автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.07
диссертация на тему: Роль эстетического восприятия в религиозном и атеистическом сознании
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Туфан, Захра Фуатовна
ВВЕДЕНИЕ.
Глава I. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ КАК ФЕНОМЕН.
Глава Z. МЕСТО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В РЕЛИГИОЗНОМ СОЗНАНИИ.
Глава 3. РОЛЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В ПРЕОДОЛЕНИИ РЕЛИГИОЗНОСТИ И СТАНОВЛЕНИИ АТЕИСТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ.
Глава 4. РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В ОБЩЕСТВЕ МАССОВОГО АТЕИЗМА
Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Туфан, Захра Фуатовна
Актуальность темы. Вопросы эстетического восприятия все стремительней вьщвигаются в центр духовно-эстетической жизни общества. В связи с этим растет потребность в эстетико-философ-ском осмыслении психолого-гносеологической природы этого сложного процесса. Актуальность темы обуславливается тремя ее аспектами: идеологическим, теоретическим и практическим.
В идеологическом плане актуальность темы обуславливается современной деятельностью церкви в области защиты религии от глубокого кризиса и секуляризации. Современный уровень социального развития, научного знания и духовной культуры оказывает все более сильное влияние на сознание миллионов людей, повышает их политическую и идейную зрелость, углубляет процессы атеизации масс и неизбежно усиливает кризис религиозной идеологии, кризис религии и церкви вообще.
В этих новых исторических условиях религия и церковь стре- \ мятся удержать свои позиции, приспособиться к современной действительности, осуществляя широким фронтом модернизацию религии по всем направлениям, к числу которых относится "эстетизация" религиозного сознания и культа. Серьезную опасность в этом плане представляют религиозно-идеалистические интерпретации закономерностей, присущих искусству вообще и эстетическому восприятияю вл первую очередь. Задача критики обновленческой деятельности церкви, путей и методов воздействия на верующих становится в ряд важнейших идеологических задач.}
Эта задача тем более важна, что сегодня приходится наблюдать неверную мировоззренческую оценку религиозной эстетики, преувеличение роли церковного искусства в культурном развитии, идеализацию религиозной истории. В связи с приближающимся тысячелетием начала распространения христианства на Гуси в качестве государственной религии церковники усиливают пропаганду тезиса о христианстве как основе русской национальной культуры и искусства. Мировоззренческое ослабление оценки эстетического аспекта религии диктует важность исследования эстетического механизма религиозного комплекса, где основополагающую роль играет эстетическое восприятие.
Актуальность исследования в теоретическом плане определяется выдвинутыми на ХХУ1 съезде КПСС и июньским (1983 г.) Пленума ЦК КПСС задачами дальнейшего развития общественных наук. "Марксистско-ленинская партия не может выполнять свою роль, если она не уделяет должного внимания осмыслению всего происходящего, обобщений новых явлений жизни, творческому развитию марксистско-ленинской теории"*. Научный атеизм и эстетика - составные части марксизма. Поэтому задачи, поставленные КПСС, распространяются и на научный атеизм, эстетику.
Сегодня атеизм в СССР стал массовым. Однако наличие религиозных пережитков у отдельной части населения свидетельствует
0 противоречивости и сложности процесса становления и развития массового атеизма как высшей формы духовного развития общества. Данные советской социологической науки показывают наличие религиозных пережитков также и по эмоционально-эстетическим мотивам. В этой связи возникает потребность в выяснении вопроса о роли, месте и значении ценности эмоциаонально-эстетической аферы че
1 Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1982, с.77. ловеческого мышления, особенно эстетического восприятия, являющегося основополагающим в духовно-практическом отношении к миру вообще и эстетико-атеистическом в частности.
Известно, что эстетическое восприятие может входить в структуру как религиозного, так и атеистического сознания. Сложность и противоречивость этого процесса требует углубить сферу теоретического анализа механизма действия эстетического восприятия» что является актуальным не только для самой эстетической, но и для атеистической науки. Такой анализ избранного аспекта определяется также растущим интересом в гносеологиии к формам чувственного познания с обнаружением их продуктивных функций в структуре познавательной и практической деятельности. Поэтому выявление закономерностей складывания эстетического восприятия, его места в формировании атеистического сознания личности может служить исходным моментом диалектико-материалистического понимания атеистического освоения мира в целом, что послужит посильным вкладом в разработку теоретических положений о закономерностях развития атеистического сознания в условиях массового атеизма.
Степень разработанности проблемы. Теоретические положения, касающиеся взаимосвязи религиозного и эстетического восприятия в процессе формирования общественного сознания, в том числе искусства и религии, были разработаны в произведениях классиков марксизма-ленинизма. Классики марксизма-ленинизма диалектически подходили к взаимоотношению художественного и религиозного сознания, отмечая их чувственно-теоретический характер, слияние их в структуре эмоционального и рационального. Но эта общность - только форма. Их сущность и содержание противоположны. Эстетическое восприятие является способом освоения действительности, религия же всегда выражает и закрепляет отчуждение человека.
Для нашей работы принципиально важное значение имеет разработанная В.И.Лениным теория отражения, раскрытие им гносеологической природы искусства как истинного отражения действительности и религии как пустоцвета ". на живом древе. человеческого познания"^. Здесь содержится методологический принцип, позволяющий понять моменты относительного единства и вместе с тем противоречия эстетического и религиозного восприятий.
Наличие в советской научно-философской литературе работ по эстетическому восприятию свидетельствует о значительном интересе к данной проблеме. Она изучается преимущественно в плане эстетической теории, либо с точки зрения современной психологии, социологии, искусствоведения, педагогики. Лишь в последнее время многоплановый диалектически противоречивый феномен эстетического восприятия становится объектом исследования философской теории научного атеизма.
Литературу по интересующей проблеме можно разделить условно на пять групп.
К первой группе относятся работы, в которых эстетическое восприятие входит в круг эстетической науки, сравнительно недавно обратившейся к анализу феномена эстетического восприятия.
Это работы Видгофа В.М., Органовой О.Н., Рапоппорта С.Х., Са2 мохина В.Н., Якобсона П.Я и др. , в которых делается попытка выявить сущность эстетического восприятия, его главные отличительные черты и признаки.
1 Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.29, с.322.
2 Видгоф В.М. О социальной природе эстетических эмоций. Актуальные вопросы нрбавственного и эстетического воспитания. Томск,
Ко второй группе надо отнести материал советского искусствознания, где решен ряд вопросов, связанных с эстетическим восприятием. Это работы Алпатова М.В., Грабаря И.Э., Кантора A.M., Образцова С. ^
1982; Органова О.Н. Специфика эстетического восприятия. Автореф. докт.дисс. - М., 1976; Рапоппорт С.Х. Художественно-выразительные средства и механизм художественного воздействия. -В кн.: Эстетическая культура и эстетическое воспитание. М., 1983; Самохин В.Н. Критический анализ идеалистических теорий эстетического восприятия. Автореф.докт.дисс.-М., 1981; Якобсон П.Я. Психология художественного восприятия. - М., 1964; Баграмян С.А. Место и роль эмоционального начала в формировании эстетически активной личности. Автореф.канд.дисс.-М., 1980; Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. - М., 1975; Коротков Н.З. Соотношение эмоционального и рационального в эстетическом восприятии. Автореф.канд.дисс. - Л., 1965; Коссов Б.Б. Проблемы психологии восприятия. - М., 1971; Лилов А. Природа художественного творчества. - М., 1980; Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. - М., 1966; Панкевич Г.И. 0 природе эстетического восприятия. -Автореф.канд.дисс. - М., 1969; Панпурин В.А. Специфика эстетического восприятия и научные знания. - В кн.: Наука и развитие общественных отношений. - Свердловск, 1980. I Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. - М., 1978; Грабарь И.Э. О древнерусском искусстве. - М., 1968; Кантор A.M. Искусство ХУШ в. - Малая история искусств. - М., 1977; Образцов С. Эстафета искусств. - М., 1978.
