автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Ритм прозы И. С. Тургенева
Полный текст автореферата диссертации по теме "Ритм прозы И. С. Тургенева"
л п На правах рукописи
а У О
I - КВТ
АРУСТАМОВА АННА АЛЬБЕРТОВНА
РИТМ ПРОЗЫ И.С.ТУРГЕНЕВА
Специальность 10.01.01 - Русская литература
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Екатеринбург 1998
Работа выполнена на кафедре русской литературы филологического факультета Пермского государственного университета им. A.M. Горького
Научный руководитель:
доктор филологических наук,
Научный руководитель:
Ведущая организация:
Официальные оппоненты:
профессор'Р.В. КоминЦ доктор филологических наук, профессор P.C. Спивак доктор филологических наук, профессор Ю.М. Проскурина кандидат филологических наук, доцент Е.А. Шпаковская Тюменский государственный университет
Защита состоится «28» октября 1998 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 063. 78. 03 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук при Уральском государственном университете им. A.M. Горького (620083, г. Екатеринбург, К-83, пр. Ленина, 51, комн. 248).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Уральского государственного университета им. A.M. Горького.
Автореферат разослан «
Ученый секретарь диссертационного совета, доктор филологических нау профессор
В.В.Эйдинова
В современном отечественном литературоведении - в области теории литературы, истории литературы, методологии литературоведческого анализа - происходят значительные изменения. Все чаще появляются работы, выполненные на стыке наук (литературоведения и лингвистики, литературоведения и искусствознания и т.д.).Обновляются методологические подходы к изучению литературного процесса. Изменения касаются и терминологического аппарата литературоведения. В поле зрения ученых оказываются категории, которым ранее не уделялось существенного внимания: одной из таких категорий является ритм художественной прозы. Возвращаются в научный обиход запретные ранее имена писателей, философов, литературоведов. Совокупность этих факторов обусловливает необходимость пересмотреть и вписать в более широкий литературный контекст классическое наследие, в частности, творчество И.С. Тургенева.
Одна из ведущих тенденций современного тургеневедения (Г.Курляндская, Е.Тюхова) - подведение итогов исследовать творчества писателя, в результате чего возникает ощущение некоторого застоя. Тургеневедение нуждается в новых подходах к изучению поэтики, стиля, художественного мира писателя.
Актуальность темы диссертационного исследования в теоретическом аспекте обусловлена разрывом между возросшим интересом ученых к категории ритма художественной прозы, пониманием больших возможностей, которые открывает ее изучение, и неразработанностью методики анализа прозаического ритма. Значение этой категории в современном литературоведении повышается в связи с активным использованием культурологического подхода к изучению произведений художественной литературы, заостряющего внимание па категориях, свойственных разным видам искусств.
Ритм и является одной из таких "универсальных" категорий. В этой связи особую актуальность приобретает исследование своеобразия места и функций ритма в стиле Тургенева. Изучение ритма прозы Тургенева имеет методологическую актуальность, поскольку позволяет подойти по-новому к изучению поэтики, стиля писателя, взглянуть под новым углом зрения на характер их эволюции.
Неразработанность проблемы изучения ритма прозы Тургенева определяет основные цели работы: откорректировать методику изучения ритма художественной прозы; выявить типологические особенности и эволюцию ритмической организации сюжета, композиции, повествования, образной системы, пространственно-временной организации произведений писателя; определить функции ритма в художественной
системе писателя; показать проявление в ритме закономерностей индивидуального стиля писателя.
Научпая новизна диссертации определена неудовлетворительным состоянием изучения ритма художественной прозы вообще и, в частности, ритма прозы Тургенева. Ритмическая организация произведений писателя исследована только на речевом уровне. Работами , в которых целостно анализировался бы ритм прозы писателя, современное литературоведение не располагает.
В диссертации впервые комплексно рассматривается ритм прозы Тургенева как показатель стилевой индивидуальности писателя и его эволюции.
В работе систематизируются достижения литературоведения в области исследования ритма прозы; предлагается новая методика анализа ритма прозаического художественного произведения, включающая в себя комплексное рассмотрение ритма прозы на повествовательном, сюжетном, композиционном уровнях произведения, ритма образной системы, пространства и времени.
В ходе решения центральной проблемы в диссертации в первые исследуется ритмическая организация произведений Слепцова, Гончарова, Саши Черного, Бунина -авторов, чье творчество принадлежит разным стилевым течениям критического реализма, разным эпохам.
Предлагаемая в работе методика анализа ритма дает возможность под новым углом зрения взглянуть на ряд стилевых тенденций прозы XIX и XX вв.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при чтении общих курсов истории литературы XIX века; истории литературы начала XX века; при проведении семинаров по анализу художественного текста; в работе спецсеминаров по проблемам типологии литературного процесса, по проблемам стилевого развития русской литературы.
Апробация диссертации проводилась на заседаниях кафедры русской литературы Пермского государственного университета, на научных конференциях ПГУ (Пермь, 19941997), «Филология на рубеже ХХ-ХХ1 веков. Международная научная конференция, посвященная 80-летию Пермского университета (19-22 ноября 1996 г.).Пермь, 1996». Материалы диссертации нашли отражение в 10 публикациях.
Методологические основы работы. Для решения поставленных задач в диссертации используется методы сравнительно-типологического и сравнитсльно-структурного анализа. Теоретической основой исследования послужили труды М.Бахтина, В.Жирмунского, Ю.Лотмана, М.Гиршмана, А.Чичерина, Н.Гея, Р.Спивак, В.Эйдиновой.
Структура работы. Работа состоит из Введения, четырех глав, Заключения, Списка использованной литературы, включающего 253 наименования. Объем работы -189 страниц.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении определяется предмет исследования, актуальность и новизна предлагаемой работы, формулируются цели диссертационного исследования, методологические и теоретические основания работы, определяется структура работы.
В первой главе "Ритм как объект литературоведческого анализа" рассматриваются представления о ритме, сложившиеся в философии, искусствознании и литературоведении. Показаны основные этапы исследования ритма прозы, очерчен круг проблем, связанных с изучением прозаического ритма. В главе сформулирована собственная точка зрения на проблему изучения ритма прозы, уточнены некоторые сложившиеся в литературоведении понятия. Особое внимание уделено методике комплексного анализа ритма художественного произведения.
Проблемы природы ритма, его функций, метра и ритма, соотношения ритма с художественным временем и пространством, содержанием произведения являются наиболее дискуссионными в литературоведении. Существуют два основных подхода к изучению ритмической организации прозаического произведения, предполагающие рассмотрение ритма как повтора или как чередования элементов. В этой связи особенно спорными и противоречивыми являются методологические принципы исследования ритма.
В диссертации выделяются три этапа в истории изучения ритма: 1) рубеж XIX-XX вв. 2) 1920-е годы. 3) 1960-е - 1990-е годы. Для современного литературоведения характерно усложнение представлений о ритме художественной прозы; актуализация проблемы определения места категории ритма в системе литературоведческих категорий (таких как жанр, стиль). Дискуссионными являются принципы выделения ритмических единиц.
