автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему: Роль и место публицистических жанров на телевидении Исламской Республики Иран
Полный текст автореферата диссертации по теме "Роль и место публицистических жанров на телевидении Исламской Республики Иран"
На правах рукописи
Марьям Алидаи
Роль и место публицистических жанров на телевидении Исламской Республики Иран
10.01.10- журналистика
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
27ЯНВ2011
Душанбе - 2010
4843054
Работа выполнена на кафедре международной журналистики Таджикского национального университета
Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор,
Заслуженный деятель науки и техники РТ Усмонов И.К.
Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор
Нуралиев А.
кандидат филологических наук Муминджонов 3.
Ведущая организация: Худжандский государственный университет
1 имени академика Б.Г. Гафурова
Защита диссертации состоится « Хб » Я- 2011г. в
«13-30 » на заседании диссертационного совета Д 737Ю04.03 по защите докторских и кандидатских диссертации при Таджикском национальном университете (734025, г. Душанбе, пр. Рудаки, 17)
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Таджикского национального университета (734025, г.Душапбе, пр. Рудаки, 17).
Автореферат разослан «Х^>> '¡^С 10 года
Ученый секретарь / I
диссертационного совета / ^Ч./ ^ ч
д.ф.н. профессор / Нагзпбекова М.Б.
Общая характеристика работы
Актуальность темы. Современное общество, желающее быть осведомленным о событиях дня, нацпенное на повышение своих знаний, относительно происходящих в мире процессов, испытывает огромную потребность в средствах массовой информации. Это относится всем политическим строям, так как современная технология, инновационная система одинаково на всех, независимо от того, что это открытое или закрытое общество. Современные технологии СМИ делают информацию доступным для всех слоев общества, в особенности телевидение становится вездесущим средством информации.
Телевидение, печать, радио являются действенным средством активации важнейших процессов развитии общества. Они играют большую роль для привлечения внимания населения к обсуждению и решению насущных проблем, формирование общественного мнения. Среди средств массовой информации по своей доступности телевидение занимает особо важное положение. Сегодня практически нет такой семьи, в которой бы не смотрели телевидение. Телевидение превратилось в средство словам которого верят больше, так как оно не только говорит но и показывает, и как бы свидетельствует.
Однако до сегодняшнего дня роль, значение и задачи телевизионных организаций в системе средств массовой информации Исламской Республики Иран не стали предметом исследования. Следует отметить, что за пределами специальных исследований остались не только особенности формирования жанров телевизионной журналистики, также и вся система телевизионной журналистики с ее структурными подразделениями. За исключением некоторых вопросов, нашедших отражение в отдельных исследованиях европейских авторов, учебно-методических пособиях, книг публицистически -описательного характера, воспоминаниях об этапах формирования и развития телеорганизаций, в некоторых работах по отдельным жанрам телевизионной журналистики, в целом проблема остается неизученной. В ИРИ телевидение осуществляет свою деятельность с начала 60-ых годов прошлого века, но система его жанров вообще не изучена. В действительности система жанров и их классификация для научной среды Исламской Республики Ирана понятие новое. Поэтому не случайно в качестве диссертационного исследования избрана тема «Роль и место художественных публицистических жанров в телевидение ИРИ». В реферируемой работе стазится задача, восполнит существующий пробел с целью
изучения творческого аспекта в деятельности иранского телевидения. По существу, это первая попытка полного научного исследования данной темы в Иране.
Значимость и актуальность настоящего исследования можно обосновать следующими доводами: расширение жанрового разнообразия телевидения становится реальностью, и наряду с традиционными информационными жанрами телевидение больше обращается к жанрам носящие не только информативный, но и художественно воздействующий характер. Таким образом, с каждым годом возрастает влияние таких телепрограмм в формировании общественного мнения. В связи с возрастающим интересом, популярностью телевидения и его влиянием на общественное сознание возникает необходимость исследования жанровых особенностей и структуры программ телевидения с учетом их особенностей, превосходства и имеющихся недостатков.
Степень изученности проблемы. В Исламской республике Иран слабо изучена история становления системы СМИ, тем более проблема телевизионных жанров. Тем не менее, существует ряд материалов, которые пытаются определить особенности журналистского текста. Они приводятся в списке использованной литературы, но вместе с тем необходимо отметить одну из первых работ в области жанров журналистики Козима Мутамаднажода1. Но необходимо подчеркнуть, что работа как К. Мутамаднажода, так и другие исследования иранских ученых в основном опираются на исследования европейских ученых.
Мы в своей работе также использовали исследования европейских и таджикских исследователей в области жанров публицистики. Особое наше внимание привлекло исследование таджикского профессора И.К. Усмонова2 «Жанры журналистики» изданное в соавторстве с афганскими коллегами в Кабуле в 1985 году. Мы широко использовали его при оценке и исследовании жанров телевидения Ирана. Нами так же использованы труды таких ученых как А.Нуралиев, А.Саъдуллаев, М.Муроди, М.Мукимов, А.Азимов, С.Гулов, М.Шоев, А.Кудбиддинова3 и другие.
' HypiUnc* А. Жанрхс'И ачбории натбуш. Душанбе. Дсваиггич 3004. I .tvay VH'fP" A.. M. [Hon. AcooioM журцалиспми телемпшш. G«mn дув>ум - Думнибе: 'Jhim. 20117 Самушмн'я А.. С. Гул»». 'Жанркои журналиспнаи радио. - Душанбе. 1997." Усмопов И. Назаримц вуб.штстчим. Душанбе. Шарки 01ВД. 1999, Усмоно« И.. Жанркм иублнсястмка, Душанбе, 2009. Муклмпя Ч Сиосат вд Члнт ипилочти.. Дугоанбе. Дгялиг™* >006. М Мурали Баис маси);|лхош журилииа-нкл на WIF.V ыуб^менстй. Дупалбе. Девлштт(, 200S Алимов A. T.ivpi-iw ташавяучи ра,|и»р< гпчте. Душанбе. Матбупг ?0(1S. Л Хулбулгоннт Усумм (аякбаиан дар журналисткам Эроп. иачмум маммаяы И
голи 2009 tax. Н-22
В исследованиях о области журналистики ИРИ вопросы о месте и роли телевидения в системе средств массовой информации, его формирования и развития, отличия от других средств массовой информации, особенности жанров тележурналистики, формирование новых жанров становилось объектом анализа и изучения в научной и мемуарно-публицистической литературе. Однако в них дается только общая характеристика жанров, не подкрепленная детальным анализом и конкретным телевизионным материалом. Говоря иначе, специфика отрасли и особенности формирования жанров телевизионной журналистики в ИРИ до сих пор не подтвергалась тщательному исследованию.
Предпринятая в настоящей диссертации попытка изучения жанровых особенностей телевизионной журналистики на примере опроса зрителей Иранского телевидения с учетом их жанровой специфики будет способствовать дальнейшему развитию теоретического осмысления и практического решения актуальных вопросов развития телевидения в ИРИ.
. Целью диссертационной работы является исследование жанровых особенностей и структуры программ телевидения Исламской Республики Иран на примере общенациональных центральных каналов. Указанная цель предполагает решение следующих задач:
исследование жанрово стилистических и идейно-художественных особенностей «больших» текстов телевидения ИРИ;
- определение понятий текст, жанр, информация, репортаж и литература в деятельности современной тележурналистики ИРИ;
определение места и значения жанров зрительного, художественно-публицистического характера на телевидении ИРИ.