Следующая группа - это работы по теории научного атеизма, где проблема эстетического восприятия специально не исследовалась, но являлась частной по отношению к главным аспектам этого вопроса. Это прежде всего исследования Андрианова Н.П., Букина В.Р., Ерунова Б.А., Платонова К.К., Поповой М.А. и др., в которых рассматривается сложный процесс эмоционально-психологического функционирования религии, где немаловажное место занимают эмоционально-эстетические состояния личности^.
Трудности в изучении эстетического восприятия обусловлены высокой степенью сложности этого феномена. Этим объясняется отсутствие координации усилий различных наук, разрабатывающих эту
I Платонов К.К. Психология религии. - М., 1967; Попова М.А. Критика психологической апологии религии (Современная американская психология религии). - М., 1972; Ее же: Место психологии религии в системе научного атеизма. - М., 1967; Андрианов Н.П. Эволюция религиозного сознания. - Л., 1974; Букин В.Р. Психология верующих и атеистическое воспитание. -М., 1969; Дулуман Е., Лобовик Б., Танчер В. Современный верующий. (Социально-психологический очерк). - М., 1970; Пырыгин Б.Д., Ерунов Б.А., Букин В.Р. - Религиозное настроение и его структура. - "Вопросы научного атеизма". Вып.II. -М., 197I; Клибанов А.И. 0 методологии изучения религиозного сознания. - "Вопросы научного атеизма", Вып.II. - М., 1971; Угринович Д.М. Введение в теоретическое религиоведение. - М., 1973; Яблоков И.Н. Религия: сущность и явление. - М., 1982; Андрианов Н.П., Лопаткин Р.А., Павлюк В.В. Особенности современного религиозного сознания. - М., 1966. проблему. Особенно это касается атеистической науки. В ней отсутствуют работы, посвященные собственно эстетическому восприятию, механизму его действия в религиозном и атеистическом комплексе. Исследование этого процесса в основном идет через анализ взаимодействия искусства и религии, религиозного и эстетического сознания, что вполне правомерно в рассмотрении эстетического аспекта религии и атеизма*. Однако изучение эстетического восприятия, являющегося основополагающим в образовании религиозно-эстетического и эстетико-атеистического отношения к миру, представляется более точным в подходе к указанной проблеме .
Попытка раскрыть особенности эстетического аспекта религиозного сознания, проследить динамику религиозно-эстетического переживания, показать сложное переплетение религиозного и
I Угринович Д.М. Искусство и религия. - М., 1963; Розеншильд У.К. Музыкальное искусство и религия. - М., 1964; Чуднов-цев М.И. Церковь и театр. - М., 1970; Павлюк К.К. К вопросу о "религиозных потребностях". - Вопросы научного атеизма -Вып.II. - М., 1971; Тэнасэ А. Культура и религия. - М., 1975; Иржи Лоукотка. О религии и искусстве. - М., 1978; Разлогов К. Церковь и кинематограф. Искусство кино, № II, 1980; Хальзов В.Н. Эстетические и религиозные функции искусства. Автор.кацд.дисс. - М.: МГУ, 1981; Зоц В.А. Культура. Религия. Атеизм. - М., 1982. Михновский Д.В. Культурное наследие прошлого и религия. - Л., 1973. эстетического в сознании осуществлена в работах Головановой В.Г., Руневой Т.А., Угриновича Д.М., Яковлева Е.Г. и др.* Однако и в этих работах не раскрывается механизм действия эстетического восприятия в религиозном и атеистическом сознании.
К особой группе относится богословско-религиозная литература, рассматривающая вопросы психологии религии, в том числе р и эстетический ее аспект . Изучение указанной литературы убеждает, что церковь всегда на протяжении веков своего существования и по сей день уделяет большое внимание эмоционально
1 Яковлев Е.Г. Эстетическое чувство и религиозное переживание.-М., 1964, Его же: Искусство и мировые религии. - М., 1972; Голованова В. Критика религиозных интерпретаций основных категорий эстетики. - Киев.,1970; Карпушин И.И. Взаимодействие эстетического и религиозного видов сознания. Автор.докт.дисс.-М., МГУ, 1972; Глаголева Э.Н. Эстетика антиразума. - М., 1972; 1унева Т.А. Диалектика художественного и религиозного освоения мира. Автореф.дисс.канд.филос.наук. - Л., 1979.
2 Джеймс В. Многообразие религиозного опыта. - М., 1910; Вениамин, митрополит. Мысли о литургии верных. - ЖМП, № 4, 1982; Платонов В., священник. Психология молитвы. - СПб., 1913; Потехин А. Значение чувствований в душевной жизни че -ловека. - Казань. 1899; Полотебков, протоиерей. 0 религиозном чувстве. - М., 1901; Иванов В. Духовные основы церковного искусства. - КМП, № 4, 1983; Сосновский A.M. Очерки религиозного сознания. - М., 1904; Успенский Л. Искусство русской церкви. - ЖМП, № 9, 1983. эстетической стороне эстетического комплекса, используя почти все вцды искусства.
Наконец, пятую группу составляют работы, посвященные различным аспектам модернизации религии, ее приспособлению к современным условиям. Это работы Гордиенко Н.С., Курочкина Н.П., Новикова М.П. и др.* Изучение литературы по модернизации религии позволило проследить процесс приспособления религии к современным условиям с позиций ее "эстетического" обновления. Эта сторона современной деятельности церкви также неполно представлена в атеистической научной литературе, в то время как усиливающаяся эстетическая деятельность церкви является фактом бесспорным.
Таким образом, проблема эстетического восприятия достаточно актуальна и практически значима. Однако эта проблема остается открытой и по сей день не только для самой эстетической науки, но и для многих смежных наук,тем более для научного атеизма.
Обходится стороной такая важнейшая проблема как эстетико-атеи-стическая активность человека в различных сферах его практической деятельности, что является важным для теории и практики атеистического воспитания.
I Гордиенко Н.С., Курочкин Н.П. Особенности модернизации русского православия. - М., 1978; Гордиенко Н.С. Мистика на службе современного православия. - М., 1981; Гордиенко Н.С. Эволюция русского православия (20-80-е годы XX столетия). -М., 1984; Новиков М.П. Кризис современного православного богословия. - М., 1979; Его же: Тупики православного модернизма.-М., 1979; Ошценко А.С. Социальный прогресс, религия, атеизм. -Киев. 1977 и др.
Именно поэтому тема места и роли эстетического восприятия в религиозном и атеистическом сознании была взята в качестве специального исследования.
