автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Ритм прозы В.Г. Короленко
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Семьян, Татьяна Федоровна
1. Синтаксические конструкции как элемент ритмической организации рассказов Короленко.13
1.1. Особенности синтаксиса фразы в зоне речи автора-повествователя.15
1.2. Особенности синтаксиса фразы в зоне речи героев.29
1.3. Абзац как ритмическая единица текста.40
2. Ритм тем и мотивов в контексте творчества Короленко.48
2.1. Техника блоков как составляющая ритма.49
2.2. Мотив сновидения в системе ритмических определителей .61
2.3. Буквальные и вариативные повторы в ритмической организации очерка "В облачный день".69
3. Музыкальная основа ритма художественной прозы Короленко.75
3.11 Музыкальное восприятие мира в произведениях Короленко о внешних признаках проявления музыкальности) .76
3.2. Элементы музыкальной композиции в системе ритмической организации рассказов.84
3.3. Принцип симфонизма в ритмической организации рассказов.99
4. Присутствие стихового начала в ритме прозы Короленко.110
4.1. Метрические фрагменты.111
4.2. Клаузульный ритм.116
4.3. Рифмующиеся созвучия .117
4.4. Звукопись.119
4.5. Анафора и стык.121
4.6. Типы стихоподобной прозы.124
Введение диссертации1997 год, автореферат по филологии, Семьян, Татьяна Федоровна
Явление ритма художественной прозы, пожалуй, одно из самых загадочных в литературоведении. История его изучения началась еще с Аристотеля; тем не менее, до последнего времени оспаривался сам факт существования ритма прозы. Постоянный интерес к этой проблеме основывается прежде всего на фундаментальной роли ритма в человеческом бытии и искусстве.
Литературоведческая наука двадцатого века имеет определенные достижения в изучении ритма художественной прозы. В начальный период исследования проблемы ритм прозы рассматривался как фонетическое явление.
Отталкиваясь от теории стихотворного ритма как явления более наглядного, понятного и более изученного, ученым удалось "увидеть''' ритм прозы вначале только на низшем уровне организации текста — звуковом. Так, Б.В. Томашевский признавал ритм прозы только как "определенную звуковую организованность"/125, 293/. А.М. Пешковский, уточняя это понятие, утверждал, что ритм художественной прозы в отличие от ритма стиха основан на урегулировании числа тактов. Кроме того, А.М. Пешковский попытался дать схему основных ритмических единиц: слог, такт, фонетическое предложение, интонационное целое /97, 164/.
Если в начальном периоде исследования проблемы ритм прозы рассматривался только как фонетическое явление, то, с течением времени, поле изучения вопроса расширяется.
Одной из самых интересных и новаторских работ более позднего периода явилась статья В. М. Жирмунского "О ритмической прозе", в которой автор прямо заявляет, что основу ритмической организации прозы образуют не только звуковые повторы, но и различные формы грамматико-синтаксического параллелизма /44, 107/. К этому же выводу приходит А.З. Лежнев, анализируя прозу Пушкина. Он доказывает, что элементами, образующими ритм прозы, являются протяженность фраз, взаимоотношение их структуры (например, параллелизм), связь их между собой, характер их окончаний, реже — начал. А.З. Лежнев один из первых утверждает, что ритм создается "не столько "молекулярными" колебаниями внутри фразы или отрезка фразы, как в стихе (чередование ударений), сколько движением сравнительно крупных масс, смысловых единиц, тем, как они сцепляются друг с другом" /67, 130/.
С семидесятых годов начинается комплексное изучение ритма в связи с другими науками и проблемами литературоведения, что позволяет еще более точно определить, что входит в само понятие "ритм художественной прозы".
Н. Леонова отмечает, что ритм обусловлен определенным синтаксисом, несет музыкальное звучание фразы и авторское ощущение происходящего и излагаемого /68, 169/. Эта статья явилась одной из немногих, раскрывающих проблемы ритма в связи с музыкальностью того или иного произведения. Наиболее интересны в этом плане работы Н.М. Фортунатова о музыкальности чеховской прозы. Анализируя повесть Чехова "Черный монах", Н.М. Фортунатов выявил в ее композиции признаки музыкальной формы, а именно — сонатной. Опираясь на особенности построения этой формы, исследователь пытается разрешить спорные вопросы в интерпретации произведения. Для нас очень важно . что Н.М. Фортунатов отмечает: "По сути дела восприятие ритмической организации художественной прозы, с ее спадами и подъемами. напряженностью и ослаблением определенных состоянии, po.iственно восприятию музыкального произведения" /104, 185/.
В семидесятые годы появилась серия сборников, в которых группа ученых рассматривает проблему ритма неразрывно с проблемами пространства и времени в художественном тексте. По мнению Б.С. Мейлаха, взаимосвязь этих проблем вытекает из самой трактовки ритма как чередования во времени определенных элементов текста /104, 296/.
Все большее расширение границ изучения и понимания ритма художественной прозы позволило А. В. Чичерину в 1973 году сделать вывод, имеющий большое значение для дальнейшего изучения этой проблемы. В своей монографии "Ритм образа" он отмечает: "Для ритма прозы решающее значение имеет не фонетический, а семантический строй поэтической речи. Расположение ударных и неударных слогов выполняет свою служебную роль, но сущность ритма не определяет" /139, 205/.
