автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.19
диссертация на тему:
Ритм художественного текста как смыслообразующий фактор его понимания

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Чернышева, Нина Юрьевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Барнаул
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.19
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Ритм художественного текста как смыслообразующий фактор его понимания'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Чернышева, Нина Юрьевна

Введение.

Глава 1 Смыслообразующая и интегрирующая функции ритма текста: теоретический аспект.

1.1. Ритм как феномен деятельности и объект исследования лингвистики, литературоведения и музыковедения.

1.2. Соотношение вербального и музыкального произведений как смыслосодержащих структур.

1.3. Концептуальная система индивида как сфера интерпретации музыкально-поэтического текста.

1.4. Психолингвистическое обоснование проблемы ритма художественного

V „ V текста как фактор^его понимания.

1.5. Нейрофизиологический и нейропсихологический аспект исследования.

Глава 2 Экспериментальное исследование роли ритмических характеристик в понимании художественного текста.

2.1. Описание эксперимента. Последовательность этапов, операций.

2.2. Первый этап эксперимента. Исследование текста поэтического произведения.

2.3. Второй этап эксперимента. Исследование текста музыкального произведения.

2.4. Третий этап эксперимента. Исследование музыкально-поэтического текста.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Чернышева, Нина Юрьевна

Познай, какой ритм владеет людьми

Архилох

Исследование проблемы понимания художественного текста, рассматриваемого как эстетически значимое речевое произведение, сохраняет свою актуальность в современной лингвистической науке. Это определяется, с одной стороны, отношением к тексту как связному целому, с другой стороны, стремлением понять и объяснить механизмы текстообразования, обеспечивающие не только понимание речевого произведения, но и его эстетическое воздействие.

Кроме того, особый интерес представляет поиск факторов эстетической интеграции вербальных и невербальных художественных текстов, в частности, поэтических и музыкальных, обладающих, как представляется, сходными смыслообразующими константами, которые могут быть выявлены экспериментально как составляющие структурно-содержательные компоненты художественного произведения. Одной из таких констант является ритмомелодия текста.

Текст рассматривается как совокупность составляющих его звуков, осознанно и неосознанно структурированных автором ". с учётом их ритмических характеристик (качественных и количественных) для адекватного выражения личностного смысла" [Пищальникова, 1999, с. 87]. Это определение текста предполагает исследование ритмических характеристик поэтического произведения, однако, на наш взгляд, оно может быть применено и для анализа ритмических характеристик текста музыкального, структурированного так же, как и поэтический текст, для представления доминантного личностного смысла, что подтверждается несколькими экспериментами, описанными в работе.

Музыкальный текст может быть определён как совокупность составляющих его звуков, которые организованы такими эмоциосодержащими ритмическими компонентами, как тон, темп, тембр, ритм.

Под тоном мы понимаем высоту звука, под темпом - среднюю скорость движения звуков в поэтическом и музыкальном текстах. Тембр определяется как окраска звуков, связанная с положением формант (акустическая характеристика звука, соотносимая с уровнем частоты голосового тона [СЭС, 1987, с. 1428]) в частотном спектре звуков и позволяющая различать звуки одинаковой высоты [Там же, с. 1320]. Ритм квалифицируется как неравномерные соотношения звуков и пауз неодинаковой длины в их динамической последовательности.

Все названные характеристики в применении к вербальному тексту используются в исследовании в качестве рабочих^ вслед за В.А. Пищальниковой [Пищальникова, 1999, с. 87].

Принимая за основу данные определения, подчеркнем: каждая из указанных характеристик в той или иной мере является носителем доминантного смысла и, прежде всего, его эмоционального компонента.

Так, установлено, что ритм является основным регулятором смыслового эмоционального континуума [Налимов, 1979]: он способен представлять различное эмоциональное и экспрессивное содержание текста, акцентировать репрезентируемый личностный смысл. Этими же функциями обладает темп речи. Важным проявлением эмоционального содержания художественного текста являются высота звука речи, его тон как физическая характеристика, и тембр, соотносимый, как указывалось, с уровнем частоты голосового тона и потому регулирующий эмоциональное содержание текста при его прочтении и восприятии.

Представляя в произведении искусства его смысловую эмоциональную доминанту, указанные свойства текста в совокупности составляют его ритмомелодию, обеспечивающую реципиенту "эмоциональное вхождение в смысловой текстовый континуум" [Налимов, 1984].

Учитывая, что перечисленные положения, важные для построения общей теории художественного текста, разработаны в существующих лингвистических, литературоведческих и музыковедческих работах, недостаточно [Асафьев 1970, 1965, Балаш 1994, Гаспаров 1974, 1996, Герман

1999, Диюн 1993, Пищальникова 1993, 1997, Черемисина 1981, 1989 и другие] , исследование смыслосодержащей функции ритмомелодии и отдельных ее компонентов является актуальным.

Объект исследования - вербальные поэтические и музыкальные тексты, предмет - ритмичёская^рганизация поэтического и музыкального текста как его смысл опорождающий компонент и регулятор понимания.

