автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Роль ислама в условиях трансформации чеченского общества, 90-е гг. ХХ в.

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Мизаев, Ваха Нохаевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Курск
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Диссертация по истории на тему 'Роль ислама в условиях трансформации чеченского общества, 90-е гг. ХХ в.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Мизаев, Ваха Нохаевич

ВВЕДЕНИЕ.3

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ИСЛАМА

В ЧЕЧЕНСКОМ ОБЩЕСТВЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. 19

§ 1. Культурно-исторические и социально-политические

• факторы реисламизационного процесса в Чечне.19

§ 2. Взаимосвязь ислама и политики в социокультурной жизни современного чеченского общества .54

ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ В ИСЛАМСКОМ ДВИЖЕНИИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ

ЧЕЧЕНСКОГО ОБЩЕСТВА.77

§ 1. Соотношение религиозного и этнического факторов в современном исламском движении в Чечне .77

§ 2. Ваххабизм и традиционализм в исламском движении. чеченского общества. 103

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по истории, Мизаев, Ваха Нохаевич

Актуальность темы исследования. Вступление России в новое тысячелетие происходит в сложное и противоречивое время. Вновь, как и в предшествующие периоды своей истории, она оказалась перед глобальным выбором пути, модели общественного развития. Современные политики, определяющие парадигму движения общества в цивилизованном направлении

• обязаны учитывать опыт прошлого, основанного на исторической памяти народа. Именно поэтому исследование опыта взаимоотношения общества и религии в советское и постсоветское время заставляет нас обратиться к этой проблематике. Она актуализируется еще и тем, что церковь объективно и неизменно в последнее время втягивается в решение проблем политического и социально-экономического характера, а религиозная идеология различных конфессий ставится доминантой общественного сознания.

Являясь жертвой государственного атеистического тоталитарного режима еще недавно, религиозные конфессии сегодня получили полное юридическое гарантированное отделение от государства, от его вмешательства во внутрицерковные дела, широкий простор для проповеднической и социальной деятельности в миру, устранения всякой дискриминации по отношению к священнослужителям и верующим, возращение ранее изъятых культовых сооружений и церковных ценностей, возможности для строительства новых мечетей, храмов и монастырей. Сейчас церковь воспринимается как естественная, национально-идеологическая опора для приобретения обществом и людьми моральных и жизненных ориентиров. Сегодня отношения церкви й государства регламентированы Законом РСФСР «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 г., основанном на разрешительной политике и определяющим административно-правовые нормы взаимодействия.

Вслед за фундаментальными изменениями в обществе изменилась й роль религии, особенно в мусульманском мире. Отметим, что ученых привлекает .л-'.'-; ,3., такой социальный феномен как активизация роли ислама как собственно в мусульманском мире, так и за его пределами, что неуклонно превращает его в реальную политическую силу, способную оказывать решающее воздействие на характер новейшей истории.

Особое значение ислам приобретает в России постсоветского периода, поскольку он является второй по числу своих последователей традиционной конфессией страны. Так, по некоторым данным исследователей, к 1998 году в России насчитывалось 19-20 миллионов мусульман1, зарегистрировано 870 религиозных мусульманских объединений. Налицо резкий количественный рост подобных организаций, если учесть, что на 1 января 1990 года во всем СССР было зарегистрировано всего 773 мечети.

Исключительно большое значение роли ислама в истории и культуре народов Северного Кавказа диктует необходимость глубокого и всестороннего изучения прошлэго и настоящего каждого из народов России. Не менее важной частью этой работы является, на наш взгляд, исследование характера социально-политических и правовых аспектов современного исламского движения в Чечне. Решение такой задачи возможно лишь при тщательном изучении особенностей явлений, происходящих в последние годы не только в самой религиозной среде, но и в истории Северо-Кавказского региона в целом.

Укажем, что вопросы распространения ислама, развитие исламской мысли, роль ислама в период народно-освободительного движения народов Чечни в научной литературе получили достаточно широкое освещение, в силу чего на их анализе мы отдельно не останавливаемся.

Вместе с тем, многие вопросы теорий и практики ислама, советского и постсоветского периода, до сих пор не стали предметом всесторонних специальных исследований. Практически нет работ, непосредственно посвященных комплексной разработке вопросов теории и практики ислама в

1 См. приложение к статье: Одинцов М.Н. Российское государство на пути к свободе совести: потери, приобретения, проблемы (1986-1996 гг.). // Религия и политика в современной России. / под ред. Н.А. Торфимчука, С.Д. Яковлева.- М.: РАГС, 1997.- С.8.

2 Мусульмане.-1998.-№1.-Август-сентябрь. - С.9.

Чечне. Данное диссертационное исследование ставит своей целью в определенной степени восполнить этот пробел.

Предметом настоящей работы является исследование роли ислама в общественно-политической жизни Чеченской республики, выявление исторических предпосылок и специфики реисламизации в сложившихся условиях конца XX - начала XXI вв.

Поставленная проблема предполагает научный анализ идеологии и политики различных исламских организаций, политико-социальных противоречий в исламском движении в условиях переходного общества Чечни.

Хронологические рамки исследования охватывают два последних десятилетия XX века. Это обусловлено, во-первых, его малоизученностью, отсутствием обобщающих научных работ по новейшему периоду истории Чечни; во-вторых, данный период представляет определенный гносеологический интерес, поскольку насыщен важнейшими событиями, оказывающие важное влияние на историю и общественно-политическое развитие республики, на создание более современной правовой базы в интересах верующих. Религиозная жизнь в республиках, отношение между государством и религией, светскими и религиозными организациями в условиях войны, проблема внутриконфессионального общения, политизация ислама и другие актуальные вопросы рассматривались нами в качестве важных составляющих парадигмы современного исламского движения в Чечне.

Нынешняя совершенно новая фаза общественного развития требует иных, более точных, исторически выверенных и неопровержимых аргументов в объяснении специфики религиозного мировоззрения, новых оценок места и роли религии в традиционном обществе, анализа деятельности религиозных организаций, объединений и различных партий, созданных в последнее время в республиках Северного Кавказа на религиозной основе.

Географическими рамками исследования избрана Чеченская республика, т.к. на ее территории сфокусирована и проявляется вся сумма проблем исторического, политико-социального, духовно-религиозного и экономического свойства, характерных для народов Северного Кавказа. В то же время здесь прослеживаются особенности российского ислама, наиболее ярко выражена тенденция реисламизации и политизации ислама, теологические противоречия внутри самой религиозной общины, которые проецируются на межэтнические и внутриконфессиональные столкновения. Кроме того, в исследуемом регионе накоплен некоторый опыт конструктивных отношений светских и религиозных структур в решении жизненно важных вопросов республики.

Методологическая основа и методы исследования. Диссертация выполнена на основе важнейших методологических принципов объективности и историзма, предусматривающих беспристрастный в политическом отношении анализ собранной информации и данных, а также использование таких специальных методов исследования как сравнительный, статистический, типологический, периодизации и др.

Историография проблемы. Вопросы о месте ислама в социально-политической жизни Чечни неразрывно связаны как с церковной, так и гражданской историей. Поэтому роль и функции ислама следует рассматривать в аспекте исторического развития общества и государства, в общей системе их социально-экономического, политического и культурного статуса. Избранная тема достаточно интенсивно изучалась учеными различных специальностей: философами, политологами, историками. Они разработали методологию исследования проблемы отношения религии, и общества в целом, в т.ч. православной и мусульманской, которая во многом носит противоречивый характер и несет в себе отпечаток тоталитарной идеологии1.

В работах В.А. Куроедова, И.А. Крывелева, Р.Ю. Плаксина, Г.И. Лившица, А.А. Шишкина, В.Ф. Зыбковца, Н.С. Гордиенко и др. эти вопросы

1 Алексеев В.А. Иллюзии и догмы: взаимоотношение советского государства и религии. - М., 1991. Борисов А.Н. и др. История религии; в рамках пути, № 6. М., ] 994.; Поспеловский Д.В. История марксистско-ленинского атеизма и антирелигиозная политика Советского государства (1917-1987) - Нью-Йорк, 1987, с.189. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. - М., 1995, - с. 511.; Клибанов А.И. Русское православие: вехи истории. - М., 1989, - с. 365.; Одинцов М.И. Государство и церковь в России. XX век. - М., 1994.-с. 171 рассматривались с позиций официальной, коммунистической идеологии, непримиримости с религией и перманентной борьбе с нею. Подобные взгляды разделялись в целом всей советской историографией. Попытки же сопротивления диктату государства со стороны верующих и церкви однозначно квалифицировались учеными как антисоветские действия. Исходя из этих представлений, исследователи обосновывали необходимость насильственных действий власти по отношению к церкви и не подвергали серьезному анализу государственную церковную политику.

