автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему: Роль искусства в культурно-эстетическом развитии личности
Полный текст автореферата диссертации по теме "Роль искусства в культурно-эстетическом развитии личности"
АКАДЕМИЯ НАУК АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ институт ФИЛОСОФИИ И ПРАВА
На правах рукописи
ШАХГУСЕЙНОВА СЕВИНДЖ АСИФ кызы
РОЛЬ ИСКУССТВА В КУЛЬТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ
Специальность — 09.00.04—марксистско-ленинская эстетика
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание учеио^ степени кандидата философских наук
С А К У — 1 !> 9 1
Работа выполнена на кафедре эстетики и этики Бакинского ордена Трудового Красного Знамени Государственного университета им. М. Э. Ра'еулзаде.
Научный руководитель: —доктор философских наук, профессор Мустафаев Дж. В.
Официальные оппоненты:
■—доктор философских наук, профессор Гаджиев Т. М. —кандидат философских наук, доцент Микаилов А. Г.
Ведущая организация—-кафедра философии Азербайджанского Педагогического Института Иностранных Языков им. 50-ти летня СССР.
19 -
Защита состоится . ' _у ^¡У ч_1991 г.
в „ \ \ " час. на заседании разового Специализированного совета ч\Р 004.06.99 но присуждению ученой степени кандидата философских наук при Институте философии и права АН Азербайджана по адресу: 370143, Баку, пр. М. Азнзбс-кова, 31.
С диссертацией можно ознакомиться в Центральной библиотеке Академии наук Азербайджанской Республики.
Автореферат разослан „ ^ " _г.
Ученый секретарь Специализированного совета кандидат философских наук
¥
ЗАМАНОВА Э. Э.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЛБОШ
Акт уатьн ость-тем. Происходящий в наием обществе сл олений процесс коренного преобразования всего социального бытия с необходимостью предполагает духовлоо возрозденио человека,обновление ого нравственного мира. Демократизация общества нацеливает на создание условий,•при которых "призвание, назначение, задача всякого человека - всесторонне развивать все свои способности..." *. Повышать зрелость сознания, обогащать духовный мир личности - ото значит неуклонно повышать степень зрелости общества.
Осуществления этой благородно!! задачи немало способствует такяе искусство. Оно ко монет существовать вне теснейших связой с общественной лсизныо, так >:е, как духовная яизпъ общества немлслиш без искусства. Удовлетворяя эстетические потребности человека, искусство воздействует на него через восприятие художественных произведений. Основное предназначение ого - служение обновлению духовного, нравственного бытия, самопознанию человеком своего Я. Реализация этого его предназначения зависит от степени -шзнешюсти, возкктеинооти эстетического вдоаяа, а также от отепени совершенства художественной г[.ормн его воплощения. Имоино совершенство г$ормы вошощения идеала, сопереживаемого творцом, делает искусство прекраепкм, то есть том, чем оно додано быть по природа» При всем многообразии объектов ого художественного изображения главный объектом всегда остается человек в сложных взаимоотношениях с условиями окрузаащвй социальной, природной среди. Разумеется, худокественкач сфера развивается полнокровно, плодотворно» взаимодействуя с другим формами общественного сознания. Особенно тесная связь проявляется здесь с моралью, нравственностью. Как известно, искусство тлеет гуманистическое предназначение, служит нравственному возрождению, приобщая к прекрасному. Проблема нравственного выбора является для негос так ко как для морали центральной, Поэтому изучение проблем искусства дает возможность более конкретно ставить задачи эстетического воспитания. Подлинно прекрасное искусство
I. 1.5аркс К. п Энгельс Ф. Соч„т.З,0^282.
сочотаюшее совершенство ^ориа с глубиной содержания, облаго- . рахгоая чувственно-эмоциональную культуру, соответственно формирует таю:о образ мыслей, - значит образ поведения. Творцы искусства всегда устремлены к диалектическому единству эстетически-воспитательного с познавательным, поскольку только на это;1, основе осуществляется гуманистическая миссия художественного творчества. Теоретическое раскрытие природа искусства в этом гиако актуально.
