автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Роль частного собирательства в формировании дореволюционных коллекций исторического музея
Полный текст автореферата диссертации по теме "Роль частного собирательства в формировании дореволюционных коллекций исторического музея"
^О г
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА, ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.ВЛОМОНОСОВА
ХРИПКО Марина Леонидовна
РОЛЬ ЧАСТНОГО СОБИРАТЕЛЬСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ДОРЕВОЛЮЦИОННЫХ КОЛЛЕКЦИЙ ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ (последняя четверть XIX в. -1918 г.)
Специальность 07.00.02 • История СССР
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
На правах рукописи
УДК [93/99:069,02] Л69А24
Москва 1991
Работа выполнена в Государственном историческом музее
Научный руководитель - профессор К.ГЛевыкин
Официальные оппоненты:
доктор исторических наук ПГРындзюнский кандидат исторических наук ЛЛ-Дергачёва
Ведущая организация • Научно-исследовательский институт куль-туры
Министерства культуры РСФСР
Защита состоится *_"_1991 г. в_час. на заседании
Специализированного совета К-053.0527 по истории СССР в МГУ им. МЛ Ломоносова по адресу: Москва, Ленинские горы, МГУ, 1 корпус гуманитарных факультетов, 5 этаж, ауд. №_
Автореферат разослан"_"_1991 г.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке МГУ им. АМГорького (1 корпус хуманигарных факультете» МГУ им. МИЛомокосова.)
Учёный секретарь Специализированного совета кандидат исторических наук
доцент Л.Г.Кислягина
Заметным явлением общественной жизни России второй; половины ejfjfófi первой четверги XX вв. стало создание исторических музеев. Яалс-"ТТЙГэто не было случайным. Оно отразило процесс развития исторического сознания общества и было связано со значительными изменениями в экономической, общественно-политической и культурной жизни страны. На рубеже веков культура России в полной мере отразила глубину, сложность и своеобразие эпохи. В различных слоях общества возникла насущная потребность не только оценить происходящее, но и по-новому осмыслить прошлое.
Интерес российского общества к истории проявился в активизации деятельности научных исторических обществ. Большое значение для развития русской исторической иауки имели издания документов, предпринятые Археографической комиссией, а также учреждение губернских архивных комиссий. Во второй половине XIX в. появляются частные исторические журналы, сыгравшие большую роль в публикации исторических материалов. В это же время продолжаютинтеисивноразвиваться специальные исторические дисциплины, прежде всего, археология и этнография. Практически во всех российских губерниях велась активная краеведческая работа, собирался исгорико-археолошчеасий и этнографический материал. В начале XX ь. в некоторых городах возникли общества по изучению местного края.
Процесс создания исторических музеев был непосредственно связан с развитием отечественной исторической науки и её специальных дисциплин, с собиранием и накоплением источников. Он стал в то же время отражением эволюции общественно-политических настроений в российском обществе.
Исторический музей в Москве был открыт в 1883 г. Проследить историю развития музея можно лишь изучая историю комплектования коллекций. В этом случае одной из первоочередных задач исследования становится выявление роли частных поступлений в музей от собирателей, стараниями которых, ка* известно, была составлена немалая часть музейных коллекций дореволюционного периода.
Цель работы заключается в том, чтобы на основании изучения источников рассмотреть процесс формирования фондов Исторического музея и осветить роль частных поступлений в дореволюционный период ere истории. Задача состоит в том, чтобы выягить круг источников комплектования фондов Исторического музея, определить их значение и установить интенсивность пополнения дореволюционных коллекций и характер íes материалов. На основании изучения источников составить максимально полный список лиц, способствовавших формированию музейных фондов. Должна быть установлена конкретная роль частных лиц и, в первую оче-
з
рсдь, коллекционеров а формировании музейных собраний; выявлены частные коллекции, поступившие в Исторический музей в дореволюционный период. Таким образом, освещение этих важных вопросов раскроет одну из паяных страниц истормин создания Исторического музея и даст возможность оценить в социально-культурном аспекте роль отечественного частного собирательства в последней четверти XIX - начале XX вв.
Новизна работы состоит в том, что в ней впервые Инвентарная книга музея включается в круг исторических источников. При исследовании Инвентарной книга был применен выборочный метод математико-статн-сгическ ого анализа. Основанием для этого послужили однотипность записей в Инвентарной книге и их массовый характер.
В результате исследования составлены списки фондообразователей музея С указанием биографических данных, характера коллекции, краткой библиографии. Выявлены и уточнены имена, социальное положение, род занятий и собирательские интересы ряда фондообразователей музея. Причём в некоторых случаях был пересмотрен вопрос о действительной, первоначальной принадлежности полученных музеем коллекций.
Актуальность темы исследования. Собирательство отражает степень научных н культурных запросов различных слоев российского общества, несомненно, связанных с уровнем развития науки и культуры в целом. В езога очередь, изучение истории этого социально-культурного явления имеет чисто практический интерес для наших музеев. Собирательство и его роль в формировании музейных фондов остаётся актуальной проблемой и в современной жизни музеев. Коллекционирование, затрагивая все более широкие слои населения, продолжает старые традиции и создаёт новые. Изучение тематики н структуры частных собраний позволяет судить об эволюции взглядов коллекционеров и музейных работников на такую важную категорию музееведения, как предмет собирательства в контексте общего понимания исторических и культурных ценностей, в музейной н научной проблематике.
СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и приложения (последнее содержит сведения о фондообразователяхИсторического музея, включающие биографические данные, справку о коллекции, краткую библиографию).
Во введении определена основная задача исследования, дан обзор литературы, касающейся темы частного собирательства и его роли в становлении музейного коллекционирования.
Значение частного собирательства в деле сохранения и изучения памятников истории и культуры издавна признавала отечественная исгори-
чсская традиций. К.Ф.Калайдович еще в 1811 г. писал по этому покоду: "...ми долхзди быть благодарны ...частным собирателям к тем, которые доставляют редкости в надёжные руки"1.0 том же говорил В.С.Иконмкков
0 работе "Опыт русской историографии": "...многие любители старики оказали несомненную услугу истории, сохранно от гибели важнейшие материалы, необходимые для исторического изучения России"а. Останавливаясь ка создан им Исторического музея, автор о первую очередь обращал внимание на пожертвования частных лиц.
Большое значение частных собраний для музейныхфондоа признавал В.В.Стасос.
В первые годи советского музееведения исследователи отмечал и логическое и хронологическое предшествование частного коллекцноннроса-шш государственному, особо подчеркивая ценность "шщивидуалъного подхода частного собирателя к материалу", который "впоследствии нередко признавался научными принимало!"3.0 любительском собирательстве,"опережавшем по времени собирательство государственное" кгис свидетельстаа 'познавательного интереса и памятникам прошлого своего народа" писан И.Г.Спасский *. В 1958 г. ГИМ выпустил сборник "Письменные источники п собрании Государственного Исторического музея" со статьёй СИ.Сако-вич "Частные коллекции документальных материалов", где делалась полит-ка раскрыть значение частных коллекций как особого рода источника по истории русской культуры на примере наиболее крупных частных коллекций ГИМ а. Особое внимание обращалось на время формирования собраний и сословную принадлежность их владельцев. С.И.Саковкч такзке про-слехэ1вает традиции Л области коллехцлоннрозакня на пропшеикп XIX а, гоиорит о необходимости изучения "коллекции как особого факта п истории культуры и как особого фактора в её развитии"1.
Частному коллекционированию XVIII - начала XX вв. поезшцекы два очерка обобщающего характера С.А.Овсянникож)й, опубликованные в сборнике "Очерки истории музейного дела с России"б. Автор намечает два основных периода в истории частного коллекционирования: дворянский
1 Калайдович К. Известия о древностях славяно-русских и об Игнате Ферапонтове, псрваи собирателе оных. -М., 1811. -С.6.
1 Иконников В.С. Опыт русской историографии. - Киеа, 1892. - Г.1, ик.2. - С.1344.
3Труханов А. Коллекционирование печатей// Среди коллекционеров.-М, 1922. -№5-6.-С39.
4 Спасский И.Г. Очерки по истории русской нумизматики // Труди Гос. Ист. музее. - Вып. 25. Нумизматический сборник. - 4.1. - М., 1955. - С .35.
1 Сакович С.И. Частные коллекции документальных материалов// Письиешшс источшгхи в собрании Государстьснного Исторического музея. - М, 1958. - 4.1. - С.81.
6 М-, 1961. - ВыпЗ. - С.263-360; М., 1960. - Вып.2. - С.66-144.
(XVIIJ-первая половина XIX вв.) и буржуазный (2 половина XIX - начало XX вв.), отмечая изменение социального состава владельцев коллекций и соответственно структуры самих собраний, увязывая это с социально-политическими и культурными изменениями в жизни России.
В этой связи, бесспорно, заслуживает внимания роль частных поступлений, н особенно частного собирательства, в комплектовании дореволюционных фондов крупнейшего и старейшего музея нашей страны - Исторического.
В первой главе диссертации. "Основные источники истории формирования музейных фондов", рассматривается две группы источников, прежде всего, учетная документация Исторического музея и материалы Отдела письменных источников ГИМ, а также источники справочного характера.
Наиболее важный н ценный источник формирования музейных кат-лекций - Инвентарная книга. В дореволюционном Историческом музее существовало шесть инвентарных книг, которые велись с 1881 г. по май 1918 г. и содержали 51318 номеров. Проведённое исследование с большой долей уверенности позволяет предположить, однако, что Первая инвентарная книга была заведена не ранее 1885 г.
Чрезвычайно важным представлялось выяснить, насколько полно и точно отражали инвентарные книги процесс формирования музейных фондов.
. Сопоставление содержания инвентарных книг и отчетов музея показывает, что дата фиксации предмета в инвентаре не всегда совпадает со временем поступления его в музей. Причин этому много. Прежде всего, надо иметь в виду, что комплектование фондов началось задолго до открытия музея н даже до постройки музейного здания. Кроме того, инвентарные книги появились не ранее. 1885 г. Следовательно, наряду с текущими поступлениями, в Инвентарь приходилось вносить материал, накопившийся более чем за десять лет.
В течение первых двух лет ведения инвентарных хниг (1885-1887) завися в них прозводнлись с опозданием примерно на один год. Со второй половины 1887 г. разрыв постепенно уменьшается и практически сходит на нет к 1888 г.
Система фиксации музейных поступлений претерпевала существенные изменения. Постоянным н обязательным указание года, месяца и числа становится лишь в 1887 г.
