автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему: Ритм прозы в описаниях образа русской девушки на материале произведений русских писателей XIX века
Полный текст автореферата диссертации по теме "Ритм прозы в описаниях образа русской девушки на материале произведений русских писателей XIX века"
ГУ/
На правах рукописи
ГОЛОВЧЕНКО Галина Александровна
Ритм прозы в описаниях образа русской девушки на материале произведений русских писателей XIX века (Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина и И.С. Тургенева)
10.02.01 - Русский язык
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Москва - 2014
005550020
Работа выполнена на кафедре русского языка и теории словесности Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный лингвистический университет».
Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор
Иванова-Лукьянова Галина Николаевна
Официальные оппоненты: Векшин Георгий Викторович
доктор филологических наук, доцент; профессор кафедры русского языка и стилистики ГБОУ ВПО «Московский государственный институт печати»
Синева Ольга Владимировна
кандидат филологических наук, доцент; заведующий центром балтистики филологического факультета ФГОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»
Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное
учреждение науки «Институт русского языка им. В.В. Виноградова Российской академии наук»
Защита состоится «17» сентября 2014 года в 13 часов на заседании диссертационного совета Д 212.135.06 при ФГБОУ ВПО «Московский государственный лингвистический университет» по адресу: 119034, г. Москва, ул. Остоженка, д. 38, ауд. 87.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Московский государственный лингвистический университет» по адресу: 119034, г. Москва, ул. Остоженка, д. 38.
Автореферат разослан « » мая 2014 года.
Ученый секретарь
диссертационного совета
кандидат психологических наук, доцент
Е.А. Филонова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Современное состояние исследований по ритму прозы говорит о востребованности этой темы: написано немало исследований по теории ритма в художественной прозе, существуют различные методики ритмического анализа, появляются все новые диссертационные исследования, посвященные исследованию ритма в прозе одного автора. Вместе с тем до сих пор не достигнута точность в определении границ ритмического анализа, также как и в определении принадлежности исследований ритма прозы к определенной дисциплине. Ритмика прозы исследуется в рамках и на пересечении литературоведения и лингвистики, что ведет к различному пониманию ритма прозы: широкому (литературоведческому) и узкому (лингвистическому).
Исследование ритмической организации прозаического художественного произведения является способом лингвистического исследования художественного текста и способствует новому подходу в исследовании поэтики и стиля писателя, эволюции его творчества.
Ритм прозы, в совокупности с другими языковыми средствами, работает в художественном тексте для создания эмоционального и эстетического воздействия. Таким образом, ритм в художественном произведении является одним из наиболее значимых, но воспринимаемых и действующих зачастую подсознательно, способов выражения художественного значения. Экспликация этого воздействия в конкретных и объективных показателях - вот важнейшая задача исследований ритма прозы.
Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена как отсутствием последовательных и комплексных исследований суперсегментных свойств в построении каких-либо образов мировой литературы, так и недостаточностью диахронического подхода в изучении ритма русской прозы. Проблема изучения прозаического ритма: его
3
характеристик, методик определения, связи с единицами других уровней -по-прежнему остается малоизученной областью в анализе художественного текста. Актуальность данной темы определяется тем, что она восполняет известную недостаточность фонетического аспекта в анализе художественного текста.
Методология работы основывается на трудах Г.Н. Ивановой-Лукьяновой, A.A. Арустамовой, М.М. Гиршмана, В.М. Жирмунского, В.И. Забурдяевой, Е.З. Имаевой, Б.С. Мейлаха, В.В. Потапова, Б.В. Томашевского, Н.В. Черемисиной и других исследователей ритма прозы как явления суперсегментно-фонетического.
Методы исследования:
- изучение и описание лингвистической литературы, касающейся вопроса ритма и интонации художественного прозаического текста;
- использование элементов метода сравнительно-сопоставительного и структурно-семантического анализа: обобщение, сравнение, систематизация;
- использование математико-статистического метода в определении ритмических характеристик текста;
Объект исследования - прозаические произведения Н.М. Карамзина, A.C. Пушкина, И.С. Тургенева, главная героиня которых - Лиза. Образ Лизы становится одним из сквозных в русской литературе, являясь и частью образа «тургеневской девушки»; он обнажает межтекстовые связи в истории различных периодов русской литературы, выявляя типологическое родство сюжетов и образных схем.
Предмет исследования — суперсегментные средства русского языка, создающие ритм прозаических текстов Н.М. Карамзина, A.C. Пушкина, И.С. Тургенева.
Гипотеза исследования состоит в том, что в текстах Н.М. Карамзина, A.C. Пушкина и И.С. Тургенева при создании образа Лизы, рассматриваемого на одних и тех же стадиях любовных отношений, использованы сопоставимые ритмические характеристики, а временные
4
разграничения этих текстов создают наглядную картину исторических изменений прозаического ритма, что дает возможность рассматривать ритм прозы в синхронии и диахронии.
Цель работы заключается в выявлении закономерностей использования в художественном тексте ритмико-интонационных характеристик для отражения психологического состояния героинь, объединенных общностью эмоциональных переживаний, но находящихся в рамках разных исторических периодов.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- проанализировать существующие исследования в области ритма художественной прозы;
- рассмотреть образ Лизы как один из сквозных образов русской литературы;
- отобрать материал для ритмического анализа;
рассмотреть неизбежно возникающие проблемы изучения суперсегментных средств русского языка: вопросы синтагматического членения и интонационной транскрипции; ударность динамически неустойчивых слов;
- определить ритмические характеристики текстов, описывающих эмоциональное состояние четырех героинь, находящихся в одинаковых жизненных ситуациях;
- проанализировать взаимосвязь единиц разных уровней в исследуемых текстах;
- выявить и обобщить результаты влияния на ритм художественного текста различных эмоциональных состояний героев.
Материалом диссертационной работы являются фрагменты характеристик и описаний образа Лизы в прозаических текстах «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина, «Барышня-крестьянка» и «Пиковая дама» A.C. Пушкина, «Дворянское гнездо» И.С. Тургенева. Всего было
5
проанализировано 74 прозаических фрагмента. Отбор был продиктован критериями текста: единством темы, цельнооформленностью, общностью типа текста, в данном случае описания. Весь исследованный материал представлен графически и прилагается к диссертации (см. Приложение, стр. 187-258).
Научная новизна настоящей работы определяется изучением ритма художественной прозы в синхронии и диахронии, благодаря применению одного сквозного образа русской литературы, носящего имя Лиза, с точки зрения единства эмоциональных переживаний и временной протяженности. Единство обусловлено исследованием образа Лизы, берущего начало в повести Н.М. Карамзина («Бедная Лиза»), проходящего затем через прозу A.C. Пушкина («Барышня-крестьянка», «Пиковая дама») и обретающего свое завершение, с символическим наименованием «тургеневской девушки», в романе И.С. Тургенева («Дворянское гнездо»). Знаковая сущность этого образа объясняется глубиной его обобщения - анализируются изменения в характере молодой женщины, происходящие под влиянием превратностей первой любви, которая приносит радость, разочарование и гибель. Диахронический подход к теме определяется «вписанностью» рассматриваемого образа в рамки литературного процесса XIX века, а также устремленностью этого образа в современность, так как архетип «тургеневской девушки» стал неотъемлемой приметой не только русской литературы, но и всего русского общества. Кроме того, впервые предпринята попытка теоретического осмысления и практической апробации одной из наиболее практически значимых технологий ритмического анализа на материале образа девушки Лизы в русской литературе XIX века.
