автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Религиозный опыт в общественно-историческом процессе России
Полный текст автореферата диссертации по теме "Религиозный опыт в общественно-историческом процессе России"
На правах рукописи
Иванов Андрей Владимирович
РЕЛИГИОЗНЫМ ОПЫТ в ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ РОССИИ
Специальность 09.00.11 - социальная философия
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
00347118Т
Москва - 2009
003471187
Работа выполнена на кафедре философии Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана
Научный руководитель: кандидат философских наук, доцент
Власов Сергей Александрович
Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор
Торубарова Татьяна Викторовна
кандидат философских наук, доцент Озеров Александр Алексеевич
Ведущая организация:
Московский институт юриспруденции
Защита состоится 19 июня 2009 г. в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 212.141.12 по философским наукам в Московском государственном техническом университете имени Н.Э. Баумана по адресу: 105005, Москва, Рубцовская наб., дом 2/18, УЖ, ауд. 720л.
С диссертацией можно ознакомиться в Научно-технической библиотеке МГТУ имени Н.Э. Баумана.
Автореферат разослан мая 2009 года
Ученый секретарь диссертационного совета
Власов С.А.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. В современном российском обществе зреет интерес к новейшей отечественной истории, к осмыслению движущих сил, вызвавших серьезные социальные потрясения за последние сто лет. Необходимость социальио-философского анализа общественных процессов новейшей российской истории подсказана самой жизнью. При принятии важных государственных решений невозможно игнорировать опыт ближайшего прошлого.
Важной вехой новейшей истории стали события начала XX века: Первая русская революция 1905 г., последовавшие за ней годы реакции со стороны самодержавия, участие России в Первой мировой войне, Февральская революция. Произошедшая вслед за Февральской Октябрьская революция 1917 г., явившаяся прямым следствием предшествующих событий, определила на долгое время вперёд ход российской истории. Последствия событий начала XX в. мы ощущаем и по сей день.
Начало XX века интересно ещё и тем, что именно в этот период в своей максимальной полноте оформилась политическая культура России, которую можно назвать прообразом политической культуры современного российского общества.
Традиционные приемы исследования общественных процессов не охватывают в полной мере различных сторон сложных взаимоотношений социальных групп. Выявление мотивации к политической активности у людей рассматривается далеко не со всех сторон в современном обществоведении.
Для выявления подлинной мотивации политически активных граждан важно учитывать духовную составляющую мировоззрения людей. Игнорирование глубинных особенностей человеческой психики при описании важных исторических событий не позволит исследователю описать всплески социальной активности в моменты, когда вроде бы для них нет предпосылок, и
не позволит объяснить затухание социальной активности при самых, на первый взгляд, благоприятных для общественных перемен условиях. (Хотя попытки объяснить всплески социальной активности предпринимались отечественными учеными. Так А.Чижевский, например, объяснял их солнечной активностью, а Л.Гумилёв - приходящими из космоса «пассионарными толчками»).
Разобраться в духовной составляющей мотивации людей может помочь обращение к проблеме религиозного опыта.
Представляется, что предпринятая в работе попытка связать категории сугубо личного понятия религиозного опыта человека и категории классовых противоречий может оказаться весьма эффективной при социально-философском анализе исторических процессов. Это позволит лучше разобраться в социальных процессах отечественной истории, в том числе, начала XX в., а следовательно, поможет лучше осмыслить социальные преобразования современного российского общества.
Проблема исследования: выявить особенности религиозного опыта, характерные для личной мотивации у политически активных жителей России и установить связь между их личным религиозным опытом и их общественной деятельностью.
Степень разработанности проблемы. К проблеме связи религиозного чувства человека и его социальной активности обращались еще философы античности. Так, рассуждая о строении государства, Платон в работе «Государство» пытался выявить связь между справедливостью общественного устроения, стремлением к справедливости у личности и религиозной верой человека.
Важность для человека особого религиозного чувства достаточно подробно описана в работах христианских философов-схоластов, - таких, как святой Августин, Фома Аквинский.
Э.Дюркгейм впервые подошел к данной проблеме с новых, научных, позиций. Он считал главным признаком религии разделение общественных явлений на две области — священную и светскую (мирскую). Дальнейшее
развитие анализ категории «священное» получил в трудах феноменологов религии XX в.: Р.Отто, Н.Зедерблома, М.Элиаде, где это понятие стало центральным при рассмотрении религиозных феноменов.
Попытку описать религиозный опыт с помощью строгого научного аппарата в XIX - начале XX вв. предпринял У.Джеймс в работе «Многообразие религиозного опыта». Давая эмпирическую трактовку религиозного опыта, он отвергал традиционный теистический дуализм Творца и творения и основанную на нем теологическую концепцию. Психоаналитическая концепция религии связана прежде всего с именем З.Фрейда, который утверждал, что религиозные верования - один из видов неврозов, в основе которых лежат подавленные в детстве эротические побуждения, в частности, так называемый «Эдипов комплекс». К.Г.Юнг подходил к пониманию религии с позиций функциональной целесообразности, сводя ее суть к необходимости поставить на место непосредственного опыта некий набор пригодных символов, подкрепленных связью догмата и ритуала. Виднейшим представителем антропологической концепции религиозного опыта стал Л.Фейербах. Важный вклад в изучение религиозного опыта внесли русские писатели Ф.М.Достоевский и Л.Н.Толстой, отечественные философы А.С.Аскольдов, Н.А.Бердяев, о.Сергий Булгаков, В.В.Розанов, о.Павел Флоренский, Г.В.Плеханов. Обстоятельное структурное исследование религиозного чувства было предпринято русским философом И.А.Ильиным.
Связь между религиозностью и социальной активностью прослеживается и в работах западных мыслителей К.Маркса, Ф.Энгельса, М.Вебера, В.Райха, Э.Фромма.
Определённые аспекты проблемы религиозного опыта и его связи с общественными процессами отражены в работах современных исследователей: Т.И.Балакиной, А.И.Буссел, В.Н.Волченко, А.С.Дугина, С.Г.Кара-Мурзы, И.М.Меликова, А.С.Панарина, митр. Иоанна (Снычева), Е.М.Скворцова, Л.И.Семеникова, А.В.Шубина, Л.Хеймсона.
Они подробно рассмотрели социальную базу совершенных в России в начале XX в. общественных перемен. Однако в их работах недостаточно отображена связь социальных процессов и личной мотивации политически активных граждан.
Исследование религиозного опыта в контексте исторических процессов затрудняется из-за того, что до сих пор не раскрыта природа взаимосвязи религиозного чувства и общественных процессов. Об этом свидетельствует значительный разброс мнений - с одной стороны, а с другой - наличие ярко выраженной субъективной оценки у авторов, пытающихся построить рассуждения на основе собственных личных ощущений. Поэтому требуется исследование, которое бы сумело выявить характерные особенности религиозного опыта, важные при изучении общественно-исторических процессов.
Объектом исследования является религиозный опыт человека, особенности русского национального менталитета, проистекающие из религиозной традиции народа, и обусловленность религиозного опыта с историческим процессом.
Предмет исследования заключается в связи религиозного опыта людей с личной мотивацией человека и мотивацией широких масс к политической деятельности в переломные моменты российской истории.
Цель и задачи исследования. Цель работы - системное изучение религиозного опыта как социокультурного феномена в контексте исторических событий в России. Эта цель реализуется через решение следующих задач.
1. Выделить сущностные черты религиозного опыта, выявив его структуру.
2. Установить основные свойства религиозного чувства, присущего человеку как духовно-биологическому существу.
3. Описать влияние особенностей религиозного опыта на массовые настроения людей.
4. Выявить роль религиозного опыта в формировании у человека мотивации к общественной деятельности.
5. Отобразить формы проявления связи между религиозным опытом человека и религиозной традицией народа.
6. Найти формы проявления связи между религиозным опытом и поведением разных слоев общества в условиях политического кризиса.
7. Выявить сходные черты в структуре религиозного опыта и мотивации индивида к политической деятельности.
Обоснованность и достоверность результатов. В диссертационном исследовании применялись следующие методы: диалектический, исторический, анализ и синтез, сравнительный анализ, восхождение от абстрактного к конкретному. В качестве конкретно-научной базы диссертационного исследования использовались данные индивидуальной и социальной психологии.
