автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему: Риск как предмет отображения
Текст диссертации на тему "Риск как предмет отображения"
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. М.В. ЛОМОНОСОВА
на правах рукописи
ЛЕЙЕ ТАТЬЯНА ЕВГЕНЬЕВНА
РИСК КАК ПРЕДМЕТ ОТОБРАЖЕНИЯ (на материалах прессы о путешествиях, приключениях
и спорте)
Специальность 10.01.10 - журналистика
Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Научный руководитель - доктор филологических наук,
профессор ПРОНИН Е.И.
Москва-1999
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...........................3
Глава первая:
ФЕНОМЕН РИСКА: СОЦИАЛЬНЫЙ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ И КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ АКТИВНОСТИ В КРИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ
Параграф первый. На стыке научных дисциплин .............9
Параграф второй. Структура мотивов гедонистического риска.....24
Глава вторая:
РИСК КАК ЦЕНТРАЛЬНАЯ ТЕМА ЖУРНАЛИСТИКИ .......72
Самодеятельная печать .................. 88
Профессиональна^ пресса................100
Пример для подражания в туристской прессе........129
Верный способ потрясти воображение:
а) Издания, рассчитанные на аудиторик> с пассивной формой приобщения к риску (популярные издания)........... 166
б) Массовые издания....................185
Заключительная глава:
ДИАЛЕКТИКА ЦЕЛИ И СРЕДСТВ В ЖУРНАЛИСТСКОМ ОТОБРАЖЕНИИ РИСКА.....................210
Источники и литература......................232
ВВЕДЕНИЕ
Понятие «риск» за последнее время прочно вошло во все сферы деятельности человека и во все отрасли знания. Необходимость немедленно решать неожиданные, жизненноважные и лично небезопасные проблемы в нестандартных общественных обстоятельствах - знамение современности. Все больше профессий напрямую связываются с риском. Теперь рискуют не только пожарные или пилоты - испытатели, но и челноки - торговцы, и банкиры, и бюджетники. Есть риск профессиональный. Есть риск криминального плана, ибо никто не застрахован от терроризма или бандитского нападения. Есть глобальный риск ядерного самоуничтожения или экологической катастрофы. Все более рисковыми становятся современные развлечения, спорт, игры, туризм. Сегодня любая активность связана с риском, так как при любом начинании очевидна возможность неудачи, краха, сломов замыслов и усилий. Поскольку все это должно находить и находит свое отражение в публикациях средств массовой информации, уместно ставить воспрос о риске как особом предмете отображения в журналистике. Это обуславливает актуальность темы диссертационного исследования в социально - политическом плане как попытки анализа массового поведения людей. Актуальна так же задача изучения: в какой степени печать, радио и телевидение потоком «рисковых публикаций» (от «плохих новостей» и криминальных репортажей до боевиков и «мыльных опер») адаптируют аудиторию к переживанию социальных стрессов или, наоборот, нагнетают напряженность общественного настроения. Особо актуальной представляется теоретическая проработка феномена риска как нового для российской журналистики предмета отображения, без чего трудно получить ясную картину воздействия прессы на состояние и поведение людей в ситуации неопределенности.
Понятие «предмет отображения» в журналистике связано с вычленением для публичного осмысления некоторых важных аспектов социальной практики как целостного объекта отображения, будь то реалии общественной жизни, идеалы, политические позициии и т.п. «Развитие общественной жизни требует от журналистики включать в сферу внимания массовой аудитории все новые процессы социальной практики». (Социальная практика и журналистский текст. - М., 1990. С.50). Однако феномен риска весьма специфический предмет отображения, и его приходится рассматривать как внутреннее состояние человека, которое связано с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, когда можно оценить вероятность достижения желательного результата, а неудача предполагает, как минимум, эмоциональный дискомфорт.
В соответствии с предложенным определением феномена риска, предметом исследования стал образ человека рискующего, каким он складывается в публикациях газет и журналов, рассчитанных на массовую аудиторию, а так же в специальных изданиях и самодеятельной прессе людей, для которых момент решения жизненно важных, лично небезопасных проблем является условием профессиональной деятельности (испытатели, коммивояжеры и т.п.) или предпочтительной особенностью проведения досуга (спелеологи, марафонцы и т.п.).
Исследование преследовало сдвоенную цель: выявить причины неудач тех изданий, которые, взяв за основу отображение риска, не смогли найти свою информационную нишу, и, одновременно, по совпадению/ несовпадению публицистического образа человека рискующего и результатов психологического зондажа людей риска выйти на проблему адекватности осмысления в прессе конкретного предмета отображения.
В задачи диссертации входило:
• на основании общепризнанных результатов иузчения феномена риска в психологии, медицине, юриспунденции, социологии, этике разработать поисковую модель «человека рискующего» для установления адекватности предмета отображения и дифференциации его в газетах и журналах разных типов;
• проверить поисковую модель методом психологического тестирования группы представителей «рисковой профессии» и адаптировать систему рабочих категорий для анализа журналистского текста;
• определить группы читательской аудитории в зависимости от психологической установки на риск, проанализировать особенности их информационных ожиданий и представлений о риске и людях риска;
• сопоставить образ человека рискующего в разных типах изданий с экспериментальными результатами исследований ценностных ориентиров людей риска;
• проследить диалектику целей и средств в журналистском отображении риска в разных типах изданий;
• предложить оптимальный вариант отображения риска на страницах изданий различного типа.