Теоретическая значимость диссертации заключается в применении комплексного анализа в изучении ритма прозы по трем характеристикам (слоговой, синтагматической и интонационной) на примере произведений Н.М. Карамзина, A.C. Пушкина и И.С. Тургенева, охватывающих период в
67лет. Результаты исследования вносят вклад в развитие теории ритмики русской прозы.
Практическая ценность работы заключается в том, что она даёт возможность исследователю представить ритм в конкретных цифровых показателях, чтобы увидеть влияние на него различных эмоциональных состояний героев, времени создания произведения, сходных сюжетных и семантических явлений. Представленный в работе материал и полученные выводы могут быть учтены при исследовании творчества писателей и ритма их прозы в школе и вузе, а также в углубленных исследованиях фонетического уровня письменного художественного текста.
Предложенная методика целесообразна в определении и описании ритмических характеристик текста, а также при исследовании эстетического и эмоционального воздействия художественного текста. Она также может быть использована при анализе ритмической составляющей в переводах художественной литературы и открывает широкие возможности для литературоведческой интерпретации полученных объективных результатов.
Достоверность исследования обеспечивается достаточным объемом теоретического и практического материала, проверявшегося в учебных условиях.
Положения, выносимые на защиту:
1. Ритмико-интонационная организация текста играет немаловажную роль в его восприятии, что далеко не всегда осознается читающими, однако отражается на их настроении, на подсознательном восприятии прозаического текста как имеющего определенную ритмическую организацию, не равную и не близкую ритму стиха, однако упорядоченную по законам прозы.
2. В данной работе единство литературоведческого объекта (образ Лизы в русской прозе XIX века в произведениях Н.М. Карамзина, A.C. Пушкина, И.С. Тургенева) и лингвистическая методика исследования обеспечили необходимую объемность результатов исследования ритма прозы в синхронии и диахронии.
3. Мастерство звукописи исследуемых авторов состояло в использовании компенсаторных функций ритмических характеристик: при анормальных характеристиках одного уровня другие показывают ритмичность, близкую к идеальной. Таким образом, ритм прозы в русской литературе XIX века нигде не нарушается, а только преобразуется, перетекая с одного ритмообразующего элемента на другой.
4. Весь анализ суперсегментных средств создания женских образов русской прозы ведет к выводу о глубокой взаимосвязи ритмико-интонационных характеристик текста с сюжетными поворотами, психологическим обликом героини, типом конфликта и его разрешения, стилистическими предпочтениями автора.
Апробация работы. Основные положения и результаты исследования были представлены в диссертационном исследовании, содержащем 258 страниц, 7 таблиц и 5 графиков, а также нашли свое отражение в 3 публикациях общим объемом 2,15 пл. в изданиях, рекомендованных из списка ВАК РФ.
Диссертационное исследование прошло апробацию на заседаниях кафедры русского языка и теории словесности ФГБОУ ВПО МГЛУ. Результаты подсчета ритмических характеристик были обсуждены и выверены в ФГБОУ ВПО МГЛУ на переводческом факультете при проведении занятий по русскому языку у студентов первого и второго курсов дневного и вечернего отделений, а также на аспирантских занятиях 20092013 гг., посвященных исследованию звукописи, ритма и интонации письменных художественных текстов. Всего в подсчетах приняли участие около 150 человек.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, в которых решаются основные исследовательские задачи, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложения объемом в 70 страниц.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во Введении рассмотрены объект, предмет и материал исследования; обоснованы цели и задачи работы; представлены методы исследования; обоснованы научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы; выдвинуты основные положения защиты.
В первой главе, «Методология исследования ритма прозы на примере описания сквозного образа русской классической литературы», в трех параграфах излагаются теоретические положения исследования, рассматриваются история и основные проблемы изучения ритма прозы, описывается методика исследования, рассматривается образ девушки Лизы как один из сквозных образов в русской классической литературе.
В первом параграфе главы, «Ритм художественной прозы: история исследования. Литературоведение и лингвистика», освещается история вопроса и излагается принятое в исследовании понятие ритма прозы в применении к художественному произведению в современной филологии.
Ритмическая организация прозы давно привлекла внимание исследователей истории литературы, критиков, писателей. В античных риториках тщательно разработанный ритм рассматривается как необходимое свойство художественной прозы.
Исследования ритма прозы были начаты в мире только во второй половине XIX века. В работах исследователей 1920-х годов были высказаны продуктивные мысли о природе ритма, поставлены немаловажные вопросы соотнощения стихового и прозаического ритма, однако ритм при этом рассматривается в основном лишь на речевом уровне текста. Позже категория ритма была рассмотрена в связи с категориями времени и пространства художественного произведения. Обращение к анализу ритма как категории эстетической позволило расширить круг его функций и еще раз убедиться в его универсальности. Отдельным направлением
исследования ритма прозы стало изучение ритма в контексте музыкальной теории.
В 1970-1980-е годы особую роль в исследовании ритма прозы сыграла донецкая школа, к которой относились М.М. Гиршман, Д. Гелюх, Н.В. Белинская. Монография М.М. Гиршмана «Ритм художественной прозы» и сегодня остается одним из важнейших трудов, отражающих понимание ритма как элемента художественного целого, обеспечивающего единство произведения.
Важнейшими направлениями в исследовании ритма прозы стали литературоведческое и лингвистическое. На стыке литературоведения и лингвистики были созданы наиболее значительные исследования ритма прозы Н.В. Черемисиной, М.А. Красноперовой, Г.Н. Ивановой-Лукьяновой.
В современной филологии понятие ритма в применении к художественному произведению трактуется в двух важнейших направлениях. Широкая трактовка ритма прозы связана с литературоведческим подходом, с композиционным ритмом строения текста, когда ритм рассматривают на всех уровнях: «речевом, сюжетном, композиционном, повествования, обрезной системы, пространства и времени, тематическом»1. Такой подход отличается многоаспектностью и шириной герменевтических возможностей, однако ему подчас не хватает точности методических характеристик. Вместе с тем данный подход может быть одним из критериев выбора отрывка для фонетического ритмического анализа.
Н.В. Черемисина, Г.Н. Иванова-Лукьянова придерживаются того мнения, что ритм в прозе, как и в других видах речевой деятельности, должен быть исследован более узко и специально: прежде всего как явление просодии, суперсегментных языковых средств, «микроритм»: «Прозаический ритм — это прежде всего явление фонетическое: он заключен в регулярности
' Арустамова А.А. Ритм прозы И. С. Тургенева: автореферат дис.... канд. филол. наук. - Екатеринбург, 1998. -С. б.
