автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Роль медресе "Хусаиния" в формировании и возрождении мусульманского образования в Оренбургском крае
Полный текст автореферата диссертации по теме "Роль медресе "Хусаиния" в формировании и возрождении мусульманского образования в Оренбургском крае"
На правах рукописи ' ¿2.
Шарипов Альфит Асхатович
РОЛЬ МЕДРЕСЕ «ХУСАИНИЯ» В ФОРМИРОВАНИИ И ВОЗРОЖДЕНИИ МУСУЛЬМАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОРЕНБУРГСКОМ КРАЕ
Специальность 07.00.02 — Отечественная история
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
4 ДЕК 2014
005556236
Казань-2014
005556236
Работа выполнена в отделе источниковедения Центра исламоведческих исследований Академии наук Республики Татарстан
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
Ведущая организация:
Мухаметшпн Рафик Мухаметшович
доктор политических наук, профессор, директор Центра исламоведческих исследований Академии наук Республики Татарстан (г. Казань)
Габдрафнкова Лилия Рамилевна
доктор исторических наук, старший научный сотрудник отдела новой и новейшей истории Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан (г. Казань)
Марданшнн Марат Мусагитович
кандидат исторических наук, директор Уруссинского медресе «Фанис» (п. Уруссу, Республика Татарстан)
ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический
университет» (г. Оренбург)
Защита состоится 19 декабря 2014 г. в 10.00 часов на заседании Совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 022.002.01 при Институте истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан по адресу: 420014, г. Казань, Кремль, 5-й подъезд.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института истории им. Ш. Марджани АН РТ по адресу: 420014, г. Казань, Кремль, 5-й подъезд. Полный текст диссертации размещен на официальном сайте Института истории им. Ш. Марджани АН РТ http://www.tataroved.ru.
Электронная версия автореферата и объявление о защите размещены на официальных сайтах ВАК Министерства образования и наук РФ http:// vak.ed.gov.ru и Института истории им. Ш. Марджани АН РТ http://www.tataroved.ru.
Автореферат разослан «. » 2014 г.
И.о. учёного секретаря
диссертационного совета, f ) ^J}
доктор исторических наук
Р.Р. Салихов
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. В настоящее время в России все больше внимания уделяется духовно-нравственному воспитанию. Причем акцент делается именно на то, чтобы этот процесс - процесс воспитания - осуществлялся с учетом традиций и ценностей, основанных на историческом прошлом нашей страны. Данный аспект становится актуальным, поскольку и Президент России В.В. Путин в своем высказывании призывает: «...Необходимо воспитывать граждан страны, впитавших ее историю и традиции. Граждан с широким кругозором» . Выходом из сложившегося духовного и культурного кризиса является более глубокое осмысление роли образования и просвещения в процессе сплочения народа. Ведь именно образование является основой прогресса общества фундаментом духовности, расцвета культуры.
Говоря о роли просвещения в развит™ народов страны, нельзя забывать тот исторический опыт, который сложился в сфере образования в нашей мультикультурнои и многонациональной стране. В последние годы стаю возможным глубокое и полное исследование деятельности образовательных заведений, в том числе и «инородческих», действовавших в Российской империи. Особенно интересным и важным для изучения историческим этапом является период конца XIX - начала XX века Именно в это время происходил процесс возникновения, становления и развития новометодных учебных заведений, таких как медресе «Галия» в Уфе, «Мухаммадия» в Казани, «Расулия» в Троицке, «Хусаиния» в Оренбурге. Они внесли неоценимый вклад в развитие мусульманского образования и стати настоящими очагами татарской культуры. Появлению новометодных школ и медресе способствовали анализ и переоценка традиционных ценностей ислама которые проходили в тот период времени в рамках татарского просветительского движения, являвшегося частью общего мирового процесса. Проникновение в Россию капиталистических отношений, стремительное развитие промышленности и предпринимательства распространение и популяризация идей о гражданском обществе повлекли за собой изменения в общественном сознании. Мощное идейное движение, затронувшее татарское общество, получило развитие в трудах Г. Баруди, Ш. Марджани, И. Гаспринского, К. Насыри, Р. Фахретдина и др. В поисках эффективных путей развития народа татарские богословы щироко пропагандировали культ знаний и призывали для решения конфессиональных и национальных проблем использовать результаты европейского просвещения. Многие
1 Владимир Пугин: Мы должны защитить единство общества. Ежегодное послание Президента к Федеральному собранию РФ. ЬНр://\'т.п1./пе\Уз/2013/12/12/у1а(1ш11г-ри1т-пасЬа1-оЬга8Ьс11еше-к-federalnomu-sobraniyu-226865.html
представители татарской буржуазии - братья Рамиевы, Акчурины, Сайдашевы и другие, оказывали финансовую поддержку мероприятиям, направленным на просвещение народа. Особое место среди татарской буржуазии занимают оренбургские купцы братья Хусаиновы - основатели нескольких десятков новометодных школ, меценаты и активные общественные деятели. Самым продуктивным результатом благотворительной и просветительской деятельности Хусаиновых по праву является медресе «Хусаиния».
В последние годы был написан ряд работ, в той или иной степени освещающих историю медресе «Хусаиния», основанного в конце XIX века оренбургскими купцами братьями Хусаиновыми. Есть несколько статей, рассказывающих о деятельности учебных заведений, организованных на базе «Хусаинии» в первые годы существования Советского Союза. Однако сегодня нет комплексных исследовательских работ, посвященных истории медресе, включая современный этап деятельности, начавшийся в начале 1990-х гг. Это обстоятельство актуализирует необходимость изучения двух последних десятилетий деятельности «Хусаинии» и дополняет исторические исследования в данной сфере. Кроме того, комплексное исследование даст возможность в полной мере оценить вклад и роль медресе «Хусаиния» в образовании и просвещен™ народа, в становлении и развитии современной системы мусульманского образования. Актуальность данной работы также акцентируется в связи с интересом руководства страны к вопросам возрождения отечественной богословской традиции".
Хронологические рамки исследования охватывают довольно большой период времени: с момента основания медресе в 1889 году, включая этапы его реорганизации и создания правопреемников после революции 1917 года, до воссоздания современного медресе «Хусаиния».
Территориальные рамки исследования охватывают территорию города Оренбурга и Оренбургского края, с которыми тесно связана деятельность медресе «Хусаиния».
Объектом исследования является оренбургское медресе «Хусаиния».
Предметом исследования является образовательная и просветительская деятельность медресе «Хусаиния» с 1889 года по настоящее время.
Целью исследования является комплексное, всестороннее изучение деятельности медресе «Хусаиния», определение его роли в формировании и возрождении мусульманского образования в Оренбургском крае.
Путин призывает восстановить российскую школу исламского богословия. http://vvww.cdum.ru/nevvs/43/3480/
Поставленная цель может быть достигнута при решении следующих задач:
- изучить благотворительную и просветительскую деятельность оренбургских купцов Хусаиновых, показать их вклад в реформировании мусульманского образования;
- проанализировать процесс организации, становления и развития дореволюционного медресе «Хусаиния»;
- выявить значение медресе «Хусаиния» и организованных на его базе учебных заведений в деле подготовки национальных педагогических кадров в годы советской власти;
- определить роль медресе «Хусаиния» в возрождении системы мусульманского образования в постсоветский период.
