автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Революционное бунтарство (бакунизм) на Украине в 70-е годы XIX века

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Кислицына, Ирина Леонидовна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Революционное бунтарство (бакунизм) на Украине в 70-е годы XIX века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Революционное бунтарство (бакунизм) на Украине в 70-е годы XIX века"

московский

ОРДЕНА ЛЕНИНА, ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА 1РУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВИШ! УНИВЕРСИТЕТ имени М. В. ЛОЮНОСОВА

Исторический факультет Кафедра истории СССР периода капитализма

На правах рукописи УМ 947.7 "18"

■ КйСЛЩНА Ирина Леонидовна

РЕВОЛЮЦИОННОЕ БУНТАРСТВО /БАКУНИЗМ/ НА УКРАШЕ в 70-9 годы XIX вена

Раздал 07.00.00 - Исторические науки Специальность 07.00.02 - История СССР

АВТОРЕФЕРАТ

диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Москва, 1990

. /

Работа выполнена на кафедре истории СССР периода капитализма- Исторического факультета Московского государственного университета имена М.В.Ломоносова.

Научный руководитель:

доктор исторических наук, профессор М.Г.Седов

\

Официальные оппоненты:

доктор исторических наук Б.С.Итенберг

кандидат исторических наук В.И,Харламов

Ведущая организация: Университет Дружбы народов имени П.Луцуибы Защита состоится "_"_ 1990 г. в час, на

заседании Специализированного совета К 053.05.27 по истории СССР в Московском государственной университете имени М.В.Ломоносова по адресу: П98УУ, Москва, Ленийсрие^горы, МГУ, 1-й корпус гуманитарных факультетов, аудитория 551 им. академика С.Д.Сказкина.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. А.М.Горького У1-й корпус гуманитара« факультетов МГУ/.

Автореферат разослан "_"_1990 г.

Учёный секретарь Специализированного совета кандидат исторических наук, доцент

Л.Г.Кислягина

Актуальность темы, цель и задачи исследования. Бакунизм представляет собой одно из наиболее крупных явлений не только русской, но и мировой общественной шсли. Развиваемые в нем проблемы выхода теоретического знания, науки, в практику с целью социального и политического освобождения народа, условий достиаения свободы личности и общества - важнейшие проблемы современного развития человечества и будущего. Огромное значение имеет "вечная" идея М.А.Бакунина о том, что человеческое общество развивается от несвободы к свободе, б которой состоит все назначение человека, определение им свободы как человечности. Поэтому закономерен интерес, научный и практический, которлй проявляется к бакунизму в современной мирз, переживаем тоталитарные режимы сталинизма иг фашизма.

В нашей стране в начавшийся период создания праэового, демократического государства в общественном сознании утверздаотся идеи народного самоуправления и коллективной собственности как условий социалистического развития.

Исторический опыт показал, что проблема соотношения народа и государства, государственной власти, главная в анархической теории Бакунина, является ватаейией для социализма, гак как социалистическая революция уничтожает эксплуататорские классы "старого" общества и условия их существования. В бакунизме была выдвинута и получила обоснование мысль, что государство может стать единственным угнетателем народа и существовать исключительно в собственных интересах - интересах государственной власти, выступал при этом самым крупным эксплуататором народа и самим мощным орудием насилия над личностью и обществом по сравнению с эксплуататорскими классами и государствами "старого мира". Особенность бакунизма, анархической ¡здеологии на русской почве,

Т-29/у I

заключалась в том, что его возникновение было связано с главным вопросом развития пореформенной России - аграрным, важность которого сохраняется на современном этапе.

Теш диссертации является частью проблемы роли М.А.Бакунина и бакунизма в русском освободительном движении 70-х годов XIX века. Цель работы состой? в изучении бакунинского направления в движении революционного народничества на Украине. Задачи исследования включают выяснение сущности анархической теории Бакунина, причин её появления, преобладающего влияния в период "хождения в народ" и наибольшего распространения в это время на Украине. Данный круг задач связан с проблемой причин возникновения анархизма„на русской почве как революционной идеологии. Следующая задача работы заключается в раскрытии самого процесса восприятия идей Бакунина в движении революционного народничества в изучаемом районе.

Хронологические рамки диссертации объединяют законченный этап в развитии русского демократического движения от подготовки и начала "хождения в народ" до?воаникновення политического направления - время, когда анархизм в России, по выражению В.И. Ленина, "...имел возможность...развиться необыкновенно пышно' ' Географические границы исследования обусловлены тем, что на Украине наблюдается первое, наиболее раннее распространение революционной антигосударственной идеи и наиболее сильное влияние бакунизма в народническом движении 1870-х годов.

Методологической основой работы послужила ленинская концепция революционного народничества - идеологии крестьянской демократии, и представление Ленина о бакунизме как одной из форм

*Денш В.И. Поли. собр. соч. Т.41. С.15.

