автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Ритм прозы М. Цветаевой

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Канищева, Елена Валерьевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Челябинск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Ритм прозы М. Цветаевой'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Ритм прозы М. Цветаевой"

На правах рукописи

Канищева Елена Валерьевна РИТМ ПРОЗЫ М. ЦВЕТАЕВОЙ

10.01.01 - Русская литература

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

г 8 ноя ш

Самара-2013 005541490

005541490

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (Научно-исследовательский университет)

Научный руководитель:

Семьян Татьяна Федоровна, доктор филологических наук, доцент Официальные оппоненты:

Матяш Светлана Алексеевна, доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русской филологии и методики преподавания русского языка ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»

Бородина Ольга Владимировна, кандидат филологических наук, преподаватель кафедры русской и зарубежной литературы ГБОУ ВПО «Самарская государственная областная академия (Наяновой)»

Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

Защита состоится « й» декабря 2013 года в часов на заседании

диссертационного совета Д 212.218.07 при ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет» по адресу: 443011, Самара, ул. Академика Павлова, 1, зал заседаний.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет».

Автореферат разослан

Ученый секретарь диссертационного совета

Карпенко Г. Ю.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Понятие ритма является универсальным, ритм выделяют в природе, биологии, истории, он распространяется на все области искусства: термин применим в литературе, музыке, живописи, кинематографе и др.

Ритм художественных произведений имеет особое значение, он создает специфический рисунок, воспринимаемый читателем на подсознательном, интуитивном уровне.

Особое внимание ученых привлекает ритмическая организация прозаических произведений. Это уникальное явление позволяет определить новый уровень анализа прозы и семантической насыщенности ее структурных элементов. Ритм прозы является структурообразующим компонентом, создающим целостность произведения, становится полноценным уровнем поэтики художественного текста.

Прозаический ритм - сложный феномен, основанный не только на последовательном, закономерном чередовании различных компонентов текста, но и на сбое, появлении ритмически заряженных фрагментов на фоне размеренных, на чередовании напряженных с точки зрения интонационного рисунка частей и плавных, мелодичных.

Специфический выразительный материал для изучения ритма художественной прозы дает творчество авторов, чьи произведения находятся на стыке двух форм художественной речи. Среди таких писателей А. Пушкин, А. Вельтман, И. Тургенев, А. Ахматова, К. Бальмонт, А. Белый, А. Блок, С. Есенин, Г. Иванов, А. Мариенгоф, Ф. Сологуб, а также М. Цветаева.

«Литературный билингвизм» творчества М. Цветаевой предопределил в её прозаических произведениях отчетливую, специфически оформленную ритмическую организацию, выражающую индивидуальные особенности художественного мира поэта. Проза М. Цветаевой динамична, ассоциативна, в ней чередуются фрагменты с четким, чеканным ритмом и плавные, ритмически размеренные отрывки, характеризующиеся интонацией размышления.

При возрастающем интересе к феномену ритма художественной прозы в современной науке практически нет работ, специально посвященных ритмической организации прозы М. И. Цветаевой, в то время как ритмическая акцентированность прозаических произведений этого автора очевидна.

Прозаическое наследие М. Цветаевой достаточно велико (64 произведения): его составляют воспоминания о современниках, статьи, эссе, дневниковые записи, автобиографические заметки.

Каждое прозаическое произведение М. Цветаевой отличается специфическим способом организации художественного материала. И дневниковые записи, и воспоминания о современниках, и эссе являются глубоко биографичными, лиричными.

Прозаические произведения поэта построены как процесс размышления, фиксирующий рождение мысли, представляют собой внимательный самоанализ, углубленную рефлексию, оказываются насыщенными лирическими элементами, различными способами ритмизации, обилием изобразительно-выразительных средств, яркими, метафорическими ассоциациями. Изучение ритмической организации позволяет осмыслить произведения поэта, ориентированные на особенности интонирования, на экспрессивную внутреннюю речь, как художественные тексты.

Творчество М. Цветаевой стало актуальным материалом для изучения современными исследователями.

Особенностям этимологических и окказиональных образований, специфике синтаксической организации стихотворений М. Цветаевой посвящены работы Н. С. Валгиной, Е. В. Валеевой, Н. Г. Гольцовой, Л. В. Зубовой, Н. Космана и др.

Появление одинаковых приемов в стихах и прозе поэта, возможности объединения двух художественных дискурсов в произведениях поэта изучены в статьях И. Бродского, Ю. Ю. Даниловой и О. И. Павловой, Е. В. Титовой, в пособии А. С. Акбашевой, диссертации и монографии С. Ж. Макашевой, монографии Е. Ю. Муратовой, исследованиях И. В. Кудровой.

Анализу ритма прозы М. Цветаевой посвящена статья известного стиховеда Ю. Б. Орлицкого «Об особенностях ритма цветаевской прозы», в которой автор анализирует особенности стиховой экспансии на примере эссе «Световой ливень».

Несмотря на то, что исследователи уделяют внимание феномену ритма прозы поэта, необходимость системного изучения ритмических особенностей прозаических произведений М. Цветаевой является очевидной. Этим обусловлена актуальность диссертационного исследования.

Целью исследования является изучение ритмических особенностей прозы М. И. Цветаевой как маркера стилевой индивидуальности писателя.

В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

1) осмыслить ритм прозы М. Цветаевой как многоуровневую иерархическую систему, в которой выражено индивидуально-стилевое своеобразие творчества автора;

2) проанализировать визуально-графические элементы прозы М. Цветаевой как специфические ритмические маркеры;

3) изучить синтаксические особенности прозы М. Цветаевой с точки зрения формирования синтаксического ритма, выявить роль системы знаков препинания в ритмико-синтаксической структуре произведений;

4) проанализировать ритмическую структуру архитектоники текста в прозе М. Цветаевой;

5) изучить особенности сюжетно-композиционного ритма прозы М. Цветаевой;

6) описать специфические элементы стиха в структуре прозы М. Цветаевой, исследовать их ритмообразующую функцию;

7) осмыслить ритмическую структуру прозы М. Цветаевой как план выражения концептуальных особенностей творчества.

Материалом для исследования послужило базовое собрание сочинений М. И. Цветаевой в семи томах (М. : ТЕРРЛ; «Книжная лавка» -РТР, 1997-1998 гг.), для контекста использованы сочинения в двух томах (М. : Худож. лит., 1988) и полное собрание поэзии, прозы, драматургии в одном томе (М. : «Издательство АЛЬФА-КНИГА», 2009).

Объектом исследования является ритмическая организация прозаических произведений М. И. Цветаевой. Предметом - специфика реализации ритма прозы на различных структурных уровнях текста.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили работы по теории прозы: Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпы, В. Б. Шкловского, В. Шмида; по теории ритма: М. Л. Гаспарова, М. М. Гиршмана, В. М. Жирмунского, А. М. Пешковского, Б. В, Томашевского, О. И. Федотова, Н. М. Фортунатова, А. В. Чичерина; по методологии анализа ритма прозы: А. Белого, С. И. Кормилова, Л. А. Новикова, Ю. Б. Орлицкого, Т. Ф. Семьян, Н. А. Фатеевой.

Для решения поставленных задач в работе используются сравнительно-сопоставительный, системный, структурный,

статистический методы.

Научная новизна исследования определяется тем, что 1) диссертация представляет собой первое системное исследование ритмических особенностей прозаических произведений М. Цветаевой; 2) впервые к анализу ритма прозы М. Цветаевой применен поуровневый подход, объединяющий различные методики изучения прозаического ритма; ритм прозы М. И. Цветаевой изучен на различных структурных уровнях текста: композиционном, синтаксическом, фонетическом, визуальном, уровне экспансии стихового начала; 3) впервые ритм прозы связан с визуально-графическими приемами, расставляющими авторские акценты в особенностях интонирования текста и нарушающими фоновый рисунок текста прозаической страницы.

Теоретическая значимость работы определяется: 1) возможностью уточнить современную теорию ритма художественной прозы на основе анализа прозаических произведений М. Цветаевой, 2) возможностью использовать предложенную методику анализа прозаического ритма в исследованиях произведений, относящихся к феномену «проза поэта».