В диссертации нашли применение положения У.Джеймса о наличии у каждого человека особого, заложенного природой религиозного чувства. Активно использовались идеи И.А.Ильина о существовании автономного (личного) и гетерономного (массового) религиозного опыта.
Важную роль в проведенном диссертационном исследовании сыграли идеи Н.А.Бердяева об особенностях русского православия, предпосылках его формирования в историческом контексте. В его работах использован такой приём исследования религии, как анализ связи религиозных традиций и формирования религиозной общины.
Научная новизна исследования заключается в следующем.
1. Показано влияние религиозного опыта человека на его политическую активность. Постулируется, что религиозное чувство среди прочих проявлений, таких как молитвенное служение и обрядовая практика, может быть основой для социально-политической деятельности.
2. Произведено выделение и раскрытие элементов религиозного опыта, которые по своим свойствам могут быть схожи с элементами мотивации к общественной деятельности. Показано сходство между внутренней силой религиозной общины, зависящей от количества искренне верующих, и
внутренним спокойствием в государстве, зависимым от количества самостоятельно мыслящих граждан.
3. На примере дискуссий политических движений России начала XX в. рассмотрены сходные черты между политической дискуссией и богословскими спорами внутри православной церкви.
4. Показана связь между политической культурой России и религиозной традицией русского православия.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Мотивация к политической деятельности человека заключена не только в возможности получить материальную выгоду. Основа мотивации к общественной деятельности - стремление к тем благам, получение которых нельзя логически вывести из осуществляемых поступков. Так участие в далёкой войне и готовность жертвовать собой по приказу собственного правительства не связано логикой с счастьем и благополучием себя и своих близких. На примере поведения верных государственному устройству сил во время Первой мировой войны показано, что в оправдание верности политического курса государственными и общественными деятелями часто приводятся иррациональные доводы, связанные не с экономическими или политическими интересами, а с субъективным пониманием религиозной правды. На примере политических сил правого спектра дореволюционной России показано как за религиозное служение у искренне верующих людей может выдаваться политическая активность.
2. В религиозном опыте человека можно выделить составляющие его элементы: религиозный акт, религиозное содержание и религиозное служение. Знания о каждом элементе религиозного опыта можно использовать при детальном анализе мотивации человека к общественной деятельности. Религиозный опыт может быть двух видов: автономный (личный) и гетерономный (общий). В зависимости от соотношения между числом людей с автономным и гетерономным религиозным опытом
определяется внутренняя сила религиозной общины. Точно так же сила государства зависит от соотношения между числом самостоятельно мыслящих граждан и числом слепо покорных государственной воли.
3. Политические дискуссии схожи с богословскими спорами по приводимым на них доводам. Как участники богословских споров апеллируют к доводам о соответствии тех или иных человеческих действий божественному замыслу и откровению, так и участниками политического спора часто приводятся аргументы, никак не связанные с рациональной логикой политической целесообразности. Приоритет сохранения традиций перед поиском логической истины (к примеру, противодействие реформам патриарха Никона) отразился в ориентировании участников политических дискуссий на поиске особого пути развития России.
4. Характерные черты русского православия проявились в особенностях российской политической культуры. Малая значимость философских исканий в богословии и ориентирование богословия на сохранение традиций и обрядовой стороны религии проявилась в ориентировании российских общественных деятелей на сохранение традиций государственного устройства, либо на слепое во многом копирование трудов западных политических мыслителей. Ориентирование русского православия на внутренний мир верующего проявилось в специфике русской философии, которая была далека от западного академизма, но оперировала часто понятиями переживаний человеческой души. Дискуссии о необходимых политических действиях часто строились на выявлении соответствия этих действий религиозной вере. Характерная для русского православия направленность на преображении вечной души человека проявилась в поддержке российским обществом политических лидеров, действующих скорее сообразно высокой мечте, нежели теории социального развития, основанной на общепринятой логике. Теоретическая и практическая значимость работы. Полученные в
диссертации результаты могут найти применение при разработке проблем
социокультурной динамики и движущих сил развития общества. Они могут быть использованы и как методологическая основа при изучении различных аспектов проблемы религиозного опыта в социальной психологии, культурологи, политологии, истории.
Предложенная система связи характерных особенностей религиозного опыта и мотивации к политической деятельности может быть использована при прогнозировании возможных грядущих социальных изменений.
Разработанные положения можно использовать в процессе преподавания в вузах социальной философии, культурологии, политологии, социальной психологии, социологии.
Апробация работы нашла выражение в различных формах. Ряд идей, высказанных в работе, рассматривались в ходе проведения диссертантом в 20062008 гг. семинарских занятий по философии и истории философии со студентами 3-4 курсов различных факультетов МГТУ им. Н.Э.Баумана, а также на заседаниях «Дискуссионного клуба МГТУ им. Н.Э.Баумана».
Основные положения диссертации изложены в 5 научных работах, из которых одна - в рекомендованном ВАК журнале «Учёные записки Российского государственного социального университета». Кроме того, они излагались на следующих конференциях:
- на международной научной конференции «Энгельмейеровские чтения» (Москва - Дубна, 2006 г., 2007 г.);
на международной научной конференции «Свято-Филаретовские чтения» (Москва, 2007г., 2008г.);
на международной научной конференции «Глобальные проблемы устойчивого развития и современная цивилизация» (Москва, 2008 г.);
на Международном фестивале православных СМИ «Вера и Слово» под председательством Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго (Москва, 28 октября - 2 ноября 2006г.);
на Всероссийском молодежном инновационном конвенте под руководством Федерального агентства по делам молодежи (Москва, 9 декабря 2008г.);
в дебатах по теме «Российско-Европейское сотрудничество» в Европарламенте (Бельгия, Брюссель, октябрь 2007г.);
на Всероссийском совещании «Россия многонациональная» под руководством Председателя Совета Федерации С.М.Миропова (Москва, 26 декабря 2006г.).
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения и списка используемой литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается актуальность диссертации, формулируются её цель и задачи, отмечается научная новизна и значимость исследования.
В главе 1. Религиозный опыт: его содержание и интерпретация
предпринимается попытка раскрыть сущность, содержание и основные типы религиозного опыта, а также соотношение понятия религиозного опыта с близкими по смыслу понятиями. Делается попытка выявить связь между религиозным опытом и общественным устроением.
В параграфе 1.1. Понятие религиозного опыта даётся определение понятия религии как чувства связи и долженствования по отношению к дающей опору и достойной поклонения трансцендентной и тайной силе. Причем это поклонение, будь оно чувственным или духовным, предполагает несомненную для верующего сознания реальность веры, включающую в себя не только религиозное настроение, но и возможность воздействовать на Божество (путем молитв, жертвоприношений и иных форм культа). Данное правило признается
действенным для любого типа религии: естественной (верования и культы первобытной эпохи), религии разума (вытекает из созерцания мира и человеческой природы, отрицает сверхъестественное откровение), религии позитивной (опирается на известные исторические элементы, принимает сверхъестественное откровение, и все содержание своего учения обрабатывает в виде твердо установленных положений - догматов).
В качестве важного понятия для изучения религии признается особое чувство - религиозный опыт человека. Говорится о необходимости разделять религиозный опыт по некоторым параметрам. Необходимо разделять: психологическую оставляющую религиозного опыта и его философское значение; религиозный опыт личности и массы; религиозные переживания, связанные с божеством и с религиозными институтами. Делается предположение, что ни одно общество прошлого и настоящего не существовало без религиозного чувства. На основе трудов У. Джеймса и Э. Фромма показаны различные определения религиозного опыта. Религиозный опыт признается особым переживанием, не похожим на другие переживания человеческой психики.
На основе работ И.А.Ильина показывается, что каждый человек способен созидать культуру своего религиозного опыта, прекрасно осознавая, что религиозный опыт носит человеческий, субъективный и личный характер. В нем могут участвовать все человеческие способности. Он .разнообразен и многогранен у людей. Религиозный опыт не следует воспринимать как исключительно познавательский, исследовательский ряд по-разному обдуманных экспериментов и испытаний. Люди восходят к Богу разными путями, и открывается Бог каждому человеку по-своему, в зависимости от личности каждого.
Выделяется пограничная линия при изучении религии вообще: по одной стороне от нее находится религия как учреждение, по другой - как личное переживание.
Дается определение божественного предмета как предмет сознания или знания, или как предмета чувства, созерцания, воли или даже деятельного осуществления (божьего царства) - но прежде всего как искомого, обретаемого, желаемого и утверждаемого верой предмета.
