автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Роль А. Я. Дорогойченко в становлении Мордовской советской литературы
Полный текст автореферата диссертации по теме "Роль А. Я. Дорогойченко в становлении Мордовской советской литературы"
МИНИСТЕРСТВО аысшкгс И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РСФСР
МОРДОВСКИ!? ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ ГОСУДАРСТВЕННЫ*? УНИВЕРСИТЕТ имени Н.П.ОГАРЕВ А
На правах рукописи УДК 894. 522-1/9
Мирошкина Александра Ефимовна
РОЛ А.Я.ДОРСГОЯЧЕНКО В СТАКСВ ТЕНКИ. ЫОРДОВСКО!? СОВЕТСКОЙ .ЛИТЕРАТУРЫ
10.01.02 - Литература народов СССР (советский период) Мордовская литература
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учено? степени кандидата филологических наук
САРАНСК - 1990
Работа выполнена на кафедре советской литературы Мордовского ордена Дружбы народов государственного университета имени Н.П.Огардаа
Научные руководители -кандидат филологических наук профессор 1. Воронин И.Д.), кандидат филологических наук доцент Васильев Л.Г.
Официальные оппоненты -доктор филологических наук профессор Ыикуш® А.К., кандидат филологических наук Зиновьев Н.В.
Ведущее учреждение - ордена "Знак Почета" Научно-исследозательския институт явыка, литературы, истории и вконоыики при Совете Министров Чувашской АССР.
Запита состоится _ 1990 г.
в __час. на заседании специализированного совета
К 063.72.01 по присувденив ученой степени кандидата филологических наук в Цордов скоы ордена Друхбы народов государств еннсы университете имени Н.П.Огарева ( 4300005 г, Саранск, ул. Большевистская, 68).
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Мордовского университета.
Аэгореферат разослан " " О^^Яе1/^у 1990 г.
Ученый секретарь специализированного совета кандидат филологических наук
Кубанцев Т.И.
ОБЩАЯ XÁPAKT 'РИС' Ш РАБОТЫ
Актуальность исследования. • Алексея Яковлевич Дорогой-чекко ( Дорогояченков , 18Э4-;947) по:-т, прозаик, переводчик , критик, талантливый организатор литературного процесса. Опираясь ка богатые традиция ведающихся предшестзенни-коз и современников, он обогатил русскув и мордсвскуэ ли, т-ратуры проипведеннкми о геэолвкии и гражданской вс^че, созидании нозого. обществь и подвиге народа в Великой Отечественной аояче.
В произведениях А.Дорогойаенко не потерявших езоего значенил до наших дней, конкретное воплощение зканъ,
быт, черт» характера мордовского ;арода. Fro творчество, как и тзорчестао других зачинателей мордоБскод литературы - З.Дорсфееза, А.Завадкшина, .Д.Морского и ряда других художников с лоз а, писавших в оснсанои на руЬсксм языке, -стало коккретнк-« проявлением художественного билингвизма ( двуязычия) з гацкональкой литературе.
О творчестве А.Дорогойчегасо, если не считать а них, подчас субъектиг чых оценок, написано сравнительно немного. d 1951 году била опубликована статья Воронина Й.Д. "А.Я.Дорогопчэнко ¡5 его деятельность в Союзе писателе.-? Мордовии"; в 1961—ía _ литературно-критический оч^рк Васильева Л.Г. "Алексеи Дсрогойченко". Уделено внимание творчеству писателя в трудах, вышедших а последнее время в Мордовии, "История мордовской советской литературы ( 1968-1974/, "Проблае,- совращенной мордовскоя литер туры" ( i960), "История мордсц'скод литературы" ( Учебник д >ш филол. ф-тов, 1981). К наследию 4.Дорогоячекко в той или иной мере обращаются автор?! art^T to истории мордозской и других нацио.-:--ль литео.тур
имеете с тем гз,:'честзо А.ДорогоЯ енко нуда т-я э более обстоятельном глубоком анализе. К атому обчзнвает и п; пближающееся г.О-летие 'со дня гозгдения гисате.и».
Цель и задачи исследование - проследить- „-волициЕ творчества А.Дорого^ченко в орга»и <сс>гоя связи с npjuec -со»- становления и сазяития к-ордовс-'ой советской »:T»pai>-ры, ВЬЯВИ' ь его г.оль в этом процессе. Анализ тво ыестиц
-г -
на разных атапах литературного развития позволяет решить . следующие задачи: раскрыть значение произведении АЛ.Доро-гойченко для мордовской литературы; показать влияние его творчества на мордовских писателей; раскрыть особенности использования им художеств енно-изобразительньес средств.
