автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему: Рок-культура - феномен XX века
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Власова, Галина Борисовна
Введение.
Глава I. Теоретические предпосылки анализа рок-культуры.
Глава II. Сущность и содержание рок-культуры.
Глава III. Тупики и перспективы рока.
Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Власова, Галина Борисовна
Актуальность темы исследования. Проблематика рок-культуры еще долго будет притягивать внимание исследователей в XXI веке. Исследование сущности данного феномена и истории его развития на Западе и в России является весьма актуальным, так как позволяет выяснить механизм взаимодействия субкультуры, контркультуры, процессов социализации молодежи и отдельных секторов массовой культуры (музыка, мода, стиль поведения).
Историческая судьба рок-культуры еще интересна и тем, что в ней наблюдается сложное переплетение политических движений молодежного протеста с самыми разнообразными формами массовой музыкальной культуры. Никогда еще молодежная культура не демонстрировала такого единства и в таких масштабах (Северная Америка, Европа и СССР), как рок-культура в 60-е годы на Западе и в конце 80-х начале 90-х в России.
Образно говоря, рок давал молодежи модели поведения в кризисных ситуациях и был формой осознания гармонизации своего бытия в мире. Один из российских исследователей Ю. Н. Давыдов отмечал по этому поводу, что пока проблема социализации молодого поколения будет оставаться - будут существовать формы субкультур вроде рок-музыки.
Актуальность выбранной для диссертационного исследования темы обусловлена тем, что проблема сущности и генезиса рок-культуры затрагивает широкий круг вопросов и проблем социокультурного развития, детерминирующих самые различные стороны общественной жизни.
Таким образом, социальный опыт рок-культуры имеет огромное значение и должен стать объектом осмысления социогуманитарных наук и предметом специального изучения философии культуры.
Степень научной разработанности проблемы. В литературе последних лет было уделено большое внимание разработке музыкального аспекта рок-культуры. Этой теме были посвящены работы Артемьева Э., Бондаренко В., Дроздова Ю., Диденко Т., Житинского А., Кнабе Г., Конена
В., Лессера В., Мейнерта Н., Переверзева Л., Смирнова И., Феофанова О., Цукера А.
В трудах этих ученых прослеживается и узко профессиональный, музыковедческий подход к проблемам рока и попытка осмыслить рок-музыку как тип художественного мышления.
Немало внимания в научной литературе уделено и молодежным движениям второй половины XX века. В частности, в работах Баталова Э., Быкова В., Емельянова Ю., Мяло К., Решетова П., Худовердян В., Кукаркина А. рассмотрены битничество, движение «новых левых», хиппи и т.д.
Большое количество работ было посвящено проблемам субкультуры и контркультуры (Баткин Л., Давыдов Ю., Роднянская И., Замятин Ю., Ильин И., Кнабе Г.)
И в то же время внимание рок-культуре почти не уделялось. Это же относится и к изучению социокультурных функций рока. Речь идет о вопросах, ответы на которые могли бы стать фундаментом при решении проблем, возникающих в современной молодежной среде.
При анализе рок-культуры были использованы работы биографического жанра, посвященные отдельным исполнителям и рок-группам, такие как «Осколки неба или Подлинная история «Битлз» Буркина Ю. и Фадеева К. (М., 1997); «Мик Джаггер - просто крутой» Сандфорда К. (М., 1999); «Джон Леннон» Голдмана А. (М., 2000).
Опорой при разработке темы «Рок-культура - феномен XX века» послужили положения и выводы философов, социологов и культурологов: Адорно Т., Вебера М., Баткина А. Л., Гачева Г.Д., Гуревича А. Я., Давидовича В. Е., Ионина Л. Г., Кона И., Матяш Т. П., Маркузе Г., Тэна И., Тощенко Ж., Тоффлера А., Ясперса К.; историков музыки и музыковедов: Асафьева Б. В., Сохора А., Цукера А. М., Чередниченко Т. В.
Объектом исследования является феномен «рока» в культуре и жизнедеятельности человека. Предмет исследования - место, роль и функции рок-культуры, зарождение, развитие и трансформация ее структур.
Цель и задачи диссертационного исследования.