Методология и основные методы исследования. Диссертационное исследование опирается на систему общенаучных (логический, метод классификации) и исторических методов, предусматривающих использование принципов историзма, системности и объективности. Принцип историзма позволил подвергнуть конкретно-историческому анализу становление и развитие оренбургского медресе «Хусаиния». На основе системного принципа была раскрыта роль этого учебного заведения в формировании и возрождении мусульманского образования в Оренбургском крае. С применением принципа объективности и с целью познания объективной истины, мы стремились комплексно и полно, с учетом разницы эпох, рассмотреть исторические, социальные процессы и явления, условия и обстоятельства, при которых функционировало медресе «Хусаиния».
Данные принципы подразумевают рассмотрение исторических процессов в связи с образующими их причинами и условиями, а также тенденциями последующего времени.
В диссертащш использован комплексный подход в изучении источников: их критический анализ, сравнение и обобщение полученных на основе анализа результатов.
Степень разработанности проблемы. В отечественной историографии исследуемой проблемы можно выделить дореволюционный, советский и постсоветский периоды, которым присуща определенная степень объективности, и которые существенно отличаются друг от друга в оценке, подходах и теоретическом уровне изучения.
Дореволюционный период. Деятельность мектебов и медресе, в том числе и медресе «Хусаиния» в данный период вызывала большой интерес у исследователей. Одним из первых авторов, наиболее объективно
показавших состояние мектсбов и медресе, рассмотревшим содержание образования, описавшим быт учащихся, был Я.Д. Коблов3. В своей работе «Конфессиональные школы казанских татар»4 он проанализировал учебные программы, книги и учебники, по которым обучались шакирды, описал преподаваемые предметы.
Также из дореволюционного исследования мусульманских учебных заведений можно отметить работы Н.П. Остроумова , который ратовал за внедрение в программу медресе в качестве предметов - изучение русского языка и курса научных знаний.
Периодическая печать дореволюционного периода проявляла повышенный интерес к деятельности медресе «Хусаиния». Почти в каждом номере издававшихся в то время таких газет, как «Вакыт»6, «Мэктэп»7, «Эл-ислах»8 размещалась информация из жизни «Хусаинии», сообщались сведения об исполнении завещания А. Хусаинова, о стипендиатах.
Среди авторов, которых волновали проблемы обучения и воспитания, особо молено выделить Р. Фахретдина. В период проживания в Оренбурге он являлся редактором журнала «Шура», на страницах которого беспрерывно освещалась борьба мнений и обмен опытом по вопросам организации учебно-воспитательной работы в татарских школах России; печатались статьи, направленные на выяснение сущности «нового метода» («ысуле джадид»), об учебных пособиях, о подготовке педагогических кадров и т.д. Сам Р. Фахретдин издал книгу «Ахмед бай»9, в которой, пусть и кратко, описал биографию купца 1-ой гильдии А.Г. Хусаинова. Р. Фахретдин положительно охарактеризовал Ахмед-бая, как трудолюбивого, предприимчивого, бережливого, но в то же время щедрого в помощи человека.
Еще одному из братьев - Г.Г. Хусаинову была посвящена работа Б. Шарафа «Гани бай. Торжемаи хэле, хатлары, аныц хакында
3 Коблов Я.Д. Мечты татар-магометан о национальной общеобразовательной школе. // Циркуляр по Казанскому учебному округу. Казань. 1908. № 10.
4 Коблов Я.Д. Конфессиональные школы казанских татар. - Казань: Центральная типография, 1916. — 119 с.
5 Остроумов Н.П. Коран и прогресс. По поводу умственного пробуждения современных российских мусульман. Ташкент, Кирснер. 1901. - 191 е.; Остроумов Н.П. Мусульманские макгабы и русско-туземные школы в Туркестанском крае // Журнал министерства народного просвещения. 1906. № 2.
6 Мэдрэсэи Хесэения отчеты Н Вакыт. - 1912. - 17 апрель. - № 956; Оренбург хэбэрлэре //Вакыт. - 1915. - 18 апрель. -№ 1751.
7 Ибтидия программасы // Мэктэп. - 1913. - № 10.
8 Мэдрэсэ хэбэрлэре (Новости медресе) /У Ол-ислах. 1907. - 26 ноябрь. - № 8; Кызганыч балаларыгызны! // Ол-ислах. 1907. - 5 ноябрь. — № 5.
9ФзхретдинР. Охмэтбай. /Р. Фэхретдин. -Оренбург, 1911. -54 6.
хатирэлор»1" («Гани бай. Жизненный путь, письма, воспоминания современников»). Этот сборник вышел в свет в 1913 году, содержит в себе переписку Г. Хусаинова с видными просветителями и представителями татарской интеллигенции. В книгу также вошли воспоминания о Гани бае его современников.
В советский период в историографии сложился идеологизированный подход к рассмотрению вопросов, касающихся системы национального образования на рубеже XIX - XX веков. В период антирелигиозной борьбы она представлялась как антинародная, поскольку носила конфессиональный характер. Однако вышедшая в 1923 году работа Дж. В ал иди «Очерк истории образованности и литературы татар» в большей степени содержала объективную оценку системы мусульманского образования. Автор в свое время работал преподавателем в медресе «Хусаиния», которому и посвятил отдельную главу.
Автор книги «Реакционная политика царизма в отношении татар Поволжья»12 В.М. Горохов также уделял внимание вопросам образования нерусских народов. В своей книге он проанализировал политику государства в отношении мусульманской школы. В.М. Горохов с одной стороны, пытался найти причины возникновения и распространения нового метода обучения в мусульманских учебных заведениях России. С другой стороны, высказывая мнение о том, что: «Религиозный дурман вдалбливался в голову ребенка с первых дней поступления в школу. В ребенке убивалось все живое...»13, показывал свое негативное отношение к дореволюционным мектебам и медресе.
В 1948 г. была издана книга А.Ф. Эфирова «Нерусские школы Поволжья, Приуралья и Сибири. Исторические очерки» 4. В ней автор подробно изучил историю русско-татарских и русско-башкирских школ с начала XX века до 1940 года. Кроме описания истории школ, в работе дан обзор школьной политики, а также критическая оценка школьных экспериментов с образовательной программой.
1960-80-е годы являются наиболее плодотворными в изучении темы, касающейся народного образования и деятельности «инородческих» школ. Большой вклад в раскрытие вопроса внесли исследователи
10 Ганн бай. Тэржсмаи холе, хатлары, аныц хакында хатирэлэр. / Тоз. Б. Шэрэф. — Оренбург. Вакыт матбагасы, 1913. - 307 6.
11 Валидов Дж. Очерк истории образованности и литературы волжских татар (до революции 1917 г.). - М.- Петроград: Госиздат, 1923. - 107 с. Переиздана: Валидов Дж. Очерк истории образованности и литературы татар. - Казань: Иман, 1998. - 160 с.
12 Горохов В.М. Реакционная политика царизма в отношении татар Поволжья. - Казань, 1941.-260 с.
13 Там же. - С. 198.
14 Эфиров А.Ф. Нерусские школы Поволжья, Приуралья и Сибири. Исторические очерки. -N1., 1948.-280 с.
С.Р. Алибаев15, А.Х. Вильданов16, Г.С. Кунафин, А.Х. Махмутова1". Авторы уделили внимание проблеме социального и юридического статуса национальной школы, политике государства в области «инородческого» образования. В целом, работы написаны в соответствии с традиционной идеологией, присущей советскому периоду.