Большинством исследователей ритм воспринимается как категория поэтики, явление формы: как повтор каких-либо элементов произведения, выступающих в роли ритмических единиц. В-месте с тем ритм связан с содержанием, является одним из средств его выражения и, в свою очередь, влияет на него. Ритм оказывается "значимым элементом" художественного целого, обеспечивающим единство произведения.
В работе ритм понимается как упорядоченное взаимодействие элементов художественной системы. Такое представление о ритме полемично по отношению к теориям, рассматривающим его как повтор одного элемента произведения. В главе определяются основные понятия, позволяющие описать ритм художественного произведения: ритмическая система, ритмическая доминанта, аритмия, микроритм, ритмический диапазон, степень ритмизации, ритмическая структура. Определяются основные характеристики ритма. Ритм может быть простым или сложным, гармоничным или диссонансным, равномерным (регулярным) или неравномерным, размеренным (плавным) или учащенным, сквозным или охватывающим только часть произведения).
Ритм - важнейшее средство организации целостности произведения, структурирования элементов разных уровней в систему. Выявить ритмическую закономерность можно, следуя за развитием произведения от качала к финалу, в процессе которого перед читателем последовательно проходят все повторы, чередования, полностью выявляются связи между элементами. В этом смысле ритм - динамическая система.
Ритм выявляется на всех уровнях художественного произведения: речевом, сюжетном, композиционном, повествования, образной системы, пространства и времени, тематическом. На каждом уровне существуют свои ритмические единицы.
Так, тематический ритм образуют тематические переклички, чередование тематических мотивов. Ритм повествования складывается из взаимодействия родовых начал, разных форм речи автора и персонажей, субъективной и объективной форм повествования, смены темпов повествования. Ритм сюжетного уровня организуется чередованием сюжетных мотивов, ситуаций, структурированием и переплетением сюжетных линий, взаимодействием напряженности и ослабленности действия, чередованием фабульных и внефабульных элементов сюжета.
Единицами ритма композиционного уровня являются любые элементы композиции (главы, части и другие выделенные отрезки текста; эпизоды, связки; детали, характеристика, портрет, пейзаж и т.д.). Ритмические взаимодействия выявляются между элементами образной системы произведения. Пространство и время - важнейшие категории художественного произведения, ритм которых создается взаимодействием пространственных координат произведения, чередованием временных отрезков действия. Анализ ритма пространственно-временной организации произведения позволяет ставить вопросы о чередовании хронотопов произведения, о ритмической организации хронотопа.
Существенное значение в оргшгазации ритма произведения имеет взаимодействие статичных и динамичных элементов произведения, выявляемое на разных уровнях произведения (например, убыстрение и замедление времени действия, отрезков сюжета и т.д.). Являясь компонентом стиля, ритм - показатель индивидуального стиля писателя. В конечном счете, в ритме опосредованно выражаются особенности авторской позиции, авторское мировосприятие.
Предлагаемая в работе методика целостного анализа ритма прозаического произведения предполагает выявление на каждом уровне художественной системы произведения упорядочение взаимодействующих элементов, которые могут считаться ритмическими единицами, рассмотрение особенностей соотношения между собой ритмических рисунков каждого уровня.
Во второй главе "Ритмико-стилевое своеобразие ритма малой прозы Тургенева" исследуется ритм цикла "Записки охотника". Это произведение занимает особое место в творчестве писателя. В цикл входят кгк ранние произведения малой прозы Тургенева, так и творения зрелого мастера, что позволяет рассматривать ритм в динамике.
Для первых рассказов цикла характерна очерковость, ослабленность сюжетных линий. В них выделяется ритм композиции, организованный сквозным регулярным чередованием эпизодов и не имеющих собственной смысловой ценности связок между ними (в роли связок выступают охотничий, дорожный мотивы, информативный диалог, ремарка автора). Возникает эффект "нанизывания" эпизодов. Такой тип чередования композиционных единиц характерен для целого ряда рассказов цикла ("Хорь и Калипыч", "Мой сосед Радилов", "Однодворец Овсяников", "Смерть").
В цикле выявляется тенденция к усложнению ритма: повторяющиеся структуры становятся многосоставными, увеличивается разнообразие ритмических единиц (появляются прямые и косвенные авторские и от лица персонажей психологические характеристики, психологические детали). Так, в рассказе "Певцы" повторяющаяся структура создается описанием в одинаково повторяющемся порядке внешности посетителей кабачка, их реакции на пение героев, характеристиками персонажей. Каждое повторение такой структуры - фиксация очередного этапа сюжетного движения, направленного на раскрытие глубинного единства людей, проявлений поэтической силы души русского человека.
В "Записках охотника" выявлены два типа ритмической организации произведений. Изображение социальных противоречий строится, как правило, на чередовании контрастных мотивов, образов, эпизодов ("Хорь и Калиныч", "Однодворец Овсяников",
"Петр Петрович Каратаев"), воплощая идею автора о дисгармоничности социального устройства. Центром целого ряда произведений цикла ("Касьян с Красивой Мечи", "Певцы", "Смерть") оказываются проблемы индивидуального и всеобщего, временного и вечного, раскрывается подлинность гармоничного единства человека и природы, человек показан вне сословных перегородок, социальное подчинено бытийному. В этих рассказах чередование развертывается по принципу "соположения" элементов и степень упорядоченности чередований повышается.
В особенностях ритмической организации данных произведений находит проявление принципиальная для автора мысль о глубинном единстве и равенстве всех живых существ перед лицом экзистенциальной ситуации (смерти), идея о гармонической основе жизни. Сюжет этих произведений опирается на оппозицию жизнь-смерть, что позволяет уже в ранней прозе Тургенева зафиксировать онтологическую проблематику.
В ритмической системе "Записок охотника" большое значение приобретает ритм сюжетного уровня произведений. Так, в рассказах "Ермолай и мельничиха", "Мой сосед Радилов" существенную роль играет чередование фабульных и внефабульных элементов. Формируется своеобразный тин ритма сюжета, для которого характерно замедленное развитие сюжета, его ослабленность в начале произведения, сменяющаяся затем чередой резких всплесков действия и финальной успокоенностью и плавностью. В цикле выявляется тенденция к усложнению сюжета: углубляется психологическая основа сюжета, нарастает сюжетная динамика, повышается степени разработанности характера героев, меняется содержание некоторых мотивов. Сюжет приобретает "веховый" характер, что задает определенный ритм: каждый фабульный элемент устойчиво чередуется с внефабульным - ретроспекцией, предысторией, развернутой характеристикой героя - и подчеркивает этапы развития сюжета. В таком типе ритмической организации сюжетного уровня произведения проявляется одна из важнейших особенностей стиля Тургенева - лаконичность.
В особенностях ритма сюжета и в характере ритмической организации временного континуума воплощаются представления автора о равновесии трагического индивидуального начала и эпического бытийного.
