автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.04
диссертация на тему: Роль фонетической структуры поэтического текста в создании ритмического движения
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Смусь, Марина Абдылдакановна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ХЮРЕТИЧЕСШЕ ПРШОСЫШ ИССЛЕДОВАНИЯ
ШОНЕ1ИЧЕС1Ш: СРЕДСТВ СОЗДАНИЯ РИТШЧЕСЮ10 ДЕИЖШЯ.
РАЗДЕЛ: I. NURSEKT RHYMES КАК ФОРМА ШЭЖЧЕСКОГО ТЕКСТА.
КРАШЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ G4E>K.
§ I. История изучения nursery rhymes, евязь с фольклором других стран.
§ 2, История письменного бытования и термина nursery rhymes"
§ 3. Kursery rhymes как Д6ТСКИЙ фОЛЫЦЮр
§ 4. К вопросу О классификации nursery rhymes. t РАЗДЕЛ П. НЕКОТОРЫЕ АШЮН РИШ КАК ДШЖЕНИЯ.
ШСТШОВКА НРОЕШЫ
§ I. Целостность и связность» обесдечивапцие интегравдю взаимодействухщих единиц ритма в про пес о е звуковой реализации стихотворений
§ 2. Механизм ритадообразовашя в стихотворной речи *.
ГЛАВА П. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОЦЕДУРА ЭШШИШШТШШ
ИССЛЕДОВАНИЯ.
§ I. Материал исследования.
§ 2. Методика проведения и задачи аудиторского анализа
§ 3. Методика проведения элнктроакустического анализа
4 § 4. Методика проведения статистического анализа
ГЛАВА Ш. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФОНЕТИЧЕСКИХ
СРЕДСТВ В ОРГАНИЗАЦИИ РИТМИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ, РЕЗУЛЬТАТЫ АУДИТОРСКОГО, ЭЛШРОАКУСТИЧВДШ) И СТАТИСТИЧЕСКОГО ВИДОВ АНАЛИЗА.
РАЗДЕЛ I, ОСОБЕННОСТИ ПРОСОДИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
NUR3SRY RHTMES И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДНЯ ХАРАКТЕРА
РИТМА.
§ I. Временные характеристики единиц ритма nursery rhyme*
§ 2. Темповые характеристики nursery rhymes
§ 3. Частотные характеристики nursery rhyme»
§ 4* Интенсивность (динамические характеристики nursery rhymes .♦.
§ 5. Яанровне отличия риша nursery rhymes.
§ 6. Звуковые повторы, их место и роль в создании ритмического движения (статический аспект).
РАЗДЕЛ П, РОЛЬ ФОНЕТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА
В СТАНОВЛЕНИИ РИТМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ КАК ПРОЦЕССА
§ X. Анализ стихотворения.
§ 2, Просодические средства создания относительной устойчивости четных единиц ритма .ХОЗ
§ 3. Звуковые повторы, их место и роль в создании ритмического движения (динамический аспект)
ОВДЕ ВЫВОДЫ.1X
ЗАШИЕНИЕ
Введение диссертации1988 год, автореферат по филологии, Смусь, Марина Абдылдакановна
Природа и функции ритма - это одна из тем, имеющих в эстетической теории многовековую традицию. Однако проблема ритма -это не только, а может быть и не столько эстетическая проблема, Проблема ритма - это в значительной степени проблема Человека. Поэтому в широком смысле - это проблема организации, перехода от одного структурного уровня к другому. Ритм привлекает исследователей разных сфер: биологов, психологов, л^узыковедов, лингвистов, литературоведов, искусствоведов, философов*. Очевидно, интерес к проблеме ритма можно объяснить также связью ритма с временем и пространством; их единство - одно из проявлений универсального закона развития и структуры материального мира. Риги в широком смысле трактуется как форма организации пространственно-временного континуума и самого повторяющегося явления. Лишь на основе всей совокупности исследований в различных областях можно делать широкие обобщения относительно ритма.
В центре внимания настоящей работы находится лингвистический аспект ритма. В рамках лингвистики текста ритм рассматрнвар ется как общеязыковая система , которая организует язык в целом
1 См., напр.; /Гусева Л.Н., 1981; Налимов В.В., 1974; Пространственно-временная и ритмическая организация текста, 1986; Речевой ритм и его функции, 1987; Ритм, пространство и время в литературе и искусстве, 1974; Тарабукин Н.М., 1923; Холопова ВЯ., 1971/. В настоящем исследования система понимается как некое множество взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство (целостность). Каждая система больше суммы ее частей, является частью другой, более широкой системы, а ее компоненты могут изучаться как самостоятельные системы. Многочисленные исследования, проводимые в области текстовой просодии в последнее время, убедительно доказывают, что просодические средства организации текста образуют устойчивую систему взаимосвязанных элементов /Антипова A.M., 1984; Дубовский Ю.А., IS75; Зицдер Л.Р., I960; Цешштие Д.К., 1974; Шахбагова Д.А., 1986/. и формируется всеми языковыми средствами. Ритм имеет двуединую основу: чередование разнотипных явлений и периодичность сходных ^ и соизмеримых явлений. Чередующиеся явления формируют единства, которые могут быть соизмеримыми и образовывать периодические ряды.
В настоящей работе рассматривается только фонетический аспект ритма: диссертация представляет собой экспериментально-фонетическое исследование, посвященное роли фонетической структуры* поэтического текста^ в создании ритмического движения.
К настоящему моменту в современных отечественных и зарубежных исследованиях накоплен определенный материал о закономерностях ритмообразующей функции текстовой просодии в стихотворной речи /Антипова A.M., 1984; Златоустова Д.В., 1979; Каршченко-ва Е.П., X98I; Милюкова Л.К., 1981; Проблемы поэтической речи, <Г 1988; Сафронова Е.Г., 1978; 1984; Сешкина Т.Ф., 1988; Череш-сина Н.В., Ют; Attrldge D.f 1987; B&rers Р.Т., 1979, 1988,-ГипкЬетзег L.B. ,1979; Herbert ТЛ., 1960; Kim 1972»
Taglicht J.# 1971? Tan Oaepel P.P.J., 1970/. Структура подразумевает внутреннюю организацию системы, способы взаимодействия ее частей, проявляющиеся через сеть взаимосвязей и отношений между ними /Журавлев В.К., 1986; Каган М.С., 1983; Маковский М.М., 1980; Мельничук А.С., 1970; Солнцев В.М., 1977; Тгатин B.C., 1968 и другие/. о
Под текстом понимается системно организованное структурное единство, характеризующееся смысловой и формальной завершенностью и объединенное единым коммуникативным заданием /Гиндин С.И., 1972; Колшанский Г.В., 1984; Новиков А.И., 1983; реферовская В*А., 1983; Тураева З.Я., 1986/. В настоящей работе поэтический текст употребляется как синоним текста стихотворного
Однако следует отметить, что целый ряд вопросов, связанных с механизмом образования интегрированной системы ритма в процессе звуковой реализации стихотворных текстов, а также специфика ^ функционирования ритма в зависимости от прагматической установки* текста мало исследованы.
В частности, в лингвистической литературе отсутствует описание механизма ритмического движения.
