автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Роль морали в формировании атестических взглядов личности

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Гауматуллина, Зугура Ягануровна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Уфа
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Автореферат по философии на тему 'Роль морали в формировании атестических взглядов личности'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Роль морали в формировании атестических взглядов личности"

БШИРС1СИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени 40-летия Октября

На правах рукописи

П'.УЯАТУЛЖНА Зугура Ягануровна

РОЛЬ МОРАЛИ В ФОНДИРОВАНИИ АТЕИСТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ ЛИЧНОСТИ

Специальность 09.00.01 - диалектический и исторический материализм

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации /(а соискание ученой степени кандидата философских наук ^—

Уфа - 1991

Работа выполнена на кафедре этики и эстетики Башкирского государственного университета имени 40-летил Октября

Научный руководитель - доктор философе!дх наук, профессор

, Валеев Д.К.

Официальные оппо. анты - доктор, философских наук, профессор

Акмамбетов Г.Г.

. - кандидат философских наук, доцент Орешников И.М.

Ведущее учреждение - Башкирский государственный медицин-

ский институт имени ХУ-летия ВЛЮ, кафедра философии '

Защита состоится часов

на заседании Специализированного Совета К 054.13.02 в Башкирском государственном университете имени 40-летия Октября.

Адрес: 450074, Уфа, ул.Фрунзе, 32, ауд. 01

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Башгосуниверситета

Автореферат' разослан "г.

Ученый секретарь Специализированного.Совета кандидат философских наук, доцент

ОБЩ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Потребности современного общественного развития выдвигают перед философской наукой и непитательной практикой поиск путей оптимизации процессов формирования научного мировоззрения л гуманистического миропонимания-1 Становление нового мышления, свободного от идеологических стереотипов и признающего безусловный приоритет общечеловеческих ценностей, связано с необходимостью выработки реалистического подхода к действительности.

Растущая в массовом сознании тенденция к этическому обоснованию религии как единственной альтернативы негативным явлениям в области моральной практики и поразившей общество бездуховности чрезвычайно усложняет сегодня формирование свободной от мистики и представлений о "загробной жизни" личности, мешает самоутверждению человека з условиях кардинальной перестройки общественных отношений. Образу» сложную гамму морально-психологических переживаний, религия способствует удовлетворению нравственно-этических потребностей верующих, обслуживает попытки человека преодолеть разрыв между идеалом и действительностью, сущим и должным, сущностью и существованием, когда ограниченное, несовершенное, деформированное существование противоречит самореализации сущности человека как свободной, творческой, неповторимой личности. Дзфицит нравственности, отчужденность элементарных общечеловеческих норм морали, охраняющих человека как высшую ценность, но принесенных в кертву узко понятым классовым интересам и политическим лозунгам, невозможность обретения индивидуальным сознанием собственного "я" в условиях господства надличностных идеологизированных структур зачастую преодолеваются с помощью идеи Бога. Сегодня вачшо выявить такие аспекты не только в социальной, но и духовно-нравственной сфере, которые способствуют сохранению и воспроизводству религиозного сознания. Сложный тип религиозной духовности можно преодолеть только на основе утверждения более богатой духовной альтернативы - в этом и заключается ключевая моральная проблема в формировании реалистически ориентированной личности.

В годы господства политизированного государственного атеизма происходило постепенное отчуждение рздевей сухости че-

повека от духовных истоков его общечеловеческого бытия. "Атеистическая духовность" как совокупность идеологизированных стереотипов и псевдонаучных долл, оправдывашуч практику гонений верующ!", наступления на религиозные орг<шлэш;ии. и их деятелей, не сумела заполнить порожденный длительным господством культа личности и командно-административной системы глубокий разрыв в духовной жизни общества. Я гативнае отношение общественного мнения, сегодня к.атеизму неправомерно проецируется по сути дела'на всю совокупность гуманиотических атеистических традиций в истории культуры. Думается, что здесь нужен самый принципиальный и' объективный подход. На протяжении веков идеи свободомыслия и атеизма бьго* формой самовыражения личности, признающей самодостаточность человека и природы, ценность и значимость реального, земного существования. Атеистическая мировоззренческая позиция как отрицание бытия Бога означала сознательное выступление личности против разного рода идеологических препятствий за самостоятельное и творческое самоопределение, а также' осознание ин-1-дивидом собственного достоинств^ и морального права на поиск истины, на выработку личного, независимого взгляда на мир. Сле- • дует заметить в этой связи, что нужно различать атеизм как позитивную гуманистическую традицию, выражающую степень человеческой свободы, и его конкретно-историческую форму, неоправданно превращенную в разновидность государствен эй идеологии, как проявление духовной несвободы человека в условиях господства авторитарного мышления. Атеизм оегодня должен доказать свою жизнеспособность в принципиальном диалоге с инакомыслящими в атмосфере открытости, толерантности и творческого обновления, свободного от всевозможного рода конъюнктурных установок на выполнение политических заказов. Э.А.Араб-Оглы подчеркивает: "Нам по-настоящему нужно отказаться от отождествления научного атеизма с антирелигиозной борьбой... Атеизм - прежде всего свободомыслие, а значит, что-то большее, чем отрицание того или иного миропонимания, мироощущения. Если он берет на себя главную миссии - антирелигиозную борьбу, то он превращается просто в антитеизм. И как всякое "анти" - от антисоветизма до антиамериканизма - порождает образ "страшного" врага, ство зависти .

