автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Роль металлических украшений как формообразующих элементов в костюме XX - начала XXI вв. Традиции и новаторство

  • Год: 2007
  • Автор научной работы: Шварков, Алексей Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Роль металлических украшений как формообразующих элементов в костюме XX - начала XXI вв. Традиции и новаторство'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Роль металлических украшений как формообразующих элементов в костюме XX - начала XXI вв. Традиции и новаторство"

На правах рукописи УДК 745/749

Шварков Алексей Владимирович

металлических украшений как формообразующих элементов в костюме XX - начала XXI вв. Традиции и новаторство

Специальность 17 00 04 — изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

о 5 июл 2007

Санкт-Петербург 2007

003064032

Работа выполнена на кафедре художественной обработки металла Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

кандидат искусствоведения, профессор А Ф Дмитренко

доктор философских наук, профессор С Т Махлина

кандидат искусствоведения, доцент О А Кривдина

Российский этнографический музей

Защита состоится 2007 г. в /¿г часов

на заседании диссертационного совета К212 22101 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук в Санкт-Петербургской

государственной художественно-промышленной академии 191189, Санкт-Петербург, Соляной переулок, д 13

по адресу

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии; (Санкт-Петербург, Соляной переулок, д 13)

Автореферат разослан

2007 г

Ученый секретарь диссертационного совета Кандидат искусствоведения, профессор В М Мошков

Общая характеристика работы

Актуальность исследования

На протяжении тысячелетий одежда и украшения развивались в тесном контакте, оказывая большое взаимное влияние Характер одежды предполагал определенную форму и состав украшений, которые, в свою очередь, органично входя в композицию костюма, существенно влияли на его образ

Актуальность темы обоснована недостаточной изученностью роли металлических украшений в качестве формообразующих элементов костюма В большинстве источников, затрагивающих тему украшений в костюме, последние рассматриваются лишь как дополнения к одежде При этом предметом описания являются, в основном, формы, способы применения и только отчасти роль и функции украшений. Актуальность данного исследования состоит в раскрытии роли металлических украшений в современном костюме, взаимосвязи их форм, количества и типов с композиционной и функциональной структурой костюма в целом В исследовании прослеживается, также, влияние техник и технологий изготовления украшений из металла на пластику и образ костюма

Возрастающий интерес к украшениям из металла в настоящее время также подчеркивает актуальность и своевременность избранной в качестве диссертационного исследования темы Одним из результатов исследования является прогноз и обоснование дальнейшего повышения востребованности металлических украшений в костюме и увеличение спроса на них

Степень теоретической разработанности проблемы. Анализ генезиса, эволюции и роли украшений из металла в историческом и современном костюме требует комплексного подхода, объединяющего данные ряда научных дисциплин - искусствоведения, истории, этнологии, культурологии, психологии и других

Изучение источников по истории, психологии и семиотике костюма, аксессуаров и украшений позволяет сделать выводы, что тема металлических украшений и костюма как единого композиционного целого в исторической перспективе и в контексте современной практики достаточно редко затрагивается в научной литературе Поэтому следует отметить, что наиболее интересное и «эргономично» выстроенное описание костюма и украшений как

цельного отражения культурной среды своей эпохи дается в источниках, освещающих более общие вопросы искусства и культуры, таких, например, как труды Б А Рыбакова «Ремесло Древней Руси» (1948) и «Язычество Древней Руси» (1987), Лайонелла Кассона «Правители варваров» (1998) и других

В большей части научной литературы по истории костюма украшения и аксессуары рассматриваются отдельно от одежды, в конце характеристики того или иного исторического этапа в развитии костюма Такой подход не дает достаточно подробного и четкого представления о его композиционном строе в целом Можно отметить, что источники конца XIX - начала XX в больше тяготеют к более полному и подробному описанию украшений и их конструктивных особенностей в тесной связи как с одеждой, так и с другими элементами костюма (П И Савваитов «Описание старинных русских утварей, одежд и оружия», 1896)

Работа НТ Савельевой «Мода и массовый вкус» (1966) интересна исследованием исторических и социальных предпосылок использования металлических украшений в историческом костюме, наиболее существенными из которых обоснованно указаны классовое разделение и социальное неравенство, характерные для большинства культур древности.

Важное значение в освещении проблемы украшений из металла как в контексте костюма, так и на фоне специфической культурной и социальной среды своего времени, имеют труды ПИ Уткина «Русские ювелирные украшения» (1970) и ТБ Забозлаевой «Драгоценности в русской культуре ХУШ-ХХ веков» (2003) Из источников по ювелирному искусству можно также выделить работу Р.А Ванюшовой и Б Г Ванюшова -иллюстрированный типологический словарь ювелирных изделий (2000), где описание различных ювелирных украшений дано в тесной связи со специфическими особенностями костюма и способами их применения в рассматриваемый период Отчасти это является следствием того, что авторы широко используют материалы работ упомянутых выше Б А Рыбакова и П И Савваитова Данный труд ценен, также, решением важнейшей проблемы терминологии ювелирных украшений

С этой точки зрения интересна работа Дайфри Уильямса и Джека Огдена «Греческое золото Ювелирное искусство классической эпохи V -IV вв до н э » (1995) Украшения здесь анализируются в контексте технико-технологических процессов и приемов исполнения, что дает возможность оценить взаимосвязь технологии с образом и пластикой, а

также социокультурную характеристику среды, условий и особенностей использования

Следует отметить работу Г М Медведевой, Н Г. Платоновой и других «Русские ювелирные украшения XVI - XX веков из собрания Государственного Исторического музея» (1994) Это исследование актуально комплексным подходом к освещению вопроса значения украшений в костюме, о чем свидетельствуют сами авторы «На протяжении веков развитие ювелирных украшений и их количество стояли в тесной зависимости от стилистических изменений моды Поэтому в каждом разделе текста они рассматриваются в связи с покроем одежды и условиями бытования»

Аналогичный подход, только уже с точки зрения изучения костюма, применен в четырехтомном издании М Н Мерцаловой «Костюм разных времен и народов» (1993), где развитие одежды рассматривается параллельно с украшениями в контексте общей декоративной и функциональной структуры костюма

Весьма полезна в изучении данной проблемы работа Ш Зелинг «Мода Век модельеров 1900 - 1999 » (2000), посвященная истории моды в XX в и раскрывающая новые факторы ее развития Наиболее интересны материалы по новейшим технологиям и разработкам в области металлизированного текстиля, а также интервью с известным авангардистом моды Гельмутом Лангом о тенденциях и прогнозах развития моды в ближайшем будущем и их социальной и психологической обусловленности

Из публикаций последних лет следует выделить издание «История костюма с XVIII по XX вв Коллекция костюма Киото», представляющее богатый иллюстративный материал из не публиковавшегося ранее собрания, включающий в себя украшения и аксессуары

Монография А Васильева «Русская мода 150 лет в фотографиях» (2004) интересна тем, что в ней история русской моды со второй половины XIX в и до наших дней представлена в виде фотоальбома Это дает возможность составить наиболее полное впечатление не только о развитии композиции костюма, но и о манере его ношения с теми или иными украшениями и аксессуарами

Весьма репрезентативны при рассмотрении проблемы в контексте современной моды такие иностранные издания как работа Колина МакДауэлла

«The Fashion Book» (1998) и «Fashion Now» (2003), представляющие собой прекрасно проиллюстрированные альбомы с подробным описанием и комментариями, касающимися, в том числе, и украшений

Таким образом, при изучении вопроса с использованием материала по ювелирному искусству с одной стороны, и по искусству костюма - с другой, складывается довольно противоречивая картина описательного, по большей части, характера

Объект исследования - украшения из металла в историческом и современном костюме

Предметом диссертационного исследования стали значение, функции и роль украшений в современном костюме

Цель работы - изучение, систематизация и обобщение исторического и современного материала, свидетельствующего о роли металлических украшений в костюме, сравнительный анализ и оценка взаимодействия этих двух составляющих в контексте современной культуры

Задачи исследования

- Изучить основные формы, функции и значение металлических украшений в историческом костюме

- Рассмотреть технико-технологические аспекты изготовления украшений из металла в различные исторические периоды и определить их роль в композиции костюма

Выявить образно-пластические возможности новых технологий

- Исследовать социокультурную обусловленность изменений в характере и составе украшений

- Сформулировать основные принципы применения декоративного металла в структуре современного костюма

- Оценить тенденции к применению новаторских решений на фоне использования традиционных видов и форм украшений в костюме

- Раскрыть роль украшений из металла в создании костюма XX -начала XXI вв и их значение в формообразовании современного костюма

Методологической основой работы стал комплексный, системный подход к исследованию Материал рассматривается как в культурно-историческом аспекте, так и с точки зрения социальной и психологической обусловленности В работе использованы художественно-стилистический, историко-сравнительный, системный и типологический методы

Практическая значимость работы Положения и выводы диссертации могут быть использованы

- в качестве методического пособия в области истории художественного металла в костюме как для дизайнеров одежды, так и для ювелиров,

- для подготовки спецкурса в профилирующих вузах, готовящих художников-дизайнеров одежды, аксессуаров и ювелирных украшений,

- как материал для искусствоведческих исследований, посвященных проблеме художественного металла в историческом и современном кост юме, а также для современной художественной практики

Научная ценность и новизна работы

- в работе прослежена эволюция металлических украшений в контексте костюма как важнейших его составляющих,

- выявлены факторы использования украшений в историческом костюме, проведены параллели с современностью и обоснованы предпосылки дальнейшей эволюции,