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в практике преподавания курса русской литературы Серебряного века, на специальных семинарах по анализу художественного мира М. Цветаевой, а также в курсе преподавания стиховедческих дисциплин и теории литературы.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Проза М. Цветаевой относится к феномену «прозы поэта», характеризуется размытостью жанровых и родовых границ, имеет специфическую ритмическую структуру, которая является стилеразличительным фактором, выражает концептуальные уровни произведения и творчества автора в целом.

2. Ритм прозы М. Цветаевой определяется как многоуровневая система, включающая микро- и макроуровни: синтаксический, лексический, фонетический, визуальный, сюжетно-композиционный. Ритмическая организация прозы поэта дополнительно акцентирована визуально-графическими приемами и элементами стиха. Ритмические определители проявляются на разных уровнях структуры текста, дублируют друг друга, усиливая тем самым художественный эффект и создавая неповторимо-индивидуальный ритмический рисунок прозы М. Цветаевой.

3. Ритмическая структура микроуровня прозы М. Цветаевой акцентирована визуально-графическими приемами. Данный внешний уровень формирования ритма выражен в зрительной расстановке авторских акцентов. К визуально-графическим элементам прозаических произведений поэта можно отнести использование пробела или его графического эквивалента, различные способы шрифтовой акциденции, в том числе курсив, слоговую разбивку лексем, использование строчных и заглавных букв, не обусловленное законами русского языка, включение в текст иноязычных фрагментов и системы сносок. Перечисленные внешние особенности прозы М. Цветаевой формируют ритмическую систему, построенную на деавтоматизации чтения, нарушении «привычной» структуры текста.

4. Синтаксические особенности прозаических произведений М. Цветаевой тесно связаны с приемами визуализации, они формируют четкую, оформленную графически ритмическую структуру. Яркими ритмообразующими синтаксическими элементами в прозе поэта являются инверсии, эллипсисы, парцелляции, прием синтаксического параллелизма, длинные ряды однородных членов и назывных предложений. Акцентирует специфику синтаксического ритма яркая система авторских знаков препинания. Средства синтаксиса и пунктуации позволяют маркировать не только интонационные особенности текста, но и углубить семантику отдельных языковых единиц произведений.

5. Ритмические особенности архитектонического уровня прозы М. Цветаевой акцентированы активным сегментированием текста на части и главы небольшого объема, такими элементами внешнего облика текста, как заголовочный комплекс, драматургическая разбивка, демонстрируют неоднородность ритмической структуры, контрастность темпоритма частей текста.

6. Характерные особенности ритма сгожетно-композиционного уровня произведений М. Цветаевой определяются ослабленной сюжетной линией, отсутствием экспозиции, ассоциативностью и монтажностью композиционной организации, проявляются в чередовании ритмически заряженных, сюжетных и размеренных, лирических, описательных фрагментов.

7. Приемы стиховой экспансии в прозу поэта включают как специфические признаки стиховой организации (метр и рифму), так и визуальные маркеры стиха в рамках прозы (стихотворные цитаты, аналог стихового переноса, версейную строфику и миниатюризацию текста). Стиховые элементы, проникая в прозаический текст поэта, создают дополнительный уровень ритмической структуры, ассоциативно соотносящийся со стиховым ритмом, что позволяет говорить об особенностях творческого мышления М. Цветаевой, органично сочетающей в своих произведениях стиховой и прозаический дискурсы. В произведениях с тенденцией к миниатюризации ритмические элементы проявляются наиболее активно, т. к. в условиях малого объема текста их концентрация наиболее ощутима. Фонетические особенности прозы М. Цветаевой (появление звукописи, лексических повторов, анафоры, внимание к этимологии слова), являясь признаками стиха в прозаических произведениях поэта, создают дополнительный уровень акцентирования ритма, основанный на системе звуковых повторов.

8. Главным нарративным событием прозы М. Цветаевой является ментальная деятельность автора, описание когнитивных стратегий личности, основанных на авторефлексии. Специфические особенности повествования, интонация и темпоритм внутренней речи, в которых автор представлен как субъект психологического самоанализа, выражают все уровни ритмической структуры прозаических произведений М. Цветаевой.

Апробация диссертационного исследования проводилась на конференциях различного уровня: на III Всероссийской научной конференции с международным участием «Проблемы трансформации и функционирования культурных моделей в русской литературе» (Томск, 2008), XII международной научной конференции «Взаимодействие литератур в мировом литературном процессе. Проблемы теоретической и исторической поэтики» (Беларусь, Гродно, 2008), Четвертых международных Цветаевских чтениях «Марина Цветаева в контексте культуры Серебряного века» (Елабуга, 2008), Международных научных

конференциях «Дергачевские чтения» (Екатеринбург, 2008, 2011), Международной научно-практической конференции «Русское слово: восприятие и интерпретация» (Пермь, 2009), 16-й Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, 2009), XV научно-практической конференции словесников «Литература сегодня: знаковые фигуры, жанры, символические образы», (Екатеринбург, 2011), III международной научной конференции молодых ученых в г. Караганда (2011), VI Международной научно-теоретической конференции, посвященной 100-летию 3. Шашкина «Проблемы поэтики и стиховедения» (Алматы, 2012), IV Всероссийской научно-практической конференции «Литература - театр - кино: проблемы рецепции и интерпретации» (Самара, 2012), международной научной конференции молодых ученых «Язык и репрезентация культурных кодов» (Самара, 2012), Международных научно-практических конференциях студентов и аспирантов «Язык. Культура. Коммуникация» (Челябинск, 2007, 2011), Международных научно-практических конференциях «Литературный текст XX века: проблемы поэтики» (Челябинск, 2009, 2010, 2011, 2013). Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры русского языка и литературы Южно-Уральского государственного университета (Челябинск).

Материалы диссертации нашли отражение в 29 публикациях, из них 4 в журналах, рекомендованных ВАК (3 статьи в «Вестнике ЮжноУральского государственного университета», 1 статья в «Вестнике Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина»),

Структура исследования. Диссертационное исследование состоит из введения, 4 глав, заключения, библиографического списка, включающего 184 наименования, и двух приложений. Общий объем работы - 202 страницы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении объясняется выбор темы и ее актуальность, характеризуются особенности прозаических произведений М. Цветаевой. В данной части исследования представляется обзор работ, посвященных изучению творчества поэта, формулируются цели и задачи исследования, обозначается материал, предмет и объект изучения, методологическая основа и методы диссертационного исследования, подчеркивается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, формулируются основные положения, выносимые на защиту, сообщается об апробации исследования, определяется структура работы.

Глава 1 «Теоретические аспекты исследования» открывается параграфом 1.1 «Современные концепции ритма художественной прозы». В данной части работы представлен анализ основных методик изучения ритма прозы, сложившихся в ХХ-ХХ1 веке, в основе которых лежит понимание феномена как упорядоченной системы различных структурных

элементов текста, обобщен опыт исследований А. Белого,

B. В. Васильевой, Е. В. Волковой, М. М. Гиршмана, В. М. Жирмунского,

C. И. Кормилова, М. А. Красноперовой, А. М. Пешковского, Ю. Б. Орлицкого, Г. Я. Солганика, Л. В. Татару, О. И. Федотова, Н. М. Фортунатова, А. В. Чичерина.

В данной части исследования обоснован выбор методики анализа ритма прозы, разработанной Т. Ф. Семьян, включающей исследование микро- и макроуровней текста, а именно: особенностей композиционной, синтаксической, лексической, фонетической организации, а также уровня визуального оформления текста и проникновения стиховых элементов в прозаическую структуру. Вслед за Т. Ф. Семьян, под ритмом в исследовании понимается многоуровневая иерархическая система, состоящая из микроуровня (речевого ритма) и макроуровня (сюжетно-образного ритма), включающая в себя различные виды ритмов (синтаксический, композиционный, ритм образов и др.).

В следующем параграфе 1.2 «Феномен "прозы поэта"» анализируются особенности феномена, находящегося на грани двух форм художественной речи - стиха и прозы, обоснована актуальность изучения синкретичных литературных явлений. Учтен опыт изучения пограничных феноменов в исследованиях Ю. Б. Орлицкого, О. И. Федотова, Н. А. Фатеевой, Р. О. Якобсона.

Термин «проза поэта» не является строго научным, традиционно им обозначают прозаические произведения, созданные поэтом и имеющие некоторые особенности, характерные для стихового дискурса. Но обилие явлений, которые можно отнести к «прозе поэта», вызывают необходимость изучения феномена.