Степень разработанности проблемы. Философско-эстетичес-кий анализ искусства имеет свои богатые давние традиции. IIa каццом данном конкретном этапе общества эти традиции обогащаются, отвечая назревшим потребностям. Советские ученые обогатили эстетическую науку, накопив ценный, непроходпший опыт. При написангах диссертации изучены многие из их трудов, *
Поль и задачи: исследования. Основной целью работы является теоретическое рассмотрение места и роли искусства в культурно-эстетическом развитии личности. Реион ко oö подчинены следующие наиболее главные задачи работы:
- рассмотреть искусство в системе общественного сознания, вцдатяя ого специфику;
I. Гуляева Л.".'1. Эстетическое воспитание и творческая активное та личности.!,!., 1983.(Новое в яизнк,науке,технике.Сер."Эстетика", ß 12){Овсянников М.й.Алехина Л.3< Проблема искусства и нравственности в домарксистской эстетической шели. Ташкент, IS78; Проблемы этики и эстетики.1У раздел. Изд. Ленингр.Унпв.-та,1975; Соколова Н.П., Эйхе Н.С. Эстетическое и этическое воспитание.IJ.,1976 (новое в яизни,науке,технике.Сер."Этика"
& 4); Сохор, А.Н. Воцрооы социологии и эстетики музыки.Вал. ¿3. Статьи и исследования. Л.,1983; Теория эстетического воспитания J.I., 1979; Толстых В.И. Искусство и мораль.М»,1973; Эстетическая деятельность в социалистическом обществе„Гл»5, М.,1386; Эстетическое воспитание. Толстых В.И.,Эренгроос Б.Л..Макаров К,А.,М.,1984; Эстетическое сознание и художеот-венная культура<.Киев,1983; Этическое и эстетическое (отв. ред.проф.М,С.Каган и доц.В.Г.Иванов) Л.,Изд.Ленингр.Унив-та,. 1971 и др.
- раскрыть образно-эмоциональную природу искусства я освоении мира;
- проанализировать основные этапы становления взглядов на искусство, рассматривающих в ней роль эмоционального, рационального и воспитательного;
- раскрывая познавательно-вос¡штат еяьнум природу искусства ввделить основные факторы эстетического отношения к действительности, такие как художественное восприятие, эстетически !г вкус, эстетический илеал;
- коснуться проблемы творческой свобод» худолнкка;
- определить рол» искусства в раз вит m; социально активной личности;
Методологическая- основа диссертации. Методологической основой диссертации /шились основополагающие принципы марксистской эстетики, касашиеся социальной. роли искусства.Такой опорой служили также взгляды классиков философии на эстети-чески-восяитательноо продкаэиачение искусства.
Научная новизна исследована. Новизна работы главным образом сводится к слодуяцим моментам:
- сал'.остоятачьно раскриваотся природа подлинного искусства, воплощаздего в совершенной художественной (Г.орма богатое содержание ;
- познавательно-воспитательное его значение особенно объясняется внутренней связью образно-эмоционального с рациональным;
- облагораживание чувства прекрасного характеризуется. как вакное условие обогащения эстетической потребности, духовной лизни;
- осмысленное, соперешшающее восприятие эстетического идеала худояиика анализируется как фактор, способствующий нравственной активности;
- особо говорится об осуществлении гуманистической шс-сш1 искусства через единство национального о общечеловеческим.
Теоретическая и практическая значимость исследования.Обоб-щение художественно:! практики с точки. зрения эстетического, нравственного воспитания всегда социально значимо. Оно шкет быть использовано в художественной критике, при преподавании курса эстетики, этики.
Апробация робот». Диссертация выполнена и обсундона на кафедре зстотики к этики Бакинского государственного университета им.'.'.З. Расулзаде. Основные положения и выводы исследования отражены в опубликованных отатьях, докладах и сообщениях на научных конференциях.
Структура диссертации. Структура диссертации состоит из введения, двух глав и заключения. К работе прилагается библиография.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТО
Во введении обосновывается актуальность избранной теш, выясняется степень её разработанности, определяются цели и основные задачи исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
Первая глава - "Искусство - воплощение эстетического отношения к действительности" - состоит из двух параграфов.Первый из них называется: "Искусство - образное освоение мира". Этот параграф посвящен анализу искусства как одного из способов освоения мира в системе общественного сознания.
Будучи наиболее активной формой духовно-практического освоения ¡лира, искусство тесно взаимодействует с другими формами общественного сознания, более всего с моралью,философией. В нем красота, добро, истина издревна сочог&'отоя ма-вду собой, взаимно обусловлены.
