечает, что такого рода оппозиционное положение возможно как в результате вероисповедной политики государства, ущемляющего право на свободу совести, когда религиозные объединения вынужденно выбирают оппозиционное положение по отношению к государству и обществу, так и в результате искусственно создаваемой конфронтации с окружающим социумом самими религиозными объединениями для достижения определенных целей.
Анализируя проблему оппозиционных религиозных объединений, автор указывает на то, что в самом общем виде все религии можно разделить на традиционные и нетрадиционные. При этом, несмотря на разнородность состава нетрадиционных религий (церковь, секта, деноминация, культ), они все же представляют собой единое образование - типологическое явление иной религиозности, радикально отличающейся от традиционной для данного общества в рассматриваемый исторический период. Для них характерна интенсификация социальных функций религии, а часто и пропаганда новых социально-религиозных проектов обновленческой, оппозиционной либо альтернативной направленности.
Таким образом, нетрадиционные религиозные объединения обладают рядом присущих всем им черт: в той или иной степени проти-
востоят исходному, статуарному состоянию традиционных религии и не приемлют существующего социально-общественного устройства. При этом автор отмечает, что религиозный экстремизм присущ не всем оппозиционным объединениям. Наиболее опасными признаются тоталитарные секты и деструктивные культы, которые можно охарактеризовать как авторитарные иерархические организации, практикующие контроль за всеми без исключения сторонами жизни своих последователей, строящие свою деятельность вокруг харизматического лидера и практикующие различные психотехники, вводящие человека в управляемое измененное состояние сознания, а также внедряющие правила поведения, противоречащие нормам морали и права, принятым в современном общеаве. Деятельность именно таких "закрытых" нетрадиционных религиозных объединений сопровождается в большинстве случаев проявлениями религиозного экстремизма. Именно такие объединения целенаправленно создают и культивируют некую оппозиционность по отношению к обществу и государству, которая не зависит от того, каково их правовое положение в государстве.
Такие тоталитарные секты и деструктивные культы формируют у их приверженцев особый тип менталитета, характерными чертами которого являются: узость сознания, крайняя нетерпимость, фанатизм, нечувствительность к противоречиям и логике вообще, уверенность в собственной исключительности, мессианской роли и т.п. Носителями подобного менталитета, по мнению автора, являются приверженцы таких сект и культов, как Белое Братство, Синрике АУМ, Мунисты, Свидетели Иеговы, ваххабиты. Церковь Сайентологии, Церковь Сатаны и некоторых других.
Автор отмечает, что появление и активное распространение нетрадиционных религиозных движений на всем постсоветском пространстве, в том числе и на территории нашей страны, вполне закономерно. С разрушением тоталитарной коммунистической идеологии роль религии в нашей стране резко возросла. Именно через нее значительная часть населения стремится возродить традиционные ценности и нравственные устои общества. Обращение к религиозной идентичности, в том числе и нетрадиционной, является естественным следствием процесса трансформации российской социально-политической системы.
Вместе с тем бурное развитие нетрадиционных религий вызвано также и активной политикой иностранных государств, направленной на поддержку- и финансирование деструктивных религиозных движе-
ний. Среди причин распространения нетрадиционных религиозных движений автор также отмечает высокую финансовую обеспеченность и прибыльность деятельности различного рода нетрадиционных религиозных групп.
В третьем параграфе "Правовая динамика государственной ве-роисповедапьной политики: конфликтогенные основания" выявляются противоречия государственной правовой политики в сфере обеспечения свободы совести и вероисповедания, способствующие возникновению религиозного экстремизма.
Анализируя предпосылки современной религиозной ситуации, автор отмечает, что в целом государственная политика Российской Империи в области государственно-конфессиональных отношений характеризовалась постепенным развитием меры религиозной свободы и в начале XX века российское законодательство уже содержало отдельные элемента защиты права граждан на свободу совести. С приходом к власти Временного правительства перестройка правовой системы в этом направлении продолжилась, однако Временное правительство, пойдя по традиционному пути утверждения православия в качестве государственной религии, добилось лишь закрепления правового принципа веротерпимости по отношению к иным исповеданиям.
Характеризуя в общих чертах религиозную ситуацию советского периода, автор указывает на наличие жесткого государственного контроля за деятельностью религиозных организаций, ограничение религиозной проповеди и распространение религии, преследование духовенства, религиозных проповедников и верующих, активное утверждение атеизма всеми средствами идеологического влияния коммунистической партии и государства. Результатом такой политики явилось оттеснение религии на периферию общественной жизни, прогрессирующее сокращение числа верующих, обусловленное, впрочем, и объективным общемировым процессом секуляризации.
При этом автор отмечает, что и в эпоху полной "победы" идей научного атеизма государственная политика в религиозном вопросе осуществлялась дифференцированно. Так, сектантство и РПЦ имели различное правовое положение. Вообще не подлежали регистрации религиозные объединения, принадлежавшие к сектам, вероучение и деятельность которых, по мнению государственных органов, носила антигосударственный характер: Свидетели Иеговы, Пятидесятники, Истинно-православная церковь, Адвентисты-реформаторы, Мурашков-цы и др.
Тем не менее жестокое подавление деятельности некоторых нетрадиционных религий и попытки их полного искоренения не привели к исключению феномена оппозиционной религиозности. Более того. всякое давление со стороны государства, как и общественное неприятие лишь сплачивали оппозиционные религиозные группы и активизировали их миссионерскую деятельность.
Начиная с середины 80-х годов прошлого века в России начала утверждаться система абсолютного равенства всех вероисповеданий перед законом. Такая правовая политика в религиозной сфере привела к возникновению и распространению на территории России совершенно новых религиозных организаций и групп. В СССР и впоследствии в Российской Федерации религиозные новообразования появлялись и распространялись в результате усилий в том числе и иностранных миссионеров, некоторые же нетрадиционные религиозные объединения зарождались и на российской почве.
Однако созданная в начале 90-х годов XX века модель государственно-конфессиональных отношений, обеспечившая в полной мере свободу совести и вероисповедания, не только не устранила религиозный экстремизм как явление, а наоборот, явилась одной из причин его массовости.
Автор приходит к выводу о том, что вероисповедальная политика современного государства должна строиться на основании законодательства, обеспечивающего право каждого индивида на свободу совести и вероисповедания, однако при этом необходимо учитывать возможные злоупотребления, нарушения прав и законных интересов других лиц. Пренебрежение религиозной идентичностью в постмодернистском обществе ведет к ослаблению влияния важнейших нравственных ценностей, глобальной унификации и дссакрализации культуры, ее антропологических оснований, однако максималистское толкование принципа свободы совести также приводит, в конечном счете, к негативным последствиям для государственно-правового регулирования жизнедеятельности общества.
Таким образом, необходимость установления государственного правового контроля за процессом создания и деятельности религиозных объединений, а также законодательного ограничения права на свободу совести очевидна. При этом необходимо найти такой оптимальный правовой механизм, который позволил бы урегулировать конфликт между полноценной реализацией свободы совести и необходимостью установления адекватных ограничений в процессе этой реализации.