Вместе с тем совершенно очевидно, что выявление способов и характера взаимодействия фонетических средств2 в процессе звуковой реализации стихотворения необходимо для описания особенностей его функционирования как целостного образования*
Нуждаются в дальнейшем исследовании особенности вариативности3 просодических средств, формирующих ритм. 5 настоящей работе в анализ включен один из типов вариативности речевого рит* Под прагматической установкой текста в работе понимается k аспект коммуникативной установки, в которой реализуется позиция производителя речи относительно назначения речи. Совокупность функционально подобных текстов характеризуется прагматической направленностью /Йаер B.Jt., 1988/. о
6 Под фонетическими средстваш понимается система сегментных и суперсегментных (просодических) средств. Просодия понимается как многокомпонентное единство /Дубовский Ю.Л., 1975; Зиндер Л.Р., 1980; Цеплитие Л.К., 1974; Crystal D. , 1969; Err d.b. , 1968; Lehiste ь., 1970 и другие/. Изучение роли cei^ ментных средств в настоящей работе не вкшчает внутрисегментные изменения и ограничивается рассмотрением некоторых видов звуковых повторов.
3 Современный этап научной мысли характеризуется значительным возрастанием интереса к проблемам вариативности. Свидетельством тому является проведение в нашей стране конференции, посвященной исследованию данной проблемы в германских языках /Всесоюзная конференция "Проблемы вариативности в германских языках", ^ 1988/. Вариативность выступает как диалектическое единство изменчивого и постоянного и является модификацией в пределах целостности системы /Солнцев В.М., 1984; Шахбагова Д.А., 1986/. ш - заключенный внутри каддой единицы ритма и создаваемый наряду о лексико-синтаксичееким просодическим варьированием. Под ин-ф вариантом в данной работе понимается просодическая сходнооформ-ленноеть единиц ритма стихотворной речи.
Данная работа представляет собой анализ и описание ритма как со стороны статики, так и динамики. При рассмотрении стати~ ческого аспекта просодические ритмообразувщие характеристики nursery rhymes - малых жанров английского детского фольклора -как в плане организации ритма отдельных жанров, так и всего ант* лийского детского фольклора в целом, описываются по двум направлениям: по компонентам и в совокупности.
Динамический аспект включает рассмотрение механизма интеграции единиц ритма.
Актуальность настоящего исследования определяется настоя-3 тельной необходимостью всестороннего анализа закономерностей ритма стихотворного текста, в частности, характера и роли просодии в обеспечении механизма ритмического движения (его непрерывности, пропорциональности, динамизма). Представляется также актуальной и требующей разработки проблема взаимосвязи стихотворного ритма с музыкальными и биологическими ритмами* для более глубокого проникновения в природу воздействия стихотворного ритма яа человека.
Актуальность исследования определяется также тем, что nursery rhymes не подвергались анализу с точки зрения лингвис—
1 По вопросу связи биологического, речевого (стихотворного), музыкального ритмов см., напр.: /Калачева С.В,, 1986; Нечипоренко В.Ф., 1984; Холонова В.Н., 1971; Харлап М., 1987; Baraeh A., 1987J Lerdahl P., R.f 1982/. тики и, в частности, практически не разработана проблема ритма nursery rhymes , в то время как ритм nursery rhymes в значитель-^ ной степени представляет ритм современного разговорного английского языка / Adams 0«, 1979/. В трудах зарубежных лингвистов можно найти характеристику ритма отдельных nursery rhymes / Attridge э., 1987 ; Gueron J.( 1974/*. Данная же работа является попыткой на основе проведенного эксперимента представить ритмическую организацию nursery rhymes в виде системы.
Объектом исследования является звучащий текст nursery rhymes. Выбор этого вида текста объясняется тем, что именно в детском фольклоре представляются наибольшие возможности для выявления вариативности ритмической организации стихотворной речи, вытекающие из его жанрового многообразия.
Предметом настоящего исследования является фонетический ас-£ пект ритмической организации nursery rhymes.
Методологической основой настоящей диссертации является положение далентико-мат ериалис тического учения о языке как системно-структурном образовании, а также положение марксистско-ленинской философии о движении как способе существования материи.
В самом общем виде "движение - это изменение вообще" Энгельс Ф., т. 20, с. 563/.
Основными характеристиками движения диалектический материализм считает его абсолютность и противоречивость. Противоречивость движения заключается в неразрывном единстве двух оппозиционных моментов - изменчивости и устойчивости, движения и покоя. Понятие изменения имеет смысл лишь в связи с понятием отно
1 В указанных работах ритм рассматривается как определенная последовательность ударных ж безударных слогов. сительно устойчивого, пребывающего в определенном состоянии. Од-накр" само это изменение есть в то же вреш определенное состояние, которое пребывает, сохраняется, то есть также обладает моментом устойчивости. В этом противоречивом единстве изменчивости и устойчивости ведущую роль играет изменчивость, а устойчивость, покой лишь фиксируют достигнутое в этом процессе.
Теоретической основой исследования является системно-функциональный подход к поэтическому тексту и ритму как его конструктивному началу. При исследовании ритма как структуры и как процесса этот подход предполагает изучение не только формальных просодических признаков, но и их функционирование в стихотворном тексте.
На основании вышесказанного , в качестве гипотезы исследования выдвигается тезис о том, что просодия, взаимодействуя с другими языковыми средствами, выступает в качестве одного из ведущих средств в процессе создания ритмического движения и порождения целостной структуры ритма,и в значительной степени способствует создают своеобразия ритма отдельных жанров nurses rhymea.
Основная педь исследования заключается в выявлении роли фонетических средств (сегментных и суперсегментных) в создании ритмического движения, а также исследование особенностей характера ритма малых жанров английского детского фольклора.
Основная цель и постановка проблемы определили следующие конкретные задачи исследования:
- дать краткий исторический очерк nursery rhymes и их классификацию;
- определить набор инвариантных просодических средств, а также их модификаций в зависимости от жанровой принадлежности;
- 10
- провести комплексный анализ ритмической системы отдельных жанров nursery rhymes;
- выявить различные виды сочетаемости просодических признаков с целью установления корреляции определенных сочетаний просодических признаков с "содержательной" стороной ритма;
- выявить характер взаимодействия просодических характеристик ритш цри исследовании механизма включения меньших единиц ритма в больше;
- провести анализ особенностей звуковой организации поэтической речи в плане исследования звуковых повторов как одной из подсистем ритма и одного из источников ритмического движения;
- проследить корреляцию стихотворного ритма с биологическими ритмами человека.
Научная новизна диссертации заключается в том, что это-пер-вое экспериментальное исследование ритма nursery rhymes, а также в том, что анализируются свойства просодии, обеспечивающие гибкость системного функционирования единиц ритма в процессе ритмического движения.
В теоретическом плане исследование продолжает разработку теории речевого ритма поэтического текста, общих проблем вариативности ритма в зависимости от жанровой принадлежности и прагматической установки текста.
Практическая ценность настоящего исследования состоит в том, что использованная в настоящем исследовании типология способов интеграции единиц ритма в стихотворном тексте, может быть применена при моделировании ритмического движения в любом стихотворном тексте.
Основные положения и выводы исследования могут найти применение в области преподавания фонетики: в практическом курсе при обучении просодическому оформлению стихотворных текстов и, в частности nursery rhymes; в теоретическом курсе фонетики при изучении роди фонетических средств в создании ритмического движения в разделе просодии текста, а также в учебных пособиях по развитию навыков чтения стихотворных текстов, в лекциях по английскому народному творчеству.
Достоверность результатов настоящего исследования обеспечивается достаточным объемом экспериментального материала, а также использованием комплексного метода исследования, включающего теоретический анализ имеющейся литературы по изучаемым проблемам, аудиторский и электроакустический анализы экспериментального материала, а также статистическую обработку количественных данных.
Цель и задачи исследования обусловили структуру диссертации. Кроме настоящего введения она содержит три главы, общие выводы, заключение, список использованной литературы и приложение.