Обозначается важность личной психологии человека при изучении религиозного опыта. В религии личного характера центр составляют внутренние переживания человека, его совесть, его одиночество, его беспомощность и несовершенство. Религия личного характера само собой подразумевает личный религиозный опыт.
В параграфе 1.2. Автономный религиозный опыт утверждается, что религия живёт прежде всего в самом человеке и осуществляется через него. Однако подмечается, что непосредственное общение человека и божества во многом возможно благодаря существующей слаженной системе религиозных знаний, культов, священноначалия, более того, что сами церковные институты могут выполнять роль культа. Сама религия рассматривается не как внешняя по отношению к человеку, а как объективный надчеловечный миропорядок.
Личная структура религии рассматривается с точки зрения физиологического и духовного строения человека. Между душами двух людей -огромная пропасть, которая обозначается вещественно: у каждого - свое тело. Доподлинно человек испытывает только свои ощущения, сосредоточиваясь на них своим вниманием и восприятием. Также всегда субъективен и религиозный опыт. При этом субъективность не тождественна необъективности, если речь вдет о религиозном опыте. Сама вера подразумевает наличие объективности в религиозном опыте.
Отмечается, что, хотя самостоятельный религиозный опыт заменить ничем нельзя, и общего религиозного опыта не может быть в виде переживаний, он может существовать в виде особых религиозных предметов, содержаний, догм, обрядов, зданий и иерархий.
Делается предположение, что личностность переживаний, характерных для религии в традиционном понимании, имеет похожее строение для переживаний,
заставляющих человека действовать в сфере своих отношений с социумом. То есть зависимость религиозности принадлежащих, к примеру, к католичеству или православию людей от их внутреннего «пламени» - практически такая же, как связь убежденности в правоте того или иного постулата общественного устроения от их внутреннего личного ощущения понятий правды и справедливости.
Выделяется удобная для изучения структура человеческой религиозности. В религиозности следует различать религиозный акт, религиозное содержание и религиозный предмет.
Признается, что религиозному человеку свойственно жить по преимуществу духовными актами. Это каждый помысел о Боге, о ближних, как о его созданиях, о себе самом в свете его творения.
В соответствии с определениями И. А. Ильина, религиозный акт слагается из следующих психических функций: 1) чувства, т. е. активной эмоции или пассивного аффекта; 2) воображения чувственного или нечувственного, эмпирически-покорного или творчески-фантазирующего; 3) мышления, образного или необразного, формального или созерцающего, дискурсивного или интуитивного; 4) воли, инстинктивной или духовной, пассивной (терпение) или активной (борьба), мыслящей или созерцающей, сердечно-совестной или черствой и аморальной; 5) всевозможных чувственных ощущений (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, тепло и холод, мускульное напряжение, нервная боль); 6) инстинктивных влечений - то эротических, то нутритивных, то двигательных, но почти всегда наслажденческих.
Рассматривается религиозное содержание - как именно то, что принято человеком как объект в любви к Богу.
Религиозный акт рассматривается как особое душевное переживание. Рассматривается затухание одной и рождение другой религии именно как утрата силы религиозного акта одной религии и как пробуждение религиозного акта другой.
Делается предположение, что пробуждение человека и народа к поиску истинного религиозного акта и истинного религиозного содержания очень сходно с коренной ломкой представлений о правильности общественного устройства.
Делается анализ такого понятия, как духовность религиозного опыта, происходящая из духа. Дух определяется как сила личного самоутверждения в человеке в смысле верного восприятия своей личностной самосути. Ощущение ответственности позволяет человеку спрашивать с себя при постижении истины, быть осторожным и трепетно относиться к постигаемым знаниям.
Автономность религиозного опыта означает личностность религиозных переживаний. Каждый верующий должен быть в состоянии ответить на вопрос о сути своей веры, которую он воспринял сердцем. Вера предполагает не просто абстрактные суждения, нормы и понятия. В традиционном понимании вера - это прежде всего конкретные духовные усилия личности, идущей верно воспринять религиозный предмет и вступить с ним в единение. Личный путь к Богу обозначается как религиозный метод. Дается описание религиозного метода с точки зрения психологической структуры личности.
В параграфе 1.3. Гетерономный религиозный опыт дается анализ понятия гетерономного религиозного опыта как противостоящего религиозной автономии. Гетерономия в религии подразумевает отказ личности от собственного восприятия предмета религии и передоверие этого восприятия другому человеку, группе людей. С опорой на авторитет чужого мнения решается вопрос о том, во что верить и чему не доверять. Вера гетерономная является покорной по сути, пассивной в плане приятия вдохновения, исходящего от предмета религии. Защитить такую веру от аргументированной критики человек не может. Сама по себе гетерономная вера есть явление не личной духовности, а массовой психологии.
При перенесении структуры гетерономного религиозного опыта на общественное устроение выявляет в людях не чувство гражданственности, но состояние слепой зависимости от других и необходимости подчинения.
В то же время отмечается, что гетерономная вера отличается прочностью, длительностью, организационной силой и воспитательно-политической полезностью. Покорность чужой воле держит человека куда лучше, чем полная противоречий и деструктивных, с точки зрения государства, переживаний созерцательная свобода.
Рассматривается связь между социальной стабильностью и отношением государства к созданию условий для свободного развития религиозного опыта человека.
Делается попытка анализа возможности перерастания гетерономной веры в автономную. Описываются положительные черты гетерономной веры как первого этапа для некоторых людей при обретении знаний о религии.
Рассматриваются негативные последствия религиозной гетерономии, как-то - уход человека в беспредметный мистицизм.
В главе 2. Особенности русского (православного) религиозного опыта делается попытка наиболее полно описать свойства национального религиозного опыта с точки зрения формирования менталитета народа.
В параграфе 2.1. Характерные черты русского православного мировоззрения делается сравнение православного отношения к основополагающим категориям бытия с отношением к ним в других религиях, в особенности в католичестве и в протестантстве.
Рассматривается правомерность утверждения русского православия как национальной и как общемировой религии. Рассматривается разница между русским и греческим православием.
Делается оценка различия понятий религиозной жизни на Западе и на Востоке. Восточная церковь опирается на покаяние. В западной же традиции порядочность и последовательность в соблюдении определенных правил должны привести к ощутимому результату в мирской жизни.
Рассматривается разница в подходе к богословию. Исповедующие православие народы хранили свою веру, не втягиваясь в споры о правильности своего религиозного выбора. Не характерны для русского православия были и
споры о примате религиозной или светской власти. Речь шла именно о глубине духовного наполнения государственной власти.
Проводится исследование значения для формирования национального религиозного опыта реформ Никона, которые рассматриваются как попытка сделать русское православие вселенским.
Анализируется разница в решении богословских споров на Западе и на Востоке. В ведущихся спорах, в отличие от западных церквей, в православии от имени церкви на равных с другими участниками дискуссии может выступать обычный монах, иерей или даже дьякон. В то время как в католической организации более авторитетным считается голос стоящего на более высокой ступени структурной иерархии. Ортодоксия православия выражается прежде всего не в канонах учения, а в жизненном поведении. Еретиком скорее будет признан не тот, кто исповедует ложную доктрину, а тот, кто идет ложным духовным путем, имея ложную духовную жизнь.
В параграфе 2.2. Роль особенностей русского православия в изучении общественно-исторического процесса проводится аналогия между отсутствием сложных споров о правильности веры в русском православии и отсутствием споров относительно принципиальных основ политического устройства у подавляющего числа граждан в XX веке.
Рассматривается роль литургического служения в русском православии. В основном не пропагандированием норм и законов, их преподаванием, а определенным обрядовым действием несет людям правила православная церковь. В обрядах заключен прообраз преображения жизни. Культ святости переходит к людям через примеры жизни святых.
Рассматривается православное понятие свободы совести, которое сильно отличает православную церковь от католической. Понимание свободы в православии отлично и от понимания свободы в протестантизме, как и во всей западной мысли. Там свобода понимается как право личности, охраняющей себя от посягательства всякой другой личности и определяющей себя автономно. Индивидуализм чужд православию, которому свойственен коллективизм, где
религиозная личность и религиозный коллектив не противостоят друг другу как внешние друг для друга. Религиозная личность находится внутри религиозного коллектива и религиозный коллектив находится внутри религиозной личности.