Не изменилась подобная методология анализа взаимодействия общества и религии и в 60-е - 80-е годы. Исследования этих лет строго ложатся в русло догматизированного марксизма, коммунистической идеологии, разрабатываемой партийными съездами. Их выводы были определены заранее: политика партии в религиозном вопросе была основана на научной основе, альтернативы атеизму не могло быть по определению, никаких противоправных мер к верующим не существовало.

Ученые советского периода не затрагивали многие актуальные и остросюжетные проблемы: экономическое положение церкви, репрессивные меры по отношению к духовенству, духовно-нравственный статус религии, деятельность церкви на уровне приходов и епархиальное самоуправление.

В целом научные труды и издания, опубликованные в указанный период, использовали разнообразный документальный материал для комуфлирования положения религии и церкви в Советском Союзе. Подобная тейденция сохранялась и в последующее десятилетие. В своей работе «Политика советского государства по вопросам религии и церкви» (М., 1973 г.) А.И. Иванов и П.К. Лебедев уделили внимание историческому значению Декрета СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» и основным положениям советского законодательства о религиозных объединениях для урегулирования церковно-госу дарственных отношений. Критические замечания в адрес новых аспектов современного православия также высказал в своей книге «Поместный Собор 1971 года и модернизация русского православия» (JL, 1979 г.) Н. Гордиенко. Исследуемые проблемы затрагивались в ряде работ таких авторов, как В.А. Куроедов «Религия и церковь в советском обществе» (М., 1981) и М.П. Мчедлов «Политика и религия» (М., 1987 г.), посвященных положению церкви в атеистическом обществе и взаимодействию духовенства и государства в решении мировых политических проблем.

Укажем, что некоторые исследователи сумели выйти за рамки господствующего подхода и критически осмыслить церковную политику Советского государства, рассмотреть вопрос о деятельности государственных органов власти, осуществлявших взаимодействие с церковью. К подобного рода работ можьо отнести исследования М.М. Персица, И.Д.Эйнгорна1.

Однако следует отметить, что все вышеназванные работы страдали некоторой тенденциозностью в оценке церковно-государственных отношений, особенно религиозной политики советской власти внутри страны, при этом, отдавая должное заслугам РПЦ на международном уровне.

С конца 80-х гг. произошло резкое изменение взглядов на общую концепцию гражданской истории, что позволяет говорить и о начале нового периода в изучении проблемы. Связано это было с политическими преобразованиями в обществе, что привело к изменению во взаимоотношениях государства и религии. Значительно расширяется источниковая база исследований за счет открытия секретных фондов государственных архивов, в научный оборот вводится литература, изданная за рубежом, ученые лишились жесткого контроля со стороны КПСС. В 90-е годы выходят ряд публикаций, которые отличаются объективным осмыслением вопросов, связанные, с историей взаимоотношений государства и церкви в советский период.

На наш взгляд, весьма ценной является работа Одинцова М.И., в которой отражена эволюция государственно-церковных отношений в XX веке, раскрывается их правовая база, вводится в научный оборот ряд неизвестных

1 Персиц М.М. Отделение церкви от государства и школы от церкви. М., 1958; Эйнгорн И.Д. Очерки истории религии и атейзма в Сибири (1917-1937 гг.). Томск, 1982. документов, анализируются ключевые аспекты различных «моделей» отношений религии и общества.1

Заметное влияние на изменение методологии исследования нашей проблемы имеет работа Алексеева В.А., автор много внимания уделяет анализу внутренней жизни церкви, процесс и причина массового закрытия религиозных учреждений и репрессий против служителей культа.

В 90-е годы активно стали переиздаваться издания зарубежных авторов, русских эмигрантов, посвященных церковной истории советского периода. Церковные и светские авторы разной политической ориентации чаще всего раскрывают проблемы причин раскола и истории русской православной церкви, гонения на верующих всех конфессий. Она отражена в ряде мемуаров и публицистических изданий.2

Выделим среди них работы А. Литвин-Краснова, А.В. Карташова, И.А. Стратова, В.Н. Шаврова и др. Не претендуя на обобщающие, научные исследования, они содержат богатый информационный материал. Хотя их концептуальные построения требуют более строгого научного анализа.

Весь вышеизложенный анализ научных публикаций по проблеме отношений общества и религии, государства и церкви во многом, но не во всем, затрагивает и актуальную проблему взаимовлияния исламской религии и общества, влияния ислама на духовно-культурную жизнь страны в целом и Чечни, в частности.

Российский ислам переживает в настоящее время нелегкие времена, так как периодически подвергается расколам вследствие борьбы за власть, которая проецируется и на межнациональные отношения. В условиях Чечни к общероссийскому расколу в исламе добавился и раскол в среде самой религиозной общины на основе теологических противоречий. На, почве

1 Одинцов М.И. Госудфство и церковь в России. XX век.-М., 1994-С. 171.

2 Карташов А.В. Временное правительство и Русская церковь. М., 1995. Стратонов И.А. Русская церковная смута. - М., 1995, - с. 173.; А.Литвин-Краснов, А.Шавров. Очерки истории русской церковной смуты, в 3-х. томах - Кюснах,1977 г.; Лобазов П.К. Политика советского государства по вопросу религии и церкви. - М., 1973.-с. 64. непримиримых разногласий между сторонами возникают межэтнические и внутри конфессиональные столкновения. Укажем, что и этнический, и религиозный фактор в Чечне, степень его влияния на развитие общественной мысли в республике подтверждается широким общественным интересом к литературе по исламской проблематике. В ней вполне справедливо выделяется тезис о том, что ни одному из политических движений и партий не удавалось оказывать столь сильное воздействие на общественное сознание как на ». протяжении длительного времени это удается делать исламу, в частности, в Чечне.1

При всем многообразии исследований в области теории и практики ислама в Чечне нельзя сказать, что их число соответствует степени актуальности проблем, связанных с историей и политизацией исламской религии в последние годы. Научных публикаций в этой области чрезвычайно мало. Тем не менее, рассмотрим наиболее характерные работы, в той или иной степени посвященные проблематике нашей диссертации.

Отдельные аспекты избранного нами исследования отражены в работах таких исследователей, как: М.А. Абдуллаев, А.В. Авксентьев, В.Х. Акаев, В.В. Бартольд, Е.А. Беляев, М.В. Вагабов, Н.М. Вагабов, A.M. Васильев, В.Ю. Гадаев, Д.Е. Еремеев, Н.В. Жданов, А.А. Игнатенко, Г.М. Керимов, М.М. Керимов, Л.И. Климович, А.Д. Кныш, М.Р. Курбанов, Г.М. Курбанов, Р.Г. * Ланда, М.З. Магомедов, А.В. Малашенко, Г.В. Милославский, Л.И. Медведко, Т.С. Сайдобаев, М.Т. Степанянц, Л.Ю. Сюкияйнен, К.М. Ханбабаев, P.M. Шарипова, А.Р. Шихсаидов, А.А. Яндаров2.

1 Дагестанская, правда. -1999. —7 апреля,

2 Абдулаев М.А. из истории философской и общественно-политической мысли народов Дагестан XIX в. - М., 1968; его же Общественно-политическая мысль в Дагестане в начале XX в. - М., 1987. Авксентьев А.В. Ислам на Северном Кавказе. - Ставрополь, 1984 Акаев В.Х. Шейх Кунта-Хаджи. Жизнь и учение. - Грозный, 1994: его же: Софийские братства и ваххабиты. // Азия и Африка сегодня. - 1998. - № 6. С. 25-29; его же Суфизм и ваххабизм на Северном Кавказе. Конфронтация или компромисс? - Махачкала, 1999. Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. - М., ] 992, Беляев Е.А. Арабы, ислам и Арабский Халифат в раннее средневековье.

М., 1966; его же: Мусульманское сектантство. - М., 1957. Вагабов М.В. Ислам и вопросы атеистического воспитания. - М., 1994; Его же: Ислам и проблемы формирования атеистического мировоззрения молодёжи. -Махачкала, 1988. Вагабов Н.М. Мусульманский конфессионализм в прошлом и настоящем. - М., 1985.

