автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.04
диссертация на тему: Репрезентация эмоциональных состояний персонажей в английском художественном тексте
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Левина, Ольга Анатольевна
Введение.
Глава I. Теоретические аспекты изучения эмотивности текста.
1.1. Основные подходы к- изучению категории эмотивности. Эмотивность языковых единиц и эмотивность текста.
1.2. Эмотивность уб экспрессивность, модальность и оценочность.
1.2.1. Категория экспрессивности.
1.2.2. Эмотивность уэ модальность и оценочность.
1.3. Образные средства в аспекте репрезентации эмоций.
1.3.1. Эмотивность и образность
1.3.2. Метафорическая репрезентация эмоций.
1.3.3. Эмотивный потенциал символических и мифопоэтических образов.
1.4. Когнитивное моделирование в изучении процессов формирования и понимания текста.
1.5. Эмоции как фреймовые структуры.
1.5.1. Понятие фрейма.
1.5.2. Эмоции как объект изучения в психологии и когнитивной лингвистике.
1.5.3. Смысловое поле эмоции.
Глава II. Основные типы репрезентации эмоций в английском художественном тексте.
2.1. Модель 1: Идентификация эмоций по их физическим проявлениям.
2.1.1. Модель1а. Общая характеристика модели.
2.1.2. Эмоциональные состояния, репрезентируемые моделью 1а.
2.1.3. Модель1б. Общее описание модели.
2.1.4. Эмоции и эмоциональные состояния, репрезентируемые моделью 16.
2.2. Метафорическая концептуализация как средство репрезентации эмоций (модель2).,.
2.2.1. Общая характеристика модели 2а.
2.2.2. Эмоциональные состояния, репрезентируемые моделью 2а.
2.2.3. Репрезентация эмоций посредством модели 26.
Общее описание модели.
2.2.4. Эмоциональные состояния, репрезентируемые моделью 26.
2.3. Совмещение физических проявлений эмоций и их метафорической концептуализации в репрезентации эмоций (модель 3).
2.3.1. Модель За. Общая характеристика модели.
2.3.2. Эмоциональные состояния, репрезентируемые моделью За.
2.3.3. Репрезентация эмоций посредством модели 36.
Общая характеристика модели.
2.3.4. Эмоциональные состояния, репрезентируемые моделью 36.
Глава III. Символическая и мифопоэтическая репрезентация эмоций в тексте художественного произведения.
3.1. Модель 4. Идентификация эмоций по их символической и/или мифопоэтической репрезентации.
3.1.1. Модель 4а. Общая характеристика модели.
3.1.2. Эмоциональные состояния, репрезентируемые моделью 4а.
3.1.3. Репрезентация эмоций посредством модели 46.
Общее описание модели.
3.1.4. Эмоции и эмоциональные состояния, репрезентируемые моделью 46.
3.2. Модель 5. Идентификация эмоций по их символической и/или мифопоэтической репрезентации и по их физическим проявлениям.
3.2.1. Модель 5а. Общая характеристика модели.
3.2.2. Эмоциональные состояния, репрезентируемые моделью 5а.
3.2.3. Репрезентация эмоций посредством модели 56.
Общее описание модели.
3.2.4. Эмоции и эмоциональные состояния, репрезентируемые моделью 56.
3.3. Модель 6: Репрезентация эмоций посредством символических и/или мифопоэтических образов и метафорической концептуализации.
3.3.1. Общая характеристика модели 6а.
3.3.2. Эмоциональные состояния, репрезентируемые моделью 6а.
3.3.3. Репрезентация эмоций посредством модели 66.
Общее описание модели.
3.3.4. Эмоциональные состояния, репрезентируемые моделью
3.4. Модель 7: Идентификация эмоций по их физическим проявлениям, метафорической концептуализации и символической и/или мифопоэтической репрезентации.
3.4.1. Модель 7. Общая характеристика модели.
3.4.2. Эмоциональные состояния, репрезентируемые моделью 7.
Введение диссертации1999 год, автореферат по филологии, Левина, Ольга Анатольевна
Категория эмотивности текста - одна из важнейших текстовых категорий. Апеллируя к чувственному, эмотивность текста художественного произведения направлена на то, чтобы вызвать эмоциональный отклик у читателя, и посредством этого восприятия обеспечить более глубокое понимание содержательно-фактуальной, содержательно-концептуальной и подтекстовой информации. Категория эмотивности выполняет в художественном произведении также эстетическую функцию, заставляя сопереживать и сочувствовать описываемому, обеспечивая прагматическое воздействие на читателя.
Если рассматривать категорию эмотивности в более широком языковом плане, то следует отметить, что она является одной из важнейших характеристик лексикона. Неудивительно поэтому, что значительная часть работ посвящена рассмотрению эмотивности как части семантики языковых единиц разных уровней (Балли. 1961; Шаховский. 1988; Телия. 1986; Кунин. 1986; Ква-сюк. 1983). Эмотивность как текстовая категория также неоднократно привлекала внимание исследователей, особенно в связи с изучением таких текстовых категорий, как оценочность, модальность, экспрессивность, образность и других (ван Дейк. 1972; Арнольд. 1981; Гак. 1981; Телия. 1991 (б); Долинин. 1985; Маслова. 1991; Сандомирская. 1991; Кухаренко. 1988). Однако, многие аспекты проблемы эмотивности остаются недостаточно изученными. Требует дальнейшего уточнения соотношение категорий эмотивности, модальности, оце-ночности и экспрессивности; остаются неясным когнитивные механизмы формирования и языковые способы реализации категорий эмотивности в тексте; малоизученными остаются закономерности и различия в способах языковой реализации текстовой эмотивности у разных авторов художественных произведений и в разных жанрах художественных текстов (роман, рассказ, повесть). Кроме того, следует отметить, что в настоящее время нет единого мнения по вопросу о соотношении эмоций и эмотивности и по вопросу классификации эмоций.
Для дальнейшего изучения категории эмотивности необходимо обращение к когнитивному аспекту проблемы, что дает возможность соотнести языковые явления с такими понятиями, как сознание, структура знаний, память, опыт, восприятие и другими.
