автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.04
диссертация на тему:
Структурирующая функция ритмической группы в высказывании

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Месхишвили, Ирина Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.04
Автореферат по филологии на тему 'Структурирующая функция ритмической группы в высказывании'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Структурирующая функция ритмической группы в высказывании"

Московский ордена Дружбы народов государственный лингвистический университет

Специализированный совет К-053.17.01

На правах рукописи

МЕСХИШВИЛИ Ирина Викторовна

СТРУКТУРИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ РИТМИЧЕСКОЙ ГРУППЫ В ВЫСКАЗЫВАНИИ

(на материале английского языка)

Специальность 10.02.04. — германские языки

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва —

1990

Диссертации выполнена но кафедре фонетики английского языка Московского ордене Дружбы народов государственного лингви-стичзскогс укиЕзрситетч кмекк Мориса Тересв.

НаучныР руководитель - дсктср филологических наук,

профессор А.М.аНТИПОВА Официйльннз оппоненты - доктор филологических наук,

профессор Д.В.ДОКАЕВА,. - кандидат филологических наук, доцент К.А.ЛЕОНТЬЕВА Ведущая организация - кафедра английского языка

Кокчетзаского лидагогкческого института имени Ч.Валихекова.

Зггита состоится г. нг. заседании спе-

циализированного совета К-053,17.01 по лрисуждениг ученой степени кандидата филологических иаух в Московской ордена Дружбы народов государстЕскном лингвистическом университете по адресу: 119800, ГСП-2, ул.Остсшенка, 36.

С диссертациэй у.сжно ознакомиться в библиотеке Ыоскогско- • го ордене Друт.бк народов государственном лингвистическом Университете.

Автореферат разослан: __195^г.

Ученый секретарь спэииелизирсаеиного совета

Реферируемая диссертация посвящена проблеме структурирующей функции ритмической группы в высказывании.

Основное внимание исследователей в области безовой единицы ритма - ритмической группы - направлено на изучение простой ритмической группы: ее структуры/метрики^ динамики примыканья слогов в ритмической группе, ее длительности, функции ритмической группы в организации фразы. Тем не менее в этой области остается малоизученными ряд проблем, которые необходимо исследовать для создания базы дальнейших исследований в этой области.

Актуальность настоящего исследования определяется необходимостью решения таких проблем, кок типология ритмических групп, проблема структуры слоеной ритмической группы, взаимодействие ритмических групп в высказываниях различных уровней, их смысловая организация, их функции и т.д. Дальнейшее продвижение в этой области невозможно без знаний структуры (формальной и смысловой) и роли ритмических групп в высказываниях различного типа. В данной работе делается попытка решить некоторые аспекты упомянутых выше проблем, а -именно: регить вопрос роли ритмической группы в структурировании •высказываний, вопрос взаимодействия различных типов ритмических групп в высказывании, вопрос структу ры (формальной и.смысловой) сложных ритмических групп, вопрос зависимости структуры ритмической группы от лексико-синтакскчес-кой организации английского языка.

уельи исследования является изучение роли ритмической группы в структурировании высказывания.

Поставленная цель исследования предусматривает решение еле* души* задач:

- определение просодической структуры ритмических групп;

- I -

- определение типологических характеристик ритмических групп г

- определение синтаксической структуры ритмических групп;

- изучение взаимодействия ритмической и смысловой организации высказывания;

- установление роли ритмической группы в организации высказывания как целостной смысловой структуры.