В ритме проявляются качественные отличия времени исторического и индивидуального. Если историческое время - и ритм отражает это - движется подчеркнуто равномерно, размеренно, носит маятниковый характер, то время судьбы личности остродраматично, а ритм оказывается менее равномерным, появляется аритмия; подчеркивается нарушение гармонии. Так, в рассказах "Малиновая вода", "Однодворец
Овсяников", рисующих историческое движение русской действительности, выявляется равномерное, регулярное движение от прошлого к настоящему и обратно, размеренное взаимодействия временных отрезков. В рассказах же, центром которых становится драматическая судьба личности ("Петр Петрович Каратаев", дилогия о Чертопханове), фиксируемые временные отрезки теряют пропорциональность, ход времени то резко убыстряется, то неожиданно замедляется. Единицы времени то укрупняются, то уменьшаются; из временного потока крупным планом выхватываются небольшие отрезки, предельно насыщенные динамизмом, что позволяет автору раскрыть всю напряженность и драматизм душевного состояния героя. Вместе с тем время индивидуального существования вписано в историческое и бытийное, что восстанавливает нарушенную гармонию.
Уже в рассказах цикла "Записки охотника" выявляются два центральных для всего творчества писателя хронотопа - гнезда и любви. Эти хронотопы устойчиво чередуются на протяжении всего произведения, реализуются в любовной коллизии. В характере их ритмического взаимодействия проявляется авторская позицию. В "Моем соседе Радилове" конфликт разрешается победой чувства героев, покидающих родовое гнездо; преобладает хронотоп любви. Тем самым Тургенев раскрывает перспективы исторической судьбы дворянства. В произведениях раннего этапа творчества проблема чувства и долга еще не носит трагической окраски.
В "Записках охотника" ритм организуется как динамическая система: в рамках цикла увеличивается ритмический диапазон, усложняется ритмическая организация временного континуума. Ритм оказывается важнейшим средством организаций единства и упорядочения смысловых центров произведения, повышает его смысловую емкость. От произведения к произведению усложняется характер взаимодействия друг с другом ритмов всех его уровней.
Сквозной и регулярный характер чередований элементов разных уровней органично включает в себя, с одной стороны, явление аритмии, с другой - повышенную степень ритмизации отдельных отрезков текста, микроритмы.
В сложном соотношении ритмов разных уровней произведения находят свое выражение такие стилевые особенности прозы писателя, как гармоничность, сопряжение единства и многообразия. Тургенев стремится выявить общую основу в разнородных явлениях действительности, выявить соотношение частного и общего.
Анализ "Записок охотника" показал, что ритм в прозе Тургенева организует и направляет читательское восприятие посредством повышения степени ритмичности
отдельных отрезков текста (например, в "миниатюрах", открывающих рассказы "Хорь и Калиныч", "Ермолай и мельничиха", "Мой сосед Радилов" и др.) или какого-либо уровня в целом ("Хорь и Калиныч"- уровень композиции, "Живые мощи" - уровень сюжета). Этой же цели служит и создание микроритма / ' использование аритмии (так, в эпизоде пения в унисон Хоря и Калиныча нарушается привычное для читателя чередование характеристик Хоря и Калиныча, подчеркивающих разность их типов, что позволяет сделать резкий акцент на общечеловеческом начале, глубинных основах и гармоничности национального характера^.
Организация читательского восприятия - одна из функций ритма. Другими функциями ритма в прозе Тургенева являются повышение стилевой и смысловой емкости произведений; обеспечение целостности произведения; циклообразование; усиление эпичности отдельных произведений и цикла в целом.
Сопоставление ритмических систем прозы Тургенева и Слепцова позволяет считать особенности ритма прозы одним из критериев типологии стилевых течений реализма. В ритме опосредованно проявляются своеобразие проблематики, принципы типизации, обусловленные принадлежностью писателей к психологическому и социологическому направлениям реализма.
В повести Слепцова доминирующим сквозным становится ритм композиции, ему полностью соответствует ритм повествования. Ритм носит регулярный, равномерный характер, ритмических нарушений практически не происходит. В регулярном чередовании крупного и общего планов изображения проявляется "экстенсивность" стиля Слепцова, стремление представить как можно более широко спектр современной жизни, раскрыть особенности массовой психологии, четко структурировать разнообразный жизненный материал. Ведущей функцией ритма в произведении Слепцова становится организация художественного целого. В "Трудном времени" менее многочислен состав ритмических единиц. Ритмическая "волна" мельче тургеневской. В повести выделяется ритм пространства. Характер сюжетного ритма и ритма образной системы также связан с преобладанием социального угла зрения: сближение героев - прежде всего мировоззренческое - проявляется в совпадении ритмического рисунка их сюжетных линий.
В таком характере ритмической организации произведения обнаруживается установка автора - представителя демократической литературы 60-х гг. ХГХв. - на конкретно-историческое, социальное начало, подчиняющее нравственно-психологическую
коллизию, стремление зафиксировать социальные реалии современной ему деревенской России.
Ритмическая система рассказа Саши Черного "Первое знакомство" характеризуется как индивидуальным своеобразием, так и чертами сходства с ритмом Тургенева, подчеркивающими полемическую направленность произведения писателя XX в. Как и в прозе Тургенева, в произведении Саши Черного можно выявить существенную роль ритма в формировании читательского восприятия. В рассказе "Первое знакомство" значительное место занимают ритмические реминисценции, "отсылающие" читательское сознание к циклу "Записки охотника" и выполняющие функцию полемики с художественной концепцией писателя XIX в. В произведении автора XX в. явно нарастают критические ноты в осмыслении патриархального деревенского уклада жизни, делается акцент на противоречивости национального характера.
Ритмической доминантой рассказа становится ритм сюжетного уровня. Повторяется одна и та же сюжетная структура: возникновение проблемной для героя ситуации (непонимание мира русской деревни) и "бегство" от нее в силу невозможности найти решение. На протяжении всего произведепия чередуются мотив противопоставленности героя жителям деревни и единения его с миром природы, акцентируя иное, чем в прозе Тургенева, решение проблемы национального характера, свойственное художественному мышлению XX в.
Все более заметным становится ритм родовых начал, учащающийся к концу произведения, являющийся показателем нарастающей психологической напряженности героя.
Сопоставительный анализ ритма прозы Тургенева и Саши Черного выявляет одну из ведущих стилевых тенденций прозы начала XX в.: драматизация проблемы будущего русской деревни, усиление лирического начала, импрессионистический способ видения мира, превалирование субъективного начала над объективной изобразительностью.
Третья глава работы "Герой и мир в романе Тургенева "Дворянское гнездо" посвящена изучению ритма одного из лучших творений писателя. Ритмическая система писателя, в основных своих чертах сложившаяся в ранней прозе, сохраняется и усложняется в романе.
Увеличивается число ритмических единиц и характеристик ритма, усложняются как ритмы отдельных уровней произведения,так и характер их соответствия друг другу.
Как и в ранней прозе, в организации ритма сюжетного уровня романа существенное значение имеет чередование фабульных и внефабульных элементов. В этом чередовании
находит проявление лаконичность стиля Тургенева. Оно выполняет в романе несколько функций: организует читательское восприятие, соответствуя чередованию сюжетного напряжения и ослабления (фабульные элементы сюжетно напряжены, представляют собой сюжетные узлы, внефабульные элементы, напротив, являются сюжетно ослабленными, замедляют действие, переключают внимание читателя), динамики и статики. Ритмическое чередование фабульных и внефабулышх элементов более глубоко раскрывает черты героя, обозначая сущность социально-психологических типов; является одним из основных средств расширения эпического начала романа. Выявленному чередованию свойственно увеличение ритмического диапазона: объем ритмических единиц, в частности внефабульных элементов, становится больше в ходе развития действия (от вкраплений, например, реминисценций и предысторий - к развернутой истории рода Лаврецких), что позволяет писателю глубже раскрыть своеобразие эпохи 30-40-х годов XIX века, соотнести частную судьбу героя с историей дворянства.