Васильев A.M. Пуритане ислама? Ваххабизм и первое государство Саудитов в Аравии (1744/45 - 1818). - М., 1967; его же: История Саудовской Аравии. - 1982. Гадаев В.Ю. Мюридские общины на территории ЧИАССР //

10

В этих работах рассматриваются сложные проблемы генезиса и развития ислама как мировой религии, роль ислама в общественно-политической жизни мусульман, как за рубежом, так и в России, Северном Кавказе, в особенности факторы его политизации в новейший период истории, анализируются причины расколов сторонников ислама. Эти же проблемы достаточно подробно рассматриваются и в ряде сборников.

Значительную ценность представляет собой работа Р.Г. Ланды «Ислам в л истории России» . В ней на основе большого числа источников приводятся основные этапы распространения ислама постсоветского периода. Тезисно излагаются основные события указанного периода, в России, и странах СНГ, даются представления об основных путях развития теории и практики, о постепенной политизации его идеологических доктрин. Однако, значительный исторический период, рассматриваемый автором в книге, не позволил ему подробно остановиться на анализе причин тех или иных явлений, имевших место в истории развития ислама в России, и в особенности, й период новейшей российской истории.

Важный исторический срез дает работа М.Р. Курбанова и Г.М. Курбанова посвященная проблемам состояния и развития ислама в современной Чечне, его воздействия на культуру северокавказских народов.3 В ней на основе архивных материалов и социологических исследований

Религиозные секты на территории ЧИАССР и актуальные проблемы атеистического воспитания. - Грозный, 1987. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. - M., 1990. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. - М., 1991; Жданов Н.В., Игнатенко А.А. Ислам на пороге XX века. - М., - 1989. Игнатенко А.А. Халифы без халита. - М., 1988. Керимов Г.М. Аль - Газали и суфизм. - Баку, 1969; его же: Шариат и его социальная сущность. М., 1978. Керимов М.М. Ислам в системе национальной культуры вайнахов. Автореф. Дисс. к. филос. наук. - Махачкала, 1999. Климович Л.И. Ислам. Очерки. - М., 1965; его же: Книга о Коране, его происхождении и мифологии. - М., 1986. Кныш А.Д. Суфизм.// Ислам: Историографические очерки. - М., 1991. - с. 109-193. Курбанов М.Р., Курбанов Г.М. Религия в культуре народов Дагестана. - Махачкала, 1996. Ланда Р.Г. Ислам в истории России М., 1995. Магомедов M.3. Социализм и судьбы горцев. - Махачкала, 1976. Малашенко А.В. Мусульманский мир СНГ. - М., 1996; его же: Исламское возрождение в современной России. - M., 1998. Милославский Г.В. Интеграционные процессы,в Мусульманском мире. - M., 1991. Медведко Л.И. Германович А.В. Именем Аллаха: Политизация ислама и исламизация политики. - M., 1988. Ханбабаев K.M. Шарипова Р.М- Панисламизм сегодня, - М-, 1985 Щихсаидов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане (VII-XV вв.). - Махачкала, 1969; Шихсаидов А.Р., Айтберов T.M., Оразаев Г.М.-Г. Дагестанские исторические сочинения M., 1993.3 Яндаров А.А. Общественная мысль Чечено-Ингушетии в последней трети

2 Ланда Р.Г. Ислам в истории.- M.- 1995.

3Курбанов М.Р., Курбанов Г.М. Религия в культуре Дагестана. - Махачкала, 1997. прослеживается история развития государственно-церковных отношений, анализируются религиозная ситуация в республике, место и роль религиозного фактора в культуре народа.

Заметной работой исследуемого периода следует назвать и книгу С.Х. Асиятилова1, дает представление о степени распространения исламской идеи в первой половине 90-х годов, когда бурное развитие событий в политической жизни России выдвинуло на первый план и цроблему развития религиозного самосознания масс, а исламу и его доктринам стало придаваться исключительное значение. Появление политических партий, использующих в своей деятельности исламские лозунги и идеи, стало как бы нормой соответствия времени глобальных общественно-политических изменений. Что же касается научной новизны поднимаемых автором проблем, то о них говорить практически не приходится в силу политической конъюнктуры, соразмерной периоду атеистических исследований.

Определенный интерес представляет для нас работа, написанные одним из наиболее известных российских исламоведов А.В. Малашенко о направлениях исламского возрождения в республиках СНГ В 1996 году им было подготовлено еще одно фундаментальное исследование, посвященное проблемам возрождения ислама в России. Глубокая источниковедческая база книг, позволила автору проследить историю распространения российского ислама, начиная, с момента выбора Русью новой государственной религии, и заканчивая её современным состоянием. Прослеживая историю развития исламской мысли на территории современной России, он отмечает, что ислам будет иметь все возрастающее культурное значение и в перспективе станет значительной политической силой.

1 Асиятилоа С.Х. Ислам спасет будущее Дагестана. - Махачкала, 1997.

2 А.В. Малашенко. Мусульманский мир СНГ. М., 1996. Его же,. Исламское возрождение а современной России. М., 1998.

Исследованием, которое непосредственно связано с темой нашей диссертации, является и работа чеченского автора В.Х.Акаева,1 В книге анализируются некоторые содержательные аспекты суфизма и ваххабизма, отмечаются исторические условия возникновения этих течений в исламе, складывающиеся между ними конфликтные, а порой и трагические взаимоотношения; показаны особенности их функционирования на Северном Кавказе, осуществляемая ими духовная и политическая роль в условиях безработицы, упадка власти, духовных и нравственных ценностей в пост советском пространстве.

Некоторые вопросы политизации ислама в современной Чечне О рассматриваются также философами, социологами, политолагами.

В диссертации использованы также. труды таких зарубежных исследователей, как А.Беннигсен, Ч. Лемерсье - Келькаже С.Е. Уимбуш М.Гаммер, Дж. С. Тримингэм, ряда мусульманских авторов, таких как М.Аммар, М.Р.Бути, В. Захайали, М.Д. Зину, С Кутб, А.А. Маудуди, А.Х.Умар, М.Х.Хайкал, Ф.Фавзан.3 В них раскрывается роль ислама в истории народов Северного Кавказа, а так же излагается позиция теоретиков ислама относительно целей и задач политизации ислама в современных условиях.

В качестве исследовательской базы диссертационного исследования послужили также наиболее известные вероучительные истории ислама.

1 Акаев B.X. Суфизм и ваххабизм на Северном Кавказе. Конфронтация или компромисс? - Махачкала, 1999.

2 См.: Керимов М.М. Ислам в системе национальной культуры вайнахов. Автореф. Дис. к. филос. наук. -Махачкала. - 1999.

3 Bennigsen, Alexandre. Les Mouvements Nationaux Chez les Musulmans de Russie. P.,I960, (на франц.яз.) Bennigsen, ,Alexandre. The Islamic threat to the Soviet State, London: Croom Helm, 1983. (на англ. яз.). Bennigsen, A., Lemercier-Quelquejay Ch. Islam in the Soviet Union. - L., 1967. (на англ.яз.). Bennigsen, A. Wimbush S.E. Mystics and Commissars. Sufism in the Soviet Union. - L.- A., 1985. (на англ. яз.). Гаммер М. Мусульманское сопротивление царизму. Завоевание Чечни и Дагестана. - М., 1998. Тримингэм Дж. С. Суфийские ордены в исламе. - М.: Наука, 1989. Аммар, Мухаммад, Ал-Фарида ал-гаиба. 'Ард ва хивар ва такиййим. Ал-Кахира, 1980. (на араб. яз.). Ал-Бути, Мухаммад Сайид Рамадан. Хаказа Фа-л-над' ила-л-ислам. [Б.г.] (на араб, яз.) Аз-Захайали, Вахба. Ал-Фарида ал-ислами ва адиллатух. Т. 3. - Димакш, 1989/ 1409. (на араб. яз.). Зину, Мухаммад ибн Джамил. Путь спасшей группы и победоносной общины. - Баку, 1996; его же:Столпы ислама и веры. М., 1993. Кутб, Сеййид. Будущее принадлежит исламу. - Махачкала, 1997. Ал-Маудуди, Абу ал-А'ла. Ваджиб аш шабаш ал-ислами ап-йаум. Макка ал-макаррама, 1381. (на араб.яз.); его же: Давайте быть мусульманами. -Исламабад, 1997. Умар A.X. Ислам - религия истины. M., 1993. ХаЙкал, Мухаммад Хайр. Ал-Джихад ва-л-китал фи сийасат ал-шар' ийа.Байрут,1414/1993. (на араб.яз.). Фавзан, Фавзан ибн. Истинная суть суфизма и отношение суфиев к основам поклонения и религии. М., 1998.

