автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Рок как социокультурный феномен

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Цапко, Мирослава Сергеевна
  • Ученая cтепень: кандидата культурол. наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Рок как социокультурный феномен'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Рок как социокультурный феномен"

°Г6 0ДИНСТИТУТ МОЛОДЕЖИ

- 15 СЕН BSC

На правах рукописп

Цппко Мирослава Сергеевна

РОК КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 24.00.01 - теоретическая культурология

АВТОРЕФЕРАТ

ДИССЕРТАЦИИ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ НАУК

МОСКВА - 1998 год

Работа выполнена на кафедре культурологии Института молодежи

Научный руководитель: доктор социологических наук, профессор

ШЕНДРИК Анатолий Иванович

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Гуревич Павел Семенович

кандидат философских наук, старший

научный сотрудник

Гришина Елена Александровна

Ведущая организация:

Институт искусствознания Российской Академии наук

Защита состоится 25 сентября 1998 года в 14.30 часов на заседании диссертационного совета К-150.01.06 в Институте молодежи по адресу:

111442, Москва , ул. Юности д. 5/1, 3-й учебный корпус, ауд. №511.

С диссертаций можно ознакомиться в библиотеке Института молодежи.

Автореферат разослан «ЛЛ/» августа 1998 года.

Ученый секретарь диссертационного совета, /1

кандидат философских наук, доцент ^С'^/г^/' ^^^^

1. Общая характеристика работы Актуальность темы исследования.

Одним из наиболее специфических феноменов "фаустовской цивилизации" является рок. Появившись в 50-х годах XX века в англоязычных странах, рок-музыка быстро распространилась по всему миру. Сегодня аудитория поклонников рока предельно широка и включает в себя представителей различных социальных групп, живущих на всех континентах земного шара.

Рок как особый феномен привлек внимание исследователей еще в конце 60-х годов и с тех пор интерес к нему не ослабевает. Однако чаще всего к проблеме рока обращались социологи и социальные психологи, которые рассматривали его в основном как часть молодежной контркультуры. Ими настойчиво подчеркивалось, что по своей направленности и идейному содержанию рок-музыка является своеобразным выражением самосознания "потерянного поколения", находящегося в состоянии конфронтации с существующим обществом и не приемлющей ценностей так называемой "официальной" культуры. Приблизительно на этих же позициях находится и ряд исследователей-музыковедов, которые рассматривали и рассматривают рок как музыкальный стиль, стоящий в оппозиции к так называемой "поп-музыке" и тому пласту музыкальных произведений, которые относятся к академической музыке. Между тем, очевидно, что рок представляет собой более сложный феномен, и рассматривать его только как "музыку протеста" вряд ли целесообразно. За последние десятилетия возникла так называемая "рок-литература", появился своеобразный

символический язык, на котором говорят поклонники рока, сложились определенные ритуалы, верования, стиль поведения и одежды. Нет сомнения в том, что, будучи порождением культуры постиндустриального общества, рок оказывает существенное влияние на соответствующую социокультурную реальность, предлагая собственные, зачастую альтернативные варианты развития. Таким образом, изучение рока невозможно без рассмотрения его вне широкого социокультурного контекста, без выявления его места в системе культуры "фаустовской цивилизации". Это говорит о том, что существует насущная потребность исследования рок-феномена в рамках культурологического подхода, что позволит дать ответы на многие вопросы, остающиеся открытыми до сегодняшнего дня, в том числе такие: как протекает процесс развития культуры в условиях потиидустриалыюго общества, где складываются иные предпосылки для производства, распространения и потребления культурных ценностей, в чем специфика культуры общества "технотронной эры", какова ее динамика и назревшие противоречия и так далее. Говоря другими словами, рассмотрение рока в культурологической плоскости даст ключ к решению ряда актуальных проблем современного культурологического знания, которые стоят в центре оживленных теоретических дискуссий последних лет. В этом прежде всего состоит актуальность выполненной диссертационной работы, которая, на наш взгляд, явно выходит за рамки локального исследования частной проблемы.

Степень разработанности проблемы.

Теоретическое осмысление феномена рока, как показывает анализ литературы, началось приблизительно с конца 60-х - начала 70-х годов,

когда появились первые публикации на эту тему. В основном это были работы, где рок рассматривался как конституирующий элемент молодежной комтркультуры, выражающем самосознание послевоенного поколения, "заброшенного в мир" и утратившего представление о смысле жизни. Среди них, прежде всего, следует назвать работы Г.С.Кнабе, который одним из первых опубликовал статью "Проблема контркультуры" в журнале "Вопросы философии" в 1973 году. Где прямо говорилось о том, что рок-музыка - одно из последних по времени и самых ярких проявлений особого модуса культуры - того, который сегодня принято называть контркультурой. Справедливости ради необходимо отметить, что Г.С. Кнабе никогда не рассматривал рок только как музыку. Он подчеркивал, что для значительного числа молодых людей, относящих себя к рок-аудитории, рок прежде всего является стилем жизни и выражением определенной общественной позиции. Несколько позже появились работы А.С.Панарина, П.С.Гуревича, А.М.Каримского и других, которые рассматривали рок приблизительно в том же ключе. Через несколько лет в свет вышла работа Ю.Н.Давыдова и И.Б.Роднянской "Социология контркультуры", где проблема рока связывалась не только с проблемой контркультуры, но и с проблемой социального инфантилизма. По мнению авторов этой монографии, разрыв между биологическим и социокультурным взрослением молодежи свидетельствует о нарушении механизма социализированного включения молодежи в жизнь взрослых, что предполагает принятие молодым человеком на себя новых обязанностей и обязательств. Все это приводит к тому, что определенная часть молодежи не может по достижению возраста, когда она могла бы выполнять социокультурные функции, считающиеся в

современном обществе функциями взрослых, совершить качественный переход и приобщиться к трудовой и общественно-политической жизни, создать ссмыо и т.д. Отсюда и "промежуточное состояние" инфантильности, когда человек уже достигший биологической зрелости, по-прежнему стремиться сохранить свой "подростковый" статус. Контркультура, с точки зрения этих исследователей, есть выражение протеста против "культуры взрослых", опредмеченное в различных материальных и духовных ценностях, в том числе эстетическо-художественных, имеющих особую значимость, прежде всего для молодежи.

Несколько по иному рассматривали взаимосвязь рок-музыки и контркультуры зарубежные исследователи. В частности Белла Кёпеци в книге «Идеология "новых левых"» интерпретировала контркультуру как результат деятельности молодежных формирований, выражающий в основном их социально-политические позиции. При этом рок-музыка рассматривалась ею как средство агитации наряду с театральным искусством представленным "Ливинг-тсатром", а также таким неоавангардистским жанром как "хеппининг". Аналогичную позицию занимала и Эрика Биллите, которая в своей книге, посвященной современному театральному искусству, рассматривала рок-музыку сходным образом.

О связи рока и контркультуры писали и такие известные американские исследователи как Т.Роззак и Ч.Рейч, которые, занимаясь изучением молодежных движений 60-х годов в Европе и Северной Америке, предприняли попытки представить ее как элемент некоего мировоззренческого целого, составляющими которого кроме рока являются "новая левая" социология Миллса, фрейдо-марксизм

Маркузе, "гештальт-терпапевтический анархизм" П.Гудмена, "апокалипсический мистицизм" Н.Брауна, "дзен-буддийская психотерапия" Л.Уотса и "оккультный нарциссизм" Т.Лири1. Приблизительно с тех же позиций рассматривали рок Мери Конанчиева2, Джон и Вульф Ротчилд3, Маурис Кренстон4, Д.Симпсон5 и другие западные авторы.

Таким образом, есть основание утверждать, что толикой сознания большинства исследователей рок-музыки как отечественных, так и зарубежных являлось и является ее восприятие в качестве элемента молодежной контркультуры.

Однако среди литературы, посвященной рок-музыке, существует группа источников, где рок определяется по иному. Ряд авторов рассматривает его как субкультуру, занимающую свое определенное место в культуре современного общества. Среди исследователей, стоящих на данной точке зрения, следует назвать Н.Д.Саркитоваг', З.В.Сикевича7, И.Л.Набока4, Д.Хебдиджа9, Г.Маркуса10. К этой группе

1 Roszak Til. The making of countcr-cullurc: Reflections on the tchnocratic society and the youthful opposition. N.Y., 1969.

2 Конанчисва M. Илюзите на млпдежкпта "Контра културата" - София:Париздат, 1977. - 262с.

3 Rothchild ].& \V. The children of the counterculture. - Doubleday, 1976. -207p.

4 . .

The New left. Six critical essays oil Che Guevara, Jean-Paul Sartre, Herbert Marcusc, Frantz Fanon, Black Power, R.D.Laing. Ed. by Maurice Cranston, - The Library Press, New York, 1971, - p.210.

5 Simpson G.E. The Ras Tafari Movement in Jamaica: A study of race a. class conflict// Social forccs: -Ballimor, 1955. - Vol.34, №2. - 308p.

6 Саркитов Н.Д. Социальные функции и се место в молодежном субкультурскультурс. -Автореферат. - М.,1987.