В "Дворянском гнезде", как и в малой прозе, развертывание сюжета носит веховый характер: каждая встреча героев является новым этапом в развитии действия. В произведении сохраняется тип сюжетного ритма, выявленный в "Записках охотника". Однако в романе такой тип сюжетного ритма более глубоко выявляет характер соотношения индивидуального трагического начала, связанного с конечностью индивидуального бытия и реализующегося в стремительно развивающейся любовной коллизии между Лаврецким и Лизой, и - всеобщего начла бытия, ход которого гармоничен и неостановим. Это соотношение является сквозным в творчестве писателя: обозначенное в "Записках охотника", оно находит свою "эпическую" разработку в романе, а наиболее концентрированное и сформулированное выражение получит в лирико-философском цикле "Стихотворения в прозе".
Для организации ритма "Дворянского гнезда" большое значение имеет сквозное чередование двух центральных в творчестве И. Тургенева хронотопов гнезда и любви, впервые появившихся в рассказах цикла "Записки охотника". Эти хронотопы организуют внутренний мир романа, влияют на динамику развертывания образа Лаврецкого. В хронотопе гнезда воплощается ритм неспешно текущей усадебной жизни, создающийся повторяющимися мотивам старости, бездействия, тишины. На уровне повествования преобладает размеренность художественной речи; появляются лирические интенции, целый ряд описаний, повествование приближено к лирической прозе; образы изобразительны. За этим хронотопом закреплено пространство усадьбы Лаврецкого -
Васильевское. /
}
12'
Хронотоп шобви, напротив, динамичен, связан с активностью героев, устремленностью в будущее. Повторяются мотивы молодости, активности, действия; доминируют звуковые, "музыкальные" образы; преобладают психологические детали. На уровне повествования доминирует драматизация, диалогичность. Хронотоп любви связан с пространством дома Калитиных. По сравнению с малой прозой писателя, в романе налицо усложнение хронотопов.
В "Дворянском гнезде" характер чередования хронотопов составляет одну из важнейших составляющих сюжетного ритма: редкие в начале романа перебивы хронотопа гнезда хронотопом любви, учащение чередования хронотопов по мере развертывания действия - "прорастание" хронотопа любви в хронотоп гнезда, вновь доминирование - в финале - хронотопа гнезда, "угасание" чередования хронотопов. В таком типе взаимодействия хронотопов проявляется изменившаяся позиция автора, теперь более трагично решающего проблемы счастья и долга и не оставляющего исторических перспектиз уходящему с исторической сцены дворянству.
Об эволюции ритмической системы писателя свидетельствует и появление аритмии не только на одном, но и на нескольких уровнях произведения. На нескольких уровнях произведения выявляется и повышенная степень ритмизации, становящаяся одним из средств формирования подтекста (так, в главе XVIII устойчивое чередование повествовательных ритмических единиц, мотивов, единиц образной системы передают назревание перелома в судьбе Лаврецкого). В сюжетно переломных, содержательно акцептированных главах (XXV, XXVI, XXXIV, Х1Л) появляются микроритмы. Ритмизируются композиционные приемы (например, введение героев в действие романа).
Эволюция ритма прозы Тургенева отчетливо выявляется на уровне ритмической организации композиции. Круг ритмических единиц становится шире, ритм -многоэлементнее. Ритмической единицей становятся внутренние монологи героев, увеличивается число психологических характеристик, психологических деталей, уменьшается число бытовых деталей. По сравнению с малой прозой, изменяется функция некоторых ритмических единиц. Увеличивается количество элементов в повторяющихся структурах.. Большое значение приобретает ритмическое чередование характеристик, точек зрения, в результате чего персонажи "самораскрываются".
Ритм становится одним из средств психологического анализа. Актуализируется чередование разных дистанций между автором и героем: именно оно образует микроритм главы ХЫ, когда Лаврецкий осознает трагическую несовместимость индивидуального
и общего, любви и долга, принимает переломное для его судьбы решете отречься от любви и личного счастья.
В ритме "Дворянского гнезда" находят выражение некоторые особенности эволюции стилевой системы Тургенева: выявляется более сложное, чем в ранней прозе, единства и разнообразия повторяемых элементов. Повышается роль ритма как средства создания художественного целого. В романе появляется принцип "зеркального отражения", связывающий как эпизоды внутри главы, так и удаленные друг от друга главы романа (например, в главах XXXI и ХЫУ, XXXIV и XXXVII), что позволяет, с одной стороны, придать композиционную стройность и цельность роману, с другой - ярче выделить этапы сюжета, выявить динамику образов, реализуя стремление писателя изобразить не столько сам процесс развертывания жизненного потока, сколько результат.
Сопоставление ритмической организации "Дворянского гнезда" с романом Гончарова "Обломов" позволяет более ярко выявить особенности видения мира каждым писателем, уяснить художественное своеобразие решения Тургеневым и Гончаровым проблемы, центральной для жанра романа - отношения героя и мира.
В центре романа "Обломов" - история судьбы героя, состоящая из трех этапов. В основе сюжета - попытка Обломова войти в общий поток жизни Ритмическая организация произведения выделяет фазы развертывания судьбы героя. Каждая фаза связана с моделью бытия, характеризующейся своим ритмом ("ритмом жизни").
Особенности ритмической организации всех уровней 1 и 4 частей позволяют глубже раскрыть пустоту и бессодержательность обломовского существования, кругового движения бытия героя. В 4 части, по сравнению с 1 частью, акцентируется движение к духовной и физической смерти Обломова. Тождественный повтор ритмических единиц, выявляемый на всех уровнях произведения, подчеркивает пустоту бытия Обломова. Во 2 и 3 частях показана безуспешная попытка героя вырваться из круга обломовщины. Выражением этой попытки является регулярное ритмическое чередование чередование хронотопов любви и обломовщины (последнему в "Дворянском гнезде" соответствует хронотоп гнезда). Однако, в отличие от романа Тургенева, ритмический диапазон (амплитуда) хронотопа обломовщины увеличивается, "размывая" хронотоп любви.
Ритм прозы Гончарова отличается от ритма прозы Тургенева составом ритмических единиц. В роли ритмических единиц большее значение приобретают бытовые детали, аналитические характеристики, выявляется большее число чередующихся хронотопов -обломовщины, любви, "большой жизни", меньшее количество сюжетных линий (их взаимодействие ослаблено).
В сравнении с ритмом "Дворянского гнезда" ритм романа Гончарова более плавен, спокоен и замедлен. Длина ритмической "волны" значительно больше тургеневской. В таком ритме проявляется эпическая размеренность и одновременно скрупулезность исследования Гончаровым бытия героя, закономерностей жизненного процесса. Гончарову в большей степени, чем Тургеневу, свойственно представление о неуклонности и жесткой обусловленности судьбы героя и мира. Субстанциальный аспект более явно выражен в «Обломове», и в его акцентировании большая роль принадлежит ритму. В центре внимания писателя оказывается проблема жизни-нежизни. Писатель утверждает идею невозможности индивидуального бытия вне реальной жизни ("большой жизни").
