автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Роль частного собирательства в формировании дорволюционных коллекций Исторического музея (последняя четверть XIX в. -1918 г.)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Роль частного собирательства в формировании дорволюционных коллекций Исторического музея (последняя четверть XIX в. -1918 г.)"
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА, ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.ВЛОМОНОСОВА
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
На правах рукописи УДК [93/99:069,02] :069Л24
ХРИПКО Марина Леонидовна
РОЛЬ ЧАСТНОГО СОБИРАТЕЛЬСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ДОРЕВОЛЮЦИОННЫХ КОЛЛЕКЦИЙ ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ (последняя четверть XIX в. -1918 г.)
Специальность 07.00.02 • История СССР
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук
Москва 1991
Работа выполнена в Государственном историческом музее
Научный руководитель - профессор КГЛевыкин
Официальные оппоненты:
доктор исторических наук П.Г.Рындзюнский кандидат исторических наук Л&Дергачёва
Ведущая организация • Научно-исследовательский институт культуры
Министерства культуры РСФСР
Защита состоится * ,1$ " чХх-а^я_1991 г. в IЬ ° час. на заседании
Специализированного совета К-053.05.27 по истории СССР в МГУ им. М .В Ломоносова по адресу: Москва, Ленинские горы, МГУ, 1 корпус гуманитарных факультетов, 5 этаж, ауд. №
Автореферат разослан
-А-
ОЛАе^у 1991Г.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке МГУ им. АМГорького (1 корпус гуманитарных факультете® МГУ им. МЛЛомоносова.)
Учёный секретарь Специализированного совета кандидат исторических наук доцент
7 1УШ
И - I !!
¿р" v- :
£чЛ.Г.Кислягина
Заметным явлением общественной жизни России второй половины
XIX - первой четверти XX вв. стало создание исторических музеев. Явление это не было случайным. Оно отразило процесс развития исторического сознания общества и было связано со значительными изменениями о экономической, общественно-политической и культурной жизни страны. На рубеже веков культура России в полной мере отразила глубину, сложность и своеобразие эпохи. В различных слоях общества возникла насущная потребность не только оценить происходящее, но и по-новому осмыслить прошлое.
Интерес российского общества к истории проявился в активизации деятельности научных исторических обществ. Большое значение для развития русской исторической науки имели издания документов, предпринятые Археографической комиссией, а также учреждение губернских архивных комиссий. Во второй половине XIX в. появляются частные исторические журналы, сыгравшие большую роль в публикации исторических материалов. В это же время продолжают интенсивно развиваться специальные исторические дисциплины, прежде всего, археология и этнография. Практически во всех российских губерниях вел ась активная краеведческая работа, собирался историко-археолотчеасий и этнографический материал. В начале
XX в. в некоторых городах возникли общества по изучению местного крап.
Процесс создания исторических музеев был непосредственно связан с
развитием отечественной исторической науки и её специальных дисциплин, с собиранием и накоплением источников. Он стал в то же время отражением эволюции общественно-политических настроений в российском обществе.
Исторический музей в Москве был открыт в 1883 г. Проследить историю развития музея можно лишь изучая историю комплектования коллекций. В этом случае одной из первоочередных задач исследования становится выявление роли частных поступлений в музей от собирателей, стараниями которых, ка-" известно, была составлена немалая часть музейных коллекций дореволюционного периода.
Цель работы заключается в том, чтобы на основании изучения источников рассмотреть процесс формирования фондов Исторического музея и осветить роль частных поступлений в дореволюционный период его истории. Задача состоит в том, чтобы выявить круг источников комплектования фондов Исторического музея, определить их значение и установить интенсивность пополнения дореволюционных коллекций и характер их материалов. На основании изучеш1Я источников составить максимально полный список лиц, способствовавших формированию музейных фондов. Должна быть установлена конкретная роль частных лиц и, в первую оче-
редь, коллекционеров в формировании музейных собраний; выявлены частные коллекции, поступившие в Исторический музей в дореволюционный период. Таким образом, освещение этих важных вопросов раскроет одну из важных страниц исгориии создания Исторического музея и даст возможность оценить в социально-культурном аспекте роль отечественного частного собирательства в последней четверти XIX - начале XX вв.
Новизна работы состоит в том, что в ней впервые Инвентарная книга музея включается в крут исторических источников. При исследовании Инвентарной книги был применен выборочный метод математико-стати-стического анализа. Основанием для этого послужили однотипность записей в Инвентарной книге и их массовый характер.
В результате исследования составлены списки фондообразователей музея с указанием биографических данных, характера коллекций, краткой библиографии. Выявлены и уточнены имена, социальное положение, род занятий и собирательские интересы ряда фондообразователей музея. Причём в некоторых случаях был пересмотрен вопрос о действительной, первоначальной принадлежности полученных музеем коллекций.
Актуальность темы исследования. Собирательство отражает степень научных и культурных запросов различных слоев российского общества, несомненно, связанных с уровнем развития науки и культуры в целом. В свою очередь, изучение истории этого социально-культурного явления имеет чисто практический интерес для наших музеев. Собирательство и его роль в формировании музейных фондов остаётся актуальной проблемой и в современной жизни музеев. Коллекционирование, затрагивая все более широкие слои населения, продолжает старые традиции и создаёт новые. Изучение тематики и структуры частных собраний позволяет судить об эволюции взглядов коллекционеров и музейных работников на такую важную категорию музееведения, как предмет собирательства в контексте общего понимания исторических и культурных ценностей, в музейной и научной проблематике.
СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и приложения (последнее содержит сведения о фондообразователях Исторического музея, включающие биографические данные, справку о коллекции, краткую библиографию).
Во введении определена основная задача исследования, дан обзор литературы, касающейся темы частного собирательства и его роли в становлении музейного коллекционирования.
Значение частного собирательства в деле сохранения и изучения памятников истории и культуры издавна признавала отечественная истори-
ческая традиция. К.Ф.Калайдович еще в 1811 г. писал по этому поводу: '...мы должны быть благодарны ...частным собирателям и тем, которые доставляют редкости в надёжные рухн"'. О том же говорил В.С.Иконникоа в работе "Опыт русской историографии": "...многие любители старины оказали несомненную услугу истории, сохранив от гибели важнейшие материалы, необходимые для исторического изучения России"г. Останавливаясь на создании Исторического музея, автор в первую очередь обращал внимание на пожертвования частных лиц.
Большое значение частных собраний для музейных фондов признавал В.В.Стасоп.
В первые годы советского музееведения исследователи отмечали логическое и хронологическое предшествование частного коллекционирования государственному, особо подчеркивая ценность "индивидуального подхода частного собирателя к материалу", который "впоследствии нередко признавался научным и принимался"3.0 любительском собирательстве, "опережавшем по времени собирательство государственное" как свидетельстве "познавательного интереса к памятникам прошлого своего народа" писал И.Г.Спасский4. В 1958 г. ГИМ выпустил сборник "Письменные источники в собрании Государственного Исторического музея" со статьёй С-И.Сако-вич "Частные коллекции документальных материалов", где делалась попытка раскрыть значение частных коллекций как особого рода источника по истории русской культуры на примере наиболее крупных частных коллекций ГИМа. Особое внимание обращалось на время формирования собраний и сословную принадлежность их владельцев. С.И.Сакович также прослеживает традиции д области коллекционирования на протяжении XIX 1ц говорит о необходимости изучения "коллекции как особого факта в истории культуры и как особого фактора в её развитии"5.
Частному коллекционированию XVIII - начала XX вв. посвящены два очерка обобщающего характера С.А.Овсянниковой, опубликованные в сборнике "Очерки истории музейного дела в России"6. Автор намечает два основных периода в истории частного коллекционирования: дворянский
1 Калайдович К. Известия о древностях слааяно-русстии н об И питие Ферапонтове, первом собирателе оных.-М., 1811. -С.б.
1 Иконников В.С. Опыт русской историографии. - Киев, 1892. - Т.1, кн.2. - С.1344.
3 Труха нов А. Коллекционирование печатей // Среди коллекционеров.-М, 1922. -№5-6.- С39.
* Спасский И.Г. Очерки по истории русской нумизматики // Труды Гос. Нет. музея. - Выл. 25. Нумизматический сборник. - 4.1. - М., 1955. - С .35.
'Сакович С.И. Частные коллекции документальных материалов //Письменные источники в собрании Государственного Исторического музея. - М., 1958. - 4.1. - СЯ1.
« М-, 1961. - Вып - С.263-360; М„ 1960. - Сып.2. - С.66-144.
(XVIII - первая половина XIX вв.) и буржуазный (2 половина XIX - начало XX вв.), отмечая изменение социального состава владельцев коллекций н соответственно структуры самих собраний, увязывая это с социально-политическими и культурными изменениями в жизни России.
Вэтой связи, бесспорно, заслуживает внимания роль частных поступлений, н особенно частного собирательства, в комплектовании дореволюционных фондов крупнейшего и старейшего музея нашей страны - Исторического.
В первой главе диссертации. "Основные источники истории формирования музейных фондов", рассматривается две группы источников, прежде всего, учетная документация Исторического музея и материалы Отдела письменных источников ГИМ, а также источники справочного характера.
Наиболее важный и ценный источник формирования музейных коллекций • Инвентарная книга. В дореволюционном Историческом музее существовало шесть инвентарных книг, которые велись с 1881 г. по май 1918 г. и содержали 51318 номеров. Проведённое исследование с большой долей уверенности позволяет предположить, однако, что Первая инвентарная книга была заведена не ранее 1885 г.
Чрезвычайно важным представлялось выяснить, насколько полно и точно отражали инвентарные книги процесс формирования музейных фондов.
. Сопоставление содержания инвентарных книг и отчетов музея показывает, что дата фиксация предмета ь инвентаре не всегда совпадает со временем поступления его в музей. Причин этому много. Прежде всего, надо иметь в виду, что комплектование фондов началось задолго до открытия музея и даже до постройки музейного здания. Кроме того, инвентарные книги появились не ранее.1885 г. Следовательно, наряду с текущими поступлениями, в Инвентарь приходилось вносить материал, накопившийся более чем за десять лет.
В течение первых двух лет ведения инвентарных книг (1885-1887) записи в них прозвознлнсь с опозданием примерно на один год. Со второй половины 1887г. разрыв постепенно уменьшается и практически сходит на нет к 1888 г.
Система фиксации музейных поступлений претерпевала существенные изменения. Постоянным и обязательным указание года, месяца и числа становится лишь в 1887 г.