Материалом исследования послужили тексты и фразы, относящиеся к прагмалингвистическому функциональному стилю, то есть в экспериментальный корпус настоящей работы вошли тексты и фразы, взятие из учебников и лингафонных курсов, специально созданных в дидактических целях- Эти тексты смоделированы таким образом, что у слушающего создается иллюзия подлинного произведения речи. Как ь плане содержания, так к в плане выражения они имеют вид полноценного произведения речи. В настог-це:,: исследования кы останавливаемся на изучении.прозаических описательных, подготовленных диалогических, квазиспонтанних диалогических текстов и отдельных . фразах подготовленного диалогического текста прагиалингьистичес-кого йункциснального стиля. Выбор фраз в качестзе материала исследования объясняется те;,:, что создание "идеальных" фраз, на наи взгляд, представляется более простой задачей, чем создание ц-.лого "идеального" текста. Таким образок, в работе исследуются "идеальные" фразы подготовленного диалогического текста, "идеальные" прсаакческиз описатслыше, подготовленные диалогические и квазислэнтанные диалогические тексты. Панчем весь материал именно в згой последовательности представляет собой иерархическую цепь построении шториала прагмалингвистического функционального стиля, гдо отдельные фразы начинает эту цег.ь, являясь "пиком идеальности", а квчзиспонтапние диалогические тексты замыкают ее,

поскольку, на наш взгляд, создание "идеальной" модели квьзиспон- 1 тайного диалогического текста является наиболее сложной задачей, и он ближе всех т;<пов высказываний приближен к естественной речи.

Длительность звучания всего экспериментального материала около двух с половиной часов. Воемя звучания каждого вида текста составило 20-25 минут. Все тексты озвучивались 16 дикторами. Тематика текстов была различной.

В работе применялся комплексный метод исследования, который включал слуховой и электроакустический анализы экспериментального материала, статистическую обработку количественных данных, семантико-синтаксический анализ текстов, теоретический анализ имеющейся литературы по изучаемой проблеме.

Научная новизна настоящей диссертации состоит в том, что она представляет собой первое в своем роде исследование, посвященное' разработке типологии ритмических групп на основе анализа •их просодических и лексико-синтаксических характеристик. В работе большое место отводится изучению структурирующей функцич ритмической группы в организации высказываний, в ней устанавливается взаимодействие простых и сложных ритмических групп в высказывании. Иными словаки, типология оптических групп строится на основе изучения как элементов ритмической система, так и с позиции целостного текста, то есть с позиции более высокой системы.

£ео£етачема^зньчимость исследования состоит в том, что оно вносит определенный вклад в дальнейшее изучение типологических характеристик ритмических групп, в изучение такой актуальной проблемы современного языкознания,как соо?но:.тен::е содер^зния и формы, поиска текстосбразушлх функций. Ее иэучотгие дае:

возможность лучие понять механизм построения текста, способы развертывания текста и пути его восприятия (понимания).

П£акттеес£а5._ценность работы заключается в том, что получение данные о структурирующей фикции ритмической группы в звучащей речи могут найти применение на практических занятиях по английскому языку, что поможет обучающимся значительно повысить эффективность общения с носителями яэч«а. Данные по фонетической организации ритмических групп могут найти применение а прикладных исследованиях.Полученные результаты могут также быть использованы в курсе теоретической фонетики английского языка.

X X

X

За исходную позицию настояцей работы была взята иерархичность ритмической организации. В качестве гипотезы выдвигалось положение о том, что на каждом уровне ритмической иерархии существует вариативность единиц как по форме, так и функции.

На уровне ритмических групп наиболеб очевидной, хотя и не доказанной, является вариативность ритмических групп по их размеру и характеру. В лингвистике хорошо разработана'структура и функции так называемой простой ритмической группы.Гораздо менее разработан вопрос о так называемой сложной ритмической группе. В основу критерия выделения сложной ритмической, группы было пспоксшо определение, данное К.Пайком (Pike K.L. Practical I'honutica of lihythm Waves.//Pbonesica,1962 ). Следует отметить, что К.Пайк обосновывает идею о сложной ритмической группе на материале американского варианта английского языка, который отличается от британского тенденцией к ыонотоцу. По К.Пайку два

и более ударных слога, находящиеся на одном тональном уровне, образуют высоте с примыкавшими безударными слогами сложнуи ритмическую группу.

Бзяз за основу это определение'И применив его к материалу бритрнского варианта англиРского языка, который отличается от американского большей изреэанностьп мелодического контура, мы пеняли, что определение и критерии вьшеленности нуждаются в уточнениях и модификациях. На основе предварительных наблюдений были выработаны критерии выделения сложной ритмической группы, которые уточнялись в процессе исследования.

