автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.19
диссертация на тему: Речевые стратегии как модуляции перспективы языкового отображения мира
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Касенкова, Татьяна Николаевна
ГЛАВА I. СЕМАНТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЯЗЫКОВЫХ ЕДИНИЦ И
ИХ УРОВНЕВЫЙ СТАТУС В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ» . . , 17 1.1.ТЕРМИН "РЕ ЧЕ В АЯ СТРАТЕГИЯ" В ЛИ Н Г В ИС Т И
ЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
1 . 2 С Е М А Н Т И ЧЕС К А Я С Т Р У К Т У Р А СЛОВА В ПЛАНЕ Е Г О
УРОВНЕВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.3.СПОСОБЫ АКТУАЛИЗАЦИИ СЛОВЕСНЫХ ЕДИНИЦ И ИХ КОРРЕЛЯЦИИ С Т И ПАНИ РЕЧЕВЫХ СТРАТЕГИЙ ,,
1.4. ПЕРСПЕКТИВА ОТОБРАЖЕНИЯ И YPQür-tbhlñ СТАТУС ТЕКСТА КАК КОГНИТИВНО-СЕМИОТИЧЕСКОЙ ЕДИНИЦЫ „
ГЛАВА II. 3ВОЛЮЦИНИ' Г АСПЕКТЫ РЕЧЕВЫХ СТРАТЕГИЙ В
ФИЛО- И ОНТОГЕНЕЗЕ . . . . 2 „ 1 , АРХАИЧНАЯ КАРТИНА МИРА И ЕЕ ЯЗЫКОВОЕ ОТОБ™ 1 РАЖЕНИЕ
2.2. СИМВОЛИЗМ ХРИСТИАНСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И
ЕГО ЯЗЫКОВОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ
2.3, РАЗРУШЕНИЕ СИНКРЕТИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ И ДЕ~ ЦЕНТРАЦИЯ ПЕРСПЕКТИВЫ ВОСПРИЯТИЯ КАК ОСНОВА ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЯЗЫКА И СОЗНАНИЯ.
ГЛАВА III. ОППОЗИЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ И НАУЧНОЙ КАРТИН ( МИРА КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕРЦЕПТИВНЫХ И УРОВj НЕВЫХ АСПЕКТОВ ЕГО ВОСПРИЯТИЯ И ОТОБРАЖЕ
3, 1ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЧЬ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ СТРА-j ТЕГИИ П Е РЦЕ П ТИ В НО ™ ОРИ Е Т И Р О 8 А МНОГО ОТОБРА
ЖЕНИЯ , . . „ „ . . . „ „
I 3.2.НАУЧНАЯ РЕЧЬ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ КОНЦЕПТУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОТОБРАЖЕНИЯ
Введение диссертации2000 год, автореферат по филологии, Касенкова, Татьяна Николаевна
С переходом к "антропологической" лингвистике, то есть лингвистике, ориентирующейся на изучение языка в тесной связи с человеком, его сознанием, мышлением и духовно-практической деятельностью , сместились исходные моменты в представлениях о языке: язык представляется как конститутивное свойство человека» делающее его человеком, что повлекло за собой выдвижение основных требований к исследованиям языковых феноменов - понять природу языка и объяснить ее можно лишь исходя из понимания человека и его мира.(96 : 31)
Мир человека, однако, не совпадает с миром объективным. Человек не имеет дела непосредственно с объективной действительностью, В процессе жизни он строит свой собственный внутренний мир, создает некоторую репрезентацию реального мира, карту или модель, которой пользуется как инструментом для ориентации в окружающем мире. Таким образом создается определенная когнитивная картина мира как результат взаимодействия познающего субъекта со средой, как результат познавательной активности человека по освоению "мира вещей", объектов, которая, как и вся человеческая деятельность, по определению М.Хайдеггера, ". стоит под знаком Слова: даже если слово не произносится человеком вслух, даже если оно не произносится им и про себя, деятельность нацелена на него и совершается в мире осмысляемом и именуемом." (123: XII, XXV) То есть в ходе освоения действительности человек воссоздает и создает ее в вид© языковой реальности, представленной в словах, высказываниях, текстах, которые в сущности и являются жизненным пространством человека.