В данной части исследования описаны основные черты феномена «проза поэта»: фрагментарность, коллажность повествования, которая проявляется в том числе в резкой смене временных пластов, чередовании субъектов и объектов действия и речи, в сложности ассоциативной связи между частями и главами произведений, наличии метрических, рифмованных отрывков, анафор и звукописи, появлении строфичности и аналога переноса, которые позволяют говорить о проявлении стихового элемента в структуре прозы.

В рамках прозаического произведения стиховые элементы могут совмещаться с вполне определенной нарративностью или подчеркивать бесфабульность текста и желание автора передать различные чувства, переживания. У прозы феномен «заимствует» развитие сюжета, событийность, внимание к детали, наличие системы образов, некоторые особенности композиции; у поэзии — эмоциональность, яркое выражение и развитие различных чувств, наличие метрически организованных и рифмованных отрывков, анафорической композиции, звукописи, создание особого ритма. Подобный синтез не является искусственно созданным,

черты феномена отражают тип художественного мышления писателя, его желание придать прозаическому произведению эмоциональность, лиричность.

Проза М. Цветаевой является ярким вариантом «прозы поэта», последовательно воплощающим его специфические черты.

Далее кратко описан литературный контекст, который подпитывал синкретизм мышления М. Цветаевой возможностями взаимодействия не только стиха и прозы, но и литературы и живописи, литературы и музыки.

В параграфе 1.3 «Основные особенности прозы М. Цветаевой» представлена характеристика жанровых номинаций произведений поэта.

Сложность однозначной жанровой классификации прозы М. Цветаевой объясняется особенностями организации произведений поэта, в которых акцентирована ритмическая составляющая. Не случайно, говоря о жанровой специфике прозы М. Цветаевой, исследователи, как правило, избегают точных, конкретных формулировок. Несмотря на то, что в заглавии некоторых произведений поэта есть обозначение жанра, например, в «Повести о Сонечке», «Письме к Амазонке», оно разрушает жанровое ожидание читателя. Сюжеты прозаических произведений поэта вызваны воспоминанием, событием, представляют собой выражение внутренних сиюминутных ощущений и переживаний, что традиционно характерно для стихотворных произведений.

Данные особенности оставляют возможность для проникновения в прозу поэта стиховых элементов, в очередной раз подчеркивают специфику художественной организации прозаических произведений М. Цветаевой, характеризующихся определенными ритмическими особенностями.

В Приложении 1 дан полный перечень прозаических произведений поэта с жанровыми номинациями, основанный на базовом собрании сочинений в 7 томах (М. : ТЕРРА - Книжный клуб; «Книжная лавка-РТР», 1997-1998), которые являются основным материалом исследований.

В параграфе 1.4 «Выводы по главе» представлен краткий обзор основных теоретических положений, необходимых для дальнейшего анализа прозаических произведений М. Цветаевой.

Глава 2 «Ритмические элементы микроуровня текста в прозе М. Цветаевой» предваряется параграфом 2.1 «Вводные замечания», в котором обозначены основные элементы микроуровня, подробно рассматриваемые в аналитической главе: визуально-графические и ритмико-синтаксические особенности прозы М. Цветаевой.

В параграфе обоснована методика анализа визуально-графических элементов в прозе М. Цветаевой, ориентированная на исследования Т. Ф. Семьян, в которых дано теоретическое обоснование феномена визуального облика прозаического текста.

При анализе ритмических особенностей микроуровня прозаических текстов М. Цветаевой возникла необходимость охарактеризовать повторяющиеся визуально-графические элементы, влияющие на особенности интонирования и формирующие специфический фоновый визуальный облик страницы текста.

В визуальных особенностях прозы М. Цветаевой проявляется гибкая ритмическая структура, т. к. внешний облик прозаической страницы задает определенный ритм восприятия и чтения произведения. С точки зрения физиологии чтения, любой визуальный знак деавтоматизирует ритмичность движения глаз, нарушает ритм чтения, притягивая на себя основное внимание. Считываемые визуальные знаки требуют расшифровки, остановки, момент декодирования является определяющим для понимания концептуального уровня произведения.

Изучение ритмико-синтаксических особенностей прозы М. Цветаевой основано на методиках, предложенных в исследованиях В. М. Жирмунского, В. И. Забурдяевой, Н. А. Фатеевой. В параграфе обозначены те способы синтаксического оформления произведений, которые очевидно влияют на ритмическую организацию прозаических произведений М. Цветаевой: эллиптические и парцеллированные предложения, синтаксический параллелизм, инверсии, градация, использование однородных членов предложения, цепочек назывных предложений.

В следующем параграфе 2.2 «Визуально-графические элементы как ритмические маркеры в прозе М. Цветаевой» проанализированы визуально-графические особенности прозы М. Цветаевой.

Использование пробела и графических эквивалентов фиксирует смену глав, сюжета, временных пластов и т. п., характеризующихся различным ритмическим рисунком.

Появление буквенной или слоговой разрядки и морфемного деления слов, а также других способов шрифтового выделения способствуют интонационной акцентуации лексем и замедлению ритма чтения.

Включение фрагментов или отдельных слов, выделенных курсивом, реже-другим шрифтовыми акцентами, визуально диссонируют с фоновым шрифтом, деавтоматизируют ритм чтения, визуализируют интонационную структуру, орнаментируют текст и визуально, и на ритмико-интонационном уровне.

Нетрадиционное визуальное оформление начала предложения, отсутствие заглавной буквы на грамматически привычном месте и наоборот, её появление в середине предложения, с одной стороны, создает более тесное семантическое поле между предложениями, с другой стороны, напротив, нарушает линейность текста, акцентируя ритмический сбой. В таких случаях рождается специфическая семантическая и ритмическая структура текста.

Большое количество лексических повторов, частое чередованием одинаковых лексем, создают «визуальное препятствие» при чтении произведения. Данный прием замедляет ритм чтения, лишает его автоматизма, но требует внимательного, вдумчивого чтения.

Распределение текста на пространстве страницы с помощью системы сносок ранжирует информацию, нарушает привычный ритм чтения.

Включение в русский текст иноязычных фрагментов или лексем создает особое звучание, соотношение блоков, написанных на различных языках. Таким образом формируется специфическая ритмическая структура, ритмическое соответствие разноязычных фрагментов.

Следующий параграф 2.3 «Ритмико-синтаксические особенности прозы М. Цветаевой» посвящен изучению особенностей структуры предложений и знаков препинания как ритмических маркеров в прозе М. Цветаевой. Специфические синтаксические и пунктуационные особенности прозаических произведений поэта непосредственным образом формируют ритмико-интонационную структуру.

В пункте 2.3.1 «Особенности структуры предложений в прозе М. Цветаевой» изучаются такие грамматические «формулы», как инверсия, парцелляция, использование большого ряда назывных предложений, ряда однородных членов предложения, синтаксический параллелизм. Ритмическая структура предложений, включающих данные явления, становится явно акцентированной, выделяется на общем фоне «синтаксически правильного» текста.

В ходе исследования выявлены следующие ритмообразующие функции грамматических особенностей текста: инверсии изменяют порядок слов в предложении и таким образом нарушают заданный изначально ритмический рисунок; эллиптические и парцеллированные конструкции создают прерывистый, чеканный ритм фрагментов; ряды назывных предложений и однородных членов формируют ритмическое ускорение или задают однообразность ритма чтения; синтаксический параллелизм рождает ощущение ритма за счет повторяемости грамматической структуры, позволяет соотнести отдельные фрагменты текста.

Особенности построения предложений в прозе поэта способствуют изменению фоновой ритмической структуры, ускоряют или замедляют ритмическое движение соответственно сюжетным коллизиям.

Все перечисленные особенности в прозе М. Цветаевой сопровождаются яркой авторской пунктуацией, нерегламентированной расстановкой знаков препинания, о которых речь идет в пункте 2.3.2 «Знаки препинания как ритмические маркеры прозаических произведений поэта». В данной части исследования анализируются как наиболее употребительные знаки препинания в прозе М. Цветаевой (тире, скобки и двоеточие), так и специфические способы их сочетания. Особенности

пунктуационной системы прозы М. Цветаевой способствуют не только визуальной акцентированное™ отдельных частей текста, эмоциональной и интонационной аранжировке, но и усилению семантики выделенных слов, фрагментов, выявлению авторского замысла, концепции произведения.