Материалом исследования послужили вербальные, музыкальные и музыкально-поэтические тексты Б. Пастернака: стихотворения «Импровизация», «Встреча», «Музыка», прелюдия ми-бемоль минор, стихотворение «Никого не будет в доме» (музыка С. Никитина).

Анализ текстов мог быть осуществлен на любом материале. Однако обращение к творчеству автора, сочетающего в себе креативные возможности поэта и композитора дают определенный выход на его эстетическую подсистему и оставляет перспективы дальнейшего исследования.

Новизна исследования состоит в обнаружении интегративных признаков ритмических характеристик вербального и музыкального текстов и экспериментальном обосновании того, что Теоретическое обоснование проблемы, лингвистический, литературоведческий и музыковедческий подходы, а также психолингвистический подход как наиболее непротиворечивый представлены в I главе диссертации. а) процессы восприятия и понимания не только музыкального, но и вербального текста детерминируются его ритмической доминантой; б) ритмические доминанты вербального текста и созданного на его основе музыкального текста совпадают. Это позволяет говорить об универсальной функции ритма в процессах смыслопорождения и смысловосприятия текстов.

Кроме того, ритм, вероятно, может рассматриваться как когнитивная универсалия, репрезентирующая эмоциональный компонент смыслового содержания вербального и музыкального текстов.

Цель исследования - установить характер зависимости понимания смысловой доминанты поэтического текста от его ритмических характеристик.

В соответствии с поставленной целью предполагается решение следующих задач:

- представить содержание понятия «ритма» и связанных с ним характеристик художественного текста;

- определить место настоящего исследования ритма художественного текста в ряду одноаспектных с ним;

- экспериментально подтвердить зависимость восприятия и понимания смысловой доминанты художественного текста от его ритмических характеристик;

- выявить характер соотношения смысловой доминанты и ритма художественного текста;

- экспериментально обосновать наличие устойчивой закономерной связи между эмоциональной доминантой и ритмом текста художественного произведения (музыкального и поэтического);

- проанализировать содержание ритмических характеристик музыкально-поэтического текста;

- экспериментально установить совпадение/несовпадения ритмических доминант вербального и созданного на его основе музыкального текста.

Мы полагаем, что наиболее адекватной в описании интегративного процесса восприятия и понимания художественных текстов является концепция смысловой доминанты В. А. Пищальниковой [Пищальникова, 1999]*, построенная с учетом выявления интегрирующей функции ритма поэтического и музыкального текстов.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов теоретического и экспериментального исследования ритмических характеристик поэтического и музыкального текстов при создании методик оптимизации восприятия текстового сообщения, а также в качестве материала при разработке спецкурсов по проблемам психопоэтики.

В процессе анализа ритма поэтического и музыкального текстов использовались следующие методы и приёмы:

1) метод концептуального анализа, направленный на выявление смысловой структуры текста и определение доминантного личностного смысла; он использовался при исследовательском анализе поэтических и музыкальных текстов; методика анализа разработана в трудах представителей Барнаульской школы психолингвистики;

2) психолингвистический эксперимент, включающий приемы: а) фиксация испытуемыми эмоционально - смысловой доминанты текста при его восприятии; У б) соотносительные^ выявление влияния ритма текста на формирование его смысловой доминанты при восприятии текста; Содержание концепции представлено в теоретической (I) главе диссертации в) интроспективное выявление ведущей ритмической характеристики текста; г) исследование соотношения ритмов поэтического и музыкального текста с эмоционально - смысловой доминантой произведения (на основании ответов испытуемых).

Экспериментальное исследование намеренно осуществлялось на разных группах испытуемых: профессионалов (музыкантов и филологов) и носителях обыденного сознания. При этом рефлексия над пониманием и восприятием текста именно носителей обыденного сознания имеет для нашего исследования определяющее значение. Эта группа испытуемых не владеет навыками анализа составляющих текста, тем более таких специфических. Более того, подавляющее большинство испытуемых не владеет специфическими или какими бы то ни было приемами анализа текста как целого. Следовательно, обнаружение закономерностей восприятия и понимания текстов неподготовленными слушателями может свидетельствовать в пользу объективного существования таких закономерностей.

Следует учитывать и еще один факт. В настоящее время все труднее проводить эксперимент по восприятию художественного текста в неспециальной аудитории; во-первых, потому что такой вид деятельности не является нормой для большинства обучающейся, например, в школах молодежи, во-вторых, экспериментатору чаще всего приходится преодолевать нежелание испытуемых осуществлять такую деятельность. Поэтому чаще всего испытуемые дают в рефлексии то, что «лежит на поверхности», что является операциональным, неосознаваемым для их мышления и легко «уловимым» в рефлексии. Именно эти ставшие /являющиеся операциональными/ почти операциональными компоненты процессов восприятия и понимания являются предметом нашего интереса.

Поставленная цель исследования и необходимые для ее достижения задачи обусловили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

В первой главе исследуется феномен ритма и даются некоторые аспекты его описания, соотносящиеся с заявленной темой и целью исследования.

