автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Рок-культура и социально-политическая жизнь российского общества в конце XX - начале XXI века

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Тучин, Павел Валерьевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Рок-культура и социально-политическая жизнь российского общества в конце XX - начале XXI века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Рок-культура и социально-политическая жизнь российского общества в конце XX - начале XXI века"

На правах рукогшси

ТУЧИН ПАВЕЛ ВАЛЕРЬЕВИЧ

РОК-КУЛЬТУРА И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА.

Специальность 07.00.02 - Отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук

О 5 СЕН 2013

005532784

Москва 2013

005532784

Работа выполнена в Московском государственном областном университете

Научный руководитель:

Кандидат исторических наук, доцент Юдин Михаил Вячеславович Официальные оппоненты:

Гавршов Александр Юрьевич, доктор исторических наук, профессор, доцент, директор Института сервиса (филиал Российского государственного университета туризма и сервиса)

Рябцев Алексей Владимирович, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой историко-правовых и гуманитарных наук Московского государственного областного гуманитарного института

Ведущая организация:

Московский государственный областной социально-гуманитарный институт

Защита состоится: «25» сентября 2013 г. В 15:00 часов на заседании диссертационного совета Д.212.155.05 по историческим наукам при Московском государственном областном университете по адресу: 105005, г. Москва, ул. Ф. Энгельса, д. 21а, ауд. 305.

С диссертацией можно ознакомится в библиотеке Московского государственного областного университета по адресу: г. Москва, ул. Радио, д. 10 а.

Автореферат разослан « 5.Ц » августа 2013 г. Учёный секретарь диссертационного совета

Кандидат исторических наук, доцент

Никитаева Е.Б.

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. В наше прими исследование отечественной музыкальной культуры становится неё Полей актуальным и необходимым. Связано это с тем, что изучение музыкального искусана, с одной стороны, позволяет понять особенности социально-политической жизни России, а также даёт возможность более детально разобраться в проблемах, стоящих перед нашей страной. С другой стороны, трудно разобраться в особенностях развития современной российской музыки, не принимая во внимание социально-политические изменения, происходившие в нашей стране.

Музыка, как и культура в целом является отражением духовного мира человека. В то же время музыка воздействует на его духовную сущность. В жизни любого современного человека она занимает далеко не последнее место. В России музыка всегда являлась неотъемлемым элементом человеческого быта. Праздники, встречи, мероприятия, дорога, работа, отдых, чувства и настроения человека - всё это имеет своё отражение в музыкальной культуре. Кто-то воспринимает музыку, как фоновое сопровождение своей жизни, но для многих людей она является определённой философией, благодаря которой выстраиваются жизненные ориентиры.

Особенно остро связь музыки и социально-политических явлений можно проследить в российской рок-культуре конца XX - начала XXI века. Поэтому данная работа посвящена изучению взаимосвязи рок-культуры с социально-политическими процессами, событиями и явлениями.

Рок-музыка, появившаяся в Советском Союзе в конце 1960-х годов, стала не просто новым музыкальным стилем или молодёжной субкультурой, но и целым социальным явлением.

Мода на рок-музыку пришла с Запада, но в России она приобрела, особые черты, вобрав в себя традиции бардовской культуры (авторской

песни под гитару, акцент в которой делается на текст, а не на музыку), что позволяет нам говорить о самобытности «Русского рока». В отличие от западного, в «Русском роке» приоритетным является содержание текста, а не музыка. Можно сказать, что рок в России стал новой формой авторской песни.

Слово «рок» иностранное, произошло от названия музыкального жанра, зародившегося в 1950-е годы в США - «rock-n-roll». В дословном переводе английское слово «rock» означает скала, риф, горная порода, а глаголы - качаться, крутиться, трястись, выводить из равновесия1.

В толковом словаре русского языка слово «рок» означает «судьба», что более точно отражает смысл «Русского рока»2.

Как такового стиля «рок» не существует - это собирательное понятие состоящее из арт-, симфо-, хард-, альтернативного и других направлений рок-музыки, созданной на основе рок-н-ролла и бита.

Развитие рок-музыки как на Западе, так и в России способствовало появлению особой, своеобразной поэзии, изобразительного искусства, определённой моды и сленга. Со временем в рок-музыке появились определённые социальные и духовные достижения. Таким образом, рок сосредоточивает в себе все основные грани культурной системы, что даёт основание говорить не просто о рок-музыке, а о рок-культуре. Рок-культуру можно определить как молодёжную субкультуру, основу которой составляет рок-музыка, но, помимо музыкальной составляющей, рок-культура включает в себя также вербальный, поведенческий, предметный и социокультурный компоненты3.

1 Аракин В., Выгодская 3., Ильина Н. Англо-русский словарь. - 19-е изд., стереотип. - М.: Русс.яз. - Медиа, 2004. С. 441.

2 Ожегов СМ. Шведова Н.Ю. Толковый словарь Русского языка: 80 ООО слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: «А Темп», 2004. С. 683.

3 Васильева А. Российская рок-музыка 1970-х - 1990-х гг. как социокультурное явление: опыт культурологического анализа. Дис. канд. культурологии. - Челябинск, 1999. С. 4.

Идеологическую основу рок-музыки составляют принципиальное! !., честность, искренность, стремление к справедливости, к свободе личности. Характерной особенностью рок-культуры является философия протеста. И социальном плане отечественная рок-культура зарождалась как протест против системы ценностей, утверждаемых советской илисто и направленных на построение общества, состоящего ш идеологически одинаково мыслящих людей.

Долгое время деятельность рок-музыкантов не была ассимилиронаиа массовой культурой. Достигнув широкого размаха и налучии массовый отклик в эпоху «Перестройки», рок-музыка постепенно счала частью массовой культуры, что незамедлительно привело к её включению и систему рыночных отношений. Это значительно снизило социальную роль рока. При всём этом нельзя не отметить, что ни одно музыкальное направление не оказало такого влияния на умы, поведение и образ жизни нескольких поколений людей, как рок-музыка.

Ввиду своего относительно длительного существования рок-культура представляется интересным объектом для исторической науки. Исследование рок-культуры актуально также для музыковедческой, филологической, социологической и культурологической наук.

Существуют определённые трудности и проблемы научного

изучения рок-культуры. Связано это, прежде всего, с неопределенностью в

понимании законов развития рок-музыки, её взаимоотношений с другими

культурными явлениями, а также с отсутствием концептуальных моделей ее

изучения, слабой изученностью социальных образований, существующих в

контексте рок-культуры. Отсюда возникают трудности с прогнозированием

будущих направлений развития рок-культуры. Тем не менее, эти причины не

мешают, а наоборот, способствуют проявлению научного интереса к рок-

культуре. Историческое исследование поможет раскрыть проблемы,

связанные с изучением рок-культуры. В силу того, что рок-культура -

явление социальное, для более глубокого понимания развития её течений и

3

направлений, необходимо изучать рок-культуру в контексте социально-политических событий, происходивших в России в обозначенный период.

