автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.01
диссертация на тему:
Роль московской балетной школы в творческой жизни Большого театра

  • Год: 2008
  • Автор научной работы: Леонова, Марина Константиновна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.01
Диссертация по искусствоведению на тему 'Роль московской балетной школы в творческой жизни Большого театра'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Роль московской балетной школы в творческой жизни Большого театра"

На правах рукописи

□□3455781

ЛЕОНОВА МАРИНА КОНСТАНТИНОВНА

РОЛЬ МОСКОВСКОЙ БАЛЕТНОЙ ШКОЛЫ В ТВОРЧЕСКОЙ ЖИЗНИ БОЛЬШОГО ТЕАТРА (1945-1970)

Специальность - искусствоведение 17 00 01 - театральное искусство

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Москва 2008

003455781

Работа выполнена на кафедре истории и теории музыки и музыкально-сценических искусств Российской академии театрального искусства -

ГИТИС

Научный руководитель

кандидат искусствоведения, профессор Мелик-Пашаева Карина Львовна

Официальные оппоненты

Доктор искусствоведения, профессор Ванслов Виктор Владимирович

Кандидат искусствоведения, профессор Коробков Сергей Николаевич

Ведущая организация Российская академия музыки им Гнесиных

Защита диссертации состоится 16 декабря 2008 г в 15 00 час на заседании диссертационного совета К 210 013 01 по присуждению ученой степени кандидата искусствоведения Российской академии театрального искусства - ГИТИС по адресу 125009, Москва, Малый Кисловский пер, 6

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской академии театрального искусства - ГИТИС

Автореферат разослан 14 11 2008 г

Ученый секретарь диссертационного совета

К Л Мелик-Пашаева

п

J

Роль профессиональной балетной школы в жизни музыкального театра трудно переоценить из сезона в сезон балетные труппы пополняются выпускниками хореографических училищ Школа, таким образом, обеспечивает приток в театры свежих творческих сил

Однако не менее важен и обратный процесс театр, как творческий организм, самым непосредственным образом влияет на жизнь школы, формируя профессиональные критерии, касающиеся будущей сценической деятельности учащихся балетных школ

Тесные профессиональные связи школы и театра существовали издавна Они имеют глубокие исторические корни, которые способствовали сохранению долгих и плодотворных отношений

В советское время эта традиция получила продолжение художественные руководители Московского хореографического училища и его педагоги занимали в Большом театре, как и в дореволюционное время, ведущее положение и руководящие должности Школа не случайно имела в своем титульном названии приписку - «при Большом театре Союза ССР»

Несмотря на юридическую независимость, театр и школа и сегодня продолжают органично сосуществовать Опорой этому служат устоявшиеся традиции отечественного балетного театра, который, собственно, и дал жизнь русской балетной школе

Объектом данного диссертационного исследования является исторический период в жизни Московского хореографического училища при Большом театре СССР - с 1945 по 1970 год Это время

представляет особый интерес школа, вернувшись из эвакуации, усилиями творческого коллектива преподавателей, методистов, балетмейстеров возрождалась к новой жизни В диссертации воссоздается историческая панорама творческих поисков крупнейших деятелей хореографической педагогики в послевоенный период

В это время училище возглавлял выдающийся деятель балетного театра -НИ Тарасов Вместе с другими педагогами он сумел не только сохранить школу, но и способствовал ее развитию в новых условиях

В исторической перспективе четверть века (1945-1970) - срок небольшой, но он, словно под увеличительным стеклом, высвечивает главное как решалась в те годы основная задача школы - воспитание музыкально-пластической выразительности у будущих артистов балета Об этой стороне учебного процесса постоянно говорил и писал Н И Тарасов, автор фундаментального труда «Классический танец Школа мужского исполнительства» (М , 1971) Его книга, несмотря на авторское ограничение, служит до сих пор методическим пособием и для педагогов, ведущих женские классы

Н И Тарасов глубоко понимал принципы взаимосвязи школы и театра В разное время эти связи претерпевали изменения Однако школа всегда откликалась на творческие запросы Большого театра, который задавал определенный художественный уровень

Педагогическая методика не могла не учитывать все возраставшие требования театра в связи с развивающейся техникой сценического классического танца Балетная педагогика была нацелена на подготовку исполнителей высокого класса, которых

готовили не только для Большого театра, но и для многих театров страны

Именно принципы взаимоотношения школы и театра стали предметом исследования данной работы

Исторический опыт московского хореографического училища пока недостаточно изучен Опубликованные статьи, очерки, в том числе энциклопедические, в основном отражают те или иные исторические события, но не затрагивают жизненно важные проблемы профессионального воспитания Разработка данной темы в таком ракурсе осуществляется по существу впервые

Новизна исследования состоит в выявлении особенностей основ профессиональной подготовки балетного артиста в хореографическом училище и принципов их дальнейшего совершенствования в театре, в процессе работы над ролью

Главная цель диссертации - сделать доступным опыт предшествующих поколений, познакомить с ним профессионалов -практиков и теоретиков, всех, кто заинтересован в дальнейшем развитии хореографического искусства, и, в частности, отечественного хореографического образования

Методологической основой исследования послужили труды известных историков и теоретиков балетного искусства - Ю А Бахрушина («История русского балета» М,1965), МВ Борисоглебского («Материалы по истории русского балета» Т 1-2, Л , 1938-1939), В В Ванслова («Балеты Григоровича и проблемы хореографии» М,1971, «Статьи о балете» Л , 1980 и др ), Е Я Суриц («Хореографическое искусство 20-х годов» М, 1979), а также

фундаментальные работы В М Красовской по истории русского балетного театра

В диссертации впервые исследуются материалы, касающиеся истории МГАХ и хранящиеся в архивных фондах РГАЛИ и Московской государственной академии хореографии Архивные материалы бесценны сами по себе Они не только передают аромат эпохи, но и подводят современного исследователя к решению насущных педагогических задач с учетом опыта предшественников

Диссертационная работа, ее выводы могут служить опорой современным специалистам в области хореографии - как в теории, так и в решении методических проблем Материалы исследования могут быть использованы также в процессе обучения в качестве пособия в лекционных курсах по истории отечественного хореографического образования и истории музыкального театра

В этом заключается актуальность и практическая значимость исследования.