По нашем!' определению сложная ритмическая группа это такая ритмическая группа, которая состоит из двух или более ударных слогов с примыкающими к ним безударными слогами. Суть в том, что последующий ударный слог находится на том же воспринимаемом уровне, что и предыдущий. Если предыдущей ударный одог характеризуется ровным тоном, то последующий ударный слог находится на •том же Уровне. В этом случае второй ударный слог несет ударение • второй степени (по четырехстепеь.юй системе ударения), а первый - первой степени. •

Если глевноударный слог* характеризуется нисходяшм током, то последующий ударный слог в сложной ритмической группе располагается на одном тональном уровне с концом первого ударного слова. В этом случае последующий ударный слог несет ударение третьей

EZ1

степени.

* Главное ударение я ритмической группа

- Ь -

Если главноударный слог характеризуется восходящим тоном, • ' то последующие ударные слоги располагаются на том не уровне, что и конец главноударного слова. В этом случае, в соответствии с первоначальной гипотезой, последующие ударные слоги также несут ударение третьей степени.

Здесь нам предстояло разграничить две мелодические модели: модель, в которой слоги, идущие за главноударными, располагаются выше уровня конца главноударного слова, и модель, в которой ударные слоги, идущие за главноударными, располагаются на одном (воспринимаемом) уровне с концом главноударного слова. Ъ

Разница между данными моделями по нашей гипотезе заключается в том, что первая модель представляет собой простую ритмическую группу, а вторая - сложную. Проблематичным оказалось и разграничение ударений второй и третьей степени. В связи с этим возникла задача нахождении просодических коррелятов ударения второй и третьей степени.

Понимая, что эффект выделенности достигается не только за счет просодических (надгегментных), но и сегментных средств (детальное исследование последних не входило в задачу исследования), мы тем не менее считаем, что деталоный анализ роли просодии в создании эффекта ударения различной степени является необходимым и, возможно, окажется полезным для других исследований.

Поскольку физические (просодические) корреляты ударения не являются постоянными величинами, поэтому выявление последних велось в плане сопоставления физических (просодических) данных главноударного и неглавноударного слогов.

Сравнение слогов, произнесенных с ударением второй и

третьей степени, показало, что каждый из них отличается от дру-' гого количеством положительных признаков. Так, 35,1% от общего количества показателей просодических параметров приходится на положительные показатели слогов, произносимых с ударением второй степени и £3,6% - на положительные показатели слйгов, произносимых с ударением третьей степени. Для слогов, произносимых с ударением второй степени, наиболее характерны слоги, показатели просодических параметров которых превышают или равны показателям двух из трех просодических параметров первого ударного слога (интенсивности и длительности- 26,3$), одного просодического параметра первого ударного слога (длительности - 23,7/2) или уступают по ■всем трем показателям просодических параметров (28,9%)*. Для слогов, произносимых с ударением третьей степени, характерны слоги, показатели просодических параметров которых превышают или равны показателям только одного просодического параметра первого ударного слога (длительности - 20,6% или •интенсивности - 17% или уступают по всем трем просодическим

* Остальные 21,1% приходятся на менее типичные случаи (5,3% пригодятся на слоги, произносимые с ударением второй степени,

ч

просодические параметры которых превышают или равны показателям ЧОТ и длительности первого 5гдарного слога, 5,3% - на слоги, произносимые с ударением второй степени, показатели просодических параметров которых превыпагот или равны 'показателям ЧОТ первого ударного слога, и 10,5% - на слоги, произносимые с ударением второй степени, просодические параметры которых превыиают или равны показателям интенсивности первого ударного слога).

параметрам первого уда^ ¡ого слога (4о,3%).*

Таким образом, слоги, произносимые с ударением второй степени чаще, чем сюги, произносимые с ударением третьей степе.«, превосходят перэьй ударный слог по двум просодическим параметрам или равны ему, а слоги, произносимые с ударением третьей степени чаше, чем с йоги, произносимые с ударением второй степени, уступают первому ударному слогу по всем трем просодическим параметрам.