В четвертой главе "Ритм и философская проблематика "Стихотворений в прозе" рассматривается последнее произведение Тургенева - лирико-философский цикл "Стихотворения в прозе". Этот цикл - итог многолетних эстетических и философских размышлений писателя над конечными вопросами бытия. В "Стихотворениях в прозе" находит наиболее яркое выражение сквозная в творчестве писателя онтологическая проблематика.
В циклах Тургенева "Записки охотника", "Стихотворения в прозе" могут быть выделены блоки, представляющие собой некоторое смысловое или композиционное единство и отделенные друг от друга произведениями, ярко воплошаюшими основные идеи цикла. В "Стихотворениях в прозе" выделяется пять блоков, отграничивающихся друг от друга пятью парами миниатюр. По отношению друг к другу миниатюры, входящие в пару, контрастны по тематике, поэтике, образности: "Деревня" - "Разговор", "Конец света" - " Маша ", «Воробей " - "Черепа", "Насекомое" - " Щи ", "Природа" -" Повесить его!". В контрастных миниатюрах создаются два образа-символа: жизни (в миниатюрах "Деревня", "Маша", "Воробей", "Щи", "Повесить его!" и смерти ( в миниатюрах "Разговор", "Конец света", "Черепа", "Насекомое", "Природа"). Возникает сюжетообразующая натурфилософская оппозиция , являющаяся показателем структуры философского метажанра.
Оппозиция субстанциальных начал бытия находит свое воплощение в ритме. Анализ показывает, что ритмическое чередование блоков - это устойчивое чередование смысловых доминант: жизни и смерти. В произведениях 1,2,4 блоков раскрывается трагичное мироощущение героя, страх перед всесильной природой. В миниатюрах, входящих в 3 и 5 блоки, утверждаются связи между людьми. Тургенев постоянно подчеркивает социальность человеческого существования, акцептирует идею взаимного добра как
созидательной силы. Именно эта сила является нравственной основой человеческой жизни и позволяет противостоять бездушной стихии, смерти.
Регулярный и сквозной характер чередования создает плавный маятниковый ритм. Ритмическая "волна" достаточно длинна, образующие ее элементы чередуются равномерно. Такой тип ритма передает упорядоченный характер хода бытия. Автор подчеркивает конечную победу жизни, созидательного начала над смертью.
Особенность ритма "Стихотворений в прозе" - в его "многоступенчатости". В отличие от цикла "Записки охотника", последнее произведение является сложной иерархической системой. В отдельной миниатюре создается ритм, как правило, на каком-либо одном уровне. Миниатюры входят в состав блоков, ритм которых организуется на нескольких уровнях и носит мерцательный (то ярче, то глуше; доминирование чередования то одних, то других ритмических единиц) характер. Блоки чередуются друг с другом. Таким образом, в цикле присутствуют и маятниковый, и мерцательный типы ритмов, обеспечивающие сохранение равновесия между единством и разнообразием, организующие в единое целое достаточно разнородный материал. Большая, по сравнению с "Записками охотника", регулярность ритма связана с появлением аллегорических миниатюр, философской насыщенностью произведений, рациональной четкостью образной системы, диалогов, развертываемых как регулярное чередование тезиса и антитезиса.
Выявленные особенности ритма акцентируют рационалистический характер движения мысли писателя, свидетельствует о большом удельном весе логического начала в движении сюжета произведения. Такой ритм может считаться показателем структуры философского метажанра. Таким образом, анализ ритма прозы писателя позволяет прийти к выводу о становлении в процессе эволюции творчества Тургенева структуры философского метажанра
Ведущей функцией ритма в рамках цикла является организации художественного целого. В произведении доминирует ритм композиции. Ритм "Стихотворений в прозе" -динамическая система. В се организации существенное значение приобретает ритм родовых начал: как эпического и лирического, так и драматургического. Тенденция к усилению лирического начала особенно заметна в миниатюрах 3 блока. Вследствие этого уменьшается количество аллегорических произведений, абстрактный план конкретизируется, философское начало насыщается эмоциональным началом, стилевая палитра цикла становится более насыщенной и разнообразной.
Ритм "Стихотворений в прозе" Тургенева сопоставляется с ритмом лирической прозы Бунина. В главе также предпринимается комплексный (на всех уровнях произведения, включая речевой) сопоставительный анализ ритма стихотворения в прозе Тургенева "Морское плавание" и миниатюры Бунина "Туман".
Сопоставление ритмических систем писателей позволяет уловить некоторые стилевые тенденции прозы начала XX в., связанные с особенностями сознания человека XX в., изменением его представлений о мире.
Ритмическая организация малой прозы Бунина отличается от ритмической системы Тургенева большей сложностью. Анализ произведений "Поздней ночью", "Над городом", "В августе", "Костер", "Тишина", "Надежда", "Эпитафия" и других высвечивает многоракурсность, полицептричность произведений Бунина. Ритм каждой миниатюры организуется соотношением ритмов разных ее уровней. В произведениях чередуются смысловые центры, характеризующиеся единством темы, речевыми особенностями. Смена смысловых центров прорисовывает ритм родовых начал - эпического и лирического, -
передающий перемены в душевной жизни героя. Личность оказывается включенной в сложный и многообразный мир, сугубо личные переживания насыщаются объективностью. В произведениях писателя XX в. остро драматично происходит интуитивное "прозрение" героем истины.
ур
В прозе Бунина иной по сравнению с прозой Трутенева состав ритмических единиц. Повышенное значение приобретает чередование цветовых деталей. В ряде миниатюр ("Поздней ночью, "Эпитафия", "Костер") это чередование соотносимо с чередованием ритмических единиц других уровней произведения, например, пространства и времени. В ритмической системе Бунина значительную роль играет также функционирование микроритмов, подчеркивающих содержание ключевых эпизодов. Микроритмы создаются на речевом, повествовательном, образном уровнях.
Соотношение ритмов разных уровней произведения, характер чередования смысловых центров, несоразмерность (по объему) ритмических единиц и их чередования подчинены принципу диссонансности. Сюжетно-композиционная непропорциональность произведений (перемещение в заключительную часть произведения и следование друг за другом "событийной" и лирической кульминаций), наложение друг на друга ритмических "волн", неожиданная контрастность образов в еще большей степени усиливает нарушение гармонического равновесия. Для ритмической системы писателя характерно частое и быстрое чередование нескольких планов повествования, цветовых оттенков,
временных и пространственных координат. Ритм, таким образом, акцентирует сложность, дисгармоничность, постоянную изменчивость мира, становится выражением его пестроты и полихромности.
