автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему:
Роль эстетического воспитания в развитии творческих способностей личности

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Блахут, Анджей
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Киев
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.04
Диссертация по философии на тему 'Роль эстетического воспитания в развитии творческих способностей личности'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Блахут, Анджей

ВВЕДЕНИЕ.3

Глава I. СПОСОБНОСТИ КАК КОМПЛЕКСНАЯ ПРОБЛЕМА.16

§ I. Проблема способностей как объект научного анализа 16- 33 а/ Постановка проблемы способностей в домарксистской теории. 16б/ Способности как "пограничная" проблема в марксистской философии, психологии и эстетике . 23

§ 2. Развитие и формирование способностей . 34

§ 3. Способности и их место в структуре личности . 52а/ Способности и потребности . 53б/ Способности и интересы.'.62в/ Способности и деятельность . 69

Глава П. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ТВОРЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ . . . 79-

§ I. Проблема творческих способностей в марксистско-ленинской эстетике.79

§ 2. Эстетический аспект творческой способности . 95

Глава Ш. ПРОЦЕСС ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ 114-

§ I. Эстетическое воспитание как "развертывание" творческих способностей .114

§ 2. Роль искусства в формировании творческих способностей студентов /анализ материалов конкретно-социологических исследований/.124

§ 3. Критика несостоятельности теории способностей в концепции "гуманистического" воспитания в буржуазной эстетике.149

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Блахут, Анджей

Актуальность исследования. Проблема способностей, их развитие и формирование приобретает особую значимость в условиях развитого социалистического общества в СССР, построении социалистического общества в Польской Народной Республике и других странах социалистического содружества. "Строить новый мир, -сказал Генеральный секретарь ЦК КПСС тов.К.У.Черненко, - это значит неустанно заботиться о формировании человека нового мира, о его идейно-нравственном росте. Сила нашей партии. в способности развивать и направлять творческую активность масс, сплачивать их идейно и организационно, руководствуясь испытанными ленинскими принципами и методами"

Коммунистическая партия и государство уделяют большое внимание всестороннему и гармоническому развитию человека.

В материалах ХХУ1 съезда КПСС подчеркивается: п.мы располагаем большими материальными и духовными возможностями для все более полного развития личности и будем наращивать их » 2 впредь." .

Партию характеризует уважение к творческой, интеллектуальной деятельности, к необходимому для народа прогрессу науки и техники, просвещения и культуры. Она стремится не к унификации, а к поддержке творческой активности, открывающей новые гоо ризонты, обогащающей жизнь социалистического общества .

1 Выступление К.У.Черненко на внеочередном Пленуме ЦК КПСС, 13 февраля 1984 г. - Правда, 1984, 14 февраля.

2 Материалы ХХУ1 съезда КПСС. - М., 1982, с. 63. о

ХШ Пленум ЦК ПОШ. реологические задачи партии в реализации линии IX чрезвычайного съезда ПОШ. 14-15.10.1983г. - В кн.: Материалы и документы. Сборник 12/35, Варшава, 1983, с. 20.

Эстетическое начало все больше входит в повседневную жизнь современного человека. Сфера эстетического освоения действительности становится все шире, а значит возникает общественная' потребность в эстетически развитом, творческом человеке. Кроме того, без творческих, способных и активных людей невозможен научно-технический и культурный прогресс, невозможно осуществление идеалов коммунистического общества. При этом НТР делает эстетическую потребность необходимым элементом развития, прежде всего, самого социалистического производства, которое нуждается в работнике нового типа, высококвалифицированном, творческом, с широким диапазоном культурных запросов и интересов: "Научный прогресс в мире, технологическое соревнование, экономическая конкуренция - все это требует высокой мобилизации общественных и духовных сил"

Развитие и формирование творческих способностей личности -это и вопрос борьбы идеологий. Ошибкой было бы думать, что буржуазный мир не заинтересован в воспитании творческого, способного человека. Капиталистическое общество многосторонне использует способности человека, но при этом остро встает вопрос: с какой целью? Как известно, цель воспитания всегда производив от исторически обусловленной социальной системы. Поэтому человеческие способности используются капитализмом для сохранения установленного социального порадка, для ускорения роста производства и увеличения собственной прибыли. Капитализм безразлично относится к расцвету личности и не ставит своей задачей расширение и обогащение духовных запросов народа. I Выступление Первого секретаря ЦК ПОРП В.Ярузельского на заседании Народного Совета Культуры. - В кн.: Материалы и документы. Сборник 11/35, Варшава, 1983, с. 6.

Только социализм, в будущем коммунизм, создает необходимые условия для всестороннего и гармонического развития личности. Развитой социализм обеспечивает дальнейшую активизацию человеческого творчества. Высоко профессиональное, творческое осуществление основной деятельности создает ту целостность и гармоничность, которая интегрирует разносторонность проявления личностных свойств всесторонне развитого индивида. Поэтому формирование творческой активности составляет стержневое содержание процесса всестороннего развития личности.

Успешное решение экономических, социально-политических и культурных задач, стоящих перед народами, строящими коммунистическое общество, невозможно без широкого использования умственных и физических способностей молодого поколения. Возрастание роли молодежи в общественно-политической сфере жизнедеятельности выдвигает потребность в исследовании конкретных путей, форм и методов подготовки молодых людей к активному участию в общественных делах.