Исследование показало, что главноударный слог сложной ритмической группы ь большинстве случаев превышает последующие удар-нис слоги г.о есйм тпгм (45,4%) или нвум просодически.! пьра:.'.етра:.-. (ЧОГ и интенсивности - 22,4^ или Ч0Т и длительности - 14,3/2.)В

^Остальные 16,9,2 приходятся на менее типичные случаи (2,0^ приходятся на слоги, произносимые с ударением третьей степени, показатели просодических параметров которых превышают или равны всем трем просодическим параметрам первого ударного слога, 1,3$ - на слоги, произносимые с ударением третьей степени, показатели просодических параметров которых превышайт или равны показателям ЧОТ и интенсивности первого ударного слога, 0,9^ - ы 1 слоги, произносимые с ударен!!ем третьей степени, показатели просодических параметров которых превышают пли равны показателям ЧОТ и длительности первого ударного слога,' 6,6$ -на о ноги, произносимые с ударением третьей степени, показатели просодических параметров которых превышают или равны показателям интенсивности и длительности первого ударного слога, и 4,7% - на слоги, происиссимые с ударением третьей степени,

. показатели просодических параметров которых превышают или равны показателям ЧОТ первого ударного слога).

- О -

тех случаях, когда главкоудыркый слог превыиал неглавноударные только по показателям интенсивности или длительности, то есть только одного просодического параметра (8,9^), на выделение главноударнэго с,.ога, по-видимому, было направлено действие сегментных средств. Отдельнув группу составили сложные ритмические группы, главноударный слог которых выделяется среди неглавноудар-ных слогов только за счет показателей ЧОТ '9%). Здесь было бы уместно вспомнить положение Болинджера ( Bolinger D. A Theory of Pitch Accsnt .//iford. 195fi ; Ambiguities in Pitch Aooent. // Word. 1Э6Х; Oontrastive Accent a/;d Contrastive Stress/, Language, 1961) о ведущей роли ЧОТ по сравнению с другими просодическими параметрами в создании эффекта выделенности.

Определенный интерес для последующих исследований могут предсгаглять дэиные о безударных слогах сложной ритмической группы, полученные в результате просодического анализа. В основу этого анализа лег энклитический принцип примыкания безударных слогов к ударному, то есть примыкание безударных слогов к предшествующему ударному слогу. Безударные слоги, как правило, уступают предшествующим им ударным слогам по всем трем просодическим параметрам или по двум просопичесним параметрам. Однако в сложны* ритмических группах наблюдается и другая тенаенция: без-уд'.рныз слоги по двум (13,8$), а иногда и по трем просодическим параметрам (1,355* превосходят ударные слоги, к которым они при-мнмют. При этом нами были выделены три типа слога: I. этими безударными слогами являются первые безударные слоги, следующие непосредственно за первым ударным слогом, 2. безударные слоги, расположенные поред первым yiiapiut.i слогом начальной ритмической группы синтагмы, 3. ими являются безударные слоги, завершающие ритмическую группу. В конце ряда сложных ритмических групп наблюдается так называемый "всплеск" или "сползание", что, по- 9 -

видимому, является следствием того, что человеческий .голос не в состоянии удерживать произносимую часть фразы на абсолютно одном уровне. В процессе работы были уточнены критерии выделенное™ сложной ритмической группы. Их было два: I. тональная общность (полная и частичная) и 2. смысловое единство сложных ритмических групп. Эти критерии нашли подтверждение в ходе анализа. Так, говоря о полной или частичной тональной общности сложных ритмических групп, имеется в виду следующее. В сложных ритмических группах, характеризушихся ровным мелодическим движением, первый и второй ударные слоги располагаются примерно на одном воспринимаемом уровне, так как разница между показателями ЧОТ отих ело,он из пресыщает 2-3 полутона.

В сложных ритмических группах, характеризушихся понижающимся или повышающимся мелодическим движением, в тех случаях, когда первое ударное слово заканчивается ударным слогом, между ударными слогами в показателе ЧОТ разницы не наблюдается.