Вторая глава "Юридические механизмы противодействия угрозам религиозного экстремизма" включает в себя три параграфа.
В первом параграфе "Законодательные гарантии осуществления права граждан на свободу совести" анализируются современное российское законодательство и основные международно-правовые документы, направленные на реализацию свободы совести и вероисповедания.
Критически оценивая систему гарантий реализации свободы совести и вероисповедания, получивших закрепление в основных международно-правовых документах (Всеобщая декларация прав человека, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Международный пакт о гражданских и политических правах, Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений и др.), автор делает вывод, что международное законодательство исходит из необходимости безусловного обеспечения прав личности на свободу совести, религии и убеждений и недопущения любых форм религиозной нетерпимости, дискриминации по признакам веры, а также разжигания межрелигиозной розни. При этом ограничения в осуществлении этих прав и свобод допускаются только на основании закона и только в целях обеспечения прав и свобод других лиц и для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.
Современное российское законодательство также содержит гарантии осуществления права на свободу совести и свободу вероисповедания. Данной проблеме прямо или косвенно посвящены ст. 14, 17, 28, 45, 55 Конституции РФ, которые раскрываются и конкретизируются в Федеральном законе 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях".
Особое внимание уделяется принципу отделения религиозных объединений от государства и равенства их перед законом. Статья 4 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" вслед за статьей 14 Конституции РФ провозглашает светский характер российского государства, указывая на то, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Здесь необходимо учитывать, что в соответствии с ч. 6 ст. 4 Закона отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами го-
сударства. деятельности политических партий и других общественных объединений.
В этой связи автор отмечает, что ограничение участия верующих в деятельности органов государственной власти или местного самоуправления недопустимо. Однако в целях соблюдения принципа отделения церкви от государства целесообразно было бы ввести законодательный запрет на непосредственное участие священнослужителей в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Автор также обращает внимание на то, что принцип отделения религиозных объединений от государства не всегда соблюдается, допускается вмешательство органов государства во внутренние дела религиозных объединений. Вместе с тем действующее российское законодательство, например, федеральные законы "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", "О некоммерческих организациях" и другие предусматривают конкретные области организационно-правового взаимодействия религиозных объединений с государственными органами или органами местного самоуправления.
Необходимо также учитывать, что принцип отделения религиозных объединений от государства и невмешательства государства в дела религиозных объединений не означает нейтрального отношения государства к религиозным объединениям. Более того, в некоторых случаях государство обязано осуществлять правовой контроль за их деятельностью и даже ограничивать ее законодательно. Речь идет о тех ситуациях, когда создание и деятельность религиозного объединения либо деятельность отдельных религиозных фанатиков сопряжены с разжиганием религиозной ненависти или вражды, с насилием над людьми или иным причинением вреда здоровью, с побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний.
Государство также вправе не допускать легализации сект, нарушающих права человека и совершающих незаконные и преступные деяния, а также воспрепятствовать миссионерской деятельности (в том числе в связи с проблемой прозелитизма), если она несовместима с уважением к свободе мысли, совести и религии других людей и к иным конституционным правам и свободам граждан, сопровождается предложением материальных или социальных выгод с целью вербовки новых членов в церковь; неправомерным воздействием на людей, находящихся в нужде или в бедственном положении, психологическим дав-
лснисм или угрозой применения насилия и т.п. На это. в частности, обращается внимание в постановлениях Европейского парламента. Аналогичную позицию занял и Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 23 ноября 1999 г. в связи с жалобами религиозного общества Свидетелей Истовых в городе Ярославле и религиозного объединения "Христианская церковь прославления".
Автор заключает, что в современной России в соответствии с основными международно-правовыми документами в области прав человека создан правовой механизм обеспечения прав граждан на свободу' совести, который вместе с тем нуждается в некоторой корректировке.
Во втором параграфе "Правовая оценка концептуальных основ государственной политики нейтрализации деятельности тоталитарных сект и деструктивных культов" рассматриваются правовые способы противодействия деятельности тоталитарных сект и деструктивных культов.
Автор указывает на то, что система мер, направленных на противодействие религиозному экстремизму, является одним из элементов обеспечения национальной безопасности в целом, включающая в себя правоприменительные и превентивные механизмы, нейтрализации угроз экстремистских религиозных идеологий и создания системы юридических санкций за совершаемые экстремистскими религиозными объединениями правонарушения. Элементами этой системы, по мнению автора, являются: 1) предупреждение создания и распространения деструктивных и тоталитарных религиозных объединений; 2) пресечение незаконной деятельности деструктивных и тоталитарных религиозных объединений, в том числе путем запрещения их деятельности; 3) совершенствование механизма привлечения к ответственности лидеров и членов религиозных объединений за уже совершенные противоправные деяния.
Анализируя комплекс мероприятий, касающихся предупреждения создания и распространения деструктивных и тоталитарных религиозных объединений, автор отмечает, что для религиозных организаций предусмотрен более усложненный порядок регистрации по сравнению с иными юридическими лицами, а также более широкий круг оснований для отказа в государственной регистрации. Кроме того, законодательством предусмотрена процедура религиоведческой экспертизы, качество проведения которой, по мнению автора, необходимо поднимать на более высокий уровень.
По мнению автора, также надо усилить контроль за религиозны-
ми объединениями, действующими бет государственной регистрации. С этой целью следует ввести обязательный порядок уведомления органов местного самоуправления при создании религиозной группы (в настоящее время такое уведомление необходимо только в случае, когда эта религиозная группа впоследствии намерена создавать религиозную организацию), а также усилить контроль за созданием общественных объединений с целью недопущения функционирования под их прикрытием объединений религиозных.
Целесообразно также предусмотреть дополнительное основание ликвидации религиозной организации и запрета функционирования религиозной группы. В этой связи автор указывает на то, что государственный контроль за деятельностью религиозных организаций на стадии их регистрации играет существенную роль в пресечении негативных проявлений религиозного экстремизма. Тем не менее необходимо также введение конкретных санкций за уже совершенные правонарушения.
Анализируя уголовно-правовое законодательство в сфере борьбы с различными проявлениями религиозного экстремизма, автор обращает внимание на то, что сложность юридико-правовых конструкций и неоднозначность толкования многих статей ведет на практике к их фактическому неприменению. Отдельного внимания также заслуживают случаи, когда вследствие психологического воздействия гражданин добровольно передает свое имущество в собственность религиозной организации.
Автором делается вывод, что законодательная основа противодействия религиозному экстремизму и нейтрализации деятельности тоталитарных* сект и деструктивных культов нуждается в совершенствовании. Особую важность данной проблеме придает тот факт, что в соответствии с Концепцией национальной безопасности России устранение причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма и их последствий - религиозных конфликтов и терроризма - институционализирует внутриполитические российские национальные интересы.