Конкретно-чувственное, образное воплощение искусство?,1 действительности предполагает активность творческого воображения, фантазии с тем, чтобы воссозданный игл объект включал также,идеал творца. Художественная интуиция, являющаяся важной двикушей основой искусства, играет существенную роль в преломлении, а такие проявлении восооздаваеыого ботля через чувства, сознание худоаника. Однако односторонняя абсолютизация действенного значения интуитивного начала в иокусотве монет привести (необходимо приводит) к его мистификации, к умалению его общественной значимости. На этой основе нередко художественное чувство отождествлял? о религиозным чувством, тем самым затушевывается отличие искусотва от религии, различие их изначального предназначения. Разумеется, опора на вообраш-
ние, фантазию,интуицию в определенной степени роднит искусство с религией, особенно сближает их цель морального очищения, нравственного возрождения. Вместо с тем искусство наполняет фантазию или воображение реальным земным содэртанием, направленным на утверздениэ красоты бытия, возвышение человека, его созидательных сил. Оно немыслимо' вне познания объективной реальности, её радостей или коллизий, вне разумной направленности своего творческого начала, вне сочетания эмоционального с рациональным. Чем масштабнее талант, художественное видение творца, тем шире, глубае ого наблздоние над яизиыо, а значит тем выше привлекательная сила его произведения. Яркие представители мирового искусства принесли своим произведения.! немеркнуцута славу, постоянно обогащая свой гений познанием мира, человека, изучением философии, шогих разных наук. Поэтому их наследив на цросто доставдяет чуватвенио-эстетическоо наслаждение, одновременно расширяет пределы наших продставло-ний о мире, активизирует интеллектулыюе начало, духовное самопознание.
Разумеется, каждое искусство достигает ото присушат ему средствами. Так, музыка, материал которой слутхит стихия звуков, обог\г;яот внутреннее, субъективное, духовное чувство. Обобщенно духовно-эмоциональной яизшт достигает философской глубины, налркг.ер, у классиков азербайджанской музыки, зйслу-■у!ш:к ютровуп славу. В том числе, "в музыке ГСараева счастливо сочетаются н.ьтасо^ская широта обобщений и тонкий психологизм, драматическая стройность развития музыкальных вдей и меткость портр&т.-шх характеристик"» *
Здесь приходится спецпальпо анализировать творческое воображение, комбинирукпоэ ассоциации на штуитивно-эыоциональ- ■ ной основе, Античн&ч эотетнка нередко обоготворяла творческую салу воображения, усматривая в ней божественную основу» Ила- .. тон в своей диалоге "Ион" на примере эпоса Гомера объяоняет • силу притяжения красоты художественного произведения заложенным в нем божественным вдохновением. Вовсе исключая рациональное, он мистифицирует, воячеоки боготворяет творческое художественное вдохновение. В отличие от этого,теория подражания'" ("мимезис") Аристотеля акцентировала внимание на обобщающей.
I. АббаооваЭ., Карагачиева Л. Кара 'Караев.Б., 1988,о. 12-13. ,•
сшго образного мышления, способности воображения к сопереживанию описываемых событий. Взгляде Аристотеля в этой области нашли своих приверженцев также на Востоке. Труд Иби Сины "О душе" был выдержан в духе одноименного аристотелевского тру-да.Ибн Сина размышлял о взаимоотношении воображения с разумом вообще, рассматривая это в философско-психологическом аспекте, а не в собственно эстетическом плане. В сущности его размышление об этом подчеркивало взаимную связь разумного о эмоциональным. Синтез поэтического творчества с философским, научным познанием наблюдается у поэтов-мыслителей Низами,Фи-зули, подчеркивавших необходимость обогащения творческой фантазии углублением рационального знания.