Записи в инвентарных книгах не всегда равноценны. Иногда подробны и точны, иногда кратки и носят общий характер, но, как правило, сделаны квалифицированно и соответствуют сегодняшнему уровню музейного дела.
Способ регистрации музейных поступлений зависел от характера и количества материала, степени его систематизированности и сохранности.
Зачастую крупным коллекциям и архивам присваивался один или несколько инвентарных номеров, тогда как сравнительно небольшие поступления могли инвентаризироваться попредмстно. По этим причинам число пронумерованных записей, внесённых в Инвентарн, не соответствует буквально количеству гтредметоз, поступивших в музей. Их, безусловно, било больше. Инвентарные книги содержат сведения об источниках поступления материалов в Исторический музей. Примерно 50% всех музейных предметов закуп ал ось на торгу, остальные пополняли фонды в качестве даров различных учреждений и поступлений от частных лнц.
На основании записей инвентарных книг составлена таблица, по которой хорошо видна степень интенсивности пополнения музейных фондов 5 1881-1918 гг. Оказалось, что количественно дореволюционные фонды Исторического музея были в основном сформированы ещё в прошлом веке. Причём очевидна неравномерность поступления музейных предметов: после 1894 г. интенсивность начинает неуклонно падать. Причин этому много. По всей вероятности, интенсивности поступлений первых лет существования музея способствовало "сочувственное внимание общества к нарождающемуся национальному хранилищу..."1 Кроме того, п 80-х гг. XIX в. в музей поступали в большом количестве крупные археологические коллекции. Несомненно также и то, что в инвентарных книгах опосредованно находила отражение объективная реальность: не только история формирования фондов, тенденции в развитии науки и культуры этого времени, но и общественно-политические события. Примечательно, что если за девять лет (1881-1890) в Первую инвентарную книгу внесено 20894 номера, то за девять лет, которые велась Четвертая инвентарная книга (1902-1911), внесено лишь 7505 номеров. По всей видимости, напряжённая политическая обстановка этого периода - русско-японская война, революция 1905 г. и последующие годы реакции - усложнили жизнь людей и косвенно сказались и на комплектовании музейных фондов: уменьшилось число даров, поступавших от учреждений и официальных лиц.
Поскольку основной интерес для исследования представляют частные поступления в музей, было необходимо установить их долю от общего количества поступлений и проследить их динамику. Для решения этого вопроса можно воспользоваться выборочным методом математико-статистического анализа. Основанием для использования выборочного метода применительно к Инвентарной книге может служить однотипность записей и их массовый характер. Непосредственным объектом выборочного анализа стали записи в ннвентарях с интервалом б пять лет. С помощью
1 ГИМ. Ведомственный архив. Опись N01, ед.хр.22, л.4.об.
таблиц псевдослучайных чисел была произведена выборка (100 случайных чисел из 1000) и по стандартным формулам доказана её репрезентативность. Результатом проведённой работы стали таблица и график, демонстрирующие динамику частных поступлений в Исторический музей на протяжении дореволюционного периода. Самый большой приток частных поступлений падает на 1887 и 1917 гг. Первая дата - еще одно подтверждение интереса русского общества к новому музею. Большое число частных поступлений в 1917 г. говорит, вероятно, об ином: неотвратимость надвигающейся революции, политических и социальных бурь побуждала владельцев коллекций, отдельных ценных исторических и художественных предметов, библиотек, архивов, мемориальных вещей передавать их в музей как в наиболее безопасное и надёжное место для хранения.
По инвентарным записям можно судить о социальном составе лиц. передавших музею свои собрания или разрозненные предметы, имевшие историческую ценность. В число фондообразователей входили практически все слон общества.
Записи в инвентарных книгах показывают, что состав дореволюционных поступлений в Исторический музей менялся. Прослеживаются три периода фондообразования.
80-е гг. XIX в. - время создания первой экспозиции музея, товарищем председателя которого до 1885 г. был А.С.Уваров. В это время в музей поступают многочисленные археологические коллекции. В подходе к формированию музейного собрания видна попытка проследить и наглядно показать развитие истории, связав воедино памятники каменного века, античности и Киевской Руси. К 90-м гг. XIX в. определенно возрастает интерес к предметам быта, изделиям народных промыслов. В значительной мере это связано с деятельностью И .Е.Забелина, сменившего в 188S г. А.С.Уварова. В первое десятилетие XX в. среди поступлений появляются коллекции периодических изданий и изобразительного материала политического характера. Иными словами, на комплектовании фондов сказывался интерес организаторов и сотрудников музея не только к старине, но и к современным им событиям.
Доля поступлений в фонды архивных документов и книг оставалась стабильной во все периоды.
Несмотря на несомненную ценность Инвентарной книги как источника, ей присуща известная фрагментарность. Ряд фактов пополнения музейных коллекций вообще не нашёл отражения в Инвентарях.
Инвентарную книгу можно считать своего рода универсальным источником. В ней отражены все операции по комплектованию фондов: покупка, дар, завещание. Кроме того, она охватывает весь изучаемый период без
каких-либо хронологических лакун.
Книга содержит сведения об источниках формирования музейных фондов; формах передачи материалов в музей; о сотрудничестве музея с научными обществами, антикварами, учеными, художниками, собирателями; о целях музея и об интересах как его организаторов, так и частных коллекционеров.