Утверждается, что церковные институты в русском православии обладают авторитетом не как учреждения, но как носители правильного пути восхождения к Богу. Церковная организация представляется не как учреждение и не как просто общество верующих, пусть имеющих максимальное единение в религиозном устремлении, но именно как духовный организм, мистическое Тело Христово. Раскрывается роль такого понятия, как соборность. При этом даже Вселенские Соборы не обладали абсолютным авторитетом для людей, в то время как авторитет всегда оставался за неоформленным духовным состоянием слившегося в одно целое человека и церкви.
Рассматривается проблема преобладания на протяжении истории гетерономной и автономной веры в русском народе. Анализируется связь преобладания религиозной автономии и гетерономии и климатических факторов формирования российского государства.
Делается предположение, что познание русского православия не лежит целиком в плоскости логических выводов и постулатов. Лучше всего православие постигается через жизнь церкви и народа, через их бытие.
В главе 3. Особенности религиозного опыта в контексте исторической судьбы России рассматриваются связь религиозного опыта людей и их политической активностью в начале XX века российской истории.
В параграфе 3.1. Важность изучения религиозного опыта при исследовании мотивации к общественной деятельности дается обоснование применимости использования структуры религиозного опыта к определению мотиваций политической активности. Утверждается, что среди устремлений человека есть нечто такое, что не может объясняться обычной рациональностью. Есть такие нематериальные мотивы, которые становятся главными в поведении человека. Индивид, целые массы готовы жертвовать собой, совершать
преступления ради того, что в любой логической цепи не имеет связи с их благополучием.
Обозначаются рамки дискурса: государство или идеология могут выступать в роли особого религиозного предмета с точки зрения наличия у человека главного для личности религиозного чувства, но при этом государство и идеология не являются сверхъестественными субстанциями. В то же время особенности мотивационных устремлений политически активных граждан очень похожи на мотивационные устремления религиозно верующих, что дает право применять знания о религиозном опыте для изучения мотивации людей к политической активности. Важно рассмотреть религиозный опыт не только с точки зрения личного чувства человека, но и с точки зрения формирования этого опыта для широких масс. Большое число верующих определяет и вектор общественного развития.
В параграфе 3.2. Свойства религиозного опыта в ракурсе становления российской социал-демократии анализируются идеологические постулаты большевистского и меньшевистского крыльев Российской социал-демократической рабочей партии (партии, пришедшей к власти после революционных потрясений начала XX века) с точки зрения мотивации его сторонников к революционной деятельности.
Делается вывод, что разница в поведении меньшевистского и большевистского крыльев РСДРП обусловлена наличием у сторонников этих течений разных подходов к осуществлению своей социальной мечты. Если меньшевики действовали согласно теории, представляя себе четкий механизм осуществления социальных преобразований, то большевики не имели почти никаких рациональных доводов в пользу своего видения мира и опирались на личную веру в светлое будущее.
Проводится связь между программой социальных преобразований меньшевиков и религиозной традицией Запада и мотивацией большевиков и религиозной традицией России. Если выкладки теории говорят о том, что завтра наступит какой-то новый общественный строй в соответствии с существующими
сегодня социальными предпосылками, то западный человек будет действовать согласно заложенному в теории алгоритму. И действовать, и мыслить. Человек из России, как правило, движим отнюдь не механистическими представлениями об обществе. Скорее, наперекор видимому ходу вещей, с какой-то необъяснимой разумом верой в светлое будущее будет действовать русский человек. Одновременно в его поступках сочетаются непоколебимая вера в победу своих идеалов и, как следствие, готовность к самопожертвованию ради осуществления своей безнадежной сегодня мечты. Так было с декабристами, так было с народовольцами, так было и с большевиками. В религии всегда присутствует некий фатализм: искренне верующий на любую трудность реагирует как на проявление божественной воли, ниспосланной ему в соответствии с неведомым ему, но известном одному лишь Богу планом. Подобный фатализм четко виден у большевиков, не имевших логических доказательств постулата о скорой политической победе, но жертвующих собой ради её осуществления.
Развитие истории России после Февраля и Октября показывает некоторую аналогию между большевиками и первыми христианами. Как в Римской империи времён упадка, так и в обречённом царизме было сходство действий власти. Власть не допускала никаких альтернативных мнений об общественном устроении, имела достаточно сил, чтобы справиться с любой оппозицией. Однако не имела сил для того, чтобы справиться с реально стоявшими проблемами, порождающими общественное беспокойство. Фактически христиане стали той новой силой, которая понесла ранее накопленную человеческую культуру дальше через века и после крушения империи. При крушении Российской Империи также обнаружилось наличие в стране некоей секты - большевиков, - которые предлагали именно новый и целостный общий образ жизни.
Этот постулат анализируется на основе трудов русских религиозных философов В.В.Розанова, о. Сергия Булгакова, И.А.Ильина и др., показавших сходство между зарождением религиозного опыта у первых христиан и происходящими в их времени социальными процессами. Даются в качестве
доказательства наличия иррациональной основы в мотивации большевиков высказывания большевистских лидеров Л.Д.Троцкого, В.И.Ленина.
Анализируются идеологические постулаты марксизма с точки зрения возможности их использования в качестве материала для строительства особой веры.
На исторических примерах рассматривается связь между настроениями общества относительно текущей политики и истории страны и религиозной верой общества.
Рассматривается значение религиозной веры для становления советской власти после Октябрьской революции на примере взаимодействия различных религиозных общин и советской власти.
В параграфе 3.3. Особенности религиозного опыта в контексте развития государственнической идеологии в России в начале XX в. делается попытка разобраться в наличии и сути трансцендентного начала у других политических сил дореволюционной России, прежде всего представляющих правый спектр политики. Рассматривается суть мотивации к политической деятельности при постулировании этими силами осуществления религиозного служения в рамках традиционного православия. Анализируется важный вопрос, когда общепринятое религиозное содержание веры подменяется содержанием, придуманным людьми. В целом этот процесс характерен для любой деятельности, связанной с устремленностью на изменение общества. Религиозное содержание как бы придумывается под конкретные устремления. С одной стороны, любая общественная деятельность имеет успех только тогда, когда индивиды, ею занимающиеся, имеют элементы иррационального в своей мотивации (иначе любая деятельность превращается в обычную работу, лишенную претензий на изменение исторического вектора). С другой же стороны, сама религия не предполагает общественной деятельности. Путь религии (для нас в первую очередь важно православие, так как именно православными называли сами себя представители российских партий) - это, скорее, путь аскезы, напряженного духовного личного роста посредством
выработанных этой же религией инструментов в виде молитв, постов и проч. Когда человек со всей яростностью души занимается общественной деятельностью, то есть так или иначе связан с формированием механизмов подчинения чужой воли, и в тоже время считает свою общественную деятельность своим личным правильным путем религиозного служения, то он в любом случае отходит от того религиозного содержания, которое считается истинным в данной религии. Здесь речь идет о затронутой в первой главе проблеме религиозных институтов, которые выполняют роль и религиозного содержания, и религиозного объекта.
Анализируется начало Первой мировой войны и изменение общественных настроений в ее процессе, проводится аналогия с процессом вырождения одного и рождения другого религиозного опыта.
В Заключении подводятся итоги проведённого исследования, формулируются основные выводы и намечаются дальнейшие пути возможной разработки проблемы.
Основные положения диссертации отражены в следующих работах
автора:
1. Иванов A.B. Религиозная составляющая мотивации членов РСДРП(б) накануне 1917 года // Учёные записки Российского государственного социального университета. - 2008. -№4. - С. 190-195.
2. Иванов A.B. Религиозный мотив глобализации: выступление//Материалы международной конференции «Глобальные проблемы устойчивого развития и современная цивилизация». -М., 2008. - С.96-101.
3. Иванов A.B. План истории неведом // Русская история. - 2008. - №1. -С. 66-67.
4. Иванов A.B. Современные политические движения России в виртуальной реальности: выступление //Материалы международной конференции «VIII Энгельмейеровские чтения. Интернет-культура-этика». -М., 2006. - С. 8588.
5. Иванов A.B. Наука и слово // Портал «Народного радио», 2008 (1 февраля). -http://narodinfo.ni/articles/42673.html7phrase_icN72504.