Записи в инвентарных книгах не всегда равноценны. Иногда подробны и точны, иногда кратки и носят общий характер, но, как правило, сделаны квалифицированно и соответствуют сегодняшнему уровню музейного дела
Способ регистрации музейных поступлений зависел от характера и количества материала, степени его систематизированное™ и сохранности.
Зачастую крупным коллекциям и архивам присваивался один или несколько инвентарных номеров, тогда как сравнител ьно небольшие поступления могли инвентаризироваться попрсдмстно. По этим причинам число пронумерованных записей, внесенных в Инвектари, не соответствует буквально количеству предметов, поступивших в музей. Их, безусловно, было больше. Инвентарные книги содержат сведения об источниках поступления материалов в Исторический музей. Примерно 50% всех музейных предметов закупалось на торгу, остальные пополняли фонды в качестве даров различных учреждений и поступлений от частных лиц.
На основании записей инвентарных книг составлена таблица, по которой хорошо видна степень интенсивности пополнения музейных фондов в 1881-1918 гт. Оказалось, что количественно дореволюционные фонды Исторического музея были в основном сформированы ещё в прошлом веке. Причём очевидна неравномерность поступления музейных предметов: после 1894 г. интенсивность начинает неуклонно падать. Причин этому много. По всей вероятности, интенсивности поступлений первых лет существования музея способствовало "сочувственное внимание общества к наро задающемуся национальному хранилищу..."1 Кроме того, в 80-х гг. XIX в. в музей поступали в большом количестве крупные археологические коллекции. Несомненно также и то, что в инвентарных книгах опосредованно находила отражение объективная реальность: не только история формирования 4 ондов, тенденции в развитии науки и культуры этого времени, но и общественно-политические события. Примечательно, что если за девять лет (1881-1890) в Первую инвентарную книгу внесено 20894 номера, то за девять лет, которые велась Четвертая инвентарная книга (1902-1911), внесено лишь 7505 номеров. По всей видимости, напряжённая политическая обстановка этого периода - русско-японская война, революция 1905 г, н последующие годы реакции - усложнили жизнь людей н косвенно сказались к на комплектовании музейных фондов: уменьшилось число даров, поступавших от учреждений и официальных лиц.
Поскольку основной интерес для исследования представляют частные поступления в музей, было необходимо установить их долю от общего количества поступлений и проследить их динамику. Для решения этого вопроса можно воспользоваться выборочным методом мате1иатико-статистического анализа. Основанием для использования выборочного метода применительно к Инвентарной книге может служить однотипность записей и их массовый характер. Непосредственным объектом выборочного анализа ст али записи в инвентарях с интервалом в пять лет. С помощью
1ГИМ. Ведомственный архив. Опись N01, сд.хр.22, л.4.об.
таблиц псевдослучайных чисел была произведена выборка (100 случайных чисел из 1000) и по стандартным формулам доказана её репрезентативность. Результатом проведённой работы стали таблица и график, демонстрирующие динамику частных поступлений в Исторический музей на протяжении дореволюционного периода. Самый большой приток частных поступлений падает на 1887 н 1917 гг. Первая дата - ещё одно подтверждение интереса русского общества к новому музею. Большое число частных поступлений в 1917 г. говорит, вероятно, об ином: неотвратимость надвигающейся революции, политических и социальных бурь побуждала владельцев коллекций, отдельных ценных исторических и художественных предметов, библиотек, архивов, мемориальных вещей передавать их в музей как в наиболее безопасное и надёжное место для хранения.
По инвентарным записям можно судить о социальном составе лиц, передавших музею свои собрания или разрозненные предметы, имевшие историческую ценность. В число фокдообразователей входили практически все слои общества.
Записи в инвентарных книгах показывают, что состав дореволюционных поступлений в Исторический музей менялся. Прослеживаются три периода фондообразования.
80-е гг. XIX в. - время создания первой экспозиции музея, товарищем председателя которого до 1885 г. был А.СУваров. В это время в музей поступают многочисленные археологические коллехции. В подходе к формированию музейного собрания видна попытка проследить и наглядно показать развитие истории, связав воедино памятники каменного века, античности и Киевской Руси. К 90-м гг. XIX в. определенно возрастает интерес к предметам быта, изделиям народных промыслов. В значительной мере ¿то связано с деятельностью И.Е.Забелина, сменившего в 1885 г. А.С.Уварова. В первое десятилетие XX в. среди поступлений появляются коллекции периодических изданий и изобразительного материала политического характера. Иными словами, на комплектовании фондов сказывался интерес организаторов и сотрудников музея не только к старине, но и к современным им событиям.
Доля поступлений в фонды архивных документов и книг оставалась стабильной во все периоды.
Несмотря на несомненную ценность Инвентарной книга как источника, ей присуща известная фрагментарность. Ряд фактов дополнения музейных коллекций вообще не нашёл отражения в Инвентарях.
Инвентарную книгу можно считать своего рода универсальным источником. В ней отражены все операции по комплектованию фондов: покупка, дар, завещание. Кроме того, она охватывает весь изучаемый период без
каких-либо хронологических лакун.
Книга содержит сведения об источниках формирования музейных фондов; формах передачи материалов в музей; о сотрудничестве музея с научными обществами, антикварами, учеными, художниками, собирателями; о целях музея и об интересах как его организаторов, так и частных коллекционеров.
В целом, Инвентарная книга • необычайно интересный и ценный источник и для исследователей становления музейного дела в Росши. Она отражает процесс накопления музейного опыта, выработку традиции не только музейной учетности (системы фиксации музейных поступлений), но и складывания музейного собрания.