В параграфе 2.4 «Выводы по главе» подводится итог анализа микроуровня прозаических произведений М. Цветаевой, отмечается, что ускорение рождают такие грамматические способы построения предложений, как парцелляция, длинные ряды однородных членов и назывных предложений, активное появление тире в небольших фрагментах. Ощущение замедления ритма создают лексические повторы, подвижность порядка слов, буквенная разрядка и система сносок.

Ритмическое замедление или ускорение речи представляет собой средство эмоционально-экспрессивного изображения события, состояния персонажа, характера и акцента повествования, создает неповторимый стиль прозы М. Цветаевой, энергичный, с ярким выражением личностных авторских эмоций.

Особенности ритмической организации микроуровня текста обусловлены специфическими нарративными свойствами прозаических произведений М. Цветаевой, которые ориентированы на создание речевой экспрессии, создают ритмику разговорной интонации, а также передают поток внутренней . речи, поток сознания, т. е. разных стадий речемыслительной деятельности автобиографической героини.

Глава 3 «Ритмические особенности композиционной структуры прозы М. Цветаевой» начинается с параграфа 3.1 «Вводные замечания», в котором обоснована необходимость и оправданность изучения композиционного ритма прозаических произведений М. Цветаевой.

Данный раздел исследования включает анализ традиций в изучении композиционного ритма: работ В. С. Измайлова, Е. М. Крадожен,

A. С. Некрасова, посвященных изучению «повторной номинации», исследований М. М. Гиршмана, Н. М. Фортунатова, О. В. Шалыгиной,

B. Шмида, затрагивающих вопросы композиционного строения текста. В данном параграфе анализируются работы, посвященные прозе М. Цветаевой, в которых композиция прозаических произведений поэта также подвергались анализу, например, исследования Д. А. Богатыревой, И. В. Кудровой.

В параграфе последовательно обозначены уровни проявления композиционного ритма прозы М. Цветаевой: внешний уровень (архитектоника текста) и уровень внутренней композиции, проанализированы особенности ритмико-композиционной структуры прозы поэта в целом, которая характеризуется, во-первых, повторением определенных эмоционально заряженных композиционных фрагментов, и, во-вторых, их отсутствием, чередованием, сбоем.

Параграф 3.2 посвящен изучению «Ритмической структуры архитектоники текста в прозе М. Цветаевой»', под архитектоникой в настоящем исследовании понимается общая внешняя форма художественного произведения. В параграфе анализируются особенности деления текста на части и главы, специфика заголовочно-финального комплекса (ЗФК), в том числе роль эпиграфа в формировании ритмической структуры, оформление отдельных фрагментов в традиции драматических жанров.

Активное сегментирование текста произведения на части и главы небольшого объема, безусловно, отражается на ритмическом движении повествования, отражает дискретность, неоднородность ритмической структуры, контрастность ритмического оформления различных частей. В прозе М. Цветаевой выделенность частей и главок дополнительно визуализирована графическими акцентами, что указывает на связь ритмических особенностей композиционного уровня с особенностями визуальной организации.

Созданию ритмического повторения на композиционном уровне способствует использование возможностей заголовочно-финального комплекса, позволяющего связать начало и финал произведения. Появление эпиграфа, тематически и ритмически связанного с заглавием, входящего в структуру ЗФК, подчеркивает основную мысль произведения, создает ритмический повтор, акцентированный внешне.

Оформление отдельных фрагментов произведений в традиции драматических жанров позволяет усилить ритмическую структуру фрагментов, подчеркнуть темпоритм диалогов. Ритмический сбой в фоновом расположении текста маркирует синкретичную родовую природу произведения.

В параграфе 3.3 «Сюжетчо-компотционный ритм прозы М. Цветаевой» называются следующие характеристики сюжетно-композиционного уровня, акцентирующие ритмическую структуру: монтажность организации фрагментов текста, быстрая смена событийного плана, фрагментарность повествования, сложность ассоциативной связи между частями и главами произведений.

Ритмическая структура произведений М. Цветаевой, построенных по принципам монтажности, ассоциативности соединения частей, отличается особой динамичностью, стремительностью развития сюжета и соединения фрагментов.

Специфика формирования образа лирического героя, мозаичность его портретного описания, основанная на восприятии образа поэтом, рождает ритмический повтор при обращении к его характеристике или внешнему описанию.

Кольцевая композиция, которая позволяет создать ритм завершенности с помощью разнообразных повторов, связывает начало и

финал текста, образует смысловое и тематическое кольцо. Ритмическое оформление в данном случае позволяет переосмыслить текст, вернуться к его началу с уже сложившимся впечатлением, читательским опытом.

Изменения ритмической структуры провоцирует отсутствие экспозиции, которое приводит к нарушению жанровых ожиданий, сбою в традиции восприятия того или иного жанра.

Ритмический сбой в прозаических произведениях М. Цветаевой формирует чередование фрагментов с различной ритмической структурой, как, например, лирических отступлений и сюжетных динамичных частей, энергичных эмоциональных диалогов и размеренных авторских комментариев событий.

При этом каждая из частей текста характеризуются своими способами формирования ритмической структуры. Повествовательные части отличаются более четким, отрывистым ритмом, который создается упрощенным синтаксическим строем и, в то же время, насыщенной пунктуационной системой, включением авторских ремарок, аналога стихового переноса, стремлением текста к версейной организации. Описательные части обладают размеренным ритмом, усложнением синтаксических конструкций, большим количеством лексических и фонетических повторов, вводных замечаний, появлением системы сносок.

Все перечисленные черты находятся в тесном взаимодействии с другими структурными уровнями произведения, акцентируются и дополняются возможностями лексического, синтаксического, фонетического и визуального уровней текста.

В заключительном параграфе главы 3.4 «Выводы по главе» подчеркнуты результаты анализа композиционного уровня, перечислены основные ритмообразующие элементы данного уровня.

Последняя глава 4 «Элементы стиха в структуре прозы М. Цветаевой» посвящена анализу дополнительного уровня создания прозаического ритма, который включает в себя специфические элементы стиха в прозе М. Цветаевой, элементы стиха в фонетической организации и визуальные маркеры стиха в прозаических произведениях поэта. В данных особенностях прослеживается ассоциативная связь со стихотворной формой речи.

Глава открывается параграфом 4.1 «Вводные замечания», в котором анализируется история интереса науки к соотношению стиховых и прозаических элементов, обозначается методология анализа, основанная на исследованиях М. Л. Гаспарова, В. М. Жирмунского, С. И. Кормилова, Ю. Б. Орлицкого, Б. В. Томашевского, О. И. Федотова, В. Е. Холшевникова. В данной части исследования введены и расшифрованы основные понятия - версейная строфа, стихотворный перенос (или enjambement), миниатюризация.

В параграфе 4.2 «Специфические элементы стиха в прозе М. Цветаевой» изучаются наиболее очевидные способы экспансии стиха в структуру прозаических произведений М. Цветаевой - метр и рифма, которые в прозе поэта выполняют не только функцию ритмизации прозы, но и маркируют концептуально значимые фрагменты.

Рифменные созвучия, подчеркивая единство поэтического мышления писателя, акцентируют наиболее важные лексемы, создают фонетические повторы, рождающие ритмическую повторяемость.

Появление в прозе М. Цветаевой метрических фрагментов и рифмы является яркой иллюстрацией как стилистической, так и психологической особенности творчества поэта — органичного и быстрого перехода из одного художественного регистра в другой. Данная особенность демонстрирует специфику поэтического мышления писателя, фиксирующего поток внутренней речи, когнитивные процессы мышления писателя.

Другой вариант стиховой экспансии представлен в параграфе 4.3 «Элементы стиха в фонетической организации прозы М. Цветаевой», в котором анализируются особенности проявления звукового орнамента прозы в ярких примерах звукописи, а также в других вариантах фонетического созвучия - в игре с этимологией слова, в лексическом повторе и анафоре.