В постсоветский период с началом перестройки качественно меняется направленность исследований. В большей степени авторов интересуют теоретические, философские и экономические проблемы народного образования. В 1994 году появилась работа М.Н. Фархшатова «Народное образование в Башкирии в пореформенный период 60-90-е годы XIX в.» . В ней автор, опираясь на большое количество источников, сделал анализ общего состояния школьного образования, дал количественную и качественную оценку существовавших во второй половине XIX века мусульманских учебных заведений, указал на предпосылки возникновения школьных реформ.
Особо следует выделить работу М.Ф. Рахимкуловой «Медресе «Хусаиния» . Можно сказать, что данная книга, по сути, является уникальной. Помимо детального описания образовательного процесса в медресе «Хусаиния», в ней представлены списки работников и студентов, рассмотрены учебники и программы, по которым велось обучение, проанализирован вклад многих педагогов не только в деятельность учебного заведения, но и в систему народного образования в целом. Эта книга так же содержит в себе большое количество отдельных и коллективных фотографий преподавателей, учащихся и выпускников этого учебного заведения. Не менее интересным и важным источником по нашей теме является также и другая работа М.Ф. Рахимкуловой «Преподавание естественных наук в татарских школах дореволюционной России», которая, по словам самого автора «...является первой попыткой освещения светского образования в татарских конфессиональных школах»20.
15 Алибаев С.Р. Школы Башкирской АССР. Прошлое, настоящее и пути дальнейшего развития. - Уфа, 1966. - 167 с.
Вильданов А.Х., Кунафин Г.С. Башкирские просветители демократы XIX в. — М. Наука
1981.-256 с.
Махмутова А.Х. Становление светского образования у татар (Борьба вокруг школьного вопроса(1816-1917)).-Казань, 1982.-96 с.
Фархшатов М.Н. Народное образование в Башкирии в пореформенный период 60-90-е годы XIX в. - М.: Наутса, 1994. - 144 е.; Фархшатов М.Н. Самодержавие и традиционные школы башкир и татар в начале XX века (1900-1917 гг.). - Уфа : Гилем, 2000. - 259 с. '9 Рахимкулова М.Ф. Медресе «Хусаиния» в Оренбурге. - Оренбург, 1997. - 254 с.
Рахимкулова М.Ф. Преподавание естественных наук в татарских школах дореволюционной России. - Оренбург: ИЧП «Агентство «ПРЕССА», 1998. -274 с.
Интересные наблюдения по рассматриваемой проблеме содержатся в исследованиях Р.Г. Мухаметшина"' и P.M. Мухамстшина".
Причины возникновения и распространения идей джадидизма, которые для раскрытия темы диссертации представляют большой интерес, рассмотрены в исследованиях Я.Г. Абдуллина «Татарская просветительская мысль. Социальная природа и основная проблематика»23, Д.М. Исхакова «Феномен татарского джадидизма: введение к социокультурному осмыслению»"4, А.Ю. Хабутдинова «Татарское общественное движение в Российском сообществе (конец XVTII - начало XX веков)»25.
Рассмотрению роли и места отдельных личностей, сыгравших роль в развитии системы мусульманского образования в Оренбуржье, посвящена работа М.М. Марданшина «Сунгатулла Бикбулатов как педагог и историк»"6.
В последние годы появился ряд исследований, посвященных системе народного образования национальных меньшинств в годы советской власти (1917-1941 гг.). Одной из таких работ является книга К.А. Моргунова «Исторический опыт государственного регулирования национальных отношений на Южном Урале (1917-1939 гг.)»", в которой есть раздел, посвященный именно развитию национального образования на Южном Урале в 1917-1941 гг. Работа также содержит важную информацию о количестве школ национальных меньшинств, об их территориальном распределении, о численном составе учащихся.
К этой же категории исследований можно отнести работу B.C. Болодурина «Образование и педагогическая мысль в Оренбуржье. Страницы истории (1735-1940 годы)»28. В этом исследовании автор
21 Мухаметшин Р.Г. Проблемы татарского традиционализма на страницах журнала «Дин вэ мэгыйшэт» (1906-1918): дис. ...канд. ист. наук. - Казань, 2004. - 214 с.
22 Мухаметшин, P.M. Ислам в татарской общественной мысли начала XX века / P.M. Мухаметшин. - Казань, 2000. - 83 е.; Мухаметшин, P.M. Татары и ислам в XX веке (Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана) / Р. М. Мухаметшин. -Казань, 2003. - 303 с.
23 Абдуллин Я.Г. Татарская просветительская мысль. Социальная природа и основная проблематика. - Казань, 1979. — 319 с.
24 Исхаков Д.М. Феномен татарского джадидизма: введение к социокультурному осмыслению. - Казань, 1997. — 80 с.
25 Хабутдинов АЛО. Татарское общественное движение в Российском сообществе (конец XVIII - начало XX веков): дис. ...докт. ист. наук. - Казань, 2002. - 506 с.
26 Марданшин М.М. Сунгатулла Бикбулатов как педагог и историк. - Казань: Изд-во «ЯЗ», 2010.- 184 с.
27 Моргунов КА. Исторический опыт государственного регулирования национальных отношений на Южном Урале (1917-1939 гг.). - Оренбург: Пресса, 2005. - 263 с.
28 Болод)рин B.C. Образование и педагогическая мысль в Оренбуржье. Страницы истории (1735-1940 гг.) / В. С. Болод\рин. - Оренбург: Оренбургское книжное шдательство, 2001. -320 с.
выделяет три периода в развитии народного образования. Также приводятся сведения о количестве мусульманских школ в Оренбургском крае, уровне подготовки учителей, качественного содержания образования. Кроме того, в данном исследовании B.C. Болодурин обращает внимание и на роль медресе «Хусаиния» в деле просвещения мусульман Оренбуржья. Не менее интересна и работа A.B. Амелина «Национальные меньшинства в Оренбуржье (хроника общественной и культурной жизни по материалам периодической печати конца XIX начала XX вв.)»29.
Также есть ряд работ, посвященных непосредственно рассмотрению предпринимательской, благотворительной деятельности купцов и меценатов дореволюционной России. В этом плане интересны исследования P.P. Caлихова «Участие татарского предпринимательства России в общественно-политических процессах второй половины XIX -начала XX вв.»30, Н.И. Таирова «Татарские предприниматели Поволжья и Приуралья в социокультурной жизни России» '.
В исследовании P.P. Шайдуллиной «Торгово-предпринимательская и благотворительная деятельность братьев Хусаиновых (вторая половина XIX - начато ХХвв.)»32 автор детально описывает общественную, меценатскую деятельность купцов - братьев Хусаиновых, их роль в продвижении и распространении прогрессивных идей в образовании. Кроме того, в работе даны сведения об основании и работе медресе «Хусаиния» в дореволюционный период.
Исследования Д.Н. Денисова интересны тем, что автор подробно описывает источники формирования вакуфных средств, их финансовое значение в деятельности учебных заведений, анатизирует процесс становления и развития медресе «Хусаиния», его роль в системе образования мусульман дореволюционной России34.
29 Амелин A.B. Национальные меньшинства в Оренбуржье (хроника общественной и культурной жизни по материалам периодической печати конца XIX начала XX в.в.) / AB. Амелин - Оренбург: издательский центр ОГАУ, 2003. - 156 с.