Актуальность исследования вопросов, связанных с повышением творческой активности молодежи, роли эстетического воспитания в развитии ее творческих способностей определяется как научными, так и практическими обстоятельствами:

- задачами коммунистического строительства, необходимостью дальнейшего повышения общественно-политической активности трудящихся масс;

- совершенствованием научно-технического и культурного прогресса, которое влечет за собой усиление внимания к формированию творческой личности, развитию ее способностей ;

- требованием дифференцированного подхода в организации научного управления процессом формирования и дальнейшего развития

- 6 творческого потенциала всех слоев населения; - недостаточностью изученности эстетического аспекта проблемы / творческих способностей и необходимостью соответствия форм и методов эстетического воспитания условиям и требованиям развитого 1 социализма ;

-обострением идеологической борьбы на современном этапе.})

Состояние научной разработки проблемы. Осуществление идеалов коммунистического строительства в современных условиях предполагает необходимость исследования особенностей развития и формирования творческого потенциала личности в процессе эстетического воспитания*

В настоящее время проблема творческих способностей, их развития и формирования в процеосе эстетического воспитания пока еще не получила достаточно полного теоретического осмысления. Можно говорить о достаточно высоком уровне разработанности проблемы способностей в целом. Что же касается проблемы творческих способностей как особого, сложного вида общей способности, то она не привлекла должного внимания исследователей. Это подтверждает и небольшое количество научных работ, касающихся данной проблемы.

Пограничность проблемы творческих способностей предполагает ее комплексное рассмотрение с широким использованием достижений ряда других наук.

Наиболее разработанными являются психологические аспекты способностей. В работах таких ученых как Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, Н.К.Платонов, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов и др. при ана

1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1947 ; Бытие и сознание. - М., 1957 ; Проблемы способностей и вопросы психологической теории. - Вопросы психологии, 1960, № 3 ; Теплов Б.М. лизе структуры личности исследуется взаимосвязь способностей с другими свойствами личности, а также намечаются конкретные пути формирования способностей. Необходимо отметить, что большинство названных авторов затрагивают лишь отдельные стороны способностей. Остается дискуссионным вопрос о сущности способностей, о их месте среди основных свойств личности. Из поля зрения исследователей, к сожалению, выпала проблема взаимосвязи способностей и интересов. Существуют разногласия, связанные с методикой изучения процесса формирования способностей.

Большое внимание уделено социально-философским аспектам способностей. В работах В.П.Иванова, М.С.Кагана, Т.И.Артемьевой, А.В.Мялкина и др. * способности рассматриваются в контексте анапродолжение ссылки со стр.6: Способности и одаренность, - В кн.: Ученые записки Государственного научно-исследовательского института психологии. - М., 1941, т.П ; Психология музыкальных способностей. - М., 1947 ; Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961; Ананьев Б.Г. Формирование одаренности. - В кн.: Склонности и способности. Л., 1962 ; Крутецкий В.А., Левитов Н.Д. Способности и интересы. - М., 1962; Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. Об историческом подходе в изучении психологии человека. - В кн.: Психологическая наука в СССР. T.I. - М., 1959 ; Материалы конференции по проблеме способностей. - М., 1970 ; Платонов К.К. Проблемы способностей. - М., 1972 и др.

1 Акопджаниян Е.С. Эстетическое в научном творчестве. - Ереван, 1978; Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества. -М., 1977, под ред. Гольдентрихт С.С., Коршунова A.M. Творчество и социальное познание. - М., 1982; Громов Е.С. Художественное творчество. - М., 1970 ; Давыдова Г.А. Творчество и диалектика. -М., 1970; Иванов В.П. Человеческая деятельность, познание, ислиза критериев всесторонне развитой личности, связываются с проблемой человеческой деятельности, понимаемой как основа труда и творчества.

Важным аспектом исследования способностей является разработка проблемы эстетической потребности и формирования эстетической культуры личности в условиях развитого социализма /М.Ф.Овсянников, Ю.А.Лукин, О.В.Лармин, Ю.У.Фохт-Бабушкин, И.А.Джидарьян и ДР./ продолжение ссылки со стр. 7: кусство. - Киев, 1977; Каган М.С. Проблема творчества в марксистской теории деятельности. - В кн.: Семинар по методологическим проблемам творчества. - Симферополь, 1974 ; Каган М.С. Человеческая деятельность. - М., 1974 ; Искусство и творческая деятельность. - Киев, 1979; Марксистско-ленинская эстетика и художественное творчество. - М., 1980 ; Художественное и научное творчество. - Л., 1972; Овсянников М.Ф. Проблемы художественного творчества. - М., 1975 ; Исследование проблем психологии творчества. - М., 1983 ; Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. - М., 1977; Мялкин A.B. Способности и потребности личности. - М., 1983.