В данном разделе выявлены следующие способы акцентуации прозаического ритма:

— звукопись, которая способствует формированию более объемного, целостного образа, ритмически орнаментирует текст. Особенно яркими с точки зрения ритмической организации являются фрагменты, в которых звукопись попадает в пределы метрически организованных частей;

— внимание к процессу словообразования, к этимологии, основанное в прозе М. Цветаевой на созвучиях, подборе однокоренных или близких по звучанию слов, объединяющихся в художественном контексте. Данная особенность прозы поэта деавтоматизирует чтение, формирует паузу, необходимую для осмысления связей лексем и глубины их семантики;

— использование приема паронимической аттракции, активизирующего этимологические связи слов, создающего фонетико-ритмическую доминанту текста;

— появление лексических и фразовых повторов, которые, создавая визуальное препятствие, подчеркивают ритмичность текста за счет самого принципа регулярного повторения;

— введение анафоры, которую можно считать видом лексического и фразового повтора, дополнительно ритмизующего текст за счет появления одинакового начала различных синтаксических единиц. Появление анафоры в прозаическом отрывке создает ощущение упорядоченности

ритма, а также визуально соотносит повторяющиеся части, акцентируя внимание на отдельных семантически значимых фрагментах, создает визуальное и ритмическое соотношение данных частей.

Следующий параграф 4.4 «Визуальные маркеры стиха в прозе М. Цветаевой» включает анализ тех признаков, которые акцентируются при первичном восприятии текста - явные визуальные признаки стихового дискурса, появляющиеся в прозе. Ими являются следующие приемы стиховой экспансии:

— прозиметрические фрагменты, которые формируют особую ритмичность прозаического текста, распространяющуюся на предшествующие и последующие прозаические части. Визуально выделенный фрагмент задает определенный ритм чтения, влияющий на восприятие всего произведения и поддерживаемый другими способами и уровнями формирования ритма. Прозиметрические особенности произведений М. Цветаевой создают ощущение непосредственной генетической связи стиха и прозы, зрительно акцентируя элементы прозаического и стихового дискурсов, объединяя их в ритмическом оформлении;

— версейная строфика, в прозе М. Цветаевой создающая аналогию со стиховой интонацией, увеличивающая количество пауз в прозаическом тексте, визуально акцентирующая белое поле страницы и подкрепляющая ассоциацию прозаических абзацев со стихотворными строфами;

— аналог стихового переноса, визуально и интонационно маркирующий разрыв синтаксических связей в предложении, акцентирующий значение выделенных им лексем и углубляющий семантику знака препинания, находящегося на стыке;

— стремление прозаических текстов к объему миниатюры, ассоциативно объединяющее два художественных дискурса в прозаической речи. Небольшой объем прозаических текстов М. Цветаевой позволяет соотнести прозаическое произведение со стиховой структурой, обозримой зрительно. В прозаическом тексте миниатюры стиховые элементы оказываются максимально сконцентрированы в силу малого объема произведений, что создает особую ритмическую заряженность текста. Ритмический рисунок подобных произведений наиболее ощутим.

В данном параграфе представлено описание Приложения 2, включающего в себя две таблицы, в которых предложены количественные подсчеты стиховых элементов в прозаических произведениях М. Цветаевой.

В Таблице 1 приведены статистические данные, отражающие количество версейно организованных глав в общем объеме текста на примере дневниковой прозы М. Цветаевой. Данный жанр выбран для анализа не случайно, т. к. именно дневниковой прозой открывается прозаическое наследие поэта, он наиболее близок стиху в изображении

сиюминутности эмоций, в нем важен лирический сюжет, выражающий переживание субъекта речи и осмысление собственных эмоций.

В каждом произведении дневниковой прозы поэта было подсчитано общее количество глав, количество глав с версейной организацией, определено их процентное соотношение, а также был высчитан процент версейных частей, следующих друг за другом (в расчет принимались блоки не менее трех версейно организованных частей) из общего количества визуально акцентированных глав. Данный показатель является важным, т. к. подчеркивает значимость стиховых маркеров в прозе поэта.

В Таблице 2 названы произведения поэта, отражающие тенденцию стремления прозаических текстов поэта к малому объему миниатюры. Данный эмпирический материал позволяет сделать вывод о том, что проза М. Цветаевой включает в себя значительное число текстов малого объема, что свидетельствует о синкретизме поэтического мышления писателя, о том, что признаки стиха автор последовательно переносит в прозаической текст.

Параграф 4.5 «Выводы по главе» включает объяснение причин появления в прозе М. Цветаевой элементов стихового дискурса: стих и проза для поэта являлись единым художественным материалом. Стиховые элементы дополнительно орнаментируют текст, визуализируют его, создают ритмически заряженные фрагменты. Текст М. Цветаевой оказывается мобильным, легко переходящим из стиховой организации в прозаическую.

М. Цветаева переносит в прозаический текст принципы построения стиха, поэтому ее произведения можно отнести к яркому авторскому варианту феномена «прозы поэта», синкретичному по своей природе, сочетающему ритмические особенности стиха и эпический потенциал прозы.

В Заключении исследования сделаны следующие концептуально важные выводы:

1. Ритмические особенности прозы М. Цветаевой выражают концептуальный уровень произведений. Прерывистый ритм создает ощущение опасности, тревожного состояния персонажа либо эмоционального комментария событий; ощутимая смена ритмического рисунка символизирует различия в мышлении и мировосприятии героев, выделяет различными ритмическими характеристиками речь персонажей, отражает процесс взросления, усложнения внутреннего мира героев; однородность ритмической структуры, интонация неторопливого медитативного рассказа отражает безразличие людей, отсутствие их эмоциональной отзывчивости.

2. Проза М. Цветаевой ориентирована на передачу экспрессивного внутреннего монолога. Ритм прозы формирует уровень внутренней речи, передает особенности речемыслительной деятельности, направленной на

непрерывный самоанализ, постоянное внимание к собственным психологическим процессам, к когнитивным особенностям личности. Прозаические тексты поэта фиксируют процесс мыслительной деятельности писателя, который активно проявляет себя в двух художественных регистрах - в стихах и в прозе. Данная установка реализуется в ритмическом своеобразии прозаических произведений, ярко акцентированном в динамичном чередовании описательных и повествовательных фрагментов, в проникновении стиховых элементов в текст, в подчеркнутой энергетике внутренней речи.

3. Гибкая ритмическая структура прозы М. Цветаевой позволяет прояснить жанровые особенности произведений поэта, отличающихся размытостью родовых границ. Это обусловлено синкретичной природой прозы поэта, особенностями поэтического мышления писателя. Все прозаические произведения М. Цветаевой характеризуются общими признаками, создающими неповторимую цветаевскую интонацию, вне зависимости от их жанровых номинаций. Максимально активизируются все уровни формирования прозаического ритма в произведениях с тенденцией к минитюаризации, прежде всего, в силу малого объема произведений.

4. В результате исследования стал возможен вывод о том, что именно ритмические особенности прозы позволяют интерпретировать произведения М. Цветаевой как художественные тексты, применить в их анализе литературоведческие методики, в том числе поуровневый анализ, изучать все прозаическое наследие поэта как целостную художественную систему, отражающую особенности мышления поэта, глубинные уровни саморефлексии.

Основное содержание диссертации отражено в публикациях

Статьи, опубликованные в рецензируемых научных журналах, входящих в перечень ВАК:

1. Федорова, Е. В. (Канищева, Е. В.) Своеобразие феномена «проза поэта» (на материале творчества М. Цветаевой, 3. Гиппиус, Е. Гуро) / Е. В. Федорова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Лингвистика». - Выпуск 10. - 2010. - № 1 (177). -С. 92-96.

2. Федорова, Е. В. (Канищева, Е. В.) Особенности композиционного ритма в прозе М. Цветаевой / Е. В. Федорова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Лингвистика». - Вып. 14, № 2 (261). - Челябинск : Издательство ЮУрГУ, 2012.-С. 114-118.

3. Федорова, Е. В. (Канищева, Е. В.) Ритмико-синтаксические особенности прозы М.Цветаевой / Е. В. Федорова// Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия «Лингвистика». - Т. 10, № 2 (261). - Челябинск : Издательство ЮУрГУ, 2013. - С. 97-102.

4. Канищева, Е. В. Стиховое начало в ритмической организации прозы М. Цветаевой / Е. В. Канищева // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. - №2 (Том 1). -2013.-С. 16-25.