Таким образом, конкретизировалось новое направление в изучении ритма прозы. Появились работы Ж.А. Дрогалиной, В.В. Налимова "Семантика ритма: ритм как непосредственное вхождение в континуальный поток образов" /42/, Н.Л. Мусхелишвили, Ю.А. Шрейдер "Семантика и ритм молитвы" /82/, в которых прямо утверждается, что кроме плана выражения, где ритм улавливается непосредственным восприятием, он присутствует и в плане содержания. Название работы Г.М. Мучник — "Ритм-смысл чеховских рассказов" — неоднозначно указывает на соотношение семантики и ритма в прозаическом тексте. Указывая на особую роль ритмической организации в архитектонике чеховских рассказов. исследовательница пишет: "Ритм образа — настолько важная составляющая содержания, что имеет решающее значение даже для вычитывания подтекста, скрытого авторского смысла." /83. 39/.
С.Е. Силантьев и E.JI. Пересветов, анализируя прозу Бунина, рассматривают ритм как трехуровневую систему и выделяют в качестве составляющих: ритм художественной речи; ритм образа и ритм сюжета /112/.
В последние годы изучение ритма прозы вернулось к своим истокам, но в новом качестве и с новыми целями — охватить много текстов, увидеть эволюцию, изучить пограничные явления. Работы Ю.Б. Орлицкого /94, 95,96/ и С.И. Кормилова /58, 59, 60/рассматривают явление экспансии стихового начала в прозу.
Об исследованиях М.М. Гиршмана по проблеме ритма художественной прозы следует сказать особо. Уже в названиях первых статей заявлена концепция его изысканий: "Содержательность ритма прозы" /31/, "Ритм и целостность прозаического художественного произведения" /33/.
В 1982 году была напечатана монография М.М. Гиршмана "Ритм художественной прозы" /35/, которая до сего времени является непревзойденной по глубине и масштабу изучения проблемы ритма. Автор на материале русской литературы уточнил и окончательно определил ритмические единицы прозаического текста: колон, фразовый компонент, фраза и абзац (и более сложные ритмико-синтаксические единства). Являясь, на наш взгляд, преемником Б.В. Томашевского и A.M. Пешков-ского в этом вопросе, М.М. Гиршман взял за основу своих исследований акцентные, силлабические характеристики. Уделив много внимания изучению колона, исследователь определил среднюю величину его объема, его составляющие и их аналоги в стиховедении.
Исходя из начального пункта своих изысканий. — ритм в целостной структуре прозаического художественного произведения — М. М. Гиршман продолжает разрабатывать вопрос о связях ритма с различными уровнями повествовательной струюуры. Он показывает, что "ритм по-разному проступает на самых различных (в принципе на всех) уровнях литературного произведения: он может быть обнаружен и в чередовании более или менее образно насыщенных отрывков текста, и в повторах и контрастах тех или иных тем, мотивов, образов и ситуаций, и в закономерностях сюжетного движения, и в соотношениях различных композиционно-речевых единиц, и в развертывании системы образов-характеров и каждого из них и in." /35, 76/.
Наиболее привлекательным для нас в трактовке ритма М. М. Гир-шманом является соотнесенность этой проблемы с проблемой стиля. Исследователь прямо утверждает: "что ритм — один из "носителей", необходимая "черта" стиля", "проявитель" стилевого своеобразия" /35, 81; 96/. Анализируя ритм художественной прозы Короленко, мы опирались на концепцию М.М. Гиршмана, так как она представляется нам наиболее убедительной и обоснованной. Более широкое рассмотрение проблем ритма в целостности прозаического текста; сходство и различие ритма стиха и ритма прозы; впервые рассмотренная ММ. Гирш-маном ритмическая эволюция русской прозы, — все это делает его монографию и на сегодняшний день одним из уникальных и современнейших исследований.
Итак, литературоведческая наука прошла длинный путь в изучении ритма художественной прозы: от более узкого понимания, на уровне звуковой организации, к более широкому, где ритм присутствует во всех слоях струюуры художественного текста. Очень точно об этом сказал М.М. Гиршман: ритм "наполняется внутренними связями с другими уровнями повествовательной структуры, обретает интонационно-композиционные. характерологические функции, формирует специфическое художественное время, соотносится с образами рассказчиков и повествователей, воплощает, наконец, авторскую художественную энергию, образующую и организующую прозаическое художественное целое" /35, 75/.
При достаточной теоретической разработанности проблемы ритма художественной прозы ощущается недостаток в исследованиях, посвященных ритмическому своеобразию прозы конкретных писателей.
Если не считать отдельные высказывания о музыкальности или удивительно гармоничном языке, то ритму художественной прозы Короленко посвящена только одна статья — Е. П. Цой "О ритме авторской речи в повести "Слепой музыкант" /133/.
Исследование творчества Короленко началось еще в двадцатые годы. Но немногочисленные изыскания, прервавшиеся до пятидесятых годов, не могли исчерпать начатые темы. Работы Ф.Д. Батюшкова "Короленко как человек и писатель" /11/ и даже первая монография Г.А. Бялого о Короленко /18/ — только заложили основу будущих исследований. Активное изучение творчества писателя происходит в шестидесятых-семидесятых годах. В это время появляются первые диссертации о Короленко: 3.И. Власовой "Фольклорно-этног-рафические интересы В.Г. Короленко 1880-1890 гг" /23/, Г. Исупо-вой "Проблема синтеза реализма и романтизма в эстетике и творчестве Короленко" /55/, Е.П. Цой "Романтизм в творчестве Короленко 80-90 гг" /132/, Н.Э. Бакирова "Основные принципы поэтики Короленко" /9/; появляется также первая монография — Г.М. Миронова в серии "Жизнь замечательных людей" /79/.
С середины восьмидесятых годов в короленковедении наблюдается некоторый застой: больших исследований нет. можно назвать лишь несколько интересных статей, среди них И.П. Вантекова "К вопросу о лиризме В.Г. Короленко" /19/, А.В. Труханенко "Стилевая особенность рассказов В.Г. Короленко" /126/.