- сопоставление понимания трех направлений журналистского текста в современных научных кругах ИРИ: западное понятие, постсоветское и собственно иранское;
- выявление влияния жанров в зависимости от характера подачи информации на аудиторию. С этой целью проводиться опрос телезрителей;
разработка научных рекомендаций относительно использования жанров художественно-публицистического
направления, в различных программах как центральных, так и региональных телеканалов телевидения ИРИ;
Научная новизна данной диссертации заключается в том, что впервые в истории журналистики ИРИ предпринята попытка определения и анализа особенностей текстового устройства программ телевидения. В научную среду иранской журналистики впервые вводятся такие понятия как очерк, зарисовка, рецензия. Суть вопроса заключается в том, что научные круги Ирана в основном опираются на понятия и термины, распространенные на западе и практически все жанровые и целевые понятия сводятся к таким терминам как: информация, интервью, репортаж и новость. Но такое ограниченное понимание системы жанров не в силах раскрыть их полную палитру используемых в СМИ в частности на телевидении. Этими понятиями не возможно охарактеризовать большинство программ касающихся, к примеру исторических тем, исторических памятников, программ о видных представителях науки, культуры, политики. Здесь совершенно необходимо применение общепринятой жанровой классификации чтобы правильно и точно определить характеристику исследуемой тематики.
Теоретическая и практическая значимость. Впервые в истории иранской науки исследуется место жанров публицистики в системе национального телевидения Ирана, определяется разнообразие используемых жанров, особое внимание уделяется проблеме «зрительных» жанров в частности репортажа, зарисовки и очерка.
Результаты данного исследования могут быть использованы журналистами телевидения, в их практической деятельности, при разработке новых курсов лекций и учебных программ на факультетах журналистики ИРИ, чтении спецкурсов по рассматриваемой проблеме. Это может стать новым направлением исследования в науке о журналистике в ИРИ.
Материалы диссертации могут лечь в основу ряда курсовых и дипломных работ студентов, обучающихся по специальности телевизионного журналиста.
Методологической основой данной каучной работы является принцип исторического сравнительного подхода по изучаемой проблеме: становление жанрового разнообразия в телевидении ИРИ,
их влияние на массовое сознание. Теоретико-методологическую часть диссертации составляют работы ученых Ирана, Европы и стран СНГ, но в первую очередь России и Таджикистана.
Источниками исследования являются программы
национального телевидения ИРИ, в особенности информационные, повествовательные, идеологические и культурные направления. Исходя из этого, диссертант особое внимание уделяет жанровому своеобразию этих программ.
Основные положения, выносимые па защиту: ' - проблемы новости, мысли и личности, и их влияние на особое развитие жанров;
- перевернутая пирамида и хронологическое повествование, как факторы, определяющие жанровое разнообразие;
- интерес телеаудитории к «зрительным» жанрам, таким как репортаж и очерк;
- результаты опросов телезрителей.
Апробация результатов исследования. Основные положения данной работы автором изложены в выступлениях на научно-теоретических конференциях различного уровня, которые проходили на факультете журналистики Таджикского национального Университета в 2008-2010 гг.
По исследуемой теме автором проведено специальное социологическое исследование, в которой участвовали более 200 лиц различного возраста.
Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на совместном заседании кафедры международной журналистики, теории и практики журналистики, радио и телевидения факультета журналистики Таджикского национального Университета (13.11.2010г. протокол№3).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (четырех разделов), заключения и списка использованной литературы.
Основное содержание диссертации
Во введении обосновывается выбор темы диссертационной работы, ее актуальность, определяются цели и задачи, объект и
предмет исследования, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость, излагаются положения, выдвинутые на защиту, характеризуются источники исследования, определяется методы исследования.
Первая глава - «Особенности текста и жанров публицистика в журналистике Ирана» - посвящена выявлению теоретической основы исследования и состоит из двух разделов. В ней представлена и критически исследована взгляды присущие журналистики ИРИ в сфере жанров, необходимо отметить, что в данной диссертации частно встрнечается термин «рассказ» или его синонимы. Это буквальный перевод слово «достой» или «достоигуиа» которое широко используется на практике иранской журналистики. Это понятие в Иране используется в отношении тех жанров которые носят художественно-публицистический характер, поэтому мы говоря о зарисовке очерке, иногда и репортаже позволили себе также использовать распространенный в Иране термин. Этим мы хотели бы сблизить позиции наших исследователей в понимании некоторых терминов.
Первый раздел - «Жанровая палитра телепередач на ТВ Ирана» -посвящен выявлению понятии. жанра и основ иных текстов в современной телевизионной журналистике Ирана. По мнению, проф. И.К. Усмонова, именно жанр определяет творческую деятельность [3.5]. Все отрасли такой деятельности - литература, искусство, наука и публицистика имеют свои жанры. Этим определяется и характер телевизионных текстов. Дело в том, что не все тексты и материалы,
которые используются телевидением принадлежать к жанрам публицистики. Там используются также жанры литературы в частности, поэзия; жанры искусства, в частности кинофильмы, спектакли; жанры коммерции, в частности реклама, которые ничего общего с публицистикой не имеют. Публицистикой являются те материалы, которые в основном используются в информационных, аналитических, историко-биографических, культуроведческих программах телевидения. Это больше всего ощущается на телевидении Ирана, так как политико-воспитательное направление и идеологический характер этого вещания очевидно.
Автор диссертации исходить из того, что в ИРИ, сегодня система журналистики, в частности телевидение полностью действуют на основе государственной идеологии. То есть она призвана освещать; поддержать и пропагандировать официальную политику. Иными словами телевидение является официальным, правительственным учреждением, создается и используется правительством. Как известно официальность подразумевает и усиленную пропагандистскую активность, что, несомненно, свойственны и системе телевидения на всех уровнях. В этих условиях использование жанров способных активно повлиять на массы становятся все более востребованными. Суть вопроса заключается в том, что СМИ становиться не только инструментом информирования, а прежде всего инструментом влияния воспитания и пропаганды.
Диссертант, используя теоретические материалы ученых, в частности исследования профессора И.К. Усмонова анализирует современную теоретическую сферу в области развития жанров. Система жанров журналистики разделятся им на три: информационную, аналитическую и художественно
публицистическую и одновременно излагает первостепенные задачи жанров каждой группы. По мнению автора в пропагандистской деятельности особые задачи возлагаются на художественно-политические жанры, целью которых заключается воспитать или отрицать художественно-публицистическими образами. То есть примером действительных, жизненных, адресных ситуаций, конкретных лиц, образ которых может быть поучителен для друзей.
Как известно в американо-европейской научной среде отвергается пропагандистский характер или обязанность журналистики. По этому наша система называется системой массовой информации, а не системой массовой информации и пропаганды. Этим также и подчеркивается независимый характер информации от правительства. ^
Но этот вопрос не входить в задачи данного исследования. Мы исходим из того, что информационно-пропагандистская ситуация, о которых говорят таджикские ученые свойственны также современному иранскому телевидения. Как национальное, так и региональное телевидение ИРИ. ежедневно показывают десятки
сюжетов о повседневной жизни, природных катастрофах, о героизме иранцев как древности и современности, отражающие на примере отдельно взятых людей или сюжетных линий. Это требует использование разнообразных жанров, среди которых особенно выделяются репортаж и очерк.
К примеру иранские журналисты и исследователи "особое внимание уделяют жанру репортаж. Этот жанр является популярным среди журналистов всех видов СМИ, особенно телевидения, так как то что освещается в репортаже можно увидеть, стать свидетелем, иранские журналисты используют все разновидности репортажа -событийных, актуальных, тематически познавательных, постановочных, проблемных, расследовательских и особенно, специальных репортажей. Ведь исследования функциональной модели репортажа как жанра с опорой на соответствующие положения топики, прежде всего частной, свидетельствует о том, что это именно тот жанр, для которого характерны проявления признаков информационных, а не аналитических систем построения текста.
Журналистика, как и поэзия, это способ выражения. В поэзии существуют газель эпос, двустишие или строфа, а в журналистике информация, передовая статья, текущие события (происшествия, главная информация, колонка, презентации, критика книги и материалов). То, что мы называем сообщением, в журналистском понятии именуется событием, временем и скрытой темой, в том смысле, что журналистика является наблюдателем происшествий или событий, происходящих везде. Эти события часто излагаются кратко и их результаты имеют для членов общества определенные последствия. Насколько последствий больше, настолько значимее информационная ценность. Но исходной точкой журналистики является событие. Не секрет, что каждое событие содержит, свежую правду.
Событие - это не всё что случается. Для тем и событий, которые отображаются в журналистике существуют пределы, сообщение обоснованно. Журналистика в основном является наблюдателем событий, порождающих тайны волнения, соперничества или любви и ненависти.
Другое - это путевой очерк. В этом виде корреспондент из всего визуального выбирает только то, что соответствует цели. Профессор И. Усмонов добавляет, что когда писатель хочет описать случай более ясно, чтобы сделать его более эффективным, некоторые приводятся как реальные события, и будет описана, как происходила в действительности опираясь в основном на более важные детали этого события; а некоторые другие являются продуктом вымысла автора текстов. Но вымысел публицистики отличается от авторского вымысла в литературе. Например, в очерке о Хумайни основная масса материала взято из жизненного пути руководителя исламской революции, но есть и детали которые придумали авторы, дабы усилить эмоциональное воздействие жизненных материалов. Поэтому с этой точки зрения использованы также теории некоторых других исследователей для доказательства и разъяснения этой теории. В процессе исследования определяется эффективная модель в повествовательной информации в информационных передачах телевидения Ирана и конкретизировались пути их укрепления. Модель исследования, которой я пользовалась в своем проекте - это удачное сочетание всех трёх упомянутых видов.
Во время исследования мы обратили внимание на такие характеристики жанров как соблюдение историзма или вольное повествование, замена порядка происхождения событий, при этом подчеркивая важные моменты событий и выделяя их на первое место. В безадресном повествовании, особое внимание уделяется целью события, а не самому событию. В этих целях были исследованы четыре Текста. Первый - текст или очерк, описывающий историческую личность; второй непоследовательный рассказ или описание неисторического события или личности; третий - материал исторического характера; и, четвёртое- описание событий без определенного героя.
'Теоретическое обоснование этих жанров, характеристика их свойств на которых уделяет внимание диссертант, убеждают, что воспитание и влияние аудитории возможны лишь тогда, когда зритель хочет увидеть необходимое и становится соучастником увиденного события.
Второй раздел первой главы называется «Соотношение формы и содержания в иранском тележурналистике».
Этот раздел также носит теоретический характер, хотя материалы рассматриваются на примере деятельности телевидения ИРИ. Речь главным образом идет о составляющих форму и содержание материалов. Теорией текста выявлены его основные . характеристики, из которых для редактирования первостепенное значение имеют целостность, связность, закрепленность в определенной знаковой системе, информативность [2. 15].
С этой целью рассмотрены два типа использования факта в материалах: хронологический, исторический, поэтапный и метод перевернутой пирамиды. Хотя практически все информационные материалы на центральном телевидении ИРИ, да и в региональных телестанциях сокращают информацию и пишутся по общепринятому принципу: сначала главное, потом комментарий или дополнение. Но в дсновной массе в материалах об истории и современной религиозной ситуации и религиозных учений, о предводителях религиозных течений и движений, о личностях, об истории и культуре Ирана, об исторических памятниках Ирана, основных доходах туризма и т.п. придется писать, говорить и освещать в повествовательной форме, а не сенсационной. Причиной этого является то, что форма информационности требует сенсационности, а форма пропагандистская требует повествовательности, фактографичности.
В телевидении ИРИ присутствуют очень много длинных, аналитических художественных форм подачи материалов. Это истекает от функциональной обязанности данных информационных средств. Они являются орудием правящей в стране политической . силы и призваны защищать его интересы.
В научной среде и в журналистской практике ИРИ традиционно широко используется термин «хабарнигори»-распространение информации. Все текстовые формы, независимо от целей и задач, а иногда и жанровое своеобразие, объясняется этим терминами. Получается что информация не отдельный жанр, а понятие отражающий совокупность всех жанров публицистики. В связи с тем, что слово «информация» присутствует при разработке
любых материалов, хотим или не хотим, в них входит и информативность. Это, разумеется будет иметь отрицательное влияние на содержание программы. Зритель должен знать какая цель программы является наиболее важной - информирование, покупка, продажа, развлечение, образование, пропаганда. Эта цель определяет форму и в связи с ней и жанр передачи. Например, информацией о том, что, сколько новых школ построено, сколько учеников обучается, что случилось вчера в такой-то школе - делать образованным невозможно. Для этого необходимы другие формы текста которые заинтересовали бы аудиторию, чтобы она искала и нашла источника, и подвергла его изучению. Чтобы возникла потребность в просмотре материалов и анализ которых, учила бы аудиторию и воспитала бы ее.
Телевидение в этом направлении делает много, они в основном осуществляются двумя методами, игровыми и выдуманными, проектными и рассказами, беседами специалистов, ученых, знатоков. Оба эти формы могут быть приемлемы, если их содержание будет этому способствовать. Необходимое воспитательное, просветительское содержание можно вкладывать и в игры, если, хорошо обдумывает и, осмысливает их цели. Именно определение цели, способствуют выбору жанра.
Во - второй главе: «Специфика художественно-публицистических передач в национальном телевидении Ирана» исследуются система используемых жанров на телевидении ИРИ. В главу угла ставятся две задачи: выявить особенности развития системы жанров в условиях монополии телевидении государством; опрос зрителей об их интересах к разным жанрам - информационным и художественно-публицистическим. Глава состоит из двух разделов.
Первый раздел - «Структура событийных жанров телевидения Ирана»- посвящен исследованию проблемы информационных жанров в системе иранского телевидения. Исследование всех информационных жанров - информации, заметки, корреспонденции, интервью, отчета и репортажа не входят в задачу диссертанта. Обо всех жанрах этой группы, их характере и структуре говориться обобщенно в контексте изучаемых материалов. Подчеркивается, что новостные, информационные материалы в основном используются в программах новостей и в большинстве своем подготавливаются
корреспондентами национального информационного агентство -«ИРНА» и сотрудниками телевидения.
Среди этих жанров большое внимание уделяется жанру репортажа. Это связано с тем, что по структуре, задаче и характеру этот жанр отличается от других информационных жанров. Он может иметь описательный, зримый характер. Он является событийным. Этот жанр включает в себе элементы других жанров, то есть новость есть пейзаж, есть диалог, есть мнение - комментария основного факта. В репортаже можно одновременно сообщить о новом факте, показать развитие ситуации, беседовать с участниками события и выявить их мнение. Самое важное этому жанру присущ авторское «я», что делает материал убедительным.
В жанрах информационного направления есть две особенности: часть из них начинается с основных фактов, другие с хронологической последовательностью. Репортаж относится ко второй группе. Социологическое исследование зрителей показывает, что в большинстве своем люди наблюдают за развитием событий, хотят знать большие подробности исходящего: это делает жанр репортажа более востребованным.
Те, кто занимается телевизионной информацией убеждены, что не занимаются доведением информации до зрителя, а представляют её только перед его взором, чтобы тот судил о ней. В этом убеждён, в частности, Гонтер. (1978). Зрители теленовостей лучше воспринимают повествовательные кадры, поскольку они в состоянии новую ситуацию описать в виде аналогичных моментов, которые хранятся в памяти. Когда какой-либо зритель смотрит телевизионный рассказ, познавательная система ищет достойной истории в памяти, с тем, чтобы описать на её основе поступающую информацию. Потому что активизация прежних историй помогает воспринять новую. Несмотря на всё это, суть телевидения, возможно, относится к этому методу поскольку телевидение для управления этой отраслью, основывается на восприятии многих представлений. Репортёры также в большинстве своем пишут, приспосабливаясь к этим видеокадрам, и комментируют то, что видит зритель. На этой основе Гонтер (1987) предлагает, чтобы компоновка видеоряда отличалась от аудиокомпоновки. К примеру, когда показаны последовательно
скомпонованный открытый видеоряд, средний вид, отражённый вид, и закрытый' вид, описательный текст этой последовательности говорит о том, что закрытый вид представляет эту историю. В то время как языковая компоновка говорит нам, что если подлежащее находится в особом положении, то глагол является целью предложения.
В результате того, что как что-то может быть признано в качестве глагольного дополнения или целью рассказа, зависит от того, что информация передаётся в видеокадр или в текстовой компонент. Вимер добавляет, что для понятия особых случаев мы должны также знать предысторию или пост- событие. Поэтому, когда способ представления информации соответствует временному порядку понятие текста в сравнении со временем, в котором нет такого соответствия, легче, поскольку неисторическая структура, повествует рассказ без соблюдения временного порядка [1. 141] . Ланг повествовательную историческую последовательность в памяти испытал и перед методом неисторическим [4. 113]. В новостном рассказе повествовательная историческая структура в сравнении с методом неисторическим становится причиной того, что зритель вспоминает информацию чётче. -Зрители не только больше предпочитают рассказу с гуманными составляющими, но и лучше воспринимают такого рода истории. В самом деле степень осевой личности (меньшая, средняя повышенная) имеет внутреннюю связь с уровнем восприятия мысли. Иначе говоря, если рассказ преподносится с позиции особой личности зритель воспринимает его лучше по сравнению с тем что преподносится . незначительной осевой личностью. Осевые личности новостной информации, т.е обращение к осевому источнику информации и то, что как этот человек оказывается под влиянием событий повествовательной информации, может явиться показателем некой повествовательной перипетии. Составляющие информационного события могут быть придуманы в сюжете рассказа, но напротив стандартная информация может представить несколько событий и несколько различных позиций.
Если неисторическое повествование начинается с основного момента рассказа, тогда его приправка особыми составляющими, ясный рассказ и этот временной перечень приобретают недостатки. Это может заставить слушателя занять новую позицию по отношению
к событиям и происшествиям и потребовать источников в случае больших стараний, чтобы была всеобщая гармония. Если рассказ будет . написан в рамках исторического повествования, можно предположить, что зрителю не потребуется создавать в своём сознании какие-либо новые мерки позиционирования, поскольку не нарушен временной перечень. Поэтому последующие события представляют новостные рассказы.
На основании упомянутых исследований, для обоснования данного исследования представлены нижеследующие теоретические; выкладки и предприняты меры ^ доказыванию их в иранском телевидении. Эти теории состоят из:
Первая теория: в сравнении с рассказами, которые пишутся в рамках неисторического повествования, события рассказа, который пишется по правилам написания исторического повествования, запоминаются лучше.
Вторая теория: в сравнении с рассказами, пишущимися неисторическим стилем, более точны рассказы,, пишущиеся стилем неисторического повествования. Поэтому по сравнению с рассказами, дающими особую информацию о том событии, могут быть, рассказы повествующие о конкретном человеке, запоминаются лучше. К тому же, мерки перечня событий говорят, что лица, читающие текст, сохраняют позицию героя рассказа. В результате, когда они наблюдают новый рассказ, действуют аналогично. Поэтому, когда некий новостной рассказ основывается на едином событийном сюжете, зритель следует за продолжением информации, связанной с этим повествовательным рассказом.
С другой стороны, если в новостном рассказе присутствует несколько различных позиций, изменение героя рассказа, становится причиной дисгармонии. Это может способствовать тому, что зритель может создать (в своем сознании) по отношению к каждому персонажу рассказа, отдельную мерку позиционирования, с тем, чтобы сохранить общую гармонию. При таком раскладе, поскольку создано несколько различных мерок позиционирования и приведены в соответствие с сегодняшним днём, сохранение общей гармонии затрудняется.
Поэтому, здесь представляем третью и четвёртую теории, включающими:
Третья теория: рассказы, содержащие конкретную осевую личность, в сравнении с рассказами не имеющими конкретную осевую личность, лучше запоминаются
Четвёртая теория: в сравнении с рассказами, которые не имеют осевую личность, предложенную информацию в рассказах с осевой личностью легче определить.
В одном исследовании были рассмотрены различные факторы, с тем, чтобы увеличить запоминательную способность, связанную с телеинформацией. В данном исследовании предполагается, что элементы рассказывания, такие как динамика рассказа, интеллектуальное содержание, фонетические и зрительные факторы и историческое повествование увеличивают вероятность запоминания рассказа. В основных передачах информационных агентств, с использованием этих элементов произошли изменения В этом исследовании прослеживается четыре повествуемые темы. Об основном рассказе говорилось ранее и в этой работе использован его изменённый вариант. Участники видели только один экземпляр повествуемой темы.
Хотя и не выделены особые составляющие искусства рассказа, чтобы определить какие элементы особо способствуют запоминанию, в исследовании подчеркивается, что в сравнении с оригиналом рассказа, измененный вариант в тот момент лучше запоминается. К тому же участники которые видели измененный вариант рассказа, лучше владели информацией. Мерка перечня событий уверена - мы информацию разгруппируем под названием пяти перечней и если все эти пять перечней будут продолжены, существует меньше источников для понятия текста. Иначе говоря, если в информационном рассказе использован единый герой и структура исторического повествования, требуются меньше мерок позиционирования для восприятия рассказа. Поэтому, даже если один из перечней будет с недостатками, всё же один из этих двух факторов, могут создать для рассказа более лучшее запоминание. Поэтому, здесь для исследования возникают два вопроса:
Исследовательский вопрос Г. Способствует ли взаимовлияние двух исторических методов и осевая личность максимальному запоминанию составляющих компонентов рассказа?
Исследовательский вопрос 2: Приводит ли к более лучшему запоминанию имеющейся информации взаимовлияние двух исторических методов и осевая личность?
Во втором разделе «Воздействие событийной публицистики на телезрителей» рассматриваются проблемы художественно-публицистических жанров их тематические особенности в национальном телевидении Ирана. По нашему мнению, это является одним из очень важных сторон деятельности иранского
телевидения. В качестве телеочерка автор исследует и зарисовки, как историко-культурной, так и личностной тематики, так как по структуре и назначению они очень схожи с очерком. Основные темы очерковых материалов в иранском телевидении, это темы патриотизма, преданность иранской культуре, учению ислама, защите исторических памятников, их пропаганда.
Телевидение Исламской республики Иран больше пропагандистское оружие, нежели информационно-развлекательное. Разумеется в таком направлении создаюстя больше аналитических материалов. Особенности освещаемых ■ в этом понимании тем в телевидении ИРИ заключается« том, что комментарий в большинстве своем связывается с именем и деятельностью какого-либо знаменитого политико-религиозного или героических государственных личностей. В таких приемах становиться необходимостью дать портрет или детали портрета своего героя. Этот портрет может быть внешний облик или моральный облик лица. Во всех случаях носителем идеи материала становятся именно эти лица. Журналист свою идею проводит через него.
В иранской журналистике о таковых материалах больше говорят в литературной форме, изложение материала («адабиётгупа»), или как о научно-популярной статье. В обоих случаях выделяется особенность таковых публикаций, которую можно охарактеризовать как художественно-публицистическую, так как научный, то есть
аналитический анализ, где есть позиция и мнение исследователя существует и публицистике.
Создание личности, пространство, замысел рассказа, проблема и раскрытие проблемы, кульминация рассказа и все составляющие рассказа, могут придти на помощь написанию информации и сформировать рассказ, который запоминается и усиливает впечатляемость.
Джерри Шварц в одной из частей своей книги «Инструкция к написанию информации Ассошиэйтед пресс» пишет: «Журналисты всегда говорят, что пишут рассказ. Но Брюс Дю Селво думает иначе.
Дю Селво - начальник отдела информации Ассошиэйтед -пресс говорит: «Мы называем рассказом всё, но часто работа которую мы выполняем - это статьи которые мы пишем - ребёнок шести семи лет не считает рассказом. Жанр очерка (повествовательная информация) есть смесь журналистики и литературы. Этот жанр" с точки зрения формы и литературного построения подобен жанру рассказа, но в этом жанре используются реалии и уважаются реализм».
Повествование, которые имеет в виду Дю Сельво, подобны сказкам и романам или рассказам, которые люди рассказывают друг другу вокруг костра. Единственным различием этих повествований от других, состоит в том, что они реальны и в них есть реальная личность. «Личность в рассказе должна быть такой, которая вовлекла бы читателя в эмоции, судьба его не была бы безразлична каким-то образом для читателя, чтобы он или его полюбили или возненавидели. Как бы то ни было, по выражению Дю-Сельво «вы должны немножко растратить себя на эмоции», однако вопреки рассказу, он не содержит мелочей, а загружен основной сутью и каким-то образом рассматривает светлейшее и важнейшее событие жизни».
Это в том смысле, что (в информационном рассказе) должна выдвигаться личность, только не отображая имени, занятие и возраст героя, поскольку только так кто-то не будет узнан. Эта личность должна быть так описана, чтобы на куске бумаги превратилась в реального человека. Но проф. И. К. Усмонов говорит: «В этом жанре реальная личность должна быть представлена своим реальным именем и фамилией, и писатель не может обрисовать процесс по своему желанию. Говоря другими словами, этот жанр требует, чтобы событие
должно быть описано, должно быть понятно и точно, поскольку в случае сомнений в отношении события, зритель может на основании представленных признаков обратиться к представленному человеку» [3. 94 ]. Реальная личность должен иметь проблему - реальную проблему, кажущуюся читателю серьёзной и личность должна стремиться решить её, т.е. эту проблему не так-то просто решить. Если ваша личность имеет одну проблему, и. он её решит, вы будете иметь один параграф, а не рассказ. В конце концов, вы должны иметь какой-нибудь выход из положения.
Ваша личность должна либо сдаться трудности, либо её победить. Конечно, реальный мир не так светел, но как бы ни было должно быть изменение. Вы не можете иметь личность, который до последней страницы живет без проблем. Должно быть что-то, что содержит в себе изменение, которая преследует низшие чувства. Более длительны и интересны рассказы, в которых размещены люди, борющиеся с жизнью. Для написания рассказа реальная личность должна быть глубоко прочувствована, она должна быть представлена со всеми её свойствами, мечтами и целями, с тем чтобы зритель мог познакомиться с её жизиыо, чтобы зритель подражал ему или держался от него подальше.
Статистический метод. Исследователи, тогда когда приступают к влиянию одного самостоятельного различия на два образца -личности, используют переменную величину. Но во многих случаях, исследователи возможно склонны рассмотреть различные уровни самостоятельной переменной величины или нескольких разных групп. Переменная величина в таких случаях не подходит, поскольку этот метод действительна только для одного сравнения. То, что нужно, возможно анализ варианта АЖ)УА и преимущество этого метода в том, что его можно использовать одновременно для рассмотрения нескольких самостоятельных переменных величин.
Результаты этих исследований показывают, что написание информации с соблюдением временного порядка в рассказе в сравнении с вневременной структурой не дают хорошей памяти для поиска истин и не приводят к лучшему вспоминанию имеющихся реалий в рассказе. На самом же деле, несмотря на прогнозы, вневременная структура показала более лучшее запоминание для
выдачи информации в рассказах. Конечно эти результаты, вопреки прогнозам и исследованиям, которые были проведены исследователями как Лонг (1989), Клей (2003), и которые показали что исторические рассказы приводили к более лучшему запоминанию истин и событий рассказов.
Детерминация исследования таких материалов на телевидении Исламской республики Иран показывает, что более 80-процентов программ всех каналов телевидения, рассчитанных на взрослую часть населения имеет пропагандистский характер. В них по меньшей мере всегда присутствует образы , пророка Мухаммада, его сподвижников, особенно Али, его сына -Хусайн, его рода имома Махди. В этих образах, в отдельных деталях их высказывания и деяния пропагандируется национальная идея современной ИРИ. Это трудно осуществить, если сделать материал зрительным, привлекательным и воспитательным. Эти задачи. стоят и перед художественно-публицистическими жанрами, особенно очерка.
Диссертант в опроснике распространенной среди своих респондентов - аудитории иранского телеканала включил и такие моменты, в которых отражаются интерес зрителя к определенному жанру. Большинство участвовавших в исследовании заинтересованы в увеличении количества программ, которые носят повествовательный характер. Наверняка это связано и с тем, что развлекательная часть программы телевидения ИРИ ограничена, так как там практически отсутствуют концерты, фильмы носят определенную тематическую направленность. В этих условиях, историко-культурологические, графически-краеведческие темы получают больше развлекательный характер. Это свойственно всем системам идеологического и образовательно-просветительского телевидения.
В заключение работы приводятся наиболее важные выводы диссертанта. В нем отмечается роль телевидения в системе массовой информации ИРИ, подчеркивается, что оно имеет гораздо большую аудиторию, неужели другие виды СМИ. Привлекательность телевидения связано с его доступностью. Одним из важных факторов этого является продуманная, правильно определённая система программ и жанров. Составив анализ исследования телевизионной аудитории, диссертант придерживается такого мнения, что в
телевидении зримо ощущается пропагандистское, идеологическое направление и в этих целях широко используются те жанры, благодаря которым можно будет показать и убедить аудиторию в правдивости своей позиции. Иранское телевидение большое внимание уделяет информационным жанрам и немаловажное значение в этой системе имеют и жанры «живого» характера, в частности -репортаж, зарисовка и очерк. Особенности этих жанров в том что, участие автора, делает их убедительными придают возможность зримо ощущать происходящие события.
Диссертант для подтверждения своих научных выводов провел и опрос зрителей, результаты которого показывают что и аудитория телевидения, больше интересуется материалами которые не только инофрмируют но и дают пищу для размышления. Таким образом жанры носящие выразительные и изобразительные характер являются популярным среди аудитории телевидения.
Сопоставив теоретические исследования европейских и постсоветских авторов, диссертант приходит к мнению, что в иранской журналисткой аудитории более всего распространено европейское понимание жанров, хотя на практике телевидения современного Ирана тексты являются более близкими к пониманию жанров в постсоветских государствах.
Список использованном литературы:
1. Вимер P. Taxкик дар расонахои чамьп. Тарчумаи доктор Ковуси Сайили Имомп. - Тсхрон, 1384 х.ш., 2005.
2. Накорякова К.М. Литературное редактирование. — М.: Изд-во ИКАР, 2006.
3. Усмонов И.К. Жанрхои публмтсистика. - Душанбе, 2009.
4. Lang A., Potter D, Crabe M. Making news memorable: Applying theory to the production of local television news // Journal of Broadcasting & Electronic Media, 47.
Основные положения диссертации нашли отражение в следующих публикациях автора:
1. Подробное ознакомление с «Теорией инъекции» («Назарияи тазрики») // - Известия АН Таджикистана (Отделение общественных наук), -Душанбе, 2009. № 1. - С. 197-199 (на тадж. яз.).
2. Передача рассказов («Назарияи ривоятгари»)// Известия АН Таджикистана (Отделение общественных наук), - Душанбе, 2009. №3. -С.204-206 (на тадж.яз.).
3. Подробное ознакомление с «Теорией инъекции» («Матни накли»)// Вестник Таджикского национального университета, - Душанбе, 2009. №3. (51)- С.261-264 (на тадж. яз.).
4. Телевизионный репортаж// Вестник Таджикского национального университета, - Душанбе, 2009. №4.(52)- С. 280-283 (на тадж. яз.).
5. Об очерке // Вестник Таджикского национального университета, -Душанбе, 2010. N«1 .(57)- С.275-277 (на тадж.яз.).
6. Профессиональные репортеры // Вестник Таджикского национального университета, - Душанбе, 2010. №5.(61) - С.365-367 (на тадж.яз.).
7. Теории управляющие СМИ Ирана // Вестник Таджикского национального университета, - Душанбе, 2010. №5.(61) - С.361-363 (на тадж.яз.).
8. Определяющие элементы жанров публицстики // Международная журналистика (сб. статей) ч.2. - Душанбе, 2009. - С.42-46 (на тадж. яз.).
9. Тексты журналистского творчества // Международная журналистика (сб. статей) ч.2. - Душанбе, 2009. - С.47-52 (на тадж. яз.).
Сдано в набор 23.12.2010 г. Подписано в печать 24.12.2010 г. Формат 60x84 '/16. Тираж 100 экз.
Отпечатано в типографии ТНУ
Текст диссертации на тему "Роль и место публицистических жанров на телевидении Исламской Республики Иран"
ТАДЖИКСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
МАРЬЯМ АЛИДАИ
РОЛЬ И МЕСТО ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ЖАНРОВ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН
10.01.10 — журналистика
ДИССЕРТАЦИЯ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ НАУК
Научный руководитель:
доктор исторических наук, профессор, Заслуженный деятель науки и техники РТ Усмонов И.К.
Душанбе -2010
ФЕХ.РИСТИ МУНДАРИЧОТ
сах,фа
Мукдддима .................................................................................3
БОБИ I. Махсусияти матн ва жанр^ои публитсистй дар журналистикаи Эрон
Фасли 1. Дар шинохти жанр ва истифодаи он дар ТВ
Эрон....................................................................................... 16
Фасли 2. Таносуби шакл ва мух,таво дар хабарнигории
телевизиони Эрон............................................59
БОБИ II. Вижаги^ои намоиищш публитсистй-бадеии телевизиони миллии Эрон
Фасли 1. Сохтори жанр:х;ои вок,еънигории телевизиони Эрон
........................................................................................82
Фасли 2. Таъсири публитсистикаи вок,еънигорй ба
бинандагони телевизион..........................................................113
ХУЛОСА..............................................................................140
Руйхати адабиёт........................................................................147
МЩЛДДИМА
Имруз хабарнигорй хислати ч;адонишавй пайдо мекунад. Зеро бо вучуд омадани модворадо намоиши телевизионии як кишварро дар сарзамини дигар низ имконпазир менамояд. Журналистон аз тачрибаи дамдигар истифода мекунанд. Шеваи матндо, ки дар расонадои гурудй истифода мешаванд, ба дам монанд мешаванд. Расонадои гурудй на тандо иттилои тоза мерасонанд, аь;идадоро баён мекунанд, балки акнун долатдо ва шахсиятдоро низ нишон медиданд, муаррифй мекунанд. Пас, зарурат ба шеваи нави тадрир пайдо мешавад. Мо дар ин тадлили худ ба жанрдои публитсистикаи бадей таваччух, кардем, то бубинем, ки дар телевизиони Эрон онхо чй ч;ойгоде доранд.
Барои фадми ин аввал бояд публисистикаро шиносем. Барои дарки ин маънй сухани зерини профессор И.К. Усмонов бештар кумак мекунад: «Х,ар матлабе, ки бо воситаи он ба фрткру акидаи одамон таъсир расонидан мумкин аст, публисистика номида мешавад: Ба фикру зикри одамон бо хабар дам, репортаж дам, мадола дам, мактуб дам, памфлет дам очерк дам таъсир расонидан мумкин аст. Яъне публисистика барои ичрои вазифаашон аз имкониятдорг гуногун, аз жанрдои хурду калон истифода бурда метавонистааст»(38,7). Навиштадои публисистй аз шаклдои одиву кучак, то мураккабу бузург, аз дадафи иттилоърасонй то таблигу омузиш ва парвариши руди инсониро доранд ва биноан аз хабару мак,ола то репортажу очерк довии жанрдои гуногун мебошанд.
Чунин фадмиш, яъне василаи таъсиргузорй будани публисистика, дар истилоди маъмул дар Ч^умдурии Исломии Эрон хабарнигорй ва аз жанр до (матндо)-и гуногун иборат будани он дар илм ва амали рузноманигории он кишвар низ даст. Аммо чун асли он аз Европа то кишвари мо расидааст, вай бо истилоддои роич, дар он чойдо ифода меёбад. Хдмаи жанрдо дар колаби хабарнигорй мулодиза мешаванд,
гарчи хабар;, репортаж,. мусох,иба, шарх,, макола барин жанр^о бо номи худ ёд мешаванд..
Дар? Эрой навиштах,ои журналистиро бо номп досгон низ ёд, мекунанд, агар онхо ба жанр.\ое иртибот гиранд, ки; тасвир. ва вок,еа доранд, жанрхое, ки навиштах.ои адабиро ба хотир меоваранд, мисли репортаж, лавхд,; очерк, памфле т ва гаира.
. Максади гахдикн мо омухтан ваг барраей намудани хдмин- гунна жанр^о ва мук,оисаи онхд- б о матнх,ои дигар аст. Мубрамии ин мавзуъ. дар он аст, ки мо бори? аввал дар журналистикаи Эрон таркибш ин навиштахо, унсурх,ои онро тахкик, мекунем ва махсусияти тахрир ва исгифодаи онро дар телевизиони Ч^умхурии Исломиш Эрой муайян мекунем: Тахдикотк мо азщигох;Шназарй1 дар такя ба илми пасошуравщ. баг хусус: Точикистон, нишон» додани мав^еи ин жанрх,о дар журналистикаи Эрон. хдмчунон тахлили амалии жанрхои пстифодашавапда аст. Хдмзамон, пажу^иш тафовути мизонимондагорй дар х,офизаро дар сохтори достонии: ривояти таърихй ва сохтори .достонии'. инсич;оми намоишш (Dramatic: unity); (кщ.аз ин; пас ба* он ривояти гайри гаърихй гуфта мешавад)-ро дар пахши ахбор бо хам мукоиса мекунанд, к и. он худ аз назарияхои перомуии фахми зеднй аз матн гирифта шудааст. Ба илова ин тахкдк таъсири шахсияти мехварй, яънебаёни достон аз дидгох;и:як*сюжаи;хабариронйзбарраей мекунад ва масъалаи мизони мондагор пи иттилоот дар х,офизаро дар достонхои шахсияти мех,вар бо достондоп Fañpn шахсиятй мукоиса мекунад. . нисбатан хуб ва теъдоди 202 нафар барои ич,рои озмун даъват шуда. ки аз поён теъдоди 167 ширкатку]тнда ба- суолхо посух доданд, ки;аз пн чамъият бар тибкд ёддоштбардории афроди нозир, 93 нафар зан ва 74 нафар мард аз донишчуёни давраи коршиносии Донишгоди озод буданд. Шеваи оморщ таздили. варианта ANOVA (analysis of variance) аст. Натичдх.ои ин мутолеот нишон медихад, ки навиштани хабар бо
риояти тартиби замонй дар- ривоят, дар мукоиса бо сохтори
; • ■ • . . . : .. 4
гайризамонй ^офизаи.хуберо барои чустучуи х,ак;икатх,оироа намекунад ва мунцар ба ёдоварии бех,тари хдкшсат^ои мавчуд дар . ривоят намешавад. Дар> х,ак;ик;ат алорагми пешбиних,о, сохтори пшризамонй ёдоварии бех;гареро барои ироаи иттилоот дар достойно шпион доданд.
Мавзуи мазкур барои и л ми журналистикаи Эрон пав. аст. Зеро мо. хабарнигориро дар - чорчуби дигаре мулох,иза менамоем. Донистан ва татбик; кардани он чй .имруз, масалан, дар Точикистон аст, моро ба асли хунари рузноманигории миллй бармегардонад. Зеро: он унсурдову чузъх,ои озод, ки мо тахдик; мекунем, ба хддде навишатхои рангини матбуоти карни XIX ва ибтидои кдрнш ХХ-и; Эронро ба ёд меорад. Албатта, бо назардоштп он ки сухан аз телевизион меравад, аз расонаи гурух,ие, ки ба технологиям чад ид такя мекунад, на танхо аз вожах,о, балки аз тасвирх,о низ истифода менамояд. ин тахдик мафдумх,ои наверо ба мухдти хабарнигории ^И Эрон ворид месозад.
Нешинажпажущш-:(&ъщ№;о-щхт&. шудани: мавзуъ):: Х-аншме; ки сухан аз та^кдк дар бораи расонах,о, ба вижа-ахбори расонадои тасвирй, назири телевизион ба миён меояд, заъфи*. манобеп пажух,иши дар кишвар намоён мешавад. Ин камбудй на тан^о расонах,ои: тасвириро шомил мсшавад, балки матбуотро низ; дар бар мегирад. Дар; Эрон; ба чуз пажух.ишх.ое, ки дар бораи хабар ва расонадои навишторй. анчом шудааст, мутаассифона: шумори: тахдикот дар заминаи расонах,ои тасвирй ва он хам хабари телевизионй камтар аз теъдоди ангуштони даст аст.: Мудимтарин тахдик;е; ки дар ин замина анчом ёфтааст, асари доктор Козими Муътамаднажод ва доктор* Абулкосими Мунсифй бо унвони «Рузноманигорй» мебошад. Ин тахдик, хусусияти универсалй" дошта, системаи жанрх,о бо мафх,уми «ахбор» муайян карда мешаванд..Масалащ. дар шинохти хабар масъалаи марбут ба айнй ва чолиб будани вокеа, унсурх,ои хабар, хабар ва тафсир^, хабарх,ои телеграфй, та^ия ва танзими хабарх,о сабкдои хабарнависй, чустучу ва чамъоварии ахбор; мусо^иба, мусодибадои матбуотй ва радиову телевизионй, репортаж ва усули
навиштани он, репортажх,ои тахкик,отй в а монанди; инхо баррасй мсшаванд. Ин тахкикот комилан бо таъсири мактаби Европа анчом гирифтааст. Аксари тахкикоти дигари доншималщони Эрон хам аз чунин таъсир1 бархурдор аст ё.тарчума аз онхо мебошад (49).. Бино бар ин, барои тахкики мо донистани андешахои олимоии аврупой низ мухим аст. • ..•.■■'..■
Тахкикрти; бисёре дар сатхи чах,он нишонгари ин аст,. ки дар бештари кишвархои саноатй, ахбори телсвизионй тавонистааст ба мувассик,тарпн манбаи мавриди истифодаи мухотабон дар? заминаи шаклдихП. ба афкори умумй аз матбуот пешй бигирад. Тахкикоти гуногун- ни i ион медихад, ки мухотабон« телевизионро ба у i гвони мухимтарин манбаи. касби иттилооти худ. мешиносанд. Агар; бихохем содаву 0С011 ва дур- аз печидагихои назарй су хан бигуем. ; намоиши телсвизионй б а таври мустамар крдир аст гуфтахои. хешрЪ аз тарики ироаи- тасвирхои мустадил ва зинда аз мавзуи гузориши худ ва мусо^ибахои зинда аз манобеи хабарй исбот кунад. Ба иборати содатар, хабари телевизионй хамеша. корти шиносоии худро барои« исботи хуввият дар чайб дорад. Барои бинандагони* ахбори тслевизион дарки он чи мушохида мекунанд, ахамият дорад;. Зеро онхо "тавассути ин иттилоот аз; дунёи перомуни худ мутгалеъ мешаванд, дар гуфтугухои умумй; аз он исгифода мекунанд ва ормонхову эътикрдоти ичтимоии худро шакл медиханд(62,140-158). Х^арчанд мухотабони расонахо мегуянд, ки бёштари иттилооташон дар бораи масоилигдунёро аз тарики телевизион ба даст: мсоваранд, аммо мутолсоте, ки рун ахбори телевизион анчом шудааст, нишон медихад,- ки агар телевизион бо расонахои чопй мукриса шавад, мардум барои иттилоъ аз ахбор истифодаи чандоне аз телевизион намекунанд. Х,атто агар бинандагон иттилооти мавчуд дар; ахбори телевизиониро ба ёд оваранд,. мумкин аст ин иттилоот нодуруст буда ва ё маънои он мубхдм бошад. Як пажухиш нишон медихад, ки: аз кулли иттилооти марбут ба як бунгохи хабарии
радиой/ телевизионй беш аз як севвуми (сеяки) он чиро, ки мардум метавонанд ба ёд оваранд, сах,ех, набудааст (64,452-461). Бахше аз иттилооти марбут ба фа^му хдфзи иттилооти телевизион метавонад натичди печидагщои равоншинохтии тамошои телевизион бошад.
Бинандагони телевизион бояд канали садо ва тасвирро ба таври хдмзамон пардозиш кунанд, аммо суръати пахши иттилоот тахти контроли бинанда нест. Барои мисол, хднгоми пахши ахбор агар иттилооти савтй бо тасвири пахшшуда хамохднг набошад, дофизаи марбут ба он осеб мебинад. Дар як мук,оисаи кучак байни замоне, ки бинанда бо тамаркузи камтар ба тамошои телевизион менишинад, бо замоне, ки тамаркузи бештари фард хангоми тамошои телевизион дорад мушаххас гардида, ки пахши тасовири кутох, монеи пешбурди матолиби хабарй мешавад. Бад-ин тартиб ч;ойи тааччуб надорад, ки бинандаи телевизион иттилооти чандоне аз мочароро ба хотир наёварад (79,106119). Достонх,ои рузномах,о аглаб аз сохтори дарами маъкус пайравй мекунанд. Лозимаи ин амр он аст, ки нависанда асоси чидамони х,одисах,оро бар мизони ахдмияти онх,о карор дихдд ва мухдмтарин масъаладоро дар мукдддима унвон кунад. Вак;те ахбори тоза дар телевизион эълом мешавад, нависандагони бунгох,х,ои хабарй аз сабке ба номи «инсичоми намоишй» истифода мекунанд. Дар ин шева нуктаи аслии матлаби хабарй дар ибтидо меояд. Дар марх,илаи дуввум иллати он баён мешавад ва баъд аз он матни хабар идома меёбад. Аммо ин амр як к,онуни пазируфташуда барои тамоми нависандагони бунговдои хабарй нест. Чунин нест, ки тамоми достондои хабарй аз ин сабк истифода кунанд. Дар бештари достонх,ои хабарй нуктаи аслии достон дар ибтидо меояд, аммо аглаб иллати он хдзф мешавад ва достон хеч бофти заминай (тавзех,е дар мавриди иллати иттифок) надорад. Ин амр бад-ин иллат аст, ки нависандагони ахбор ва тавлидкунандагони хабар фарзро бар он мегузоранд, ки бинанда пешзаминае аз мавзуи ч;орй дорад. Нах,ваи накди матлаб аглаб бастагй дорад ба он ки чй тасвирх,ое
ба ночор дар дастрас аст, гузоришгар то чи хдд иттилоъ дорад ва чй микдор замон барои чамъу чур кардани достон дорад.
Нависандагон ва тавлидкунандагони ахбор дар сурати доштани замони муносиб го^е аз сабки ривой ва ё таърихй истифода мекунанд (64,452-461).
Ин сабк аз он чихдт ба сабки гайритаърихй мутафовит аст, ки дар он достон ва мочарое, ки дар ибтидо руй медихдд огоз мешавад, сипас мочаро мушаххас шуда, нуктаи аслй ва чузъиёти марбут ба он бо риояти тартиби таърихй ошкор мешавад. Вижагии аслии сабки ривой, ба сурати зех,нй буда, ки хддафи ин пажу^иш мебошад. Достон бо тартиби замонманде, ки руй додааст, баён мешавад ва мукдддимаву натича дар пайи он меояд. Барои мисол, вок,еаи чашни форигутта^силй аз донишгохро метавон ба ду сурати мухталиф баён кард: дар сабки гайритаърихй, нависанда достонро бо хдячонангезтарин к,исмат -са^нае, ки форигуттах,силон кулохд худро ба хдво парт мекунанд, огоз мекунад. Аммо дар х,олате, ки бо сабки таърихй ривоят шавад, достон бо вуруди форигуттах,силон ба солун(=толор) ofo3 шуда, бо ироаи суханронидо идома меёбад ва дар них,оят бо сахдаи парт кардани кулохдо ба х,аво ба поён мерасад. Чдмъияти аккосони матбуоти миллй, ки як созмони тичорй аст ва ба чанбаи ривоии ахбори телевизион мепардозад. Дар баёни ахбори телевизионй аз сохтори ривоии таърихй х,имоят мекунанд. Ин аккосони матбуотй муътак,иданд бех,тарин рох барои баёни достони хабарй дар телевизион истифода аз ин сабки адабй аст, яъне ба ин сурат, ки достон бо як мукаддима огоз шавад ва асли достон дар миёна биёяду бо як хотима ба поён бирасад. Илова бар он; ин анчуман тавсеа мекунад, ки гузоришгарон дар достонх,ои худ аз унсури шахсиятбахшй истифода кунанд, яъне дар ^ар достон фардеро бо унвони мех,вари достон интихоб кунанд. Шахсиятбахшй боис мешавад сюжаи хабарй матлабро аз ниго^и худ барои бинандагон бозгу кунад ва онх,о мочароро аз диди як фарди хос бишунаванд.
Ин сабки: матлабгуй дар мукобили соири равишдои чамъоварии хабар? аст, ки дар онхо аз хабарнигорон хоста мешавад, достонро бо истифода1 аз бахшдое аз суханони макомоти умумй баён кунанд ва низ аввалину бедтарин тасовиреро, ки- дар; дастрас аст, барои чалби: таваччуди бинандагон намоыш диданд (75,113-1 23). Мардум§ бедтарин хабарнигорон хастанд, ку.тод, мухтасар ва муфид хабар медиданд, вакте: ки мардум?- 6as якдигар; хабар; медиданд-: Аслш матлабро^ бидуни: дошияравй дар дамон; ибтидо- матрад мекунанд. Баъд чузъиёт зуруриро баён: менамоянд, ба, дигар сухан, метавон; гуфт, ки чолибтарин бахши хабарро ибтидо ва иттилооти такмилиро дар мардилаи: дуввум; ироа мекунанд.. Багдангоми1хабардидй<даргиз ибтидо ба-пешинаи дабар ва- ба; пешзаминадои от намепардозанд: Х,амин динчори табиии хабардидии мардум;. дамеша бояд улгуи дабарнависии хабарнигорон дар за мина! г ироаи- хабардоишадзгббшад: даракат; аз^олибтарин'/бахши:хабар?ба*суш камчозибатарии бахши; он. Хабаре, ки. бо ин сиёк, сохта ва пардохта мешавад, сабки; «дарами воруна»-ро истифода кардааст. Мумкин аст,. хабарнигорон; дар; мавриди бедтарин равииш ривоят ва ингишори достони хабарй даки^ан итифоки: назар надошта бошанд. Бо ин вучуд, метавон; ин суолро матрад: кард, ки оё; сабки. баёни матлаб дар-мондагории хабар дарзедни мухотаб муассир аст? ИнТадкик б о матрад каранд
Тафовути;мизони мондагорй дар дофизаро дар содтори достонии ривояти. таърихП ва сохтори? достонии? инсичоми. намоишй (Dramatic unity);, ки аз инпас б а он ривояти гайритаърихй гуфта мешавадро дар пахши, ахбор бо дам; мукоиса мекунанд. Ба илова ин тадкик; гаъсири шадсияти медварй, яъне баёни достон аз дидгоди як сюжаи; хабариро низ баррасй мекунад ва масъалаи мизони мондагорй иттилоот дар хофизаро дар достондои шахсиятмедвар бо достондои гайри шахсиятмедвар мукоиса мекунад. Бо вучуди ин, ки ин навъ достондои вок;ей дар фарданги умумй ва ба хусус дар дадаи шаст ба суратдои шарди дол,
автобиография ва хотиранависй, дар фазохоп донишгохД ру ба густариш аст, аммо хднуз на аз назари:халлокият ва хаёлпардозй ба сат^и хунар расидааст ва на;аз.назари вокей ва хдцикШбуданба сатди гузориш.
Мубрам^ буданшмавзуы:'Еурухе:-' барои ош ки ма^сади худро1 ичро> карда бошанд ва бар гирандагони худ таъсири.умдае дошга бошанд- аз анвои матихо истифода; мекунанд. Инг матш метавонад: танхо« хислати иттилоотй дошта. бошад ё: ба сурати тахдил бошад, ё ба шеваи адабиётгуна навишта шавад.
Ирофессор:'¥смонов5дар китобшхуд жанр^оро* ба се: ласта-: хабарй, тахдилй ва таблиготию адабй таксим намудааст, ки дар/ навъи ееввуми он жанри очерк гунчонида мешавад- (38, 11). Дар ин жанр¡ хддаф сареъ гуфтат ба х,амрох;Ш зебо* гуфташ аст. Дар ин». навъш навишта; танх,о:- нав? будан хддаф иест, балки ^адафйтаблигшва пайравию ошной.ва э^тиром* кардан хдм аст. Лизо.дар ин- жанр' дадаф аз байни~ матлабхд ба гунаш адабй,.хдкоик; варак,амх,о ва гафсири он нест, балки хислат. ва чигунагпи он барои мо адамият дорад. Ин .жанр дар поёни кдрни 19 ва шу ру и карни 20 дар» матбуоти Эрон иайдо шуд ва такрибан- аксари матлабх,ои навишташуда 'хдмпн шаклро доштанд. Аммо ох,иста-ох,иста нуфузи ин навъи. навиштан; бар телевизион ва авчи онро дар замони чанги Эрон мебпнем. Хамчунон низ дар телевизиони Эрош ин чарасн и дом а дорад. Аз он чое, ки хар гох, су хан аз матни хабарй меравад, бештари мухдгощон ба хабар, рапорт, мусох,иба ва гайра ва навиштахои монанди ин.\о таваччух мекунанд ва камтар ба баррасии илмй дар мавриди жанри очерк дар телевизиони Эрон мепардозанд, ки. бо таванчул ба гароиши рузафзун ба ин жанр ба далели мустанад будан, пав будан ва фирор аз барномахо ва сабтх,ои такрорй ин мавзуъро максади тахкик карор додаам.
Аз олимони кишварх,ои пасошуравй дар тахдик ва навиштах,ои профессор И. Усмонов зиёд иттако шудааст, зеро асарх,ои у, ба хусус,
китоби дарсиаш барои Донишго^и Кобул дастури хубе мебошад. Дар он китоб чунин иктибосе х,аст: . Донишманде гуфтааст: «х,ак,ик,ат саркаш аст ва барои он ки хакикдти саркаш дадафи» моро бароварад, набояд ба як хдкикдт маадуд монд,.балки ба чандин хдкикате, ки дар мавзуи зиндагии МО' иртибот мегиранд, такя кард. Дар ин рангом хохдд буд, ки дакдкдти саркаш тобеи мо мегардад (47,11 ).
Иброх,им Усмонов бар асо