Другой важный источник по истории комплектования фондов • еже годные отчёты Императорского российского исторического музея, регулярно составлявшиеся начиная с 1885 г. С 1906 г. отчёты стали публиковаться. Отчёт за 1915 г. оказался последним, опубликованным до революции. В 1926 г., после десятилетнего перерыва, музей издал отчёт за 19161925 гг., первая часть которого посвящена 1916-1920 гг.
Музейные отчёты содержат сведения, существенно дополняющие инвентарные книги. В частности, в них приводятся дополнительные сведения о дарителях, часто даётся более подробное описание отдельных предметов и целых коллекций.
- В Ведомственном архиве музея хранятся документы по комплектованию фондов (1881-1916), счета на приобретённые предметы (1883-1916), протоколы заседаний Совета музея (1905-1916).
Каждое архивное дело, содержащее Документы по комплектованию фондов, посвящено, как правило, какому-либо одному крупному музейному поступлению и истории его передачи в музей.
Счета на приобретённые музейные предметы хранятся по годам.Онн составлялись на каждого продавца и имели единую форму: в них указана фамилия продавца, место его ительства, нередко профессия или социальное положение.
Протоколы заседаний Совета музея отражают жизнь Исторического музея на протяжении 1905-1916 гг. Протоколы содержат сообщения сотрудников музея по текущей работе, решения Совета о приобретении памятников, о передаче материалов в дар и на временное хранение, об избрании в члены музея, об экспозиционной к выставочной работе и т.п.
По описанным выше источникам можно достаточно полно представить процесс складывания музейного собрания. Дополнительные сведения были получены при изучении личнь*х архивных фондов организаторов и первых сотрудников музея. Это, прежде всего, архивы И.Е.Забелина и
Л.В.Орсшникопа, создателя и хранителя Отдела нумизматики, который на протяжении тридцати трёх дореволюционных лет вс^т Инвентарную книгу. Личные архивные фонды И.Е.Забслина и А.В.Орсшникова, хранящиеся в Отделе письменных источников ГИМ, заключают в себе массу сведений о коллекционерах, их интересах и взаимоотношениях, о сотрудничестве с Историческим музеем. Письма, дневники и воспоминания передают особую атмосферу собирательства как частного, так и музейного.
В процессе исследования кроме описанных выше были также использованы источники справочного содержания. Причём, помимо справочной литературы общего характера, также справочники для коллекционеров, воспоминания и записки собирателей, путеводители по фондам Исторического музея.
На основании сведений, содержащихся в описанных выше источниках, была предпринята попытка составить максимально полный список лиц, способствовавших формированию музейных коллекций (включая сведения о социальном положении, роде занятий и т.п. фондообразователей). Список составили 420 фондообразователей, пополнивших собрание Исторического музея как отдельными предметами, так и 230 коллекциями.
Вторая глава непосредственно посвящена фондообразователям Исторического музея и их роли в формировании музейного собрания. Основная цель деятельности Исторического музея состояла в "приобретении памятников и научных средств для их изучения и объяснения"Однако музей постоянно испытывал затруднения в средствах. В таких стеснённых обстоятельствах особенное значение ймели пожертвования частных лиц. Во-первых, экономились музейные средства. Во-вторых, именно от частных собирателей в музейные фонды поступали вещи XVII - XVIII вв., полные коллекции которых трудно было собрать в конце XIX - начале XX вв. Кроме того, важны были передачи материалов от провинциальных собирателей, поскольку у музея не было возможности посылать экспедиции по стране. Помимо этого, в случае передачи целой коллекции, уменьшался элемент стихийности в комплектовании фондов. Музей единовременно получал тематически подобранное собрание.
Большинство фондообразователей Исторического музея - собиратели, которые и должны стать конкретными субъектами исследования. Поскольку собирательство - явление социально-культурное, при его изучении возможно использование метода классификации.
Принцип, который можно принять за основу тилологизации фондообразователей - причины и цели собирательства.
1 ГИМ. Ведомственный архив, едлр.29, лЗоб.
В процессе исследования оказалось возможным, с известными оговорками, поскольку всякая тнпологизация условна, разделить веек выявленных фондообразователей Исторического музея на следующие группы (в соответствии с мотивами собирательства):
I. Профессиональное собирательство - 232 лица:
1) не связанное с основным родом деятельности -115 лиц;
2) как одна из сторон профессиональных занятий - 117 лиц;
а) учёные, публицисты, издатели - 70 лиц;
б) сотрудники Исторического музея -18 лиц;
в) сотрудники других музеев - 29 лиц.
II. Собирательство в сочетании с торговлей антиквариатом - 11 лиц.
III. Условное собирательство - 94 лица:
1) Владельцы "мемориальных" собраний - 33 лица:
а)наследники известных общественных, культурных н политических деятелей, ставшие обладателями их архивов н предметов обихода -17 лиц;
б) лица, хранившие семейные архивы, портреты, бытовые вещи, накапливавшиеся на протяжении жизни нескольких поколений и приобретших историческую ценность - 16 лиц;
2) Случайные собиратели - 61 лицо;
а) стихийные археологи-дилетанты -14 лиц;
б) лица с неустановленными данными, располагавшие историческим и художественным материалом и передавшие его (в дар и путём продажи) музею - 47 лиц;
IV. Дарители не коллекционеры - 83 лица.
Группа "Профессиональное собирательство" включает коллекционеров-знатоков, посвятивших собирательству все сбои помыслы, времс и финансы. Причем сюда входят как лица, чьё увлечение не было непосредственно связано с основным родом деятельности (подгруппа 1), так и коллекционеры, для которых собирательство было одной из сторон профессиональных занятий (подгруппа 2). Тех и других с полным основанием можно отнести к профессиональным коллекционерам, стой только разницей, что первые были ими фактически, а вторые - и фактически и формально.