30 Салихов P.P. Участие татарского предпринимательства России в общественно-политических процессах второй половины XIX - начала XX в. - Казань: Фэн, 2004. - 260 с.
31 Таиров Н.И. Татарские предприниматели Поволжья и Приуралья в социокультурной жизни России.: дис. ... докт. ист. наук. - Казань, 2011. - 521 с.
32 Шайдуллина P.P. Торгово-предпринимательская и благотворительная деятельность братьев Хусаиновых (вторая половина XIX — начало XX вв.).: дис. ...канд. ист. паук. — Казань, 2010.-212 с.
33 Денисов Д.Н. Вакуфы на территории Оренбургского края // Источники существования мусульманских институтов в Российской империи. Сб. статей / Сост. и отв. ред. И. К. Загидуллин. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2009. - С. 44-69; Денисов Д. Н. Роль и значение оренбургского медресе «Хусаиния» в развитии мусульманского образования // Ученые записки Казанского государстветюго университета. Серия Гуманитарные науки. - 2010. - Том 152, кн. 3, ч. 2. - С. 68-78.
34 Денисов Д.Н. Становление и развитие медресе «Хусаиния» в дореволюционный период // Ислам и Жизнь. — 2013. -№ 1 (8). - С. 10-15.
Освещению истории дореволюционных учебных заведений, в том числе и медресе «Хусаиния» посвящены работы Т.В. Судоргиной35, Н.В. Кончевой36. В них авторы на основе архивных данных характеризуют состояние мектебов и медресе того периода, в том числе и «Хусаинин».
Таким образом, историографический обзор свидетельствует о том, что система мусульманского образования, ее становление, реформирование, отдельные учебные заведения мусульман стали предметом исследования в трудах многих авторов разного периода. Исследователей интересовала и торгово-предпринимательская деятельность российских купцов, оказывавших финансовую поддержку просветительском}' движению и развитию народного образования. Но комплексного исследования, которое вобрало бы в себя все периоды существования медресе «Хусаиния», до сих пор нет. Этим наша исследовательская работа является актуальной и представляет особый интерес.
Источнпковая база исследования. Для решения поставленных задач требуется воссоздать процесс дореволюционной деятельности медресе «Хусаиния», его дальнейшей реорганизации, перепрофилирования в другие учебные заведения и возрождения современного медресе в качестве правопреемника. Разностороннее изучение источников позволит сделать вывод о роли «Хусаинии» в развитии мусульманского образования.
В ходе исследования были использованы следующие группы источников: опубликованные материалы; периодическая печать; архивные документы.
В первую группу источников, использованных при диссертационном исследовании, входят опубликованные источники. В первую очередь - это источники законодательного характера как дореволюционного, так и
35 Судоргина Т.В. Постановления Оренбургской городской думы за 1890-1917 годы о мусульманских учебных заведениях. // Исламское образование. История, современное состояние и перспективы развития: Материалы международной научно-богословской конференции, посвященной 120-летию медресе «Хусаиния» и 20-летию деятельности современного Духовного мусульманского образовательного учреждения «Хусаиния». -Оренбург: ИПК «Газпромпечать» ООО «Оренбурггазпромсервис», 2011. - С. 257-263.
36 Н.В. Кончева. История создания медресе «Хусаиния» (по материалам архивных документов). /У Исламское образование. История, современное состояние и перспективы развития: Материалы международной научно-богословской конференции, посвященной 120-летию медресе «Хусаиния» и 20-летию деятельности современного Духовного мусульманского образовательного учреждения «Хусаиния». - Оренбург: ИПК «Газпромнечать» ООО «Оренбурггазпромсервис», 2011. -С. 120-123.
советского периода37. Изучение этих источников позволило проанализировать изменения в национальной и религиозной политике государства, которая сказалась на деятельности мусульманских учебных заведений. Исследования данного вопроса были воплощены в издании отдельных сборников документов, отражающих политику и отношение
38
власти к инородцам . К опубликованным источникам можно отнести и протоколы совещаний по вопросам народного образования, созванных в 1915-1916 годах Оренбургской губернской земской управой. Эти источники интересны по той причине, что особое внимание на этих совещаниях было уделено вопросам начального обучения мусульман края39.
Среди опубликованных источников большой интерес представляют также издававшиеся ежегодно адресные календари, справочники, содержащие в себе статистические данные, в том числе и о количестве национальных школ, о числе преподавателей, уровне их
40
подготовленности, о количестве учащихся
Относительно второй группы источников - периодической печати, к ней мы отнесли газеты и журналы, издававшиеся в то время: «Вакыт», «Мэктэп», «Иулдыз», «Ислах», «Дин вэ мэгишэт», «Шура» и другие. Много информации мы смогли почерпнуть при анализе газеты «Вакыт», которая выходила с 1906 по 1918 годы. На страницах этого издания публиковались статьи и заметки, освещавшие деятельность медресе «Хусаиния», поднимались проблемы образования, вопросы преподавания в новометодных школах на родном языке. Также не менее значимые материалы публиковались на страницах журнала «Шура», где практически постоянно освещались школьные вопросы, в том числе и о деятельности «Хусаинии».
Также нами привлекались материалы из журналов «Вестник Оренбургского учебного Округа» и «Оренбургское земское дело», в
37 Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства РСФСР. -1918.-№ 18.-Ст. 263.
38 Ислам в законодательстве России: Сборник законодательных актов, постановлений и распоряжений правительства России / Под общей ред. А.Б. Юнусовой - Уфа, 1998; Ислам и мусульмане Южного Урала в историко-правовом пространстве России: Сборник законодательных актов, постановлений и распоряжений центральных и региональных органов власти и управления ХХ-Х1Х века / Автор-составитель А.Б. Юнусова. Археограф Ю.М. Абсалямов. - Уфа: ГУЛ РБ УПК, 2009.
39 Журналы I и II совещания по народному образованию при Оренбургской губернской земской управе в 1915 году. - Оренбург, 1915.
40 Статистический справочник по Оренбургской губернии (статистические данные за 1923, 1924 годы) Оренбург, 1925. - 153 с.
которых публиковались материалы о политике Оренбургского губернского земства и уездного земства по отношению образования у «инородцев» и об отношении этих учреждений к мусульманскому населению гу бернии.
Третью группу источников, которые были использованы в диссертационном исследовании, составили материалы Российского государственного исторического архива (РГИА), Центрального государственного исторического архива Республики Башкортостан (ЦГИА РБ), Государственного архива Оренбургской области (ГАОО).
В Российском государственном историческом архиве (Ф. 821) хранится отчет Чиновника департамента духовных дел иностранных вероисповеданий МВД, действительного статского советника И. Платонникова, проводившего в 1910 г. в медресе «Хусаиния» ревизию. Этот отчет является весьма содержательным, поскольку в нем чиновник всесторонне описал деятельность медресе в тот период. А именно: здание (наружное и внутреннее оснащение), материальное обеспечение учебного заведения, наличие учебно-методических пособий. Перечислил изучаемые предметы, привел сведения о преподавателях медресе.
В Центральном государственном историческом архиве Республики Башкортостан (ЦГИА РБ), в Уфе хранятся отчеты по вакуфу А. Г. Хусаинова, за счет которого содержалось медресе «Хусаиния», выплачивались пособия бедным шакирдам, стипендии для обучения в российских вузах и за границей (Ф. 295).