Во второй главе представлено экспериментальное исследование проблемы.

В Заключении подведены основные итоги теоретического и экспериментального исследования ритмических характеристик художественного текста.

На защиту выносятся следующие положения:

1) Ритмические характеристики поэтического и музыкального текстов выступают репрезентантами эмоционально - мотивационной сферы сознания, регулируя процессы смыслообразования при восприятии и понимании текста художественного произведения;

2) Ритм текста специфически детерминирует характер смысловой эмоциональной доминанты при восприятии и понимании текста;

3) Ритм задает гомоморфизм единиц вербального и созданного на его основе музыкального текстов; однако, если другие компоненты ритмомелодии не гомоморфны, нарушается эмоциональная доминанта исходного текста;

4) Экспериментальные данные подтверждают гипотезу об универсальности законов ритмической организации музыкального и поэтического текстов;

5) Одинаковые ритмические участки поэтического и музыкального текстов акцентируют авторскую доминантную эмоцию.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Ритм художественного текста как смыслообразующий фактор его понимания"

Заключение

Основные итоги теоретического и экспериментального исследования ритмомелодических характеристик поэтического текста сводятся к следующему:

Прежде всего установлена зависимость восприятия смысловой доминанты поэтического и музыкального текстов от его ритма.

Для доказательства указанных положений в исследовании теоретически обоснован феномен ритма и связанных с ним ритмомелодических характеристик художественного текста, определено место настоящего исследования в ряду одноаспектных с ним.

Экспериментально выявлен характер соотношения смысловой доминанты и ритма поэтического текста, который связан с детерминирующей ролью ритма, доказана и экспериментально обоснована закономерная связь между эмоциональной доминантой и ритмом текста художественного произведения (поэтического и музыкального), экспериментально установлено совпадение ритмических доминант вербального и созданного на его основе музыкального текста.

Ритмические характеристики поэтического и музыкального текстов выступают, таким образом, вместе с его эмоциональной характеристикой представителями эмоционально-мотивационной сферы сознания, регулируя процессы смыслообразования при восприятии текста поэтического произведения и детерминируя характер смысловой эмоциональной доминанты.

Вербальное и созданное на его основе музыкальное произведение изоморфны благодаря их ритмомелодическим характеристикам, выступая при этом факторами интеграции музыкально-поэтических текстов.

Как известно, поэтические и музыкальные тексты создаются при организации разных структурных уровней в соответствии с физиологически и психологически комфортными режимами восприятия. Особая роль при этом принадлежит звуковой организации текста. Первостепенную важность при этом приобретают исследования по восприятию ритмомелодических характеристик, так как известно, что оптимизация воздействия, возникновение положительных эмоций у реципиента возможно только благодаря введению в текст слов, где все буквенные, слоговые и фонетические значимости замещаются значимостями исключительно тоническими.

Ритмомелодические характеристики текста образуют устойчивую, внешнюю по отношению к лексическому значению структуру, участвующую, однако, в формировании, представлении и восприятии смыслов, стоящих за лексемой. Эта структура - своеобразная граница смыслового поля, обозначенного тем или иным словом, позволяющая внутри себя актуализировать те или иные участки. Слово в этом случае репрезентирует смысловое поле как некую многомерную самоорганизующую структуру.

Отсюда изучение смыслов, представляемых в художественном тексте, не может производиться без исследования прогнозирующей эти смыслы функции ритмомелодии. Следует добавить: прогнозирующей и фиксирующей континуальность смыслов функции, но не уничтожающей ее (вспомним еще раз слова В.В.Налимова о ритмическом континууме любого речевого (и тем более музыкального) произведения).

Этот вывод, мы полагаем, очень важен как для методики анализа художественного текста, так и для обнаружения адекватного содержания авторских доминантных смыслов.

Фоника вызывает смещение ритма, так как акустические конвенциональные характеристики звуков могут ритмически совпадать или не совпадать с индивидуальной артикуляцией. Подбор звуков фиксирует и акцентирует авторский ритм. Мы предлагаем рассматривать ритм как фактор регуляции понимания смыслов. Континуальность сознания и, в частности, эмоциональное его содержание как элемент концептуальной системы автора, задается не только вербальными характеристиками речевого произведения как такового, но и его ритмической организацией. Ритм - это попытка "наложить" континуум сознания на конкретное речевое произведение и в пределах произведения акцентировать континуальность репрезентированных в художественном тексте концептов. Но одновременно ритм есть средство эмоционального вхождения в континуальную концептуальную систему реципиента.

Таким образом, на основании исследования поэтических, музыкальных и музыкально-поэтических текстов как единиц коммуникации и порождения эстетической речи (поэтической и музыкальной), структурированных с учетом доминантного личностного смысла установлена зависимость восприятия смысловой доминанты художественного текста от его ритмических характеристик, что соотносится с целью настоящей работы.

