автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Роль моральной регуляции в атеистическом воспитании

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Петров, Николай Николаевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Роль моральной регуляции в атеистическом воспитании'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Петров, Николай Николаевич

Введение. '

1 глава. Моральная регуляция и ее проявления в сознании и поведении верующих и неверующих (к методологии использования механизма моральной регуляции в атеистическом воспитании).

§ I. Моральная регуляция - сторона морального фено- 17 мена.

§ 2. Регулирование религиозного типа: искажение интериоризации верующим социально-нравственных требований общества к личности.

§ 3. Опора на механизм моральной регуляции в дея- 67 тельности по атеистическому воспитанию.

2 глава. Механизм моральной регуляции и критика религиозной этики.

§ I. Искаженное отражение закономерностей функционирования механизма моральной регуляции в религиозной этике.

§ 2. Несостоятельность модернизации религиозно- 107 этических категорий на основе механизма моральной регуляции и идеалистической диалектики.

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Петров, Николай Николаевич

В решениях ХХУ1 съезда партии, ноябрьского (1982 г.), июньского и декабрьского (1983 г.), внеочередного февральского (1984 г.) Пленумов ЦК КПСС, в Постановлении ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы", в других документах Коммунистической партии поставлена задача дальнейшего улучшения идеологического обеспечения программы социально-экономического развития страны, повышения политической и общественной активности трудящихся. Как подчеркнул Генеральный секретарь ЦК КПСС тов. К.У.Черненко, выступая перед избирателями 2 марта 1984 года: "Преобразуя условия жизни людей, необходимо в то же время делать все для их идейно-нравственного возвышения. Ясно, что без большой работы по духовному развитию людей, их социалистическому воспитанию с задачами совершенствования зрелого социализма не справиться"*.

Одним из аспектов идеологической деятельности партии является усиление работы в области атеистического воспитания трудящихся. В Постановлении ЦК КПСС о работе ЦК Компартии Молдавии отмечена необходимость ". резко усилить борьбу с .религиозньь

Черненко К.У. Народ и партия едины: Речь на встрече с избирателями Куйбышевского избирательного округа г. Москвы 2 марта 1984 г. -М.,1984, с. 13. т ми предрассудками, против происков враждебной пропаганды.

Как в теории научного атеизма, так и в практике атеистического воспитания имеются актуальные проблемы, требующие дальнейшей разработки, исследования, анализа, ибо "Сила идейно-воспитательной работы, как и политики партии в целом, в ее научной обоснованности, в опоре на самую передовую, постоянно о развивающуюся марксистско-ленинскую теорию".

К вопросам, требующим дальнейшей разработки и уточнения относится вопрос о конкретизации путей и методов работы по атеистическому воспитанию. Один из таких еще не достаточно освоенных путей - опора на механизм моральной регуляции сознания и поведения личности, использование его в работе по атеистическому воспитанию, что способно существенно повысить ее эффективность. Исследование этого механизма, его содержания, функционирования, места и роли механизма моральной регуляции в преодолении религиозных нравственных ориентаций и в формировании моральных установок, социалистических по своему характеру и содержанию, представляет как научный интерес, так и практическую значимость в плане совершенствования работы по атеистическому воспитанию.

Актуальность темы исследования определяется необходимостью совершенствования работы по преодолению религиозного миро

0 работе ЦК Компартии Молдавии по совершенствованию стиля и методов деятельности партийных организаций в свете решений ноябрьского (1982 года) Пленума ЦК КПСС. Постановление

ЦК КПСС.- Правда,1983,15 декабря. р

• Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. Постановление Пленума ЦК КПСС. 15 июня 1983 года. - В кн.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС,14-15 июня 1983 г. - М., 1983, с. 69. юззрения, активизации деятельности в области атеистического юспитания в соответствии с положениями, выдвинутыми в речи ).В.Андропова на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС: "Всю нашу щеологическую, воспитательную, пропагандистскую работу необходимо решительно поднять на уровень тех больших и сложных задач, :оторые решает партия в процессе совершенствования развитого ¡оциализма"*.

Преодоление религиозных представлений и ориентаций в соз-[ании части советских людей включает в себя, с одной стороны, [аучную критику религиозной нравственности, а с другой - ут->ерждение идеалов, принципов, норм коммунистической морали, ос-юение нравственных ценностей, связанных с научно-материалисти-юским, атеистическим мировоззрением. Как подчеркнуто в Поста-ювлении июньского (1983 года) Пленума ЦК КПСС необходимо".ак-'ивнее вести пропаганду научно-материалистических взглядов среди [аселения, уделять больше внимания атеистическому воспитанию. 1ире вовлекать верующих в общественную жизнь, настойчивее внед-)ять советскую обрядность" .

Отмеченное на ХХУ1 съезде КПСС ".растущее внимание нашею общества к вопросам морали обусловливает необходимость дальнейшего углубления исследований нравственности в атеисти-[еской литературе, органического единства коммунистической мо->али и марксистско-ленинской этики с атеистическим, научно-мат х* Андропов Ю.В. Речь на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК ПСС.- В кн.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14

5 июня 1983 г. - М., 1983, с. 5. р

Актуальные вопросы идеологической, массово-политической >аботы партии. Постановление Пленума ЦК КПСС 15 июня 1983 года. •В кн.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС,14-15 [юня 1983 г. - М., 1983, с. 72-73.

3* Материалы ХОТ съезда КПСС.- М.,1981, с. 62.