Теоретической и методологической основой диссертации послужили труды классиков марксизма-ленинизма по вопросам литературы и искусства, исследования литературоведов по истории эароадения и развития советской многонациональной литературы, материалы съездов писателем СССР, РСФСР, Мордовской АССР, личных архивов писателя и фондов ЦГА МАССР.
Научная новизна работы заключается в том, что творчество А.Дорогойченко впервые рассматривается в неразрывной связи со становление» и развитие« мордовской советской литературы, других национальных литератур Поволжья и При-уралья. При этом выявляется индивидуальные черты и типологически сходные признаки с произведениями современников, а также новаторство писателя в разрешении идеяно_эстети-ческих проблем и разработке жанров. 3 диссертации вводятся в научный оборот новые, ранее не публиковавшиеся произведения и'документы писателя из личных архивов и фондов ЦГА МАССР.
Практическая значимость дигсрртяцир. Результаты исследования дают возможность полнее представить историю становлении и развития мордовской советской литературы, ее взаимосвязей с русской и другими национальная литераторши. Они могут быть использованы при подготовке учебников и учебных пособи» по мордовской литературе и литература* народов СССР, при изучении национальной литературы в вузах и-школах, разработке соответствующих спецкурсов и спецсеминаров ( по истории мордовской литературы, литературному краеведению и др. ) на филологическом факультете Мордовского госуниверситета.
Апробация работы. Авто(р диссертации выступал с сообщениями на заседании кафедры советской литературы,. Огарев-ских чтениях в Мордовском госуниверситете ( 1990 ). Основные положения диссертации отражены в семи статьях, опубликованных в журналах и сборниках.
Структура диссертации- Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность теыы, дается краткий анализ литературно-критических работ о тзорчестзе А.Дорогоиченко, определяются цели и.задачи исследования«
В первой глрзе - "Творчество А.ДорогОйченко и идея-но-художественные искания мордовской литературы 1917-1929--годов" _ исследувтся ранниа произведений писателя, вызванные к жизни Великим Октябрей и вошедшие в поэтические и прозаические сборники "Боевые песни красноармейца", "Иная дерезня", "Земные небеса", "Бурьян", "Кандидаты", "В то дни", а также повесть "Степановна" ( 1924), роман "Большая Кшенка" ( 1927) и поэма "Деревенская лябозь" (1928), свидетельствующие о зрелости автора.
На примере раннего творчества А.Дорогоиченко прослеживается процесс идейно-художественного роста мордовская литературы в первое послереволюционное десятилетие,', хогда глааньми тв!£ми для писателей били революция и гражданская война, созидание нового общества, определялся выбор художественно-изобразительных средств отражения аязни.
Анализ показывает, что А.Дорогойченко постепенно переходил от обобщенных картин и символических образов, свойственных его ранним стихотворениям, поеме "СтепЬ" (1919) и "Поэме об очередях" (1920), к конкретному иаобра— женив революционной действительности, сознанию реалистических образов ( поэма "Деревенская любовь"). Исследование эпических начал в творчестве писателя дает возможность более точно проследить историю позмного жанра в мордовской •• литературе, убездает в том, что именно А.До.рогояченко пер-вш стал разрабатывать его, Повма М.Безбфодова "Сказка-быль", от которой презде велся отсчет, вышла в 1928 году.
В первое десятилетие своего творчества А.Дорогойченко добился значительных успехов и в разработке жанроз художественной прозы. Его рассказ "Чекк" увидел свет в 1919 году, а в 1924-м была опубликована повесть "Степансз-
* Доиогойченко А. Чеки // Четыре месяца учредиловс?!-ны: Исторйко-лит. сб. - Самара. - 1919. - С. -59-70.
на" Аналогичных примеров ?; иордовскоя литерагуре этого периода пока не отмечено. Таким образом, / .ДорогоРченко по праву можно считать и ро*снлчальнк,<ом морд га скор советской прозы. Кстати, кроме ра. г.'ава "Чеки", он создает в начале 20-х годов цикл произведения, в которых чеоез конкретные образы прослеживается судьба мордовского народа в годы революции, гражданской войны и социалистического строительства: "Товарищ варвара" (1522), "В те дга1' (192?.), "Бурьян* (1Э23), "Бондарь Баня" ,(* -23 ), "Ре-ке-иш" (192п> ) и другие.
Зшетньм -'обытием в истории советской литературы стал рс^ак А.Дорого^ченко ''Вольная Каменка" Критика тс- поры высоко оценила, его. Отвечал ось, что. произведу!, ис пр;: впитается по "своему социальному размаху и общественно-воспитательной тенденции к таким романам, как "Цемг ¡-т" Глагкова.?^, что это 'первый соцйальный'роман о новоя деревне в советской литературе"^.