В теоретической части работы обоснован уровень исследования ритма и связанных с ним характеристик и сделан вывод о том, что и в лингвистике, и в литературоведении, и в музыковедении ритм характеризуется единицей, встроенной в жесткую метрическую схему. О смыслообразующей и регулирующей процесс понимания текста роли ритма ни в одном исследовании до настоящего времени не сказано (исключение составляет только курсовая работа С.В. Диюна и монография В.А. Пищальниковой).

В диссертации экспериментально подтверждена зависимость восприятия смысловой доминанты художественного текста от его ритмических характеристик, обосновано наличие устойчивой закономерной связи между эмоциональной доминантой и ритмом текста художественного произведения (музыкального и поэтического), установлено совпадение ритмических доминант вербального и созданного на его основе музыкального текста.

При этом эвристичным представляется лингвосинергетический подход к исследованию собственно звуковых характеристик музыкально -поэтического произведения, согласно которому при восприятии текста "мы имеем дело с совмещением волновых процессов , наблюдающихся при образовании звука. Звуковая волна уже несет в себе определенную энергию в направлении своего развития, но в момент столкновения текста с концептуальной системой происходит объединение волновых процессов -процесса смыслопорождения и смыслоформирования" (Балаш, 134).

Перспективой исследования может быть изучение роли ритма в процессе восприятия текста, а также произведений живописи, скульптуры, архитектуры, выявление и изучение доминантного авторского ритма.

Стоит также отметить, что при синхронизации двух разных, не принадлежащих одному музыкально-поэтическому тексту, музыкального и поэтического текстов, нельзя не учитывать и синхронизованность или рассинхронизованность их эмоциональных доминант.

Широко известны примеры, когда при попытке положить на музыку поэтический текст автор руководствуется лишь принципом ритмического изоморфизма.

Так происходит, например, в музыкально-поэтическом тесте на слова Б.Пастернака в исполнении А.Б.Пугачевой (текст «Мело, мело по всей земле.». Ритмическая организация стихотворения Пастернака изоморфна его музыкальному оформлению, но эмоциональные доминанты поэтического и музыкального текстов не идентичны. Это проявляется в разности модальности и силы эмоции в поэтическом и музыкальном текстах. Такое сочетание текста и музыки, на наш взгляд, нельзя назвать гармоничным. Эффект от восприятия подобного соединения текстов может быть самым

 

Список научной литературыЧернышева, Нина Юрьевна, диссертация по теме "Теория языка"

1. Алякринский Б.С. По закону ритма / Б.С. Алякринский, С.И. Степанова-М.: Наука, 1985.

2. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П.К. Анохин-М.: Медицина, 1975.

3. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем / П.К. Анохин-М.: Наука, 1980.

4. Асафьев Б.В. Вопросы музыкальной формы / Б.В. Асафьев М.: Музыка, 1970.

5. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1-2 / Б.В. Асафьев Л.: Музгиз, 1963.

6. Асафьев Б.В. Речевая интонация / Б.В. Асафьев.- М.: Музыка, 1965.

7. Асмолов А.Г. Классификация неосознаваемых явлений и категория деятельности / А.Г. Асмолов // Вопросы психологии 1980.-№3.

8. Асмолов А.Г. Об иерархической структуре установки как механизма регуляции деятельности / А.Г. Асмолов // Бессознательное.-Т.2-Тбилиси, 1974.

9. Балаш М.А. О роли звуковой организации поэтического текста в его понимании / М.А. Балаш // Текст: структура и функционирование-Барнаул, 1994.-С.28-42.

10. Ю.Батуев А.С. О соотношении биологического и социального в природе человека / А.С. Батуев, Л.В. Соколова // Вопросы психологии.-1994.-№1.

11. П.Белов А.И. A.M. Пешковский как лингвист и методист / А.И. Белов М.: Учпедгиз, 1958.

12. Беляева-Экземплярская С.М. Заметки о психологии восприятия времени в музыке / С.М. Беляева-Экземплярская // Проблема музыкального мышления-М.: Музыка, 1974.

13. Белянин В.П. Психолингвистический аспект художественного текста /

14. B.П. Белянин,- М.: Изд-во МГУ, 1988.

15. Белянин В.П. Психологическая типология художественных текстов по эмоционально-смысловой доминанте: Автореф. дис. докт. филол. наук-М„ 1992.

16. Бернштейн С.И. Опыт анализа «словесной инструментовки» (1-я строфа стихотворения Тютчева «Сумерки»), Сб. «Поэтика», вып.У- JL, 1929.—1. C.156-192.

17. Бехтерева Н.П. Мозговые коды психолингвистической деятельности / Н.П. Бехтерева- Л.: Наука, 1977.'

18. Блинов A.JI. Общение. Звуки. Смысл: Об одной проблеме аналитической философии языка / A.JI. Блинов.- М.: Рус. феноменолог, общество, 1996.

19. Блинова М.П. Музыкальное творчество и законы высшей нервной деятельности / М.П. Блинова.- JL: Музыка, 1974.

20. Большая медицинская энциклопедия. Т.35 М., 1964.

21. Большой энциклопедический словарь. Музыка М.: НИ, 1998.