и злобы, раскалывает человечество на несовместимые части".*

История свидетел зтвувт, что морально-этическому фактору принадлежало одно из сущзственных мест в развитии атеистических традиций в культуре и киэни общества. Признание сегодня приоритета обарчэловеческих ценностей и возврапрйие индивида а его гуманистическим истокам, безусловно, есть реальный, конкретный путь формирования таких межличностных отношений, которые гуманны, разумны и самодостаточны /не нуждаются в каком-либо трансцендентном их восполнении/. Новое мышление, приэнающзе свободу совести, свободу мироощущения, ориентирует сегодня атеизм На изучение закономерностей взаимосвязи мировоззрения и свободного нравственного выбора. Как известно, ноеъ'й Закон СССР "О свободе совести и религиозных организациях" на допускает никакого официального атеизма, финансируемого и направляемого государством. Атеизм понимается как личностная мировоззренческая установка, самостоятельный нравственный выбор. Именно в этом аспекте нам видятся невостребованные возможности благотворного влияния морали на становление реалистически" мировоззренческой позиции личности. Представляется в этой связи, что з рамках воспитательных задач по формированию духовно бог-той, Социально ориентированной личности с научным мировоззрением, широким кулыурным кругозором, активным и деятельным отношением к жизни сущзствен-но возрастает и актуализируется проблема теоретического раскрытия атеистического потенциала системы нравственных ценностей, основанных на общечеловеческих идеалах добра и справедливости, а также целенаправленного его использования в практике воспита-' тельного процессэ-

Степень разработанности проблемы. В имеющейся сегодня эти-ко-фклософской литературе можно выделить ряд исследований, освещавших роль морали в поведений и деятельности личности, среди которых можно назвать работы С.Ф.Анисимова, Л.М.Архангельского, В.А.Блюмкина, Г.Н.Гумшщкого, О.Г'.Дробнкцкого, Н.Н.Крутс-

Свобода совести и возрождение гуманизма - "Круглый стол" "Коммуниста" // Коммунист. - 1990. - № 3. - С.'/9.

ва, А.П.Скрипника, Ю.М.Смоленцева и др.* В то же время мало специальных работ, посвяш/энных анализу влияния морали на мировоззрение личности, в частности на ее атеистич ские взгляды. На наш взгляд, проблем' взаимосвязи нравственных ценностей и атеистических взглядов требует серьезной теоретической разработки. В литературе есть исследования, имеющие касательство к ■этой проблеме, среди которых можно выделить работы С.ф.Аниеимо-ь^.; В.Ф.Зыбковца, В.А.Капранова, Н.П.Красникова, П.К.Курочкина, С.А.Кучинского, В.Н.Шердакова и др.^, но в'них основное внимание уделяется критическому анализу религиозной морали. В последнее время появились труды, з которых дается разработка атеистического потенциала нравственных ценностей социалистического общества /работы И.М.Кичановой, С.И.Криштопы и В.И.Кришто-пы, С,М.,Цударенок/,3 В целом же обзор итющейся литературы'по этой проблеме свидетельствует о ее малоразработанности, недостаточно полном теоретическом освещении. Новый оби^зственный образ морали, фокусом интерпретации которой становится сегодня ■ приоритет обще ча ло ве че с ко го ее содержания над классовым, перемещает в некоторой степени акценты в исследовании этой проблемы в сторону Гзлее широкого ее рассмотрения.

В работе предпринята попытка осветить данную проблему с

См.: Анисимов С.Ф, Мораль и поведение. - М.,1905; Архангельский

' Л. '..Лекции по марксистско-ленинской этике. - М., 1974; Блюм -кин В.А. О нравственной деятельности. - М., 1977: Гумницкий Г.Н. Нравственный поступок и его оценна, - М., 1978; ¿робницкий О.Г. Проблемы нравственности, - М,-,1977; Крутов H.H. мораль в действии. О закономерностях влияния морали на поведение личности. -М., 1977; Скрипник А.П.Нравственные отклонения: пути их преодоления. - М., 1986;.Смоленцев Ю.М. Мораль и нравы: диалектика Взаимодействия. - М., I9Ö9 и др.

^См..: Анисимов С.О. Нравственный прогресс и религия. М., 1955: Зыбковец B.í. От бога ли нравственность?- м.,1961: Капранов В.А. Нравственный смысл ;глзни и деятельности человека /Критика религиозно-идеалистических концепций/ - Л.,1975; Кра.сников Н.ГГ. Мораль без будущего /Нравственный прогресс, атеизм, религия/- М., 1984; Курочкин U.K. Нравственность и религия.- , I9Ö4: Кучин-ckiiR С.А. Человек моральный. - ¡1, I9ü7; Шердаков В.И, Иллюзия добра: Моральнее ценности и религиозная вера.-М., 1932 и др.