В сложных ритмических группах, характеризующихся понижающимся или повышающимся мелодическим движением, имеются случаи, когда показатель ЧОТ первого ударного слога выше второго или соответственно ниже. Это явление наблюдается только в тех случаях, когда понижение или повышение реализуетсяина безударных слогах первого ударного слова.

Лексико-с'интаксический анализ и смысловой анализ по ключевым словам подтверждает предположение о том, что слова в сложной ритмической группе образуют единство как на уровне формы,-так и содержания (смысла).

Не случайнш является и тот факт, что ключевые слова в

подавляющем большинстве случаев встречаются в сложных ритми-

- 10 -

1 ческих группах (в подготовленных диалогических текстах - 62%, в прозаических описательных текстах - 7055 и в квазиспонтанных диалогических текстах - 80^). Это обеспечивает их тесную связь с другими словами сложной ритмической группы, где и реализуется ■ их денотативное значение, и слово из элемента языковой системы превращается в элемент содергания (смысла)(Новиков А.И. Семантике текста и ее формализация. - М., 1983).

Если представить текст как некуп систему смысловых квантов, выраженных различными по объему единицами, то сложная ритмическая группа по сравнению с простой ритмической группой представляет собой более объемный смысловой квант, и это означает, что сложная ритмическая группа более нагружена в смысловом отношении, чем простая.

Выводы, полученные в результате лексико-синтаксического анализа, подтвердили наше предположение о тесной спаянности слов в сложной ритмической группе. В основу анализа легла классификация типов синтаксических связей, предложенная И.П.Ивановой, В.В.Бур-лаковой и др. (Иванова И.П., Бурлакова В.В., Почепцов Г.Г.Теоретическая грамматика современного английского языка. - М.,1981). В' состав сложных ритмических групп всех проанализированных типов высказываний попадают

1) слова, объединенные, в основном, подчинительной и предикативной типами синтаксической связи;

2) аналитические единицы,представляющие единое целое:

а) компоненты составного именного сказуемого;

б) компоненты составного модального именного сказуемого;

в) компоненты составного глагольного модального сказуемого;

г) компоненты аналитической временной форме) глагола;

д) глагол и послелог;

е) составное числитэльноз;

3) обращения, они, как правило, произносятся с ударением третьей степени;

4) многосложные слова.

Тенденция к расположению слояшой ригмлчесхой группы в маргинальных частях фразы, СФЕ и текста означает, чю конец кт начало указанных единиц, а иногда и то и другое преяотав/ашт собой смысловые центры данных высказываний. Эта тенденция особенно четко прослеживается в прозаических описательных текстах к, это понятно, поскольку данный тип текста характеризуется по преимуществу полными предложениям» с прямым порядков слов,четко выраженной тема-рематической организацией.

Тенденция к маргинальному расположению сложных ритмических груг.п менее выражена в подготовленных диалогических текстах, поскольку здесь преобладает короткие фразы, часты элппсы.

Как показало исследование, значительное (более 3-х) скопление однотипных ритмических групп - явление редкое. Наблюдается чередование простых и сложных ритмических групп. Однако ото не говорит о том, что смена характера ритмической группы всегда происходит через одну единицу, возможны скопления до 2-3-х единиц, но чередование групп прослеживается четко. Следовательно, более насыщенные смысловые кванты чередуются с менее насыщенными. Подобная альтернация означает, что ритм явление не только формальное, но и содержательное (смысловое).• Одна из основных функций-ритма (не только языкового) - организовывать явления. Так чередование разнотипных ритмических групп, а следовательно, и смыслоьых квантов способствует создают целостности текста

- 12 -

(и его частей). , ('

Исследование подтвердило наше предположение, что именно фразе является "идеальным" материалом исследования, в котором лучше и полнее, чем в каком-либо другом более крупном высказывании отражаются сущностные характеристики языка. Она идеально метрически организована, между фразой и ее элементами (ритмическими группами) прослеживается отношение гармонии. Во фраза, как ни в одной другой более крупной единице, полнее всего.отражается структурирующая функция ритмической группы. Маргинальное, а иногда и зеркальнс симметричное, расположение сложных ритмических групп во фрезе, наличие пауз в конце каждой фразы способствуют отграничению одной фразы от другой. Строгая же альтернация простых и сложных ритмических групп во фразе ведет к сцеплению ритмических групп внутри фразц, то есть способствует ее интеграции. . . ,

Переходя к более крупным единицам, СФЕ или тексту, мы наб-лодаем те же явления, но в более "размытом" виде.