В работе поставлена цель — выявить сущностные характеристики рок-культуры, рассмотреть процесс ее зарождения и развития. Составить целостную картину данного явления.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- определить основные предпосылки зарождения рок-культуры;
- рассмотреть этапы развития рок-культуры на Западе и в России;
- дать сущностную характеристику рок-культуры;
- определить статус «рока» в молодежной субкультуре;
- исследовать структуру рок-культуры;
- рассмотреть проявления «рока» как образа и стиля жизни;
- оценить перспективы и тупики развития рок-культуры.
Теоретическую и методологическую основу работы составляет методология философского рационализма, в основе которой лежат общедиалектические принципы философских систем Запада и России. Широко использованы труды философов, культурологов, историков, социологов, музыковедов, отечественных и зарубежных авторов, результаты и подходы, как непосредственно связанные с темой диссертации, так и лежащие в плоскости сопредельных (гуманитарных и социально-политических) наук.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
• показаны предпосылки возникновения, функционирования и развития рок-культуры;
• охарактеризован «рок» как культура протеста, молодежного бунта в Западном мире;
• очерчен облик, исторические этапы и типология рок-культуры;
• определен статус «рока» в молодежной субкультуре, раскрыт его социально-эстетический (музыкальный) дуализм;
• описаны специфические формы «рока» и показано его место в современной массовой культуре, прорисованы черты коммерциализации «рока»;
• представлены проявления «рока» как образа и стиля жизни, феномена моды, модели поведения в кризисной ситуации;
• зафиксированы позитивный потенциал и негативные реалии рок-культуры, описаны тенденции ее заката, связанные с изменением менталитета молодежи конца XX века.
На защиту выносятся следующие тезисы:
1. Рок-культура - конкретно историческое явление, возникшее в середине XX века в странах Запада и впоследствии распространившееся по всей планете. Ее источником и предпосылкой стало проявление всеобщего глобального цивилизационного кризиса.
2. Рок-культура возникла как выражение настроения протеста, молодежного бунта, антибуржуазности. Появление «рока» связано с изменением социально-психологической атмосферы на Западе. Оно неотделимо от формирования определенных технологических возможностей в музыкальном творчестве.
3. Умонастроения «рока» нашли выражение в ряде общественных движений и проявились как два направления: а) яростное противостояние окружающей действительности, вплоть до открытого столкновения с силовыми структурами («новые левые»); б) «уход от реальности» в своей внутренний мир с опорой на экзистенциальные переживания («хиппи»). Оба эти направления были представлены в протестных акциях популярных музыкальных групп, отвергавших ценностные ориентации Западного общества.
4. Сущность «рока» состоит в противостоянии господствовавшим культурным реалиям, выявлении себя как контркультуры, отказе от классических образцов, переходе от реализма в музыкальном искусстве и рациональности в повседневной жизни к сюрреалистическим началам, мистическим акциям, нигилистическим настроениям. Для него характерны пансексуализм, наркотики, эпатирующая музыка.
5. Родившись в музыкальной среде, «рок» вышел за ее пределы, претендуя на то, чтобы утвердиться как стиль жизни, поведения, вкусов, одежды. Начиная с 70-80 годов XX века, начался нарастающий процесс коммерциализации «рока», подчиняющий его интересам шоу-бизнеса.
6. Основу эстетико-эмоционапьных черт рока составляет музыка, несущая в себе соединение восточных и западных фольклорных традиций. Музыкальные направления «рока» пестры: от «Rolling Stones» и «Beatles» до хард-рока и хеви-металла.
7. Рок культура как способ бытия молодежи несла в себе позитивный заряд, давая возможность преодоления консервативных установок, осознания своего места в современном тревожном кризисном мире. В этом отношении характерны сюжеты отечественного варианта рок-культуры в конце XX века. На рубеже столетий выявились признаки угасания рок-культуры, ее вульгаризации, перерождения. 8
Научная и практическая значимость работы. Рассмотренная проблема входит в ткань современной культурологической мысли, развивая деятельностную концепцию в осмыслении культуры.
Подходы, гипотезы и результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего научного анализа обозначенных, но не раскрытых проблем как самой темы, так и родственных тем. Основные выводы могли бы быть использованы в преподавании «Философии», «Культурологии», «Социологии», «Истории», а также при создании учебных пособий по выше названным дисциплинам.