^См.: Кнчанова П.!,!. Светит путеводная звезда: /Нравственные ценности: атеистический потенциал/.- И.,1907; Кршвтопа С.й.,Криш-топа В.II. Атеистическая направленность нравственных ценностей срцш1лкстичрского общества /социологический анализ/. - Киев I?tí"; ^-даргнок C.Ü. Атеизм в с'оциалистическо: обществе: Проблем;' теории и методологии. - Владивосток, 19Ш.

позиций философско-антропологического подхода. Ми согласны с мнением К.И.Никонова, что "при анализе религии и атеизма... центральным методологическим моментом становится учение о чело-' веке как субъекте материального и духовного производства, труда, познания и общения, о природе человека, его сущности и существовании".''

Цель данной работы - определить роль и место морали в формировании атеистических взглядов личности, выяснить как общие, так и особенные морально-этические причины, не только тормозящие секуляризационные процессы и способствующие воспроизводству религиозного сознания, но и влияющие на становление атеистичос^ ки ориентированной личности.

' С учетом поставленной цели решались следующие задачи:

- создать концептуальную модель взаимосвязи морали и мировоззренческой позиции личности на основй реализации философског антропологического подхода к анализу явлений, выяснить функциональные связи морали и мировоззрения?

- показать моральные источники зарождения кри'ги'^ского взгляда на религию и выявить конкретно-исторические формы влияния морали на становление идей свободомыслия и атеизма;

- выяснить, есть ли в структуре нравственной сферы советского общества элементы, способствующие воспроизводству религиозной идеологии; '

- рассмотреть специфику моральных факторов преодоления религиозности и формирования атеистических взглядов 'Личности; '

- выявить возможности благотворного влияния системы •■зжлич-ностных отношений, основанных на общечеловеческих нравственных ценностях, на становление мировоззренчески зрелой личности, раскрыть их гуманистический и атеистический потенциал;

- определить роль нравственного воспитания и этического просвещения в процессе формирования атеистически ориентированной личности и очертить круг требований к их организации а современных условиях. .

Теоретической и методологической основой исследования служат диалектические принципы материалистического понимания истории, духовной жизни общества. 3 роигании поставленных задач ав-

^■Никонов К.И. Марксистское учение о человеке в теории религии ¡1 атеизма /А™еизм, религия, культура, личность /Тезисы докладов/. - Уфа, 19УС. - С. а9.

тор опирается на труды классиков марксизма-ленинизма, исследования советских и еарубевдых философов в области теории морали, религии, атеизма. Цоленапр-вленное использование данных истории, этнографии, археологии и других наук поззолиго иллюстрировать и аргумонтирорать теоретические положения и выаоды автора. Важное изсто заняла изучение религиозной литературы я религиозной пэ-ряодада /"йурнал Московскс*» патриархии", "Братский вестник", а та:п.:з такие издания, как "Московский церковный ваотник", "Протестант", "Христианин" я др./.

Няучная новизна рябо-тн ¡заключается в сладущаш

- в исследовании янадизируртся еозиохности влияния морали , на выбор ыяророззрения личности, на духовные основания уже выбранной мировоззренческой позиции, ее совершенствование}

- раскрываются пути использования гуманистического и атеистического потенциала системы межличностных отношений, основанных на общсчздавзадсюга нрарстсодацк це, лостях;

- вырххад криткчзскоз отношение к йозрастеэдзй Р общзствзн-нам соонипн; тенденции к зтичзакой апологии религии и негативному отнсЕОКиа и втеиаму, автор обосновывает необходимость сбги:-ТОЗЮ-даДОДОО, каркрогно-исторнчэоксго ПОДХОДОВ К ОЦЗНКО ЭТ(К

Автор ксхедкт из того, г-о нулю различать атеизм к&н градация, как форму самореализации суздовпм» сил «ловок* к его кснкратно-историтаский вариант, изБратиегай 11К;.;а!!?нгно присущ;'» ему родоку» гугаккстичоскуи сущности

- прадлагаются «ови» подхода к полакана» суцюоти, цолзй и • оадач нравственного гоопятшш с учетом совокупность качественных йзмзйзннЯ р-вожтнизокой, социальной, духосно-нравствэкной .сферах общественной ¡?изни, опрэдзздлтея коррелятивные связи эгичэского и юросавзрснчзсво*ч> просвещения в целях обновления

ц обогащения атеистического потенциала личности В современных условиях!

- . ;ходя из существа произведенного анализа, в работе предпринята попытка обосновать возможность «делений морально-этических корней критического отношения к религии в качестве относительно автономного фактора, обусловливающего формирование

• реалистического Миропонимания.

Пр-акгичоокая значимость исследование определяется тем, что получении? выводы могут бить испольрованЬ В разработке ряда проолсм религиоведения /сущность компенсаторных факторов рели-

гии, взаимосвязь функциональных способностей морали и-религии, пути преодоления мора ьно-психологических явлений, воспроизводящих религиопиое сознание, и т.д./, марксистско-ленинской этики /•экзистенциальные проблемы мироощущения современной личности, моральный выбор и мировоззрение и др./. Анализ не исследованных ранее вопросов методологически важен для выработки новых, отвечающих современным требованиям философских концептуальных положений о роли морали в жизни общества, в поведении и жизнедеятельности личности, формировании ее мировоззренческого поля интересов и потребностей. Результаты диссертационной работы могут быть использованы также в практике нравственного и атеистического воспитания.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования докладывались на региональной научной конференции,посвященной 70-летию ВЛКСМ "Ленинский комсомол - надежный и испытанный помощник КПСС", 1988г., г.Уфа; на Всесоюзной научно-практическрй кон-ференши "Атеизм, религия, культура, личность", 1990 г., г.Уфа.