В целом, Инвентарная книга - необычайно интересный и ценный источник и для исследователей становления музейного дела в России. Она отражает процесс накопления музейного опыта, выработку традиции не только музейной учётносги (системы фиксации музейных поступлений), но и складывания музейного собрания.
Другой важный источник по истории комплектовании фондов - ежегодные отчёты Императорского российского исторического музея, регулярно составлявшиеся начиная с 1885 г. С 1906 г. отчёты стали публиковаться. Отчёт за 1915 г. оказался последним, опубликованным до революции. В 1926 г., после десятилетнего перерыва, музей издал отчёт за 19161925 гг., первая часть которого посвящена 1916-1920 гг.
Музейные отчёты содержат сведения, существенно дополняющие инвентарные книга. В частности, » них приводятся дополнительные сведения о дарителях, часто даётся более подробное описание отдельных предметов и целых коллекций.
В Ведомственном архиве музея хранятся документы по комплектованию фондов (1881-1916), счета на приобретённые предметы (1883-1916), протоколы заседаний Совета музея (1905-1916).
Каждое архивное дело, содержащее Документы по комплектованию фондов, посвящено, как правило, какому-либо одному крупному музейному поступлению и истории его передачи в музей.
Счета на приобретённые музейные предметы хранятся по годам.Они составлялись на каждого продавца и имели единую форму; а них указана фамилия продавца, место его ительства, нередко профессия или социальное положение.
Протоколы заседаний Совета музея отражают жизнь Исторического музея на протяжении 1905-1916 гг. Протоколы содержат сообщения со-трудникоа музея по текущей работе, решения Совета о приобретении памятников, о передаче материалов в дар и на временное хранение, об избрании в члены музея, об экспозиционной и выставочной работе и т.п.
По описанным выше источникам можно достаточно полно представить процесс складывания музейного собрания. Дополнительные сведения были получены при изучении личных архивных фондов организаторов и первых сотрудников музея. Это, прежде всего, архивы И.Е.Забелина и
А.В.Орсшникова, создателя и хранителя Отдела нумизматики, который на протяжении тридцати трёх дореволюционных лет вёл Инвентарную книгу. Личные архивные фонды И.Е.Забслина и А.В.Орсшникова, хранящиеся в Отделе письменных источников ГИМ, заключают в себе массу сведений о коллекционерах, их интересах и взаимоотношениях, о сотрудничестве с Историческим музеем. Письма, дневники и воспоминания передают особую атмосферу собирательства как частного, так и музейного.
В процессе исследования кроме описанных выше были также использованы источники справочного содержания. Причем, помимо справочной литературы общего характера, также справочники для коллекционеров, воспоминания и записки собирателей, путеводители по фондам Исторического музея.
На основании сведений, содержащихся в описанных выше источниках, была предпринята попытка составить максимально полный список лиц. способствовавших формированию музейных коллекций (включая сведения о социальном положении, роде занятий и т.п. фондообразователей). Список составили 420 фондообразователей, пополнивших собрание Исторического музея как отдельными предметами, так и 230 коллекциями.
Вторая глава непосредственно посвящена фондообразователям Исторического музея и их роли в формировании музейного собрания. Основная цель деятельности Исторического музея состояла в "приобретении памятников и научных средств для их изучения и объяснения"Однако музей постоянно испытывал затруднения в средствах. В таких стеснённых обстоятельствах особенное значение имели пожертвования частных лиц. Во-первых, экономились музейные средства. Во-вторых, именно от частных собирателей в музейные фонды поступали вещи XVII - XVIII вв., полные коллекции которых трудно было собрать в конце XIX - начале XX вв. Кроме того, важны были передачи материалов от провинциальных собирателей, поскольку у музея не было возможности посылать экспедиции по стране. Помимо этого, в случае передачи целой коллекции, уменьшался элемент стихийности в комплектовании фондов. Музей единовременно получал тематически подобранное собрание.
Большинство фондообразователей Исторического музея - собиратели, которые и должны стать конкретными субъектами исследования. Поскольку собирательство - явление социально-культурное, при его изучении возможно использование метода классификации.
Принцип, который можно принять за основу типологизации фондообразователей - причины и цели собирательства.
1 ГИМ. Ведомственный архив, ед.хр.29, л-Зоб.
В процессе исследования оказалось возможным, с известными оговор* камн, посхольку всякая тнпологизация условна, разделить всех выявлен* ных фондообразователей Исторического музея на следующие группы (в соответствии с мотивами собирательства):
I. Профессиональное собирательство - 232 лица:
1) не связанное с основным родом деятельности -115 лиц;
2) как одна из сторон профессиональных занятий -117 лиц;
а) учёные, публицисты, издатели - 70 лиц;
б) сотрудники Исторического музея -18 лиц;
в) сотрудники других музеев - 29 лиц.
II. Собирательство в сочетании с торговлей антиквариатом - 11 лиц.
III. Условное собирательство - 94 лица:
1) Владельцы "мемориальных" собраний - 33 лица:
а)наследники известных общественных, культурных и политических деятелей, ставшие обладателями их архивов и предметов обихода -17 лиц;
б) лица, хранившие семейные архивы, портреты, бытовые вещи, накапливавшиеся на протяжении жизни нескольких поколений и приобретших историческую ценность -16 лиц;
2) Случайные собиратели - 61 лицо;
а) стихийные археологи-дилетанты -14 лиц;
б) лица с неустановленными данными, располагавшие историческим и художественным материалом и передавшие его (в дар и путём продажи) музею - 47 лиц;
IV. Дарители не коллекционеры - 83 лица.
Группа "Профессиональное собирательство" включает коллекционеров-знатоков, посвятивших собирательству все свои помыслы, время и финансы. Причем сюда входят как лица, чьё увлечение не было непосредственно связано с основным родом деятельности (подгруппа 1), так и коллекционеры, для которых собирательство было одной из сторон профессиональных занятий (подгруппа 2). Тех и других с полным основанием можно отнести к профессиональным коллекционерам, стой только разницей, что первые были ими фактически, а вторые - и фактически и формально.