Подписано в печать 12.05.2009 г. Формат 60x84 1/16, Усл. Печ. Лист 1,5 Тираж 100 экз. Заказ № 1213 Отпечатано в типографии «ДЦ «Каретный Двор»» 101000, Москва, ул. Покровка, д.12, стр.1 Тел.: (495) 506-82-22 www.allaprint.ru
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Иванов, Андрей Владимирович
Введение
Глава 1. Религиозный опыт: его содержание и интерпретация
1.1. Понятие религиозного опыта.
1.2. Автономный религиозный опыт.
1.3. Гетерономный религиозный опыт.
Глава 2. Особенности русского (православного) религиозного опыта
2.1. Характерные черты русского православного мировоззрения.
2.2. Роль особенностей русского православия в изучении общественно-исторического процесса.
Глава 3. Особенности религиозного опыта в контексте исторической судьбы России
3.1. Важность изучения религиозного опыта при исследовании мотивации к общественной деятельности.
3.2. Свойства религиозного опыта в ракурсе становления российской социал-демократии.
3.3. Особенности религиозного опыта в контексте развития государственнической идеологии в России в начале XX в.
Введение диссертации2009 год, автореферат по философии, Иванов, Андрей Владимирович
Актуальность исследования. В современном российском обществе зреет интерес к новейшей отечественной истории, к осмыслению движущих сил, вызвавших серьезные социальные потрясения за последние сто лет. Необходимость социально-философского анализа общественных процессов новейшей российской истории подсказана самой жизнью. При принятии важных государственных решений невозможно игнорировать опыт ближайшего прошлого.
Важной вехой новейшей истории стали события начала XX века: Первая русская революция 1905 г., последовавшие за ней годы реакции со стороны самодержавия, участие России в Первой мировой войне, Февральская революция. Произошедшая вслед за Февральской Октябрьская революция 1917 г., явившаяся прямым следствием предшествующих событий, определила на долгое время вперёд ход российской истории. Последствия событий начала XX в. мы ощущаем и по сей день.
Начало XX века интересно ещё и тем, что именно в этот период в своей максимальной полноте оформилась политическая культура России, которую можно назвать прообразом политической культуры современного российского общества.
Традиционные приемы исследования общественных процессов не охватывают в полной мере различных сторон сложных взаимоотношений социальных групп. Выявление мотивации к политической активности у людей рассматривается далеко не со всех сторон в современном обществоведении.
Для выявления подлинной мотивации политически активных граждан важно учитывать духовную составляющую мировоззрения людей. Игнорирование глубинных особенностей человеческой психики при описании важных исторических событий не позволит исследователю описать всплески социальной активности в моменты, когда вроде бы для них нет предпосылок, и не позволит объяснить затухание социальной активности при самых, на первый взгляд, благоприятных для общественных перемен условиях. (Хотя попытки объяснить всплески социальной активности предпринимались отечественными учеными. Так А.Чижевский, например, объяснял их солнечной активностью, а Л.Гумилёв - приходящими из космоса «пассионарными толчками»).
Разобраться в духовной составляющей мотивации людей может помочь обращение к проблеме религиозного опыта.
Представляется, что предпринятая в работе попытка связать категории сугубо личного понятия религиозного опыта человека и категории классовых противоречий может оказаться весьма эффективной при социально-философском анализе исторических процессов. Это позволит лучше разобраться в социальных процессах отечественной истории, в том числе, начала XX в., а следовательно, поможет лучше осмыслить социальные преобразования современного российского общества.
Проблема исследования', выявить особенности религиозного опыта, характерные для личной мотивации у политически активных жителей России и установить связь между их личным религиозным опытом и их общественной деятельностью.
Степень разработанности проблемы. К проблеме связи религиозного чувства человека и его социальной активности обращались еще философы античности. Так, рассуждая о строении государства, Платон в работе «Государство» пытался выявить связь между справедливостью общественного устроения, стремлением к справедливости у личности и религиозной верой человека.
Важность для человека особого религиозного чувства достаточно подробно описана в работах христианских философов-схоластов, — таких, как святой Августин, Фома Аквинский.
Э.Дюркгейм впервые подошел к данной проблеме с новых, научных, позиций. Он считал главным признаком религии разделение общественных явлений на две области — священную и светскую (мирскую). Дальнейшее развитие анализ категории «священное» получил в трудах феноменологов религии XX в.: Р.Отто, Н.Зедерблома, М.Элиаде, где это понятие стало центральным при рассмотрении религиозных феноменов.
Попытку описать религиозный опыт с помощью строгого научного аппарата в XIX — начале XX вв. предпринял У.Джеймс в работе «Многообразие религиозного опыта». Давая эмпирическую трактовку религиозного опыта, он отвергал традиционный теистический дуализм Творца и творения и основанную на нем теологическую концепцию. Психоаналитическая концепция религии связана прежде всего с именем З.Фрейда, который утверждал, что религиозные верования - один из видов неврозов, в основе которых лежат подавленные в детстве эротические побуждения, в частности, так называемый «Эдипов комплекс». К.Г.Юнг подходил к пониманию религии с позиций функциональной целесообразности, сводя ее суть к необходимости поставить на место непосредственного опыта некий набор пригодных символов, подкрепленных связью догмата и ритуала. Виднейшим представителем антропологической концепции религиозного опыта стал Л.Фейербах. Важный вклад в изучение религиозного опыта внесли русские писатели Ф.М.Достоевский и Л.Н.Толстой, отечественные философы А.С.Аскольдов, Н.А.Бердяев, о.Сергий Булгаков, В.В.Розанов, о.Павел Флоренский, Г.В.Плеханов. Обстоятельное структурное исследование религиозного чувства было предпринято русским философом И.А.Ильиным.
Связь между религиознос.тью и социальной активностью прослеживается и в работах западных мыслителей К.Маркса, Ф.Энгельса, М.Вебера, В.Райха, Э.Фромма.
Определённые аспекты проблемы религиозного опыта и его связи с общественными процессами отражены в работах современных исследователей: Т.И.Балакиной, А.И.Буссел, В.Н.Волченко, А.С.Дугина, С.Г.Кара-Мурзы, И.М.Меликова, А.С.Панарина, митр. Иоанна (Снычева), Е.М.Скворцова, Л.И.Семеникова, А.В.Шубина, Л.Хеймсона.
Они подробно рассмотрели социальную базу совершенных в России в начале XX в. общественных перемен. Однако в их работах недостаточно отображена связь социальных процессов и личной мотивации политически активных граждан.
Исследование религиозного опыта в контексте исторических процессов затрудняется из-за того, что до сих пор не раскрыта природа взаимосвязи религиозного чувства и общественных процессов. Об этом свидетельствует значительный разброс мнений — с одной стороны, а с другой - наличие ярко выраженной субъективной оценки у авторов, пытающихся построить рассуждения на основе собственных личных ощущений. Поэтому требуется исследование, которое бы сумело выявить характерные особенности религиозного опыта, важные при изучении общественно-исторических процессов.
Объектом исследования является религиозный опыт человека, особенности русского национального менталитета, проистекающие из религиозной традиции народа, и обусловленность религиозного опыта с историческим процессом. >
Предмет исследования заключается в связи религиозного опыта людей с личной мотивацией человека и мотивацией широких масс к политической деятельности в переломные моменты российской истории. Цель и задачи исследования. Цель работы — системное изучение религиозного опыта как социокультурного феномена в контексте исторических событий в России. Эта цель реализуется через решение следующих задач.
1. Выделить сущностные черты религиозного опыта, выявив его структуру.
2. Установить основные свойства религиозного чувства, присущего человеку как духовно-биологическому существу.
3. Описать влияние особенностей религиозного опыта на массовые настроения людей.
4. Выявить роль религиозного опыта в формировании у человека мотивации к общественной деятельности.
5. Отобразить формы проявления связи между религиозным опытом человека и религиозной традицией народа.
6. Найти формы проявления связи между религиозным опытом и поведением разных слоев общества в условиях политического кризиса.
7. Выявить сходные черты в структуре религиозного опыта и мотивации индивида к политической деятельности.
Обоснованность и достоверность результатов. В диссертационном исследовании применялись следующие методы: диалектический, исторический, анализ и синтез, сравнительный анализ, восхождение от абстрактного к конкретному. В качестве конкретно-научной базы диссертационного исследования использовались данные индивидуальной и социальной психологии.
В диссертации нашли применение положения У.Джеймса о наличии у каждого человека особого, заложенного природой религиозного чувства. Активно использовались идеи И.А.Ильина о существовании автономного (личного) и гетерономного (массового) религиозного опыта.
