автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему: Ритмико-интонационное строение текста (Функционально-стилистический аспект)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Ритмико-интонационное строение текста (Функционально-стилистический аспект)"
АКАДЕМИЯ НАУК СССР ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА
На правах рукописи
/?
ИВАНОВА /ИВАНОВА-ЛУНЬЯНЬВА/ Галина Нннолаавна
РИТМИНО-ИНТОНАЦИОННОЕ СТРОЕНИЕ ТЕИСТА /Фуннционально-стнлистичосний аспвнт/
10.02.01 - русский язык
Автореферат диссертации на соискание» ученой степени доктора филологических наук
Москва - 1990
t'flOuTti iiHiiojiMoim на кафедре русского яэико Московского государственного института иностранных лайкою им. Н.Toposa.
Официальное опионенпл доктор филологических наук
Т.В.БУЛЫГИНА
дрктор филологических наук Т.Г.ВИНОНУР
доктор филологических наук,профессор А.М.АНТИПОВА
Ведущая научноо учреждение - Саратовский государственный
университет им.Н.Г.Чериышео-сногп, кафедра русского яэыиа
; I
Тацита диссертации состоится "¿Л^СЗ/^С? 1990 г. н 14 ч/1 со» на заседании специализированного совета /Д 002.19.01/ при Институте русского лзмка АН СССР /Москва, Волхонка, 18/2/.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института русского яэьжа АН СССР.
Автореферат разослан " Л/'&.Р 1990 г.
УчеииП секретарь епшшллияироплнного совета
кандидат филологических наук В,Н.БЕЛОУСОВ
Институт русского яэнка ЛИ СССР
Диссертация посвящена исследованию ритмпко-интонационного строения звучащих текстов разных функциональных типов речи.
' Функциональные типы речи противопоставлены друг другу на всех уровнях языка, в том числе п на фонетическом. Однако в учений о функциональных типах речи фонетический уровень, в частности уровень суперсегментной фонетики, остается наименее изученным. Это объясняется тем, что объектом изучения функционально-сталевой противопоставленности типов речи слутали в основном письменные тексты. Недостаточная изученность данного вопроса на материале звучащих текстов обусловила известнув неполноту в общей теории функциональной стилистики, а такае неясность вопроса о влиянии формы речи (устной или письменной) на ее функционально-стилевую дифференцированность.
• Материалом исследования послугили магнитофонные записи звучащих текстов монологаческого характера различной гтирово-стилевой принадлежности, в которых представлена звучащая речь в ее разнообразных проявлениях, от чтения вслух до неподготовленного говорения. Рассмотрено свыше 800 текстов (время звучания каздо-* го текста составляет приблизительно одну мипуту), прочитанных или произнесенных дикторами радио и телевидения, зурналистамл, учеными, актерами и другамя носителями литературного языка. Метол анализа материала - слуховые наблюдения а статистическая обработка результатов исследования. Для анализа текстов используется понятие модели (модель паузирования, интонационная модель текста). При шпроте объекта исследования некоторые слозные и спорные понятия приходится определять обобщенно. Так, рабочее определение звучащего текста включает небольшое речетворческое произведение или отрывок из него, которое обладает признаками цельнооформлонности и относительной законченности и в котором могут быть обнаружены закономерности ритмлко-интонационного строения.
Ритшко-интонационное строение текста создается средствами суперсегментной фонетики: интонацией (в значении мелодики, двн-гения тона), паузами, логическими ударениями, темпом. Оно на является произвольным, случайным, всецело зависящим о? вкстралннг-вистических условий и личностных качеотв говорящего, а определяется рядом лингвстических факторов: лексикой текста, его грамматикой, в особенности синтаксисом, актуальным членением и порядком
слов, стилистикой, а также экспрессивной окрашенностью, модальностью и другими семантическими категориями, которые содержатся в тексте. Если звучащий текст представляет собой озвученный вариант письменного текста, то его ритмико-интонационные характеристики отражают лексико-грамматические, стилистические и экспрессивно-модальные значения, заложенные в его письменной форме, а также дополнительные модальные и экспрессивные значения, привнесенные в звучащий текст говорящим. Если звучащий текст не имеет предварительной письменной фиксации, а возникает как сугубо устный текст в момент речи, то и его звучащее воплощение отражает заключенные в нем грамматические и семантические категории, выраженные средствами языка.
Рабочей гипотезой является мысль о том, что ритмико-пнтона-ционные характеристики текста обусловлены, наряду с другими причинами, также и его принадлежностью к тому или иному функциональному типу речи. Это означает, что средства суперсегментной фонетики, помимо прочих функций, выполняют функцию стилистическую.
Цель настоящей работы состоит в описании суперсегментной фонетики как функциональной систеда.
Задачи исследования:
1) разработать методику изучения ритмико-интонационного строения текста; провести классификацию звучащих текстов по признаку функциональной противопоставленности;
2) выявить стилистическую функцию суперсегментных средств, участвующих в ритмико-интонационном строении текста, разграничив нейтральные и маркированные супермаплентные характеристики;
3) описать фонетические признаки функциональных типов речи.
Таким образом, вводится проблема исследования стилистической функции суперсегментных средств.
Актуальность проблемы определяется тем, что разработка вопросов стилистической значимости суперсегментных средств на материале звучащих текстов различной стилевой направленности способствует решению общей проблемы функциональной дифференциации языка.
Названная проблема оказывается на пересечении важных и актуальных проблем, среди которых - изучение стилистической функции суперсегментных средств, обоснование фонетической противопоставленности функциональных типов речи, развитие учения о фонетике
текста.
В основу классификации функциональных типов речи положена концепция Д.Н.Шмелева, которая выделяет три основных сферы функционирования языка: литературно-художественную речь, разговорную речь п функциональные стили (официально-деловой, публицистический и научный). Функциональные типы различаются сферой распространения, выполняемой функцией и набором языковых средств.
Стилистическая функция суперсетоентных средств связана с изучением ритшко-интонационных особенностей текстов разной функциональной направленности. Таким образом, в работе ставится вопрос о взаимодействии общесталистических проблем о проблемами функциональной стилистики. И хотя, как неоднократно указывалось в лингвистической литература, нет прямой связи между стилистической значимостью языковых единиц и функциональной дифференци-рованностью языка, следует заметить, что этот вывод опирался на опыт изучения стилистического варьирования единиц таких языковых уровней, как лексический, морфологический п синтаксический. Что же касается фонетического суперсегментного уровня, то обе зтя проблемы: изучение стилистических функций суперсегментных средств и фонетической противопоставленности функциональных типов речи -в пауке о русском языке остаются в настоящее время неизученным!.
Д.Н.Шмелав считает, что "стилистические средства не формируют стиль, а в известном смысле сами формируются им, т.е. приобретают стилистическую значимость в соответствии о той сферой ила сферами общения, с которыми они связаны в сознании говорящих" (Шмелев, 1977, с. 165). Поэтому, для того чтобы определить стилистическую значимость суперсегментных средств, необходимо рассмотреть особенности их употребления в текстах разных функциональных типов речи. Этим объясняется и последовательность проведенного исследования: от изучения ритмико-интоиационного строения текстов функциональных разновидностей речи к определению стилистической функции каждого из суперсегментных средств и затем к обобщению рнтмико-интонационных характеристик в каждом функциональном типе речи и сопоставлению выделенности функциональных типов речи на материале звучащих и письменных текстов.
Обращение к звуча .ему тексту как к объекту изучения функционирования единиц суперсегментного урозня в различных речевых сферах началось сравнительно недавно, в 70-80-е годы. Этому вопро-
су посвящены работы таких известных исследователей звучащей речи, как Л.В.Златоустова, Т.М.Николаева, Е.А.Брызхунова, Н.Д.Све-тозарова, С.М.]Мдучик, А.И.Багмут и др. Вэто же время широко развернулись и коллективные исследования русской спонтанной речи, см.,например, работы саратовских лингвистов по изучению разговорной речи под руководством О.Б.Сиротининой (1970, 1977, 1981); исследования разговорной речи и городского просторечия, выполненные в Институте русского языка АН СССР под руководством Е.А.Земской (1973, 1979, 1981, 1984); сборник научных статей, посвященный устной научной речи под редакцией О.А.Лаптевой (1985); экспериментальное исследование, проведенное учеными Ленинградского университета,- "Фонетика спонтанной речи" под редакцией Н.Д.Све-тозаровой (1988) и другие работы.
Звучащая речь,.особенно спонтанная, пугает своей неизученностью, стихийностью, но, как показал опыт изучения разговорной речи, и она строится по законам языка, и в ней есть свои представления о норме.
Новизна исследования заключается в том, что впервые на русском материале предпринимается подход к изучению звучащей речи с позиций функциональной стилистики, а также впервые исследуется стилистическая значимость средств суперсегментной фонетики, предлагается классификация звучащих текстов, основанная на принципах функционально-стилевой принадлежности и учитывающая спонтанный/ неспонтанный характер их произнесения и устную/письменную форму речи. В реферируемой работе по-новому рассматривается проблема взаимоотношения интонации и синтаксиса, на основании чего предлагается новое решение вопроса об интонемах.
Практическая значимость работы состоит в том, что вывода, полученные в результате проведенного исследования, могут быть использованы для классификации функциональных типов речи на базе звучащих текстов, для системного анализа текста, для установления взаимосвязей лексико-синтаксических и интонационных структур.
Результаты исследования могут найти применение в практике обучения культуре устной речи и навыков чтения вслух у учащихся средних и высших учебных заведений, в специальной подготовке дикторов, переводчиков-синхронистов, преподавателей, пропагандистов, лекторов, работников сферы обслуживания, а также в процессе обучения русскому языку иностранцев.