22. Бочкарев J1.JI. Психология музыкальной деятельности / J1.JT. Бочкарев-М.: Институт психологии РАН, 1997.

23. Борев Ю.Б, Эстетика/ Ю.Б. Борев Смоленск: Русич, 1997.

24. Буткевич О.В. Красота: Природа, сущность, формы / О.В. Буткевич Л.: Художник РСФСР, 1983.

25. Васина-Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово / В.А. Васина-Гроссман- М.: Музыка, 1972.

26. Васильева В.В. Русский прозаический ритм. Динамический аспект / В.В. Васильева Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 1992.

27. Вилюнас В.К. Перспективы развития психологии эмоций / В.К. Вилюнас // Тенденции развития психологической науки М.: Наука, 1989.-С.46-60.

28. Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации / В.К. Вилюнас,- М.: Изд-во МГУ, 1986.

29. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас,- М.: Изд-во МГУ, 1990.

30. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений / В.К. Вилюнас М.: Изд-во МГУ, 1976.

31. Вилюнас В.К. Теория деятельности и проблемы мотивации / В.К. Вилюнас // А.Н. Леонтьев и современная психология. Сб. статей памяти А.Н. Леонтьева,-М.: Изд-во МГУ, 1983.-С.191-200.

32. Виноградов Ю.Е. Влияние аффективных следов на структуру мыслительной деятельности / Ю.Е. Виноградов // Психологическое исследование интеллектуальной деятельности. М., 1979.

33. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования /Л.С. Выготский-М.: Наука, 1956.

34. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский // Собрание сочинений в 6-ти томах. Т.2 М.: Педагогика, 1984.

35. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский,- М.:Педагогика, 1986.

36. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский-М.: Наука, 1960.

37. Гаспаров Б.М. Современный русский стих. Метрика и ритмика / Б.М. Гаспаров.-М.: Наука, 1974.

38. Гаспаров Б.М. Язык, память, образ: Лингвистика языкового существования / Б.М. Гаспаров Новое литературное обозрение, 1996.

39. Герман И.А. Речевая деятельность как самоорганизующаяся система: к становлению лингвосинергетической парадигмы. Автореф. дис.канд. филол. наук. Барнаул, 1999.

40. Голикова Т.А. Слово как интегративный компонент репрезентации концептуальной картины мира (на материале творчества В.В. Набокова): Автореф. дис. канд. филол. наук,- Барнаул, 1996.

41. Горелов И.Н. основы психолингвистики / И.Н. Горелов.- Лабиринт, 1997.

42. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию / В. фон Гумбольдт,-М.: Прогресс, 1984.

43. Диюн С.Н. Обусловленность восприятия художественного текста его ритмомелодическими характеристиками: Дипломная работа. Барнаул,1991.

44. Дрогалина Т.А. Семантика ритма как непосредственное вхождение в континуальный поток образов / Т.А. Дрогалина, В.В. Налимов // Бессознательное-Тбилиси: Мецниереба, 1978.

45. Жирмунский В.М. Теория стиха / В.М. Жирмунский Л.: Сов. писатель, 1975.

46. Журавлев А.П. Звук и смысл / А.П. Журавлев М.: Просвещение,1984.

47. Журавлев А.П. Фонетическое значение / А.П. Журавлев- М.: Просвещение, 1974.

48. Изард К.Е. Эмоции человека / К.Е. Изард М.: Изд-во МГУ, 1980.

49. Казначеев В.П. Биосистема и адаптация / В.П. Казначеев- М.: Наука, 1973.

50. Казначеев В.П. Биоинформационная функция естественных электромагнитных полей / В.П. Казначеев, Л.П. Михайлова-Новосибирск, 1985.

51. Кинцель А.В. Эмоциональность текста как основа его связности и целостности / А.В. Кинцель // Текст: структура и функционирование-Барнаул, 1997-С.72-87.51 .Кон Ю.Г. Заметки о ритме / Ю.Г. Кон.- М.: Наука, 1977.

52. Князева Е.Н. Синергетика как новое мировоззрение. Диалог с Пригожиным / Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов // Вопросы философии,1992.-№12.

53. Красных В.В. От концепта к тексту и обратно: К вопросу о психолингвистике текста / В.В. Красных // Вестник Моск. ун-та.-Серия 9.-Филология.-1988.-№1.-С.53-70.

54. Кузьменко-Наумова О.Д, Особенности порождения речи в состоянии эмоционального напряжения / О.Д. Кузьменко-Наумова- Донецк, 1983.

55. Куртене Б. де. Избранные труды по общему языкознанию. В 2-х т. / Б. де Куртене,- М.: Изд-во АН СССРД963.

56. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики /А.А. Леонтьев М.: Смысл, 1997.

57. Леонтьев А.А. Психолингвистика /А.А. Леонтьев-Л.: Наука, 1967.

58. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания /А.А. Леонтьев М.: Наука, 1969.

59. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы теории речевой деятельности /А.А. Леонтьев М.: Наука, 1965.

60. Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание /А.Н. Леонтьев // Вопросы философии.-1972 .-№ 12.

61. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /А.Н. Леонтьев М.: Политиздат, 1977.

62. Леонтьев А.Н. Избранные психологические исследования /А.Н. Леонтьев-М.: Педагогика, 1983.

63. Леонтьев А.Н. Язык, речь, речевая деятельность /А.Н. Леонтьев- М.: Просвещение, 1967.

64. Лингвистический энциклопедический словарь М.: Сов. энциклопедия, 1990.

65. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек текст - семиосфера -история / Ю.М. Лотман; Тартуский ун-т - М.: Языки русской культуры, 1999.

66. Лотман Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М. Лотман М.: Наука, 1970.

67. Лурия А.Р. Основы нейролингвистики / А.Р. Лурия.- М.: Наука, 1975.

68. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р. Лурия М.: Наука, 1978.

69. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики / А.Р. Лурия- М.: Наука, 1975.

70. Лурия А.Р. Травматическая афазия / Акад. мед. наук СССР М., 1947-48.71 .Лурия А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия М.: Изд-во МГУ, 1979.

71. Мартине А. Принцип экономии в фонетических изменениях / А. Мартине-М.: Изд-во ин. лит., 1960.

72. Мартуев По закону ритма / Мартуев // Золотое сечение.- М.: Феникс, 1990.

73. Медушевский В.В. К проблеме семантического синтаксиса (о художественном моделировании эмоций) / В.В. Медушевский // Советская музыка.-1973.-№8.-С.20-29.

74. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах музыкальной выразительности / В.В. Медушевский М.,1976.

75. Москальчук Г.Г. Структура текста как синергетический процесс: Дис. докт. филол. наук / Г.Г. Москальчук.-Барнаул, 1999.

76. Музыка и поэзия. Сборник статей М.: Музыка, 1986.

77. Музыкальный энциклопедический словарь М.: Энциклопедия, 1998.

78. Мягкова Е.Ю. О комплексном характере эмоциональной нагрузки слова / Е.Ю. Мягкова // Общение: структура и процесс,-М.: Наука, 1982.

79. Мягкова Е.Ю. Перспективы исследования эмоциональности лексики в свете взглядов на эмоции / Е.Ю. Мягкова // Мышление и текст,- Иваново, 1992.-С.105-110.

80. Мягкова Е.Ю. Эмоциональная нагрузка слова: опыт психолингвистического исследования / Е.Ю. Мягкова Воронеж, 1990.

81. Налимов В.В. Вероятностная модель языка: О соотношении естественного и искусственного языка /В.В. Налимов М.: Наука, 1979.

82. Налимов В.В. В поисках иных смыслов /В.В. Налимов М.: Прогресс, 1984.

83. Налимов В.В. Теория эксперимента / В.В. Налимов,-М.: Наука, 1971.

84. Николаева Т.М. Семантика акцентного выделения и фразовая интонация / Т.М. Николаева // Фонетика 83- М., 1983.

85. Николаева Т.М. Три интонационных слоя звучащей фразы / Т.М. Николаева // Звуковой строй языка М., 1979.-С.212-225.

86. Носенко Э.Л. Влияние состояния эмоциональной напряженности на восприятие речи / Э.Л. Носенко // Смысловое восприятие речевого сообщения,-М.: Наука, 1976.-С.243-247.

87. Носенко Э.Л. Особенности речи в состоянии эмоциональной напряженности / Э.Л. Носенко- Днепропетровск: Изд-во Днепр, ун-та, 1975.

88. Носенко Э.Л. Эмоциональное состояние и речь / Э.Л. Носенко Киев: Вищашк., 1981.

89. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов,-Екатеринбург: Урал-Советы, 1994.

90. Основы теории речевой деятельности.- М.: Наука, 1974.

91. Павиленис Р.И. Понимание языковых и неязыковых текстов / Р.И. Павиленис // Язык и логические категории,- М.: Наука, 1986.

92. Павиленис Р.И. Понимание речи и философии языка / Р.И. Павиленис // Новое в зарубежной лингвистике. Вып.XVII М., 1986.

93. Павиленис Р.И. Проблема смысла: Современный логико-философский анализ языка / Р.И. Павиленис М.: Мысль, 1983.

94. Панов М.В. Русская фонетика / М.В. Панов.- М.: Просвещение, 1967.

95. Панов М.В. Современный русский стих. Фонетика / М.В. Панов М.: Высш. шк., 1979.

96. Пастернак Б.Л. Избранное. В 2-х тт. Стихотворения и поэмы / Б.Л. Пастернак-М.: Правда, 1985.

97. Переверзева И.А. К проблеме мозговой организации эмоциональных процессов в аспекте функциональной асимметрии полушарий головногомозга человека / И.А. Переверзева // Вопросы психологии.-1980.-№2-С.65-73.

98. Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании / В.Ф. Петренко,- М.: Изд-во МГУ, 1983

99. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания / В.Ф. Петренко М.: Изд-во МГУ, 1988.