Публикации в других научных изданиях:

5. Федорова, Е. В. (Канищева, Е. В.) Трансформации модели «прозы поэта» (на материале повести С. Есенина «Яр» и «Повести о Сонечке» М. Цветаевой) / Е. В. Федорова // Трансформация и функционирование культурных моделей в русской литературе : материалы III всероссийской с международным участием научной конференции (7-8 февраля 2008 г.). - Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2008. - С. 148-154.

6. Федорова, Е. В. (Канищева, Е. В.) Феномен «прозы поэта» как прозаическая версия лирической книги / Е. В. Федорова // Авторское книготворчество в поэзии : материалы международной научно-практической конференции. - Омск - Челябинск, 2008. - Часть 1. -С. 79-84.

7. Федорова, Е. В. (Канищева, Е. В.) «Письмо к Амазонке» М. Цветаевой как авторский вариант «прозы поэта» / Е. В. Федорова // Автор как проблема теоретической и исторической поэтики : сб. научи, ст. В 2 ч. / ГрГУ им. Я. Купалы. - Гродно : ГрГУ, 2008. - Ч. 1. - С. 196-202.

8. Федорова, Е. В. (Канищева, Е. В.) Проза М. Цветаевой в контексте феномена «проза поэта» Серебряного века / Е. В. Федорова // Марина Цветаева в контексте культуры Серебряного века : материалы Четвертых Международных Цветаевских чтений. - Елабуга : Изд-во ЕГПУ, 2008. - С. 260-269.

9. Федорова, Е. В. (Канищева, Е. В.) «Проза поэта» как жанрово-родовой феномен (на материале «Повести о Сонечке» М. Цветаевой) / Е. В. Федорова // Русская литература : национальное развитие и региональные особенности. Проблема жанровых номинаций : материалы IX Международной научной конференции. Екатеринбург, 9-11 октября 2008 г. В 2 т. - Т. 2. - Екатеринбург : Изд-во Уральского университета, 2009.-С. 250-256.

10. Федорова, Е. В. (Канищева, Е. В.) Анализ художественных особенностей феномена «проза поэта» (на материале автобиографической прозы М. Цветаевой) / Е. В. Федорова // Русское слово : восприятие и интерпретация : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. В 2 т. -Т. 2. - Пермь, 2009. - С. 102-109.

11. Федорова, Е. В. (Канищева, Е. В.) Феномен «проза поэта» в школьном изучении / Е. В. Федорова // Классика и современность : проблемы изучения и обучения : материалы XIV научно-практической конференции словесников. Екатеринбург, 26-28 февраля 2009 г. /

РОПРЯЛ; Уро РАО; ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т»; ИФИОС «Словесник». - Екатеринбург, 2009. - С. 307-312.

12. Федорова, Е. В. (Канищева, Е. В.) Поэтика «Флорентийских ночей» М. Цветаевой / Е. В. Федорова // Литературный текст : проблемы поэтики : материалы II международной научно-практической конференции, 16-18 марта 2009 г. - Челябинск, 2009. - С. 275-280.

13. Федорова, Е. В. (Канищева, Е. В.) Феномен прозы М. Цветаевой / Е. В. Федорова // Проблемы поэтики и стиховедения : материалы V Международной научно-практической конференции. -Алматы, 2009. - С. 118-122.

14. Федорова, Е. В. (Канищева, Е. В.) Проблемы изучения феномена «проза поэта» / Е. В. Федорова II Актуальные проблемы журналистики в условиях глобализации информационного пространства : материалы III Международной научно-практической конференции. -Челябинск, 2009. - С. 443^49.

15. Федорова, Е. В. (Канищева, Е. В.) Ритмико-стилистические особенности прозы М. Цветаевой / Е. В. Федорова // Наука ЮУрГУ : материалы 62-й научной конференции. Секции социально-гуманитарных наук. В 2 т. - Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2010. - Т. 2. -С. 109-112.

16. Федорова, Е. В. (Канищева, Е. В.) Особенности ритмической организации эссе М. Цветаевой «Мой Пушкин» / Е. В. Федорова // Литературный текст : проблемы поэтики : материалы III международной научно-практической конференции, 15-17 марта 2010 г. - Челябинск, 2010. - С. 390-394.

17. Федорова, Е. В. (Канищева, Е. В.) Ритмическая организация «Письма к Амазонке» М. И. Цветаевой / Е. В. Федорова // Литература как прецедент : сборник научных работ. - М.: Экон-информ, 2010. -С. 138-145.

18. Федорова, Е. В. (Канищева, Е. В.) Стиховое начало в прозе М. Цветаевой / Е. В. Федорова // Научный поиск : материалы второй научной конференции аспирантов и докторантов. Социально-гуманитарные науки. - Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2010. -С. 23-27.

19. Федорова, Е. В. (Канищева, Е. В.) Визуальные особенности прозы М. Цветаевой / Е. В. Федорова // Парадигмы современной науки : материалы III междунар. науч. конф. молодых ученых. - Караганда: Центр гуманитарных исследований «Тезис», 2011. - С. 128-132.

20. Федорова, Е. В. (Канищева, Е. В.) Проза М. Цветаевой в контексте художественных исканий Серебряного века / Е. В. Федорова // Литература сегодня : знаковые фигуры, жанры, символические образы : материалы XV научно-практической конференции словесников.

Екатеринбург, 30 марта 2011г. / ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». -Екатеринбург, 2011. - С. 285-288.

21. Федорова, Е. В. (Канищева, Е. В.) Ритмико-фонетические особенности в прозе М. Цветаевой / Е. В. Федорова // Научный поиск : материалы третьей научной конференции аспирантов и докторантов. Социально-гуманитарные науки. - Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2011. - С. 19-23.

22. Федорова, Е. В. (Канищева, Е. В.) Стиховое начало в прозаических миниатюрах М.Цветаевой/ Е. В. Федорова// Язык. Культура. Коммуникация : материалы VI международной научно-практической конференции студентов и аспирантов / отв. ред. Е.В.Пономарева. - Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2011. -С.216-218.

23. Федорова, Е. В. (Канищева, Е. В.) Визуальные маркеры в прозе М. Цветаевой / Е. В. Федорова // Литературный текст XX в. : проблемы поэтики: материалы IV Международной научно-практической конференции, посвященной памяти Н. Л. Лейдермана. - Челябинск : Полиграф-Центр, 2011. - С. 450-454.

24. Федорова, Е. В. (Канищева, Е. В.) Актуальные проблемы изучения ритма художественной прозы / Е. В. Федорова// Наука ЮУрГУ : материалы 63-й научной конференции. Секции социально-гуманитарных наук. В 3 т. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2011. - Т. 3. -С. 119-122.

25. Федорова, Е. В. (Канищева, Е. В.) Принцип композиционного монтажа в ритмической структуре прозы М. Цветаевой / Е. В. Федорова// Дергачевские чтения - 2011. Русская литература : национальное развитие и региональные особенности : материалы X Всерос. науч. конф., посвящ. 100-летию со дня рожд. И. А. Дергачева, Екатеринбург, 6-7 окт. 2011 г. В 3 т. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2012. - Т. 1. - С. 166-170.

26. Федорова, Е. В. (Канищева, Е. В.) Композиционно-нарративная структура прозы М. Цветаевой / Е. В. Федорова // Проблемы поэтики и стиховедения: материалы VI Междунар. науч.-теоретич. конф., посвящ. 100-летию 3. Шашкина (24-25 мая 2012 г.). - Алматы : «Улагат», КазНПУ им. Абая, 2012. - С. 154-157.

27. Канищева Е. В. Нарративный дискурс в прозе М. Цветаевой / Е. В. Канищева // Лингвориторическая парадигма : теоретические и прикладные аспекты : межвуз. сб. науч. тр. Вып. 17 / Под ред. проф. А. А. Ворожбитовой. - Сочи: РИЦ ФГБОУ ВПО «СГУ», 2012. -С. 182-186.

28. Канищева Е. В. Жанрово-стилевые особенности прозы М. Цветаевой / Е. В. Канищева // Жанровые трансформации в русской литературе ХХ-ХХ1 веков : монография / [Е. В. Пономарева, Т. Ф. Семьян, Ч. А. Горбачевский, М. П. Двойнишникова и др.]; под ред.