Диссертация обсуждалась на : седаниях кафедры этики и- эстетики Башкирского государственного университета имени 40-лйтия Октября.

Структура работы. Диссертация с стоит из введения, ^вух глав, заключения и списка использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

• Зо вводекии дается обоснование актуальности и практической значимости темы ¡"следования, определяются позиция диссертанта, нель к задачи работу в соответствии со степенью научной разработанности данной проблемы, обосновываются методология и методика изучения,„новизна поставленных задач.

Первая глава диссертации- "Методологические аспекты взаимодействия морали и атеистических взглядов ли'шости" состоит из двух параграфов.

ГЬрвнй параграф посвящен рассмотрению проблемы взаимосвязи морали и религии л их генезисе и ззолюиии. Руков» д.ггиуясь прин-глглч-и конкрсгко-ис-чрсчссксго подхода я ипг!>рт.г,:пгпг"с:'.'¿то гтвапнм историк, автор соэля»! г коннепт-уалъну»' 'ляуль лз-ют?-Сйрзи морали и гх\"ипм, кч

утя к аначплу гаг г»- г:г.» '"-у г'1 "-"П'я •-•-■.-г';:<-ния.

Выражая свое отношение к проблеме происхождения морали и религии, автор исходит из понимания морали как нормативно-оценочной системы, возникшей в первобытном обществе, в период перехода от инстинктивр'-к форм труда к труду человеческому. Нравственные ценности не являются "даром" всемогущего ладприродного существа, как утверждает теология, а были выработаны человечеством на трудных и сложных путях общественного развития. Религия же появилась на более поздней ступени развития общества, когда появился человек.современного типа, обладавший понятийным мышлением, воображением, способностью конструировать религиозно-фантастические образы. В понимании природы религшавтор конкретизирует марксистское положение о том, что под объектом религиозного отражения понимается прежде всего отчуждение сущности человека от его социального существования, а в основе религиозного отчуждения-лежит глубинное противоречие между человеческой природой и жизненным положением индивида в его социально-эмпирическом бьггии. Диссертант подчеркивает, что из наиболее известных современных авторов, в чьих трудах философское йсмысление категории отчуждения проецируется на область исследования религии как вида духовного отчуждения, можно назвать М.И.Медведева,. В.И.Колосницына, К.И.Никонова.^ Црнный момент в их работах заключается в том, что анализ объекта религиозного отражения пра-ломляет-ея чзреэ призму диалектики сущности и существования. АвТор отмечает, что различие между сущностью и существованием обусловлено спецификой и условиями социально-эмпирического бытия человека. Уже в недрах первобытного общества существует подобное различие. Трансформация же его в противоречие явилась закономерным'результатом низкого уровня развития производительных сил, социальной беспомощности и практической ограниченности древнего человека перед отчужденной от него и господствующей над. ним грозной природной стихией. Религия возникает как иллюзорно-фантастическое восстановление актуально не реализованной в человеке его социально-природной сущности. • Г^ю религии и морали был влолке закономерен и возник как социальная и нравственная потребность. Этот союз обеспечивал стабильное и надежное

: Медведев М.И. Человек и его отражение в религии. - Ь'анск, 1953; Колос »шцкн 3.П.Религиозное отчуждение. - Свердлове , 19и?; Никонов К.К.Критика антропологическое обоснования религии. - :>;., 1?89.

функционировав простых норм нравственности, компенсировал недостаточность традиционно установленных норм морали в эмпирическом существовании индивидов, способствовал достижению спаянности, а следовательно, и выживаемости общественного организма. С переходом к классово-антагонистическому обществу, обострившему противоречив между сущностью и существованием до противоположности социально-ограниченного и деформированного существования человека и его социально-деятельной сущности, данный союз получает свое окончательное оформление. Неосун^ствимость полноценного функционирования элементарных' норм межличностного общения в реальной жизни приводит к тому, что человек переносит их на религию.

С другой стороны, как исследуется в данном параграфе, союз' морали и религии обусловливается не только в плане, онтологичес- в ком, но и гносеологическом. Природа морали не исчерпывается её социализирующей /регулятивной/ функцией. Мораль имеет и ценност-1 ную природу, является особым видом духовной деятельности, которая познает, оценивает явления /поступки, действия/ в преломлении их через призму особых критериев добра и зла. Ядром мировоззрения выступает отношение индивида к окружающей его действительности, причем это отношение проявляется в его ценностно-ориен-тациснных свойствах, а именно как отноиение-оценка. Автор лрихо» дат к выводу, что мораль как аксиологическая система выявляет личностное отношение к миру, формирует критическое к нему отношение с точки зрения добра и зла и тем. самым' ориентирует сознание индивида на определенный мировоззренческий выбар, В угчови-ях существования, деформирующего человеческую природу, окружающий мир предстает как жестокий, бесчеловечный, злой и несправедливый. Мораль как ценностно-ориентациониая система в данном случае обусловливает нравственную форму протеста против этой действительности, которая может принять как религиозную, тек и без религиозную направленность. Отсутствие га рввлыпг/: вас IV-ностей изменить в лучгую стсрсну условия своего бесчеловечного существования и обрести полноту межличностных отношений зачастую приводит к тему, что моральнее отчуждение приводит к религиозной -морали, сухость человека, нереализованная в эмгиричве-ком бытии, дополняется божественной сушосты . Б условиям классовых антагонизмов союз религии и морали сехрчняет все идейню источники для иллюзорно-фантастической компенсации отчу-денних