Апробация работы. Тезисы и положения данной диссертации содержатся в выступлениях на научных конференциях:
1. Межрегиональная научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава Ростовской Государственной Экономической Академии (Ростов-на-Дону, 1997)
2. Конференция молодых ученых СКНЦ ВШ (Ростов-на-Дону, 2000)
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Рок-культура - феномен XX века"
Заключение
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что рок-культура представляет собой целостное явление второй половины XX века. Оно явилось следствием сложного комплекса социально-политических, экономических и социокультурных противоречий, которые имели место в 50-х, 60-х годах в жизни индустриально-развитых стран Запада. В 70-е годы рок-культура шагнула в СССР.
По своей форме рок-культура была молодежной субкультурой, связанной с возрастающим протестным движением студенчества и молодой интеллигенции. Ее внутренним содержанием стала контркультура, которая продолжила и развила все начинания, заложенные битничеством конца 40-х -50-х годов. Но если лидерами битников были поэты, писатели, драматурги, такие как Гинзберг, Керуак, Осборн, то стержнем рок-культуры стала рок-музыка.
В обобщенном виде рок-культура вылилась в два главных направления, проповедовавших новый образ жизни.
Первое направление, выступавшее за культурную революцию и звавшее молодежь на баррикады, было представлено «новыми левыми». Выразителем его стала рок-группа «Rolling Stones». Второе направление проповедовало переход к новому образу жизни немедленно. Его представители - хиппи - называли себя «детьми цветов». Их умонастроения выражала рок-группа «Beatles».
Однако так или иначе и первые, и вторые не были враждебны друг другу. И во многих выступлениях протеста шли рука об руку. Они боролись против расовой дискриминации в США, против войны во Вьетнаме, против ханжеской морали. Многое из того, что было ими выдвинуто в дальнейшем приобрело общемировое звучание.
В России зарождение и развитие рок-культуры было связано, как и на Западе, с протестом против того, что мешало социализации молодежи и ее нормальной жизни в обществе. Если уточнить это положение, то следует подчеркнуть, что господство рок-культуры было обусловлено сочетанием потребности в протесте с необходимостью обеспечения нормального интересного досуга, который и давала рок-музыка.
Протестное содержание рок-культуры имело значение и для ее внутреннего развития. В частности, рок-музыка достигла своих главных вершин именно в русле молодежного протеста. Его спад обернулся коммерциализацией прежде всего ее музыкальной компоненты и привел в дальнейшем к перевоплощению рок-музыки в респектабельный компонент массовой культуры.
Будучи прежде всего образом жизни, рок-культура создала свою особую моду и свой особый молодежный стиль поведения. Длинные волосы у юношей, джинсовая одежда, раскованный танец стали неотъемлемыми характеристиками этого стиля. В целом, рок-культура способствовала демократизации общества и выводила его отношения на новый уровень.
Однако, одновременно с этим рок-культура ввела моду на употребление наркотиков. Ее представители проповедовали бегство от действительности, которое вылилось в бегство от самих себя, а поиск свободной любви обернулся оргиями. В конечном счете адепты рок-культуры, бежав от одних условностей, попали под власть других и в поисках индивидуальности потеряли ее.
В целом к концу XX века рок-культура прекратила свое существование как образ жизни. Процессы коммерциализации музыкальной составляющей обернулись ее деградацией. Однако все элементы рок-культуры не моглй исчезнуть бесследно. Войдя в состав современной большой культуры, они изменили ее духовно-мировоззренческую составляющую. В итоге возникла новая культура, в рамках которой произошла радикальная переоценка этики труда, смысла жизни, отношений между полами, традиций рациональности.
Список научной литературыВласова, Галина Борисовна, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"
1. Адорно Теодор В. Избранное: Социология музыки М.; СПб.: 1998.
2. Алексеев Э., Андрукович П., Головенский Г. Молодежь и музыка сегодня //Социальные функции искусства и его видов. М., 1980.
3. Алексеева Л. К. К проблеме обновления искусства эстрадной песни //Современные проблемы советского музыкально-исполнительного искусства. М., 1985.
4. Андреев А. Л. Место искусства в познании мира. М., 1980.
5. Андреева И. Н., Голубкова Н. Я., Новикова Л. Г. Молодежная субкультура: нормы и система ценностей. //Социс № 4, 1989.
6. Антонова О. А. Католицизм и искусство. XX век. М., 1985.
7. Аронов Об интеллектуальном компоненте интерпретации музыкального произведения //Вопросы философии № 11,1996 г.