Апробация работы. Основные положения диссертации, содержащиеся в ней выводы и материалы, представлены автором в докладах на международных научно-практических конференциях в Академии Русского балета (г Санкт-Петербург) и Московской государственной академии хореографии (г Москва)

Диссертация состоит из Введения, 2-х глав и Заключения В первой главе, «Хореографическое училище в послевоенные годы», на основе архивных документов и материалов исследуются исторические факты и события, освещающие процесс возрождения Московского хореографического училища, пути и

методы решения задач в воспитании исполнительских кадров для Большого театра

О сложности задач, которые ставились перед школой, свидетельствуют конференции и всесоюзные смотры хореографических училищ страны, имевшие большое значение в жизни школы и театра Как правило, все они проводились на базе московской балетной школы силами ведущих преподавателей -Н И Тарасова, Р В Захарова, М А Кожуховой, Л И Рафаиловой, Ю Г Кондратова, А М Мессерера, М В Васильевой-Рождественской и др

Первое Всесоюзное совещание по хореографическому образованию состоялось в 1938 г, и только спустя 12 лет, в 1950 г, состоялся второй Всесоюзный смотр хореографических училищ, посвященный проблемам балетной педагогики К организации этого смотра были привлечены все ведущие преподаватели московской школы и крупные деятели Большого театра Участники смотра детально обсуждали вопросы развития творческих дисциплин Активное участие в подготовке смотра принимал Н И Тарасов Он подготовил сценарный план показа московского училища, предусматривающий уроки всех классов, начиная с первого года обучения Особое внимание было уделено музыкальному оформлению показательных уроков В этой работе принял участие Ю Ф Файер Свой вклад в подготовку смотра внес Л М Лавровский, который предложил провести показ московской школы в два дня в первый день - классический танец, во второй - характерный

Практическая часть смотра состоялась на сцене Концертного

зала им ПИ Чайковского 20-21 апреля 1950 г, а 25 и 27 апреля прошла теоретическая конференция, посвященная обсуждению проблем, связанных с процессом обучения и методикой преподавания специальных дисциплин С докладами выступили Р В Захаров и Л М Лавровский, которые заострили внимание участников на том, что одной из важнейших задач хореографических училищ является воспитание музыкальности Мысль о необходимости музыкально-ритмического воспитания прозвучала и в выступлении В Е Яновской

Особенно остро проходил диспут о народно-характерном танце, который в те годы находился в стадии формирования К этой работе был привлечен А В Кузнецов, возглавивший в 1948 году отделение народно-характерного танца в московской школе

В эти годы народно-сценическому танцу придавалось особое значение Репертуар балетных театров во многом состоял из постановок, содержащих национальные танцы, поэтому еще в 1936 году было принято решение готовить в московском хореографическом училище «национальные кадры для открывающихся республиканских музыкальных театров» А В Кузнецов в сотрудничестве с В В Мешковским, И Ю Покровским и Н Р Симачевым разработал учебную программу по народно-характерному танцу, в которой была предложена система упражнений у станка и хореографические композиции танцев разных национальностей Для более успешного изучения особенностей народных танцев приглашались знатоки из союзных республик Большой вклад в дело развития народно-сценического танца внесли такие мастера хореографии как А В Лопухов, А И Бочаров, А В Ширяев, Т А Устинова, И А Моисеев

и другие Процесс становления новой дисциплины не был гладким, он сопровождался острыми, порой непримиримыми спорами Наиболее дальновидным был подход Л М Лавровского, который связывал формирование народно-сценического танца с существующим репертуаром балетных театров С годами этот предмет стал самостоятельным наряду со всеми другими профилирующими дисциплинами

Не менее важным в хореографическом образовании был вопрос об историко-бытовом танце В Москве разработкой этой проблемы занималась М В Васильева-Рождественская, а в Ленинграде - Н П Ивановский Их усилиями были созданы первые учебно-методические пособия Результатом дискуссии, развернувшейся на конференции, стало то, что все предметы, в том числе и историко-бытовой танец, заняли равное положение в учебном процессе

Конференции, смотры и совещания по вопросам хореографического образования являлись мощным стимулом к дальнейшему развитию балетного искусства страны Постепенно вырабатывались единые критерии в подготовке исполнительских кадров Проблемы приобретали все большую глубину, выявляя новые специфические особенности каждого предмета

На конференции 1950 года обсуждались вопросы, касающиеся сроков обучения в школе, сценической (производственной) практики, учебных программ по всем видам хореографических дисциплин классического, дуэтного, народно-сценического, историко-бытового танцев, а также мастерства актера Учебный процесс, рассчитанный на 9 лет, предлагалось сократить до 8 лет В училище, в связи с острой

нехваткой во многих театрах страны исполнительских кадров, были открыты экспериментальные классы с шестилетним сроком обучения, где преподавали опытные мастера балетной педагогики Е П Гердт, М А Кожухова, Н И Тарасов и другие По инициативе Р В Захарова были организованы предметные комиссии по всем специальным дисциплинам Их возглавляли ведущие специалисты школы, которые передавали свой опыт молодым преподавателям

К вопросам о методе художественного воспитания и производственной практике в балетных школах вновь вернулись на Всесоюзном смотре, состоявшемся в апреле 1958 г По-прежнему остро обсуждались вопросы совершенствования методики преподавания академического классического танца На одном из совещаний во время подготовки к смотру были выявлены недостатки в системе отечественного хореографического образования Поводом послужило успешное выступление в Москве известных французских танцовщиков - Л Дейде и М Рено Их высокое исполнительское мастерство помогло обнаружить участникам совещания собственные недочеты и упущения в методике преподавания