- впервые предложена классификация украшений и декоративных элементов из металла по принципу их использования в современном костюме,

- данная работа позволяет полнее рассмотреть и оценить роль металлических украшений и аксессуаров в формировании образа современного костюма

Апробация работы Материалы диссертации были представлены на научной конференции «Месмахеровские чтения», СПбГХПА - 2001, 2003 гг, на конференции «Мода и дизайн» СПбГУТД - 2004-2005 Отдельные разделы работы обсуждались на научном семинаре при кафедре теории и истории искусств СПбГХПА «Методика анализа художественных произведений в научно-исследовательской работе» (2001-2004гг, рук проф А Ф Дмитренко)

Положения, выносимые на защиту

1 К металлическим украшениям в костюме относятся комплексы изделий, используемых в качестве нательных, а также непосредственно входящих в структуру костюма К первым относятся украшения, являю,щиеся дополнениями костюма Вторую группу представляют украшения, непосредственно входящие в конструкцию одежды или закрепляющиеся на ней

2 Одним из основных факторов, повлиявших на востребованность металлических украшений в историческом костюме, явилось социальное неравенство и классовое разделение общества Либерализация общественных отношений в XX в, развитие коммуникативного общества и растущая свобода самовыражения способствовали росту актуальности украшений из металла в современном костюме

3 Технико-технологические аспекты изготовления металлических украшений, оказавшие существенное влияние на пластику и образный строй исторического костюма, при нынешнем развитии промышленности и внедрении новых технологий и материалов, имеют не менее важное значение в процессе создания современного костюма и являются одним из основных факторов, обеспечивающих многогранность современной моды

4 Украшения из металла играют роль формо- и стилеобразующих элементов в костюме, а также участвуют в формировании его функциональной структуры

Структура работы продиктована задачами исследования Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы Работа содержит приложение, состоящее из альбома иллюстраций и словаря специальных терминов

Основное содержание работы

Во введении обоснована актуальность выбранной темы, обозначены цель и задачи исследования, практическое значение работы, рассмотрена историография вопроса

Глава 1. Возникновение и эволюция основных видов и форм металлических украшений. Их значение в историческом костюме.

В первой главе рассмотрены исторические аспекты формирования видов и функций украшений, их роль в костюме Раскрывается культурная и социальная обусловленность, а также динамика развития различных форм и видов изделий в том или ином культурном контексте Отмечается, что большинство традиционных форм и видов украшений востребованы в современном костюме и служат основой для развития новаторских решений при использовании металлических украшений в костюме сегодня

В первом параграфе «Становление и функции основных типов металлических украшений в костюме древних культур»

рассматриваются украшения в костюме древних культур

Металл в древности нес, по большей части, знаковую нагрузку, был своего рода «тотемным» материалом, и функциональные металлические элементы часто являлись амулетами

Одежда Древнего Египта была простой и лаконичной у всех социальных классов, отличаясь ценностью и качеством выделки тканей При этом очень важной частью гардероба свободного египтянина являлись украшения, изобилующие изображениями священных животных и богов, несшие знаковую функцию

Украшения не просто дополняли египетскую одежду - они играли куда более важную роль, и если одежду можно сравнить со «второй кожей», скрывающей и ограждающей тело от внешнего мира, то украшения имели силу, приближавшую человека к миру божественного Таким образом украшения служили, своего рода, необходимой «духовной» составляющей в костюме Именно в Древнем Египте возникли все виды украшений (в том числе и с драгоценными камнями) -перстни, броши, серьги, ожерелья, браслеты и диадемы

В античной Греции, наряду с уже перечисленными видами украшений из металла, широко применялись фибулы и булавки, которыми не только закалывали одежду, но и прикрепляли на плечах ожерелья, превращая их в нагрудное украшение

В период Древнего Рима украшения имели специфический отпечаток имперской культуры, отразившийся в формах, видах и техниках исполнения. У римлян золотыми и серебряными лавровыми или оливковыми венками венчали военачальников и должностных лиц, а также победителей в состязаниях В период Римской империи венок превратился в диадему, - обруч делался из золота, украшался драгоценными камнями, жемчужинами, и стал вскоре символом императорской власти Золото сочеталось с камнями красных оттенков и со вставками камней или стекла зеленого, желтого, синего, фиолетового цветов

Второй параграф «Эпоха переселения народов и Средние века» освещает принципиальные изменения в составе и стиле украшений в рассматриваемый период

Эпоха переселения народов стала временем зарождения «полихромного» стиля, пришедшего на смену скифскому «звериному» В этот период изделия становились все более совершенными как в композиционном, так и в техническом плане

Европейские ювелиры, используя технику и декоративные приемы предшествующей эпохи и новые орнаментальные мотивы, создали своеобразный стиль, своим рождением обязанный распространенным в Европе полихромным украшениям северопричерноморского происхождения Золото и серебро в богато украшенных фибулах и поясах сочеталось со вставками из гранатов и других камней

В средние века ювелирное дело достигло небывалого совершенства Европейские средневековые украшения были разнообразны по функциям и формам кольца с крупными камнями, пряжки для поясов, застежки типа броши (афиш), фигурные цепи - колье и подвески к ним, обручи для прически, кованые сетки для волос, отделанные камнями в оправе, браслеты, оправы - замки для кошельков, а также металлические подвески к платью

В третьем параграфе «Возрождение и Новое время» прослежена эволюция украшений из металла в костюме Возрождения и Нового времени

С середины XVII в Франция становится законодательницей моды в области костюма во всей Европе В Версале — резиденции «короля -солнца» Людовика XIV можно было наблюдать золотное и серебряное шитье, в изобилии украшавшее кафтаны и платья Также были в моде большие металлические пуговицы

Во второй половине XVIII в в культурных центрах Европы началась дискуссия об искусстве и культуре классического античного мира Она была вызвана сенсационными раскопками городов Помпеи и Геркуланума, благодаря которым ученые, философы и художники получили основание для новых открытий в изучении древней культуры греков и римлян, что вызвало у духовной элиты Запада большой интерес к эпохам ранней европейской истории Таким образом была воссоздана культура классицизма, которая проявлялась как в философии и изобразительном искусстве, так и в архитектуре, моде и художественном ремесле Это в значительной мере предвосхитило будущий расцвет стиля ампир.

В четвертом параграфе «Украшения из металла в западноевропейском костюме XIX в.» освещается проблема металлических украшений в костюме указанного периода

Начало XIX в ознаменовалось наполеоновскими войнами Офицерский состав в большинстве государств этого периода был многочисленным, занимая и в светском обществе и при дворе центральное место Помимо полевой военной формы повсеместно существовала парадная и бальная офицерская форма Она сверкала кокардами, обилием золотой вышивки и пышными эполетами

При Наполеоне Бонапарте для каждого придворного чина был выработан определенный костюм, непременно имеющий отделку, регалии и аксессуары из драгоценных металлов - золота или серебра

В 1820-х - 1830-х годах в Европе проявился интерес к средневековью Так, около 1820 года возникла мода на крупные браслеты с неоготическим орнаментом В России эта мода нашла выражение в каслинском литье, которое пользовалось значительным спросом В Англии и Франции браслеты делали стальными или золочеными

В середине XIX столетия пережии новое рождение стиль рококо В этот период украшения разделялись на парадные (большие парюры, — наборы ювелирных украшений, выполненные в едином художественном стиле, в которых все1да было много камней, гребни, серьги, ожерелья или колье, браслеты, кольца, броши, пряжки) и обычные (малые парюры, для визитов и небольших приемов дома серьги, броши, кольца, браслеты, цепочки) Наряду с драгоценными украшениями, указывавшими на состоятельность владельца, были и недорогие — из бисера цветного, граненого, стального, из каменного угля, никеля, вороненой стали, оксидированного серебра, серебра с эмалями и мелким жемчугом

Формы украшений претерпевали постоянные изменения, что могло являться следствием растущей индивидуальности художников и потребителей Портные и ювелиры были заняты изучением и поиском актуальных направлений Таким образом стили европейской культуры были дополнены и обогатились благодаря влиянию внеевропейских традиций Так вошло в моду искусство Китая XVII - XVIII вв , оживилось и расширилось влияние мотивов арабск о-исламского искусства, форм и орнаментики Индии и Япони и

Когда в последнее десятилетие XIX в смесь стилей прошедших времен и различных культур изжила себя, возникло новое искусство, достигшее во Франции своего наивысшего триумфа Это искусство развилось в конце века и в основном передавало формы природы, проявившись в орнаментальном изменении мотива и образа

В последние годы XIX столетия во Франции впервые появились украшения в стиле модерн Родоначальником искусства украшений в стиле модерн считается Рене Лалик Значителен вклад этого мастера и в моду того времени, так как его изящные и смелые по замыслу изделия часто проектировались вместе с платьем и задавали стиль своего времени в самом широком смысле Безупречные технически и композиционно колье, браслеты, броши, заколки, перстни и подвески являются, своего рода, зеркалом эпохи, в которую были созданы.

