автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.04
диссертация на тему: Ритм как фактор выразительности художественного текста
Оглавление научной работы автор диссертации — доктора филологических наук Гумовская, Галина Николаевна
Введение.
Глава 1. Аспекты ритмической организации речи.
1.1. Ритм как объект эстетического анализа.
1.2. Ритмообразующие факторы естественной речи.
1.3. Основы ритма художественного прозаического произведения.
1.4. Ритмическая организация текста в свете теории информации.
1.5. Ритмическая структура текста - иерархия ритмов, формирующихся всеми языковыми средствами.
1.6. Лингвистические категории текста. Интегрирующая роль ритма в создании целостности текста.
1.7. Психологические основы эстетического восприятия. Выразительность текста как лингвистический фактор возбуждения эстетического сопереживания человека.
1.8. Выводы.
Глава 2. Ритм звуковой фактуры речи.
2.1. Фонематический ритм. Стихосложение.
2.2. Использование звуковой фактуры речи для повышения выразительности высказывания.
2.3. Просодический ритм. Оберритмы.
2.4. Графическая репрезентация ритмической организации текста.
2.5. Выводы.
Глава 3. Семантический ритм как средство структурной организации смысла сообщения.
3.1. Ассимилятивный семантический ритм. Механизм сцепления смыслов внутри синтагмы.
3.2. Семантико-усилительная модуляция сегментного семантического ритма. Имплицитные и эксплицитные интенсификаторы.
3.3. Функциональный сбой семантического ритма. Валентность и сочетаемость языковых единиц.
3.4. Количество субъективной информации как мера выразительности.
3.5. Выводы.
Глава 4. Синтаксический ритм - способ структурной организации текста.
4.1. Законы построения предложения. Актуальное членение. Ассимилятивный синтаксический ритм.
4.2. Структурные способы активизации семантики высказывания. Диссимилятивный синтаксический ритм.
4.2.1. Функциональный сбой ритма за счет инверсии.
4.2.2.Функциональный сбой ритма за счет избыточности компонентов пропоземы.
4.2.3.Функциональный сбой ритма за счет недостаточности компонентов пропоземы.
4.3. Взаимодействие синтаксических структур внутри диктемы
4.4. Парцелляция.
4.5. Симметрия как принцип организации системы.
4.6. Выводы.
Введение диссертации2000 год, автореферат по филологии, Гумовская, Галина Николаевна
Работа относится к исследованиям в области стилистики и посвящена изучению речевого ритма как одного из механизмов реализации функционально-семантической категории экспрессивности. Художественный текст рассматривается с точки зрения коммуникативного, прагматического, просодического, семантического, синтаксического и эстетического аспектов.
Объектом исследования является художественный текст как структурно-организованная форма передачи информации с целью оказания эстетического воздействия на получателя.
Предметом исследования выступает ритмическая организация художественного текста. Ритм рассматривается как способ формальной организации текста, фокусирующий внимание читателя на определенных элементах сообщения и устанавливающий семантически релевантные отношения между элементами как одного, так и разных уровней. Иерархия смыслов, достигаемая в результате ритмической упорядоченности текста, создает эстетический эффект, облегчает восприятие и запоминание, способствует помехоустойчивости и эффективности связи, т.е. передаче максимума сигнала в минимум времени.
Актуальность темы исследования определяется необходимостью комплексного подхода к изучению речевого ритма, включающего как анализ восприятия периодичности появления форм говорящим/читающим, так и выяснение роли ритма при передаче и получении информации, ибо ритм есть универсальный закон, организующий как структуру самого текста, так и процесс передачи информации отправителем и ее восприятие получателем. К тому же, в современном языкознании изучение ритма сводится, в основном, к исследованиям периодичности в системе просодических средств и распространяется только на внешнюю форму сообщения. Ритмическая организация внутренней формы текста, осуществляемая как на уровне синтаксических структур, так и элементарных смыслов, остается неисследованной. Речевой ритм как закономерность, акцентирующая повторение некоторых регулярных признаков, приобретающих качественное приращение смысла в процессе его линейного развертывания, наблюдаются на всех уровнях структуры текста, поэтому изучать его следует комплексно, охватывая все его стороны, все связи и опосредствования. Актуальность исследования обусловлена также художественной ценностью и высокой продуктивностью ритма как стилистического приема в современной литературе, ибо разнообразные ритмические процессы, присущие языку, создают выразительность текста.
Актуальность настоящего исследования определяется и тем, что оно ставит перед собой задачу выявления основных тенденций построения художественного текста, и, благодаря комплексному подходу, систематизации и обобщения данных других смежных наук в плане воздействия текста на читателя.