8. Артановский С. Н. Некоторые проблемы теории культуры. М., 1978.
9. Артемьев Э. Рок-музыка: продолжение разговора// Музыкальная жизнь. 1987 № 1.
10. Ю.Арутюнов С. А. Народы и культура. Развитие и взаимодействие. М., 1989.
11. Аршавская Н. М., Щербакова Л. С. Мода, вкус, красота. М., 1991.
12. Асафьев Б. О музыке XX века Л., 1982.
13. И.Багиров А. «Битлз» любовь моя. - Минск. 1993.
14. М.Бакиш Л. Музыка, способная обогатить нас.//Советская музыка, 1988 №5.
15. Баталов Э. Ю. Философия бунта. М., 1974.
16. Баткин Л. М. Пристрастие: избранное эссе и статьи о культуре. М., 1994.
17. Баткин Л. М. Тип культуры как историческая целостность //Вопросы философии. 1969 №9.
18. Белостоцкий А. Пинк Флойд. История и песни. М., 1992.
19. Бенсон Р., Маккартни П. Личность и миф. М., 1993.
20. Бернстайн Л. Музыка всем. М., 1978.
21. Бондаренко В. В., Дроздов Ю. В. История рок-музыки. Минск., 1997.
22. Боноски Ф. Две культуры. М., 1978.
23. Борев Ю. Б. Эстетика. М., 1988.
24. Брычков А. «Молодая Америка», М., 1975.
25. Буркин Ю., Фадеев К. Осколки неба или подлинная история Битлз. М.,1997.
26. Бурлина Е. «А что же наше поколение?»//Советская музыка. 1987 № 4.
27. Быков В. М. От молчаливого поколения к бунтующему. М., 1975.
28. Вайнштейн О. Одежда как смысл: идеологемы современной моды// Иностранная литература. 1993. № 7.
29. Вебер М. Работы по социологии религии и культуре. М., 1991.
30. Вебер М. Рациональные и социологические основания музыки// Избранное. Образ общества.: Пер. с нем. -М., 1994.
31. Винер Д. Вместе! Джон Леннон и его время. М., 1996.
32. Великовский С. И. «Бастующая интеллигенция» //Иностранная литература, 1971, № 7.
33. Воробьева Т. История ансамбля «Битлз». Л. 1991.
34. Галактика рока, Выпуск № 2 «Queen», 1992.
35. Гачев Г. Д. Образ в художественной культуре. М., 1981.
36. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М., 1988.
37. Гачев Г.Д. Умозрение о музыке/Фрагменты из экзистенциального трактата «Музыка и световая цивилизация»// Музыка. Культура. Человек. Вып. 2. Свердловск, 1991.
38. Герасимова И. А. Музыка и духовное творчество. //Вопросы философии № 6, 1995.
39. Гессе Г. Степной волк. М., 1998.
40. Гофман А. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модногоповедения. М., 1994.
41. Громова И. Б., Леонтьева В. Н. Контркультура как адаптивный механизм трасляции социального опыта.// Социс № 10, 1991.
42. Гуревич П. С. Философия культуры. Учебник для высшей школы. -М.,2001.
43. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону, 1979.
44. Давидович В. Е. В зеркале философии. Ростов-на-Дону, 1997.
45. Давыдов Ю. Н. Роднянская И. Б. Социология контркультуры. М., 1980.
46. Давыдов Ю. Н. Философия культуры (культурфилософия) //Философская энциклопедия. 1970. - т. 5.
47. Дадамян Г. Современная культурная ситуация и проблемы ее социологического изучения// Вопросы социального функционирования художественной культуры. М., 1984.
48. Диденко Т. Рок-музыка на пути к «большой форме»//Советская музыка. 1987 № 7.
49. Долинская Е. Музыкальный диалог времен//Советская музыка. 1988 № 9.
50. Друскин М. О западно-европейской музыке XX века. М., 1973.
51. Дуглас У. Смысл мятежа.//США: экономика, политика, идеология. М., 1970 №9.
52. Дуков Е. Б.//Социология музыки и музыкальная культура молодежи. -М., 1987.
53. Духовная культура и этническое самосознание. М., 1990.
54. Емельянов Ю. В. Обострение социально-политических противоречий в США и молодежь. М., 1986.
55. Ерасов Б. С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений. В 2-х ч. М., 1994.