7 Снксвич З.В. Молодежная культура: "за" и "против": заметки социолога. - Л.: Лсшпдлт, 1990, -170 с.

8 Набок И.Л. Рок-музыка: эстетика п идеология. - Л.,1989.

можно также отнести практически всех исследователей такого социокультурного явления как растафаризм. Среди них можно назвать Д.Уиндерса", С.Джонса12, Л.Симаджа13, Р.Нетглфорда14, М.Смита15. В ряде работ рок описывается как проявление "альтернативной культуры". Эта точка зрения представлена в работах П.В.Гладкова, а также некоторых других отечественных авторов.

В ряде исследований, в основном принадлежащих перу музыкантов и музыкальных критиков, рок рассматривается только как музыкальный феномен. Эта позиция представлена в статьях "Рок-музыка: истоки и развитие" А.С.Козлова, и "Рок-музыка вчера и сегодня" О.Л.Феофанова, "На волне научно-технического прогресса" И.В.Орловой, и "Смерть ритм-н-блюза" Н.Джорджа, "К изучению западноевропейской музыки XX века" Д.В.Житомирского и "Эволюция энтропии в музыке группы "Битлз" Алана Веста и Колина Мартиндейла.

Таким образом, круг авторов, рассматривавших рок с тех или иных позиций, весьма широк. Однако ни одним из них не ставиться вопрос о

9

I Icbtlitigc D. Subculture, the meaning of style. - L.: Mctliucn, 1979. - 193p. "' Marcus G. Mystery train: Images of America in rock'n'roll music - London etc: Omnibus press,1977. -XII. 279, [9]p.

11 Winders J. A. Reggae, Rasnafarians and Revolution: Rock Music in the Third World // J. of popular culture. - Bowling Green (Ohio), 1983.-Vol. 17, N 1. - P.70.

12 Jones S. Black culture, white youth: the Reggae tradition from JA to UK. - L. etc.: Ncttlcford R. Caribcan cultural identity: The case оГ Jamaica: An essay in cultural dynamics. - Los Angeles, 1979. -P.64.

13 Semaj L.T. Rastafari: from religion to social theory// Ibid. - 217p.

14

Ncttlcford. R. Caribbean cultural identity: The case of Jamaica: 1979 - 320p.

15 Smith M.G., Auigicr R., Ncttlcford R. The Ras Tafari Movement in Kibgston, Jamaics. - Mona: Inst, of soc. and ccon. Research. 1960. - 267p.

роке как явлении "фаустовской цивилизации", нигде не рассматривается влияние рок-музыки на процесс развития современной культуры, нигде не анализируются совокупность тех идей, которые с помощью музыкальных средств транслируются от рок-музыкантов к их слушателям. Именно на исследовании этих проблем и сосредотачивает свое внимание автор данной работы.

Объектом исследования является рок как социокультурный феномен, возникший в лоне культуры "фаустовской цивилизации" на постиндустриальной стадии ее развития.

Предметом исследования выступают мировоззренческие, эстетические и этические основы рок-музыки, рассматриваемые как комплекс существующих в рок-среде идей и представлений, сформировавшихся в ходе развития рока и оказывающих весомое влияние на процесс становления как молодежной субкультуры, так и культуры постиндустриального общества в целом.

Цель данной работы может быть определена как выявление сущности рока как значительного культурного явления, сформировавшего определенное мировоззрение и стиль жизни, свойственные культуре постиндустриального общества.

Достижение данной цели достигается через решение ряда задач:

• выяснение комплекса социальных, идейно-эстетических и материально-технических предпосылок, которые обусловили появление рока и превращение его в музыкально оформленное выражение самосознания молодого поколения;

• описание генезиса рок-музыки, ее основных стилей и направлений;

• рассмотрение совокупности идей, наиболее распространенных в рок-среде, которые можно условно называть "философией рока";

• анализ эстетических представлений рок-музыкантов и их единомышленников, составляющих основу "эстетики рока";

• выявление нравственных установок и моральных императивов, лежащих в основании "этики рока".

На основе решения вышестоящих задач автор стремится расширить представление о роке и показать несостоятельность устоявшихся штампов восприятия этого явления.

Теоретико-методологической основой исследования являются, прежде всего, принципы материалистической диалектики: детерминизма, историзма, комплексности, развития, восхождения от абстрактного к конкретному, что дает возможность рассмотрения предмета исследования в многообразии его связей и отношений. При написании диссертации использовались также некоторые базовые установки системного анализа, культурно-деятельностного и генетического подходов.

Базовыми для себя автор считает труды, созданные учеными, принадлежащими к Франкфуртской школе социальных исследований, в частности Т.Адорно, Г.Маркузе, Э.Фромма, в которых, на его взгляд, содержится ряд конструктивных идей, позволивших дать глубокое описание рок-музыки как фрагмента социокультурной реальности наших дней. Диссертант использовал и работы авторов, работающих в других исследовательских парадигмах, считая возможным применять отдельные положения их концепций для уточнения собственного видения проблемы, при условии их конгруэнтности основополагающим методологическим посылкам.

Научная новизна исследования выражается:

• в первой в отечественной культурологической литературе попытке рассмотреть рок как феномен культуры постиндустриального общества как целостное явление, во всем богатстве его проявлений и черт;

• в рассмотрении комплекса идей, составляющих основу "философии" рока, его этики и эстетики;

• в раскрытии причин возникновения и описании генезиса рока;

• в создании авторской концепции понимания рока не как контркультурного явления, рожденного для противопоставления западной культуре, а как "нового транслятора старых идей", чьей основной функцией является придание нового импульса культуре "фаустовской" цивилизации, пребывающей в перманентном кризисе.

Научно-практическая значимость работы состоит в том, что ее материалы и выводы могут быть использованы: для дальнейшего исследования самого широкого круга проблем, связанных с изучением культуры постиндустриального общества, в том числе современной живописи, литературы, музыки; при разработке учебных пособий, курсов лекций по культурологии, теории, философии, социологии культуры и культурной антропологии. Полученные в исследовании данные могут стать основой при разработке практических рекомендаций, необходимых в работе специалистов, занятых в области арт- и шоу-бизнеса.

Апробация исследования. Диссертация обсуждалась и получила одобрение на заседании кафедры культурологии Института молодежи. По теме диссертации опубликовано 2 статьи и 2 работы находятся в

печати. Материалы диссертации заслушивались на научной конференции (Москва, 1997г.) и на очередных заседаниях кафедры.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения и списка использованной литературы.

2. Основное содержание работы.

Во Введении обосновывается актуальность темы, характеризуется степень ее разработанности, формулируются цель и основные задачи исследования, раскрывается новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе "Социокультурные предпосылки рока'" рассматривается комплекс демографических, социально-психологических и материально-технических причин, которые обусловили появление рок-музыки в середине XX века в ряде англоязычных стран. Автор показывает, что возникновение рока было связано с теми процессами, которые начали разворачиваться в разных сферах социокультурной жизни Западной Европы и Северной Америки приблизительно с последней четверти XIX - начала XX века и которые выразились в настойчивом поиске нового языка в музыке, живописи, архитектуре и литературе. Наибольшей интенсивности этот процесс достигает уже в XX веке, когда появляется ряд самобытных течений в искусстве: сюрреализм, абстракционизм, концептуализм, дадаизм в изобразительном искусстве, конструктивизм и постконструктивизм в архитектуре, эксперименты в кинематографе, а также атональная музыка, разрушающая традиционные представления о гармонии. Эстетические принципы ее приверженцев А.Шенберга, А.Веберна,

И.М.Хауэра, Н.Обухова, Е.Голышева и других были связаны с экспрессионизмом, отличающимся остротой выразительных средств и допускающего разорванность связи и принципа разрешения диссонанса в консонанс. Одним из результатов поиска новых музыкальных форм и стал рок, который родился от синтеза музыки кантри (музыки белых первопоселенцев Соединенных Штатов, имеющей народные корни), госпелла и негритянского блюза. В этом отношении обнаруживается генетическая связь рока и джаза, который возник также в результате поиска новых музыкальных средств выражения духовного мира рефлексирующего индивида, но несколькими десятилетиями ранее. Другой предпосылкой возникновения рока является экстроординарная демографическая ситуация, которая сложилась в экономически развитых странах Запада и Востока в послевоенный период. "Бэби бум" конца 50-х начала 60-х годов привел к резкому изменению социально-демографической структуры их населения в связи с повышением доли молодежи, которая по своей численности стала самой значительной возрастной группой. Количественные изменения в молодежной среде сопровождались не менее значительными качественными. Именно в эти годы начало формироваться специфическое молодежное самосознание, в основе которого лежала неудовлетворенность молодежи своим социальным статусом в силу резкого увеличения числа лет, отводимых на профессиональную подготовку и сужения круга возможностей для насыщения ее растущих потребностей, а также понимание специфики своего мироощущения, которое не соответствовало мировосприятию предыдущих поколений. Молодежь начала осознавать себя в качестве группы, имеющей собственные интересы, не совпадающие с интересами других

социальных и социально-демографических общностей. Кроме всего прочего на поколение отцов молодыми возлагалась моральная ответственность за ужасы недавней мировой войны и несовершенство послевоенного устройства. Выражением этого специфического самосознания, драматического в своей основе, и стал рок, предложивший молодому поколению новый взгляд на мир и новую форму выражения своего мироощущения. Рок устами своих музыкально одаренных представителей начал осуществлять критику сложившейся социальной системы, выражая надежды и чаяния молодого поколения.