В смотре принимали участие 15 хореографических училищ Советского Союза Заключительный концерт состоялся 20 и 21 апреля в Концертном зале им ПИ Чайковского На теоретической конференции с докладами выступили Л М Лавровский («Об итогах смотра»), М М Габович («Учебный процесс в хореографических училищах») и руководитель ленинградской школы Н П Ивановский («Производственная практика в хореографических училищах»)

Л М Лавровский, говоря об успехах и недостатках в работе

хореографических училищ страны, с удовлетворением отметил, что соперничество двух ведущих школ Москвы и Ленинграда теряет свою остроту, поскольку в последние десятилетия общими усилиями вырабатываются единые критерии в процессе воспитания артистов балета Как и в прежние годы, он подверг критике недостатки в воспитании актерской выразительности и музыкальности, справедливо полагая, что эти качества должны воспитываться на протяжении всех лет обучения на уроках всех специальных дисциплин Школа должна готовить таких мастеров балета, которые отвечали бы требованиям современного театра

М М Габович в своем выступлении призвал педагогов училищ обратить внимание на развитие танцевальной техники Он с сожалением отметил, что до сих пор в отечественном хореографическом образовании не разработана единая учебная программа по основному предмету - классическому танцу По его мнению, определенные успехи достигнуты в области дуэтно-классического танца благодаря творческим поискам московских и ленинградских педагогов Ю Г Кондратова, А А Лапаури, В Д Голубина, Б В Шаврова, Н Н Серебренникова В преподавании этого предмета, подчеркнул докладчик, важно соотносить школьные технические навыки с балетмейстерскими новациями в поддержках М М Габович впервые высказал мысль о том, что актерское мастерство не может быть самостоятельным предметом в учебном процессе и предложил называть этот предмет «хореографической пантомимой»

Н П Ивановский подверг критике существующие положения о

производственной практике, особенно принципы взаимоотношения школы и театра, который часто не выполняет свои договорные обязательства

Для более глубокого рассмотрения проблем хореографического образования обсуждение проводилось по секциям актерского мастерства, классического, дуэтно-классического, и народно-сценического танцев

На новом историческом этапе участники вернулись к вопросам, обсуждавшимся на предыдущих смотрах и конференциях

Так, в ноябре 1951 г на методическом совещании в Московском хореографическом училище с докладом о необходимости применения в балетном образовании системы К С Станиславского впервые выступила А А Стенюшина Спустя семь лет, ленинградский педагог актерского мастерства Е Э Бибер вновь вернулась к этой проблеме и призвала к более глубокому осмыслению системы К С Станиславского с учетом специфики актерского мастерства в балетном театре Эта проблема была не простой Для ее решения требовались глубокие знания Потребовались десятилетия, чтобы такие предметы как актерское мастерство, историко-бытовой и народно-сценические танцы, поднялись до уровня, разработанного представителями академического классического танца

С предложениями уточнить роль и место народного и академического характерного танцев в учебном процессе, разработать единую терминологию и распределить учебный материал по курсам выступили на секции народно-сценического танца О С Монякина и ИД Кагарлицкая

А Н Блатова предложила составить программу народно-

сценического танца так, чтобы в нее входили движения из балетов классического и современного репертуара Учебная программа, по ее мнению, должна быть гибкой, учитывать творческие требования театра

В обсуждении приняли участие Н П Рене-Рославлева, М В Васильева-Рождественская, А М Мессерер, М Т Семенова, В С Костровицкая, Е В Ширипина, которая, в частности, в очередной раз вернулась к вопросу о сроках обучения Она считала, что совершенно реально подготовить артиста балета за 8 лет, а особо одаренных учеников можно оставлять на 9-й год - по типу класса усовершенствования мастерства В результате обсуждения была принята новая учебная программа по классическому танцу

Конференция сыграла важную роль в дальнейшей жизни и школ и театров Приказом Министерства культуры СССР предлагалось пересмотреть учебные планы хореографических училищ и освободить учеников выпускных классов от всех общеобразовательных дисциплин, оставив только специальные предметы Этим же приказом предписывалось открыть в 1958-1959 учебном году отделение педагогов хореографии в Государственном институте театрального искусства им А В Луначарского Научный фундамент высшего педагогического образования в области хореографии заложили крупные мастера балета Р В Захаров, Н И Тарасов, Л М Лавровский, М Т Семенова, М В Васильева-Рождественская, Т С Ткаченко и др

Успешному решению сложнейших творческих и педагогических задач способствовало и то, что руководство школой в

разные годы осуществляли выдающиеся мастера Большого театра в 1945 г на смену НИ Тарасову пришел РВ Захаров С 1948 года школой руководил Л М Лавровский, а с 1954 г - М М Габович, которого в 1959 г сменил Ю Г Кондратов В 1960 году хореографическое училище возглавила С Н Головкина

Вторая глава, «Школа и театр», посвящена рассмотрению проблем специфики творческих взаимоотношений школы и театра Отправной точкой характеристики этих связей является глубокое по содержанию определение Н И Тарасова «Балет - искусство музыкального театра» По мысли Н И Тарасова главная задача учебного процесса - не только обучение технике танца, но прежде всего - воспитание музыкально-пластической выразительности Предисловие своей книги он не случайно назвал «Школа», имея в виду, прежде всего, методологию обучения искусству танца Главный принцип его метода - сознательное активное творческое отношение к музыке как искусству, способствующему рождению танцевального образа Эту сферу творческой деятельности артиста балета он называл «музыкально-актерской культурой» Во всей своей научной и педагогической деятельности Н И Тарасов целенаправленно стремился укрепить эстетические связи музыки и танца Он был убежден, что отношение к этому вопросу должно быть не формальным, а осознанным

Н И Тарасов, стоявший, как и А Я Ваганова, у истоков формирования русской педагогической системы классического танца, по существу осуществлял реформу процесса обучения

Он справедливо утверждал, что эмоционально-образное

содержание музыки является источником хореографической и сценической выразительности, от него следует идти и в балетной педагогике Касаясь вопросов воспитания музыкальности, он отмечал, что это качество воспитывается на всех практических уроках специальных дисциплин, и не столько уроками фортепиано, сколько звучащей на уроках музыкой