Первш произведением такого крупного п..г -.< пБольшая Каменка" и в мордовской литературе;, гд: 2» -е , годы характеризуется преимущественно развит: < м <огзии, г.Г'аиатурхии и малых жанров прозы ( стл;:отв<^ ;;н "*90'>" М-рекого, '"Два села" Ц.1:е»бородова, "Эй, трактор' 'илгопина, пьесы "По двум дорогам" ¿.Черткова и А.Оки-на, "Жен . Якова" Ф.Завалиаина, расскачы "¡:еп:;л" А.Завали-кина, "Тюляи" А.Мокшони, "Кедровые орехи" П.Глухова и.др. ). Котя в втих жанрах уже наблюдается переход от общего выражения революционного песЬоса к конкретному реалистяческсму рассказу о действительных событиях, все хе они не могли раскрыть всю полноту многообразие происходящих
перемен в социально-политиче .чем и кул;турнем облике се-
* Дорого;<ченко А. Степановна // 'Сандидагы: Повести и рассказ:;. - П.-Л., 1925. - ЯЭ-1Сс<
^ Дориг .'йченко А, Большая Каменка Ромач. М, - 1927. - 319 с. 3 дальнейшее цитаты из роман п чв '..ятся. по этому изданиг, страницы указываются в тексте.
^ См.: Беккер М. Два м:фа -7 Октябрь. - 192"'. - №3. -С- 174.
^ См.: Ревякмн А„ Пути крестьянского писателя // За!-лк Советская. - 1^29, - -'Г. 49.
ла, э отношениях иеяду лпдши. ?то и яосполкгл рст*йн А.Дорогойченко "Больяея Ксыенка".
События а произведении раззортызеатсл с прэдрезолл- ' ционних лет до оередини 20-х годов. Автор нариссзал эпе-чатлязвде картины '.'.о зги з ни стелой л нозой дорезки, убедительно показал многосло.иши процесс классового расслоения крестьянства, затронул многие социально-битозиз и нравственный проблеш, проследил станозлшгло и развит:: э характеров героев п иЕменпвклхся условиях. Убедительно воплощена тага единения народов палея страну, созданы образы людей села, среди которых выделяются ксут»унисты '.!и?-рич, Папагин, Панок, ксмссиолец -Алекс&ндр Пальдяяа.
Роман "Боль лая Кемеика" своеобразен по езгету и к си-позиции. Каждая глава в иззветнед к ер в сехостоятглмю по содертанио, смыслу, а вместе с тем создаст цэлостнуз картину хязня села, социального климата тоя пори. В г л саз "Кулачки", например, изображается дореволюционное село. Созданная авторе;.! картина кулачного боя дай? зозмознсс?ь представить и почузстзоэать гнро;слт1 размах, иолодецкуэ удаль, величие духа лвдэп труда - пусть зайщес, угнетен--них, но даже з этих условиях пэдрых на зцдуаку, способных пут-лгь, заселиться. Здесь хе нш более наглядно показано и национальное неравенство, имеазее место при церисие. Кпч.г~ го ие стоило барину Гряэнозу рати потехи хлестнуть кнутом по лицу мердвиненка Санька и крикнуть: "С дороги!" [С.35).
Глава "Не ученый, а .жулик" приводит читателя к выводу: асе достижения науки и техники с эксплуататсре к сы обвес гве пвисваизаат нмуеде классы, а народ продолжает прозябать в пикете и невежестве. Автор повествует о тон, как природное богатства Чихан-горы, открытые лабознатслькьу крестьянине?.! Млтричем, использую? в целях личного обогащения местные предприниматели.
'.'толь ~о с одергательны и другие глазц. Чередуясь, они определяют' основную сюлягтнув линии произведения. 3 "Больсой Каменке" воспроизведены особенности характера, • языка, бдаа и нраве» русского и исрдовского народов.
Шадро рассыпаны по страницам романа сокрозица русской речи:."Либо пахать, либо песни играть" ( С.60), "Своп своему ле.та помогает" ( С. 100 ).-С другое стороны, в произве-
дении часто встречаются диалоги на мордовском языке, а также смешанная русско-мордовская речь (перевод дается, как правило, сшии автором, в сносках):
" - Каяк, каяк сонекзе, Михалка! ( Дай, дай ему, Ыи-хаяла! )".
" '- Кадык, кадык соизе! ( Не тронь его! )". - С.29.
" - Санек, варака саинзят! Тон што ли? Коса истя? Мекс сыть? ( Санек, ворона тебя возьми! Ты что ли? Откуда? Зачем приехал?)". - С.232.
Самобытны в рсмане имена персонажей ( Бикай, Михая), названия окрестностей села ( Мордовский овраг, Мордовская гора, Русская гора, Шкудимския дол, Чихан-гора... ).