Перечисленные работы представляют собой "золотой фонд" коро-ленковедения. Основную часть библиографии о Короленко составляют исследования историко-биографического характера, освещающие, в первую очередь, эволюцию Короленко-писателя, эволюцию его революционных воззрений и отражение этого процесса в творчестве, место писателя в общем литературном процессе. Немногочисленные работы последних лет — Г.З. Горбуновой "Короленко и Достоевский (Художественно-этические искания)" /37/, Т.Г. Морозовой "Сатира В.Г. Короленко и М.Е. Салтыкова-Щедрина" /80/, С.Н. Бочаровой "Жанр повести в творчестве В.Г. Короленко в контексте эстетических исканий рубежа XIX-XX вв." /16/ — продолжают эту тенденцию.
Таким образом, среди многочисленных работ, посвященных поэтике прозы Короленко, до сих пор нет специальных исследований ритмической организации его прозы. Актуальность предлагаемого диссертационного исследования прямо связана с назревшей необходимостью восполнить существующий пробел в изучении художественной прозы Короленко.
Объектом изучения избраны повести и рассказы Короленко 18791903 гг, куда входят наиболее известные произведения: "Сон Макара", "Соколинец", "Река играет", "Без языка" и др.
Данное диссертационное исследование ставит целью изучить явления, составляющие основу ритма и ритмической организации художественной прозы Короленко.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
1. Выявить синтаксическое своеобразие художественной прозы Короленко. определить роль и место синтаксического ритма в ритмической организации рассказов.
2. Дать анализ ритма тем и мотивов в контексте отдельного рассказа и всего творчества.
3. Обосновать явление композиционного ритма на основе музыкально-формообразующих принципов.
4. Определить степень проникновения явлений стихотворного ритма в рассказы Короленко.
5. Сопоставить выявленные ритмические доминанты и представить индивидуальное своеобразие, общие закономерности ритма художественной прозы Короленко.
6. Соотнести ритмические особенности рассказов Короленко со стилевым своеобразием художественной прозы писателя.
Научная новизна работы определяется следующими моментами:
1. Впервые предпринята попытка многоуровневого анализа ритмических особенностей художественного синтаксиса прозы Короленко на материале его рассказов.
2. Проведен анализ ритма тем и мотивов в контексте творчества, что представляет собой новую тенденцию в изучении проблем ритма прозы.
3. Изучение ритма художественной прозы позволило выйти на новый уровень решения проблемы на стыке двух наук: литературоведения и музыкознания. В рассказах Короленко обнаружены принципы музыкального формообразования.
4.Изучены явления экспансии стихового начала в художественную прозу Короленко. Показано место, которое элементы стихового ритма — метр, рифма, звукопись, анафора — занимают в структуре ритмических определителей.
Теоретическое значение данного исследования состоит в привлечении и использовании разнообразных подходов к изучению ритма художественной прозы, в попытке объяснить явление ритма на материале творчества Короленко и выявить ритмические доминанты его прозы.
Материалы и полученные выводы могут быть использованы при дальнейшем изучении творчества Короленко, в лекциях по русской литературе, а также в исследованиях ритма прозы других писателей. В этом заключается практическая значимость работы.
Положения, выносимые на защиту:
1. Широко разветвленная структура фразы и другие синтаксические особенности непосредственным образом влияют на ритмическое движение прозы Короленко, придают плавность и сказовую размеренность.
2. Единство идей, мотивов, образов, их настойчивая повторяемость в контексте всего творчества образует одну из главных ритмических особенностей прозы Короленко. Лейтмотивность становится в ряд с другими ритмическими определителями.
3. Музыкально-композиционные принципы в рассказах Короленко ("Яшка", "Соколинец", "Федор Бесприютный", "Лес шумит") являются составляющей частью ритма его прозы, привносят яркую особенность в ритмическое своеобразие.
4. Примеры метра, рифмы, стихоподобных форм знаменуют вторжение стихотворного ритма в прозаическую структуру рассказов Короленко.
5. Ритмические особенности являются одной из составляющих неповторимо-индивидуального стиля писателя.
Апробация работы и публикации.
Основные положения диссертационной работы были апробированы на аспирантских семинарах и ежегодных научных конференциях профессорско-преподавательского состава Казахского государственного национального университета им. аль-Фараби и Алматинс-кого государственного университета им. Абая (1988-1996), на Межвузовской конференции в Алматы (1993 г.). По теме диссертации опубликованы 5 статей и тезисы общим объемом 2 п. л.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Ритм прозы В.Г. Короленко"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение ритма прозы того или иного писателя позволяет выявить особенные черты его творчества, объяснить индивидуальное, неповторимое звучание его прозы, определить стилевое своеобразие.
Несмотря на постоянно возобновляющийся интерес к творчеству Короленко, малоисследованными остаются ритмические особенности художественного повествования его прозы.
В результате анализа удалось вычленить такие специфические доминирующие ритмы, как: синтаксический ритм, композиционный ритм, лейтмотивный ритм, виды музыкального ритма и стиховой ритм. Естественное сочетание этих ритмов определяет сущность стиля художественной прозы Короленко.
В соответствии с принципами системного подхода изучение ритмических особенностей стиля Короленко представлено на различных уровнях структуры текста: от слогового до семантического.
Исследователями неоднократно отмечалась определяющая роль синтаксического строя текста как фактора ритмообразования Б.В. Томашевский, В.М. Жирмунский, А.В. Чичерин. М.М. Гирш-ман и мн. др. считают, что ритм изначально обусловлен синтаксическим членением речевого материала. Особенности синтаксиса — наиболее легко воспринимаемые знаки самовыражения художника. Находясь на поверхности текста, они в первую очередь обращают на себя внимание исследователя и читателя.