непролетарского, домарксистского социализма* и одной из программ революционного народничества, "...рассчитанной на то, чтобы поднять крестьянство на социалистическую революцию против

о

основ современного общества." Большое значение при изучении проблемы роли М.А.Бакунина в русском освободительном движении 1870-х годов имеет концепция бакунизма Г.В.Плеханова, в которой подчеркивается революционная, политическая сущность агитации народников-"бунтарей", её направленность против самодержавия.

Источники, использованные в работе, подразделяются на четыре группы.

Первую группу составляют произведения М.А.Бакунина: "Наша программа", "Государственность и анархия" и другие работы, содержаться в пятитомном собрании его сочинений /1919-1921/;" "Прибавление "А"", опубликованное в сборнике документов и материалов по истории революционного народничества^; речи и статьи, вошедшие в сборник "Историческое развитие Интернационала" /1873/; "Письма М.А.Бакунина к А.И.Герцену и Н.П.Огарёву" /1906/ и последнее издание его работ "М.А.Бакунин Избранные философские сочинения-и письма" /1987/.Л

Вторая.» группа объединяет документы революционных народнических организаций: программные документы, опубликованные в упоминавшемся сборнике, подготовленном Институтом истории АН СССР; периодические издания /"Земля и воля", "Община", "Чёрный передел"/; прокламации и листовки южных народнических кружков, содержащиеся в фондах Ш отделения /ЦГАОР СССР. Ф.Ю9/ и Киев-

^Ленин В.И. Поли. собр. соч. 1.26. С.49.

2Там же. T.I. С.272.

^рополю'цлонноз народничество 70-х roflJB XIX в. Сборник , документов и материалов. T.I-2. М.f 1964-1965.

ской палата уголовного суда /ЦГИА УССР. 4.485/; "грамоты", использованные бунтарями при организации "Чигиринского дела"*.

В третью группу входят документы охранительных органов самодержавия, следствия и сыска, находящиеся в фондах III отделения, 0Г1ПС /ЦГАОР СССР. Ф.112/, Киевской палаты уголовного суда, Киевского ГЖУ /ЦГИА УССР. Ф.274/, Прокурора киевской судебной палаты /ЦГИА УССР. Ф.317/, Киевского, Подольского и Волынского генерал-губернатора /ЦГИА УССР. §.442/, Одесского жандармского управления /ЦГИА УССР. <¡>.385/, и опубликованные материалы судебных процессов: "Обвинительный акт по делу о революционной пропаганде в Империи" /1877/, "Стенографический отчёт по делу о революционной пропаганде в Империи. Заседания ОППС" /1878/, "Процесс 193-х" /1906/ и др.

Четвертая группа включает мемуары революционеров 1870-х годов: 1/воспоминания народников-бакунистов, действовавших на Украине, и 2/мемуары других участников народнического движения, в которых представлен взгляд на революционное бунтарство юга "со стороны". Наиболее ваяны ^даятемы исследования воспоминания В.К.Дебагория-Мокриевича - единственные меьг/ары, охваты- . Бающие весь период "хождения в народ" на Украине, Е.К.Брейковской, многочисленные работы Л.Г.Дейча и т.д. В диссертации испо-льзоваш неопубликованная брошюра С.М.Кравчинского о Я.В~Стефа-новиче с оценкой-"Чигиринского-Заговора" /ЦГИА УССР. <5.304/ и воспоминания Н.А.Рубакина о Е.К.Брешковской, хранящиеся в его личном фонде /ОР ГБЛ. <¿.385/.

Историография. Изучение в нашей стране проблемы бакунизма в русском освободительном движении 1870-х годов представлено несколькими направлениями: революционно-демократическим и близ-

^Былое• 1Ш5. №2. С.257-261.

кими и нему школами, реакционным, буржуазно-либеральным, апологетическим и марксистским. Зтапы его совпадают с утвердившейся в современной литературе периодизацией историографии революционного народничества.-*

Начало историографии и исток научного понимания проблемы бакунизма в России представляют работы А.И.Герцена: "Михаил Бакунин" /1851/, "К старому товарищу" /1869/ и др. Бакунин в оценке Герцена прежде всего выдающийся революционер, мыслитель и практик, огромного личного мужества и страстной силы убеждений, верю осознавший главную задачу времени - необходимость соединения революционной интеллигенции с народом. Отличительной чертой взглядов Бакунина Герцен считал его веру в близкую народную революцию, приводившую его к игнорированию реальных условий, которые противоречили этой вере.^ Следующий принципиальный предмет критики Герцена составляет понимание Бакуниным роли и сущности государства, отрицание им исторической необходимости про-ховдения человечеством всех стадий государственности и абсолю-тиэация насильственной функции государственной власти.