Нель настоящего исследования заключается в определении понятия и функций ритма художественного текста и в его комплексном описании. Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда задач:
- разработка стратегии изучения и описания ритма прозы;
- изучение возможности применения к прозаическому тексту параметра стиха;
- определение природы ритма художественного произведения;
- выяснение факторов, влияющих на формирование ритмической структуры прозаического текста;
- описание ритмообразующих факторов естественной речи как базиса формирования ритма художественного текста;
- выявление симультанных разноуровневых компонентов ритмического процесса в развертывающимся тексте;
- изучение темпорального аспекта ритмической организации текста;
- анализ психофизиологических аспектов речевой деятельности человека;
- систематизация ритмических явлений;
- установление ритмических единиц текста на различных сегментных уровнях;
- возможность графической репрезентации ритма;
- количественное выражение ритмичности текста;
- определение роли ритма при передаче информации;
- установление связи между ритмом и выразительностью текста.
Для решения поставленных задач используется комплексная методика лингвистического исследования, включающая методы контекстуального, трансформационного, компонентного, валентно-дистрибутивного, фонологического и статистического анализа, а также методы субституции, транспозиции, синтаксического моделирования.
Теоретической базой исследования служат положения гуманитарной философии профессора М.Я. Блоха об упорядоченности знаковых элементов языка в систему сегментных уровней, учение о диктеме как элементарной единице тематизации текста, признание за экспрессивностью статуса категории языка, наличие оберритмов на уровне сверхсегментных единиц. В качестве исходных теоретических предпосылок изучения текста использовалась концепция И.Р. Гальперина о тексте как упорядоченной форме коммуникации, положения и методы теории информации, раскрывающие сущность сообщения, разработанные в трудах С. Гольдмана, К. Шеннона, А. Моля, В.Г. Гака. Выразительность текста описывается в категориях теории интенсивности ИИ. Туранского, учитываются выводы и наблюдения И.В. Арнольд, В.Н. Телия, Н.Д. Арутюновой, Е.М. Галкиной-Федорчук. И.Г. Беручишвили, Л.Д. Кашурниковой, Д. Болинджера.
В работе нашли отражение теоретические положения и практические наработки A.M. Антиповой и ее последователей Л.Л. Графовой, М.А. Смусь, И.В. Месхишвили; а также О.С. Ахмановой, Т.Г. Шишкиной в области изучения ритмической системы английской речи; выводы и обобщения М.М. Бахтина, Б.В. Томашевского, В.М. Жирмунского, Ю. Тынянова, Л.И Тимофеева,
Н.В. Черемисиной, М.М. Гиршмана, Г.Н. Ивановой-Лукьяновой, М.А. Сапарова, Е.В. Волковой, А.Я. Яскевича о ритме как объекте эстетического анализа, а также принципиальные позиции о сущности ритма в условиях прозаического текста В.Н. Всеволодского-Гернгросса, O.A. Богородицкого, А.Х. Востокова, Ф.Е. Корша.
Описание ритмообразующих факторов речи в связи с процессами порождения высказывания в головном мозге происходит на основании данных психо- и нейрофизиологии, обоснованных в трудах Д. Линдсея, А.Р. Лурия, Н.П. Бехтеревой, Д. Аберкромби, а реализация и первичное закрепление мысли в интонационно-мелодический форме - с учетом данных исследований музыковедов Б.В. Асафьева, А. Сихры; Л. Толстого, С. Эйзештейна, Г.С. Спенсера.
Анализ эстетического восприятия художественного текста описывается в терминах психологических и психолингвистических категорий, разработанных Л. Выготским, В. Вундтом, A.A. Леонтьевым, Н. Хомским. В основе статистического исследования и применения математических методов для описания языковых явлений лежат теоретические предпосылки, заимствованные из трудов К. Марбе, Г. Вейля, А.Н. Колмогорова и теории вероятности А. Эйнштейна.
Самые древние традиции в исследовании ритма принадлежат эстетике, и категория ритма - одна из древнейших в эстетике. Во многих эстетических концепциях прошлого, от Античности до Просвещения, ритм рассматривался в качестве одного из универсальных структурных принципов построения объекта, как природного, так и созданного руками человека. В различных эстетических теориях находились новые и новые аргументы в пользу того, что ритм - один из признаков красоты. Заслуга классической эстетики в том, что она поставила проблему соотношения различных сфер действительности и искусства. Во второй половине XIX века, когда сформировалась экспериментальная эстетика, ритм стал изучаться в плане восприятия его субъектом. Работы Г.-Т. Фехнера и Г. Л. Гельмгольца выявили новые аспекты в изучении проблемы ритма как психофизиологического и эстетического явления.
