автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.19
диссертация на тему: Ритмомелодическая структура как компонент процесса самоорганизации текста
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Чернова, Мария Михайловна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. РИТМОМЕЛОДИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ТЕКСТА КАК РЕПРЕЗЕНТАНТ ЭМОЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВОЙ ДОМИНАНТЫ
1.1. Основные тенденции исследования ритма в современной науке.
1.2. Психологические, психолингвистические,. нейрофизиологические и физиологические основания исследования ритмомелодической структуры поэтического текста.
1.3. Ритмомелодическая структура текста как компонент синергетического процесса.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ ВОСПРИЯТИЯ РИТМОМЕЛОДИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ПОЭТИЧЕСКОГО И МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕКСТОВ
2.1. Цель, задачи, материал исследования.
2.2. Выбор методики.
3. Первый этап экспериментального исследования: выявление закономерностей восприятия реципиентами ритмомелодической структуры поэтического текста.
3.1. Характеристика испытуемых.
3.2. Описание результатов эксперимента.
3.3. Выводы по первому эксперименту.
4. Второй этап экспериментального исследования: выявление характера корреляции ритмомелодической и смысловой структур поэтического текста и роли ритмомелодических характеристик текста в процессе понимания его эмоционально-смысловой доминанты.
4.1. Цель, задачи, материал и методика исследования.
4.2. Описание результатов эксперимента.
4.3. Выводы по второму эксперименту.
5. Третий этап экспериментального исследования: установление общих закономерностей восприятия реципиентами ритмомелодической структуры поэтического и музыкального текстов.
5.1. Цель, задачи, материал и методика исследования.
5.2. Характеристика испытуемых.
5.3. Эксперимент с использованием поэтического текста.
5.4. Эксперимент с использованием музыкального текста.
5.5. Выводы по третьему эксперименту.
Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Чернова, Мария Михайловна
Исследование процессов порождения и восприятия (понимания) текста, способов вербальной репрезентации мыслительного содержания является актуальным в современной филологической науке. Активно изучаются семантика, структура и функционирование текста, закономерности текстообразования, детерминирующие существование речевого произведения как структурной и смысловой целостности. Осуществляется поиск элементарных смысловых единиц, ответственных за создание смысловой структуры текста. Вместе с тем, многочисленные попытки обнаружения подобных смысловых единиц показали, что вычленение в тексте смыслосодержащих компонентов (языковых единиц и смысловых блоков) любого качества и количества не позволяет решить вопрос о принципах возникновения текста как смыслового целого. Разноаспектные исследования текста в психолингвистическом аспекте в последнее время (В.А. Пищальникова, И.А. Герман, А.А. Залевская, Ю.А. Сорокин и др.) показывают, что текст представляет собой отнюдь не линейную последовательность языковых элементов, не статичную иерархию смыслов, а сложный, иерархически организованный репрезентант некоей смысловой нелинейной целостности (Герман, Пищальникова, 1999) и поэтому должен исследоваться как функциональная (процессуальная) система. Наиболее обоснованным, на наш взгляд, является подход к тексту с позиций лингвосинергетической парадигмы, в рамках которой речевая деятельность (язык) и текст исследуются как открытые неравновесные нелинейные самоорганизующиеся системы, обладающие; способностью обмениваться с окружающей средой энергией, веществом и информацией. При этом звуковая = субстанция текста, в частности, его ритмомелодическая организация является не чем иным, как веществом, способным воздействовать на процессы восприятия, регулируя протекание смыслопорождения в концептуальной системе воспринимающего.
Диссертация представляет собой теоретико-экспериментальное исследование роли ритмомелодической структуры текста в процессах его порождения и восприятия.
Актуальность диссертации определяется все более возрастающим интересом в современной науке к исследованию суггестивных свойств речи (текста), позволяющих адекватно воспринять доминантный смысл; активизацией фоносемантических исследований, выявляющих роль звуковой субстанции языка в коррекции и регуляции эмоционального состояния личности; отсутствием аргументированной концепции, рассматривающей ритмомелодическую структуру как содержательно-значимый компонент текста.