Первая глава, посвящена рассмотрению nursery rhymes , истории их возникновения, связи с детским фольклором других стран. Кроме того, проводится анализ лингвистических особенностей nursery rhymes , обосновывается принцип проведения и дается классификация nursery rhymes. В этой главе также раскрывается сущность механизма ритмического движения и намечается круг основных вопросов, требующих дальнейшей разработки.
Вторая глава содержит сведения относительно подбора экспериментального материала, методики проведения исследования и уточняет задачи аудиторского, электроакустического и статистического видов анализа. j В третьей главе представлены результаты аудиторского, электроакустического, статистического видов анализа и их линг-ф вистическая интерпретация. В первом разделе даемся описание результатов исследования просодических характеристик ритма nursery rhymes по компонентам, а также в целом по жанрам. Во втором разделе выявляется роль просодии в становлении ритмической структуры стихотворного текста как процесса. В этой же главе содержится описание особенностей функционирования звуковых повторов (аллитерации и рифмы) в создании ритмического движения.
В обишх выводах излагаются основные данные эксперимента.
В заключении обобщаются результаты исследования и намечаются перспективы для дальнейшей разработки проблем, связанных с вопросами изучения ритма.
В список использованной литературы включены работы советских и зарубежных авторов, которые цитируются и упоминаются в работе или явились основными источниками накопления и критической переработки информации по интерееувдш нас проблемам.
Приложение содержит иллюстрирующие данные эксперимента таблицы, которые не вошли в основной текст диссертации, а также тексты 96 проанализированных стихотворений.
ШВА I. ТЕОРЕОТШСШ ПРЮТЗСЫЯКИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
ФОНЕТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ СОЗДАНИЯ РИТМИЧЕСКОГО Ш
Заключение научной работыдиссертация на тему "Роль фонетической структуры поэтического текста в создании ритмического движения"
- 117 -ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
В данной работе ритм nursery rhymes рассматривался на основе си о тшно-функшонального подхода» в результате чего удалось выявить особенности ритма, создаваемого фонетическими средствами организации стихотворного текста, и определить широкий спектр их функций.
Проведенные наблюдения над фонетическим аспектом ритмической системы nursery rhymes позволили установить некоторые закономерности, систематизировать и привести к единству многообразные факты их просодического и звукового оформления.
Описание ритмической системы предполагало выявление константных и вариативных просодических характерно тик звуковой реализации nursery rhymes» а также их функций.
Анализ особенностей просодической организации nurseiy rhymes по компонентам дал следующие результаты.
Ритмическая группа служит устойчивой соизмеримой единицей ритмической организации текста (коэффициент вариации в анализируемом материале находится в пределах допустимого). Анализ временной протяженности РГ дает основание сделать вывод о том, что универсальное свойство РГ заключается в стремлении реализо-вываться в пределах 300-600 мс, что составляет приблизительно 1/2 сек. Это позволяет предположить связь между длительностью РГ и пульсом человека и, таким образом, объяснить возможность оказания активного психофизического воздействия стихотворной речи на человека.
Данные анализа временных параметров РГ позволяют разделить малые жанры английского детского фольклора по их функциональной роли на две большие группы: I) сопровождавшие движе
- 118 ния: игровые припевы, пестушки (среднее значение длительности РГ - 457-464 мс) и 2) жанры, занимающие детей словесньм содержанием: небылиад, прибаутки, загадки, скороговорки, колыбельные, заклички, которые исполняются независимо от игровых действий (среднее значение длительности РГ находится в диапазоне 509-560 мс).
Строка. Анализ длительности строки показал, что фонащон-ная длительность строк реализуется в основном в пределах 1-2 сек (80$ от общего числа проанализированных строк). Признак временной соизмеримости строки как внутри текста, так и в пределах жанра достаточно устойчив (коэффициент вариации находится в пределах 40$). Большей соизмеримостью характеризуются строки, объединенные смежной рифмой. По результатам анализа длительности строки все рассматриваемые малые жанры английского детского фольклора можно разделить на три большие группы, расхождения между которши по этому параметру являются существенными . Самые длинные строки характерны для скороговорок (2798 мс), самые короткие - для считалок (1069 мо) и присловий (1257 мс). Промежуточную между ними группу с учетом наличия внутренней рифлы в пестушках и игровых припевах также можно разделить на две подгруппы по их функциональной роли: а) сопровождающие движения (пестушки, игровые припевы) и б) не связанные с движениаш (небылицы, прибаутки, загадки, колыбельные, заклички). Кроме того следует отметить, что длительность строки колыбельных также существенно отличается от длительности строк друтах жанров внутри этой группы.
Двустишие. Б большинстве малых жанров среднее значение длительности этой единицы составляет 1,5-4 сек, что может дистантно отражать корреляцию стихотворного ритма и дыхания.
- 119
Соизмеримость на уровне двустиший в 75$ стихотворений возрастает по сравнению с соизмеримостью строк. Наряду с делением на двустишия обычным для анализируемого материала является деление стихотворений на части, содержащие неравное количество отрок (например, 2 сзрони + I сорока).
Анализ периодичности повторения определенного количества ритмических групп в стихотворениях позволяет сделать вывод о том, что английский детский фольклор существует как система, использующая для своего построения определенный принцип. Структурная организация английских народных стихов для детей сзроит-оя как реализация структурных штампов. По-видимому, существует первичное интуитивное осознание и априорное представление о законах структурной упорядоченности. Для малых жанров английского детского фольклора наряду с четверостишиями, содержащими по 4 РГ в строке, характерен нерегулярный риш - смешанные структуры типа (4 РГ + 3 РГ); (3 РГ + 2 РГ + 3 РГ) и Др. Но свобода внутри стихотвореней системы соседствует с жесткой нормативностью фундаментальных структурных принципов. По сути дела в исполнении nursery rhymes, подобно любому виду фольклора, стереотипность исполнения не считается недостатком. Не создание нового, а идеальное воспроизведение уже существующего, уже освоенного -таков один из принципов исполнения.
Строева. При анализе длительности строфы фактически анализировались фонационная и общая длительности стихотворений. Длительность стихотворений, входящих в малые жанры английского детского фольклора, находится в пределах достаточно кратких, чтобы вся последовательность воспринималась как единый неразрывный ряд: 82$ стихотворений имеют фонационную длительность в диапазоне 3-10 сек при наибольшей плотности (51$ от общего числа анализируемых стихотворений) в диапазоне 7-10 сек.
Анализируя средние значения длительности стихотворений ^ названных жанров, можно проследить их дифференциацию по линии адресат - адресант", предназначенные для исполнения самими детьми: заклички, игровые припевы (длительностью 6-7 сек) и предназначенные для исполнения взрослыми для детей: прибаутки, небылицы, пестушки, колыбельные (длительностью 8ЛО сек).