Появление новой генерации молодежи совпало с началом научно-технической революции, которая может рассматриваться в качестве третьей предпосылки возникновения рока. Нет необходимости доказывать тот факт, что рок весьма тесно связан с изобретением электро-музыкальных инструментов, синтезаторов, мощной звукоусиливающей техники. Первые рок-композиторы и музыканты обращались не к десяткам, а сотням и тысячам слушателей. Донести до такой огромной аудитории смысл музыкальной композиции, дать ей эмоциональный заряд невозможно не располагая соответствующей техникой. Кроме всего прочего появилась возможность достичь непривычное звучание, используя электро-инструменты, дающие огромные возможности для поиска новых звуковых сочетаний, соответствующих самым топким движениям человеческой души. Наконец, нельзя не сказать о том духовном климате, в котором происходило становление рок-музыки как специфического музыкального направления. Первые послевоенные десятилетия были ознаменованы ростом пессимистических настроений, родившихся из

осознания того факта, что кризис "фаустовской цивилизации", базирующийся на принципах сциентистской и технической рациональности становится перманентным и углубляется с каждым годом. Это восприятие реальности нашло свое отражение в трудах так называемых "социальных критиков" (Г.Маркузе, Л.Мэмфорда, Э.Фромма и др.), которые убедительно показали то, как по мере роста технической мощи человека происходит нарастание отчуждения индивида от общества и самого себя. На это накладывался страх от реальной возможности ядерного Апокалипсиса, призрак которого постоянно возникал во время многочисленных военных конфликтов послевоенного времени. Рок стал своеобразной формой выражения этого массового умонастроения, которое условно можно назвать "кризисным сознанием", характеризующимся раздвоенностью, столкновением ценностных рядов, антиномичностыо. Все эти черты присущи року, который в лучших своих образцах поднимает свой голос в защиту человеческой индивидуальности, чья свобода все более и более ограничивается.

Таким образом, можно говорить о сложном комплексе социальных, демографических, материально-технических и духовных предпосылок, которые обусловили появление рока как особого социокультурного феномена в Западной Европе и США в середине XX века. Во второй главе "Этапы становления и основные направления рока" рассматриваются наиболее важные, с точки зрения диссертанта, направления рок-музыки. Автор исходит из того, что различные направления рока возникали на определенных этапах его развития, что дает возможность, анализируя их, выстраивать временной ряд соответствующий этапам становления. В диссертации в качестве

направлений выделяются битпичество, хиппизм, "тяжелые" стили (треш, спид, хсви и др.), панк, а также такое, тесно связанное с роком социокультурное движение как растафаризм. В диссертации отмечается, что во многом рок 90-х годов отличается от рока 60-70-х, что делает его рассмотрение достаточно сложной процедурой. К тому же постоянно возникают новые направления в современной музыке, генетически связанные с роком, хотя и существенно отличающиеся от того рока, наиболее яркими представителями которого были группы "Битлз" или "Лед Зеппелин". К таковым, в частности, можно отнести музыку "техно", так называемую альтернативную музыку. Каждое из приведенных направлений рока имеет свою специфику, которая проявляется, прежде всего в том, что их сторонники исповедуют определенные принципы, имеют свое представление о прекрасном и безобразном, придерживаются определенного стиля жизни. Тем не менее, при всей их самобытности все направления рока имеют и много общего. Их сходство заключается не только в повышенном уровне громкости при исполнении музыкальных композиций, не только в потреблении наркотиков и сексуальной свободе, но, прежде всего, в общей идейно-мировоззренческой базе, которые отличают человека, включенного в рок-среду от человека не принадлежащего к ней. Третья глава диссертации "Философия рока "(анализ основных идеологем и мировоззренческих установок рок-сообщества)" посвящена рассмотрению комплекса идей, который может характеризоваться как общая мировоззренческая установка рок-музыкантов и их слушателей. В диссертации показывается, что этот комплекс складывался за счет заимствований из различных социальных доктрин и философских учений, спектр которых весьма

широк: от марксизма и русского анархизма до немецкого фашизма. Данный комплекс является достаточно аморфным и постоянно изменяющимся образованием, что делает его анализ весьма сложным. К тому же идеи одного рода зачастую разделяются представителями совершенно непохожих направлений, совершенно сознательно уклоняющихся от того, чтобы объявлять себя приверженцами той или иной социальной доктрины или философского учения. В то же время, можно выделить ряд авторов, пользующихся авторитетом в рок-среде, независимо от специфики направлений ее составляющих. Рок-музыканты и любители рок-музыки интересуются "философией жизни" и психоанализом. Большим интересом в их среде пользуются также мистические учения Востока и Запада, оккультизм штайнеровского толка. Также привлекают модернистские веяния, романтическая традиция в искусстве и идеи теоретиков авангардизма начала века. Многие идеи заимствуются из романов Кафки, Пруста, а также Гессе, Кортасара, которых можно считать духовными отцами рок-сообщества. Говоря другими словами, в качестве идейных источников рок-музыкантами и их слушателями используется в основном тот пласт источников, где содержится отрицание постулатов "протестантской этики" и критика "духа капитализма" (М.Вебер) с его тотальной рациональностью и подавлением личностного начала. В диссертации подробно рассматривается также влияние на формирование мировоззренческих установок рок-музыкантов идей Кропоткина, Бакунина, Хайдеггера, Ницше, Сенгора. На основе анализа особенностей различных рок-направлений и других источников показывается, что одной из основ "философии рока", является марксистская концепция отчуждения. Но в то же время

подчеркивается, что идеи марксизма воспринимаются рок-музыкантами чаще всего через призму, так называемого, фрейдо-марксизма в том его виде, который разрабатывался такими представителями Франкфуртской школы как Э.Фромм и Г.Маркузе. Автор подробно останавливается на том влиянии, которое оказал на становление идейного базиса рок-музыки Т. Адорно. В диссертации подробно анализируется его работа "Философия новой музыки", и показывается какие ее идеи вошли в теоретический арсенал рок-музыкаптов и их слушателей.

В этой же главе рассматриваются и политические воззрения, которых придерживаются рок-музыканты различных направлений. Автор работы, в частности, раскрывает связь рока с движением растафари, с "новым левым" движением, а также организацией Green Peace. Отмечается и связь некоторых рок-музыкнтов с сатанистскими и неофашистскими формированиями.

В заключении делается вывод о компилятивности "философии рока" и разноплановости идейных источников, которые составили ее основу. В работе подчеркивается, что о "философии рока" можно говорить весьма условно, ибо в реальности она представляет конгломерат зачастую противоречивых теоретических посылок, которые объединяет только известный критический пафос, демонстрируемый идеологами рока по отношению к постиндустриальному обществу и той системе политических, экономических и социальных отношений, которые существуют в нем.

Б четвертой главе "Эстетика рока" рассматриваются основные эстетические принципы, исповедуемые в рок-среде, а также их

проявление в театре, литературе, кинематографии, моде, изобразительном искусстве. Выявляя главные характеристики рок-эстетики, общие для всех направлений, автор подчеркивает, что доминантой эстетического сознания рок-музыкантов является придание особой ценности идейному содержанию создаваемых ими композиций. С их точки зрения прекрасным является то, что имеет особый смысл. Другая характеристика рок-эстетики гипертрофированная эмоциональность, которая отличает как процесс создания (исполнения) рока, так и процесс его восприятия. Накал страстей является непременным атрибутом большей части рок-концертов, в том числе и таких, где исполняются композиции отнюдь не экстремального толка. Третьей характерной чертой рок-эстетики является известное слияние в процессе исполнения музыканта и слушателя, которые "взаимоподпитывагат энергией" (на молодежном сленге -"заводят") друг друга, рождая ситуацию не только диалога, но и сотворчества. И, наконец, четвертой чертой является ярко выраженная ипровизационность исполнения, что обуславливает уникальность композиции. В диссертации подчеркивается, что в эстетике рока четко отобразилась новизна всей эстетики XX века, где абсурд стал формой выражения замыслов автора во всех видах искусства и литературе. В рамках этой эстетики существует своеобразная мода на безумие, а здоровая психика подчас вызывает презрение и считается проявлением ограниченности и буржуазности... «Даже Фрейда в нашу постфрейдистскую эпоху отдельные идеологи рока считают ограниченным пуританином, слишком рациональным для

второй половины двадцатого века»16. К искусству, создаваемому на основе подобных принципов, вполне применима дефиниция искусства, данная известным французским сюрреалистом Андре Бретоном, который определял его как "вопль разума против самого себя". В диссертации отмечается, что особую лепту в переосмысление традиционного представления о прекрасном и безобразном внес панк-рок, который превратил уродство, шум, дисгармонию, эпатаж в "радикальную" красоту. Кроме того, как показывается в работе, рок черпает свое вдохновение из фольклора, классической и духовной музыки. Многое роком взято из религиозных обрядов и "смеховой" средневековой культуры.