56. Ермаш Г. Л. Искусство как мышление. М., 1982.
57. Ешич Б. Б. Культура в системе общества // Культура в общественнойсистеме социализма. -М., 1984.
58. Житинский А. Музыка непослушных детей// Театр. 1987 № 2.
59. Житинский А. Путешествие рок-дилетанта. Музыкальный роман. Л., 1990.
60. Житомирский Д. В. «Бунт и слепая стихия». М., 1979.
61. Игнатьев А. А. Размышления о «тяжелом металле»: взыскующие исхода и их болельщики.// Вопросы философии 1993, № 1.
62. Идолы и идеалы. Сост. И. А. Михайлов. М., 1988.
63. Ильин И. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. М., 1996.
64. Ионин Л. Г. Социология культуры. М., 1998.
65. Ионин Л. И. Основания социокультурного анализа. М., 1995.
66. К итогам одной дискуссии//Советская музыка. 1988 №9.
67. Каган М. С. Музыка в мире искусства. С-П., 1996.
68. Каграманов Ю. Мировой Юг бросает вызов.//Новый мир № 10, 1997.
69. Карпушин И. Искусство и религия. М., 1991.
70. Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры. Миф и религия. //Философские науки. 1991. - №7.
71. Климов Ю. М. Поколение кризиса или кризис поколения? М., «Мысль», 1988.
72. Кнабе Г. С. Феномен рока и контркультура .// Вопросы философии № 8, 1990.
73. Козловски Петер. Культура постмодерна. М., 1997.
74. Кон И. «Секс, общество, культура» // Иностранная литература, 1970, № 1.
75. Конен В. Музыкально-творческие виды XX века// Конен В. Этюды к зарубежной музыке. М., 1975.
76. Конен В. Об истоках рок-музыки//Советская музыка 1986 № 7.
77. Корзин Н. Рок, игры, мода и реклама. М., 1989.
78. Кребер А., Клакхон К. Культура: образ концепций и определений. М., 1964.
79. Кромшредер Г. За фасадом М.: Прогресс, 1984. С. 33-38, 144.
80. Кто есть кто. Энциклопедия отечественной рок-музыки. М., 1991.
81. Кукаркин А. В. По ту сторону расцвета. М. 1981.
82. Культура, нравственность, религия: Материалы «Круглого стола» // Вопросы философии. 1989. - № 11.
83. Культура, человек и картина мира. М., 1987.
84. Культура: теории и проблемы. Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. / Т. Ф. Кузнецова, В. М. Межуев, И. О. Шайтанов и др. М., 1995.
85. Культурология: Учебник для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону, 1995.
86. Кумиры западной поп- и рок- музыки. М., 1994.
87. Курицын В. Постмодернизм: новая первобытная культура.// Новый мир №2,1992.
88. Левада Ю. Н. Проблемы социальной религии. М., 1981.
89. Левинас Э. Философское определение культуры //Общество и культура: Философское осмысление культуры. М., 1988. - Ч. -1.
90. Лессер В. Рок-музыка: продолжение разговора//Музыкальная жизнь. 1987 № 1.
91. Линстон Ф. Культурные основания личности //Человек и социокультурная среда. М., 1992. - Вып. 2.
92. Лосев А. Ф. Античная музыкальная эстетика. М., 1960.
93. Лусиня И. Характерные тенденции развития музыкальной культуры Латвии 70-х годов//Прибалтийский музыковедческий сборник. Таллинн, 1985. Вып. 2.
94. Макаревич Мы ждали перемен и многого другого //Московский комсомолец. 7 сентября 1991.
95. Малов Ю. А. У тебя должна быть счастливая улыбка. М., 1981.
96. Манн Т. Доктор Фаустус //Собр. Соч.: В 10 т. М., 1960. Т. 5.
97. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Киев, 1995.
98. Маркузе. Одномерный человек. М., 1996.
99. Мартин Д. Рок, электрогитары и опера// Ровесник. 1986 № 11.
100. Мархасев Л. В легком жанре. Л., 1986.
101. Межуев В. М. Культура и история. М., 1977.
102. Мейнерт Н. По воле рока.//Социологические исследования. 1987, №4.
103. Мейнерт Н. Рок-музыка в России. Полемические размышления социолога //Музыка в России: Альманах, М., 1989.