В пятом параграфе «Украшения из металла в русском историческом костюме» рассматривается возникновение и эволюция различных форм и видов металлических украшений в русском костюме

Древнерусский костюм традиционно изобиловал самыми разнообразными украшениями, являвшимися, по сути, амулетами и оберегами, так что чуть ли ни весь женский наряд,- от головного убора до подола платья, включая орнаментальные узоры, представлял собой целую систему, носившую защитно-ритуальную функцию В дальнейшем многие украшения потеряли изначальный сакральный смысл, но продолжали формировать неповторимую графику русского костюма

Во времена Екатерины Великой были сделаны первые попытки регламентации парадного придворного костюма с целью придания ему черт национального характера Это нашло отражение в широком и разнообразном применении металлической вышивки, введении в узор вышивки блесток, серебряных и золотых пластинок различной формы, блестящих и матовых, что позволяло достичь богатства фактуры вышитых поверхностей

При изучении развития форм и значения украшений из металла в истории костюма можно проследить различные их функции на разных э гапах истории

• Золотые воротники, головные уборы с изображениями божеств и культовой символикой, царские регалии с богатой инкрустацией

драгоценными камнями в Древнем Египте несли, по большей части, знаковую нагрузку, приобщая носящего к "божественному кругу".

• Золотые и серебряные лавровые венки и богато украшенные парадные доспехи в Античном Риме были символами власть имущих и триумфа Великой империи

• Парчовые тоги, расшитые металлическими пластинками, золотые пояса и диадемы в Византии являлись важными иерархическими элементами, своего рода "знаками отличия" определенных придворных сословий

• Декорированные фибулы, золотые пояса, инкрустированные пряжки у готов, гуннов и германцев, а также в позднем Риме, были необходимыми функциональными элементами костюма и, в то же время, символами статуса и престижа в одежде варварской знати

• Роскошные придворные костюмы, как мужские, так и женские, зашитые серебром и золотом с изящными украшениями и аксессуарами в России и Франции XVIII - XIX вв были обязательными атрибутами высшего света, неукоснительно следовали моде, но обязательно подчинялись, в то же время, строго регламентированным рамкам

Таким образом, с древнейших времен использование украшений в одежде было в значительной степени социально обусловлено Социальное неравенство и классовое разделение общества в древности послужили толчком к развитию моды, и, в частности, к «обогащению» костюма ювелирными изделиями и украшениями из металла Костюм и украшения были самым простым и реальным средством визуального разделения высших и низших классов общества костюм как украшение реализовал в себе все привилегии богатства Основной функцией такого костюма становится утверждение недосягаемости персоны Об этом писал художник И Билибин в 1909 г «мода . искание нарочитой красоты в одежде, шла, идет и будет идти всегда от высших классов к низшим»

В процессе исследования можно выделить две основных категории украшений из металла в историческом костюме комплексы изделий, используемых в качестве нательных, и тех, что непосредственно входят в структуру костюма К первым относятся украшения, являющиеся дополнениями к костюму (ожерелья, браслеты, серьги, диадемы, перстни ) Во вторую группу входят украшения, непосредственно входящие в конструкцию одежды или закрепляющиеся на ней (оплечья, кружево,

фибулы, пояса, броши, зарукавья, дробницы...). При этом заметна тенденция к преобладанию украшений второй группы практически на протяжении всей истории, и лишь к XIX в. наблюдается некоторый спад применения украшений одежды и преобладание нательных украшений.

Глава II. Влияние технико-технологических особенностей изготовления металлических украшений на форму и образ костюма.

Во второй главе рассматриваются различные техники и технологические особенности производства металлических украшений с древнейших времен до настоящего времени и их влияние на форму и образ изделий, прослеживается динамика развития ювелирного мастерства в историческом контексте, раскрывается технологическая обусловленность различных форм и композиционных решений исторических украшений из металла,

В первом параграфе «Технологии и техники исполнения исторических образцов украшений из металла» приводится описание традиционных техник и технологических особенностей изготовления металлических украшений в исторической перспективе, раскрывается их влияние на пластику и образ костюма.

Древние методы обработки металла - литье, ковка, чеканка -отразились на пластике изделии и изобразительных средствах. Можно отметить, что древние украшения, при преобладании монохромного стиля и относительной лаконичности в техниках исполнения, отличало совершенство композиции и необычайная выразительность образного ряда. Ярким примером этому служит ювелирное искусство Египта и древних европейских культур.

Кованые золотые, мсдные; железные пряжки, фибулы и накладки в сочетании с кожей и тканями грубой вязки придают неповторимый суровый Колорит одежде варваре«;, С разви снем же полихромии богатство колорита в украшениях потребовало более сложных цветовых решений всего костюма в целом. С другой стороны, тончайшая золотая «пена» древнегреческих сканых украшений органична завершает, как бы венчает, изящно драпированную, волнообразно ниспадающую античную одежду.

Сканые украшения с характерным растительным орнаментом из витой проволоки с черневым фоном придают благородную монументальность традиционному русскому женскому костюму, а золотые украшения с

фикифтыо и драгоценными камнями а сочетании с серебряным и юпегшым шитьем создают богатую но колориту «мозаику» купеческих, боярских и княжеских костюмов в допетровское время.

Усовершенствование производства в XIX в. отражается и на ювелирном производстве: кованое серебро заменяется гладким листовым, чеканка все больше уступает мссто штамповке, позднее находят применение гальванические покрытия (серебрение, золочение). Это, а также применение более эффективных механизированных способов обработки и отделки, таких как протяжка, штамповка, шлифовка и полировка, позволили добиться высочайшего качества изделий при необычайной сложности и разнообразии применяемых материалов (напр. фирмы К.Фаберже и И.Хлебникова). Подобные ювелирные украшения становились «изюминкой» всего костюма, так что уже порой платье подбирали под украшения, а не наоборот.

Второй параграф «Современные материалы и технологии производства металлических украшений и элементов костюма» посвящен новым материалам, а также пластическим и конструктивным возможностям создания украшений.

В XX столетии происходит интенсивное развитие науки и техники, что стало причиной появления не только множества технологических новинок в обработке металлов, но и изобретений в текстильной отрасли, начавшей использовать металл при производстве современных высокотехнологичных материалов. Новые технологии и приемы позволяют не просто декорировать ткань металлом, а получить принципиально новые материалы с особыми свойствами.

Что касается современной бижутерии и других металлических элементов костюма, таких как декоративные застежки, пряжки, даже целые пояса, детали обуви, а также самые невероятные аксессуары и головные уборы, которыми кутюрье в изобилии снабжают свои коллекции модной одежды, то и здесь не обходится без новейших технологий. Сегодня используются, в основном, легкие сплавы (например алюминиевые и титановые) и различные металлические покрытия, сочетающие в себе такие качества как функциональность, удобство, а также красоту и благородство поверхности. Говоря о материалах можно добавить, что современные технологии и сплавы позволяют придавать изделиям форму, которая не могла существовать раньше, а элементы,

предполагающие какой-либо иной традиционный материал, теперь возможно выполнить из металла

Новые материалы и технологии в XX в предоставляют мастерам невиданную ранее свободу в выборе художественных и технических средств, а постоянное стремление современной моды к новинкам заставляет дизайнеров использовать все достижения современной науки и техники и стимулирует поиск и открытие все новых материалов и технологий Поэтому прогнозы развития моды на третье тысячелетие связываются именно с появлением ультрасовременных материалов, оригинальных решений с точки зрения технологии и конструирования

Таким образом, техники и применяемые при изготовлении металлических украшений материалы оказывают сильное влияние на формирование образа и композиционный строй костюма, где украшения являются одной из важнейших формообразующих составляющих композиции костюма в целом

Глава П1. Роль металлических украшений в современном костюме.

В третьей главе раскрывается актуальность использования художественного металла в контексте костюма начиная с XX в и обостряется интерес к этой проблеме сегодня, с учетом как современных тенденций и практики известных кутюрье и домов моды, так и теоретических исследований и прогнозов в области истории, социологии и психологии моды На протяжении истории стиль и мода в одежде всегда испытывали влияние социокультурных особенностей определенного места и времени, изменялись и эволюционировали под их воздействием Сегодня, в эпоху массовой культуры и предельной свободы самовыражения социальные и психологические факторы чрезвычайно многочисленны и разнообразны и требуют пристального внимания при изучении проблем современной моды

В третьей главе рассматривается проблема украшений из металла в костюме начиная с XX века, являющегося важнейшим этапом развития моды при подходе к анализу современных тенденций Если до XX в историю костюма можно назвать эволюцией, то в XX в мода развивается, по большей части, революционно Причинами такого бурного прогресса являются либерализация общества, появление новых свобод, в том числе бурный рост

женской эмансипации, и, самое главное, - научно-технический прогресс и развитие промышленности

Типы украшений, их виды, материалы и применение достаточно консервативны Большинство из сложившихся форм украшений продолжают быть актуальны в костюме, разумеется с учетом требований современной моды, новых технологий и материалов, которые значительно расширяют образную палитру применения металлических украшений Современный костюм более экспрессивен, откровенен, экстравагантен, что неизменно влияет на форму и характер применения изделий

В первом параграфе «Новые факторы создания и использования металлических украшений в костюме XX в.» исследуются условия и предпосылки развития интереса к металлическим украшениям в костюме XX в

Одним из важнейших обстоятельств, оказавших в XX в решающее влияние на политику Домов мод и образование новых форм в одежде, является развитие промышленности Промышленное производство унифицировало многообразие форм одежды и, быстро распространяя путем экспорта свою продукцию, получило возможность влиять на обычаи и манеру одеваться

Начало и первая половина XX в ознаменовались активной феминизацией общества, чему способствовали мировые войны, заставившие женщин заменить мужчин во всех сферах жизни