100. Пищальникова В.А. Доминантная эстетизированная эмоция как сугестивный компонент художественного текста / В.А. Пищальникова // Известия АТУ.-1996.-№2 -С. 12-16.

101. Пищальникова В.А. Концептуальный анализ поэтического текста / В.А. Пищальникова Барнаул, 1991.

102. Пищальникова В.А. Общее языкознание / В.А. Пищальникова,-Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2001.

103. Пищальникова В.А. Проблема смысла художественного текста: Психолингвистический аспект / В.А. Пищальникова Новосибирск, 1992.

104. Пищальникова В.А. Проблемы идиостиля / В.А. Пищальникова.-Барнаул, 1992.

105. Пищальникова В.А. Проблемы лингвоэстетического анализа художественного текста / В.А. Пищальникова,- Барнаул: Изд-во Алт. унта, 1984.

106. Пищальникова В.А. Психопоэтика / В.А. Пищальникова.- Барнаул, 1999.

107. Пищальникова В.А. Речевая деятельность как синергетическая система /В.А. Пищальникова//Известия АТУ 1997.-№2.

108. Пищальникова В.А. Введение в психопоэтику / В.А. Пищальникова, Ю.А. Сорокин,-Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1993.

109. Пищальникова В.А. Ритмомелодия как текстовая универсалия / В.А. Пищальникова, Н.Ю. Чернышева // Текст: Структура и функционирование Барнаул, 1997.-С. 87-91.

110. Проблемы музыкального мышления М.: Музыка, 1978.

111. Проблемы музыкального ритма: Сб. ст.-М.: Музыка, 1978.

112. Психолингвистика: сб. ст.-М.: Прогресс, 1984.

113. Психолингвистические механизмы порождения и восприятия текста: Сб. науч. тр. Вып.243.-М., 1985.

114. Психология: Словарь М.: Политиздат, 1990.

115. Психология эмоций (тексты) / ред. В.П. Вшпонас,- М.: Изд-во МГУ, 1993.

116. Раскат импровизаций. Музыка в творчестве, судьбе и в доме Бориса Пастернака: Сб. лит., муз. изобраз. материалов- JL, 1991.

117. Резников Е. Неповторимый голос: К 100-летию со дня рождения Б.Л. Пастернака / Е. Резников // Русский язык за рубежом 1990.-№2.

118. Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. Очерк: Хрестоматия,-М.: Наука, 1970.

119. Ритм, пространство, время в художественном произведении,- Алма-Аты, 1984.

120. Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира,- М.: Наука,1988.

121. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.2,- М.: Педагогика,1989.

122. Русалова М.Н. Экспериментальное исследование эмоциональных реакций человека / М.Н. Русалова,- М.: Наука, 1979.

123. Русская грамматика. Т.1. Фонетика, фонология, ударение, интонация, словообразование, морфология-М.: Наука, 1980.

124. Русский ассоциативный словарь. Ассоциативный тезаурус современного русского языка / Ю.Н. Караулов, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов и др.- М.: ИРЯ РАН, 1996.

125. Ручьевская Е.А. Слово и музыка / Е.А. Ручьевская.- М.: Музыка, 1960.

126. Сахарный JI.B. Введение в психолингвистику: Курс лекций Л.: Изд-воЛГУ, 1989.

127. Словарь русского языка. В 4-х тт.- М.: Рус. яз., 1984.

128. Симонов П.В. Мозг и творчество / П.В. Симонов // Вопросы философии-1992.-№11.

129. Симонов П.В. Мотивированный мозг. Естественнонаучные основы общей психологии / П.В. Симонов М.: Наука, 1987.

130. Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций / П.В. Симонов,-М.: Наука, 1975.

131. Симонов П.В. Что такое эмоция? / П.В. Симонов М.: Наука, 1966.

132. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций / П.В. Симонов.-М.: Наука, 1981.

133. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки / М.А. Смирнов.- М.: Музыка, 1990.

134. Сорокин Ю.А. Психолингвистические аспекты изучения текста / Ю.А. Сорокин-М.: Наука, 1985.

135. Тарасов Е.Ф. Введение в психолингвистику / Е.А. Тарасов.- М.: Изд-во МГУ, 1981.

136. Тарасов Е.Ф. Проблемы теории речевого общения. Научн. доклад. на соиск. учен. степ, д.ф.н. / Е.Ф. Тарасов М., 1992.

137. Тарасов Е.Ф. Роль эмоционально-эстетической организации речевого сообщения в массовой коммуникации /Е.Ф. Тарасов // Эмоциональное воздействие массовой коммуникации: педагогические проблемы- М., 1978.•

138. Тарасов Е.Ф. Тенденции развития психолингвистики / Е.Ф. Тарасов.-М.: Наука, 1987.

139. Текст как отображение картины мира М., 1989.

140. Текст как явление культуры Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1989.

141. Теория речевой деятельности (Проблемы психолингвистики).- М.: Наука, 1968.

142. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов- М., 1961.

143. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов-М., 1947.

144. Томашевский Б.В. О стихе: Статьи / Б.В. Томашевский,- Л.: Прибой, 1979.