Основным важным источником по истории медресе «Хусания» является его фонд в Государственном архиве Оренбургской области (ГАОО, Ф. 213). В нем хранятся списки преподавателей и учащихся, отчеты о деятельности, сметы, счета, приходно-расходные книги, протоколы заседаний Попечительского и Педагогического Советов. Большинство дел, за редкими исключениями, изложено на татарском языке арабской графикой.
Кроме того, информация о мечети и медресе «Хусаиния» есть и в некоторых других фондах. Канцелярия Оренбургского губернатора (Ф. 10). Канцелярия как исполнительный орган губернатора осуществляла надзор за деятельностью всех административных, хозяйственных и финансовых учреждений гу бернии. В этом фонде сохранились сведения отдельных мусульманских благотворительных обществ (уставы, отчеты). В нем в деле 42 хранятся сведения об открытии медресе и его дальнейшей деятельности, представлены списки преподавателей «Хусаинии». Кроме того, в этом фонде содержатся сведения по учету мусульманских учебных
заведений Оренбургской губернии, статистические данные о количестве медресе в Оренбургской губернии за 1909 год.
Большой интерес представляет для нас дело Оренбургского губернского жандармского управления по мусульманскому движению Оренбургской губернии (Ф. 21). Медресе «Хусаиния», организованное как новометодное учебное заведение, пользовалось большой популярностью в татарском обществе в конце XIX - начале XX века, чем вызвало обеспокоенность царских властей. В этом и предыдущем фонде содержатся донесения и рапорты, свидетельствующие о негласном контроле, установленном царской агентурой за деятельностью медресе. В этом фонде также, кроме интересных сведений о протестах воспитанников медресе, выступавших за улучшение качества обучения, представлены списки мугаллимов и учителей русского класса при медресе «Хусаиния». Сведения о функционировании русского класса имеются также в Фонде Инспектора народных училищ 1-го Оренбургского района (Ф. 75).
Немаловажными представляются также сведения, хранящиеся в ГАОО в фонде Оренбургской городской управы (Ф. 41), а именно дело о постройке 6-й соборной мечети г. Оренбурга купцом Хусаиновым. Интересны материалы, сохранившиеся в фонде Дирекции народных училищ (Ф. 73), которая ведала начальными учебными заведениями Министерства народного просвещения. В этом фонде представлены циркулярные распоряжения Министерства народного просвещения, попечителей Казанского и Оренбургского учебных округов об учебно-воспитательной работе, об усилении надзора за религиозной, нравственной и политической благонадежностью учащихся; отчеты и ведомости инспекторов и смотрителей народных училищ о состоянии учебных заведений.
В советское время на базе медресе «Хусаиния» были открыты 4 института народного образования: Татарский, Башкирский, Казахский и Восточный. Основной фонд по этому периоду: Оренбургский Татарский институт народного образования Наркомата просвещения КАССР (Ф. Р-470). Кроме того, в фонде Оренбургского губернского отдела народного образования (Ф. Р-450) содержатся: переписка с Татарским и Восточным институтами народного образования об их работе, снабжении учебниками и личном составе; списки служащих Восточного института народного образования; списки стипендиатов Татарского института народного образования; списки слушателей Восточного института народного образования, студентов Татарского педагогического техникума и учащихся трехгодичных педагогических курсов. Также имеются проекты, докладные записки и программы размежевания культурно-просветительских учреждений между Оренбургской губернией и
Казнаркопросом; список сотрудников Татарского института народного образования. Хранятся также личные дела педагогов, которые преподавали еще в медресе «Хусаиния» и продолжали работать в советских учебных заведениях, открытых на его базе.
Таким образом, использование опубликованных материалов, периодической печати в совокупности с архивными источниками, дает возможность воссоздать полную и исторически достоверную картину деятельности медресе «Хусаиния», позволяет определить его роль в формировании и возрождении мусульманского образования в Оренбургском крае. То есть, с помощью сохранившегося комплекса разнообразных источников, представляется возможным решить поставленные перед исследованием задачи.
Научная новизна работы заключается, прежде всего, в том, что впервые проведено комплексное исследование истории образовательной и просветительской деятельности медресе «Хусаиния» - в дореволюционное время, в первые годы советской власти и в постсоветский период. Данное исследование позволило нам выявить роль «Хусаинии» в формировании и возрождении образования и его вклад в повышение уровня образованности мусульманского населения Оренбургского края. Кроме того, изучен процесс реформирования мектебов и медресе; исследованы предпосылки появления и распространения нового метода обучения в мусульманских учебных заведениях Росс™ и его влияние на систему народного образования.
Апробация результатов исследования. Основные положения исследовательской работы обсуждались на следующих конференциях:
- Третья международная научно-практическая конференция «Идеалы и ценности Ислама в образовательном пространстве 21 века» (Уфа, 16-18 декабря 2010 г.);
- Всероссийская научно-практическая конференция «Инновационные ресурсы мусульманского образования и культуры: Вторые Фахретдиновские чтения» (Уфа, 5 апреля 2011 г.);
- Четвертая международная научно-практическая конференция «Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века» (Уфа, 22-23 сентября 2011 г.);
«Исламское образование. История, современное состояние и перспективы развития». Международная научно-богословская конференция, посвященная 120-летию медресе «Хусаиния» и 20-летию деятельности современного Духовного мусульманского образовательного учреждения «Хусаиния» (Оренбург, 5 октября 2011 г.);
- Пятая международная научно-практическая конференция «Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века» (Уфа, 15-17 октября 2012 г.);
- Международная научно-практическая конференция, посвященная 225-летию Центрального духовного управления мусульман России -Оренбургского магометанского духовного собрания (Уфа, 22 октября 2013 г.).
- Шестая международная научно-практическая конференция «Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века» (Уфа, 12-13 декабря 2013 г.).
По теме диссертации было опубликовано 18 работ, в том числе 3 статьи в изданиях из перечня ведущих рецензируемых научных журналов, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации.
Практическая значимость работы заключается в том, что характеризуется деятельность медресе «Хусаиния», его роль в системе мусульманского образования. Материалы, содержащиеся в диссертации, положения и выводы, позволяют восполнить пробелы в истории образованности и просвещения российских мусульман и расширить исследовательскую практику.
Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы в лекционных курсах по истории России XIX - XX вв., в разработке спецкурсов по истории татарского народа, истории народного образования национальных меньшинств, при подготовке монографий, посвященных общественной мысли рассматриваемого периода, а также при дальнейшем изучении становления и развития системы мусульманского образования.
Основные положения, выносимые на защиту:
- В конце 19 века среди мусульманских народов Российской империи и, преимущественно, среди татар сформировалось общественно-политическое и интеллектуальное движение исламского реформирования (джадидизм). Оно, сохраняя неизменные религиозные догмы, стремилось адаптировать мусульманские социатьные институты к изменившимся условиям капиталистического общества с целью преодоления внутри конфессиональной замкнутости, успешного встраивания в новые социатьно-экономические отношения и обеспечения комплексного развития уммы.
- В поисках эффективных путей развития народа татарские богословы (Г. Баруди, Ш. Марджани, И. Гаспринский, К. Насырп, Р. Фахретдин и
др.) широко пропагандировали культ знаний и призывали для решения конфессиональных и национальных проблем использовать результаты европейского просвещения.