Среди подгруппы 1 крупные специалисты и авторитетнейшие исследователи: Д.А.Ровннский (1824-1895) - юрист, московский губернский прокурор и сенатор, собиратель гравюры и лубка, автор четырёхтомного "Подробного словаря русских гравированных портретов", пятитомного труда "Русские народные картинки" и других исследований. ДЯ.Самоквасоз (18431911) - историк русского права, университетский профессор, занимавшийся на свои средства археологическими раскопками и передавший в Исто-
рическнй музей множество уникальных находок, автор научных работ по археологии. А.А.Титов (1844-1911) - ростовский потомственный купец, краевед, основатель Ростовского музея древностей, собиратель старопечатных книги рукописей, автор квалифицированных каталогов. В этой же подгруппе Д.В.Ульянинский (1861-1918) - выпускник физико-математического факультета Московского университета, служивший заведующим канцелярией Московского удельного округа, крупнейший библиофил, серьезнейший библиограф, автор книги "Среди книг и их друзей*. А.АЛЗахру-шин (1865-1929)- владелец кожевенной фабрики, основатель театрального музея в Москве; И.А.Галышев (1838-1896) - выходец из семьи крепостных хрестьян-нконописцев, владелец литографии, краевед, автор статей по статистике и истории. Несомненный интерес представляет заметная фигура в мире собирателей - П.И.Щукин, московский купец, владелец музея русской старины, издатель сборников архивных материалов своего собрания н описей отдельных коллекций.
Каждый из коллекционеров пришел к собирательству своим путём, но со всех частных случаях прослеживается определенная закономерность. Сама эпоха, проникнутая социально-политическими и культурными изменениями, побуждала людей оглянуться, оглядеться и увидеть свои истоки и перспективы. Отсюда интерес х прошлому своего народа, желание сохранить памятники старины, изучить их, понять, познакомить с ними других. В этом проявилась тенденция нового общественного исторического самопознания. Поэтому абсолютное большинство собирателей-фондообразо-вателей Исторического музея коллекционировали материалы, относящиеся именно к русской истории, будь то рукописи, книги, предметы искусства и тл. В подгруппе 2 группы профессиональных коллекционеров представлены лица, для которых собирательство было одной из сторон профессиональных занятий. К ним относятся, прежде всего, ученые (2а), среди коллекций которых превалируют библиотеки и рукописные собрания. П.И.Бартенев (1829-1912) - археограф, библиограф, историк, основатель журнала "Русский архив", владелец библиотеки и собрания рукописей; Е.В.Барсов (1836-1917) - собиратель и исследователь фольклора и памятников древней письменности; Д.И.Иловайский (1832-1920) - историк, публицист, собиратель рукописных документов по истории России ХУП-ХУШ вв.; А.СЛаппо-Данилевский (1862-1936) - историк, профессор Петербургского университета* собиратель документов по истории помещичьего землевладения в России.
К этой же подгруппе коллекционеров относятся сотрудники Исторического музея (26) и сотрудники других музеев России (2в). Появление новой категории научной интеллигенции - музейных работников, - факт
сам по себс знаменательный: это явление можно считать прямым следствием демократизации культуры конца XIX- начала XX вв., когда коллекционирование все больше и больше превращалось из "любительства", носившего сугубо личный характер, в общественное поприще. Поэтому к подгруппам 26 и 2в следует отнести не только музейных сотрудников, располагавших личными собраниями, но и тех, кто собирал материалы только для музея.
Коллекции музейных работников отличались несколькобольшш.Разнообразием, чем собирателей подгруппы 2а. Следует упомянуть о крупных и многообразных собраниях основателей Исторического музея А.СУварова и И.Е.Забслина, включавших большие библиотеки с коллекциями рукописей, изобразительный материал, нумизматику, археологические коллекции; о нумизматических собраниях А.В.Орешникова и A.KJK из невского (1819-1896), создателя историко-археологического музея в Твери; собрание фарфора, хранителя Оружейной палаты Ю.В.Арсеньева (1857-1919); палеонтологической коллекции ИХСавенкова, сибирского краеведа, заведующего Минусинским музеем.
Ко II группу относятся антиквары, поставлявшие материалы Историческому музею. Круг поставщиков был ограничен, главным образом, известными и крупными торговцами, в основном, москвичами. Многие антиквары были нетолькб торговцами, но истинными знатоками, часто - страстными коллекционерами. Среди них - А.А.Астапов, букинист, собиратель, один из инициаторов создания Московского библиографического кружка. Потомственный букинист, знаток старопечатныхи лицевых книгС.Т.Боль-шаков; антиквар, нумизмат и филателист Ф.В Веркмсйстер; бывший иконописец, букинист и антиквар И Л.Силин.
Среди фондообразователей Исторического музея антиквары заслуживают особого внимания не только потому, что значительно способствовали пополнению музейных фондов, ной потому, что существовала непосредственная связь между развитием собирательства и антикварной торговли. Торговцы снабжали коллекционеров антиквариатом, но именно благодаря распространению собирательства так богата и насыщена была антикварная жизнь Москвы, Петербурга и других городов России.