104. Мейнерт Н. Рок-музыка и кино в системе социальных и культурных ценностей молодежи //Развитие социальной структуры и образ жизни. Таллин, 1984.
105. Меньшиков В. Энциклопедия рок-музыки. Ташкент, 1992. (Том I: Англоязычная рок-музыка).
106. Мерль Р. «За стеклом» М., 1972.
107. Митрохин Л. Н. Философия религии. М., 1993.
108. Михайлов Дж. Поп-музыка//Музыкальная энциклопедия М., 1978. Т. 4.
109. Морфология культуры. Структура и динамики. //Аванесова Г. А., В. Г. Бабаков, Э. В. Быкова и др. Учебное пособие для вузов. М., 1994.
110. Мотянов В. Потребляющий мир: за и против. М., 1976.
111. Муравьев Ю. А. Религия: вера, иллюзия, знание //Советская этнография. 1980. №4.
112. Назайкинский Е. В. Звуковой мир музыки. М., 1988.
113. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972.
114. Nautilus Pompilius: Введение в наутилусоведение М., 1997.
115. Никитина Н. Н. Философия культуры русского позитивизма начала века: Пособие для студентов высших учебных заведений. М., 1994.
116. Новинская М. И. Студенчество США. М. 1977.
117. Обсуждая симфонию Шнитке А.//Сов. Музыка. 1974 № 10.
118. Окуджава Б. Жанр и время.// Сов. Музыка. 1974 № 10.
119. Орджоникидзе Г. Звуковая среда современности.// Музыкальный современник. -М. 1983. Вып. 4.
120. Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. JL, 1967.
121. Переверзев JI. От джаза к рок-музыке.//Конен В. Пути америкинской музыки.-М., 1977.
122. Петров А. Этот тяжелый легкий жанр.//Смена 1980 № 20.
123. Петров А. Время, музыка, музыканты. — JL, 1987.
124. Пивоев В. М. Миф в системе культуры. Петрозаводск, 1991.
125. Поликарпов В. С. Горизонты третьего передела мира, СПб, 1997.
126. Полищук В. И. Мировая и отечественная культура. -Екатеринбург, 1993. Ч. I.
127. Поп-музыка. Взгляды и мнения. М., Л., 1978.
128. Порфирьева А. Эстетика рока и советская рок-опера. // Современная советская опера. JL, 1985.
129. Постмодернизм и культура.// Вопросы философии 1993, № 3
130. Проблемы философии культуры: опыт исторически-материалистического анализа. //Под ред. Келле. -М., 1984.
131. Пути и перепутья «потерянного поколения»: Молодежь Запада у развалин общества «всеобщего благоденствия» //Под ред. А. А. Галкина, Т. Т. Тимофеева. М., 1985.
132. Ралогов К. Конвейер грез и психологическая война. М.: Политиздат, 1986.
133. Решетов П. Н. Идеологическая борьба и молодежь. М., 1985.
134. Рид П.Н. Дочь профессора. М., 1974.
135. Рок: Музыка? Субкультура? Стиль жизни?// Социологические исследования № 6, 1987.
136. Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии. Составитель А. К. Троицкий. М., 1990.
137. Рок-разговор//Юность. 1983 № 5.
138. Руднев В. П. Словарь культуры XX века. М., 1997.
139. Савицкая Т. Е. «Взгляд справа» на сущность культуры и культурное возрождение.// Общество. Культура. Философия: Материалы к XVII Всемирному философскому конгрессу. М., 1983.
140. Семенов Ю. И. Эволюция религии: смена общественно-экономических формаций и культурная преемственность // Этнографические исследования развития культуры. М., 1985.
141. Сергеев С.А. К вопросу о классификациях и некоторых особенностях молодежных субкультур России /Социальное знание: формации и интерпретация: Материалы международной научной конференции. Казань, 1996.
142. Сильвестров В. В. Философские основания теории и истории культуры. М., 1990.
143. Смирнов И. «Время колокольчиков: жизнь и смерть русского рока». М., 1994.
144. Смоленцев Ю. М. Мораль и нравы: диалектика взаимодействия. М., 1989.
145. Соколов Э. В. Культура и общество. Л., 1972.
146. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
147. Сохор А. Бит или не бит? //Сохор А. Вопросы социологии и эстетики музыки. Л., 1980 Т. 1.