Практическое применение полученных результатов исследования может быть использовано и для прикладных цзлей, в частности, для осуществления автоматического распознавания и понимания плитной речи, синтеза звучащего текста, преподавания иностранных языков.
На защиту выносится положение о том, что средства суперсегментной фонетики обладают стилистической значимости и наряду с лексико-грамматическими средствами участвуют в формировании текстов разной стилевой направленности, создавая условия дли: противопоставленности функциональных типов речи на фонетическом уровне.
Апробация работы
Материалы диссертации докладывались и обсуядались на заседании сектора стилистики русского языка Института русского языка АН СССР, на заседаниях кафедры русского языка и фонетическом семинаре МТИШ им.М.Тореза, а также на научных конференциях и конгрессах в Москве, Баку, Куйбышеве, Ростове-на-Дону, Таллинна.Результаты исследования нашли отражение в учебном пособии "Чтение вслух с опорой на пунктуацию" (М.; Русский язык , 1980; 1988 гг.) я в фонетическом разделе коллективной монографии "Грамматические исследования. Функционально-стилистический аспект" (М. : Наука, 1989 г.). Всего по теме диссертации опубликовано 18 работ обидам объемом около 20 п.л.
Структура работа
Диссертация состоит из введения, шести глав, заключения и приложения, включающего тексты в интонационной транскрипции, таблицы и список использованной литературы.
Содержание работы
Глава Г. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ.
В данной главе рассматриваются некоторые общие вопросы суперсегментной фонетики, среди которых вопрос о фонологическом подходе к суперсегментной фонетике, об авторской заданности суперсегментных характеристик в письменном тексте, о методике изучения суперсегментных характеристик в звучащем тексте, о принципах классификации звучащих текстов.
В первом разделе разрабатывается система понятий функционального описания суперсегментной фонетики, уточняются понятая: средства, единицу, характеристики суперсегментной фонетики.
К средствам суперсетентной фонетики относятся интонация, по-
нимаемая как движение тона, пограничные сигналы и ударения. Суперсегментные средства объединяют сегменты-звуки в более крупные образования - единицы суперсегментной фонетики: слота, фонетические слова, фразы, фонетические предложения и сложные интонационные целые. Суперсегментные характеристики - конкретные проявления суперсегментных средств в пределах определенных суперсегментны:: единиц.
Единицей, традиционно признанной в качестве ведущей ритмооб-разугащей единицы, считается фраза ( = синтагма). Ее особая роль в ритмико-интонационном строении текста объясняется, по-видимому, тем, что в оформлении этой единицы принимает участие.весь комплекс суперсегментных средств: движение тона (интонационный контур), паузы (межфразовые границы) и ударение (фразовое ударение), в то время как в оформлении других суперсегментных единиц (слога, фонетического слова, предложения и сложного интонационного целого) принимают участие не все суперсегментные средства.
В ритмико-интонационном строении текста принимают участие такие явления суперсегментной фонетики, как движение тона во фразе, способы образования межфразовых границ (паузирование), способы создания логических ударений. Кроме названных явлений рассматривается темп как временная организация текста. Темп не относится к суперсегментным средствам, но его величина зависит от таких суперсегментных средств, как паузирование, логические ударения, ритм. Все эти явления проявляются в разных единицах: интонация -в объеме фразы, паузирование - в объеме двух фраз, образование логических ударений не закреплено за определенной единицей, оно может возникать факультативно в объеме слога, слова, фразы, предложения и сложного интонационного целого.
1 чюй раздел главы I посвящен проблеме фонологического подхода к явлениям суперсегментной фонетики, впервые поднятой в русском языкознании П.С.Кузнецовым, А.А.Реформатским, М.В.Пановым и получившей дальнейшее развитие в работах О.А.Норк, Т.М.Николаевой, Л.К.Цеплитиса, Н.С.Новиковой, В.И.Петрянкиной и др. В этой проблеме остается еще немало нерешенных вопросов, одним из которых является вопрос об интонемах - функционально значимых единицах языка. Рассматривая интонацию с фонологической точки зрения, нельзя не учитывать принципиальной разницы единиц сегментного и суперсег-мчнтного уровня. Интонация, в отличие от фонемы, многофункциональ-
на, поэтому в ней следует разграничивать функции, связанные со смыслоразличением, и функции, не связанные с ним (экспрессивную, стилистическую, модальную, эстетическую и др.). Только выделенная таким способом "голая" интонация, по определению Б.Точашев-ского, и может быть рассмотрена с точки зрения фонологаи, и интонема, подобно фонеме, предстанет как функционально значимая единица языка.
Поскольку фонология рассматривает только смыслоразлячитель-нуга функцию, то необходимо решить, какие смыслы может различать интонация и какая из ее функций связана непосредственно с различением смысла. Принято считать, что интонация различает вопрос, просьбу, утверждение и т.п. и что в этом именно п состоит ее смысловая функция. Однако это не так. Если взять один только тон, без звуков, слов л т.д., то по нему нельзя определить, какой из коммуникативных типов высказывания он передает. Например, интонационный контур, включающий дэа слога ровного тона и третий слог с повышением по типу ИК-3 может оформлять вопрос /0а_
пришел?/, незаконченность /А^в^е^а/.^./, просьбу /Помоги!/, экспрессивное утверждение /Красота!/, приказание /Нриподашть!/, экспрессивное отрицание /Не нашел!/ и др. Смысловые различия, выражаемые интонацией, очевидно, связаны прежде всего с передачей синтаксических значений. Поэтому, чтобы решить вопрос об ин-тонемах, необходимо определить связь интонации и синтаксиса.
Традиционное противопоставление восходящей и нисходящай интонации в формировании вопроса и утверждения дает основание считать, что фонологическая противопоставленность движения тона связана с передачей разных синтаксических значений. Интонация как средство выражения синтаксических значений передает такие общиэ значения, которые свойственны всем синтаксически оформленным образованиям. Это значения зависимости-независимости (или подчпнеи-ности-неподчиненности) и законченности-незаконченности. Восходящий тип интонации передает значение зависимости и незаконченности, а нисходящий - значение независимости а законченности. От того,, насколько согласуются эти пари значений с темп значениями, которые заключены во фразе как синтаксически оформленном образовании, зависит тип интонации, которым эта фраза долит быть офорн-лена. Если синтаксическое значение фразы точно совпадает о тема значениями, которые передает восходящий или нисходящий тон, то та-
кал фраза имеет безвариантное интонирование: она может быть оформлена либо восходящим, либо нисходящим движением тона. Если такого совпадения не происходит, создаются условия для вариативного интонирования, то есть для оформления данной Фразы может быть использован как восходящий, так и нисходящий или даже ровный тон.
Взаимосвязь синтаксиса и интонации позволяет выделить три интонемы, смыслоразличительше единицы языка, которые различают смысл фраз с одним лексико-зрамматическим составом: интонема восходящего типа (ИВТ), интонема нисходящего типа (ИНТ) и интонема роЕного типа (ИРТ). Интонема реализуется на отрезке речевой цепи, равной фразе (= синтагме), с помощью комплекса суперсегментных средств: движения тона, границ интонационного членения, интонационного центра. Различительным признаком интонем является движение тона во фразе. Таким образом, три фразы, имеющие один лек-сико-грамматический состав, но различную интонацию, могут передавать три различных смысла. Например: Снег_идет? - Снег идет. -Снег__идет^/и не^ид10_конда;^име. Здесь интонация является единственным смнслоразличитальным средством, и это дает основание говорить о трех интонемах.
Интонемы противопоставлены друг другу с точки зрения формы (восходящее, нисходящее, ровное движение тона), значения (ИВТ передает значение независимости и незаконченности, ИНТ - независимости и законченности, ИРТ - независимости и незаконченности) и функции (различают коммуникативные типы предложений и характер синтаксических отношений).
В звучащей речи интонемы реализуются в виде различных модификаций восходящего, нисходящего и ровного движения тона (в работе используется система ИК Е.А.Брызгуновой). Множество реализаций интонем есть результат влияния на характер интонирования особенностей лексики, морфологии и синтаксиса, передающих, помимо смысла, оттенки экспрессивности, стиля, модальности.
Влияние лексико-грамматического состава на выбор интонемы может быть более или менее сильным. С фонологической точки зрения это влияние может рассматриваться как позиция: слабая, когда влияние лексики и грамматики определяет тип интонационного оформления фразы (например, предложения с разными способами выражения вопроса, побуждения, обращения), и сильная, когда выбор интонемы позиционно не обусловлен, то есть когда одна и та же
фраза средствами интонация может выразить значение вопроса, утверждения и незаконченности. Смыслоразличительная способность интонации проявляется только в условиях сильной позиции, когда в объема одной и той же фразы могут быть реализованы все три интонемы, способные выразить три различных смысла.
Сильная позиция для реализации интонеи должна удовлетворять двум условиям: I) когда все три интонемы противопоставлены друг другу во фразе, стилистически не маркированной, и с одним лексико-грамматическим составом (Пойдем в лес? - Пойдем в_лес. - Дойном. _в__лес,/...) и 2) когда интонация является единственным средством для различения смысла фразы, другими словами, - когда лексико-грамматический состав не влияет на выбор нитонами, или когда выбор интонемы не обусловлен позиционно. В сильной позиции интонема представлена своим основным видом: 1ПТГ - ИК-1; ИВТ - ИК-3; ИРТ - ровным тоном. Такая интонация стилистически нейтральна; но может употребляться и стилистически / экспрессивно окрашенная интонация. Это ИК - 4,6,2 для ИВТ; ИК - 2,5 - для ИНТ. Здесь проявляют свое действие не1чрамматические функции интонации.