Условное собирательство (группа III). Среди передач в музей мемориальных материалов общественных, культурных и политических деятелей их наследниками (подгруппа Ill/Ia), осознавшими, что они владеют достоянием национальной культуры, особого внимания заслуживают дары вдов великих русских писателей А.ГДостоевской и СА.Толстой. Необходимо упомянуть дар Е.К.Кашкиной (урожденной Кульневой), передавшей музею в 1909 г. личные веЩи героя Отечественной войны 1812 года Я.П.Куль-нсва. В1899-1900 гг. в музей поступали архив и личные веши замечательно-
го русского актёра М.С.Щепкина от большой семьи Щепкиных.
Такого рода материалы в подавляющем большинстве оформлялись в виде даров в первые полтора десятилетия XX в.
Группа Ш/1б иллюстрирует, прежде всего, неотвратимый распад "дворянских" гнёзд. Из 16 коллекций рассматриваемой подгруппы -14 относятся к дворянским родам. В 90-хгг. XIX в. и преимущественно в начале XX в. в музей поступали родовые дворянские архивы, предметы обихода и портреты. В то же время передача музею родовых коллекций говорит об осознании наследниками истории своего рода, своей семьи как частицы истории страны,без которой последняя была бы неполной. Таким образом, передачи в музей и мемориальных коллекций, и материаловисторическихлично-стей, и "родовой" и "фамильной" старины интересны, прежде всего,как отражение роста исторического самосознания русского общества.
К подгруппе Ш/2а ("случайные" собиратели) относятся археологи-дилетанты, проводившие раскопки на свой страх и риск. Это, в первую очередь, помещики, "изучавшие" принадлежавшую им территорию. К этой же подгруппе относятся и "стихийные" археологи,то есть владельцы археологических материалов, полученных при случайных обстоятельствах (распашка поля, рытье ямы и т.п.), чаще всего это крестьяне.
Надо заметить, что интерес к истории, в частности, к археологии, проявляли представители самых разных слоев общества. Здесь важно, прежде всего, неравнодушное отношение к находкам, приводившее таких "археологов" в музей. #
В группу "Условное собирательство" входит и наименее изученная из-за отсутствия достоверной информации подгруппа лиц, передававшая Историческому музею исторические и художественные материалы в дар и путём продажи. В эту подгруппу, по всей вероятности, входят скупщики старины. Большинство из них продавало музею материалы в очень больших количествах, часто на протяжении длительного времени. Среди пёстрых и достаточно разрозненных поступлений, тем не менее, встречаются отдельные коллекции.
К этой же подгруппе, видимо, относятся и пока ещё неидентифициро-ванные коллекционеры или их наследники.
В связи с выяснением новых фактов подгруппа Ш/26 имеет тенденцию к постоянному сокращению.
КIV группе фондообразователей относятся многочисленные дарители Исторического музея, которые, не будучи коллекционерами, владели материалами, представлявшими историческую, научную или художественную ценность. Среди дарителей-неколлекционеров подавляющее большинство - учёные. Чаще всего они передавали музею результаты своих
научных изысканий (печатные труды, рукописи, археологические и этнографические памятники к т.п.), иногда - бытовые вещи, либо типичнее для определенной эпохи, либоинтерссные своей оригинальностью. Многочисленность таких дарителей естественна: люди науки особенно отчётливо понимали научную и, главное, просветительскую роль музея. НемалОг вахной причиной большого количества даров от учёных было и их сотрудничество с Историческим музеем. Музей предоставлял возможность исследователям работать в своих фондах, учёные откликались на это помощью в научной и экспозиционной деятельности музея.
Среди дарителей музея много художников, работавших в запасниках музея.
Многочисленность дарителей именно этой группы, независимо от характера их даров, говорит, прежде всего, о тесном сотрудничестве Исторического музея с научным и художественным миром, о стремлении музея быть на уровне передового научно-просветительного учреждения.
Условная типологизация фондообразователей Исторического музея позволяет сделать вывод о том, что больше половины фондообразователей Исторического музея были собирателями-профессионалами (55,2%), владельцы семейных коллекций и случайные собиратели составляли 22,4%, дарители-не собиратели ( в основном, учёные) -19,8%, крупные антиквары - 2,6%. Высокая доля профессиональных собирателей среди фондообразователей музея свидетельствует как об активной жизненной позиции колекционеров, сознающих общественную и культурную значимость своей деятельности, так и об авторитете Исторического музея, сумевшего за сравнительно короткий срок стать подлинно национальным хранилищем. Кроме того, активное участие собирателей d фондобразованин позволяет предположить высокий уровень передаваемых ими материалов, что что не могло не сказаться на уровне музейных фондов в целом.
Чрезвычайно важно рассмотреть форму передачи коллекций и отдельных предметов частными лицами в Исторический музей. Подсчеты показывают, что большинство всех выявленных поступлений в музей от частных лиц - дары (прижизненные и завещанные). Продавали материалы, в основном, торговцы-профессионалы (II группа) и предполагаемые скупщики старины (подгруппа Ш/26).
Передачу исторических материалов в музей преимущественно в виде даров можно считать показателем искренней заинтересованности представителей российского общества в изучении и популярном освещении отечественной истории, а это, в свою очередь, свидетельствует оБ определённом росте самосознания всего общества в целом.