Язык настолько заполняет мир человека, что процесс его функционирования в ходе репрезентации индивидуального опыта мира и оформления его коммуникации не осознается человеком как процесс отбора языковых средств и способов отображения мира. Однако, отбор всегда происходит, и результат его обусловливается, во-первых, бесконечным множеством свойств реальных объектов, которые не поддаются одновременному познанию и, соответственно, абсолютно полному отображению их в некоторой языковой форме, и, во-вторых, спецификой человеческого познания, которая выражается в постепенном уровневом переходе сознания от эмпирического познания, чувственно-практической деятельности, в форме ощущений, восприятий и представлений, к теоретическому познанию, логической деятельности, в форме понятий, суждений, умозаключений, анализа и синтеза,что создает основу еще одного важного свойства сознания - его направленности, обусловленной также рядом диспозитивных характеристик Homo loquens и определяющей фокус восприятия субъектом объективной действительности.
Модель мира создается и в то же время ограничивается способностями и возможностями человеческого восприятия, которые определяются нейрофизиологическими особенностями строения человеческого организма, функциями нервной системы, социально-генетическим фактором, т.е. принадлежностью к различным социальным, в том числе и языковым системам, и, наконец,индивидуальными особенностями.
Иначе говоря, один и тот же объект или положение дел объективного мира могут быть по-разному отображены и обозначены в языке, в зависимости от того, какую направленность имело человеческое познание.
Одно из фундаментальнейших различий в способах восприятия и отображения мира заключается в противопоставлении двух полярных стратегий ~ феноменологической ( т.е. направленной на феномен, на явление) и ноуменологической (направленной на ноумен, сущность явления) (76 : 42). В первом случае отображение ориентировано на фиксацию денотата в его чувственно-наглядной ипостаси и руководствуется установкой показать, как оно проявляется. Во втором случае отображение направлено на прямое схватывание сути явления, отвлекается от модуса его проявления и стремится к непосредственной экспликации смысла и значимости феномена. "Любую вещь можно постигать на собственном ее основании и даже, как таковую, выражать словом, такому пониманию сущности соответствует абстрактный.способ.ее словесного обозначения. Другой способ - брать ее, поскольку она формирует содержащий ее субстрат, и этому пониманию соответствует конкретный.способ.ее словесного обозначения." (38 :155)
Подобное представление о "способах" постижения "вещи" соотносится с идеей Ю.Г.Кудрявцева о трех видах отражения мира человеком - миросозерцание, миропонимание и мировоззрение, как способов познания различных планов бытия. Миросозерцание улавливает лишь самые ближайшие, на.поверхности.лежащие взаимосвязи между явлениями. Охватываются как бы разовый уровень бытия, его конкретика.и событийность. Для миропонимания открываются более отдаленные, глубоко.лежащие взаимосвязи явлений. Отражается повторяющийся.уровень.6 ытия, его социальность. Мировоззрением улавливаются прочные, постоянно.существующие, глубинные взаимосвязи между явлениями. Отражается предельно глубокий уровень бытия, философичность.бытия.(57 : 8 -9)
Данные формы восприятия и отображения мира соответствует уровневости сознания и познания объективной действительности и ее сфер, или планов бытия, которые можно представить как иерархию, где выделяются следующие планы в порядке последовательного возрастания их уровня с точки зрения ступени освоения мира и степени абстракции: I) План . физического существования мира и человека в его предметной определенности;II) План физиологической жизни человека и животного;III) План психической и эмоциональной сферы человека; IV) План социального бытия и социальной деятельности человека; V) План духовных, этических и эстетических ценностей и концептуального освоения мира.(74 : 113)
То есть субъекту, воспринимающему и отображающему действительность с точки зрения непосредственного наблюдателя, открываются наглядно-предметный (I) и чувственный (II) планы бытия, в его конкретности и множественности. Последующее освоение и интерпретация этих уровней познания мира возможны при условии изменения - позиции восприятия в сторону как бы укрупнение "масштаба" восприятия, что позволило бы субъекту-интерпретатору увидеть объект в его целостности и глобальности и при этом осознать свою точку зрения при непосредственном восприятии. Таким образом происходит изменение направленности восприятия субъекта: доминирующая ориентация на формы проявления бытия сменяется доминантой интереса к личностному (III) и социально значимому (IV) смыслу этих форм, к постоянно существующим глубинным взаимосвязям явлений, полностью отвлеченных от пространственно-временной перспективы, от оси "происходящего в мире" (6), от координат "здесь и сейчас", создающих сферу понятийной, концептуальной интерпретации мира (V). Такая многоуровиевость отображения - это не столько широта охвата объективной реальности, сколько ее глубина, это степень постижения глубинных слоев бытия. Совершая переход от поверхностного уровня восприятия объективного явления к последующим глубинным, познающий субъект создает целостную многомерную модель этого явления, фиксирующую все его ипостаси.