Автором подчеркивается, что "рок-эстетика" не есть комплекс взаимосвязанных идей. Последние черпались идеологами рока из множества разнообразных эстетических теорий. Интуитивизм, иррациональность, доминирование чувственного начала в творчестве -черты, обусловленные концепциями прекрасного, существующими в экзистенциализме, дзен-буддизме и частично в неофрейдизме. Эстетизация безобразного идет от своеобразно прочитанных текстов мистиков и частично от "философии жизни", где обожествляется "дионисийское начало". Влияние эстетических идей, сложившихся в рамках африканской и латиноамериканской культур прослеживается в пирсинге и татуировках. Автор подчеркивает, что именно эклектичность, заимствование не только идей, но и элементов различных культур является предпосылкой зрелищности рока и того значительного эмоционального воздействия, которое рок-музыка

16 иЬсг Т|)сос1ог Ас1огпо - Тг. а. М„ 1968.

оказывает на слушателей.

Глава пятая «Этика рока» посвящена рассмотрению тех этических принципов, которыми представители рок-сообщества пользуются в своей повседневной жизни. В диссертации подчеркивается, что это лишь первая попытка изучить этику рока. Из-за недостатка эмпирического материала данная глава представлена как своеобразный эскиз, где скорее содержится введение в проблему, чем детальный ее анализ.

Автор отмечает, что в основе "этики рока" лежит комплекс идей, заимствованных из различных этических теорий, в частности из "этики любви" Э.Фромма, "этики благоговения перед жизныо" А.Швейцера, этических концепций К.Маркса, З.Фрейда, Ф.Ницше, из христианских канонических источников, прежде всего из Библии. В диссертации подчеркивается, что особое значение для представителей рок-сообщества имеют идеи, высказанные классиками буржуазного либерализма, в частности Локком, Руссо, Джефферсоном, которые провозгласили права человека и его свободу высшей ценностью. В то же время, отмечается в работе, главные идеи "протеста?ггской этики ", благодаря которой, как считает М. Вебер, и было создано современное капиталистическое общество, не разделяются большинством представителей рок-сообщества. Прагматизм оценивается резко негативно рок-музыкантами и их слушателями. Деньги рассматриваются исключительно как средство существования, а не как источник власти или условие обретения высокого социального положения. Престиж - не имеет ценности. Для рокеров ценна индивидуальность, которую они всячески оберегают. При этом им

необходима и дружба единомышленников, разделяющих их вкусы и представления о жизни. В диссертации рассматриваются и этические нормативы, которые определяют взаимоотношения полов в рок-среде. Подчеркивается, что в данной общности (в особенности в первые десятилетия) брак и церемония его заключения не имеет традиционного значения, и сексуальная свобода одобряется и всецело поддерживается, как и натурализм во всех его проявлениях. Женская эмансипация в роке приобрела формы, приведшие к стилю унисекс. Появилась специфическая мода на отсугствие определенного пола. Гомосексуальный бум, отраженный в средствах массовой информации, внес свою лепту в популярность этого стиля. Это выражается в одежде, имеющей выраженные признаки женского и мужского кроя одновременно, в использовании ароматических и парфюмерных средств обоими полами и во многом другом.

Завершая анализ этических установок, существующих в рок-среде, автор рассматривает источники пацифистских настроений, которые широко распространены среди рок-музыкантов и их слушателей. Он показывает, что принцип ненасилия, который исповедует большинство представителей рок-сообщества, органично сочетается с их представления о свободе, которое они заимствовали из многих учений в том числе теоретиков русского анархизма.

В заключении подводятся итоги исследования и обосновывается идея об имманетности рока культуре постиндустриального общества. Здесь же проводится мысль о том, что рок явился, образно говоря "новым транслятором старых идей", главная миссия которого дать "второе

дыхание" культуре «фаустовской цивилизации", пребывающей ныне в состоянии глобального кризиса.

Основные положения диссертации изложены в следующих работах

1. Проблемы свободного времени современной молодежи // Молодежь. Общество. Реформы. - М.: Институт молодежи, 1994. - 0,5 п.л.

2. Некоторые аспекты молодежной культуры // Культура: история и современность. - М.: ИМ, 1997. - 0,5 п.л.

3. Растафаризм как социокультурный феномен // Культура в изменяющемся мире. - М.: ИМ, 1998. - 0,5 п.л. (в производстве).

4. Основные направления современной рок-музыки // Культура в изменяющемся мире. - М.: ИМ, 1998. - 0,5 п.л. (в производстве).

автора:

ггглп МПС 3.53Ц т. 100 - 98 г. москва., Новая Басманная, 6

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурол. наук Цапко, Мирослава Сергеевна

Введение.

Глава первая. Социокультурные предпосылки возникновения рока.

Глава вторая. Этапы становления и основные направления рока.

Глава третья. Философия рока (анализ основных идеологем и мировоззренческих установок рок-сообщества).

Глава четвертая. Эстетика рока.

Глава пятая. Этика рока.

 

Введение диссертации1998 год, автореферат по культурологии, Цапко, Мирослава Сергеевна

Одним из наиболее специфических феноменов «фаустовской цивилизации» является рок. Появившись в 50-х годах XX века в англоязычных странах, рок-музыка быстро распространилась по всему миру. Сегодня аудитория поклонников рока предельно широка и включает в себя представителей различных социальных групп, живущих на всех континентах земного шара. Рок как особый феномен привлек внимание исследователей еще в конце 60-х годов и с тех пор интерес к нему не ослабевает. Однако чаще всего к проблеме рока обращались социологи и социальные психологи, которые рассматривали его в основном как часть молодежной контркультуры. Ими настойчиво подчеркивалось, что по своей направленности и идейному содержанию рок-музыка является своеобразным выражением самосознания «потерянного поколения», находящегося в состоянии конфронтации с существующим обществом и не приемлющий ценностей так называемой «официальной» культуры. Приблизительно на этих же позициях находится и ряд исследователей-музыковедов, которые рассматривали и рассматривают рок как музыкальный стиль, стоящий в оппозиции к так называемой «поп-музыке» и тому пласту музыкальных произведений, которые относятся к академической музыке. Между тем, очевидно, что рок представляет собой более сложный феномен, и рассматривать его только как «музыку протеста» вряд ли целесообразно. За последние десятилетия возникла и так называемая «рок-литература», появился своеобразный символический язык, на котором говорят поклонники рока, сложились определенные ритуалы, верования, стиль поведения и одежды. Нет сомнения в том, что, будучи порождением культуры постиндустриального общества, рок оказывает существенное влияние на соответствующую социокультурную реальность, предлагая собственные, зачастую альтернативные варианты развития. Таким образом, изучение рока невозможно без рассмотрения его вне широкого социокультурного контекста, без выявления его места в системе культуры «фаустовской цивилизации». Это говорит о том, что существует насущная потребность исследования рок-феномена в рамках культурологического подхода, что позволит дать ответы на многие вопросы, остающиеся открытыми до сегодняшнего дня,' в том числе такие: как протекает процесс развития культуры в условиях потиндустриального общества, где складываются иные предпосылки для производства, распространения и потребления культурных ценностей, в чем специфика культуры общества «технотронной эры», какова ее динамика и назревшие противоречия и так далее. Говоря другими словами, рассмотрение рока в культурологической плоскости дает ключ к решению ряда актуальных проблем современного культурологического знания, которые стоят в центре оживленных теоретических дискуссий последних лет. В этом, прежде всего, состоит актуальность выполненной диссертационной работы, которая выходит за рамки локального исследования частной проблемы.

Степень разработанности проблемы. Рок привлекает внимание исследователей уже на протяжении нескольких десятилетий. Можно с уверенностью сказать, что теоретическое осмысление феномена рока началось с середины 70-х годов, когда в литературе появились первые публикации на эту тему. Первоначально роком интересовались преимущественно социологи. Именно им принадлежит выработка представления о роке как конституирующем элементе молодежной контркультуры, выражающем самосознание послевоенного поколения, «заброшенного в мир» и утратившего представление о смысле жизни.

Так Г.С.Кнабе в своей статье «Проблема контркультуры» прямо указывает на то, что «рок-музыка - одно из последних по времени и самых ярких проявлений особого модуса культуры — того, который сегодня принято называть контркультурой, а он в свою очередь порождается определенными структурными свойствами общества»1. При этом Г.С.Кнабе уточняет: «Рок никогда не был только музыкой, но прежде всего стилем жизни и общественной позицией -социокультурный смысл этой позиции можно понять лишь из связи ее с остальными сторонами явления»2. Само понятие «контркультура» указывает на некое противостояние заключенного в нем явления, так называемой, господствующей культуре. По словам автора «Проблемы контркультуры» рок стал преодолением «неразрешимого противоречия жизни и искусства»3. При этом, само существование понятия «контркультура» подразумевает кризисность Западной культуры: «Рок выражает не просто определенную значительную фазу европейской культуры, но именно фазу кризисную»4. Приблизительно на тех же позициях стоят авторы большинства работ, рассматривавших рок в

I.