Цели и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является анализ процессов современного исламского движения в Чечне в контексте социально - политических и правовых проблем. Для достижения этой цели автор работы стремился решить следующие задачи:

• дать характеристику различных исторических этапов государственно-правовых взаимоотношений в сфере религии на Северном Кавказе в советский период и их влияние на формирование направлений современного исламского движения в регионе;

• выявить основные тенденции, периоды, особенности и причины политизации ислама; ,

• определить роль этнополитики и религиозного фактора в общественно-политической жизни республики;

• рассмотреть характер теологических противоречий и внутриобщинных конфликтов в контексте религиозно-политических ориентаций современных исламских движений в Чечне;

• исследовать некоторые проявления религиозного партикуляризма в идеологии и практике ислама на основе деятельности тарикатов и современных течений политического ислама;

Научная новизна исследования состоит в следующем:

• раскрыта сущность и специфика современного исламского движения в условиях Чечни в исторической ретроспективе, с учетом советского периода состояния и развития ислама;

• выявлены отдельные причины и параметры теологических противоречий между различными течениями в северокавказском исламе;

• показаны основные пути политизации ислама в Чечне, дана ее соответствующая классификация;

• определена роль и влияние ислама на современную общественно-политическую ситуацию в Чечне;

• использованы неизвестные русскоязычному читателю источники, позволяющие судить о теоретической базе фундаментальных группировок ислама в и их конкретных идейно-политических установках;

•показаны некоторые причины появления идей религиозного экстремизма в идеологии и практике исламских партикулярных групп типа ваххабистских общин;

• уточнены причины проявления реисламизации и его влияния на социально-политическое развитие республик Северного Кавказа, что позволило точнее представить роль и место ислама в общеисторическом контексте происходящих в регионе событий.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы в процессе преподавания истории Чечни и истории религий в школах и вузах, а также при чтении таких дисциплин как «религиоведение», «политология»; они могут найти применение и при подготовке специальных курсов по истории ислама, философии религии на Северном Кавказе. Кроме того, выводы диссертации могут представить интерес и для практических работников, занимающихся вопросами государственного регулирования деятельности религиозных организаций.

Источниковую базу исследования составили опубликованные и архивные материалы, публикации в Центральной и региональной печати.

Серьёзную ценность представляют архивные документы, в которых нашли отражение процессы, связанные с эволюцией отношений общества и религии в последнее десятилетие XX века. В центральных государственных архивах на данный момент собрано небольшое количество материалов по интересующей нас теме. Это связано с объективными факторами сбора материалов для центральных архивов. Еще не пришло время для передачи фондов государственных и общественных организаций в специализированные хранилища. Определенную помощь может оказать только Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ) и Государственный архив политической и социальной истории (ГАРПСИ), бывший центральный архив ЦК КПСС. В ГА

РФ наибольшую ценность представляют фонды Министерства Юстиции РСФСР (А-353), НКВД РСФСР (фонд Р-393), СНК РСФСР (фонд Р-130), и Комитета содействия сельскому хозяйству при ВЦИКе (Р-1066). Это материалы о закрытии церквей, монастырей, мечетей, арестах, расстрелах и преследовании духовенства различных конфессий, циркуляры и распоряжения НКЮ и МВД по вопросам взаимоотношения местных органов власти с религиозными организациями на местах. В ГАРГТСИ в фонде ЦК РКП(б) - ВКП (б)- КПСС (17) имеются данные о религиозной политике коммунистической партии на местах.

Изученные в их фондах документы позволяют глубже понять место и роль ислама в общественно-исторической жизни народов Северного Кавказа, содержат ценные интересные сведения о сущности и особенности реисламизации в Чечне. Подобные материалы нашли определенное звучание и в архивах Чеченской республике. Наибольшую ценность представляют текущие архивы районных администраций Чеченской республики: Наурской, Шелковской, Урус-Мартановской, Сунжанской, Гудермесской, Веденской Шатойской и др. районных администраций. Это аналитические отчеты, материалы проверок, стенограммы заседаний и др. документы.

Правда, из-за постоянной нестабильности в регионе, делопроизводство велось со многими недочетами. Часть документов была уничтожена в результате боевых действий. До настоящего момента в вышеназванных архивах не проведена тематическая систематизация дел по фондам хранения. Однако работа с документами в текущих архивах районных администраций Чечни дала ценные материалы о взаимоотношении власти и религии, о политико-социальных противоречиях в исламском движении, их исторических корнях и особенностях. Почерпнутые в них данные позволили нам подтвердить ряд выдвинутых в диссертации теоретических положений.

Большую ценность представляют статистические данные по различным аспектам исследования: количеству верующих, мечетей, священнослужителей, финансовым вопросам и т.д. за разные годы, различных регионов. В них прослеживается динамика социально-экономических и политических процессов, проводятся социологические замеры состояния религиозного верования и его влияния на стабилизацию в республиках. Но изученные материалы во многом страдают субъективностью, политическим расчетом, лоббированием интересов местных властей и поэтому также требуют повышенного и объективного анализа.

Важную роль среди использованных в исследовании источников играют • законы СССР, РФ, республик Чечни, в которых отразилось формирование правовой базы действия государственных ветвей власти к верующим, исламских и православных конфессий.

Интересным для нашего исследования являются также речи, выступления, статьи видных деятелей-руководителей Российского государства, правительства, президентов Чечни. Их анализ позволяет осмыслить суть происходивших событий в республиках, причины резкого социально-политического противостояния различных сил, перспектива формирования новых отношений между государством и исламом. Особый интерес представляет в этой связи выступления и статьи президентов России Б.Н. Ельцина и В.В. Путина, Чеченской республики - Д. Дудаева и А. Масхадова, нынешнего главы администрации Чечни М. Кадырова.

Одним из важных источников раскрытия темы стали данные ряда •, социологических исследований, проводившихся в различных районах республики. Они дают возможность изучить настроения и оценки определенных слоев общества в отношении роли ислама и светской власти, новым политическим и религиозным течениям, партиям и др.

В диссертации использованы и такие источники, как периодическая печать. Это не только центральные издания, но и местные: республиканские, городские и районные. Значительный интерес представляют газеты, издающиеся на территории Чечни, например «Гумс», «Марию», «Теркист», «Адмалаи» и др. Несмотря на известную тенденциозность большинства. периодических изданий, они дают хорошее представление обо всех сторонах политики республиканских властей в сфере отношения населения к исламу, различных его ветвей, особенно к ваххабизму, раскрывают весь спектр религиозных идей и настроений. В периодике нашли воплощение конкретные практические ориентации лидеров религиозных различных и политических движений, ведших борьбу за власть. Поэтому многие публикации носят субъективный и односторонний характер. Они отражают в основном позитивное начало того или иного движения или явления.

В нашей работе представлены также протоколы, резолюции, постановления общих собраний, митингов, конференций, совещаний и др., в которых отразилась вся живая ткань событий современной жизни. Определенное место в работе занимают также интервью и личные встречи со многими служителями ислама, верховным муфтием, собственные наблюдения, знания основополагающих принципов и установок исламской агиды (вероучение, убеждение, воззрение). Важнейшим источником при исследовании нашей проблемы явился Коран.

Апробация работы. Основное содержание диссертации отражено в пяти публикациях общим объемом в два с половиной печатных листа, а также докладывалось на международной, межрегиональной и региональной конференциях в Курске, Белгороде, Сочи в 2000 и 2001 годах.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Роль ислама в условиях трансформации чеченского общества, 90-е гг. ХХ в."

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В конфессиональном отношении Чечня, всегда считалась одной из сложных республик, так как здесь действуют почти все религиозные конфессии: исламская, христианская, иудейская. В силу относительно позднего распространения здесь ислама и уровня религиозности основной части Населения, она имеет свои характерные особенности. Начиная уже с конца 80-х годов в Чечне начинает бурно, а иногда трагично, развиваться процесс реисламизации и обращения населения к религиозным ценностям.

Проведенное исследование показывает, что в республике в исследуемый нами период интерес к истории и исламу рос наравне с обращением людей не только к религии вообще, но и к религиозной практике в частности. Это говорит о том, что религия сыграла значительную роль в истории развития народа Чечни, продолжая оставаться наиболее массовой формой общественного сознания местного населения на современном этапе.