Цели и задачи исследования. Цель исследования заключается в том, чтобы, используя достигнутый уровень разработанности проблемы эстетического восприятия, на базе применения всеобщих, общенаучных и специальных методов раскрыть механизм эстетического восприятия, его место и роль в религиозном и атеистическом сознании; показать значение эстетического восприятия в формировании научного материалистического мировоззрения и тем самым способствовать не только разработке общей теории эстетической и духовной культуры, но теории и практики научного атеизма.
Данная цель достигается посредством решения следующих задач:
- систематизируются данные современной науки, необходимые для анализа феномена эстетического восприятия, обозначающего не только эмпирический акт, а способ эстетического познания и освоения мира;
- прослеживается единство и различие эстетического и религиозного восприятий. Через анализ взаимодействия эстетического и религиозного выявляется диалектическое противоречие эстетического восприятия, позволяющее ему входить в структуру как религиозного, так и эстетического сознания;
- подвергнуты критическому анализу основные приемы и методы религии и церкви в области модернизации и "эстетизации" современного сознания и культа;
- раскрыты возможности действия эстетического восприятия в формировании атеистического сознания в условиях развитого социализма.
Вместе с тем, работа не претендует на исчерпывающее освещение всей совокупности проблем, связанных с эстетическим восприятием. Тем более, что эта проблема, являясь малоразработан-ной и дискуссионной в собственно эстетической науке, стала объектом изучения в атеистическом аспекте, где имеются свои специфические задачи и трудности.
Кроме того, учитывая сложность проблемы эстетического восприятия, диссертант очертил только круг вопросов, имеющих отношение к формированию с помощью эстетического восприятия атеистического сознания в условиях массового атеизма.
Научная новизна исследования. Научная новизна исследования непосредственно связана с ее темой и целью.
1. В диссертации рассмотрены новые тенденции современного религиозного модернизма, обнаруживающие себя, в частности, в "эстетизации" религиозного сознания и культа, что недостаточно отражено в атеистической литературе в систематизированном виде.
2. Осуществлен анализ некоторых проблем, не получивших достаточного освещения в научной литературе:
- действие механизма эстетического восприятия в религиозном и атеистическом сознании;
- возмолшости целенаправленного формирования эстетического восприятия в процессе преодоления религиозного мировоззрения и эстетико-религиозного мироощущения;
- взаимосвязь эстетического восприятия и становления атеистического сознания, диалектика которых, применительно к условиям развитого социализма, проявляется в эстетическом аспекте советского образа жизни.
3. В работе впервые рассмотрены объективные и субъективные предпосылки создания системы эстетических средств атеистического воспитания.
Методологическая основа исследования.
В основу исследования закономерностей эстетического восприятия и его влияния на становление атеистического сознания были положены методологические принципы марксистско-ленинской теории отражения. Теория отражения является той методологической базой, на основе которой материалистическая наука рассматривает любые психические явления, в том числе и религиозно-эстетические, где основополагающую роль играет эстетическое восприятие .
Важное значение для исследования темы имеют документы КПСС, посвященные вопросам формирования научно-материалистического мировоззрения у всех советских людей, обоснованию политики КПСС в отношении религии и задач атеистического воспитания.
Автором изучены работы советских и некоторых зарубежных философов-материалистов, посвященные изучению эстетико-религи-озной и атеистической сторон человеческого сознания. Для решения проблемы эстетического восприятия были привлечены данные исследований исторической науки, искусствоведения, литературоведения, педагогики, а также современные данные психофизиологической науки, без которых невозможно анализировать феномен эстетического восприятия.
В процессе работы автор обращался к литературным источникам религиозного и идеалистического характера. Были использова-. ны труды апологетов православия дореволюционной поры и современные издания Московской патриархии: статьи в "Журнале Московской патриархии" и "Богословских трудах", труды патриархов Алексия,
Пимена, литература богослужебного назначения.
Фактологическим источником для теоретических выводов явились материалы республиканской и местной статистики, материалы конкретно-социологических исследований, проводимых в различных регионах страны опорными пунктами института научного атеизма АСН при ЦК КПСС.
В диссертации применялись различные методы исследования: изучение архивных материалов по вопросам состояния религиозности и атеизма в республике, анкетирование, личные беседы с верующими, апробирование различных методов эстетического воздействия в ходе пропагандистской деятельности по линии общества "Знание" Казахской ССР.
Практическая значимость работы. Исследование роли эстетического восприятия в религиозном и атеистическом сознании имеет определенную практическую значимость. В частности, оно может помочь в борьбе с религиозной идеологией, в которой используются апологетические приемы эстетического направления.
Полученные результаты могут найти применение в преподавании основ научного атеизма в вузах. К примеру, в таких темах: "Кризис и модернизация религии", "Искусство и религия", "Религия и современная ццеологическая борьба", "Система атеистического воспитания", "Развитие атеизма - закономерный этап социального развития".
Материал диссертации находит отражение в читаемом диссертантом спецкурсе "Эстетические средства атеистического воспитания" в Казахском педагогическом институте им.Абая.
Полученные данные могут быть использованы в ходе педагогической практики студентов при организации системы эстетических средств воздействия в атеистической работе, что в педагогическом вузе особенно важно.
Собранный материал издан обществом "Знание" Казахской ССР в виде брошюры "Эстетические средства атеистического воспитания", которая используется при организации атеистического воспитания в Казахстане.
Полученные данные в результате диссертационного исследования используются также в выступлениях соискателя перед лекторами, пропагандистами научного атеизма и организаторами атеистической работы.
Диссертация носит историко-философский характер и состоит из введения, четырех глав и заключения.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Роль эстетического восприятия в религиозном и атеистическом сознании"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящей работе мы старались показать, что только с позиций марксистско-ленинской философии возможно правильно подойти к проблеме эстетического восприятия, к выяснению роли, сущности и значения категории эстетического восприятия в процессе становления и развития атеистического сознания. Эстетическое восприятие рассматривалось не только как эмпирический акт, а как основополагающая ступень художественно-эстетического и научно-атеистического познания и освоения мира.
В противовес всем идеалистическим и религиозным направлениям философии марксизм решает проблему эстетического восприятия материалистически и в категории эстетического восприятия фиксирует црежде всего объективность его возникновения и существования.
Проблема эстетического восприятия формулируется религиозной философией как цроблема чисто религиозного сознания. Эстетическое восцриятие может ассимироваться с религиозным - это факт очевидный. Но материализм доказывает, что эстетическое восприятие не обязательно связано с религиозным, мало того, имеет свои истоки возникновения и существования, тогда как религиозное восцриятие всегда сопряжено с эстетическим.
Отсюда вытекает главный и основной вывод диссертации - научное материалистическое объяснение механизма действия эстетического восприятия дает возможность целенаправленного ^го формирования в процессе преодоления религиозного мировоззрения и эстетико-религиозного мироощущения. Это открывает новые возможности атеистического воздействия, которые в свою очередь, ведут к дальнейшему развитию и совершенствованию общества массового атеизма.
Исследование, осуществляемое с целью улучшения атеистического воспитания, приводит далее к следующим выводам, имеющим, думается, важное теоретическое и практическое значение.