- Многие представители татарской буржуазии - братья Рамиевы, Акчурины, Сайдашевы и другие - оказывали финансовую поддержку мероприятиям, направленным на просвещение народа. Особое место среди татарской буржуазии занимают оренбургские купцы братья Хусаиновы - основатели нескольких десятков новометодных школ, меценаты и активные общественные деятели. Самым продуктивным результатом благотворительной и просветительской деятельности Хусаиновых по праву является медресе «Хусаиния». Это учебное заведение было призвано показать народу пользу образования и ценность получения всесторонних знаний.
- Медресе «Хусаиния» стало одним из лучших мусульманских образовательных учреждений в дореволюционной России. Этому способствовало его великолепное материально-техническое оснащение и солидное финансовое обеспечение; наличие в учебной программе, наряду с религиозными, разнообразных светских дисциплин; постановка и организация образовательного процесса на современных научно-методических принципах: привлечение к преподавательской деятельности ведущих учёных и педагогов. Являясь крупным методическим центром, где велась разработка учебников и пособий, и таким образом заложив научную основу для реформирования мусульманских начальных школ в масштабах всей страны, можно смело утверждать, что медресе «Хусаиния» играло важную роль в формировании и развитии мусульманского образования не только Оренбургской губернии, но и всей Российской империи.
Однако, несмотря на высокий уровень организации и финансирования, оренбургское медресе «Хусаиния» в дореволюционный период, вопреки распространённому в историографии мнению, так и не смогло решить одну из главных задач своего создания - обеспечить массовую подготовку педагогических кадров для реформированных мусульманских начальных школ Причиной этому послужили неразрешённые внутренние противоречия между консервативно настроенным руководством «Хусаинии» и либеральным студенчеством.
- Несмотря на неразрешенные внутренние противоречия, недостатки в работе, роль медресе «Хусаиния» в формировании национальной интеллигенции мусульманских народов велика. В результате его деятельности получить качественное образование смогли дети простых, небогатых людей. Таким образом, это учебное заведение подготовило большое количество специалистов, которые в дальнейшем блестяще проявили себя в различных сферах деятельности.
- Свою прогрессивную образовательную деятельность духовное училище Хусаиновых прекратило после революции 1917 года, когда в стране поменялся государственный строй и идеологическое направление. Претерпев полную реорганизацию сначала в Учительский институт (Дарульмугаллим) им. А. Г. Хусаинова, затем в 1919 году - в Татарский институт народного образования с полным исключением из учебной программы религиозного компонента, это учебное заведение превратилось из мусульманского образовательного учреждения полностью в светское. И таким образом перестало функционировать как медресе.
- Созданные же на базе бывшего медресе «Хусаиния» Татарский, Башкирский, Киргизский (Казахский) и Восточный институты народного образования обеспечили массовую профессиональную подготовку национальных педагогических кадров для создаваемой советской властью сети школ, институтов и органов управления образованием на Южном Урале, в Казахстане и Средней Азии.
- Возрождение в постсоветский период в 1991 г. медресе «Хусаиния» стало острой необходимостью, поскольку Оренбургская область нуждалась в квалифицированных кадрах - имамах, преподавателях основ ислама, служителях при мечетях, то есть специалистах исламского вероисповедания. Это подтверждает тот факт, что из всех имамов, работающих в мусульманских приходах Оренбургской области, более 70% являются выпускниками медресе «Хусаиния». Именно они ведут религиозно-просветительскую деятельность среди мусульманского населения Оренбуржья, занимаясь духовно-нравственным и патриотическим воспитанием населения.
Структура исследования. Представленная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении дается постановка темы, обосновывается актуальность и научная значимость работы, раскрывается степень ее изученности, определяется объект и предмет, устанавливаются хронологические и географические рамки, формулируются цель и задачи, характеризуются методологическая основа и источниковая база, научная новизна и практическая значимость исследования.
Первая глава диссертации «Становление и развитие медресе «Хусаиния» в дореволюционный период (1891-1917 гг.)» посвящена
характеристике и анализу деятельности медресе «Хусаиния» с момента его основания.
В первом параграфе «Благотворительная и просветительская деятельность к\т(ов Хусаиновых в контексте реформирования мусульманского образования» рассматривается участие купцов первой гильдии братьев Хусаиновых в жизни татарского общества, особенности их мировоззрения и общественная позиция, основные направления их благотворительной и просветительской деятельности.
Отмечается, что с 80-х годов XIX столетия среди мусульман Российской империи и, прежде всего, татар развернулось широкое общественно-политическое движение исламского реформирования (джадидизм). При сохранении незыблемости религиозных догматов оно стремилось адаптировать мусульманские социальные институты к изменившимся условиям капиталистического общества для преодоления внутриконфессиональной замкнутости, успешного встраивания в новые социально-экономические отношения и обеспечения комплексного развития уммы. Это нашло выражение в модернизации и приспособлении системы мусульманского образования к новым запросам рынка труда за счёт введения светских дисциплин, прогрессивных программ и методов обучения; в постановке традиционной благотворительности на новую организационную основу путём создания общественных объединений; в восстановлении коллегиальных начал управления делами религиозных приходов через выборные советы и др.
В параграфе освещается, что основы реформирования мусульманского образования в 80-90-е гг. XIX в. в Оренбургской губернии заложили богатейшие татарские купцы 1-й гильдии братья Хусаиновы. которые создали в крае десятки новометодных начальных школ, финансировали их содержание, снабжали современной учебно-методической литературой, организовали краткосрочные курсы переподготовки учителей. Однако для обеспечения созданной ими сети школ высококвалифицированными педагогическими кадрами и дальнейшего развития в регионе системы начального образования требовалось наладить углубленную и массовую подготовку учителей, что и привело в 1891 г. к созданию реформированного медресе «Хусаиния» в Оренбурге как центре обширной губернии.
Констатируется, что для финансирования реформы конфессионального образования Хусаиновы адаптировали другой традиционный исламский институт - вакуфы, обеспечив прочную основу деятельности созданных ими среднего педагогического учебного заведения (медресе) и сети начальных мусульманских школ (мектебов) за счёт пожертвований на их содержание крупного имущественного
комплекса (зданий, доходного гостинично-складского комплекса, ценных бумаг и денежных капиталов).
Братья Хусаиновы уделяли особое внимание вопросам образования и просвещения мусульман и тем самым сыграли определяющую роль в распространении новых принципов обучения во всем Волго-Уральском регионе.
Во втором параграфе «Организация образовательного прогресса в медресе «Хусаииия» рассматривается история создания медресе «Хусаиния», его внутреннее обустройство и материально-техническая база, правила внутреннего распорядка, дана характеристика организации учебно-воспитательной деятельности, формирования учебной программы и её совершенствования, педагогического состава и руководства медресе.