Позиционная обусловленность выбора Ж (слабая позиция) бывает двух видов. I. Интонема представлена своей вариацией, когда выбор единицы позиционно обусловлен, т.е. когда лексико-грам-матические средства выражают основное значение фразы и интонация выступает как подсобное средство. Например: - Почему...? -Если ..., / - До чего же...! - _3дравствуйтв_,...! - Вера^Васитев-на^/_принеспте^... (ср. Вера Васильевна/принесла...). Чем больше выражение значения осуществляется за счет жзксико-грамматичес-ких средств, тем меньшая роль отводится интонации (по А.Н.Гвоздеву) вплоть до возможности полной невыраженности (- Который час?).
Интонационное оформление коммуникативных типов предложения (вопрос, обращение, просьба...) подчиняется определенным правилам, в каждом языке - своим. Смыслоразличительная роль интонем здесь ослаблена за счет участия неинтонационных средств в выражении значения фразы.
Для каждой фразы, если она представляет собой какое-либо синтаксически оформленное образование, существуют свои нейтральные и окрашенные ИК.
П. Интонема представлена своим вариантом. В этой позиции интонемы не противопоставлены друг другу. Это такие случаи интонирования, когда используется "запрещенный" тип интонемы, т.е. когда интонация употребляется не в прямом своем значении, которое диктуется синтаксическими отношениями. Например, интонация конечной фразы повествовательного предложения может^быть оформлена ИК-3^4,6. Возможна нейтрализация: Пе^чатки^забыла? - Перчатки забыла! - Перчатки забыла,/зонтик тоже. Такое интонирование всегда окрашено признаком стиля или экспрессивности. Так, особенности реализации интонем в тексте служат основанием для определения стилистической роли интонации.
Решение вопроса об интонемах позволяет судить также об авторской (текстовой) заданности штмико-йнтонащонннх характеристик. Этому вопросу посвящен третий раздел главы I.
Интонемы как единицы языка могут быть определены не только в звучащем, но и в письменном тексте. Именно благодаря наличию в языке трех интонем прогнозируется интонация письменного текста. Взаимосвязь синтаксиса и интонации дает возможность судить не только об интонации письменного текста, но и о пределах его интонационной вариативности.
Вопрос о возможности варьирования суперсегментных характеристик при озвучивании одного и того же текста решается путем отделения факторов экстралингвистического свойства, влияющих на вариативность, от факторов лингвистических. К первым относятся индивидуальные особенности говорящего, его взаимоотношения с аудиторией, условия озвучивания и т.п., ко вторым, лингвистическим, факторам относится прежде всего характер самого текста^ т.е. его лексико-грамматический состав, экспрессивно-стилистическая окрашенность и функционально-стилевая направленность, которые определяют пределы вариативности суперсегментных характеристик в тексте. Роль лингвистических факторов, выдвигающих требование определенного характера озвучивания текста, оказывается решающей в понятии авторской заданности суперсегментных характеристик в письменном тексте. Поэтому несмотря на кажущуюся бессистемность и непрогнозируемость произносимой речи, озвучивание письменного текста подчинено нло тмоькенной форме, зависит от нее. определено ею.
Материал и методы исследования (четвертый раздел главы I).
Материалом исследования явились звучащие тексты разных функциональных типов речи. Понятие "звучащий текст" охватывает широкий круг текстов: чтение вслух, говорение по заученному, подготовленное говорение, неподготовленное говорение, разговорная речь. В результате многократных прослушиваний каждого текста, в котором, кроме автора диссертации, обычно принимало участие от 2 до 10 человек, составлялась интонационная транскрипция текста, в которой применялась система ИК Е.А.Брызгуновой, а также разработанные автором диссертации обозначения разного типа пауз и различных способов создания логических ударений; определялся характер темпа.
Избранный метод анализа - слуховой - оказался достаточным для данного исследования. Известная доля субъективизма и неточности, сопровождающая этот метод, покрывается его достоинствами, которые состоят, во-пзрвых, в том, что человеческое ухо фиксирует только то, что функционально значимо, в то время как маги-па фиксирует все, и, во-вторых, в том, что транскрипция, полученная в результате слухового анализа, дает возможность человеку воспроизвести ритмико-интонационные особенности текста, тогда как машинную запись может воспроизвести только машина. Оба метода, слуховой и инструментальный, дополняют друг друга. Как сказал Л.Р.Зиндер, "естественно, что языковедение в последнее время снова возвращается к человеку" (1969, с. 115). Показательно, что ото высказывание идет от представителя одной из ведущей в нашей стране экспериментальных лабораторий - лаборатории экспериментальной фонетики им. Л.В.Щербы.
Решить вопрос о заложенных в языке законах ритмико-интона-ционного построения разнофункциональных текстов потребовало свести все разнообразие звучащих текстов к общим основаниям, необходимым для сопоставления их ритмико-интонациошшх характеристик. Распределение звучащих текстов по признаку их функционально-стилевой отнесенности осложнялось тем, что в одном и том же типе речи оказывались тексты спонтанно и неспонтанно произнесенные, а также тексты, основу которых составляла письменная и устная форма речи. Эта признаки существенно влияют на характер рятмико-ннтонационного оформления текстов. Предложенная схема классификации звучащих текстов позволяет, учитывая эти признаки, опродолить
место каждого звучащего текста в исследовательской работе и сгруппировать все тексты по общности признаков.
Данная классификация помогает также разграничить понятия "устный", "разговорный", "спонтанный" применительно к звучащему тексту.
звучащий текст
неспонтанный
спонтанный
»J
все гда
не всегда неспонтанный
7
офяци-ально-доло-по й
неразго-
ворный
разговорный
литера-Л турно- | художе-I |ствен- I ]ный J
публицистический
науч-й
ны
публицистический
ныг
не обиходно-бытовой
обиходно-бытовой
11000 0LI0EJ0 ЕШ
А и П - устная и письменная форма речи/
Глава П. СТШ1СТИЧЕС1Ш1 ФУНКЦИЯ ИНТОНАЦИИ.
Стилистическая функция каждого суперсегментного средства заключается в способности суперсегментных характеристик выражать разные стилистические значения. Любая суперсегментная характеристика может быть определена как стилистически нейтральная или маркированная.
Слабая изученность этого вопроса на материале русского языка не дает оснований для того, чтобы предлагаемое решение счи-уать окончательным, но оно может быть в какой-то степени полезным для будущих исследований. Наиболее сложным и спорным звеном г решении этого вопроса является определение понятия стилистически нейтральной суперсегментной характеристики. Оно связывается с идеей текстою!! (авторской) заданности суперсегментных характеристик. Стилистически нейтральной характеристикой интонации, пау-
зирования, темпа и логических ударений долят считаться такая, которая, прогнозируется в письменном тексте. Если текст создается непосредственно в процессе говорения, то его суперсегментные характеристики также будут считаться нейтральными в случаях, когда они соответствуют значениям, выраженным средствам! синтаксиса, морфологии и лексики, даже если эти значения выходят за пределы стилистически нейтральных.
Помимо основной текстовой заданноста суперсегментные характеристики могут выражать в звучащем тексте дополнительные оттенки стилистического или экспрессивного характера; в таком случае экспрессивная или стилистическая окрашенность текста создается исключительно фонетически и поэтому такие суперсегментные характеристики должны считаться маркированными.
Требование разграничения стилистической и экспрессивной окрашенности суперсегментных характеристик диктуется необходимостью определения стилистической функции суперсегментных средств. Если экспрессивная окрашенность служит средством передач;! чувств человека, то стилистическая окрашенность служит для синонимической замены нейтральных характеристик стилистически высокими или сниженными. Основное различие в характере окрашенности состоит в том, что стилистическая окрашенность отличается постоянством значения и не обладает градационной шкалой "больше-меньше", в то время как экспрессивная окрашенность имеет широкий спект значений и различную степень их выраженности.
Итак, стилистическая функция суперсегментных средств определяется нахождением стилистически окрашенных характеристик на фоне стилистически нейтральных. Такой подход к выявлению стилистической функции суперсегментных средств впервые предпринят в данной работе также и по отношению к другим средствам суперсегментной фонетики - паузе, логическому ударению и темпу.
Стилистическая значимость всего комплекса суперсегментных средств может быть обнаружена только в объеме текста, однако мельчайшей единицей, на которой определяется стилистическая значимость интонационной характеристики, является фраза, поэтому для определения стилистической роли интонации в тексте необходим:) рассмотреть интонацию каждой фразы в отдельности и установить, как реализуются в звучащей речи интонемы: в какой позиции, сильной или слабой, они находятся, в прямом ига непрямом значении они употреблены,
в роли стилистически нейтральных или окрашенных конструкций они выступают.