Прослеживая историческое развитие взглядов на природу искусства, модно убедиться? шолителд о различных позиций особенно неизменно подчеркивали воспитательное предназначение его прекрасных творений» Воспитывает именно-красота, которая очитается имманентной сущности искусства. Но понятно красоты или прекрасного наполнялось различным смыслом - то естественным, то сверхъестественным, К примеру, в средние века эстетика неоплатонизма (на Востоке слившегося с орфизмом) вкладывала в это понятие абсолютно внеземное, мистико-пантеистичосков содер:шше. Такой подход уводил пскуоство от насущных жизненных целей. Начиная с эпохи Возро-тдешш, когда искусство устремилось в русло реализма", воплощало гармони-чеокую человеческую красоту, оно восстанавливает в своих земных правах прекрасное. Затем просветительская эстетика, за отдельным исключением, преувеличивает роль рационального в искусство, отремясь подчинить его по существу преимущественно задачам умственного возрождения общества.
Активное, деятельное начало искусства рассматривается как сфера целенаправленной свобода творческой личности в отличив от природа, явления которой составляют сферу бессознательной необходимости. Так, развивая этот подход, Кант, в частнооти писал: "Искусство отучается от црирода как делание от деятельности или действовать вообще, а продукт или результаты искусства отличаются от продукта природа как про-изведешш от действия". * Кант хотя придавал форме первенст-
I; Кант И. Соч.т.У, 1966, о.318.
вущее значение перед.содержанием, тем но менее, разделяя искусство на приятное, a ти<жс изящное, одновременно признавал его познавательность, Приятное иокусотво, согласно Канту, доставляет удовольствие, а изящное имеет также познавательное значение.
Возвышение над природой красоты искусства как сфору свободной творческой фантазии, направляемой мыслью - осмыолвнным идеалом, наоло свое развитие в эстетической системе Гегеля; "Источник художественных произведешь является свободная деятельность фантазии, которая в своих воображаемых образов ana более свободна, чем cava природа*,* - подчеркивал Гогель, Он положительно оценивал творчески-содорглтйльную фантазию,внутренне ■■ обогащенную познаощпЯ деятельностью мыслящего духа. Искусством мояет назваться, оогласно Гегели, только прекрасное художественное творчество, предельно, наполняющее свои чувственные обрата мыслью, этим способствушае познанию, особенно самопознанию чачовека,, Красота формы, внражтцяя глубину содержания, делает ей общедоступной: "Художественное произвеленио...существует для публгаш, требудай чтобы в объекте художественного изображения она могла находить самое се-, бя...." 2 "Художественное произведение существует для того, чтобы им г!плла-яда.тесь посредством созорцаннд .
Праву i, созерцательное восприятие искусства в конечном счето заслоняет его активное взазсгадойствие с практической азгзньэ, тогда кек его возвышает социально направленная активность. Искусство, проявляя заинтересованную реакцию на назревшие потребности социального бытия,, пробуздает общественное сознание»!!?, vry ого роль удаляла особенно существенное внимание эсготика революционно-демократического направления. В этом плаке широко известна эстетика русских революционных демократов - Белинского,Чернышевского,Добролюбова. Идэйпо-эстетичес-кая близость с их взглядами наблюдалась такне у Н.Ф.Ахундова, чья критика пороков современного ему общества имела непреходящее значение. Его продолжатели в азербайджанской общественной мысли - Д-халия Удмедкулизаде, М.А.Сабир, другие утверада-
1. Гогель.Эстоттаа. т.1,М.,1968.о.П.
2. Гегель.Эстетика. т.1.,И.,1%В,с,225.
3. Там se.
ли высокое предназначение искусства - слуяеипе демократическому, справедливому переустройству общественной жизни. 11х творческие принципы, ориентировавшие искусство на социальное познание, общественную активность, были унаследованы послед уши-ми поколениями, развивашими их уже в условиях социалистических преобразований. Разумеется, наследование предшествующих достижений эстетики, художественной критики, обусловливая духовную преемственность поколений, всегда служит лучшим средством обогащения познания мира, жизни, самого себя.