Открыть новометодное медресе оренбургские купцы братья Хусаиновы решили в 1889 г. Учебное заведение должно было располагаться в Сеитовском посаде при 9-й соборной мечети. Но из-за сопротивления духовенства села, выступавшего против новометодных школ и добившегося запрещения постройки медресе, братья Хусаиновы решили перевести его в город Оренбург. Летом 1890 г. А. Хусаинов купил два дворовых места, на которых располагались различные постройки и двухэтажный каменный дом, в котором первое время и располагалось медресе. Стоит отметить, что в конце XIX века медресе и мектебы разрешалось открывать только при мечетях. В связи с этим, А. Хусаинов решил построить 6-ую соборную мечеть Оренбурга, чтобы в комплексе с ней возвести здание для медресе. В октябре 1890 г. Ахмед-бай Хусаинов обратился в Городскую Управу с просьбой разрешить ему постройку мечети на своем дворовом месте. Разрешение на строительство было получено 1ш 31 декабря 1890 г. Поэтому официальной датой открытия медресе «Хусаиния» считается 1 января 1891 г., то есть следующий день после получения разрешения на строительство в Оренбурге 6-й соборной мечети. Впоследствии А. Хусаинов «желая увеличить училище», построил для «Хусаинии» новое трехэтажное каменное здание с центральным водяным отоплением и электрическим освещением. В нем великолепно были оборудованы учебные классы, кабинеты, библиотеки, общежитие для приезжих учеников и столовая.
В параграфе отмечается, что в учебную программу медресе помимо религиозных дисциплин были включены светские и естественные предметы. Причем, естественные науки заметно преобладали и по перечню дисциплин и по количеству отводимых на их изучение часов. Акцент на светские дисциплины был сделан по той причине, что само учебное заведение было предназначено для подготовки не служителей религиозного культа, а всесторонне образованных людей и специалистов широкого профиля: учителей начальных, средних и высших школ и
работников культурных, хозяйственных учреждений, которые не были бы национально обособленны и которым не были бы чужды общественные интересы. С целью улучшения качества обучения образовательная программа медресе постоянно дорабатывалась и совершенствовалась.
Росту- популярности «Хусаинии» и усилению ее роли в образовании и просвещении мусульманской части населения способствовал также отлично подобранный педагогический коллектив, состоявший из передовых преподавателей - сторонников новых .методов обучения. Отмечается, что многие педагоги этого медресе в свое время являлись его учениками. Большая часть преподавателей стати авторами первых советских учебников, словарей, географических и исторических карт и атласов. Составленные преподавателями учебники и пособия широко применялись в мусульманских образовательных учреждениях Волго-Уральского региона, Сибири и Туркестана.
Вторая глава «Правопреемники медресе в годы советской власти» посвящена процессу трансформации оренбургского медресе «Хусаиния» и деятельности его правопреемников в контексте государственной образовательной политшеи первых десятилетий советской власти.
В первом параграфе «Развитие образования в контексте национальной и религиозной политики Советского государства (19171941 гг.)» рассматривается политика советской власти в сфере национатьного образования, подготовка педагогических кадров для школ национальных меньшинств, ликвидация неграмотности и малограмотности среди нерусских народов края.
Отмечается, что с установлением советской власти на всей территории страны коренным образом поменялся подход к образованию и просвещению национатьных меньшинств. Государство стремилось ликвидировать безграмотность и малограмотность среди нерусских народов, а вместе с тем подавить их национальную самобытную культуру. С этой целью по всей стране, в том числе и в Оренбургской губернии, открывались новые школы, формировались ликпункгы, росло число библиотек и изб-читален, проводились различные культурно-просветительские мероприятия.
В параграфе констапгруется, что в стране поменялся не только подход к образовательному процессу, но и появилась новая идеология, в которой не было места ничему религиозному. После завершения Гражданской войны советская власть присту пила к планомерному- разрушению институтов мусульманской общины, постепенно лишая ее присущих ей функций (образовательной, финансовой, социальной, идеологической и др.). Одной из главных задач стало создание параллельных общинным институтов, ориентированных на мусульман, но действовавших при поддержке государства В первую очередь
были созданы параллельные институты образования. С изданием в 1918 году декрета «Об отделешш церкви от государства и школы от церкви» был установлен светский характер государственной аласти, религиозные учреждения лишились юридических прав, их имущество было национализировано, кроме того, был введен запрет на преподавание религиозных вероучений в общеобразовательных учреждениях.
Во втором параграфе «Подготовка национальных педагогических кадров на базе бывшего медресе «Хусаиния» рассматривается процесс реорганизации и адаптации медресе «Хусаиния» к новой образовательной политике советского государства, а также организация на его базе светских учебных заведений с целью подготовки педагогических кадров для национальных школ.
После революции 1917 года медресе «Хусаиния» пришлось пережить смену общественного и государственного строя. Однако в отличие от сотен других мусульманских учебных заведений оренбургское медресе «Хусаиния» было не ликвидировано, а адаптировано, приспособлено к решению актуальных общественно-политических задач нового советского государства. На это повлияли сложный этноконфессиональный состав Южно-Уральского региона со значительной долей татарского, башкирского, казахского населения, а также уникальное геополитическое положение края, обеспечивающее связь России с огромным мусульманским регионом Средней Азии. Важнейшими проблемами здесь были сплошная ликвидации неграмотности для обеспечения масштабных социалистических преобразований, подготовка национальных кадров для государственных и партийных органов, учреждений, предприятий.
В параграфе делается вывод о том, что отсутствие собственной системы профессионального обучения на национальных языках, острый дефицит образованных кадров вынудили советское государство обратиться к уже существующим материально-технической базе, педагогическом)' персонал}', учебно-методическим наработкам оренбургского медресе «Хусаиния», имевшего богатый дореволюционный опыт подготовки национальной интеллигенции. Ещё в 1917 г. оно было преобразовано в Учительский институт им. А.Г. Хусаинова, а в 1921 г. разделено сразу на 4 института народного образования: Татарский, Башкирский, Киргизский (Казахский) и Восточный (для народов Средней Азии). Эти учебные заведения обеспечили массовую профессиональную подготовку национальных педагогических кадров для создаваемой советской властью сети школ, институтов и органов управления образованием на Южном Урале, в Казахстане и Средней Азии.
Третья глава «Возрождение медресе «Хусаиния» в современной России (1991-2014 гг.)» посвящена процессу возрождения, становления и развития современного медресе «Хусаиния» в постсоветский период и по настоящее время.
После 72 лет забвения в 1991 году началась новейшая история медресе «Хусаиния». В это время в Оренбургской области, как и в России в целом, шел активный процесс возрождения религии. Деятельность религиозных организаций, в том числе и мусульманских, возрождалась по всей России. В Оренбургской области стали активно открываться старые и новые мечети. Возникла острая необходимость в профессиональных служителях исламского культа - имамах приходов. Это стало одной из главных причин воссоздания и открытия медресе «Хусаиния».
Если купцы 1-ой гильдии братья Хусаиновы в конце XIX века основали свое медресе «Хусаиния» для того, чтобы «дать низшему классу магометан возможность убедиться на практике в пользе образования», то целью воссоздания современного медресе было удовлетворить потребность мусульман региона в квалифицированных кадрах — имамах, преподавателях основ ислама, служителях при мечетях, то есть специалистах исламского вероисповедания.
В параграфе отмечается, что в настоящее время, когда существует сложившаяся система общеобразовательных учебных заведений, медресе «Хусаиния» заняло свою нишу в системе среднего профессионального образования. Учебная программа «Хусаинии» включает в себя, в основном, религиозные предметы. Из светских дисциплин проводятся занятия по психологии, педагогике и информатике. Образовательный процесс в медресе «Хусаиния» построен с учетом современных методических требований. Основным принципом обучения является совмещение его с воспитанием духовно просвещенной личности, воспитанной в традициях толерантности, межрелигиозного диалога.