Конкретная роль фондообразователей в складывании музейных фон-
дов была рассмотрена на самой крупной, разнообразной и потому самой интересной группе - "профессиональное собирательство". В архивных документах и Инвентарных книгах зарегистрировано всего 232 фондообразова-теля этой группы. Однако не о всех поступлениях в музей от этих лиц были найдены достоверные сведения. Поэтому при исследовании пришлось принимать во внимание лишь зафиксированные в учётной документации факты передачи материалов в музей; таковых оказалось 276, связанных со 159 фондообразоватслями. Необходимо подчеркнуть, что в дальнейшем будет рассматриваться не количество предметов (единиц хранения), поступивших в музей, а количество конкретных фактов передач, поскольку поступления были неравнозначны.
На основе полученных данных было составлено несколько таблиц. Одна - общая и другие, более частные, из нее вытекающие и позволяющие представить процесс фондообразования достаточно подробно. Все таблицы составлены по одной схеме. Они состоят из двух частей, отражающих поступления от частных лиц в музейные фонды как единичных предметов так и целых коллекций. Процесс пополнения фондов проиллюстрирован: а) поэтапно: 1П0-1890 гг.; 1890-1900 гг.; 1900-1918гг.; б) по основным направлениям фондообразования, которые соответствуют направлениям собирательства.
По каждой таблице построено несколько графиков (линейных и круговых диаграмм), поэтапно отражающих процесс количественного пополнения музейных фондов и дающих представление о структуре их пополнения. Таблицы и графики показывают, что к "приоритетным" направлениям дореволюционного фондообразования относятся такие как: 1. декоративно-прикладное искусство; 2. археология; 3. изобразительное искусство; 4. библиотеки; 5. рукописи (сюда же относятся старопечатные книги и архивы). К "второстепенным": 6. нумизматика; 7. тематический материал (предметы, документы и т.п., объединённые одной темой или принадлежностью одному лицу); 8. оружие; 9. смешанный материал. Причем, если в XIX в. значительно больше половины поступлений приходилось только на декоративно-прикладное искусство и археологию и, в несколько меньшей степени, на изобразительное искуссто, то в XX в. произошли существенное сокращение первых двух "приоритетных" направлений: декоратквно-при-кладного искусства и археологии и интенсивный рост четвертого и пятого направлений: библиотек и рукописей. В целом же среди коллекций, переданных в Исторический музей собирателями, преобладали археологические, среди единичных поступлений преобладали предметы декоративно-прикладного искусства. Увеличение числа единичных поступлений и коллекций произошло в 1900-е гг., т.е. налицо несомненное и значительное повышение интенсивности фондообразования за счёт частных поступле-
ннй к концу изучаемого периода.
Для полноты характеристики фондообразователей Исторического музея представляется целесообразным рассмотреть их принадлежность к различным социальным группам, остановившись.конкретно на подгруппе профессиональных коллекционеров, чьё увлечение не было связано с основным родом деятельности. Эта подгруппа не только наиболее изучена, но и особенно интересна разношёрстностью своего состава, пестротой и разнообразием собирательских интересов. За основу дифференциации была принята не сословная принадлежность рассматриваемых лиц, во многом уже утратившая свое прежнее значение в конце XIX - начале XX в., а их основная профессиональная деятельность или основное средство существования. Условно введены три социальные группы: 1. Интеллигенция (университетская профессура, преподаватели средних учебных заведений, архивисты, библиотекари, редакторы, врачи, художники, средние и мелкие чиновники; 2. Торговцы и промышленники; 3. Помещики и сановники. .
Выяснилось, что среди каллекционеров-фондообразователей Исторического музея 80-х гг. XIX в. - 10-х гг. XX в. преобладали представители интеллигенции.
Характер коллекционируемых материалов и преимущественный интерес собирателей всех рассматриваемых групп примерно одинаков, что естественно для демократизированной в целом культуры последней четверти XIX - начала XX вв. и коллекционирования в целом. Однако коллекциям разных социальных групп присущи и некоторые особенности.
Коллекции, принадлежавшие представителям интеллигенции, как правило, выдержаны строго тематически. Для этой группы характерно преимущественное собирание книг.
Предел авители торгово-промышленных кругов собирали тематически разнообразные и часто очень крупные коллекции.
Отличительной чертой помещичьих коллекций можно считать их традиционность, проявлявшуюся как в предпочтительном интересе к нумизматике и археологии, так и в собирании крупных библиотек ив коллекционировании художественных вещей и оружия, продолжавших оставаться элементами помещичьего быта
Рассмотрев участие каждой социальной группы в процессе музейного фондообразования, можно сделать вывод о том, что не всегда исторический и художественный материал, переданный собирателем в музей соответствовал характеру принадлежавшей ему коллекции. Это свидетельствует о широте взглядов собирателей, историзме их мировосприятия и понимании роли Исторического музея как научно-просветительного учреждения.
Особый интерес для музейного фондообразования, бесспорно, имели целиком переданные коллекции. На сегодняшний день выявлено236 коллекций, поступивших в Исторический музей от 160 владельцев. На протяжении всех рассматриваемых лет в музей поступало больше всего археологических коллекций (29,2%); архивы, рукописи, старопечатные книги (хранились единым комплексом до 1912 г.) составляли 18,2%; изобразительный материал - 13,9%; декоративно-прикладное искусство - 11%; тематические коллекции - 9,3%; библиотеки - 8%; нумизматика - 4,7%; мемориальные коллекции - 3,4%; оружие -13%; крупные смешанные коллекции -0,8%.