от человека элементарных общечеловеческих норм нравственности, ..уш мистифицированного восстановления суверенитета и самоценности человека, "отданного со власть бес¿едогечных отношений и стихий" /К.Маркс/. Именно этой особенное-п ¡елигии как иллюзорного преодоления отчужденных человече зкиа' сил* можно объяснить удивительную жизнеспособность религии в советском обществе. Автор доказ^ает в этой евя?;.', что "мировоззренческий плюрализм" сегодня - это закономерное порождение глубоких внутренних противоречий общественного организма, который не в состоянии создать нормальные жизненные условия и преодолеть разрыв . между естественной потребностью личности в самореализации и ог-раниченнши.возможностями её удовлетворения в условиях господства командно-административной системы. Когда индивид растворяется 6 громоздкой иерархии обезличенных идеологизированных сгруктур, приносится в жертву социальным мифам и политическим лозунгам, превращается в "живое средство" производства и "винтик" хозяйственного механизма, религия остается той сферой, п которой-он торжественно признает свою самоценность, осознает себя как цель. В диссертации конкретизируется марксистское положение о том, что в рамках того существования, которое обесценивает и разрушает личность, вера в Бога по-своему снимает чувство отчуждения, со-шалжой бесприютности, намечает простер для обретения .собственного "я" / Будущее сотрудничества морали и религии, по мнению автора, во (¡йогом будет зависеть от того, как скоро общество уничтожит отчуждение от человека его сущностных сил и епо- . собностей и создаст условия для'удовлетворения нравственно-этических поисков и потребностей в разрешении фундаментальных экзистенциальных проблем на светской основе.

Во втором параграфе анализируются конкретно-исторические ферма влияния морали на зарождение идей свободомыслия и атеизма. Исследование данной проблемы строится на основе рассмотрения формлц: иных особенностей воздействия морали на мировоззрение и выявления моральных источников критического отношения к религии.

¡1а протяжении всей своей истории свободомыслие и атеизм бичи счиым тесным образом связаны с явлениями духовной жизни об-

^С:!.: г. лее ницш В.1;.Религиозное отчуждение. - 0.17.

'"См.: ео :иг; Л. К. Религия и мы // Квинтэссенция: Филос. аль- У. , 1<„;с, - С. Зг1.

щзства, з частности с нравственно-этической сферой. Зга связь имеет реальные основания - социальные, гносеологические, мораль-но-пси.^аюгические. Определяя свое отношение к проблеме влияния морали т различные формы критического отношения к религии,автор исходит из того, что мораль прямо, непосредственно нэ ведет к формированию той или иной мировоззренческой ориентации. Имманентно присуще нравственности мировоззренческие потенции выявляются в результате их детерданадии социально-историческими отношениями. Мэраль, по мнению диссертанта, связана с выбором того или иного мировоззрения не причинно-следственной, а функциональной связью.

Еще в доклассовом обществе, в период разложения первобытнообщинного строя, были некоторые элементы критического отношения к религиозным воззрениям. Сердцевиной морали этого общества была равенство и коллективизм. Но по мере развития общества в связи с наметившейся социальной дифференциацией делал первые шаги и процесс морального отчуждения. Главы родоа, предводители племен, служители культа все чаще попирали традиционные предгдавления-о . равенстве и справедливости. По отноиению к нравственности религиозная вера служила огределенным гарантом их исполнения. Ьез-успеганые попытки вернуться к коллективистским'нормам жизни, восстановить их императив ють для всех без исключения оборачивались недоверием к сверхъестествешпли силам, которые долины были охранять незыблемость моральных' устоев племени. .Это недоверие усугублялось и объективными трудностями человеческого существования. Противоречие мегвду сущностью и существование?* обусловливало наряду со слепой верой в могуцество небесных покровителей и зароя-дение критического к ним отношения. В частности, фольклор народов, находящихся на стадии доклассового общества, изобилует проявлениями неуважительного отношения к духам, упреками в жадности и беэдельи, неспособности и нежелании помочь людям. Моральной дискредитации авторитета небесных покровителей способствовал и начавяийся процесс отчуждения служителей культа от соплеменников, их попедение все заметнее связывалось с зарождающийся нравственными пороками.