чередований средств суперсегментной фонетики - ударений, пауз и интонации; степень такой регулярности и характеризует ритмичность текста»2. Перенесение понятия ритма в область сюжета, образной системы и пр. является любопытным опытом литературоведческого анализа, однако в данном случае исследование выходит за пределы лингвистической проблематики. Сюжетология, нарратология, литературоведение имеют достаточно широкий терминологический спектр, в то время как понятие ритма как суперсегментной характеристики остается частью лингвистической терминологии.
Таким образом, теория и история изучения ритма прозы показывает область как плодотворную зону исследования. Вместе с тем вопрос о единицах ритма прозы, о методиках его конкретного анализа до сих пор остается в науке о языке не вполне решенным, а также ощущается недостаток в специальных исследованиях, посвященных эволюции ритмического строя прозы классической русской литературы.
Во втором параграфе первой главы, «Количественные параметры ритмического анализа прозы. Методика Г.Н. Ивановой-Лукьяновой», освещаются вопросы теории и методологии исследования ритма прозы.
За последние 15-20 лет интерес ученых к категории ритма художественной прозы чрезвычайно возрос. Вместе с тем вопрос о методике исследования ритма прозы достаточно сложен. Исследователи дают на него разноречивые ответы, привлекая к ритмическому анализу самые различные уровни произведения, от фонетического до сюжетного, что не может не сказаться на степени точности выводов.
Лингвистическое понимание ритма прозы характеризуется поиском методик анализа ритма, количественной измеримостью и сопоставимостью результатов. Ряд исследователей (А.Чичерина, Н. Фортунатов, Л. Душина) высказывают сомнения в том, что ритм прозы может быть исследован с помощью математических, количественных методов. Однако другие
2 Иванова-Лукьянова Г.Н. Художественный текст как искусство. - М.: ИПКС МГЛУ Рема, 2009. - С. 52.
11
исследователи следуют методологии количественных, точных подсчетов, аргументируя объективностью таких техник исследования.
Методика анализа ритма прозы Г.Н. Ивановой-Лукьяновой была избрана нами как один из наиболее точных способов исследования ритма как фонетического явления, что открывает затем дорогу к дальнейшим заключениям о ритме прозы с точки зрения литературоведческой интерпретации этого явления.
Согласно данной концепции ритм определяется как фонетическое явление, в формировании которого участвуют все основные просодические факторы: слоговое ударение, границы синтагматического членения, интонемы. По данной методике текст получает три ритмические характеристики - слоговую, синтагматическую и интонационную. Каждая характеристика выражена числом отклонений от некой «идеальной» ритмичности, условно принятой за образец. Чем выше число отклонений, тем ниже ритмичность, и наоборот.
Выработанный Г.Н. Ивановой-Лукьяновой метод позволяет выявлять различия в ритмике разных функционально-смысловых типов речи, а также в художественных текстах, принадлежащих разным авторам и различающихся жанром, эмоциональной напряженностью и другими характеристиками. Количественные показатели помогают увидеть изменения ритма в произведении под воздействием сюжетных и эмоциональных изменений, а также сравнивать ритмы текстов на различных языках.
В истории изучения ритма прозы исследователи не раз принимали за базовую единицу исследования слог, однако, как правило, в ритмической прозе видели стихотворную, стопную организацию, что оказалось непродуктивно в исследовании прозы. Вместе с тем нельзя оставить слог без внимания: упорядоченность межударных интервалов лишает прозу ритмических перебоев и придает ей спокойное и плавное звучание. Чем меньше величина отклонения количества слогов от среднего межударного интервала, тем выше ритмическая стройность текста.
12
Важное место при измерении ударных характеристик написанного (а не только произнесенного) текста занимает проблема оценки ударности слов с непостоянным ударением (проклитиков и энклитиков). Эта большая группа слов делится на слова с постоянной безударностью (односложные частицы, союзы, предлоги) и слова с неустойчивой ударностью (местоимения, союзные слова, многосложные частицы, предлоги, союзы, частично глаголы-связки и односложные числительные). Эти слова то приобретают, то теряют ударение, и иногда даже сложно решить, ударно слово или нет.
Достаточно долго в лингвистической литературе поддерживалось мнение о постоянных энклитиках и проклитиках; для слов с непостоянным ударением (например, союзы если, когда, потому что, будто, как, едва, раз) Р.И. Аванесов ввел понятие слабого, или побочного, ударения: это «третья категория слов слабоударяемых или могущих быть слабоударяемыми во фразе»3; к этой группе он отнес слова, являющиеся промежуточными между категорией слов самостоятельных и служебных: предлоги-наречия, многие местоимения, некоторые синтаксические позиции числительных.
Понятием побочного ударения пользовался и Г.А. Шелюто4 (с ним произносятся союзы и союзные слова: как будто, если, когда, потому что, словно, хотя и др., частица кое-что); также исследователь выделял понятие слов с колеблющимся ударением и относил к ним небольшую группу предлогов (между, перед, через).
Весьма интересно свидетельство Г .Я. Панкранца о зависимости возможной постановки ударения на потенциальном проклитике или энклитике от ритма речи. Таким образом, ударение может быть продиктовано не только требованиями семантики, но и условиями ритма.
Г.Н. Иванова-Лукьянова более подробно рассматривает понятие, обозначенное Г.Я. Панкранцем как «динамически не устойчивые слова», на примере местоимений.
3 Аванесов Р.И. Ударение в современном русской лотературном языке. -
4 Шелюто Г.А. Русское ударение. - Ужгород, 1962. - 272 с.
М., 1958.-С. 45.
Итак, слоговая характеристика может помочь оценить одну из сторон ритма прозы. Вместе с тем проза - не только цепь ударных и безударных слогов, но и последовательность выделенных интонацией фраз. Для ощущения текста как ритмически организованного необходимо, чтобы следующие друг за другом синтагмы не отличались по величине более чем на два такта (фонетических слова). Если же величина соседних фраз различается более чем на два такта, ритм ощутимо нарушается.
По сравнению со слоговой характеристикой, не допускающей серьёзных разночтений, синтагматическая характеристика может варьироваться, так как отчасти зависит от способа прочтения. Вместе с тем, несмотря на возможность разного прочтения, общий характер фразовой ритмичности сохраняется: «читающий словно подчиняется ритмической тенденции автора и при озвучивании какого-либо текста реализует ритмическую настроенность этого текста, его авторскую заданность»5.
Интонационная характеристика ритма немаловажна; лексика, грамматика и синтаксис текста позволяют выявить три типа интонем: восходящего (ИВТ), нисходящего (ИНТ) и ровного (ИРТ) типа.
В то время как ранее многие лингвисты утверждали, что интонация существует только в звучащей речи (будь то устная, разговорная или озвученная письменная), расширение исследований по интонологии доказало мнение A.A. Реформатского, высказанное ученым в «Пролегоменах интонации»: интонация является языковым явлением, то есть частью языка, а не только речи. Подобно фонеме, интонема существует в языке как обобщенная, абстрактная единица, а ее реализация в речи зависит от позиции; интонема выполняет смыслоразличительную функцию (для синтагм с одним и тем же лексико-грамматическим составом).
Если чередование тональных пиков ритмично, то есть интонемы поочередно сменяют друг друга, то ритмическая интонационная
5 Иванова-Лукьянова Г.Н. Ритм // Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм: Учебное пособие. - М.: Флинта, Наука, 2003, - С. 155.