Термин "когнитивная наука" употребляется для обозначения области, в рамках которой исследуются процессы усвоения, накопления и использования информации человеком. Знания, используемые при декодировании информации, передаваемой при коммуникации, не ограничиваются только знаниями о языке. В их число входят также знания о мире, социальном контексте высказываний, умение извлекать хранящуюся в памяти информацию, планировав и управлять дискурсом и многое другое. При этом лишь совокупность различных типов знания, взаимодействие между способами и структурами их организации приближает нас к пониманию сути языковой коммуникации. Изучение способов репрезентации знаний, используемых в ходе языкового общения, рассматривается как одно из ведущих направлений когнитивной науки.
Согласно современным представлениям, основной задачей общей теории языка является построение модели его понимания. В основе такой модели лежит идея о взаимодействии различных типов знания. Поэтому создание общей модели языка возможно только в рамках всей когнитивной науки. В данном исследовании мы рассмотрим лишь некоторые проблемы когнитивной науки, имеющие прямое отношение к теме анализа и интерпретации художественного текста.
Текстовая категория эмотивности весьма многогранна и включает в себя несколько аспектов. Можно говорить об авторской эмотивности или о степени I эмоциональной вовлеченности автора художественного произведения в описываемые им события. Другим аспектом текстовой эмотивности является эмоциональное воздействие текста художественного произведения на получателя информации, то есть на читателя. И наконец, важной составляющей текстовой категории эмотивности является описание эмоций и эмоциональных состояний персонажей художественного произведения. Изучение языкового аспекта категории текстовой эмотивности должно включать в себя; а) рассмотрение эмоций как особых информационных блоков, вводимых в текст; б) рассмотрение эмоций как части общей концептуальной системы человека; в) исследование языковых способов создания эмотивного фона художественного произведения; г) изучение особенностей функционирования эмотивной лексики в тексте.
В настоящем исследовании мы сосредоточимся только на одном аспекте текстовой категории эмотивности - на изучении способов передачи информации об эмоциях и эмоциональных состояниях персонажей художественного произведения. Мы исходим из предположения о том, что эмоции и эмоциональные состояния персонажей могут рассматриваться как фреймовые структуры, функционирующие в художественном тексте. Таким образом, непосредственным объектом анализа в нашем диссертационном исследовании являются фреймы эмоций персонажей, а предметом изучения являются способы включения этих фреймов в текст английского художественного произведения с учетом языковых средств реализации структуры фрейма в тексте.
Основная цель диссертации заключается в выявлении моделей репрезентации эмоций и эмоциональных состояний персонажей как одной из составляющих общих закономерностей формирования эмотивного содержания английского художественного текста.
Конкретными задачами исследования являются: 1. уточнение соотношения понятий "эмоция" и "эмотивность"; 2. уточнение соотношения текстовых категорий эмотивности, модальности, оценочности и экспрессивности; 3. рассмотрение круга эмоций, представленных при описании эмоциональных состояний персонажей художественных произведений у разных авторов и их сопоставление; 4. выявление моделей включения фреймов эмоций в текст художественного произведения; 5. описание языковых способов реализации выявленных моделей; 6. сопоставление механизмов формирования текстовой эмо-тивности у разных авторов с целью определения общих и индивидуально-авторских способов репрезентации эмоций.
Актуальность работы определяется необходимостью дальнейшего изучения категории эмотвности и, в частности, текстовой эмотивности в плане выявления механизмов формирования эмотивного содержания художественного текста и способов декодирования данной информации получателем, поскольку до сих пор эти аспекты не были предметом специального рассмотрения. Актуальным также является исследование проблемы эмотивности текста с позиций коммуникативно-когнитивной парадигмы, в которой пересекаются такие области научного знания, как лингвистика, стилистика, психология и когнитивное моделирование. Актуальность исследования обусловлена также важностью выделения общих и частных, характерных для отдельных авторов, закономерностей языковой реализации фреймов эмоций в тексте художественного произведения.
Научная новизна диссертации заключается в том, что поставленные в исследовании проблемы анализируются и решаются с позиций когнитивной лингвистики, что дает возможность разработать целостную концепцию репрезентации эмоций в тексте посредством фреймовых структур. В работе впервые выделены основные типы моделей репрезентации эмоций и эмоциональных состояний персонажей в английском художественном тексте и уточнены особенности реализации этих моделей в произведениях различных авторов. Научная новизна диссертации связана также и с тем, что в данном исследовании уточняется методика анализа художественного текста, которая позволяет реконструировать содержание актуальных компонентов концептуальной системы и эмоциональной сферы персонажей художественного произведения и получать новые экстралингвистические и интролингвистические данные о тексте.
Основу методики исследования составляет метод когнитивного моделирования. Кроме того, методика исследования включает контекстологический метод при выявлении эмотивных и когнитивных потенций языковых единиц, а также описательно-аналитический метод - непосредственный анализ фрагментов текста, содержащих языковые репрезентации эмоций в художественном тексте и последующее обобщение полученных результатов.
Теоретическая значимость исследования связана с тем, что оно будет способствовать дальнейшему изучению категории эмотивности в языке и тексте. Кроме того, данные о способах формирования эмотивного содержания в тексте важны для изучения прагматики текста. Теоретическая значимость работы определяется также дальнейшей разработкой теории языковой личности, вычленением в ее структуре эмоциональной сферы как еще одного уровня. Изучение языковых средств репрезентации эмоций и эмоциональных состояний персонажей в художественном тексте расширяет представление о механизмах создания эмотивного фона художественного произведения и о роли нейтральной лексики при формировании стилистических эффектов в рамках когнитивного подхода, а также способствует дальнейшей разработке теории текста, включая эмотивную составляющую его семантики.
Практическая ценность диссертации определяется возможностью применения результатов исследования, касающихся когнитивных стратегий интерпретации текста, выявленных средств репрезентации категории текстовой эмотивности как в практике преподавания английского языка (аспект анализ и интерпретация текста) в университетах, при написании курсовых и дипломных работ, так о в теоретических курсах по теории стилистики, интерпретации текста (в разделе "стратегии интерпретации текста"), при проведении семинарских занятий по стилистике и лингвистике текста, в спецкурсах по стилистике.