Не случайно книга произвела такое сильное впечатление на читателе^ мордовской национальности. Мокшанский писатель П.И.Левчаев (1913-1.985 ) вспоминал: "Мне не довелось близко- ,, общаться с Алексеем Яковлевичей, этим удивительньи и благородна человеком. Один только раз видел я Дорогояченко. Высокий, красивый| энергичный - °н читал свой рассказ. Какой - не помню. Запомнилось только, что читал он увлекающе... Но я очень хорошо знал его рсыан "Большая Каменка", который к тому времени уже был переиздан несколько раз. И не сомневаюсь, что не только меня он покорил. Не уставал дивиться: в книге на русском языке - наш, мордовские слова, а со страниц ее шагают навстречу тебе простые мордовские крестьяне. Пахнуло до того зньксмой жизнью, что в горле запершило... И как-то глубже осознапось то равенство, которое получил моя народ в братском союзе с другими народами нашей страны" Ч
А.Дорогойченко настойчиво овладевал самыли разнообразней жанрами, успешно работал в прозе, поэзии, дргма-тургии. С учетом достижений писателя несколько в ином свете представляется история зарождения и становления в мордовской литературе основных эпических жанров - поэмы, повести, романа. Предпосылки возникновения поэмного жанра можно отнести к 1916 году, когда А.Дорогойченк.о работал -над поэмой "Деревня", оставшейся незавершенной. Начало ху-
1 Записано со слов Левчаева П.И. в июне 1983 г.' - A.M.
дожественноя прозе, как видно из примеров, пология его рассказ "Чеки" (1919). А 1924-й год, когда была опубликована повесть "Степановна", мы вправе назвать годом роздекм мордовской повести. Роман "Больная Каменка" стал яркга творческим достижением А.Дороговченко. Его можно-считать первш рсманш в мордовской советской литература. Темы, идеи, образы, художественно-изобразительна средства А.До-рогспченко оказывали -воздействие на формирование родноя -литературы, способствовали профессиональному росту нацио-. нальн!.г-; писателей. Первое десятилетие творческого пути автора "Большой Кьмонки", .как и последующая его работа, стали живш примере;,! взаимодействия и а з еим о о бег ацан-ш литератур народог СССР. - -
Во взросл глдяд _ "Проза А.Дорогойчеико 30-х годов и становление ысрдовскоя повести и рсыана" - раскрывается роль писателя в дальнейшей развитии национальной литература, совершенствоваг.-.м ее нанрез.
В творчесгтл АзДорогсйчонко этих лет запечатлена многие существенные стороны современности, недавнего и дале- . кого прошлого. В 1930 году была опубликована первая книга нового его романа Тлвад здзнь", посвященного тше коллективизации. Произведение вызвало в печати неодинаковые сценки. Некоторые критики упрекали автора в "искажек-ги" де^ст-вительности, даже "клевете" Фактически, жэ А,Дорога*1чен-ко воспроизвел процесс коллективизации зо всея его полно?ё и противоречивости. Это особенно видно с познай наших дней. - -
В центре романа - привлекательный • офаз.девушки-студентки Тимирязевской академии Нины Дородновоя. Она едет на практику в один из районов. Коренная уроженка села и убежденная сторонница революционных преоф'азозшв!й» Нина верит, что в скором времени жизнь здесь станет лучше. Но все оказалось сложнее. Девушка сталкивается с разного рода негативными явлениями в работ® хозяйственных руководителей -бюрократизмом, ханжеством, очковтирательством, подхаяумст-
1 См., напр.: Ре«и Н. Уроки одной сшибку // Наступление, - 1931. - 154-6. - С.92 / Тучков А. Опасные противоречия // Земля Советская. _ 1932. ,- ?КЗ. - С. 127-134.
boj - и начинает трезвее смотреть на o¡;pysezji¡;ee. Она пытается разобраться в причинах, породивеих столько пороков, и думает о путях их преодоления. Уы видим, как, освобогдаясь от локнах представлении, дезушка мечтаем поскорее закончить учобу, чтобы, обогатившеь знаниями, вернуться в.село, помогать лвдяу строить газкь на справедливых началах. Трудности не пугают ез.
Слохнь&ш раздумьями csuoro аЕтора о реальных процессах коллективизации, видимо, следует объяснить и тот факт, что • "йгаая хмзнь", задуманная как роман-эпопея, осталась незавершенной.
Конкретно-историческое осмысление и сравнительный Рна-ли8 роуана со сходными произведениям;: в других литературах позволяют сделать вывод, что "&шая жизнь" - это шаг вперед в творческом развитии писателя. В рсыане ставятся новые проблемы села, связанные с коллективизацией, больше внимания уделено раскрытии внутреннего дшра человека.