При характеристике процесса реисламизации на Северном Кавказе обращает на себя внимание тот факт, что религиозный и социокультурный традиционализм часто идут здесь рука об руку с социально-философским и идейно-политическим консерватизмом. В этом смысле необходимо отметить, что религия всегда служила источником традиционных ценностей чеченцев, более того, она всегда была тесно связана с культурной традицией как часть образа жизни горских народов в целом. Характерно, что когда этот образ жизни стал подвергаться опасности, его религиозные и моральные компоненты выступили в качестве опорных пунктов защиты существующей системы и привычного образа жизни. Поэтому вполне объяснима наблюдающаяся у отельных категорий населения Чечни склонность сетовать в определенных ситуациях на упадок таких традиционных ценностей, как закон и порядок, дисциплина, сдержанность и т.д. В связи с этим, обращает на себя внимание и тот факт, что в Чечне конфессиональный фактор зачастую перевешивал в прошлом и в некоторых случаях продолжает перевешивать и в настоящее время социальные ориентации и приверженности религиозной части населения. Именно влияние конфессионализма на общественное сознание и, соответственно, политическую культуру, обусловило возникновение на Северном Кавказе партий и движений разных ориентации, роль и значение которых нельзя оценить однозначно.

Характерным явлением реисламизационного процесса, вызывающим резкое обострение ситуации в религиозной среде является противоборство между сторонниками тариката и ваххабизма в Чечне. Основаны они, как правило, на теологических противоречиях. Одна из многих сторон, вызывающих религиозные споры между чеченскими ваххабитами, которые сами называют себя салафитами или сторонниками сунны и джамаата и последователями тариката или суфиями, как их называют в республике - это салафитская характеристика форм поклонения, осуществляемого тарикатистами. Надо сказать, что столь же непримиримы позиции и в их подходах к нормам единобожия, основам шариата, понятию мусульманской теории предопределения и ряду других проблем мусульманской догматики.

Главный тезис салафитов заключается в том, что суфии, особенно более позднего периода, придерживались в религии и поклонении такого пути, который в их понимании противоречил пути предшественников и был весьма далек от Корана и сунны. Они якобы основывали свою религию й свое поклонение на тех обрядах, символах и терминах, которые были обретены ими самими.

На наш взгляд, причины существующих противоречий между салафитами и тарикатистами значительно глубже и лежат несколько в иной плоскости: С одной стороны, констатация наличия кризиса в мусульманской общине Чечни со стороны последователей тариката уже свидетельствует о существовании идеологического противоборства в религиозной сфере. С другой стороны, противоречивость религиозных позиций сторон обусловлена прйчина политического и даже геострагегического характера, с учетом того, что исламские фундаменталисты привносят в традиционную религиозную среду не только новые религиозные установки, но и выражают интересы, выходящие далеко за рамки форм и методов религиозного поклонения. Хотя, по большому счету, перспективная цель, открыто оглашаемая одной стороной и негласно преследуемая другой, сводится к одному - построению исламского общества.

Несмотря на это, в современных условиях нельзя признать вполне оправданным и способы урегулирования противостояния, имеющего место исключительно на почве теологических противоречий, путем государственного запрета деятельности того или иного религиозного течения, в данном случае -деятельности фундаменталистских группировок ислама.

Государство в споре оппонентов встает на сторону одного из них, что, в принципе, не совсем укладывается в логику государственно-правовых взаимоотношений в области регулирования деятельности религиозных организаций. Подобный подход сформировал негативное общественное мнение о последователях неофициального течения ислама, когда даже атрибуты их внешнего облика давали повод ассоциировать их с экстремистскими группировками. Следует отметить, что линия на принятие мер, направленных на запрет деятельности фундаменталистского религиозного течения, его последователями рассматривается вместе с тем как попытки официального духовенства, находящегося с ними в жестком теологическом противоборстве, монополизировать контроль над религиозной жизнью всей исламской общины, прйбегая в этих целях к помощи государства. Противоречия внутри религиозной общины не должны быть экстраполированы на государственно-правовые отношения между верующими и законодательной властью.

Вместе с тем исследование религиозно-политических позиций сторон показало, что последователи шафиитского мазхаба ранее практически не претендовали на верховную власть. Однако в конце 90-х сторонники суфизма, особенно шазилийского тариката, предпринимали непосредственные попытки получить места в законодательных органах республики Дагестан, в то время как их идейные оппоненты, исходя из тактических соображений временно отказались от претензий на политическую власть, считая, в частности, парламентский путь изменения отношения государства к религии и верующим на данном этапе неэффективным и слишком долгим. В этих условиях отдельными наиболее радикальными исламскими группировками стали практиковаться силовые методы в достижении политических целей.

Свою приверженность политической конъюнктуре в середине 90-х годов со всей очевидностью продемонстрировали и последователи тарикатов накшбендийа и кадирийа в Чечне. Исходя из этого, объективность вывода о том, что между последователями тариката и государственными структурами Чечни не возникали прежде проблемы на почве верховенства власти в настоящее время в определенной степени можно подвергнуть сомнению.

Таким образом, основные направления и специфику религиозно-политической деятельности сторонников тариката, чеченских фундаменталистов как в республике, так и в регионе можно обозначить следующим образом: во-первых, развитие основ своего учения, особенно в Среде молодежи, сторонники сунны и джамаата ведут, не отказываясь от своей основополагающей и открыто декларируемой цели - установление исламского строя. В то же время и последователи местных тарикатов в своей борьбе с идейными оппонентами все чаще не соглашаются с позицией стороннего наблюдателя и активно обращаются к политике. Во-вторых, последователи традиционного ислама с одной стороны и фундаментализма - с другой, ведут среди населения республики масштабную идейную пропаганду, ориентированную на обнародование религиозного превосходства одного направления над другим, что может нарушить основы внутриконфессиональной толерантности в. дагестанском и чеченском обществах. Если первые в своей борьбе нередко обращаются за помощью к государству, которая, в свою очередь, не всегда адекватна логике правовых взаимоотношений между государством и религией, то вторые не учитывают в своей деятельности религиозное прошлое, исторически сложившиеся традиции и особенности вероисповедания чеченского народа, что встречает со стороны основной массы верующих вполне обоснованное и объяснимое сопротивление.

Как выявило проведенное исследование проблем современного реисламизационного процесса в Чечне, ислам все более политизируется. К настоящему времени наиболее активные попытки по политизации ислама в регионе предпринимают региональные религиозно-политические объединения, которые в основном находятся на территории Чечни. Им характерны, единая идейная направленность, выверенные политические цели и задачи по объединению Чечни и Дагестана, а в последующем и других северокавказских республик в единое исламское государство вне состава России.

Анализ событий в Чечне, в том числе и связанных с причинами, приведшими к военным действиям в этой республике, свидетельствует о том, что здесь не только национальная идея о праве народов на самоопределение пришла в противоречие с идеей унитарной, но и внутри общества обнаружился разлом, в том числе на гражданской, этнической и даже религиозной основе.

Как показывает практика, в подобных условиях как в отдельно взятой республике, так и во всей стране в целом, необходимо строить не этнократическое общество, а общество гражданское, в котором учитывались бы интересы всех социальных слоев и каждого члена в отдельности, независимо от его национальной принадлежности и вероисповедания.

Последующие события лишь подтверждают данный вывод, так как в республике практически одновременно стали проводить политику исламизации и политику «возрождения чеченского этноса». Характерно, что в этих условиях стали появляться организации и движения с совершенно противоположными идеологическими установками, которые с одной стороны пропагандировали ценности шариатской системы управления, а с другой - вы-двигали националистические и даже шовинистические лозунги. В данном случае можно предположить, что клановое или тейповое своеобразие чеченского общества, судя по всему, действительно становится почти непреодолимым препятствием на пути становления не только демократического, но и исламского механизма управления республикой.

В Чечне в конце 90-х годов достаточно сильно стали развиваться основы фундаментального ислама. Обращение определенной части верующих к фундаментальным истокам ислама в последнее десятилетие следует, на наш взгляд, рассматривать как логическое следствие коренных изменений в общественно-политической жизни в стране. Широкий и неоднозначный процесс либерализации общественных отношений в первые годы повальных суверенитетов внес элементы так называемого современного ренессанса и в религиозную сферу, в особенности среди последователей ислама. Характерно, что реисламизация в Чечне проходила на фоне активного обнищания масс, резкого расслоения людей по социальному и имущественному признаку и поэтому причину многих бед широкие слои населения стали видеть в существующей в обществе социальной несправедливости.

В этой ситуации, идеи фундаментального ислама имеют шансы найти своих сторонников главным образом среди верующих, разочаровавшихся в способности традиционных исламских институтов дать ответы на острые вопросы современной жизни, а также тех, для кого радикальный ислам только средство достижения политических целей.