Кнабе Г.С. Введение в общую теорию культуры. Культура и современность. - М., - С.57.

2 Там же. - С.57.

3 Там же. - С.66. 4

Там же. - С.71. контркультурном ключе, считая при этом сторонников того или иного музыкального рок-течения представителями именно контркультурных формирований, где музыка играет роль демонстратора их социального самочувствия. Таких взглядов придерживались А.С.Панарин («Контркультура и социальные трансформации»), П.С.Гуревич («Спасет ли мессия?»), А.М.Каримский («Контркультура и проблема человека»). Ю.Н.Давыдов и И.Б.Роднянская связывают контркультуру с проблемой социального инфантилизма («Социология контркультуры: инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь»). Разрыв между биологическим и социокультурным взрослением молодежи свидетельствует о нарушении механизма социализированного включения молодежи в жизнь взрослых, что предполагает принятие молодым человеком на себя новых обязанностей и обязательств. Все это сводиться к тому, что определенная часть молодежи не может по достижению возраста, когда она могла бы выполнять социокультурные функции, считающиеся в современном обществе функциями взрослых, совершить качественный переход и приобщиться к трудовой и общественно-политической жизни, создать семью и т.п. Отсюда и «промежуточное состояние» инфантильности, когда человек, уже достигший биологической зрелости, по-прежнему стремиться сохранить свой «подростковый» статус. Собственно контркультура, по мнению этих исследователей, являющаяся элементом молодежной субкультуры, и выступает в данном случае выразителем этой позиции, закрепляет ее в молодежной субкультуре, формирующейся как протест против «культуры взрослых». субкультуре, формирующейся как протест против «культуры I взрослых».

Белла Кёпеци в «Идеологии «новых левых» представила контркультуру как проявление молодежных формирований, основанных на социально-политической позиции. При этом рок-музыка является средством агитации наряду с театральным искусством представленным «Ливинг-театром» и таким неоавангардистским жанром как «Хеппининг». На это же указывает и Эрика Биллите в работе «Ливинг-театр. Raetern and Lerning» Американские социологи Т.Роззак и Ч.Рейч, занимаясь изучением молодежной контркультуры, попытались представить идейные тенденции 60-х годов в виде некоторого мировоззренческого целого, составляющими которого стали «новая левая» социология Миллса и фрейдо-марксизм Маркузе; «гештальт-терпапевтический анархизм» П.Гудмена и «апокалипсический мистицизм» Н.Брауна; «дзен-буддийская психотерапия А.Уотса и «оккультный нарциссизм» Т.Лири, объединенные гипертрофированным неприятием западной культуры5.

Довольно много американских и европейских ученых стоят на той же позиции. К их числу можно отнести Мери Конанчиеву6, Джона и

7 Я q

Вульфа Ротчилдов , Мауриса Кренстона , Д.Симпсона .

I.

5 Roszak Th. The making of counter-culture: Reflections on the tehnocratic society and the youthful opposition. N.Y., 1969.

6 Конанчиева M. Илюзите на младежката «Контра културата» - София:Париздат, 1977. - 262с.

7 Rothchild J.& W. The children of the counterculture. - Doubleday, 1976. -207p.

8 The New left. Six critical essays on Che Guevara, Jean-Paul Sartre, Herbert Marcuse, Frantz Fanon,

Black Power, R.D.Laing. Ed. by Maurice Cranston, - The Library Press, New York, 1971, - p.210. 9

Simpson G.E. The Ras Tafari Movement in Jamaica: A study of race a. class conflict// Social forces: - Baltimor, 1955. - Vol.34, №2. - 308p.

Многие исследователи определяют рок как субкультуру внутри мировой культуры, не заостряя внимания на его агрессивности по отношению к последней. К . ним относятся Н.Д.Саркитов10, З.В.Сикевич11, И.Л.Набок12, Д.Хебдидж13, Г.Маркус14. Сюда же можно отнести практически всех исследователей такого социокультурного явления как растафаризм. Этнологи, социальные антропологи, историки или социологи непременно касались связи расты с роком (через музыку рэгги) и обычно определяли эту связь как субкультуру. Здесь можно назвать Д.Уиндерса15, С.Джонса16, Л.Симаджа17, Р.Неттлфорда18, М.Смита19.

Так или иначе, рок описывают как альтернативное проявление культуры. И в этом смысле интересна статья П.В.Гладкова «Альтернативные ценности в современном американском обществе».

I.

10 Саркитов Н.Д. Социальные функции и ее место в молодежной субкультурекультуре.

Автореферат. - М.,1987.

11

Сикевич З.В. Молодежная культура: «за» и «против»: заметки социолога. - Л.: Лениздат, 1990,

- 170 с. 12

Набок ИЛ. Рок-музыка: эстетика и идеология. - Л., 1989.

13 Hebdidge D. Subculture: the meaning of style. - L.: Methuen, 1979. - 193p.

14

Marcus G. Mystery tram: Images of America in rock'n'roll music - London etc: Omnibus press, 1977.-XII, 279, [9]p.

15 Winders J. A. Reggae, Rasnafarians and Revolution: Rock Music in the Third World // J. of popular culture. - Bowling Green (Ohio), 1983. - Vol. 17, N 1. - P.70.

16 Jones S. Black culture, white youth: the Reggae tradition from JA to UK. - L. etc.: Nettleford R. Caribean cultural identity: The case of Jamaica: An essay in cultural dynamics. - Los Angeles, 1979.

P.64.

17

Semaj L.T. Rastafari: from religion to social theory // Ibid. - 217p.

18

Nettleford.R. Caribbean cultural identity: The case of Jamaica: 1979 - 320p.

19

Smith M.G., Auigier R., Nettleford R. The Ras Tafari Movement in Kibgston, Jamaics. - Mona: Inst, of soc. and econ. Research, 1960. -267p.

Существует и ряд работ, рассматривающих рок только как музыкальный феномен. Это «Рок-музыка: истоки и развитие» А.С.Козлова и «Рок-музыка вчера и сегодня» О.А.Феофанова, «На волне научно-технического прогресса» И.В.Орловой и «Смерть ритм-н-блюза» Н.Джорджа, статьи Д.В.Житомирского «К изучению западноевропейской музыки XX века» и «Эволюция энтропии в музыке группы «Битлз» Алана Веста и Колина Мартиндейла. Таким образом, круг авторов, рассматривавших рок с тех или иных позиций, весьма широк. Однако ни одним из них нигде не ставится вопрос о роке как феномене «фаустовской» цивилизации, нигде не рассматривается влияние рока как целостного феномена на разные сферы современной культуры, нигде не анализировался круг идей наиболее крупных рок-течений. Именно на исследовании этих проблем автор данной работы сосредоточил свое внимание и отошел от концепций контркультурности и субкультурности. Объектом исследования является рок как социокультурный феномен, возникщий в лоне культуры «фаустовской цивилизации» на постиндустриальной стадии ее развития.

Предметом исследования выступают мировоззренческие, эстетические и этические основы рок-музыки, рассматриваемые как комплекс существующих в рок-среде идей и представлений, сформировавшихся в ходе развития рока и оказывающих весомое влияние на процесс становления как молодежной субкультуры, так и культуры постиндустриального общества в целом. Цель данной работы может быть определена как выявление сущности рока как значительного культурного явления, сформировавшего определенное мировоззрение и стиль жизни, свойственные культуре постиндустриального общества.

Достижение данной цели осуществляется через решение ряда задач: выяснение комплекса социальных, идейно-эстетических и материально-технических предпосылок, которые обусловили появление рока и превращение его в музыкально оформленное выражение самосознания молодого поколения; описание генезиса рок-музыки, ее основных стилей и направлений; рассмотрение совокупности идей, наиболее распространенных в рок-среде, которые можно условно называть «философией рока»; анализ эстетических представлений рок-музыкантов и их единомышленников, составляющих основу «эстетики рока»; выявление нравственных установок и моральных императивов, лежащих в основании «этики рока». На основе решения вышестоящих задач автор стремится расширить представление о роке и показать несостоятельность устоявшихся штампов восприятия этого явления.

Теоретико-методологической основой исследования являются, прежде всего, принципы материалистической диалектики: детерминизма, историзма, комплексности, развития, восхождения от абстрактного к конкретному, что дает возможность рассмотрения предмета исследования в многообразии его связей и отношений.

При написании диссертации использовались также некоторые базовые установки системного анализа, культурно-деятельностного и генетического подходов.

Базовыми для себя автор считает труды, созданные учеными, принадлежащими к Франкфуртской школе социальных исследований, в частности Т.Адорно, Г.Маркузе, Э.Фромма, в которых, на его взгляд, содержится ряд конструктивных идей, позволивших дать глубокое описание рок-музыки как .фрагмента социокультурной реальности наших дней. Диссертант использовал и работы авторов, работающих в других исследовательских парадигмах, считая возможным применять отдельные положения их концепций для уточнения собственного видения проблемы, пгпи условии их конгруэнтности основополагающим методологическим посылкам.