характеристика равна нулю, то есть признается как идеальная. Нарушением ритмичности является сочетание двух идентичных интонаций. Таким образом, интонационная характеристика отражает гибкость интонации изученных фрагментов.
В отличие от широкого, композиционного подхода к ритму художественной прозы, такой исключительно фонетический подход, ограниченный рамками лингвистической методологии, не только помогает исследовать различия в ритмике текстов, различающихся по функциональному типу, жанру, авторской принадлежности, эмоциональной насыщенности, но и описать эти различия в объективной проверяемой форме, в виде количественных данных, за которыми исследователь может увидеть комплекс значений, вложенных в суперсегментный уровень существования художественного текста.
Третий параграф первой главы, «Образ девушки Лизы как один из сквозных образов в русской классической литературе», повествует о различных традициях употребления имени Лизы в русском языке.
Девушка по имени Лиза стала одним из сквозных образов русской литературы. Собственно литературная традиция употребления имени Лизы для русской традиции начинается с возлюбленной Абеляра Элоизы, черты образа которой - страстная несчастная любовь, высокие душевные качества - повторяются в Юлии, героине романа Руссо «Юлия, или Новая Элоиза». Имя Лизы со времен «Бедной Лизы» стало знаком эпохи сентиментализма. Главные черты образа Лизы - умение любить искренне и сильно, несмотря на сословные препятствия, пылкость и горячность. Дальнейшие черты «Лизина» текста русской литературы сформированы в произведениях A.C. Пушкина, И.С. Тургенева, A.A. Дельвига, В.Г. Кюхельбекера, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, И.А. Гончарова, А.Н. Островского и других авторов. Галерея образов Лизы представили лучшие черты женского характера героинь, которые, согласно логике сюжета бедной Лизы, зачастую оказываются в сложных жизненных ситуациях.
A.C. Пушкин стал прямым наследником Н.М. Карамзина в деле создания русской классической прозы, ее языка и стиля. Образ Лизы и сюжет «Бедной Лизы» становится источником многочисленных аллюзий в «Повестях Белкина». Лизами зовут героинь «Барышни-крестьянки», «Пиковой дамы», «Романа в письмах».
Наконец, продолжатель пушкинской традиции в русской классической прозе, И.С. Тургенев, также использовал имя Лиза для главной героини своего романа «Дворянское гнездо». Изначально И.С. Тургенев планировал назвать роман «Лиза»: в письме к английскому переводчику «Дворянского гнезда» В. Рольстону И.С. Тургенев сообщал: «Я нахожу, что заглавие „Лиза" очень удачное, тем более что название ,Дворянское гнездо" - не совсем точное и было выбрано не мной, а моим издателем»6.
В романе И.С. Тургенева Лиза, подобно героине Н.М. Карамзина и Лизавете Ивановне, не находит счастья в любви, которая казалась взаимной.
С точки зрения звукосимволических характеристик к имени Лиза обращалась Л. Горнакова. Она приводит следующие наблюдения. «Проанализируем составляющие имя звуки [л'изъ]. Здесь налицо экспрессивная отмеченность: отсутствие смычных согласных, сонант л и звонкий фрикативный з, «экстремальное» и ударное - верхний подъем, передний ряд, само сочетание этих звуков в последовательности л-и-з, создающее сложный эффект сочетания длительной плавности, негромкой, но звонко-свистящей звучности («тонкого зудения»), некоей интимности, камерности, миниатюрности, изящества, нежности...»7. Опыт компьютерного фоносемантического анализа онима Лиза, проведенного по методике А.П. Журавлева, показывает, что имя обладает следующими фоносемантическими признаками из 25 возможных: женственное, хорошее, безопасное, веселое, доброе, красивое, нежное, яркое, светлое, радостное,
6 Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем в 30 т. - М.: Наука, 1981. - Т. 6. - С. 377.
7 Горнакова Л.Ю. Аллюзивный русский поэтоним Лиза: опыт интертекстуального и лингвокультурологического анализа: дисс. ... канд. филол. наук. - Иваново, 2010. - С. 72.
округлое8. Таким образом, фонетические характеристики имени содержат основания для развития образа Лизы как героини положительной.
Вторая, третья и четвертая главы диссертационного исследования носят практический характер и посвящены детальному ритмическому анализу отобранных фрагментов из прозаических произведений Н.М. Карамзина («Бедная Лиза»), A.C. Пушкина («Барышня-крестьянка» и «Пиковая дама») и И.С. Тургенева («Дворянское гнездо»).
Всего было проанализировано 74 прозаических фрагмента. Отбор был продиктован критериями текста: единством темы, цельнооформленностью, общностью типа текста, в данном случае описания. Весь исследованный материал представлен графически и прилагается к диссертации (см. Приложение, стр. 187-258).
В данном исследовании единство литературоведческого объекта (сквозной образ Лизы в русской прозе XIX века) и лингвистической методики исследования обеспечили необходимую объемность результатов исследования ритма прозы в синхронии и диахронии.
Исследование текстов Н.М. Карамзина, A.C. Пушкина, И.С. Тургенева помогло нам составить своего рода синхроническую модель развития суперсегментных средств создания образа. Лиза - не только положительная героиня, чувствующая, влюбляющаяся, но и носитель определенного сюжетного вектора, связанного с тематикой несчастной любви и социального неравенства. Поэтому тексты, в которых Лиза является главной героиней, обладают чертами определенного фабульного единства, которое может быть выражено в схеме:
1) преддверие любви;
2) радость любви;
3) кульминация (объяснение, свидание, грехопадение);
4) трагическое разрешение конфликта.
8 Горнакова Л.Ю. Аллюзивный русский поэтоним Лиза: опыт интертекстуального и лингвокультурологического анализа: дисс. ... канд. филол. наук. - Иваново, 2010. — С. 73.
17
Эта схема не соблюдена только в повести Пушкина «Барышня-крестьянка», которая являет собой оптимистическое и ироническое переосмысление сентиментального сюжета, однако и в этой повести можно найти соответствующие эпизоды.
При всей вариативности ритмических характеристик в описаниях образа Лизы в творчестве каждого писателя, наблюдается сущностное и количественное единство ритмических характеристик и гомогенность процента отклонений от идеальной ритмичности.
Среднеарифметические показатели ритмических характеристик, распределенные четырем по периодам развития любовных отношений образа Лизы по каждому писателю, приведены в сводной таблице №5.
СЛОГОВАЯ характеристика
Среднеарифметические показатели ритмических характеристик
I период II период III период ГУпериод
«Бедная Лиза» 0,16 0,21 0,21 0,24
«Пиковая дама» 0,18 0,2 0,21 0,24
«Дворянское гнездо» 0,21 0,24 0,32 0,1
СИНТАГМАТИЧЕСКАЯ характеристика
Среднеарифметические показатели ритмических характеристик
I период II период III период 1Упериод
«Бедная Лиза» 0,03 0,04 0,19 0,1
«Пиковая дама» 0 0,16 0,06 0,12
«Дворянское гнездо» 0,08 0,03 0,11 0
ИНТОНАЦИОННАЯ характеристика
Среднеарифметические показатели ритмических характеристик
I период II период III период ГУпериод
«Бедная Лиза» 0,49 0,32 0,36 0,35
«Пиковая дама» 0,48 0,36 0,4 0,45
«Дворянское гнездо» 0,34 0,36 0,1 0
Таким образом, у всех трех авторов синхрония проявляется в том, что ритм прозы чутко реагирует на сходные сюжетные изменения, характеризующиеся отклонениями от идеальной ритмичности, при эмоциональном накале событий и наоборот: ритм характеризуется упорядоченностью показателей ритмических характеристик при обретении героинями гармонии и душевного спокойствия.