Практическая значимость работы состоит также в возможности использования разработанной методики при изучении не только эмотивности, но и других категорий текста.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается общей методологической базой исследования - теорией текстовой деятельности на основе последовательного применения методов когнитивного моделирования, использованием в целях его анализа фреймовой методики, а также тщательным исследованием обширного материала.
Материалом исследования являются романы, повести и рассказы английских писателей двадцатого века: Вирджинии Вульф, Джона Фаулза, Айрис Мердок, Сомерсета Моэма, Сьюзан Хилл и Джона Голсуорси (Список исследуемых произведений представлен в Библиографии).
В ходе исследования были использованы следующие основные лексикографические и справочные источники: Webster's New Encyclopaedic Dictionary. New York; Black Dog and Leventhal Publishers, 1993. - 1787p.; Webster's New Dictionary of Synonyms.- Springfield: Meniam - Webster Inc., Publishers, 1984. -909p. ; Dictionary of Phrase and Fable.- London: Wordsworth Editions Ltd, 1993. -1175 p.; Энциклопедия символов. - M.: Крон Пресс, 1995. - 512 с. и другие. (Полный список лексикографических источников приводится в Библиографии).
Поставленная цель и задачи определяют структуру работы, которая состоит из Введения, трех глав, Заключения, Библиографии и Приложений.
Во Введении определены цели исследования, описана структура работы, указаны теоретическая значимость и практическая ценность исследования, мотивирован выбор темы и определены материалы исследования.
В Первой Главе суммированы результаты имеющихся исследований категории эмотивности в лексическом и стилистическом аспектах; уточнены понятия "эмоция" и "эмотивность"; уточнены соотношения категорий эмотивности, модальности, оценочности и экспрессивности; обоснована возможность когнитивного подхода к исследованию проблемы; уточнены понятия "образность"; "образ"; "метафора"; "символ" и "миф" применительно к проводимому исследованию; суммированы результаты предыдущих исследований по этим категориям.
Во Второй Главе рассмотрены модели реализации фреймов эмоций в тексте художественного произведения, связанные с физиологическими проявлениями эмоций и их метафорической концептуализацией.
В Третьей Главе рассмотрены модели реализации фреймов эмоций в художественный тексте, связанные с символизацией, мифопоэтической образностью, а также смешанные модели, в которых реализуются разные языковые способы репрезентации.
В Заключении суммируются и обобщаются результаты проведенного исследования, формулируются основные выводы.
Библиография представляет собой список работ отечественных и зарубежных авторов, относящихся к тематике диссертации и использованных при ее написании.
В Приложения включены 1) списки ключевых слов - обозначений эмоций, зафиксированные в исследованном языковом материале; 2) классификация эмоций и эмоциональных состояний, разработанная в исследовании; 3) списки обозначений эмоций и их репрезентантов по каждой из выделенных в работе семи моделей; 4) отрывки из художественных произведений, иллюстрирующие выделенные модели реализации фреймов эмоций; 5) схемы поля эмоций, реализующегося в произведениях каждого из авторов, включенных в исследовательский материал; 6) схемы поля эмоций, репрезентируемого посредством каждой из выделенных семи моделей.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Репрезентация эмоциональных состояний персонажей в английском художественном тексте"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В нашем исследовании были рассмотрены закономерности репрезента-^ ции эмоций и эмоциональных состояний персонажей в текстах художественных произведений английских писателей XX века. В результате исследования были выявлены семь моделей введения фреймов эмоций в текст.
В рамках модели 1 эмоция репрезентируется в тексте посредством указания на ее физические проявления. Были выделены две разновидности данной модели - модель 1а и модель 16. В модели 1а непосредственно присутствует обозначение эмоции, в модели 16 такое обозначение отсутствует. Посредством моделей 1а и 16 чаще репрезентируются отрицательные эмоции.
Модель 2 представляет собой репрезентацию эмоций в тексте посредст-^ вом их метафорической концептуализации. Аналогично модели 1, по присутствию/отсутствию в текстовом фрейме эмоции ключевого слова - обозначения эмоции - можно выделить две разновидности модели 2 - модель 2а и модель 26. Посредством моделей 2а и 26 описываются в равной мере как положительные, так и отрицательные эмоции.
В модели 3 репрезентация эмоций представлена в тексте соединением своих физических проявлений и метафорической концептуализации. Так же, как и в предыдущих моделях, были выделены две разновидности модели 3 -модель За и модель 36 - в зависимости от наличия / отсутствия в текстовом фрейме эмоции ключевого слова - названия эмоции. Посредством моделей За и 36 чаще выражаются отрицательные эмоции.
Выявленные в ходе исследования индивидуальные особенности авто-^ ров в использовании трех основных моделей репрезентации эмоций представлены на таблице 1.
Список научной литературыЛевина, Ольга Анатольевна, диссертация по теме "Германские языки"
1. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. М.'.РАН. Школа языки русской литературы; Восточная литература, 1995.- Т. 1.- 472с.
2. Аристотель. Сочинения. В 4-х Т. Метафизика. О душе. - Т.1.-М.: Мысль, 1975. - 549с.
3. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка (Стилистика декодирования). Уч. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности N2103 "Иностр. яз." Л.: Просвещение, 1981.-295с.
4. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: оценка, событие, факт. М.: Наука, 1988. - 338с.
5. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. -М.: Прогресс, 1990. С.5-32.
6. Балли Ш. Французская стилистика. М.: Изд. ин. лит., 1961.393 с.
7. Баталова Т.М. Ассоциативные и коннотативные связи в художественном тексте как средство создания образности // Сб. науч. тр. МГПИИЯ им. М.Тореза. Лингвистические аспекты образности. -М.Д981. Вып.174. - С. 75-82.
8. Башляр Г. Психоанализ огня. М.: Прогресс, 1993. - 176 с.