Повторность как основа ритма имеет устойчивый и ярко выраженный характер, обладающий определенной каноничностью, только в поэзии. Она дает возможность для количественного измерения ритма с помощью строгой меры- метра. Художественная проза ритмична по другой, более свободной схеме.
Для объяснения ритма прозы выдвигаются различные теории. В большинстве ранних теорий XX века ритм прозы определялся по соотнесенности с ритмом стиха. В России в начале века об этом писали Л. Гроссман, Н. Энгельгардт, Н. Бродский, А. Белый, М. Гофман, которые изучали прозу Пушкина, Гоголя и Тургенева. Они видели художественную ценность прозы в ее близости к стиху. Наблюдения Б.В. Томашевсого также отражали тенденцию к поиску в прозе ритмических закономерностей, характерных для поэзии.
-12В середине двадцатых годов A.M. Пешковский начал лингвистическое изучение ритма прозы, основанное на членении речевого потока на такты, фразы и периоды. Отвергая попытки А. Гроссмана свести прозаический ритм к стихотворным размерам, A.M. Пешковский исключил из своего наблюдения и слог как ритмическую единицу. Главным мерилом ритма для A.M. Пешковского являлись большие паузы, разделяющие фразы и еще большие, разделяющие предложения. Противопоставление прозы и стиха завершилось, во-первых, отрицанием ритмической организации в естественной прозе и, во-вторых, выделением трех крупных ритмических единиц художественной прозы: такта, фонетического предложения и абзаца.
Интерес лингвистов к ритму не ослабевает и в настоящее время. Основные направления изучения речевого ритма художественного текста сводятся к выявлению важнейших характеристик речевого ритма, определению ритмических единиц и принципов их выделения в потоке речи, количественному выражению ритмичности, сравнению ритмичных и неритмичных текстов с целью установления их типических отличий, определению способа обозначения на письме особенностей ритмической организации текста.
Анализ последних исследований в области речевого ритма, представленных в работах А.Н. Колмогорова, О. Ахмановой, Т. Г. Шишкиной, A.M. Антиповой, М.М. Гиршмана, М. Г. Мирианишвили, Е.Г. Еткинд, Н. В. Черемисиной, Г.Н. Ивановой-Лукьяновой, А.Я. Яскевича позволяет констатировать, что в филологии утверждаются следующие положения:
- организованность речевого движения на сегментных уровнях осуществляется за счет временной соизмеримости длительности сменяющих друг друга единиц различных языковых уровней;
- речевой ритм есть регулярное повторение сходных и соизмеримых речевых единиц, выполняющее структурирующую, текстообразующую и экспрессивно-эмоциональную функции;
- ритмическими единицами текста могут быть единицы каждого языкового уровня, если их каждое повторение будет сходным и соизмеримым;
- ритм художественного произведения зависит от синтаксического строя языка, на котором оно написано;
- особенности ритма в конкретном тексте подчинены его основной идее.
Ритм выступает как значимый фактор сообщения, участвуя в конструировании всего текста (его содержательности и выразительности), и эта универсальность ритма определяет принципы изучения художественного текста.
Научная новизна исследования состоит в принципиально новом подходе к изучению ритма, заключающемся в теоретическом обосновании первостепенности рассмотрения ритмообразующих свойств естественной речи, а не стиха, как это традиционно делалось в большинстве российских и зарубежных исследований, ибо поэтические тексты - наиболее искусственно организованная ритмическая форма. Такая последовательность позволяет уловить ритмическую структуру художественного текста, увидеть наращение ее ритмических уровней на фоне первично-естественных проявлений в устной речи. Другим элементом новизны является раскрытие механизма ритмической организации речи в процессе речетворчества от довербального состояния мысли, представленного интонацией, до перцептивно-активного уровня ритма в условиях художественного текста, базирующегося на организованном гармоническом строе речевой интонации. Ритм рассматривается не как простое чередование одинаковых элементов, но гармонически ступенеобразные отношения этих элементов между собой и в рамках целого.
Обоснование и описание речетворческих процессов и ритма связывается с достижениями смежных с лингвистикой научных направлений: нейропсихологии, психолингвистики, психофизиологии, психоакустики, нейрофизиологии, а также теории информации и теории музыки.