Процесс построения какой-либо модели - это всегда процесс, связанный с манипулированием определенными символами. И в этом смысле язык является совершенной символической системой, способной репрезентировать сложный многоуровневый мир человеческих знаний, понятий, идей, поскольку в содержании каждой культуры нет ничего такого, чего не может быть выражено ее языком (113), появление новых идей и понятий,т.е. изменение содержания культуры, сопровождается появлением новых языковых средств для их выражения. Гязык структурирует и систематизирует внеязыко-вую данность, выделяет в ней различные признаки (параметры) объектов, осваивает соответствующие средства описания физического и духовного мира (материального и идеального), оценивает его. 8 системе значений языка закреплены все те понятия, которые сложились у каждого народа, в ходе его познавательной, трудовой, социальной и духовной активности. ( "В языке или речи человеческой отражаются различные —* мировоззрения и настроения как отдельных индивидов, так и целых групп человеческих." Таким образом, в языке необходимо существуют средства для репрезентации любого уровня отображения, и с этой точки зрения языковые средства изначально не являются нейтральными, но относятся к определенному способу, направленности в представлении объективной реальности, явления, некоторого положения дел. Распределяясь соответственно по уровням, они образуют отдельные языки, на основе которых реализуются феноменологическая и ноуменологическая стратегии речемыслительной деятельности.
Существование различных позиций в языковом отображении реального мира основывается на способности человеческого сознания к переходу от конкретного к абстрактному, от множественного к единичному, к переключению с одного плана бытия на другой, что в свою очередь определяется специфической особенностью человеческого восприятия - рефлексией^
Диссертация посвящена исследованию специфики языковой картины мира, обусловленной направленностью и способом языкового отображения объективной действительности. Основное внимание уделяется при этом соотношению главных компонентов семиотического процесса "означающего" и "означаемого" и способу линейной представленности "означаемого" . Рассматривается характер отношения между поверхностным и смысловым уровнями когнитивно-семиотических единиц - слова и текста. Особый интерес вызывает вопрос корреляции данных свойств этих единиц с определенной направленностью речевой деятельности и соответствующей ей формой языкового отображения реальности. Исследуется направленность художественной и научной речи как основных видов языкового отображения мира, которые соответствуют двум типам человеческого познания, "двум формам выражения мысли в образе и понятии" ( 117 ) - "поэзии и прозе" (97, 99, 34 ). Рассматриваются вопросы развития и формирования "пластов" языковых средств, на основе которых реализуются различные речевые стратегии, в филогенетическом и онтогенетическом аспектах. Однако все эти установки подчинены в конечном счете задаче обоснования когнитивно-семиотического подхода к анализу явления речевой стратегии и выработке лингвистических оснований их типологизации.
При данном семиотическом подходе к проблеме стратификации языковых средств возникает ряд вопросов, разрешив которые, можно, на наш взгляд, выработать лингвистические основания классификации речевых стратегий.
Во-первых, исследование и описание содержательной структуры лексической семантики выделенных уровней восприятия и отображения позволит выявить структурно-семантические особенности "языков" с различной направленностью. Результаты анализа когнитивно-семиотических единиц на уровне слова могут послужить основанием определения специфики реализации "момента отбора языковых средств", типичных для обозначенных речевых стратегий.
Во-вторых, анализ текста, как языковой репрезентации I процессов восприятия и отображения мира, и его семанти
I !
•ческой структуры, как воплощения композиционного построения высказывания" выявит корреляцию специфики текста, его содержательных компонентов и речевых стратегий.