Темповые характеристики* Было установлено, что темп чтения nursery rhymes в отличие от лирического стиха более быстрый (общий средний показатель ССД составляет 256 мс). Несмо!фя на сближенную ССД скороговорок, закличек, считалок (270-290 мс), с одной стороны, и всех остальных жа1фов (243-258 мс), с фугой, расхождения между ССД не являются существенными. Ускоренный темп nursery rhymes также нашел свое выражение в шаткости * пауз (среднее значение длительности паузы - 408 мс) и отношении длительности паузапии к фонации (отношение суммарной паузапии к общей фонационной длительности для всего анализируемого матет риала составило 1:6,3) ♦
Частотные характеристики. По средним значениям частотного уровня и частотного диапазона возможно классифицировать все малые жа1фы английского детского фольклора по признаку "стихотворения с выоокой степенью экспрессивности (к ним относятся небылицы и прибаутки, ореднее значение максимального уровня ЧОТ которых составляет 300-346 Гц, диапазона ЧОТ стихотворения 14Л6 пт) - стихотворения о низкой степенью экспрессивности (заклички, считалки, колыбельные, среднее значение максимального уров Данная закономерность напоминает закон "золотого сечения", при котором большая часть относится к меньшей как 1,6:1 ня ЧОТ составляет 178-220 Гц, диапазона ЧОТ стихотворения -7Л1 пт) '\ При атом с точки зрения коммуникативного содержания выражение экспрессивности можно соотнести с более высоким уровнем ЧОТ и более широким диапазоном ЧОТ. Промежуточной мезвду ними группой можно назвать пестушки, присловья, игровые припевы и скороговорки (среднее значение максимального уровня ЧОТ 220-260 Гц, диапазона ЧОТ стихотворений - 9-15 пт).
Интенсивность (динамические характеристики). В текстах стихотворений значения АЗД безударного и ударных слогов проявляю! высокую степень вариативности. В пределах каждого жанра анализируемые характеристика обнаруживают меньшую степень вариативности (коэффициент вариации изменяется от 14 до 16$). Представляется возможным все рассматриваемые жанры по роли динамических характеристик объединить в три группы. Увеличенной громкостью характеризуются: X) стихотворения, связанные с игровыми действиями (игровые припевы, считалки), 2) стихотворения, с необычная содержанием, к которому хотят привлечь внимание (высокая степень экспрессивности) - небылицы и прибаутка (среднее значение ударного слога 42-51 о.е.). Вторая группа (пестушки, присловья) характеризуется более сдержанный моторно-двига-тельнш и экспрессивном содержанием и более низкими по сравнению с первой группой показателями АЗД (30-34 о.е. для ударного слога) • В скороговорках, закличках, колыбельных роль динамических характеристик ослаблиетоя (среднее значение АЗД ударного слога 23-28 о.е.).
Данные инструментального анализа экспериментального материала в целом подтвердили и уточнили результаты аудиторского анализа.
Комплексный анализ просодии ритмической системы nursery rhymes, с одной стороны, и отдельных жанров, с другой, подтвердил данные аудиторского анализа и показал следуадее.
Ритм nursery rhymes - легкий, оживленный, динамичный, экспрессивный» На просодическом уровне это достигается за счет коротких ритмических групп, строк, относительно высокого уровня ЧОТ и АЗДТширокого диапазона ЧОТ стихотворений.
Специфика ритма стихотворений, принадлежащих к тем ила инш жанрам детского фольклора, обеспечивается различием : ' N просодического оформления ритмических единиц. - •
Небылицы и прибаутки. Высокая степень экспрессивности, возбужденность и изменчивость ритма достигается за счет многочисленных специальных подъемов (и, как следствие этого - очень высокого тонального уровня); меньшей в отличие от других жанров соизмеримостью единиц ритма, чередованием в структуре стихотворений количества содержащихся в строке РГ.
Игровые припевы. Динамика и энергичность ритма игровых припевов на просодическом уровне обеспечивается самши высокими значениши АЗД в нашем материале, самши очень короткими в нашем материале ритмическими группами и паузами.
Считалки. Рита считалок отличается чеканностью, мерностью. Это обусловлено преобладанием в считалках динамических характеристик, сокращенная тональных изменений при высокой соизмеримости единиц ритма, очень коротких ритмических группах и паузах в сочетании с самой большой для анализируемого материала среднеслоговой длительностью.
Пестушки. Легкость ритма пес тушек вызвана однонаправленные развитием ЧОТ и АЗД: относительно высокий уровень ЧОТ, сред
- 123 вий уровень АЗД, изрезанный мелодический контур в сочетании с короткими РГ, паузами и минимальными значениями среднеслоговой длительности •
Колыбельные. Ритм колыЗелышх плавный, равномерный. Просодия этого жанра характеризуется сравнительно душннши строками и паузами, низкой АЗД и ЧОТ, сокращением тональных изменений.
Скороговорки . Ришу скороговорок присуще однообразие и монотонность. Наиболее ярким признаком, дифференшрущим характер риша этого жанра, являются очень длинные строки и тенденция к повторению из строки в строку одинакового числа ритмических групп.
Высокая ЧОТ в сочетании с низкой АЗД, небольшая длительность пауз придают ритму скороговорок легкость и оживленность.
Загадки, заклички. присловья. Просодия этих жанров характеризуется сочетанием средней для анализируемого материала длительности ритмических единиц со сродним значением уровня частоты основного тона и амплитуды звукового давления. Тем не менее в просодической организации названных жанров наряду со сходством наблюдаются и различия, создаодие специфику риша каждого жанра в отдельности.
Риш эакличек размеренный, малоэкспрессивный, спокойный благодаря сравнительно длинные строкам, низкому уровню ЧОТ и АЗД, регулярному повторению из строки в строку равного числа РГ.
Риш присловий более экспрессивен, что обеспечивается более высоким уровнем ЧОТ и АЗД.
В загадках риш легкий и выразительный во многом благодаря высокому уровню ЧОТ в сочетании с более низкой АЗД, а также разновеликим строкам.
При сравнении просодической организации малых жанров хорошо прослеживается "содержательность" риша. Зависимость характера ритма от особенностей просодической организации обобщенно можно представить следующим образом: преобладание высокой амплитуды звукового давления способствует выражению повышения тонуса; преобладание высокого тонального уровня и широкого диапазона частоты основного тона способствует передаче высокой степени речевой экспрессии; короткие рившческие группы и строки сообщают ритму стихотворений динамизм.
Рассмотрение ритмического движения как процесса необратимого, направленного, закономерного развития, при котором система ритма проходит через непрерывный ряд равновесных оостоявий единиц ритма различных уровней, создаваемых во многом благодаря просодическому оформлению, оказалось плодотворная.
Относительная устойчивость различных единиц ритма стихотворной речи (РГ, строки, двустишия) по сравнению с предшествующими им соизмеримыми просодически сходнооформленнши единицами такого же ранга (и как следствие - состояние относительного равновесия этих единиц) достигается практически за счет одних и тех же просодических средств. Эти средства, служащие индикаторами относительной устойчивости повторяемых меньших единиц ритма (например, строк) в составе более крупной единицы ритма (например, двустишия) совпадают со средствами, оформляющими завершение более крупной единицы риша (двустишия).
Ритмическая группа, завершавшая строку, относительно устойчивее предшествуадих ей ритмических зрупп за счет просодического оформления, совпадавшего с индикаторами конца строки: тонального и силового минимума, наличия нисходящего или ровного тонов, замедления темпа, паузы и в ВЬ% - окончания на удар
НЫЙ слог.
Относительная устойчивость второй строки но отношению к первой внутри двустишия в 87$ проанализированных стихотворений достигается за счет нисходяще-ступенчатого построения строк (в нашем материале тональный уровень второй строки ниже первой в среднем на 8 Гц, среднее значение АЗД ударного слога - на II о.е.), а также за очет более длинной паузы (в среднем на 230 мс).
Относительная устойчивость второго двустишия по сравнению с первым выражена в нашем материале менее ярко. Понижение значений АЗД ударного слога наблвдаем в восьми жанрах из десяти (в среднем от 0,1 до 12,9 о.е.), тонального уровня - в шести жанрах (в среднем от 2 до 26 Гц).