145. Томашевский Б.В. Стилистика и стихотворения /Б.В. Томашевский // Метр и ритм,- Л.: Наука, 1959.

146. Торсуева И.Г. Эмоциональность в речи / И.Г. Торсуева // Смысловое восприятие речевого сообщения М.: Наука, 1976-С.228-233.

147. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования / Д.Н. Узнадзе.- М.: Наука, 1996.

148. Ухтомский А.А. Доминанты / А.А. Ухтомский М.: Наука, 1966.

149. Ухтомский А.А. Избранные труды / А.А. Ухтомский Л.: Наука, 1978.

150. Учение Ухтомского о доминанте и современная нейробиология,- Л.: Наука, 1990.

151. Фрумкина P.M. Смысл и сходство / P.M. Фрумкина // Вопросы языкознания.-198 5 .-№2-С. 22-31.

152. Харлап М.П. Ритм и метр в устной традиции / М.П. Харлап.- М.: Музыка, 1986.

153. Холопова В.Н. Вопросы ритма в творчестве композиторов первой половины XX века / В.Н. Холопова М.: Музыка, 1971.

154. Холопова В.Н. Музыкальный ритм: Очерк / В.Н. Холопова- М.: Музыка, 1980.

155. Хомская Е.Д. Мозг и эмоция / Е.Д. Хомская, H.JL Батова М.: Наука, 1992.

156. Храпченко М.Б. Текст и его свойства / М.Б. Храпченко // Вопросы языкознания.-1985.-№2.-С.З-9.

157. Черемисина Н.В. Вопросы эстетики русской художественной речи / Н.В. Черемисина-М.: Музыка, 1981.

158. Черемисина Н.В. Ритм и интонация русской художественной речи / Н.В. Черемисина М.: Музыка, 1981.

159. Черемисина Н.В. Русская интонация. Поэзия. Проза. Разговорная речь / Н.В. Черемисина-М.: Музыка, 1989.

160. Черемисина Н.В. Строение синтагмы в русской художественной речи. Ритмико-интонационная структура предложения в русской художественной речи / Н.В. Черемисина // Синтаксис и интонация Уфа, 1969-С.3-248.

161. Чернышева Н.Ю. Ритмомелодия и понимание текста (психолингвистический аспект) / Н.Ю. Чернышева // Человек. Коммуникация. Текст,-Барнаул, 1998.-С.170-171.

162. Чернышева Н.Ю. Психолингвистическое обоснование проблемы восприятия и понимания текста его ритмомелодическими характеристиками / Н.Ю. Чернышева // Семантика и прагматика текста-Барнаул, 1998.-С.25-30.

163. Шабес В.Я. О проекции содержательных единиц на план выражения / В .Я. Шабес //Вопросы языкознания.-1984.-№5.-С.49-59.

164. Шаховский В.Н. Значение и эмотивная валентность единиц языка и речи / В.И. Шаховский // Вопросы языкознания.-1984.-№6.-С.97-103.

165. Шаховский В.И. Эмотивность и лексикография / В.И. Шаховский // НДВШ Филологические науки.-1986.-№6-С.42-47.

166. Шаховский В.И. Языковая личность в эмоциональной коммуникативной ситуации / В.И. Шаховский // Филологические науки.-1998.-№2.

167. Шварко Л.И. особенности формирования инокультурных концептов у младших школьников в процессе изучения иностранного языка: Автореф. дис. канд. филол. наук-Барнаул, 1995.

168. Шевелев И.Е. О формообразующем в природе и искусстве / И.Е. Шевелев // Золотое сечение М.: Наука, 1990.

169. Шмелев И.П. Третья сигнальная система / И.П. Шмелев // Золотое сечение-М.: Наука, 1990.

170. Щерба Л.В. Избранные работы по языкознанию и фонетике / Л.В. Щерба.- Л.: Наука, 1958.

171. Щерба Л.В. Русские гласные в качественном и количественном отношении/ Л.В. Щерба-М.: Наука, 1983.

172. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность / Л.В. Щерба-Л.: Наука, 1974.

173. Эмоции и воображение. Клинико-психологические исследования- М.: Наука, 1975.

174. Яворский Б.Я. Сборник в 2-х томах /Б.Я. Яворский М.: Музыка, 1987.

175. Якобсон P.O. Избранные работы / P.O. Якобсон М.: Прогресс, 1987.

176. Якобсон P.O. К вопросу о зрительных и слуховых знаках / P.O. Якобсон II Семиотика и искусствометрия,- М., 1972.-С.82-87.

177. Якобсон P.O. Лингвистика и поэтика / P.O. Якобсон // Структурализм: «за» и «против»,- М., 1975.-С.223-226.

178. Якобсон P.O. Работы по поэтике / P.O. Якобсон М.: Прогресс, 1985.

179. Ярошевский М.Г. А.А. Ухтомский и проблема мотивации поведения / М.Г. Ярошевский II Учение Ухтомского о доминанте и современная нейробиология-Л.: Наука, 1990.-С.28-45.