9. Беляевская Е.Г. Семантика слова.- М.: Высшая школа, 1987. -128 с.
10. Бирвиш М. Насколько линейно упорядоченной является язы• ковая обработка // НЗЛ. Когнитивные аспекты языка. М.: Прогресс, 1988.-С. 93-152.
11. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. - 406 с.
12. Виноград Т. К процессуальному пониманию семантики // НЗЛ. Прикладная лингвистика.- М.: Радуга, 1983.- Вып. 12. С. 123-170.
13. Виноградов В.В. О категории модальности и модальных словах в русском языке // Избранные труды. Исследования по русской1 грамматике. М.: Наука, 1975.- С. 53-87.
14. Волоснова Ю.А. Коммуникативно-прагматическая функция специальных текстов и средства ее реализации (на материале отраслевых журналов):Дис. . канд. филол. наук. М.Д989.- 202 с.
15. Вольф Е.М. Варьирование в оценочных структурах // Семантическое и формальное варьирование.- М.: Наука, 1979. С. 273-294.
16. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки.- М.: Наука, 1985. 226 с.
17. Гак В.Г. Очерки по сопоставительному изучению французского и русского языков. М.: Высшая школа, 1965. - 377 с.
18. Гак В.Г. Теоретическая грамматика французского языка -Синтаксис: Для ин-тов и фак. иностр. яз. М.: Высшая школа, 1981. -208 с.
19. Галкина-Федорук Е.М. Об экспрессивности и эмоциональности в языке // Сб. статей по языкознанию. Проф. МГУ В.В. Виноградову.- М., 1958. С. 103-124. ф Гальперин И.Р. (Модальность текста //Сб. науч. тр. МГПИ
20. ИЯ им. М. Тореза. Лингвистические проблемы текста. Вып. 158. - М., 1980. -С. 119-133.
21. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования." М.: Наука, 1981. 138 с.
22. Горделий З.П. Модальная структура текста эссе (на материале английской литературной критики XVII-XX в.в.): Дис. . канд. фи-лол. наук.- М., 1991.- 192 с.
23. Графова Т.А. Смысловая структура эмотивных предикатов // АН СССР. Институт языкознания. Человеческий фактор в языке: Языковые механизмы экспрессивности.- М.: Наука, 1991. С. 67-99.
24. Джонсон-Лэрд Ф. Процедурная семантика и психология значения //H3JI. Когнитивные аспекты языка. М.: Прогресс, 1988. -Вып.23. - С. 234-257.
25. Долинин К.А. Интерпретация текста: (Фр. яз.): Учеб. пособие для студентов по спец. N-2103 "Иностр. яз." М.: Просвещение, 1985. -287 с.
26. Долинин К.А. Стилистика французского языка: Учеб. пособие для студентов по спец. N-2103 "Иностр. яз." М.: Просвещение, 1987.-302 с.
27. Донскова O.A. Средства выражения категории модальности в драматургическом тексте (на материале англо-американской драмы XX века):Дис. .канд. филол. наук.- М, 1982. 184 с.
28. Дорофеева С.М. Информативные возможности образных средств в тексте художественного произведения // Сб. науч. тр.
29. МГПИИЯ им. М. Тореза. Стилистические аспекты устной и письменной коммуникации. М., 1987.- Вып. 286. - С. 144-152.
30. Дэвидсон Д. Что означают метафоры //Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990.-С. 173-193.
31. Змиевская H.A. Субъективно-оценочная модальность в художественном тексте // Сб. науч. тр. МГПИИЯ им. М. Тореза. Лингвистические аспекты образности. М., 1981. - Вып. 174. - С.112-127.
32. Змиевская H.A. Категория модальности и ее комозиционные типы в сонетах Шекспира // Сб. науч. тр. МГПИИЯ им. М. Тореза. Стилистическое варьирование в разных функциональных стилях.
33. М., 1982. Вып. 197. - С. 204-214.
34. Ивин A.A. Основания логики оценок. М.: Изд-во МГУ, 1970. -231 с.
35. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987.-261 с.
36. Квасюк И.И. Структура и семантика отрицательно-эмотивной• лексики (на материале разных частей речи современного английского языка): Дисс. канд. филол. наук.-М.,1983.-253с.
37. Колшанский Г.В. Соотношение субъективных и объективных факторов в языке. АН СССР. Институт языкознания. М.: Наука, 1975. -229 с.
38. Кубрякова Е.С. Роль словообразования в формировании языковой картины мира //Роль человеческого фактора в языке: язык и картина мира.АН СССР/ Институт языкознания. М.: Наука, 1988.• -С. 141-172.
39. Кунин A.B. Курс фразеологии современного английского языка. Учебник для студентов ин-тов и фак. иностр. яз. М.: Высшая школа, 1986. - 336 с.
40. Курахтанова И.С. К проблеме языковой образности // Сб. науч. тр. МГПИИЯ им. М. Тореза. Лингвистические аспекты образности.- М., 1981.- Вып. 174 С. 66-74.
41. Курахтанова И.С. Прагматический аспект образности в художественном тексте // Сб. науч. тр. МГПИИЯ им. М. Тореза. Интегра-тивная функция стилистико-композиционных приемов в английском• языке. М., 1983. - Вып. 215. - С. 123-133.
42. Курахтанова И.С. Онтогенез образности в художественном тексте // Сб. науч. тр. МГПИИЯ им. М. Тореза. Прагматика и стилистика. М., 1985. - Вып. 245. - С. 198-205.
43. Кухаренко В.А. Стилистическая организация художественного прозаического текста // Сб. науч. тр. МГПИИЯ им. М. Тореза. Лингвистика текста. М., 1976. - Вып. 103. - С. 49-59.
44. Кухаренко В.А. Интерпретация текста: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. N 2103 "Иностр. яз." М.: Просвещение, 1988. - 192 с.
45. Лакофф Дж. Лингвистические гештальты // НЗЛ. ЛингвистиIческая семантика.- М.: Прогресс, 1981. Вып. 10. - С. 350-368.