- б териалистическим мировоззрением.

Преодоление религиозных ориентаций и установок в сознании людей требует сознательных усилий, систематической, целенаправленной работы партии по утверждению в жизнь идеалов коммунистического общежития, формированию коллективистской морали. Как отметил Ю.В.Андропов в статье "Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР": ".последствия отчуждения.не улетучиваются автоматически и вдруг из соз-ниния, хотя само отчуждение уже ликвидировано"*.

Успехи в деле преодоления религиозного мировоззрения в существенной мере зависят от умелого руководства со стороны партийных комитетов атеистической работой, как составной части комплексного подхода ко всему делу комь?унистического воспитания трудящихся. Анализ научно-атеистической литературы, конкретная практика деятельности в области атеистического воспитания, свидетельствуют о том, что работа, основанная на единстве атеистического и нравственного воспитания все больше становится реальным фактом, все активнее входит в повседневную жизнь. В то же время, положительный опыт в этой области выявляет возможности увеличения эффективности этой деятельности, в частности, за счет опоры на нравственные начала, использование механизма моральной регуляции. Требуется дальнейшая конкретизация роли механизма моральной регуляции в атеистическом воспитании, выработка конкретных форм его применения в практике.

В условиях кризиса религии усиливается стремление религиозных организаций активизировать свою деятельность за счет попыток все большего внедрения в нравственную сферу, используя модерни Андропов Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. -Коммунист,1983,№3,с.12. зацию морально-этических концепций, расширение и усиление религиозных ориентации в жизни верующих. "Усиление внимания церкви с вопросам морали обусловлено,.стремлением активизировать вос-1роизводство религиозных пережитков. Во имя этого, а также для годкрепления суждений о правомерности существования церкви в социалистическом обществе, современные богословы стремятся представить ее как опору нравственности, а религию - значительным моральным фактором, нравственным наставником человечества""'", -справедливо отмечает советский ученый.

Активизация богословской и проповеднической деятельности священнослужителей, распространение тезиса о том, что совершенная мораль невозможна без религии, так же делают актуальной задачу определения реальных путей и средств преодоления религиозного нравственного воздействия на уровне механизма моральной регуляции.

В этой именно связи объектом своего исследования автор избрал изучение механизма моральной регуляции, анализ его проявления в сознании верующих и неверующих, изучение некоторых специфических изменений, происходящих в нравственном сознании при переплетении его с религиозным. На этой основе выявляются новые возможности воспитательного воздействия в целях перестройки ориентации верующего в плане освоения норм, ценностей, социалистических по содержанию и характеру.

Степень разработанности проблемы. Проблема совершенствования партийного руководства работой по формированию научно-мате

Красников Н.П. Предисловие к сборнику "Атеизм, религия, нравственность".- В кн.: Атеизм, религия, нравственность.- М., 1972, с. 4. риалистического, атеистического мировоззрения на основе комплексного подхода включающего в себя единство атеистического и нравственного воспитания является актуальной в научном атеизме. Она разрабатывается как через обобщение конкретного опыта работы партийных комитетов, так и в специальных исследованиях. Среди них необходимо отметить публикации Демьянова А.И., Дурмановой Э.А., Зоца В.А., Ипполитовой В.А., Коновалова Б.Н., Курочкина П.К., Лисавцева Э.И., Никишова С.И., Окулова А.Ф., Онищенко A.C., Павлюка В.В., Платонова Р.П., Сапрыкина В.А., Селиванова П.Д., Трониной Г.И., Филимонова Э.Г. и других*.

Вопросы научного атеизма.Вып.29.-М.,1982; Демьянов А.И. Атеистическое воспитание - важный участок партийной работы. -Воронеж,1982; Дурманова Э.А. Важный участок идеологической работы. -М. ,1982; Жизнеутверждающий характер ленинского атеистического наследия. -Киев,1983; Зоц В.А. OTT съезд КПСС и актуальные проблемы атеистического воспитания. -Киев,1981; Ипполи-това В.А. Поле деятельности атеиста. -М.,1983; Коновалов Б.Н., Филимонов Э.Г. Комплексный подход в атеистическом воспитании -решающий фактор повышения его эффективности. -В кн.: Вопросы научного атеизма. Вып. 22. -М.,1978; Курочкин П.К. Атеизм и атеистическое воспитание в обществе господствующего научно-материалистического мировоззрения. -В кн.: Вопросы научного атеизма. Вып. 23. -М.,1978; его же: Научно-атеистическое воспитание в системе идеологической работы. -М.,1980; Лисавцев Э.И., Никишов С.И. Руководящая роль партийных организаций в системе атеистического воспитания. -В кн.: Вопросы научного атеизма.Вып. 9. -М.,1970; 0 научном атеизме и атеистическом воспитании. Справочник партийного актива и организаторов атеистической работы. -М.,1974; Окулов А.Ш. Научное мировоззрение и атеистическое воспитание. -М.,1976; Онищенко A.C. Социальный прогресс, религия, атеизм: Эволюция современного религиозного сознания и проблемы формирования атеистического мировоззрения. -Киев, 1977; Павлюк В.В. Психология современных верующих и атеистическое воспитание. -Львов,1976; Партийная организация и атеистическое воспитание. -М.,1975; Платонов Р.П. Научно-атеистическая про

Партийное руководство атеистическим воспитанием трудящихся опирается на теоретическую разработку проблем соотношения морали и религии, раскрытия нравственной ценности атеизма, критики религиозной морали и этики, что является предметом исследования многих специалистов в области атеизма. Их усилиями создан ряд монографий, посвященных анализу и критике различных аспектов религиозно-нравственных учении .