Для истории мордовской советской литературы 30-х годов, когда наблюдается бурное развитие поэтических ханроа и пока лкеь ведутся полем; романной формы повествования, "&вай гконь", вслед за "Больной Каменкой", явилась творческим до-стижениеы. Ршан Т.Раптанова "Чихан пандо ело" ("Под Чихангорой" ),.выседтай в 1934 году, стал следующей вехой на пути развития мордовского советского романа. Поисками новых фора эпического повествования отмечены также "Кинель" (1933) А.Лукьянова, в которой угадываются признак'»! рсыана, и "Ра-у?.о палмань" ("Черный столб", 1934) А.Куторкина, где на широком бытозсм и историческом материале делается попытка показать жизнь мордовское деревни с дореволюционной поры до качала коллективизации.
30-е годы характеризуются утверждением в мордовской литературе и жанра повести. У истоков его' была повесть А.Дорогодченко "Степановна" (1924 ), запечатлевшая новые явления в жизни села после победы Великой Октябрьской социалистической революции. Б ней отражены быт, нравы, характер мордовского народа. Дальнейшее развитие эта тала и этот жанр получили в повестях А.Дорогодченко "Жизнь Александры Ивановны" (1933 ) и "Праздник" (1934 ).
.Повесть Т.Рапт снова "Татп" (1933 ), с котсроя обычно связкзсвт освоение этого жанра в мордовской литературе, очевидно, справедливее рассматривать как очередную, причем яосц,«а зклетнуэ, ступень в развитии среднего прозаического лрся«ведения» Тематически "Татэ" перекликается с ранними рассказеп! А.Дсрого.ччснко "Товарищ Варвара" и "3 те дни", з которкх вперзнэ в мордовское литератора затрагивалась проблема участия жзнглнц в револвционных преобразованиях на е->.лэ. ' ~ '
Обгло с проз од А.Дорогоаченко тенденции просматривается и т помести В.Колсмассза "Яхим Лавгиноз" (1936 ). Эта пози?5» представляет и да ер ее тага® в плане перерастания ее з релегл. Кт; известно, в окончательно« своем варианте он зьггол г; 1956 году. Почти двадцатилетняя работа писателя ' спосо!'::-'возел:•. лдейно-худогественнсму углублении произведения.
В творчес'-;з А.Дсрсгойченко 30-х годов все более со-вергонстзуктся . чалые гсанры прози - рассказ, новелла, очерк. Для глс,': ~лл характерно постоянное обращение к этим ыобалыих! !. В 1933 году выдел его сборник "Новеллы",
куда быта включай.-- "Рассказ о собаке", "Пришел на свидание? нозеллы "Васька в Нсснпе", Пузика", "Дворянское отродье",. Н21 января". В кзлдсл йз них чувствуется стремление как цозяо глубгэ проьглннуть в характеры героев, запечатлеть их -з данЕМике.
В начале 30-о: гс?,оз публикуется серия очерков А.Доро-гойченко, среди кссос-.'-: знделявтея "Комсомолец'Ищенко" и "Кандидат". Оба они - о конкретных людях, передовых тружениках. Тяготение к очерку свидетельствует о тш, что :мса-тель всегда Держал руку на пульсе современности.
Представляет интерес и поиски писателя з драматургии. Вслед за пьесо^ "Иди!", относящейся к началу 20-х годез, он пишет драматическое произведение "Константин Итнб" - о герое гражданской войны на Северном Кавказе." Пьеса обсуждалась в литературных кругах, получила в основном полсаи-тельнуп оценку. К сожалении, рукопись ее, как и многие другие неопубликованные произведения писателя, погибла во время Великоц Отечественной во«ны. А в числе творческих зе.«целоз А.Дорогоиченко была и пьеса'о молодежи Мордовии.
- ю -
Алексея Яковлевич многое сделал для того, чтобы лучгао произведения мордовских авторов стали достоянием всесоээног.о-читателя. Он переводил на русская язык произведения народной сказительницы Ф.И .Бсзззубозод, поэта П.Кириллова. Хорошо зная быт и культуру своегл нерода, смог передать специфику и тончадше смысловые оттенки языка оригинала. П.Кириллов, например, высоко отвьсался о переводнх своих стихотворении "Наседка", "Смерть", "Окопная ночь", "Желанно", "Издалека"
Как строгий и взыскательный художник, А.Дсрогоиченко считал, что на перевод должны даваться только хорогао произведения. "Надо показать русскому читатели, - говорил си в од ней из выступлении, - такие произведший, как "Лагг-л-нов" Колсмасова, стихи Кириллова..." ^ Ок з&глецзал и переводил на русский язык тшглэ прелзведения устного народ-., ного творчества мордвы. Переводческая даятедьноегь А.Дсрогойченко способствовала ресшрегаш и укреплзшю литературных связей его родного народа.