1 Гончаренко Н.В. Художественная культура и гармоничное развитие личности. - Киев, 1982 ; Джидарьян И.А. Эстетическая потребность. - М., 1976; Каган М.С. Эстетическая культура советского человека. - Л., 1976; Теория эстетического воспитания. - М., 1979 ; Эстетическое воспитание и научно-технический прогресс. -М., 1981 ^Искусство и эстетическое воспитание молодежи. - М., 1981; Лармин О.В. / под ред. Эстетическое развитие и воспитание молодежи. - М., 1978; Искусство и молодежь. - М., 1980 ; Лукин Ю.А. Художественная культура развитого социализма. - М., 1983 ; Эстетическое сознание и художественная культура. - Киев,

Польскими учеными разрабатываются психолого-педагогические аспекты способностей, интересов, выявлены пути и методы их формирования /А.]7урыцка, Т.Менджыцки, Б.Наврочыньски, З.Петрасинь-ски и др./ проблемы теоретической и практической интеграции эстетического воспитания, роли искусства в становлении эстетически развитой личности /И.Войнар, М.Голашевска, М.Кучинска, Б.Су-ходольски, С.Шуман, В.Татаркевич и др./ 2. продолжение ссылки со стр. 8: 1968; Овсянников М.Ф. Эстетическое воспитание студентов. - М., 1973 ; Социологические и психологические проблемы эстетического воспитания. - М., 1972 ; Шестаков В.П. Искусство и дети. Эстетическое воспитание за рубежом. - М., 1972; - М., 1969; Человек в мире художественной культуры. - М., 1982 и др.

I .Gurycka A.Zainteresowania uczniow.-Warszawa.,1959;Medrzycki Т. Psychologiczne prawidlowosci kszt altowania sie post aw.-W-wa.,1977; Nawroczynski B.Dynamika zainteresowan.-W-wa.,1959;Pietrasinski Z. Zdolnosci./w Psychologi a. /po d red.Tomaszewski T.-W-wa.,1975; Strzalecki A.Wybrane zagadnienia psychologii tworczosei.-W-wa., 1969;Trzebinski J.Tworczosc a struktura po¿jec.-W-wa. ,1981; Sloniewska H.Psychologiczna analiza zainteresowania.-Poznan.,1969« 2.Golaszewska M.Swiadomosc piekna.-W-wa.,1970;Golaszewska M. Zarys estetyki.-W-wa. ,1984-;Golaszewska M.Tworczosc a osobowosc tworey.Analiza procesu tworczego.-Lublin.,1958;Kuczynska A. ^Piekno.Mit i rzeczywistosc.-W-wa.,1977;Kuczynski J.Homo creator: wstep do dialektyki czlowieka.-W-wa. ,1979 ;Suchodolski B. ,Wo¿jnar I. Nasza wspolczesnosc a wychowanie.-W-wa.,1972;Szuman S.O sztuce i wychowaniu estetycznym.-W-wa. ,1969 ;Tat arkiewicz W.Droga poprzez estetyke.-W-wa. ,1972;Wo¿jnar I.Estetyczna samowiedza czlowieka.-W-wa. ,1982; Wo jnar I.Teoria wychowania estetycznego.-W-wa.,1976; Wojnar I.Perspektywy wychowawcze sztuki.-W-wa. ,1966;Wo¿jnar I.

Существующая литература по проблеме творческих способностей, их развития и формирования не раскрывает в полной мере многие существенные стороны этого вопроса. Актуальным остается исследование взаимосвязей способностей с другими свойствами личности, как нацр.: интересами, сущности и основных видов творческих способностей, изучение механизма их формирования и стимулов развития в процессе эстетического воспитания, психолого-педагогические условия, влияющие на этот процесс.

На наш взгляд, назрела необходимость пересмотра того места, которое отводится проблеме формирования и развития творческих способностей в процессе эстетического воспитания.¡Проблему эстетического воспитания нельзя решать в отрыве от проблемы 4ворче-ских способностей, так как процесс воспитания должен стимулировать развитие и совершенствование способностей.)

Целесообразность исследования проблемы творческих способно-продолжение ССЫЛКИ со стр. 9: Estetyka i wychowanie.-W-wa.,1971> Cackowski Z.Czlowiek jako podmiot dzialania praktycznego i pozna-wczego.-Lublin.,19S3;Homo agens.Studia nad aktywnoscia i podmio-towoscia czlowieka.-Lublin.,1981;Integracja wychowania estety-cznego w teorii i praktyce.-Wroclaw.,1975«

- II - - ■ ' стей обусловлена ее сложностью и многогранностью. К перспективам разработки проблемы следует отнести применение комплексного подхода, позволяющего раскрыть не только эстетические, но и психолого-педагогические аспекты проблемы, органически соединить теорию и практику воспитания.

Целью диссертационного исследования является определение специфики эстетического воспитания как основного компонента процесса формирования и развития творческих способностей личности.

Поставленная цель определила следующие задачи:

- рассмотреть взаимосвязь способностей с другими свойствами личности /потребность, интерес, деятельность/;

- выявить эстетическую природу творческих способностей, разработать их структуру, составные элементы и виды;

-дпутем теоретического анализа и обобщения материала конкретно-социологических исследований показать роль эстетического воспитания в развитии творческих способностей личности; -^разработать практические рекомендации, направленные на повышение эффективности процесса эстетического воспитания как процесса формирования творческих способностей ; ,

- показать несостоятельность взглядов буржуазных исследователей проблемы способностей.

Методологическую основу изучения исследуемой проблемы составило учение классиков марксизма-ленинизма о роли труда и творчества в гармоническом развитии человека.