Стереотипы, связанные с рок-культурой, предвзятое к ней отношение часто мешают выработке объективной оценки, ввиду того, что рок-культура - явление многогранное и сложное.

В палитре изучаемых культурных явлений, существующих на данный момент, рок-культура — объект для современной исторической науки новый, малоизученный. Но в силу относительной краткости своего исторического существования, а также невероятной быстроты распространения и популярности у самых различных слоев общества, рок-культура притягивает внимание многих исследователей.

Степень научной разработанности проблемы.

Анализ научной литературы по изучаемой проблеме показал, что внимание исследователей привлекали различные аспекты: музыковедческий, социологический, культурологический, филологический, исторический. Исследования отечественной рок-культуры 1990-х - начала 2000-х годов в историческом аспекте не слишком велики и объемны. Но некоторые работы заслуживают отдельного внимания.

В работе П. В. Разина4 есть важные наблюдения, касающиеся проблемы научного понимания рок-культуры. Автор связывает это с рядом объективных причин: во-первых, отсутствие концептуальных моделей ее изучения; во-вторых, крайняя неопределенность в понимании внутренних законов жизни рок музыки, ее взаимоотношений с другими культурными явлениями; в-третьих, не изученность необычных социальных образований, существующих в контексте рок-культуры; в-четвёртых, трудности с предсказаниями будущих состояний и направлений рока.

4 Разин П.В. Феномен хаоса в пространстве рок-культуры. Методология формального анализа. // Общественные, самодеятельные движения: сб. научных трудов. — М., 1990. С. 192-206.

А. Немзер5 рассматривает развитие отечественной рок-культуры от её формирования в 1970-х до начала 2000-х годов. А »тор питается анализировать тенденции развития и современное состояние рок-культуры, постоянно апеллируя к Советскому периоду её истории. В статье объясняются причины и следствия распада рок-движения и утраты рок-культурой социального протеста. Недостатком статьи является то, что автор рассматривает развитие рок-культуры поверхностно, не углубляясь в суть процессов, происходивших в ней после распада СССР. Выводы, сделанные в статье, подтверждают стереотипы, укоренившиеся в общественном сознании, что рок, по содержанию, стал просто средством передачи информации, утратив сверхзадачу, которая была заложена в нём изначально.

Т. Невская6 рассматривает различные молодежные неформальные течения, субкультуры и группы, так или иначе связанные с рок-культурой. Т. Невская акцентирует внимание на содержании социального протеста в рок-культуре, вне зависимости от происходящих перемен и окружающих условий, а также на сохранении маргинального состояния рок-культуры, несмотря на то, что она включена в массовую культуру.

Работа Н. Малкиной7 посвящена интерпретации термина «Русский рок», а также изучению границ такого явления как «рок». Автор проводит комплексный анализ и объясняет, почему «рок» можно отнести одновременно к субкультуре, массовой культуре и элитарной культуре.

Монография О. Никитиной8 посвящена биографическим мифам о рок-музыкантах. Материалом исследования является творчество, интервью и биографии отечественных рок-музыкантов: Михаила Борзыкина, Вадима и Глеба Самойловых, Константина Кинчева, Вячеслава Бутусова, Юрия

5 Немзер А. Куда уходит Русский рок // Русский репортёр. - 2 июля 2008. - №25 (55). С. 18-27.

6 Невская Т.Н. Новые подходы к изучению рок-кулыуры // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2009 №118. — С. 315-320

7 Малкина II. «Русский рок» к определению понятия П Научный альманах «Варианты». — 22 февраля 2010 . -№ 02 (3). — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://warianty.blogspot.ru/2010/03/blog-post_10.html

1 Никитина О. Э. Биографические мифы о русских рок-поэтах. - СПб.: Гуманитарная академия. - 2011. — 350 с.

Шевчука и других. Несмотря на то, что автор - кандидат филологических наук, а само исследование посвящено больше литературной составляющей рок-культуры, оно представляет и историческую ценность, поскольку содержит анализ значимых для рок-культуры исторических событий, а также деятельности рок-музыкантов. Проводя комплексный анализ творчества, социальной деятельности рок-музыкантов, исторических условий и оценок современников этой деятельности, автор делает выводы о стереотипах, возникающих вокруг личностей рок-музыкантов. Ценностью данной работы является и то, что в ней проводится анализ данных СМИ о рок-культуре.

Диссертация Алексеева И.С.9 даёт полезный опыт анализа развития рок-культуры в конкретном регионе. Санкт-Петербург является столицей рок-культуры и тенденции происходящие в отечественном роке в этом городе так или иначе, влияют на всю российскую рок-культуру. Автор диссертационного исследования, анализируя, в том числе и исторические события, происходящие в рок-культуре Санкт-Петербурга, делает большой вклад в изучение рок-культуры в целом.

Касьянова Е.В.10 рассматривает рок-культуру как единый комплекс, состоящий из большого количества различных компонентов (социально-экономического, политико-идеологического, психологического, морально-этического, художественно-эстетического). Рок-культура рассматривается в контексте основных тенденций развития современной культуры. Отдельная глава посвящена рок-культуре в России, её особенностям, идеологии. Автор даёт также периодизацию развития отечественной рок-культуры.

Необходимо отметить значимую роль рок-журналистики, которая занимается рефлексией и интерпретацией событий, явлений, течений и тенденций рок-культуры. В журнальных публикациях и интернет-ресурсах отражена оперативная реакция на изменения в рок-культуре, даются

9 Алексеев И.С. Рок-культура в публичном пространстве Санкт-Петербурга 1990-х годов: диссертация кандидата социол. наук. - СПб., 2003. - 160 с.

10 Касьянова Е. В. Рок-культура в контексте современной культуры: диссертация кандидата филос. наук. -СПб., 2003.- 162 с.

субъективные оценочные суждения, которые позволяют фиксировать изменения в ценностно-нормативной системе представителей рок-общественности. Главным недостатком таких сведений является их разрозненность и несистематизированость. Из исследователей отечественной рок-культуры, связанных с журналистикой, можно выделить: Марголиса М. («Известия»); Обыденкина А. («Новая Газета»); Барабанова Б. («Коммерсант»); Бурлака А., Гуницкого А., Курбановского А. (журналы «Fuzz» и «Rock Fuzz»).

Объект исследования — деятельность рок-групп в социально-политическом аспекте.

Предмет исследования - рок-культура в 1990-е - начале 2000-х

годов.

Цель работы - проанализировать эволюцию рок-культуры на фоне социально-политического развития России в 1990-е —2000-е годы.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих

задач:

- Показать влияние политических событий на развитие отечественной рок-кулыуры.

- Рассмотреть изменения, произошедшие в идеологии рок-культуры.

- Оценить вклад рок-культуры в решение социальных проблем российского общества.

- Показать значение рок-культуры в построении гражданского общества.

- Выявить взаимосвязь рок-культуры и религии.

- Проанализировать взаимоотношения и взаимовлияние рок-музыкантов и миссионеров Русской Православной Церкви.