В 30-е годы А.Доропойчонко выступает и как литературный критик. Известен его объективный, нзпродвеятвд кналив романов "Кинель" А.Лукьянова и. "Черный столб* А.Кутсркхна, рассказов Ф.Ческокова. Он хорошо знал к высоко ц^егя чество Н.Безбородела, положительно отзызадсе о по^уе П«Кириллова "Утро на Суре", высказывался по мнепш &к?у&яьк1£> проблемам истории и теории мордовской литературы Литературно-критические выступления А.Дорогоячонко отякчайО"бо-режное отношение к худоавдкеа слова. Он откровенно говорил и о недостатках, но всегда с пониманием относился к индивидуальности автора.
Произведения А.Дорогойчеико 30-х годов, мордовская -литература в целсм художественно запечатлели один ив важнейших этапов в лизни Советской страны, всего народа -процесс преобразования общества на социалистических нача-
1 ЦТА ЫАССР: Ф.Р-356. - 0п.1. - Д.52. -. Л.З ^ Там же, л.54
о '
Дорогойченко А. Мордовск&я литература // Красная Мордовия. - 1934. - 14 мая.
- и -
лах и решение связанных о ним социально-бытовых, нравственных, эстетических проблем. Продолжились поиски в создании образа нового человека, развитии хднров повести и романа. А.ДорогоЯченко принадлежит немалая заслуга в тем, что, несмотря на многие трудности, в 30-е годы "...молодая национальная литература, обогащаясь новьм жизненым содержанием и новъми худснсественньяи возможностями, опираясь на братский художественный опыт русской культуры, уверенно шла к зрелости" (проф. Черапкин Н.И. )
Третья глава - "А.ДорогоЯченко и литературное движение в Мордовии военных и послевоенных лет" - обобщает многогранную творческую деятельность писателя в пору тяжелых испытаний для нашего народа и в первые послевоенные годы, определяет место его произведений в многонациональноп советской литературе,
По состоянию здоровья А.Дорогочченко не мог быть на Фронте. Но неутомкмод общественной, литературной работой он вносил свою долю в оазгрси фашизма. Его произведения тех лет вливались в общее русло многонациопальнойусфаны, вдохновляли людей на ратные и трудовые подвиги, были наполнены оптимизмом, верой в победу.
Первши в этом ряду стали стихотворения "22 июня 1941 года" и "Мо&лизация ¿"тиха" (1941). ^ысоким гражданским пафосом они созвучны произведениям чувашских поэтов С.Зль-гера "Кровь за кровь", П.Хузангая "Клятва на Волге", И.Тук-таша "Проводы", коми поэтов В.Юхнина "Уоя Москва" и С.Ермо-. лина "Смерть варварам", мордовской сказительницы Ф.И.Беззу-бовоя "Поднялась страна величазая"...
Темы Родины, места, поэта в рабочая и военном строг» нашли отражение в последувиях лирических произведениях А.До-рогояченко: "Сестра", "Послание на Родину", "Клятва", "К ответу!", "Наступление", "Хирург", "Десятое письмо", "Это было", "Клич женщин" и другах.
Идейно-эстетические идеалы советской поэзии военных лет, базируведеся на высоких пианистических принципах, составляют тагае основное сбдерзание произведений других
■
* История мордовской литературы: Учебник для филол. ф-тез. - Саранск. - 1981. - С.110.
-•12 -
мордовских поэтов и прозаиков. Стихотворение А.Лукьянова "Все на 6ой!и, например, утверждает мысль с неизбежной гибели врага. Стихотворение П.Кириллова "Матери" (в переводе А.Дорогояченко) воссоздает прекрасный образ женаушц-маторк. Через ее чувства, переживания передается уверенность в победе: "Не печалься - увидайся скоро. Мне любовь твоя - в битве опора.,." Глубоко патриотичный и нт ер националистичны стихи "На берегу Дуная" и "Бухарест" А.Моро, ."Далеко . зеаля родная" У.Бебана, "К победе" и.."Зори побед" А .Мартынова, "Солдат" С.Вечканоза, "Скорбной Украине4 Н.Эркак, "Утренняя варя" Й.Дегина.
Дальнейшее совершенствование в творчестве А.Дорогоя-чекко военных лет получили основные жанры поэзии и прозы,-, приобретая качественно новые черты как в подходе к освеео-нкв народного подвига, реьснио нравственных, встетических-и философских пройябу, так и в ссуод поэтике произведений.