Методологическую основу работы составили фундаментальные исследования в области психологии и социологии экстремальных ситуаций: А.П. Альгина, Л.А. Китаева-Смык, К. Изарда, Г. Селье, С. Томкинса и др. И труды специалистов теории журналистики А.Г.Бочарова, В.М. Горохова, Б.Н. Есина, Я.Н. Засурского, И.В, Кузнецова, Г.В. Лазутиной, Р.П. Овсепяна, Е.И. Пронина, Е.П. Прохорова. Типологические подходы диссертанта к проблеме формировались под влиянием работ исследовательского коллектива под руководством М.В.Шкондина.
Источником эмпирических материалов послужили газеты и журналы (52 издания).
Научная новизна диссертации определяется тем, что первое системное исследование феномена риска как особого предмета отображения формирует новый подход к проблеме адекватности журналистского текста реальной социальной практике, предлагает оригинальные методики для типологического анализа прессы и вводит в научный оборот значительный объем экспериментальных данных не анализировавшихся подсистем печати. В процессе анализа и сопоставления фундаментальных теорий и экспериментальных данных смежных дисциплин, автор выдвинул собственную
концепцию феномена риска, конструктивность которой для теории
_______________—— " " ~
журналистик^^доказана) результатами исследования. Автор самостоятельно провел ряд психологических тестирований прототипов публицистики, что можно рассматривать как новую исследовательскую процедуру верификации данных традиционного анализа журналистских текстов.
На защиту выносятся следующие положения:
• Феномен риска, как внутреннее состояние человека в ситуации выбора при высокой вероятности неудачи является предпочтительным предметом отображения современной прессы. В большинстве публикаций, каким бы темам они ни посвящались, ситуация риска определяет выбор темы, характер комментария, тип аргументации. Риск как предмет отображения все больше становится фундаментальным основанием тиражности и акцентуации социальной заостренности средств массовой информации. Этот процесс социально - психологически небезопасен, но коммуникативно необходим.
• Стихия массовой коммуникации нередко превращает механизм риска в принцип моделирования журналистского текста, способ манипулирования массовым сознанием, в прием фабрикации общественного мнения, в акт недобросовестного управления чувствами и самой жизнью массового читателя. Вместе с тем, риск как предмет отображения даже в виде шоу-аттракциона выполняет определенные социо - терапевтические функции,
компенсируя до некоторой степени реальные появления невротических влечений. Неизмеримо большее значение отображение феномена риска в журналистике имеет как способ социо - тренинга, адаптирования читателя к неопределенности обстоятельств и ситуаций (от политических до бытовых), стимулирование готовности к решительным действиям, обращения к внутренним резервам личности. В современных условиях ни человек, ни общество, ни пресса, ни журналист не могут отказаться от риска как предмета отображения. Критерием коммуникативной безопасности в данном вопросе можно считать адекватность отображения риска в журналистском тексте.
• По характеру подхода к осмыслению феномена риска выделяются три типологические группы изданий (демонстрируется на примере освещения в газетах и журналах темы «спелеология и спелеологи»).
а) Самодеятельная, точнее, на - себя - ориентированная пресса (в том числе, международные издания), которая презентирует как бы автопортрет спелеолога, человека реально рискующего по профессии и по потребности характера («Вестник спелеоклуба «Барьер», «Вестник спелеоклуба МГУ», «Московский спелеожурнал», «БезДНА» и т.п.);
б) Издания, обращающиеся к образу «человека рискующего» как примеру для подражания («Вольный ветер», «Русский путешественник», «Спортивный туризм», «Библиотечка спелеолога» и т.п.);
в) Издания, использующие феномен риска как аттракцион шоу- бизнеса, привлекающий массового читателя («Вокруг света», «Криминальная газета», криминально - приключенческие рубрики в «Известиях», «Комсомольской правде», «Московском комсомольце» и т.д.);
• Мировосприятие людей риска, выявленное на основе анализа текстов на - себя- ориентированной прессы, соответствует тем результатам, которые были получены при психологическом тестировании контрольных групп
спелеологов. Это говорит о том, что адекватное отображение феномена риска в журналистском тексте в принципе достижимо;
• В изданиях для массовой аудитории образы героев в той или иной степени отклоняются от результатов тестирования реальных людей риска, и центральным моментом в отображении феномена оказывается «воля» и «благородство» в том понимании, которое свойственно подростковому возрасту;
• Представляется возможным конструктивно использовать результаты анализа методов и средств отображения феномена риска для моделирования изданий и рубрик, предназначаемых для специфических секторов массовой и специальной аудитории.
Практическая значимость диссертации.
Во-первых, в теоретической проработке и сравнительном анализе фактически фиксируемого реального рискового поведения и отображения феномена риска в печатных изданиях различного типа, что позволяет определить особенности воздействия журналистского текста данной ориентации на аудиторию и установить оптимальное соотношение спроса и предложения в соответствующих секторах системы средств массовой информации.