Диахронию можно наблюдать, сравнив количественные показатели ритмических характеристик четырех периодов развития любовных отношений образа Лизы по каждому писателю. Цифры показывают исторические изменения в характере ритма прозы на примере произведений трех исследуемых авторов.
Полученные результаты всех ритмических характеристик исследуемых авторов изложены в четырех таблицах: таблица № 1 («Бедная Лиза» Н.М. Карамзина, стр. 83-84); таблица №2 («Барышня-крестьянка» A.C. Пушкина, стр. 126); таблица № 3 («Пиковая дама» A.C. Пушкина, стр. 130-131); таблица № 4 («Дворянское гнездо» Н.М. Тургенева, стр. 156-157).
Подобное представление данных дает нам возможность не только диахронического исследования особенностей ритмико-интонационного строения образа, но и возможность исследования отдельных мотивов, составляющих сюжет (беднойj Лизы в русской литературе.
Так, идиллическое начало сюжета, зачин, отмечен высшей степенью ритмичности (спокойствия) в прозе Карамзина и в повести Пушкина, однако в романе Тургенева процент нарушений на этом этапе значительно возрастает, даже судя только по слоговой характеристике: от С = 0,04 у Пушкина до С = 0,17 у Тургенева в типологически схожих психологических описаниях природы. Нарушения в слоговой упорядоченности также стремительно возрастают в период начала влюбленности: очевидно, нарастание реалистического принципа в литературе требовало как можно более эмоциональной передачи переживаний и волнений, что сказалось в повышении максимального слогового показателя от 0,27 у Карамзина до 0,36
19
у Тургенева (сравнительно низкий показатель 0,16 у Пушкина в «Барышне-крестьянке» связан с комическим характером осмысления сюжета). Показателен также диахронический срез ритмического отражения кульминации сюжета: С = 0,31 у Карамзина; 0,33 в «Пиковой даме» у Пушкина и 0,38 у Тургенева. То же касается и трагического разрешения любовного конфликта: диахронический срез показывает сравнительную гомогенность процента нарушений слоговой характеристики в прозе всех трех авторов: от 0,33 у Карамзина до 0,5 у Тургенева.
Конечно, такой анализ должен учитывать принадлежность авторов к различным стилям и школам письма; Карамзин, Пушкин и Тургенев (в отличие от Гоголя, Достоевского) могут быть отнесены к единой школе психологического и реалистического письма, передающего типические характеры в единообразном сюжете, которым в нашем исследовании стал сюжет (несчастной) влюбленности бедной Лизы.
Авторы, тексты которых были избраны для анализа, являются мастерами русской психологической прозы: если Карамзин и Пушкин были реформаторами русской прозы, то Тургенев, по его признанию, был продолжателем пушкинского направления в русской литературе.
Мастерство их звукописи состояло отчасти и в умелом использовании компенсаторных функций ритмических характеристик: при анормальных характеристиках одного уровня другие показывают ритмичность, близкую к идеальной. Примеры такого типа распространены в прозе всех трех писателей. Обратимся к выборочным цитатам из произведений исследуемых авторов.
Карамзин Н.М.
К-7 (поцелуй Эраста) Ах! Он пог/еловал её, поцеловал с таким жаром, что вся вселенная показалась ей в огне горящею! (С = 0,27 К>2 = 0 И = 0,5)
Большой процент отклонений от идеальной ритмичности слоговой и интонационной характеристик компенсируется нулевым значением показателя синтагматической характеристики.
К-20 (Лиза испытывает душевное потрясение)
Сие воспоминание потрясло её душу; страшнейшее сердечное мучение изобразилось на лице её. (С=0,3 И = 0 К>2 = 0)
Нулевые значения интонационной и синтагматической характеристик оттеняют предельную для автора степень нарушений слоговой характеристики. Таким образом, ритмико-интонационное строение прозы Карамзина не допускает разбалансировки всех показателей; наиболее подвижный слоговой показатель компенсируется спокойствием и выдержанным ритмом на синтагматическом и интонационном уровнях. Всё вместе это передает свойственное для прозы Карамзина ощущение стабильности мира, его упорядоченности и постоянства, несмотря ни на какие эмоциональные всплески жизненных сюжетов.
А.С.Пушкин
Проза A.C. Пушкина «Барышня-крестьянка» в целом характеризуется большей взаимосвязью всех ритмических характеристик: незначительные отклонения от слогового ритма, например, в отрывках П-3, П-4 (начало Лизиной влюбленности и игры с переодеваниями) влекут за собой, как правило, незначительные отклонения и в других показателях.
Можно заключить, что мир «Барышни-крестьянки» более гомогенен, меньше нуждается в уравновешивании, чем в других текстах, так как конфликт здесь изначально не трагический: мир спокоен и доброжелателен, и небольшие волнения героев - только приключения на пути к счастливому завершению повести.
Совсем по-другому обстоит дело в «Пиковой даме». Здесь компенсаторная функция используется Пушкиным более последовательно. Обратимся к примерам:
П2-4 (испуг Лизаветы Ивановны) Лизавета Ивановна испугалась, сама не зная чего, и села в карету с трепетом неизъяснимым. (С = 0,22 К>2 = 0 И = 0,67)
Сюжет сопровождается анормальным показателем интонационных нарушений и вместе с тем фразовой упорядоченностью.
П2-21 (внезапное появление Германна)
Она сидела, сложа крестом голые руки, наклонив на открытую грудь голову, еще убранную цветами... Вдруг дверь отворилась, и Ггрманн вошел. Она затрепетала...
(С = 5:18 = 0,28 К = 0:7 = 0 И = 2:7 = 0,29)
Высокий показатель нарушений слоговой характеристики (С = 0,28) свидетельствующий о высоком накале и динамике эмоций, компенсируются идеальным показателем синтагматической характеристики. Также нельзя не сказать о ярко-выраженной аллитерации, подчеркивающей настроение данного отрывка: кцестом, пуки, открытую гдудь, убранную, вд^уг, две^ь, отводилась, Гедманн, затрепетала.
В целом «Пиковая дама» отличается сравнительной ровностью ритмического рисунка: отклонения от ритма не превышают комфортных для восприятия величин, чему способствует компенсация одних показателей другими.
И. С. Тургенев
Проза Тургенева отличается от рассмотренных выше образов сравнительно большей степенью ритмической неупорядоченности по слоговому признаку. Здесь мы впервые в прозе XIX века встречаем такие большие показатели нарушений слоговой характеристики, как С=0,38; 0,4; 0,5, которые не встречались ни у Карамзина, ни у Пушкина, однако компенсаторная функция не дает разрушить гармонию ритмического целого за счет идеальных показателей синтагматической или интонационной характеристик.