В третьем параграфе "Государственно-правовая превенция религиозного экстремизма" рассматривается комплекс профилактических мер, направленных на предупреждение проявлений религиозного экстремизма.
Автор указывает на то, что борьба с проявлениями религиозного экстремизма возможна и путем создания комплекса предупредитель-
ных мер. направленных на устранение причин его возникновения. В этой связи одной из приоритетных задач современного российского государства в области обеспечения национальной безопасности должны стать мероприятия, направленные на профилактику религиозного экстремизма.
Рассматривая указанную проблему, автор выделяет общие и специальные профилактические меры. В качестве общей предупредительной меры выступает дальнейшее совершенствование экономических, политических, социальных и иных институтов реформируемого российского общества, способствующих своевременному разрешению кризисных явлений и диспропорций, обусловливающих возникновение религиозного экстремизма. К числу специальных предупредительных мер отнесено создание системы религиозного просвещения, формирование толерантного сознания в российском обществе, а также осуществление эффективного финансового контроля за деятельностью экстремистских религиозных организаций и их членов.
Автор отмечает, что для предупреждения проявлений религиозного экстремизма очень большое значение имеют вопросы поддержания межконфессионального диалога и обеспечение интересов национальной безопасности в духовной сфере российского общества. В связи с этим важными задачами взаимодействия государства и религиозных объединений являются выработка мер раннего предупреждения межрелигиозных конфликтов, воспитание терпимости и уважения к представителям различных вероисповеданий, интегрированных на уровне специальных государственных программ формирования толерантности в процессе межконфессинального взаимодействия. По мнению автора, нетерпимость на основе религиозных убеждений имеет характер дискриминации, однако во многих случаях включает и разжигание ненависти или даже преследование отдельных лиц или группы, исповедующих другую религию или придерживающихся иных убеждений.
Автор подчеркивает, что многие мировые религии заключают в себе большой потенциал терпимости и тем самым являются естественными союзниками толерантности. "Возвращение" религии в постсоветское российское общество прежде всего способствует реализации нравственно-правовых установок на терпимость и ненасилие. Таким образом, на первый план должны выходить проблемы поддержания толерантного отношения в обществе, для решения которых и предназначена утвержденная постановлением Правительства РФ Федераль-
ная целевая программа "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе". Программа позволит обеспечить внедрение в социальную практику' норм толерантного поведения, возможность эффективного противодействия проявлениям экстремизма в обществе, гибкого опережающего реагирования на изменение социально-политической ситуации в России и создание основы для снижения социальной напряженности.
Автор указывает на то, что важной мерой по профилактике религиозного экстремизма является религиозное просвещение, которое одновременно является одним из способов поддержания толерантного отношения в процессе межконфессионалыюго взаимодействия. По мнению автора, получение религиоведческого образования является одним из важнейших условий оздоровления религиозной ситуации в России, предотвращения массового исхода населения в различные деструктивные культы - языческие, оккультные и сатанинские.
При этом такое образование должно быть не богословским и не атеистическим, а научно-культурологическим, так как обязано обеспечивать получение объективного, беспристрастного научного знания о религии, ее месте и роли в жизни человечества, его культуре, духовности и нравственности.
Также, по мнению автора, в рамках профилактики религиозного экстремизма целесообразно создание системы целенаправленного информирования населения о деятельности криминального характера различных тоталитарных сект и деструктивных культов.
В заключении изложены итоги проведенного исследования, делаются обобщения и выводы, намечаются новые направления исследования проблемы.
По теме диссертационного исследовании автором опубликованы следующие работы:
1. Самойличенко Т.А. (Скворцова Т. А.) Правовая оценка эффективности борьбы с преступлениями, совершенными на религиозной почве // Опыт и проблемы применения нового УПК РФ: Материалы Всероссийского "круглого стола" 27-28 февраля 2003 г. Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2003. - 0,3 п.л.
2. Самойличенко Т.А. (Скворцова Т.А.) Проблемы взаимного влияния религии и политики в современном российском обществе // Государственность и право славянских народов начала XXI века: Тс-
знсы докладов научно-практической конференции. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ. 2003. - 0.2 п.л.
3. Самойличенко Т.А. (Скворцова Т.А.) Религиозный экстремизм: проблемы определения // Материалы 4-и научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов и молодых ученых. 1819 апреля 2003 г. Таганрог: Изд-во ТИУиЭ, 2003. - 0.3 п.л.
4. Самойличенко Т.А. (Скворцова Т.А.) Проблемы создания правового механизма борьбы с религиозным экстремизмом и терроризмом // Современные проблемы совершенствования законодательного обеспечения глобальной и национальной безопасности, эффективному противодействию международному терроризму: Сборник материалов международной научно-практической конференции. Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2003. - 0,2 п.л.
5. Самойличенко Т.А. (Скворцова Т.А.) Религиозный экстремизм: некоторые причины распространения в современной России // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Экономика и право. Ростов н/Д, 2003. - 0,5 п.л.
6. Самойличенко Т.А. (Скворцова Т.А.) Международные стандарты ликвидации всех форм религиозной нетерпимости в мировом сообществе // Концептуальные основы диссертационных исследований докторантов, адъюнктов и соискателей: Сборник научных трудов. Часть 1. Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2003. - 1 п.л.
7. Самойличенко Т.А. (Скворцова Т.А.) Порядок государственной регистрации религиозных организаций и механизм противодействия религиозному экстремизму // Концептуальные основы диссертационных исследований докторантов, адъюнктов и соискателей: Сборник научных трудов. Часть 1. Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2003. -1 п.л.
8. Самойличенко Т.А. (Скворцова Т.А.) Проблемы соотношения свободы вероисповедания и борьбы с религиозным экстремизмом // Донской юридический институт. Ученые записки. Т. 22. Ростов н/Д: ДЮИ, 2003. - 0,5 п.л.
Сдано в набор 1.11.04. Подписано к печати 15.11.04. Формат 60x84/16. Объем 1,0 п.л. Набор компьютерный. Гарнитура Тайме. Печать ризография. Бумага офсетная. Тираж 100 экз. Заказ № .
Отпечатано в отделении оперативной полиграфии ОНиРИО Ростовского юридическши имсппута МВД России. 344015, г. Рипов-на-Дону, ул. Мартача Еременко, 83.
РНБ Русский фонд
2007-4
14228
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата юридических наук Скворцова, Татьяна Александровна
Введение
Глава 1. РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ И СВОБОДА СОВЕСТИ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ПРАВОВОЙ И ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.
1.1. Понятие религиозного экстремизма как политико-правового феномена
1.2. Оппозиционная религиозность в российском государственно-правовом пространстве.
1.3. Правовая динамика государственной вероисповедной политики: конфликтогенные основания.
Глава 2. ЮРИДИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ УГРОЗАМ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА
2.1. Законодательные гарантии осуществления права граждан на свободу совести.