46. Лакофф Дж. Мышление в зеркале классификаторов // НЗЛ. Когнитивные аспекты языка.- М.: ПрогрессД988. Вып.23. - С.12-51. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем //• Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. - С. 387-415.
47. Ленерт В., Дайер М.Г., Джонсон П.Н., Янг К. Дж., Харли С. ВСЖК экспериментальная система глубинного понимания повествовательных текстов // НЗЛ. Компьютерная лингвистика. -М.:Прогресс, 1989. - Вып. 24. - С. 106-160.
48. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. Конспект лекций. М.: Изд-во МГУ, 1971. - 38 с.
49. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
50. Лосев А.Ф. Знак, символ, миф: Труды по языкознанию. М.:1. Изд-во МГУ, 1982. 477 с.
51. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.-524 с.
52. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993ю - 959 с.
53. Лотман Ю.М. Символ в системе культуры. Уч. зап. Тарт.• ун-та. Тарту, 1987.- Вып. 754. - Тр. 21. - С. 10-21.
54. Лукьянова H.A. Экспрессивность в системе, словаре и речи // Человеческий фактор в языке: Языковые механизмы экспрессивности. АН СССР. Институт языкознания. М.: Наука, 1991.- С. 157-178.
55. Маккормак Э. Когнитивная теория метафоры //Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. - С. 358-386.
56. Маклашева С.М. Своеобразие выражения экспрес-сивности в поэтическом цикле И.Р.Бекера "Распад и торжество" // Экспрессив• ность текста и перевод: Сб. статей. Казань: Изд-во Казанского унта, 1991.-С. 52-55.
57. Маслова В.А. Параметры экспрессивности текста // Человеческий фактор в языке: Языковые механизмы экспрессивности. АН СССР. Институт языкознания, М.: Наука, 1991. - С. 179-204.
58. Минский М. Остроумие и логика когнитивного бессознательного // H3JI. Когнитивные аспекты языка. М.: Прогресс, 1988. -Вып. 23.-С. 281-309.
59. Ницше Ф. Так говорил Заратустра: Стихотворения. М.: Прогресс, 1994. - 506 с.
60. Ортега и - Гассет X. Две великие метафоры // Теория метать форы. - ML: Прогресс, 1990. - С. 68-81.
61. Павиленис Р.И. Понимание речи и философия языка // H3J1. Теория речевых актов. М.: Прогресс, 1986. - Вып. 17. - С. 380-388.
62. Панфилов В.З. Категория модальности и ее роль в конструировании структуры предложения и суждения // Вопросы языкознания. М.: Наука, 1977. - N 4 - С. 37-48.
63. Петров В.В. Язык и логическая теория: в поисках новой па-рафигмы // Вопросы языкознания. М.: Наука, 1988. - N 2.- С. 39-48.• Плотин. Сочинения. Плотин в русских переводах. Спб.:
64. Алетейя; М.: Греко-лат. каб. Ю.А.Шигалина, 1995. 669с.
65. Постовалова В.И. Формы существования картины мира как базисного элемента мировидения человека // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. АН СССР. Институт языкознания, М.: Наука, 1988. - С. 21-25.
66. Разинкина Н.М. Стилистика английской научной речи. Элементы эмоционально-субъективной оценки.- М.: Наука, 1972. 168 с.
67. Рикер П. Живая метафора // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990 (а). - С. 435-455. * Рикер П. Метафорический процесс как познание, воображениеи ощущение //Теория метафоры.- М.: Прогресс, 1990 (б).- С. 416-434.
68. Сандомирская И.И. Эмотивный компонент в значении глагола (на материале глаголов, обозначающих поведение) // Человеческийфактор в языке: Языковые механизмы экспрессивности. АН СССР. Институт языкознания. М.: Наука, 1991. - С. 114-136.
69. Серебренников Б.А. Язык отражает действительность или вы* ражает ее знаковым способом? // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. АН СССР. Институт языкознания. М.: Наука, 1988.- С. 70-86.
70. Скрэгг Г. Семантические сети как модели памяти // H3J1. Прикладная лингвистика. М.: Радуга, 1983. - Вып. 12. - С. 228- 271.
71. Телия В.Н. Метафора как модель смыслопроизводст-ва и ее экспрессивно-оценочная функция // Метафора в языке и тексте. АН СССР. Институт языкознания. М.: Наука, 1988. - С. 26-52.
72. Телия В.Н. Механизмы экспрессивной окраски языковых единиц // Человеческий фактор в языке: Языковые механизмы экспрессивности. АН СССР. Институт языкознания. М.: Наука, 1991 (а). -С. 36-66.
73. Телия В.Н. Экспрессивность как проявление субъетивного * фактора в языке и ее прагматическая ориентация // Человеческий фактор в языке: Языковые механизмы экспрессивности. АН СССР. Институт языкознания. М.: Наука, 1991(6) - С. 5-35.
74. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. М.: Прогресс, 1995. - 622с.
75. Торчинов Е.А. Даосизм: опыт историко-религиозного описа• ния. СПб: Лань, 1998. - 448 с.
76. Уилкс Й. Анализ предложений английского языка // НЗЛ. Прикладная лингвистика. М.: Радуга, 1983. - Вып. 12. - С. 208-227.
77. Уилрайт Ф. Метафора и реальность //Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. - С. 82-109.
78. Филлмор Ч. Фреймы и семантика понимания // НЗЛ. Когнитивные аспекты языка. -М.: Прогресс, 1988. -Вып. 23.-С. 52-92.
79. Флоренский П.А. Небесные затмения (размышление о символике цветов) // Сочинения. В 4-х т. М.: Мысль, 1996. - Т.2. - С. 414-418".
80. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.: Наука, 1978. - 605 с.• Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психоло-гия. Вопросы мотивации и эмоций. М.: Изд-во МГУ, 1973. - Вып. 1 - 341 с.
81. Фрезер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М.: Политиздат, 1983. - 703 с.
82. Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи. М.: Высшая школа, 1989. - 237 с.
83. Хидекель С.С., Кошель Г.Г. Оценочный компонент лексического значения слова. Иностранные языки в школе. М.,1981.- N4 . -С. 7-10.