- Выделить направления рок-музыки, появившиеся в России в период с 1990-х до начала 2000-х годов, на основе внемузыкальных признаков.

- Оценить значение и место рок-культуры в современной истории России.

Хронологические рамки исследования охватывают период с августа 1991 года по август 2012 года, что обусловлено слабой изученностью постсоветского периода истории рок-культуры.

Географические рамки. Поскольку отечественная рок-культура зарождалась и долгое время существовала на просторах Советского Союза, в работе будут упоминаться события и явления, происходившие в рок-культуре не только на территории Российской Федерации, но и на территориях бывшего СССР (Украины, Белоруссии, стран Прибалтики), так как «Русский рок» продолжает развиваться и там.

Научная новизна исследования. Новизна диссертации заключается в следующем:

-дана оценка влияния социально-политических событий на развитие отечественной рок-культуры;

- установлены причины и выявлены последствия идеологической разобщённости внутри отечественной рок-культуры;

- показано значение рок-культуры в построении гражданского общества в России;

- изучены процессы взаимодействия рок-культуры и Русской Православной Церкви.

Научно-практическая значимость работы. Материал, изложенный в диссертации, может составить теоретическую и методологическую основу для дальнейших историко-культурологических исследований отечественной рок-культуры. Данная работа представляет интерес для специалистов, которые занимаются изучением истории мировой и отечественной рок-культуры. Материалы данной работы могут быть использованы для разработки лекционных курсов и проведения семинарских занятий по истории художественной культуры XX века, истории музыкальной культуры, истории рок-культуры.

Теоретическая основа и методы исследования. В основу диссертации положен принцип взаимосвязи явлений, характеризующих

8

процесс становления и развития отечественной рок-культуры. Обьскт и предмет исследования обусловили применение сравнительно-исторического, иеторико-генетического и типологического методов, метода интервьюирования, а также историко-культурного и проблемно-тематического анализ источников. Принцип историзма позволяет рассмотреть становление и развитие отечественной рок-культуры в конкретно-исторических условиях и связях. Эмпирический метод - с опорой на обширный круг источников - дает возможность представить рассматриваемое явление с разных сторон.

Источниковая база исследования

В ходе исследовательской работы, в процессе поиска архивных документов по изучаемой теме, автор посетил и проработал фонды архивов: Центрального архива общественно-политической истории Москвы (ЦАОПИМ); Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ); Центрального государственного архива историко-политических документов Санкт-Петербурга (ЦГАИПД СПб). Архивных документов по исследуемому периоду отечественной рок-культуры обнаружено не было, при том, что по предыдущим периодам рок-культуры (советским), архивные документы представлены в значительном объёме.

В связи с этим источниковая база представлена неопубликованными материалами из личного архива автора диссертационного исследования, которые отражены в приложении к данной диссертации.

Информация, полученная в ходе беседы с Ильёй Кнабенгофом" -лидером группы «Пилот» - позволяет более широко разобраться в его деятельности по оказанию помощи наркозависимым. Получена информация, которая не освещается СМИ, о практической значимости ежегодного рок-фестиваля: «Мы выбираем жизнь», направленного на борьбу с наркоманией и алкоголизмом.

11 Интервью Ильи Киабенгофа от Об января 2010 г. // Личный архив Тучина П.В.

9

Интервью с главным организатором экологического движения в Санкт-Петербурге — «Зелёная волна» Михаилом Новицким12 (группа «СП-Бабай») дало возможность разобраться в деятельности данного движения, а также получить информацию об акциях «Зелёной волны», в которых принимали участие рок-музыканты.

От Станислава Бартенева13 (группа «Если») была получена информация о практической деятельности христианского рока. Им были приведены примеры из личного опыта, когда христианский рок помогал изменить жизненный путь людей. Он отметил, что в целом христианский рок - это специфическое направление музыки, рассчитанное на людей, сочетающих в себе православную религию и увлечение рок-музыкой.

Художник Дмитрий Шагин14, оказывающий помощь реабилитационному центру «Дом надежды на горе», рассказал о развитии и разрешении конфликтной ситуации с администрацией Ленинградской области, сложившейся вокруг данного реабилитационного центра.

Интервью Юрия Шевчука15 позволило получить представление о социально-политической деятельности группы «ДЦТ», лидером которой он является. Несмотря на то, что в периодических изданиях и специальной литературе содержится огромный пласт материалов по данной проблеме, беседа с ним позволила обобщить и уточнить некоторые факты его деятельности, а также деятельности группы «ДЦТ» в социально-политическом аспекте. Обобщены данные о благотворительной деятельности группы «ДЦТ», выяснилось, что примерно до 70% концертов в год группа «ДЦТ» даёт либо бесплатно, либо перечисляет полученные деньги на благотворительность. Данное интервью позволило расширить информацию о политической (оппозиционной) деятельности Шевчука.

12 Интервью Михаила Новицкого от 25 июня 2011 г. // Личный архив Тучина П.В.

13 Интервью Станислава Бартенева от 17 июля 2011 г. // Личный архив Тучина П.В.

" Интервью Дмитрия Шагина от 03 ноября 2012 г. // Личиый архив Тучина П.В.

'5 Интервью Юрия Шевчука от 24 февраля 2013 г. // Личный архив Тучина П.В.

База опубликованных источников обширна. Из них можно выделить сочинения и сборники статей, изданные отдельными книгами и брошюрами. Важным источником является сборник публикаций о Егоре Летове и группе «Гражданская Оборона»16 с 1989 по 1997 год. Материал, содержащийся в книге, даёт представление не только об истории группы «Гражданская оборона», но и о роли личности Егора Летова в отечественной рок-культуре, о его общественно-политической деятельности 1990-х годов, что представляет особую ценность для данного исследования.

Сборник статей, интервью, стихов, текстов песен К. Кинчева17, созданный им самим, даёт представление о религиозных поисках, духовных метаниях, взглядах автора на события, происходящие в стране. Данный сборник является ценным источником информации о жизни и творчестве лидера группы «Алиса» - К. Кинчева.

Отдельного внимания заслуживает работа Л. Поронхи18, посвящённая 15-летнему юбилею группы «Чайф». Данная работа имеет чёткую хронологическую выдержку, участники коллектива описывают историю группы год за годом - с 1985 по 2000-й год. В работе содержится эксклюзивная информация о поездке музыкантов группы «Чайф» в Чечню и Таджикистан в 1996 году. Отражены беседы музыкантов с солдатами, их размышления о смысле войны в Чечне. Лидер группы В. Шахрин подробно описывает свои впечатления о предвыборном туре 1996 года «Голосуй или проиграешь!». Упоминаются выступления группы на политических фестивалях 1999-го года. Отражена информация о благотворительной деятельности группы «Чайф».

Уникальным материалом, содержащимся в работе Рыбина А.19, является повествование лидера группы «Пилот» — Ильи Кнабенгофа о деятельности музыкантов группы в борьбе с таким явлением как

16 Летов Е. «Я не верю в анархию». - М., 1997. — 213 с.