1. В диссертации раскрыт эстетический аспект современной модернизации религии, проявляющийся наиболее зримо в "эстетизации" религиозного сознания и культа, что вызывает острую необходимость эстетической критики религии. Эта задача тем более важна в связи с приближающимся тысячелетием начала принятия христианства на Руси. Церковно-богословские круги усиливают пропаганду идей христианства как основы русской духовной культуры и искусства. Знание этой стороны обновленческой деятельности церкви поможет раскрыть фальсификационные приемы религиозной апологетики, что способствует утверждению истинных эстетических и культурных ценностей.
2. В связи с этим в диссертации дан анализ эстетического ме- 1 ханизма религиозного комплекса, где основополагающую роль играет эстетическое восприятие. Показан феномен эстетического восприятия, его место в религиозном и атеистическом сознании, исследовано сложное переплетение религиозного и эстетического восприятия. Делается при этом вывод, что механизм эстетического восприятия можно использовать для преодоления религиозного сознания.
3. Формирование атеистического сознания невозможно без научного анализа объективных и субъективных условий советского образа жизни, обеспечивающих и определяющих становление эстетического восприятия, свободного от религии. В диссертации это делается путем рассмотрения роли эстетического восприятия в преодолении религиозности и становлении атеистического сознания. Этот процесс двуедин: с одной стороны эстетическое восприятие стимулирует научно-атеистическое познание мира, а с другой - складывающиеся социалистические общественные отношения, в свою очередь, развивают и углубляют процесс эстетического восприятия мира. Эта диалектика прослежена через действие социальных, гносеологических и психологических факторов, определяющих развитие атеистического сознания. Через анализ указанных условий показано, что в социалистическом общественном бытии и сознании заложен мощный эстетико-атеистический потенциал.
4. В диссертации приходим к выводу о том, что атеистическое сознание и уровень научно-мировоззренческой ориентации в полной мере еще не соответствует требованиям нашего времени. В условиях зрелого социализма мы не можем удовлетвориться прочной массовой безрелигиозностью. Необходимость состоит в том, чтобы стремиться к качественным изменениям в атеистическом сознании трудящихся масс. Эстетический аспект атеистического сознания как раз предполагает углубленно-качественную характеристику атеистической ориентации личности. В ходе утверждения данного тезиса установлены причины обращения к религии по эстетическим мотивам некоторой части населения СССР, показаны формы проявления религиозного сознания. При этом указаны недостатки в постановке эстетического воспитания в целом и недооценка эстетического аспекта атеистического воспитания в частности.
5. На основе проведенного исследования мы еще раз убедились, сколь велика роль субъективного фактора в формировании атеистического сознания, который, как показано в работе, включает в свое содержание такие компоненты социализации личности, как активную производственно-трудовую и общественно-политическую деятельность, нравственные и эстетические побудительные мотивы общественной ориентации. Формирование атеистической убежденности -диалектический цроцесс, в котором одновременно действуют объективные и субъективные факторы, носящие стихийный или сознательно управляемый характер.
Диалектика субъективного и объективного находит выражение в микросреде, которая в сочетании с воспитанием, жизненным опытом в немалой степени определяет жизненные позиции человека. Весь этот комплекс (эстетическая среда, эстетические традиции, совокупность педагогических приемов, обеспечивающих формирование эстетических чувств, настроений, вкусов, эмоций, интересов и потребностей, а также искусство), как установлено в диссертащи, способен эффективно формировать атеистическое сознание. В связи с этим сформулированы основные методологические цринципы идеологической работы, которыми следует руководствоваться в атеистическом воспитании. б. В диссертации указаны основные пути, методы и формы эстетического воздействия в процессе атеистического воспитания. Прежде всего указан принцип партийности и комплексного подхода к коммунистическому воспитанию в целом и атеистическому в частности.
Особое внимание обращается на соответствующую актуализацию содержания атеистического воспитания, взаимодействие его с другими направлениями коммунистического воспитания. Особо показана диалектическая и необходимая связь атеистического и эстетического воспитания. Кроме того, показаны возможности обогащения жизни людей эстетическими факторами под воздействием все более развивающихся социалистических общественных отношений. Подчеркнута роль свободного времени для формирования эстетических вкусов и потребностей советских людей.
В совокупности методов атеистической работы трудно переоценить метод системного подхода. Последний рассматривается в плане обоснования специализированной системы эстетических средств атеистического воспитания. В связи с этим раскрывается сущность, цред-посылки и основные компоненты данной системы. Это создание эстетической среды, системы эстетического образования, системы использования всех видов искусства в утверждении активного жизненного начала, система действия праздников и гражданских обрядов, традиций советского народа, система действия эстетического компонента всех средств массовой информации и коммуникации.
Особое внимание с учетом исследуемой цроблемы уделяется основным категориям функционирования данной системы: всеобщность охвата, регулярность, дифференцированность, поэтапность. При этом предполагается сочетание оптимальных средств, методов и форм эс-тетико-атеистического воздействия.
Далее подчеркивается, что система эстетических средств атеистического воспитания может действовать эффективно при условии ее идейного, научного и методического руководства, так как эстетический аспект атеистического воспитания не стал объектом такого руководства.
Разработка научной системы эстетических средств атеистического воспитания позволит решить комплекс актуальных цроблем марксистского атеизма в духе задач, поставленных на ХХУ1 съезде КПСС и июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС. "Нет и не может быть задачи более высокой, чем поднять каждого человека до уровня творца собственной судьбы, творца истории"
Изучение эстетического восприятия, его роли и места в атеистическом сознании не исчерпывает изучения эстетического аспекта I Материалы июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, с.39. атеистического воспитания. В дальнейшем необходимо, по-видимому, подробней остановиться и на других аспектах этой многогранной и актуальной проблемы.
Сопоставление категории эстетического восприятия и "образ жизни" было бы интересно в мировоззренческом плане и актуально в связи с задачей формирования нового, коммунистического типа личности.
Нуждается в этом плане с последующим углублением и разработка проблемы эстетических корней религии и атеизма, действие эстетических категорий прекрасного, возвышенного, героического, трагического на процесс преодоления религии, более детальное изучение действия отдельных видов искусства на развитие атеистического сознания, эстетический смысл и содержание новых советских традиций и их роль в духовном развитии общества.
Особому, специальному анализу, очевидно, подлежит генезис и становление эстетико-атеистического восприятия в лоне предметной деятельности в условиях развивающегося коммунистического общества.
Наконец, большую ценность представляет изучение категории эстетического восприятия в его связи с развитием научно-материалистического атеистического мировоззрения в целом. Здесь наиболее ярко может выразиться прикладная и эвристическая роль эстетического восприятия.
Список научной литературыТуфан, Захра Фуатовна, диссертация по теме "Логика"
1. Произведения основоположниеов марксизма-ленинизма
2. Маркс К, Капитал. Т.1У. Приложение. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.26, ч.Ш, с.471-568.
3. Маркс К. К еврейскому вопросу. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.1, с.382-413.
4. Маркс К. К критике Гегелевской философии права. Введение. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.1, с.414-429.
5. Маркс К. Комцунизм газеты Ъ*ой<\<АА-вл. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.4, с.194-207.м
6. Маркс К. Коммунизм и Аугсбургская Чо^Ь^ Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,2-е изд., т.1, с.114-118.
7. Маркс К. Критика Готской программы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.19, с.9-32.
8. Маркс К. Наемный труд и капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.6, с.428-459.
9. Маркс К. Нищета философии. Ответ на "Философию нищеты" г-на Прудона. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.4, с.65-185.
10. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.42, с.41-174.
11. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. -Соч. 2-е изд., т.4, с.419-459.
12. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. 2-е изд., т.З, с.7-544.
13. Маркс К., Энгельс Ф. Рецензия из Vv^rW ^^^
14. Соч.2-е изд.,т.7, с.208-223.
15. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-ет.20, с.5-338.1.14* Энгельс Ф. Бруно Бауэр и первоначальное христианство. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.19, с.306-314.
16. Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.20, с.339-626.
17. Энгельс Ф. К истории первоначального христианства. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.,т.22, с.465-492.
18. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.269-317.
19. Энгельс Ф. Принципы комглунизма. Маркс К., Энгельс Ф.7 Соч. 2-е изд., т.4, с.322-342.
20. Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.19, с.185-230.
21. Энгельс Ф. Успехи движения за социальные преобразования на континенте. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд. т.1, с.525-541.
22. Ленин В.И. Выборы в учредительное собрание и диктатура пролетариата. Полн.собр.соч., т.40, с.1-24.
23. Ленин В.И. Выступления Мартова и Череванина в буржуазной печати. Полн.собр.соч., т.14, с.55-62.
24. Ленин В.И. Государство и революция. Полн.собр.соч., т.33, с.1-120.
25. Ленин В.И. Духовенство и политика. Полн.собр.соч., т.22, с.80-81.
26. Ленин В.И. Замечания на второй цроект Программы Плеханова. Полн.собр.соч., т.6, с.212-235.
27. Ленин В.И. Из экономической жизни России. Полн.собр.соч., т.6, с.280-292.
28. Ленин В.И. Империализм как высшая стадия капитализма. -Поли.собр.соч., т.27, с.299-426.
29. Ленин В.И. К вопросу о диалектике. Полн.собр.соч., т.29, с.316-322.
30. Ленин В.И. К вопросу о политике Министерства народного просвещения. Полн.собр.соч., т.23, с.125-136.
31. Ленин В.И. Классы и партии в их отношении к религии и церкви. Полн.собр.соч., т.17, с.429-438.
32. Ленин В.И. Конспект книги Гегеля "Наука логики". Полн. собр.соч., т.29, с.77-218.
33. Ленин В.И. Марксизм и ревизионизм. Полн.собр.соч., т.17, с.15-26.
34. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн.собр. соч., т.18, с.7-384.
35. Ленин В.И, Новейшие данные о партиях в Германии. Полн. собр.соч., т.23, с.339-342.
36. Ленин В.И. Об отношении рабочей партии к религии. Полн. собр.соч., т.17, с.415-426.
37. Ленин В.И. О государстве. Полн.собр.соч., т.39, с.1-29.
38. Ленин В.И. О значении воинствующего материализма. Полн. собр.соч., т.45, с.23-33.
39. Ленин В.И. Предложения к проекту постановления Пленума ЦК РКП(б) о пункте 13 программы партии. Полн.собр.соч., т.54, с.440.
40. Ленин В.И. Социализм и религия. Полн.собр.соч., т.12, с.142-147.
41. Официально-документальные материалы
42. Андропов Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. М.: Политиздат, 1983, 31с.
43. Андропов Ю.В. Шестьдесят лет СССР. Доклад на совместном торжественном заседании Центрального Комитета КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР в Кремлевском Дворце съездов 21 декабря 1981 г. М.: Политиздат, 1982 - 30с.
44. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня1983 г. М.: Политиздат, 1983 - 80с.
45. Материалы внечередного Пленума ЦК КПСС, 13 февраля 1984 г. -М., 1984.
46. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 10 апреля1984 г. М.: Политиздат, 1984 - 31с.
47. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976. - 256с.
48. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1982. - 224с.
49. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г.
50. М.: Политиздат, 1979. 15с.
51. О 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции: Постановление ЦК КПСС от 31 января 1977 г. М.: Политиздат, 1977. - 32с.
52. Программа Коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат, 1976. - 144с.
53. Черненко К.У. Народ и партия едины: Речь на встрече с избирателями Куйбышевского избирательного округа г.Москвы.2 марта 1984 г. М., 1984. - 31с.3. Книги
54. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств в трех томах. М.: Искусство, 1948-1955. - 1175 с.
55. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М.: Искусство, 1978.-331с.
56. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Академия пед.наук РСФСР, I960. - 486с.
57. Андрианов Н.П. Атеизм в развитом социалистическом обществе.-JI.: Лениздат, 1980. 64с.
58. Андрианов Н.П. Атеизм и эмоциональный мир личности. Л.: об-во Знание РСФСР, Ленинградская, орг., 1982. - 16с.
59. Андрианов Н.П. Эволюция религиозного сознания. Л.: Лениздат, 1974. - 171с.
60. Андрианов Н.П., Лопаткин Р.А., Павлюк В.В. Особенности современного религиозного сознания. М.: Мысль, 1966. - 247с.
61. Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые. Критика христианского истолкования и использования ценностей жизни и культуры. М.: Мысль, 1970. - 181с.
62. Арсенкин В.К. Кризис религиозности и молодежь. М.: Наука, 1984. - 264с.
63. Артемьев А.И. 0 комплексном, системном подходе к атеистическому воспитанию. Алма-Ата.: Знание КазССР, 1977. - 68с.
64. Атеизм и социалистическая культура (Ред.Савельев B.C.). -Йошкар-Ола.: Марийское книжное издательство, 1982. 115с.
65. Атеизм, религия, современность. Л.:Наука, Ленингр.отд-е, 1973. - 226с.
66. Атеистические традиции русского народа. Сб.научных статей.
67. Гос.музей истории религии и атеизма. Ред. Л.И.Емелях/. -Л.: ГШ РИА, 1982. 160с.
68. Бабосов Е.М. Научно-техническая революция и модернизация католицизма. Минск.: Наука и техника, 1971. - 456с.
69. Бабосов Е.М. НТР и утвервдение атеистического мировоззрения. М.: Знание РСФСР, 1982. - 65с.
70. Белоусов Я.П. Праздники старые и новые. (Некоторые философские аспекты проблемы празднования). Алма-Ата.: Казахстан, 1974. - 200с.
71. Белоусов Я.П. Социалистический образ жизни, (Методическое пособие с аннот.тематикой циклов лекций и бесед). Алма-Ата. : Знание КазССР, 1981. - 27с.
72. Бреза Т. Бронзовые врата. М.: Прогресс, 1964. - 518с.
73. Бруннер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. -412с.
74. Буйковская Л.Г. Проблема адекватности эстетического восприятия произведений искусства. М.: МГУ, 1981. - 24с.
75. Букин В.Р. Атеистическому воспитанию комплексный подход.-Л.: Лениздат, 1980. - 17с.
76. Букин В.Р. Восхождение к прекрасному. Л.: Лениздат, 1979-■ 176с.
77. Букин В.Р. Психология верующих и атеистическое воспитание. ■ М.: Мысль, 1969. 230с.
78. Букина И.Н. Психология атеизма. Л.: Знание РСФСР, Лен. орг-ция, 1975. - 38с.
79. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. М.: Искусство, 1975. - 175с.
80. Веккер Л.М. Восприятие и основы его моделирования. Л.:1. ЛГУ, 1964. I94c.