Научная новизна исследования выражается: в первой в отечественной культурологической литературе попытке рассмотреть рок как феномен культуры постиндустриального общества, как целостное явление, во всем богатстве его проявлений и черт; в рассмотрении комплекса идей, составляющих основу «философии» рока, его этики и эстетики; в раскрытии причин возникновения и описании генезиса рока; в создании авторской концепции понимания рока не как контркультурного явления, рожденного для противопоставления западной культуре, а как «нового транслятора старых идей», -чьей основной функцией является придание нового импульса культуре «фаустовской» цивилизации, пребывающей в перманентном кризисе.

Научно-практическая значимость работы состоит в том, что ее материалы и выводы могут быть использованы: для дальнейшего исследования самого широкого круга проблем, связанных с изучением культуры постиндустриального общества, в том числе . современной живописи, литературы, музыки; при разработке учебных пособий, курсов лекций по культурологии, теории, философии, социологии культуры и культурной антропологии. Полученные в исследовании данные могут стать основой при разработке практических рекомендаций, необходимых в работе специалистов, занятых в области арт- и шоу-бизнеса.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Рок как социокультурный феномен"

Заключение.

Рассмотренные в данном исследовании аспекты рок-феномена позволяют говорить о роке как о самобытном и многогранном явлении современной культуры. Появлению этого феномена предшествовало множество социокультурных, демографических, экономических, научно-технических, политических и философских изменений, происшедших за относительно короткий исторический период начала XX века. Они и составили тот комплекс причин, 'который обусловил появление рока.

Первые годы существования рока ознаменовались формированием множества разного рода течений. Основное различие последних составила специфика мировоззренческих и музыкальных акцентов. Несмотря на весьма сходные литературные и философские пристрастия почитателей, того или иного, направления рока, идейная основа каждого из них акцентуировалась по-разному. Таким образом, возникла далеко не однородная философия рока, сформированная .фрейдо-марксистскими, анархистскими, панафриканистскими, пацифистскими и другими взглядами. Философия рока - это не только мировоззренческая база его почитателей, но и мотивация творчества рок-музыкантов, обоснование его формы.

Становление и развитие рока в первую очередь связаны с появлением принципиально нового по своей сути музыкального стиля. Рок-музыка не была рассчитана на широкие слои слушателя: она шокировала непривычным звучанием и представляла вкусы, прежде всего, молодых начитанных американцев и европейцев. Вклад рока в мировую музыкальную культуру трудно переоценить. Пожалуй именно рок-музыка останется в истории как музыка цоследнего века II тысячелетия. Во многом именно ей обязано телевидение появлению целых музыкальных каналов, использующих сленг, систему . символов и специфическую изобразительность (дизайн, мультипликация, клипы) - все, что особенно свойственно року.

Однако рок нельзя сводить лишь к музыкальному стилю. Ощутимо его влияние и на другие виды искусства, в том числе на кинематограф, высокую моду, изобразительное искусство, танец, •литературу.

Суждения относительно рока, утверждающие реакционность последнего выработанным веками ценностям, не находят достаточного подтверждения в поведении, основных этических установках и мировоззрении его носителей. Молодые бунтовщики 60-70 годов, выступая против пороков буржуазного общества своего времени, обратили внимание на ту опасность, которую представляет собой оскудение духовной жизни и подмена вечных ценностей слепым прагматизмом, ведущим к тяжелым последствиям: опасности ядерной войны, экологическим катастрофам, истощению природных ресурсов. Рокеры указали на необходимость возвращения к таким ценностям как свобода, бескорыстие, дружба, щедрость, принципиальность, любовь. Именно это читается в поведении большинства любителей рока и содержании их творчества.

Несмотря на все законы непостоянства, соблазна и воображения, которым подчинена повседневная жизнь современного человека, именно сейчас вновь актуальными стали морально-этические проблемы. Наша эпоха определяется биоэтикой, акциями гуманитарной помощи, экологией, деловой и журналистской этикой, феминистскими дебатами о сексуальных домогательствах и абортах, политически корректном языке, мерами против наркомании и курения. Иначе говоря, в социальный дискурс современных демократий возвращается этическая тематика. В этом автору данного исследования видится определенная заслуга рок-феномена. И хотя рок интровертен по своей сути, направлен внутрь индивидуума, а процессы проявляющиеся на поверхности и фиксируемые в социуме - лишь отдача, можно говорить о некотором воздействии этого феномена на социальную жизнь планеты. Кроме сексуальной революции и распространения наркотиков, которые в конечном итоге показали всю опасность этих путей ухода от действительности, рок продемонстрировал возможность органичного сосуществования разных культур и уважение к их носителям.

Рок привнес в нашу действительность немало специфических элементов, которые во многом являются принципиальными характеристиками культуры постиндустриального общества. За почти полувековое существование рока эти элементы претерпели многие изменения. Одной из главных причин этого является поликультурная основа рока. Именно синтез разных культур, ранее никогда не сочетавшихся, оказал значительное воздействие на формирование эклектичной и плюралистичной современной культуры. Мозаичность сознания, свойственная информационному обществу как в зеркале отражена в роке.

Таким образом, одной из основных характеристик рока останется его свойство содержать в себе информацию об основных культурных тенденциях «фаустовской» цивилизации конца тысячелетия. Рок - органичное проявление последней и не является реакционным ей, равно как и традиционным ценностям человечества. Скорее - это второе дыхание западной культуры.

111

 

Список научной литературыЦапко, Мирослава Сергеевна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М. : Прогресс, 1993. - 608с.

2. Арьес Ф. Человек перед лицом Смерти: Пер. С фр./ Общ. Ред. Оболенской C.B. М.: Издательская группа «Прогресс» -«Прогресс-Академия», 1992. - 528с.

3. Бакунин М. А. Избранные философские сочинения и письма / Вступ. ст. В.Ф.Пустарнакова с.3-52. М.: Мысль, 1987. -573с.

4. Баталов Э.Я. «Новые левые» и Герберт Маркузе. М.: Знание, 1970. - 80с.

5. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М.: Худож. лит., 1975. - 502с.

6. Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т.5 / РАН, Ин-т мировой литературы им.А.М.Горького. М.: Рус. Словари, 1996.

7. Борев Ю.Б. Основные эстетические категории. М.: Высшая школа, 1960. - 446с.

8. Борхес Х.Л. Сочинения: в Зт. М.: Полярис, 1994.

9. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII веков. В 3-х т. (Структуры повседневности. Время мира) -М.: Прогресс. 1986.

10. Вебер М. Избранное; Образ общества: Перевод с нем. М.: Юрист Л 994. - 702с

11. Вебер М. Избранные произведения: Перевод с нем./ Сбор., общ.ред. и послесл. М.: Прогресс, 1990. - 804с.

12. Виндельбанд В. Избранное. Дух и история: Избранное:

13. Перевод с нем./ Примеч. М.А.Ходакович. М.: Юристъ, 1995 - 687с.

14. Виндельбанд В. Философия культуры: Избранное: Перевод. -М.: ИНИОНД994. 349с. - (Серия «Лики культуры» / Рос. АН, ИНИОН).

15. Во И. Собрание сочинений. В 4-х т. / Пер. с англ. М.: Эхо, 1996.

16. Габитова Р.М. Человек и общество в немецком экзистенциализме. М.: Наука, 1972. - 222с.

17. Герасименко А.П. Критика современных теорий «молодежной культуры» левых радикалов США. М., 1979.

18. Гессе Г. Собрание сочинений. В 4-х т. / Пер. с нем. СПб.: Северо-Запад, 1994. - 543с.

19. Гуревич П.С. Буржуазная идеология и массовое сознание. -М.: Наука, 1980. 367с.

20. Гуревич П.С. Критика буржуазных концепций научно-технической революции / П.С.Гуревича; всесоюзное общебство «Знание», М.: Знание, 1977 64с.

21. Гуревич П.С. Музыка и борьба идей в современном мире. М.: Музыка, 1984. - 128с.

22. Гуревич П.С. Современный мистицизм как феномен буржуазного сознания. М.: Знание, 1987. - 39с.

23. Гуревич П.С. Спасет ли мессия? М.: Политиздат, 1981. -282с.

24. Давыдов Ю.Н. Искусство и элита. М.: Искусство, 1966. -344с.

25. Давыдов Ю.Н. Искусство как социологический феномен. К характеристике эстетико-политических взглядов Платона и

26. Аристотеля. М: Наука, 1968. - 285с.

27. Давыдов Ю.Н. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы / Ю.Н.Давыдов; АН СССР, Ин-т социол. Исследований. М.: Наука, 1977. - 319с.

28. Давыдов Ю.Н. Эстетика нигилизма. (Искусство и «новые левые»). М.: Искусство, 1975. С. 139.

29. Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры: Инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь. Критический анализ. М.: Наука, 1980. - 264с.

30. Духовные ценности советской молодежи: (Социол. Аспект): Редкол.: А.И.Шендрик, Т.Д.Голубева. М.: ВКШ, 1988. - ' 154с.