«Музыка, - говорил он, - не только метроритмическая основа танца, а его художественная сущность, органически связанная с содержанием танцевального произведения, хореографическое и музыкальное воспитание учащихся на уроках классического танца нельзя разграничивать Это есть единое целое»1

Система обучения, предложенная Н И Тарасовым, подталкивала к пересмотру учебных планов и программ всех профилирующих предметов Н И Тарасов считал, что для выполнения главной задачи - подготовки танцовщика-артиста, способного существовать на сцене в гармонии с эмоционально-образным содержанием музыки, все педагоги, без исключения, должны овладеть основами актерского мастерства Центральное место в воспитании артистизма он отводил сценической практике, которую должны осуществлять все преподаватели творческих дисциплин под руководством педагога классического танца Однако при этом он предупреждал, что практические занятия по танцу не должны превращаться в уроки актерского мастерства

Все эти принципы он талантливо проводил в жизнь в своей педагогической практике

В диссертации подробно анализируются принципы воспитания

балетного артиста на всех этапах обучения в школе

Ключевым звеном в системе обучения является подбор учебного репертуара Н И Тарасов призывал не бояться экспериментировать при создании нового репертуара, поскольку школа, как он считал, имеет больше возможностей, чем театр

Плодотворность педагогического подхода Н И Тарасова подтвердили выдающиеся творческие успехи талантливых артистов отечественного балета М М Плисецкой, Р С Стручковой, А А Лапаури, Ю Г Кондратова, Г К Фарманянца, а позднее - более молодых выпускников московской школы Е С Максимовой, В В Васильева и других Их сценическое мастерство соединяло техническую виртуозность и образную глубину Достижения Н И Тарасова стали возможны благодаря его глубокому знанию современных проблем театра и школы Понимая, что без развития науки невозможно поднять уровень балетной педагогики, он предлагал создать научно-исследовательский и методический центр, который обобщал бы накопленный десятилетиями педагогический опыт и осуществлял разработку единой, подлинно научной системы хореографического образования

Заметную роль в укреплении творческих связей школы и театра сыграла С Н Головкина, ставшая директором училища в 1960 году.

С приходом С Н Головкиной наступил этап новых преобразований, связанных с укреплением международных связей школы с зарубежными специалистами Для проведения показательных уроков по ее инициативе приглашались педагоги из балетных школ

Швеции, Дании, Франции, Италии, США, Англии, что позволило специалистам московского училища расширить свой профессиональный кругозор Кроме того, для консультаций по всем вопросам учебного процесса она приглашала крупных отечественных мастеров в области хореографии балетмейстеров, педагогов, методистов

В 1968 г в училище был создан Художественный совет, куда помимо преподавателей школы вошли крупнейшие деятели московского балета

С Н Головкина добилась того, что были приняты постановления об обновлении учебных планов и программ При ее непосредственном участии в хореографических училищах Москвы и Ленинграда были организованы двухгодичные курсы с целью подготовки педаюгических кадров для балетных школ и театров страны

Благодаря ее усилиям было принято правительственное решение о строительстве нового учебного корпуса, интерната и учебного театра Переезд с Неглинной улицы состоялся в 1967 году Здание и учебный театр на 2-й Фрунзенской открыли новые возможности не только в организации учебного процесса, но и в создании сценического репертуара, состоявшего из полнометражных спектаклей и концертных программ

С Н Головкина, как и ее предшественники, серьезное значение придавала организации научно-методической работы училища Начиная с 1957-1958 учебного года в его стенах стали выпускать печатные Бюллетени по вопросам методики преподавания всех

хореографических дисциплин Среди авторов были известные педагоги и опытные методисты М А Кожухова, И А Моисеев, Н П Рене-Рославлева, А В Жуков, А М Мессерер, Ю А Бахрушин и многие другие

Тематика публикаций была весьма разнообразной недостатки в преподавании актерского мастерства, проблемы подготовки исполнителей для эстрады, создание нового учебного репертуара, нехватка литературы о балете и прочее

Во второй главе диссертации освещаются также результаты очередных смотров и конференций по вопросам балетного искусства «О путях развития советского балетного искусства» говорилось в докладе JIM Лавровского на Всесоюзном совещании в марте 1960 года Оно было посвящено важным событиям, которые происходили в музыкальных театрах страны на протяжении последних 40 лет На совещании было уделено внимание и состоянию балетного образования Более подробно об этом говорилось на состоявшемся в апреле 1961 года Смотре хореографических училищ Российской Федерации

Большой интерес вызвал проект программы по производственной практике, разработанный представителем ленинградского училища Н П Ивановским, который в своей работе ориентировался на репертуар Кировского театра Его программа состояла из списка учебных спектаклей и концертных номеров, распределенных по годам обучения Представители московской школы предложили свой вариант программы, учитывающий репертуар Большого театра В ходе обсуждения было принято решение

разработать единую для всех училищ программу, в которую включались спектакли русского и западноевропейского классического наследия При этом программы должны были учитывать специфику взаимоотношений училищ с театрами региона, их репертуарную политику

Московские мастера балетной педагогики -ЮГ Кондратов, Р В Захаров, Н И Тарасов - советовали заниматься подбором учебного репертуара с учетом индивидуальностей и технических возможностей выпускников училищ

Сценическая практика, как учебный предмет, имела свою историю Ее формирование в московской школе началось в 1940-е годы, когда было разработано первое Положение о практике В 1952 году в старших классах ввели композиции народно-характерного танца - «как в сценическом, так и в народном жанрах» Усилия педагогов были направлены на то, чтобы сценическая практика влилась в учебный процесс Об этом свидетельствует принятое в ноябре 1959 года новое «Положение о сценической практике», сохранившее все прежние директивы и нормы Но теперь театрам предписывалось также включать в свой репертуар один выпускной спектакль балетной школы