В работе не ставится задача исследования акустических характеристик речи. Теоретические положения, основанные на анализе многочисленных исследований в области фонетики, являются базисом для построения собственной концепции ритма естественной речи и ритма художественной прозы с точки зрения их внешних проявлений - фонематических и просодических - и проведение последующих исследований ритмической организации внутренней стороны текста - семантической и синтаксической.
Кроме того, описание прозаического ритма как способа формальной организации текста означает систематизацию научных принципов, идей, обобщение полученных знаний, дающих целостный взгляд на существенные свойства, закономерности, причинно-следственные связи, определяющие ритмическую структуру текста, а также его выразительность и эстетическое воздействие на читателя. Новым является также:
- описание ритма в связи с сегментными уровнями языка, а художественного текста - с точки зрения теории информации.
- выявление и описание ритмических явлений на уровне единиц смысла;
- выявление гармоничности и симметричности периодических явлений в синтаксической организации текста;
- определение интегративной сущности просодического ритма, выделение оберритмов;
- установление связи между оберритмами и системой знаков препинания;
- определение количества субъективной информации текста в качестве меры его выразительности;
- определение ритма в качестве одного из механизмов реализации функционально-семантической категории выразительности;
- описание различных способов активизации семантики высказывания;
- определение конкретной методики анализа текстовой структуры для выражения ритмичности любого текста в точных математических терминах.
Достоверность полученных в исследовании результатов и теоретических выводов обеспечена анализом аутентичного материала произведений англоязычной литературы; общее количество выборки по рассматриваемой проблематике более 5000 примеров.
Теоретическое значение заключается в выявлении, описании и систематизации ритмических явлений на всех уровнях текста.
Теоретическая ценность настоящего исследования состоит также и в том, что оно способствует углублению знаний о таком своеобразном лингвистическом явлении, как ритм, дополняет уже имеющиеся сведения о его особенностях и функциональном потенциале, раскрывает механизм структурирования текста, внося тем самым вклад в развитие лингвистики текста. Результаты настоящего исследования могут оказать влияние на разработку актуальных проблем теории и философии языкознания. В частности, в работе получает развитие представление о взаимодействии и связи между элементами фонологической, лексической и грамматической систем языка, о противоречиях как источнике языкового развития, об общих структурных принципах построения языковых объектов.
Практическое значение работы определяется возможностью использования её основных положений и выводов в соответствующих разделах курсов языкознания, стилистики, теоретической грамматики, лексикологии, практической и теоретической фонетики, интерпретации текста. В работе предлагается ряд конкретных шагов, основанных на математических вычислениях, позволяющих выявить ритм любого текста с максимальной строгостью.
Апробация работы. Основные положения исследования изложены в публикациях и сообщениях на научных сессиях МПГУ в 1996, 1997 и 1999 годах, на Всероссийской конференции в Пятигорске в 1995 году, на Поволжских конференциях в Пензе в 1998, 1999 годах, Международных конференциях в Нижнем Новгороде в 1995 и 1997 годах, а также на заседаниях кафедры английского языка Дипломатической Академии МИД России в 1996 году и кафедры иностранных языков Балашовского пединститута в 1995, 1996, 1997 годах.
По теме исследования в течение ряда лет читается спецкурс в МПГУ и Балашовском филиале Саратовского госуниверситета им. Н.В. Чернышевского. Основные результаты и теоретические выводы диссертационного исследования отражены в монографии, статьях и докладах общим объемом 20 п л. Признание за ритмом важной роли в формальной организации высказывания позволяет автору успешно использовать методику "Jazz Chants" на практических занятиях и пропогандировать её положения для обучения различным аспектам преподавания английского языка в школе и вузе (см. список опубликованных работ).
Структура работы определяется её целью и поставленными в ней задачами. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы.
Список научной литературыГумовская, Галина Николаевна, диссертация по теме "Германские языки"
1. Аберкромби Д. Взгляд фонетиста на структуру стиха // Новое в зарубежной лингвистике, вып. 9. - М., 1980., с. 6-34.
2. Александрова О.В. Проблемы экспрессивного синтаксиса.- М.: В.Ш., 1984, 212 с.
3. Алексеев А.Я. Стилистическая информация языкового знака. - Фил. Н . , № 1 , 1982, с. 71-83.
4. Алякринский Б.С, Степанов СИ. По закону ритма.- М., 1985, 275с.
5. Аникин А.И. Употребление однокоренных слов в предложении.- М., 1965, 276 с.
6. Антипова A.M. Ритмическая система английской речи. - М.:В.Ш., 1984,120 с.