С переходом к классово-антагонистическому об.;естау ^ламентц свободомыслия проявляются в основном в среде представителей светской знати и свободны* граздан, выступающих за материальны»

/

и политические привилегии против засилья жрецов, за секуляризацию общественной и личной нравственной жисни. Античный философ Протагор провозгласил свое знаменитое псло.тонпе: "Человек есть мера всех вещей". Перенесение акцентов о,л природы к человеку, признание самоценности и морального величия человека, провозглашение культа разума, положившего религию на его весы, резко расходились с ре;лгиозной "нтерп^.зтацией сущности человека л способствовали росту критических взглядов на религию.

Значительная же часть рабовладельческого общества - рабы -бьиа отчуждапа от господствующей в обществе морали. В условиях-несправедливых социальных отношений нравственное сознание угнетенных и бесправных масс в основном ориентировано мистически. Идея Бога "скрашивает" тяжелое существование, "божественная сущность" помогает переносить лишения жизни, религиозная мораль компенсирует отчужденную эмпирическую мораль.

В античном мире идеи свободомы тея и атеизма отражали не только интересы прогрессивных слоев в среде рабовладельческой знати и свободных граждан, но и.интересы противников рабства, защитников трудящихся масс. В этой связи в диссертации анализируются этические воззрения киников в Древней Греции и Риме. Опираясь на исследования И.М.Нахгта, диссертант приходит к выводу, что киническая философия имела атеистический характер и в ней нашли отражение не только пафос социального критицизма, но ' и моральное возвеличивание человека труда.

Особенности свободомыслия в эпоху феодализма во многом обут словлены нарастанием давления церкви и религии на общественную и личную жизнь человека. В зту эпоху усиливаются антирелигиозный скептицизм в светской литературе в отношении к нравственным поучениям религии, антиклерикализм в идеологии ересей. Моральные истоки этих мировоззренческих форм изучаются в диссертации на большом историко-философском и социально-психологическом материале. .

В этом параграфе значительное внимание уделяется также анализу религиозного инакомыслия в эту эпоху /XI - ХУ вв./. Автор уточняет, что существующая тенденция рассматривать ереси как исключительно внутрпцзрковное религиозное явление затрудняет понимание ересей как проявлений социально-нравственного протеста разных слоев феодального общества против феодализма и

его духовного оплота - католической церкви, йгссертант присоединяется к существующей в научной литературе точке зрения, что ересь создается в борьбе с существуккцим порядком, который рассматривается как нравственное безобразие.

Свободомыслие и атеизм Возрождения в немаловажной степени были подготовлены революцие.. морально-этического духа этой эпо- ° хи. Нравственным источником смелых атеистических идей была глубокая вера в исключительные достоинства человека как природного существа, в его моральное право m выработку личного и независимого взгляда на мир, на поиск истины. Не в религии, а в неисчерпаемом богатстве духовных и нравственных сил, как считали великие гуманисты, содержится импульс к действительному нравственному совершенствованию и становлению человека как духовно суверенной личности.

Атеистические учения периода буржуазных революций ХУП-Х1Х веков, их моральные корни в диссертации выясняются на основе изучения пантеистических, деистических и других мировоззренческих позиций таких мыслителей, как В.Спиноза, Т.Гоббс, Дк.Локк, К.А.Гельвеций, П.А.Гольбах, Д.Дидро и др. Также анализируется атеизм Л.Фейербаха, его антропологическая, этическая направленность. Религия в понимании мыслителя -' это человеческая моральность в отчужденной форме, и поэтому нравственная проблематика пронизывает все его произведения по критике религии. .Именно с моральных позиций он критикует религию как превращенную мечту человека о нравственной кизн-j.

В рассмотрении атеизма революционные демократов в России .автор обращает главное внимание на специфические черты русского ■ атеизма, его моральный источник, который возник на основе осмысления проблемы теодицеи. 3 частности, русский религиозный философ Н.А.Бердяев, исследовавший наряду с религиозной духовной "русской идеей" историю становления материалистических и социалистических взглядов, подчеркивает, что русский дтеизи - это самобытное явление, выросшее из внутренних, а именно этических корней: "Русский а^еирм возник по моральным мошнам, рцяяаи невозможностью разретить проблему теодицеи. Творец этого мира не мотет быть добрым, потому что '-ир полон оггадкнк-л ;<::б;;ннн'.", "Бог - Творе:; этот"; -гро., отр.щедтся ьо ctpwrffiiBW» к любви. Чуне '>рг'11:.;зоб?1 v юг»; упроолони^ -.;п;> ;ч, ¿ур-гв.-.«!*»* W-лопе^':, грп • 7гот г>- рппоо;::-:" У.^т -;" 'iis '"'i'

человеку будет не волком, а братом".''' Автор подчеркивает, что атеизм.революционных демократов, возникший на основе морального неприятия лежащего во зле мира, неразрывно созывается с их социальным учением как зорией революционного преобразования несправедливых общественных порядков.'