В 1966 году малоизвестный ранее модельер Пако Рабанн впервые показывает образцы платьев из металла и пластика, пальто и платья с металлическими вставками, металлическое кружево, металлические бикини, птичьи клетки, надетые на голову и т п Вслед за Рабанном такие стилисты как Аззедин Алайя, Тьерри Мюглер, Клод Монтана стали использовать металл для своих моделей

Новые идеи начинают приходить в мир моды с улиц (1960-е стали эпохой хиппи) Большое значение в социальной жизни начинают играть молодежные течения, развившиеся в дальнейшем в «субкультуры»-флепперы, хиппи, панки и т п, что неизменно отражается на моде В обществе отчетливо заметна тенденция повышения спроса и интереса к новинкам в одежде и поведении на фоне отрицания традиционности Эпоху хиппи 1960-х сменили панки 1970-х, которые ходили в потертых майках и штанах, с разноцветными гребнями - «ирокезами» на голове, увешанные пирсингом и всевозможными амулетами, замками и цепями Значительную

роль в появлении стиля «панк» и его популяризации сыграли английские дизайнеры Малколм Макларен и Вивьен Вествуд

Вслед за панками появились и многие другие значительные субкультуры, такие как, например, рокеры, металлисты и готы, неотъемлемой частью стиля которых стали элементы из металла (цепи, многочисленные пряжки, ошейники и браслеты с шипами, металлическая клепка по черной коже) Очевидная актуальность этих стилей привела к их активному использованию и дальнейшему культивированию дизайнерами моды, а как важнейшие стилеобразующие составляющие в подобном костюме, наибольшее распространение в мировой моде получили именно характерные для данных направлений металлические детали и агрессивные украшения Таким образом элементы «уличного» стиля стали достоянием мировых подиумов, вошли в моду и получили еще более широкое распространение и популярность

В конце XX столетия имена Мак Куина и Гальяно выходят в авангард креативной моды Модельеры начинают активно включать в свои изделия всевозможные элементы из металла, металлизированные поверхности и металлизированный текстиль

Во втором параграфе «Значение украшений из металла в формировании образа костюма XXI в.» рассматривается роль украшений из металла в костюме начала ХХ1в , при этом значительное внимание уделяется социальным, психологическим и функциональным аспектам

Очевидно, что сегодня мода отличается крайней изменчивостью и тяготеет к смешению стилевых направлений Происходит, своего рода, игра на контрастах и применении различных элементов костюма, выполненных в разных стилях, а всевозможные металлические украшения, в качестве акцентов, способствуют приданию костюму гармоничного или гротескного образа

Обращение к истории показало, что ощутимые сдвиги и изменения стилей всегда происходили при соприкосновении, а порой и столкновении различных культур, проникновении инородных традиций в устоявшуюся систему уже существующих (распространение полихромии в гуннскую эпоху, византийское влияние на русскую культуру, увлечение Японией в XIX в) В 2001 г Александр Васильев, известный историк моды и мастер театрального костюма, прогнозирует сильное восточное влияние на европейскую моду по крайней мере на ближайшее десятилетие В качестве

примеров этого влияния на современную моду приводятся модели таких авторов, как Вивьен Вествуд, Кензо, Валентино, Гальяно и других

Таким образом восточный стиль часто проявляется в современной моде А важнейшими составляющими костюма восточных культур градиционно являются украшения Особенное значение они имеют в контексте современного кроя и новых материалов и технологий Украшения, различные аксессуары и прочие элементы из металла в современной моде являются важнейшими формообразующими составляющими костюма, задающими необходимое звучание всей коллекции в целом И вполне закономерно, что в последнее время ближе к моде становится ювелирное искусство Многие дизайнеры открывают свои линии украшений и аксессуаров к своим моделям

Например, в коллекциях дома моды Кристиан Диор прослеживается значительный интерес к этническому стилю, в частности, к африканской геме, где основными декоративными доминантами служат великолепные композиции из украшений, бисера, металлических пластинок, блесток, фольги, а иногда и металлического кружева, украшающего лица манекенщиц В коллекциях других известных домов моды, таких как Ив Сен Лоран или Кристиан Лакруа, украшения всегда имели большое значение Модели Лакруа отличает необыкновенное богатство инкрустаций, близкое "скорее к ювелирным изделиям, а не к бижутерии

В коллекции 2002-2003гг от Валентино восточные мотивы платьев из дорогих струящихся материалов дополнены и завершены изящными металлическими поясами и ошейниками-склаважами ювелирной работы в виде сплетенных сложными узлами змей со вставками камней В коллекции же дома моды Готье нательные украшения становятся элементами платья Цепи, ожерелья со всевозможными подвесками и амулетами струятся по телу и одежде, образуя сложное драгоценное кружево, в котором угадываются формы самых различных украшений, - от колье, фибул и диадем до непосредственных деталей платьев - отделок края, застежек, бретелек, ставших ювелирными украшениями Это редкий случай использования автором типично нательных украшений в качестве элементов одежды

Многие российские кутюрье также проявляют существенный интерес к применению металлических деталей и украшений Валентин Юдашкин и Вячеслав Зайцев открывают собственные линии ювелирных украшений Наиболее значительно тема металла в костюме проявилась в

творчестве петербургских модельеров Ларисы и Павла Ткаченко, где ткань в сочетании с массивными металлическими поясами, браслетами, ошейниками, деталями обуви и головных уборов создают целый спектр образов, - от историзма до фантастики

Существенное влияние на современную моду оказали такие течения искусства как экспрессионизм и сюрреализм Это влияние в большой степени отразилось в своеобразной трактовке некоторых деталей костюма, в частности аксессуаров и украшений

Экспрессионизм положил начало экспериментам одновременно с цветом и формой произведений, в которых изображение действительности деформируется ради сугубой выразительности в передаче духовного мира художника Сюрреализм, в свою очередь, обогатил современное искусство психологическими экспериментами на базе физиологических восприятий и других неисследованных и малоизвестных проявлений психики Исторические корни проявлений экспрессионизма в оформлении внешности, костюма или аксессуаров можно найти у многих народов мира Например у женщин народности падаун (Бирма) принято удлинять шею, одевая во время роста девочкам специальные кольца Медные кольца, число которых растет год от года, вытягивают шеи до пятидесяти сантиметров Это национальное украшение использовал Джон Гальяно в модели для дома Кристиан Диор, где ожерелье из множества полированных металлических колец сочетается со строгим костюмом оригинального экспрессивного кроя Еще одним примером может служить крайне экспрессивная коллекция известного российского дизайнера Кати Леонович, выполненная для Миланского дома Гаттинони В этой коллекции дизайнер использовала оригинальную бижутерию металлические нос, лоб, браслет-палец

В контексте изучения роли металлических украшений в современном костюме предложен, также, вариант классификации различных методов, которыми пользуются современные авторы, применяющие украшения из металла в своих моделях

1 Ретроспективный - использование элементов доспехов, шлемов, украшений и др элементов исторического костюма Часто имеет место в коллекциях, выполненных в духе постмодернизма (например в античном или древнеегипетском стиле ) или в одежде фольклорной направленности

2 Технологический - применение металлических элементов как технологического модуля, на основе которого создана вещь (платья из металлических пластин и колец от Пако Раббана, полностью заменившего ткань на металл и пластик), или использование сугубо функциональных деталей из металла, вносящих, одновременно, элемент декора в архитектонику костюма (пряжки, застежки, молнии, клепаные и иные технологические соединения с использованием металла)

3 Стилеобразующий - использование металлических ошейников, цепей, поясов, клепаных поверхностей в эпоху расцвета панк- культуры у Вивьен Вествуд или "космическая" тематика Куррежа и Тьерри Мюгпера в эпоху «космического прорыва» цивилизации

4 Ассоциативный — элементы не имеют собственной выраженной тематической направленности или функциональности, могут быть даже абсурдны в данном контексте, но сильно воздействуют на воображение зрителя, достигая предельной остроты образа (коллекции Мак Куина, Гальяно, Трейси, Ямамото) Данный принцип широко применяется, в основном, на подиуме как в коллекциях от кутюр, так и в вещах прет-а-порте

При рассмотрении проблемы формообразования в современном костюме, можно заметить, что его форма не стремится к длительной временной устойчивости, свойственной историческому костюму Детали и украшения внутри отдельно взятого костюма нередко становятся «мобильными» в буквальном смысле - как по характеру и месту их ношения, так и по самому факту их использования Они могут быть заменены на абсолютно противоположные по составу и образу Соответственно, роль украшений из металла в современном костюме существенно изменилась по отношению к историческому и народному костюмам В современном костюме существенно возросло значение украшений как стилеобразующих элементов Если в историческом костюме они существовали и развивались в рамках общего эволюционного процесса, меняя свою форму и назначение в соответствии со сменой исторических стилей, то в современной моде украшения позволяют как автору, так и потребителю свободно оперировать со стилевыми особенностями и функциональной структурой костюма в целом

Третий параграф «Авторский опыт создания костюма с металлическим декором в контексте требований современной моды»

посвящен практической работе автора по созданию костюмов с широким использованием металлических украшений и элементов, формирующих структуру костюма в различных образных вариациях Здесь рассматривается ряд разнообразных по форме, функциям и технике исполнения украшений и декоративных деталей костюма в авторских моделях, сочетающих в себе ткань и металлические элементы

Заключение.