Во многих обобщающих работах по научному атеизму имеются главы и параграфы, в которых дается критический анализ рели2 гиозных этических концепций . Есть сборники статей, посвященные паганда - пути повышения эффективности: Некоторые аспекты комплексного подхода к атеистическому воспитанию. -Минск,1978; Сапрыкин В.А. Социалистический коллектив и атеистическое воспитание: Опыт, система, проблемы. -М., 1983; Селиванов П.Д. Партийное руководство атеистическим воспитанием. -М. ,1973; Тро-нина Г.И. Атеистическое воспитание трудящихся. -Ижевск,1981. т

Андреев Г.Л. Христианство и проблема свободы.-М.,1965; Анисимов С.#. Нравственный прогресс и религия. -М.,1965; его же: Ценности реальные и мнимые.(Критика христианского истолкования и использования ценностей жизни и культуры). -М.,1970; Гапочка М.П., Пищик Ю.Б. Идеалы человеческие и божественные. -М.,1975; Доля В.Е. Современное православие и мораль:(Критика этической доктрины русской православной церкви). - Львов,1968; Капранов В.А. Нравственный смысл жизни и деятельности человека. (Критика религиозно-идеалистических концепций). -Л.,1975; Комаров Ю.С. Критика понимания свободы в современном русском православии. -Казань,1976; Кравец В.М. Научная несостоятельность и антигуманная сущность моральных догм христианской религии. -Киев,1975; Красников Н.П. Православная этика:прошлое и настоящее. -М. ,1981; Крывелев И.А. Религиозное утешение и его социальная роль. -М.,1975; Мартыненко Н.И. Критика православного учения о нравственности. -Воронеж,1973; Шердаков В.Н. Социально-психологический анализ христианской морали. -Л.,1974; его же:

Иллюзия добра: Моральные ценности и религиозная вера. -М.,1982. р

Базаров А.Б. Некоторые особенности и пути формирования этой проблеме*.

Вместе с тем, при значительном количестве работ, внесших большой вклад в теорию и практику атеистического воспитания, лцущается необходимость дальнейшего изучения актуальных вопро-50в и задач, решение которых способствовало бы повышению эффек-?ивности атеистической работы, в частности - через использование в ней механизмов моральной регуляции. Проблема изучения функционирования механизмов моральной регуляции в практике атеистического мировоззрения таджикского дехканства. -Душанбе, .971; Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. -М. ,1971; 'араджа В.И. Протестантизм. -М. ,1971; Гордиенко H.G. Чему учат ! амвона. -Л.,1975; Гордиенко H.G., Курочкин П.К. Особенности юдернизации современного русского православия. -М. ,1978; Климов А.И. Из мира религиозного сектантства.Встречи.Беседы.Наб-зодения. -М. ,1974; Красников Н.П. В погоне за веком.(Отражение оциальных процессов в богословских трудах и проповеднической еятельности православных священнослужителей). -М.,1968; Нови-:ов М.П. Современный религиозный модернизм. -М.,1973; его же: упики православного модернизма:(Критический анализ богословия X века). -М.,1979; Окулов А.Ф. Научное мировоззрение и атеис-ическое воспитание. -М. ,1976; Писманик М.Г. Особенности созна-ия верующих. -М. ,1973; Степанов Е.С. 0 чем проповедуют с ам-она.(Критика проповеднической деятельности русской православ-ой церкви). -М.,1975; Сухов А.Д. Религия как общественный фе-омен. -М. ,1972; Угринович Д.М. Введение в теоретическое рели-иоведение. -М. ,1973; Яблоков И.Н. Социология религии. -М., 979; Ярошевский Т.М. Личность и общество.(Проблемы личности в овременной философии - марксизм, экзистенциализм, структура-изм, христианский персонализм). -М.,1973 и другие работы. т Атеизм, религия, нравственность. -М. ,1972; Атеистичес-ое воспитание молодежи и вопросы этики. -Кишинев,1979; Гума-изм, атеизм, религия. -М. ,1978; Нравственность и религия. -.,1964; Проблемы формирования научно-атеистического мировоз-рения в социалистическом обществе. -Самарканд, 1980 и дру-ие. атеистической работы в научном атеизме только начинает разрабатываться. Дальнейшее выявление роли и значения механизмов моральной регуляции в работе по атеистическому воспитанию возможно на основе изучения практики атеистической работы, конкретных путей воздействия религии на мораль.

В этой связи тему исследования определила необходимость выработать эффективные пути преодоления попыток воздействия апологетов религии на нравственную сферу личности, способствовать решению задач повышения эффективности руководства работой по атеистическому воспитанию.

Цель и задачи исследования. Главная цель исследования - на основе марксистско-ленинской методологии рассмотреть проблемы функционирования механизма моральной регуляции как фактора, учет и мобилизация которого способна повысить эффективность работы по атеистическому воспитанию трудящихся. В этой связи было необходимо показать особенности функционирования механизма моральной регуляции в сознании верующих и неверующих, выявить конкретные пути искажения этих механизмов в сознании верующих, раскрыть возникновение новых, дополнительных возможностей, способствующих переориентации верующих, выбору ими норм и ценностей, социалистических по своему содержанию и характеру. На основе критики религиозной морали (через выявление искажений функционирования в ней механизма моральной регуляции) полнее раскрыть еще один аспект нравственной ценности атеистического мировоззрения, гуманизма марксистско-ленинской этики и коммунистической морали.