Обратимся к выборочным примерам из романа Тургенева. В отрывке Т-9 (Лиза молится)
Лиза, как стала, так и не двигалась с места и не шевелилась; по сосредоточенному выражению ее лица можно было догадаться, что она пристально и горячо молилась. (С = 0,38 К = 0 И = 0,25)
Нулевой показатель синтагматической характеристики упорядочивает сбои на слоговом и интонационном уровнях. Т-17
Она опять вздрогнула, как будто ее что-то ужалило, и подняла взоры к небу.
(С = 0,38 К = 0 И =0,5)
Нулевой показатель синтагматической характеристики компенсируют большой процент отклонений от идеальной ритмичности слоговой и интонационной характеристик.
Т-22 (состояние Лизы достигает предельной напряженности) Лиза вошла в теткину комнату и в изнеможении опустилась на стул. (С = 0,5 К = 0 И = 0)
Максимальную для автора степень нарушений слоговой характеристики компенсируют нулевые значения интонационной и синтагматической характеристик.
Таким образом, компенсаторная функция различных ритмических характеристик, широко используемая Карамзиным и Пушкиным, также реализуется в творчестве Тургенева.
В Заключении подводятся итоги проделанной работы. Таким образом, весь анализ суперсегментных средств создания образов героинь русской прозы ведет к выводу о глубокой взаимосвязи ритмико-интонационных характеристик текста с сюжетными поворотами, психологическим обликом героини, типом конфликта и его разрешения, стилистическими предпочтениями автора.
23
Спокойный, ровный, ритмически упорядоченный стиль идиллических природных зачинов вольно или невольно становится у Пушкина и Тургенева аллюзией на стиль Карамзина, который одним из первых ввел психологизированный пейзаж в русскую прозу. Переживания героини весьма последовательно отражены в ритмических характеристиках различного уровня.
Так, слоговая характеристика «С» является своеобразным текстовым аналогом сердечного ритма. Исследования, говорящие о связи дыхания и сердцебиения с характером читаемого текста, подтверждают это заключение.
Синтагматическая характеристика «К>2» отражает на текстовом уровне ровное или взволнованное дыхание: когда синтагмы неравномерны, контрастны, значит, речь повествователя сбивчива и взволнованна.
Интонационная характеристика «И» отражает, в частности, синтаксическое своеобразие различных видов фигур, используемых в художественной речи. Так, например, у Карамзина нарушения интонационной последовательности нередко связаны с применением синтаксического параллелизма.
Проведенные исследования показывают, что ритмико-интонационная организация текста играет немаловажную роль в его восприятии, что далеко не всегда осознается на сознательном уровне, однако отражается на настроении, на подсознательном восприятии прозаического текста как имеющего определенную ритмическую организацию, не равную и не близкую ритму стиха, однако упорядоченную по своим законам.
Предложенная Г.Н. Ивановой-Лукьяновой методика изучения и точного подсчета уровней ритмико-интонационной организации текста оказалась весьма удобной и показательной для наглядного измерения ритма прозаического текста.
Компаративное исследование ритма и интонации текста в их изменении при создании образа Лизы (как сквозного образа русской
литературы) на материале творчества трех крупнейших писателей первой половины XIX века показало:
суперсегментные средства создания образа могут быть рассмотрены как в синхронии, так и в диахронии;
ритмические характеристики (слоговая, синтагматическая и интонационная) могут не только соответствовать лексико-грамматическому составу текста, отражая его эмоциональное содержание одной, двумя или тремя характеристиками, но и выполнять компенсаторную функцию, выравнивая общий ритм по принципу качелей;
ритм прозы гармонично дополняет другие уровни и способы создания образов и эстетического целого.
Можно с уверенностью констатировать, что ритмическая организация художественной прозы, на примере характеристик образа Лизы, несомненно, является одной из важнейших особенностей стилевой окраски образа в истории русской литературы. Это подтверждается сопоставительным анализом образа в таких ключевых произведениях русской литературы XIX века, как «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина, «Барышня-крестьянка» и «Пиковая дама» A.C. Пушкина, а также «Дворянское гнездо» И.С. Тургенева.
Эволюция ритма прозы в обращении к образу Лизы не только дает заключения о ритмике прозы того или иного автора или о специфике ритмического оформления сквозного образа русской литературы; она является небольшим шагом к построению одной из сторон исследования русской литературы как истории «большого диалога» (М.М. Бахтин) не только в литературоведческом смысле, но и в широком филологическом, как истории русской словесности и русского литературного языка.
Список литературы содержит перечень из 149 изученных по теме источников.
Приложение состоит из 74 прозаических фрагментов. Весь исследованный материал представлен графически и прилагается к диссертации.
Основные положения диссертации отражены в 3 публикациях автора общим объемом 2,15 п.л.
Статьи, опубликованные в изданиях, включенных в «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук»:
1. Головченко Г.А. Взаимодействие ритма и эмоционально-сюжетного строя текста // Вестник Московского государственного лингвистического университета Выпуск 22(601), Серия Филологические науки. Имплицитные смыслы и методы их описания. Москва: ИПК МГЛУ «Рема», 2010. С.143-151,0,3 п.л.
2. Головченко Г.А. Образ девушки Лизы как один из сквозных образов русской классической литературы // Язык. Словесность. Культура: Научный журнал по филологии, Москва, Издательский дом «АНАЛИТИКА РОДИС», 2013, №6. С. 87-105, 1 п.л.
3. Головченко Г.А. К вопросу о реформе русской прозы и ее ритма в творчестве Н. Карамзина и А. Пушкина // Научный журнал «Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки», Серия Филологические науки. - 2014, №3. С. 48-65,0,85 п.л.
Подписано в печать: 28.04.14 Тираж: 100 экз. Заказ № 1116 Отпечатано в типографии «Реглет» г. Москва, Ленинградский проспект, д. 74 (495)790-47-77; www.reglet.ru
Текст диссертации на тему "Ритм прозы в описаниях образа русской девушки на материале произведений русских писателей XIX века"
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
04201460444
На правах рукописи
ГОЛОВЧЕНКО Галина Александровна
РИТМ ПРОЗЫ В ОПИСАНИЯХ ОБРАЗА РУССКОЙ ДЕВУШКИ НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА (Н.М. Карамзина, A.C. Пушкина и И.С. Тургенева)
Специальность 10.02.01 - русский язык
Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор Иванова Г.Н.