Во втором параграфе - " 0 познавательно-воспитательной природе искусства" - исходной точкой является мысль о воздействии художественного произведения через чувственно-образное восприятие бытия. Какую бы сферу материальной или духовной жизни, общественного иле личного бытия ни изображало искусство, непременно воплощает её в чувственно - образной форме. Благодаря художественному обобщенно оно через единичное,конкретное передает общее, причем последнее достигается эмоционально-мыслительной работой духа, а значит обладает духовным содержанием. В иотшшом искусстве, созданном вдохновенной высокой творчоской фантазией худошгака во внутренней связи с его обобщающей мыслью, эмоциональное начало слитно с рациональным. Слитностью этих начал обуславливается единство познавательного с воспитательным. Духовное общение с настоящим искусством пренде всего формирует, облагораживает Эстетический вкус,то есть чувство красоты, из чего вырастает художественная культура человека. Выработанный благодаря общению с искусством опыт формирует эстетическую потребность, стернневую основу которой составляет осмысленное развитие чувства красоты, постоянное его обогощешго, облагораживание. Повышение культуры чувств на основе эстетического внуса является одним из краеугольных камней совершенствования всего духовного мира личности включая познавательную способность. Благодаря этому облагораживается не только личностное начало, но через личностное привносится красота в общение, происходит становление гармонизации взаимоотношений, духовной общности людей. Хотя чувство красоты оубъективно-индивидуалъно ("на вкус, на цвет-товарища нет"), тем не менее способствуя внутренней культуре индивида, оно общественно значимо. Богатая индивидуальность-
наиболее высшее досто;_ние, возвышенная цель общества. К это- • му идеалу всегда стремилось полдеино гуманистическое искусство. Конечно, достижение этого идеала осуществляемся имманентной красотой художественного произведешь, творец которого сам одарен высоким чувством прекрасного, потопу обладает способностью вызвать сопереживание. Зрелый эстетпчсск;:!! вкус, наслаждаясь прекрасной, гармонично совершенно:! ^орг.гоГ; искусства, внутренне побуждает к сопорепшваши (одногремонно к осмыслению) содортлния, которое данная форла воплощает. Зтим прелде всего обусловлено слияние здесь особо познавательно!" деятельности о оцештаодл: -воспитательно!!. Дар сопереживания худахсственного ;.:.;рп творца доставляет пасла-(де;шо не только восприятием красоты формы, еЧ содержания, но так-яе проникновением в глубинные тайны творчества. Умение "заглянуть" благодаря художественно.'! гатуцция, озаренно.Т познащим мышлением, в суть, скрнваэдуюся за внешней формой,- значит открыть для себя .-¡атуа дутау произведения. Когда человек открывает .мл себя искусство из глубины, проводит через себя внракошшо здесь чувства, мысли, он достигнет истинного обценпя с нокус-твом. 3 таком случае оно способно прообразовывать духовны;! млр. Поэтому восприятие прекрасного во все времена считалось
н<1ег<с«тд
стертлево!! основой художественного," воспитания. лЬюлитоли-эсто-тики сознавали возможность направлять в общоо русло различные отяог«т*я людей к прекрасному, используя это для развития человека, для блага общества. Особенно благотворно!: была их роль, когда оятт нацеливали искусство на прекрасное воптояю-ние общественно значталог жизненного содержания,несущего оо-бой заряд .нравственного возрождения. Красота содержательная совпадает о благом, с нстггао!', как утверждали еле в алттгчнос-тп. По суч^ствует таяло формалистическая, атфиорио-фмософс-кяя теория красоты, оторванная от художественной практики. ¡Единственная их заслуга - абстрактное возвышение красоты,концентрация внимания на субъективистки понятой ?орме. Автор книги "Анализ красоты" Хогарт в частности отмечаеткогда сознание, благодаря целесообразности то}' гопт иной формн предмета, находит еп красивой, хотя о других точек зрения она не является тпкппоЯ, глаз становится нечувствительна к отсутотвга кра-
соты б данном предмете и дохе находит его приятным, особенно если б течении некоторого времени привыкает к нему. С другой стороны, хорошо известно, что формы очень красивые часто ка-кутся отвратительными, если опи получили неверное примоно-
Такое сугубо ^ормплистглеское понимание красоты по сути перекликается со 'следующей мыслью Канта; "Прекрасно то, что нравится в суздечщ (следовательно, не посредством ощущения внешнего чувства согласно понятию рассудка), Отсзда само собой следует, что оно должно нравится без всякого интереса"»'* а но для каких-либо утилитарных целей. В отличие от этого,гениальные творцы искусства, призывал возвысить художественную красоту, вкладывали в это. не формализм, а единство формы с содержанием. Так воспринимается,например, мысль высказанная в словах Гете: "Каждое произведение искусства должно быть прежде-всего произведением искусотва, а таковым оно может быть благодаря току,что доьется чувственной краоотой шш обоянием"?