Объектом нашего исследования является вербальный (поэтический) и музыкальный тексты, в которых ритмическая организация традиционно признается существенным признаком.
Предмет исследования - ритмомелодическая структура сопоставляемых видов текста, образующаяся в процессе самоорганизации сложно взаимодействующей звуковой материи.
Цель диссертационного исследования - выявление лингвосинергетических закономерностей в процессе порождения и восприятия вербального и музыкального текстов.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Установить основные тенденции исследования ритма.
2. Исследовать психологические, психолингвистические, нейрофизиологические и физиологические основания изучения ритмомелодической структуры поэтического текста.
3. Экспериментально аргументировать наличие/отсутствие одинаковых закономерностей функционирования ритмомелодической структуры вербального и музыкального текстов; выявить специфику реализации этих закономерностей в текстах обоих типов.
4. Определить роль ритмомелодических характеристик текста в процессе его продуцирования и рецепции.
5. Доказать, что ритмомелодические характеристики текста являются его содержательным компонентом и относятся к уровню глубинных, а не поверхностных структур, как это традиционно считается.
6. Выявить возможные связующие элементы феноменальной стороны текста и среды его обитания - концептуальной системы индивида.
Специфика поставленных цели и задач обусловила использование следующих методов и приемов исследования:;
1) прием компонентного анализа лексических единиц текста с использованием данных толковых словарей русского языка;
2) метод концептуального анализа, направленный на выявление доминантного личностного смысла текста;
3) различные методики психолингвистического эксперимента;
4) методика позиционного анализа структуры текста, разработанная Г.Г. Москальчук в применении к смыслосодержащему объекту;
5) элементы статистического анализа для количественной обработки результатов экспериментов.
Материалом исследования служат 104 поэтических и музыкальных текста, входящих в общепризнанный национальный фонд культуры.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые: смысловые отношения ритмомелодических характеристик текста рассматриваются в синергетическом аспекте; экспериментально устанавливается взаимная обусловленность ритма, смысла и эмоции, которая обосновывалась в лингвистике ранее только теоретически; экспериментально устанавливаются общие закономерности функционирования; ритмомелодической структуры текстов, принадлежащих к разным знаковым системам; ритм рассматривается как интегративный компонент когнитивной структуры.
Теоретическая значимость работы. Выводы, полученные на; основе экспериментальных данных, могут стать одним из оснований теории, исследующей роль эмоций в порождении и восприятии речи. Кроме того, работа может способствовать углублению общей теории понимания речевого произведения и роли эмоционального компонента в этом процессе.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов теоретического и экспериментального исследования ритмомелодической структуры текста при создании методик оптимизации речевого воздействия; при исследовании суггестивных свойств речи, где фоническая (ритмомелодическая) организация выступает как один из эффективных способов воздействия и коррекции эмоционального состояния индивида; в качестве материала при разработке спецкурсов по проблемам психолингвистики; на занятиях по анализу текста — изучение способов взаимодействия ритмомелодической структуры текста с его смысловым; уровнем позволяет повысить объективность интерпретации текста; в спецсеминарах по изучению новых направлений в лингвистике.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, насчитывающего более 250 наименований, и трех приложений, содержащих 72 рисунка и 24 таблицы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Ритмомелодическая структура как компонент процесса самоорганизации текста"
Выводы, полученные в результате теоретического и экспериментального исследования ритмомелодической структуры текста, могут стать одним из оснований теории, исследующей роль эмоций в процессах порождения и восприятия речи. Интересным представляется изучение суггестивных свойств речи (текста), где ритмомелодическая организация выступает как один из эффективных способов воздействия и коррекции эмоционального состояния индивида. Для этого необходимо более детальное экспериментальное исследование всех динамических характеристик в их взаимодействии и создание более адекватной модели процессов ритмической самоорганизации текста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема понимания текста является одной из приоритетных в современной лингвистике, психолингвистике и ряде других наук. В настоящее время все более возрастает интерес к исследованию суггестивных свойств речи (текста), позволяющих адекватно воспринять доминантный смысл. Активизируются фоносемантические исследования, выявляющие роль звуковой субстанции языка в коррекции и регуляции эмоционального состояния личности. Фоническая организация речевого произведения, вследствие своей связи с эмоциями и смыслом (гомоморфизм смыслового и фонического уровней) рассматривается в качестве универсального средства регуляции понимания, репрезентированного звуковой материей языка. В представленной диссертационной работе осуществляется : теоретико-экспериментальное исследование роли ритмомелодической структуры текста в процессах его порождения и восприятия. Исследование осуществляется в рамках психолингвистической и лингвосинергетической научных парадигм
Анализ философского, естественнонаучного, эстетического, литературоведческого и музыковедческого подходов к изучению ритма, актуализирующих различные аспекты этого понятия, позволил констатировать, что ритм принадлежит к числу универсальных природных закономерностей, характеризующих процессы возникновения и эволюционного развития любых природных систем. Одним из важнейших свойств ритма является его способность интегрировать разрозненные элементы в сложное, иерархически организованное, динамически развивающееся системно-структурное единство.