Для реализации этой цели рассматривается ряд вопросов и делается попытка решения некоторых задач:

- обобщается и анализируется опыт использования механизма моральной регуляции в деятельности по атеистическому воспианию трудящихся;

- исследуется искажение функционирования механизма мораль-ого регулирования при ориентации нравственного сознания лич-ости на иллюзорные ценности религии; выявляется, каким образом действие механизма морального регулирования внедряется иррациэ-альное искажение;

- дается критика попыток использования апологетами религии акономерностей функционирования механизма морального регулиро-ания и модернизации на этой основе религиозных морально-эти-еских категорий; вскрывается антигуманный характер и метафи-ичность этих разработок.

Методологическая основа исследования. Методологической особой и источниками данного исследования явились труды класси-ов марксизма-ленинизма, решения съездов Коммунистической парии Советского Союза, пленумов ЦК КПСС, постановления ЦК КПСС о вопросам идеологической, политико-воспитательной работы, окументы Советского правительства, статьи и речи товарищей .В.Андропова и К.У.Черненко, других руководителей Коммунисти-еской партии и Советского государства.

Автор опирается на литературу, обобщающую опыт работы артийных организаций по руководству атеистическим и нрав-твенным воспитанием, использует работы советских философов, пециалистов в области атеизма, этики, социальной психологии, о вопросам истории и теории религии и атеизма, проблемам атеис-ического и нравственного воспитания.

Использованы результаты изучения автором состояния атеис-ической работы предприятий, ряда учебных заведений городов амарканда и Ферганы, а также Самаркандской области. Такое изу-ение было предпринято по поручению Самаркандского обкома и

Ферганского горкома Коммунистической партии Узбекистана.

Изучена религиозная литература: Библия, Коран, современные религиозные издания "Журнал Московской патриархии", "Братский вестник". Автор критически анализирует проповеди православных, баптистских и мусульманских священнослужителей городов Ташкента и Самарканда.

Научная новизна раооты. Под углом зрения задач теории и практики научного атеизма рассматривается механизм морального регулирования как спосоо существования внеинституциональнои, номативнои регуляции. Выявляется, каким образом происходит переплетение религиозного и нравственного в сознании личности на уровне моральной регуляции. Включение религиозного начала в нравственное на уровне моральной регуляции состоит, в частности, в искажении процесса интериоризации личностью всего широкого спектра требований общества к ней. Освоение морального требования и ответ на него происходит у верующего через призму религиозных идей, представлений, чувств - иллюзорных и при этом лично значимых для него факторов. Все это превратно опосредует связи между человеком и обществом, в определенной степени блокирует влияние на личность верующего нравственных установок общества.

В нравственном сознании верующего религиозное воздействие замещает характерное для морали внеинституциональное регулирование механизмами иного характера. Они основаны на превратной институциональной регуляции, аппеляции к воздаянию, награде, иллюзорно-потусторонней. Включение этих механизмов влияет на нравственное развитие, формирование мотивов поведения, искажает собственно моральный их характер. Наличие в нравственном сознании верующего ориентации на значимые для него факторы иллюзорного характера ослабляет влияние нравственного воздействия трудового коллектива, общества.

На основе изучения практики атеистического воспитания, литературы и материалов, обобщающих опыт партийных комитетов и у и по руководству атеистическои работой, показаны некоторые новые возможности обеспечения усиления связи атеистического и нравственного воспитания на основе сознательного использования механизмов моральной регуляции.

Рассматривается искажение механизма моральной регуляции в религиозном сознании, процесс отражения этого искажения в религиозной этике. В работе особое внимание обращего на развенчание тезиса религиозных проповедников о том, что неверующий в моральном плане уступает верующему. На основе анализа религиозно-этической литературы дается критика попыток апологетов религии использовать закономерности функционирования механизма моральной регуляции и механизма религиозной моральной регуляции для модернизации религиозно-этических категорий. На примере одной из центральных для религии категорий - категории "спасение" показано, что за попытками ее осмысления богословами и теологами на основе идеалистической диалектики скрывается искажение реальной диалектики нравственных проблем современности, реального функционирования механизма морального регулирования.

Теоретическое и практическое значение исследования. Выводы и теоретические положения диссертации, предложения об использовании механизма моральной регуляции могут способствовать повышению эффективности работы по атеистическому воспитанию трудящихся. Сознательное овладение механизмом моральной регуляции дает возможность более действенно влиять на сознание и поведение верующих.

Выявление и показ искажений механизма моральной регуляции в религиозном сознании, критика идеалистических спекуляций апологетов религии на реальных нравственных проблемах сов-»еменности, выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертации ¡огут способствовать дальнейшему повышению эффективности науч-:ой, агитационно-массовой, пропагандистской и индивидуальной •аботы с верующими, показу несостоятельности религиозных морально-этических концепций.

Апробация работы. Основные результаты исследования получили отражение в статьях*. Содержание и основные положения диссер-ации были изложены автором на Республиканской конференции мо-:одых ученых, посвященной 60-летию Ленинского комсомола (Самар-:анд, 1978 г.), на ежегодных научно-теоретических конференциях :рофессорско-преподавательского состава Самаркандского государ-твенного университета (Самарканд, I979-I98I годы), на конфе-енции слушателей Межреспубликанских курсов повышения квалифи-:ации партийных и советских работников (Ташкент,198I г.).