Ритм звуковых повторов (аллитерация, рифйа) в поэтических текстах способствует уоилению многоплановой регулярности единиц ритма различных уровней. Аллитерация выделяет и подчеркивает пульсацию ритмических групп, рифла - строк. Инерция повтора порождает ожидание следующего члена аллнтераши или рифяы и, таким образом, являясь и "стимулом" и "тормозом", способствует созданию состояний относительного равновесия, включения меньших > единиц в большие (РГ в строга, строк в двустишия, двустиший в строфы), ритмическому движению.
В ходе исследования установлена корреляция длительности РГ о длительностью такта в музыке и дыханием человека, зафиксирована "настройка" пульса на последовательность ритмических групп при звуковой реализации стихотворения (удары пульса совпадают с ударнши слогами РГ, с которых начинаются ритмические группы). Все это объясняет способность ритма активно тонизирующе воздействовать на человека. t
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ритм является общеязыковой системой» которая организует язык в целом и обнаруживается на всех уровнях языка, в частности - фонетическом. Фонетические средства поэтического текста способны гибко осуществлять ритмическое движение в стихотворном тексте, влиять на характер этого движения и психобиологические реакши человека.
Ритмическое движение представляет собой процесс развитая системы ритма от исходной точки через непрерывный ряд состояний относительного равновесия единиц ритма различных уровней до точки, замыкаицей движение ритма, когда все единицы достигают состояния завершенности, устойчивого равновесия.
Как показали результаты настоящего исследования, константность споооба создания ритмического движения проявляется в образовании качественных закономерных связей между изменениями количественных значений просодических параметров единиц ритма, действие которых в любом тексте обеспечивает чередование единиц ритма одного уровня в их тяготении от неустойчивого состояния к относительной устойчивости и, как следствие этого сопоставления, - относительному равновесию. В просодической организации текста отношения "неустойчивость - устойчивость" "незавершенность - завершенность", образующиеся между единицами более низкого уровня, включаются в сеть отношений, возникающих между единицами более высокого уровня. В процессе ритмического движения силы и тенденции, направленные на нарушение устойчивости (относительного равновесия), достигнутого в какой-то момент на одном или нескольких уровнях, получают преобладание над
- 127 силами, способствующими сохранению этой устойчивости. В результате образуется сложная сеть связей и зависимостей, пронизывающая все уровни ритаообразования. Организация ритмического движения средствами просодии осуществляется по сложной программе: каждая последующая ришическая единица внутри стихотворения объединяет предшествувдие единицы в более крупную единицу и в то же время она сама является отправной точкой для последующей стадии движения ритма. Чередующиеся от неустойчивого соотояния к состоянию относительной устойчивости и равновесия единицы ритма представляют собой диалектическое единство противоположностей: чаота и целого, незавершенного и завершенного, статичного и динамичного, дискретного и континуального. Изучение принципов формирования ритма, вытекаадих из законов движения, показывает, что в этом становлении просодическая организация стихотворной речи, являющаяся рилйоконструктивным фактором, обнаруживает оебя функционально, во взаимообусловленности и противоречии •
Разработанная в диссертации модель ритмического движения обладает универсальностью. Она "работает" в широком круге стихотворных текстов и учитывает законы функционирования в стихотворной речи единиц ритма различных уровней и их акустическое воплощение в процессе конкретной звуковой реализации. . Эту модель можно рассматривать как функциональный аналог естественного процесса образования структуры ритма стихотворной речи»
В настоящей работе рассмотрены некоторые виды просодической вариативности этой модели. Представляется перспективный более детальное исследование вариативности модели ритмического движения внутри отдельных видов речи (в их сопоставлении), а также сравнительный анализ моделей ришического движения, присущих различным языкам и труппам языков.
Проведенное нами инструментальное исследование позволило выявить особенности фонетического аспекта ритма в nursery rhymes. Сопоставительный анализ малых жанров английского детского фольклора показал, что специфика ритма достигается за счет сложного взаимодействия частотных, динамических и темпоральных характеристик.
Анализ длительности ритмических единиц стихотворной речи позволил сделать вывод о том, что многоплановая регулярность -одновременная пульсация иерархии единиц ритма - оказывается неотъемлемой частью общей системы стихотворного ритма и является чрезвычайно показательной для его временной организации. Это явление объединяет пульсацию соизмеримых ритмических групп, Ф строк, двустиший и во многом определяется биоритмами человека и природы.
Интегральное использование всех просодических признаков дало возможность выяснить их соотношение в передаче характера ритма.
Жанровая принадлежность стихотворения детерминирует соответствующее данному жанру употребление и восприятие ритмических структур.
Б данной работе описана специфика ритма nursery rhymes. Продуктивным может оказаться сопоставительное исследование английского и русского детского фольклора, которое позволит выявить сходство и различие в культуре обоих народов, приблизиться к пониманию такого сложного феномена, как национальная пси-щ хология, а вслед за этим, - проблеме влияния языка на мшление народа.
Список научной литературыСмусь, Марина Абдылдакановна, диссертация по теме "Германские языки"
1. Формы движения материи //Маркс К,, Энгельс Ф, Соч. 2-е изд. - Т. 20. - С. 558-971. Абдыгаппарова С.К.
2. Интегрирующая функция текстовой просодии (на материале английского языка): Автореф. дне. . канд. фалол. наук.- M.f 1986. 23 с. Аманжолова Г,К.
3. Стилистические приемы как средство актуализации поэтического текста: Лис. . канд. филол. наук. М., 1987.- 146 с. Авдреев Н.П.
4. Фольклор и его история //Русское народное творчество.
5. Хрестоматия по фольклористике. М.: Высшая школа» 1986. -С. 64-77. Антипова AM.
6. Ритмическая система английской речи. М.: Высшая школа, 1984. - П9 с. Арутюнова Н.Д.
7. К проблеме связности прозаического текста //Памяти академика В.В. Виноградова. М.: Изд-во Моск. ун-та, Х97Х. ~ С, 22-30. Асафьев Б.
8. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. - 376 с. Аскин Я.Ф.--Проблема времени. Ее философское истолкование. Мл Мысль,1966. 200 с.1. Бахтин МЛ« '
9. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. -423 с.
10. Береснева В.Я., Яглом ИЛЛ.
11. Симметрия и искусство орнамента //Ритм, пространство, время в литературе и искусстве. Д.: Наука, 1974.1. Блок А.
12. Дневник 1921 года //Собр. соч.: В 8 т. М Л: Худож.лит., 1963. - Т. 7. - С. 389-426. Блохина Л Л.
13. Просодия как одно из средств формирования связности устных текстов //Научно-методическая конференция "Прооодия текста": Тезисы докладов /Моск. гос. пед. ин*-т иностр. яз. им. М. Тореза, 1982. С. 6-II. Блохина Д.П., Потапова Р.К.
14. Методика анализа просодических характеристик речи. М.: Изд-во Моек, гос. пед. ин-та иностр. яз. им. М. Тореза, 1982. - 74 с.
15. Большая медицинская энциклопедия /Гл. ред. акад. Б.В. Петровский. 3-е изд. - M.s Сов. энпикл., 1983. - Т. 21. -С. 395. Бондарко Д.Б.
16. Опыт лингвистической интерпретации соотношения системы и среды //Вопросы языкознания. М., 1985. - * I. - с. 13-23. Бочкарев А.Е.
17. Текс то образующая фушшия ритма (на материале французского языка). Дис. . канд. филол. наук.~М., 1987. 229 с.1. Брик 0.
18. Звуковые повторы //Поэтика: Сб. по теории поэтического языка. Пг., 1919. - Вып. 3. - С. 58-98. Бубнова Г.И.