Среди подгруппы 1 крупные специалисты и авторитетнейшие исследователи: Д.А.Ровинский (1824-1895) - юрист, московский губернский прокурор и сенатор, собиратель гравюры и лубка, автор четырёхтомного "Подробного словаря русских гравированных портретов", пятитомного труда "Русские народные картинки" и других исследований. Д.Я.Самоквасов (18431911) - историк русского права, университетский профессор, занимавшийся на свои средства археологическими раскопками и передавший в Исто-
рмческий музей множество уникальных находок, автор научных работ по археологии. А^А.Титов (1844-1911) - ростовский потомственный купец, краевед, основатель Ростовского музея древностей, собиратель старопечатных книги рукописей, автор квалифицированных каталогов. В этой же подгруппе Д.В.Ульянннский (1861-1918) - выпускник физико-математического факультета Московского университета, служивший заведующим канцелярией Московского удельного округа, крупнейший библиофил, серьезнейший библиограф, автор книги "Среди книг и их друзей". А.АЛЗахру-шин (1865-1929) - владелец кожевенной фабрики, основатель театрального музея в Москве; И.А.Голышсв (1838-18%) - выходец из семьи крепостных крестьян-иконописцев, владелец литографии, краевед, автор статей по статистике и истории. Несомненный интерес представляет заметная фигура в мире собирателей - П.И.Щукнн, московский купец, владелец музея русской старины, издатель сборников архивных материалов своего собрания и описей отдельных коллекций.
Каждый из коллекционеров пришел к собирательству своим путём, но во всех частных случаях прослеживается определенная закономерность. Сама эпоха, проникнутая социально-политическими и культурными изменениями, побуждала людей оглянуться, оглядеться и увидеть свои истоки и перспективы. Отсюда интерес к прошлому своего народа, желание сохранить памятники старины, изучить их, понять, познакомить с ними других. В этом проявилась тенденция нового общественного исторического самопознания. Поэтому абсолютное большинство собирателей-фондообразо-вателей Исторического музея коллекционировали материалы, относящиеся именно к русской истории, будь то рукописи, книги, предметы искусства и тл. В подгруппе 2 группы профессиональных коллекционеров представлены лица, для которых собирательство было одной из сторон профессиональных занятий. К ним относятся, прежде всего, ученые (2а), среди коллекций которых превалируют библиотеки и рукописные собрания. П.И.Бартенев (1829-1912) - археограф, библиограф, историк, основатель журнала "Русский архив*, владелец библиотеки и собрания рукописей; Е.В.Барсов (1836-1917) - собиратель и исследователь фольклора и памятников древней письменности; Д Л .Иловайский (1832-1920) - историк, публицист, собиратель рукописных документов по истории России ХУП-ХУШ вв.; А.СЛаппо-Данилевский (1862-1936) - историк, профессор Петербургского университета, собиратель документов по истории помещичьего землевладения в России.
К этой же подгруппе коллекционеров относятся сотрудники Исторического музея (26) и сотрудники других музеев России (2в). Появление новой категории научной интеллигенции - музейных работников, - факт
сам по себе знаменательный: это явление можно считать прямым следствием демократизации культуры конца XIX- начала XX вв., когда коллекционирование все больше и больше превращалось из "любительства", носившего сугубо личный характер, в общественное поприще. Поэтому к подгруппам 26 и 2в следует отнести не только музейных сотрудников, располагавших личными собраниями, но и тех, кто собирал материалы только для музея.
Коллекции музейных работников отличались несколько большш разнообразием, чем собирателей подгруппы 2а. Следует упомянуть о крупных и многообразных собраниях основателей Исторического музея А.СУварова и И.Е.Забелина, включавших большие библиотеки с коллекциями рукописей, изобразительный материал, нумизматику, археологические коллекции; о нумизматических собраниях А.В.Орешникова и АЛСЖизневского (1819-1896), создателя историко-археологнческого музея d Твери; собрание фарфора, хранителя Оружейной палаты Ю.В.Арсеньева (1857-1919); палеонтологической коллекции И.Т.Савенкова, сибирского краеведа, заведующего Минусинским музеем.
Ко П группе относятся антиквары, поставлявшие материалы Историческому музею. Круг поставщиков был ограничен, главным образом, известными и крупными торговцами, в основном, москвичами. Многие антиквары были не толькб торговцами, но истинными знатоками, часто - страстными коллекционерами. Среди них - А.А.Астапов, букинист, собиратель, один из инициаторов создания Московского библиографического кружка. Потомственный букинист, знаток старопечатныхи лицевых книг С.Т.Большаков; антиквар, нумизмат и филателист Ф.В Веркмейстер; бывший иконописец, букинист и антиквар И Л.Силин.