Важную роль в проведенном диссертационном исследовании сыграли идеи Н.А.Бердяева об особенностях русского православия, предпосылках его формирования в историческом контексте. В его работах использован такой приём исследования религии, как анализ связи религиозных традиций и формирования религиозной общины .
Научная новизна исследования заключается в следующем.
1. Показано влияние религиозного опыта человека на его политическую активность. Постулируется, что религиозное чувство среди прочих проявлений, таких как молитвенное служение и обрядовая практика, может быть основой для социально-политической деятельности.
2. Произведено выделение и раскрытие элементов религиозного опыта, которые по своим свойствам могут быть схожи с элементами мотивации к общественной деятельности. Показано сходство между внутренней силой религиозной общины, зависящей от количества искренне верующих, и внутренним спокойствием в государстве, зависимым от количества самостоятельно мыслящих граждан.
3. На примере дискуссий политических движений России начала XX в. рассмотрены сходные черты между политической дискуссией и богословскими спорами внутри православной церкви.
4. Показана связь между политической культурой России и религиозной традицией русского православия.
Основные полоэ/сения, выносимые на защиту.
1. Мотивация к политической деятельности человека заключена не только в возможности получить материальную выгоду. Основа мотивации к общественной деятельности — стремление к тем благам, получение которых нельзя логически вывести из осуществляемых поступков. Так участие в далёкой войне и готовность жертвовать собой по приказу собственного правительства не связано логикой с счастьем и благополучием себя и своих близких. На примере поведения верных государственному устройству сил во время Первой мировой войны показано, что в оправдание верности политического курса государственными и общественными деятелями часто приводятся иррациональные доводы, связанные не с экономическими или политическими интересами, а с субъективным пониманием религиозной правды. На примере политических сил правого спектра дореволюционной России показано как за религиозное служение у искренне верующих людей может выдаваться политическая активность.
2. В религиозном опыте человека можно выделить составляющие его элементы:- религиозный акт, религиозное содержание и религиозное служение. Знания о каждом элементе религиозного опыта можно использовать при детальном анализе мотивации человека к общественной деятельности. Религиозный опыт может быть двух видов: автономный (личный) и гетерономный (общий). В зависимости от соотношения между числом людей с автономным и гетерономным религиозным опытом определяется внутренняя сила религиозной общины. Точно так же сила государства зависит от соотношения между числом самостоятельно мыслящих граждан и числом слепо покорных государственной воли.
3. Политические дискуссии схожи с богословскими спорами по приводимым на них доводам. Как участники богословских споров апеллируют к доводам о соответствии тех или иных человеческих действий божественному замыслу и откровению, так и участниками политического спора часто приводятся аргументы, никак не связанные с рациональной логикой политической целесообразности. Приоритет сохранения традиций перед поиском логической истины (к примеру, противодействие реформам патриарха Никона) отразился в ориентировании участников политических дискуссий на поиске особого пути развития России.
4. Характерные черты русского православия проявились в особенностях российской политической культуры. Малая значимость философских исканий в богословии и ориентирование богословия на сохранение традиций и обрядовой стороны религии проявилась в ориентировании российских общественных деятелей на сохранение традиций государственного устройства, либо на слепое во многом копирование трудов западных политических мыслителей. Ориентирование русского православия на внутренний мир верующего проявилось в специфике русской философии, которая была далека от западного академизма, но оперировала часто понятиями переживаний человеческой души. Дискуссии о необходимых политических действиях часто строились на выявлении соответствия этих действий религиозной вере. Характерная для русского православия направленность на преображении вечной души человека проявилась в поддержке российским обществом политических лидеров, действующих скорее сообразно высокой мечте, нежели теории социального развития, основанной на общепринятой логике.
Теоретическая и практическая значимость работы. Полученные в диссертации результаты могут найти применение при разработке проблем социокультурной динамики и движущих сил развития общества. Они могут быть использованы и как методологическая основа при изучении различных аспектов проблемы религиозного опыта в социальной психологии, культурологи, политологии, истории.
Предложенная система связи характерных особенностей религиозного опыта и мотивации к политической деятельности может быть использована при прогнозировании возможных грядущих социальных изменений.
Разработанные положения можно использовать в процессе преподавания в вузах социальной философии, культурологии, политологии, социальной психологии, социологии.
Апробация работы нашла выражение в различных формах. Ряд идей, высказанных в.работе, рассматривались в ходе проведения диссертантом в 2006-2008 гг. семинарских занятий по философии и истории философии со студентами 3-4 курсов различных факультетов МГТУ им. Н.Э.Баумана, а также на заседаниях «Дискуссионного клуба МГТУ им. Н.Э.Баумана».
Основные положения диссертации изложены в 5 научных работах, из которых одна - в рекомендованном ВАК журнале «Учёные записки Российского государственного социального университета». Кроме того, они излагались на следующих конференциях: на международной научной конференции «Энгельмейеровские чтения» (Москва - Дубна, 2006 г., 2007 г.); на международной научной конференции «Свято-Филаретовские чтения» (Москва, 2007г., 2008г.); на международной научной конференции «Глобальные проблемы устойчивого развития и современная цивилизация» (Москва, 2008 г.); на Международном фестивале православных СМИ «Вера и Слово» под председательством Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго (Москва, 28 октября - 2 ноября 2006г.); на Всероссийском молодежном инновационном конвенте под руководством Федерального агентства по делам молодежи (Москва, 9 декабря 2008г.); в дебатах по теме «Российско-Европейское сотрудничество» в Европарламенте (Бельгия, Брюссель, октябрь 2007г.); на Всероссийском совещании «Россия многонациональная» под руководством Председателя Совета Федерации С.М.Миронова (Москва, 26 декабря 2006г.).
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения и списка используемой литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Религиозный опыт в общественно-историческом процессе России"
Заключение.
Религиозное чувство- как объективно существующая особенность человеческой психики — важная составляющая^ жизни человека. Во многом именно религиозная вера определяет поведение человека, его жизненные устои и приоритеты. Религиозное чувство человека можно подвергнуть научному анализу, выделив его структуру и его свойства. Рассматривая социальный процесс, необходимо учитывать наличие у человека его религиозного чувства- как важной составляющей мотивации» к социальной активности или к бездействию в данной сфере.
При изучении мотивационных импульсов к социальной1 активности также возможно использовать имеющиеся-знания о структуре и свойствах религиозного опыта для описания- самих социальных процессов. Правильность того или иного государственного* решения, постулатов, программf политических партий будет оцениваться человеком не только с точки зрения их логического построения, и даже не, только с учетом жизненных обстоятельств; но также исходя из веры человека в правильность этого государственного решения или программы-политической партии. Само государство, его институты, а также идеология могут выступать в качестве объекта веры.
Однако при использовании знаний о структуре и свойствах религиозного опыта для изучения социальных процессов необходимо учитывать, что религиозная вера в классическом понимании значительно отличается- от веры государство или в партию. Прежде всего тем, что государство и партия не обладают сверхъестественной сущностью, присущей божеству. Тем не менее, отбросив вопрос о подлинности религиозного опыта и соответствия его постулатов, религиозной традиции, можно серьезно увеличить свои знания, касающиеся мотивации людей к политической и социальной- активности.
Поэтому представляют интерес для изучения и попытки самого государства и партий использовать в идеологических построениях элементы религиозной веры, которые, без сомнения, присутствуют в доводах политических деятелей.
При изучении мотивации социальной;активности не отдельных людей, а больших народных масс важно учитывать, что массы тоже обладают своим религиозным опытом. Но опыт этот не есть чисто арифметическое сложение религиозных опытов отдельных людей.
При изучении, устремлений общества крайне полезно использование А выделенных видов религиозного опыта: гетерономного (воспринятого с чужих слов и, как правило, характерного для большинства людей) и автономного (личного, основанного1 на личных переживаниях). Соотношение между автономно и гетерономно верующими, а также отношение к этим группам со стороны государства определяет степень стабильности общества. Свойства понятий гетерономной и автономной религиозной веры применимы, и при изучении веры людей в правоту общественного устроения. Смена одного общественного строя другим во многом описывается, характерным при изучении религиозного чувства отмиранием одного и рождением другого религиозного акта — особого душевного переживания человека.
Правота применения знаний, относящихся к структуре и свойствам религиозного опыта, к исследованию социальных явлений подтверждается на примере социальных процессов в России в начале XX в.