Чарукадя сила красоты тогда отзывается в душе, оотавляя благородный след, когда она песет богатую информацию, удовлетворяющую духовные потребности, нравственные искания человека, Лучшие образцы прекрасного в классическом иокусстве (поэзии, живописи, скульптуре, музыке, архитектуре) обладав; неисчерпаемым богатством содержания, которое каждая эпоха оошсляет по новому. Такие образцы становятся благодатным жточником вдохновения новых поколений творцов, осваивавших классические традиции в связи о современными запросами жизни, искусства. Художник, прошедший школу классики, лучше уясняет для себя тайны красоты, придает своему' иокуоству совераенство, проявляя верность прекрасному, неизменно слуха его идеалам,Тогда как нигшшотичеокое отношение к живым-традициям искусства, к непроходяаей художественной практике класоиков обуславливает увлечение'модой, нередко предотавлявдей собой проявление безвкусицы. Преодолении его влияния па эстетическое воспитание служит приобщение к высоким обрг^зцам прекрасного. Богатейший многообразный опыт классического,' а.также современного искусства прежде.всего гщтверсвдает истину: только прекрасное способно возродить доброе начало в человеке,способствовать нрав-'
1. логарт В. красоты.Л-Ы..1958,с.Ш„
2. Кант И. Соч.,г,5, И. 106';. с.£75,
3. Гете об искусстве. ¿,15::, <'..437,
ственному возвышению.
Вторая глаза - "Искуоство как 'Тактор нраве твешого развития"- состоит из двух параграфов, В первом параграфе - "Спязь эстетического яяаала с нравственны^"- проводится мысль о пр^т;--расном искусстве, воплопаэдем идеал творца, как о благотворном источника нравственности. Полнокровный эстетически!! идеал обобщает представление о красоте в самом высшем ео значении. Творчески активное отношение искусства ;с действительности вызывается этим. Здесь - главная художественно восооздащая действительность сила, направляющая воображение,интуицию, фанта-э!Ш в русло, благоприятствующее выбору пути к активизации тисненного, созидательного начала бытия. Речь идет превде всего о воссоздан:® яизни но просто какова она ость, а какой она должна быть по высокому замыслу художника. Общеизвестна истина: искусство одухотворяется, возвышается благородством идеала; этим "о оно облагораживает людей. Истинно прекрасное искусогво Есегда обладает очистительной нравственной силой, поскольку • оно воплощает вдохновлявшую своего творца возвышенную цель, составлявшую .жизненный смысл ого произведения. Понятное дело: художественное обобщение действительности, выражал в особенном, неповторимом обшео или общечеловеческое, восходит по сути к идеалу, к которому стремится художник. Велика рол.'» субъективного начала, масштаба личности творца в выработке правстпсн-но-эстотичеогого идеала. Чем велик масштаб таланта, чем внфв, глубже его восприятие мира, тем богаче его творчество по замыслу своему, по мастерству ого осуществления. Разумеется,жизнь подсказывает назревшую гоблему тому, кто силой своей интуиция, своего видения проникает в, еЗ суть, не сосредоточиваясь на поверхности явлений. Выдержанное в птом духе художественное произведение воспринимается как голос совести* зовущий к познанию, улучшению жизни, одновременно познавая, [»орально улучшая себя. При этом степень воздействия искусства на развитие эмоциональной культуры - обогащение представлений о красоте определяет степень его значимости в пробуждении нравственного начала. От того, в какой отепени художник сам познал овое че-ловечеокое, гражданское предназначение, зависит его возможность влиять на ладей в атом направленип. Самопознание осущо-отпляетоя тогда, когда сознание человека от объективного,внеи-
него возвращается к самому оебо, делает своим объектом познания самого собя, свою субъективность. Только активное взаимоотношение субъективного с объективным, человеческой личности о общественной'жизнью отимулирует познание человеком своего духовного мира, места, роли в яизни. Акт1Шизировать человека социально-духовно молст искусство, пронизанное дыханием жизни, прогрессивными общественными устремлениями. Искусству • нить достойно учит художник, поднявшийся над обыденностью, повседневностью, нацеливающий своих героев, а значит такяе почитателей на осуществление благородных яиянишых идеалов.