Гармоническое развитие личности, ее способностей основоположники марксизма считали важнейшей целью коммунистического общества. Рассматривая процесс коммунистического воспитания как часть комплексной программы строительства коммунизма, В.И.Ленин органически связывал формирование личности именно с воспитанием "всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей." которые активно и творчески будут изменять окружающий мир. Проблему гармонического развития как цель и необходимое условие строительства коммунистического общества сформулировал К.Маркс в "Экономических рукописях 1857-1859 гг.". Рассматривая истинное богатство в качестве универсальности ".потребностей, способностей, средств потребления, производительных сил и т.д. индивидов", полного развития господства человека ".как над силами так называемой "природы", так и над силами его собственной прир роды" , Маркс приводит нас к пониманию гармонического и всестороннего развития человека как целостного и всестороннего развития его сущностных сил.

В работе над темой были использованы материалы и решения съездов и пленумов ЦК КПСС и ЦК ПОШ: материалы ХХУ1 съезда КПСС и IX чрезвычайного съезда ПОШ, Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 года "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы", материалы июньского и декабрьского /1983 г./ Пленумов ЦК КПСС и др. Из польских партийных документов и материалов, кроме решений IX съезда ПОРП, были использованы материалы очередных пленумов ЦК ПОШ и, прежде всего, ХШ Пленума, который сформировал задачи партии по совершенствованию идеологической работы.

Эти документы и материалы позволяют осмыслить особое внимание коммунистических партий Советского Союза и Польской Народной Республики, которое уделяется проблемам всестороннего развития Ленин В.И. Детская болезнь "левизны" в коммунизме. - Полн. собр.соч., т. 41, с. 33. 2

Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 гг. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 46, ч. П, с. 376. личности, творческой активности трудящихся масс, культурной жизни общества.

В диссертации использованы результаты конкретно-социологических исследовании, проведенных автором среди студенческой молодежи в г.Кельце в ПНР. Диссертант исследовал конкретные пути формирования творческих способностей средствами различных видов и жанров искусства. Анализ способностей воссоздающего воображения дал возможность диссертанту определить место и роль различных видов и жанров искусства в эстетическом воспитании молодежи.

Диссертантом критически проанализированы взгляды ряда буржуазных ученых /Д.Дюи, Д.Гильфорд, В.Лоуэнфельд и др./ которыми предпринимались попытки создать структуру творчества, способностей и т.д.

Научная новизна диссертационного исследования определяется избранным автором подходом к исследованию взаимоотношений эстетического воспитания и творческих способностей личности. В диссертационной работе впервые применен комплексный подход к анализу способностей. Исследуемая проблема рассматривается как "пограничная", предполагающая философский, эстетический и психологический аспекты анализа. В результате осуществленного анализа диссертант обосновал необходимость выделения творческих способностей личности как ведущего фактора, развитию и формированию которого должен подчиняться весь процесс эстетического воспитания. Раскрывая существенные взаимосвязи способностей с другими свойствами личности, диссертант уточнил индивидуальную

I.Dewey D.Sztuka jako doswiadczenie.Tlumaczenie z j.angielskiego Potocki A.-Wroclaw.,1975;Guilfor£ J.P.Natura inteligencji czlo-wieka.Tlumaczenie z j.angielskiego Czarniawska B.,Kozlowski W, , Radiicki J.-W-wa.,1978;Lovenfeld V.Creative and Mental Growth. -New York.,1958. структуру творческих способностей и разработал их основные виды. Автор обосновывает эстетический характер способностей и намечает конкретные пути их развития и формирования.

Диссертант доказал несостоятельность различных буржуазных теорий творческих способностей.

Положения и выводы диссертации, обладающие научной новизной, следующие:

- эстетическое воспитание формирует ядро той целостности и гармоничности, которая характеризует всесторонне развитую личность ; конечная цель процесса эстетического воспитания - это раскрытие в творческом процессе всех человеческих способностей;

- в современных условиях эстетическое воспитание нуждается в определенной перестройке и создании новой модели процесса эстетического воспитания, целью которого станет развитие и формирование творческих способностей;

-^важнейшей основой развития способностей являются потребности и интересы, выступающие движущей силой их развития. Чем более усточивый характер приобретает проявившийся интерес, тем в большей степени он стимулирует опережающее развитие отдельных способностей. Интерес становится движущей силой развития способностей только тогда, когда он имеет постоянный характер. В этом случае интерес активизирует трудоспособность человека;

- творческую способность составляют, с одной стороны, такие свойства и качества личности, как чувственно-перцептивные, интеллектуальные, вербальные и др., а с другой, - эстетические свойства и качества личности: эстетические потребности, интересы, воображение, эстетический вкус, чувства, эстетический идеал.^

Практическая значимость выводов и рекомендаций автора заключается в возможности использования их в научной, идейно-вос

- 15 питательной и идеологической работе.

Теоретические выводы, сделанные в исследовании, и фактический материал могут быть применены в учебной работе в вузе, в частности, при разработке курсов лекций по развитому социалистическому обществу в темах: "Духовная культура социалистического общества", "Всестороннее развитие личности", "Эстетическое воспитание молодежи", "Личность художника и творческий процесс".

Указывая новые возможности процесса эстетического воспитания, результаты исследования могут применяться для построения новой модели этого процесса, направленного на развитие и формирование творческих способностей.