Идеи фундаментального ислама напрямую связаны с процессом политизации ислама. Для того чтобы шире раскрыть понятие «политический ислам», на наш взгляд, необходимо провести определенные различия между составляющими самого религиозного сознания. Несомненно, такой важный компонент массового сознания, как религия, определяется масштабами роли, которую последняя на фоне изменяющихся экономических и социальных параметров играет в жизни отдельных индивидов и обществ в целом. За всем этим стоят конкретные экономические и социальные факторы. Социальные условия в исламских регионах постсоветского пространства оказались достаточно благоприятными для ускоренного развития массового религиозного сознания. Однако не следует рассматривать рост политических движений религиозного толка эталоном нарастания религиозной тенденции вообще. Проблема заключается в необходимости видеть разницу между чисто вероисповедалытым фактором и фактором нарастания или угасания активности группировок политического ислама. Эти два фактора, особенно в условиях северокавказского региона, никоим образом не взаимосвязаны. Более того, можно даже утверждать, что с усилением одного из них возможно свертывание активности другого в зависимости от конкретных перемен в обществе.

• Вместе с тем можно констатировать, что экстремистская направленность всех придерживающихся политического ислама группировок отнюдь не означает, что они лучше других усвоили религиозные догмы. Характер теологических противоречий между последователями суфизма и ваххабизма, рассмотренный в диссертации, со всей очевидностью об этом свидетельствует.

Религиозный экстремизм есть нечто иное, чем религиозность. Можно утверждать, что параметры социальной и экономической направленности различных группировок политического ислама суть одни и те же, независимо от того, выступают ли они с умеренных позиций или проявляют в своей деятельности элементы крайнего экстремизма. Например, в самом ваххабитском движении в республике мы выделяем, по крайней мере, три направления, с учетом их религиозной и политической активности, а также методов миссионерской практики - умеренное, умеренно-радикальное и радикальное. Все они - ни что иное, как политические структуры, отрицающие всякий научный подход к объяснению явлений социальной жизни общества.

Оказавшись в атмосфере такой группировки, человек чувствует себя более значительным по сравнению с теми, кто стоит за ее пределами. Благодаря этой своей вере человек начинает испытывать чувство собственного превосходства над ними. Можно привести многочисленные примеры того, как молодые люди, исповедующие ваххабитские религиозные установки, отказывались от своих ближайших родственников, вступали с ними в конфликты, даже, если последние и исповедуют основы традиционного ислама. Он становится как бы ближе к Аллаху, чем они, больше них преисполнен веры и т.д. Возможно, это обстоятельство и объясняет проявление агрессивности членов ваххабитских группировок по отношению к тем, кто находится вне ее рамок. Им кажется, что для них больше, чем для других открыты истины веры. Другие же есть просто неверные. Именно, такого характера взаимоотношения складываются, на наш взгляд, во взаимоотношениях ваххабитов и последователей тариката в Чечне.

Как показано в работе, из подобного отношения к окружающейся действительности складывается философия религиозного экстремизма, исповедуемая некоторыми последователями идей ваххабизма в обеих республиках. К сожалению, несмотря на несомненную актуальность, вне рамок данного диссертационного исследования остались проблемы изучения роли и места исламского фундаментализма как одного из инструментов проведения геополитических интересов зарубежных стран в кавказском, и в особенности, северокавказском регионе; пути и формы исламизации государственной и общественной жизни в современной Чечне; характер теологических и культовых разногласий между тарикатскими братствами.

Эти вопросы, требующие масштабных и глубоких научных исследований, способны оказать решающее воздействие на состояние и динамику общественного развития в Чечне, предопределить характер религиозно-политических процессов, происходящих на современном этапе.

 

Список научной литературыМизаев, Ваха Нохаевич, диссертация по теме "Отечественная история"

1. Абу-Дауд. Сунан. Т.2. Дар ихйа ас-суннат ан-набавийа. Б.г.б. м.. - 516 с. (на араб. яз.).

2. Башамил, Мухаммад Ахмад. Как мы понимаем единобожие. Пер. с араб.• Н.ИАбдуллаха. Махачкала, Бадр, 1997. - 48 с.

3. Взгляд на ислам М.: Сантлада, 1992. - 44 с. (пер. с араб.).

4. Закон РД от 30 декабря 1997 г. «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях». Махачкала, 1998. - 32 с.

5. Зину, Мухаммад ибн Джалил. Путь спасшей группы и победоносной общины.- Баку, 1996. 41 с. (пер. с араб.)б.Зину, Мухаммад ибн Джалил. Исламская акида (вероучение, убеждение, л воззрение) по священному Корану и достоверным изречениям Пророка

6. Мухаммада. Баку: Азернешр, 1995. - 108 с. (пер. с араб.).

7. Зину, Мухаммад ибн Джалил. Столпы ислама и веры. М.: Сант-лада, 1992.- 158с. (пер. с араб.).

8. Ибн ал-Араби. Мекканские откровения (ал-Футухат ал-Маккийа). Пер. с араб. А.Д.Кныша. СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1995. - 164• с.

9. Коран. Перевод и комментарии И.Ю.Крачковского. М.: Наука, 1989. - 714с.

10. Ал-Кардави, Юсеф. Халал и Харам в исламе. Пер. с араб. З.Арухова и Р.Гаджиева. Махачкала: Слово, 1992. - 81 с.

11. Кутб, Сейид. Будущее принадлежит исламу. Эта религия. Вехи на пути Аллаха. Пер. с араб. А.И.Абу-Абдуллах. М.: Бадр, 1997. - 360 с.

12. Магомедов С. Ислам под игом режима. Грозный: Книга, 1994. - 80 с.

13. Маудуди, Абу Аля. Давайте быть мусульманами. Исламабад, 1997. - 41 с. (пер. с араб.).

14. Маудуди, Абу Аля. Образ жизни в исламе. М.: Сантлада, 1993. - 82 с.

15. Маудуди, Абу Аля. Жизненная миссия пророка. М.: Сантлада, 1992. - 29 с. (пер с араб.).

16. Маудуди, Абу Аля. Основы ислама. Пер. с араб. И.Мухаммеда Шейха. М.: Сантлада, 1993. - 128с.

17. Мухаммад, Багаутдин. Намаз. М.: Сантлада, 1991. - 49с.

18. Тагаев М. Наша борьба, или повстанческая армия имама. Киев: Наука, 1997.- 156 с.

19. Торнау Н. Изложение начал мусульманского законоведения. М.: Адир, 1991. - 567 с.

20. Фавзан, ибн Фавзан. Истинная суть суфизма и отношение суфиев к основам поклонения и религии. М.: Бадр, 1998. - 62 с. (пер. с араб.).21. ал-Умар, Абдурахман ибн Хаммад. Ислам религия истины. - М.: Сантлада, 1993. - 80 с. (пер. с араб.).

21. Хачилаев Н. Руководство к программе всемирного восстания мусульман из книги «Наш путь к газавату». Б.м.б.г. - 50 с.

22. Хусейн, Хаджи. Исламский образ жизни. Махачкала, ДУМД, 1998. - 52 с.1.. Монографии.

23. Авксентьев А.В. Ислам на Северном Кавказе. Ставрополь: Ставропольское книгоиздательство, 1973. - 168 с.

24. Авшалумова JI.X., Вагабов М.В. История религий. Курс лекций. -Махачкала, ИПЦ ДГУ, 1996. 273 с.

25. Авторханов А. Убийство чечено-ингушского народа. -М.: Вся Москва, 1991. -127 с.

26. Акаев В.Х. Суфизм и ваххабизм на Северном Кавказе. Конфронтация или компромисс? Махачкала, Дагкнигоиздат, 1999.-- 87с.

27. Акаев В.Х. Шейх Кунта-Хаджи: Жизнь и учение. Грозный: НИИГН ЧР, 1994.- 128 с.

28. Ахмадов Ш.Б. Имам Мансур. Грозный, Книга, 1991. - 115 с.

29. Аширов Н. Эволюция ислама в СССР. М.: Политиздат, 1972. - 152 с.

30. Аширов Н. Ислам и нации. М.: Политиздат, 1975. - 144 с.

31. Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. М.: МГТУ, 1992. - 144 с.

32. Басилов В.И. Культ святых в исламе. М.: Политиздат, 1970. - 161 с.

33. Беляев Е.А. Арабы, ислам и Арабский Халифат в раннее средневековье. -М.: Наука, 1966.-280 с.

34. Беляев Е.А. Мусульманское сектантство. М.: Наука, 1957. - 143 с.