Революционное движение начала XX века способствовало проникновению освободительных идей и в национальные окраины России, /ост свободомыслия и критического отношения к религии как защитнице реакционных -общественных отношений, например, в Башкирии был отражением роста политического, национального, нравственного самосознания башкирского народа, не желающего мириться со своим тяжелым существованием, бесправным и угнетенным положением. Выразителями интересов народа стали представители формирующейся демократической национальной интеллигенции. В частности, с именами таних выдающихся'просветителей, как М.Уметбаев и М.Акмул-ла, связано создание предпосылок для развития свободомыслия. Их учение - это глубокая вера в безграничные возможности- человеческого разума и нравственного потенциала личности, в "освободительную" миссию просвещения и образования. Несмотря на ограниченность в понимании действительных корней духовного гнета своего народа, брчкирские просветители быграли тем не менее положительную роль в расшатывании ортодоксальной идеологии ислама, стоящей на страже реакционных общественных порядков. Антиклерикализм,' сатирический пафос в разоблачении 'морального облика служителей культа, реалистические традиции творческого наследия башкирских просветителей продолжили их последователи писатели-демократы М.Гафури, ¡¡¡.Бабич, Д.Юлтый и др., которые поднялись до уровня последовательной критики религии и до глубоких атеистических обобщений.

' Таким образом, исследуя исторические формы взаимосвязи причин морального порядка и идей свободомыслия и атеизма, автор предлагает рассматривать морально-этические.корни критического отношения к религии в качестве относительно ав.ономного фактора, обусловливающего формирование атеистического миропонимания /наряду с социальны?sj, гносеологическими, историческими и др./.

^Бердяев H.A. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX рога Ii начала XX века // 0 России и русской Философской к;s-ь-•пте, »Ji.nocoiv русского послеоктябрьского зоруг*-о.>».я. - ,

1 т t т , тл

lV'.x. - 0. Iii, ilY.

- 15 -

Вторзд диссерташд - "Воэдзйотгие морали на форшро-

' панке .ткпстяческого миропонимания" состоит из двух параграфов. .

ПэрзыЙ пзрзгрзф паввящэн гнлхязу «твкститзскога потенциала общэчзловаиасйай «орали. Или сяздувт из мтогоп исследования, чтот потеиштл аакяйчаатсп ггреядз кязго в тс?д, что гуманистические нрапстаешшэ цокИоатн и атакам игает сб™е тот«! сопри-коскосения! ставят ззо главу угла чзлог-эка, свободное разгатие его оугроатят сил, »озЕзлй'-Жаот1 !?злопока-т8орца, Чологзк^-хо-эяина овозй судьбы. В пзтен то ойщзатез я силу обгзкт!1ЕНьх причин этот потенциал спасался "иззоотрэбоЕгнмг^1, с одной стсрснц, и на протялзп:щ Лзоптйлзт'М подгэргдяей разрубания - с другой. Пэрзнос вопроса стронтэ.тьстгм соцхаедзк» йз сфзрм зконсг.ачйской-И социальной в полптИчзскую, йбсплзтиг?н:ш принципа классо-

вости п духовной глйин общзетгл /которая, пзтати, была бесперспективной о самого начала и з конеиюм итоге привела обществзн-нуи мысль з омтальноч!ра2зтайнниЯ н кфовоэзренчэскнй тугглк/ способствовали отрыву гмаесовых ценностей и политичзсюи янтерэ-ссв от общечэяоезпзпкга> рззм1-тйни» элэезнтарнья моральных норм, охреняющк чзлогзгл как виейуи ценность. На гфот.«гкиа десятилетий азторитарко-Йпрокр1тп»?зс!:се государства на осиоёз не только а«оно»я«пзского, Но и аахШ&схоГа фзтксжама порождало в общества глобальноз отчучдгшэ, которое стало К'окцэнтрированнш . Е!-рз:.*ейием глубиаюго противоречия икду еул;-1остьи и существованием человека в услопиярс гоепоДатса нгдАЦчиостньтх идеологизированных: структур. Подмена нравстйеннооти И ее основньк категорий политической фразеологией, отчуждение общественной морали от ее общечеловеческих духовных осноз способствовали разйывакип атеистического потенциала общечеловеческой морали. Последующая политизация атеистической работы и пропаганды, превращение атеизма в разновидность государственной идеологий ускорили з^от пропесс. В обстановке насильственного и грубого разрушен!-7 привычных норм и традиций закономерно рос интерес к религиозной нравственности. Недооценка морали, преломление ее через призму классоЗой и политической целесообразности способствовали, как подчеркивает автор, на только девальвации ценности человеческой жизни и размыванию гуманистической идеи социализм, но и расту

^ См.: Курц П. Гуманизм и атеизм: о сходствах и различиях // Вопросы философии. - 1990. - МО. - СЛбЬ-174.

различно ориентированных мировоззренческих позиций, в том числе и религиозной.

Осознание сего,дня приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми связано, как исследуется в ,.;аьном параграфе, в первую )чередь, о пониманием реальной угрозы нависших над человечеством глобальных опасностей самоуничтожения и самовырождения, еа которыми сто:, прежде всего кризис человека /по выражению Ы.К.Мамардашвили, "антропологическая катастрофа"/. Утверждение общечеловеческих нравственных ценностей в межличностном общении, в отношениях между народами и государствами, в сфере взаимодействия человека с окружающей его средой обитания будет иметь огромное значение в реальном преодолении масштабного разрыва между созидательно-деятельной сухостью и стремлением человека к спокойной, полнокровной жизни и его негарантированньм, хрупким существованием в современных условиях. Атеистический потенциал обще*человвческой морали в атом плане, а Именно в преодолении сознания бесперспективности человеческого существования и апелляции не к разуму человека, а к воле божественных сил /как га-рангов сохранения цивилизации ог разрушения и самовырождения/ бесспорен.