Конкретно-практические рекомендации и положения диссертации могут применяться в работе партийных, комсомольских, молодежных и других общественных организаций по коммунистическому воспитанию, а также при составлении комплексных планов идейно-воспитательной работы среди молодежи.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Роль эстетического воспитания в развитии творческих способностей личности"

- 169 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Среди самых актуальных проблем строительства коммунистического общества проблема формирования всесторонне и гармонически развитого человека занимает особое место. Становление коммунистической формации, развитие ее материально-технической базы, совершенствование общественных отношений и ускорение научно-технического прогресса, органически связаны с подготовкой и воспитанием всесторонне развитой личности. Развитое социалистическое общество представляет каждому человеку реальные возможности полного проявления своих духовных и физических сил, развития своих способностей.

На протяжении многих веков, в связи с возникновением труда и его последовательным разделением, наступает разрыв в процессе исторического развития общества, результатом которого являются классово-антагонистические формации, которые не создают условий для полного и всестороннего развития человека. Все новые и новые виды труда, в классово-антагонистических формациях ограничивают развитие человека и его способностей до пределов, устанавливаемых господствующими классами. Развитие способностей человека подчинено требованиям развивающихся общественных отношений. В различных науках ведутся споры по вопросу способностей, возможностей их развития, их сущности.

Анализ взглядов на проблему способностей в домарксистской философии показывает, что на протяжении многих столетий доминировало в науке убеждение о наследственности способностей. Признавая врожденный характер способностей, некоторые ученые /Вундт, Гальтон, Бине, Штерн и др./, и это подчеркивает гуманистическую ориентацию их теорий, одновременно искали методы и

- 170 пути их развития и формирования. Исторически выделились различные подходы в решении проблем развития человека и его способностей: этический, биологический, социологический, психологический и др. Сторонники этих направлений доказывали "научность" своих учений односторонне, в то же время полностью отрицая возможность других решений. В конечном итоге они не смогли выработать комплексного подхода в решении этих проблем; из-за больших разногласий между сторонниками разных направлений, комплексный подход вообще не был возможен.

Марксизм полностью разоблачает ошибочность и ограниченность всех предшествующих подходов к анализу способностей, показывает нерасчлененность этих подходов, т.к. они взаимосвязаны друг с другом и взаимообусловлены.

В исследовании проблемы способностей марксистско-ленинская наука выделяет два уровня: всеобщий и конкретно-практический. На первом уровне рассматриваются философские аспекты способностей, которые понимаются как целостное образование, возникшее на основе труда в процессе общественно-исторического развития. Второй уровень предполагает рассмотрение способностей с точки зрения способностей к конкретным видам деятельности, т.е. как актуальные способности. Эти два уровня взаимосвязаны друг с другом и взаимообусловлены. Философские принципы развития способностей дают методологическую основу, а в свою очередь конкретные науки дают материал для выделения общих социальных закономерностей их развития.

Анализ способностей невозможен без диалектики биологического и социального в человеке, которая показывает, что возможности развития человека практически неисчерпаемы и неограниченны. Если способности общественного человека выступают как итог, результат исторического процесса, то по отношению к индивиду можно сказать, что способности предшествуют реальной деятельности индивида всегда как возможности. Способности человека возникают на основе задатков и формируются в результате социального влияния - обучения, общения и т.д.

В историческом развитии людей способности постоянно формируются и изменяются в своей структуре и содержании, а также по качеству и количеству. Все это обусловлено разделением труда, потребностями общества на данном этапе своего развития и научно-техническом прогрессом.

В антагонистических формациях разделение и перемена труда с одной стороны ведет к росту производительности труда, с другой, - приводит к ограничиванию деятельности человека и тем самым к организовыванию его способностей. В условиях социализма наступает интеграция труда, совмещение специальностей, стирание граней между людьми умственного и физического труда. Открываются большие просторы для всестороннего развития личности. Чем выше уровень материального производства, чем выше технический уровень общества, тем выше уровень человеческих способностей.

Формирование и развитие способностей человека невозможно без овладения, присвоения, потребления им продуктов человеческой культуры. Важнейшей основой развития способностей являются потребности человека и интересы. Развитие способностей человека невозможно без удовлетворения его потребностей. В свою очередь рост потребностей и интересов побуждает человека к активной деятельности, а значит к совершенствованию его способностей. Потребности и интересы выступают как движущая сила развития способностей. Интерес, как движущая сила развития способяостей выступает только тогда, когда он имеет постоянный характер, если он систематически насыщается усложняющейся системой знаний, которая определяет движение интереса, его глубину и ширину. Тогда он находит свое выражение в повышенной трудоспособности и тогда человек работает легче, быстрее, эффективнее, по,-лучая при этом полное удовлетворение своим трудом. Чем больше устойчивый характер приобретает интерес, тем в большей мере он стимулирует опережающее развитие отдельных способностей. Интерес относится к развитию актуальных способностей к конкретным видам деятельности. Он направляет наши способности на те или иные виды деятельности.

Присутствие способностей влияет на возникновение деятельности как таковой и, прежде всего, посредством способностей мы можем качественно охарактеризовать процесс деятельности. Способности - это отражение человеческой деятельности.