На меньшее значение для изучения проблемы бакунизма в русском революционном движении имеют работа П.Л.Лаврова "Народники -пропагандисты. 1873-1878 гг." /1895-1896/ и статьи Е.Колосо-

Чзолк С.С., Михайлова С.Б. Советская историография революционного народничества 70-х - начала 80-х годов XIX в // Советская историография классовой борьбы и революционного движения. 4.1. Л., 1967. С.133-160; Седев М.Г. Советская литература о теоретиках народничества // История и историки. Историография ис- . тории СССР.^Сб. ст. М., 1965. С.246-269. С

2Герцон А.И. Собр. соч. В 30 т. Т.Н. М., 1957. С.354, 3705 Т.20. Кн.2. М., 1960. С.575-591.

3Т;.й Т,20. Кн.2« С.591-592.

2-29/у 5

ва.* Лавров ставит вопрос о сущности "хождения в народ", подчеркивая, что она состояла в революционной борьбе против русского правительства,и доказывает, что взгляды Бакунина преобладали

3

в народническом движении этого периода. Колосов утверждает мысль о господстве анархических, антигосударственных, воззрений

4

среди большинства революционеров изучаемой эпохи, в котором, по его представлению, выразилась особенность русской демократи-

5

ческой мысли 1860-1870-х годов - её областничество, федерализм.

Задача борьбы с революционным движением вызвала потребность изучения его истории представителями охранительных органов самодержавия. Эта же задача обусловила то, что, несмотря на крайнюю тенденциозность литературы реакционного направления,^ в ней содержится и верное отражение отдельных явлений. Так, официальные историки подчеркивали, что в период "хождения в народ"

революционеры вели борьбу против правительства, существующего в

»*

России общественно-политического строя. Характерная для реакци-

%олосов Е. М.А.Бакунин и Н.Й.Михайловский в старой народничестве // Голос минувшего. 1913. №5-6; Он же. Два русских областника - М.П.Драгоманов и гр. Н.Потанин // Сибирские записки. 1916. №. С.123-154.

о

^'Лавров П.Л. Народники-пропагандисты. 1873-1878 гг. 2-е испр. изд. Л., 1925. С.122.

аТам же. С.165-168.

4Голос минувшего. 1913. №6. С.77-78.

^Сибирские записки. Ш6. №3. С.124-129.

С.

Гиляров Ф.А. 15 лет крамолы. /4 апреля 1866 г. - 1 марта 1881 г./ Н., 1883; Голицын H.H. История социально-революционного движения в России, 1861-1881. СПб., 1887; Малыдинский A.II. Обзор социально-революционного движения в России. СПб., 1880;

к т.д.

6

онной историографии тенденция отождествления всего демократического движения 1870-х годов до перехода к политической борьбе с бакунизмом означает неверное решение проблемы степени распространения идей М.А.Бакунина в революционном народничестве.

В литературе буржуазно-либерального направления^ проводится мысль об отсутствии у бакунизма почвы в реальных условиях русской жизни. Но несмотря на принципиальную ошибочность концепции, работы этой школы сохраняют определенное научное значение благодаря богатому, фундаментальному фактическому материалу и отдельным справедливым наблюдениям и выводам. Либеральные историки показали преобладание, ведущую роль бакунизма в период "хождения в народ",. считая основой мировоззрения большинства революционеров-народников до зарождения политического направления анархию, или беэгосударственность, федерализм.

Легализация имени М.А.Бакунина в период революции 19052

1907 гг. вызвала поток апологетической литературы о нем. Отсутствие историзма и крайняя бедность проблематики свидетельствуют о том, что апологетическое направление представляло собой спад в изучении проблемы.

Сразу ае после победы Октябрьской революции началось издание отдельных работ и пятитомного собрания сочинений Бакунина.

^Баррлве Л. Общественное движение в царствование Александра Второго. Исторические очерки. М., 191I; Богучарскнй В.Я. Активное народничество семидесятых годов. М., 1912; Он же. Из истории политической борьбы в 70-х и 80-х гг. /Партия "Народной воли", её происхождение, судьбы и гибель./ М., 1912; Корнилов A.A. Общественное движение при Александре II /1855-1§31/. Исторические очерни. М., 1909.

^Амфитеатров A.B. Святые отцы революции. Вып.1. М.А.Бакунин. СПб,- 1906; Андерсон В.М. М.А,Бакунин. СПб., 1906 и т.д.

В 1920-е годы вышло несколько монографий о Бакунине*, не утративших определенного значения, несмотря на узость проблемаки и существенные методологические недостатки. В это время историки неверно решали проблему социальной основы бакунизма, в котором видели следствие экономической отсталости России, крепостнического закабаления крестьянства. Общим для всех авторов было ошибочное понимание роли бакунизма в русском освободительном движении. Бакунин рассматривался как самый крупный представитель допролетарского социализма и один из родоначальников социал-демократии в России. Проблема распространения бакунизма в эпоху "хождения в народ" в этот период также споров не вызывала. Движение рассматривалось как преимущественно анархическое всеми авторами.