В заключении подводятся итоги работы и делаются основные выводы по данному исследованию

Анализ эволюции форм, значения, места и функций металлических украшений в костюме, проведенный в диссертационном исследовании, позволил сформулировать следующие выводы

- украшения из металла обнаруживают тесную неразрывную связь с историческим костюмом и являются важнейшими и многофункциональными его составляющими,

- все исторически сложившиеся формы и виды украшений из металла оказываются востребованы в современной моде С применением современных технологий, сообразно требованиям моды и замыслу автора они продолжают служить основой для создания новых модификаций с иными функциональными и декоративными свойствами,

- технико-технологические аспекты изготовления металлических украшений, оказавшие существенное влияние на пластику и образный строй исторического костюма, при нынешнем развитии промышленности и внедрении новых технологий и материалов, имеют не менее важное значение в процессе создания современного костюма и являются одним из основных факторов, обеспечивающих многогранность современной моды,

- украшения из металла играют роль формо- и стилеобразующих элементов в костюме, являются важнейшими компонентами при создании современного костюма а также участвуют в формировании его функциональной структуры Это дает возможность заявить о неоспоримой перспективности как дальнейшего практического развития темы декоративного металла в современном костюме, так и теоретических исследований в этом направлении

Основные положения и выводы исследования изложены в депонированной рукописи «Социально-психологические аспекты развития металлических украшений в костюме» (УДК 316 334 7), 2003 - 0,4 п л ив статьях-

1 Синтез культур в ювелирном убранстве древнерусского костюма -богатый опыт для современной моды и ювелирного искусства // Сборник научных трудов преподавателей и аспирантов, СПбГХПА - СПб, 2004. - С 31 - 35 -0,2 п л

2 Металл в костюме // Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии Мат-лы 7-й межд науч конф - СПб., 2004 - С 118-122-0,2 п л

3 Металл как важный формообразующий элемент в историческом и современном костюме (социальные предпосылки и психологические аспекты) // Художественное наследие и современность (Сборник научных трудов СПбГХПА) - СПб, 2004 - С 117-122-0,3 пл

4 Золото варваров // Мир металла 4-5(18) 2003 - С 92 - 97 - 0,3 п л

5 Влияние технико-технологических особенностей металлических украшений на формирование образа и композиционный строй исторического костюма // Мода и дизайн исторический опыт - новые технологии Мат-лы 8-й межд науч конф - СПб, 2005 - С 181 - 184 - 0,2 п л

6 Украшения из металла в историческом и современном костюме Материалы, техники, образ // Вестник молодых ученых 9'05 серия «культурология и искусствоведение» 2'05 - С 19 — 22 - 0,4 п л

7 Декоративные элементы из металла в костюме Образ и функции // Мода и дизайн исторический опыт - новые технологии Мат-лы 9-й межд науч конф - СПб , 2006 - С 145 - 148 - 0,2 п л

Общий объем печатных изданий по проблеме составляет 2,2 п л.

Отпечатано с готового оригинал-макета в ЦНИТ «АСТБРИОН» Заказ № 118 Подписано в печать 17 04 2007 Бумага офсетная Формат 60x84Vie Объем 1,5 п л Тираж 100 экз Санкт-Петербург, 191015, а/я 83, тел /факс (812) 275-73-00, 275-53-92, тел 970-35-70 www astenon ru E-mail asterion@ astenon ru

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Шварков, Алексей Владимирович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ И ФОРМ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ УКРАШЕНИЙ. ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ИСТОРИЧЕСКОМ КОСТЮМЕ.

1.1 Становление и функции основных типов металлических украшений в костюме древних культур.

1.2 Эпоха переселения народов и Средние века.

1.3 Возрождение и Новое время.

1.4 Украшения из металла в западноевропейском костюме XIX в.

1.5 Украшения из металла в русском историческом костюме.

ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ УКРАШЕНИЙ НА ФОРМУ И ОБРАЗ КОСТЮМА.

2.1 Технологии и техники исполнения исторических образцов украшений из металла.

2.2 Современные материалы и технологии производства металлических украшений и элементов костюма.

ГЛАВА 3. РОЛЬ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ УКРАШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ КОСТЮМЕ.

3.1 Новые факторы создания и использования металлических украшений в костюме XX в.

3.2 Значение украшений из металла в формировании образа костюма XXI в.

3.3 Авторский опыт создания костюма с металлическим декором в контексте требований современной моды.

 

Введение диссертации2007 год, автореферат по искусствоведению, Шварков, Алексей Владимирович

На протяжении тысячелетий одежда и украшения развивались в тесном контакте, оказывая большое взаимное влияние. Характер одежды предполагал определенную форму и состав украшений, которые, в свою очередь, органично входя в композицию костюма, существенно влияли на его образ. Таким образом, на протяжении всей истории украшения из металла и костюм имели прочные связи, постоянно взаимодействуя, дополняя и влияя друг на друга.

В большинстве источников, затрагивающих тему украшений в костюме, последние рассматриваются лишь как дополнения к одежде. При этом предметом описания являются, в основном, формы украшений, способы применения и только отчасти роль и функции. Актуальность данного исследования состоит в раскрытии роли металлических украшений в современном костюме, взаимосвязи их форм, количества и типов с композиционной и функциональной структурой костюма в целом. В исследовании прослеживается также влияние техник и технологий изготовления украшений из металла на пластику и образ костюма.

Возрастающий интерес к украшениям из металла в настоящее время также подчеркивает актуальность и своевременность избранной в качестве диссертационного исследования темы.

Одним из результатов исследования является прогноз и обоснование дальнейшего повышения интереса к металлическим украшениям в костюме и увеличение спроса на них.

Анализ генезиса, эволюции и роли украшений из металла в историческом и современном костюме требует комплексного подхода к их исследованию, объединяющему данные ряда научных дисциплин - искусствоведения, этнологии, культурологии, истории, психологии и других. Изучение источников по истории, психологии и семиотике костюма, аксессуаров и украшений позволяет сделать выводы, что тема металлических украшений и костюма как единого композиционного целого в исторической перспективе и контексте современной практики достаточно редко затрагивается в научной литературе. Поэтому следует отметить, что наиболее интересное и «эргономично» выстроенное описание костюма и украшений как единого и цельного отражения культурной среды своей эпохи дается в источниках, освещающих более общие вопросы искусства и культуры тех или иных народов, в таких, например, как труды Б.А. Рыбакова «Ремесло Древней Руси» (1948) и «Язычество Древней Руси» (1987), или Лайонелла Кассона - «Правители варваров» (1998) и других.

В большей части научной литературы по истории костюма украшения и аксессуары рассматриваются отдельно от одежды, в конце характеристики того или иного исторического этапа в развитии костюма. Такой подход не дает достаточно подробного и четкого представления о его композиционном строе в целом. Можно отметить, что источники конца XIX - начала XX вв. больше тяготеют к более полному и подробному описанию украшений и их конструктивных особенностей в тесной связи как с одеждой, так и с другими элементами костюма (П.И. Савваитов «Описание старинных русских утварей, одежд и оружия», 1896).

Работа Н.Т. Савельевой «Мода и массовый вкус» (1966) интересна исследованием исторических и социальных предпосылок использования металлических украшений в историческом костюме, основными из которых обоснованно указаны классовое разделение и социальное неравенство, характерные для большинства культур древности. Важное значение в освещении проблемы украшений из металла как в контексте костюма, так и на фоне специфической культурной и социальной среды своего времени, имеют труды П.И. Уткина «Русские ювелирные украшения» (1970) и Т.Б. Забозлаевой «Драгоценности в русской культуре XVIII-XX веков» (2003). Из источников по ювелирному искусству можно также выделить работу Р.А. Ванюшовой и Б.Г. Ванюшова, - иллюстрированный типологический словарь ювелирных изделий (2000), где описание различных ювелирных украшений дано в тесной связи со специфическими особенностями костюма, и способами их применения в рассматриваемый период. Отчасти это является следствием того, что авторы широко используют материалы работ упомянутых выше Б.А. Рыбакова и П.И. Савваитова. Данный труд ценен также решением важнейшей проблемы терминологии ювелирных украшений.

С этой точки зрения интересна работа Дайфри Уильямса и Джека Огдена «Греческое золото. Ювелирное искусство классической эпохи V - IV вв. до н. э.» (1995). Украшения здесь анализируются в контексте технико-технологических процессов и приемов исполнения, что дает возможность оценить взаимосвязь технологии с образом и пластикой, а также социо-культурную характеристику среды, условий и особенностей использования.

Следует отметить работу Г.М. Медведевой, Н.Г. Платоновой и других «Русские ювелирные украшения XVI - XX веков из собрания Государственного Исторического музея» (1994). Это исследование актуально комплексным подходом к освещению вопроса значения украшений в костюме, о чем свидетельствуют сами авторы: «На протяжении веков развитие ювелирных украшений и их количество стояли в тесной зависимости от стилистических изменений моды. Поэтому в каждом разделе текста они рассматриваются в связи с покроем одежды и условиями бытования».

Аналогичный подход, только уже с точки зрения изучения костюма, применен в четырехтомном издании М.Н. Мерцаловой «Костюм разных времен и народов» (1993), где развитие одежды рассматривается параллельно с украшениями в контексте общей декоративной и функциональной структуры костюма.

Весьма полезна в изучении данной проблемы работа Ш. Зелинг «Мода. Век модельеров 1900 - 1999.» (2000), посвященная истории моды в XX в. и раскрывающая новые факторы ее развития. Наиболее интересны материалы по новейшим технологиям и разработкам в области металлизированного текстиля, а также интервью с известным авангардистом моды Гельмутом Лангом, посвященное тенденциям и прогнозам развития моды в ближайшем будущем и их социальной и психологической обусловленности.