Все более важными факторами социального прогресса и построения коммунистического общества, становится творческий потенциал человека, его активная творческая деятельность. Она происходит в созданном человеком мире, который люди "надстраивают" над природой и который в предметно-объективированной форме выражает их исторически развившиеся способности. Творческая деятельность исторически возникает из труда, является его основным качеством. Она охватывает познавательную и практическую преобразующую деятельность как целостный процесс и его отдельные моменты - творческий поиск, открытие и его материальное воплощение. Поэтому можем назвать творчество наиболее полным выражением сущностных сил человека. Человеческая деятельность как таковая, объективно содержит в себе эстетическое начало и поэтому только человек умеет действовать и творить, как говорил Маркс, по зако

- 173 нам красоты. Творчество выражает сущность всей социально-исторической деятельности людей. Во всех видах деятельности, социальной и духовной жизни человек действует по законам красоты, то значит проявляет себя как эстетический субъект. В сложных и разнообразных видах деятельности формируются такие психические условия, которые носят общий характер и представляют собой прочный фундамент для всестороннего и гармоничного развития личности. Человек, обладающий такими качествами, стремится к достижению в любом виде деятельности самых высоких результатов.

Совокупность всех этих свойств и качеств личности составляет творческую способность, которая существует только в единстве и взаимосвязи с другими свойствами личности.

Творческую способность, в общем плане, с одной стороны составляют такие свойства и качества личности, общего характера, которые являются основой всестороннего развития личности /чувственно-перцептивны е, интеллектуальные, вербальные, психо-мото-рические и математические/. Эти разные виды общей способности, составляют и общую творческую способность, благодаря которой все они в процессе деятельности человека могут преобразоваться в частные и могут достичь самого высокого уровня развития. В творческой способности к этим составляющим необходимо добавить, кроме вышеуказанных, эстетические свойства и качества личности. Эти все свойства и качества личности во многом схожи и взаимно дополняют друг друга. Среди эстетических свойств и качеств личности составляющих творческую способность особенно выделяются:

- эстетическая потребность - стимулятор творчества;

- воображение - своеобразный механизм творчества ;

- исполнитель творческого акта;

- эстетическое чувство и вкус составляют динамическую сторону;

- эстетический идеал - направляет человеческую деятельность на постижение красоты и завершает конечную цель всестороннего развития личности.

В развитии и формировании творческих способностей особую роль играет эстетическое воспитание. Эстетическое воспитание составляет одну из граней /наряду с другими видами воспитания/ всестороннего развития личности, но формирует самое ядро, той целостности, той гармоничности, которая характеризует всесторонне развитую личность. Эстетическое воспитание с одной стороны формирует элементы эстетической культуры личности, с другой, - те эстетические свойства и качество личности, которые составляют творческую способность. В этом плане творческие способности являются сердцевиной эстетической культуры и процесса эстетического воспитания. В этом процессе происходит развертывание способностей человека жить и творить по законам красоты, перерастая в1 формирование коммунистического отношения к труду. Эстетическое воспитание ставит своей конечной целью и одной из основных задач - объединить все человеческие способности в творчестве в любом виде человеческой деятельности. Конкретно ориентированное на всемерное развитие творческих способностей эстетическое воспитание пользуется такими средствами, которые без творческого начала не мыслятся и не оказывают воспитательного воздействия на человека. Выработанные в процессе эстетического воспитания понятия меры, гармонии, симметрии, совершенства, а также такие качества психики, как ассоциативное мышление, творческое воображение, помогают людяи совершенствовать сам процесс познания и преобразования действительности. Таким способом эстетическое воспитание, готовясь эстетически восприимчивых людей,

- 175 участвует не только в художественном прогрессе человечества, но и в процессе эстетизации среды и жизни человека.

На разных этапах исторического развития общества красота, совершенство обретали разное содержание. В социалистическом обществе процесс творчества перестает доминировать как свойство художественной, научной и культурной сферы, а является составной частью жизни и деятельности всех членов общества. Процесс эстетического воспитания, используя все виды человеческой деятельности, гарантирует всестороннее и гармоническое развитие личности, которое включает профессиональную подготовку всех слоев населения и активное и творческое участие в культурной жизни общества. Одной из таких групп является студенчество, которое в будущем станет той ведущей силой строительства коммунизма и главным организатором общественно-культурной жизни общества. Особо важной является подготовка будущих учителей от которых зависит конечный результат обучения и воспитания детей и молодежи в средней школе, формирование нового человека. От эффективности процесса эстетического воспитания в вузе, развитых и сформированных творческих способностей, уровня эстетической культуры зависит осуществление коммунистических идеалов.

Проведенные нами социологические исследования среди студентов в педагогическом вузе ПНР, целью которых было постановка диагноза и выявление особенностей процесса эстетического воспитания, формирующих творческие способности, показали, что процесс эстетического Боепитания нуждается в большой перестройке. Реализованное в современных условиях эстетическое воспитание студентов не развивает тех основных свойств и качеств личности, составляющих творческую способность /ограниченность форм и методов эстетического воздействия/, не формирует активного и творче

- 176 ского отношения к действительности /недостаточное количество и небольшое разнообразие форм художественной самодеятельности/, не формирует эстетических вкусов, интересов и потребностей. В связи с этим мы предлагаем такое построение процесса эстетического воспитания, основной целью которого станет развитие и формирование творческих способностей, а вся воспитательная работа высшей школы будет подчинена ее осуществлению. Для этого необходимы дальнейшие исследования и анализы, построение эффективных моде-, лей процесса эстетического воспитания и их эмпирические верификации.