Изучение революционного народничества в советской историографии I920-х - середины I930-х годов происходило в направлении освоения ленинской методологии, о чем свидетельствуют "Тезисы

Культпропа ВКП/б/" к бО-^гетию "Народной воли", в которых было

•с

дано определение сущности революционного народничества как идеологии крестьянской демократии в пореформенной России и утверждалась мысль об исторической заслуге революционеров 1870-х годов, состоявшей в борьбе против самодержавия и пережитков крепостничества , принципиальном различии революционного народничества и либерального, преемственности традиций революционеров-

Р

народников и русской социал-демократии.

С середины 1930-х годов изучение проблемы было фактически

^Горев Б.И. М.А.Бакунин. 3-е изд., испр. и доп. М., 1924; Полонский В.П. М.А.Бакунин /1814-1876/. М., 1920; Стеклов Ю.М. А.Бакунин: его жизнь и деятельность. Т.1-4, М.-Л., 1920-1927.

Дискуссия о "Народной воле". М., 1930. С.263-266.

а

запрещено» Революционное народничество стало оцениваться как злейший враг марксизма, реакционное явление. Началось противопоставление "народников" и "революционеров-демократов 60-х годов", отождествление революционного народничества с либеральным. Эта антинаучная концепция была канонизирована "Кратким курсом ВКП/б/". Традиционным примером работ данного периода стала брошюра Ем.Ярославского "Анархизм в России" /1939/.

■ После XX съезда КПСС в связи с изменением внутриполитической обстановки, увеличением доступной историкам источниковой базы начался новый период изучения революционного народничества, который характеризуется постепенным преодолением концепции предыдущего этапа, освоением ленинской методологии, постоянным расширением проблематики. Но и в 1960-1970-е годы изучение бакунизма в советской историографии тормозилось ненаучными методами ведения полешки, что подтверждает, в частности, обсуждение монографии Н.П.Рудько.*

В современной литературе сделаны принципиального значения вывода о прогрессивной роли бакунизма в России, о том, что он

является одним из направлений революционного народничества, вы-

2

радением интересов крестьянской демократия, что суть бакунизма, на русской почве состоит в революционной борьбе против самодержавия, правительства, существующего общественно-политического

*Рудько М.П. Революц1йн£ народники на Украшп /70-т1 роки XIX ст/.

%арпачев М.Д. Очерки истории революционно-демократического движения в России /60-е - начало 80-х гг. XIX в./. Воронеж, 1985. С.94-97; Седов М.Г. Героический период революционного народничества. М., 1966. С.144; и т.д.

5

7

строя,^ о том, что бунтарство было органической, исторически

обусловленной ступенью в развитии русской демократической мысли

и революционного движения, подготовившей переход к политической о

борьбе.

Однако, в современной советской историографии чрезвычайно сильна и противоположная тенденция. Бакунизм гго-прежнецу рассматривается в большинстве работ как спад в развитии русского демократического мировоззрения, ошибочная теория, нанесшая вред

о

освободительному движению в России. Столь устойчивое сохранение традиций предыдущего этапа изучения проблемы отчасти объясняется тем, что в литературе далеко не полностью исследованы причины возникновения бакунизма и его преобладания в русском демократическом движении в эпоху "хождения в народ". Не решен, в частности, вопрос о связи появления и распространения в Рос-

^Итенберг Б.С. Движение революционного народничества. Народнические кружки и "хождение в народ" в 70-х годах XIX в. М., 1965. С.223; Рудько МЛ. Революц1йнС'4народники... С.51;. Седов М.Г. Советская литература о теоретиках... С.261.

о

Седов М.Г. Героический период... С.63-71, 144; Твардовская В.А. Социалистическая шзль в России на рубеже 1870-1880-х годов. М., 1969. С.10-31.

^Волк С.С. Карл Маркс и русские общественные деятели. Л., 196У. С.173; Графский Г.В. Бакунин. /Из истории политической и правовой мысли./ М., 1985. С.106-108; Зильберман И.Б. Политическая теория анархизма М.А.Бакунина. /Критический очерк./ Л., 1969. С.6,9,100; Канев С.Н. Революция и анархизм: Из истории борьбы революционных демократов и большевиков против анархизма /1840-1917 гг./. И., 1987, С.19,П8,165; Малинин В.А., Сидоров М.И. Предшественники научного социализма в России. М., 1963. СЛ92; Филиппов Р.В. Первый этап "хождения в народ" /1873-1874 гг./. Петрозаводск, 1960. С.22; и т.д.

ю

сии в конце ßü-x-70-e годы XIX в. революционной антигосударственной теории с эволюцией российского государства в это время. Важность данного вопроса обусловлена тем, что главным в бакунизме является идея уничтожения государственной власти.

Если длительное время, с момента начала разработки проблемы до 1960-х годов, в литературе всех направлений существовала единая точка зрения о преобладании анархической теории М.А.Бакунина в период "хождения в народ", то в современной советской историографии часть авторов'" придерживаются мнения о ведущем значении в народническом движении до перехода к политической борьбе идей революционеров-шестидесятников и революционно-пропагандистского 'направления. Проблема степени распространения бакунизма в эпоху "хождения в народ" - одна из наиболее дискуссионных в современной историографии русского демократического

движения. Спорным является и вопрос о распространении бунтарст-р

ва на Украине.

Таким образом, обращение в работе к проблеме причин возникновения и распространения на русской почве революционной антигосударственной теории и вопросу о восприятии её в период "хождения в народ на Украине прямо связано с состоянием изучения бакунизма в русском освободительном движении в современной литературе.

■'■Волк С.С. Карл Маркс... С. 173; Перикна З.В. Очерки истории революционного движения на юга Украины. Киев-Одесса,-1У75. С.96,183,215-216; Филиппов Р.В. К оценке программных основ "Земли и воли" 70-х годов XIX в У/ Вопроси истории. 1982. №5. С.21-26,29.

2Ср.: Рудьяо М.П. Революциях народники... С.51; Перните. З.В. Очерки истории... С.96,215-316.

Научная новизна диссертации заключается в том, что это первая в историографии работа, специально посвященная изучению бакунизма в движении революционного народничества, от его истоков, идейной подготовки, до возникновения политического направления, на Украине. Новый подход к проблеме причин анархической теории М.А.Бакунина проявился в постановке вопроса о связи зарождения в русском освободительном движении революционной антигосударственной идеи с Эволюцией государства в России.

Практическая значимость работы. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке лекций, семинарских занятий и спецкурсов по истории демократической мысли, движения революционного народничества в России и на Украине.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите кафедрой истории СССР периода капитализма исторического факультета УГУ им. М.В.Ломоносова. Отдельные аспекты работы нашли отражение в двух опубликованных статьях по теме исследования.

Структура диссертации подчинан^поставленным задачам исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и примечаний.

Во введении обосновывазтся научная актуальность темы, определены цель и задачи исследования, содержатся характеристика источников и историографический обзор.

В первой главе "Социально-экономические условия, причины и идейная подготовка возникновения революционного бунтарства на /крайне" рассмотрены причины влияния анархической теории М.А. Бакунина в движении революционного народничества 1870-х годов в России и на Украине,

Важнейшая причина возникновения и распространения на рус-

ской почве в конце 60-х-70-е годи XIX в. революционной антигосударственной теории состояла в резком увеличении в результате реформы 1861 г. роли госурарства е системе эксплуатации крестьян, в том, что аппарат государственной власти в России после отмены крепостного права стал главным эксплуататором народа и одновременно крупнейшим носителем наиболее отсталых, пережиточных форы угнетения, самал сильным тормозом прогрессивного развития' страны. Система самодержавия с её экономической основой - крупным землевладением и государственной эксплуатацией, была основной причиной тяжелого положения народных масс в пореформенной России, препятствием для развития в стране "американского*1 ткпа капитализма.

Именно в усилении роли государства, выдвижении его на первое иесто в эксплуатации народа видели один из главных результатов отмены крепостного-права в России русские революционеры 1870-х годов. Данное понимание сущности крестьянской реформы впервые было выраяено и обосновано Н.П.Огарёвым в его работах "Разбор нового крепостного права" /1861/ и "Современная Россия к её развитие" /1868/.

Абсолютизация государства в русском демократическом мировоззрении была связана с громадным давлением государственной власти на народ и все сферы жизни общества в пореформенной России, что полностью противоречило потребностям буржуазного развития страны.

Возникновение и распространение в русском освободительном движении конца 186С-х-1870-е годы революционной антигосударственной идеологии обусловливалось не только главной потребностью развития России - необходимостью уничтожения самодерллвкя и его основ, но к разрывом русской демократической ьксли с '

адньщ либерализмом, отрицанием ею всех существующих и исторических государств как эксплуататорских, разочарованием в принципе власти, управления народом "сверху". Это разочарование было

.3'

связано, в первую очередь, с результатами проведенных самодержавием реформ 1860-х годов и опытом западноевропейских буржуазных революций конца ХУШ-первой Головины XIX в., сохранивших эксплуатацию и угнетение народа, разгромом .Парижской Коммуны.

Анархическая теория М.А.Бакунина на русской почве, как и учение П.-Ж.Прудона на французской, появились в условиях, когда ьо Франции уже победил капитализм, а в России происходил интенсивный процесс утверждения буржуазных общественных отношений. Поэтому было бы неверно связывать возникновение бакунизма с социально-экономической отсталостью России. При этом, зароздение в одной стране анархизма реформаторского, а в другой революционного, обусловлено тем, что в то время, когда во Франции возник прудонизм, аграрный вопрос, к вопрос политических свобод были здесь уже решены; в России жз в период возникновения и влияния антигосударственной идеологии главней потребностью развития страны являлось революционное решение аграрной проблемы и уничтожение самодержавия. Социальной основой бакунизма в России была борьба крестьянства за землю и свое освобождение.

Идея безгосударственного, федеративного строения общества, полного народного самоуправления на основе коллективного владения, или анархический идеал, представляла собой поиски русской демократической мыслью решения социальной проблемы и проблемы свободы личности. Возникновение идеала народного самоуправления было связано также с осознанием ею того,, что истинным творцом истории является народ и освобождение народа монет быть осуществлено только самим народом. Убеждение революционеров 1070-х

годов в социалистической природе стремлений народа в России имело реальную основу в жизни русского крестьянства того времени: слабом социальном расслоении деревни, борьбе крестьян за равный /подушный/ передел земли, общинном землевладении и самоуправлении, мирской взаимопомощи.

Господство бакунизма в ётюху "хождения в парод" было обусловлено задачей русского освободительного движения этого периода - подготовки и организации крестьянской революции в России. Теория революционного анархизма выразила не только идеалы крестьянской демократии, но и наиболее адекватно отразила характер, особенности, крестьянского протеста, развивающегося в форме бунтов. До второй половины 70-х годов XIX в. в России не существовало собственно пролетарских форм борьбы, и бунтарство было основной традицией протеста не только крестьянских касс, но и народа в целом. Предпосылки для абсолютизации стихийности русским демократическим мировоззрением прослеживаются и в опыте западноевропейских революций конца ХУШ-первой половины XIX в. и Парижской Коммуны.

Одной из важнейших предпосылок утверждения бакунизма в движении революционного народничества 1870-х годов явилась вера русской демократической интеллигенции в близкую народную революцию в России. Основой этой веры было бедственное положение народа, крестьянская борьба в пореформенную эпоху, а также понимание революционерами-народниками условий общественного развития России, возникших в результате отмены крепостного права.

Источник роста революционности народа русская демократическая интеллигенция видела, во-первых, в разочаровании крестьян в своих надеждах на верховную власть, которое, как предполагалось, долкно было вызвать "освобождение", в прямом, непосредст-

пенной соприкосновении народа и угнетающего его государства» и во-вторых, - в развитии в России новых, созданных реформой 1861 г. буржуазных противрречий,

Анархическая теория И.А«Бакунина органически связана с русским демократическим мировоззрением 1860-х годов, его философией истории, представлением о движущих силах развития России как борьбе народа и государства, теорией русского социализма, утверждавшей идеи крестьянской революции, федеративного строения общества на основе общинного землевладения. Важнейшей идейной предпосылкой революционного анархизма явился народный идеал земли и воли, народного самоуправления, - мировоззрение крестьянства в пореформенной России, имевшее своего прямого.выразителя в лице русского крестьянина, демократа-шестидесятника П.А. Мартьянова. Общественно-политический идеал Мартьянова и сама его глубоко трагическая жизнь со всей силой отразили и недостаток народного мировоззрения - царизм. Проблема царизма народа и путей его преодоления имеет принципиальное значение в революционной программе М.А.Бакунина.

Связь русской демократической шсли 60-х и 70-х годов XIX в. обусловлена единством её социальной базы и сущности - выражении интересов революционного крестьянского демократизма. Главным в .программе М., А „Бакунина для освободительного движения в России была идея революционного уничтожения самодержавия, существующего общественно-политического строя, утверждение идеалов крестьянской демократии.

В бакунизме вполне заразилась потребность русской разночинной интеллигенции .1870-х годов - перехода от теор;:и к практике революционной борьбы, непосредственному революционному действию, сдинстш тчеит и кр&хгкяа, Бошдо ро.;»> г< создании

строения, атмосферы, для восприятия программы Бакунина в русском революционном движении сыграли "Исторические письма" П.Л. Лаврова /1868/ с их требованием немедленной уплаты интеллигенцией долга народу.

Одной из основных причин распространения бакунизма в движении революционного народничества было также громадное - личное влияние М.А.Бакунина как самого'крупного для того времени русского' революционера-практика. Его моральный авторитет в среде русской разночинной интеллигенции 1870-х годов был не сравним по силе ни с каким другим авторитетом именно потому, что единство революционной теория и практики выражало суть Бакунина;

Помимо этих общих причин и предпосылок, на Украине существовали особые условия для раннего распространения и наиболее сильного влияния теории революционного бунтарства. Они были связаны с сложившейся здесь традицией народного протеста, упорной и непримиримой борьбы против классового и национального угнетения, и с особенностями буржуазного аграрного развития в этом районе: преобладанием помещичьего землевладения, острой борьбой двух типов капитализма - "прусского" и "американского". Ненависть демократической интеллигенции на Украине к самодержавию, государственной власти, усиливалась расправой с Польским восстанием 1863 г. и последовавшей за ней реакцией. Восприятии бакунизма в изучаемом районе способствовало также развитие ук-раинофильского движения, теоретики которого утверждали идеи политического федерализма, необходимости демократических свобод в России, деятельности интеллигенции в народе. Важным фактором, облегчавшим проникновение бакунинских идей на Украшу, стали интенсивные связи "южан" с революционной эмиграцией, личнкз контакты с Бакуниным.

Теоретики революционного анархизма видели предпосылки для своего учения и в развитии природы, законом которого являются естественные взрывы.^ В социальной области предпосылкой анархизма можно считать то,^что необходимость государства не обусловливается характером груда ни крестьянства, исключая азиатский способ производства, ни интеллигенции.

Вторая глава "Распространение бакунизма в движении революционного народничества 70-х годов XIX века на Украине" посвящена проблеме восприятия анархической теории и программы М.А.Бакунина революционерами эпохи "хождения в народ", действовавшими на Украине.

Начало массового "хождения в народ" разночинной интеллигенции, разорвавшей все связи со средой привилегированного общества, означало утверждение бакунизма в идеологии и практике русского освободительного движения. Идеалом борьбы подавляющего, огромного большинства шедией в народ молодежи было установление в России полного народного самоуправления на всех уровнях на основе коллективного владения, а путем достижения цели - народная революция, 0 господстве бакунизма в мировоззрении учасников "хождения в народ" свидетельствуют и направления, по которым осуществлялось движение - восточное и юго-западное, на Волгу, Днепр, Дон, туда, где исторически народный протест проявился наиболее сильно, и следовательног предполагалась благоприятная почва для восстания.

Основная форма демократического движения изучаемой эпохи -"хождение в народ" са/.ю с тоя те л ^. ск кружкрв5 групп и революционеров-одиночек - представляет собой анархизм /господство прии-

1Крэпоткин П.А. Анархия, её философия и идеал. Лондон, 1906. С.9.

58

ципа самоуправления/ в организации революционной борьбы.

Народничество 1870-х годов восприняло в бакунизме, в первую очередь, идею'уничтожения в России существующей государственной системы, организации народной революции с целью утверждения крестьянского землевладения, коллективной собственности, и самоуправления народа, т.е. бакунизм был воспринят русской разночинной интеллигенцией прежде всего как революционное антигосударственное мировоззрение, теория крестьянской демократии.

Особенность распространения бакунизма в период "хождения в народ" на Украине заключалась в том, что анархическая теория и программа М.А.Бакунина были восприняты большинством действовавших здесь революционеров наиболее полно, целиком, что в этом районе сложилась и развивалась как господствующее течение в народничестве бунтарская форма бакунизма, отличная от бунтарства землевольческого типа. Отличие выразилось в определении народниками-бакунистами "юга" своей единственной задачей возбуждение, или организацию, местных крестьянских бунтов, подчинении ей всей своей практической деятельности в народе и признании для её осуществления всех средств.

Возникновение течения революционного бунтарства на Украине было обусловлено историческими особенностями народного протеста в этом районе. На юге происходили крупнейшие в истории России народные движения; крестьянская война под предводительством И.Болотникова /1606-1607/, война крестьян и казаков под руководством К.Булавина /1707-1708/, гайдамачина /ХУШ в./, высшей точкой которой была "Колиивщина" /1768/, воспетая Т.Г. Шевченко в поэме "Гайдамаки". Устная народная традиция свидетельствовала о том, что и в пореформенной России идеала "казачьей вольницы", Запорожской сечи оставались живым стремлением укра-

инского крестьянства. Доказательством того, что традиции гайда-мачины, бунтарское настроение народа не менее сильны, чем в прошлом, для революционеров юга служил мощный подъем крестьянского движения на Украине после отмены крепостного права, ожесточенная борьба крестьян с помещиками во время подавления Польского восстания и последующие годы.

Начало складывания революционного бунтарства на Украине во всем его своеобразии относится к первоцу периоду "хождения в • народ" /конец 1873-1874 гг./. Об этом свидетельствует то, что наряду с наиболее ранним и интенсивным распространением революционной антигосударственной идеи, на Украине уже в 1874 г. большинством действовавших здесь народнических кружков /"Киевской коммуной", частью киевских "чайковцев", харьковским революционным кружком, основанным С.Ф.Коваликом, черниговским революционным кружком и др./ была воспринята и вторая важнейшая идея бакунизма - бунтарская, идея о готовности народа к революции, и признана бакунинская программа деятельности революционеров в народе. Значительная часть "южан" /Е.Брешко-Брешковская, пропагандисты, жившие на хуторе Н.Колесниковой, С.Жебунев, Н.Петров и др./ уже в это время вела бунтовскую агитацию в народной среде, стремясь на практике вызвать бунт, поднять восстание.

Бунтарство утвердилось в революционном народничестве, "как на "юге", так и на "севере", на втором этапэ "хождения в нар-род", когда революционерами были уже вполне восприняты главная идея бакунизма на русской почве - революционного уничтожения самодержавия, идеал борьбы - анархия /народное самоуправление на основе коллективного владения/, и на первый план выдвинулся поиск наиболее действенных средств подготовки крестьянской революции, всенародного бунта.

Особенности бунтарской формы бакунизма на Украине ярко проявились в деятельности самой крупкой революционной организации периода "хождения в народ" в этом районе - кружка "южных бунтарей", создании его членами с помощью подложных царских "манифестов" тайного общества среди крестьян Чигиринского уезда /Киевской губ./, целью которого было крестьянское восстание во имя народного идеала "земли и воли". М.А.Бакунин являлся принципиальным противником любого обмана народа и высказался категорически против организации авторитарного движения в народной среде. Однако, замысел "Чигиринского дела" был прямо связан с бакунизмом, той задачей, которую ставил перед русскими революционерами Бакунин - возбуждение народных бунтов. "Чигиринский заговор" был основа;', на бунтарской идее и логически следовал из программы кружка, признававшей единственным путем подготовки народной революции организацию местных бунтов, которые со временен должны были бы перерасти во всеобщий, всенародный бунт. Он возник в условиях, когда революционеры не видели средств для преодоления царизма народа. С раскрытием "Чигиринского заговора" /сентябрь 1877 г./, исчерпавшего все "бунтовские средства" организации народной революции, бунтарство на Украине идет на спад и вскоре прекращает свое существование нак течение в революционном народничестве 1870-х годов.

Неудача народников поднять крестьянское восстание имела объективные причины, связанные с результатами отмены крепостного права в России. При всем грабительском характере реформы, освобождение крестьян с землей дело толчок для развитая в стране, наряду с помещичьим, крестьянского типа капитализма. С другой стороны, бурное развитие капитализма после отмены крепостного права вызвало в 1860-1870-е годы интенсивное железнодороя-

нее строительство и связанный с ним подаем угольной, лесной, металлургической и других отраслей промышленности в России, что

создавало огромный спрос на труд, поглощало "освобождавшиеся"

и

от земли рабочие руки, смягчало до определённой степени аграрные противоречия.

В заключении подводятся основные итоги исследования. Возникновение бакунизма и его распространение в русском освободительном движении 70-х годов XIX века было закономерно, обусловлено важнейшими явлениями, процессами и потребностями социально-экономического и политического развития России того времени: необходимостью уничтожения самодержавия, решения аграрной проблемы, организации крестьянской революции.

В период своего наивысшего влияния в революционном народничестве 1870-х годов бакунизм развивался в двух основных формах: бунтарство землевольческого типа и революционное бунтарство /бунтарскач форма бакунизма/ на Украине, образование которого было связано с особенностями народной борьбы в этом районе. Бакунинское направление в революционном народничестве на Украине дало таких замечательных представителей русского освободительного движения как Е.К.Брейковскаяг С.Ф:Ковалик, В.И.Засулич, М.П.Ковалевская, М.Ф.Фроленко и многие другие»

"Аполитизм", отрицание политических свобод, революции по-• литической без революции социальной, является закономерным в развитии социалистической мысли п России и Западной Европы, так как представляет собой разрыв с буржуазным либерализмом, форму оорьбы против капиталистическо: 1 строя. Революционеры эпохи "ховдения в народ" вели борьбу против правительства, т.е. являлись политическими борцами, и "аполитизм" их был весьма относительным.

Историческое значение бакунизма в России состояло в революционной борьбе против самодержавия, существующего общественно-политического строя, воспитании революционного сознания народных масс, крестьян и рабочих, создании традиции революционной агитации в народе, подготовке политического направления в русском освободительном движении.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Кислицына И.Л. 0 причинах возникновения бакунизма в России /конец 60-х - 70-е годы XIX века/. М., 1989. - 22 с. -Деп. в ИНГОН АН СССР 12.01.1990, К? 40791.

2. Отечественная историография бакунизма в России /70-е годы XIX века. М., 1989. - 75 с. - Деп. в ИНИОН АН СССР 12.01.1990, № 40792.

Подл, в печ. 14.02.ЭО.г.Форм.изд.,60X84 1/16.

Объем 1,5 а.л. Зак.29/у. Тир.100.

ШГПвча«ник".Мосгорпечать.Н.Краснохолмская д.5.