Е. В. Пономаревой, Т. Ф. Семьян. - Челябинск : Цицеро, 2012. -С. 154-169.

29. Канишева Е. В. «Ритмический код» прозы М. Цветаевой / Е. В. Канищева // Язык и репрезентация культурных кодов : материалы и доклады междунар. науч. конф. молодых ученых (Самара, 17 мая 2013 г.) / Сост. А. Ю. Кубайдулова; под общ. ред: С. А. Голубкова, Л. Г. Тютеловой. - Самара: Издательство «Самарский унивеситет», 2013. -С. 150-152.

КАНИЩЕВА ЕЛЕНА ВАЛЕРЬЕВНА

РИТМ ПРОЗЫ М. ЦВЕТАЕВОЙ

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Лицензия ЛР № 021290 от 21.05.98 выд. ГК РФ по печати. Подписано в печать 07.11.2013. Формат 60x90/16. Бумага «Снегурочка». Гарнитура Тайме. Усл. печ. л. 1,5. Тираж 100 экз. Заказ № 291.

Отпечатано в типографии Уральского государственного университета физической культуры. 454091, Челябинск, ул. Российская, 258. Тел. (351) 237-48-06, факс (351) 237-05-76.

 

Текст диссертации на тему "Ритм прозы М. Цветаевой"

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет)

На правах рукописи

04201 453552

Канищева Елена Валерьевна РИТМ ПРОЗЫ М. ЦВЕТАЕВОЙ

10.01.01- Русская литература

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель: доктор филологических наук, доцент Т.Ф. Семьян

Челябинск-2013

Оглавление

Введение........................................................................................................................................с. 4

1 Теоретические аспекты исследования....................................................с. 13

1.1 Современные концепции ритма художественной прозы..........с. 13

1.2 Феномен «прозы поэта»............................................................................................с. 23

1.3 Основные особенности прозы М. Цветаевой........................................с. 32

1.4 Выводы по главе................................................................................................................с. 38

2 Ритмические элементы микроуровня текста в прозе

М. Цветаевой............................................................................................................................................с. 40

2.1 Водные замечания........................................................................................................с. 40

2.2 Визуально-графические элементы как ритмические маркеры

в прозе М. Цветаевой..........................................................................................................................с. 43

2.3 Ритмико-синтаксические особенности прозы М. Цветаевой., с. 58

2.3.1 Особенности структуры предложений в прозе

М. Цветаевой..............................................................................................................................................с. 59

2.3.2 Знаки препинания как ритмические маркеры прозаических произведений поэта........................................................................................с. 70

2.4 Выводы по главе............................................................................................................с. 79

3 Ритмические особенности композиционной структуры прозы М. Цветаевой..........................................................................................................................с. 81

3.1 Вводные замечания......................................................................................................с. 81

3.2 Ритмическая структура архитектоники текста в прозе

М. Цветаевой..............................................................................................................................................с. 86

3.3 Сюжетно-композиционный ритм прозы М. Цветаевой............с. 99

3.4 Выводы по главе............................................................................................................с. 124

4 Элементы стиха в структуре прозы М. Цветаевой....................с. 126

4.1 Вводные замечания......................................................................................................с- 126

4.2 Специфические элементы стиха в прозе М. Цветаевой..............с. 131

4.3 Элементы стиха в фонетической организации прозы М. Цветаевой.............................................................. с. 140

4.4 Визуальные маркеры стиха в прозе М. Цветаевой............ с. 154

4.5 Выводы по главе....................................................... с. 170

Заключение................................................................. с. 172

Список использованных источников и литературы................ с. 178

Приложение 1 Список прозаических произведений

М. Цветаевой........................................................................ с. 198

Приложение 2 Количественные подсчеты стиховых элементов в произведениях М. Цветаевой.................................................. с. 201

Введение

Понятие ритма является универсальным, ритм выделяют в природе, биологии, истории, он распространяется на все области искусства: термин применим в литературе, музыке, живописи, кинематографе и др.

Ритм художественных произведений имеет особое значение, он создает специфический рисунок, воспринимаемый читателем на подсознательном, интуитивном уровне.

Особое внимание ученых привлекает ритмическая организация прозаических произведений. Это уникальное явление позволяет определить новый уровень анализа прозы и семантической насыщенности ее структурных элементов. Ритм прозы является структурообразующим компонентом, создающим целостность произведения, становится полноценным уровнем поэтики художественного текста.

Прозаический ритм - сложный феномен, основанный не только на последовательном, закономерном чередовании различных компонентов текста, но и на сбое, появлении ритмически заряженных фрагментов на фоне размеренных, на чередовании напряженных с точки зрения интонационного рисунка частей и плавных, мелодичных.

Особенности ритма прозаического произведения описаны исследователями с физиологической, эмоциональной точки зрения. Так, М. М. Чернова отмечает, что «ритм (а также интонация, неразрывно с ним связанная) является основным способом эмоционального воздействия речевого произведения и вхождения в эмоциональную сферу автора. Данный процесс происходит на сенсорном, бессознательном уровне, следовательно, восприятие эмоциональной доминанты возможно уже на начальных этапах перцепции поэтического текста, а именно - на уровне восприятия его звуковой, ритмомелодической структуры» [Чернова, 2002, с. 9].

Специфический выразительный материал для изучения ритма художественной прозы дает творчество авторов, чьи произведения находятся на

стыке двух форм художественной речи. Среди таких писателей А. Пушкин, А. Вельтман, И. Тургенев, А. Ахматова, К. Бальмонт, А. Белый, А. Блок, С. Есенин, Г. Иванов, А. Мариенгоф, Ф. Сологуб и др. Творчество М. Цветаевой также относится к явлению «литературного билингвизма».

При возрастающем интересе к феномену ритма художественной прозы в современной науке практически нет работ, специально посвященных ритмической организации прозы М. И. Цветаевой, в то время как ритмическая акцентированность прозаических произведений этого автора очевидна.

Прозаическое наследие М. Цветаевой достаточно велико (64 прозаических произведения): его составляют воспоминания о современниках, статьи, эссе, дневниковые записи, автобиографические заметки.

Каждое прозаическое произведение М. Цветаевой отличается специфическим способом организации художественного материала. И дневниковые записи, и воспоминания о современниках, и эссе являются глубоко биографичными, лиричными.

Поскольку М. Цветаева является автором и стихотворных, и прозаических произведений, в ее прозе активны лирические элементы. Проза поэта, как и стихотворный текст, предполагает глубокий самоанализ, описание сиюминутных состояний души в определенные жизненные моменты, впечатлений от некоторых событий, встреч, писем и т. д. Прозаические произведения поэта построены как процесс размышления, фиксирующий рождение мысли, представляют собой внимательный самоанализ, углубленную рефлексию, оказываются насыщенными лирическими элементами, различными способами ритмизации текста, обилием изобразительно-выразительных средств, яркими, метафорическими ассоциациями. Ритмическая организация прозы, ориентированной на особенности интонирования, на экспрессивную внутреннюю речь, позволяет относится ко всем прозаическим произведениям М. Цветаевой как к художественному материалу, имеющему специфическую структуру. Известный исследователь творчества М. Цветаевой, И. В. Кудрова замечает: «Цветаева постоянно оставляет нам черновик своих размышлений.

Она дает сам процесс осмысления, заставляет пройти вместе с ней все его этапы. В результате зафиксирован путь и ритм мысли, открывающей за каждым поворотом новые дали, обнаженное рождение слова, смысла, осознания» [Кудрова, 1982, с. 177]. Исследователь М. В. Ляпон также характеризует прозу поэта как «"патологически" пристальное внимание к семантике словесного знака», подчеркивая, что «этот принцип - важное свидетельство целостной вербальной стратегии Цветаевой-поэта и Цветаевой-прозаика» [Ляпон, 2010, с. 314].

Первыми прозаическими произведениями поэта были дневниковые записи, которые она вела в Москве в период революции и гражданской войны. Не случайно именно дневниковые заметки стали первыми попытками создания прозы, т. к. способ их написания наиболее близок поэту, сродни написанию стихотворения - запечатление чувств, переживаний, возникающих в конкретный момент жизни, навеянных определенным событием. Важно в этом отношение замечание М. Л. Гаспарова, звучащее в статье, посвященной лирике поэта, о том, что именно М. Цветаева «превратила дневник в поэзию», сделала жанр дневника достоянием поэзии [Гаспаров, 1995, с. 307]. Таким образом, обращение к данному жанру как первому прозаическому опыту становится объяснимым в творческой судьбе поэта.