148. Сохор А. Музыка как вид искусства
149. Сохор А. Эстетическая природа жанра в музыке.
150. Социологический энциклопедический словарь. Редактор-координатор академик РАН Г. В. Осипов. - М.,1998.
151. Стилевые изыскания в музыке 70-80-х годов XX века. Сборник статей. Составитель и научный редактор Е. Г. Шевляков. Ростов-на-Дону, 1994.
152. Суртаев В.Я. Молодежная культура. СПб., 1999.
153. Тараканов М. Советская музыка 80-х годов // Сов. музыка, 1987 №12.
154. Тарасов К. Е., Кельнер М. С. «Фрейдо-марксизм» о человеке. — М.: Мысль, 1989.
155. Тельчарова Р. А. Музыка и культура. М., 1985.
156. Тоффлер А. Футурошок. СПб., 1997.
157. Тощенко Ж., Харченко С. Социальное настроение. М., 1996.
158. Тэн И. Философия искусства. М., 1996.
159. Тэнасе А. Культура и религия. М., 1975.
160. Уледов А. К. Духовная жизнь общества. М., 1980.
161. Уринович Д. М. Искусство и религия. М., Политиздат, 1982 .
162. Ухов Д. Пути и перепутья американской музыки.// Сов музыка. 1981 №7.
163. Ухов Д. Рок-музыка. Взгляд из 80-х //Иностранная литература.1982 №4.
164. Федоров Е. В. Рок в нескольких лицах. М., 1989.
165. Федоров О. Deep Purple. От «оттенков пурпура» до осколков «Метеора». СПб, 1993.
166. Феофанов О. А. Рок-музыка вчера и сегодня. М., 1978.
167. Феофанов О. А., Налоев А. Е. Бунтари и конформисты. (Рок-музыка Запада за 40 лет.) Ставрополь, 1989.
168. Фитцджеральд Ф.С. Эссе. Кишинев, 1981.
169. Флоренский П. А. Культ, религия, культура. //Богословские труды.-М., 1977.
170. Холопова В. Музыка спасет мир// Советская музыка. 1990 №9.
171. Худавердян В. Ц. Современные альтернативные движения: (Молодежь Запада и «новый» иррационализм). М., 1986.
172. Цукер А. М. И рок, и симфония. М., изд-во «Композитор», 1993.
173. Цукер А. М. От диалога к синтезу: К дискуссии о проблеме музыкальных массовых жанров. // Сов. музыка, 1986 № 6.
174. Чавчавадзе Н. 3. Внешние и внутренние факторы развития культуры .//Культура и общественное развитие. Тбилиси, 1979.
175. Чередниченко Т. В. Кризис общества кризис искусства. Музыкальный «авангард» и поп-музыка в системе буржуазной идеологии. М., 1985.
176. Чередниченко Т. В. Русская музыка и геополитика.//Новый мир, 1995 № 6.
177. Чередниченко Т. В. Эра пустяков. .//Новый мир. 1992 № 10.
178. Чижова И. Музыка времен. Иркутск, 1990.
179. Шахназарова Н. Музыка Востока и Запада. Типы музыкального профессионализма. М., 1983.
180. Шевляков Е. Неоклассицизм и отечественная музыка 60-80-х годов. Ростов-на-Дону, 1992.
181. Шевляков Е.Г. «Белые пятна» советской музыки и современный122учебный процесс. Ростов-на-Дону, 1992.
182. Шестаков В. П. От этоса к аффекту. М., 1975.
183. Шестаков Г. Музыка в буржуазной «массовой культуре» М., 1986.
184. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., «Мысль», 1980.
185. Шнеерсон Г. Поп-музыка в действии //Советская музыка. 1974 № 1.
186. Щекочихин Ю. П. По ком звонит колокольчик? //Социология исследования 1987, № 1.
187. Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры: опыт исследования системы. СПб., 1993.
188. Эйгес К. Очерк по философии музыки. М., 1918.
189. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
190. Chambers J. Urban Rhytms. Pop Music and Popular Culture. 1983.
191. Rock World Yearbook: Modern Day Periodical, 1985, 1986,1987. N. Y. (USA).
192. The First Rock and Roll Confidential Pantheon Books. N. Y., 1985. P. 13.
193. Wang P., McKilop P. A Rock and Roll Marketing Plays for Play //Newsweek, 1986. Aug, 11. (USA).