Из публикаций последних лет следует выделить издание «История костюма с XVIII по XX вв. Коллекция костюма Киото», представляющее богатый иллюстративный материал из не публиковавшегося ранее собрания, включающий в себя украшения и аксессуары.

Монография А. Васильева «Русская мода. 150 лет в фотографиях» (2004) интересна тем, что в ней история русской моды со второй половины XIX в. и до наших дней представлена в виде фотоальбома. Это дает возможность составить наиболее полное впечатление не только о развитии композиции костюма, но и о манере его ношения с теми или иными украшениями и аксессуарами.

Весьма репрезентативны при рассмотрении проблемы в контексте современной моды такие иностранные издания как работа Колина МакДауэлла «The Fashion Book» (1998) и «Fashion Now» (2003), представляющие собой прекрасно проиллюстрированные альбомы с подробным описанием и комментариями, касающимися в том числе и украшений. Таким образом, при изучении вопроса с использованием материала по ювелирному искусству с одной стороны, и по искусству костюма - с другой, складывается довольно противоречивая картина описательного, по большей части, характера.

Это позволяет говорить о необходимости разностороннего изучения объекта исследования - украшений из металла в историческом и современном костюме.

Предметом диссертационного исследования стали значение, функции и роль украшений в современном костюме.

Цель работы - изучение, систематизация и обобщение исторического и современного материала, свидетельствующего о роли металлических украшений в костюме, сравнительный анализ и оценка взаимодействия этих двух составляющих в контексте современной культуры. В соответствии с этим ставятся следующие задачи:

- изучить основные формы, функции и значение металлических украшений в историческом костюме;

- рассмотреть технико-технологические аспекты изготовления украшений из металла в различные исторические периоды, определить их роль в композиции костюма;

- выявить образно-пластические возможности новых технологий;

- исследовать социокультурную обусловленность изменений в характере и составе украшений;

- сформулировать основные принципы применения декоративного металла в структуре современного костюма;

- оценить тенденции к применению новаторских решений на фоне использования традиционных видов и форм украшений в костюме;

- раскрыть роль украшений из металла в создании костюма XX -начала XXI вв. и их значение в формообразовании современного костюма.

Методологической основой работы стал комплексный, системный подход к исследованию. Материал рассматривается как в культурно-историческом аспекте, так и с точки зрения социальной и психологической обусловленности. В работе использованы: художественно-стилистический, историко-сравнительный, системный и типологический методы.

Научная ценность и новизна работы состоит в следующем:

- в работе прослежена эволюция металлических украшений в контексте костюма как важнейших его составляющих;

- выявлены факторы использования украшений в историческом костюме, проведены параллели с современностью и обоснованы предпосылки дальнейшей эволюции;

- впервые предложена классификация украшений и декоративных элементов из металла по принципу их использования в современном костюме;

- данная работа позволяет полнее рассмотреть и оценить роль металлических украшений и аксессуаров в формировании образа современного костюма.

При этом значительное внимание уделяется культурным, социальным, историческим, технико-технологическим и другим факторам, влияющим на обусловленность различных форм металлических украшений и их роль в композиционном строе костюма.

Необходимо сразу оговорить тему средневековых боевых доспехов, которая не затрагивается в данной работе, так как представляет собой отдельную обширную и самодостаточную проблему, требующую индивидуального и всестороннего исследования.

При рассмотрении истории костюма и украшений можно отметить, что металлические элементы и украшения используются человеком в одежде с древнейших времен, и им всегда придавалось большое значение: украшения из металла были и остаются поныне важными формообразующими составляющими костюма. Любой исторический костюм представляет собой единую, архитектонически сбалансированную цельную композицию, включающую в себя как одежду, так и украшения - только это выверенное веками соотношение создает законченную, неповторимую пластику образа, на которую, наряду со спецификой производства одежды, существенное влияние оказывали и оказывают технико-технологические особенности изготовления металлических деталей и украшений.

Данная работа, наряду с исследованием роли украшений из металла в композиции исторического и современного костюма, затрагивает также их роль в общей функциональной структуре костюма, отражающей географические и климатические условия, этнические особенности, эстетические вкусы и социальный заказ общества.

При рассмотрении некоторых металлических украшений в костюмах разных народов можно сделать вывод, что функциональные особенности этих украшений являются неотъемлемым компонентом функции костюма в целом. Так, в древнеиндийском костюме украшения являлись не только демонстрацией благосостояния семьи, но и важнейшими декоративными и конструктивными его элементами. Каскад браслетов на руке выполнял функцию рукава, ножные браслеты создали необходимую массу, восполняющую отсутствие обуви. Кроме эстетического значения они несли важную магическую и ритуальную функции - служили оберегами и талисманами.

В северных странах украшения также являлись необходимой и гармоничной составляющей костюма, постепенно приобретая новые, специфические черты. Так для древнерусского костюма знаковой, легкоузнаваемой деталью стали височные кольца, а для женского костюма восточных славян доминантой служили мониста - особые «передники», собранные из серебряных пластин.

Мужской грузинский традиционный костюм узнаваем по газырям -деталям, представляющим собой небольшие нашитые на одежду обоймы с декоративными металлическими патронами, в сочетании с чеканным поясом и кинжалом, формирующим силуэт, дающим единый образ и определяющим графику костюма.

Указанные примеры свидетельствуют также о влиянии функциональности украшений на пластику и образ костюма. Необходимо заметить, что только в тех случаях, когда в костюме доминирует утилитарная функция (например, рабочая и защитная), костюм выступает как «вещь». В тех случаях, когда преобладает функция региональная, общественная, ритуальная или эстетическая, костюм приобретает символику или знаковость, указывающую на смысл его назначения и образ.

Современный костюм унаследовал от исторического и народного костюма только некоторые их функции. При этом интенсивность их проявления снизилась, так как в современной одежде трудно вычленить «в чистом виде» определенную функцию, ставшую многозначной, поскольку в ней нет четко выраженной утилитарности или нарядности. Украшения же, служившие на протяжении истории для выявления и акцентирования определенного назначения костюма, теперь, зачастую, наоборот стремятся нарушить единообразие, войти в контраст с общей структурой одежды. Существуют также примеры, когда использование металлических украшений и элементов полностью исключало функциональность костюма как одежды. Тем не менее украшения из металла в костюме продолжают играть важную роль в современной моде. На протяжении тысячелетий ювелирные украшения занимали свое заслуженное место в костюме самых различных народов, пока современная цивилизация не отодвинула их на второй план, ограничив как в размерах, так и в способах применения. Однако находки прошлого продолжают вдохновлять художников современности. Так, в революционных 1960-х Пако Рабанн вернулся к древним истинам, представив на подиумах необычные платья - кольчуги и панцири, выполненные из металла. Из народного творчества прошлого можно до бесконечности черпать идеи, преломляя их сквозь призму современного восприятия мира и не оставляя, наряду с этим, в стороне научно - технический прогресс. Многие модельеры, так же как Пако Рабанн, начали обращаться к прошлому в поисках новых идей, создавая «нетленные» вещи из разряда тех, что не теряют актуальность по завершении сезона, и притягивают взоры спустя годы. Это обстоятельство закрепляет за этими творениями статус произведений искусства.

Украшения из металла имеют собственную значимую ценность в смысле их уникальной способности предоставлять мастеру обширное поле для творчества, исторических ассоциаций, поиска новых форм, технологических приемов и идей. Ассоциативные образы, авторские фантазии воплощаются в произведения, в которых металл и ткань становятся неразделимым целым, обеспечивающим законченность и целостность образа.

Следует упомянуть, что в древности практически все украшения и элементы из металла являлись именно произведениями ювелирного искусства. Поскольку металл высоко ценился и был доступен лишь богатым и властьимущим, изделия из него тщательно отделывались и облагораживались, чтобы придать вещи большую ценность и уникальность, полнее использовать красоту и возможности материала, будь то золото, серебро или просто медь и железо. Поэтому ювелирная техника была основной при изготовлении ювелирных украшений и металлических элементов в одежде. Однако в наше время сложно дать точную оценку художественному изделию из металла в костюме как предмету ювелирного искусства, так как по формам, техникам изготовления и функциям украшения, а также металлические элементы в современном костюме предельно разнообразны и включают в себя как традиционные произведения ювелирного искусства, так и высокотехнологичные образцы современного ручного и промышленного производства. С одной стороны это могут быть «классические» драгоценности, выполненные в традиционной ювелирной технике, а с другой - суперсовременные формы в стиле хай-тек фабричного производства. Металл может использоваться в качестве несущего элемента или модуля, на основе которого создана вещь, и не являться самостоятельным художественным произведением, но быть важной составляющей художественного образа в целом. Тем не менее, все вышеуказанные примеры служат той же цели, что и исторические аналоги металлических украшений в костюме.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Роль металлических украшений как формообразующих элементов в костюме XX - начала XXI вв. Традиции и новаторство"

Заключение.

Результаты проведенной работы позволяют сделать выводы о неоспоримой важности изучения проблемы роли художественного металла в искусстве костюма, как исторического, так и современного.