7. Античные теории языка и стиля. Под общ. ред. Фрейденберг. - М.- Л., 1936, 441 с.
8. Антонова А.В. О некоторых грамматических средствах создания синтаксической симметрии при параллелизме. // Вопросы теории английского языка, вып. 2. - М.,1975, с.126-131.
9. Арапиева Л.У. Теория и практика системных знаков препинания в современном английском языке. А.К.Д. - М., 1985, 26 с. - 3 1 2 -
10. Аристова Г.А. Линейные контакты слов как источник прагматического эффекта французских конструкций типа n+adj. с необычной сочетаемостью.// Прагматические аспекты лексикологии французского языка. - М., 1987, вып. 292, с. 5-21.
11. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка. -Л., 1973,361 с.
12. Арнольд И.В. Экспрессивные средства английского языка. - Л.,1975, 375 с.
13. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. 2-ое изд. - Л., 1971., 367 с.
14. Асафьев Б.В. Речевая интонация. - М., 1963, 136 с.
15. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М., 1966, 630 с.
16. Балонов Л.Я., Деглин В.Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий. -Л . , 1976, 218 с.
17. Бахтин М.М. Просодические характеристики речи. - М., 1970, 370 с.
18. Бахтин М.М. Формы времени и хронотока в романе. // Вопросы литературы и эстетики. - М., 1995, с. 406.
19. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1973, 423 с.
20. Бенн Ритм немецкой речи и его закон. - М., 1912, 171 с.
21. Беручишвили И.Г. Системные и речевые интенсификаторы в современном английском языке. А.К.Д. - Тбилиси, 1986, 32 с. - 3 1 3 -22,Бехтерева Н.П. Мозговые коды психической деятельности. - Л., 1977,165 с.
22. Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психологической деятельности человека. -Л.,1974, 151 с.
23. Блох М. Я. Об информативной и семантической ценности языковых элементов.// Уч. зап. МГПИ им. В.И. Ленина. 1971, т. 473, с. 3-27.
24. Блох М. Я., Гумовская Г.Н. Ритм и оберритмы текста.// Научные труды Mill У им. В.И. Ленина , серия: Гуманитарные науки.- М., 1997, с. 132-134.
25. Блох М.Я. Проблема тождества предложения в свете соотношения понятий синтаксиса, семантики и информации.// Вопросы языкознания, 1977, № 3, с. 74-75.
26. Блох М.Я. Теоретические основы грамматики.- М., 1986, 160 с.
27. Блох М.Я., Кашурникова Л.Д. Эмоциональный аспект текста.- Горький: ГГПИИЯ им. Н.А. Добролюбова, 1985, с. 18.
28. Богородицкий В.А. Общий курс русской грамматики. 5-ое изд. - М.- Л, 1936, 354 с.
29. Бочкарев А.Е. Ритмическая организация художественного текста.// Пространственно - временная и ритмическая организация текста.- М., 1986, № 265, с. 17-21. - 3 1 4 -
30. Буданова Т.А. Методы сравнительных лингвистических исследований.-М., 1985, 235 с.
31. Булаховский Л.А. Курс русского литературного языка.- Киев, 1952, т.1,388с.
32. Бюхер К. Работа и ритм.- М.: Новая Москва, 1923, с. 281.
33. Васильев Л.М. Единицы семантической системы языка.// Вопросы семантики.-М., 1971, с. 44-47.
34. Васильев Л.М. Теория семантических полей.// Вопросы языкознания, № 5, 1971, с. 105-112.
35. Вейль Г.Симметрия.- М., Наука, 1968, с. 38.
36. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове.- М., 1972, 324 с.
37. Волкова Е.В. Ритм как объект эстетического анализа.// Ритм, пространство и время в литературе и искусстве.- Л.: Наука, 1974, с. 73-85.
38. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки.- М., 1985, с. 45-46.
39. Востоков А.Х. Опыты о русском стихосложении. - Спб., 1817.
40. Всеволодский-Гернгросс В.Н., Теория русской речевой интонации. - Пг., 1922, 127 с.
41. Вундт В. Основы физиологической психологии.- М.,1968, т.З, 416 с. - 3 1 5 -
42. Вундт В. Сознание и внимание.// Хрестоматия по вниманию.- М.: МГУ, 1976, 385 с.
43. Выготский Л. Психология искусства.- М., 1957, 406 с.
44. Выготский Л.С. О влиянии речевого ритма на дыхание. // Проблемы современной психологии. -М. , 1926, сб. 2. с. 73-101.