Методологическая основа исследования прошла практическую :роверку при проведении на основе выявленных закономерностей ункционирования механизма моральной регуляции, тестового про-ессионального отбора по морально-психологической устойчивости

Петров H.H. Критический анализ "доказательств бытия ora" в философии Канта и Гегеля. -В кн.: Материалы конференции молодых ученых. -Самарканд,1980,0,75 п.л.; Критика этичес-ой апологии "бытия бога", религии и церкви. -В кн.: Проблемы ормирования научно-атеистического мировоззрения в социалисти-еском обществе. -Самарканд,1980,0,8 п.л.; Мораль коммунисти-еская и религиозная. -В кн.: Ответы верующим. -Ташкент, 1984, ,3 п.л. (В производстве); Критика религиозных представлений душе и духах. -В кн.: Ответы верующим. -Ташкент, 1984, 0,3 .л. (В производстве). абитуриентов Ташкентского высшего танкового командного училища им. Рыбалко (1983 г.).

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Роль моральной регуляции в атеистическом воспитании"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представленное в диссертации рассмотрение проблемы в теоретическом плане, а также изучение практики работы ряда партийных организаций по атеистическому воспитанию трудящихся показывают, что соединение атеистического и нравственного воспитания как элементов комплексного подхода все больше становится реальным фактом руководства партийными комитетами атеистической работой, все активнее входит в повседневную жизнь. Одним из аспектов этой работы является опора в ней на механизмы моральной регуляции. Более эффективное использование в атеистическом воспитании действия механизма моральной регуляции предполагает формирование у верующего ориентации на нравственную норму социалистическую по своему характеру и содержанию, направленную на восприятие гуманистического содержания, личностной ценности атеистического мировоззрения и нравственной несостоятельности религии.

Конкретные условия работы по атеистическому воспитанию предполагают учет значения для человека ценностей его референтных групп. Общие положения применения механизма моральной регуляции приобретают свое специфическое преломление в конкретных ситуациях - в работе с верующими по месту жительства, в трудовых коллективах, в индивидуальной работе, подготовке атеистических кадров, при чтении лекций, проведении диспутов и т.д. Важным фактором атеистической, воспитательной работы является связь, соотнесенность нравственной нормы, с живыми носителями - с авторитетными, уважаемыми людьми коллектива. Итогом действия механизма моральной регуляции, проявляющемся также и в моральной санкции, является установление единства верующих и атеистов на основе общественно-значимых моральных ценностей социализма.

Рассмотрение механизма моральной регуляции позволяет полнее раскрыть специфику воздействия религиозной морали на верующих. В частности, того, как в действие механизма моральной регуляции вклиниваются дополнительные опосредующие звенья в виде религиозных идей и представлений. Это ведет к искажению процесса интериоризации и ответа личности на нравственные требования общества, в результате чего верующий не использует полностью представляемые ему социалистическим обществом возможности для развития, а также не реализует в интересах общества всех своих потенций, "недодает" обществу то, что он мог бы дать.

Как показывает проделанный анализ, попытки апологетов религии обосновать и укрепить позиции церкви путем модернизации религиозно-этических концепций на основе использования закономерностей функционирования механизма моральной регуляции и особенностей механизма действия религиозной моральной регуляции -несостоятельны. Сп^ляции церковников на диалектике морально-этических категорий еще более обнажают противоречия религиозно-этических концепций.

Решающую роль в процессе прогрессирующего развития нравственности в условиях социалистического общества играет труд миллионов советских людей, успехи нашего государства, деятельность Коммунистической партии по воспитанию человека коммунистического будущего на основе марксистско-ленинского, материалистического мировоззрения. Реальные успехи социалистического строительства наглядно показывают силу идей марксизма-ленинизма, реального гуманизма научно-материалистического, атеистического мировоззрения, коммунистической морали.

 

Список научной литературыПетров, Николай Николаевич, диссертация по теме "Философия религии"

1. Г.10. Энгельс Ф. Книга откровения. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 21, с. 7-13.

2. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.21, с. 269-317.

3. Энгельс Ф. Введение к английскому изданию "Развития социализма от утопии к науке". -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 22, с. 294-320.

4. Ленин В.И. Новый революционный рабочий союз. -Полн. собр. соч., т. 10, с. 278-290.

5. Ленин В.И. Об отношении рабочей партии к религии. -Полн. собр. соч., т. 17, с. 415-426.

6. Ленин В.И. Классы и партии в их отношении к религии и церкви. -Полн. собр. соч., т. 17, с. 429-438.

7. Ленин В.И. Еще одно уничтожение социализма. -Полн. собр. соч., т. 25, с. 31-54.

8. Ленин В.И. Политический шантаж. -Полн. собр. соч., т. 34, с. 90-93.

9. Ленин В.И. Первоначальный вариант статьи "Очередные задачи Советской власти". -Полн. собр. соч., т. 36, с. 127-164.

10. Ленин В.И. IX съезд РКП(б). 29 марта 5 апреля 1920 г. Полн. собр. соч., т. 40, с. 233-287.

11. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. -Полн. собр. соч., т. 41, с. 298-318.

12. Официально-документальные материалы.

13. Андропов Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. -Коммунист, 1983, № 3, с. 9-23.

14. Андропов Ю.В. Речь на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС. -В кн.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 1415 июня 1983 г. -М.,1983, с. 5-26.