В-третьих, исследование различных типов текстов, научных, художественных, научно-публицистических представленных в работе как формы языкового отображения основных способов познания мира, на предмет специфики реализации отбора языковых средств и композиции позволит сделать выводы о релевантности предлагаемых нами оснований классификации речевых стратегий, типичных для субъек-тно-объектной сферы человеческой деятельности.
В-четвертых, выявление некоторых корреляций между определенным типом личности и типом речевой стратегии позволит охватить самый глубинный уровень языка - языковую личность, - определяющий общий речевой процесс, который "может быть представлен, с одной стороны, как процесс "формулирования", обозначения некоторого положения дел, обычно находящегося вне языка, по правилам и законам языка, а с другой стороны, как стратегическое, направленное на решение некоторой проблемы действие, которое может быть оценено как в высшей степени "субъективное", в основе которого лежат различные параметры личности говорящей; знания о предметном мире, совокупность норм и оценок, действительных для общественного сознания определенного социума (112 :17; 134 :90).
Постепенный переход от одного уровня языка к другому в нашем исследовании и последовательный анализ единиц этих уровней на предмет релевантности предлагаемой нами стратификации речевой деятельности человека соответствует главному принципу выбранного нами исследовательского подхода - "исследование явления в глубину", то есть вывод о его существенности и значимости для исследуемого объекта можно сделать лишь на основании его существенности и значимости на всех уровнях данного объекта.
Диссертация состоит из трех глав, введения и заключения.
Первая глава посвящается определению сущности понятия "речевая стратегия" и анализу специфических свойств языковых средств, на основе которых реализуются речевые стратегии, В ней рассматривается семантическая структура когнитивно-семиотических единиц, характер отношения "означающего" и "означаемого" как основа их стратификации и способов их актуализации в речи.Обосновывается понимание текста как когнитивно-семиотической единицы, описывается специфика его семантической структуры в корреляции с направленностью речевой деятельности.
Во второй главе анализируется процесс развития и формирования средств языкового отображения мира в соответствии с этапами развития человеческого познания, проводятся корреляции форм отображения мира различной направленности с уровнями развития человеческого сознания как фило-, так и в онтогенезе.
В третьей главе исследуются способы реализации речевых стратегий в художественной и научной речи, понимаемых как основные формы языкового отображения реальности, которое выработало человеческое познание в ходе своего развития .
В заключении формулируются общие выводы по итогам проведенного исследования.
На защиту выносятся следующие положения;
1.Отображение мира в языке обусловлено в частности различием "перспективы" восприятия. Одно и то же событие .может отображат ься как бы увиденное с близкого, среднего, | дальнего и т.д. расстояния. Кроме этого, стратегии языкового отображения мира дифференцируются в зависимости от того, ориентировано ли оно на перцептивное или концептуальное восприятие. Полярное противопоставление соответствующих типов языкового отображения реализуется в оппозиции феноменологической и ноуменологической речевых стратегий.
2»Степень абстрактности семантики словесной единицы коррелирует с определенными типами связного текста: текст, строящийся на основе феноменологической речевой стратегии не допускает без специальных маркеров лексические единицы концептуальной семантики и vice versa.
З.С эволюционной точки зрения формирование речевых стратегий обнаруживает определенные закономерности и тенденции, которые проявляются как в онто-, так и в филогенезе . В онтогенезе наблюдается поэтапное расщепление характерных для восприятия ребенка синкретических комплексов и развитие на этой основе оппозиции "феноменологическая - ноуменологическая" речевые стратегии. Аналогичный процесс наблюдается и в плане филогенеза: восприятие и языковое отображение мира в процессе эволюции все более дифференцируются в сторону как максимально конкретизированного, так и в сторону максимально концептуально-абстрактного подхода.
4.8 синхронном аспекте оппозиция "феноменологическая -ноуменологическая" речевые стратегии проявляется в существовании текстов различных жанров. На этой основе противопоставляются в частности художественные и научные тексты. Кроме того, уровень перспективы и доминирования феноменологической или ноуменологической стратегии может наблюдаться при сопоставлении текстов разной степени развернутости: исходного текста, резюме, аннотации и т.д. * ж
Актуальность данного исследования обусловлена тенденциями развития современной лингвистики, ее программным положением об исследовании языковых явлений в речевом потоке как проявлений языковой деятельности человека, что позволило бы объединить язык, объект и субъект как компоненты единого когнитивно-семиотического процесса по освоению мира.