Констатируется, что в отличие от дореволюционного медресе «Хусаиния», которое содержалось за счет купцов Хусаиновых, и в большей степени - на средства Ахмед-бая Хусаинова, и не испытывало финансовых затруднений, современное духовное учебное заведение не имеет постоянных частных инвесторов. Деятельность этого медресе финансируется за счет средств Духовного управления мусульман Оренбургской области, являющегося его учредителем.
В заключении подведены итоги исследования, представлены обобщающие выводы по теме диссертационной работы.
Открытие братьями Хусаиновыми новометодного медресе в г. Оренбурге было продиктовано необходимостью проведения реформ в системе мусульманского образования для подтверждения их практической
пользы. В результате работы исторического медресе «Хусаиния» получить качественное образование смогли дети простых, небогатых людей, причем выпускники получили базовые знания общих гуманитарных и естественных дисциплин. В советский период «Хусаиния» фактически прекратила свое существование в качестве религиозной школы. Возрождение же в постсоветский период медресе «Хусаиния» также стало необходимостью, поскольку Оренбургская область нуждалась в квалифицированных кадрах мусульманского духовенства. Это подтверждает тот факт, что из всех имамов, работающих в мусульманских приходах Оренбургской области, более 70% являются выпускниками медресе «Хусаиния». Именно они ведут религиозно-просветительскую деятельность среди мусульманского населения Оренбуржья, занимаясь духовно-нравственным и патриотическим воспитанием населения.
Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:
В изданиях, рекомендованных Перечнем ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:
1.Шарипов A.A. Возрождение «Хусаинии» / A.A. Шарипов // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2014. - № 1 (162). -С. 41-43.
2. Шарипов A.A. Открытие медресе «Хусаиния» и его внутреннее оснащение / A.A. Шарипов // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4. История. Регионоведение. Международные отношения. - 2014. - № 1 (25). - С. 57-61.
3.Шарипов A.A. Роль медресе «Хусаиния» в системе Российского исламского образования / A.A. Шарипов // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2014. - № 2. - С. 84-87.
В прочих изданиях:
4. Шарипов A.A. Современное медресе «Хусаиния» / A.A. Шарипов, З.Р. Шарипова // Ислам и жизнь. - ООО «Союз-реклама», 2014. - № 1 (11).-С. 24-25.
5. Шарипов A.A. Об исламском воспитании на опыте предков / A.A. Шарипов // Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века: материалы VI Международной научно-практической конференции в Уфе 12-13 декабря 2013 года / составители: Г.Б. Фаизов, З.М. Тимербулатов, А.Ш. Тимерханов - Уфа: ГУПРБ «Издательство «Белая река», 2013. - С. 355-357.
6.Шарипов A.A. Роль Оренбургского медресе «Хусаиния» в инновационном развитии образования / A.A. Шарипов // Ислам и государство в России: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 225-летию Центрального духовного управления мусульман России - Оренбургского магометанского духовного собрания. Уфа, 22 октября 2013 г. / составители: P.M. Мухаметзянова-Дуггал, А.Т. Ахатов, И.В. Фролова,
B.C. Хазиев / под общей ред. А.Б. Юнусовой. - Уфа: ГУЛ РБ Уфимский полиграфкомбинат, 2013. - С. 185-187.
7. Шарипов A.A. Студенты и выпускники медресе «Хусаиния» (1991-2011 гг.) / A.A. Шарипов, Р. Хуснутдинов // Ислам и жизнь. - ООО «Союз-реклама». - 2013. - № 1 (8). - С. 15-17.
8. Шарипов A.A. Торжественный выпуск в «Медресе «Хусаиния» / A.A. Шарипов, З.Р. Шарипова // Ислам и жизнь. - ООО «Союз-реклама». - 2013. - № 2 (9). - С. 21-22.
9. Шарипов A.A. Мультимедийные технологии образования в духовных учреждениях Оренбургской области / A.A. Шарипов, A.B. Колпаков // Ислам и жизнь. - ООО «Союз-реклама». - 2013. - № 3 (10). - С. 19-21.
10. Шарипов A.A. Роль Оренбургского медресе «Хусаиния» в инновационном развитии образования / A.A. Шарипов // Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века: материалы V Международной научно-практической конференции в Уфе 15-17 октября 2012 года / составители: Г.Б. Фаизов, З.М. Тимербулатов, Г .В. Балягова - Уфа: ГУЛ РБ Уфимский полиграфкомбинат, 2012. -
C. 45-48.
11. Шарнпов A.A. Путь к толерантности - образование / A.A. Шарипов // Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века: материалы IV Международной научно-практической конференции в Уфе 22-23 сентября 2011 года / составители: Г.Б. Фаизов, Г.В. Балягова - Уфа: ГУПРБ Уфимский полиграфкомбинат, 2011. - С. 150-153.
12. Шарипов A.A. Приветствие конференции / A.A. Шарипов // Исламское образование. История, современное состояние и перспективы развития: Материалы международной научно-богословской конференции. посвященной 120-летию медресе «Хусаиния» и 20-летию деятельности современного Духовного мусульманского образовательного учреждения «Хусаиния». -Оренбург: ИПК «Газпромпечать» ООО «Оренбурггазпромсервис», 2011.-С. 14-16.
13. Шарипов A.A. Медресе «Хусаиния» - от истории к настоящему'.../ A.A. Шарипов // Инновационные ресурсы мусульманского образования и культуры: Вторые Фахретдиновские чтения. Сборник материалов
Всероссийской научно-практической конференции / под ред. P.M. Асадуллина. Москва - Н.Новгород: ИД «Медина», 2011. - С. 143.
14. Шарипов A.A. Приветствие конференции / A.A. Шарипов // Нравственные идеалы и ценности ислама в образовании: сборник научно-практической конференции для студентов, аспирантов и молодых ученых,- Уфа: Изд-во БГПУ, 2010. - С. 6.
15. Шарипов A.A. Каждый народ является достойным цветком в букете Всевышнего / A.A. Шарипов // Государственно-конфессиональные отношения: теория и практика. Международная конференция. Оренбург. 30 марта 2010 г. - Сб. статей / Сост. Е.В. Годовова. -Оренбург: ООО «Агентство «ПРЕССА», 2010. - С. 117-119.
16. Шарипов A.A. Предложения по развитию Исламского образования /A.A. Шарипов // Идеалы и ценности Ислама в образовательном пространстве 21 века: материалы III международной научно-практической конференции / под редакцией д.ф.н., профессора B.C. Хазиева - Уфа: Изд-во БГПУ, 2010. - С. 170.
17. Шарипов A.A. История и современность медресе «Хусаиния» / A.A. Шарипов // [Электронный ресурс] : Издательский дом «Медина» -Режим доступа: http:// www.idmedina.ru/books/school-book/71832
18. Шарипов A.A. Роль религиозного воспитания в формировании антинаркотического мировоззрения у подрастающего поколения / A.A. Шарипов //Организация профилактики наркомании и наркопреступности, формирование антинаркотического мировоззрения в студенческой среде / Сборник материалов «круглого стола». -Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006. - С.37-39.
Подписано в печать 10.11.2014 г. 1
Формат 60x84 / . Бумага писчая. Цена свободная. Усл. печ. листов 1,0. Тираж 120. Заказ 214.
ООО ИПК «Университет» 460007, г. Оренбург, ул. М. Джалиля, 6. E-mail: ipk_universitet@mail.ru Тел./факс: (3532) 90-00-26