Среди фондообразователей Исторического музея антиквары заслуживают особого внимания не только потому, что значительно способствовали пополнению музейных фондов, ной потому, что существовала непосредственная связь между развитием собирательства и антикварной торговли. Торговцы снабжали коллекционеров антиквариатом, но именно благодаря распространению собирательства так богата и насыщена была антикварная жизнь Москвы, Петербурга и других городов России.
Условное собирательство (группа III). Среди передач в музей мемориальных материалов общественных, культурных и политических деятелей их наследниками (подгруппа Ш/Ia), осознавшими, что они владеют достоянием национальной культуры, особого внимания заслуживают дары вдов великих русских писателей А.ГДостоевской и С.А.Толстой. Необходимо упомянуть дар Е.К.Кашкиной (урожденной Кульневой), передавшей музею в 1909 г. личные вещи героя Отечественной войны 1812 года Я.П.Кульнева. В 1899-1900 гг. в музей поступали архив и личные веши замечательно-
го русского актёра М.С.Щепкина от большой семьи Щепкиных.
Такого рода материалы в подавляющем большинстве оформлялись в виде даров в первые полтора десятилетия XX в.
Группа Ш/1б иллюстрирует, прежде всего, неотвратимый распад "дворянских" гнёзд. Из 16 коллекций рассматриваемой подгруппы • 14 относят-сяк дворянским родам. В 90-х гг. XIX в. и преимущественно в начале XX в. в музей поступали родовые дворянские архивы, предметы обихода и портреты. В то же время передача музею родовых коллекций говорит об осознании наследниками истории своего рода, своей семьи как частицы истории страны, без которой последняя была бы неполной. Таким образом, передачи в музей и мемориальных коллекций, и материаловисторичсск их личностей, и "родовой" и "фамильной" старины интересны, прежде всего,как отражение роста исторического самосознания русского общества.
К подгруппе III/2a ("случайные" собиратели) относятся археологи-дилетанты, проводившие раскопки на свой страх и риск. Это, в первую очередь, помещики, "изучавшие" принадлежавшую им территорию. К этой же подгруппе относятся и "стихийные" археологи,то есть владельцы археологических материалов, полученных при случайных обстоятельствах (распашка поля, рытье ямы и т.п.), чаще всего это крестьяне.
Надо заметить, что интерес к истории, в частности, к археологии, проявляли представители самых разных слоев общества. Здесь важно, прежде всего, неравнодушное отношение к находкам, приводившее таких "археологов" в музей. ,
В группу "Условное собирательство" входит и наименее изученная из-за отсутствия достоверной информации подгруппа лиц, передававшая Историческому музею исторические и художественные материалы в дар и путём продажи. В эту подгруппу, по всей вероятности, входят скупщики старины. Большинство из них продавало музею материалы в очень больших количествах, часто на протяжении длительного времени. Среди пёстрых и достаточно разрозненных поступлений, тем не менее, встречаются отдельные коллекции.
К этой же подгруппе, видимо, относятся и пока ещё неидентифициро-ванные коллекционеры или их наследники.
В связи с выяснением новых фактов подгруппа 111/26 имеет тенденцию к постоянному сокращению.
КIV группе фондообразователей относятся многочисленные дарители Исторического музея, которые, не будучи коллекционерами, владели материалами, представлявшими историческую, научную или художественную ценность. Среди дарителей-неколлекционеров подавляющее большинство - учёные. Чаще всего они передавали музею результаты своих
научных изысканий (печатные труды, рукописи, археологические и этнографические памятники и т.п.), иногда - бытовые вещи, либо типичнее для определённой эпохи, либо интересные своей оригинальностью. Многочисленность таких дарителей естественна: люди науки особенно отчётливо понимали научную и, главное, просветительскую роль музея. Немалог важной причиной большого количества даров от учёных было и их сотрудничество с Историческим музеем. Музей предоставлял возможность исследователям работать в своих фондах, ученые откликались на это помощью в научной н экспозиционной деятельности музея.
Среди дарителей музея много художников, работавших в запасниках музея.
Многочисленность дарителей именно этой группы, независимо от характера их даров, говорит, прежде всего, о тесном сотрудничестве Исторического музея с научным и художественным миром, о стремлении музея быть на уровне передового научно-просветительного учреждения.
Условная типологизация фондообразователей Исторического музея позволяет сделать вывод о том, что больше половины фондообразователей Исторического музея были собирателями-профессионалами (55,2%), владельцы семейных коллекций и случайные собиратели составляли 22,4%, дарители-не собиратели (в основном, учёные) -19,8%, крупные антиквары - 2,6%. Высокая доля профессиональных собирателей среди фондообразователей музея свидетельствует как об активной жизненной позиции колекционеров, сознающих общественную и культурную значимость своей деятельности, так и об авторитете Исторического музея, сумевшего за сравнительно коровий срок стать подлинно национальным хранилищем. Кроме того, активное участие собирателен в фондобразовании позволяет предположить высокий уровень передаваемых ими материалов, что что не могло не сказаться на уровне музейных фондов в целом.
Чрезвычайно важно рассмотреть форму передачи коллекций и отдельных предметов частными лицами в Исторический музей. Подсчеты показывают, что большинство всех выявленных поступлений в музей от частных лиц - дары (прижизненные и завещанные). Продавали материалы, в основном, торговцы-профессионалы (П группа) и предполагаемые скупщики старины (подгруппа П1/26).