Москва 2014
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ....................................................................................................2
ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................4
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РИТМА ПРОЗЫ НА ПРИМЕРЕ ОПИСАНИЯ СКВОЗНОГО ОБРАЗА РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................................................12
1.1. Ритм художественной прозы: история исследования. Литературоведение и лингвистика...................................................................12
1.2. Количественные параметры ритмического анализа прозы. Методика Г.Н. Ивановой-Лукьяновой...............................................................................25
1.3. Образ девушки Лизы как один из сквозных образов в русской классической литературе...................................................................................36
Выводы................................................................................................................48
ГЛАВА 2. РИТМИКО-ИНТОНАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА В СОЗДАНИИ
ОБРАЗА ГЕРОИНИ В ПОВЕСТИ Н.М. КАРАМЗИНА «БЕДНАЯ ЛИЗА»..51 2.1. Движение ритма в начальной части повести: «Начало влюбленности»
..............................................................................................................................58
2.2. Движение ритма в центральной части повести: «Радость любви»........65
2.3. Движение ритма в развязке повести: «Грехопадение»...........................72
2.4. Движение ритма в заключительной части повести: «Страдание и гибель».................................................................................................................76
Выводы................................................................................................................81
ГЛАВА 3. РИТМИКО-ИНТОНАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА В СОЗДАНИИ ОБРАЗА ГЕРОИНИ В ПОВЕСТЯХ А.С. ПУШКИНА «БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА» И «ПИКОВАЯ ДАМА»..........................................................89
3.1. Образ Лизаньки/Акулины и двойственность в ритме и интонации повести «Барышня-крестьянка»........................................................................91
3.2. Ритмическое разнообразие прозы и многогранность образа Лизаветы Ивановны в повести «Пиковая дама»...........................................................1055
Выводы..............................................................................................................125
ГЛАВА 4. РИТМИКО-ИНТОНАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗА ГЕРОИНИ В РОМАНЕ И.С. ТУРГЕНЕВА «ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО».... 1344
4.1. Ритм и интонация в создании образа Лизы: «От покоя к влюбленности» ..........................................................................................................................1399
4.2. Ритмико-интонационные характеристики кульминационного момента:
«Ночное свидание героев»............................................................................1477
4.3. Суперсегментные характеристики образа до развязки романа: «Отказ от любви».............................................................................................................1522
4.4. Ритм прозы в заключительной части романа: «Монахиня»...............1524
Выводы..............................................................................................................155
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................160
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................................1744
ПРИЛОЖЕНИЕ..............................................................................................1877
ВВЕДЕНИЕ
Существенную роль в восприятии художественного текста, в актуализации подтекстового содержания играет ритм - регулярное повторение сходных и соизмеримых языковых единиц, выполняющих структурирующую, текстообразующую и экспрессивно-эмоциональную функции1. Немаловажно значение ритма в создании эстетического объекта произведения: ритм как динамическое начало включен в формирование взаимодействия субъекта, объекта и адресата художественного высказывания, в формирование читательской позиции, в определение стиля как личностного начала, организующего художественное высказывание2.
Ритм художественной прозы - важнейшее свойство ее как явления словесности, однако, сравнительно мало исследованное. Ритм в прозе, не настолько явный, как в стихах, служит тем не менее мощным средством воздействия на читателя и важным способом художественного выражения смыслов и настроений, закладываемых автором в произведение.
Русская проза с самого начала своего существования имеет заметную ритмическую организацию. Тексты древнерусской литературы, условно относимые к прозаическим, - «Моление Даниила Заточника», «Повесть о приходе Батыя на Рязань», «Слово о погибели Русской земли», пять «Слов» Серапиона Владимирского, «Задонщина» и другие - обладают последовательной ритмической упорядоченностью.
Начало собственно прозе, «неукрашенной», лишенной напевного ритма, положил протопоп Аввакум, так объяснявший намеренное упрощение своего слога: «Аще что реченно просто <...> не позазрите просторечию нашему, понеже люблю свой русской природной язык, виршами
о
философскими не обык речи красить...» . Вместе с тем со становлением
1 Лингвистический энциклопед. словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1990. - С. 416.
2 Шалыгина O.B. Проблема композиции поэтической прозы: А.П. Чехов, А. Белый, Б.Л. Пастернак. -Образование-ЗООО, 2008. - С. 52.
3 Цит. по: Кожинов В. Происхождение романа. - М.: Советский писатель, 1963. - С. 348.
собственно прозы в ней эволюционировал ритм, в котором «смысл <...> столь же изменчив и многозначен, как изменчивы и многообразны отрезки, на которые членится свободная прозаическая речь»4.
Исследование ритмической организации прозаического художественного произведения является способом лингвистического восприятия художественного текста и способствует формированию нового подхода к узучению поэтики и стиля писателя, эволюции его творчества.
Проза Н.М. Карамзина, A.C. Пушкина и И.С. Тургенева представляет собой важнейшие вехи на пути развития русского литературного языка, русской прозы. Н.М. Карамзин и A.C. Пушкин были реформаторами русской прозы, в том числе в отношении слога, ритма, интонации; наследие Тургенева представляет собой один из наиболее ярких примеров русской классической прозы XIX века.
В нашей диссертации мы исследуем ритмический рисунок, относящийся к образу Лизы, в четырех произведениях авторов, принадлежащих к разным периодам развития русской классической прозы XIX века. По замечанию Е.С. Сергеевой, «в современном литературоведении только нащупываются связи ритма и литературного процесса»5; шагом в этом направлении является сравнительное исследование текстов выдающихся прозаиков первой половины XIX века.
Актуальность темы диссертации обусловлена как отсутствием последовательных и комплексных исследований суперсегментных свойств в построении каких-либо образов мировой литературы, так и недостаточностью диахронического подхода в изучении ритма русской прозы. Проблема изучения прозаического ритма: его характеристик, методик определения, связи с единицами других уровней - по-прежнему остается малоизученной областью в анализе художественного текста. Актуальность
4 Кожинов В. Происхождение романа. - М.: Советский писатель, 1963. - С. 352.
5 Сергеева Е.С. Ритм прозы Н.В. Гоголя: дисс.... канд. филол. наук. - М., 2007. - С. 20.
данной темы определяется тем, что она восполняет известную недостаточность фонетического аспекта в анализе художественного текста.
Объект исследования - прозаические произведения Н.М. Карамзина, A.C. Пушкина, И.С. Тургенева, главная героиня которых - Лиза. Образ Лизы становится одним из сквозных в русской литературе, являясь и частью образа «тургеневской девушки»; он обнажает межтекстовые связи в истории различных периодов русской литературы, выявляя типологическое родство сюжетов и образных схем.
Предмет исследования - суперсегментные средства русского языка, создающие ритм прозаических текстов, выбранных из произведений Н.М. Карамзина, A.C. Пушкина, И.С. Тургенева.
Материалом диссертационной работы являются фрагменты характеристик и описаний образа Лизы в прозаических текстах «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина, «Барышня-крестьянка» и «Пиковая дама» A.C. Пушкина, «Дворянское гнездо» И.С. Тургенева. Всего было проанализировано 74 прозаических фрагмента. Отбор был продиктован критериями текста: единством темы, цельнооформленностью, общностью типа текста, в данном случае описания. Весь исследованный материал представлен графически и прилагается к диссертации (см. Приложение, стр. 187-258).