Набор стилистически нейтральных и окрашенных интонационных характеристик должен определяться для всех наиболее распространенных синтаксических образований. К ним относятся следующие: фразы со значением утверждения, отрицания, обращения, просьбы и побуждения, общего и частного вопроса, незаконченности при сочинительной, подчинительной и бессоюзной связи. Чем больше в конструкциях выражено синтаксическое значение неинтонационными средствами, тем меньшая роль отводится в них интонации. Например, значения просьбы, обращения, побуждения, частного вопроса достаточно полно выражены средствами лексики и грамматики, поэтому интонация выполняет в них подсобную роль, подчиняясь правилам оформления данных конструкций в языке, например правилам интонационного оформления частного и общего вопроса, просьбы, обращения и т.д. В каждом языке они имеют свои отличительные черты, которые довольно полно представлены в типологических исследованиях интонации. Эти интонационные правила соответствуют стилистически нейтральному способу интонирования данных синтаксических конструкций, так как они выражают только те синтаксические зна-аенпя, которые заключены в каждой из них, и не добавляют других значений экспрессивно-модального или стилистического свойства, ¡{ак правило, каждая такая синтаксическая конструкция имеет только один стилистически нейтральный способ интонирования, все другие возможные способы несут с собой какое-либо добавочное значение и поэтому выходят за пределы нейтрального. Е.А.Брызгунова хорошо показала это: например, вопрос с вопросительным словом обычно оформляется в нейтральной в стилистическом отношении речи при помощи ИК-2. Если же он оформляется другими интонационными конструкциями, например ИК-3, ИК-4, то он приобретает помимо собственно вопроса еще и добавочные значения. Развивая теорию регистровых различий для кавдой ИК, Е.А.Брызгунова находит еще более тонкие значения, передаваемые ненейтральной интонацией, т.е. такой интонацией, которая привносит в звучащий текст различные добавочные оттенки экспрессивности, модальности. Эти различия отмечаются также в работе С.В.Кодзасова, раскрывающей в интонации диалога тончайше смысловые и экспрессивные значения, а также в ряде других исследований. Эти окрашенные способы интонирования
обнаруживаются только в звучащем тексте, в то время как в письменном тексте прогнозируются лишь стилистически нейтральные характеристики, т.е. такие, которые вызываются требованиями лекси-ко-грамматического состава текста. Непременным условием нейтрального характера интонационной конструкции является также употребление ее в своем прямом значении, т.е. в тех случаях, когда используемый тип интонемы соответствует синтаксическому значению фразы. Если se синтаксическое значение фразы реализуется при помощи "неразрешенного" типа интонемы, то такое употребление интонации расценивается как непрямое. Такие интонационные конструкции стилистически и экспрессивно окрашены. Они возможны только в тех случаях, когда фраза требует ИВТ или ИНТ; если же она требует ИРТ, то любая реализация будет считаться прямой и непрямое использование интонации невозможно.
Итак, в качестве стилистически и экспрессивно окрашенных интонационных конструкций выступают такие, которые либо вносят дополнительные оттенки экспрессивного или стилистического свойства, выступая в прямом значении, либо представляют собой употребление интонации не в ее прямом значении.
Стилистическая окрашенность интонации проявляется только в соотношении с нейтральной по трехмерной шкале: высокая - нейтральная - сниженная; экспрессивная окрашенность интонации могет иметь множество оттенков значений и в определенных случаях выступает одновременно и как стилистически окрашенная (Т.Г.Винопур оценивает такое совмещение экспрессивной и стилистической окрашенности. как регулярное).
Стилистически и экспрессивно окрашенные интонационные конструкции, встречаясь в текстах разной стилевой направленности, создают интонационное своеобразие текста, которое могет быть выражено в виде формулы интонационной модели текста, представляющей набор повторяющихся интонационных конструкций начальных, срединных и конечных фраз. Идея интонационной модели текста опирается на представление о некоторой общности зачинов, концовок и средней часта повествовательных предложений в тексте. На случайно начало и конец предложения в плане интонации считаются "сильными позициями текста" (Н.В.Черешсина, 1904). Тексты о'ициально-пе-лового стиля имеют' выраженную общность интонационных i/оцелей - это присутствие ИК-4 л начале и/или середине предложений при 15 ограниченном наборе ИК : 4-43-1, 34-4-1, б-64-I, 6-Ô42-I.
¡icu научные тексты, несмотря на их рамю^анро^ость, отмечены присутствием Г.К-2: 4;-<j-4;i-lo, 42-042- f, "' •
Б публицистической речи, также в силу многообразия ее форм и жанров, нелегко проследить общие черты интонации. Но сопоставление интонационных моделей информативных и аналитических жанров публицистики наглядно противопоставлено благодаря присутствию ИК=4 в информационных жанрах. В целом формулы интонационных моделей публицистических текстов отличаются своей простотой в наборе ИК и широтам нейтральным полем, создаваемым №0=6.
Тексты литературно-художественные отличаются интонационной сложностью. Они характеризуются наличием ненейтралъных конструкций в результате их несобственного употребления и почти полным отсутствием ИК=4 (63-261-1, 23-23-123, 23-246-461, 324-623-261, 6-6321-1, 21/36-6-16.621-6-16, 263-621-13, 264/3-432-1,623-623-1. 6-632-1, 26-263/4-1, 32-3-123, 62-63-1, 32-236-1, 256/4-23/5-12, 23/7-613-21, 37/54-353-1.
Разговорная речь не отличается интонационным разнообразием в пределах текста, но, взятые вместе, эти тексты показывают широкий набор ИК, частое употребление интонации в ее непрямом значении и отсутствие ИК=4 в середине предложения (32-32-123,123-132-1, 23-236-461, 324-525-261, 26-321-1, 6-63-1). Следовательно, главное противопоставление на уровне интонации проходит между текстами официально-деловой, научной и публицистической речи, с одной стороны, и литературно-художественной и разговорной речи, - с другой.
Пюва Ш. СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ПАУЗ.
В данной главе предпринята попытка рассмотреть паузу как явление стилистическое.
Обычно паузе отводится скромная роль - она рассматривается как пограничный сигнал, отделяющий друг от друга фразы и предложения. 0 том, что эти сигналы различны в качественном и количественном отношении, известно давно, однако эти сведения носили в основном практический характер. Чаще всего замечания о вариативности пауз касались их длительности и с этой целью в транскрипции традиционно использовалось обозначение пауз одной, двумя, тремя вертикальными чертами. Качественное различие пауз широко использовалось в актерской практике, особенно в связи с введенным К.С.Станиславским понятием "психологической" паузы, которая противопоставлялась "логической". В 60-70 годах в связи с возрос-
пшм интересом к вопросам суперсегментной фонетики в экспериментальных исследованиях интонации и темпа появились новые сведения о качественных видоизменениях паузы: под паузой стали понимать не только остановку в звучании, но и такую смену тона, которая разделяет синтагмы и по восприятию равнозначна реальной паузе. Появились также новые понятия и термины: "пауза колебания", "неожидаемая пауза", "пауза хезитации", которые обычно рассматривались как составляющие теггаа и ритма.
Задача настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе систематизации этих сведений определить роль разного рода пауз в процессе стилеобразования и выделить стилистически нейтральные и стилистически значимые типы пауз. В результате анализа явлений паузирования в звучащих текстах разных функциональных типов речи было установлено, какие типы пауз, в каком сочетании и в каком процентном соотношении наиболее характерны для того или иного типа текста, а обязательное присутствие определенных пауз в текстах одного функционального типа установило их стилевую соотнесенность.
Следуя единой тенденции выявления стилистически значимых суперсегментных характеристик на фоне стилистически нейтральных, а также разделения заложенного в тексте и привнесенного с озвучиванием, мы предприняли попытку и в этом суперсемзнтном средстве разграничить нейтральные характеристики пауз и маркированные. Для этой цели дается классификация пауз по мест"- и способу образования.
Термин "пауза" объединяет два разнородных понятия: переев в звучании и границу интонационного членения. Как граница членения пауза представляет собой явление грамматическое, отражающее синтаксический строй текста. Она образуется лишь в местах, предназначенных для членения системой языка. Фонетическое выражение такой паузы различно: она может быть образована только сменой тона на границе двух фраз (= синтагм) без реальной остановки звучания и может быть выражена одновременно сменой тона и перерывом звучания. Такие паузы, которые образуют границы интонационного членения, ми назвали грамматическими с подразделением их на грамматические реальные (граница членения с перерывом звучания) и грамматические нереальные (граница членения без перерыва звучания).
Пауза как граница интонационного членения представляет собой
явление грамматическое, отражающее синтаксический строй текста; места таких пауз определяются в любом (не только в звучащем) тексте. Место грамматической паузи обусловлено воздействием трех факторов: фонетического (величиной отрезка речевой цепи), синтаксического (стремлением речевого отрезка, обособляющегося во фразу, сохранить синтаксическую оформленность) и семантического (влиянием смысловой важности на выделение группы слов во фразу).
Грамматические паузы выполняют только функцию членения, или выражения синтаксических связей, не привнося в звучащий текст никаких дополнительных оттенков стилистического или экспрессивного свойства. Это обстоятельство дает основание считать грамматические паузы стилистически нейтральными. Они составляют основу паузирования'для всех типов речи; по сравнению с другими типами пауз грамматические паузы представляют самый высокий процент встречаемости: 65-80$ в неспонтанных текстах, 45-60$ в спонтанных.
На фоне стилистически нейтральных грамматических пауз проявляют свое стилеобразующее свойство паузы не1рамматические, то есть такие, которые образованы в местах, не предназначенных' для членения. Среда, них различаются паузы непреднамеренные и сознательно образуемые. К непреднамеренным паузам относятся паузы колебания. или хезитации. Они свидетельствуют о спонтанном характере текста и встречаются в текстах разговорного характера (средний показатель - 28$), а также в спонтанно произнесенных научных и публицистических текстах, основу которых составляет устная форма речи (около 20%). Признак спонтанности речи, передаваемый этими паузами, соответствует таким понятиям, как неподготовленность речи, неуверенность или волнение говорящего. Такое единство значений пауз колебания создает возможность отнесения этих пауз к стилистически окрашенным. Такие паузы несут с собой стилистическую окраску сниженнооти, разговорности. Не случайно имитация разговорной речи на сцене или на телеэкране создаетоя прежде всего с помощью этого средства (Т.Г.Винокур). Паузы колебания очень редко встречаются в художественной речи. Из рассмотренных в диссертации жанров художественной литературы эти паузы отмечены в юмористических рассказах (4,2$), сказках (2,5$) и монологах из драматургических произведений (1,5$). Б неспонтанных официально-деловых и публицистических текстах эти паузы не отмечены, в научных текстах, произнесенных с разной степенью опоры на письменный текст, -от Л до 70$.