2.2. Правовая оценка концептуальных основ государственной политики нейтрализации деятельности тоталитарных сект и деструктивных культов
2.3. Государственно-правовая превенция религиозного экстремизма
Введение диссертации2004 год, автореферат по политологии, Скворцова, Татьяна Александровна
Актуальность темы диссертационного исследования. Одной из главных задач современного российского государства является достижение гражданского мира и согласия в обществе в рамках обеспечения национальной безопасности, являющегося гарантией его нормального функционирования. Важным компонентом обеспечения национальной безопасности поликонфессионального государства выступает прежде всего система правового регулирования государственно-конфессиональных отношений, а также наличие адекватной государственно-правовой политики, направленной на противодействие религиозному экстремизму.
Крайняя либерализация российской государственной религиозной политики в последнее десятилетие XX века, пришедшая на смену методичному «искоренению» религиозной традиции в советское время, привела к проникновению и распространению на территории современной России многочисленных религиозных течений и идеологий экстремистского содержания.
На Северном Кавказе и в некоторых других регионах актуализировались идеи исламского фундаментализма радикального содержания, которые представляют угрозу национальной безопасности российского государства и оказывают дестабилизирующее влияние на социально-политическую обстановку не только в нашей стране, но и за рубежом. Широкое распространение получили различные тоталитарные секты и деструктивные культы, которые в ходе осуществления своей деятельности нарушают права и законные интересы российских граждан, совершая различного рода противоправные деяния. Особую общественную опасность представляют сатанинские культы, осуществление которых связано с совершением особо тяжких преступлений: убийств и причинения тяжкого вреда здоровью.
В этой связи не вызывает сомнения необходимость выработки адекватной и действенной государственно-правовой политики в области регулирования религиозных процессов, которая обеспечивала бы эффективный контроль за деятельностью различных религиозных объединений и включала комплекс мер по противодействию религиозному экстремизму и обеспечению национальной безопасности страны, не противореча конституционно провозглашенным принципам светского государства и свободы совести и вероисповедания.
Следует признать, что в настоящее время правовая политика в этой сфере не приносит должного результата. Действующее законодательство не в состоянии реально помешать распространению деструктивных религиозных процессов, существуют определенные трудности при применении правоохранительными органами норм уголовного и административного законодательства, устанавливающих ответственность руководителей и членов экстремистских религиозных объединений за совершаемые ими противоправные деяния; отсутствует четкий механизм государственно-правовой превенции религиозного экстремизма.
Указанные обстоятельства предполагают системное исследование религиозного экстремизма как политико-правового феномена и современной правовой политики российского государства в религиозной сфере.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы, касающиеся нетрадиционных религий и взаимоотношений религиозных и светских институтов, всегда были в центре внимания отечественной науки. Исследование отдельных аспектов проблематики, составляющей предмет настоящего диссертационного исследования, было проведено в трудах Э.Г. Филимонова, И.И. Бражника, В.Н. Арестова и др., которые в условиях господствующей идеологии научного атеизма не могли стать предметом комплексного научного исследования.
В настоящее время, отличающееся радикальной либерализацией государственной религиозной политики, появилось большое количество работ, авторы которых подходят к рассмотрению обозначенной предметности с иных методологических позиций.
Анализу права человека на свободу совести и построению оптимальной модели государственно-конфессиональных отношений посвящены работы И.А. Куницина, А.С. Ловинюкова, Н.А. Трофимчука и др., а также дореволюционных правоведов: М.А. Рейснера и А.С. Павлова. Актуальны публикации ученых, исследующих соотношение религии, политики и права: С.И; Самыгина, М. Мчедлова, А. Тихомирова и др.
Особый интерес представляют публикации, касающиеся сущности религиозного экстремизма, среди которых труды П.П. Баранова, В.Ю. Верещагина, М.И. Лабунца, Н.Н. Афанасьева, А. Нуруллаева и др.
Распространение в России новых религиозных течений экстремистского и деструктивного характера также нашло свое отражение в современных научных исследованиях А. Хвыля-Олинтера, М; Курочкиной, И.Н. Яблокова, Л.И: Григорьевой, Т. Бажан, Е.Г. Балагушкина, Н.А. Трофимчука и др.
Большое количество работ посвящено исследованию исламского фундаментализма и экстремизма как в странах Ближнего Востока, так и на Северном Кавказе, среди которых труды А.А. Игнатенко, А.В. Малашенко, Л.Р. Сюкияйнена, И: Добаева, А. Хвыля-Олинтера, И.В. Кудряшовой и др.
Проблемам уголовно-правовых методов борьбы с преступлениями экстремистской направленности, в том числе совершенными на религиозной почве, посвящены работы ведущих российских ученых и практиков: С.В. Бородина, В.Ю. Тихонравова, А.В. Наумова, А. Коробеева, С.Н. Миронова, С.Н. Фридинского и др.
Между тем соотношение религии и экстремизма является областью малоизученной и в большинстве случаев находится за пределами исследовательского интереса правоведов. До сих пор не выработано общепризнанного определения понятия "религиозный экстремизм", актуальной остается пока проблема разработки комплексной государственно-правовой политики противодействия религиозному экстремизму в контексте обеспечения национальной безопасности России.
Объектом диссертационного исследования выступают государственно-конфессиональные отношения в единстве их социальных, политических и правовых измерений, а предметом исследования является религиозный экстремизм как политико-правовой феномен.
Целью настоящего диссертационного исследования является политико-правовой анализ религиозного экстремизма как одной из угроз национальной безопасности современной России и государственно-правовые механизмы его предупреждения и пресечения.
Для реализации поставленной цели в диссертации решаются следующие задачи:
- определить сущностные признаки религиозного экстремизма как политико-правовой категории;
- исследовать феномен оппозиционной религиозности в российском государственно-правовом пространстве;
- выявить конфликтогенные основания в правовой динамике государственной вероисповедальной политики;
- проанализировать систему международных и внутригосударственных институтов, обеспечивающих реализацию прав граждан на свободу совести и вероисповедания;
- выявить недостатки и пробелы правового регулирования в сфере противодействия религиозному экстремизму;
- обозначить систему профилактических мер, направленных на предупреждение проявлений религиозного экстремизма.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
-на основе различных интерпретаций религиозного экстремизма и методологий анализа современных конфессиональных процессов дано определение религиозного экстремизма, выявлены его сущностные признаки и предложена классификация;
-установлены основные причины возникновения и место оппозиционных религиозных объединений в государственно-правовом пространстве постсоветской России;
- проведен конфликтологический анализ государственной вероиспо-ведальной политики;
- критически проанализировано современное российское законодательство и основные международно-правовые документы, направленные на реализацию свободы совести и вероисповедания;
- обоснованы пути совершенствования федерального законодательства в области государственно-правового противодействия религиозному экстремизму;
- предложены концептуальные проекты государственно-правовой превенции религиозного экстремизма.
Методологическую основу диссертационного исследования составили общенаучные (системно-структурный, политико-социологический, конфликтологический) и специальные (сравнительно-правовой, историко-юридический, функциональный, формально-юридический) методы познания.