" К. Кинчев. Солнцеворот. - М., 2001.-358 с.

Порохня Л. ЧАЙФстори. - М, 2001. - 256 с.

" Рыбин А. Илья Чёрт. Пилот. - М., 2002. - 290 с.

наркотическая зависимость. Информация, содержащаяся в данной книге, даёт представление о вкладе музыкантов группы «Пилот» в борьбу с негативными общественными явлениями.

Истории группы «Сплин», являющейся символом отечественной рок-культуры 1990-х годов, посвятил свой труд Стогов И.20. Работа состоит из подборок интервью лидера группы А. Васильева, разбавленных комментариями автора. Большим минусом этой работы является то, что автор расставляет нужные ему акценты, вырисовывая необходимый ему образ группы. Тем не менее, нельзя не отметить хорошую подборку интервью А. Васильева, которые выступают источником, позволяющим проследить его метания между желанием творить и жаждой заработать. История группы «Сплин» позволяет понять атмосферу, царившую в рок-культуре в 1990-х - начале 2000-х годов.

Главными источниками по проблеме взаимоотношения рок-музыкантов и представителей Русской Православной Церкви выступают работы Л. Абашидзе21 и М Дунаева22, в которых рок-культура обличается и имеет негативную оценку с точки зрения христианства. Работы их оппонентов — А. Кураева23 и С. Рыбко 24, напротив доказывают, что рок-культура и православие — вполне совместимые явления.

Отдельную группу источников составили энциклопедии и справочные материалы. Особо значимую ценность для данной диссертации представляют работы Кастальского С.25, Алексеева А.26, Бурлака А.27 28. В совокупности данные работы дают наиболее полноценное представление об отечественной рок-сцене. В них представлен широкий спектр информации о

20 Стогов И. Сплин - Биография в стиле барокко. - Спб.: Амфора, 2007. - 323 с.

21 Абашидзе Л. Новые дороги в ад: рок-музыка и наркомания. — М.,2002. - 32 с.

22 Дунаев М. Преступление перед будущим. - М.: Святая Гора. - 2006. - 56 с.

23 Кураев А. Рок и Миссионерство. - М., 2004. - 355 с.

24 Рыбко С. Современная культура; сатанизм или богоискательство. - М., 2002. - 96 с.

25 Кастальский С. Рок-энциклопедия. - М.: Ровесник, 1997. - 910 с.

26 Алексеев А.С. Энциклопедия российской поп- и рок-музыки. —М.: Эксмо-Пресс, 2001. — 431с.

27 Бурлака А. Энциклопедия хард-рока. - М., 2001. - 240 с.

28 Бурлака А Рок-Энциклопедия: Популярная музыка в Ленинграде-Петербурге. 1965-2005. В 3 томах. — СПб.: Амфора, 2007. - 1332 с.

рок-группах как популярных, так и малоизвестных. Информация представлена в виде кратких исторических очерков о той или иной рок-группе. Несмотря на то, что значительная часть информации посвящена творчеству рок-групп, энциклопедический и справочный материал позволяют дополнить и расширить знания об участии рок-групп и рок-музыкантов в социально-политической жизни России.

В диссертационном исследовании детально проанализированы публикации о рок-культуре и интервью рок-музыкантов в периодических изданиях: «Аргументы и факты», «Ведомости», «Завтра», «Известия», «Коммерсант», «Комсомольская правда», «Московский комсомолец», «Новая газета», «Российская газета», «Русский репортёр», «Fuzz» за период с 1991 по 2012 гг. В перечисленных периодических изданиях регулярно публиковались интервью рок-музыкантов (Ю. Шевчука, К. Кинчева, Б. Гребенщикова, В. Шахрина, А. Макаревича, Г. Сукачёва, В. Бутусова и др.) повествующие об их деятельности и отношении к различным социально-политическим событиям, происходившим в нашей стране. Материалы, опубликованные в периодических изданиях, являются ценным источником информации для изучаемой темы, особенно для первой главы диссертации, которая посвящена рок-культуре и политической жизни страны.

Научная апробация исследования. Диссертация обсуждалась и рекомендована к публичной защите на заседании кафедры Новейшей истории России Московского государственного областного университета. Основные положения и выводы диссертации опубликованы автором в виде научных статей, три из которых входят в перечень изданий рекомендованных ВАК РФ.

Соответствие шифру специальности. Диссертация соответствует шифру специальности 07.00.02. Отечественная история.

Положения, выносимые на защиту.

1) Политические события, происходившие в России в 1990-х -начале 2000-х оказали значимое влияние на развитие отечественной рок-культуры.

2) Развитие рок-культуры, неразрывно связанное с социально-политическими процессами, обусловило изменения в идеологии рок-культуры.

3) Социально-политическая активность большей части рок-музыкантов, их благотворительная и пропагандистская деятельность позволяет говорить о вкладе рок-культуры в построение гражданского общества.

4) На современном этапе развития рок-кулыуры выявляется взаимосвязь рок-музыкантов с представителями Русской Православной Церкви.

5) Разнообразие социально-политических взглядов рок-музыкантов, их неоднозначное отношение к событиям, происходящим в российском обществе, позволяют выделить направления, сложившиеся в рок-музыке на основе внемузыкальных признаков.

6) Изучение развития рок-культуры 1990-х - начала 2000-х годов, позволяет оценить её значение и место в современной истории России.

Структура работы определена объектом исследования, состоянием разработанности темы, целью и задачами. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.

Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, определяются хронологические рамки, степень изученности, объект, предмет, цель и задачи работы, даётся характеристика источниковой базы, методологии исследования, раскрывается научная и практическая значимость диссертации.

Первая глава «Рок-культура и политическая жизнь России в 1990-х — начале 2000-х годов» посвящена изучению развития отечественной рок-культуры на фоне политических событий, происходивших в России в 1990-х - начале 2000-х годов.

Рок-культура как социальное явление тесно связана с политикой. Чтобы детально разобраться в истории развития отечественной рок-культуры, необходимо рассмотреть её через призму политических событий, происходивших в России в конце 1990-х — начале 2000-х годов.

Распад СССР и крушение социалистического строя значительно повлияли на развитие отечественной рок-культуры. Окончательно вышедший из подполья в начале 1990-х годов, рок обрёл новые, ранее не характерные для него музыкальные и внемузыкальные формы.

Политические события августа 1991 года, значительно повлиявшие на историю и развитие нашей страны, отразились и на рок-культуре.

Для рок-культуры советского периода важным элементом являлся социальный протест, он оказывал значимое влияние на творчество рок-музыкантов, а также отражался в текстах песен. Если текст напрлмую не касался социальных проблем, то в нём обязательно присутствовал скрытый подтекст. Для этого периода истории характерно также наличие единого рок-движения, включающего в себя множество рок-групп, разных по стилю и направлениям рок-музыки. Эти группы объединяла общая идея борьбы с режимом советской власти.