Неграмматические паузн проявляется только в звучащем тексте; места таких пауз в письменном тексте нэ определяются.
Не гр а г.ма ти че с ки е преднамеренные паузы подразделяются на паузы, связанные со смысловым фактором (психологические) и не связанные с ним (дикторские, впервые отмеченные Е.А.Бгызгуновой). Лекторские паузы можно считать стилистически окрашенными, так как они встречаются только в текстах функциональных стилей, прочитанных обычно опытными дикторами (10-15$ в официально-деловом стнлз и в публицистических жанрах информации и корреспонденции, 20% в научном стиле (чтение), более 30$ в жанра политического кошента-рия). Психологические паузы, встречающиеся в текстах (до в отдельных жанрах публицистического и научного стилей и до II% в художественной речи), отмеченные признаком экспрессивности и художественной выразительности, следует классифицировать как экспрессивно окрашенные.
К особому типу паузнрованпя, имеющему неграмматический характер, мы отнесли явление пропуска обязательных пауз. Оно характерно для спонтанных текстов и разговорной рс-.ча (7,350, но встречается и в текстах книжных стилей, не отличающихся строгостью произносительной нормы: от 4 до 9$ в отдельных "аирах художественной литературы и до 4% в отдельных публицистических ганрах.
Стилистическая значимость длительности пауз определяется дву-ия моментами: а) делением пауз на длинные, средние и короткие, из которых средние паузы воспринимаются как стилистически нейтральные; и б) стремлением пауз к изохронности или контрастности в пределах одного текста. Изохронность, т.е. однообразие пауз, -явление стилистически нейтральное. Такой характер паузирования встречается в текстах, лишенных эмоциональности ц индивидуализации стиля, т.е. в соответствующих этим признакам неспонтанных текстах ннизншс стилей, Контрастпость пауз по дет тельное та, напротив, характеризует эмоциональную я индивидуализированную речь. Такой характер паузирования является стилистически окрашенным; он употребляется в разговорной речи, в спонтанных публицистических п научных текстах и в отдельных текстах прозаических аанроь лятв-ратурно-худогестзенной речи.
Характер паузирования звучащэго текста моаот быть выражая в виде формулы модели паузирования, в которой представтан отиооятольны й состав пауз различных типов. Сочетание в текста разного рода
пауз создает своеобразный тип паузирования, имеющий некоторую функционально-стилевую соотнесенность. Следует отметить, что различия на уровне типов паузирования характеризуют главным образом принадлежность не к стилю, а к жанру, либо к особой, не стилевой, разновидности устной речи, какой, например, можно считать тексты спонтанно и неспонтанно произнесенные. Так, сочетание нереальных грамматических пауз с дикторскими на фоне реальных грамматических пауз свойственно информационным жанрам всех трех функциональных стилей, а наличие пауз колебания характеризует не только разговорные тексты, но и любые неподготовленные текста. То же можно сказать и о психологаческих паузах: они не только являются приметой литературно-художественной речи, но также отличают всякую экспрессивную речь; отсутствие психологических пауз является стилевой приметой официально-делового стиля и тех жанров публицистического и научного стиля, в которые входят черты официально-делового стиля.
Паузы разных типов, отмеченные определенными стилевыми признаками, проявляют свои стилистические свойства только в тексте, сочетаясь друг с другом в тех особых пропорциях, которые свойственны определенному жанру.
Жанр, как известно, не проявляет в чистом виде черта функционального стиля, а представляет собой определенный набор элементов разных стилей. Именно в характерном сочетании этих элементов заложено отличие одного жанра от другого в пределах стиля. Если, например, в жанре информационного сообщения присутствуют, кроме публицистического, еще элементы официально-делового стиля, то в жанре корреспонденции к чертам публицистического стиля могут добавиться черты научного, а в жанре очерка - черш публицистического, научного стиля и разговорной и художественной речи. При этом функционально значимым оказывается не только то, какие элементы сочетаются в том или ином жанре, но и в каком соотношении. Даже процент нейтральных элементов, сочетающихся со стилистически значимыми, оказывает влияние на своеобразие жанра. В этой игре элементов разных стилей, создающей жанровые разновидноетп речи, принимают участие все языкоше средства. Элемента суперсегмент-' ной фонетики тоже выступают как стилеобразующие. Рассмотренные типы пауз являются теми элементами, которые вместе с другими организуют жанр, привнося в него черты того или иного стиля, соеди-
няясь не беспорядочно, а тем организованным способом, которий необходим для создания жанра.
По соотношению особенностей паузирования в текстах разных функциональных типов речи обнаруживается противопоставленность текстов по следующим признакам:
а) по спонтанному-неспонтанному характеру произнесения текста (наличие и отсутствие неграмматических пауз колебания),
б) по официальному-неофициальному характеру текста (наличие или отсутствие докторских пауз),
в) по наличию и отсутствию экспрессивности текста (наличие или отсутствие психологических пауз).
Характер паузирования текста обнаруживает связь и взаимодействие с другими явлениями суперсегментного характера и прежде всего с тег,том: нереальная грамматическая пауза и пропуск обязательной паузы являются ускорителя?,га темпа; признаком ускоренного темпа является также наличие дикторских пауз; присутствие психологаческих пауз замедляет темп; исключительное использование реальных грамматических пауз свидетельствует о среднем темпе.
Глава 1У. СГШСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ЛОШЕСКИХ УДАРЕНИИ.
Под логическим ударением в диссертации понимается фонетическая .выделе нность слова или группы слов, несущих особую смысловую нагрузку' или экстресспвную окрашенность.
Подобно интонации и паузированию, логическое ударение обнаруживает себя не только в звучащем, но и в письменном тексте, поэтому вопрос об авторской заданности суперсегментных характеристик в тексте относится также и к этому явлению. В письменном тексте логическое ударение отмечается различными лексическими и синтаксическими способами, таким как порядок слов или специальная лексика. В звучащем тексте под логическим ударением оказываются не только слова, на которые есть авторские указания, но и другие слова, которые выделяются непосредственно в процессе произнесения текста. Применительно к звучащему тексту термин "логическое ударение" принимает характер весьма условный. Если в письменном тексте логические ударения - это слова, несущие идею новизны, противопоставления, особой смысловой значимости (НиколаоЕаТ.М., 1982), то применительно к звучащему тексту понятие логаческого
ударения охватывает большую группу слов, несущих не только особую смысловую нагрузку, но и экспрессивную значимость. Кроме того, акцентная природа выделенности, характерная для письменных текстов, имеет в звучащей речи лишь частное выражение, так как в звучащем тексте выделенность создается не только ударением, но и различными просодическими средствами: увеличением длительности слова, интонационным выделением, усилением и ослаблением голоса, психологической паузой (0сокинВ,М63). В отличие от фразового (синтагматического) ударения логическое ударение имеет особый характер, заключающийся в тем, что оно не участвует в формировании какой-либо супероетентной единицы (фонетического слова, фразы, фонетического предложения, сложного интонационного целого), кроме того, оно вообще может отсутствовать в тексте; логическое ударение накладывается на уже оформленную ритмико-интона-ционную структуру с целью выделения наиболее значимых слов текста.
Рассмотрение логических ударений на материале звучащих текстов разных функциональных типов речи позволяет выявить стилистические рессурсы логических ударений и оценить это явление с точки зрения функциональной стилистики. По фонетическому способу выделенности логические ударения делятся на стилистически нейтральные и окрашенные. Под стилистически нейтральным способом понимается такой способ выделения слов, при котором дается лишь указание на выделенность. Такие слова, по определению К.С.Станиславского, служат указательным пальцем, отмечающим саше важные сло-ра в тексте. Фонетическое выражение нейтрального способа соответствует ИК-2, то есть выделение слова динамическим ударением и характерным интонационным контуром. Слово, выделенное при помощи |1К-2, может совпадать или не совпадать с интонационшм центром; р случае совпадения с интонационным центром выделенное слово в некоторой степени утрачивает значение особого подчеркивания, зато I! случае внецентрового расположения степень его выделенности заметно возрастает. Поэтому при анализе текстов с точки зрения характера логических ударений ш учитываем только случаи, когда логическое ударение не является интонационшм центром. При этом, однако, ш не исключаем того, что текст, изобилующий ПК-2 в роли интонационного цента, воспринимается как нагрукенныГ; логическими ударепг:и>то (кг-примэр, научные текст). Эти явления не оказываются неучтенными в анализе суперсегментных характеристик, поскольку они
обмечаются в интонационной модели текста.
Под стилистически и экспрессивно окрашенными способами выделения мы подразумеваем такие, которые, помимо указания на выделенное ть, привносят с собой различим9 оттенки смысла, стиля или экспрессивности. К ним относятся следующие: усиление пли ослабление голоса, замедленное или ускоренное произношение слова, изменение тембра, интонационное выделение (кроме ИК-2), выделение слова с помощью психологической паузы. Стилистическая роль логических ударений в звучащем тексте определяется по следующим показателям: общее количество логаческих ударений, количественное соотношение стилистически нейтральных и окрашенных способов и указание на то, какие из окрашенных способов выделения и в каком количестве употреблены в данном тексте.