Передачу исторических материалов в музей преимущественно в виде даров можно считать показателем искренней заинтересованности представителей российского общества в изучении и популярном освещении отечественной истории, а это, в свою очередь, свидетельствует об определённом росте самосознания всего общества в целом.
Конкретная роль фондообразователей в складывании музейных фон-
дов была рассмотрена на самой крупной, разнообразной и потому самой интересной группе - "профессиональное собирательство". В архивных документах и Инвентарных книгах зарегистрировано всего 232 фондообразова-теля этой группы. Однако не о всех поступлениях в музей от этих лиц были найдены достоверные сведения. Поэтому при исследовании пришлось принимать во внимание лишь зафиксированные в учетной документации факты передачи материалов в музей; таковых оказалось 276, связанных со 159 фондообразователями. Необходимо подчеркнуть, что в дальнейшем будет рассматриваться не количество предметов (единиц хранения), поступивших в музей, а количество конкретных фактов передач, поскольку поступления были неравнозначны.
На основе полученных данныхбыло составлено несколько таблиц. Одна - общая и другие, более частные, из нее вытекающие и позволяющие представить процесс фондообразования достаточно подробно. Все таблицы составлены по одной схеме. Они состоят из двух частей, отражающих поступления от частных лиц в музейные фонды как единичных предметов так и целых коллекций. Процесс пополнения фондов проиллюстрирован: а) поэтапно: 1П0-1890 гг.; 1890-1900 гг.; 1900-1918п\; б) по основным направлениям фондообразования, которые соответствуют направлениям собирательства.
По каждой таблице построено несколько графиков (линейных и круговых диаграмм); поэтапно отражающих процесс количественного пополнения музейных фондов и дающих представление о структуре их пополнения. Таблицы и графики показывают, что к "приоритетным" направлениям дореволюционного фондообразования относятся такие как: 1. декоративно-прикладное искусство; 2, археология; 3. изобразительное искусство; 4. библиотеки; 5. рукописи (сюда же относятся старопечатные книги и архивы). К "второстепенным": б. нумизматика; 7. тематический материал (предметы, документы и т.п., объединённые одной темой или принадлежностью одному лицу); 8. оружие; 9. смешанный материал. Причем, если в XIX в. значительно больше половины поступлений приходилось только на декоративно-прикладное искусство и археологию и, в несколько меньшей степени, на изобразительное искуссто, то в XX в. произошли существенное сокращение первых двух "приоритетных" направлений: декоративно-прикладного искусства и археологии и интенсивный рост четвертого и пятого направлений: библиотек и рукописей. В целом же среди коллекций, переданных в Исторический музей собирателями, преобладали археологические, среди единичных поступлений преобладали предметы декоративно-прикладного искусства. Увеличение числа единичных поступлений и коллекций произошло в 1900-е гг., т.е. налицо несомненное и значительное повышение интенсивности фондообразования за счёт частных посгупле-
1С
иий к концу изучаемого периода.
Для полноты характеристики фондообразователей Исторического музея представляется целесообразным рассмотреть их принадлежность к различным социальным группам, остановившись,конкретно на подгруппе профессиональных коллекционеров, чьё увлечение не было связано с основным родом деятельности. Эта подгруппа не только наиболее изучена, но н особенно интересна разношёрстностью своего состава, пестротой и разнообразием собирательских интересов. За основу дифференциации была принята не сословная принадлежность рассматриваемых лиц, во многом уже утратившая свое прежнее значение в конце XIX - йачале XX в., а их основная профессиональная деятельность или основное средство существования. Условно введены три социальные группы: 1. Интеллигенция (университетская профессура, преподаватели средних учебных заведений, архивисты, библиотекари, редакторы, врачи, художники, средние и мелкие чиновники; 2. Торговцы и промышленники; 3. Помещики и сановники. .
Выяснилось, что среди коллекционеров-фондообразователей Исторического музея 80-х гг. XIX в. - 10-х гг. XX в. преобладали представители интеллигенции.
Характер коллекционируемых материалов и преимущественный интерес собирателей всех рассматриваемых групп примерно одинаков, что естественно для демократизированной в целом культуры последней четверти XIX - начала XX вв. и коллекционирования в целом. Однако коллекциям разных социальных групп присущи и некоторые особенности.
Коллекции, принадлежавшие представителям интеллигенции, как правило, выдержаны строго тематически. Для этой группы характерно преимущественное собирание книг.
Представители торгово-промышленных кругов собирали тематически разнообразные и часто очень крупные коллекции.
Отличительной чертой помещичьих коллекций можно считать их традиционность, проявлявшуюся как в предпочтительном интересе к нумизматике и археологии, так и в собирании крупных библиотек и в коллекционировании художественных вещей и оружия, продолжавших оставаться элементами помещичьего быта.
Рассмотрев участие каждой социальной группы в процессе музейного фондообразования, можно сделать вывод о том, что не всегда исторический и художественный материал, переданный собирателем в музей соответствовал характеру принадлежавшей ему коллекции. Это свидетельствует о широте взглядов собирателей, историзме их мировосприятия и понимании роли Исторического музея как научно-просветительного учреждения.