15. Андропов Ю.В. Выступление на встрече в ЦК КПСС с ветеранами партии 15 августа 1983 г. -Правда, 1983, 16 августа.

16. Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. -В кн.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. -М.,1983, с. 27-66.

17. Черненко К.У. Дело всей партии, долг кавдого коммуниста. -Коммунист, 1983, № 15, с. 18-34.

18. Черненко К.У. Речь на внеочередном февральском (1984 г.) Пленуме ЦК КПСС 13 февраля 1984 года. -Правда, 1984, 14 февраля.

19. Черненко К.У. Народ и партия едины: Речь на встрече с избирателями Куйбышевского избирательного округа г. Москвы 2 марта 1984 г. -М.: Политиздат, 1984. -30 с.

20. Кадар Янош. Избранные статьи и речи.(Февраль 1976 г.-июнь 1979 г.) -М.: Политиздат, 1980. -342 с.

21. Научно-атеистическая и философская литература.

22. ЗЛО. Архангельский Л.М. Этика или моралеведение? -Вопросы философии, 1982, № 2, с. 76-79.

23. II. Асилдинов А. Если ты не посадешь яблоню.-В кн.: Отречение. -М., 1982, с. 88-109.3. 12.Атеизм, религия, нравственность./Редколлегия: В.И.Гараджа (отв. ред.) и др. -М.: Мысль, 1972. -207 с.

24. Атеистическое воспитание молодежи и вопросы этики: Вопросы философии. Межвузовский сборник /Отв. ред.Л.К.Гришанов -Кишинев:Изд. Кишиневского гос. ун-та, 1979. -144 с.

25. Атеистическому воспитанию высокую эффективность./Симферопольский горком Компартии Украины. -Симферополь: . Крымский облполиграфиздат, 1983. -8 отд. бр. в обертке.

26. Аширов Н. Нравственные поучения современного ислама. -М.: Знание, 1977. -64 с.

27. Аширов Н. Мусульманская проповедь сегодня. -Наука и религия, 1978, № 12, с. 30-33.

28. Базаров А.Б. Некоторые особенности и пути формирования атеистического мировоззрения таджикского дехканства. -Душанбе: Ирфон, 1971. -210 с.

29. Базаров А.Б. Основа воспитания. -Наука и религия, 1975, № 7, с. 8-1I.

30. Байрамсахатов Н. Новый быт и ислам. -М.: Политиздат, 1979. -64 с.

31. Бёк Г. О марксистской этике и социалистической морали. -М.: Изд. Иностранной литературы, 1962. -251 с.

32. Бодалев A.A. Формирование понятия о другом человеке как личности. -Л.:Изд. ЛГУ, 1970. -135 с.

33. Бойко В.В., Ковалев Е.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. -М.: Мысль, 1983. -207 с.

34. Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. -М.:Мысль,1971. -176 с.

35. Вичев Васил. Мораль и социальная психика. -М.: Прогресс, 1978. -357 с.

36. Вишев И.В. Социально-нравственный смысл десяти библейских заповедей. -В кн.: Атеизм, религия, нравственность. -М.,1972, с. 92-111.

37. Вопросы методики преподавания научного атеизма в высших учебных заведениях. Материалы Всесоюзн. научно-метод. конф. Москва, 7-10 дек. 1976 г. -М.: Изд. МГУ, 1978. -282 с.

38. Вопросы научного атеизма: Академия общественных наук при ЦК КПСС, Ин-т научного атеизма. -М.:Мысль,Вып. I, 1966; Вып. 3, 1967; Вып. 6, 1968; Вып. 9, 1970; Вып. II, 1971; Вып. 21, 1977; Вып. 22, 1978; Вып. 23, 1978; Вып. 24, 1979;1. Вып. 29, 1982

39. Вопросы психологии: Академия педагогических наук СССР. -М.: Педагогика, 1979, № I.

40. Вопросы философии: Академия наук СССР. Институт философии. -М.: Изд. Правда, 1968 № 2; 1969 № 2; 1972 № 2; 1982 № 2; 1983 № 8.

41. Вопросы формирования духовной культуры трудящихся в период развитого социализма: Сборник научных тр. /Отв. ред. Аго-ронян A.C. -Ташкент: Ташкентской гос. пед. ин-т, 1979, -163 с.

42. Гайдис A.A. Католическая этика обновляется. -В кн.: Вопросы научного атеизма. Вып. 6. -М.,1968, с. 225-251.

43. Гальперин Б.И. Модификация догмата о спасении в современном баптизме. -В кн.: Проблемы научного атеизма. Труды Киргизского ун-та. вып. I, ч. I. -Фрунзе, изд. КГУ, 1978, с. 89-98.

44. Тапочка М.П. Пищик Ю.Б. Идеалы человеческие и божественные. -М.: Московский рабочий, 1975. -112 с.

45. Гараджа В.И. Протестантизм. -М.: Политиздат, 1971. -200 с.

46. Герасименко В.К. Будни атеистов:(Из опыта атеистической работы в Крымской обл.). -М.: Политиздат, 1983. -64 с.

47. Гиталов А. Воспитание молодежи в труде. -Коммунист, 1983, № II, с. II2-II3.

48. Голодненко И.С. Быть гражданином. -М.: Политиздат, 1982. -47 с.

49. Гордиенко Н.С. Чему учат с амвона. -Д.: Лениздат, 1975. -175 с.

50. Гордиенко Н.С.Дурочкин П.К. Особенности модернизации современного русского православия. -М.: Знание, 1978. -62 с.