В "Рассказа героя" писатель создал правдивым образ созетсксго летчика, геройски воевавшего на фронтах Великой Отечественной войны. О мукестве и стойкости рядового бойца поведал он в рассказе "Сигнал атак; высоты". Нвдеяый интерес представляет в идейней и художественно; планах сатирическая баллада "По Сеньке сапка". Ока состоит из пролога, четырех'частей и ггалога. В "архиве писателя - насколько вариантов баллады: "Собачья кличка*, *2ьлобы-пса*, "Еадледа о бслекш псе", "Справедливой: о&«да". Это - очевидное свидетельство взыскательности худижка. Дата окончательного варианта не обозначена. Однако по содержанию могно заключить, что относится она к теп дняа4 когда фашистская Герма»»! ухе терпела с округа тельные псрш»е;аш. "Но Сенька сапка" - обвинительный григорор фасивиу и взрастивизд его . империалистическим монополиям. Используя разнообразный при-шн сатира (гротеск, перэфр&з, интерпретации разного рода}г автор прибегает к аллегории, характерному.признаку фольклора, иастерски разработанному в бескях И.А.Крылова. Под бе-ваш-и пссы в балладе разумеется Гитлер, не опраэдазшй надежд капиталистических моноподий на скорую и легкую победу над Советским Соьэси, понесЕМИ справедливое возмездие за
~МСириллоз П. Стихи. -М.', 1952. - С.64.
свои коварнья и подлые замысли.
С даоо-/вегаенниц труд светских ляд<"-я в тыку загечат-лел А.Дорог' 11ченко в :юэме ' ш, а:.л эс" . Отдельные главы ее печатались в/августе 1943 года в Чиочикс-'й* район ой газе-то (Ташкентская обл. ) и в %!чоготиражноч ; азете "В-. боевой стройке". Полностьо произведет;» н<? ,публик велось . ергл его - простые труженики, люди разных национальное-• с. На строительстве гидрозлектрог/ганции совестно работали "одним дыханьек жили ... узбек и руски;«, и <<г. ;двин. " Ь аж-дыя старался сделать все ст него паансякее, чтобм приблизить победу. Убыстренный ритм стройки чувствуется в энергичном, приподнятом стиле позмн, в использовании частушеч-ног > склада. Б поаме выражена уверенность в тем, что -руд строителей я тылу - "на онте над .вп-'-гом гранатов бу-ет рваться".
Поднята в поэме и другая важная пр- бтема - писатель и газнь. Решая ее, .■•зтор з^клю^ает, что только близкое ^ доя-ствзнное участие р жизни страны способствует создала зыс -кохудсгсествечного и правдивого про/зводзнкя. И нео срс™ _ мадумак^ьгш пустши скажутся ,<киги, авторы которых утруждают себя сер'озн'?.! изучение.* жизненного материал"
В военные годы А.Цорогойчкнко не ограничивался сед&ч-нисм лишь мобилкзуввдх проазв-\цения, " пытался пр'дакнуть а глубину : токов мужества и гвролси совете к го чол^ггд исторически и фнлссофски осмысли? ь 8<-;личяв н р под
вига. Отсюда - тяготение к г.р~ялсму. Подобна? ге.чдоьчлл прослеживается и в других литературах Поволжья и Пр:-ургльл» Идея преемственности традтяй, их единство е.* обнажении народ-ого характера, вырагиаа1вся одноврем* -обсп-¡яении ли -ературы к соаовмвнности и истсрнчес^гму гф'-'гс.-кчу, .под репллпт также историческая \>оада А.Дор'.гопчек :о "Пугачев" и тих отворим повес¡ь -я •« кеб-.-", гредотаолгапц.чя собод пе вуо часть задуианн-'й тр/л¿:ул "Народ".
К работе над этими гроизведечиями пис-трль пр/стушл ше в предвоенную пору.
Основу исторической ;.<_зми "Пугачев" состгв-'л • ио«гам кая. ародназ пзеня о преда ода теле крестьянского осстаная. 3 п ои ведении подчеркнут антикрепосгничефкия, освободи тел ный ■ ар акт ер выступления народных ичес. Именно поатшу
сторону Пугачева держат обездоленные люди всех национальностей: русские, иордва, чуваш, башкиры...
Несмотря на трагический исход крестьянского движения, поэма оптимистична: свободолюбивый дух, пробужденный пугачевцами в массах,- никому не удастся сломить, народ сохранит в памяти подвиг Пугачева, его к.знь и борьба станут прим ером для угнетенных.
А.Дорогоцченко старается сохранить в поэме художественно-изобразительные средства устной поэзии. Близость к произведениям народного творчества прежде всего ощущается в стиле - неторопливом, напевном, оставшемся даже при смене ритма и размера стиха плавныл, мелодичньм. Этой стилевой особенности способствуют повторы» свойственные фольклору: "Вот в одно село Пугачев вошел, он в село вошел, всполоимлся люд"; "Все к нему идут, все толпятся тут".