Особый интерес для музейного фондообразования, бесспорно, имели целиком кереданные коллекции. На сегодняшний день выявлено 236 коллекций, поступивших в Исторический музей от 160 владельцев. На протяжении всех рассматриваемых лет в музей поступало больше всего археологических коллекций (29,2%); архивы, рукописи, старопечатные книги (хранились единым комплексом до 1912 г.) составляли 18,2%; изобразительный материал - 13,9%; декоративно-прикладное искусство - 11%; тематические коллекции - 93%; библиотеки - 8%; нумизматика - 4,7%; мемориальные коллекции - 3,4%; оружие -13%; крупные смешанные коллекции -0,8%.
Интенсивность поступления всех коллекций, кроме археологических, неизменно возрастала с началом XX в. Основная масса археологических коллекций пополняла фонды в 80-90-х гг. XIX в. Состав коллекций показывает, что преобладало, бесспорно, коллекционирование старины. Однако в начале XX в. появляется интерес к собиранию предметов, в той или иной степени отражающих современные коллекционерам события. Посгу-шпние частных коллекций такого рода отвечало задачам, поставленным музеем. В данном случае деятельность музея и частных коллекционеров прекрасно демонстрирует процесс формирования исторического мировосприятия, которое, будучи ло~чческим продолжением пристального интереса к прошлому, проявлялось в осознании современных событий в неразрывной исторической цепи, в стремлении сохранить материализованные следы сегодняшнего дня. Необходимо отмстить, что наряду с преобладающим большинством (135 из 160) москвичей сре; .1 коллекционеров-фондообразователей Исторического музея (обусловленным, прежде всего местоположением музея) 25 коллекционеров были иногородними. То есть в музей стекались не только московские и столичные коллекции, но и, чте особенно интерес о, провинциальные.
По составу и тематике необычайно богатого и разнообразного собра ния Исторического музея в наше время можно достаточно чётко пред ста вить вкусы и направленность интересов русских коллекционеров на протя женин трёх с половиной десятков лет.
Исторический музей прилагал усилия для приобщения частных соби рателей к фовдообразовательной, экспозиционной и научной деятельнс сги. Устав музея, утверждённый в 1874 г., предусматривал наличие члено к/зея, которыми признавались лица, "оказавшие особые заслуги музею" "сочувствующие целгм музея". Фамилии дарителей постоянно публиков; лись в отчётах музея, в отчёте за 25 лет (1883-1908) помещены не тольк списки дарителей, но и портреты 13 фондообразователей музея.
Исторические и художественные памятники, переданные в музей час
ними лицами и, прежде всего, коллекционерами, значительно обогатили музейное собрание как в количественном, так и в качественном отношении. Многие памятники экспонировались, однако основное внимание уделялось не экспозиционной работе, а исследовательской. С одной стороны, это объясняется трудным финансовым положением музея, постоянной нехваткой денег иа экспозицию, с другой стороны, склонностью сотрудников, в основном, кабинетных ученых, к исследовательской работе. Кроме сотрудников музея в запасниках с материалами знакомились "сторонние лица": учёные, художники, архитекторы, театральные деятели.
Важно отмстить, что не только собиратели формировали музей своими коллекциями, но в свою очередь и музей формировал коллекционеров в духовном отношении. Осознав значение музея как крупного общественного учреждения, несшего благородную просветительскую миссию, собиратели стремились способствовать своими коллекциями изучению и широкой популяризации русской истории и русского искусства. Значительно оформившееся историческое самосознание российского общества 2 половины XIX - начала XX вв. подготовило не только создание музея, но и появление коллекционера нового типа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведённое исследование показывает, что воссоздать процесс формирования дореволюционных фондов Исторического музея невозможно без выявления роли поступлений в музей от частных лиц, прежде всего, от собирателей. На основании сведений, полученных при работе с учётной документацией Исторического музея (инвентарными книгами, документами Ведомственного архива), удалось составить возможно полный список лиц, в разной степени способствовавших формированию фондов музея, в большинстве своём - собирателей. Активное участие собирателей в фондообразовании музея определило уровень передаваемых ими материалов, что не могло не сказаться в конечном итоге на ценности музейных фондов в целом. Среди коллекций, переданных в Исторический музей собирателями, преобладали археологические, среди единичных поступлений - предметы декоративно-прикладного искусства. Увеличение числа поступлений произошло в 1900-е гг., т.е. налицо несомненное и значительное повышение интенсивности фондообразования за счёт частных поступлений к концу изучаемого периода. Особый интерес для музейного собрания имеют целиком переданные коллекции. Изучение хронологии, географии и интенсивности их поступления в музей, а т"кже состава и тематики коллекций позволяет судить о вкусах и интересах русских коллекционеров последней четверти XIX - 10-х гг. XX вв.
История Исторического музея тесно связана с историей российского собирательства. В этой связи уяснение роли частных поступлений, в том числе частных коллекций, в формировании фондов Исторического музея помогает представить процесс создания крупнейшего российского музея, его цели и задачи, состав и тематику не только музейных собраний, но и наиболее типичных частных коллекций последней четверти XIX • начала XX вв.
Решение всех этих вопросов имеет не только 'чисто практический интерес" для музейных сотрудников, но в тоже время освещает один из аспектов большой проблемы истории отечественной культуры.
Роль Исторического музея и многочисленных коллекционеров, участвовавших в его формировании, особенно отчётливо видна в наше время. Общими усилиями, на переломе эпох, они смогли собрать и сохранить обречённые на гибель памятники отечественной культуры.
ИНИОН АН СССР.Зак.22.Тир.100
и