Критикуя взгляды буржуазных ученых на проблему творческих способностей, их сущность, методы и формы развития и формирования, особо надо подчеркнуть следующее: способности понимаются учеными Запада лишь как индивидуальная черта личности, которую нельзя свести к сформированным навыкам и умениям, но благодаря которой можно их формировать. В исследовании способностей они увлекаются количественным фактором, измерением способностей и их классификацией. В поисках структуры способностей им свойственен дуалистический подход, по пути которого, структуру способностей составляют два фактора /"дп и "5"/. Их характеризует сугубо практический подход в решении проблем формирования и развития способностей, вытекающий из доминирующей в капиталистических странах прагматистской идеологии. Ученые Запада рассматривают практику не с социальной, а с индивидуалистической точки зрения и на этом они строят теорию деятельности человека, которая сводится ими /Д.Дюи и др./ к приспособлению, удовлетворению жизненных нужд. Цель развития творческих способностей вытекает из необходимости человека овладеть практическими знаниями, умениями и навыками для применения их в

- 177 интересах возрастания капитала. Процесс эстетического /художественного/ воспитания сводится к практическим художественным упражнениям и подчиняется вышеуказанным целям.

При капитализме личность может совершенствоваться в разных направлениях лишь формально, т.к. ее способности будут применяться и развиваться буржуазным обществом односторонне, т.е. как способности, создающие капитал, как способ ускорения и увеличения темпа производства, как способ укрепления господствующих общественных отношений, доминирующих классов. Все это свидетельствует о существовании разрыва между применением способностей личности и ее действительными возможностями как субъекта истории.

Историческую необходимость человечества, т.е. возвращение к целостности, всесторонности и гармоничности развития человека как личности и как члена общества, осуществляет социализм, а в будущем коммунизм, как самый прогрессивный и гуманный общественный строй в мире, целью которого является человек со всесторонне развитыми способностями и творческим отношением ко всей своей деятельности, постигающий и создающий красоту во всех сферах жизни и деятельности.

- 178

 

Список научной литературыБлахут, Анджей, диссертация по теме "Эстетика"

1. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 3, с. 1-4.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. 2-е изд., т. 3, с. 7-544.

3. Маркс К. Нищета философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 4, с. 65-185.

4. Маркс К. Наемный труд и капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 6, с. 428-459.

5. Маркс К. Из экономических рукописей 1857-1858 годов. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 12, с. 709-Я38. Маркс К. Критика Готской программы. Марко К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 19, с. 9-32.

6. Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 20, с. 323-587. 8« Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 21, с. 269-317.

7. Маркс К. Капитал. Т.1, гл. Ш. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, с. 175-298.

8. Маркс К. Теория прибавочной стоимости. /1У том Капитала/. Ч.П, гл. IX. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 26, ч. П, с. 119-172.

9. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов. Маркс К. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 46, ч. П, с. 5-392.

10. Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956.

11. Ленин В.И. Либеральный профессор о равенстве. Полн.собр. соч., т. 24, с. 361-364.

12. Ленин В.И. Заседание ВЦЙК 4/17/ ноября 1917 г. Полн.собр. соч., т. 35, с. 57-61.

13. Ленин В.И. Как организовать соревнование? Полн.собр.соч., т. 35, с. 195-205.

14. Ленин В.И. Очередные задачи советской власти. Полн.собр. соч., т. 36, с. 165-208.

15. Ленин В.И. Речь на Ш Всероссийском съезде советов народного хозяйства. 27 января 1920 г. Газетный очерк. Полн.собр. соч., т. 40, с. 76-80.

16. Ленин В.И. Детская болезнь "левизны" в коммунизме. Полн. собр.соч., т. 41, с. 1-104.21• Ленин В.И. О придании законодательных функций Госплану. -Полн.собр.соч., т. 45, с. 349-353.

17. Ленин В.И. К вопросу о национальностях или об "автономиза-ции". Полн.собр.соч., т. 45, с. 356-362.23» Ленин В.И. А.А.Коростелову, 26 июля. Полн.собр.соч., т. 53, с. 67-68.

18. Материалы ШТ съезда КПСС. М. : Политиздат, 1981, - 223с.

19. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы : Постановление ЦК КПСС, 29 апреля 1979 г.-М. : Политиздат, 1979. 15 с.

20. Конституция /Основной закон/ Союза Советских Социалистических Республик. М. : Политиздат, 1977. - 185 с.- 180

21. Материалы Пленума ЦК КПСС, 14-15 июня 1983 года. Киев : Политиздат Цкраины, 1983.

22. Выступление К.У.Черненко на внеочередном Пленуме ЦК КПСС, 13 февраля 1984 года. Правда, 1984, 14 февраля.

23. Выступление первого секретаря ПОТП В.Я.Ярузельского на заседании Совета Культуры ПНР, 23.09.1983 г. В кн.: Материалы и документы. Сборник II/35. - Варшава, 1983. - 68 с.

24. Акопджаниян Е.С. Эстетическое в научном творчестве. Ереван : Изд-во АН Арм.ССР, 1978. - 118 с.

25. Ананьев Б.Г. О взаимосвязях в развитии способностей и характера. Доклады на совещании по вопросам психологии личности. - М., 1956.

26. Артемьева Г.И. Методологический аспект проблемы способностей. М. : Наука, 1977. - 184 с.