84. Черняк Д. Умозаключения и знания // H3J1. Прикладная лингвистика. М.: Радуга, 1983. - Вып. 12. - С. 171-207.
85. Чейф УЛ. Память и вербализация прошлого опыта // H3J1. Прикладная лингвистика. М.: Радуга, 1983. - Вып. 12.- С.35 -73.
86. Шанина А.Л. Лингвостилистические особенности текста воспоминаний (субъективно-авторская оценочность) //Сб. науч. тр.
87. МГПИИЯ им. М.Тореза. Стилистические аспекты устной и письменной коммуникации. М., 1987. - Вып. 286. - С. 70-78.
88. Шаховский В.И. Значение и эмотивная валентность единиц языка и речи//Вопросы языкознания. -М, 1984. -N6. С. 97-103.
89. Шаховский В.И. Категоризация эмоций в лексико семантической системе (на материале английского языка): Дис. . доктора филол. наук. - М., 1988.- 402 с.
90. Шведова Н.Ю. Средства формирования и выражения субъективно-модальных значений // Грамматика современного русского литературного языка. М.: Наука, 1970. - С. 611-614.
91. Швейцер А.Д. Контрастивная стилистика. / Газетно-публицистический стиль в английском и русском языках.- М.: РАН. Институт языкознания, 1993. 252 с.
92. Шорыгина JI.A. Механизм выражения оценки в научном тексте (на материале английского языка): Дис. . канд. филол. наук. -М., 1992. 190 с.
93. Юнг К.Г. Психологические типы. Мн.: Попурри, 1998. - 656 с
94. Arnold М.В. Emotion and Personality. Psychological Aspects. -* New-York: Columbia Univerrsity Press, 1960. Vol.1. - 296 p.
95. Arnold M.B. Emotion and Personality.Neurological and Psychological Aspects.-New-York: Columbia Univerrsity Press, 1960.-Vol. II. 430 p.
96. Bedford E. Emotions // What is an Emotion?: Classic readings in philosophical psychology. Cheshire Calhoun, R.C.Solomon. New York; Oxford: Oxford University Press, 1984. - P. 265-278.
97. BidneyD. Myth, Symbolism, and Truth//Myth and Literature. Contemporary Theory and Practice. Lincoln: University of Nebraska Press, 1966.-P. 3-13. ifc Block H.M. Cultural Anthropology and Contemporary Literary
98. Criticism // Myth and Literature. Contemporary Theory and Practice. -Lincoln: University of Nebrasca Press, 1966. P. 129-136.
99. Brentano F. On the Origin of Our Knowledge of Right and Wrong //What is an Emotion?: Classic readings in philosophical psychology. Cheshire Calhoun, R.C.Solomon. New York; Oxford:• Oxford University Press, 1984. P. 205-214.
100. Burnet J. Greek Philosophy. Thales to Plato. London: St. Martin's Press, 1968. -292 p.
101. Campbell J. Bios and Mythos: Ptolegomena to a Science of Mythology // Myth and Literature. Contemporary Theory and Practice. Lincoln: University of Nebrasca Press, 1966. - P. 15-23.
102. Chase R. Notes on the Study of Myth // Myth and Literature. Contemporary Theory and Practice. Lincoln: University of Nebraska1. Press, 1966.-P. 67-73.
103. Dalziel M. Myth and the Modern Imagination. Dunedin: University of Ontago Press, 1967. - 124 p.
104. Darwin Ch. The Expression of the Emotions in Man and Animals.- London: Watts, 1848. 179 p.
105. Dewey J. The Theory of Emotion // What is an Emotion?: Classic readings in philosophical psychology. Cheshire Calhoun, R.C.Solomon. -New York; Oxford: Oxford University Press, 1984. P. 55-70.
106. Descarte. The Passions of the Soul // What is an Emotion?: Classic readings in philosophical psychology. Cheshire Calhoun, R.C. Solomon.
107. New York; Oxford: Oxford University Press, 1984. P.55-70.
108. Dijk T.A. van. Some Aspects of Text Grammars. A study in theoretical linguistics and poetics. The Hague; Paris: Mouton, 1972. -375 p.
109. Dijk T.A.van. Text and Context: Explorations in the Semantics and Pragmatics of Discourse. London; New York: Longman, 1977. - 261 p.
110. Dijk T.A. van., Kintsch W. Strategies of Discourse
111. Comprehension. New York; London: Academic Press, 1983. - 418 p.
112. Douglas W.W. The Meaning of "Myth" in Modern Criticism // Myth and Literature. Contemporary Theory and Practice. Lin-coln:University ofNebrasca Press, 1966. - P. 119-128.
113. Ekman P., Friesen W.V. Unmasking the Face. A guide to recognizing emotions from facial clues. Englewood Cliffs (N.J.) : Prentice - Hall, 1975. - 212 p.
114. Eliot T.S. Selected Essays, 1917-1932. New York: Harcourt,
115. Brace and Co., 1938.-415 p.
116. Engel G.L. Toward a Classification of Affects // Expression of the Emotion in Man. / The Symposium on expression of the emotions in man. New York:International Universities Press, Inc., 1963. - P. 266-294.
117. Eriugina J.S. On the Division of Nature // Medieval Philosophy. From St. Augustine to Nickolas of Cusa. New York: The Free Press, 1969.-P. 118-139.
118. Findlay J.N. The Myths of Plato // Myth, Symbol, and Reality. -Notra Dame: University of Notre Dame Press, 1980. P. 165-183.
119. Fidler L. Archetype and Signature // Symbol and Myth in Modern Literature. Sharpless F.P. Rochelle Park (N. J.); Hayden Book Company, Inc., 1976. - P. 40-47.
120. Franz M.-L., von. A Commentary on Aurora Consurgens, a document attributed to Thomas Aquinas on the problem of opposites in alchemy. A companion work to C.G. Jung's Mysterium Coniunctionis.
121. New York: Pantheon, 1966. 408 p.
122. Freud S. Project for a Scientific Psychology // The Origins of Psychoanalysis; Sigmund Freud's Letters, Drafts and Notes of Wilhelm Fliess,1887-1902. Garden City (N.Y.): Doubleday, 1957. - 384 p.