Ритмическая система "Стихотворений в прозе" Тургенева двучленна. Автор устойчиво акцентирует противостояние двух полюсов: живого (человека и животного) -и враждебной стихии ("Морское плавание"). Ритмическая система Бунина многочленна. В "Тумане" повторяется противопоставление не только человека и природы, но и человека и цивилизации. Цивилизация понимается как суетное, ложное существование. Особенности ритма прозы Бунина акцентируют одиночество человека в мире и хрупкость его индивидуального существования. В целом своеобразие стилевых систем, проявляющееся в особенностях ритмических систем Бунина и Тургенева, обусловлено не только творческой индивидуальностью писателей, но и их принадлежностью разным векам: более устойчивому, гармоничному девятнадцатому веку и хаотичному, трагичному и диссонансному веку двадцатому.
В Заключении подводятся итоги проведенного исследования, делаются выводы историко-литературного и методологического характера.
Особенно продуктивно исследование ритма как упорядоченного взаимодействия элементов всех уровней художественной системы. Ритм организует произведение как художественное целое, направляет читательское восприятие художественного произведения.
В диссертации апробирована методика комплексного - на всех уровнях -исследования ритма художественного произведения. Ритм прозаического произведения как целого проявляется не только в организации художественной речи автора: но и складывается из ритмов разных уровней художественной системы. В роли ритмических единиц выступают любые элементы уровней произведения. Ритм является показателем структуры философского метажанра.
Ритм прозы Тургенева характеризуется гармоничностью, стройностью, сложным взаимодействием ритмов всех уровней произведения. Сквозной и регулярный характер ритма органично сочетается с явлениями аритмии, микроритмами, повышенной степенью ритмизации отдельных отрезков текста, что создает равновесное соотношение единства и разнообразия. Ритм является одним из средств формирования подтекста тургеневской прозы. Чередование точек зрения, характеристик, дистанций между автором и героем, смена форм повествования и т.д. делают ритм средством психологического анализа.
В ритме нашли воплощение ключевые черты стиля Тургенева: тяготение к гармоничному разрешению противоречий; тенденция к сохранению стилевого равновесия, пропорциональности; стремление сочетать найти общую основу в разнородных явлениях действительности, выявить характер соотношения частного и общего, когда частное вписано в общее и является его частью, лаконичность.
Выявление значительности роли ритма как средства организации внимания читателя в произведениях Тургенева позволило уточнить сложившие в тургенсведении представления о монологичности как стилевой особенности его прозы. Ритм выявляет глубинную, но отчетливую установку писателя на диалог с читательским сознанием.
Анализ ритма прозы Тургенева показал, что в художественной системе писателя ритм не только связан с лиризмом, но и является одним из ведущих средств углубления эпического начала.
Ритмическая система Тургенева эволюционирует. Усложнение ритма проявляется в увеличе/?нии состава ритмических единиц, числа характеристик ритма, увеличении ритмического диапазона, усложнении повторяющихся структур, ритмов отдельных уровней произведения и характера их взаимодействия, ритмической организации хронотопов. Анализ ритма художественной прозы Тургенева приводит к выводу о становлении в творчестве писателя структуры философского метажанра.
Исследование ритма позволяет уточнить тургеневскую концепцию человека: конечное существование индивида вписано в бытийный план, что позволяет преодолеть трагизм существования человека. Движение природной жизни характеризуется плавностью и размеренностью. Оно упорядоченно, линейно, направлено к утверждению жизнетворящего, созидательного начала.
Исследование ритма в типологическом аспекте показывает, что ритм может являться одним из критериев типологии стилевых течений реализма. В ритме находят проявление изменение художественного мышления, парадигмы исторического сознания, некоторые тенденции стилевого развития русской литературы XIX и XX вв. (диссонапсиость, сложное взаимодействие многочисленных смысловых центров произведения, усиление лиризма, импреееионястичность видения писателей, сознательное преломление изображения действительности сквозь эмоциональный поток воспринимающего сознания и др.). Гармоничное восприятие мира и человека в нем художественным сознанием XIX в. сменяется диссонансным мироощущением человека века XX. Мир, в котором ему приходится существовать - предельно изменчивый, более противоречивый и многокрасочный.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:
1. Ритм как объект изучения филологии (к постановке вопроса) // "Экватор" 90-х. Гуманитарные проблемы России. Тезисы докладов на отчетной научной конференции. Пермь, 1995. С. 215-218.
2. Аспекты ритмической организации произведения И.С.Тургенева. // Молодые ученые и студенты - науке и производству, тезисы докладов. Пермь, 1996. С. 55-56.
3. Особенности развития образа "лишнего человека" в романе И.С.Тургенева "Рудин" // История культуры, теория культуры и проблемы гуманитаризации высшего образования. Тезисы докладов II Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов. 14-15 мая 1996 г. Пермь, 1996. С. 120-121.
4. И.Тургенев и И.Бунин. Новые методы исследования. // Филология на рубеже ХХ-ХХ1 веков. Тезисы Международной научной конференции, посвященной 80-летию Пермского университета (19-22 ноября 1996 года). Пермь, 1996. С. 48-49.
5. Ритмическое воплощение мотивов любви и гнезда в романе И.С.Тургенева "Дворянское гнездо" // Вестник Пермского университета. Выпуск 1. Литературоведение. Пермь, 1996. С. 107-115.
6. Особенности ритма романов И.С.Тургенева и И.А.Гончарова (На материале "Дворянского гнезда" и "Обломова"). - Тезисы (в печати) // Теория, история, методология литературы и языка. - Пермь, 1998.
7. Эволюция цикла в творчестве И.С.Тургенева (на материале "Записок охотника" и "Стихотворений в прозе"). - Тезисы (в печати).
8. Ритм прозы и создание контекста мировой культуры в произведениях И.С.Тургенева (на материале цикла "Стихотворения в прозе"). - Статья (в печати) // Гуманитарная культура. - Пермь, 1998.
9. И.Тургенев и И.Бунин. Ритмический показатель стиля (на материале стихотворения в прозе Тургенева "Морское плавание" и миниатюры Бунина "Туман"). - Статья (в печати) // XX век. Литература. Стиль. Стилевые закономерности русской литературы XX в. (1900-1930 гг.). - Екатеринбург, 1998.
10. Архетип потерянного рая в повести И.С.Тургенева "Фауст" - Статья в соавторстве с К.В.Швалевой (в печати) // Проблемы межкультурных коммуникаций. - Пермь, 1998.
Подписано в печать 4.09.98. Формат 60 х 84 Ш6. Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,16. Тираж 100 экз. Заказ 369. 614600, г. Пермь, ул Букирсва, 15 Типография Пермского университета.
Текст диссертации на тему "Ритм прозы И. С. Тургенева"
ПЕРМСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.М.ГОРЬКОГО
На правах рукописи
АРУСТАМОВА Анна Альбертовна
РИТМ ПРОЗЫ И.С.ТУРГЕНЕВА
Специальность 10.01.01 - Русская литература
Диссертация
на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор Р.В.Комина
M
и
Научный руководитель:
rf
доктор филологических наук, профессор Р.С.Спивак
Пермь 1998
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................3
ГЛАВА 1. РИТМ КАК ОБЪЕКТ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ...............................................................................................9
Глава 2. РИТМИКО-СТИЛЕВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ МАЛОЙ ПРОЗЫ
И.С.ТУРГЕНЕВА...............................................................................................43
Глава 3. ГЕРОЙ И МИР В РОМАНЕ И.С.ТУРГЕНЕВА
"ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО".............................................................................82
Глава 4. РИТМ И ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ЦИКЛА
И.С.ТУРГЕНЕВА "СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ"................................124
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................167
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................176
ВВЕДЕНИЕ
В современном отечественном литературоведении - в области теории, истории литературы, методологии литературоведческого анализа - происходят значительные изменения. В поле зрения ученых оказываются категории, которым ранее не уделялось существенного внимания. Все чаще появляются работы, выполненные на стыке наук (литературоведения и лингвистики, литературоведения и искусствознания и т.д.). Изменения касаются и терминологического аппарата литературоведения. Обновляются методологические подходы к изучению литературного процесса.