Цель работы заключается в выявлении закономерностей использования в художественном тексте ритмико-интонационных характеристик для отражения психологического состояния героинь, объединенных общностью эмоциональных переживаний, но находящихся в рамках разных исторических периодов.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- проанализировать существующие исследования в области ритма художественной прозы;
- рассмотреть образ Лизы как один из сквозных образов русской литературы;
- отобрать материал для ритмического анализа;
рассмотреть неизбежно возникающие проблемы изучения суперсегментных средств русского языка: вопросы синтагматического членения и интонационной транскрипции; ударность динамически неустойчивых слов;
- определить ритмические характеристики текстов, описывающих эмоциональное состояние четырех героинь, находящихся в одинаковых жизненных ситуациях;
- проанализировать взаимосвязь единиц разных уровней в исследуемых текстах;
- выявить и обобщить результаты влияния на ритм художественного текста различных эмоциональных состояний героев.
Гипотеза исследования состоит в том, что в текстах Н.М. Карамзина, A.C. Пушкина и И.С. Тургенева при создании образа Лизы, рассматриваемого на одних и тех же стадиях любовных отношений, использованы сопоставимые ритмические характеристики, а временные разграничения этих текстов создают наглядную картину исторических изменений прозаического ритма, что дает возможность рассматривать ритм прозы в синхронии и диахронии.
Методология работы основывается на трудах Г.Н. Ивановой-Лукьяновой, A.A. Арустамовой, М.М. Гиршмана, В.М. Жирмунского, В.И. Забурдяевой, Е.З. Имаевой, Б.С. Мейлаха, В.В. Потапова, Б.В. Томашевского, Н.В. Черемисиной и других исследователей ритма прозы как явления суперсегментно-фонетического.
Методы исследования:
- изучение и описание лингвистической литературы, касающейся вопроса ритма и интонации художественного прозаического текста;
- использование элементов метода сравнительно-сопоставительного и структурно-семантического анализа: обобщение, сравнение, систематизация;
- использование математико-статистического метода в определении ритмических характеристик текста;
Научная новизна настоящей работы определяется изучением ритма художественной прозы в синхронии и диахронии, благодаря применению одного сквозного образа русской литературы, носящего имя Лиза, с точки зрения единства эмоциональных переживаний и временной протяженности. Единство обусловлено исследованием образа Лизы, берущего начало в повести Н.М. Карамзина («Бедная Лиза»), проходящего затем через прозу A.C. Пушкина («Барышня-крестьянка», «Пиковая дама») и обретающего свое завершение, с символическим наименованием «тургеневской девушки», в романе И.С. Тургенева («Дворянское гнездо»). Знаковая сущность этого образа объясняется глубиной его обобщения - анализируются изменения в характере молодой женщины, происходящие под влиянием превратностей первой любви, которая приносит радость, разочарование и гибель. Диахронический подход к теме определяется «вписанностью» рассматриваемого образа в рамки литературного процесса XIX века, а также устремленностью этого образа в современность, так как архетип «тургеневской девушки» стал неотъемлемой приметой не только русской литературы, но и всего русского общества. Кроме того, впервые предпринята попытка теоретического осмысления и практической апробации одной из наиболее практически значимых технологий ритмического анализа на материале образа девушки Лизы в русской литературе XIX века.
Теоретическая значимость диссертации заключается в применении комплексного анализа в изучении ритма прозы по трем характеристикам (слоговой, синтагматической и интонационной) на примере произведений Н.М. Карамзина, A.C. Пушкина и И.С. Тургенева, охватывающих период в 67лет. Результаты исследования вносят вклад в развитие теории ритмики русской прозы.
Практическая ценность работы заключается в том, что она даёт возможность исследователю представить ритм в конкретных цифровых показателях, чтобы увидеть влияние на него различных эмоциональных состояний героев, времени создания произведения, сходных сюжетных и семантических явлений. Представленный в работе материал и полученные выводы могут быть учтены при исследовании творчества писателей и ритма их прозы в школе и вузе, а также в углубленных исследованиях фонетического уровня письменного художественного текста.
Предложенная методика целесообразна в определении и описании ритмических характеристик текста, а также при исследовании эстетического и эмоционального воздействия художественного текста. Она также может быть использована при анализе ритмической составляющей в переводах художественной литературы и открывает широкие возможности для литературоведческой интерпретации полученных объективных результатов.
Достоверность исследования обеспечивается достаточным объемом теоретического и практического материала, проверявшегося в учебных условиях.
Положения, выносимые на защиту:
1. Ритмико-интонационная организация текста играет немаловажную роль в его восприятии, что далеко не всегда осознается читающими, однако отражается на их настроении, на подсознательном восприятии прозаического текста как имеющего определенную ритмическую организацию, не равную и не близкую ритму стиха, однако упорядоченную по законам прозы.
2. В нашей работе единство литературоведческого объекта (образ Лизы в русской прозе XIX века в произведениях Н.М. Карамзина, A.C. Пушкина, И.С. Тургенева) и лингвистической методики исследования обеспечили необходимую объемность результатов исследования ритма прозы в синхронии и диахронии.
3. Мастерство звукописи исследуемых авторов состояло в использовании компенсаторных функций ритмических характеристик: при
анормальных характеристиках одного уровня другие показывают ритмичность, близкую к идеальной. Таким образом, ритм прозы в русской литературе XIX века нигде не нарушается, а только преобразуется, перетекая с одного ритмообразующего элемента на другой.
4. Весь анализ суперсегментных средств создания женских образов русской прозы ведет к выводу о глубокой взаимосвязи ритмико-интонационных характеристик текста с сюжетными поворотами, психологическим обликом героини, типом конфликта и его разрешения, стилистическими предпочтениями автора.
Апробация работы. Основные положения и результаты исследования были представлены в диссертационном исследовании, содержащем 258 страниц, 7 таблиц и 5 графиков, а также нашли свое отражение в 3 публикациях общим объемом 2,15 п.л. в изданиях, рекомендованных из списка ВАК РФ.
Диссертационное исследование прошло апробацию на заседаниях кафедры русского языка и теории словесности ФГБОУ ВПО МГЛУ. Результаты подсчета ритмических характеристик были обсуждены и выверены в ФГБОУ ВПО МГЛУ на переводческом факультете при проведении занятий по русскому языку у студентов первого и второго курсов дневного и вечернего отделений, а также на аспирантских занятиях 20092013 гг., посвященных исследованию звукописи, ритма и интонации письменных художественных текстов. Всего в подсчетах приняли участие около 150 человек.
Основные положения диссертации отражены в 3 публикациях автора общим объемом 2,15 п.л. в журналах, которые включены в перечень ВАК.
Статьи, опубликованные в изданиях, включенных в «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук»:
1. Головченко Г.А. Взаимодействие ритма и эмоционально-сюжетного строя текста // Вестник Московского государственного лингвистического университета Выпуск 22(601), Серия Филологические науки. Имплицитные смыслы и методы их описания. Москва: ИПК МГЛУ «Рема», 2010. С. 143151,0,3 п.л.
2. Головченко Г.А. Образ девушки Лизы как один из сквозных образов русской классической литературы // Язык. Словесность. Культура: Научный журнал по филологии, Москва, Издательский дом «АНАЛИТИКА РОДИС», 2013, №6. С. 87-105, 1 п.л.
3. Головченко Г.А. К вопросу о реформе русской прозы и ее ритма в творчестве Н. Карамзина и А. Пушкина // Научный журнал «Гума