В начале 1990-х годов, с исчезновением идеологического врага в лице советской власти, прекращает существование и рок-движение. В этот период рок уходит от социального протеста, обращаясь к вечным вопросам философии и искусства, нравственным ценностям человечества таким как -Жизнь, Смерть, Истина, Добро, Зло, Любовь и т.д. В связи с этим в начале 1990-х годов массовая мода на рок-музыку сходит на нет. Эфиры радио и телевидения заполонила более простая по форме и содержанию «поп-музыка».

Однако к середине 1990-х годов, в связи с непростой социально-политической обстановкой в стране, рок-культура вновь приобретает социальную окраску. Но на нынешнем историческом этапе рок-культура как социальное явление становится многограннее и сложнее, поскольку включает в себя не только идеологию протеста.

В конце 1990-х - начале 2000-х годов рок-культуру стали активно использовать политтехнологи в своих интересах и целях. Это привело к тому, что внутри рок-культуры образовалось несколько течений. К одному из них относятся те, кто занимается исключительно музыкой, подчёркивая при этом свою аполитичность. Другие два течения противостоят друг другу: одно поддерживает государственную власть, другое выступает против сложившейся системы власти.

Материал, изложенный в первой главе, позволяет сделать вывод о том, что разные политические взгляды и пристрастия рок-музыкантов, привели к выделению в рок-культуре нескольких течений по внемузыкальным признакам:

- «прокремлёвский рок» — выражающий поддержку государственной власти;

- «оппозиционный рок» (протестный, андеграундный) — противостоящий государственной власти.

Активно развивающиеся капиталистические отношения, закономерные для России 1990-х - 2000-х годов, связанные с политическим

курсом страны, разделили рок-культуру ещё на два направления -«коммерческий» и «некоммерческий» рок.

По музыкальной форме «коммерческий рок» может походить на любой стиль, характерный для «некоммерческой» рок-музыки, а по содержанию относится к поп-культуре. Главная задача этого направления -создавать и продавать качественный «продукт» для массового потребления.

Глава вторая «Эволюция рок-культуры на фоне социальных проблем в России в 1990-х - 2000-х гг.» изучает изменения, произошедшие в рок-культуре, рассматривает и оценивает вклад рок-культуры в противостояние социальным проблемам российского общества.

В 1990-х - начале 2000-х годов в отечественной рок-культуре начался процесс значимых внутренних изменений. Эти изменения произошли не только в отношении требований к качеству звука, содержанию текста и профессионализму музыкантов. Постепенно стали разрушаться стереотипы, связанные с образом жизни людей так или иначе принадлежащих к рок-среде. Если в 1970-х - 80-х годах рок был связан с наркотиками, алкоголем и другими разрушающими личность элементами, то в 1990-х - начале 2000-х годов, в рок-культуре начинаются обратные процессы, теперь она противопоставляет себя тому, с чем совсем недавно была неразрывно связана. В 1970-х - 1980-х годах своим асоциальным образом жизни рок-культура противостояла официальной государственной идеологии, которая отрицала альтернативное мышление. В 1990-х - начале 2000-х годов, когда свобода приводит значительную часть общества к процессам деградации и духовному саморазрушению, роге стал противостоять этим процессам.

В конце 1990-х - начале 2000-х годов важную социальную роль в жизни рок-культуры и всего российского общества стали играть благотворительные и пропагандистские рок-фестивали. На первый взгляд значение этих фестивалей не так велико, они, конечно, не являются

основными методами и средствами борьбы с социальными проблемами российского общества, но, благодаря таким фестивалям, удаётся оказать помощь определённой части общества.

В 1990-е годы противоположные политические взгляды разобщили многих рок-музыкантов. Но перед лицом общих социальных проблем, разъедающих Россию, политические разногласия отступают на второй план, и рок-музыканты в едином движении вступают в борьбу с ними.

По социологическим данным, которые приведены во второй главе, результаты этой борьбы незначительны, зачастую не приносят желаемых результатов. Такие глобальные проблемы человечества, как СПИД, рак, наркомания, алкоголизм и другие, продолжают активно распространяться в нашем обществе. Но первый шаг в правильном направлении уже сделан, благодаря, в том числе рок-культуре, которая продолжает оставаться и выполнять функцию общественного рупора.

Рок-культура, несомненно, имея силу воздействия на определённую часть общества, может менять его. Это позволяет делать вывод о том, что в рок-культуре проявляются зачатки гражданского общества — неотъемлемой части правового государства, которое пытаются построить в нашей стране.

В третьей главе «Рок-культура и Русская Православная Церковь» выявляется и анализируется взаимосвязь между отдельными представителями рок-культуры и миссионерами Русской Православной Церкви. Во вступительной части третьей главы даётся подробное объяснение, почему внимание уделяется именно РПЦ, а не институтам других религий и конфессий.

Рок-культура, как и любая другая форма человеческой культуры, может нести равно «добро» и «зло», всё зависит от личности рок-музыканта, его взглядов, интересов, жизненной позиции, от того, какую сторону своей души он пытается вложить в творчество. Поэтому рок-культура может нести в себе как оттенки сатанизма, так и христианства и любых других религий, философских учений и идей.

В начале 2000-х годов наметилась тенденция сближения двух, на первый взгляд, не совместимых явлений: рок-культуры и РПЦ. Как в светском, так и в церковном обществе это сближение имело большой резонанс. До сих пор не сложилось единого мнения по поводу возможности и необходимости такого взаимодействия. Но, как показывает история, подобное явление имеет место быть, а анализ изложенного в третьей главе материала позволяет отметить как положительные, так и отрицательные стороны этого взаимодействия.

Такое направление рок-культуры как «Православный рок», на мой взгляд, имеет больше отрицательных моментов, чем положительных. В третьей главе показано, как негативно реагирует на это направление рок-музыки и светское, и церковное общество. Рок-музыканту, чтобы донести до поклонников своё религиозное мировоззрение, не обязательно затрагивать в песнях религиозную тематику. Многие песни рок-музыкантов проповедуют добро, жизнь по совести, любовь к родине и другие нормы христианской морали.

Много споров вызывает рок-миссионерство. Сотрудничество рок-музыкантов с православными миссионерами необходимо, но оно должно быть ненавязчивым, иначе отрицательный результат будет преобладать над положительным.

Для нескольких поколений людей рок-культура стала своеобразным символом свободы. В советское время это была свобода от навязываемой идеологии, в современной России, это свобода от потребительства, лжи, информации, с помощью которой пытаются манипулировать людьми, а также от других пороков современного общества. Именно поэтому рок-кульура для многих может являться дорогой к Храму. Это позволяет миссионерам РПЦ рассматривать рок-культуру как плодородную почву для своей деятельности.

В заключение диссертации подведены итоги исследования,

сформулированы выводы и сделаны обобщения.

19

Рассмотрев рок-культуру через призму социально-политических событий, произошедших в России в конце XX - начале XXI вв., принимая во внимание культурологические и социологические данные по рок-культуре, можно сделать следующие выводы.