45. ВЫГ0ТСКИЙ Л.С. Собр. соч. в 2 т. - М., 1928, т. 2., 519 с.
46. Гак В.Г. Коммуникативные информации и системность средств логического выделения во французском языке.- М.: АДВИ РН, 1975, № 5 , с. 140.
47. Галкина - Федорчук Е.М. Об экспрессивности и эмоциональности в языке.// Сб. ст. по языкознанию.- М.: МГУ, 1958, с. 36-53.
48. Гальперин И.Р. Информативность единиц языка.- М.: В.Ш.,1974, 175 с.
49. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования.-М., 1981, 198 с.
50. Гегель Г.В.Ф. Эстетика.-М.: Искусство, 1968, т.1, с. 144.
51. Гиршман М.М. Литературное произведение. Теория и практика анализа.- М., В.Ш., 1991, 373 с.
52. Гиршман М.М. Ритм художественной прозы и целостность прозаического литературного произведения. А.Д.Д.- М., 1977, 36с.
53. Гиршман М.М. Ритм художественной прозы. - М., 1982, 367 с. -316-
54. Голсуорси Дж.. Туманные мысли об искусстве // Собр. соч. в 16 т., 1962, т. 16,511с.
55. Гольдман Теория информации.- М.: Ин. литература, 1957, 337с.
56. ГоттВ.С. Симметрия и асимметрия.-М., 1965, с. 5.
57. Гуревич В.В. Семантико-грамматические группировки английских глаголов. В кн. Вопросы теории английского языка.-М.,1973, с. 113-123.
58. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика: Избранные труды.- Л.: Наука, 1997, 407 с.
59. Жирмунский В.М.. Теория стиха. - Л., 1975, 664 с.
60. Звягинцев В.А. Предложение и его отношение к языку и речи.- М., 1976, с. 233.
61. Зиндер Л.В. О лингвистической вероятности.// Вопросы языкознания, 1958, №2, с. 121-125.
62. Зоз Е.А. Пространственно -временная и ритмическая организация текста.// Пространственно - временная и ритмическая организация текста.- М., 1986, № 265, с. 34-56.
63. Иванова - Лукьянова Г.Н. О ритме прозы.// Просодическая структура текста.-М., 1984, вып. 230, с. 128-147.
64. Иванова - Лукьянова Г.Н. Ритм прозы и перевод.// Речевой ритм и его функции. - М., 1987, вып. 293, с. 45-61. - 3 1 7 -
65. Иванова - Лукьянова Г.Н. Ритмическая организация прозы.// Пространственно-временная и ритмическая организация текста.-М., 1986. вып. 265, с. 42-57.
66. Иванова Г.Н. О ритме прозы.// Уч. зап. МГПИ им. В.И.Ленина, - М., 1968, №292, с. 37-49.
67. Иванова И.П., Бурлакова В.В., Почепцов Г.Г. Теоретическая грамматика современного английского языка.- М., 1981, 358 с.
68. История эстетики.-М.: Акад. Худ. СССР, т.1, 1962, 718 с.
69. Каган М.С. Пространство и время в искусстве как проблема эстетической науки.// Ритм, пространство и время в литературе и искусстве.-Л.: Наука, 1974, с. 119-134.
70. Караганов Е.Г. Доклады АН СССР. Гуманитарные науки. - М., 1928, с. 37-45.
71. Караулов Ю.Н. Лингвистические основы функционального подхода к литературоведению.// Новое в зарубежной лингвистике.-М., 1978, с. 21.
72. Келарова Л.А. К вопросу о композиционно - просодической организации литературных текстов.// Ритмическая и интонационная организация текстов.- М.: МГПИИЯ, 1982, вып. 196, с. 134-156.
73. Колмогоров А.Н. К изучению ритмики Маяковского.// Вопросы языкознания, 1963, № 4, с. 73-92. - 3 1 8 -
74. Колмогоров А.Н., Кондратьев A.M. Ритмика поэм Маяковского.// Вопросы языкознания, 1962, №3, с. 65-73.
75. Колшанский Г.В. Соотношение субъективных и объективных факторов в языке.- М., 1975, с. 122.
76. Корш Ф.Е. Основное время в ррггмике. // Филологическое обозрение. - М . , 1898, т. 15.
77. Крайнер А. Об эстетике языкового ритма.- Вюрцбург, 1916, 113с.
78. Кузнец М.Д., Скребнев Ю.М. Стилистика английского языка.- Л., Учпедгиз, 1960, 173 с.
79. Кульман П. Статистические исследования психологии языка.- М., 1910, 142 с.