Особенно богата повторами речь Пугачева, обращенная к народу: "Кто ко мне придет, кто со мной пойдет, - всем я волю деы, все добуду вам. Я отдам поля, все поля, леса, все леса, луга, все луга, стада - все добро бояр..." Этот прием усиливает впечатление от сказанного, еще ярче подчеркивает в Пугачеве характер..народного заступника.
Довольно распространенный в народной поэзии прием повторов-уточнений расширяющих характеристику того или иного образа* используется и автором поэмы "Пугачев": "Вдоль Ыокши-реки, вдоль большой воды..-", "Ся,-.по лесу,., лесу - по его средине пугачевцы с песней громкой проходили...".
Использование Сокровищ устной поэзии носило у Доро-гойченко творческий характер. Писателю хотелось полнее раскрыть складывающиеся веками музыкальность и поэтичность мордвы - особенности ее национального характера.
Своим "Пугачевьы", как и предыдущий поэмами, А.До-рогойченко обогатил этот жанр в мордовской советской литературе.
Поэма "Пугачев" увидела свет только в отрывках
^ См.: Красная Мордовия. - 1938. - 6 апр.
Повесть "Земля и небо" была завершена, но не публиковалась: рукопись ее (255 машинописных страниц) находится в личном•архиве писателя, хранящемся у его сына Дорогоцчен-ко З.А. (г. Кисловодск).
Произведение носит ярко выраженный атеистический характер. "спользование в нем элементов мифов, легенд, сказаний приближает его к устной поэзии. Но .сказачность и фантастичность опираются на реалистическую основу - люсл-но и точно воссозданный мир с конкретными, живьми людьми, их нуздами и заботами, вечньм стремлением к лучшей доле, добру, справедливости.
Первая часть трилогии своеобразна по замыслу, художественно-изобразительна средствам, ею-антор продолжил поиск новых жанровых форм.
В послевоенные годы писатель, как и прежде, много времени отдавал художественна переводам. Он переводил на рус-' ский язык стихотворения П.Кириллова, роман 3.Коломасова "Лавгинов", мордовские народные песни, которые записывал от своей матери, старался донести до всесоюзного-читателя все богатства самобытно» культуры родного народа.
Творчество А.Дорого»ч'енко военных и послевоенных лет отличается зрелостью исторического и философского мнпления, тематическим и яанровьм своеобразием, богатством средств художественного воплощения действительности. Оно стало органической составное частью всей советской многонациональной литературы.
В заключении.диссертации подводятся краткие'итоги изложенного. Автор отмечает роль А.Дорогс^ченко в развитии многонационально« советской литературы, в тем числе и литературы мордовского народа.
Явившись одним из родоначальников мордовской советское литературы, А.ДорогоКченко на самсм начальном этапе ее развития расширил диапазон тем и проблем. Значителен его вклад в формирование жанров мордовской литературы, средств типизации в ней народного характера, в пропаганду культуры родного народа, в укрепление писательском организации республики.
Произведения А.Дорогойченко не всегда получали объективную оценку, особенно в пору, когда в критике проявлялись
групповые шпереец, тенденции вульгарного социологизма. Но вреич вносит свои коррективы в оценки многих литературных явление прошлых лет. С позиций сегодкяЕнего дня следует отнестись и к богатому-творческому наследию А.Я.Доро-годченко, сделать доступней для широкого читателя лучеше его произведения.
^сковные положения диссертации опубликованы в следуй-■ 1дих ра00Т40с:
1. о наш.?:: полноводной жизни // Литературная Мордовия. 1965, - Кв. - Л 6-122. .- С,5 п.л
2. НсопуСликовакньЭ и малоизвестные произведения А.Я.Дорогойченко (в соавторстве с ЗасильевьУ Л.! , ) // Между иохаем к Сурой. - Саранск. - 1981. _ С. 235-246. - 1 л.л.
3. А.Я.ДсрогоЯченко - певец друхбы народов // Блокнот агитат.ора. - Го82. - И. - С. 17-20. - 0,3 п.л.
4. .'"..¡с-дтель - патриот, интернационалист // Блокнот агитатора. - 1984. - т. - С. 21-24. - 0,3 п.л.
. г. Начало начал // Ыокша. - 1986. - ¡¡2. - С; 55-о8. -0,'4 н.л. (на.ыордовскси-ыокша языке).
6. :;ади счастья народа // Блокнот агитатора, 1987.' -№4.' С. 8-10. - 0,3 п.л.
"По» о тебе., .рэволюция" // Сятко.<'- 1909. - №2. -'48-49. - 0,3 п.л.-(на мордовсом-эрзя языке
Подписало в печать 8.06.90. формат 60x34 3/16. печать сфсет-наа. Иеч. л. 1.0. Тираж. 100_гкэ. Бесплатно. З&наз №1. _ Межвузовская типография Уордозсчого университета. 430000, г. Саранск, ул. Советская, 24.