Речевая стратегия, обозначенная в качестве предмета данного диссертационного исследования, рассматривается как форма реализации направленности познания и перспективы восприятия субъекта в его речевых произведениях.
Объектом исследования феномена речевой стратегии в указанном ракурсе становится функционирование языковых механизмов в процессе выбора языковых средств и построения языковой репрезентации опыта мира языковой личностью.
Методологическими основаниями исследования данных языковых явлений послужили фундаментальные положения В.Гумбольдта о деятельностном начале языка и его роли в процессе познания объективного мира; теоретические и философские идеи А.Ф. Лосева о становлении смысла в "инобы-тийности" человеческой речи, нашедшие свое отражение в одном из важнейших положений семиотики об "означаемом" и "означающем", составляющих когнитивно-семиотического процесса - человеческой деятельности по осмыслению и означиванию мира; концепция речевого жанра, разработанная М.М. Бахтиным, в которой речевой жанр представляется совокупностью специфических особенностей высказывания, характерных для каждой отдельной сферы использования языка. Тео-ретическйе постулаты о формах человеческого познания, выдвинутые В.Гумбольдтом, разработанные А.А.Потебней и переосмысленные в современной гуманитарной науке как художественное и научное познание, позволили исследовать художественную и научную речь как формы реализации различных познавательных модусов. Теоретической основой исследования закономерностей формирования речевых стратегий в онто- и филогенезе послужили положения, разработанные грузинской психологической школой ( Шерозия А.Е., Узнадзе ), об установке личности как фундаментальной характеристике, диспозиции которой формируют восприятие и познавательную установку личности,
Научная новизна исследования заключается как в выборе его основного предмета, поскольку речевые стратегии в нашем понимании до сих пор не исследовались как лингвистический феномен, так и в том общетеоретическом преломлении, которая данная проблематика получает в'этой работе .
В качестве материала анализа использовались образцы текстов научного и художественного характера на русском языке. Рассматриваемые вопросы имеют, тем не менее, универсально-языковой характер и относятся к компетенции общего языкознания.
Выводы диссертации могут быть использованы для дальнейшей разработки вопросов языкового отображения мира, в качестве практических рекомендаций по анализу и построению текстов в учебном процессе, психолингвистических исследованиях проблем восприятия, понимания текстов, а также в практике реферирования и аннотирования документации .
Апробация работы. Результаты исследования по теме диссертации отражены в тезисах докладов Международного 16 — теоретико-методологического семинара-совещания "Динамическая лингвистика -95", а также в статьях "Методологические основы исследования направленности речи", опубликованной в сборнике " Язык и коммуникация: деятельность человека и построение лингвистических ценностей","О тексте как номинативной единице" в сборнике "Семантические реалии метаязыковых субстанций" и в разделе "Закон перспективы в речемыслительной деятельности" монографии "Языковая личность: Структура и эволюция".
Список научной литературыКасенкова, Татьяна Николаевна, диссертация по теме "Теория языка"
1. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М.,1975.
2. Кузнецов В. Несущий смерть// Спутник, 1991 N 12.
3. Липченко В.Л., Самусов Р.П. Атлас нормальной анатомии4 е л о ве к а. М.,1984.
4. Мед н и ков- Б. А н а л о г и я / / Н а у к а- и ж и з н ь , 1989 N11.
5. Нато рх и н N. "Л ед" , ко торы й г ор и т// На у к а и ж и з нь, 1992 И 5-6.
6. Ожегов С,И,, Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка . М. 1994,
7. Платонов А. Рассказы. Собр. соч. в 3-х томах, т. 3. М., 1985.1., Проблема человека в западной философии. М., 1988, ,12.Пушкин A.C. Песнь о Вещем Олеге// Избранное. М.,1994.
8. Русская советская сатирико-юмористическая проза, Л.,1989,
9. Срезневский И.И. Словарь дре вн е русского языка: в 3-х ч. М , , .1989
10. Т о л с т о й Л ., И „ Р а с с к а з ы , Собр. с о ч. в 12 т и т о м а х , Т.9.М., 1987,16 , Фе й х т ва н гер Л. С о б р, с о ч , в 6 т и т о м ах, М , , 1990, 17.Чуковский К,И, От двух до пяти// Избранное. М,,1995,