51. В.41. Гордиенко Н.С., Нагорная JI.K. Новые идеи в этических воззрениях современного русского православия. -В кн.: XXX Герценовские чтения. Научный атеизм, этика, эстетика. -Л. :Изд. Ленинградского пед. ин-та, 1977, с. 30-33.

52. Горин A.i. Модернизация этического учения в современном православии. -В кн.: Атеизм, религия, нравственность. -М. ,1972, с. 152-170.

53. Губанов Н.И. К анализу понятия "религиозная мораль".-В кн.: Атеизм, религия, нравственность. -М.,1972, с.76-92.

54. Гуманизм, атеизм, религия. -М.: Политиздат, 1978. -135 с.

55. Гумницкий Г.Н. Основные проблемы теории морали: Учебное пособие для спецкурса по марксистско-ленинской этике. -Иваново: Изд. Ивановского гос. пед. ин-та, 1972. -196 с.

56. Гусейнов A.A. Социальная природа нравственности. -М.: Изд. МГУ, 1974. -157 с.

57. Гусейнов A.A. Этика наука о морали. -Вопросы философии, 1982, № 2, с. 79-83.

58. Демьянов А.И. Атеистическое вопитание важный участок партийной работы. -Воронеж:0тд. пропаганды и агитации обкома КПСС, 1982. -39 с.3. 49. Десев Л. Психология малых групп: Социальные иллюзии и проблемы. -М.: Прогресс, 1979. -208 с.

59. Добреньков В.И. Модернизация идеи бога в современной религии. -М.:Знание, 1978. -64 с.

60. Доля В.Е. Современное православие и мораль: (Критика этической доктрины русской православной церкви). -Львов: Изд. Львовского гос. ун-та, 1968. -113 с.

61. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. -М.: Изд. МГУ, 1979. -128 с.

62. Дробницкий О.Г. Природа морального сознания. -Вопросы философии, 1968, № 2, с. 26-37.

63. Дробницкий О.Г. Этика. -В кн.: Философская энциклопедия, 1970, т. 5, с. 582-588.

64. Дробницкий О.Г. Моральное сознание и его структура*- Вопросы философии, 1972, № 2, с. 31-42.

65. Дробницкий О.Г. Понятие морали.Историко-критический очерк. -М.: Наука, 1974. -386 с.

66. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. -М.: Наука, 1977. -331 с.

67. Дулуман Е., Лобовик Б., Танчер В. Современный верующий. Социально-психологический очерк. -М.: Политиздат, 1970, -176 с.

68. Дурманова Э.А. Важный участок идеологической работы. -М.: Московский рабочий, 1982. -77 с.

69. Ефимов В.Т. Этика и моралеведение. Полемические заметки. -Вопросы философии, 1982, № 2, с. 67-75.

70. Жизнеутверждающий характер ленинского атеистического наследия. /Ред. Зоц В.А. -Киев: Наукова думка, 1983. -230 с.

71. Журавков М.Г. Что изучает этика. -М. :3нание, 1973. -64 с.

72. Зоц В.А. ХХУ1 съезд КПСС и актуальные проблемы атеистического воспитания. -Киев: Вища школа, 1981. -104 с.

73. Зуев Ю.П. Псевдогуманизм христианской проповеди любви к ближнему. -М.: Знание, 1978. -64 с.

74. Игнатенко Л.М., Прокшина Е.С. Опыт конкретных исследований психологии баптистов в БССР. -В кн.: Вопросы научного атеизма. Вып. II. -М., 1971, с. 250-263.

75. Идеологическую работу на уровень задач совершенствования развитого социализма. -Коммунист, 1983, № 10, с. 3-14.

76. Ипполитова В.А. Поле деятельности атеиста. -М.:Сов. Россия, 1983. -104 с.

77. История и теория атеизма. Учебное пособие./Редкол.:М.П. Новиков и др. -М.: Мысль, 1974. -429 с.

78. К обществу, свободному от религии.(Процесс секуляризации в условиях социалистического общества). -М.: Мысль, 1970. -278 с.

79. Кант И. Критика практического разума. —Соч.:В 6т., —М.i Мысль, 1965, т. 4, ч. I, с. 3II-50I.

80. Кант И. Критика способности суждения. -Соч.:В , т., -М.: Мысль, 1965, т. 5, с. 161-530.

81. Капранов В.А. Нравственный смысл жизни и деятельности человека.(Критика религиозно-идеалистических концепций). -Л.: Изд. ЛГУ, 1975. -150 с.

82. Квасов Г.Г. Этические проблемы развитого социалистического общества. -М.:3нание, 1974. -62 с.

83. Кичанова И.М. Пути и перепутья буржуазного атеизма. (Критика религиозного обоснования светской морали свободомыслящими и атеистами в современном буржуазном обществе). -М.: Мысль, 1976. -180 с.

84. Кичанова И.М. За красоту духовной жизни. О важнейшей стороне духовно-нравственного единства трудящихся. -Коммунист, Вильнюс, 1981, № 8, с. 47-52.

85. Клибанов А.И. Из мира религиозного сектантства. Встречи. Беседы. Наблюдения. -М.: Политиздат, 1974. -255 с.

86. Кожанов Н. С.С.Вишневский.Воспитание коммунистической убежденности. -Политическое самообразование, 1983, № 6, с. 134-138.

87. Комаров Ю.С. Критика понимания свободы в современном русском православии. -Казань: КГУ, 1976. -168 с.