Роль сценической практики особенно возросла с возвращением в 1964 году на должность художественного руководителя училища Л М Лавровского С его приходом на школьной сцене были поставлены классические спектакли «Шопениана» (хореография М М Фокина), «Пахита» (хореография М Петипа), а также оригинальные, созданные специально для школы, постановки А М Мессерера

(«Класс-концерт»), Л М Лавровского («Вальс цветов», «Вальс» на музыку 5-й симфонии П И Чайковского, «Классическая симфония» С С Прокофьева, «Болеро» М Равеля, «Память сердца» А М Баланчивадзе)

В 1970-1980-е годы СН Головкина предложила разработать самостоятельную программу для внутришкольной сценической практики Ее новизна заключалась в том, что производственная практика должна была включать в себя все хореографические дисциплины классический, народно-сценический, дуэтно-классический, историко-бытовой танцы, а также мастерство актера Программа предусматривала также постановку концертных номеров для младших классов на основе движений, входящих в программы классического и историко-бытового танцев

В старших классах задачи усложнялись, по программе в практику включались номера народно-сценического танца

С годами сценическая практика стала занимать в творческой жизни школы центральное место, объединив в учебном процессе все танцевальные жанры и основные профилирующие предметы

С целью укрепления связей школы с Большим театром С Н Головкина добилась проведения в июне 1962 года совместного обсуждения накопившихся проблем Речь шла о подготовке профессиональных кадров для хореографических училищ

Организаторский талант С Н Головкиной проявился и во время проведения в июне 1965 г Всесоюзного совещания по хореографическому образованию В своем докладе «О состоянии и задачах хореографического образования» Л М Лавровский отметил,

что за последние годы удалось поднять уровень профессионального обучения в училищах страны Ф В Лопухов, поддержав основного докладчика, высказал мысль о том, что балетмейстерская практика советского периода позволяет говорить о возникновении нового мышления в театре, которое неизбежно сказывается и на творческой жизни училищ

В 1960-е годы состоялось несколько важных мероприятий, посвященных специальным, профессиональным вопросам

хореографического образования

Так, проблемы дуэтно-классического танца обсуждались на смотре в марте 1966 г В ходе дискуссии известный ленинградский педагог Б В Шавров предложил составить учебную программу так, чтобы избежать физических перегрузок учеников, а также попытаться выработать единую терминологию в сфере поддержки В обсуждении приняли участие С Н Головкина, П А Гусев, С П Кузнецов Своеобразным итогом смотра стало создание педагогами ленинградской школы фильма-пособия по дуэтно-классическому танцу В качестве своеобразного эталона дуэтного мастерства было снято «Адажио» из спектакля Ю Н Григоровича «Спартак» в исполнении выпускников московского училища ЕС Максимовой и В В Васильева

Особое внимание московская школа уделяла воспитанию актерской выразительности Этой проблеме был посвящен Всесоюзный семинар, проходивший в Ереване в феврале 1967 года

В практическом показе приняли участие ереванская, ленинградская и московская школы Участники единодушно отметили

успех семинара, его своевременность В результате показа стало очевидно, что подходы к решению проблемы у всех разные, но основа одна - учение К С Станиславского

Очередной смотр всех училищ Советского Союза состоялся в 1969 году в Москве В нем принимали участие представители 19 училищ страны, а также известные балетмейстеры, критики и балетоведы Московская школа представила показ урока П А Пестова - молодого педагога, ученика Н И Тарасова

В ходе широкого обсуждения практической части смотра было отмечено, что отечественная школа классического танца занимает в мировой педагогической практике лидирующее положение

О сложных, противоречивых отношениях училища и театра говорил главный балетмейстер Большого театра Ю Н Григорович Он еще раз напомнил о том, как важны эти взаимоотношения в процессе развития балетного искусства

В Заключении диссертации сформулированы основные выводы исследования Автор подчеркивает значение исторического опыта московского хореографического училища исследуемого периода Вопросы, решавшиеся в те годы училищем Большого театра, сохраняют свою актуальность и в наши дни

Основные положения диссертации опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

1 Роль московской балетной школы в творческой жизни Большого театра (1945-1950) Театр, живопись, кино, музыка Ежеквартальный альманах РАТИ Вып 2 - М ГИТИС, 2008 - С 146-172 (1,2 п л),

2 Предлагаемые обстоятельства в школе Тарасова Балет Журнал №

5 - М , 2008 - С 30-32 (0,3 п л ),

3 Из исторического опыта московской балетной школы (1945-1970) Сцена Журнал № 4 - М , 2008 (0,2 п л ),

4 Основные тенденции развития исторического опыта Московской

балетной школы Вестник, № 2 - М МГУКИ, 2008 - С 292-294 (0,3 п л ) В других изданиях

1 Из исторического опыта московской балетной школы (1945-1970) Альманах Вып №№ 7-12 - М МГАХ 2006-2008 (5 п л ),

2 Из истории московской балетной школы Монография - М МГАХ, 2008 (9 п л )

Подписано в печать 13 1 1 2008 г Объем 1 5 пл Тираж 100экз Заказ Ротапринт МГАХ

Адрес академиии участка оперативной полиграфии Москва ул 2-я Фрунзенская дом 5

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Леонова, Марина Константиновна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I

ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ.

ГЛАВА II

ШКОЛА И ТЕАТР.

 

Введение диссертации2008 год, автореферат по искусствоведению, Леонова, Марина Константиновна

Роль профессиональной балетной школы в жизни музыкального театра трудно переоценить: из сезона в сезон балетные -труппы пополняются выпускниками хореографических училищ. Школа, таким образом, обеспечивает приток в театры свежих творческих сил.

Однако не менее важен и обратный процесс: театр как творческий организм самым непосредственным образом влияет на жизнь школы, формируя профессиональные критерии, касающиеся будущей сценической деятельности учащихся балетных школ.

Тесные исторические связи школы и театра существовали издавна. Они имеют глубокие исторические корни, которые способствовали сохранению долгих и плодотворных отношений.