Статистически обработанные результаты анализа звучащих текстов дают основания сделать следующие обобщения (приводятся только среднеарифметические показатели).
1. Наименьшее число логических ударений содержится в текстах официально-делового стиля, а также в текстах информационных жанров публицистического стиля. На один текст официально-делового стиля продолжительностью в одну минуту звучания приходится в среднем 1,2 слова, на один публицистический текст информационного тира - 1,3. Способ выделения исключительно нейтральный.
2. В текстах аналитических жанров публицистического стиля число логических ударений возрастает по мере освобождения их от элементов официально-делового стиля. Так, в тексте политического комментария в среднем - 3,3 сло^а (из нпх нейтральным способом выделено 2,8 слова), в корреспонденции и спонтанном репортаже - 5,5 (на нейтральный способ приходится 2,7 слова). Количество стилистически окрашенных способов больше всего в очерке и неспонтанпом репортаже, где общее число логических ударений составляет 3,5 слова (очерк) и 5 слов (спонтанный репортаж), а число слов, выделенных нейтральным способом,пе превышает одного слова. Такое увеличение разрыва между общим числом логических ударений и числом слов, выделенным нейтральным способом, говорит об усилении экспрессивности текста. В публпчистических текстах на наблюдается разнообразия фонетических способов создания логических ударений, в роля экспрессивно окрашенных способов здесь выступают в основном интонационное выделение и громкость.
3. Тексты научного стиля, характеризующиеся в точки зрения интонации большим содержанием ИК-2, не отличаются заметным использованием этой конструкции в качестве средства создания логических ударений. Такие случаи составляют в неспонтанных научных текстах
в среднем 2,6 слова на один текст при общем количестве 4,5 слова. В научных текстах, распределенных на 4 группы по возрастанию признака спонтанности, логические ударения встречаются равномерно в неспонтанных текстах (4,6; 4,6; 4,2), в то время как в спонтанных текстах их количество резко возрастает (10,4 слова).
4. Сравнение количества и характера логических ударений в текстах спонтанных и неспонтанных не вполне подтвердило представление о том, что всякий спонтанный текст по сравнению с неспон-ташшм содержит больше логических ударений. Так, в спонтанном и неспонтанном репортаже общее число логических ударений примерно одинаково (5,5 и 5 слов), их различие состоит в соотношении нейтрального и ненейтрального способов: в спонтанном репортаже примерно половина всех логических ударений создается нейтральным способом, в то время как в неспонтанном репортаже нейтральным способом выделяется всего 1,6 слова.
5. Наибольшее число логических ударений содержится в литературно-художественных текстах: в прозаических произведениях -'14,5 слова, в стихе - 16,2, в монологах из драматургических произведений - 7,4, в юмористических рассказах - 9, в сказках - 17,5 слова. Количество слов, выделенных стилистически нейтральным способом
в этих текстах, сравнительно небольшое (средние показатели составляют соответственно: 2; 2,2; 0,9; 1,5; 1,8).
Экспрессивно окрашенные способы в текстах художественной речи максимально разнообразны. В одном тексте нередко можно встретить различные способы создания логических ударений; подчас именно в контрастности этих способов заключается выразительность текста. Разнообразие приемов выделения слов соответствует понятию художественной выразительности в сценическом произношении. Актерское исполнение литературно-художественных произведений представляет собой явление искусства, в котором способы выделения наиболее важных слов подчинены художественным задачам. При этом нельзя но учитывать и того, что сами художественные произведения как особый функциональный тип речи создают условия для такого разнообразия приемов выразительности.
6. В текстах разговорной речи при общем сравнительно высоком показателе выделенных слов (11,5) наблюдается однообразие приемов создания логических ударений в пределах одного текста и одного диктора,а также более частое, чем в художественной речи, использование нейтрального способа (3,6). Наиболее распространенным экспрессивно окрашенным способом в разговорной речи является увеличение длительности слова (6,5). В противоположность этому в художественной речи нет такого способа, который бы отличался наибольшей распространенностью, за исключением стихотворных текстов, в которых из 16 выделенных слов увеличением длительности отмечено 6.
Таким образом, по характеру употребления логических ударений максимально противопоставленными оказались, во-первых, текста официально-делового стиля и информационные тексты публицистического стиля, с одной стороны, и все остальные тексты, - с другой по наличию и отсутствию логических ударений; во-вторых, частично текста спонтанного и неспонтанного характера по общему количеству выделенных слов; в-третьих, тексты художественные и нехудожественные по соотношению стилистически нейтральных и окрашенных способов выделения.
В отношении этого суперсегментногб средства оказалось невозможным провести разграничение между экспрессивной и стилистической окрашенностью. Все способы, за исключением нейтрального, придают тексту экспрессивную окрашенность, степень которой бесконечно варьируется в зависимости от способа выделенности и характера самого текста. Здесь происходит совмещение понятий экспрессивной и стилистической окрашенности, их непротивопоставленность.
Гяава У. СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ТЕМПА.
Данная глава рассматривает темп как одно из явлений суперсегментной фонетики, оказывающих влияние на ритмико-интонационное строение текста. Темп неспонтанных, прочитанных, текстов менее других суперсегментных характеристик определяется его письменной формой, то есть о нем меньше всего можно говорить в плане авторской заданности. Однако темповая неоднородность текстов разных функциональных типов речи также может рассматриваться как фоно-стилистический признак. Это объясняется тем, что темп звучащего текста зависит от ряда суперсегментных явлений, заложенных в письменном тексте: от интонационного членения, рятмч, интонация, лога-
ческих ударений. Функционально-стилистический подход к временной организации звучащей речи оказался наименее продуктивным по сравнению с другими 'средствами суперсегментной фонетики. Тем не менее темповая характеристика текста дополняет комплексную характеристику ритмико-интонационяого строения текста.
Предшествующими исследователями звучащей речи установлено, что темп делится на нейтральный (70-80 сл./м.), ускоренный (90120 сл./м.) и замедленный (50-60 сл./м.), а также на стабильный и изменчивый.
Сопоставление темповых показателей в текстах разных функциональных типов речи позволило сделать следующие вывода (ниже приводятся среднеарифметические показатели).
1. Наибольшей устойчивостью отличаются тексты официально-делового стиля и информационных жанров публицистического стиля (около 90 сл./м., стабильный). Те.лп научных текстов - 90-100 сл./м., стабильный в неспонтанных текстах и нестабильный - в спонтанных.
В текстах художественной литературы - 70-80 сл./м., в большинстве текстов - стабильный, в'.разговорной речи - около 80 сл./м., чаще нестабильный.
2. На темповые характеристики оказывают влияние жанровые различия. Например, в публицистическом стиле темп характеризуется как средний и ускоренный (80-100 сл./м.) в зависимости от жанра и стабильный и нестабильный в зависимости от признака спонтанности.
Изменения темпа в различных жанрах публицистики связаны не ' столько с изменением скорости произношения слов (большая скорость произношения слов характеризует только темп репортажа), сколько с разным характером паузированля, то есть с набором пауз разного типа, их количеством и общей продолжительностью. Так, например, темп информации высок и стабилен. При этом его отличает размеренность за счет того, что время, отведенное на паузы, сокращено до предела: много нереальных грамматических пауз, реальные грамматические и дикторские паузы предельно кратки. В репортаже, напротив, при шсокоГ: скорости произнесения слов большое количество не грамматических пауз колебания, многае из которых превышают среднее время, отведенное для паузы. Однако, хотя 10мп информации по средним показателям превышает темп репортажа, воспрхятие темпа этих двух.жанров оказывается обманчивым: создается впечатление, что ин-
формация звучит размеренно, а репортаж ускоренно. Эта иллюзия скорости речи в репортаже создается за счет быстроты проговари-вания слов.
Но если темп заметки и репортажа различается скоростью произнесения слов и характером пауз, то темп корреспонденции и очерка различается только по способу паузирования: в корреспонденции пауз много и они характеризуются небольшой длительностью, в очерке - пауз меньше, но они более длительные.
3. Спонтанные и неспонтанные тексты, принадлежащие к одному функциональному типу речи, в основном не противопоставлены по абсолютному показателю темпа, они различаются лишь по признаку стабильности темпа. В спонтанных текстах отмечается ускоренность темпа в концовках сложных интонационных целых, которая компенсируется замедлением темпа за счет пауз хезитации. В целом различие темпа в спонтанных и неспонтаншсс текстах определяется различным характером паузирования.
4. Самая большая неоднородность темпа отмечается в текстах литературно-художественной речи. В основном темп этих текстов определяется как средний: 70-80 сл./м. Самый высокий темп отмечен в жанре юмористического рассказа (93 сл./м.), самый низкий - в жанре сказки (68 сл./м.); темп прозаически произведений выше,чем темп стиха (82 и 74 сл./м,). Варьирование темпа в художественных текстах всегда подчинено целям эстетического воздействия и воспринимается как художественный прием. Своеобразие темпа поэтических текстов отличается замедленностью и стабильностью. 1&рмо-нйя пауз стиха - одно из свойств поэтического текста (С.И.Берн-штейн) - обусловливает его размеренное звучание. Так осуществляется влияние ритма произведения на его темп, другими словами, так воздействуют суперсегментные характеристики, заложенные в письменном тексте, на характеристику темпа, являкщуюся принадлежностью только звучащего текста.
5. Темп разговорной речи меньше всего поддается обобщения!.",. По нашим подсчетам, он оценивается как средний (79 сл./м.). Большой разброс темповых характеристик зависит прежде всего от индивидуальных особенностей говорящих и от экстралингвпстических причин, поэтому в существующих оценках разговорного темпа нет единообразия. Л.В.Щерба считал его быстрым (в системе произносительных стилей), специалисты по сценической речи оценивают его как замед-
ленный по сравнению с чтением (ПетроваЛ.,Г981).