Исходя из понймания нравственности как общечеловеческого явления, как основы'новой духовности, диссертант делает вывод о возможности создания этики, основанной на вере в нравственные абсолюты без обращения к идее сверхъестествен.лого. На этой основе видятся перспективы опровержения одного из авторитетных доказательств бытия Бога - нравственного, обоснованного Кантом и строящегося на представлениях о наличии всеобщего морального порядка как трансцендентного предписания человечеству.

Атеистический п генциал общечеловеческой морали проявляется и в том, что воплощение ее принципов в практике межличностного общения будет способствовать оздоровлению нравственного климата в обществен постепенному преодолению морального отчуждения, которое, как исследуется в диссертации, является одним из существенных факторов воспроизводства религиозности в нашем обществе. По мнению автора, религиозная мораль тем и авторитетна сегодня, что исправно несет свою основную службу - службу восполнения, комг.енсации отчужденных связей и отьолений.

В работе анализируются конкретные пути реализации атеисти-

ческого потенциала общечеловеческой морали. Проблема формирова-' ния реалистического подхода к действительности и атеистического миропонимания, как считает автор, фокусируется сегодня в главной - проблеме гуманизации личности и общества, которая "снимается как практическое "очеловечивание" условий существования человека. О

Второй параграф посвящен анализу роли этического просвепрния и нравственного воспитания в становлении атеистически ориентированной личности. Выяснение этой роли позволило соискателю доказать, что формирование индивида в его нравственном аспекте означает не только расяшрение его культурного и нравственного кругозора, развитие высших духовных потребностей, но и становление реалистического миропонимания и оптимистического мироощущения, осознание себя полноправным и ответственным субъектом происходящих в обществе обновленческих процессов. По мнению автора, роль этического просвещения и нравственного воспитания в становлении атеистически ориентированной личности возрастает и в связи с тем, что атеизму сегодня возвращается то отчужденная гуманистическая сущность. Атеизм обретает свой статус тленно как форма самореализации сущностных сил человека, как автономный, свободный от внешних принуждений и политического нь'зязывания нравственный выбор. Диссертант подчеркивает, что этот выбор возможен только в том случае, если условия существования индивида будут способствовать всестороннему раскрытию сущности человека как творческой, свободной личности, кз нуждающейся в обращении к религии. Система нравственного воспитания и этического просвещения, перестроенная с учетом всех предъявляемых к ней современных требований, предлагаемых автором исследования, является одним из связующих звеньев в процессе возвращения в повседневное бытие, практику межличностного общения общечеловеческих нравственных ценностей. В работе подчеркивается, что нравственному воспитанию и этическому просвещению принадлежит особое место в преодолении морального отчуждения и становлении разумных, гуманных и самодостаточных форм взаимоотношений, при которых люди склонны рассчитывать друг на друга в удовлетворении своих духовных потребностей, свободных от влияния религии.

Очерчивая круг требований к организации этих процессов в современных условиях, автор считает, что воспитание следует тодм-

... - IB -

вать расширительно, не сводя его только к формам словесно-вербального .воздействия на личность, а включая в него и меры по организации таких условий существования, которые > озвьшают человека и способствуют станов. ,:нию положительной моральной атмосферы. Диссертант доказывает в этой связи, что воспитательная работа по формированию реалистически ориентированной личности может принести позитивные результаты только при условии, если умное и правдивое слово, обращенное к человеку, соединяется с организационно-хозяйственной деятельностью государства, направленной на разумное удовлетворение реальных запросов и потребностей индивида, на более полное раскрытие его творческих потенций.

■В заключении подводятся итоги исследования, намечаются перспективные пути дальнейшей разработки проблемы.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Мораль как фактор атеистического воспитания // Коммунистическое воспитание молодежи в условиях перестройки /Тезисы докладов/. -Уфа, 1988..- С.75-76.

2. О Некоторых аспектах повышения социальной активности верующих трудящихся // Социально-экономические аспекты активизации человеческого фактора /Тезисы докладов научно-практической конференции/. - Уфа,.1988. - С.131-134.

о. О некоторых аспектах этики атеистического воспитания // Философия, социология и этика воспитания /Тезисы к симпозиуму/. -Владимир, 1988. - С.157-158.

4, Деятельность комсомольских организаций по атеистическому воспитанию молодежи // Ленинский комсомол - надежный и.испытанный помощник КПСС /Тезисы региональной научной конференции, посвященной 70-летию ШВД/.- Уфа, 1988. - С. 157-159.

• 5. Роль морали в формирований атеистического мировоззрения // Атеизм, религия, культура, личность /Тезисы докладов/. - Уфа, 1990. - С.87-89. •

6. "Это поймет только "Бог..." /На атеиста зскую тему/ /На баак. языке/ // Дочь Башкирии. - 1989. - №10. - С.13-15.

7. "Яблоко от яблони недалеко падает..." /Религия и мораль/ /На баик. языке/ // Дочь Башкирии .^ 1990. - ЭТ. - С. 13-14.

W-