19. Коммуникативная функшя интонации в диалоге. Дис. . канд. фалол. наук. М., 1980. - 200 с. Бурая Е.А.
20. Роль просодии в оформлении ритма спонтанной диалогической речи (экспериментально-фонетическое исследование на материале английского языка): Дис. . канд. филол. наук. -М., 1983. 225 с. Бухбиццер В.А., Розанов ЕД.
21. О целостности и структуре текста //Вопрооы языкознания, 1975. Л 6. - С. 73-86. Виноградов Г,С,
22. Детский фольклор //Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике. М.: Высшая школа, 1986. -С. 435-449.
23. Всесоюзная конференция "Проблемы вариативности в германских языках". Тезисы докладов /Йн-т языкознания АН СССР, Калининский государственный университет. М., 1988. - Л7 е. Выготский JH.C.
24. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. 341 с. Галкина-Федорук ЕЛ.
25. Об экспрессивности и эмоциональности в языке //Сб. статей по языкознанию, посвященный академику В.В* Виноградову. -М.: йзд^во МГУ, 1958. С. 103-124.1. Галочкина Й.Е.
26. Роль интонации в формировании прагматических типов выска-ф зываний (на материале английского языка): Дис. . канд.фалол. наук. М., 1985. - 187 с. Гальперин И .Р.
27. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1961• - 135 с. Гаспаров М.Л.
28. Очерк истории русского стиха. Метрика. Ритмика. Рифла. Сзрофака. М.: Наука, 1984. - 319 с. Гапак В.М.
29. Проблемы изучения конкретно-национального и общего в фольклоре //Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике. М.: Выошая школа, 1986. СД30Л34. & Гиндин С .И.
30. Внутренняя семантика ритма и ее математическое моделирование //Проблемы прикладной лингвистики. Тезисы межвузовской конференции. М., 1969, Ч. I. - С. 92-96. Гиндин С.И.
31. Внутренняя организация текста (элементы теории и семантический анализ): Автореф. дао. . канд. филол. наук. М.:1972. 23 с. Головин Б.Н,
32. Язык и о тати о гака. М.: Просвещение, 1971. - 191 с. Гончаров Б.П.
33. Звуковая организация стиха и проблемы ри|мы, М.: Наука,1973. 275 с.1. Готт B.C., Перетурин А.Ф.
34. Симметрия и асимметрия как категория познания //Симметрия, инвариантность, структура. М.: Высшая школа, 1967, -339 с. Гусева Л,Н,
35. Проблема ритма в эстетической теории //Философские науки.- М., 1981. -13,- С. 79-88. Девкин В.Д.
36. Поевдоэкспрессия //Общие и частные проблемы функциональных стилей. М.: Наука, 1986. « С. 69-76. Детская литература. М.: Просвещение, 1985. - 399 с. ЛДоброницкая Т.В.
37. Особенности текстов английокой детской литературы в их сопоставлении с литературой для взрослых //Сб. науч. тр. /Моск. гос. пед. ин-т иноотр. яз. им. М. Тореза. 1980, Вып. 141. С. 14-28 Дридзе тда.
38. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М.: Наука, 1984. 268 с. Дубовокий Ю.А.
39. Вопросы просодии устного текста, Минск: Минск, гос. пед. ин-т иностр. языков, 1975, - 294 с. Панкин НЛ.
40. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. - 157 с. Жирмунский В.М.
41. Теория стиха. Л.: Советский писатель, ленингр. отд., IS75.- 664 с.1. Жирмунский В Л/
42. Сравнительно-историческое изучение фольклора //Русское народное творчество. Хрестоматия по фольклористике. М.: Высшая школа, 1986. С. 124-130, Журавлев В.К.
43. Диахроническая фонология. -М.: Наука, 1986. 232 с. Зиндер Л.Р.
44. Общая фонетика. М.: Высшая школа: 1980, - 312 с, Златоустова Л.В.
45. О ритмических структурах в поэтических и прозаических текстах //Звуковой отрой языка. М.з Наука, 1979. -С. 109-128.1. Златоустова Л .В, .
46. Фонетические единицы русской речи. М.: ИзД-во МГУ, 1981. - 105 о. Иванов Вяч. Вс.
47. О взаимоотношении динамического исследования эволюции языка, текста и культуры //Исследования по структуре текста. ■ M.s Наука, 1987. С. 5-26. Иванова Е JB.
48. Лингвистическая природа стилистического приема ритмической инверсии: Дис. . канд. филол. наук. -М., 1981. 212 с. Йнкшкин HiS.
49. Проблема ритма в искусстве /Поэтика и стиховедение. Рязань: Ряз. гоо. пед. ин-т, 1984. С. 68-77. Каган М,С.
50. Система и структура //Системные исследования. Ежегодник. М.: Наука, 1983. С. 86Л06.1. Калачева С .В,
51. Эволюция русского стиха. М.: Изд. Моск. ун-та, 1986. -264 о. Кандинский B.C.
52. Tokgt как интонационная структура: Автореф. дао. . канд. фалол. наук. М., 1968. - 15 с. Карневская Е.Б.
53. Тональный контур как единит просодической организации связного текста //Системные характеристики устной и письменной речи: Сб. научных статей. Минск, 1985. - С. 33-39. Карневская Е.БМ Метл&к А.А., Панова У1Л.
54. К вопросу о просодической вариативности //Лингвистическая интерпретация результатов экспериментально-фонетических исследований речевого текота. Минок, 1977. - С. 72-75. Карпиченкова Е.П.
55. Роль темпорального компонента в ритмической организации стиха (экспериментально-фонетическое исследование на материале современной англ. поэзии): Две. . канд. $илол. наук. ~ М., 1981. 143 с. Карей Л.Л.
56. Роль интонационных и синтаксических средств в организации английской спонтанной диалогической речи: Дио. . канд. фалол. наук. М., 1988. - 208 о. Ковтунова ИЛ.
57. Поэтическая речь как форма коммуникации //Вопросы языкознания. М., 1986. - -№ I. - С. 3-13. Кожевникова К «В.
58. Об аспектах связности в тексте как целом //Синтаксис текста. М.: Наука, 1979. - С. 49-67.1. Колшанский Г.В.
59. Коммуникативная функшя и структура языка. М.: Наука, 1984. - 174 с. Комаров В.Е.
60. Ритм и закон //Проблемы детерминизма в свете системно-отруктурного анализа, Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1970. - С. 87-98. Костромская Н.С.
61. Временная организация устного диалогического текста (экс-першентально-теоретическое исследование на материале английского спонтанного диалога и радиопьесы): Дис* . канд. $илол. наук. М., 1985. - 211 с. Леви В.
62. Вопросы психобиологии музыки //Советская музыка. М., ^ 1966* - * 8. - С. 37-43.1. Левый И.
63. Значения формы и формы значений //Семиотика и искусство-метрия. М.: Мир, 1972. - С. 88Л07. Леонтьев А.А.
64. Признаки связности и цельности текста //Сб* науч. тр. ^Аоск. го°- иед. ин-т иностр. яз. им. М. Тореза. 1976. -Выл. 103* - С. 60-70, Леонтьева Н.А»
65. Роль просодии в организации радиоинтервью: экспериментально-фонетическое исследование. Дис. . канд. филол. наук. М., 1982. - 183 с. Лотман ЮЛ.ц Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. 383 с.1. Лотман Ю.М.
66. Анализ поэтического текста. Л.: Просвещение, Ленингр. отд-ие, 1972. - 271 с.1. Лотман ЮЛ.