Для анализа правовой политики государства в области конфессиональных отношений использовались методы политической и юридической этнологии и антропологии, принципы политико-правового моделирования.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Религиозный экстремизм как политико-правовой феномен отличается исповеданием религиозными группами или отдельными лицами идеологии нетерпимости к представителям других конфессий и атеистам или мировоззренческой конфликтогенности в рамках одной конфессии, способствующей противоправным деяниям, нарушающим права и законные интересы граждан, государства и общества в целом.
Деструктивность религиозного экстремизма обусловлена как радикальными трактовками того или иного традиционного вероучения с последующим использованием его для достижения некоторыми лидерами или элитами политических или коммерческих целей, так и изначальной оппозиционностью распространяемого вероучения, каноны и догматы которого прямо призывают к экстремистским действиям.
2. Современные нетрадиционные религии, несмотря на свою организационно-конфессиональную разнородность (церковь, секта, деноминация, культ), институционализируют иной тип религиозности, радикально отличающейся от традиционной для данного общества в рассматриваемый исторический период. Для них характерна интенсификация социальных и политических функций религии, пропаганда новых социально-религиозных утопий обновленческой, оппозиционной либо альтернативной направленности в государственно-правовом пространстве постсоветской России.
Оппозиционное положение отдельных нетрадиционных религий обусловлено как вероисповедальной политикой российского государства, ущемляющей право на свободу совести, когда религиозные объединения вынужденно выбирают оппонирующую позицию по отношению к государству и обществу, так и искусственно создаваемой конфронтацией с окружающим социумом самими религиозными объединениями для достижения определенных целей.
3. Конфликтологический анализ российской государственной веро-исповедальнои политики показывает, что искусственное изъятие религиозной составляющей из жизни общества способствует деградации важнейших духовно-нравственных ценностей, глобальной унификации и деса-крализации прежде всего правовой культуры, однако максималистское толкование принципа свободы совести и чрезмерная либерализация в области государственно-конфессиональных отношений также приводят, в конечном счете, к негативным последствиям для общества, лишая государственно-правовую политику нравственной легитимации.
4. Принцип отделения религиозных объединений от государства, на котором базируется современное российское законодательство в религиозной сфере, не означает их полной изоляции от общества и не исключает различных форм сотрудничества и взаимодействия с государственными органами или органами местного самоуправления.
Конституционное провозглашение свободы совести и вероисповедания не предполагает абсолютизации индифферентного отношения государства к религиозным объединениям и направлено на осуществление государственного контроля за процессом их создания и деятельности, а также на установление законодательного ограничения данной свободы.
5. Система мер, направленных на противодействие религиозному экстремизму, является важнейшим элементом обеспечения национальной безопасности и представляет собой комплекс правовых, правоприменительных и профилактических механизмов, предотвращающих распространение экстремистских религиозных проектов и предусматривающих санкции за совершаемые экстремистскими религиозными объединениями правонарушения. Элементами данной системы являются: институты юридического предупреждения процессов создания и распространения экстремистских религиозных объединений; нормативно-правовые механизмы пресечения незаконной деятельности экстремистских религиозных объединений, в том числе путем ее запрещения, и механизмы привлечения к ответственности лидеров и членов религиозных объединений за уже совершенные противоправные деяния.
6. В противодействии религиозному экстремизму как одной из угроз национальной безопасности современной России приоритет принадлежит превентивным мерам, касающимся формирования толерантного сознания верующих на основе актуализации тех ценностей традиционных религий, которые направлены на терпимость и взаимопонимание, что предполагает развитие религиозно-просветительских программ в образовательных учреждениях и средствах массовой информации.
Научно-теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в работе выводы могут найти практическое применение в правотворческой и правоприменительной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в сфере межконфессиональных отношений.
Материалы исследования могут использоваться в процессе преподавания общей теории государства и права, конституционного права, политологии, религиоведения и других дисциплин.
Выводы диссертации имеют значение для дальнейшей разработки соответствующей проблемы, углубления комплексных научно-практических исследований в русле современных тенденций конституционно-правового развития российского общества.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в выступлениях автора на следующих всероссийских и межвузовских конференциях и семинарах:
1. Опыт, и проблемы применения нового УПК РФ. (Ростов-на-Дону, февраль 2003 г.).
2. Государственность и право славянских народов начала XXI века. (Ростов-на-Дону, апрель 2003 г,).
3. 4-я научно-практическая конференция преподавателей, студентов, аспирантов и молодых ученых. (Таганрог, апрель 2003 г.).
4. Современные проблемы совершенствования законодательного обеспечения глобальной и национальной безопасности, эффективного противодействия международному терроризму. (Ростов-на-Дону, июнь 2003 г.).
Материалы диссертационной работы использовались в учебном процессе на юридическом факультете Ростовского государственного экономического университета (РИНХ).
Структура диссертационного исследования предопределена предметом, целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Религиозный экстремизм в контексте государственно-правового обеспечения национальной безопасности современной России"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Преодоление негативных явлений в жизни российского общества имеет непосредственное отношение к религиозному экстремизму. Вред, наносимый религиозным экстремизмом обществу и личности, вызывает необходимость значительного улучшения государственно-правового механизма, направленного на нейтрализацию этого негативного явления.
В рамках противодействия религиозному экстремизму назрела необходимость институционально-правового анализа этого явления и в рамках такого анализа выработки понятийного аппарата. В современной научной литературе в основном превалируют два подхода к понятию "религиозный экстремизм".
1. Политологический и религиоведческий - как особая религиозная идеология, приверженность некоторых религиозных групп или отдельных религиозных деятелей к крайним толкованиям своих вероучений и методам действия, основанным на нетерпимости к представителям других конфессий или жестком противоборстве в рамках одной конфессии.
2. Юридический, в соответствии с которым религиозный экстремизм рассматривается как те антиобщественные противоправные деяния, которые совершаются некоторыми религиозными объединениями или отдельными верующими.
Полагаем, что назрела необходимость комплексного подхода к сущности религиозного экстремизма. Исходя из этого предлагается следующая дефиниция: под религиозным экстремизмом следует понимать исповедание некоторыми религиозными группами или отдельными лицами идеологии нетерпимости к представителям других конфессий и атеистам или мировоззренческой конфликтогенности в рамках одной конфессии, ведущее к совершению этими группами или лицами противоправных деяний, нарушающих права и законные интересы граждан, государства и общества в целом.
Исследуя источники возникновения религиозного экстремизма представляется, что этот критерий должен быть положен в основу его классификации. Исходя из этого, нами выделены следующие типы религиозного экстремизма: фундаменталистский, модернистский, протестый, а также возникающий в результате взаимного проникновения религии и государства.
Среди детерминант религиозного экстремизма можно выделить комплекс различных факторов: внутренних и внешних. Внешние факторы связаны с политикой иностранных государств, направленных на поддержку распространения в России иностранных религиозных объединений. Среда внутренних особо выделим политические, социально-экономические, психологические и гносеологические.
Носителями религиозного экстремизма зачастую выступают оппозиционные религиозные объединения, под которыми понимаются те группы и организации, которые вынужденно или произвольно выбирают оппозиционное положение по отношению к обществу или государству.
Оппозиционное положение религиозное объединение может занимать, во-первых, в случае, когда государственная вероисповедальная политика направлена на ущемление права на свободу совести, и, во-вторых, в результате создаваемой религиозным объединением конфронтации с окружающим социумом для достижения своих целей.
Оппозиционность того или иного религиозного объединения необходимо оценивать применительно к государственно-правовому пространству конкретного государства. Так, к оппозиционным религиозным объединениям применительно к РФ можно отнести нетрадиционные для России религиозные объединения, среди которых различные католические и протестантские конфессии, а также новые религии и религиозные движения.
Полагаем, что само по себе оппозиционное положение религиозного объединения не порождает религиозного экстремизма. Его проявления характерны для таких оппозиционных религиозных объединений, как тоталитарные секты и деструктивные культы в силу особенностей их внутренней структуры, идеологической направленности на нетерпимость, психологической обработки сознания верующих и др. Поэтому государственно-правовая политика в целях обеспечения национальной безопасности должна содержать комплекс мер по нейтрализации тоталитарных сект и деструктивных культов.
В число таких мер должны входить: реформы в обществе, устраняющие социальную дезорганизацию; уменьшение социальной базы тоталитарных сект и деструктивных культов; идеологическая работа, контрпропаганда (критика и развенчание идеологии, лежащей в основе деструктивных вероучений, религиозное просвещение); блокирование лидеров тоталитарных сект и деструктивных культов; эффективное пресечение преступных действий; пресечение каналов финансирования экстремистских религиозных организаций; создание эффективной правовой базы противодействия религиозному экстремизму.
При выработке государственно-правовой политики обеспечения национальной безопасности следует также учитывать, что чрезмерные репрессивные меры, направленные на пресечение деятельности экстремистских религиозных организаций могут привести к обратному эффекту: ущемление права на свободу совести и вероисповедания в результате такой государственной политики неизбежно повлечет за собой реакцию верующих в виде протеста против такой вероисповедальной политики и как следствие - проявления религиозного экстремизма.
Поэтому выработка государственно-правовой базы, обеспечивающей i право граждан на свободу совести и свободу вероисповедания является важной составляющей государственной вероисповедной политики России.
Также необходимо отметить, что приоритетной задачей Российского государства в области обеспечения национальной безопасности должно стать создание эффективного комплекса предупредительных мер борьбы с религиозным экстремизмом. Профилактика религиозного экстремизма представляется нам наиболее эффективным методом борьбы с ним в контексте обеспечения национальной безопасности страны.
Выделяют общие и специальные профилактические меры. В качестве общих предупредительных мер выступают совершенствование экономических, политических, социальных и иных институтов российского общества, устранение из жизни кризисных явлений и диспропорций, обуславливающих возникновение религиозного экстремизма.
Полагаем, что к числу специальных предупредительных мер необходимо отнести создание системы религиозного просвещения, формирование толерантного сознания в обществе, а также создание системы эффективного финансового контроля за деятельностью экстремистских религиозных организаций и их членов.
Список научной литературыСкворцова, Татьяна Александровна, диссертация по теме "Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии"
1. Международные нормативно-правовые акты
2. Устав ООН (подписан 26 июня 1945 г. в Сан-Франциско, вступил в силу 24 октября 1945 г.)
3. Всеобщая Декларации прав человека (принята и провозглашена резолюцией 217А (Ш) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.)
4. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования. Принята 14 декабря 1960 г. Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры. Ратифицирована СССР 1 августа 1962 г.
5. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (подписана 4 ноября 1950 г. представителями государств первоначальных членов Совета Европы, 28 февраля 1996 г. подписана представителем РФ, вступила в силу для РФ с 5 мая 1998 г.).
6. Резолюция Комиссии ООН по правам человека о ликвидации всех форм религиозной нетерпимости (2002). Принята Комиссией ООН по правам человека на Пятьдесят восьмой сессии в апреле 2002 г.
7. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений. Принята резолюцией 36/55 Генеральной Ассамблеи ООН от 25 ноября 1981 г.
8. Постановление о сектах в Европе (принято решением Европейского парламента от 12 февраля 1996 г.).
9. Рекомендация 1412 (1999) Парламентской Ассамблеи Совета Европы "О незаконной деятельности сект" (текст принят Ассамблеей 22 июня 1999 г. (18-е заседание).
10. Рекомендация 1556 (2002) Парламентской Ассамблеи Совета Европы "Религия и перемены в Центральной и Восточной Европе" (текст принят Ассамблеей 24 апреля 2002 г. (3-е заседание).
11. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г.
12. Закон Франции о предупреждении и пресечении сектантских течений, ущемляющих права и основные свободы человека, 2001 г. Текст 676, 30 мая 2001 г. Национальная Ассамблея, одиннадцатый созыв, сессия 2000-2001 гг.1.. Национальные нормативно-правовые акты
13. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.
14. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (ред. от 27.07.2004) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.
15. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 29.06.2004)// Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 52 (часть I). Ст. 4921.
16. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"// Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 30. Ст. 3031.
17. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-Ф3 "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (ред. от 22 августа 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 33. Ст. 3334.
18. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (ред. от 23 декабря 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. № 3. Ст. 145.
19. Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации. Утверждено Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 // Собрание законодательства РФ. 2004. № 42. Ст.4108.
20. Положение о федеральной регистрационной службе. Утверждено Указом Президента РФ от 13 октября 2004г. №:1315'// Собрание законодательства РФ. 2004. № 42: Ст.4110.
21. Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 40: Ст.3961.
22. I. Научные и публицистические издания
23. Авакьян С.А. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1999. № 1.
24. Аверкий (Таушев), архимандрит. Возможная степень участия духовенства в общественно-политических организациях // Богословский сборник. М., 2001. Вып. 8.
25. Алексеевский А. Шабаш сатанистов: Сатанисты травят традиционные религиозные организации России // Миссионерское обозрение. 1998. № 8.
26. Алексеевский А., Кузьменко И. О необходимости восстановления понятия "традиционная религия" в России // Миссионерское обозрение. 1997. №12.
27. Андрианов Н.П. Советский образ жизни и атеистическое воспитание. М., 1981.
28. Антоненко Т.А. Религиозные нормы в системе правового регулирования (теоретико-методологический аспект): Дис. . канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 1999.
29. Арестов В.Н. Религиозный экстремизм: содержание, причины и формы проявления. М., 1985.
30. Асмолов А. Искусство жить с непохожими // Учительская газета. 2003. 27 мая.
31. Атеистический словарь. М., 1983.
32. Афанасьев Н.Н. Идеология терроризма // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 1.
33. Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России. Морфологический анализ. Часть I. М., 1999.
34. Бажан Т.А. Оппозиционная религиозность в России: социально-философский анализ: Автореф. дис. докт. филос. наук. М., 2000.
35. Бармин А. Католическое присутствие в современной России // Религия и права человека: На пути к свободе совести. Вып. Ш/ Под общ. ред. С.Б. Филатова. М.: Наука, 1996.
36. Барчукова Н. Международные пакты о правах и свободах человека. М., 1967.
37. Вернадская Ю.С. Молодежь и этнорелигиозные конфликты // К культуре мира через диалог цивилизаций: Материалы международной научной конференции. 3-5 октября 2000 г. Т. 1. Омск, 2000.
38. Беррес Л., Квятковская И., Клюев А. Муфтий превысил полномочия // Известия. 2003. 5 апреля.
39. Борисов K.F. Международное право религиозных конфессий мирового сообщества. М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2001.
40. Бородин С.В. Преступления против жизни. СПб.: Юридический центр "Пресс", 2003.
41. Бородин С., Клебанов JI. Защита личности в России (криминологический и уголовно-правовой аспекты) // Уголовное право. 2002. № 2.
42. Ботобеков У. Религиозный экстремизм и пограничные проблемы Кыргызстана // Новости Центральной Азии и Кавказа. 2000. № 9.
43. Бражник И. И. Религиозный экстремизм: попрание прав верующих // Наука и религия. 1981. № 1.
44. Буйда Ю. Между собакой и волком: государство, общество и церковь оказались перед лицом серьезной угрозы. Эта угроза религиозные секты // Известия. 1998. 4 июля.
45. Бурковская В. Проблемы вменяемости членов религиозных или общественных объединений, посягающих на личность и права граждан // Уголовное право. 2002. № 1.
46. Бутби Ли. Защита свободы вероисповедания: международные нормы // Религия и права человека: На пути к свободе совести. Вып. Ш/ Под общ. ред. С.Б. Филатова. М.: Наука, 1996.
47. Волобуева М.М. Религиозный терроризм и экстремизм и мировая практика государственно-конфессиональных отношений // Ежегодная летняя конференция АШПИ, июль 2002 // http://aspi.narod.ru/vol.html 23.08.2002.
48. Верещагин В.Ю., Лабунец М.И. Политический экстремизм: этнонацио-нальная институционализация и регионализация. Ростов н/Д, 2002.
49. Григорьева Л.И. Нетрадиционные религии в современной России: социальная природа и тенденции эволюции: Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 1994.
50. Григорьева Л И. Некоторые проблемы реализации нового законодательства о свободе совести // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 1999. № 4.
51. Гудрик-Кларк Н. Оккультные корни нацизма. Тайные арийские культы и их влияние на нацистскую идеологию. М.: Евразия, 1993.
52. Добаев И.П. Традиционализм и радикализм в современном исламе на Северном Кавказе // Ислам и политика на Северном Кавказе: Сборник научных статей. Вып. 17 Отв. ред. В.В. Черноус. Ростов н/Д : Изд-во СКНЦВШ, 2001.
53. Дозорцев П. Конституционно-правовые основы свободы совести в России // Российская юстиция. 1999. № 2.
54. Дроздов С. Сеанс спиритизма с кровавым исходом // Комсомольская правда. 1991. 3 августа.
55. Законодательство о религиозных культах: Перепеч. с сов. изд. "Для служебного пользования". Нью-Йорк: CHALIDZE PUBLICATIONS, 1981.
56. Зорабян С.Э. Религиозный фундаментализм и модернизм // Труды молодых ученых. Ростов н/Д, 1999. № 4.
57. Иванов Н.Г. Нюансы уголовно-правового регулирования экстремистской деятельности как разновидности группового совершения преступлений // Государство и право. 2003. № 5.
58. Иванов С.М. Дезинтегрирующие функции новых религиозных движений // Сборник трудов молодых ученых и студентов Волгоградского государственного университета. Волгоград,1997.
59. Иншаков С.М. Криминология: Учебник. М.: Юриспруденция, 2000.
60. История религий в России / Под ред. Н.А Трофимчука. М.: Издательство РАГС, 2001.
61. Кантеров И. Деструктивные, тоталитарные // www.rlinfo.ru.
62. Катастрофическое сознание в современном мире в конце XX века (по материалам междунар. исслед.) / Под ред. В.Э. Шляпентоха и др. М., 1999.
63. Ким Е.П. Криминогенное значение религиозных пережитков в быту // Актуальные проблемы советского уголовного права и криминологии: к 70-летию Октября. М., 1978.
64. Классики мирового религиоведения. М., 1996.
65. Клочков В.В. Религия, церковь, правонарушение // Советское государство и право. 1993. № 8.
66. К оценке масштаба сектантской экспансии на территории России // Миссионерское обозрение. М., 1997. № 6.
67. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть / Под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. М., 1996.
68. Кондрашова Т.В. Проблемы уголовной ответственности за преступления против жизни, здоровья, половой свободы и половой неприкосновенности. Екатеринбург, 2000.
69. Коробеев А. Простое убийство и сложности его квалификации // Уголовное право; 2002. № 2.
70. Коряковцев В.В., Питулько К.В. Комментарий к Федеральному закону "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма". СПб.: Питер, 2003.
71. Красиков А. Религия и церковь в новом государстве // Россия в XXI веке: проблемы и перспективы: Материалы международной конференции 23-25 июня 2000, г. Иркутск // http://www.kennan.yar.ru/.
72. Кривельская Н.В. Причины распространения в России деструктивных религиозных организаций // Миссионерское обозрение. М., 1999. № 4.
73. Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Бурлакова, Н.М. Кропачева. СПб., 2002.
74. Кудряшова И.В. Исламский фундаментализм как идеология: сравнительные характеристики // Проблемы развития современного мира: Сб. научных работ молодых преподавателей и аспирантов МГИМО. М., 2000.
75. Кукушкин М;А. Юридическая конфликтология как аспект правовой социализации в России // Философия права. 2001. № 1 (3).
76. Куницын И.А. Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы. М.: Общественная организация "Православное дело", 2000.
77. Куроедов В. Неотъемлемая конституционная норма Советского государства // Коммунист. 1980. № 5.
78. Курочкина М. Внебрачные дети религиозных идеологий // Знамя. 1995. №8.
79. Курс уголовного права. Т. 3: Особенная часть / Под ред. Н.Г. Борзенко-ва. М., 2001.
80. Павлов А.С. Курс церковного права. СПб.: Лань, 2002.
81. Лжеучение саентологии //Миссионерский листок / Ред. Архимандрит Александр (Милеат). Издательство храма Покрова Пресвятой Богородицы, 1996.
82. Линьков А., Трусевич С. Национальные особенности российского экстремизма // Парламентская газета. 2002. № 202.
83. Ловинюков А.С. Административно-правовая охрана свободы совести: Дис. . докт. юрид. наук. М., 1994.
84. Материалы "круглого стола" "Молодежь и экстремизм" // Седмица. 2002. 13 ноября.
85. Малашенко А. Из прошлого в прошлое (Фундаментализм ислама и православия) // Свободная мысль. 1993. № 14.