В связи с тем, что ритм является фактором, определяющим функционирование любых систем, независимо от их природы, необходимо было исследовать специфику реализации этого универсального свойства ритма в процессах порождения и восприятия художественного текста как сложной системы вербально репрезентированных смыслов.,
Обобщение и систематизация; данных психологических, психолингвистических, нейрофизиологических и физиологических исследований, а также свидетельств художников слова позволили установить, что ритм является неотъемлемым компонентом эмоционально-смысловой доминанты и предопределяет способ ее репрезентации в речевом произведении. Ритм служит для автора своеобразным индикатором, первичной материализацией замысла как целостности и играет роль организующего начала, которое инициирует и корректирует пути развертывания смысла текста. Определенная ритмическая форма, будучи устойчиво связанной с доминантной эмоцией, способна задавать границы выбора того или иного языкового выражения. В процесс представления личностных смыслов могут включаться единицы, не сопоставимые ни по ядерным, ни по периферийным семам, но обладающие формальным (ритмико-структурным) сходством. Ритмически сходные языковые единицы способны представлять тождественные эмоции, а потому, с точки зрения репрезентации данной эмоционально-смысловой доминанты, они становятся функциональными синонимами.
Таким образом, доминантная эмоция, определяя ритм речемыслительной деятельности, получает закономерное закрепление на ритмомелодическом уровне речевого произведения. Ритмомелодическая структура текста служит своеобразным кодом, несущим эмоциональную информацию. При этом кодирование эмоциональной информации на ритмомелодическом уровне в процессе речепорождения осуществляется непроизвольно и носит универсальный характер.
Ритм (а также интонация, неразрывно с ним связанная) является основным способом эмоционального воздействия речевого произведения и вхождения в эмоциональную сферу автора. Данный процесс происходит на сенсорном, бессознательном уровне, следовательно, восприятие эмоциональной доминанты возможно уже на начальных этапах перцепции поэтического текста, а именно — на уровне восприятия его звуковой, ритмомелодической структуры. На последующих этапах восприятия под регулирующим воздействием смысловой структуры поэтического текста и ритмомелодической организации ее вербальных репрезентантов происходит формирование доминантного смысла текста в концептуальной системе реципиента. Ритмомелодическая структура способна акцентировать эмоционально-смысловую доминанту, ограничивая континуальность смыслов и неосознаваемо направляя процесс смыслопорождения в КС воспринимающего. Поэтому, несмотря на несходство концептуальных систем автора и реципиента, возможно адекватное понимание смысла текста.
Рассмотрение ритмомелодической структуры текста с позиций, лингвосинергетической парадигмы позволяет определить ее как: развертывающееся в пространственно-временном континууме единство темпоритма, мелодики, динамики и тембра. Данная структура возникает в ходе сложных коллективных взаимодействий составляющих ее компонентов, как результат их спонтанного упорядочивания под регулирующим воздействием креативного аттрактора (эмоционально-смысловой доминанты).