В связи с "возвращением" в научный обиход запретных ранее имен писателей, философов, литературоведов, достижений мысли русского зарубежья возникла настоятельная потребность пересмотреть классическое наследие, вписать его в более широкий литературный и культурный контекст, представить литературный процесс в его целостности. Сегодня остро ощущается необходимость в создании новых концепций литературного процесса, более точных представлений о месте в нем писателей-классиков.
Эти проблемы становятся особенно актуальными при изучении творческого наследия Тургенева - писателя, одного из наиболее "открытых" не только русской, но и мировой культуре.
Тургеневедение в отечественном литературоведении развивалось в нескольких направлениях: исследование идейно-философских, эстетических позиций писателя (90; 91; 109; 111; 121;), изучение художественного мира Тургенева (95; 105; 133; 142), рассмотрение поэтики прозы писателя (88; 89; 93; 97-98; 112; 132). Многие аспекты творчества писателя глубоко исследованы Г.Курляндской, А.Батюто, Г.Бялым, П.Пустовойтом, Ю.Лебедевым, В.Марковичем, С.Шаталовым и др. (9091; 109-114; 119-121; 124; 130; 206-207). Сегодня нам доступны и работы представителей русского зарубежья (85; 96; 103; 105).
Вместе с тем возникает ощущение завершенности определенного этапа в изучении творчества писателя. Все чаще появляются работы обобщающе-итогового характера. В центре внимания ученых оказываются результаты иссле-
дований последних десятилетий в области изучения творчества писателя (см. статьи: Тюхова Е. Тема "Тургенев и Чехов": итоги изучения; Тюхова Е. Конкретно-историческое и универсальное в творчестве Тургенева: итоги изучения; Курлянд-ская Г. Исследования последних лет о Тургеневе - 135-136).
Подведение итогов - ведущая тенденция современного тургеневедения - плодотворно и необходимо. Однако возникает настоятельная потребность в изменении устоявшихся представлений о вкладе писателя в развитие реализма, связях творчества Тургенева с другими направлениями русской литературы. В некоторых работах такие попытки предпринимаются. Так, Ж.Зельдхейи-Деак (102), не ограничивает творчество писателя принадлежностью к реализму, а устанавливает связи между Тургеневым и русским символизмом.
Нельзя считать исчерпанным и вопрос о своеобразии стиля Тургенева, связи стиля с художественным мышлением писателя, особенностями его мировидения. Наблюдения над стилем Тургенева делались неоднократно (110; 191; 229; 247), однако до сих пор исследователями охвачены не все его аспекты, не выявлены в полном объеме особенности эволюции стиля писателя.
Проблемы, стоящие перед тургеневедением, требуют новых методик исследования, обращения к категориям, понятиям, входящим в практику современных литературоведческих исследований. Одной из таких категорий является категория ритма художественной прозы.
Исследование ритма прозы Тургенева является новым подходом к исследованию поэтики писателя, обеспечивает проникновение в более глубокие ее слои, системность ее изучения. Как представляется, целый ряд особенностей стиля писателя может быть осмыслен только путем комплексного исследования ритма его прозы, включающего анализ ритмов и других уровней художественной системы: сюжета, композиции, системы образов, повествования, пространства и времени.
Вместе с тем целостного представления о ритме прозы Тургенева в литературоведении не создано. Ритмическая система писателя практически не описана. Изучение ритма прозы Тургенева осложняется ее теоретической неразработанностью проблемы.
Спектр представлений об этой категории поэтики чрезвычайно широк. Разные точки зрения условно можно свести к двум противоположным позициям. Одни ученые абсолютизируют роль ритма в организации как формы, так и содержания произведения (Е.Волкова - 23, 74), другие (М.Гаспаров - 48, 326) полагают, что ритмически может быть организовано только произведение крупного жанра (роман, повесть). В современном литературоведении неоднозначно и понимание термина "ритм художественной прозы", его объема. Существуют тенденции или неоправданного его расширения, или, напротив, чрезвычайно узкого понимания (об этом см. в работе С.Бонди "О ритме" - 17). Определениям ритма не хватает терминологической четкости и строгой научности. Многие из них носят, скорее, метафорический характер (такие определения встречаются, например, в работах А.Чичерина (77), Г.Гачева (24), Л.Тамарченко (66).
В поле зрения ученых попадает в основном ритм художественной речи. В исследовании этой проблемы отечественное литературоведение демонстрирует серьезные достижения (В.Жирмунский, А.Чичерин, М.Гиршман, Д.Гелюх, Н.Белинская (27; 28; 32-34; 77) и др. Анализируя ритм художественной речи: исследователи выявляют особенности содержания прозаического произведения.
Поставлен и требует своего разрешения вопрос об исследовании не только речевого ритма, но и ритма других уровней художественного произведения. Так, авторы сборника "Ритм, пространство и время" (58) в центр своих размышлений ставят проблему связи между закономерностями ритма и композицией произведения, его пространственно-временной организацией. Характер связи ритма и временной организации произведения интересует Н.Гея (210). Ф.Федоров (71), Н.Егоренкова (31), Л.Левитан и Л.Цилевич (31;66;221) рассматривают особенности организации ритма сюжета. Разработка исследований ритма прозы в этом направлении несет в себе большие возможности, однако наблюдения над ритмом прозы носят до сих пор фрагментарный и эмпирический характер.
В работах литературоведов (особенно в трудах донецкой школы исследователей - 14; 25; 27-29) сделан ряд принципиальных шагов в направлении целостного подхода к изучению ритма прозаического произведения. Ритм понимается как одно из главных средств организации художественного целого. Однако методика
анализа ритма на всех уровнях прозаического произведения разработана явно недостаточно.
В силу того, что ритм художественной речи изучен глубоко, а ритм других уровней произведения - фрагментарно, в работе центральное внимание уделяется именно рассмотрению особенностей ритмов сюжетного, композиционного, образной системы, пространственно-временного, повествовательного уровней.
В современном литературоведении только нагцупываются связи ритма и литературного процесса. М.Гиршман предпринимает попытку выйти на типологические обобщения, показывая этапы "становления ритмического единства" русской литературы (28,98). Однако в центре внимания исследователя остается прежде всего речевой уровень художественной прозы. Исследование же ритмической системы писателя, в частности, Тургенева, в динамическом аспекте, с одной стороны, дало бы более полное представление о развитии авторской индивидуальности писателя и позволило бы вписать его творчество в контекст литературного процесса. С другой стороны, - в теоретико-методологическом плане - проведение такого исследования дает возможность разработать методику целостного анализа ритма художественного прозаического произведения.