Кризис самодержавия, его крах и появление на политической арене революционных сил, взявших в результате кризиса государственную власть в 1917 г., крайне похожи на переформатирование религиозного опыта у отдельных людей и у широких народных масс.
Более того, мотивация деятельности, особенности поведения активных членов политических группировок, ясно указываюет на наличие у них определенной веры, близкой по структуре и свойствам к религиозной. Причем как у революционных сил, так и у консервативных - сторонников прежнего государственного устройства.
Этот постулат подтверждается не только поведением политически активных людей, но и их рассуждениями о правильности государственного устройства, откровенным примешиванием у многих из них к своей политической позиции религиозной веры.
Знания о религиозном опыте могут быть использованы при изучении многих общественных процессов в истории. Данное направление представляется перспективным и при прогнозировании возможных социальных перемен.
Список научной литературыИванов, Андрей Владимирович, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. — М.: Владос, 1994.-336 с.
2. Агамбен Д. Грядущее сообщество. М.: Три квадрата, 2008. - 144 с.
3. Асмус В.Ф. Диалектика необходимости и свободы в философии истории Гегеля // Вопросы философии. 1995. - № 1. — С.49-55.
4. Бадью А. Можно ли мыслить политику? Краткий курс метаполитики. — М.: Логос, 2005.-240 с.
5. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. — М.: Прогресс, 1989. 616 с.
6. Берель Б. Искушение верой и генетика альтруизма. — М.: Ретро, 2008. — 192 с.
7. Бердяев Н.А. Дух и реальность // Философия свободного духа. — М.: Республика, 1994.-480 с.
8. Бердяев Н.А. Истина Православия // Вестник русского западно- ч европейского патриаршего экзархата. Париж: 1952. — №11. — С.4-11.
9. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. — М.: Наука, 1990. 224 с.
10. Ю.Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. - 300 с.
11. П.Бердяев Н.А. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. — М.: Мысль, 1990. 822 с.
12. Бехтерев В.М. Общие основы рефлексологии человека. Л.: 1926. -778с.
13. З.Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.-607 с.
14. Бёмер Г. История ордена иезуитов. Смоленск: Русич, 2002. - 464 с.
15. Бичёв Г.Н. Теория триединства строения мира. М.: Издательство МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2002. - 160 с.
16. Брук Д.Х. Наука и религия. М.: ББИ, 2004. - 352 с.
17. Бусел А.И. Евангелие от Маркса. М.: Алгоритм, 2007. — 256 с.
18. Вебер М. Протестанская этика и дух капитализма. Избранные произведения. — М.: Прогресс, 1990. С. 44-271.
19. Величко A.M. Философия русской государственности. — М.: Издательство Юридического института, 2000. — 336 с.
20. Бенедиктова Т. Балины // Былое. 1996. - № 5. - С.8.
21. Вольней К. Избранные атеистические произведения. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1962. 320 с.
22. Волченко В.Н. Миропонимание и экоэтика XXI века. М.: Издательство МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2001. - 432 с.
23. Гегель Г.В.Ф. Дух христианства и его судьба // Философия религии. (В 2 томах). М.: Российская политическая энциклопедия, 2007. — Т.1-78-146 С.
24. Геффдинг Г. Философия религии. М.: ЛКИ, 2007. - 408 с.
25. Гобозов И.А. Философия политики. М.: ТЕИС, 2002. - 230 с.
26. Гоголев Р.А. "Ангельский доктор" русской истории. Философия истории К. Н. Леонтьева. Опыт реконструкции. М.: АИРО-ХХ1, 2007.- 160 с.
27. Гринин Л.Е. Производительные силы и исторический процесс. М.: ФГУП "ИПК Царицын", 2003. - 272 с.
28. Данто А. Аналитическая философия истории. М.: Идея-Пресс, 2002.- 292 с.
29. Джойнер Р. Побеждая религиозный дух. СПб: Новое и старое, 2000. -288 с.
30. Дзержинский Ф. Дневник заключённого. Письма. — М.: Молодая гвардия, 1966. 288 с.
31. Дильтей В. Описательная психология. СПб.: Алетейя, 1996. - 160 с.
32. Долуцкий И.И. Отечественная история. XX век. (В 2 томах).- М.: Мнемозина, 1994. Т. 1. - 448 с.
33. Дугин А.С. Основы геополитики. -М.: Арктогея-центр, 2000. — 928 с.
34. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда //Западноевропейская социология XIX-начала XX веков. — М.: Канон, 1996. — С.256-309.
35. Ермишин О.Т. Философия религии. Концепции религии в зарубежной и, русской философии. М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, 2008. - 224 с.
36. Захаров А.А. Муравей, семья, колония. -М.: Наука, 1978. 144 с.
37. Зеньковский В.В. История русской философии. (В 2 томах). — JL: Эго, 1991.-Т. 1-467 с.
38. Зиновьев А.А. Посткоммунистическая Россия. М.: Республика, 1996. -368 с.
39. Иванов В.И. Родное и вселенское. М.: Республика, 1994. - 427 с.
40. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М.: ACT, 2006. - 668 с.
41. Ильин И.А. Основы христианской культуры. М.: ACT, 2007. - 320 с.*
42. Ильин И.А. Почему мы верим в Россию. М.: Эксмо, 2006. - 912 с.
43. Ильин И.А. Религиозный смысл философии. -М.: ACT, 2007. 288 с.
44. История масонства. Смоленск: Русич, 2002. - 496 с.
45. Кагарлицкий Б. Марксизм: не рекомендовано для изучения. — М.: Алгоритм, 2006. 480 с.
46. Каменский З.А. Философия славянофилов. Иван Киреевский и Алексей Хомяков. М.: РХГИ, 2003. - 536 с.
47. Кант И. Метафизика нравов. М.: ACT, 2007. - 400 с.
48. Кара-Мурза С.Г. Демонтаж народа. М.: Алгоритм, 2007. - 704 с.
49. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Эксмо, 2001. — 832 с.
50. Карпунин В.А. Воля к бытию. М.: Алетейя, 2004. - 288 с.
51. Карташёв А.В. Вселенские соборы. М.: Эксмо, 2006. - 672 с.
52. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. (В 2 томах). — М.: Эксмо, 2006. Т.2. - 816 с.
53. Кимелев Ю.А. Философия религии. М.: Nota Bene, 1994. - 424 с.
54. Коплстон Ф. От Фихте до Ницше. М.: Республика, 2004. -181 с.
55. Кропоткин П.А. Речи бунтовщика. М.: Либроком, 2008. - 186 с.
56. Кудрявцев-Платонов В.Д. Философия религии. М.: ФондИВ, 2008. — 576 с.
57. Кучевский В.Б. Социальная философия. Общество и сферы его жизнедеятельности. М.: МЗ Пресс, 2003. - 160 с.
58. Ленин В.И. ПСС в 55 томах.
59. Лихачев А. Духовно-нравственная жизнь в категориях психологии // Московский психотерапевтический журнал. — 2005. — № 3. — С. 19-27.
60. Лозинский С.Г. История папства. Смоленск: Русич, 2004. - 464 с.
61. Лондон Д. Люди бездны. М.: Правда, 1987. — 528 с.
62. Лосев А.Ф. Вещь и имя. — М.: Издательство Олега Абышко, 2008. 25187 С.
63. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. — М.: Академический проект, 2008. — 304 с.
64. Лосский Н.О. Ценность и бытие. М.: ACT, 2000. - 864 с.
65. Макарова Л.М. Идеология нацизма. Сыктывкар: Издательство Сыктывкарского университета, 2005. - 174 с.
66. Мамлеев Ю.В. Философские работы // Судьба бытия. За пределами индуизма и буддизма. М.: Эннеагон, 2006. - 16-138 С.
67. Манифест Коммунистической партии 160 лет спустя. М.: ВИУ, 2007. -288 с.
68. Мао Ц. Маленькая красная книжица. — М.: Алгоритм, 2007. 448 с.69. Маркс Ф., Энгельс Ф. ПСС.
69. Меликов И.М. Духовный образ России в русской философии. М.: Издательство РГСУ, 2005. - 40 с.
70. Менегетти А. Онтопсихологическая философия. М.: ННБФ "Онтопсихология", 2007. - 304 с.
71. Мизес Л. Теория и история. Интерпретация социально-экономической эволюции. М.: Юнити-Дана, 2001. - 296 с.
72. Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. / Общ. ред. А.Н. Красникова. — М.: Канон, 1998. 421 с.
73. Налимов В.В. Спонтанность сознания. М.: Водолей Publishers, 2007. - 374 с.
74. Назаренко А.В. Русское самосознание между царством и церковью //Москва.-2004.- № 12. С.133-141.
75. Нерсесянц B.C. Общая теория права и государства. М.: Норма-нфра-М, 1999.-512 с.
76. Никольский Н.М. История русской церкви. М.: Издательство политической литературы, 1985. - 448 с.
77. Нищета философии. М.: ACT, 2007. - 416 с.
78. Нозик Р. Анархия, государство и утопия. М.: ИРИСЭН, 2008. - 424 с.
79. Ойзерман Т.И. Оправдание ревизионизма; — М.: Реабилитация, 2005. — 688 с.
80. Памятники литературы Древней Руси. XIV середина XV века / Под ред. М.Ф. Антоновой и- Д.М. Буланина. - М.: Художественная литература, 1981. - 579 с.
81. Панарин А.С. Православная цивилизация. — М.: Эксмо, 2003. 544 с.
82. Перевезенцев С.В. Русский* выбор. Очерки национального самосознания. — М.: Русскш Mipb, 2007. — 416 с.
83. Пикок А. Богословие в век науки: Модели бытия и становления в богословии и науке. М.: ББИ, 2004. - 416 с.
84. Платон. Государство. СПб.: Наука, 2005. - 576 с.
85. Плеханов Г.В. О так называемых религиозных исканиях в России. Собрание сочинений — М.: Соцэкгиз, 1957. Т.З. - 684 с.
86. Плотникова Е.В. Валеология орудие духовной интервенции // Смоленские епархиальные ведомости. - 1999. - №3. - С.20-26.
87. Райх В. Психология масс и фашизм. М.: ACT, 2004. - 544 с.
88. Рассел Б. История западной философии. Новосибирск, Сибирское университетское издательство, 2007. — 992 с.
89. Резник Н.Ю. Виртуальное паломничество. Религия и Интернет. -Пермь: 2004. 97 с.
90. Реклю Э. Эволюция, революция и идеалы анархизма. — М.: Либроком, 2009.- 104 с.
91. Риккерт Г. Философия жизни. М.: ACT, 2000. - 240 с.
92. Рождественский Н. Житие Преподобного Сергия Радонежского. — Сергиев Посад: Издательство Троице-Сергиевой Лавры, 2003. 296 с.
93. Розанов В.В. Мимолетное. М.: Республика, 1994. - 540 с.
94. Розанов В.В. О писательстве и писателях. М.: Республика, 1995. -734 с.
95. Розанов В.В. Уединённое. М.: Эксмо, 2006. — 521 с.
96. Соболев А.В. О русской философии. М.: Mipb, 2008. - 496 с.
97. Соловьёв B.C. Вера, разум и опыт. Полное собрание сочинений и писем в двадцати томах. Сочинения. М.: Наука, 2001. — Т.З. — 548 с.
98. Соловьев B.C. Кризис западной философии (Против позитивистов) // Сочинения в 2 томах М.: Мысль, 1990. - Т.2. - 892 с.
99. Соловьев B.C. Национальный вопрос в России. М.: ACT, 2007. -510с.
100. Соловьев Э.Ю. Категорический императив нравственности и права. -М.: Прогресс-Традиция, 2005. 432 с.
101. Султанов К.В. Социальная философия Н.Я.Данилевского. Конфликт интерпретаций. СПб.: Издательство СПбГТУ, 2001. - 248 с.
102. Тарабукин Н.М. Смысл иконы. М.: Издательство Православного Братства Святителя Филарета Московского, 1999. — 223 с.
103. Толстой Л.Н. Война и мир. М.: Издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1958. - Т. 1-2 (848 е.), Т. 3-4 (848 е.).
104. Толстой Л.Н. Избранные философские произведения. М.: Просвещение, 1992. - 528 с.
105. Томпсон М. Философия религии. -М.: ФАИР, 2001. 384 с.
106. Тоффлер Э. Революционное богатство. М.: ACT, 2007. - 576 с.
107. Троцкий Л.Д. Азбука революционера. М.: ACT, 2005. - 576 с.
108. Троцкий Л. Д. Моя жизнь. М.: Вагриус, 2001.-576 с.
109. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М.: ACT, 2000. - 656 с.
110. Ульянова-Елизарова А.И. Воспоминания об Ильиче // Воспоминания о Ленине. (В 5 томах). — М.: Политиздат, 1979. Т.1. — 592 с.
111. Уолш Н.Д. Дружба с Богом (необычный диалог). М.: София, 2006. -368 с.
112. Фарман И.П. Воображение в структуре познания. М.: ИФ РАН, 2004.-215 с.
113. Фейербах Л. Избр. филос. произв. (В 5 томах). М.: 1956 - Т.2. -514с.
114. Фёдоров Н.Ф. Вопрос о братстве. М.: ACT, 2006. - 544 с.
115. Фиолетов Н.Н. Очерки христианской апологетики. М.: Братство Всемилостивого Спаса, 1992. - 63 с.
116. Флоренский П. Вопросы религиозного самопознания. М.: ACT, 2004. - 240 с.
117. Фогт А. Социальные утопии. М.: КомКнига, 2007. - 182 с.
118. Франк С. Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. -167с.
119. Фромм Э. Иметь или быть. М.: ACT, 2007. - 524 с.
120. Фулье А. Современная наука об обществе. М.: КомКнига, 2007. -344с.
121. Хайдеггер М. Что зовется мышлением? М.: Территория будущего, 2006.-320 с.
122. Царьков И.И. Идеи свободы и справедливого управления в истории Английской буржуазной революции //Государство и право. — 2003. — № 7. С.73-79.
123. Циолковский К.Э. Космическая философия. М.: Едиториал УРСС, 2001.-480 с.125126127128129130131132133134135,136.137.138.139.140.
124. Честертон Г. К. Вечный человек. (Собрание в 5 томах).— М.: Амфора, 2008. -Т.5. 472 с.
125. Чжан Б. О трагедии русской религиозной философии // Вопросы философии. 2007. - №5. - С.70-78. Шарпантье JI. Тамплиеры. - М.: ACT, 2003. - 224 с. Шафаревич И.Р. Трёхтысячелетняя загадка. — СПб.: Библиополис, 2002. - 368 с.
126. Шахназаров O.JI. Корни русского социализма // Вопросы философии. 2007. - № 6. - С.30-36.
127. Шестаков В.П. Философия и культура эпохи Возрождения. Рассвет Европы. — М.: Нестор-История, 2007. — 280 с. Шестов Л.И. Философия трагедии. М.: ACT, 2001. - 480 с. Штейнер Р. Искупление разума. — СПб.: Азбука-классика, 2004. -224с.
128. Щеглов А.П. Неведомый Бог. М.: Mipb, 2008. - 520 с. Эйдман И.В. Прорыв в будущее. Социология Интернет-революции. - М.: ОГИ, 2007. - 384 с.
129. Элиаде М. Священное и мирское. М.: Издательство МГУ, 1994.- 112 с.
130. ЮнгК.Г. Аналитическая психология. СПб.: Кентавр, 1994. -136 с.
131. Ясперс К. Власть массы // Призрак толпы. М.: Алгоритм, 2008. -С. 10-186.
132. Brinton С. The Anatomy of Revolution. Vancouver: Vintage, 1965.- 320p.
133. Burns S.L. Before the Nation: Kokugaku and the Imagining of Community in Early Modern Japan. Durham: Duke University Press, 2003.-282 p.
134. Dijk T.A. Ideology: A Multidisciplinary Approach. London: Sage Publications, 1998. - 384 p.
135. Freeden M. Ideology: A Very Short Introduction. Oxford: Oxford University Press, 2003. - 160 p.
136. Goldstein K.M. Interest Groups, Lobbying, and Participation in America. -Cambridge: Cambridge University Press, 1999. 170 p.
137. Nozick R. Anarchy, State and Utopia. New York: Basic Books, 1977. -384 p.
138. Radice H. 100 Years of Permanent Revolution: Results and Prospects. -London: Pluto Press, 2006. 264 p.
139. Wolf M. Why Globalization Works. New Haven: Yale University Press, 2005.-416 p.