81. Великович Л.Н. Левые течения в религиозных организациях капиталистических стран. М.: Знание РСФСР, 1974. - 64с.
82. Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине в пяти томах. М.: Политиздат, 1979, т.5. 526с.
83. Гараджа В.И. Богословская мистификация социальной революции. М.: Знание РСФСР, 1974. - 63с.
84. Гегель. Лекции по эстетике: Введение. Деление. Соч., т.ХП - М.: Гос.социально-экономическое издательство, 1938, с.1-73.
85. Гелюта A.M., Староверов В.И. Социальный облик рабочего-интеллигента. М.: Мысль, 1977. - 183с.
86. Глаголева Э.Н. Эстетика антиразума. М.: Искусство, 1972. -128с.
87. Гольдентрихт Т. 0 природе эстетического творчества. М.: МГУ, 1966, 241с.
88. Горбачев Н.А. Диалектика и проблемы атеизма. Саратов.: Изд-во Саратовского ун-та, 1972. - 278с.
89. Гордиенко Н.С. Атеизм и религия в современной борьбе идей. -Л.: Лениздат, 1982. 175 с.
90. Гордиенко Н.С. Чему учат с амвона. Л: Лениздат, 1975. -175с.
91. Гордиенко Н.С. Мистика на службе современного православия.-М.: Знание РСФСР, 1981. 63с.
92. Гордиенко Н.С. Старое и новое в современном православии. -М.: Знание РСФСР, 1972. 24с.
93. Гордиенко Н.С. Эволюция русского православия (20-80-е годы XX столетия). М.: Знание РСФСР, 1984. - 64с.
94. Гордиенко H.G., Курочкин Н.П. Особенности модернизации современного русского православия. М.: Знание РСФСР, 1978. -64с.
95. Горький A.M. О религии. М.: Воениздат, 1940. - 96с,
96. Грабарь И*Э. О древнерусском искусстве. М.: Наука, 1966.-387с.
97. Грекулов Е.Ф. Церковь, самодержавие, народ. М.: Наука, 1965. - 173с.
98. Джейлс В. Многообразие религиозного опыта. М.: СПб, 1910. -356с.
99. Доля В. Критика теологического понимания свободы. Львов: Вща школа, 1973. - 219с.
100. Дулуман Е., Лобовик Б., Танчер В. Современный верующий (социально-психологический очерк). М.: Политиздат, 1970. -176с.
101. Егоров. Проблемы эстетики. М.: Советский писатель, 1974.-463с.
102. Емелях Л.И. Критика В.И.Лениным православия. Л.: Знание РСФСР, Ленингр. орг-ция, 1971. - 31с.
103. Зоц В.А. Духовная культура и атеистическое воспитание. -М.: Политиздат, 1978. 120с.
104. Зоц В.А. Культура. Религия. Атеизм. М.: Политиздат,1982.-158 с.
105. Зоц В.А. Несостоятельные црентензии (критический анализ православно-богословской интерпретации проблем духовной культуры). М.: Молодая гвардия, 1976. - 142с.
106. Зыбковец В.Ф. Человек без религии. М.: Политиздат, 1967,-240с.
107. Искусство и общество. Сб.статей (сост.В.В.Устинов) Л.: Лениздат, 1978. - 224с.
108. Каган М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. -440с.
109. Каган М.С. Социальные функции искусства. Л.: Знание РСФСР Ленингр, ор-ция, 1978. - 34с.
110. Калиничева З.В. Атеизм как фактор формирования коммунистической личности. Л.: Знание РСФСР Ленингр.ор-ция, 1982. -16с.
111. Кемпарс П.П., Закович A.M. Советская гражданская обрядность.-М.: Мысль, 1967. 256с.
112. Канарский А.С. Диалектика эстетического цроцесса. Киев.: Вища школа, 1982. - 192с.
113. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. Книга третья. 0 способности желания. Собр.соч.: в 6-ти т. М.: Мысль, 1966, т.6, с.496-510.
114. Кант И. Первое введение в критику способности суждения. -Собр.соч.; В 6-ти т.М.: Мысль, 1966, т.5, с.99-160.
115. Кантор A.M. Искусство ХУШ в. Малая история искусств. -М.: Искусство, 1977. 375с.
116. Караганов А. Киноискусство в борьбе идей. М.: Политиздат, 1974. - 183с.
117. Каргин А.С. Нравственно-эстетическое формирование личности. М.: Знание РСФСР, 1981. - 64с.
118. К обществу, свободному от религии. (Отв.ред.Курочкин П.К.)-М.: Мысль, 1970. 277с.
119. Ковалев А.Г. Психология личности. М»:Просвещение, 1965. -288с.
120. Коршунов A.M. Отражение, деятельность, познание. М.: Политиздат, 1970. - 216с.
121. Коссов Б.Б. Проблемы психологии восприятия. М.: Высшая школа, 197I. - 320с.
122. Красников Н.П., Степин К.К. История, культура и атеистическое воспитание. М.: Знание РСФСР, 1981. - 36с.
123. Крупская Н.К. Вопросы атеистического воспитания. М.: Акад.пед.наук РСФСР, 1961, - 176с.
124. Крупская Н.К. Из атеистического наследия. М.: Наука, 1964. - 307с.
125. Культура и религия.: Сб. тр. (Госмузей истории религии и атеизма, редкол.: Я.И.Шурыгин (отв.ред.). Л.: Б.И. , 1977. - 135с.
126. Культура и социалистический образ жизни: Сб.ст. (отв.ред. Каган Л.А., Павлов Б.С.) Свердловск: УНЦ АН СССР, 1980.-111с.
127. Культурный прогресс: философские проблемы. М.: Наука, 1984. - 328с.
128. Лебедев А.А. Конкретные исследования в атеистической работе. М.: Политиздат, 1976. - 72с.
129. Левада Ю.А. Социальная природа религии. М.: Наука, 1965.-263с.
130. Леонтьева Э.В. Искусство и реальность. Л.: Наука Ленингр. отд-ние, 1972. - 238с.
131. Лилов А. Природа художественного творчества. М.: Искусство, 1981. - 480с.
132. Лисавцев Э.И. Новые советские традиции. М.: Советская Россия, 1966. - 167с.
133. Лоукотка И.О религии и искусстве. М.: Знание РСФСР, 1979. - 64с.
134. Луначарский А.В. Воспоминания и впечатления. М.: Советская Россия, 1968. - 376 с.
135. Луначарский А.В. Классики русской литературы. М.: Госполитиздат, 1937. - 504с.
136. Луначарский А.В. Основы позитивной эстетики. Собр.соч.
137. Jd.: Художественная литература, 1967, т.7, с.33-101.
138. Луначарский А.В. Почеглу нельзя верить в бога. М.: Наука, 1965, - 443с.
139. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление.-М.: Наука, 1978. 393с.
140. Мазаев А.И. Праздники, обряды, традиции. М.: Молодая гвардия, 1979. - 159с.
141. Макаров О.А. Искусство в современной идеологической борьбе. М.: Искусство, 1975. - 199с.
142. Малая история искусств. (Ред.кол.А.М.Кантор, А.А.Сидоров и др.)- М.: Искусство, 1977. 375с.
143. Марков М.Е. Искусство как процесс. Основы функциональной теории искусства. М.: Искусство, 1970. - 239с.