123. Frye N. The Archetypes of Literature // Myth and Literature. Contemporary Theory and Practice. Lincoln: University of Nebraska Press, 1966. -P. 87-97.
124. Gadamer H.-G. Religious and Poetical Speaking // Myth, Symbol,and Reality. Notre Dame: University of Notre Dame Press, 1980. - P. 8698.
125. Hamburg D.A. Emotions in the Perspective of Human Evolution // Expression of the Emotions in Man. / The Symposium on expression of the emotions in man. New York:International Universities Press, Inc., 1963.-P. 300-317.
126. Heller A. A Theory of Feelings.- Assen: Van Gorcum, 1979. 244 p
127. Hester M.B. The meaning of Poetic Metaphor. An analysis in the light of Wittgenstein's claim that meaning is use. The Hague; Paris: Mouton, 1967. - 299 p.
128. Hume D. A Treatise of Human Nature // What is an Emotion?: Classic readings in philosophical psychology. Cheshire Calhoun, R.C.Solomon.-New York; Oxford: Oxford University Press, 1984. P. 95-111.
129. Jung C.G. The Integration of the Personality. New York; Toronto: Farrar and Rinehart, 1939. - 313 p.
130. Jung C.G. The Symbolic Life: Miscellaneus Wrifings. The collected works. - London; New York: Routledge and Paul Kegan, 1977.-Vol.18.-904 p.
131. Jung C.G. Alchemical Studies. London: Routledge and Kegan Paul, 1981.-Vol. 13.-453 p.
132. Jung C.G. The Development of Personality. London: Routledge « and Kegan Paul, 1981. - Vol. 17. - 253 p.
133. Jung C.G. The Practice of Psychotherapy: Essays on the psychology of the transference and other subjects. London: Routledge and Kegan Paul, 1981.-Vol. 16.-393 p.
134. Jung C.G. The Seminars. Dream Analysis: Notes of the Seminar Given 1928-1930 by C.G.Jung. The collected works.- London; New York: Routledge and Paul Kegan, 1984.-Vol.1. - 757 p.
135. Jung C.G. Symbols of Transformation: An analysis of the prelude to a case of schizophrenia. The collected works. - London; New York: Routledge and Paul Kegan, 1986. - Vol.5. - 567 p.
136. Jung C.G. Aion: Research into the Phenomenology of the Self. -London: Routledge, 1989. Vol. 9. Part. 2. - 333 p.
137. Jung C.G. The Spirit in Man, Art, and Literature. London: Routledge, 1990.-Vol. 15.-160 p.
138. Jung C.G. The Archetypes and the Collective Unconscious. Lon-> don: Routledge, 1991. - Vol. 9. Part 1. - 451 p.
139. Jung C.G. Civilization in Transition. London: Routledge, 1991. -Vol. 10.-609 p.
140. Jung C.G. Psychology and Religion: West and East. London: Routledge, 1991. - Vol. 11. - 698 p.
141. Jung C.G. Mysterium Ciniunctionis: An inquiry into the separation and synthesis of psychic opposites in alchemy. London: Routledge, 1992.-Vol. 14.-702 p.
142. Jung C.G. Psychology and Alchemy. London: Routledge, 1992. -Vol. 12. - 571 p.• Kaplan A. The New World of Philosophy. New York: Vintage Books, 1963. -345 p.
143. Kee H.C. Myth and Miracle: Isis, Wisdom, and the Logos of John // Myth, Symbol, and Reality. Notre Dame: University of Notre Dame Press, 1980.-P. 145-164. #i Kenny A. Action, Emotion and Will // What is an Emotion?:
144. Classic readings in philosophical psychology. Cheshire Calhoun, R.C.Solomon. New York; Oxford: Oxford University Press, 1984. - P. 280-290.
145. Kluckhohn C. Myths and Rituals: A General Theory // Myth and Literature. Contemporary Theory and Practice. Lincoln: University of Nebrasca Press, 1966. - P. 33-44.
146. Olson A.M. Myth, Symbol, and Metaphorical Truth // Myth, Symbol, and Reality. Notre Dame: University of Notre Dame Press, 1980. -P. 99- 125.
147. Mason H. Myth as an "Ambush of Reality" // Myth, Symbol, and Reality. Notre Dame: University of Notre Dame Press, 1980. - P. 15-19.• Rahv Ph. The Myth and the Powerhouse // Myth and Literature.
148. Contemporary Theory and Practice. Lincoln: University of Nebraska Press, 1966.-P. 109-118.
149. Ryle G. The Concept of Mind // What is an Emotion?:Classic readings in philosophical psychology. Cheshire Calhoun, R.C.Solomon. -New York; Oxford: Oxford University Press, 1984. P. 254-263.
150. Sartre J.P. The Emotions: A Sketch of a Theory // What is an Emotion?: Classic readings in philosophical psychology. Cheshire Calhoun, R.C.Solomon. New York; Oxford: Oxford University Press, 1984.-P. 245-250.
151. Scheler M. Formalism in Ethics and Non-Formal Ethics of
152. Values //What is an Emotion?:Classic readings in philosophical psychology. Cheshire Calhoun, R.C.Solomon. New York; Oxford: Oxford University Press, 1984. - P. 219-228.
153. Sharpless F.P. The Structure of Modern Mythology // Symbol and Myth in Modern Literature. New Jersey: Hayden Book Company, Inc., 1976.-P. 131-134.
154. Sinnige Th. G. Matter and Infinity in the Presocratic Schools and
155. Plato. Assen: Van Gorcum, 1968. - 252 p.
156. Solomon R.C., Calhoun Ch. Cognitive Emotions? // What is an Emotion?: Classic readings in philosophical psychology. Cheshire Calhoun, R.C.Solomon. New York; Oxford: Oxford University Press, 1984. - P. 324-342.