6. Несмотря на общие средние показатели теша литературно-художественной и разговорной речи, различие темпа в этих функциональных типах речи весьма существенно: оно выражается не в цифровых показателях, а в характере, лаузирования, влияющего на темп. Сравнивая градацию пауз в стихе, прозе и разговорной речи, можно заметить, что паузы стиха подчинены гармонии: они четко следуют друг за другом, создавая систему пауз разной степени длительности, паузы в прозаических произведениях разнообразны по длительности и качеству, при этом в ритмически организованной прозе разнообразие пауз не хаотично, а подчинено ритмической организации; в разговорной речи паузы разнообразны по количеству и длительности: ■ здесь присутствуют все типы пауз, кроме дикторских, кроме того, они хаотичны и нередко идут в разрез с синтаксическим строем предложения (это отмечают все исследователи спонтанной речи)Поэтому теш художественных произведений чаще- всего стабильный, а в разговорной речи - изменчивый.
Глава У1. РЙТШО-ИНТОНАЩЮШАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКСТОВ РАЗНОЙ ЖАНРОВО-СТИЛЕВОЯ ПРИНАДШНОСта.
Данная глава посвящена описанию ритмико-интонационных особенностей функциональных типов речи.
Статистически обработанные результаты анализа интонации, пау-вирования, логических ударения и темпа звуча:цих текстов различных функциональных типов речи позволили, во-первых, отметить факторы, влияющие на ритмико-интонационное строение текста, и, во-вторых, выделить основные функционально-стилистические типы звучащих текстов.
В соответствии с предложенной классификацией звучащих текстов, все тексты распределены по признакам: функционально-стилевой принадлежности, спонтанности и отнесенности к письменной или устной форме речи. Кроме этих различий было проведено разграничение на основные жанровые различия в тех функциональных типах, где деление на жанры носит относительно определенный, устоявшийся характер. Так, в публицистическом стиле все тексты разделены на такие кан-ровыо группы, как информация, корреспонденция, политический комментарий, репортаж, очерк и выступления/интервью. Текста художест-
ионной литературы объединены в следующие жапровые группы: проза, стихи, монологи из драматургических произведений, юмористические рассказы, сказки.
В тех функциональных типах, где аанровая дифференциация звучащих текстов еще не достаточно определена, текста распределялись только по признаку спонтанности. Например, все тексты научного стиля представлены следующими четырьмя группами: а) чтение, б) подготовленное говорение, в основе которого лежит письменная форма речи, в) подготовленное говорение, в основе которого лежит устная Форма речи, г) неподготовленное говорение; из них первые две группы представляют неспонтанные текста, третья - неспонтан-ше и спонтанные, четвертая - спонтанные.
Те функциональные типы речи, в которых отсутствует деление на спонтанные и неспонтанные тексты, на устную или письменную форму их проявления, где отсутствует также широко употребительные жанровые различия, представлены целостными группами. К ним относится официально-деловой сталь, для которого признаки неспонтанности и принадлежности к письменной ¿горне речи являются постоянным!, а также разговорная речь, для которой постоянными являются признаки спонтанности и принадлежности к устной форме речи. Кроме того, в публицистических текстах было проведено дополни-' тельное разграничение по характерным признакам диктора, или исполнителя, текста. В жанре информации, например, проведено деление на тексты, воспроизведенные дикторами радио и дикторами телевидения, а в жанре устного публичного выступления тексты распределились на группы актерского и неактерского исполнения.
Среди факторов, влияющих на ритмпко-интонационнне характеристики звучащих текстов и определяющих кх деление на группы, объединенные общностью ритмнко-интонационного строения, отмечаются следующие: выполняемая ¿пункция, спонтанность.
По выполняемой функции тексты делятся на три группы: I -тексты, выполняющие функцию сообщения (официально-деловой стиль и информационные канры публицистического и научного стиля), 2 -тексты, выполняющие функцию воздействия (аналитические жанр; пуб-личистического и научного стиля и тексты литературно-художественной речи) и 3 - тексты, выполняющие Функцию общения (разговорная речь).
Предыдущие исследования звучащей речи (в частности, на "ате¡.па-
ле английского языка) показали, что признак спонтанности проявляется в наличии пауз хевитации, большом, по сравнении со неспонтанными текста:.ш, количестве акцентных выделений и в неровности темпа. Наши выводы не только подтвердили это, но и внесли некоторые добавления, а именно: наличие пауз хезитации сочетается с таким неграшатическим явлением, как пропуск обязательных пауз, что восполняет временную устойчивость текста в рамках соответствующей жанровой разновидности и не создает противопоставленности по темпу между спонтанными и неспонтанныш текстами. В научном стиле средний показатель теша спонтанно произнесенных текстов оказался даже более высоким, чем в неспонтанных (109 сл./м. - 94 сл./м). Что касается увеличения общего числа выделенных слов в спонтанных текстах, то оно создается в основном за счет слов, выделенных стилистически окрашенными способами. Это указывает на бблыаую экспрессивность спонтанных текстов по сравнению с неспонтанными.
На ритшко-интонационные характеристики спонтанных текстов оказывает влияние также и личность говорящего. Сравнение текстов, произнесенных актерами и не-актерами, показало, что в актерском исполнении больше слов, выделенных окрашенными способами, в то время как в неактерском исполнении выделение осуществляется главным образом нейтральным способом. Со стороны паузирования спонтанные тексты актерского исполнения отличаются от текстов, произнесенных не-актерами, наличием психологических пауз.
Ритмико-интонационные особенности дикторской речи поражают своим однообразием и создают впечатление интонационной клишированное ти дикторской речи, по замечанию В.П.Григорьева. Сопоставление интонационной манеры дикторов радио и телевидения не вносит в это однообразие существенных поправок; единственным отличием является несколько увеличенное число логических ударений в речи дикторов телевидения: 2,3 по сравнению с 1,3.
Анализ суперсегментных характеристик текстов разных функциональных типоь речи показал, что стилевая принадлежность текста может создаваться как.целым комплексом ритмико-интонациокшх характеристик, так и характеристиками отдельных суперсегментных средств, выступающих в роли стилеобразушцих.
Результаты анализа суперсегментных характернотак звучащих текстов, стилистически обработанные и объединенные в сводных таблицах-, дяюг;' основание считать, что тексты функциональны;" стилей,
литературно-художественной речи и разговорной речи противопоставлены по ритмико-интонационшм характеристикам.
Однако различие между тремя функциональными стилями /офи-циально-деловим, публицистическим и научным/ о точки зрения просодических характеристик осложнено, с одной стороны, влиянием ранрового расслоения публицистического и научного сталей, с другой стороны,- неоднородностью звучащей речи в отношении признаков спонтанности и принадлежности к устной или письменной форме речи. Поэтому внутри функциональных стилей дифференцированность рроходит не по привычным границам деления на официально-деловой, публицистический и научный стили, а по границам жанровых разновидностей внутри этих стилей. Не сохраняет своей стилевой самостоятельности прежде всего публицистический и научный стили, рнутри которых выделяются 1руппы информационных и аналитических тачров. Не выделяется как самостоятельный и официально-деловой стиль, так как он объединяется в одну группу с информационными г»анрамп публицистического и научного стилей. На основании общности ритмико-интонационных характеристик выделяются в отдельные функционально-стилистические типы следующие 1руппы звучащих текстов:
1) тексты официально-делового стиля и информационных жанров публицистического и научного стиля;
2) текста аналитических жанров публицистического и научного ¡зтиля с подразделением на спонтанные и неспонтанные;
3) тексты литературно-художественной речи с подразделением ца прозаические и стихотворные;
4) текста разговорной речи.
В основе первого функционального типа звучащих текстов лежат тексты письменной формы речи, прочитанные профессиональными докторами, корреспондентами, общественными деятелями, учеными. Ведущая роль в этой группе принадлежит официально-деловому стилю о характерными для него признаками: стремлением к стандартизации }ярмы, отсутствием оценочности, экспрессивности, индивидуализации стиля ; эти признаки находят отражение и в фонетике этих текстов. Так, отсутствие оценочности и экспрессивности отражается в этсутствии экспрессивно окрашенных суперсегментных характеристик, отсутствие индивидуализации стиля сказывается на обеяличенностл манеры произношения (голоса дикторов различаются в основном толь-
ко тембром, по интонации они почти совпадают). Даже чтение официальных документов непрофессиональными дикторами по своему ритмико-интонациончому оформлению приближается к дикторскому, в нем чувствуется нарочитое стремление говорящего придать своей речи официальное звучание, похожее на "дикторское". Стандартизация, или клищрованность, дикторского произношения проявляется в однообразных сочетаниях ИК-3 (или ИК-6) с ИК-4, а на уровне паузирования - в наличии дикторских пауз; особенно следует обратить внимание на скопление дикторских пауз в концовках сложных интонационных целых; такое ступенчатое падение тона создает своеобразную ритмическую границу между микротемами (информационными блоками).