67. Текст как динамическая система //Структура текста-81: Тезисы симпозиума. М.( 1981. » С. 104-10,5. Маковский М.М.
68. Системность и асистемность в языке, М.: Наука, 1980. -2X0 с. Мартемьянов Ю.С.
69. Связный текст изложение расчлененного смысла. / Ин-т рус. яз. АН СССР. Проблемная ipynna по экспериментальной и прикладной лингвистике. Предварительные публикации. М.( 1973. - Вып. 40. - 59 с. „ Маршак С.Я.
70. Английские песенки, загадки, прибаутки //Собр. соч.: В 8 т. М.: Худож. лит., 1968. Т. 2. - С. 79-195. Маслов БД.
71. Проблемы лингвистического анализа связного текста (надфра-зовый уровень). Учебное пособие по спецкурсу. Таллин, 1-Ш, 1975. - 104 с. Маслов БД.
72. Механизм связи предложений в тексте //Сб. науч. тр. /Моск. гос. пед. ин-т иностр. яз. им. М. Тореза. 1976. -Вып. ЮЗ. - С. 71-75. Медведева Т.Г.
73. Просодические и спектральные характеристики эмоционально ф окрашенной речи.: Дио. . канд. филол. наук. М., 1977,- 153 с.1. Мелик-Пашаева К.
74. Проезранство и время в музыке и их преломление во французской традиции //Проблемы музыкальной науки. М.: Советский композитор, 1975. - С. 467-479. Мельшчук А.С.
75. Понятие системы и структуры языка в свете диалектического материализма //Ленинизм и теоретические проблемы языкознания. М.: Наука, 1970. - С. 38-69. Милюкова Л.К.
76. Инвариантные и вариативные признака в интонационной организации английского поэтического текста (экспериментально-фонетическое исследование): йас. . канд. филол. наук. -М., 1981. 196 с. Минц Э.Г.
77. Некоторые особенности детского словесного искусства. Тезисы докладов летней школы по вторичным моделируадам системам. Тарту, ИзД-во Тартусского ун-та, 1970. - С. 133-135. Моль А.
78. Теория информации и эстетическое восприятие. М.: Мир, 1966. - 351 с. Москальская О М.
79. Грамматика текста. М.: Высшая школа, 1981. - 183 с. Наер В.Л.
80. О текстовых параметрах функционального стиля (к постановке проблемы) //Сб. науч. тр. ДДоск. гос. ин-т иностр. яз. им. М.Тореза. 1988. - Вып. 309. - С. 4-9. Налимов В.В.
81. Вероятностная модель языка. О соотношении естественных и искусственных языков. М.: Наука, 1974. - 271 с.1. Немченко Н.Ф.
82. Риал как форма организации текста (на материале англоязычной сказки): ДЫо• канд. филол. наук. -М.( 1985, -211 с. Нечипоренко В.Ф.
83. Еиолингвисгака в ее становлении (Биолингвистические основы памяти, мышления, языка и речи). Куро лекций. М,: 2-й Моск. гос. мед. ин-т им. Н.И.Пирогова, 1984. 123 о. Николаева ТЛ.
84. Лингвистика текста и проблемы общей лингвистики //Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. (1977). 4, Т. 36. - C.304-3I3. Николаева ТЛй.
85. Из света и пламя рожденное слово //З^уды по знаковш системам. Тарту: йзд-во Тартусского гос. ун-та, 1982. -С. 76-89. Новиков АЛ.
86. Семантика текста и ее формализация. М.: Наука, 1983. -215 с. Нушикян Э.А.
87. Типология интонации эмоциональной речи. Киев Одесса: Екща школа, 1986. - 159 с. Пинаева Ж .Б.
88. О некоторых интонационных особенностях чтения английских художественных и научных текстов: Автореф. дис. . канд. фалол. наук. М., 1975. - 39 с. Поливанов Е.Д.
89. Общий фонетический принцип всякой поэтической техники //Вопросы языкознания. М., 1963. - ■№ I, - С. 99-112.1. Предтеченская Н.В.
90. Принципы классификации фольклорных жанров //Руоское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике. М.: Высшая школа, 1986. - С, П0Л12. Пространственно-временная и ритмическая организация текста
91. Сб. науч. зр. Доек. гос. пед. ин-т иностр. яз. им. М.Тореза. 1986. - Вып. 265. « 152 с. Реферовская Е.А.
92. Лингвистические исследования структуры текста. Л.: Наука, 1983. - 215 с.
93. Речевой ритм и его функции //Сб. науч. тр. /Моск. гос. пед. ин-тиностр. яз. им. М.Тореза. 1987. - Вып. 293. - 152 о. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. - Л.:
94. Наука, 1974. 298 с. Русское народное поэтическое творчество: Учебник /М.А.Вавилова,
95. B.А.Василенко и др.; Под ред. А.М.Новиковой. 3-е изд.-М.: Высшая школа, 1983. - 400 о.1. Самойлов Д.С.
96. Книга о русской рифяе. М.: Худож. лит., 1973. - 278 с. Сафронова Е.Г,
97. Интонация и стиль стиха (на основе экспериментальных данных) //Исследования по теории стиха. Л.: Наука, 1978.1. C. 85-91.1. Сазонова Е.Г.
98. Акустическая основа стихотворного ритма //Проблемы теории стиха. Л.: Наука, 1984. - С. II0-II7. Семывина Т.Ф.
99. Роль просодии в риташческой организации свободного стиха (экспериментально-фонетическое исследование на материале английского свободного сзиха): Лис. . канд. фалол.наук. -М., 1988. 179 о. Соколов 0.
100. К проблеме музыкальных форм //Проблемы музыкальной науки. -М.: Советошй композитор, 1985. С. 152Л80. Солнцев В.М.
101. Язык как сиотемно-структурное образование. М.: Наука, 1977. - 291 с. Солнцев В М.
102. Вариативность как общее свойство языковой системы //Вопросы языкознания. 1984. - )& 2. - С. 31-42. ■ Степанов Г.В.
103. Цельность художественного образа и лингвистическое единство текота //Лингвистика текста: Материалы науч. конф, /Моск. гос. пед. ин-т иностр. яз. им. М.Тореза. М., 1974. - Ч. 2. - С. 72-76. Стриженко А.А.
104. Текст как особая форма коммуникации //Лингвистика текста сб. науч. тр. /Моск. гоо. пед. ин-т иностр. яэ. им. М.Тореза. 1976. - Вып. 103. - С. 151-161. Тарабукин Hifl.
105. Опыт теории живописи. М.: Всерос. пролет-культ, 1923. -69 е.1. Тимофеев Л Л*
106. Слово в стихе. М.: Советский писатель, 1987. - 424 с. Томашевский Б.В.
107. Стих и ритм (методологические замечания) //Поэтика Будапешт: Tankiinyvkiado , 1982. - С. 331-347. Торсуева И.Г., Свржан Л.С.
108. Смысловое членение и интонационная структура //Лингвистика текста: Материалы науч. конференции /Моск. гос. дед. ин-т иносзр. яз. им. М.Тореза. М., 1974. - Ч. П. -С, 103-108. Торсуева й.Г.
109. Детерминированность высказывания параметрами текста //Воцросы языкознания. М., 1986. - № I. - С. 65-74. Торсуева И.Г.
110. Сверхтекст и уровни анализа поэтического текста //Сб. науч. тр. /№оск. гос. пед. ин-т иностр. яз. им. М.Тореза. -1988. Вып. 307. - С. 26-40. ЗДаева З.Я.
111. Лингвистика текста (Текст. Структура и семантика). М.; Просвещение, 1986. - 127 с. Ткктин B.C.