В 1990-е - начале 2000-х годов в отечественной рок-культуре произошли значительные перемены:

- рок-культура стала частью массовой культуры;

- она преобразовалась в сложный конгломерат течений, выделяющихся по музыкальным и внемузыкальным признакам;

- рок-музыка как основа рок-культуры стала инструментом, который используется для достижения самых разных целей и выполнения разного рода задач.

В данном исследовании отечественная рок-культура рассматривалась в трёх сферах общественной жизни, которые оказали на её развитие наиболее значимое влияние: политической, социальной, духовной (религиозной). В связи с этим обобщение выводов производилось в соответствии с данными сферами.

1. Активное участие рок-культуры в политической жизни России во второй половине 1990-х - первом десятилетии 2000-х годов повлияло и на её развитие. В политическом плане в рок-культуре выделилось два направления: «прокремлёвский рок» и «оппозиционный рок». Причём активность последнего растёт с каждым днём. Растёт количество оппозиционно настроенных рок-музыкантов, образуются оппозиционные (андеграундные) рок-движения. Связано это с отсутствием гибкости и закостенелостью политической системы и, как следствие, ростом общественного недовольства.

2. В 1990-е - первом десятилетии 2000-х годов рок-культура претерпела серьёзные изменения. Одной из главных задач этого периода стала борьба с собственными стереотипами. Но стоит отметить, что, несмотря на позитивные перемены, в самой рок-культуре остаётся ещё

20

достаточно много проблем. Нельзя недооценивать вклад рок-культуры в противостояние социальным проблемам, которые стояли перед российским обществом в 1990-е - начале 2000-х годов.

Необходимо отметить, что разногласия среди рок-музыкантов по политическим взглядам и убеждениям не стали помехой для совместной деятельности в социальной сфере.

Активное участие рок-культуры в политической и социальной жизни нашей страны, даёт основания говорить о том, что рок-культура является одним из элементов гражданского общества, признаки которого стали проявляться в России в начале 2000-х годов.

3. В начале 2000-х годов начинается активное взаимодействие представителей Русской Православной Церкви и рок-музыкантов, позиционирующих себя православными.

Взаимодействие Русской Православной Церкви и рок-культуры выражается в следующем:

- рок-музыканты проводят совместные концертные туры с православными миссионерами;

- практически на всех крупных рок-фестивалях уделяется время для выступлений священников с проповедью;

- организуются православные рок-фестивали («Дорога к храму», «Рок к небу» и др.) и рок-концерты, посвященные церковно-историческим событиям («Крещение Руси», «Царские дни» в Екатеринбурге и др.);

- рок-музыканты принимают участие в съёмках православных телепередач и программ («Земное и небесное», «Выше крыши» и др.).

- при храмах открываются молодёжные центры, в которых значимое место занимает рок-клуб.

Активное сотрудничество РПЦ и рок-музыкантов продолжается уже

около 10 лет. За это время рок-миссионерство не превратилось в

обязательное занятие для всех священнослужителей, а храмы не стали

площадкой для рок-концертов, чего так опасались, люди настроенью

21

скептически к такому сотрудничеству. Рок-клубы при православных храмах не стали обязательным церковным нововведением и открываются только там, где это возможно и необходимо.

Подводя итог, необходимо сказать о том, что не только развитие российской рок-культуры зависит от событий и явлений, происходящих в стране, но и рок-культура влияет на ход исторических событий.

Несмотря на сложный процесс развития рок-культуры в 1990-х -первом десятилетии 2000-х годов, она продолжает выполнять важную социально-значимую функцию - консолидацию людей. Происходит это на основе использования русского языка в творчестве рок-музыкантов, поиска ответов на вечные, актуальные для большинства людей вопросы, помощи и поддержки в решении общественно-важных проблем. Главными особенностями «Русского рока» продолжают оставаться честность и открытость, что особенно ценно в нашей стране.

Приложение 1. Интервью рок-музыкантов значительно расширяет и дополняет источники по изучаемой проблеме.

Приложение 2. «Хронология наиболее значимых событий в истории взаимоотношений Русской Православной Церкви и рок-культуры» позволяет наиболее полноценно и целостно представить историю взаимоотношений рок-культуры и Русской Православной Церкви.

Основные положения диссертационной работы отражены в следующих публикациях:

1. Тучин П.В. Развитие отечественной рок-культуры // Федерация. 2010. № 11-12. С. 37-40.

2. Тучин П.В. Рок-культура и политическая жизнь России 1990-х - 2000-х гг. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 12. С. 108-111.

3. Тучин П.В. Рок-культура и политическая история современной России// Преподавание истории в школе 2011. № 10. С. 24-27. (Журнал входит в перечень изданий, рекомендованных ВАК).

4. Тучин П.В. Рок-культура и Русская православная церковь // Преподавание истории в школе 2012. № 6. С. 29-31. (Журнал входит в перечень изданий, рекомендованных ВАК).

5. Тучин П.В. Протест в рок-культуре в 1990-х - начале 2000-х годов // Образование. Наука. Научные кадры. 2013. № 1. С 162-164. (Журнал входит в перечень изданий, рекомендованных ВАК).

Подписано в печать:

21.08.2013

Заказ № 8681 Тираж - 100 экз. Печать трафаретная. Типография «11-й ФОРМАТ» ИНН 7726330900 115230, Москва, Варшавское ш., 36 (499) 788-78-56 www.autoreferat.ru

 

Текст диссертации на тему "Рок-культура и социально-политическая жизнь российского общества в конце XX - начале XXI века"

Министерство образования Московской области Московский государственный областной университет. Факультет истории, политологии и права Кафедра новейшей истории России

04201361496

На правах рукописи

Тучин Павел Валерьевич

Рок-культура и социально-политическая жизнь российского общества в конце XX - начале XXI века.

Специальность 07.00.02 - Отечественная история.

диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель: кандидат исторических наук, доцент М.В. Юдин

Москва 2013

V г •

Оглавление.

Введение...............................................................................3

Глава I. Рок-культура и политическая жизнь России

в 1990-х - начале 2000-х годов......................................26

§ 1. Рок-культура и политические кампании

1990-х - начала 2000-х годов.......................................26

§ 2. Рок «согласных» и «несогласных»..............................37

§ 3. Рок-протест..............................................................61

Глава II. Эволюция рок-культуры на фоне

социальных проблем в России в 1990-х - 2000-х гг..........75

§ 1. Изменения в идеологии рок-культуры

в 1990-х - начале 2000-х годов...................................76

§ 2. Вклад рок-культуры в борьбу с алкоголизмом, наркоманией и СПИДом.

Экологическое рок-движение....................................80

§ 3. Рок против военных конфликтов

1990-х — начала 2000-х годов и терроризма...................91

§ 4. Рок-культура и социальные проблемы детей

в современной России.............................................105

Глава III. Рок-культура и Русская Православная Церковь...........116

§ 1. Появление в России

«Христианского (Православного) рока»......................118

§ 2. Рок-культура и Русская Православная Церковь

«За!» и «Против!»....................................................120

§ 3. Совместная деятельность рок-музыкантов и представителей Русской Православной Церкви.............................................................................133

Заключение...........................................................................146

Список используемой литературы.............................................161

Приложение 1........................................................................178

Приложение 2.........................................................................186

г

Введение.

Актуальность исследования. Музыка, являясь значимой частью культуры, отражает духовный мир человека, но в то же время она имеет огромную силу воздействия на внутренний мир человека. В современном мире музыка играет важную роль и занимает особое место в жизни практически каждого человека. В России музыкальная культура всегда являлась неотъемлемым элементом человеческого быта. Праздники, встречи, мероприятия, дорога, работа, отдых, настроения человека - всё это наполняется звуками музыки и имеет своё отражение в музыкальной культуре. Конечно, восприятие музыки у всех людей разное. Для кого-то музыка всего лишь фоновое сопровождение, часть людей воспринимает её как развлечение, а есть и те, для кого музыка является определённой философией, от которой выстраиваются жизненные ориентиры. В этом универсальность, доступность и, в тоже время, сложность музыкального искусства, содержащего в себе и философию, и незамысловатость, и элементы развлечения.

Обоснование темы.

Исследование музыкальной культуры становится в последнее время всё более актуальным и необходимым. Связано это с тем, что изучение музыкального искусства, которое отражает нравственные ценности общества, позволяет понять особенности социально-политического развития, а также даёт возможность более детально разобраться в проблемах, стоящих перед ним. С другой стороны, трудно разобраться в особенностях развития современной музыки, не принимая во внимание социально-политическое развитие общества.

Особенно остро связь музыкального искусства и социально-политического состояния общества можно проследить в рок-музыке. Именно

поэтому данная работа посвящена изучению взаимосвязи рок-музыки с социально-политическими процессами, явлениями и событиями.

Рок-музыка, пришедшая в Советский Союз с Запада в конце 1960-х годов, стала не просто новым музыкальным направлением или молодёжной субкультурой, но и целым социальным явлением. В Советском Союзе рок-музыка приобрела специфические, характерные только для неё черты, вобрав в себя традиции бардовской культуры (авторской песни под гитару, акцент в которой делается на текст, а не на музыку). Это позволяет говорить о самобытности отечественной рок-музыки, которая получила собственное имя - «Русский рок». В отличие от Западного, в «Русском роке» приоритетным является содержание текста песни, а не музыка. Можно сказать, что рок в России стал новой формой авторской песни.

Слово «рок» имеет иностранное происхождение, образовалось оно от названия музыкального стиля, зародившегося в 1950-е годы в США - «rock-n-roll». Дословный перевод английского слова «rock» имеет следующие значения: скала, риф, горная порода; глаголы - качаться, крутиться, трястись, выводить из равновесия1.

В толковом словаре русского языка слово «рок» означает «судьба», что более точно отражает смысл «Русского рока» .

Как такового стиля «рок» не существует - это собирательное понятие состоящее из арт-, симфо-, хард-, альтернативного и других направлений рок-музыки, образованной на основе рок-н-ролла и бита.

Развитие рок-музыки, как на Западе, так и в России, способствовало появлению особой, своеобразной поэзии, изобразительного искусства, определённой моды и сленга. Со временем в рок-музыке появились определённые социальные и духовные достижения. Это позволило определить «рок» как субкультуру, основу которой составляет рок-музыка,

' Аракин В.. Выгодская 3., Ильина Н. Англо-русский словарь. - 19-е изд., стереотип. - М.: Русс.яз. - Медиа, 2004. С. 441.

" Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь Русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В В. Виноградова. -4-е изд.. дополненное. - М.: А Темп, 2004. С. 683.

но помимо музыкальной составляющей, «рок» включает в себя также вербальный, поведенческий, предметный и социокультурный компоненты3. Субкультура - явление молодёжное, а «рок» со временем объединил людей разных поколений и вышел за рамки субкультуры. Таким образом, «рок» сосредотачивает в себе все основные грани культурной системы и объединяет людей разных возрастных групп, что даёт основания говорить о рок-музыке, не только как о субкультуре, но и как о рок-культуре.

Идеологическую основу рок-культуры составляют такие ценности как честность, искренность, стремление к справедливости, к свободе личности. Особенностью рок-культуры является философия протеста. В социальном плане отечественная рок-культура зарождалась как протест против системы ценностей, утверждаемых Советской властью, направленных на построение общества, состоящего из людей, мыслящих идеологически одинаково.

Долгое время деятельность рок-музыкантов не была ассимилирована массовой культурой. Достигнув широкого размаха и получив массовый отклик в эпоху Перестройки, рок-музыка постепенно стала частью массовой культуры, что незамедлительно привело её в систему рыночных отношений. Это значительно снизило социальную значимость Русского рока. При всём этом нельзя не отметить, что ни одно музыкальное направление не оказало такого влияния на умы, поведение и образ жизни нескольких поколений людей, как рок-музыка.

Существуют определённые трудности и проблемы научного изучения рок-культуры. Связано это, прежде всего, с неопределенностью в понимании законов развития рок-музыки, её взаимоотношений с другими культурными явлениями, а также с отсутствием концептуальных моделей ее изучения, слабой изученностью социальных образований, существующих в контексте рок-культуры. Отсюда возникают трудности с прогнозированием

' Васильева А. Российская рок-музыка 1970-х- 1990-х гг. как социокультурное явление: опыт культурологического анализа. Дис. канд. культурологии. - Челябинск. 1999. С. 4.

будущих направлений развития рок-культуры. Тем не менее, эти причины не мешают, а наоборот, способствуют проявлению научного интереса к рок-культуре. И историческое исследование поможет раскрыть проблемы, связанные с изучением рок-культуры. В силу того, что рок-культура явление социальное, для более глубокого понимания развития её течений и направлений, необходимо изучать рок-культуру в контексте социально-политических событий, происходивших в России в обозначенный период.

Стереотипы, связанные с рок-культурой, предвзятое к ней отношение, часто мешают выработке объективной оценки, в виду того, что рок-культура - явление многогранное и сложное.

В палитре изучаемых культурных явлений, существующих на данный момент, рок-культура - объект для современной исторической науки новый, малоизученный. Но, в силу относительной краткости своего исторического существования, а также невероятной быстроты распространения и популярности у самых различных слоев общества, рок-культура притягивает внимание многих исследователей. Исследование рок-культуры актуально для музыковедческой, филологической, социологической и культурологической наук.

Объект исследования - деятельность рок-групп в социально-политическом аспекте.

Предмет исследования - рок-культура в 1990-е - начале 2000-х

годов.

Цель работы - проанализировать эволюцию рок-культуры на фоне социально-политического развития России в 1990-е - 2000-е годы.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих

задач:

- Показать влияние политических событии на развитие отечественной рок-культуры.

- Рассмотреть изменения, произошедшие в идеологии рок-культуры.

- Оценить вклад рок-культуры в решение социальных проблем Российского общества.

- Показать значение рок-культуры в построении гражданского общества.

- Выявить взаимосвязь рок-культуры и религии.

- Проанализировать взаимоотношения и взаимовлияние рок-музыкантов и миссионеров Русской Православной Церкви.

- Выделить направления рок-музыки, на основе внемузыкальных признаков, образовавшихся в России в период с 1990-х - начала 2000-х годов.

- Оценить значение и место рок-культуры в современной истории России.

Хронологические рамки диссертации определены периодом между августом 1991 года и мартом 2012 года. Нижней хронологической границей является время августовского путча, ставшего событием, в том числе завершившим «советский период» рок-культуры и открывшим «российский период».

Выборы президента РФ 2012 года изменили сложившиеся и устоявшиеся течения и направления рок-культуры (по внемузыкальному признаку) в 1990-х - начале 2000-х годов, и являются верхней хронологической границей.

Географические рамки затрагивают не только территорию Российской Федерации. Поскольку отечественная рок-культура зарождалась и долгое время существовала на просторах Советского Союза, в работе будут упоминаться события и явления, происходившие в рок-культуре, в том числе и на территории бывшего СССР (Украины, Белоруссии, Прибалтики), так как «Русский рок» продолжает развиваться и там.

Методологическая основа и методы исследования. В основу диссертации положен принцип взаимосвязи явлений, характеризующих

процесс становления и развития отечественной рок-культуры. Объект и предмет исследования обусловили применение сравнительно-исторического, историко-генетического и типологического методов, метода интервьюирования, а также историко-культурного, проблемно-

хронологического и проблемно-тематического анализа источников. Принцип историзма позволяет рассмотреть становление и развитие отечественной рок-культуры в конкретно-исторических условиях и связях. Эмпирический метод, с опорой на обширный круг источников, дает возможность осуществления принципов научности и объективности.

Историография.

Анализ научной литературы по изучаемой проблеме, показал, что внимание исследователей привлекали различные аспекты: музыковедческий, социологический, культурологический, филологический, исторический. Исследования отечественной рок-культуры 1990-х - начала 2000-х годов в историческом аспекте не слишком велики и объемны. Но есть работы, заслуживающие отдельного внимания.

В работе П. В. Разина4 освещены проблемы, касающиеся проблем, связанных с научным пониманием рок-культуры. Автор связывает их с рядом объективных причин: во-первых, отсутствие концептуальных моделей ее изучения; во-вторых, крайняя неопределенность в понимании внутренних законов жизни рок-музыки, ее взаимоотношений с другими культурными явлениями; в-третьих, малоизученность необычных социальных образований, существующих в контексте рок-культуры; в-четвёртых, трудности с предсказаниями будущих состояний и направлений рока.

А. Немзер3 рассматривает развитие отечественной рок-культуры от формирования в 1970-х до начала 2000-х годов. Автор пытается анализировать тенденции развития и современное состояние рок-культуры,

4 Разин П.В. Феномен хаоса в пространстве рок-культуры. Методология формального анализа. // Общественные, самодеятельные движения: сб. научных трудов. - М.. 1990. С. 192-206.

3 Немзер А. Куда уходит Русский рок // Русский репортёр. - 2 июля 2008. - №25 (55). С. 18-27.

постоянно апеллируя к советскому периоду её истории. В статье объясняются причины и следствия распада рок-движения и утраты рок-культурой социального протеста. Недостатком статьи является то, что автор рассматривает развитие рок-культуры поверхностно, не углубляясь в суть процессов, происходивших в ней после распада СССР. Выводы, сделанные в статье, подтверждают стереотипы, укоренившиеся в общественном сознании, что рок, по содержанию, стал просто средством передачи информации, утратив сверхзадачу, которая была заложена в нём изначально.

Т. Невская6 рассматривает различные молодежные неформальные течения, субкультуры и группы, так или иначе связанные с рок-культурой. Т. Невская акцентирует внимание на содержании социального протеста в рок-культуре, вне зависимости от происходящих перемен и окружающих условий, а также на сохранении маргинального состояния рок-культуры, несмотря на то, что она включена в массовую культуру.

•у

Работа Н. Малкиной посвящена интерпретации термина «Русский рок», а также изучению границ такого явления, как «рок». Автор проводит комплексный анализ и объясняет, почему «рок» можно отнести одновременно к субкультуре, массовой и элитарной культурам.

о

Монография О. Никитиной , посвящена биографическим мифам о рок-музыкантах. Материалом исследования является творчество, интервью и биографии отечественных рок-музыкантов: Михаила Борзыкина, Вадима и Глеба Самойловых, Константина Кинчева, Вячеслава Бутусова, Юрия Шевчука и других. Несмотря на то, что автор - кандидат филологических наук, а само исследование больше посвящено литературной составляющей рок-культуры, оно представляет и историческую ценность, поскольку содержит анализ значимых для рок-культуры исторических событий, а также

6 Невская T Н Новые подходы к изучению рок-культуры // Известия Российского государственного педагогического университета им А И Герцена -2009 №118 - С 315-320

' Малкина Н «Русский рок» к определению понятия // Научный альманах «Варианты» - 22 февраля 2010 -№ 02 (3) - [Электронный ресурс] - Режим доступа http //warianty blogspot ru/2010/03/blog-post_10 html

8 Никитина О Э Биографические мифы о русских рок-поэтах - СПб Гуманитарная академия -2011 -350 с

деятельности рок-музыкантов. Проводя комплексный анализ творчества, деятельности рок-музыкантов, исторических условий и оценок современников этой деятельности, автор делает выводы о стереотипах, возникающих вокруг личностей рок-музыкантов. Ценностью данной работы является и то, что в ней производится анализ данных СМИ о рок-культуре.

Диссертация Алексеева И.С.9 даёт полезный опыт анализа развития рок-культуры в конкретном регионе. Санкт-Петербург является столицей рок-культуры, и тенденции, происходящие в отечественном роке в этом городе, так или иначе, влияют на всю российскую рок-культуру. Автор диссертационного исследрвания, анализируя, в том числе и исторические события, происходящие в рок-культуре Санкт-Петербурга, делает большой вклад в изучение рок-культуры в целом.

Касьянова Е.В.10 рассматривает рок-культуру как единый комплекс, состоящий из большого количества различных компонентов (социально-экономического, политико-идеологического, психологического, морально-этического, художественно-эстетического). Рок-культура рассматривается в контексте основных тенденций развития современной культуры. Отдельная глава посвящена рок-культуре в России, её особенностям, идеологии. Автор даёт также периодизацию развития отечественной рок-культуры.

Необходимо отметить значимую роль рок-журалистики, которая занимается рефлексией и интерпретацией событий, явлений, течений и тенденций рок-культуры. В журнальных публикациях и интернет-ресурсах отражена оперативная реакция на изменения в рок-культуре, даются субъективные оценочные суждения, которые позволяют ф