80. Леонтьев А.А. Признаки связанности и целостности текста.// Лингвистика текста,- М., 1974, ч.1, 326 с.
81. Лессинг Г.Е. Лаокоон или О границах живописи и поэзии.- М.: ГИХ, 1957, с. 187-188.
82. Липский А. Ритм как отличительная характеристика прозаического стиля.-Нью-Йорк, 1907, 114 с.
83. Лосев А.Р., Шестаков В.Н. История эстетических категорий - М., 1965,418 с.
84. Лосев А.Ф. История античной эстетики. - М., 1963, т.1, 583 с.
85. Лотман Ю.М. Структура художественного текста.- М., 1970, 384с.
86. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. - М., 1962, 432 с.
87. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. - М., 1975, 236с.
88. Мальченко А.А. Повтор как средство текстуальной связи в сверхфразовых единствах присоединительного и встречного типа. // Вопросы теории английского языка.- М., 1975, с. 114-125.
89. Марбе К. О ритме прозы. Доклад на I немецком конгрессе экспериментальной психологии в Тессене.- Тессен, 1904, 110 с.
90. Матезиус В. О так называемом актуальном членении предложения. Перевод с чешского. // Пражский лингвистический кружок. - М., 1967, 287 с.
91. Мезенин СМ. Образные средства языка. - М.,1984, 163 с.
92. Мещанинов И.И. Члены предложения и части речи.- Л.: Наука, 1978, 387 с.
93. Мигдал А. Поиски истины.- М., 1983, 212 с.
94. Моисеенко З.С. О ритме немецкой монологической речи.// Сб. науч. тр. МГПИИЯ им. М.Тереза,- М., 1980, № 169, с. 96-111. - 3 2 0 -
95. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие.- М., 1966,351 с.
96. Никитин М.В. Лексическое значение в слове и словосочетании.- Владимир, 1974, с. 173.
97. Николаев H.li. Творения Н.П. Николаева - М., 1876, ч. 3.
98. Орлов.А.И. Полный филологический словарь русского языка. - М., 1884, т. 1., 815 с.
99. Павлова Л.И. Роль просодии в выражении информативности текста.// Ритмическая и интонационная организация текста.- М.: МГПИИЯ, 1982, вып. 196, с. 190-213.
100. Пешковский A.M. Известия по русскому языку и словесности.// Избр. труды. -М., 1959, 252 с.
101. Поспел OB Н.С. Сложное синтаксическое целое и основные особенности его структуры - М.-Л., 1948, вып. 2, с. 43-68.
102. Прибрам К. Языки мозга. - М., 1975, 464 с.
103. Смирницкий А.И. Лексикология английского языка.- М., 1956, 261с.
104. Степанов Ю.С. В мире семиотики.// Семиотика.- М., 1983, с. 29.
105. Тер-Минасова Г. Синтактика речи: антология и эвристика. - М., 1980, 200 с.
106. Тимофеев Л.И.. Ритм стиха и ритм прозы. // На литературном посту. 1922. №20, с. 67-90.
107. Томашевский Б.В. О стихе. - М., 1929, 326 с.
108. Томашевский Б.В. Стих и язык. - М:-Л, 1959, 471 с. И8.Томашевский Б.В. Ритм прозы ("Пиковая дама").// О стихе.- М.: Прибой, 1929, 235 с. - 3 2 2 -
109. Туранский И.И. Семантическая категория интенсивности в английском языке. -М.: В.Ш., 1990, 173 с.
110. Уитроу Дж. Естественная философия времени - М.: Прогресс, 1964,218 с.
111. Унзер Г. О ритме немецкой прозы.- Фрайбург, 1906, 133 с.
112. Уфимцева А.А. Типы словесных знаков.- М., 1974, 283 с.
113. Францерт П. Теория информации как модель отражения.- М.Берлин, 1982, с. 165.
114. Хомский Н. Синтаксические структуры.// Новое в лингвистике.- М., 1962, ВЫП.2, 395 с.
115. Хомский Н. Язык и мышление. - М., 1972, 121 с.
116. Цветков Н.В. О методологии компонентного анализа.// Вопросы языкознания, 1984, № 2, с. 56-73.
117. Черемисина Н.В. Ритм и интонация русской художественной речи. А.Д.Д.-М., 1977, 38 с.
118. Черняховская Л.А. Информационный инвариант смысла текста и вариативность его языкового выражения. А.Д.Д.- М., 1983, 43 с.
119. Чуковский К.. Из дневника. // Вопросы литературы, 1980, № 10, с. 95-107.