157. Solomon R.C. Emotions and Choice // What is an Emotion? // Classic readings in philosophical psychology. Cheshire Calhoun,
158. R.C.Solomon. New York; Oxford: Oxford University Press, 1984. - P. 305-326.
159. Stokes M.S. One and Many in Presocratic Philosophy. Washington D.C.: The Center for Hellenic studies, 1971. 355 p.
160. Thalberg J. Emotion and Thought // What is an Emotion?: Classic readings in philosophical psychology. Cheshire Calhoun, R.C.Solomon. New York; Oxford: Oxford University Press, 1984. - P. 291-304.
161. Tedlock D. The Spoken Word and the Work of Interpretation in American Indian Religion // Myth, Symbol, and Reality. Notre Dame:
162. University of Notre Dame Press, 1980. P. 129-144.
163. Waardenburg J. Symbolic Aspects of Myth // Myth, Symbol, and Reality. Notre Dame: University of Notre Dame Press, 1980. - P. 41-68.
164. Waite A.E. Lives of Alchemystical Philosophers. London, 1888.-315 p.
165. Warner R. The Greek Philosophers. New York; Mentor,1958.-238 p.
166. Watts H.H. Myth and Drama // Myth and Literature. Contemporary Theory and Practice. Lincoln: University of Nebraska Press, 1966. - P. 75-85.
167. West M.L. Early Greek Philosophy and the Orient. Oxford: at the Clarendon Press, 1971. - 256 p.
168. Wheelwright Ph. Notes on Mythopoeia // Myth and Literature. Contemporary Theory and Practice. Lincoln: University of Nebraska1. Press, 1966. P. 59-66.
169. Wiesel E. Myth and History // Myth, Symbol, and Reality. Notre Dame: University of Notre Dame Press, 1980. - P. 20-30.
170. Wittgenstein L. Philosophical Investigations. Oxford: Blackwell, 1967. - 272 p.
171. Yeats W.B. The Symbolism of Poetry // Symbol and Myth in Modern Literature. New Jersey: Hayden Book Company, Inc. -P. 33-40.
172. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ
173. Ирмшер Й., Йоне Р. Словарь античности.- М.: Эллис Лак; # Прогресс, 1994. 704с.
174. Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. М.: Владос, 1996. - 413 с.
175. Dictionary of Phrase and Fable. London: Wordsworth Editions Ltd, 1996. -1175p.1.rker M. Worterbuch der Symbolik.- Stuttgart: Kroner, 1983. -800 S.
176. Roget P.M. International Thesaurus. New York: Thomas Y. Crowell Company, Inc., 1977. - 1317 p.
177. Webster. New Dictionary of Synonyms. Springfield: Merriam -Webster Inc., Publishers, 1984. - 909 p.
178. Webster New Encyclopedic Dictionary. New York: Black Dog 4 and Leventhal Publishers Inc., 1993. - 1787 p.
179. СПИСОК УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ
180. WNED Webster. New Encyclopedic Dictionary.
181. Fowles J. The French Lieutenant's Woman. London: Panther # Books Ltd, 1971. -400 p.
182. Fowles J. The Cloud // The Ebony Tower. London: Panther Books Ltd / Granada Publishing Ltd, 1976. - P.245-304.
183. Fowles J. The Ebony Tower // The Ebony Tower. London: Panther Books Ltd / Granada Publishing Ltd, 1976. - P.7-115.
184. Fowles J. The Enigma // The Ebony Tower. London : Panther Books Ltd / Granada Publishing Ltd, 1976. - P. 187-244.
185. Fowls J. Poor Koko // The Ebony Tower. London: Panther Books Ltd / Granada Publishing Ltd, 1976. - P.145-186.
186. Galsworthy J. The Dark Flower. London: William Heinemann Ltd, 1927. -280p.
187. Galsworthy J. The First and the Last // The Assembled Tales. -4 New York: Charles Scribner's Sons,1931. P.691-737.
188. Galsworthy J. A Knight // The Assembled Tales. New York: Charles Scribner's Sons,1931. - P.415-443.
189. Galsworthy J. Stroke of Ligfhtning // The Assembled Tales. New York: Charles Scribner's Sons,1931. - P.371-381.
190. Galsworthy J. The Apple Tree // English Short Stories of the 20th Century 1900-1950.- Moskow: Raduga Publishers, 1988. P. 59-109.
191. Hill S. I'm the King of the Castle. London: Penguin Books Ltd, Harmondsworth, 1974. -223p.
192. Hill S. The Bird of Night. London: Penguin Books Ltd, Harmondsworth, 1976. -174p.
193. Hill S. Strange Meeting. London: Penguin Books Ltd, Harmondsworth, 1976. -179p.
194. Hill S. In the Springtime of the Year. London: Penguin Books Ltd, Harmondsworth, 1982. - 170 p.
195. Maugham W.S. Cakes and Ale. -Moscow: Progress Publish1. Щ ers,1980. -196p.
196. Maugham W.S. The Narrow Corner. London: Penguin Books Ltd, Harmondsworth, 1983. -218p.
197. Maugham W.S. Of Human Bondage. London: Pan Books Ltd, 1983.-607p.
198. Maugham W.S. The Razor's Edge. London: Pan Books Ltd, 1983.-314 p.
199. Maugham W.S. A Casual Affair // English Short Stories of the 20 th Century 1900-1950. Moscow: Raduga Publishers, 1988. -P.148-167.
200. Murdoch I. The Time of the Angels. London: Penguin Books Ltd, Harmondsworth, 1968. -235p.
201. Murdoch I. Under the Net. London: Triad/ Granada Publishing Ltd, 1979. -255p.
202. Murdoch I. Bruno;s Dream. London: Chatto and Windus, 1980. -293p.
203. Murdoch I. The Bell.- London: Triad/Granada Publishing Ltd, 1983.-314 p.
204. WoolfV. To the Lighthouse. London: Penguin Books Ltd., Harmondsworth, 1960. - 236 p.
205. Woolf V. The Waves. London: Penguin Books Ltd., Harmondsworth, 1971. - 255 p.
206. WoolfV. Mrs.Dalloway. London: The Hogarth Press, 1976. -213p.
207. WoolfV. The Years. London: The Hogarth Press, 1979. - 469p.