88. Коммунист: Теоретический и политический журнал ЦК КПСС. -М. :Изд. ЦК КПСС Правда, 1983, № 3; 1983, № 6; 1983, № 9; 1983, № Ю; 1983, № II; 1983, № 15.

89. Кон И.С. Дружба. Этико-психологический очерк. -М.: Политиздат, 1980. -255 с.

90. Коновалов Б.Н.,Филимонов Э.Г. Комплексный подход в атеистическом воспитании решающий фактор повышения его эффективности. -В кн.: Вопросы научного атеизма. Вып. 22. -М., 1978, с. 160-177.

91. Костенко Н.А. Атеизм и нравственность:(Роль научного атеизма в формировании коммунистической нравственности). -М.: Мысль, 1982. -175с.

92. Кравец В.М. Научная несостоятельность и антигуманная сущность моральных догм христианской религии. -Киев: Наукова думка, 1975. -ИЗ с.

93. Красников Н.П. В погоне за веком. (Отражение социальных процессов в богословских трудах и проповеднической деятельности православных священнослужителей). -М.: Политиздат, 1968. -160 с.

94. Красников Н.П. Предисловие к сборнику "Атеизм, религия, нравственность". -В кн.:Атеизм, религия, нравственность. -М.: Мысль, 1972, с. 3-6.

95. Красников Н.П. Социально-этические воззрения русского православия. -В кн.: Вопросы научного атеизма.Вып. 21. -М., 1977, с. 37-52.

96. Красников Н.П. Эволюция православной этики. -Наука и религия, 1979, № 7, с. 16-19.

97. Красников Н.П. Традиция одерживает верх. -Наука и религия, 1979, № II, с. 39-40.

98. Красников Н.П. Православная этика: прошлое и настоящее. -М.: Политиздат, 1981. -96 с.

99. Краткий научно-атеистический словарь./Изд. 2-е, перераб. и доп. -М.: Наука, 1969. -798 с.

100. Краткий словарь по этике./Под общ. ред. О.Г. Дробницкого, И.С.Кона. -М.: Политиздат, 1965. -543 с.

101. Крестьянинов В.§. Меннониты. -М.: Политиздат, 1967. -223 с.

102. Крутов H.H. Мораль в действии:0 закономерностях влияния морали на поведение личности. -М.: Политиздат, 1977.-255 с.

103. Крывелев И.А. Религиозное утешение и его социальная роль. -М.: Знание, 1975. -64 с.

104. Крывелев И.А. Критика религиозного учения о бессмертии. -М.: Наука, 1979. -176 с.

105. Крянев Ю.В. Христианский экуменизм. -М.: Политиздат, 1980. -159 с.

106. Кувенева В.М. Критика ревизионистской фальсификации научного атеизма. -Киев: Политиздат Украины, 1983. -159 с.

107. Курочкин П.К. Нравственный потенциал научного атеизма. -В кн.: Гуманизм, атеизм, религия. -М.,1978, с. 33-50.

108. Психологические основы формирования лиыности в условиях общественного воспитания. Тез. докл. всесоюзной конф. С 11-12 апреля 1979 г.,Москва). -М.: НИИ общ. пед. и психологии, 1979. -261 с.

109. Социальная психология. Краткий очерк./Под общ. ред. Г.П. Предвечного и Ю.А.Шерковина. -М.:Политиздат,1975. -319 с.

110. Социальная сущность и функции нравственности. -М.: Изд. МГУ, 1975. -128.

111. Социология в СССР, т.1, -М.:Мысль, 1966. -532 е.; т.2. -М.:Мысль, 1966. -512 с.

112. Степанов Е.С. 0 чем проповедуют с амвона.(Критика проповеднической деятельности русской православной церкви). -М.: Политиздат, 1975. -47 с.

113. XXX Герценовские чтения. Научный атеизм, этика, эстетика. -Л.:Изд. Ленинградского гос. пед. ин-та, 1977. -52 с.

114. Тронина Г.И. Атеистическое воспитание трудящихся. На материалах Удмуртской АССР. -Ижевск: Удмуртия, 1981.- 136с.

115. Угринович Д.М. Философские проблемы критики религии СО специфике религии и ее месте в общественном сознании). -М.:Изд. МГУ, 1965. -349.

116. Философский словарь./Под ред. М.М.Розенталя и П.Ф.Юдина. 2-е изд. испр. и доп. -М.: Политиздат,1968. -432 с.

117. Харчев А.Г. Специфика и возможности нравственного регулирования поведения в условиях развитого социализма. -В кн.: Мораль и право в развитом социалистическом обществе. -М.,1979, с. 12-17.

118. Хегенбарт 3. Нравственный прогресс социалистическогообщества и религия. -В кн.: Вопросы научного атеизма.Вып. 23. -М., 1978, с. 124-136.

119. Черняк Л. Под сенью "святых даров". -В кн.: Отречение. -М. ,1982, с. II0-I28.

120. J.I9I. Чичеров B.C. От трудового вклада каждого. -Агитатор, 1983, № I, с. 2-4.

121. Шарикова H.H. Особенности религиозных предрассудков в сфере морали и пути их преодоления в развитом социалистическом обществе. -Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. философ, наук. -Ташкент, 1981. -23 с.

122. Шердаков В.Н. Этика и нормативность. -Вопросы философии, 1982, №2, с. 83-86.

123. Шердаков В.Н. Иллюзия добра:Моральные ценности и религиозная вера. -М.: Политиздат, 1982. -287 с.