31. Житинский А.Н. Путешествие рок-дилетанта: Музыкальный роман: История Ленинградского рок-клуба. Л.: Лениздат, 1990.-413с.

32. Забродин Г.Д Рок: искусство или болезнь? М.: Сов. Россия, 1990. - 94с.

33. Задерацкий В. Восток-Запад: музыкально-творческий процесс в тоталитарных и посттоталитарных цивилизациях // Общественные науки и современность. 1994. - № 4 - С. 156166.

34. Западный музыкальный авангард после второй мировой войны. / ДВ.Житомирский, О.Т.Леонтьева, К.Г.Мяло. М.: Музыка, 1989. - 300с.

35. Зись А.Я. Конфронтация в эстетике. М.: Искусство, 1980. -239с.

36. Зись А.Я. Эстетика: идеология и методология / Отв. ред. Г.Л.Ермаш. М.: Наука, 1984. - 237с.

37. Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М.: Наука, - 1994. -443с. •

38. Идеалистическая диалектика в XX столетии: (Критика мировоззрен. Основ немарксистской диалектики) / Ю.Н. Давыдов, А.С.Богомолов и др.; Под общ. ред Ю.Н.Давыдова и М.Б.Митина. М.: Политиздат, 1987. - 332с.

39. Иконникова С.Н. «Массовая культура» и молодежь: вымыслы и реальность. М.: ЦК ВЖСМ, 1979. - 34с.

40. Ионеско Э. Театр: Сборник: Пер. с фр. М.: Искусство, 1994.-428с.

41. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М.: Политиздат, 1990. - 415с.

42. Кант И. Критика способности суждения. Собр.соч. в 6-ти томах. Т.5. - М., 1966.

43. Кастанеда К. Отдельная реальность. Беседы с Доном Хуаном. Перевод с ангд^В.Максимова. - М.: Миф, 1991. - 224с.

44. Керуак Дж. На дороге. Л., Самиздат, 1978. - С.82.

45. Кнабе Г. С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М.: Индрик, 1993. - 527с.

46. Козлов A.C. Рок-музыка: истоки и развитие. Ч. 2 М.: Знание, 1989. - 56с.

47. Козлова О.Н. О методах анализа социокультурных явлений. // Социологические исследования. 1993. -№10.

48. Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия техн. развития: Пер. с нем. М.: Республика, 1997. - 240с. - (Философия нового тысячелетия).

49. Кон И., Петров Арк. Диктат моды или самоутверждение?

50. Подростки и популярная музыка) // Клуб и художественная самодеятельность. 1977. - №15. - С.36.

51. Конанчиева М. Илюзите на младежката «Контра културата» -София:Париздат, 1977. 262с.

52. Корзун Н.В. Рок, игры, мода и реклама. М.: Сов. Россия, 1989. - 134с.

53. Кортасар X. Собрание соч.: В 4 томах. С-Пб.: Северо-Запад,1993.

54. Критика буржуазных концепций «молодежной культуры» / С.Н.Иконникова, д-р филос. Наук. М.:3нание, 1976. - 40с.

55. Культура и досуг населения: Экспресс информация / Рос.гос. библиотека. -М., 1992. (Информкультура).

56. Культура и свобода. Таллинн, 1982.

57. Культура: История и современность. М.: Ин-т молодежи, 1997.-94с.

58. Культурное наследие: преемственность и перемены. Вып.З, М., 1991.-200с.

59. Культурология XX век. Анталогия: Аксиология, или философия исследования природы ценностей. М.: ИНИОН, 1996.- 144с.

60. Культурология: XX век. Антология. Кризис культуры. М.: ИНИОН, 1994. - 203с. - (Серия «Лики культуры» / Рос. АН, ИНИОН).

61. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: Республика,1994. 384с. - (Мыслители XX в.).

62. Левичева В.Ф. Молодежный вавилон: Размышления о неформальном движении. М.: Моложая гвардия, 1989. -219с. - (Свободная трибуна).

63. Лики культуры: альманах. Звучащие смыслы. / Редсовет: С.Я.Левит и др. М.: ИНИОН, 1996. - 139с.

64. Липовецкий Ж. Парадоксы империи эфемерного. // Художественный журнал № 18, 1997. 96с.

65. Литературная газета. М., 1973. 11. XI.

66. Луковы В.А. и Вл.А. «Миф и Сизифе» Альбера Камю: (ключевые понятия) // Педагогич. Образование: Науч. метод. Журнал. - М.: Прометей, 1994. - Вып.9. - С.97-101.

67. Манхейм К. Диагноз нашего времени / Перевод с нем. и англ. М.: Юристъ, 1994. - 700с.

68. Маркес Г.Г. Палая листва. М., Молодая гвардия, 1971. - 230с.

69. Маркес Г.Г. Сто лет одиночества. М.: Баян, 1992. - 450с.

70. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, в 50-ти томах. М.: Изд-во Полит, лит-ры. -1935-81.

71. Маркузе Г. Одномерный человек. М.: ИРЬ-Боок, 1994. -340с.

72. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. М., 1995.

73. Межуев В.М. Культура и история: (Проблемы культуры в филос.- ист. теории марксизма М., 1977. - 199с.

74. Мельвиль А.Ю., Разлогов К.Э. Контркультура и «новый» консерватизма. М.: Искусство, 1981. - 264с.

75. Методологические проблемы исследования культуры. / Науч. ред: С.Н.Артановский Л., 1982. - 166с.

76. Методологические проблемы современного искусствознания / АН СССР, ВНИИ искусствознания М-ва культуры СССР; Отв. ред. А.Я.Зись. М.: Наука, 1986. - 350с.

77. Мисима. Золотой храм. С-Пб.: Северо-Запад, 1994. - 326с.

78. Молодежная субкультура и положение молодежи в странах

79. Западной Европы и США. / Отв.ред. Л.Ф.Вольфсон. М., -1976.-222с.

80. Молодежь и окружающая среда / Ожегов Ю.П., Галкин Ю.Ю., Пимея Н.В.; Науч.-исследов. центр при Ин-те молодежи. М.: Г.И., 1993.-23с.

81. Молодежь СССР. Статистический сборник. М., 1990, 1991. -80с.

82. Молодежь. Общество. Реформы. М.: Ин-т молодежи, 1993. -256с.

83. Набок И. Идеологическая функция музыки. Л.: Музыка, 1987. - 76с. - (Проблемы эстетики).

84. Набок И.Л. Рок-музыка: эстетика и идеология. Л.: Ленинградская орг. об-ва «Знание» РСФСР, 1989. - 32с.

85. Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1990.

86. Ортега и - Гассет X. «Дегуманизация искусства» и другие работы: Сборник: Пер. с исп. -М.: Радуга, 1991 - 638с. -(Анталогия л итерату рно-эстетич. мысли).

87. Ортега -и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.-586с.

88. Полщук 1.П. Спадкоэмшсть I взаэмовплив культур. К.: Видав-во Кшв. ун-ту, 1972. - 204с.

89. Полевой В.М. Искусство XX века / Малая история искусств. -М.: Искусство, 1991.-303с.

90. Померанц Г. Выход из транса . М.: Юристъ, 1995. - 575с. -(Лики культуры).

91. Проблемы изучения изменений в культуре: Аннот.библиогр.указ. / М-во культуры Рос.Фед., РАН Рос. инт культурологии; сост.: С.А.Тараканова. -М., 1991. 80с.

92. Психоанализ и культура: Избранные труды К.Хорни и Э.Фромма: Пер. с нем. / Послесл. А.М.Руткевич. М.: Юристь, 1995. - 623с.

93. Пьер Доз. Эдриан Бут и панки.// Матадор., 1997, №2. - С. 9394.

94. Раппопорт С. Природа искусства и специфика музыки. В кн.: Эстетические очерки. Вып. 4. М.: Музыка, 1978, с.40-41.

95. Ролята на массовите комуникации в развитието на культурата. / Съест. Елит Николае. София, 1988. - 354с.

96. Саркитов Н.Д. Социальные функции и ее место в молодежной субкультурекультуре. Автореферат. - М.,1987.

97. Сартр Ж.-Поль. Проблемы метода / Пер. с фр. М.: Прогресс, 1994. - 234с.

98. Сартр Ж.-Поль. Стена: Избр. Произведения / Вступ. ст. С.Зенкина. М.: Политиздат, 1992. - 478с.

99. Сикевич З.В. Молодежная культура: «за» и «против»: заметки социолога. Л.: Лениздат, 1990, - 170 с.

100. Скафтымова Л.А., Набок И.Л. Музыка и молодежь: (Роль музыкального искусства в идейно-эстетическом воспитании молодежи). Л.: Ленингр. орг. об-ва «Знание» РСФСР, 1988. -16с.

101. Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994. - 687с.

102. Современная буржуазная социология на службе государственно-монаполистического капитализма: Сборник статей. Отв.ред.М.Л.Корнеев, Редкол. С.Н.Иконникова и др. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. 132с.

103. Современная западная социология. Словарь. М.: Изд-во Полит, лит-ры, 1990. - 432с.

104. Современное западное искусство. Идейные мотивы пути развития. М., 1971. - С.200.

105. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Изд-во Полит, литературы, - 1992. - 544с.

106. Сосновский H.A. Культура растафари в зарубежной литературе: Панафриканизм, Ветхий Завет и рок-музыка. В кн.: Культурное наследие: преемственность и перемены. Вып. З.-М., 1991.

107. Сохор А. Бит или не бит? В сб.: Поп-музыка. Взгляды и мнения. - Л., - М., 1977.

108. Сохор А.Н. Музыка и общество. М.: Знание, 1972. - 48с. -(Искусство).

109. Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура. М.: Сов. композитор, 1975. - 202с.

110. Социология сегодня. Проблемы и преспективы: Американская буржуазная социология середины XX века / Общ. ред. Г.ВДЭсипова. М.: Прогресс, 1965. - 684с.

111. Субкультурные объединения молодежи: Критический анализ./ Отв.ред. И.К.Кучмаева / М., 1987. - 99с.

112. Сумерки богов: Сборник. М.: Политиздат., 1989. - 396с.

113. Тавризян Г. О.Шпенглер, Й.Хейзинга: две концепции кризиса культуры. М.М.: Искусство, 1989. - 269с.

114. Тиллих П. Избранное. Теология ^культуры. М.: Юристъ, 1995. - 479с.

115. Тойнби А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991. - 730с.

116. Трельч Э. Историзм и его проблемы // Лики культуры. М.: Юристъ, 1994. - 719с.

117. Троицкий А.К. История советского рока. М.:

118. Мособлупрполиграфия дата, 1991. 126с.

119. Троицкий А.К. Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е. М.: Искусство, 1991.-203с.

120. Троицкий А.К. Рок-музыка в СССР: Опыт популярной энциклопедии / Сост. А.К.Троицкий. М.: Книга, 1990. - 383с.

121. Феркельман Ю. Из истории стиля. В сб.: Поп-музыка. Взгляды и мнения. - JI. - М., 1977. - С. 17-18.

122. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1989. -455с.

123. Фромм Э. Бегство от свободы: Пер. с англ./ Общ. Ред. И послесл. П.С.Гуревича. М.: Прогресс, 1990. - 269с.

124. Фромм Э. Душа человека: Перевод. М.: Республика, 1992. -429с.

125. Фромм Э. Из плена иллюзий: (Как я сталкнулся с Марксом и Фрейдом): Специализир. информ. по общеакад. прогр. «Человек, наука, общество: комплекс, исслед.»: Перевод. -М.: ИНИОН, 19,91. 146с.

126. Фромм Э. Иметь или быть? / Пер. с англ. Н.И.Войскунской, И.И.Каменович. М.: Прогресс, 1986. - 238с.

127. Фромм Э. Психоанализ и этика: Сборник: Перевод / Вступ. ст. П.С.Гуревич. М.:Респубика, 1993. - 414с.

128. Фромм Э. Человеческая ситуация: Пер. с англ. М.: Смысл, 1995.-239с.

129. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. / Пер. С нидер. И премечания В.В.Ошина- М.: Прогресс. Прогресс-Академия, 1992. 458с.

130. Хейзинга Й. Сочинения: В 3-х т. М.: Прогресс. Культура, 1995. - (Памятники исторической мысли).

131. Швейцер А.Благоговение перед жизнью: Пер. с нем./ Сост. И посл.А.А.Гусейнова. М.: Прогресс, 1992. - 576с.

132. Шендрик А.И. Духовная культура современной молодежи: сущность, состояние, пути развития / Социологические аспекты / M., 1990.

133. Шопенгауэр А. Собрание соч. в 5-ти томах. М.: Московский клуб, 1992.

134. Шпенглер О. Закат Европы. М.: Искусство, 1993. - 303с.

135. Эстетика: информационный подход. М.: Смысл, 1997. - 205с.

136. Этика и идеология. Критика современных буржуазных этических концепций. М.: Наука, 1983. - 960 с.

137. Яглам И.М. Современная культура и компьютеры. М.: Знание, 1990. - 46с.

138. Ямперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. 2-е изд. -М.: Республика, 1994. 527с.134. «Literature in Revolution», 1972, № 23-24.135. «Кольцо Нибелунгов» А.Ф.Лосев (Вопросы эстетики. Вып. 8.М., 1968, с.67-196).

139. Adorno Т. Briefe und Briefwechsel. Frankfurt a. M.: Suhrkamp; 1994.-501p.

140. Adorno Th. W. Philosophie der neun Musik, Aufl. Frankfiiurt a.M., 1958. - S.39-48.

141. Alt. Culture. USA. An A-Z of the 90s underground and online.-N.Y.: A Guardian Book, 40p.

142. Brade M. The sociology of youth cultures and youth subcultures. L.etc.: Routledge a Kegain Pouil. 1987. - 190p.

143. Campebell H. Rastas and Rasistunce: From Marcus Garvey to Walter Prodney. L.: Hansin pbl, p. 145.141.- Cassirer"E. Mythischer, ästhetischer und allgemeine Kunst * Wissenschaft. Hamburg, 7-9 Okt. 1930. Stuttgart, 1931.

144. Cassirer E. Symbol, myth and culture: Essays a. lectures of Ernst Cassirer, 1935-1945 /Ed. By D.P.Verene. NewHäven; London: Yale univ. Press, 1979. - XII, 304p.

145. Culture theory: Essays on mind, self, a.emotion / Social science research council / Comm. on social a.affective develpment during childhood; Ed.by Richard A.Sheweder, Robert A.Le Vine. Repr. -Cambridge etc.: Cambridge teniv. press, 1988. - VIII, 359p.

146. Davis S.Simon P. Reggue bloodlines. N.Y.; Garden City: Anehor books, 1977

147. Ebanis M. The Rastafari cookbook: Itel recipes. Kingston: Antilles Book Co., 1981.

148. Erasov B., Singh Y. The sociology of culture. M.: Progress, 1991. ". -319p.

149. Erika Billeter. The Living Theater. Raetern and Lerning, 1969.

150. Friedell E. A cultural history of the modern age: 3T. New York, : 1954.

151. George N. The death of rhythm-and-blues. -New York: Pantheon baks, cop. 1988.

152. Habermas J. Eine Art Schadensabwicklung Frankfurt a.M.: Suhrkamp, 1987. - 178p. ' '

153. Hebdidge D. Subculture: the meaning of style. L.: Methuen, 1979.-193p.

154. Heidegger M. Basic writings from Being and time (1927) to the task of thinking (1964). New York a.o., Harper & Row, 1977. -397p.

155. Heidegger M., Nietzsche. Bd 1-2, Stuttg., 1961.

156. Horkheimer M. Eclipse of reason. N. Y., 1947, p. VII.

157. Jasper Tony. Understanding Pop. London, 1972.

158. Jones S. Black culture, white youth: the Reggae tradition from JA to UK. L. etc.: Macmillan education, 1988.

159. Literature in Revolution, 1972, №21.

160. Marcus G. Mystery train: Images of America in rock'n'roll music -London etc: Omnibus press, 1977. XII, 279, 9.p.

161. Marcuse H. One dimensional man. Studies in the ideology of advanced industrial society. Boston: Beacon Press, 1964, - p.35.

162. Moles A. Information und Redundanz in Kunst und Kybernetik Schauberg, 1968.

163. Nettieford R. Caribean cultural identity: The case of Jamaica: An essay in cultural dynamics. Los Angeles, 1979. - P.64.

164. Nettleford.R. Caribbean cultural identity: The case of Jamaica: 1979 -320p.

165. Read H. Art and Alienation., London, p.30.

166. Read H. Art and sociaty . By Herbert Read. London, Faber & Faber, 1945. XV, 152p.

167. Read H. The meaning by art. Baltimore (Maryland, 1963. - 197p.

168. Roszak Th. The making of counter-culture: Reflections on the tehnocratic society and the youthful opposition. N.Y., 1969.

169. Rothchild J.& W. The children of the counterculture. Doubleday, 1976.-207p.

170. Semaj L.T. Rastafari: from religion to social theory // Ibid. 217p.

171. Senghor L.S. On African socialism, N.Y. L., 1964.

172. Simpson G.E. The Ras Tafari Movement in Jamaica: A study of race a. class conflict // Social forces: Baltimor, 1955. - Vol.34, №2. - 308p.

173. Smith M.G., Auigier R., Nettleford R. The Ras Tafari Movement in Kibgston, Jamaics. Mona: Inst, of soc. and econ. Research, 1960.-267p.

174. The New left. Six critical essays on Che Guevara, Jean-Paul Sartre, Herbert Marcuse, Frantz Fanon, Black Power, R.D.Laing. Ed. by Maurice Cranston, The Library Press, New York, 1971, - p.210.

175. Trachtenberg A. Kulture and rebellien. Dilemmas of radical theachers. «Dissent», 1969.• 174. Uber Theodor Adorno Fr. a. M., 1968.

176. Williams D. About hippies. New York, 1970.

177. Winders J. A. Reggae, Rasnafarians and Revolution: Rock Music in the Third World // J. of popular culture. Bowling Green (Ohio), 1983.-Vol. 17, N 1.-P.70.