Произведения М. Цветаевой стали актуальным материалом для изучения современными исследователями. Ее поэзии посвящены работы, Н. С. Валгиной [Валгина, 1978], Л. В. Зубовой [Зубова, 1989], Н. Космана [Косман, 1990], Н. Г. Гольцовой [Гольцова, 2001], Е. В. Валеевой [Валеева, 2008]. Отдельное внимание исследователи уделяют лингвистическому аспекту стихотворений М. Цветаевой - особенностям этимологических и окказиональных образований, а также синтаксической организации.

Существует ряд работ, в которых анализируются особенности и поэзии, и прозы, описываются варианты их взаимопроникновения, существования одинаковых приемов в двух художественных дискурсах. Это, например, статьи И. Бродского [Бродский, 1998], Е. В. Титовой [Титова, 2002], Ю. Ю. Даниловой

и О. И. Павловой [Данилова, Павлова, 2008], Е. Г. Иващенко [Иващенко, 2011], пособие А. С. Акбашевой [Акбашева, 1999], диссертация и монография С. Ж. Макашевой [Макашева, 2006, 2005], монография Е. Ю.Муратовой [Муратова, 2005], исследования И. В. Кудровой [Кудрова, 1982, 2003].

Специально анализу ритма прозы М. Цветаевой посвящена статья известного стиховеда Ю. Б. Орлицкого «Об особенностях ритма цветаевской прозы», в которой автор анализирует особенности стиховой экспансии на примере эссе «Световой ливень» [Орлицкий, 2008 б].

Таким образом, в современном литературоведении практически нет специальных работ, посвященных ритмической организации прозы поэта, очевидна необходимость системного изучения ритмических особенностей прозы М. Цветаевой. Этим обусловлена актуальность диссертационного исследования.

Целью исследования является изучение ритмических особенностей прозы М. И. Цветаевой как маркера стилевой индивидуальности писателя.

В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

1) осмыслить ритм прозы М. Цветаевой как многоуровневую иерархическую систему, в которой выражено индивидуально-стилевое своеобразие творчества автора;

2) проанализировать визуально-графические элементы прозы М. Цветаевой как специфические ритмические маркеры;

3) изучить синтаксические особенности прозы М. Цветаевой с точки зрения формирования синтаксического ритма, выявить роль системы знаков препинания в ритмико-синтаксической структуре произведений;

4) проанализировать ритмическую структуру архитектоники текста в прозе М. Цветаевой;

5) изучить особенности сюжетно-композиционного ритма прозы М. Цветаевой;

6) описать специфические элементы стиха в структуре прозы М. Цветаевой, исследовать их ритмообразующую функцию;

7) осмыслить ритмическую структуру прозы М. Цветаевой как план выражения концептуальных особенностей творчества.

Материалом для исследования послужило базовое собрание сочинений М. И. Цветаевой в семи томах (М.: ТЕРРА; «Книжная лавка» - РТР, 19971998 гг.), для контекста использованы сочинения в двух томах (М.: Худож. лит., 1988) и полное собрание поэзии, прозы, драматургии в одном томе (М.: «Издательство АЛЬФА-КНИГА», 2009).

Объектом исследования является ритмическая организация прозаических произведений М. И. Цветаевой. Предметом - специфика реализации ритма прозы на различных структурных уровнях текста.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили работы по теории прозы: Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпы, В. Б. Шкловского, В. Шмида; по теории ритма: М. Л. Гаспарова, М. М. Гиршмана, В. М. Жирмунского, А. М. Пешковского, Б. В. Томашевского, О. И. Федотова, Н. М. Фортунатова, А. В. Чичерина; по методологии анализа ритма прозы: А. Белого, С. И. Кормилова, Л. А. Новикова, Ю. Б. Орлицкого, Т. Ф. Семьян, Н. А. Фатеевой.

Для решения поставленных задач в работе используются сравнительно-сопоставительный, системный, структурный, статистический методы.

Научная новизна исследования определяется тем, что 1) диссертация представляет собой первое системное исследование ритмических особенностей прозаических произведений М. Цветаевой; 2) впервые к анализу ритма прозы М. Цветаевой применен поуровневый подход, объединяющий различные методики изучения прозаического ритма; ритм прозы М. И. Цветаевой изучен на различных структурных уровнях текста: композиционном, синтаксическом, фонетическом, визуальном, уровне экспансии стихового начала; 3) впервые ритм прозы связан с визуально-графическими приемами, расставляющими

авторские акценты в особенностях интонирования текста и нарушающими фоновый рисунок текста прозаической страницы.

Теоретическая значимость работы определяется: 1) возможностью уточнить современную теорию ритма художественной прозы на основе анализа прозаических произведений М. Цветаевой, 2) возможностью использовать предложенную методику анализа прозаического ритма в исследованиях произведений, относящихся к феномену «проза поэта».

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в практике преподавания курса русской литературы Серебряного века, на специальных семинарах по анализу художественного мира М. Цветаевой, а также в курсе преподавания стиховедческих дисциплин и теории литературы.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Проза М. Цветаевой относится к феномену «прозы поэта», характеризуется размытостью жанровых и родовых границ, имеет специфическую ритмическую структуру, которая является стилеразличительным фактором, выражает концептуальные уровни произведения и творчества автора в целом.

2. Ритм прозы М. Цветаевой определяется как многоуровневая система, включающая микро- и макроуровни: синтаксический, лексический, фонетический, визуальный, сюжетно-композиционный. Ритмическая организация прозы поэта дополнительно акцентирована визуально-графическими приемами и элементами стиха. Ритмические определители проявляются на разных уровнях структуры текста, дублируют друг друга, усиливая тем самым художественный эффект и создавая неповторимо-индивидуальный ритмический рисунок прозы М. Цветаевой.

3. Ритмическая структура микроуровня прозы М. Цветаевой акцентирована визуально-графическими приемами. Данный внешний уровень формирования ритма выражен в зрительной расстановке авторских акцентов. К визуально-графическим элементам прозаических произведений поэта можно

отнести использование пробела или его графического эквивалента, различные способы шрифтовой акциденции, в том числе курсив, слоговую разбивку лексем, использование строчных и заглавных букв, не обусловленное законами русского языка, включение в текст иноязычных фрагментов и системы сносок. Перечисленные внешние особенности прозы М. Цветаевой формируют ритмическую систему, построенную на деавтоматизации чтения, нарушении «привычной» структуры текста.

4. Синтаксические особенности прозаических текстов М. Цветаевой тесно связаны с приемами визуализации, они формируют четкую, оформленную графически ритмическую структуру. Яркими ритмообразующими синтаксическими элементами в прозе поэта являются инверсии, эллипсисы, парцелляции, прием синтаксического параллелизма, длинные ряды однородных членов и назывных предложений. Акцентирует специфику синтаксического ритма яркая система авторских знаков препинания. Средства синтаксиса и пунктуации позволяют маркировать не только интонационные особенности текста, но и углубить семантику отдельных языковых единиц произведений.

5. Ритмические особенности архитектонического уровня прозы М. Цветаевой акцентированы активным сегментированием текста на части и главы небольшого объема, такими элементами внешнего облика текста, как заголовочный комплекс, драматургическая разбивка, демонстрируют неоднородность ритмической структуры, контрастность темпоритма частей текста.

6. Характерные особенности ритма сюжетно-композиционного уровня произведений М. Цветаевой определяются ослабленной сюжетной линией, отсутствием экспозиции, ассоциативностью и монтажностью композиционной организации, проявляются в чередовании ритмически заряженных, сюжетных и размеренных, лирических, описательных фрагментов.

7. Приемы стиховой экспансии в прозу поэта включают как специфические признаки стиховой организации (метр и рифму), так и

визуальные маркеры стиха в рамках прозы (стихотворные цитаты, аналог

' .....

стихового переноса, версейную строфику и миниатюризацию текста). Стиховые элементы, проникая в прозаический текст поэта, создают дополнительный уровень ритмической структуры, ассоциативно соотносящийся со стиховым ритмом, что позволяет говорить об особенностях творческого мышления М. Цветаевой, орга