Следовательно, проведенное исследование подводит нас к мнсли о необходимости некоторого пересмотра отношения к обучении ритму. Трудности в обучении ритму во многом вызваны его иерархичностью, ритм состоит из единиц различных уровней, поэтому обучение рлтку.по всей видимости, должно вестись на каждом уровне отдельно, то есть на уровне ритмической группы, на уровне синтагмы, на уровне фразы и на уровне С5Е. Соответственно возникает потребность в разработке конкретных упражнений, нацеленных на обучение правильно (ритмично) конструировать фразы, СФЕ, текст, то есть речь в цело».;. При этом следует помнить, что

ритм нельзя выделить отдельно, тренировка ритма должна вестись одновременно с отработкой других компонентов просодии. Сложность обучения английскому ритму в русскоязычной аудитории объясняется в некоторой степени отсутствием монотона в русском языке, который характеризует сложные ритмические груплы в английском яоы-ке. Наибольшую трудность для русскоязычно?, аудитории представляют многорядовые ритмические группы, где на одном воспринимаемом уровне произносятся три-четыре, а иногда и пять знаменательных слов. В состав сложных ритмических групп входят ключевые слова, являющиеся смысловыми узлами текста, что еще раз свидетельствует о вааности прагхльио произносить слсквде риткичесяие группы.

Сказанное выше дает основалие полагать, что настоящая диссер-тгция сможет найти применение как на занятиях по практической фонетике английского языка, так и в курсе теоретической фонетики.

X X

X

Основная цель исследования к вытекающие, из нее конкретные задачи обусловили структуру работы, которая состоит из зведения, ■ трех глав и заключения.

Во_введении обосновывается выбор темы исследования, определяются цель и предмет исследования, формулируются основные задачи.

Глява_1 посвящена раскрытию исходных теоретических положений диссертации. В ней делается обзор литературы, определяющей понятие ."ритм", дается определение ритмической группы, рассматриваются различные ее типы, подробно освещается проблема примы: 1нм безударных слогов к ударным, определяются типы ударе- 14 -

ний, ставится ряп проблем, связанных с таким явлением как ритмическая группа.

Главасодержит характеристику материала исследования и описание методики проведения эксперимента, уточняет задачи слухового, электроакустического, статистического и лексико-синтак-сического анализа.

Глаза,3 прздставляет собой описание результатов экспериментального исследования по определения типологических характеристик ритмических групп, синтаксической и просодической структуры ритмических групп, изучении взаимодействия ритмической и смысловой организации высказывания, определению роли ритмической группу в организации ьысказывения как целостной смысловой структуры.

заключении подводится итог проведенному исследованию и намзчаются пути дальнейпего исследования проблемы и ее практическое применение.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Структура и функции сложной ритмической группы (на материале английского языка) // Пространственно-вреиеь.>ая и р'шмичсская организация текста. Сб. науч.трудов ЫГИИЯ

им.М.Тореза. - Бып.265. - М., 1986. - 0,2 л.

2. Взаимоотношение простой и сложной ритмических групп б различных типах текстов (на материале английского языка) // РсчегоР ритм и его функции. Сб.науч.трудов МГПИР им.М.Тореза, - Еып.293. - М., 1957.,- 0,2 л.

3. й структурирующей функции ритма в организации высказывания как цэ.чостной единицы в английской спонтанной

речи // Проблемы спонтанной разговорной речи. Сб. науч. трудов МШЯ мм. М.Тореза. - Вып. 332. - М., 1959. - 0,6 л.

Подп.'к почат1;£.//199оу.Уч.и зц. л.(уст.п. л. (? /гОТип. /1?.-Гзкз.

Типография МГПИИЯ им.М.Тореза Зак. Цена —

коп.