Анализ единиц микроритма (исследование регулярности колона, структуры предложения и абзаца) выделил повторяющиеся синтаксические особенности прозы Короленко.
Следует отметить: частое употребление определений, обособленных членов уточняюще-пояснительного характера, причастных и деепричастных оборотов, длинных цепочек однородных членов и лексических повторов, т.е. все те, так называемые элементы синтаксиса фразы, которые зрительно и во времени удлиняют фразу и коренным образом влияют на ее ритмическое звучание, а именно "разрыхляют" и замедляют ритм. Эта тенденция проявляется даже в речи героев. Вводные элементы и вставные конструкции также придают плавность и непрерывность ритмическому движению прозы Короленко.
Проведя сравнительный анализ синтаксиса личных писем писателя и его рассказов, мы сделали вывод, что особенности синтаксических построений Короленко непреднамеренно вытекают из особенностей его мировосприятия, желания показать в своих произведениях возможно более полную картину мира. Отсюда — стремление Короленко к конкретизации, наглядности, вещественности, что и отразилось в его синтаксических конструкциях. Таким образом, фраза имеет широко разветвленную структуру.
Представленные схемы предложений показывают, что движение происходит вправо и вниз от основного слова.
В синтаксисе Короленко также проявилась его тенденция к романтическому восприятию мира: повышенная эмоциональность повествования, возвышенная интонация создаются своеобразным ритмическим построением фразы, ее возвратно-поступательной интонацией.
Анализируя единицы макроритма, мы рассмотрели ритм тем и мотивов в контексте творчества Короленко. Одна из отличительных черт его прозы — тенденция возвращаться к сходным сюжетам, образам, темам, повторяя их в разных произведениях. Такие повторения создают закрученное, вращающееся вохле различных центров-образов повествование и переводят ритм из плана выражения в план содержания. Повторение тех или иных фрагментов текста создает контактные и дистантные темы и лейтмотивы.
В некоторых рассказах ("Эпизоды из жизни "искателя", "Река играет", "Ат-Даван", "Марусина заимка",) дистантные повторы создают так называемые "блоки". В блоках, ограниченных рамками пейзажа, в метафорической форме представлена основная коллизия произведения. Повторение пейзажных блоков в начале рассказа связано с постоянным возвращением к одним и тем же темам и мотивам. Эта характерная черта прозы Короленко становится композиционным повтором, который рассматривается как один из видов композиционного ритма.
Тема сна и сновидения, настойчиво повторяясь из рассказа в рассказ ("Сон Макара", "Судный день", "Тени", "Федор Бесприютный", "Без языка"), создает в контексте творчества Короленко лейтмотив-ный ритм. Таким образом, в художественной прозе Короленко лейт-мотивность стала одной из составляющих ритмического своеобразия рассказов писателя.
Существует еще одна грань творчества Короленко, которая привносит яркую особенность в ритмическую организацию прозы писателя — музыкальность его рассказов. В работе показано, что некоторые из рассказов ("Яшка", "Соколинец", "Федор Бесприютный", "Лес шумит") имеют в основе композиции музыкальные принципы построения. Нужно отметить, что все три типа музыкальной композиции — концентрическая форма, рондо и сонатная форма — имеют кольцевую композицию с обязательным повторением ситуаций. То есть и здесь проявляется характерное для стиля Короленко возвратно-поступательное ритмическое движение. Музыкальное звучание рассказов писателя, так часто отмечаемое исследователями, особым образом ритмически окрашивает его прозу.
Романтические тенденции в творчестве Короленко во многом обусловили активность такого явления, как экспансия стихового начала в прозу.
Нужно отметить, что в рассказах Короленко наблюдаются не отдельные примеры этого явления, а совокупный процесс проникновения элементов стиха: многочисленные метрические фрагменты, часто встречающаяся рифма, звукопись, такие формы стихоподобной прозы, как версэ и стихотворение в прозе. Нужно отметить, что этот процесс не был чем-то надуманным, экспериментальным, он органично вытекает из особенного писательского мироощущения. Лирическая направленность творчества писателя стала "окном" проникновения стихотворного начала в его прозу, что и создало неповторимую короленковскую интонацию.
Короленко придавал большое значение тону, с которым звучит каждая фраза. Он писал: "Мне надо, чтобы каждое слово, каждая фраза попадала в тон, к месту, чтобы в каждой отдельной фразе, по возможности. даже взятой отдельно от других — слышалось отражение главного мотива, центральное, так сказать, настроение" /2, 74/. Видимо, от этой концепции Короленко проистекает то ощущение целостности. которое исходит от всего творчества писателя — и художественного. и публицистического. Единство идей, мотивов, образов, их настойчивая повторяемость в контексте всего творчества образует одну из. главных ритмических особенностей прозы писателя.
Все взаимосвязано в творчестве Короленко. Все элементы, составляющие ритмическое своеобразие его прозы, о которых мы по необходимости анализа говорили в четырех главах. — все они составляю! единое целое — мир прозы писателя. Из того, как писатель располагает слова в предложении, т.е. из особенностей его синтаксиса, складываются метр и рифма, так часто встречающиеся в его произведении, и то музыкальное звучание фразы, которое вырастает потом до уровня музыкальной композиции. Можно сказать, что именно ритмические особенности определяют неповторимый стиль Короленко.
Многочисленные споры о самом факте существования ритма прозы через десятилетия привели к тому, что теперь исследователи рассматривают это явление как составляющую стиля писателя.
Таким образом, можно сформулировать выводы:
1. Анализ единиц микроритма позволил выделить те повторяющиеся особенности синтаксических конструкций в прозе Короленко, которые коренным образом влияют на ритмическое звучание фразы, а именно "разрыхляют" и замедляют ритм, увеличивают объем предложения. Фраза Короленко имеет широко разветвленную структуру, благодаря многочисленным придаточным, уточнениям, определениям, лексическим повторам, различным формам грамматико-синтаксического параллелизма. Стремление Короленко к детализации отразилось на синтаксическом ритме.
2. Анализ повторяющихся структурно-образных единств (блоков, буквальных и вариативных повторов) обнаружил в рассказах Короленко виды композиционного и лейтмотивного ритма. Таким образом. можно говорить о специфике семантического ритма в художественной прозе писателя.
3. Анализ четырех рассказов ("Соколинец". "Федор Бесприютный". "Лес шумит". "Яшка") выявил музыкальную основу их ритмической организации. Обнаружены принципы музыкального формообразования: принцип концентрической формы, принцип рондо; музыкально-специфические принципы организации звуковой ткани во времени: принцип симфонизма как непрерывного нарастания напряжения и принцип остинатной повторности звукоэлементов.
4. Проза Короленко обнаруживает в себе явления, традиционно ассоциирующиеся со стихотворной речью: метр, рифма, звукопись, анафора и стык; а также типы стихоподобной прозы — версэ и стихотворение в прозе. Процесс экспансии стихового начала в прозу Короленко не был надуманным, экспериментальным, он органично вытекает из особенностей писательского мироощущения: лирической направленности творчества писателя. Присутствие стихового начала в прозе Короленко обуславливает наличие элементов стиховых ритмов: метрических, фонетических, строфических.
5. Анализ ритма рассказов Короленко позволяет говорить об общем плавном ритмическом движении прозы писателя, стремлении к детализации и замедленному темпу.
6. В результате исследований удалось вычленить такие специфические доминирующие ритмы, как: синтаксический ритм, композиционный ритм, лейтмотивный ритм, виды музыкального ритма и стиховой ритм. Естественное сочетание этих ритмов определяет сущность стиля художественной прозы Короленко.
Список научной литературыСемьян, Татьяна Федоровна, диссертация по теме "Русская литература"
1. Короленко В.Г. Собрание сочинений в 5 тт. — Л.: Художественная литература, 1989.
2. Короленко В.Г. Собрание сочинений в 10 тт. Письма, т. X. — М.: Гослитиздат; 1959. — 717 с.
3. Короленко В.Г. Собрание сочинений. Примечания. — М.: Правда, 1953. — 407 с.
4. Адмони В.Г. Размер предложения и словосочетания как явление синтаксического строя. // Вопросы языкознания, 1966, № 4. — С. 111-119.
5. Александрова Л.В. Ритм как средство организации авторского стиля. / Автореферат дисс. канд. филол. наук. — М., 1991. — 28 с.
6. Алыпванг А.А. Русская симфония и некоторые аналогии с русским романом. // Алыпванг А. А. Избранные сочинения в 2-х тт, т. 1.— М.: Музыка, 1964. — 432 с.
7. Антипова A.M. Основные проблемы в изучении речевого ритма. // Вопросы языкознания, 1990, № 5. — С. 124-135.
8. Аристотель. Поэтика. Об искусстве поэзии. — М.: ГИХЛ, 1957. — 184 с.
9. Бакиров Н.Э. Основные принципы поэтики Короленко. / Автореферат дисс. канд. фил. наук. — Томск, 1979. — 18 с.
10. Балабанович Е.З. В.Г. Короленко 1853-1921. — М.: Гос.лит. музей. 1947. — 168 с.
11. И. Батюшков Ф.Д. Короленко как человек и писатель. — М.: Задруга. 1922. —/54 с.
12. Белоус P.M. Художественный очерк Короленко (80-90 гг XIX в). / Автореферат дисс. канд.фил.наук. — Горький. 1975. — 15 с.
13. Белый А. Проблемы творчества. — М.: Советский писатель. 1988. — 830 с.
14. Берневега С.И. Контактный повтор в русской лирической поэзии. // Вестник Санкт-Петербургского Университета, 1993, серия 2, вып. 2 (№ 9).— С. 111-115.
15. Бонди С.М. О ритме. И Контекст 1976. — М.: Наука, 1977. — С. 100-130.
16. Бочарова С.Н. Жанр повести в творчестве В.Г. Короленко в контексте эстетических исканий рубежа XIX-XX вв./ Автореферат дисс. канд.фил.наук. — М., 1994. — 25 с.
17. Бочкарев А.Е. Ритм и стилистическое варьирование. // Норма и стилистическое варьирование. Межвуз. сб. науч. тр. — Горький, 1987. — С. 155-161.
18. Бялый Г.А. В.Г. Короленко. — Л.: Художественная литература, 1983. — 350 с.
19. Вантеков И.П. К вопросу о лиризме В.Г. Короленко. // Вестник Белорусского университета. Сер. 4, Филолог, 1987, № 2. — С. 9-12.
20. Венедиктов Г. JI. Ритмика фольклорной прозы и ритмика "Слова о полку Игореве". // Русская литература, 1985, № 3. — С. 7-16.
21. Веселовская Т.М. Размер предложения — статистический параметр стиля. // Вестник Ленинградского университета. Серия 2, 1987. вып. 3. — С. 76-79.
22. Власова 3.И. Рассказы Короленко о бродягах и фольклор. // "Русский фольклор". Материалы и исследования. — М : Изд-во АН СССР, 1959. № 4. — С. 240-268.
23. Власова З.И. Фольклорно-этнографические интересы В.Г. Короленко 1880-1890 гг. / Автореферат дисс. канд.фил.наук. — Л. 1963
24. Виноградов В.В. Стиль Пушкина. — М.: Гослитиздат. 1941. — 630 с.
25. Виноградов В.В. Понятие синтагмы в синтаксисе русского языка. // Исследования по русской грамматике. — М.: Наука, 1975. — С. 88-155.
26. Виноградов В.В. О языке художественной прозы. — М.: Наука, 1980. — 360 с.
27. Виноградов В.В. Язык и стиль русских писателей. — М.: Наука, 1990. — 386 с.
28. Гайдукова И.Б. Проблемы социальной философии в творчестве В.Г. Короленко. / Автореферат дисс. канд.фил.наук. — М.: Наука, 1974. — 23 с.
29. Гаспаров M.JI. Современный русский стих: метрика и ритмика. — М: Наука, 1974. — 487 с.
30. Гаспаров M.J1. Очерки истории русского стиха. — М.: Наука, 1984. — 319 с.
31. Гиршман М.М. Содержательность ритма прозы. // Вопросы литературы, 1968, № 2. — С. 169-183.
32. Гиршман М.М., Орлов Е.Н. Проблемы изучения ритма художественной прозы. // Русская литература, 1972. № 2. — С. 98-111
33. Гиршман М.М. Ритм и целостность прозаического художественного произведения. // Вопросы литературы , 1974, №11. — С. 128-150.
34. Гиршман М.М. Ритм художественной прозы и целостность прозаического литературного произведения. / Автореферат дисс.докт -фил.наук. — М. 1977. — 37 с.
35. Гиршман М.М. Ритм художественной прозы. — М.: Советский писатель. 1982. — 367 с.
36. Гозенпуд А.А. Достоевский и музыка. — Л.: Музыка, 1971. — 175 с.
37. Горбунова Г.3. Короленко и Достоевский (Художественно-этические искания). / Автореферат дисс.канд.фил.наук. — Томск, 1992. — 18 с.
38. Гречнев В .Я. Русский рассказ к. XIX-XX вв. — Л.: Наука, 1979.208 с.
39. Гроссман Л.П. Н.С. Лесков. Жизнь — творчество — поэтика.
40. М.: ОГИЗ. Гослитиздат, 1945. — 320 с.
41. Гроссман Л.П. Достоевский — художник. // Творчество Ф.М. Достоевского. — М.: Изд. АН СССР, 1959. — 546 с.
42. Гусев В.А. Романтические тенденции в русской реалистической литературе к. XIX в. (проза Гаршина, Короленко, Чехова). / Автореферат дисс.канд.фил.наук. — Днепропетровск, 1974. — 27 с.
43. Дрогалина Ж.А., Налимов В.В. Семантика ритма: ритм как непосредственное вхождение в континуальный поток образов. // Бессознательное, т. III. — Тбилиси, 1978. — С. 293-302.
44. Ермушкин В.Г. Повествование в рассказах и очерках В.Г. Короленко 80-90 гг XIX в. / Автореферат дисс.канд.фил.наук. — М., 1979. — 18 с.
45. Жирмунский В.М. О ритмической прозе. // Русская литература, 1966, № 4. — С. 103-115.
46. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика.1. Л.: Наука. 1977. — 407 с.
47. Жовтис А.Л. К вопросу о границе между стихом и прозой. // Филологические науки. 1985. № 3. — С. 65-68.
48. Забурдяева В.И. Ритм и синтаксис русской художественнойпрозы к. XIX-1 трети XX вв / Автореферат дисс.канд.фил.наук. — Ташкент, 1985. — 25 с.
49. Иванов Г.В. Короленко и "История одного города" М.Е. Салтыкова-Щедрина. // Русская литература. 1960. Ученые записки ЛГУ. Сер. филол.наук; Вьш.58. —С.120-127.
50. Иванова-Лукьянова Г.Н. О ритме прозы. // Развитие фонетики современного русского языка. — М., 1971. — С. 128-147.
51. Иванова-Лукьянова Г.Н. Ритмико-интонационное строение текста. / Автореферат дисс. докт.фил.наук. — М., 1990. — 36 с.
52. Иванчикова Е.А. О синтаксисе художественных произведений Достоевского. // Известия АН СССР серия лит. и яз., т. 30, вып. V, 1971. — С. 417-432.
53. Иванчикова Е.А. Синтаксис художественной прозы Достоевского. — М.: Наука, 1979. — 287 с.
54. Изергина Н.П. Жанр рассказа в творчестве В.Г. Короленко 80-х годов. // Жанр рассказа в русской советской литературе. — Киров, 1983. — С. 15-52.
55. Иссова Л.И. Жанр стихотворений в прозе в русской литературе (И.С. Тургенев, В.М. Гаршин, В.Г. Короленко, И.А. Бунин). / Автореферат дисс.канд.фил.наук. — Воронеж, 1969. — 18 с.
56. Исупова Г Проблема синтеза реализма и романтизма в эстетике и творчестве Короленко. ("Сибирские рассказы" 1880-1900 гг.)./ Автореферат дисс.канд.фил.наук. — Казань. 1964. — 19 с.
57. Катаев В. Святой колодец. Трава забвения. — М.; Советский писатель. 1969. — 344 с.
58. Катаев В.Б. Мгновения героизма. // Предисловие к кн.: В.Г. Короленко. Избранное. — М.: Просвещение. 1987. — С. 5-20.
59. Кормилов С.И. Русская метризованная проза (прозостих) конца XVIII-XX в. // Русская литература, 1990, № 4. — С. 31-45.
60. Кормилов С.И. О восприятии русской метризованной прозы в XIX в. (К исторической специфике ритмического ощущения). // Филологические науки, 1991, № 3. — С. 18-28.
61. Кормилов С.И. Русская метризованная проза 1900 гг. // Известия АН серия литературы и языка, том 51, 1992, № 4. — С. 27-40.
62. Корниенко Н.Г. Черты романтического метода в "Сибирских рассказах" В.Г. Короленко. // В.Г. Короленко и русская литература. — Пермь, ПГПИ, 1987. — С. 38-48.
63. В.Г. Короленко в воспоминаниях современников. — М.: Гослитиздат, 1962. — 654 с.
64. В.Г. Короленко и русская литература: Межвуз.сб.научлр. — Пермь: ПГПИ, 1987. — 63 с.
65. Котлярова В.И. Музыкальность как свойство стиля рассказа К. Мэнсфилд "Дует ветер". // Филологические науки, 1985, № 1. — С. 80-82.
66. Красноперова М.А. Модели лингвистической поэтики. Ритмика. — Л.: ЛГУ, 1989. — 87 с.
67. Кулик Л.С. Сибирские рассказы В.Г. Короленко. — Киев: Изд. АН УССР, 1961. —60 с.
68. Лежнев А.З. Проза Пушкина. — М.: Художественная литература, 1966. — 263 с.
69. Леонова Н. Скрытый симфонизм прозы. // Вопросы литературы, 1969. № 3. — С. 168-175.
70. Лесскис Г.А. О зависимости между размером предложения и его структурой. // Вопросы языкознания. 1964, № 3. — С. 99-123
71. Литературная энциклопедия, т. 9. — М. 1935. — 832 с.
72. Любимов Н.М. Несгораемые слова. — М.: Художественная литература, 1983. — 304 с.
73. Мазель Л.А. О природе и средствах музыки. — М.: Музыка. 1983. — 72 с.
74. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки. — М.: Советский композитор, 1991. — 375 с.
75. Мазур Р.А. Художественный очерк Короленко в контексте русской очеркистики (в свете проблемы эволюции внутрижанровых форм) / Автореферат дисс.канд.фил.наук. — М., 1986. — 17 с.
76. Малютина А. Короленко и народное творчество. // Сибирские огни, 1953, № 4. — С. 164-172.
77. Мейлах Б.С. Ритмы действительности и искусства. // Наука и жизнь, 1970, № 12. — С. 81-86.
78. Меламед Е. "Адъютант его превосходительства". // Литературная учеба, 1982, № 4. — С. 182-187.
79. Месерич И. Проблема музыкального построения в повести "Записки из подполья". // Достоевский и его время. — Л.: Наука, 1971. — С. 154-166.
80. Миронов Г.М. Короленко. — М.: Молодая гвардия, 1962. — 367 с.
81. Морозова Т.Г. Сатира В.Г. Короленко и М.Е. Салтыкова-Щедрина. // Русская литература, 1993, № 4. — С. 136-146.
82. Музыкальная энциклопедия в 5 тт. — М.: Советская энциклопедия — Советский композитор. 1981, т. 5. — 1055 с.
83. Мусхелишвили Н.Л. Шрейдер Ю.А. Семантика и ритм молитвы. // Вопросы языкознания, 1993. № 1. — С. 45-52.
84. Мучник Г.М. Ритм-смысл чеховских рассказов. // Русский язык и литература в казахской школе. 1990. № 1. — С. 38-48.
85. Набоков В. Собрание сочинений в 4тт, т. 4, — М.: Правда, 1990. — 477 с.
86. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. —- М.: Музыка, 1988.254 с.
87. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. — М.: Музыка, 1982. — 319 с.
88. Нечаенко Д.А. Сон, заветных исполненный знаков. — М.: Юридическая литература, 1991. — 302 с.
89. Никитина Е.Ф. Русская литература от символизма до наших дней. — М., 1926. — С. 184-187.
90. Николаева В. Абзац, его строение, содержание и композиционно-стилистическая роль в рассказах Чехова. / Автореферат дисс. канд. фил. наук. — М., 1965. — 21 с.
91. Овчаренко О.А. К вопросу о генезисе свободного стиха. // Филологические науки, 1978, №1. — С. 18-25.
92. Овчаренко О.А. Русский свободный стих. — М.: Современник, 1984. — 206 с.
93. Озеров Л. Лад и склад "Стихотворений в прозе" Тургенева. // Русская речь, 1967, №4. — С. 9-16.
94. Ольшанская Н.Л., Филимонов О.Н. Ритм "перепорученного" повествования в современной англоязычной прозе. // Лингвистические исследования художественного текста. — Ашхабад, 1987.1. С. 48-60.
95. Орлицкий Ю.Б. Стиховое начало в прозе М. Герасимова. // Проблемы художественной типизации и читательского восприятия литературы. — Стерлитамак. 1990. — С. 23-24.
96. Орлицкий Ю.Б. Стих и проза в русской литературе. — Воронеж: Изд-во Воронежского университета. 1991. — 199 с.
97. Орлицкий Ю.Б. Взаимодействие стиха и прозы: типология переходных форм. / Автореферат дисс.доктфил.наук. — М., 1992. — 52 с.
98. Пешковский A.M. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики. — М. — Д., 1930. — 176 с.
99. Полоцкая Э.А. Взаимопроникновение поэзии и прозы у раннего Бунина. // Известия АН СССР Отд.лит. и яз., 1970, т. XXIX, вып. 5. — С.412-418.
100. Попова Т.В. О музыкальных жанрах. — М.: Знание, 1981. — 128 с.
101. Проблемы ритма, художественного времени и пространства в литературе и искусстве. — Л.: Советский писатель, 1970. — 72 с.
102. Пространственно-временная и ритмическая организация текста. — М.: МГПИИЯ, 1986, вып. 265. — 152 с.
103. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10-ти тг,т. 5, М.: Художественная литература, 1975. — 575 с.
104. Ремизов А. Сны Пушкина. // Русская речь, 1993. №3. — С. 13-20.
105. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. — Л.: Наука, 1974. — 299 с.
106. Ритм, пространство и время в художественном произведении. — Алма-Ата: Б.И., 1984. — 133 с.
107. Ростов Н.Л. В.Г. Короленко. — М.: Художественная литература. 1965. — 111 с.
108. Русская романтическая повесть. — М.: Изд-во МГУ, 1983. — 473 с.
109. Сафронова Л.В. Ритмическая композиция прозаического произведения (на материале прозы А. Кима). /Автореферат дисс. . канд. фил. наук. — Алматы. 1994. — 22 с.
110. Севбо И.П. Графы зависимостей как стилистическая характеристика текста (К постановке вопроса). // НТИ Серия 2, Информационные процессы и системы, 1972, №7. — С. 25-30.
111. Семьян Т.Ф. Синтаксис писателя как элемент ритмической организации прозы. //Русский язык и литература в казахской школе. 1995, № 11-12.— С. 20-23.
112. Сибирские страницы жизни и творчества В.Г. Короленко. — Новосибирск: Наука. Сиб.отд-ние, 1987. — 204 с.
113. Силантьев С.Е., Пересветов Е.Л. О ритме прозы Бунина ("Темные аллеи"). // Содержательность форм в художественной литературе. — Куйбышев: КГУ, 1988. — С. 132-145.
114. Сильман Т.И. Подтекст как лингвистическое явление. // Филологические науки, 1969, № 1. — С. 84-90.
115. Скиталец С.Г. Повести и рассказы. Воспоминания. — М.: Московский рабочий, 1960. — 510 с.
116. Смирнова Т.И. Ритмическая организация художественного текста и закономерности функционирования форм типа зимой-зимою в произведениях Пушкина и Лермонтова. //Типы текста и специфика функционирования языковых средств. — Куйбышев, 1986. — С. 115-122.
117. Соколов О. О "музыкальных формах" в литературе (к проблеме соотношения видов искусства). // Эстетические очерки. — М.: Музыка. 1979. вып. V. — С. 208-234.
118. Современное зарубежное литературоведение. Энциклопедический справочник. — М.: Интрада — ИНИОН. 1996. — 319 с.
119. Сокольская Т.Г. Ритмическая организация текста. // Лингвистические исследования художественного текста. — Ашхабад. 1987. — С.40-48.
120. Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. —М.: Высшая школа, 1973. — 214 с.
121. Степаньянц Ж.И. О роли сновидений в романах Достоевского. / Автореферат дисс.канд.фил.наук. — J1., 1990. — 16 с.
122. Стоянов П. Взаимодействие музыкальных форм. — М.: Музыка, 1985. — 269 с.
123. Татаринов В.Е. Поэтика рассказов и очерков В.Г. Короленко. / Автореферат дисс.канд.фил.наук. — Харьков, 1991. — 16 с.
124. Томашевский Б.В. О стихе. — Л.: Прибой, 1929. — 128 с.
125. Томашевский Б.В. Стих и язык. — М.-Л.: Гослитиздат, 1959. — 471 с.
126. Томашевский Б.В. Стилистика и стихосложение. — Л.: Учпедгиз, 1959. — 535 с.
127. Труханенко А.В. Стилевая особенность рассказов В.Г. Короленко. // Вестник Львовского университета. Серия филологии, 1984, вып. 14. — С. 90-94.
128. Фортунатов Н.М. Музыкальность чеховской прозы. // Филологические науки, 1971, №3. — С. 14-26.
129. Фортунатов Н.М. Пути исканий. О мастерстве писателя. — М.: Советский писатель, 1974. — 239 с.
130. Фортунатов Н.М. Архитектоника чеховской новеллы. — Горький. 1975. — 110 с.
131. Холшевников В.Е. Случайные четырехстопные ямбы в русской прозе. // Русское стихосложение. Традиции и проблемы развития. Сб.науч.тр. — М.: Наука. 1985. — С. 134-142.
132. Хамидуллин А.А. Проблема нравственного самосознания личности в творчестве В.Г. Короленко и А.П. Чехова. / Автореферат дисс.канд.фил.наук. — М. 1992. — 20 с.
133. Цой Е.П. Романтизм в творчестве Короленко 80-90 гг. / Автореферат дисс.канд.фил.наук. — М., 1965. — 20 с.
134. Цой Е.П. О ритме авторской речи в повести Короленко "Слепой музыкант". // Русская литература. Вып. 3, Алма-Ата, 1972.1. С. 48-52.
135. Черемисина Н.В. Ритмико-интонационная структура предложения в русской художественной речи. // Синтаксис и интонация. Ученые записки Башкирского университета, вып. 36, № 14 (18). — Уфа, 1969. — С. 96-249.
136. Черемисина Н.В. Русская интонация: поэзия, разговорная речь. — М.: Русский язык, 1982. — 200 с.
137. Чернова Т.Ю. Драматургия в инструментальной музыке. — М.: Музыка, 1984. — 144 с.
138. Чехов А.П. Полн. собр.соч. и писем в 30-ти тт. Письма, т. 2.1. М.: Наука, 1975. — 583 с.
139. Чистова И. Тургенев и Уитмэн. // Русская литература, 1966, № 2. — С. 196-199.
140. Чичерин А.В. Ритм образа. — М.: Советский писатель, 1973. — 278 с.
141. Шервинский С.В. Ритм и смысл. — М.: Изд-во АН СССР, 1961. — 272 с.
142. Эткшщ Е. От словесной имитации к симфонизму (Принципы музыкальной композиции в поэзии). // Поэзия и музыка. — М.; Музыка, 1973. — С. 186-280.