35. Берже А.П. Чечня и чеченцы. Грозный, Книга, 1992. - 86 с.

36. Bennigsen A, Wimbush S.E. Mystics and Commissars. Sufism in the Soviet Union.-L.-A., 1985.-216 p.

37. Bennigsen A., Lemercier-Quelquejay Ch. Isiam in the Soviet Union. -L, 1967. -157 p.

38. Bennigsen, Alexandre. Les Mouvements Nationaux Chez les Musul-mans de Russie. P., 1960. 128 p.

39. Bennigsen, Alexandre. The Islamic threat to the Soviet State. L.: Croom Helm, 1983.-207 p.

40. Блиев M.M., Дегаев В.В. Кавказская война. М.: Ладомир, 1997. - 836 с. Большаков О.Г. История халифата. В 4-х т. Т.1. М.: Восточная литература, 1989.-534 с.

41. Вагабов М.В. Ислам и семья. М.: Мысль, 1980. - 218 с.

42. Вагабов М.В. Ислам, женщина, семья. Махачкала, Дагкнигоиздат, 1994. -192 с.

43. Вагабов М.В., Вагабов Н.М. Основы мусульманского семейного права. -Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1997. 104 с.

44. Вагабов М.В., Вагабов Н.М. Ислам и проблемы атеистического воспитания. М.: Высшая школа, 1988. - 272 с.

45. Вагабов Н.М. Мусульманский конфессионализм в прошлом и настоящем. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1985. 96 с.24. . Вагабов М.В. Ислам и проблемы формирования атеистического мировоззрения молодежи. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1988. - 143 с.

46. Васильев A.M. Пуритане ислама? Ваххабизм и первое государство Саудитов в Аравии (1744/45-1818). М.: Наука, 1967. - 156 с.

47. Гакаев Д. Очерки политической истории Чечни. М.: Ладомир, 1997. - 206 с.

48. Гаммер М. Мусульманское сопротивление царизму. Завоевание Чечни и Дагестана. М.: Крон Пресс, 1998 .- 512 с.

49. Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние). -М.: РАГС, 1996. 158 с.

50. Государство, религия и церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень. № 1(11). - 1997. - М.: РАГС, 1997. - 128 с.

51. Далгат У.Б. Героический эпос чеченцев и ингушей. М.: Наука, 1972. -340 с.

52. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М.: Политиздат, 1990.-288 с.

53. Жданов Н.В., Игнатенко А.А. Ислам на пороге XXI века. М.: Политиздат, 1989.-352 с.

54. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М.: Наука, 1991. - 152 с.

55. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М.: Аспект Пресс, 1996. - 317 с.

56. Игнатенко А.А. Халифы без халифата. Исламские неправительственные религиозно-политические организации на Ближнем Востоке: история, идеология, деятельность. М.: Наука, 1988. - 207 с.

57. Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Вып. 1- М.: Восточная литература, 1998 .- 159 с.

58. Ислам в современной политике стран Востока (конец 70-х начало 80-х годов XIX в.). - М.: Наука, 1986. - 279 с.

59. Ислам. Краткий словарь. 2-е изд-е, доп. М.: Наука, 1986. - 139 с.

60. История народов Северного Кавказа (конец XVIII в. 1917 г.). - М.: Наука, 1988.-659 с.

61. Из истории ислама в Чечено-Ингушетии. Грозный: НИИГН ЧР, 1992. - 64 с.

62. Ислам. Энциклопедический словарь. М.: Наука, 1991. - 315 с.

63. Ислам в СССР. Особенности процесса секуляризации в республиках Советского Востока. М.: Мысль, 1983. - 173 с.

64. Ислам в России и Средней Азии / Сб, ст. под ред. И. Ермакова и Д. Микульского.-М.: Наука, 1993. 191 с.

65. Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока (конец 70-х начало 80-х годов XX в.). - М.: Наука, 1986. - 238 с.

66. Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. Сб. ст. М.: Наука, 1985. - 2о0с.

67. Ислам и проблемы межцивилизационного взаимодействия. М.: Наука, 1992. - 216 с.

68. Ислам и политика. М.: Институт востоковедения РАН, «Крафт +» 2001. -420 с.

69. Ислам и политическая борьба в странах СНГ. М.: Ладомир, 1992. - 161 с.

70. Ислам:, Историографические очерки. М.: Наука, 1991. - 228 с

71. Керимов Г.М. Аль-Газали и суфизм. Баку: Элм, 1969. - 116 с.

72. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М.: Мысль, 1978. - 241 с.

73. Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. М.: Политиздат, 1986. - 270 с.

74. Климович Л.И. Ислам. Очерки. М.: АН СССР, 1965. - 288 с.

75. Коровиков А.В. Исламский экстремизм в арабских странах. М.: Наука, 1990.-170 с.

76. Кудрявцев А.В. Ислам на Северном Кавказе. Постсоветское мусульманское пространство: религия, политика, идеология. М.: Восточная литература, 1994. -217 с.

77. Ланда Р.Г. Ислам и истории России. М.: Изд. фирма «Восточная литературы», 1995. - 312 с.

78. Магомедов М.З. Социализм и судьбы горцев. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1976.- 114 с.

79. Малашенко А.В. Мусульманский мир СНГ. М., 1996. - 152 с.

80. Малашенко А.В. Исламское возрождение в современной России. М.: Карнеги Центр, 1998. - 291 с.

81. Малышева Д.Б. Религиозный фактор в вооруженных конфликтах. М.: Наука, 1986. - 151 с.

82. Межконфессиональный мир и консолидация общества: Материалы международной конференции МАРС. М.: РАГС, 1997. - 172 с.

83. Медведко Л.И., Германович А.В. Именем Аллаха: Политизация ислама и исламизация политики. -М.: Политиздат, 1988. 255 с.

84. Меркулов К.А. Ислам в мировой политике и международных отношениях. -М.: Международные отношения, 1982. 320 с.

85. Мец А. Мусульманский Ренессанс. Пер. с нем. Д.Е.Бертельса. М.: ВИМ,1996.-544 с.

86. Милославский Г.В. Интеграционные процессы в мусульманском мире. М.: Наука, 1991.-189 с.

87. Музаев Т. Ичкерия. Руководство и политическая структура. М.: Наука,1997.- 116 с.

88. Мчедлов М.П. Политика и религия. М,: Сов. Россия, 1987. - 256 с.

89. Основы религиоведения / Под ред. И.Н.Яблокова. 2-е изд. - М.: Высшая школа, 1999. - 382 с.

90. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. М.: Алгоритм, 2002.-496 с.

91. Полосин B.C. Миф. Религия. Государство. М.: Ладомир, 1999. - 440 с.

92. Национальное и религиозное / Ред. М.К. Горшков, М.П. Мчедлов, Г.Е. Трапезников. М.: РНИиНП, 1996. - 462 с.

93. Религиозные объединения Российской Федерации. Справочник. М.: РАГС, 1996.-291 с.

94. Религия и политика в современной России /Под ред. Н.А.Трофимчука, С.Д. Яковлева. М.: РАГС, 1997. - 84с.

95. Ротарь И. Ислам и война. М.: АИРО-ХХ, 1999. - 70 с.

96. Саидбаев Т.С. Ислам и общество. М.: Наука, 1984. - 302 с.

97. Смирнов Н.А. Мюридизм на Кавказе. М.: Наука, 1963. - 147 с.

98. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998.-389 с.

99. Социально-политические представления в исламе. СПб. - М., 1987. - 1411. С.

100. Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике (XIX-XX вв.). М.: Наука, 1974. -191 с.

101. Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. М.: Мысль, 1987. - 192 с.

102. Сюкияйнен JI.P. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М.: Наука, 1986.-256 с.

103. Тримингэм Дж. С. Суфийские ордена в исламе. Пер. с англ. М.Наука, 1989.- 173 с.

104. Угроза ислама или угроза исламу? М.: Арктогея-центр, 2001. -246 с.

105. Умаров С.Ц. Эволюция основных течений ислама в Чечено-Ингушетии. -Грозный: Чечено-Ингушский книгоиздат, 1985- 32 с.

106. Халилов A.M. Национально-освободительное движение горцев Северного Кавказа под предводительством Шамиля. Махачкала, Дагучпедгиз, 1991. -182 с.

107. ЧесновЯ.В. Этнокультурный потенциал чеченской нации // Северный Кавказ: политические и этнокультурные процессы в XX веке. М.: Крафт, 1996.-232 с.

108. Чеченский кризис / Под ред. Л.А. Беляевой. М.: Изд-во ЦКСИим., 1995. -432 с.