Интенсивность поступления всех коллекций, кроме археологических, неизменно возрастала с началом XX в. Основная масса археологических коллекций пополняла фонды в 80-90-х гг. XIX в. Состав коллекций показывает, что преобладало, бесспорно, коллекционирование старины. Однако в начале XX в. появляется интерес к собиранию предметов, в той или иной степени отражающих современные коллекционерам события. Поступление частных коллекций такого рода отвечало задачам, поставленным музеем. В данном случае деятельность музея и частных коллекционеров прекраснодемонсгрирует процесс формирования исгорнческогомировос-приятия, которое, будучи ло~чческим продолжением пристального интереса к прошлому, проявлялось в осознании современных событий в неразрывной исторической цепи, в стремлении сохранить материализованные следы сегодняшнего дня. Необходимо отмстить, что наряду с преобладающим большинством (135 из 160) москвичей срег л коллекционеров-фондообразователей Исторического музея (обусловленным, прежде всего местоположением музея) 25 коллекционеров были иногородними. То есть в музей стекались не только московские и столичные коллекции, но и, чте особенно интерес о, провинциальные.
По составу и тематике необычайно богатого и разнообразного собра ния Исторического музея в наше время можно достаточно чётко пред ста вить вкусы и направленность интересов русских коллекционеров на протя жении трёх с половиной десятков лет.
Исторический музей прилагал усилия для приобщения частных соби рателей к фондообразовательной, экспозиционной и научной деятельно сги. Устав музея, утверждённый в 1874 г., предусматривал наличие члено ь.узея, которыми признавались лица, "оказавшие особые заслуги музею" 1 "сочувствующие целгч музея". Фамилии дарителей постоянно публикова лись в отчётах музея, в отчёте за 25 лет (1883-1908) помещены не тольк списки дарителей, но и портреты 13 фондообразователей музея.
Исторические и художественные памятники, переданные в музей част
ными лицами и, прежде всего, коллекционерами, значительно обогатили музейное собрание как в количественном, так и в качественном отношении. Многие памятники экспонировались, однако основное внимание уделялось не экспозиционной работе, а исследовательской. С одной стороны, это объясняется трудным финансовым положением музея, постоянной нехваткой денег на экспозицию, с другой стороны, склонностью сотрудников, в основном, кабинетных ученых, к исследовательской работе. Кроме сотрудников музея в запасниках с материалами знакомились "сторонние лица": ученые, художники, архитекторы, театральные деятели.
Важно отмстить, что не только собиратели формировали музей своими коллекциями, но в свою очередь и музей формировал коллекционеров в духовном отношении. Осознав значение музея как крупного общественного учреждения, несшего благородную просветительскую миссию, собиратели стремились способствовать своими коллекциями изучению и широкой популяризации русской истории и русского искусства. Значительно оформившееся историческое самосознание российского общества 2 половины XIX - начала XX вв. подготовило не только создание музея, но и появление коллекционера нового типа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведённое исследование показывает, что воссоздать процесс формирования дореволюционных фондов Исторического музея невозможно без выявления роли поступлений в музей от частных лиц, прежде всего, от собирателей. На основании сведений, полученных при работе с учётной документацией Исторического музея (инвентарными книгами, документами Ведомственного архива), удалось составить возможно полный список лиц, в разной степени способствовавших формированию фондов музея, в большинстве своём - собирателей. Активное участие собирателей в фондообразовании музея определило уровень передаваемых ими материалов, что не могло не сказаться в конечном итоге на ценности музейных фондов в целом. Среди коллекций,переданныхв Исторический музей собирателями, преобладали археологические, среди единичных поступлений - предметы декоративно-прикладного искусства. Увеличение числа поступлений произошло в 1900-е гг., т.е. налицо несомненное и значительное повышение интенсивности фондообразования за счёт частных поступлений к концу изучаемого периода. Особый интерес для музейного собрания имеют целиком переданные коллекции. Изучение хронологии, географии и интенсивности их поступления в музей, а тгкже состава и тематики коллекций позволяет судить о вкусах и интересах русских коллекционеров последней четверти XIX - 10-х гг. XX вв.
История Исторического музея тесно связана с историей российского собирательства. В этой связи уяснение роли частных поступлений, в том числе частных коллекций, в формировании фондов Исторического музея помогает представить процесс создания крупнейшего российского музея, его цели а задачи, состав и тематику не только музейных собраний, но н наиболее типичных частит коллекций последней четверти XIX - начала . -XX вв.
Решение всех зтш оопросоо Iалеет не только "чисто практический интерес" для музейнш сотрудннкоп, но в тогхе время освещает один из еспек-тоз большой проблемы исгорки отечественной культуры.
Роль Исторического музея и многочисленных коллекционеров, участ-поаазншх з его форгшрозашш, особенно отчётливо видна в наше время. Общт.ги усилиями, на переломе зпоя, они смогли собрать и сохранить обречённые на паЗель памятники отечественной культуры.
На тему диссертации опубликована статья:
Пётр %кш и его собрание. - гаранты..Истори; руэаеведческий альманах. 1..., 1207, вып.2, с.2,г
ИНИОН АН СССР. Загс. 22. Тир Л 00
о