В советское время эта традиция получила продолжение: художественные руководители Московского хореографического училища и его педагоги занимали в Большом театре, как и в дореволюционное время, ведущее положение и руководящие должности. Школа не случайно имела в своем титульном названии приписку - «при Большом театре Союза ССР».

Несмотря на юридическую независимость, театр и школа и сегодня продолжают органично сосуществовать. Опорой этому служат устоявшиеся традиции отечественного балетного театра, который, собственно, и дал жизнь русской балетной школе.

Объектом данного диссертационного исследования является исторический период в жизни Московского хореографического училища при Большом театре СССР - с 1945 по 1970 год. Это время представляет особый интерес: в нем отражены усилия творческого коллектива, когда школа, вернувшись из эвакуации, возрождалась к новой жизни. В диссертации воссоздается историческая панорама творческих поисков крупнейших деятелей хореографической педагогики в послевоенный период.

В это время училище возглавлял выдающийся деятель балетного театра Н.И.Тарасов. Вместе с другими педагогами он сумел не только сохранить школу, но и способствовал ее развитию в новых условиях.

В исторической перспективе четверть века (1945-1970) - срок небольшой, но он, словно под увеличительным стеклом, высвечивает главное: как решалась в те годы основная задача школы - воспитание музыкально-пластической выразительности у будущих артистов балета. Об этой стороне учебного процесса постоянно говорил и писал Н.И.Тарасов, автор фундаментального труда «Классический танец. Школа мужского исполнительства». (М., 1971). Его книга, несмотря на авторское ограничение, служит до сих пор методическим пособием и для педагогов, ведущих женские классы.

Н.И.Тарасов глубоко понимал принципы взаимосвязи школы и театра. В разное время эти связи претерпевали изменения. Однако школа всегда откликалась на творческие запросы Большого театра, который задавал определенный- художественный уровень, требования к профессиональному обучению.

Педагогическая методика не могла не учитывать все возраставшие требования театра в связи с развивающейся техникой сценического классического танца. Балетная педагогика была нацелена на подготовку исполнителей высокого класса, которых готовили не только для Большого театра, но и для многих театров страны.

Именно принципы взаимоотношения школы и театра стали предметом исследования данной работы.

Исторический опыт московского хореографического училища пока недостаточно изучен. Опубликованные статьи, очерки, в том числе энциклопедические, в основном отражают те или иные исторические события, но не затрагивают жизненно важные проблемы профессионального воспитания. Разработка данной темы в таком ракурсе осуществляется по существу впервые.

Главная цель диссертации - сделать доступным опыт предшествующих поколений, познакомить с ним профессионалов -практиков и теоретиков, всех, кто заинтересован в дальнейшем развитии хореографического искусства, и, в частности, хореографического образования в нашей стране и за рубежом.

Методологической основой исследования послужили труды известных историков и теоретиков балетного искусства - Ю.А. Бахрушина («История русского балета». М.,1965), М.В. Борисоглебского («Материалы по истории русского балета». Т.1-2, Л., 1938-1939), В.В. Ванслова («Балеты Григоровича и проблемы хореографии». М., 1971; «Статьи о балете». Л., 1980 и др.), Е.Я. Суриц («Хореографическое искусство 20-х годов». М., 1979), а также фундаментальные работы В.М. Красовской по истории русского балетного театра.

В диссертации впервые исследуются материалы, касающиеся ■ истории МГАХ и хранящиеся в архивных фондах РГАЛИ и Московской государственной академии хореографии. Архивные материалы бесценны сами по себе. Они не только передают аромат эпохи, но и подводят современного исследователя к решению насущных педагогических задач с учетом опыта предшественников.

Диссертационная • работа, ее выводы могут служить опорой современным специалистам в области хореографии - как в теории, так и в решении методических проблем. Материалы исследования могут быть использованы также в процессе обучения в качестве пособия в лекционных курсах по истории отечественного хореографического образования и истории музыкального театра.

-6В этом заключается актуальность и практическая значимость исследования.

Апробация работы. Апробация работы. Основные положения диссертации, содержащиеся в ней выводы и материалы, представлены автором в докладах на международных научно-практических конференциях в Академии Русского балета (г. Санкт-Петербург) и Московской государственной академии хореографии (г. Москва).

Диссертация состоит из Введения, 2-х глав и Заключения.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Роль московской балетной школы в творческой жизни Большого театра"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе исследования творческой жизни Московского хореографического училища при Большом театре Союза ССР (1945-1960 гг.) автором диссертации были рассмотрены основные проблемы, с которыми пришлось столкнуться педагогическому коллективу в послевоенные годы.

Несмотря на трудности, переживаемые страной в годы войны, школа была не только спасена от разрушения, но вскоре обрела новое дыхание. Это, конечно, заслуга всех педагогов во главе с Н.И.Тарасовым. Выпуск, состоявшийся в 1944 году, после возвращения училища в Москву из эвакуации, подтвердил, что школа не погибла. Она сохранила свои традиции. Выпускной концерт, по словам Н.И.Тарасова, продемонстрировал «художественной общественности столицы полноценные новые балетные кадры, воспитанные в тяжелых условиях войны и эвакуации». Среди выпускников этого года были такие в будущем замечательные мастера балета как В.Бовт, Ю.Жданов, А.Лапаури, Р. Стручкова. Все последующие годы московское училище продолжало регулярно пополнять балетную труппу Большого и других известных театров страны талантливыми исполнителями.

Двадцать пять послевоенных лет в жизни московской балетной школы — этап небольшой. Однако по напряженности и насыщенности событий этот период оставил в отечественном хореографическом образовании заметный след.

Балетная школа стала в определенном смысле хранительницей традиций. Ей удалось не только сохранить себя, но и пересмотреть многие позиции в системе школьного образования, где классическому танцу по-прежнему отводилась главенствующая роль. Отзываясь на запросы времени, школа совершенствовала методику преподавания и искала пути для своей реорганизации. Касалось это всех специальных предметов, не исключая и классический танец. В эти годы по существу состоялось формирование таких важных учебных дисциплин, как народно-сценический, дуэтно-классический, историко-бытовой танцы и актерское мастерство. Особая роль в процессе воспитания танцовщика отводилась сценической практике, которая стала играть в системе обучения доминирующую и объединяющую роль.