Пути эволюции системы текста предзаданы ее аттракторами. При этом в процессе самоорганизации система производит селективный отбор компонентов, способных стать составляющими будущей структуры. В синергетический процесс могут быть втянуты: 1) языковые единицы, структура которых изоморфна структуре аттрактора и 2) единицы, обладающие подходящей структурой для того, чтобы органично вписаться в окружающую аттрактор ритмомелодическую среду. Тем самым ограничивается разнообразие языковых единиц, потенциально возможных в качестве репрезентантов личностного смысла, устраняется неопределенность, множественность путей развития процесса смыслопорождения.
Смысловой континуум и звуковая материя языка принципиально нестабильны, динамичны. В процессе самоорганизации речевого произведения происходит поиск и установление гармоничных отношений между ними. Данный процесс осуществляется через цепь дискретных переходов, посредством ритмичного переключения: режимов функционирования системы (смены ее структурно-функциональных состояний). В процессе самоорганизации системы поэтического текста происходит спонтанная самокоррекция его ритмомелодической структуры, приближение ее к глубинному структурному инварианту, оптимально соответствующему репрезентации доминантного смысла. В результате временной стабилизации потоков обмена энергией, веществом и информацией текст приобретает определенную метастабильную структуру.
В тексте как синергетическом объекте структура является элементом содержания. Это возможно в силу синхронизирующего воздействия креативного аттрактора (эмоционально-смысловой доминанты), под влиянием которого смысловая; и «формальная» стороны речевого произведения интегрируются в эволюционирующую целостность. В ходе ряда экспериментов доказано, что ритмомелодическая структура отражает динамику процесса смыслообразования, коррелирует с ней. Следовательно, ритмомелодическая структура текста является его содержательным компонентом и относится к уровню глубинных, а не поверхностных структур, как это традиционно считается.
Звуковая материя текста, организованная изоморфно смыслу, способна регулировать процесс смыслопорождения. Ритмомелодическая структура текста, эксплицируя вероятную совокупность путей развертывания процесса смыслопорождения, является в то же время фактором, регулирующим протекание этого процесса в концептуальной системе воспринимающего. Научная достоверность описываемых в работе фактов подтверждается практически, — в серии экспериментов и теоретически — соотнесением с результатами психологических, психолингвистических, нейрофизиологических, физиологических и лингвосинергетических исследований.
В ходе экспериментального исследования по восприятию реципиентами ритмомелодической структуры текста было подтверждено предположение о том, что ритмомелодическая структура играет ведущую роль в формировании направления процесса смыслопорождения, как бы программируя его результат. Возникая в процессе когерентных взаимодействий ее стабильных и нестабильных компонентов, ритмомелодическая структура определяет упорядоченную во времени и пространстве последовательность и интенсивность воздействий на концептуальную систему реципиента в процессе восприятия речевого произведения. Под воздействием квантов энергии, вещества и информации, поступающих из внешней среды, данной как текста, концептуальная система настраивается на ритм внешних воздействий, обретая новый; режим функционирования. Таким образом, в процессе восприятия; текста: его ритмомелодическая структура неосознаваемо (для реципиента) направляет процесс смыслопорождения. Это возможно потому, что сходные в ритмомелодическом отношении участки структуры способны выявлять интегративный признак, связывающий смыслы в единую функциональную систему. Так, под регулирующим воздействием ритмомелодической структуры речевого произведения концептуальная система реципиента выходит на ведущий аттрактор — доминантный смысл текста.
Вместе с тем, была выявлена универсальность восприятия испытуемыми ритмомелодической организации текстов разных знаковых систем. При сопоставлении экспериментальных данных по восприятию ритмомелодической структуры поэтического и музыкального текстов было обнаружено существование общих закономерностей функционирования ритмомелодических характеристик сопоставляемых видов текста, что, на наш взгляд, свидетельствует о единстве ритма на вербальном и музыкальном уровнях. Таким образом, в основе организации ритмической структуры лежат одни и те же фундаментальные принципы, которым подчиняется звуковая материя в своем функционировании. Единство ритма предполагает наличие определенных когнитивных структур, которые устойчиво соотносят вербальные и музыкальные структуры.