144. Мартынов Ф.Т. Магический кристалл. Эстетическое восприятие и условность в искусстве. (Очерк). Свердловск.: Средне-Уральское кн.изд-во, 197I. - 172с.
145. Материалы конкретно- социологических исследований истории и теории атеизма Киевского университета. Киев.: Киевский университет, 1973. - 216с.
146. Михайлов М.И. Природа художественного воображения. М.: МГУ, - 1979. - 19с.
147. Мгновений Д.В. Искусство в атеистическом воспитании. Л.: Лениздат, 1980. - 70с.
148. Михновский Д.В. Культурное наследие прошлого и религия. -Л.: Знание РСФСР Ленингр.орг., 1973. 20с.
149. Михновский Д.В. Современное искусство и борьба двух идеологий. М.: Знание РСФСР, 1965. - 33с.
150. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М.: Мир, 1966. - 351с.
151. Мчедлов М.П. Католицизм. М.: Политиздат, 1970. - 271с.
152. Мчедлов М.П. Католицизм. 2-е изд. М.: Политиздат, 1974. -278с.
153. Никитин В.Н. Атеизм как социальное явление. Л.: Лениздат, 1977. - 104с.
154. Алимбетов А. Утвервдение и развитие массового атеизма в социалистическом обществе. В кн.: Вопросы научного атеизма. Вып.П. М., с.122-128.
155. Батуева Л.Л. О понятии "религиозное искусство" и его интерпретация современными католическими идеологами. -Вестник МГУ, 1973, № 3, с.76-82.
156. Букин В.Р. НТР и психология личности. В кн.: НТР и личность. Л., 1982, с.8-20.
157. Букин В.Р. Психология общества и искусство. В кн.: Искусство и общество. Л., 1978, с.176-204.
158. Васюков O.K. Эстетика телевидения и формирование личности. В кн.: Художественная культура и гармоническое развитие личности. Киев., 1982, с.152-172.
159. Великович Л.Н. Новые веяния в современном католицизме.
160. Вопросы научного атеизма. Вып.2. М., 1966, с.337-364.
161. Видгоф В.М. О социальной црироде эстетических эмоций. -В кн.: Актуальные вопросы нравственного и эстетического воспитания. Томск., 1982, с.97-102.
162. Гордиенко Н.С. Актуальные проблемы критики современного православия. В кн.: Атеизм, религия, современность. Л., 1977, с.81-99.
163. Гордиенко Н.С. "Крещение Руси": факты цротив легенд. -Наука и религия, 1984, №№ 1-2, с.15-19, 30-33.
164. Гумницкий Г.О. 0 понятии эстетического. В кн.: Сознание и диалектика процесса познания. Иваново, 1980, с. 64-70.
165. Гусева Л.П. Проблема ритма в эстетической теории. Философские науки, 1981, № 3, с.79-89.
166. Ермолаева В. Проблема "искусство и общество" на 5 Международном конгрессе по эстетике. В кн.: Искусство и общество. М., 1973, с.296-313.
167. Зинченко В.П. Восцриятие. В кн.: БСЭ. 3-е изд., 1977, т.5, с.382-383.
168. Зубарева Н.Б. Об эволюции пространственно-временных представлений в художественной картине мира. В кн.: Художественное творчество. Л., 1982, с.25-37.
169. Кирюшко Н.И. Атеистическое общественное мнение о новой обрядности. Вопросы научного атеизма. Вып.18. Киев., 1982, с.44-50.
170. Киященко Н.И. Эстетическая и художественная культура. -В кн.: Эстетическая культура и эстетическое воспитание. М., 1983, с.5-62.
171. Клибанов А.И. О методологии изучения религиозного сознания. Вопросы научного атеизма. Вып.II. М., 1971, с.82-113.
172. Курочкин П.К. Проблемы научного атеизма в свете решений ХХУ1 съезда КПСС. Вопросы научного атеизма. Вып.28. М., 1981, с.3-22.
173. Левшина И.С. Восприятие искусства в массовой аудитории. -В кн.: К вопросу функционирования искусства. М., 1982,с.72-91.
174. Михновский Д.В. Искусство и религия. В кн.: Искусство и общество. Л., 1978, с.145-176.
175. Михновский Д.В. К постановке цроблемы взаимоотношений религии с культурой. В сб.: Культура и религия. Л., 1983, с.7-31.
176. Михновский Д.В. Проблема соотношения искусства и религиив современной немарксистской зарубежной литературе. В кн.: Атеизм, религия, современность. Л., 1973, с.170-190.
177. Острожинский В.Е. Повышение эффективности социалистической обрядности в атеистическом воспитании. Вопросы научного атеизма. Вып.29. М., 1982, с.152-162.
178. Павлюк К.К. К вопросу "0 религиозных потребностях". Вопросы научного атеизма. Вып.II. М., 1971, с.151-162.
179. Панкевич Г.И. Художественный цроцесс и методология его исследования. Вопросы философии, 1980, № 6, с.124-136.
180. Панггурин В.А. Специфика эстетического восприятия и научные знания. В кн.: Наука и развитие общественных отношений. Свердловск., 1980, с.52-55.
181. Парыгин Б.П., Ерунов Б.А., Букин В.Р. Религиозное настроение и его структура. Вопросы научного атеизма. Вып.II.1. М., 1971, с.58-82.
182. Попов В.Г. Научно-атеистический стиль мышления как фактор духовной жизни общества развитого социализма. Тезисы к1У Уральским ^социологическим чтениям. Пермь., 1982,с.19-21.
183. Равенский З.К. К вопросу об идеальности психического. -В кн.: Сознание и диалектика процесса познания. Иваново., 1980, с.56-64.
184. Рапопорт С.Х. Художественное восприятие и развитие художественной культуры школьника. В кн.: Эстетическая культура и эстетическое воспитание. М., 1983, с.231-256.
185. Симонов П. Что такое эмоция. Наука и жизнь, 1965, № 5, с.64-72.
186. Тимченко М. Целостное и частичное в восприятии искусства.-В кн.: Художник и публика. Л., 1981, с.108-113.
187. Угринович Д.М. Методологические вопросы совершенствования системы атеистического воспитания. Вопросы научного атеизма. Вып.9. М., 1970, с.38-55.5. Авторефераты
188. Баграмян С.А. Место и роль эмоционального начала в формировании эстетически активной личности.: Автореф. дисс. канд.филос.наук. М., 1980. - 21с.
189. Бартке, Эберхарц. 0 своеобразии эстетического восприятия действительности (пер.с немецкого).: Автореф. Дис. канд.искусствоведения. М., 1958. - 16с.
190. Голованова В. Критика религиозной интерпретации основных категорий эстетики.: Автореф. Дис.канд.филос.наук. Киев, 1970. - 16с.
191. Зоц В.А. Научный атеизм в системе духовной культуры современного общества.: Дисс.доктора философ.наук. М.,1980. 55с.
192. Каниковский В.И. Эстетическая культура личности в развитом социалистическом обществе.: Автореф. Дисс. канд. филос.наук. Л.,1980. - 18с.
193. Карпушин И.И. Взаимодействие религиозного и эстетического видов сознания.: Автореф. Дисс. докт.филос.наук. М., 1972.- 35с.