Основные ритмико-интонационные характеристики этого типа текста следующие: интонация отличается простотой и однообразием в оформлении фраз, фонетических предложений и сложных интонационных целых, что отражается в рлтонационной модели этих текстов; приоритет формы, отмечаемый в официально-деловом стиле как его важнейшая особенность, проявляется в звучащем оформлении этих текстов в четкости построения сложных интонационных'целых, в простоте интонационной модели текста, т.е. в простоте ее выводимости и в ограниченном наборе Ш. Четвертая интонационная "конструкция, составляющая особенность интонационной модели, выступает в роли стилистически окрашивающего средства, причем настолько сильного, что оно подавляет влияние интонационной приметы'научного стиля (ИК-2) в научных текстах. Отличительной чертой паузирования этих текстов является наличие стилистически окрашенных дикторских пауз, а также большое количество нереальных грамматических пауз. Логические ударения, как следствие отсутствия оценочное™ и экспрессивности, свойственная этим текстам, ка;; правило, либо отсутствуют, либо встречаются в очень небольшом количестве. Темп ускоренный (90 сл./м., в научных текстах - 100 сл./м.) и стабильный - характеристик почти нейтральные; создает ускоренное ть темпа слабый отход от нейтральности. Ритм, как показали наши предыдущие исследования, представлен самым большим числом.отклонений от абсолютной ритмичности, т.е. в текстах этой группы часта большие мевдуударные интервалы и случаи скопления нескольких удареш;',;, маеты сочетания фраз, разновеликих по количеству содержащийся в ни": фонетических слов, а также часты сочетания
идентичных интонационных типов.
Второй функциональный тип звучащих текстов включает тексты аналитических жанров публицистического и научного стилей. Основу их составляют письменные и устные формы речи (одни и то же жанры, например доклад, выступление, лекция, могут быть пак в устной, так и в письменной форме речи). Кроме того, эти тпксда произносятся спонтанно и неспонтанно. Если группа спонтанных текстов представлена только устной формой речи, то группа неспонтанных текстов может иметь в основе и письменную, и устную форму ре'ш. Спонтанные тексты отличаются от неспонтанных всеми признаками спонтанности; в остальном рптгшю-интонационныо характеристики всей группы в целом отличаются единообразием. Интонация носит нейтральный характер, интонационные конструкции употреблены в своем прямом значении. Интонационная модель текста характеризуется относительной простотой, ее основу составляют стилистически нейтральные ИК-6 и ИК-3, отмечается также присутствие ИК-2, особенно в текстах научного стиля. В системе паузирования стилистическую функцию выполняют дикторские паузы, а также относительно большой процент нереальных грамматических пауз. Модель паузирования неспонтанных текстов совпадает с моделью паузирования текстов предыдущей.группы. В текстах спонтанного характера наряду с дикторскими паузами (пли вместо них или совместно с ними) выступают паузы колебания и случаи пропуска обязательных пауз. В отличие от первой группы здесь имеют место логические ударения, способ их создания преимущественно нейтральный, из экспрессивно окрашенных способов более других распространен способ удлинения различных частей слова и Фразы (на один публицистический текст в среднем приходится 2,4 и 3 слова, на один научный - 4,6 и 5,4). Темп средний или ускоренный, в среднем около 90 сл./м., изменчивый для спонтанных и стабильный для неспонтанных текстов. Ритм характеризуется слабой степенью организованности. В соответствии со стилевыми признаками это;" группы текстов на фонетическом уровне исчезла стилистическая окрашенность признаком официально-делового стиля (ИХ-4), появилась оценочность, экспрессивная окрашенность, относительная свобода в построении текста.
Тексты литературно-художественной речи составляют особую функциональную разновидность звучащей речи. Здесь активизируется все языковые возможности для создания выразительности, образности.
Ни уровне суперсегментной фонетики отмечается использование всех экспрессивно-стилистических возможностей: отход от стилистически нейтральных "арактеристик, сочетание контрастных в стилистическом и экспрессивном отношении характеристик, широкое использование экспрессивно окрашенных элементов. Отмечается сложность интонационной модели, большой диапазон высоты тона, наличие переходных интонационных конструкций, подчеркивающих индивидуальную манеру произношения актера (ИК-23,2^,1^ и др.). Паузирование отличается богатством психологических пауз, обладающее широким спектром значений и преобладанием стилистически нейтральных грамматических пауз, главным образом, реальных. Логические ударения разнообразны по способу выражения, в характера их использования проявляется индивидуальная манера говорящего. Темп средний или замедленный, преимущественно ровный. Расхождение ритшко-интонационшх характеристик в прозаических и стихотворных текстах создает основание для выделения стихотворных текстов в особую группу со своим особым набором стилистически нейтральных и окрашенных 'характеристик и подтверждает мысль М.В.Панова о выделении стихотворной речи в особую, фонетическую подсистему.
Отдельную группу составляют тексты разговорной речи. Для' описания ритмико-интонационного строения разговорных текстов во всем их разнообразии, необходимы дальнейшие специальные исследования, в которых были бы рассмотрены тексты, сгруппированные по ряду признаков, например по таким признакам, как I) пол, возраст, социальное положение, профессия, особенности характера, темперамет; 2) степень образованности, культурный уровень, интеллигентность; 3) теш разговора: бытового - не бытового характера; 4) социальные роли партнеров; 5) эмоциональное состояние информантов: эмоционально нейтральное - эмоционально направленное -аффективное. Тот материал, которым мы располагали, демонстрирует в основном эмоционально спокойную речь, которая сравнивалась с речью литературно-художественной, воспроизводящей речь литературных героев большей частью в состоянии высшего душевного напряжения. Отсюда, возможно, и резкая противопоставленность суперсегментных характеристик в текстах художественной и разговорной речи.
Но даже и при таком неадекватном сопоставлении текстов литера-турно-художиственной и разговорной речи обособленность разговорных
текстов заметно oi'tpiaeTCH. Прежде всего, по сравнению с литературно-художественной речью, разговорная речь - речь спонтанная, следовательно, она обладает всеми отмеченными вше признаками спонтанности, которые частично отсутствуют в художественных текстах, например паузы хезлтацли. Отклонения от нейтрального способа паузирования и интонирования создаются главным образом непрямым использованием суперсегмзнтных характеристик (непрямое употребление интонации; наличие неграмматичеекпх пауз колебания и пропуски обязательных пауз), однообразие приемов выразительности в создании логических ударений. Если говорить о текстах разговорнол речи в целом, то мэжно говорить о бесконечно разнообразных экспрессивно окрашенных характеристиках суперсегментной фонетики, в отношении же отдельного текста этого сказать нельзя, так как в каждом отдельном разговорном тексте представлен довольно однообразный набор суперсегментных характеристик.
Выделенные четыре типа звучащих текстов отражает функциональ но-стилистаческое расслоение речи. Каждый из этих типов функционирует в определенной языковой сфере, имеет характерные языковые средства выражения, в данном случае - средства суперсегментной фонетики.
Общий вывод проведенного исследования заключается в том, ■ что обобщение ритмико-интонационных особенностей звучащих текстов разной стилевой направленности дает основание утверждать, что средства суперсегментной фонетики обладают стилистической значимостью и создают условия для функциональной противопоставленности типов речи на фонетическом суперсегментном уровне.
Основные положения диссертации изложены в следующих работах автора:
1. О синтаплатаческом членении // Русский язык для иностранцев, вып. 16, М.: Русский язык, 1975. - С. 33-43.
2. Чтение вслух с опорой на пунктуацию. - М.: Русский язык, 1980. - 133 с.
3. Особенности рптмико-интонационной организации стихотворной речи // Вопр. структурной лингвистики 1982. - М.: Наука, 1984. - С. 158-169.
4. Интонационная модель звучащего текста // Пробл. супрасег-ментной фонетики. Сб. науч.тр. М1Ш1Ш им. М.Тореза, выи. 248.
- М., 1985. С.-3-9
5. Фонетические способы передачи логического ударения и их Функционально-стилистическое использование // Пробл. звучащего текста. Сб. науч. тр. МИШИН им. М.Тореза, вып. 259. - ГЛ., 1905.
- С. 100-112.
6. Слово написаннсе и сказанное у И.Л.Андроникова // Русское сценическое произношение. - М.: Наука, 1986. - С. 115-131.
7. Опыт лингвистической интерпретации тетроведческих оценок сценической речи // Русское сценическое произношение. -1.1.: Наука, 1986. - С. 201-210.
8. Паузы в разных типах устного текста // Типы текста и специфика функционирования языковых единиц. - Куйбышев, 1986.
- С. 6-18.
9. Ритмическая организация прозы // Пространственно-временная и ритмическая организация текста. Сб. науч. 1р. ГЯПИШ им. Н.Тореза, вып. 265, - М., 1986. - С, 92-105.
10. Авторская задаиность прозаического ритма // Тр. 'XI Международного конгресса фонетических наук. - Таллинн, 1987. - С.456-459.
11. Интонация и синтаксис // ЗГ.урн. "Филологические науки".
- 1987. - В 4. - С. 42-48.
12. Пограничные сигналы сложных синтаксических целых в звучащем тексте // Сверхфразовые единства в обучении иностр. языкам.
- Уфа, 1987. - С. 40-48.
13. Ритм прозы и перевод // Речевой ритм.и его функции. Сб. науч. тр. МПМИЯ им. М.Тореза, вып. 293. - М., 1988. - С. 55-63.
14. Чтение вслух с опорой на пунктуацию. 2-е изд., дополненное. - Ы.: Русский язык, . 1983. - 184 с.
15. Функциональный подход к изучению суперсешентной фонетики // Пробл. структурной лингвистики 1985-1987. - ?.!,: Наука, 1989. - С. 103-119. ■
.16, Суперсегментная фонетика в функционально-стилистическом аспекте // 1]рашатические исслед. Функционально-стилистический аоиект. - И.: Наука, 1989. - С. 33-73.
17. К вопросу об иитонемах // Пробл. доказательства л типо-хощйации в Фонетике п фонологии. Материалы Всесоюзного совеща-