Рассмотрение данной проблемы в исторической перспективе показало, что только в комплексе: одежда, аксессуары и украшения -создают неповторимый образ костюма как единого художественного целого. И если говорить именно об искусстве костюма, то становится очевидно, что нельзя не только обособленно рассматривать одежду или украшения, но и разделять эти части единого целого, говоря об одной из них как о незначительном и второстепенном вопросе. Изучение роли, места и функций металлических украшений в историческом костюме позволяет сделать вывод о том, что формирование как одежды, так и украшений на протяжении истории происходило в тесной связи друг с другом, что говорит об исторически сложившемся взаимном влиянии и дополнении различных форм и функциональных особенностей одежды и украшений из металла. В качестве примера подобного влияния можно привести следующую взаимосвязь: актуальность использования украшений из металла как важных декоративных элементов в оформлении исторического костюма стимулировала в свое время развитие ювелирных технологий и поиск новых приемов мастерами прошлого, что, в свою очередь, сказалось на изменении пластики костюма в целом (утяжеление и статичность византийских тог, зашитых золотом и серебром с включением золотых и серебряных пластинок-дробниц; превращение некоторых видов украшений на Руси в отдельные конструктивные элементы одежды, такие как, например, накладные бармы).

Современные материалы и технологии также влияют на рост использования металла в костюме. Как уже говорилось в последней главе, модельеры просто обязаны искать и применять как новейшие материалы, так и различные технологические новинки, чтобы идти в ногу со временем. Благодаря современным технологиям возможности сочетать декоративные качества металла с функциональностью и эргономичностью существенно расширились, что способствует повышению интереса к нему дизайнеров. Кроме того, современное демократическое общество достигло на сегодняшний день максимального уровня свободы самовыражения, что с одной стороны дает авторам практически неограниченные возможности для творческих поисков и экспериментов, а с другой, в свою очередь, требует от них все более прогрессивных и смелых решений. Социолог Ю.Н. Лотман в своем исследовании «Культура и взрыв» выдвигает вполне обоснованное мнение, что «. в моде 3-го тысячелетия все более актуализируется потребность модной аудитории в постоянной экспериментальной проверке границ дозволенного» (53,128), и именно металл, как один из самых «выразительных» материалов, все чаще участвует в подобных экспериментах.

Исследование показало, что современная мода не испытывает приверженности к каким-то определенным стилевым направлениям, напротив, она стремится к частой смене предпочтений и свободному оперированию стилями. Поиск новинок современными дизайнерами и мастерами ювелирного искусства приводит не только к радикальным изменениям актуальных стилевых направлений каждый сезон, но и к общей предельно пестрой картине в европейском и, тем более, в мировом масштабе. При этом практически вся современная мода тяготеет к смешению различных стилей в отдельно взятом костюме, находя нечто новое на стыке зачастую противоположных направлений. Иначе говоря, одежда, выполненная в одном стиле может сочетаться с украшениями и прочими аксессуарами в совершенно ином. Поэтому украшения играют важную роль стилеобразующих элементов в современном костюме. Это касается не только творений «от кутюр», но и свободы выбора украшений и их сочетаний в одежде «прет-а-порте». Формирование художественного образа современного костюма стало не только привилегией дизайнеров, но и возможностью потребителя оказывать влияние на развитие стиля и вкусов в современной моде.

Большое место в современном искусстве костюма занимают различные этнические мотивы, такие как, например, индийский, африканский, стиль американских индейцев и многие другие, где характерными деталями являются всевозможные украшения и другие декоративные элементы костюма из металла. Поэтому, в силу как восточного влияния, так и большого интереса к фольклору вообще, а также тенденций смешения стилей в современной моде, можно с определенностью сказать, что значение ювелирных украшений и других декоративных деталей из металла, как важнейших стиле- и формообразующих составляющих в костюме, имеет все основания к дальнейшему развитию. Тем более, что актуальность использования украшений из металла в современной моде очевидна в силу растущего сегодня интереса как к этническим, так и многим другим направлениям в контексте современных пластических, конструктивных и технологических решений костюма.

Таким образом, опираясь на результаты проведенного исследования, можно сделать следующие выводы: - украшения из металла обнаруживают тесную неразрывную связь с историческим костюмом и являются важнейшими и многофункциональными его составляющими;

- все исторически сложившиеся формы и виды украшений из металла оказываются востребованы в современной моде. С применением современных технологий, сообразно требованиям моды и замыслу автора они продолжают служить основой для создания новых модификаций с иными функциональными и декоративными свойствами;

- технико-технологические аспекты изготовления металлических украшений, оказавшие существенное влияние на пластику и образный строй исторического костюма, при нынешнем развитии промышленности и внедрении новых технологий и материалов имеют не менее важное значение в процессе создания современного костюма и являются одним из основных факторов, обеспечивающих многогранность современной моды; украшения из металла играют роль формо- и стилеобразующих элементов в костюме, являются важнейшими компонентами при создании современного костюма, а также участвуют в формировании его функциональной структуры. Это дает возможность заявить о неоспоримой перспективности как дальнейшего практического развития темы декоративного металла в современном костюме, так и теоретических исследований в этом направлении.

 

Список научной литературыШварков, Алексей Владимирович, диссертация по теме "Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура"

1. Андреева Р.П. Энциклопедия моды. СПб., Издательство «Литера», 1997. 416 с.

2. Андреева И. Волшебники моды: о коллекции Ива Сен-Лорана и не только о ней // Советская культура, 1986.-29 ноября С. 8.

3. Абушалинова Л.Н., Свиринавичус М.В., Кадырова Г.А., Суслова С.В. Использование национальных элементов при разработке современной одежды. Казань: КГТУ, 2000,- 79 с.

4. Алешина Татьяна. Платьев без отделок решительно не видать.// «Наше Наследие» 1993. №27. - С. 102-109.

5. Алешина Т.С. Обувь, шитая золотом и серебром, из Торжка // Труды Государственного исторического музея, 1990. вып. 75. -С. 116-130.

6. Бакланова Н.А. Привозные товары в Московском государстве во 2-й половине 17-го века. // Очерки по истории торговли и промышленности в России 17-го и начала 18-го столетия. М.: 1928.-С. 23-25.

7. Берлинское художественное литье из чугуна первой половины 19-го века из музея прикладного искусства в Берлине, каталог выставки в государственном Эрмитаже. Л.: «Аврора», 1976. -111с.

8. Билибин И. Несколько слов о русской одежде в XVI и XVII веках // «Старые годы», 1909. №7 - С. 9.

9. Бранденбург Н. А. К вопросу о типах фибул, встречаемых в древних могилах Европейской России. // Тр. Шестого Археологического съезда, 1884 г. Одесса: 1886. Т. 1.-е. 208215.

10. Ванюшова Р.А. Ванюшов Б.Г. Ювелирные изделия: иллюстрированный типологический словарь. СПб.: Политехника,2000. 240 с.

11. Васильев А. Ветер с Востока будет дуть десять лет. // Домовой №12, декабрь 2001. с. 62-66.

12. Васильев А. Мода «от кутюр» недосягаемая и притягательная // Моя Москва, - 1994. - №3 - с.58-60.

13. Веклич С.Н. Великие кутюрье и дизайнеры XIX XX вв. (учеб. пос. в 2-х частях.) Казань: КГПУ, 2001.- 70 е., 74 с.

14. Вельтман А.Ф. Московская оружейная палата. М.: 1844. 94 с.

15. Володина Полина Королева моды с прошлым в стиле «панк». // «Света», август 1995. С. 21-25.

16. Мищевская Галина Высокая энергия воображения. // «Ювелирный мир», ООО «издательский дом «Ювелирный мир»», 2002. -№>3.- С. 33.

17. Галкина Т.В., Третьякова Т.Н. Дизайнеры XX в. Челябинск: ЮурГУ, 1999.- 72 с.

18. Галкина Т.В., Третьякова Т.Н. Влияние истории и культуры на формирование костюма. Челябинск: ЮурГУ, 1998. 90 с.

19. Ганьер Л. Спутник изящной женщины / Соч. Герцогини Лориан псевд. СПб.: Ред. журн. «Вестник моды», 1896. (4), 270 с.

20. Горбачева Л.М. Костюм XX века от Поля Пуаре до Эммануеля Унгаро. М.: Издательство «ГИТИС», 1996. 120 с.

21. Гринкова Н. П. Височные украшения в русском народном женском костюме. // Сб. МАЭ., 1955. т. 16. - С. 24-40.

22. Дайфри Уильяме, Джек Огден Греческое золото. Ювелирное искусство классической эпохи V IV вв. до н. э. СПб.: АО «Словия», 1995.-271 с.

23. Даркевич В.П. Светское искусство Византии. М.: «Искусство», 1975. 352 с.

24. Джеспилит Л. Технология бунта // Harper's BAZAAR июльавгуст 1999 с.24-27.

25. Дуке Гомес Золото Колумбии. Ювелирное искусство индейцев. М.: «Искусство», 1982. 176 с.

26. Европейские ювелирные украшения. Историзм и югендстиль. Работы из собрания музея украшений Пфорцхайма. Schmuckmuseum Pforzheim, Verlag Hans Schoner CmbH, 1996. -112 c.

27. Забозлаева Т.Б. Драгоценности в русской культуре XVIII XX веков: Словарь (История. Терминология. Предметный мир). СПб.: «Искусство - СПБ.», 2003. - 464 с.28.3асецкая И.П. Золотые украшения гуннской эпохи. «Аврора», JL: 1995,- 79 с.

28. Затулий А.И. Костюм в контексте авангардистских течений. Комсомольск-на-Амуре: КнАГТУ, 2002 140 с.

29. Захаржевская Р.В. Мода и гуманизм. // «Мода: за и против» М.: «Искусство», 1973 288 с.31.3елинг Ш. Мода. Век модельеров 1900 1999. Koln. Konemann, 2000.- 655с.