109. Чеченцы: история и современность. М.: Мир твоему дому, 1996. - 352 с.

110. Шарипова P.M. Панисламизм сегодня. М.: Наука, 1985. - 204 с.

111. Яндаров А.А. Общественная мысль Чечено-Ингушетии в последней трети XIX начале XX вв. - Алма-Ата, Казахкнига, 1965. - 342 с.

112. Яндаров А. А. Суфизм и идеология национально-освободительного движения. Алма-Ата, Казахкнига 1975. - 216 с.1.I. Статьи.

113. Авторханов А. «Угнетенные» негры, «свободные» крымские татары, и «бандиты» чеченцы и ингуши // Импульс. Грозный. - 1997. - № 17. - Май.

114. Акаев В.Х. Суфизм и мюридизм: методологический анализ их взаимоотношений // Проблемы атеистического воспитания в вузах Северного Кавказа. Межвуз. научн.-темат. сб. Махачкала: ДГУ, 1989. - С.105-117.

115. Акаев В.Х., Аслаханов Л.А. Ислам в культурно-историческом процессе // Из истории ислама в Чечено-Ингушетии. Грозный; НИИГН ЧР, 1992. - С. 107118.

116. Акаев В.Х. Суфийские братства и ваххабиты // Азия и Африка сегодня. -1998.-№6.-С. 25-29.

117. Алиев A.M. Война в Чечне: политико-правовые Аспекты // Путь ислама,1996. -№ 1(23).

118. Аслаханов Л.А. Ислам и адат // Из истории ислама в Чечено-Ингушетии. -Грозный: НИИГН ЧР, 1992. С.84-94.

119. Великая Н.Н., Виноградов В.Б. Доисламский религиозный синкретизм у вайнахов // Советская этнография. 1989. - №3. - С. 51 -64.

120. В понедельник в Чечне пройдут выборы президента // Н езависимая газета.1997. 25 января.

121. Гадаборшев А. Шариат собираются ввести и в Ингушетии. Реформа вызывает сомнения // Независимая газета. 1998. - 15 июля.

122. Гадаев В.Ю. Мюридские общины на территории ЧИАССР // Религиозные секты на территории ЧИАССР и актуальные проблемы атеистического воспитания. Грозный: ЧИИСФ, 1987. - С.5-19.

123. Гудков JI. Власть и чеченская война в отечестве // Дружба народов. 1996. -№2. -С. 9 -14.

124. Дробижева J1.M. Национализм, этническое самосознание и конфликты в трансформирующемся обществе // Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 1990-х годов. М.: «Смысл» —1994. С. 16-47.

125. Игнатенко А.А. Исламизация по чеченски // Независимая газета. 1997. - № 219 (1544).-20 ноября.

126. Игнатенко А.А. Политика государственного терроризма и исламские неправительственные религиозно-политические организации на Ближнем Востоке // «Исламский фактор» в международных отношениях в Азии. М.; Наука, 1997.-С.51-71.

127. Из Устава Конгресса народов Ичкерии и Дагестана (КНИД) // Путь ислама. 1998.-№ 6.-Май.

128. Ильин В. Чечня объявлена исламской республикой // Независимая газета. -1997. 6 ноября.

129. Ипполитов А.П. Учение "зикр" и его последователи в Чечне и Аргунском округе // Сборник сведений о кавказских горцах (ССКГ). Вып. И. - Разд. II. -Тифлис, 1869.-С. 1-17.

130. Керимов Г.М. Проблемы войны и мира в исламе //Вопросы научного атеизма. Вып. 31. - М.: Мысль, 1983. - С.148-162.

131. Константинов В. Встать, суд идет! Шариатский //Северный Кавказ. 1999. -№2 (408).-Январь.

132. Крицкий Е.В. Религиозный фактор в этнополитической ситуации на Северном Кавказе // Религия и политика в современной России /Под ред. Н.А. Трофимчука, С.Д. Яковлева. М.: РАГС, 1997. - С. 39-46.

133. Кныш А.Д. Суфизм // Ислам: Историографические очерки. М.: Наука, 1991. - С.109-193.

134. Курбанов Г.М. Ислам и политико-правовые процессы в исламе // Народы Дагестана. -1999. -№ 2. С. 43-45.

135. Лаудаев У. Чеченское племя // Поэма об Алгузе /Сост.: Е.А. Хадонов, З.М. Хадонов, Е.Е. Хадонов.-М.: Мысль, 1993. 164 с.

136. Ляушева С.А. Яхиев С.-У. Шейх Кунта-Хаджи и его школа // Независимая газета. Приложение «НГ-религии», 29.07.1997.

137. Малашенко А. Чеченская ничья // Независимая газета. 1994. - 31 декабря.

138. Малашенко А. Исламское возрождение. Дагестанский вариант // Исламские новости.- 1992.-№30.

139. Молчановский В.П. «Нация», «национальный интерес», «национальная безопасность» // Независимая газета. 1997. - 31 мая.

140. Модестов Н. «Чеченская община» // Сегодня. 1996. 3 апреля.

141. Мусульмане. 1998. - № 1. - Август- сентябрь. 31 .Нам нужен закон // Новое дело. - 1997. - 30 мая.

142. Россия и ислам // Северный Кавказ. 1997. №34. - Ав1уст.

143. Ротарь И. Назад к племенному праву // Независимая газета. 1999. - 19 февраля.

144. Ротарь И. К власти в Махачкале рвутся «новые дагестанцы»// Независимая газета. 1998. - 23 мая.

145. Саидов А. Религиозные противоречия мина для Дагестана //Путь ислама. -1993.-№8 (13).

146. Старцева Н. О национальных болестях //Литературная газета. 1988. - 3 августа.

147. Тагаев М. Наша борьба или повстанческая армия имама // Независимая газета. Приложение «НГ-Сценарий». 1998. - 8 июля.

148. Ханбабаев К.М. Ислам в духовной и общественной жизни народов Дагестана // Наука и социальный прогресс. Махачкала, 1997. - С.61 -63.

149. Ханбабаев К.М. Суфизм и борьба горцев // Кавказская война: спорные вопросы и новые подходы. Тезисы докладов Международной научной конференции.- Махачкала, 1998. С. 55-58.

150. Ханбабаев К.М. Мюридизм в Дагестане в XIX начале XX вв.//Ислам в Дагестане. Межвуз. научн.-темат. сб.ст. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1994. - С.31-50.

151. Ханбабаев К.М. Религия и молодежи /Народы Дагестана. 1999. - №3. - С. 41-44.

152. Хасиев X. Нет Бога, или почему многих мучает ваххабизм? /Импульс. -1995.-№24.

153. Шарипова P.M. Движение исламской солидарности. Основные теоретические концепции // Исламский фактор в международных отношениях в Азии. -М.: Наука, 1987. С. 91-102.

154. Черная тень Чеченского государства //Чеченец. 1998. - № 5. - Ноябрь.

155. Шевченко М. Большая война на Кавказе выгодна России //Независимая газета. 1998. - 6 августа.

156. Арухов 3. Концепция джихада в раннем исламе. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филос. н. - Махачкала: ДГУ, 1995 - 20 с.

157. Бузова Т.В. Феномен религиозного экстремизма. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филос. н. - Пермь: ПТУ, 1989. - 16 с.

158. Керимов М.М. Ислам в системе национальной культуры вайнахов. -Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филос. н. Махачкала: ДГУ, 1999. -22 с.

159. Малашенко А.В. Феномен ислама в политической жизни СССР СНГ. -Автореф. на соиск. учен. степ. докт. филос. н. - М.: МГУ, 1995. - 42 с.

160. Яндаров А.Д. Развитие общественно-политической и философской мысли Чечено-Ингушетии в XIX начале XX вв. - Автореф. дисс. на соиск. учен. степ, докт. филос. н. - Алма-Ата: КГУ, 1986. - 39 с.

161. V. Архивные документы и материалы

162. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ) фонд А-353 - фонд Министерства юстиции РСФСР.

163. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ) фонд Р-3431 -Всероссийского церковного Собора.

164. Фонд Федеральной службы безопасности РФ (ЦА ФСБ РФ)

165. Государственный архив российской политической и социальной истории (ГАРПСИ) 17 - фонд ЦКРКП (б) -ВКП (б) - КПСС.

166. Текущие архивы администраций Заводского, Октябрьского районов, г. Грозного.

167. Текущие архивы администраций Гудермесского, Ачхой-Мартановского, Веденского, Шатойского, Урус-Мартановского районов Чеченской республики.