Существенно сходный характер воздействия ритмомелодической структуры вербального и музыкального текстов на эмоциональную сферу воспринимающих, выявленный в эксперименте, позволяет говорить о том, что ритмомелодическая структура текста, во-первых, фиксирует определенное эмоциональное состояние продуцента речевого произведения, во-вторых, она способна формировать эмоциональную доминанту, с опорой на которую происходит понимание доминантного смысла текста в процессе рецепции. Иными словами, ритмомелодическая структура, коррелирующая с эмоциональной и смысловой структурой текста, задает путь процесса смыслопорождения в концептуальной системе воспринимающего.
Список научной литературыЧернова, Мария Михайловна, диссертация по теме "Теория языка"
1. Агаджанян Н.А. Зерно жизни (Ритмы биосферы). М.: Сов. Россия, 1977.256 с.
2. Алякринский Б.С. Адаптация в аспекте биоритмологии // Проблемы временной организации живых систем. М.: Наука, 1979. С. 8-36.
3. Алякринский Б.С., Степанова С.И. По закону ритма. М.: Наука, 1985.176 с.
4. Анохин П.К. О творческом процессе с точки зрения физиологии // Художественное творчество. Л., 1983. С. 259-279
5. Анохин П.К. Опережающее отражение действительности // Анохин П.К. Избр. труды. Философские аспекты теории функциональной системы. М., 1978
6. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.448 с.
7. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М.: Наука, 1980. 196 с.
8. Анохин П.К. Электроэнцефалографический анализ корково-подкорковых соотношений при положительных и отрицательных условных реакциях // Высшая нервная деятельность. Тр. конф., посвященной И.П.Павлову в США. М.: Медицина, 1963
9. Анохин П.К. Эмоции// Психология эмоций. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1993. С. 181-187.
10. Антипова A.M. Основные проблемы в изучении речевого ритма // Вопросы языкознания. 1990. №5. С. 124-134.
11. Арановский М.Г. О двух функциях бессознательного в творческом процессе композитора// Бессознательное: Природа, функции, методы исследования. Т.2. Тбилиси: Мецниереба, 1978
12. Арнаудов М. Психология литературного творчества. Пер. с болг. М.: Прогресс, 1970. 654 с.
13. Аршинов В.И., Войцехович В.Э. Синергетическое знание: между сетью и принципами // Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 107-120.
14. Аршинов В.И., Свирский Я.И. Синергетическое движение в языке // Самоорганизация в науке. Опыт философского осмысления М.: Ин-т философии РАН, 1994. С. 33-47.
15. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971.376 с.
16. Асмолов А.Г Деятельность и установка. М.: Изд-во МГУ, 1979.150 с.
17. Ахутнна Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. М.: Изд-во МГУ, 1989. 216 с.
18. Балаш М.А. Фоносемантическая структура текста как фактор его понимания (экспериментальное исследование): Дисс.канд. филол. наук. Горно-Алтайск, 1999.160 с.
19. Барышникова К.К. О ритме диалогической речи // Экспериментальная фонетика. Минск, 1971. Вып. 3
20. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худ. литература, 1975. 504 с.
21. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.424 с.
22. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. 528 с.
23. Беляева-Экземплярская С. Заметки о психологии восприятия времени в музыке // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. С. 303-329.
24. Белянин В.П. Введение в психолингвистику. М.: ЧеРо, 1999. 128 с.
25. Белянин В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста. М.: Изд-во МГУ, 1988. 120 с.
26. Бескадаров А.В., Галунов В.И. Анализ вариативности мелодических контуров речи // Речь, эмоции и личность. Л.:Наука, 1978. С. 49-52.
27. Бехтерева Н.П., Бундзен П.В., Гоголицын Ю.Л. Мозговые коды психической деятельности. М.: Наука, 1977. 165 с.
28. Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Л.: Медицина, 1974. 152 с.
29. Блехман И.И. Синхронизация в природе и технике. М.: Наука, 1981. 352 с.
30. Блехман И.И. Синхронизация динамических систем. М.: Наука, 1971. 896 с.