Большая заслуга в этом ведущих специалистов двух старейших отечественных балетных школ, Московской и Ленинградской, которые обладали глубокими, проверенными временем методиками подготовки актерских кадров.

В те годы активно велась разработка единых учебных программ и методических пособий по всем профилирующим дисциплинам. Для этой работы привлекались лучшие педагогические силы всех школ страны, известные руководители театров и ансамблей народных танцев -А.Я.Ваганова, Е.П.Гердт, Н.И.Тарасов, М.А.Кожухова, A.B. Лопухов, Ф.В.Лопухов, Т.А.Устинова, И.А.Моисеев и другие выдающиеся мастера танцевального искусства.

Продолжая традиции мастеров балетной педагогики прошлого, московская школа со временем заняла лидирующее положение, стала методическим центром подготовки исполнительских и педагогических кадров. Она вбирала в себя все лучшее, накопленное опытом многих поколений деятелей отечественного балетного театра.

 

Список научной литературыЛеонова, Марина Константиновна, диссертация по теме "Театральное искусство"

1. Бахрушин Ю.А. История русского балета. М., 1965.

2. Борисоглебский М.В. Материалы по истории русского балета. Т. 1-2. Л., 1938-1939.

3. Бочарникова Е.В. Московское хореографическое училище, М., 1954.

4. Ваганова А .Я. Основы классического танца. Л.-М., 1934.

5. Ванслов В.В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии. М., 1971.

6. Ванслов В.В. Статьи о балете. Л., 1980.7'. Васильева-Рождественская М.В. Историко-бытовой танец. М., 1964.

7. Ивановский Н.П. Бальный танец XV1-X1X в.в. Л.-М., 1948.

8. Красовская В.М. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века. Л.-М. 1958.

9. Ю.Красовская В.М. Русский балетный театр второй половины XIX века. Л.-М. 1963.11 .Красовская В.М. Русский балетный театр начала XX века. Л., 1971-72, ч. 1 Хореографы, ч. 2 - Танцовщики.

10. Красовская В.М. История русского балета. Л., 1978.

11. Л.М.Лавровский. Документы. Статьи. Воспоминания. М., 1983.

12. Лопухов A.B., Ширяев A.B., Бочаров А.И. Основы характерного танца. М.-Л., 1939.

13. Мессерер A.M. Танец. Мысль. Время. 2 изд. М., 1990.

14. Мориц В.Э., Тарасов Н.И., Чекрыгин А.И. Методика классического тренажа. М.-Л., 1940.

15. Слонимский Ю.И. Путь характерного танца. В книге «Основы характерного танца», с. 3-34.

16. Суриц Е.Я. Хореографическое искусство 20-х годов. М., 1979.

17. Там, где рождается танец, М., 1977.

18. Тарасов Н.И. Классический танец. Школа мужского исполнительства. 2 изд. М.,1981.

19. Тейдер В.А. Александр Лапаури. М., 1980.

20. Теляковский В.А. Воспоминания. Л.-М., 1965.

21. Яновская В. Ритмика. М., 1979.

22. Архивные документы и материалы:

23. Бюллетень № 1, 1957/58 уч. г., Хореографическое училище ГАБТ СССР, методический кабинет. Архив МГАХ.

24. Бюллетень методического кабинета хореографического училища ГАБТ СССР, № 3. М. 1961 г. Архив МГАХ.

25. Воспоминания Е.Л.Григорьевой. Рукопись. Архив МГАХ.

26. Замечания Ю.Ф.Файера по поводу просмотра концертных номеров. РГАЛИ, оп. № 3, дело № 169.

27. Кондратов Ю.Г. Задача сценической практики учащихся хореографического училища. Бюллетень методического кабинета хореографического училища ГАБТ СССР, № 3. М. 1961 г. Архив МГАХ.

28. Кузнецов A.B. Программа народно-характерного танца для хореографических училищ. РГАЛИ, оп. 3, дело 159.

29. Материалы о проведении Всесоюзного смотра хореографических учебных заведений. РГАЛИ, оп. № 3, дело № 169.

30. Методическая записка по предмету «Подготовка отдельных учебных концертных номеров» для хореографических училищ СССР. РГАЛИ, оп. 3, дело № 222.

31. Показ работы отделения народно-характерного танца. Программа. РГАЛИ, оп. №3, дело № 169.

32. Положение о производственной практике учащихся хореографических училищ СССР. РГАЛИ, оп. 3, д. 57.

33. Положение о производственной практике учащихся хореографических училищ Союза СССР. РГАЛИ, опись № 3, дело № 58.

34. Положение о производственной практике учащихся хореографических училищ Союза ССР. 2 ноября 1959 г. Архив МГАХ.

35. Постановление Совета Министров СССР от 10 марта 1961 года, № 212. Архив МГАХ.

36. Пояснительная записка. Архив МГАХ.

37. Приказ Министра культуры РСФСР от 11 апреля 1961 года, № 256. Архив МГАХ.

38. Приказ Министра культуры СССР № 212 от 27 июня 1964 г. Архив МГАХ.

39. Приказ министра культуры СССР № 294, от 25 апреля 1958 г. «Об итогах Всесоюзного смотра хореографических училищ». РГАЛИ, оп. № 3, дело №352, Л. 3.

40. Программа сценической практики. Архив МГАХ.

41. Программа сценической практики. Проект. Ленинградское хореографическое училище им. А.Я.Вагановой. Архив МГАХ.

42. Программа-пособие по народно-сценическому танцу для хореографических училищ. Составлена А.В.Кузнецовым. М, 1957 г. РГАЛИ, оп. 3, дело № 333.

43. Протокол заседания Дирекции с участием заведующих отделениями классического танца от 28-29 августа 1950 г. РГАЛИ. оп. № 3, дело № 172.