112. Системно-структурный подход и специфика философского знания //Вопросы с(илосоЗии. М., 1968. - # II. - С. 47-58. Урнов ДЛЯ.
113. Цельность литературного произведения //Методология анализа литературного произведения. М.: Наука, 1988. -С. 282-303.
114. Философский энциклопедический словарь /Гл. ред.: Л.Ф. Ильичев и др. М.: Сов. энпикл., 1983. - 840 с.1. Харлап М.
115. Ритм и мезр в музыке устной традиции. М»: Музыка, ф 1986. - 102 с.1. Холопова В.Н.
116. Вопросы риша в творчестве композиторов XX века. М.: Музыка, 1971. - 304 с. Цешштис Л.К.
117. Анализ речевой интонаши. Рига: Зинатне, 1974. - 270 с. Цибуля Н.Б.
118. Роль интонации в структурировании текста (на материале английских радиопьес): Автореф. дис. . канд.Зплол.наук. М., 1982. - 24 о. Черешсина Н.В.
119. Риш и интонация русской художественной речи: Автореф. 0 дис. . док. фалол. наук. М., 1971. - 48 с.1. Черемисина Н.В.
120. Звукопись ж интонация в стихе и прозе //Вопросы сгашюзи-I®. Саратов, 1974. Чуковский КЛ.
121. От двух до пяти. М.: Просвещение, 1966. 399 с. ЧуковсюШ К.И.
122. Детские сказки и стихи //Собр. соч.: В 6 т. М.: Худож. лит., 1969. - Т. I. - 335 с. Шатков Г.В.
123. Понятие завершенности текста //Всесоюзная конференция "Коммуникативные единицы языка". Тезисы докладов (12-13 декабря) AIock. гос. пед. ин-т иностр. яз. им, М.Тореза. -# М., 1984. С. 137Л38.1. Шахбагова Д.А.
124. Фонетическая сиотема английского литературного языка целостность, устойчивость, вариативность. Дао. . доктора фнлол. наук. - М., 1986. - 425 с. Эйзенштейн С.И.
125. Четвертое измерение в юшо //Изб. цр-я: В 6 т. М.: Искусство, 1964. - Т. 2. - С. 4-59. Экономов Д.А.
126. Мир наших чувств. М»: Знание, 1976. - 192 с. Якобсон Р.
127. К вопросу о зрительных и слуховых знаках //Семиотика и искусствометрия. М.: Мир, 1972. - С. 82-87. Якубинокий Л.П.
128. О звуках стихотворного языка //Поэтика. Пг, 1919, -Вып. 3. - С. 37-49.1. Adams О.
129. English speech rhythm and the foreign learner. The Hkgue -Sari* B*w York: Mouton Publishers, 1979. - 231 p. Anderson W., Sfceff P.
130. A new book at children's literature» Belmont /Calif./: Wadsworth pufcl. со,, 1972. 362 p. Attridge 3).
131. The Hhythms of English poetiy. London and New York: Longman, 1987. 395 p. Barsoh A.
132. Trends in rhythmics language, literature and music //Poetics* 1987. - V. 16. - N.1.-P;1- 24.1. Berkоvits В.
133. Duration and Fundamental frequency in Sentence-Final Intonation //Journal of Phonetics. bondon: Seminan Press, 1984. - V. 12. - N.3. - P. 255 - 267. Bolinger D,
134. A Theory of Pitch Accent in English //Word. New York, 1958. - V.14. - N.2/3. - P. 109 - H9. Briggs R.
135. The Mother Goose Treasury. * Xondon: Hamilton, 1966. 217 p. Butler D.
136. Babies Weed Books.-London: The Bodley Head, 1980* 115 p* Sjrers P.P.
137. A Formula for Poetic Intonation //Poetics, 1979. N.8. -P. 367 - 380. Eftrers P.P.1.tonation Pridiction and the Sound of Poetry // language and Style, 1980. V.13. - K.1. - P. 3 - 14. Canuaaerts S.
138. The Poetry of Nonsense. London: Houtledge, n.y. -86 p. Crystal B.
139. Prosodic systems and intination in English. Cambridge University press, 1969. - 381 p. Crystal D.
140. Child Language, learning and linguistics: an overview for the teaching and therapeutic professions. London: Arnold, 1976. - 106 p. Delattre P., Poenack E., Olsen C.
141. Some Characteristics of German Intonation for the Expression of Continuation and Finality // Haonetica,1956. V.13.1. Eckenstein Ь.
142. Comparative studies in nursery rhymes. Detroit: Singing tree press, 1968. - 231 p. Pry D.B.
143. Prosodic Phenomena //Manual of Rioneties/ ed. by B.Malmberg.- Amsterdam: North Holland Pub. Go., 1968. P. 365 - 410. Funkhouser I.P.
144. Acoustical Rhythm in Randall Jarrell's The Death of the Ball Turret Gunner //Poetics, 1979. H.8. - P. 381 - 403. Galperin I.R.
145. Stylistics. Moscow: Higher school publishing house, 1971,- 343 p. Green P.B.
146. A history of nursery rhymes. Washington: Singing tree press, 1968. - 195 p. Gueron J.
147. The meter of nursery rhymes: an application of the Halle-Keyser theory of meter //Poetics, 1974. V.12. -P.73 - 111. Halliday M.A.X.1.nguage as Social Interpretation of language and Meaning.- London: Arnold, 1978. 258 p. Halliwell J.O.
148. Popular rhymes and nursery tales. A sequel to the nursery rhymes of England / Smith, 1849. -276 p. Herbert T.V.
149. Tunes of Poetry: Experiments in Recognition // -Йпогу University Quarterly, 1960. N.16. - P, 164 -173.1. Квас J.В.
150. An essay on the archaeology of ошг popular1 phrases and nur&ery rhymes. In 2 vol. London: Lohgman, Re ев, Oma, Brown, Green со., 1837. - 7.1. - 290 p., - 7.2.- 304 p. Kim M.W.
151. Dance and Rhythm: Their Meaning in Teats and Noh //Modern Drama, 1972. N.15. - P. 195 - 208. Kohno M.
152. Suprasegmentals. Cambridge /Mass./t The M.I.T. Press, 1970. - 194 p. Lerdahl P., Jackendoff R.
153. A grammatical parallel between music and language //Music, mind and brain. The neuropsychology of musicr. Hew York-London? Plenum Press, 1982. - p.83 - 117. Masson D.I.
154. Sound-repetition terms //Poetics. Warszawa: BaiSstwowe wydawiictwo naukowe, 1961. - P. 189 - 199. Mother Goose nursery rhymes /ill. by Brian Wildsmith. - London:
155. Oxford univ. press;, 1965. 80 p. Mother Goose Rhymes. - Moscow: Raduga Publishers, 1988. - 684 p. Mulherin J.
156. Popular Nursery Rhymes. London: Granada, 1972. - 156 p.1. Opie I., P.
157. She Oxford dictionary of Nursery Rhymes. Oxford: Clarendon press, 1958. - 467 p.1. Pellowski 1.
158. The World of Children *s literature. new York-Lendon; Bowker, 1968. - 538 p. Smith L.H.
159. The unreluctant years. Л critical approach to children's literature. Chicago* Jtoer. libr. assoc., 1953. - 193 p. Taglicht J.
160. The Function of Intonation in English Verse //Language and Style, 1971. -H.4. P. 116 - 122. Van Caapel P.P.J.
161. Acoustic Aspects of Poetry // Proceedings of the Sixth International Congress of Phonetic Sciences. Prague: