автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.01
диссертация на тему:
Роль интеллектуалов в политике

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Никандров, Алексей Всеволодович
  • Ученая cтепень: кандидата политических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.01
450 руб.
Диссертация по политологии на тему 'Роль интеллектуалов в политике'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Роль интеллектуалов в политике"

На правах рукописи

005059522

НИКАНДРОВ Алексей Всеволодович

РОЛЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ В ПОЛИТИКЕ: КОНЦЕПЦИЯ НОРБЕРТО БОББИО (1909-2004)

Специальность 23.00.01 - теория и философия политики, история и методология политической науки

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук

1 6 МАЙ 2013

МОСКВА 2013

п

005059522

Диссертационная работа выполнена на кафедре философии политики и права философского факультета ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова».

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

Мощелков Евгений Николаевич, доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой философии политики и права философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Федякин Алексей Владимирович, доктор политических наук, профессор кафедры «Политология, история и социальные технологии» ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет путей сообщения»

Подвойская Наталия Леонидовна, кандидат политических наук, заведующая лабораторией, доцент кафедры русского и иностранных языков и литературы НИТУ «МИСиС»

ФГБОУ ВПО «Российский университет дружбы народов»

'■ал

Защита состоится «*" ^^ 2013 г. в 15-00 на заседании Диссертационного совета по политическим наукам Д 501.002.14 при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова по адресу: 119991, Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4 («Шуваловский»), философский факультет, ауд. А-518.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале Отдела диссертаций Фундаментальной библиотеки МГУ имени М.В. Ломоносова по адресу: Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, сектор «А», 8 этаж, к. 812.

2

Автореферат разослан <

-2013 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета Д 501.002.14 кандидат философских наук, доцент А.Г. Сытин

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования

Поиски ответов на вопрос о роли интеллигенции и интеллектуалов в общественной, а в особенности политической жизни, имеют достаточно давнюю историю. Столкновение позиций по данному вопросу особенно обострялось в переломные периоды общественного развития, во времена возрастания политизации общества, и это характерно как для западной, так и для российской политической мысли. В кризисных условиях востребованность интеллигенции с ее опытом выработки направлений и целей взаимодействия с миром политики актуализируется как для политической теории, так и для политической практики. Не является исключением и современный этап истории, характеризующийся бурными реформистскими процессами и революционными изменениями, которые сопутствуют развитию процессов глобализации в мире политики и требуют политико-философского осмысления.

Опыт западных интеллектуалов, роль которых в политических процессах ушедшего столетия трудно переоценить, важен для политической теории и практики нынешнего времени. Представления и концепции политической роли интеллигенции и интеллектуалов, выдвинутые на протяжение XX века западными политическими мыслителями, а также сам опыт политической деятельности, накопленный в течение всего прошлого столетия, нуждается в критической оценке и переосмыслении. Особое значение западные концепции, по-разному представляющие роль интеллектуалов в политике, имеют и для современной российской политической науки.

Западные интеллектуалы, размышлявшие над проблемами своей политической деятельности, разработали немало концепций, предлагающих различные интерпретации роли своей социальной группы в политике.

Важное место в этом ряду концепций и идей занимает направление интеллектуальной мысли, связывающее политическую роль интеллектуала с защитой культуры. Идея защиты культуры как смысла и цели политической деятельности интеллектуалов, возникшая после Первой мировой войны, развивалась ими в межвоенный период в ходе антифашистской политической деятельности; дискуссии по вопросу о роли интеллектуалов в политике были продолжены после Второй мировой войны. Интеллектуалами были созданы различные международные союзы, группы и общества культуры; на основании разработанных концепций выдвинуты политические программы и манифесты. Активное участие в движении западных интеллектуалов в защиту культуры принимали интеллектуалы-коммунисты. Усиление влияния компартий после войны, а также распространение популярности доктрины гегемонии А. Грамши и концепции ангажированного интеллектуала Ж.-П. Сартра, — эти тенденции в политической мысли Западной Европы приводят к нарастанию волны дискуссий о роли интеллектуалов в политике и о проблеме отношений культуры и политики.

В этой связи особую актуальность имеет идейное наследие итальянского интеллектуала, авторитетного ученого в области философии права и философии политики, крупнейшего политического мыслителя Италии XX века Норберто Боббио (1909-2004). На протяжении нескольких десятилетий в своих работах и выступлениях на страницах прессы, в том числе партийной, он проводил линию защиты автономии культуры от влияния политики, разрабатывая концепцию политической роли интеллектуалов как защитников автономии культуры. Отвечая на вопросы об ответственности интеллектуалов, Н. Боббио предложил решение извечного конфликта культуры и политики, выдвинув оригинальную трактовку политической роли интеллектуала. Подход итальянского мыслителя к интеллектуалу как к "человеку культуры", который призван своими политическими действиями защищать культуру от навязывания внешних по отношению к ее сущности императивов, - этот подход политического

мыслителя имеет большую ценность и актуальность не только для российских интеллигентов и интеллектуалов, но и для культуры России.

Важным актуальным аспектом концепции Н. Боббио является то, что она формировалась в условиях острой дискуссионной борьбы. Эта концепция была разработана под влиянием дискуссии с коммунистами Италии и политического диспута с ее лидером П. Тольятти. Выводы, сделанные итальянским политическим мыслителем относительно методов взаимодействия интеллектуалов и политических партий в связи с критическим отношением "людей культуры" к идеологиям и партийно-политическим доктринам, представляют актуальный интерес для исследователей в области политической теории и для современных интеллектуалов.

Степень разработанности проблемы

Проблема политической роли интеллектуалов первоначально рассматривалась как главная в полемической литературе самих интеллектуалов1. Она становится предметом политической науки начиная с 60-х гг. XX века2, когда полемика интеллектуалов по поводу собственной

1 Из дискуссионных выступлений и работ, в особенности повлиявших на развитие представлений о политической роли интеллектуалов, необходимо отметить: Сгосе В. Cultura е vita morale. Intermezzi politici. Bari, 1914; Rolland R. Au dessus de la mêlée. Paris, 1915; Weber M Wissenschaft als Beruf. Berlin, 1918; Croce B. Manifesto degli intellettuali antifascisti // Il Mondo. 1 maggio 1925; BendaJ. La trahison des clercs. Paris, 1927; Mannheim K. Ideologie und Utopie. Bonn, 1929; Nisan P. Les chiens de garde. Paris, 1932; Ascoli M, Intelligence in Politics. N.-Y., 1936; Mann T. Zwang zur Politik // Das neue Tagebuch. № 30. 1939; Sartre J.-P. Qu'est-ce que la lettérature? // Situations, II. Paris, 1948; Aron R. L'opium des intellectuels. Paris, 1955; Bobbio N. Politica e cultura. Torino, 1955; Gramsci A. Gli intellettuali e l'organizzazione del potere. Torino, 1966; Lukacs G. Von der Verantwortung der Intellektuellen // Schiksalswende. Beitrage zu einer neuen deutschen Ideologie. Berlin, 1956; Glucbmann A. Les maîtres penseurs. Paris, 1977; Dahrendorf R. The Responsibility of Intellectuals: Remarks on the New Fear of the Enlightenment // Columbia University Record. Vol. 19. No. 14. 1994.

2 См., например: Szczepanski I. Die Intelligenz in der gegenwätigen Gesellschaft. Frankfurt / M., 1960; Bodin L. Les intellectuels. Paris, 1964; Coser LA. Men of Ideas. A Sociologist's View. N.-Y. - L., 1965; Znaniecki F. The Social Role of the Man of Knowledge. N.-Y., 1968; Shils E. The Intellectuals and the Powers: Some Perspectives for Comparanive Analysis // On Intellectuals. Ed. by P. Rieff. N.-Y., 1969; Lipset S.M., Dobson R.B. The Intellectual as Critic and Rebel: with Special Reference to the United States and the Soviet Union II Daedalus. № 3. 1972.

политической деятельности стала подвергаться критической рефлексии со стороны не только самих интеллектуалов, но и представителей политической науки, к тому времени оформившейся организационно и активно заявляющей о себе3. Этот огромный пласт политических идей и концепций, выработанный в ходе различных дискуссий и столкновений мнений по поводу роли интеллектуалов в политике на протяжении второй половины XX века, стал открываться для политической науки России не так давно, и ее представителям еще предстоит долгая работа по его освоению.

Многие концепции отношения интеллектуалов и политики западных ученых были связаны с идеями технократизации общества и политики4. На VIII социологическом конгрессе в Торонто (1974) политологами и социологами был достигнут определенный консенсус в определении политической роли интеллектуалов в обществе5. В 70-е и 80-е гг. XX века в политической философии распространились концепции исчезновения, или конца интеллектуалов, в которых утверждалось уменьшение значимости интеллектуально-политических выступлений в связи с изменениями в партийно-политической системе западных обществ6. В последних

3 Изменение отношения политической науки к изучению различных социальных групп, включение в предметное поле политической науки новых социальных движений, объединений и групп, в том числе интеллектуалов, происходит на рубеже 60-70-х гг. XX века. Важным событием в политической науке стала статья-манифест Д. Истона "Новая революция в политической науке", в которой провозглашалась необходимость пересмотра основных принципов бихевиорализма (См.: Истон Д. Новая революция в политической науке // Социально-политический журнал. № g. 1993).

4 См., например: Coston H. Les technocrats et la Synarchie. Paris, 1962; Meynaud J. La technocratie, mythe ou réalité? Paris, 1964; Bell D. Technocracy and Politics // Survey. № 1. London, 1971. Обзор и критика технократических концепций представлены в советской критике, см. например: Социология и современность. В 2-х частях. Редколл.: Ф.В. Константинов и др. М., 1977; Деметонок Э.В. Современная технократическая идеология в США. М., 1984.

5 См.: Upset S.M., Basu A. The Roles of the Intellectual and Political Roles // The Intelligentsia and the Intellectuals. Theory, Method and Case Study. Ed. by A. Gella. L., 1976.

6 См., например: Molnar T. The Decline of the Intellectual. Cleveland, 1961; Quinzio S. L'impossibile morte dell'intellettuale. Roma, 1977; Galeazzi U. La notte dei filosofi. Roma, 1978; Jacoby R The Last Intellectuals: American Culture in the Age of Academe. N.-Y., 1987; Bauman 2. Legislators and Interpreters. On Modernity, Postmodernity and the Intellectuals. Oxford, 1987; Idem. La decadenza degli intellettuali. Roma-Bari, 1992; Foucault M. Politics. Philosophy. Culture. Interviews and other Writings. 1977-1985. N.-Y., 1988; Lepeniens W. Ascesa e declino degli intellettuali. Roma-Bari, 1998.

десятилетиях XX века появляются работы, обобщающие различные идеи, связанные с существованием и значением интеллектуалов как политически активной части интеллигенции на протяжении всего XX века7. Во Франции вышло немало исследований, посвященных истории и идеям французских мэтров мысли (maîtres à penser)8, но особенно много исследований по проблеме интеллектуалов выходило начиная с послевоенного времени в Италии9, и многие из них были посвящены отношениям итальянских интеллектуалов с политическими партиями Италии (в особенности с компартией)10. Исследования, посвященные различным темам, связанным с проблемой политической активности интеллектуалов, стали появляться и в России: с конца XX века этой теме придается все большее значение, постоянно появляются новые работы и переводы", особенное внимание уделяется теме сравнительного анализа российской интеллигенции и

7 См., например: GouldnerA. The Future of Intellectuals and the Rise of the New Class. N.-Y., 1979; Maldonado T. ¿Qué es un intellectual? Aventuras y desventuras de un roi. Barcelona, 1998; Said E. W. Representation of the Intellectual. N.-Y., 1996. Также см. некоторые важные сборники статей: On Intellectuals: Theoretical Studies, Case Studies. Ed. by P. Rieff. N.-Y., 1970; Intellectuals in Liberal Democracies: Political Influence and Social Involvement. Ed. by A.G. Gagnon. N.-Y.-L., 1987; The Political Responsibility of Intellectuals. Ed. by I. MacLean, A. Montefiore, P. Winch. Cambridge, 1990.

8 См., например: Bon F., Burnier M.-A. Les nouveaux intellectuels. Paris, 1966; Prévost C„ Metzger J. Les intellectuels et les luttes de classe. Paris, 1970; Debray R. Pouvoir intellectuel en France. Paris, 1979; Lévy B.-H. Éloge des intellectuels. Paris, 1987; Winock M. Le siècle des intellectuels. Paris, 1997; Charte C. Les intellectuels et la politique en France. Paris, 2001.

9 См., например: CapizziA. Impegno e disponibilité. Roma, 1971; GarinE. Intellettuali del XX secolo. Roma, 1974; Ajello N. Lo scrittore e il potere. Roma-Bari, 1974; Luperini R. Gli intellettuali di sinistra e l'ideologia délia ricostruzione nel dopoguerra. Roma, 1971; Luc ici P. Intellettuali italiani del secondo dopoguerra. Impegno, crisi, speranza. Napoli, 2003; Asor Rosa A. Il grande silenzio. Intervista sugli intellettuali. A cura di S. Fiori. Roma-Bari, 2009.

10 См., например: Piccone-Stella S. Intellettuali e capitale. Bari, 1972; Asor Rosa A. Intellettuali e classe operaia. Firenze, 1973; Pellicani L. I rivoluzionari di professione. Firenze, 1975; Ajello N. Intellettuali e PCI. 1944-1958. Roma-Bari, 1979; Vittoria A. Togliatti e gli altri intellettuali. Storia dell'Istituto Gramsci negli anni Cinquante e Sessanta. Roma, 1992.

См., например: Уолцер M. Компания критиков: Социальная критика и политические пристрастия XX века. М., 1999; Холландер П. Политические пилигримы (Путешествия западных интеллектуалов по Советскому Союзу, Китаю и Кубе. 1928-1978). СПб., 2001; Фуко М. Интеллектуалы и власть. Т. I—III. М., 2002-2006; Лукач Г. Об ответственности интеллектуалов // Мониторинг общественного мнения № 1 (69). 2004; Флорида Ф. Креативный класс. Люди, которые меняют будущее. М„ 2007; Беида Ж. Предательство интеллектуалов. М., 2009; Он же. Конец вечности. СПб., 2012; Интеллектуалы и политика. Сборник под ред. Р. Дель Агилы. М., 2007.

западных интеллектуалов12, и в этом плане особым образом необходимо отметить работу молодого социолога Д.Е. Фирсова, посвященную исследованию европейского интеллектуализма как универсальной модели деятельности западных интеллектуалов, методология которой опирается на принципы, сформулированные Н. Боббио13.

Проблемы соотношения культуры и политики, как и проблемы отношения интеллектуалов и власти в философско-политическом наследии Н. Боббио, освещены в западной критической литературе. Э. Ланфранки принадлежат важные работы, посвященные Н. Боббио: диссертация "Политическая мысль Норберто Боббио (1942-1957)"14 и монография "Воинственный философ. Политика и культура в творчестве Норберто Боббио" (1989)15, в которой нашли освещение проблемы роли интеллектуалов в политике. Политолог А. Греппи (Мадрид), защитив диссертацию "Формирование политического мировоззрения Норберто Боббио" (1996)16, продолжил свое исследование в книге "Теория и идеология в политическом мировоззрении Норберто Боббио"17.

12 См., например: Русская интеллигенция и западный интеллектуализм. Материалы междунар. конф.: Неаполь, май 1997. Сост. Б.А. Успенский. M., 1999; Арнольдов А.И. Миссия интеллигенции: драма и надежды. М., 2001; Кустарев А. Нервные люди: Очерки об интеллигенции. М., 2006; Мыслящая Россия. Картография современных интеллектуальных направлений. Под ред. В. Куренного. М., 2006; Барбакова КГ., Мансуров В.А. Интеллигенция и власть: Динамика взаимодействия. Курган, 2007; Миссия интеллектуала в современном обществе. Под ред. Ю.Н. Солонина. СПб., 2008; Гудков Л.Д., Дубин Б.В. Интеллигенция: Заметки о литературно-политических иллюзиях. СПб., 2009; Гребенник Г.П. Интеллигенция и политика. Одесса, 2009; Горчицкая Е.А. Место и роль интеллектуальной элиты в культурно-историческом развитии общества. Дисс. Омск, 2010; Фадеева JI.A. Кто мы? Интеллигенция в борьбе за идентичность. М., 2012; Шувалова М.В. Интеллектуалы и дискурс власти как проблема западной философии второй половины XX - начала XXI века. Дисс. Тверь, 2012.

Фирсов Д.Е. Европейский интеллектуализм: социокультурная стратегия. Ярославль, 2012.

14 II pensiero politico di Norberto Bobbio (1942-1957): tesi di laurea. E. Lanfranchi-, relatore: M.L. Salvadori. A.a. 1986-1987. Testo monográfico. Torino, 1987.

15 Lanfranchi E. Un filosofo militante. Política e cultura nel pensiero di Norberto Bobbio. Torino, 1989.

16 La formación del pensamiento politico de Norberto Bobbio: tesis doctoral. A. Greppi. A.a. 1996. Madrid, 1996.

17 Greppi A. Teoría e ideología en el pensamiento de Norberto Bobbio. Madrid-Barcelona, 1998.

Проблемы политики и культуры, вопросы взаимоотношений интеллектуалов и власти в трудах Н. Боббио рассмотрены в работах итальянских политологов: А. Манкареллы "Норберто Боббио и политика культуры: вызовы разума" (1995)18, Дж. Котронео "Между философией и политикой. Диалог с Норберто Боббио"19. Проблематика политической философии Н. Боббио раскрывается в работах Т. Греко "Норберто Боббио. Интеллектуальный маршрут между философией и политикой"20 и Ф. Сбарбери "Какой либеральный социализм? Теоретическое противостояние Калоджеро и Боббио" (1994)21.

Проблему отношения интеллектуалов и власти в творчестве Н. Боббио исследовал испанский политолог А. Руис Мигель в работах "Философия и право у Норберто Боббио" (1983)22 и "Политика, история и право у Норберто Боббио" (1994)23. К. Преве критиковал Н. Боббио с марксистских позиций в исследовании "Противоречия Норберто Боббио: к критике ритуального боббианства" (2004)24. У. Эко посвятил "Политике и культуре" лекцию в рамках семинара памяти Боббио (2004)25.

М. Мастрогрегори, историк культуры Италии XX века, посвятил свое исследование книге Н. Боббио "Политика и культура"26. Исследования М. Мастрогрегори вызвали интерес у молодых итальянских ученых: так,

18 Mancarella A. Norberto Bobbio е la política della cultura: le sfide della ragione. Manduria, 1995.

19 Cotroneo G. Tra filosofía e política. Un dialogo con Norberto Bobbio. Soveria Mannellí, 1998.

20 Greco T. Norberto Bobbio. Un itinerario intellettuale tra filosofía e política. Roma, 2000.

21 Sbarberi F. Quale liberalsocialismo? II confronto teorico fia Calogero e Bobbio. Milano, 1994.

22 Ruiz Miguel A. Filosofía y derecho en Norberto Bobbio. Madrid, 1983.

23 Ruiz Miguel A. Política, historia y derecho en Norberto Bobbio. México, 1994.

24 Preve C. Le contraddizioni di Norberto Bobbio: per una critica del bobbianesimo cerimoniale. Pistoia, 2004.

25 Эко У. Норберто Боббио: пересмотренное представление о назначении ученого // Эко У. Полный назад! "Горячие войны" и популизм в СМИ. М., 2007.

26 Mastrogregori М. Política е cultura: gli intellettuali, la CIA e la "guerra fredda culturale" (1948-1968). Lezioni tenute all'Universitá di Roma "La Sapienza". Facoltá di Lettere e Filosofía. Corso di Laurea in Storia. A.a. 2005-2006. Roma, 2006. В журнале "Историография", основанном М. Мастрогрегори в 1997 году, отдельно опубликована его работа о "Политике и культуре" Н. Боббио: Mastrogregori М. La liberta della cultura e "guerra fredda culturale": Bobbio, gli intellettuali "atlantici" e i comunisti: alie originí di Política e cultura (1955) // Storiografia. Fase. XI. 2007.

И. Риццинелли (Милан) представляет свое видение отношений политики и культуры в связи с дискуссией Н. Боббио и коммунистов27. Необходимо отметить также исследования П.П. Портинаро28; Д. Дзоло29; сборники критических статей, посвященные творчеству Н. Боббио30.

В России философско-политическому творчеству Н. Боббио были посвящены исследования В.П. Любина. Работая в группе ученых ИНИОНа, с начала 70-х гг. XX в. изучающих идейные трансформации социально-политической мысли Западной Европы, В.П. Любин представлял новые труды Н. Боббио, анализируя и критически рассматривая его идеи. Результатом этой работы, помимо ряда статей и рецензий31, стала книга "Общественно-политические взгляды Н. Боббио"32. Публиковались в России переводы Н. Боббио33; отдельные аспекты научного творчества Н. Боббио рассмотрены в работах Ц.И. Кин34, А.Л. Зорина33, И.А. Овсянниковой36, М.Н. Грецкого37.

27 Rizzinelll I. Carlo Antoni е I'Associazione per la libertà délia cultura //

\vww.storiografiadelmondo.comy64/rizzinelli.antoni.pdf>in (Storiadelmondo n.64.15.03. 2011). Portinaro P.P. Introduzione a Bobbio. Roma-Bari, 2008.

29 Zolo D. L'alito délia liberté. Su Bobbio. Con 25 Iettere di Norberto Bobbio a Zolo. Milano, 2008.

30 См., например: Revelli M. (a cura di). Norberto Bobbio. Maestro di democrazia e libertà. Assisi, 2005; Bovero M. (a cura di). Il futuro di Norberto Bobbio. Roma-Bari, 2011. В особенности необходимо отметить полностью посвященный Н.Боббио номер интеллектуально-политического журнала "Ресет": Reset. Xa 74. Novembre, 2000.

31 Из многочисленных статей и рецензий В.П. Любина, посвященных научно-политическому творчеству Н. Боббио, в особенности необходимо отметить статью, в которой автор касается вопросов об интеллектуалах: Любин В.П. Философия Норберто Боббио // Итальянская и испанская философия на рубеже XX-XXI веков. Отв. ред. и сост. Ю.А. Кимелев. М„ 2005.

32 Любин В.П. Общественно-политические взгляды Норберто Боббио. М., 1991.

33 Боббио Н. Интеллектуалы и власть // Вопросы философии. № 8.1992; Правые и левые // Неприкосновенный запас. № 6. 2003.

34 В особенности см.: Кин Ц.И. Алхимия и реальность. Борьба идей в современной итальянской культуре. М., 1984; Кин Ц.И. Выбор или судьба. Итальянская культура в преддверии XXI века. М., 1988.

3 Зорин А.Л. Этика итальянских идеалистов: проблема обоснования морали и метода. Краснодар, 1999.

36 Овсянникова И.А. Либеральная философия Бенедетго Кроче. Омск, 1998.

37 Грецкий М.Н. Итальянские социалисты: от демократического социализма к социализму либеральному // Западная социал-демократия: поиск обновления в условиях кризиса. Отв. ред. А.Г. Мысливченко. М„ 1998.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационной работы — исследование концепции роли интеллектуалов в политике, разрабатываемой Н. Боббио в течение второй половины XX века, в контексте развития политико-философских взглядов ученого и политических изменений в Италии и в мире.

В связи с поставленной целью в диссертации ставятся следующие задачи:

1) определить на основе полемически значимых работ интеллектуалов специфику западноевропейских интеллектуалов как политически активной части интеллигенции;

2) выявить теоретические истоки и политические предпосылки концепции роли интеллектуалов в политике Н. Боббио;

3) проанализировать и определить степень влияния, оказанного на концепцию Н. Боббио идеи Б. Кроче об интеллектуале как человеке культуры; а также концепции партийности интеллектуала, развиваемой в политических теориях итальянских интеллектуалов-коммунистов на основе доктрины А.Грамши;

4) рассмотреть основные характеристики позиции Н. Боббио по отношению к проблеме взаимодействия интеллектуала и политических партий, раскрыть принципы автономии интеллектуала по отношению к партиям и политике;

5) сформулировать основные принципы концепции роли интеллектуалов в политике Н. Боббио и раскрыть смысл и взаимосоответствие автономии культуры и независимости интеллектуала в данной концепции;

6) охарактеризовать своеобразие и определить место концепции Н. Боббио в ряду предшествующих теорий и интерпретаций роли интеллектуалов в политике;

7) раскрыть значение концепции Н. Боббио для развития политической науки в качестве одной из научно-политических концепций, исследующих и выявляющих политическую роль интеллеюуала. Теоретико-методологические основы работы

Теоретико-методологической основой работы выступил историко-политологический подход. При проведении диссертационного исследования использовались также методы текстуального исследования произведений и историко-аналитический метод, дающий исследователю возможность представить концепцию Н. Боббио в контексте западноевропейских политических реалий и научных поисков XX века. Научная новизна диссертации

Научная новизна диссертации состоит в следующем:

1) Концепция роли интеллектуалов в политике Н. Боббио впервые комплексным образом исследована под углом зрения политико-философского анализа;

2) Определены основные этапы формирования научных взглядов Н. Боббио на проблему роли интеллектуалов в политике;

3) Выявлены основные принципы, философско-политические и методологические основания концепции политической роли интеллектуалов Н. Боббио;

4) В рамках исследования подхода Н. Боббио к решению проблемы роли интеллектуалов в политике определена точка зрения ученого на проблему отношения интеллектуала и политических партий; сформулирована теоретическая значимость концепции Н. Боббио как методологического основания для принятия интеллектуалами политических решений и для выстраивания принципов подхода к исполнению ими своей роли в политике;

5) На примере реальной полемики Н. Боббио с итальянскими марксистами, партийными функционерами и теоретиками компартии

обоснована определяющая роль диалога в концепции интеллектуалов Н. Боббио;

6) Выдвинуто утверждение о базовом характере взаимоотношений политики и культуры в концепции роли интеллектуалов в политике Н. Боббио. Положения, выносимые на защиту

На основании проделанной работы на защиту выносятся следующие положения:

1) Концепция роли интеллектуалов в политике Н. Боббио, разработанная ученым в середине 50-х и переосмысленная в 70-80-х гг. XX века, является целостной, научно обоснованной концепцией. Задача, поставленная Н. Боббио в программной работе "Политика и культура", -определить интеллектуалов как "людей культуры", протагонистов и защитников культуры, - решается ученым как ответ различным идеям и теориям, ставящим развитие культуры в зависимость от политических задач и императивов.

2) Исходя из понимания интеллектуалов как "людей культуры" Н. Боббио формулирует свою позицию по отношению к культуре как позицию интеллектуала, выдвигающего в качестве принципа политической деятельности интеллектуалов принцип защиты автономии культуры. В качестве обозначения роли интеллектуалов Н. Боббио выдвигает понятие "политика культуры" (противопоставляемое ученым понятию "культурная политика"), при проведении которой не допускается возможность вмешательства политики в культуру. Основными принципами деятельности в политике для интеллектуалов он объявляет принцип интеллектуальной автономии, формулируя в качестве "девиза" политически активной части интеллигенции "независимость, но не безразличие"; и отстаивание принципа диалога.

3) В соответствии с собственной интеллектуальной программой, соответствующей его концепции роли интеллектуалов в политике, Н. Боббио

обосновывает необходимость диалога различных философско-политических направлений и лично вступает в интеллектуальный диалог с представителями компартии Италии, доказывая необходимость и плодотворность такой формы активности интеллектуала в ситуации политического, культурного и идеологического противостояния.

4) В продолжение разработок относительно автономии культуры и роли интеллектуалов в ее защите, а также с целью апробации собственных идей на практике Н. Боббио включается в деятельность внеблокового Европейского общества культуры, разрабатывая совместно с его основателем У. Кампаньоло принципы "политики культуры".

5) В работах и выступлениях последней трети XX века, продолжая отстаивать главное положение своей концепции об интеллектуале как о "человеке культуры" и защитнике культуры, Н. Боббио, не изменяя сути концепции, вводит в нее некоторые коррективы, показывающие изменение форм политической активности интеллектуалов. При этом он твердо отстаивает принцип проведения "политики культуры", отводя главную роль в его осуществлении на практике интеллектуалам.

Теоретическая и практическая значимость работы

Теоретическая значимость настоящего исследования заключается в том, что сформулированные в работе положения, идеи и выводы могут быть использованы в дальнейшем для развития в отечественной политической науке теории о роли интеллектуала в политике. Положения и основные выводы диссертации могут быть использованы при подготовке лекций и семинаров по политологии, спецкурсов по философии политики, теории политики и истории политических учений, для подготовки учебно-методических материалов. Апробация работы

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии политики и права философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Основные положения и теоретические выводы,

выдвинутые и аргументированные автором, апробированы в виде научных публикаций, две из которых размещены в изданиях, входящих в перечень ведущих рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ. Структура диссертационной работы

Поставленные задачи определили структуру исследования и внутреннюю логику рассмотрения исследуемых проблем. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во Введении обосновывается актуальность избранной темы, рассматривается степень научной разработанности проблемы, формулируется цель и ставятся задачи диссертационного исследования, описываются методологические основания работы, раскрывается научная новизна, выдвигаются положения, выносимые на защиту, обосновывается теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе диссертации «Теоретические истоки и политические предпосылки формирования концепции политической роли интеллектуалов Норберто Боббио» исследуется влияние на развитие и обоснование Н. Боббио своей концепции различных идей, выдвинутых в ходе западноевропейской полемики, посвященной участию интеллигенции в политике, начало которой было положено выступлением Э. Золя в защиту Дрейфуса и в ходе которой происходит становление понятия «интеллектуал». Основная проблематика этой полемики выстраивалась вокруг определения политической роли интеллектуалов.

В первом параграфе «Проблема политической роли интеллектуалов в западноевропейской полемике и политических идеях интеллигенции первой половины XX века» анализируются основные тезисы споров о роли интеллектуалов как политически активной части интеллигенции и устанавливается основная проблематика этой полемики, заключающаяся в

возможности проведения интеллектуалами относительно самостоятельной политики посредством их включенности в регулярные политические организации.

Методологическая сложность определения политической роли интеллектуалов как политически активной части интеллигенции связана с проблематикой отношений интеллигенции и политики, актуализирующейся по мере ее превращения в массовую социальную группу в процессе становления и развития индустриального общества. По мере развития индустриализма и партийно-представительной системы определенная часть интеллигенции превращается в активную политическую силу. От критики существующих идеологий и политических программ интеллигенция переходит к разработке собственных политических идей и программ. Таким образом, политически активная часть интеллигенции переходит в область практической политики и посредством участия в партийно-политической системе добивается влияния на политику данного государства. Появление в ряде западноевропейских стран (прежде всего, во Франции и Италии) интеллектуалов как новой политической группы, активно продвигающей политические программы и доктрины, поставило перед политической наукой ряд новых вопросов.

Проблема возможности выдвижения интеллигенцией политических суждений в рамках избранной по собственной воле классовой ориентации или же независимо от нее исследована К. Манхеймом, который в работе "Идеология и утопия" (1929) признал за интеллигенцией способность иметь и выдвигать независимые суждения, именно вследствие ее межклассового положения. Критическая способность "свободно парящей" в обществе интеллигенции ставит ее в особое положение демократической группы, открытой для обсуждения различных идей и мнений. При этом К. Манхейм осознавал опасность для интеллигенции, заключающуюся в присоединении ее представителей к регулярным политическим организациям, институциональный догматизм которых противоречил его формулировке

свойственной интеллигенции "относительной свободы". Основное противоречие деятельности интеллектуалов в политике - противоречие между партийностью и автономией интеллектуалов — будет определять существо споров и борьбы различных концепций политической роли интеллектуалов.

Вслед за изменением форм участия интеллектуалов в политике развивались и представления об их политической роли как в политической полемике (обвинение интеллигенции в предательстве вечных идеалов истины и разума в политических памфлетах Ж. Бенда; ответные обвинения в дезертирстве, выдвинутые П. Низаном; концепция ангажированного интеллектуала Ж.-П. Сартра), так и в области политической теории (доктрина гегемонии А. Грамши). Проблема заключалась в решении вопроса об участии интеллектуала в политических организациях как способе реализации им своей роли в политике, при котором интеллектуал мог бы сохранить интеллектуальную независимость от влияния политических доктрин и от подчиненности партийной дисциплине, то есть в разрешении противоречия между партийностью и интеллектуальной независимостью.

В процессе антимилитаристской и антифашистской деятельности западных, особенно французких, интеллектуалов, выдвигается и развивается новая модель исполнения интеллектуалами своей политической роли, связанная с созданием непартийных международных объединений интеллектуалов, в качестве политической цели принимающих принцип защиты культуры от влияния политических идеологий и императивов. Эта тенденция, связанная с именами Р. Роллана, поставившего проблему ответственности интеллигенции, и А. Барбюса, основателя одного из первых международных союзов интеллектуалов - объединения "Кларте", получит развитие после войны, в особенности в деятельности Европейского общества культуры, в которой будет принимать особенно активное участие Н. Боббио.

Важный вклад в развитие представлений о политической роли интеллектуалов внес также немецкий интеллектуал Т. Манн, который под

влиянием полемики с Р. Ролланом пришел к осознанию необходимости деятельного участия интеллектуала в политике и поднял проблему ответственности интеллектуалов, обвинив в национал-социалистской катастрофе немецкого народа аполитичность немецкой "бюргерской интеллигенции".

Второй параграф «Развитие представлений о политической роли интеллектуалов в итальянской политической мысли первой половины XX века» посвящен появлению интеллектуалов в Италии, их роли в Сопротивлении и послевоенном демократическом переустройстве страны, и отражению этого процесса в политических теориях, послуживших источниками для выдвижения Н. Боббио собственной концепции политической роли интеллектуалов.

Автор показывает особенности формирования итальянских интеллектуалов, позволившие поставить вопросы об их политической роли. Важнейшим событием, побудившим итальянских интеллектуалов к самосознанию в качестве особой социальной группы, обладающей особой ролью в политике и культуре, стало их массовое участие в антифашистской борьбе и в движении Сопротивления. В ходе этой борьбы интеллигенция Италии не только создала политические организации - движение "Справедливость и свобода" и Партию действия, но и выдвинула теорию либерального социализма как выражение своей политической позиции, как собственную идеологию.

В итальянской политической мысли в годы войны вырабатываются, а в послевоенный период сталкиваются две позиции, выражающие две различные точки зрения по вопросу о политической роли и политических обязанностях интеллектуалов. Столкновение этих двух направлений, представленных учениями Б. Кроче и А. Грамши, выразилось в волне дискуссий о политике и культуре, главным пунктом которых был вопрос о роли интеллектуалов в политике.

Диссертант проводит анализ различия подходов Б. Кроче и А. Грамши в отношении роли интеллигенции в политике, рассматривая принципиально разное понимание двумя теоретиками отношения интеллигенции к культуре. Б. Кроче отстаивал принцип гегемонии культуры и считал интеллектуалов ее защитниками, "попечителями науки и искусств", не допуская "неуместных смешений" политики и культуры. Разделяя неприятие принципа аполитичности интеллектуала, Б. Кроче тем не менее в своем отделении философии и культуры от политики в связи с борьбой против политизированной культуры отводит мало места для политической инициативы интеллектуала, не допуская принцип диалога интеллектуалов, принадлежащих к различным партиям и выражающих разные политические мировоззрения. Вместе с тем важное значение для истории интеллектуалов имеет его идея об интеллектуалах как о "людях культуры", ее протагонистах и защитниках, послужившая отправной точкой для разработки Н. Боббио своей концепции.

После Второй мировой войны итальянская политическая теория обретает идейно-политическое наследие А. Грамши. Под эгидой Итальянской коммунистической партии издаются его труды, написанные им во время тюремного заключения. А. Грамши стал первым политиком, придавшим интеллектуалам фундаментальное значение в рамках марксистской теории гегемонии рабочего класса под руководством партии, являющейся, по его определению, коллективным интеллектуалом. Итальянские коммунисты на основании концепции места и роли интеллектуала в системе гегемонии А. Грамши, поставившего интеллигенцию в центр своей политической теории, выступали за активное участие интеллектуалов в политической жизни, призывая интеллигенцию к участию в политике в составе компартии. В соответствии с идеями А. Грамши ряд теоретиков-коммунистов под руководством лидера ИКП П. Тольятти выдвинули программу вовлечения в интеллектуальное поле партии всех левых интеллектуалов и активной борьбы за усиление влияния

марксизма на культуру в целях достижения культурной гегемонии. Эта доктрина компартии стала объектом критики Н. Боббио в его послевоенных работах.

В третьем параграфе «Становление философско-политического мировоззрения Норберто Боббио в контексте интеллектуально-политической жизни Италии» диссертант касается отдельных моментов научно-политической биографии Н. Боббио, выявляя роль ученого как выдающегося представителя итальянской политической науки и как интеллектуала, участвовавшего в политической жизни страны в переломные моменты ее истории.

Во время учебы Н. Боббио в университете в стране нарастает сопротивление фашистской диктатуре, студенты и преподаватели активно обсуждают произведения П. Гобетги, выдвинувшего лозунг либеральной революции. Идеи П. Гобетги оказали влияние на формирование Н. Боббио как интеллектуала-антифашиста. С середины 30-х гг. XX в. Н. Боббио -участник антифашистского движения "Справедливость и свобода", созданного при активном участии К. Росселли, одним из первых выдвинувшего либерально-социалистическую теорию. Теория либерального социализма К. Росселли повлияла на формирование политического мировоззрения Н. Боббио. Будучи участником Партии действия, Н. Боббио знакомится с другими теориями либерального социализма, выдвинутыми А. Капитини и Г. Калоджеро. Г. Калоджеро разрабатывал также своеобразное учение о диалоге, которое оказало большое влияние на будущую концепцию интеллектуалов Н. Боббио.

Теории либерального социализма и послевоенное прочтение К. Маркса и А. Грамши помогают Н. Боббио занять критическую позицию по отношению к идеализму Б. Кроче. Изучение трудов классиков либерализма под влиянием теорий либерального социализма помогают Н. Боббио еще до появления работ И. Берлина сформулировать понятие негативной свободы,

которое легло в основу его политической теории и концепции автономии интеллектуалов.

В ходе дискуссии с итальянскими коммунистами Н. Боббио выдвигает собственную концепцию политической роли интеллектуала. Его программное произведение "Политика и культура" (1955) представляет собой ответ коммунистам с позиций нового взгляда на проблему автономии интеллектуала в рамках соотношения политики и культуры. Защищая вслед за Б. Кроче автономию культуры и независимость интеллектуала, Н. Боббио выступает против концепции партийного интеллектуала. Отстаивая, вопреки Б. Кроче, активность интеллектуала в политике, Н. Боббио формулирует принцип защиты культуры как политическую роль, или обязанность, интеллектуалов.

Во второй главе «Основные принципы концепции роли интеллектуалов в политике Норберто Боббио» вскрываются философско-политические основания концепции интеллектуалов Н. Боббио и формулируется концепция политической роли интеллектуалов в качестве защитников автономии культуры от влияния политических доктрин и императивов. Рассматривая принцип ответственности интеллектуалов как гарантию автономии культуры и представляя его в качестве политической роли интеллектуалов, Н. Боббио опирается на определение интеллектуалов как "людей культуры".

В первом параграфе «Либерализм как политико-философское основание принципа автономии культуры Норберто Боббио» раскрываются политические взгляды Н. Боббио в их историческом развитии - от либерального социализма к либеральной демократии; показывается, что принцип автономии культуры и интеллектуала Н. Боббио основывается на его убеждении в том, что развитие демократии должно опираться на развитие политических и экономических свобод. Согласно Н. Боббио, свобода индивида от государства в либерализме соответствует принципу невмешательства политических императивов и доктрин в дела культуры, то

есть из либерального принципа "негативной свободы" (так иначе формулируется свобода от государства в установливаемых законом пределах) вытекает необходимость защиты культуры от вмешательства в ее жизнь политических императивов. В принципиальном споре о партийности культуры, о партийном руководстве культурой, - такие положения выдвинули теоретики ИКП в соответствии с доктриной гегемонии А. Грамши, - Н. Боббио категорически отвергает императивное вмешательство политики в дела культуры, под какими бы лозунгами такое вмешательство не проводилось. Все эти принципы нашли свое отражение в главном труде ученого — "Политика и культура", полемически направленного против политической доктрины итальянских коммунистов, — теории социалистической прогрессивной демократии, в которой ставится задача активной деятельности партии в сфере культуры с целью борьбы за усиление влияния компартии в культуре.

Диссертант показывает развитие либерально-демократических взглядов Н. Боббио после выхода в свет "Политики и культуры". В своем политическом творчестве ученый остался верен принципам защиты либеральных идей и развития демократии, отстаивая их в дальнейших дискуссиях с коммунистами и представителями других партий и движений. В соответствии с либеральной традицией защиты гражданских и политических свобод, Н. Боббио отстаивал принципы сочетания демократии и социализма, базирующиеся на демократическом контроле над экономической властью.

Во втором параграфе «Анализ Норберто Боббио противоречий политики и культуры и возможные политические роли интеллектуалов» раскрываются различия политики и культуры как двух взаимосвязанных, но принципиально отличных друг от друга сфер человеческой деятельности, и анализируются четыре возможных модуса действия интеллектуала по отношению к политике.

Н. Боббио рассматривает шесть принципиальных отличий политики от культуры, выводя из этого анализа способы идентификации людей культуры, интеллектуалов, в отличие от политиков. Как показывается в диссертации, эти отличия у Н. Боббио строятся исходя из понимания ученым культуры как выражения индивидуальности свободной личности. На основании этого принципа Н. Боббио делает важные выводы относительно роли интеллектуала в политике. Рассматривая такие свойства культуры, как универсальность, космополитизм, моральную силу, беспристрастность и антиконформизм, ученый распространяет эти характеристики на интеллектуалов, призванных защищать культуру политическими методами, не превращаясь при этом в политиков.

Проводя феноменологический анализ отношений политики и культуры в обществе, Н. Боббио раскрывает четыре базовых образа действия интеллектуала в политике, соответствующие четырем различным способам понимания политической роли интеллектуала, - от полной отстраненности и безразличия интеллектуала к политике до претензий на захват и руководство политикой посредством интеллектуальных методов. Позиция ученого формулируется им в соответствии с его либеральным учением и провозглашаемыми им принципами диалога и толерантности в отношении к различным политическим идеологиям и политическим организациям: необходимо, полагает Н. Боббио, критически подходя к различным подчас противоположным теориям и анализируя деятельность противоборствующих организаций, находить также положительные черты разных направлений и теорий, избегая чуждого интеллектуалу политического манихейства.

В третьем параграфе «Защита автономии культуры как политическая роль и основной принцип деятельности интеллектуалов в концепции Норберто Боббио» диссертант предпринимает попытку реконструкции боббианской концепции политической роли интеллектуалов, вскрывая значение понятия "политика культуры" как выражения смысла политической деятельности интеллектуалов.

Программное произведение Н. Боббио "Политика и культура" рассматривается диссертантом в качестве работы ученого, в которой он выразил свое принципиальное отношение к проблематике политической роли интеллектуалов. Несмотря на то, что это произведение представляет собой совокупность очерков, написанных и опубликованных в течение четырех лет в ходе научной дискуссии по проблемам понимания свободы в различных доктринах и вытекающих из данного понимания принципов политической деятельности интеллектуалов, "Политика и культура" является цельной работой, в которой позиция ученого относительно роли интеллектуалов выражена в единстве с его политической философией и может быть эксплицирована в виде последовательных теоретических выводов.

Синтезировав крочеанское понимание интеллектуала как протагониста культуры и грамшианское понимание активной и решающей политической роли органических интеллектуалов в борьбе за классовую гегемонию, Н. Боббио пришел к созданию оригинальной концепции интеллектуала как "человека культуры", политическая роль которого, исходя из принципа ответственности перед культурой, складывается из совокупности требований, предъявляемых ученым интеллектуалу, суть которых состоит в защите автономии культуры. Н. Боббио, анализируя ситуацию нарастающего снижения влияния интеллектуалов в современной ему политике, приходит к выводу о том, что данная ситуация порождается исполнением интеллектуалами политических ролей, не свойственных им, и объявляет защиту культуры главной ролью интеллектуала в политике. Под "защитой автономии культуры" Н. Боббио понимает совокупность конкретных обязанностей интеллектуалов, общей целью которых является борьба с политическими теориями и течениями, допускающими возможность вмешательства политических решений, программ, доктрин и идеологий в сферу культуры.

Осуществление своей роли защитника культуры перед политикой требует от интеллектуала собственной интеллектуальной автономии,

независимости от партийно-политических доктрин и идей. Исходя из этого Н. Боббио предъявляет к интеллектуалам требование избегать непосредственной политической деятельности и принадлежности к политическим партиям.

В работе анализируется терминология, используемая Н. Боббио для выражения своей концепции политической роли интеллектуалов, вскрывается значение понятия "политика культуры". "Политика культуры" -это политика, которую должны проводить интеллектуалы, реализуя свойственную им политическую роль. Она противоположна "культурной политике", предполагающей руководство культурой со стороны партии или государства. Политика доктринального руководства культурой приводит к ее политизации, то есть, согласно принципам концепции Н. Боббио, к утрате культурой своей автономии, превращению ее в часть партийно-политического механизма.

В четвертом параграфе «Диалог как принцип деятельности интеллектуалов в политике» показывается роль диалога как важнейшего принципа деятельности интеллектуала в политике. Диалогу как способу и методу проведения интеллектуалами своей политики культуры Н. Боббио отведит важное место не только в своей концепции, но также и в рамках разрабатываемой им либерально-демократической политической теории. Критическая функция интеллектуалов не исчерпывает их роли в политике, необходимо также осознание важности диалога и принятие его в качестве метода политической деятельности интеллектуалов. Позитивность диалога для интеллектуалов заключается в том, что в этом процессе принадлежащие к различным политическим партиям и принимающие разные политические теории люди культуры выступают от имени культуры, объединяющей их в едином интеллектуальном поле по признаку принадлежности к культурной сфере.

Н. Боббио, по признанию исследователей, своей деятельностью в политике и культуре подавал пример человека диалога, готового идти на

обсуждение острых проблем политической теории и актуальных вопросов политической практики. Его диалог с компартией Италии является интереснейшей страницей в интеллектуальной истории этой страны, причем в процессе этого диалога были подняты различные проблемы политической теории.

Другие методы осуществления свойственной интеллектуалам роли в политике, в основе которых лежит принцип диалога и которые Н. Боббио предлагал в качестве политической роли интеллектуалов, апробируются им лично. Это участие в деятельности различных культурных обществ, критические выступления и исследования на политические темы, политические манифесты как средство выражения позиции интеллектуалов. Критика власти, критика партийных решений и программ, политические призывы и манифесты, - все эти интеллектуальные инициативы "людей культуры", по мнению Н. Боббио, должны соответствовать принципу диалога и проводиться строго в рамках "политики культуры", осуществление которой является ролью интеллектуала в политике, призванного к защите культуры.

Третья глава «Место концепции Норберто Боббио в философско-политическом дискурсе об интеллектуалах в XX веке» посвящена оценке значимости концепции Н. Боббио по отношению к другим идеям об отношениях интеллектуалов и политики, развиваемым на протяжении всего прошедшего столетия, и оценке актуальности идей Н. Боббио в свете современных размышлений об интеллектуалах. Концепция Н. Боббио, дающая определение интеллектуалов и обосновывающая их политическую роль, является, по мнению диссертанта, актуальной для современной западной и российской политической науки. Связав роль интеллектуалов с принципом защиты культуры, ученый придал своим идеям теоретическую значимость, выходящую за пределы своего времени со свойственными ему отношениями политики и культуры, обозначил принципы идентификации интеллектуалов, сформулировал смысл их политической деятельности в мире вечного противоборства культуры и политики.

В первом параграфе «Развитие Норберто Боббио концепции роли интеллектуалов в политике в 70-х и 80-х гг. XX века» диссертант показывает, как развивалась концепция Н. Боббио, представленная ученым в работе "Политика и культура", в ходе его дальнейшего научного творчества.

Появление технократических концепций, теорий постиндустриального общества, различных постмодернистских теорий вновь поставило вопросы об изменении роли интеллектуалов в политике. Новые концепции отражали те реальные перемены в политике, которые происходили в ходе развития постиндустриального общества, или общества знаний, с конца 60-х гг. XX в. Трансформация партийно-политических систем, переход от "партий репрезентации" к "партиям интеграции" (С.М. Липсет) приводят к исчезновению связи интеллектуала с партиями, к исчезновению непосредственной роли интеллектуалов в политике как разработчиков и проводников политических программ и решений. В ходе политических перемен, связанных с трансформациями итальянского "государства партий" и с общим кризисом государства всеобщего благоденствия, меняется и политическая роль интеллектуалов. От непосредственного участия в продвижении политических программ в период послевоенного демократического развития западных стран интеллектуалы переходят к опосредованной роли, выступая в качестве критиков идеологий и решений власти. Обладая доверием со стороны общественного мнения, интеллектуалы проявляют себя также в качестве комментаторов и критиков политики, создателей оценочных концепций. Эти трансформации повлияли на подход Н. Боббио к проблеме политической роли интеллектуалов, но не затронули суть определения ученым роли интеллектуалов в политике как протагонистов культуры и зашитников ее автономии.

Автор диссертации показывает, что несмотря на ряд изменений, которые Н. Боббио вносит в свою концепцию в 70-е гг. XX в. (прежде всего разделение интеллектуалов на экспертов и идеологов, идущее в русле идей того времени), ученый по-прежнему отстаивает главный принцип своей

концепции - связь интеллектуалов с культурой, в защите которой Н. Боббио видит их роль в политике. Этот долг интеллектуала не исчезает и не меняется, и защита культуры остается политической ролью "людей культуры", хотя и методы становятся другими: на первый план выходит работа в сфере идеологии, значение которой, как и влияние на культуру, остается ощутимым.

Во втором параграфе «Значение концепции Норберто Боббио для современной западной и российской политической теории и практики» автор работы, подводя итог исследованию концепции Н. Боббио, утверждает, что, предложив связать политическую роль интеллектуала с культурой и обосновав необходимость защиты культуры политическими методами, Н. Боббио создал концепцию, обосновывающую существование интеллектуала и придающую его деятельности высокий смысл. Значимость концепции Н. Боббио как для западной, так и для российской политической науки состоит в том факте, что в настоящий момент интеллектуал как защитник культуры, изучению и разработке задач которого посвятил свои работы итальянский политолог, вновь востребован современным обществом. Защита культуры от воздействия политики вновь становится актуальной задачей на Западе и в России, и востребованность интеллектуалов становится очевидной. Поэтому для политической науки, по мнению диссертанта, представляет интерес ревизия в области исследования роли и задач современных интеллектуалов, в качестве образца для которой может быть предложена концепция Н. Боббио.

Критика политизации культуры и борьба против необоснованного вмешательства политики в культуру являются актуальными задачами для современной российской интеллигенции. По мнению диссертанта, изучение оригинальной концепции интеллектуалов с ясно сформулированной политической ролью защитников культуры может быть плодотворно для российской философско-политической мысли. Противостояние культуры и политики на современном этапе российской истории приобретает в

достаточной мере острые формы, поэтому политический опыт Н. Боббио и его концепция, важнейшим принципом которой является принцип защиты культуры, будут интересны для российской интеллигенции. Особенной значимостью для российской политической науки, исследующей проблемы политической роли интеллектуала, обладает, как полагает диссертант, идея о "людях культуры", защитниках и протагонистах культуры, развитая Н. Боббио. В работе показывается схожесть критики Н. Боббио политизированной культуры и политизированного интеллектуала, отвергающего принцип ответственности за свои действия в политике перед культурой, с той критикой отношений интеллигенции и политики, которая была выдвинута авторами сборника "Вехи" (1909), выступающими от имени русской культуры и являющимися, как показывает диссертант, "людьми культуры", осуждающими вмешательство политических императивов в культуру и выдвигающими свои идеи в центр полемики об интеллигенции.

В Заключении подводятся итоги диссертационного исследования, формулируются общие выводы, намечаются перспективы дальнейшего изучения темы.

Публикации автора по теме диссертационного исследования

Публикации в ведущих рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК:

1. Никандров A.B. Норберто Боббио о политике и культуре: независимость интеллектуалов и автономия культуры // Политика и общество. Декабрь 2012. № 12 (96). С. 45-50.

2. Никандров A.B. Социализм и демократия в Италии. Норберто Боббио о демократии, либерализме и социализме // Обозреватель-Observer. Февраль 2013. № 2 (277). С. 84-93.

Публикации в других изданиях:

3. Никандров A.B. Интеллектуалы и политика в послевоенной Италии: Норберто Боббио и коммунисты. Спор о свободе и автономии культуры // STUDIUM-2012. Сборник научных статей философского факультета МГУ. Под ред. E.H. Мощелкова. М., 2012. С. 74-80.

4. Никандров A.B. Норберто Боббио, сеятель сомнений. Интеллектуальная биография // STUDIUM-2012. Сборник научных статей философского факультета МГУ. Под ред. E.H. Мощелкова. М., 2012. С. 87-132.

5. Никандров A.B. Развитие философско-правовой концепции Норберто Боббио и послевоенное возрождение юснатурализма // Политика и право в социально-экономической системе общества. Материалы V Международной научно-практической конференции. 25-26 декабря 2012 г. М., 2012. С. 336-343.

Напечатано с готового оригинал-макета

Подписано в печать 24.04.2013 г. Формат 60x90 1/16. Усл.печл. 1,0. Тираж 100 экз. Заказ 114.

Издательство ООО "МАКС Пресс" Лицензия ИД N 00510 от 01.12.99 г. 119992, ГСП-2, Москва, Ленинские горы, МГУ им. М.В. Ломоносова, 2-й учебный корпус, 527 к. Тел. 8(495)939-3890/91. Тел./факс 8(495)939-3891.

 

Текст диссертации на тему "Роль интеллектуалов в политике"

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М.В. Ло

сова»

На правах рукописи

04201356396

Никандров Алексей Всеволодович

РОЛЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ В ПОЛИТИКЕ: КОНЦЕПЦИЯ НОРБЕРТО БОББИО (1909-2004)

Специальность 23.00.01 - теория и философия политики, история и

методология политической науки

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата политических наук

Научный руководитель:

доктор политических наук, профессор

Мощелков Евгений Николаевич

Москва-2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение..........................................................................................3

Глава I. Теоретические истоки и политические предпосылки формирования концепции политической роли интеллектуалов Норберто Боббио.............................................................................16

§ 1. Проблема политической роли интеллектуалов в западноевропейской полемике и политических идеях интеллигенции первой половины XX

века................................................................................................17

§ 2. Развитие представлений о политической роли интеллектуалов в итальянской политической мысли первой половины XX

века.................................................................................................35

§ 3. Становление философско-политического мировоззрения Норберто Боббио в контексте интеллектуально-политической жизни Италии..........................51

Глава II. Основные принципы концепции роли интеллектуалов в политике Норберто Боббио..............................................................................63

§ 1. Либерализм как политико-философское основание принципа автономии

культуры Норберто Боббио..................................................................63

§ 2. Анализ Норберто Боббио противоречий политики и культуры и возможные

политические роли интеллектуалов......................................................76

§ 3. Защита автономии культуры как политическая роль и основной принцип деятельности интеллектуалов в концепции Норберто

Боббио.............................................................................................85

§ 4. Диалог как принцип деятельности интеллектуалов в политике...............99

Глава III. Место концепции Норберто Боббио в философско-политическом дискурсе об интеллектуалах в XX веке..............................................110

§ 1. Развитие Норберто Боббио концепции роли интеллектуалов в политике в

70-х и 80-х гг. XX века......................................................................110

§ 2. Значение концепции Норберто Боббио для современной западной и российской политической теории и практики..........................................132

Заключение...................................................................................142

Список

литературы...................................................................................148

ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования

Поиски ответов на вопрос о роли интеллигенции и интеллектуалов в общественной, а в особенности политической жизни, имеют достаточно давнюю историю. Столкновение позиций по данному вопросу особенно обострялось в переломные периоды общественного развития, во времена возрастания политизации общества, и это характерно как для западной, так и для российской политической мысли. В кризисных условиях востребованность интеллигенции с ее опытом выработки направлений и целей взаимодействия с миром политики актуализируется как для политической теории, так и для политической практики. Не является исключением и современный этап истории, характеризующийся бурными реформистскими процессами и революционными изменениями, которые сопутствуют развитию процессов глобализации в мире политики и требуют политико-философского осмысления.

Опыт западных интеллектуалов, роль которых в политических процессах ушедшего столетия трудно переоценить, важен для политической теории и практики нынешнего времени. Представления и концепции политической роли интеллигенции и интеллектуалов, выдвинутые на протяжение XX века западными политическими мыслителями, а также сам опыт политической деятельности, накопленный в течение всего прошлого столетия, нуждается в критической оценке и переосмыслении. Особое значение западные концепции, по-разному представляющие роль интеллектуалов в политике, имеют и для современной российской политической науки.

Западные интеллектуалы, размышлявшие над проблемами своей политической деятельности, разработали немало концепций, предлагающих различные интерпретации роли своей социальной группы в политике. Важное место в этом ряду концепций и идей занимает направление интеллектуальной мысли, связывающее политическую роль интеллектуала с защитой культуры.

Идея защиты культуры как смысла и цели политической деятельности интеллектуалов, возникшая после Первой мировой войны, развивалась ими в межвоенный период в ходе антифашистской политической деятельности; дискуссии по вопросу о роли интеллектуалов в политике были продолжены после Второй мировой войны. Интеллектуалами были созданы различные международные союзы, группы и общества культуры; на основании разработанных концепций выдвинуты политические программы и манифесты. Активное участие в движении западных интеллектуалов в защиту культуры принимали интеллектуалы-коммунисты. Усиление влияния компартий после войны, а также распространение популярности доктрины гегемонии А. Грамши и концепции ангажированного интеллектуала Ж.-П. Сартра, - эти тенденции в политической мысли Западной Европы приводят к нарастанию волны дискуссий о роли интеллектуалов в политике и о проблеме отношений культуры и политики.

В этой связи особую актуальность имеет идейное наследие итальянского интеллектуала, авторитетного ученого в области философии права и философии политики, крупнейшего политического мыслителя Италии XX века Норберто Боббио (1909-2004). На протяжении нескольких десятилетий в своих работах и выступлениях на страницах прессы, в том числе партийной, он проводил линию защиты автономии культуры от влияния политики, разрабатывая концепцию политической роли интеллектуалов как защитников автономии культуры. Отвечая на вопросы об ответственности интеллектуалов, Н. Боббио предложил решение извечного конфликта культуры и политики, выдвинув оригинальную трактовку политической роли интеллектуала. Подход итальянского мыслителя к интеллектуалу как к "человеку культуры", который призван своими политическими действиями защищать культуру от навязывания внешних по отношению к ее сущности императивов, - этот подход политического

мыслителя имеет большую ценность и актуальность не только для российских интеллигентов и интеллектуалов, но и для культуры России.

Важным актуальным аспектом концепции Н. Боббио является то, что она формировалась в условиях острой дискуссионной борьбы. Эта концепция была разработана под влиянием дискуссии с коммунистами Италии и политического диспута с ее лидером П. Тольятти. Выводы, сделанные итальянским политическим мыслителем относительно методов взаимодействия интеллектуалов и политических партий в связи с критическим отношением "людей культуры" к идеологиям и партийно-политическим доктринам, представляют актуальный интерес для исследователей в области политической теории и для современных интеллектуалов. Степень разработанности проблемы

Проблема политической роли интеллектуалов первоначально рассматривалась как главная в полемической литературе самих интеллектуалов1. Она становится предметом политической науки начиная с 60-х гг. XX века2, когда полемика интеллектуалов по поводу собственной

1 Из дискуссионных выступлений и работ, в особенности повлиявших на развитие представлений о политической роли интеллектуалов, необходимо отметить: Сгосе В. Cultura е vita morale. Intermezzi politici. Bari, 1914; Rolland R. Au dessus de la mêlée. Paris, 1915; Weber M. Wissenschaft als Beruf. Berlin, 1918; Croce B. Manifesto degli intellettuali antifascisti II Il Mondo. 1 maggio 1925; Benda J. La trahison des clercs. Paris, 1927; Mannheim K. Ideologie und Utopie. Bonn, 1929; Nisan P. Les chiens de garde. Paris, 1932; Ascoli M. Intelligence in Politics. N.-Y., 1936; Mann T. Zwang zur Politik II Das neue Tagebuch. № 30. 1939; Sartre J.-P. Qu'est-ce que la lettérature? Il Situations, II. Paris, 1948; Aron R. L'opium des intellectuels. Paris, 1955; Bobbio N. Politica e cultura. Torino, 1955; GramsciA. Gli intellettuali e l'organizzazione del potere. Torino, 1966; Lukacs G. Von der Verantwortung der Intellektuellen II Schiksalswende. Beitrage zu einer neuen deutschen Ideologie. Berlin, 1956; Glucksmann A. Les maîtres penseurs. Paris, 1977; Dahrendorf R. The Responsibility of Intellectuals: Remarks on the New Fear of the Enlightenment // Columbia University Record. Vol. 19. No. 14. 1994.

2 См., например: Szczepanski I. Die Intelligenz in der gegenwätigen Gesellschaft. Frankfurt / M., 1960; Bodin L. Les intellectuels. Paris, 1964; Coser LA. Men of Ideas. A Sociologist's View. N.-Y. - L., 1965; Znaniecki F. The Social Role of the Man of Knowledge. N.-Y., 1968; Shils E. The Intellectuals and the Powers: Some Perspectives for Comparanive Analysis // On Intellectuals. Ed. by P. Rieff. N.-Y., 1969; Lipset S.M., Dobson R.B. The Intellectual as Critic and Rebel: with Special Reference to the United States and the Soviet Union // Daedalus. № 3. 1972.

политической деятельности стала подвергаться критической рефлексии со стороны не только самих интеллектуалов, но и представителей политической науки, к тому времени оформившейся организационно и активно заявляющей о себе . Этот огромный пласт политических идей и концепций, выработанный в ходе различных дискуссий и столкновений мнений по поводу роли интеллектуалов в политике на протяжении второй половины XX века, стал открываться для политической науки России не так давно, и ее представителям еще предстоит долгая работа по его освоению.

Многие концепции отношения интеллектуалов и политики западных ученых были связаны с идеями технократизации общества и политики4. На VIII социологическом конгрессе в Торонто (1974) политологами и социологами был достигнут определенный консенсус в определении политической роли интеллектуалов в обществе5. В 70-е и 80-е гг. XX века в политической философии распространились концепции исчезновения, или конца интеллектуалов, в которых утверждалось уменьшение значимости интеллектуально-политических выступлений в связи с изменениями в партийно-политической системе западных обществ6. В последних десятилетиях

3 Изменение отношения политической науки к изучению различных социальных групп, включение в предметное поле политической науки новых социальных движений, объединений и групп, в том числе интеллектуалов, происходит на рубеже 60-70-х гг. XX века. Важным событием в политической науке стала статья-манифест Д. Истона "Новая революция в политической науке", в которой провозглашалась необходимость пересмотра основных принципов бихевиорализма (См.: Истон Д. Новая революция в политической науке // Социально-политический журнал. № 8.1993).

4 См., например: Coston H. Les technocrats et la Synarchie. Paris, 1962; Meynaud J. La technocratie, mythe ou réalité? Paris, 1964; Bell D. Technocracy and Politics II Survey. № 1. London, 1971. Обзор и критика технократических концепций представлены в советской критике, см. например: Социология и современность. В 2-х частях. Редколл.: Ф.В. Константинов и др. М., 1977; Деменчонок Э.В. Современная технократическая идеология в США. М., 1984.

5 См.: Lipset S.M., Basu A. The Roles of the Intellectual and Political Roles // The Intelligentsia and the Intellectuals. Theory, Method and Case Study. Ed. by A. Gella. L., 1976.

6 См., например: Molnar T. The Decline of the Intellectual. Cleveland, 1961; Quinzio S. L'impossibile morte dell'intellettuale. Roma, 1977; Galeazzi U. La notte dei filosofi. Roma, 1978; Jacoby R. The Last Intellectuals: American Culture in the Age of Academe. N.-Y.,

XX века появляются работы, обобщающие различные идеи, связанные с существованием и значением интеллектуалов как политически активной части интеллигенции на протяжении всего XX века7. Во Франции вышло немало исследований, посвященных истории и идеям французских мэтров мысли

л

(maîtres à penser), но особенно много исследований по проблеме интеллектуалов выходило начиная с послевоенного времени в Италии9, и многие из них были посвящены отношениям итальянских интеллектуалов с политическими партиями Италии (в особенности с компартией)10. Исследования, посвященные различным темам, связанным с проблемой политической активности интеллектуалов, стали появляться и в России: с конца XX века этой теме придается все большее значение, постоянно появляются новые работы и переводы11, особенное внимание уделяется теме сравнительного

1987; Ваитап Z. Legislators and Interpreters. On Modernity, Postmodernity and the Intellectuals. Oxford, 1987; Idem. La decadenza degli intellettuali. Roma-Bari, 1992; Foucault M. Politics. Philosophy. Culture. Interviews and other Writings. 1977-1985. N.-Y., 1988; Lepeniens W. Ascesa e declino degli intellettuali. Roma-Bari, 1998.

7 См., например: Gouldner A. The Future of Intellectuals and the Rise of the New Class. N.-Y., 1979; Maldonado T. ¿Qué es un intellectual? Aventuras y desventuras de un roi. Barcelona, 1998; SaidE.W. Representation of the Intellectual. N.-Y., 1996. Также см. некоторые важные сборники статей: On Intellectuals: Theoretical Studies, Case Studies. Ed. by P. Rieff. N.-Y., 1970; Intellectuals in Liberal Democracies: Political Influence and Social Involvement. Ed. by A.G. Gagnon. N.-Y.-L., 1987; The Political Responsibility of Intellectuals. Ed. by I. MacLean, A. Montefiore, P. Winch. Cambridge, 1990.

8 См., например: Bon F., Burnier M.-A. Les nouveaux intellectuels. Paris, 1966; Prévost C., Metzger J. Les intellectuels et les luttes de classe. Paris, 1970; Debray R. Pouvoir intellectuel en France. Paris, 1979; Lévy B.-H. Éloge des intellectuels. Paris, 1987; Winock M. Le siècle des intellectuels. Paris, 1997; Charle C. Les intellectuels et la politique en France. Paris, 2001.

9 См., например: Capizzi A. Impegno e disponibilità. Roma, 1971; Garin E. Intellettuali del XX secolo. Roma, 1974; Ajello N. Lo scrittore e il potere. Roma-Bari, 1974; Luperini R. Gli intellettuali di sinistra e l'ideologia délia ricostruzione nel dopoguerra. Roma, 1971; Lucia P. Intellettuali italiani del secondo dopoguerra. Impegno, crisi, speranza. Napoli, 2003; Asor Rosa A. Il grande silenzio. Intervista sugli intellettuali. A cura di S. Fiori. Roma-Bari, 2009.

10 См., например: Piccone-Stella S. Intellettuali e capitale. Bari, 1972; Asor Rosa A. Intellettuali e classe operaia. Firenze, 1973; Pellicani L. I rivoluzionari di professione. Firenze, 1975; Ajello N. Intellettuali e PCI. 1944-1958. Roma-Bari, 1979; Vittoria A. Togliatti e gli altri intellettuali. Storia dell'Istituto Gramsci negli anni Cinquanta e Sessanta. Roma, 1992.

11 См., например: Уолцер M. Компания критиков: Социальная критика и политические пристрастия XX века. М., 1999; Холландер П. Политические пилигримы (Путешествия западных интеллектуалов по Советскому Союзу, Китаю и Кубе. 1928-1978). СПб., 2001;

анализа российской интеллигенции и западных интеллектуалов12, и в этом плане особым образом необходимо отметить работу молодого социолога Д.Е. Фирсова, посвященную исследованию европейского интеллектуализма как универсальной модели деятельности западных интеллектуалов, методология

I ^

которой опирается на принципы, сформулированные Н. Боббио .

Проблемы соотношения культуры и политики, как и проблемы отношения интеллектуалов и власти в философско-политическом наследии Н. Боббио, освещены в западной критической литературе. Э. Ланфранки принадлежат важные работы, посвященные Н. Боббио: диссертация "Политическая мысль Норберто Боббио (1942-1957)"14 и монография "Воинственный философ. Политика и культура в творчестве Норберто Боббио" (1989)15, в которой нашли освещение проблемы роли интеллектуалов в политике. Политолог А. Греппи (Мадрид), защитив диссертацию "Формирование политического мировоззрения

Фуко М. Интеллектуалы и власть. T. I—III. M., 2002-2006; Лукач Г. Об ответственности интеллектуалов // Мониторинг общественного мнения № 1 (69). 2004; Флорида Ф. Креативный класс. Люди, которые меняют будущее. М., 2007; Венда Ж. Предательство интеллектуалов. М., 2009; Он же. Конец вечности. СПб., 2012; Интеллектуалы и политика. Сборник под ред. Р. Дель Агилы. М., 2007.

12 См., например: Русская интеллигенция и западный интеллектуализм. Материалы междунар. конф.: Неаполь, май 1997. Сост. Б.А. Успенский. М., 1999; Арнольдов А.И. Миссия интеллигенции: драма и надежды. М., 2001; Кустарев А. Нервные люди: Очерки об интеллигенции. М., 2006; Мыслящая Россия. Картография современных интеллектуальных направлений. Под ред. В. Куренного. М., 2006; Барбакова КГ., Мансуров В.А. Интеллигенция и власть: Динамика взаимодействия. Курган, 2007; Миссия интеллектуала в современном обществе. Под ред. Ю.Н. Солонина. СПб., 2008; Гудков Л.Д., Дубин Б.В. Интеллигенция: Заметки о литературно-политических иллюзиях. СПб., 2009; Гребенник Г.П. Интеллигенция и политика. Одесса, 2009; Горчицкая Е.А. Место и роль интеллектуальной элиты в культурно-историческом развитии общества. Дисс. Омск, 2010; Фадеева Л.А. Кто мы? Интеллигенция в борьбе за идентичность. М., 2012; Шувалова М.В. Интеллектуалы и дискурс власти как проблема западной философии второй половины XX - начала XXI века. Дисс. Тверь, 2012.

13 Фирсов Д.Е. Европейский интеллектуализм: социокультурная стратегия. Ярославль, 2012.

14 II pensiero politico di Norberto Bobbio (1942-1957): tesi di laurea. E. Lanfranchv, relatore: M.L. Salvadori. A.a. 1986-1987. Testo monográfico. Torino, 1987.

15 Lanfranchi E. Un filosofo militante. Política e cultura nel pensiero di Norberto Bobbio. Torino, 1989.

(

Норберто Боббио" (1996)16, продолжил свое исследование в книге "Теория и

17

идеология в политическом мировоззрении Норберто Боббио" .

Проблемы политики и культуры, вопросы взаимоотношений интеллектуалов и власти в трудах Н. Боббио рассмотрены в работах итальянских политологов: А. Манкареллы "Норберто Боббио и политика культуры: вызовы разума" (1995)18, Дж. Котронео "Между философией и политикой. Диалог с Норберто Боббио"19. Проблематика политической философии Н. Боббио раскрывается в работах Т. Греко "Норберто Боббио. Интеллектуальный маршрут между философией и политикой"20 и Ф. Сбарбери "Какой либеральный социализм? Теоретическое противостояние Калоджеро и Боббио" (1994)21.

Проблему отношения интеллектуалов и власти в творчестве Н. Боббио исследовал испанский политолог А. Руис Мигель в работах "Философия и право

"У О

у Норберто Боббио" (1983) и "Политика, история и право у Норберто Боббио" (1994)23. К. Преве критиковал Н. Боббио с марксистских позиций в исследовании "Противоречия Норберто Боббио: к критике ритуального боббианства" (2004)24. У. Эко посвятил "Политике и культуре" лекцию в рамках семинара памяти