Во-вторых, результаты работы, связанные с раскрытием глубинных механизмов гедонистического риска, могут быть полезны журналистам, психологам, политологам, социологам для более верной оценки потенциальных возможностей конкретных деятелей и организованных групп.
В-третьих, теоретические выводы и эмпирические данные предлагаемой работы представляют достаточный материал для разработки спецкурса, полезного при обучении и переподготовки журналистов.
Апробация работы и ее частей была осуществлена в форме докладов на научных конференциях «Журнал истика-95», «Журналистика-96», «Журналистика-97», материалы которых были опубликованы.
Работа прошла обсуждение на кафедре периодической печати факультета журналистики МГУ.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух основных и заключительной главы и библиографии.
Глава первая: «ФЕНОМЕН РИСКА: СОЦИАЛЬНЫЙ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ И КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ АКТИВНОСТИ В КРИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ»
1. На стыке научных дисциплин
Предположительно в русский язык понятие «риск» пришло из европейских языков: либо испанского, где означало «скалу», либо португальского со значением «отвесная скала». В научные сферы символов понятие «риск» проникло в конце прошлого века, когда различные, по преимуществу точные науки, скопили достаточно материала о вероятностном и опасном характере природных, технических и общественных процессов. Начиная с математики, статистики, правовых и юридических наук, постепенно этот термин вошел в теорию игр, вероятностей, катастроф, стал исследоваться военной, психологической, медицинской наукой. С 1960-х годов из рамок частных наук понятие «риск» вышло на междисциплинарную арену. А в начале 90-х был дан, наконец, социально-философский анализ этого понятия применительно к обществу и деятельности в целом. Сегодня понятие «риск» используют почти все конкретные, естественные и общественные науки, что позволяет, выделить в нем психологический, социально-психологический, экономический, правовой, медико-биологический и другие аспекты. Несмотря на различие трактовок в
определениях риска, везде прослеживается определенная связь опасности и риска, что позволяет понимать под этим словом вполне определенные ситуации. В структуре современных знаний о риске можно выделить два уровня: прикладной, который достаточно полно представлен отечественными и зарубежными статьями и книгами в рамках конкретных наук, и теоретический уровень- исследование риска с точки зрения философии и социологии. Однако, исследования риска на междисциплинарном уровне, во всяком случае в отечественной литературе, практически отсутствуют. Единственное, достаточно углубленное исследование по философии риска представлено в начале 90-х годов А.П.Альгиным в книге «Риск: сущность, функции, детерминация, разновидности, методы оценки: (социально-философский анализ)». Однако по-прежнему многие вопросы остались не рассмотренными. Нет социально-философского обобщения живой практики рисковой деятельности людей в различных сферах жизни. Не рассмотрена проблема «полезного», или, по-другому, «разумного» риска. Обобщение практики и анализ «надситуативного» или «немотивированного» риска с четко выраженным в нем гедонистическим аспектом лишь намечено.
Поэтому, на наш взгляд, необходимо подробно рассмотреть основные подходы к понятию «риск».
Прежде всего следует отметить, что термин «риск» отсутствует в советских энциклопедических изданиях. Его нет в Большой советской энциклопедии (1-е и 3-е издания), в Советском энциклопедическом словаре, в словаре «Научно-технический прогресс» (1987 год издания), в 5-ти томной Философской энциклопедии, в Философском энциклопедическом словаре.
Толковый словарь В.Даля дает следующее определение риску: «Рискование, риск - действие по гл., отвага, смелость, решимость, предприимчивость, действие на авось, на удачу.» Словарь Русского языка С.И. Ожегова обозначает риск как действие на удачу в надежде на счастливый исход.
Надо отметить, что узкие специалисты и сегодня не уходят далеко от этих словарных определений, скорее уточняют их A.M. Емельянов и М.А. Котик: «Риск - действие на удачу в условиях возможной опасности в надежде на счастливый исход». Котик: «Риск - это действие (поступок), выполняемый в условиях выбора, когда существует опасность в случае неудачи оказаться в худшем положении, чем до выбора». Данные социологического опроса, проведенного в Ленинграде среди руководителей предприятий и организаций, показывают, что 11,5% из них считают, что риск - это возможная опасность или неудача (риск - мера ожидаемой неудачи, неблагополучия в деятельности; опасность наступления для человека неблагоприятных последствий; определенные явления, наступление которых содержит возможность материальных потерь). Акцент сделан на мере предполагаемой неудачи, опасности. Большая же часть опрошенных - 33,5%- наоборот, оценивают риск как деятельность в надежде на удачный исход.
Таким образом, можно говорить о том, что риск рассматривается как « вероятность ошибки или успеха того или иного выбора в ситуации с несколькими альтернативами», и в более обобщенном определении это может обозначать, что риск - «ситуативная характеристика деятельности, состоящая в неопределенности ее исхода и возможных неблагоприятных последствиях в случае неуспеха».
В психологической литературе к трактовке риска существует два подхода:
1) риск как направленн