27. АФасижев М.Н. Эстетические проблемы в эпоху научно-технической революции. М. : Знание, 1975. - 48 с.

28. Банфи А. Избранное. М. : Прогресс, 1965. - 291 с.

29. Бернштейн H.A. На путях к биологии активности. Вопросы философии, 1956, № 10.

30. Бине А. Современные идеи о детях. М., 1910.

31. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М. : Просвещение, 1967. - 196 с.

32. Верпеке А. Биологизм и идеологическая борьба. М. : Мысль, 1981. - 254 с.40• Володин Э.Ф. Искусство и мировоззрение. М. : Изд-во МГУ, 1982. - 174 с.41» Гальтон Ф. Наследственность таланта, ее законы и последствия. Спб, 1885.

33. Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества. -М. : Изд-во МГУ, 1977. 248 с.

34. Громов Е.С. Художественное творчество. М. : Политиздат, 1970. - 264 с.44* ГУРеева Н.В. Критический анализ прагматистской эстетики Д.Дюи. М. : Изд-во МГУ, 1983. - 56 с.

35. Давыдова Г.А. Творчество и диалектика. М. : Наука, 1976. -176 с.

36. Джидарьян И.А. Эстетическая потребность. М. : Наука, 1976. - 191 с.

37. Диалектика деятельности и культуры. Киев : Наукова думка, 1983. - 296 с.

38. Духовное производство. Социально-философский аспект проблемы духовной деятельности. М. : Наука, 1981. - 352 с.

39. Духовное становление человека. Л. : Знание, 1972. - 176с.

40. Духовный мир развитого социалистического общества. М. : Наука, 1977. - 479 с.

41. Егоров А. Проблемы эстетики. М. : Сов.писатель, 1977. -464 с.

42. Ермаш Г.Л. Искусство как мышление. М. : Искусство, 1982. - 277 с.

43. Иванов В.П. Человеческая деятельность познание - искусство. - Киев : Наукова думка, 1977. - 252.с.

44. Искусство и творческая деятельность. / Отв.ред.Мазепа В.И. Киев : Наукова думка, 1979. - 314 с.

45. Искусство и эстетическое воспитание. Тезисы докладов к Всероссийской конференции "Методологические проблемы эстетического воспитания учащихся" /26-28 апреля 1973 г./ / Отв. ред. Овсянников М.Ф. М., 1973. - 184 с.

46. Искусство и эстетическое воспитание молодежи. / Отв. ред. Кисунько В.Г. М. : Наука, 1981. - 336 с.

47. Исследование проблем психологии творчества. / Отв.ред. Пономарев Я.А. М. : Наука, 1983. - 336 с.

48. Каган М.С. Человеческая деятельность. М. : Политиздат, 1974. - 328 с.

49. Карпинская P.C. Тищенко П.Д. Диалектическое единство общественных и естественных наук. М. : Знание, 1981. - 64 с.

50. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М. : Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 304 с.

51. Киященко Н.И. Лейзеров Н.Л. Теория отражения и проблемы эстетики. М. : Искусство, 1983. - 224 с.

52. Киященко Н.И. Эстетическое воспитание и научно-технический прогресс. М. : Знание, 1981. - 64 с.

53. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Эстетическое творчество. М. : Знание, 1984. - 112 с.

54. Крутецкий В.А. Левитов Н.Д. Способности и интересы. М. : АПН РСФСР, 1962. - 307 с.

55. Критика основных направлений буржуазной эстетики. М. : Искусство, 1968. - 360 с.

56. Куделин Е.Г. Диалектика производства и потребности. М. : Политиздат, 1977. - 175 с.

57. Лармин О.В. Искусство и молодежь. М. : Молодая гвардия, 1980. - 191 с.- 183

58. Леонтьев А.H. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Политиздат, 1975. - 304 с.

59. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. Об историческом подходе в изучении психологии человека. В кн.: Психологическая наука в СССР. - М. : АПН РСФСР, 1959. - 600 с.

60. Лившиц М.А. К.Марка Искусство и общественный идеал. М. : Худож.лит., 1977. - 471 с.

61. Лукин Ю.А. Художественная культура развитого социализма. -М. : Знание, 1983. 112 с.

62. Марксистско-ленинская эстетика и художественное творчество. -М. : Прогресс, 1980. 507 с.

63. Материалы Древней Греции. M., 1955.

64. Мельвиль Ю.К. Американский прагматизм. М. : Знание, 1954, -v 32 с.

65. Модально-эстетические проблемы творчества / руководство авт. колл.Л.Т.Левчук. Киев : Вища школа, 1981. - 184 с.76* Мялкин A.B. Способности и потребности личности. М. : Мысль, 1983. - 262 с.

66. Овсянников М.Ф. Проблемы художественного творчества. М., 1975.

67. Платон. Государство. В кн.: Платон. Соч. в 3-х томах. -М. : Мысль, 1971, т. 3-, ч. I, с. 89-454.

68. Платонов К.К. Вопросы психологии труда. М. : Мвдгиз, 1970, -220 с.

69. Платонов К.К. Проблемы способностей. М. : Наука, 1972. -312 с.

70. Пономарев H.A. Психология творческого мышления. М. : Изд-во АПН СССР, i960. - 352 с.

71. Проблемы способностей и вопросы психологической теории.83