44. Протокол заседания жюри по обсуждению номеров, показанных на Всесоюзном смотре хореографических училищ 21 апреля 1950 года. РГАЛИ, оп. 3, дело № 169.

45. Протокол заседания методического кабинета от 10 февраля 1950 г. РГАЛИ, оп. .№ 3, дело 169.

46. Протокол заседания методического кабинета от 11 февраля 1950 г. РГАЛИ, оп. № 3, дело 169.

47. Протокол заседания секции «Актерское мастерство» от 18-го апреля 1958 г. РГАЛИ, оп 3, дело № 359.

48. Протокол итогового совещания по народно-характерному танцу за 1955/56 уч.г., 23 июня 1956 г. РГАЛИ, оп. № 3. дело № 302.

49. Протокол методического совещания 11 октября 1962 г. Архив МГАХ, инв. № 1006, Л.

50. Протокол методического совещания педагогов классического танца. Сообщение Е.П.Гердт. 19 сентября 1962 г. РГАЛИ, оп. № 3, дело № 483.

51. Протокол методического совещания педагогов народно-характерного танца от 15 января 1958 г. РГАЛИ, оп. 2, ед.хр. 481.

52. Протокол организационного совещания педагогов народно-характерного танца Хореографического училища ГАБТ, 30 октября 1952 года. РГАЛИ, оп. № 3, дело № 216.

53. Протокол совещания педагогов классического танца от 18 июня 1962 г. РГАЛИ, оп. № 3, дело № 483.5 6. Протокол совещания педагогов народно-характерного танца Хореографического училища ГАБТ от 29 мая 1953 года. РГАЛИ, оп. № 3, дело № 246.

54. Протокол совещания по подготовке к Всесоюзной хореографической конференции от 4 января 1958 г. РГАЛИ, оп. 3, дело № 352.

55. Протокол совещания по подготовке хореографической конференции, 28 марта 1950 г. РГАЛИ, оп. 3, дело 169, Л.

56. Протокол совещания экзаменационной комиссии по классическому танцу. 15. 05. 1949 г. РГАЛИ, оп. № 3, дело № 149.

57. Распоряжение № 19 по Хореографическому училищу при ГАБТ СССР от 5 марта 1950 г. РГАЛИ, оп. № 3, дело 169.

58. Резолюция конференции по хореографическому образованию. РГАЛИ, оп. 3, дело № 169.

59. Решение конференции по хореографическому образованию. РГАЛИ, оп. 3, дело № 169.

60. Стенограмма Всесоюзного Совещания по хореографическому образованию. 27 апреля 1950 г. РГАЛИ, оп. № 3, дело № 171.

61. Стенограмма Всесоюзного Совещания по хореографическому образованию. 27 апреля 1950 г. РГАЛИ, оп. № 3, дело № 171.

62. Стенограмма Всесоюзного совещания по хореографическому образованию. РГАЛИ, оп. № 3, дело № 354.

63. Стенограмма Всесоюзного совещания по хореографическому образованию. М., 1966 г. Архив МГАХ.

64. Стенограмма Всесоюзного совещания по хореографическому образованию 21-25 июля 1965 г., Москва, Министерство культуры СССР. Архив МГАХ.

65. Стенограмма выступления И.В.Македонской. Рукопись. РГАЛИ, оп. № 4, дело № 214, связка № 19.

66. Стенограмма выступления Л.М.Лавровского. Рукопись. РГАЛИ, оп. № 4, дело № 214, связка № 19.

67. Стенограмма выступления Т.Г.Григорян. Рукопись. РГАЛИ, оп. № 4, дело № 214, связка № 19.

68. Стенограмма выступления Т.И.Шмыровой. Рукопись. РГАЛИ, оп. № 4, дело № 214, связка № 19.

69. Стенограмма доклада А.В.Кузнецова «Связь народного танца с классическим, их взаимное обогащение и определение пути создания советской национальной классики», 1949 г. РГАЛИ, оп. № 3, дело № 157.

70. Стенограмма заседания Всесоюзной хореографической конференции по обсуждению работы хореографических училищ СССР. РГАЛИ, оп. 3, дело № 171.

71. Стенограмма заседания научно-методического совета Главного управления учебных заведений и кадров. 20 апреля 1961 г. Архив МГАХ.

72. Стенограмма заседания научно-методического совета Главного управления учебных заведений и кадров. Архив МГАХ.1958 года. РГАЛИ, оп. №3, дело № 355.

73. Стенограмма заседания секции классического танца. 19-го апреля 1958 г. РГАЛИ, оп. 3, дело № 356.

74. Стенограмма методического совещания от 20.09.1961 г. Архив МГАХ.

75. Стенограмма семинара по народному танцу, проведенного художественным руководителем Государственного ансамбля народного танца народным артистом РСФСР и Молдавской ССР И.А.Моисеевым 16 января 1953 г. РГАЛИ, оп. № 3, дело № 247.

76. Стенограмма смотра-конференции хореографических училищ Союза ССР. 27 апреля 1950 г. РГАЛИ, оп. № 3, дело № 170.

77. Стенограмма совещания по вопросам балетного искусства. 22 февраля 1960 г. РГАЛИ, ф. 2329, оп.З, ед.хр.854.

78. Стенограмма совещания по Всесоюзному смотру хореографических училищ и по хореографическому образованию. РГАЛИ, оп. 3, дело 353.

79. Стенограмма совместного заседания Коллегии балета Большого театра СССР и педагогов Хореографического училища 25 июня 1962 г. РГАЛИ, опись № 3, дело № 481.

80. Стенограмма урока А.В.Лопухова по методике характерного танца. РГАЛИ, оп. 1 , дело № 75.

81. Стенограммма совещания по хореографическому образованию. 20-го апреля 1958 года. РГАЛИ, оп. 3, дело № 357.

82. Тарасов Н.И. Вопросы хореографического образования. Бюллетень № 1. Хореографическое училище ГАБТ СССР. Методический кабинет. 1957/1958 уч. год. М., Архив МГАХ.