Таким образом, актуальность работы связана с назревшей потребностью вывода современного тургеневедения на новый уровень развития. Использование категории ритма дает возможность разработки новых путей и методов исследования творчества писателя, более полного рассмотрения индивидуальных содержательно-стилевых особенностей его творчества в развитии - аспекта, которому в современном тургеневедении уделяется явно недостаточно внимания.
Актуальность диссертационного исследования определяется и неразработанностью общих представлений о природе ритма художественной прозы, необходимостью уточнения понятия ритма художественного произведения. Требуется более четко определить место категории ритма в системе литературоведческих категорий (таких как жанр, стиль), попытаться определить состав ритмических единиц, функционирующих в прозаическом произведении, уточнить характеристики и функции ритма.
Актуальность работы обусловлена также потребностью в более глубоком осмыслении классической литературы с позиций современного литературоведения, за последние десятилетия существенного обогатившего методологический аппарат. Актуальность работы связана с активизацией в современном литературоведении культурологического подхода к изучению художественных произведений, заостряющего внимание на категориях, свойственных разным видам искусств. Одной из таких "универсальных" категорий является ритм.
Неразработанность проблемы изучения своеобразия ритма прозы Тургенева определяет основные цели работы: систематизировать достижения литературоведения в области исследования ритма прозы; выявить основные черты ритма прозы Тургенева; определить функции ритма в художественной системе писателя; рассмотреть особенности проявления в ритме прозы Тургенева индивидуальной стилевой системы писателя; проследить изменения ритма, связанные с эволюцией творчества Тургенева в целом. В методологическом плане задачей исследования является разработка методики комплексного анализа ритма художественного прозаического произведения.
Научная новизна исследования определена неудовлетворительным состоянием исследования ритма художественной прозы вообще и почти полной неизученностью современным литературоведением ритма прозы Тургенева. В диссертации впервые комплексно рассматривается ритм прозы писателя. Анализируются произведения разных этапов творческого пути Тургенева, что позволяет рассмотреть ритм его прозы в динамике, выявить закономерности ее эволюции. Пересматриваются ряд устоявшихся в литературоведении оценок отдельных произведений писателя и некоторые представления о его творчестве в целом.
Впервые проза Тургенева сопоставляется с прозой Слепцова, Гончарова, Саши Черного, Бунина с точки зрения ее ритмической организации. Отбор сопоставляемых произведений производится по жанровому критерию, сходству поэтики и тематики. Такое сопоставление дает возможность более полно вычленить особенности творческой индивидуальности авторов, особенности их стилевых систем. Исследование творчества Тургенева в типологическом аспекте позволяет не только уточнить место писателя в литературном процессе XIX в., но и рассмотреть под
новым углом зрения ряд стилевых тенденций прозы XIX и XX вв. Впервые намечены особенности ритмической организации структуры философского метажанра.
Предлагается новая методика анализа ритма прозаического произведения, включающая в себя рассмотрение ритма на повествовательном, композиционном, сюжетном уровнях, ритма образной системы, пространства и времени.
Объектом исследования стали произведения малой (цикл "Записки охотника"), романной ("Дворянское гнездо"), лирической ("Стихотворения в прозе") прозы Тургенева, созданные в разные периоды творчества писателя. Сопоставительным материалом явились повесть В.Слепцова "Трудное время", рассказ Саши Черного "Первое знакомство", роман И.Гончарова "Обломов", лирическая проза И.Бунина.
Цели работы определяют ее структуру и используемые методы. В работе применен системно - типологический и сравнительно-структурный методы анализа. Теоретической основой исследования явились труды М.Бахтина, Ю.Лотмана, М.Гиршмана, А.Чичерина, Н.Гея, Р.Спивак, В.Эйдиновой.
Структура работы. Работа состоит из Введения, четырех глав, Заключения, Библиографии.
ГЛАВА 1. РИТМ КАК ОБЪЕКТ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ
Ритм - явление, присутствующее во всех природных процессах. Ритм универсален, поскольку присутствует на всех уровнях развития материи. Ритм ощутим в процессах, связанных с жизнедеятельностью человека, в развитии общества (характерно, что сегодня особое внимание привлекают концепции "маятникового", циклического развития цивилизаций и культур - О.Шпенглера, А.Тойнби, Г.Померанца - 52; 68; 79). Исследователи заявляют о всеохватности ритма: ритм обнаруживается и в природе, и в обществе, и в мышлении (53). В силу своей всеохватности ритм является объектом изучения в естественных, точных науках, философии, искусствознании, эстетике, литературоведении.
Несмотря на то, что категория ритма "до сих пор не приобрела статуса философской" (мысль, выраженная Е.Волковой в 1974 г. -23,80), в философских исследованиях ритм рассматривается в наиболее общем плане. Ритм понимается как "универсальный принцип бытия, действующий на всех уровнях движения материи и детерминированный внутренними законами развития различных материальных систем" (40,68).
Существует несколько направлений исследований, связанных с изучением ритма, его природы, признаков и функций. Так, ритм неразрывно связывается со временем протекания процессов материального мира. Философы (Я.Аскин, В.Комаров, В.Инюшкин - 9; 40; 43) подчеркивают временную природу этой категории. Неслучайно П.Фрисс, предпринявший анализ существующих определений ритма, отмечает, что эта категория связывается либо с периодичностью (преимущественно во времени), либо с представлением о структуре процессов. Ритм понимается как "элемент временной формы бытия движущейся материи" (9,157).Вместе с тем авторы работ о ритме справедливо выделяют пространственный ритм, то есть ритм одновременного сосуществования сходных элементов системы (например, расположение кристаллов).
В науке сложилось представление о ритме как о повторе. Более того, в философских работах акцентируется внимание на периодичности повторяемых во вре-
мени элементов. "Понятие ритма обобщает периодический характер материальных процессов" (9,158). Однако более точным кажется определение ритма не как только повтора одних и тех же определенных элементов, а как чередования элементов, повтора связей и отношений между элементами системы. Как представляется, акцент на чередовании, рассмотрение явления, элементов системы в совокупности связей обогащает понятие ритма, позволяет избежать упрощенного его толкования.
О сложности категории говорит и ее диалектическая противоречивость. Ритм имеет двойственный {двуединый) характер. Ритм - всегда единство и борьба двух противоположных тенденций. Своеобразие ритма в том, что в нем сочетаются стабильность и изменчивость (статика и динамика); правильная, строгая периодичность повторяемых элементов и аритмия; сохранение свойств периода и их изменение. С вариативностью тесно связаны особенности человеческого восприятия ритма. По наблюдениям Э.Красностанова, три-четыре повтора - предел для человеческого восприятия. Далее нарастает утомляемость, возникает ощущение монотонности, человек перестает воспринимать повторы, которые сливаются в одну непрерывную линию. Наиболее оптимальным для восприятия оказывается ритмическое разнообразие, единство в многообразии (46,166,167).
Заслуживает внимания высказываемая философами идея эволюции ритма. Ритм - динамическая система. На примере изучения ритма разных сфер материального мира исследователи доказывают, что ритм- не бесконечное повторение одного и того же элемента или явления. Повторяемые элементы развиваются,