120. Шаховский В.И. Значение и эмотивная валентность единиц языка и речи.// Вопросы языкознания, 1984, № 6, с. 97-118. - 3 2 3 -
121. Шевченко Т.И. Последовательность контуров в просодии английской речи. А. К. Д.- М., 1972, 30 с.
122. Шенгели Г.А. Техника стиха. - М., 1960, 312 с.
123. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике.- М., 1961,730 с.
124. Шервинский СВ. Смысл и ритм.- М., 1961, 272 с.
125. Шубников А.В., Копцик В.А. Симметрия в науке и искусстве.- М.: Наука, 1972,213 с.
126. Щерба Л.В. Пунктуация.// Литературная энциклопедия.- М.: Советская энциклопедия, т.9, с. 589.
127. Эткинд Е.Г. Ритм поэтического произведения как фактор содержания.// Ритм, пространство, время в литературе и искусстве.-Д.: Наука, 1974, с. 104.
128. Яскевич А.С. Ритмическая организация художественного текста. - Минск «Навука i тэхнша", 1991, 280 с.
129. Akhmanova О., Shishkina Т. Registers of Rhythm. - М.,1975, 185 p.
130. Ball F.K. Constructive Enghsh. - Boston, 1923, 218 p.
131. Bolinger D. Degree Words.- The Hague - Paris, 1972, 187 p.
132. Lodge H.C., Frett C.G. New Ways in Enghsh.- New York, 1968, 234p.
133. Roberts P. Enghsh Sentences.- New York, 1962, 317 p.
134. Sulzer J. G. Allgemeine Geschichte der schonen Kunste, 2 aufl., Leipzig, 1792-1794, Bd 4. - 3 2 4 -
135. Aardema V. Why Mosquitoes Buzz in People's Ea r s - New York, 1978, 37 p.
136. Abrahams P. The Path of Thunder. - M; 1956, 275 p.
137. Anthology of English and American Verse. - M.: Progress Publishers, 1967,463 р.
138. Bennett Arnold. The Grim Smile of the Five Towns.- London: Penguin Books, 1975, 192 p.
139. Capote T. In Cold Blood.- New York, 1966, 324 p.
140. Christie A. N or M? Fontana Books, 1962, 141 p.
141. Christie A. Selected Stories. - M.: Progress Pubhshers, 1969, 333 p.
142. Dickens Ch. A Tale of Two Cities. - M., 1951, 408 p.
143. Dickens Ch. The Old Curiosity Shop. - M., 1952, 503 p.
144. Galsworthy J. End of Chapter. - M., 1960, 331 p.
145. Galsworthy J. The Apple Tree.//Modem English Short Stones. - M., 1961,372 р.
146. Galsworthy J. The Man of Property. - M., 1956, 388 p.
147. Gilden K.B. Hurry Sundown. - New York, 1966, 365 p.
148. Greene G. The Comedians. Penguin Books, 1967, 521 p.
149. Hailey A. Aiфort. - New York, 1968, 325 p.
150. Hemingway E. For Whom the Bell Tolls. Penguin Books, 1966, 347 p.
151. Henry O. Selected Stories. - M.: Progress Publishers, 1979, 386 p. - 3 2 5 -
152. Jerome К. Jerome. Three Men in a Boat (To Say Nothing of the Dog).- M.:B.in., 1976, 158 p.
153. Johnson P.A. Catherine Carter. - London, 1952, 216 p.
154. Kipling R. Poems. Short stories. - M.: Progress Publishers, 1983, 374p.
155. Making It All Right. - M.: Progress Pubhshers, 1978, 460 p.
156. Maurier du D. Rebecca. - M., 1956, 398 p.
157. Priestly J.B. The Linden Tree. // Seven Plays of J.B.Priestly. - New York, 1950, 296 p.
158. Рое Adgar Allan. The Black Cat and Other Stories. - London: Penguin Books, 1991, 123 p.
159. Puzo M. The Godfather. Pan Books Ltd., Heinemann Ltd., 1985, 443p.
160. Shakespeare W. MakBeth. Oxford School Shakespeare Series. 1993, 218p.
161. Show B. The Young Lions. - New York, 1958, 319 p.
162. The Book of English Humour.- M.: Raduga Publishers, 1990, 418 p.
163. The Complete Short Stories of Mark Twain. - New York: Bantam Books, 1995,680 р.
164. Wilde O. Selections. - M . : Progress, 1979., v.I, 366p.
165. Wilde O. Selections. - M.: Progress, 1979., v.II, 405p.