31. Блохина Л.П., Потапова Р.К. Просодические характеристики речи. М., 1970
32. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982.200 с.
33. Боллинждер Д. Интонация как универсалия // Принципы типологического анализа языков различного строя. М., 1972
34. Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Гордина М.В. Основы общей фонетики. СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1991. 152 с.35,36.37,38,39,40,41.42,43,44,45,46,47,48.49,50,51.
35. Бондарко М.В., Вербицкая Л.А., Игнаткина Л.В. и др. О фонетических коррелятах различной степени выразительности и эмоциональности речи // Речь и эмоции. Л.: Наука, 1975. С. 84-90.
36. Бонда С.М. О ритме // Контекст. Литературно-теоретические исследования. М.: Наука, 1977. С. 100-129.
37. Борев Ю.Б. Эстетика: В 2-х т. Смоленск: Русич, 1997.
38. Брызгунова Е.А. Интонация // Русская грамматика. М.: Наука, 1980. Т. 1. С. 96122.
39. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. М.:Высш. школа, 1970. 208 с.
40. Бураго С.Б. Музыка поэтической речи. Киев: Дншро, 1986. 181 с.
41. Буткевич О.В. Красота: Природа. Сущность. Формы. Л.: Художник РСФСР, 1983.440 с.
42. Вайман С.Т. Гармонии таинственная власть. Об органической поэтике. М.: Сов. писатель, 1989. 368 с.
43. Валери П. Поэзия и абстрактная мысль// Валери П. Об искусстве. М.: Искусство, 1993. С. 313-338.
44. Валуева М.Н. Произвольная регуляция вегетативных функций организма. М.: Наука, 1967. 95 с.
45. Васильев И.А. К анализу условий возникновения интеллектуальных эмоций // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1979. С. 55-62.
46. Васильев С.А. Синтез смысла при создании и понимании текста. Киев: Наукова думка, 1988.237 с.
47. Васина-Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово. 4.1. Ритмика. М.: Музыка, 1972. 150 с.
48. Васина-Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово. 4.2. Интонация. Ч.З. Композиция. М.: Музыка, 1978.368 с.
49. Васютинский Н.А. Золотая пропорция. М.: Молодая Гвардия, 1999.240 с.
50. Веренинова Ж.Б. К трактовке понятия «интонация» в работах отечественных и зарубежных фонетистов // Филол. науки. 1994. №5-6. С. 84-88
51. Верли М. Общее литературоведение. М.: Изд. иностр. лит., 1957.243 с.
52. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1993. С. 3-28.
53. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990.288 с.
54. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во МГУ, 1976. 144 с.
55. Виноградов Ю.Е. Влияние аффективных следов на структуру мыслительной деятельности // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1979. С. 50-55.
56. Витт Н.В. Информация об эмоциональных состояниях в речевой интонации // Вопросы психологии. 1965. №3. С. 89-102.
57. Возовик Ю.И. О повторяемости событий в процессе развития ландшафтов во времени //Ритмы и цикличность в природе. М.: Мысль, 1970. С. 3-14.
58. Волкова Е.В. Ритм как объект эстетического анализа (методологические проблемы) // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. JL: Наука, 1974. С. 73-85.
59. Волынкина Г.Ю., Замаховер Ш.М., Тимофеева А.Н. Электромиографическое исследование эмоциональных состояний // Вопросы психологии. 1971. №4. С. 4959
60. Волынкина Г.Ю., Суворов Н.Ф. Нейрофизиологическая структура эмоциональных состояний человека. Л.: Наука, 1981.160 с.
61. Вундт В. Сознание и внимание // Хрестоматия по вниманию. М.: Изд-во МГУ, 1976
62. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 520 с.
63. Выготский Л.С. О влиянии речевого ритма на дыхание // Проблемы современной психологии. Л., 1962
64. Выготский Л.С. Психология искусства. Минск: Современное слово, 1998. 480 с.
65. Выготский Л.С. Учение об эмоциях // Собр. соч.: В 6-ти т. М.: Педагогика, 1984. Т.6. С. 92-318.69,70.73,74,75,76,77,78,79,80,81.82,83,84,85.