86. Мчедлов М. Политика и религия // Обозреватель. 2000. № 4.
87. Наумов А.В. Мотивы убийств. Волгоград, 1969.
88. Оганесян С.С. Миф о религиозном экстремизме // Независимая газета. 2000. 19 октября.
89. От этого документа веет средневековьем и мракобесием. Интервью с А. Волиным // Газета. 2002. 15 ноября.
90. Пилявец В.В. Уголовно-правовые меры борьбы в сфере деятельности религиозных объединений: Учебное пособие. Калининград: Калининградский ЮИ МВД России, 2002.
91. Побегайло Э.Ф. Проблемы уголовной политики в сфере обеспечения безопасности жизни граждан (законотворческий аспект) // Уголовное право. 2001. № 1.
92. Познышев С.В. Религиозные преступления с точки зрения религиозной свободы. М., 1906.
93. Подберезский И. Новое исполнение старой симфонии // Религия и права человека: На пути к свободе совести. Вып. III/ Под общ. ред. С.Б. Филатова. М.: Наука, 1996.
94. Приветственная речь Ингелата Маркуса, руководителя Российского представительства Фонда им. К. Аденауэра: Материалы "круглого стола" "Европейский и российский опыт преподавания религиозных дисциплин в школах"//Седмица. 2002. 18 апреля.
95. Признаки и критерии оценки деструктивности культа и наличия в его деятельности психологического насилия // Вестник информационно-аналитического центра святителя Марка, епископа Ефесского. 1997. Вып. 17.
96. Проблемы религиозного экстремизма в Центральной Азии: Сборник материалов международной конференции казахстанского института стратегических исследований. (Алматы, КИСИ, 5.04.2001 г.) // http://www.kisi.kz/Parts/Confs/Content2html.
97. Протопопов А.О. Правовые основы свободы совести и деятельности религиозных объединений в странах СНГ и Балтии: Сборник правовых актов. М., 2002.
98. Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь-минимум / Под ред. И.Н. Яблокова. М.: Гардарики, 1998.
99. Рейснер М.А. Государство и верующая личность. СПб., 1905.
100. Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991): Материалы и документы по истории отношений между государством и церковью / Сост. Г. Штриккер. М.: Прометей, 1995.
101. Русские / Отв. ред. В.А. Александров, И.В. Власова, И.С. Трофим-чук. М.: Наука, 1997.
102. Самыгин С.И. и др. Религия и политика. Ростов н/Д: Пегас, 1996.
103. Самыгин С.И., Нечипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов н/Д: Феникс, 1996.
104. Сердюк Л.В. Психическое насилие как предмет уголовно-правовой оценки следователем. Волгоград, 1981.
105. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1981.
106. Современные ереси и секты в России. Издание 2-е, дополненное/ Под ред. Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна. СПб.: Православная Русь, 1995.122: Словарь убийц. М., 1997.
107. Смелзер Н. Социология. М., 1994.
108. Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России / Под ред. проф. К. Каариайнена и проф. Д.Е. Фурмана. М.: Летний сад, 2000.
109. Стефанов С. Религиозный экстремизм и сектантское мировоззрение в России: корни "оттуда". Заметки с "круглого стола" на "Тольятгин-ском диалоге-2002" // http://english.pravda.ru/main/2002/ll/28/40100.ht.
110. Сюкияйнен JI. Шариат как средство противостояния экстремизму // Россия и мусульманский мир. 1998. №11.
111. Таджуддин Т. Кто угрожает российскому духовному пространству // Независимая газета. 2002.13 марта.
112. Тихонравов Ю.В. Судебное религиоведение. М.: ЗАО Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1998.
113. Тихомиров Л.А. Христианство и политика. М.: "Алир" ГУЛ "Облиз-дат", 1999.
114. Тишков А. Если мнения чужие тоже святы. Педагогика толерантности // www.ug.ru/ugpril/gv/96/13/t7l.htm.
115. Толковый словарь. Т. 3. М., 1955.
116. Уголовное право. Особенная часть: Учебник / Под ред. Б.В. Здраво-мыслова. М., 1996.
117. Угроза ислама или угроза исламу? (По итогам международной конференции). М.: Арктогея-центр, 2001.
118. Угринович Д.М. Психология религии. М., 1996.
119. Фадеев В.Н. Религиозные проявления и законодательство о религиозных культах. Ташкент: Фан, 1990.
120. Филимонов Э.Г. Христианское сектантство и проблемы атеистической работы. Киев, 1981.
121. Филимонов Э.Г. Кризис веры и религиозный экстремизм // Наука и религия. 1980. № 1.
122. Фридинский С.Н. Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2003.
123. Фридннский G.H. Борьба с экстремизмом: Уголовно-правовой и криминологический аспекты. Ростов н/Д, 2004.
124. Фридинский С.Н. Преступления, связанные с осуществлением экстремистской деятельности, их классификация: Сборник научных статей ученых-юристов Северо-Кавказского региона. Т. 4. Краснодар, 2003.
125. Хассен С. Борьба с культовым контролем сознания: бестселлер-руководство № 1 по защите, спасению и выздоровлению от деструктивных культов / Пер. Е.Н: Волкова. Н. Новгород, 1997.
126. Хвыля-Олинтер А. Деструктивные религиозные секты России // Профессионал (Альманах МВДРФ). 1999. № 2-3.
127. Хвыля-Олинтер А.И. Органы внутренних дел в борьбе против правонарушений в среде нетрадиционных религиозных движений тоталитарных сект// Миссионерское обозрение. М., 1997. № 5.
128. Холинер Дру Патрик. Границы права на свободу совести и религии в практике Европейского Суда по правам человека // Российская юстиция. 2003. №7.
129. Чалидзе В. Уголовная Россия. М., 1990.
130. Чаплин В. Школа должна уважать мировоззренческий выбор человека // Независимая газета. 2002. 28 ноября.
131. Чернявский А. Религиозные преступления (из лекций Н.С. Таганце-ва). СПб., 1905.
132. Штепа В. Смыкание крайностей. Комментарий к принятию закона "О противодействии экстремистской деятельности" // 2002. 8 июля. http://www.inache.net/barrikad/extremes.html.
133. Эргис Г. О псевдорелигиозном экстремизме // Полярная звезда. 1995. №6.
134. Эткинд А. Хлыст (секты, литература и революция). М.: Каф. славистики Ун-та Хельсинки. Новое литературное обозрение, 1998.
135. Яннарас X. Вызов православного традиционализма // Православная община. М., 1999.1.. Зарубежные источники
136. Hovland С., Janis I.L., Kelley М.Н. Communication persuasion. New Haven, London, 1964.
137. Мир душам. Война-неокультам // Беларусская думка = Белорусская мысль. Мшск, 2001. № 9.
138. Politisierte Religion: Ursachen und Erscheinungsformen des modernen Fundamentalismus / Hrsg. Von Bielefeldt H., Heitmeyer W. Frankfurt am M.: Suhrkampf, 1998.