194. Личковах В.А. Эстетическое переживание и социальная активность личности. Автореф. Дисс.канд.филос.наук. М.,1981. 18с.
195. Органова О.Н. Специфика эстетического восприятия.: Авто-реф.Дисс. докт.филос.наук. М,,1976. - 51с.
196. Полищук Ю.Д. Специфика религиозности современного верующего и факторы ее преодоления.: Автореф. Дисс.канд.филос. наук. Киев, ,1973. - 14с.
197. Рунева Т.А. Диалектика художественного и религиозного освоения мира. : Автореф. Дисс.канд.филос.наук. Л, ,1979.-24с.
198. Самохин В.Н. Критический анализ идеалистических теорий эстетического восприятия.: Автореф. Дисс.докт.филос. наук. М., 1981. - 33с.
199. Соболев П.В. Русская эстетика первой половины XIX века. Основные проблемы: Автореф.Дисс.докт.филос.наук. Л., 1972. - 35с.
200. Хальзов В.Н. Эстетические и религиозные функции искусства.: Автореф. Дисс.канд.филос.наук. М., 1981. - 23с.
201. Шенгелая И.Ш. Проблема модернизма в современной советской эстетике.: Автореф. Дисс.канд. филос.наук. Л., 1975, -17с.
202. Зйхе Н.С, Эстетическое чувство в структуре эстетического сознания.: Автореф. Дисс. канд.филос.наук. Свердловск, 1972, 1972. - 19с.6.Религиозная литература
203. Алексий, патриарх. Слова, речи, послания, обращения, доклады, статьи. В 4-х томах (I94I-I948 гг.). М.: Изд-во Моск. патриархии. 1948. т.1 - 248с.
204. Амвросий, архиепископ. 0 значении искусства в деле воспитания и образования. Харьков, 1858, 1858. - 274с.
205. Беляев А.Д. 0 безбожии и атихристе. Сергиев-Посад: 2-я типография А.И.Снегиревой, 1896, ч.1-1036с.
206. Библия (Ветхий и Новый завет).- М.: Изд-во Московской патриархии, 1976. 1360с.
207. Вениамин (Федченков), митрополит. Мысли о литургии верных. -Журнал Московской патриархии, 1982, № 3, с.68-76.
208. Вениамин (Федченков), митрополит.Мысли о литургии верных.-Журнал Московской патриархии, 1982, № 4, с.52-65.
209. Галахов И. Бог в человеке. Вера и разум, 1917, № I, с. 7-32.
210. Евлогий (Смирнов), архимандрит. Храм божий. Журнал Московской патриархии, 1973, № 10, с.75-78.
211. Заболоцкий Н. К "Ниборгу-1У". Журнал Московской патриархии, 1964, № 8, с.59-63.
212. Заболоцкий Н.А. Новый аскетизм христианский ответ наизменение обстановки. Журнал Московской патриархии, 1976, К& 3, с.48-54.
213. Заболоцкий Н.А. Русская православная церковь в новых социальных условиях. Журнал Московской патриархии, 1967, № 7, с.33-38.
214. Иванов Владимир, диакон. Духовные основы церковного искусства. Журнал Московской патриархии, 1983, да 4, с.67-77,
215. Иванов В. Крест (знак и значение). Журнал Московской патриархии, 1973, № I, с.73-77.
216. Иванов И.А. 0 значении храма в области веры и религии христовой. Воронеж: тип.В.И.Исаева, 1984 - 21с.
217. Иванов М. Язык библии. Журнал Московской патриархии, 1977, да 8, с.75-80.
218. Иннокентий (Просвирин), архимандрит. 0 творческом пути свя-- , пленника Павла Флоренского. Журнал Московской патриархии,1982, № 4, с.65-76.
219. Иоандрий. Значение традиций и выражение веры в современном мире, Журнал Московской патриархии, 1981, №№ 10,11,с.с.50-57, 49-52.
220. Ираклий, иеромонах. "Помяни нас господи". (0 благодатном действии великопостного песнопения на душу человека). -Свято-Троицкая Сергиева Лавра, собств.тш., 1915. 24с.
221. К знаменальному юбилею в жизни Русской православной церкви (к 1000-летию крещения Руси). Журнал Московской патриархии, 1982, да I, с.5.
222. Киприан, епископ Карфагенский, Книга о молитве господней.-Журнал Московской патриархии, 1983, № 7, с.60-71.
223. Лебедев Лев, протоиерей. Духовное преображение творенияв православном богослужении. Журнал Московской патриархии, 1983, № 7, с.71-77.
224. Любок^удров И. Исторический очерк церковного пения и важное значение его. "Саратовские Епархиальные Ведомости". -1886. № 21, с.41-52.
225. Макарий, митрополит. Православно-догматическое богословие.-СПб: тип.Р.Голике, 1883, сЛ 598с.
226. Мень А., священник. Спасение миру. Журнал Московской патриархии, 196I, № 2, с.45-49.
227. Неплюев И.Н. Христианское мировоззрение.Берлин.: тип,П.Станкевича. 1894. 124с.
228. Осипов А.И. Иисус Христос объединяет. Присутствие Христа в церкви и миссии церкви в мире. Журнал Московской патриархии, 1975, № 8, с.59-65.
229. Перечень тем предстоящего предсобора, одобренный Всеправо-славным совещанием. Журнал Московской патриархии, 1961,1. II, с.25-27.
230. Пимен (Извеков). Слова, речи, послания, обращения. 19571977 гг. М.: Изд-во Московской патриархии, 1977. - 456с.
231. Платонов В. Психология молитв. СПб.: "Странник", 1913. -48с.
232. Просвирин Анатолий, священник. Афон и русская церковь. -Журнал Московской патриархии, 1974, № 4, с.5-15.
233. Раевский В. Спустя сорок лет. Журнал Московской патриархии, 1961, № I, с.25-28.
234. Седлецкий К.С. Сила христианского пения. Братский Вестник, 1983, № 2, с.24-28.
235. Симашкевич В. Поучение о храме как месте совершения божественной литургии и о самой литургии. Киев.: тип. 1-й Киевской артели печатного дела. 1912. 39с.6.34:. Соколова М.О. 0 древней иконописи. Журнал Московской патриархии. 1975, № 6, с.72-78.
236. Сосновский A.M. Очерки религиозного сознания. М.: тип. М.Борисенко, 1904. 218с.
237. Сергий (Королев), архиепископ. 0 благобытии. Журнал Московской патриархии, 1983, № 4, с.61-76.
238. Слово Святейшего патриарха Пимена на встрече с профессорами и преподавателями ВДА и. ЩС. Журнал Московской патриархии, 1972, № 2, с.14-15.
239. Трубачев С. Музыка богослужения в восприятии священника Павла Флоренского. Журнал Московской патриархии, 1983, №5, с.74-78.
240. Успенский Н.Д. К вопросу о цроисхождении литургии Прежде-освященных Даров. Журнал Московской патриархии, 1976,2, с.71-77.6.&0. Успенский Л. Искусство русской церки. Журнал Московской патриархии, 1983, № 9, с.73-76.
241. Успенский Л. Смысл и язык икон. Журнал Московской патриархии, № 1855, с.53-66.
242. Флоренский Павел, священник. Икона взгляд в вечность: философия и технология искусства. - Журнал Московской патриархии, 1983, № 3, с.78-80.