30. Ильин М.А. Ювелирные изделия и мода. // «Декоративное искусство СССР», 1961. №3. - с. 11 - 12.

31. История одежды, составленная Наталией Будур. М.: Олма -пресс, 2001.-480 с.

32. История одежды. Издание Вологодского отделения государственного издательства 1922. 126 с.

33. Калашникова О. Ее величество пуговица. // «Русский ювелир», 1998.-№1(6),-С. 16-17.

34. Каминарская М. Прораб Валентин Юдашкин // Столица, 1993. -№8 с. 40-42.

35. Картамышева JI.H. Исторический процесс и эволюция одежды.

36. Саратов: СГТУ, 1998.- 52 с.

37. Кибалова Л. Иллюстрированная энциклопедия моды. Прага: Артия, 1987. 608 с.

38. Килошенко М.И. Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. СПб.: СПГУТ, 2001.- 192 с.

39. Киреева Е.В. История костюма: европейский костюм от античности до XX в. М.: «Просвещение», 1976. 174 с.

40. Коммисаржевский Ф.Ф. История костюма. М.: «Литература», 1998.-496 с.

41. Корзухина Г. Ф. Киевские ювелиры накануне монгольского завоевания. // СА., 1950. №14 - С. 217-235.

42. Королькова Е.Ф. Русские клады IX XIII вв. / АН СССР. ИИМК. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954. - 156 с.

43. Коршунова Т.Т. Придворный костюм в России. // «Наше Наследие». М., 2000. №53, - С. 24-28.

44. Которн Н. История моды в XX веке. М.: «Тривиум», 1998 175с.

45. Кочешков М.В. Декоративное искусство народов Нижнего Амура и Сахалина XIX XX вв. М.: Наука, 1995 - 150 с.

46. Кропивницкий Л. Русские украшения. // ДИ, 1972 №4 - С. 52.

47. Курбатов В. Древнерусский женский головной убор. // Художественные сокровища России, 1901. №12, - С. 230-231.

48. Курбатова А.К. Психологические и медико социальные аспекты моды будущего. Три этапа женской эмансипации. // Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии. (Тезисы Международной научной конференции.) СПб., 2000. - С. 8-9.

49. Лайонелл Кассон Правители варваров. М.: Книжный клуб «Терра», 1998.- 176 с.

50. Левинсон-Нечаева М. Н. Золотно-серебряное кружево XVII века. // Тр. ГИМ, 1941.-Вып. 13.-с. 167-190.

51. Левинсон-Нечаева М.Н. Золотно-серебряное кружево. // Рус. Декоратив. Искусство. М., 1962. Т. 1.-е. 453-460.

52. Лотман Ю.Н. Культура и взрыв М.: Гнозис, 1992. 128 с.

53. Май Е. Ювелирные одежды ремейк хорошо забытого прошлого. // «Русский ювелир», 1998. - № 2-3 - с. 7 - 8.

54. Медведева Г.М., Платонова Н.Г. и др. Русские ювелирные украшения XVI-XX вв. из собрания Государственного Исторического музея. М.: «Галарт», 1994. 344 с.

55. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. 1-4 т. М.: АО «Академия моды», 1993.

56. Мерцалова М.Н. История костюма. М.: «Искусство», 1971.- 200 с.

57. Минасян Р.С. Литьё в древнегреческом ювелирном производстве // Ювелирное искусство и материальная культура. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1996. С. 34-35.

58. Михайлов К. А., Соболев В. Ю. Новгородские наборные пояса XI-XII вв. // Археол. Вести, 2000. №7 - С. 222-228.

59. Мишина Н. 7-е воплощение Пако Рабанна. // Эхо планеты, 1996 -№27 С. 12-13.

60. Мерцалова М.Н. История костюма. М.: «Искусство», 1972. -197 с.

61. Мунтян Т.Н. Фаберже. Великие ювелиры России. «Красная площадь» М.: 2000. 208 с.

62. Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия). Якутск: «Сахаполиграфиздат», 2001. 368 с.

63. Немчинова Д. Нет ничего скучнее нормальности // «Русский ювелир», 1998. № 2-3 - С. 14-16

64. Николаева Н.С. Декоративное искусство Японии. М.: «Искусство», 1972. 87 с.

65. Новиков В.П., Павлов B.C. Ручное изготовление ювелирныхукрашений. С.Пб.: «Политехника», 1991. 208 с.

66. Орлова Л.В. Азбука моды. М.: «Просвещение», 1980. 176 с.

67. Орлова Н. Провокатор в венце из металлических роз. // "Коммерсант Daily", 26сент. 1995. с. 11.

68. Основы теории проектирования костюма: учебник для вузов. // под редакцией Т.В.Козловой. М.: Легпромбытиздат, 1988. 352 с.

69. Павлинская А.П. Серебро, латунь, сталь. // «Декоративное искусство СССР», 1964. №3. - С. 11-13.

70. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971. 216 с.

71. Под знаком орла. Искусство Ампира. СПб.: Государственный Эрмитаж, 1999. 103 с.

72. Постникова-Лосева М.М., Платонова Н.Г., Ульянова Б.Л. Золотое и серебряное дело XV XX вв. М.: Наука, 1983. - 374 с.

73. Потемкин С.В. Благородный 79-й: Очерк о золоте. М.: «Недра», 1988.- 176 с.

74. Пушкина Т. А. Об одной группе скандинавских фибул на территории Древней Руси // Древности Пскова: Археология. История. Архитектура: К юбилею И. К. Лабутиной. Псков: 1999. -с. 81-83.

75. Рехачев М. Северная чернь. Архангельское областное издательство, 1952. 84 с.

76. Павлов B.C., Новиков В.П. Ручное изготовление ювелирных украшений. СПб.: «Политехника», 1991. 206 с.

77. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.: 1987. 784 с.

78. Рыбаков Б. А. Ремесло Древней Руси. М.: Изд-во АН СССР, 1948.- 792 с.

79. Савваитов П.И. Описание старинных русских утварей, одежд иоружия. СПб.: 1896. 351 с.

80. Савельева Н.Т. Мода и массовый вкус. М.: 1966.- 59 с.

81. Савельева И.Н. Закономерности гармонии в костюмах народов России. М.: Информ-знание, 2002.- 201 с.

82. Свирин А.Н. Ювелирное искусство Древней Руси XI-XVII вв. М.: «Искусство», 1972. 188 с.

83. Соколова Л.Н., Киселева А.Н. Творчество французских стилистов. Иваново: ИГТА, 1994. 75 с.

84. Сестры Сорины. Язык одежды, или как понять человека по его одежде. Психологический практикум. М.: Изд-во «ГНОМ и Д», ИКФ «ЭКМОС», 2002. 224 с.

85. Уваров А.С. Поясные украшения в курганах мерян. // Сб. мелких тр. М„ 1910.- Т. 2.-С. 89-93.

86. Ульянова Б.Л. Платонова Н.Г. Постникова Лосева М.М. Русское черневое искусство. М.: «Искусство», 1972. - 144 с.

87. Уткин П.И. Русские ювелирные украшения. М.: «Легкая индустрия», 1970. 164 с.

88. Уткин П. Современные ювелирные украшения и костюм. М.: Госбытиздат, 1963. 31 с.

89. Уткин П.И. Русские ювелирные украшения из цветного и черного металла второй половины XVIII начала XIX вв. // Сборник трудов НИИХП. М., 1967. - вып. 4 - с. 153-161.

90. Фукай Акико. История моды с XVIII по XX век. М.: «Арт-родник», 2003. - 736 с.

91. Холландер Э. Мода, которая возбуждает. //«США» М.: «Наука», дек. 1992. - С. 83-91.

92. Хромченко Э. Пако Рабанн металлург в высокой моде. // "Известия", - 29дек. 1994г. - С. 10.

93. Шеренговская 3. Народные интонации в современной моде // Декоративное искусство СССР, 1979. - №9 - С. 22-23.

94. Шепелев Л. Е. Шляпа должна быть с галуном // Родина. 1996. -№6. - С. 49-52.

95. Японское декоративное искусство. М.: «Планета», 1973. 257 с.

96. Яриков К. Что носили фараоны // Моя Москва, 1992. - №1 - С. 58-59.

97. Яриков К. Между Тигром и Ефратом // Моя Москва, 1992.- №2 - С. 58-59.

98. Яриков К. Спарта, Афины, Коринф // Моя Москва, 1992.- №3 -С. 58-59.

99. Charles Holme Modern design in jewellery and fans. London, Paris, New York: Offices of "the Studio", 1902. 190 p.

100. Colin McDowell The Fashion book. London: Phaidon press limited, 1998. 512 p.

101. Bogardus E.S. Fundamentals of Social Psychology. N.Y. 1942.229 p.

102. Dictionnaire International de la Mode. Paris: ADAGP, 2004.- 623 P.

103. Fashion now. Koln: Taschen, 2003.- 640 p.

104. Fritz Falk Schmuck/ Jewellery 1840 1940. Highlights -Shcmuckmuseum Pforzheim. Stuttgart : Arnoldsche Art Publishers, 2004.- 176 p.

105. Robert O. Kinsey Ojime. Magical jewels of Japan. Harry N. Abrams inc. Publishers, 1991.- 64 p.

106. Царица Нефертари в белом каласириее с золотым воротником и золотым символом царской власти на голове, роспись из гробницы Нефертари, XVIII династия. XIV в. до н. э.

107. Браслет с геракловым узлом. Греция. III в. до н. э., золото, ковка