' Второй. заключительный параграф называется: "Социальная активность искуоства-вааный Фактор осуществления его ггоэдназ-начения". Деятельную социальную природу искусства обуславливает слияние познавательной фушодо: с воспитательной, причем это слияние реализуется, способствуя целеустремленной, общественно значимой жизненной позиции личности. Побуждая к раскрытию сущноотно-созидательной силы человека, искусство проявляет свое социальное значение. Вцо античные мыслители сознавали ого смысл как сродствг., помогающее общественному призвания человека. Платон в своих диалогах "Государство", "Законы" ратовал за искусство, призванное воспитывать молодись жизнерадостной, волевой,муаоствонной, справедливой,приносящей пользу своему благоустроенному государству. Он не одобрял трагического отношения к низки, вызывающего "сетования", "налобные вопли", призывал к цробуздешш не худшего, а лучшего - "деятельного начала души".1 Отношение к искусству, по шали Яла-тона, затрагивает жизненные интереоы государства, оудьбу человека. "Водь спор идет,...пиоал Платон, о воликом деле, гораздо более великом, чем это кажемся, о том, быть ли человеку хорошим, или тохаи"г ^
Слуяение человеку как общественному сущеотву. вооштанлю его разума, чувотва прекраоного, добродетельной морали, обусловливающий красоту поступков, - социальное предназначение искусства также дая Аристотеля. Заслуживает особого внимания факт включения Платоном, Аристотелем специальных разделов в трактаты й государстве относительно роли искуоства цреадо все--
1. Лфтон.Соч. в 3-х 436. •
2. Там же, стр.439.
го г, социальном плане. * Эти филосоГы - "учителя человечества" (Гоголь) усматривали путь к совершенствованию общественной, государственной жизни через совершенствование самого человека, чему немало способствует такие искусство. Но человек не' просто объект воздействия искусства; оно способно облагората-вать его, если он при восприятии художественного произведения проявляет самостоятельность, субъективную активность. Деятельное духовное общение с искусство!.:, внутренне обогащая, обновляя, благоприятно отражается на общественной активности, красоте, содер.татслъности общения, составляющего первооснову совершенствования социальной преды. Сознание этой истины вдохновляет творцов на создание прекрасных произведений, пронизанных духом обновления лспэнп на гуманистических началах, потому обладающих социально активно!' направленностью. Благодаря своему общественно значимому богатому содержанию, выраженному эстетически прекрасно, произведение национального искусства одновременно приобретает общечеловеческое значение, - отсюда его популярность, широкое признание. В этом плане азерба&тганскоэ искусство во всех его основных видах или яанрах тлеет немало высоких образцов, продаташдих служить формированию эстетических потребностей. Поэзия, музыка азербайд-ганского народа осо-
р
бенно отличаются социальной активностью. В развивающемся на нынешнем этапе истории культурном обмене, духовном взаимообо-гащеннн меаду народами, различными странами произведения азербайджанской музыки, поэзии занимаю? важное место. Тем самым через искусство народы познают друг друга - это его возвышенная миссия.
В заключении делаются выводы по освещенным-здесь проблемам.
Основные положения диссертации отраженм з следующих публикациях:
1. Клуб любителей музыки (на азерб.яз;) - В журн.: Шде-ни-маариф ишл. - 1983, I I, с.12-14.
2. Раздел художественно-эстетического.воспитания в составлении годового шгана (на азерб.яз.) - В яурн.: Кздени-маариф ищи. 1983 г., !Ь 4,0.21-23.
3. Искусство - образное освоение »шра.-1'дтерпалн докладов IX республиканской научной конференции аспирантов вузов
1.См.Ю.Давздов.Искусстгю как социологический Феномен.!-".,1?68 й.Гадгл-ов '1. Социальная ахтхшоат* локусства.ь.,1980,стр.1о.
Азерба1!даана.-Баку,1986, 0.П&-121.
4. Духовно-воопитатольное значение искусства.-Тезисы докладов 1 республиканской юбилейной научной конференции аспирантов вузов Азорошдаана.-Баку,1987, о.6. '
5. Рель искусства в формировании личности (на азерб.яз.) - В журн.:Гобуотан, 1988, # 2, с.8-10,
6. Роль искусства в духовном становлении личности.(на азерб.яз.) - В сб.: Нравственные и остетичеокие аспекты активизации человеческого (¡актора (тематический сборник научных трудов). - Баку, 1990, 0,48-55,