автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.02
диссертация на тему: Роль национальных традиций в патриотическом воспитании (по материалам конкретно-социологических исследований молодежи Республики Казахстан)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Роль национальных традиций в патриотическом воспитании (по материалам конкретно-социологических исследований молодежи Республики Казахстан)"
НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ
МЕНЛИБАЕВ Куралбай Несипбекович
РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
(по материалам конкретно-социологических исследований молодежи Республики Казахстан)
Специальность 09.00.02 - философия человека
и общества
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата философски:
На правах рукописи
АЛМАТЫ - 1995
Диссертация выполнена в отделе теории и практики межэтнических отношений Центра социологии и межнациональных отношений при институте философии Национальной Академии наук Республики Казахстан.
Научный руководитель - доктор философских наук,
профессор СУЖИКОВ М.М.
Официальные оппоненты
доктор философских наук, профессор САРСЕНБАЕВ Т.С. кандидат философских наук, доцент ЛУКЛАНОВ А.
Ведущая организация - Кафедра философии и методоло-
гии наук Алматинского государственного университета им. Абая.
Защита состоится " час.
г '
на заседании специализированного Совета Д.53.36.02 но защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук при•институте философии HAH PK по адресу! 480021, г.Аякаты, ул.Курыангазы, 29.
С диссертацией можно ознакомиться в центральной научной библиотеке Национальной академии наук Республики Казахстан по адресу: г.Алнаты, ул. Шевченко, 28.
Автореферат разослан
1995 г.
УчвныЯ секретарь специализированного совета,
кандидат философских наук . ./ Л .1 , М.Изотов.
/Izi/UL^
Актуально сть_тд.мв!^ В годы тоталитарного режима происходили
духовная деградация и нравственный распад, что обернулось трагедией для национального самосознания народов, их традиций и норм жлз-ни, которые вырабатывались вехами. Происходила подмена цониостой, когда в сознании и психологии стали утверждаться потто представления, слова и дела все более расходились с действительностью. Происходило упрощение и стандартизация национальных духовных ценностей однообразием, одноликостью.
Одним из путей деформации явилось отрицание специфики национального развития. Рост национального самосознания пробуждал интерес к истории, исторической памяти своего народа, его культурным ценностям и традициям. Однако удовлетворению этих потребностей теоретически и практически мешал официальный курс партии и государства на форсированное сближение и слияние наций, утверждение о якобы полной и окончательной решенности национального вопроса.
Гуманистические тенденции национального воспитания, формирование личности стали забываться. Это может привести к ущемлению, принижению значения нациолалыюго, .что чревато с возможностью трансформации нации не. в лучпута сторону. Высокомерное пренебрежительное отношение к национальным традициям ость ущемление национального достоинства, принижение значения самой нацли.
Сохранение национальных традиций и обычаев - результат многовековой воспитательной деятельности народов. Через систему национальных традиций каждый народ воспроизводит себя, свою духовную культуру, особенности национальной психологии в ряду сменяющих друг друга поколений. Если в силу каких-то обстоятельств прерывается связь поколений, когда молодое поколение утрачивает позитивные традиции и обычаи старых поколений, то трудно или же совсем невозможно их восстановить, тогда теряется качество народа, происходит его ассимиляция.
Выл прав академик Ю.В.Бромлей, когда подчеркивал, что "наряду с борьбой за мир, экологическизз! проблемами, вопросами здравоохранения, этнические, национальные сюжеты все более выдвигаются на передний край, приобретая гпобалышц_характер" ,
^■Бромпей D.D. Национальные процессы в СССР! я поисках новых подходов. М.19Э1, С.4 (подчеркнуто - авт.)
В этой с?язи является актуальным раскрыта« роли национальных традиций и их компонентов (в том числе и национального спорта) в формировании и развитии патриотизма.
Всем известно, что сегодня многие устоявшиеся нравственные принципы и традиции как бы выпаяй из реалий нашей жизни. Понятия патриотизма , служения Родина потешу пи в неразберихе всевозможных, попок и перемен. В наше время идеалы патриотизма, служение народу, Родине заменяется погоней за сверхнажлвой или просто за выживание. Все это поглощает основные помыслы и надежды людей, делает ни к чему идеалы общества. Культ денег, культ обыденной лизни, массовой культуры и порнограф-ли неизбежно ведут к опустошению жизни и деградации молодежи.
Приобретение суверенитета и независимости Республики Казахстан и постепенное изменение всех сфер жизнедеятельности общества требуют обновления духовных начал, глубокого познания исторических ценностей, героического и трудового прошлого нашего Отечества, высокой самодисциплины, воли, гражданского кужестйз и физического воспитания. Патриотическое воспитание, в том числе воспитание на «¿щиональных традициях как раз и призвано способствовать решению этих аадач.
Сейчас создается атмосфера творческого поиска путей повышения эффективности патриотического воспитательного воздействия на фор-мироваьие у населения, особенно молодежи, патриотического сознания. Нужны взыскательный, принципиальный пересмотр достигнутого в области идейно-воспитательной работы, теории и практики патриотического воспитания, решительная борьба с догматизмом, формализмом и показухой, чрезмерным увеличением нерезультативными массовыми мероприятиями и шумными псевдопропагандистскими мероприятиями.
1Кизнь требует внесения целого ряда кардкналььтх корректив 2 содержание патриотического воспитательного процесса. Оно должно исходить из современных реалий - суверенитета и независимости республики, развертывания демократии, нового политического мышления.
Одно из важнейших направлений - переход от экстенсивного к интенсивному патриотическому воспитательному процессу, сориентированному на привитие любви конкретной личности к Республике Казахстан, высоких политических, морапыго-пснхсиогичесхих, нравственных и физических качеств.
Отсутствие новой идеологии (как системы новых идей и ценностей) , отсутствие ясного видения в государственной политике мо.-кет иметь очень опасные последствия, поскольку вакуум в сознании людей, образовавшийся с исчезновением командно-административного социализма стараются занять теперь идеи великодержавного, радикал-националистического сознания, сепаратизма. В этих условиях небывало возрастает роль национальных традиций в формировании и развитии у личности патриотизма.
Патриотическое воспитание в условиях суверенитета и независимости Республики Казахстан приобретает все более ценностное качество. Патриотизм - это не только воспитание определенных чувств к своей Родине, но и желание, стремление ее защищать. Президент Н.А.Назарбаев подчеркивает, что "внедрение в сознание граждан идеологии единства и согласия является нашей магистральной задачей на ближайсие годы. Казахстан - общая родина для всех национальностей и народностей, проживающих на ее бескрайних просторах. Вот эта простая к основополагающая формула должна глубоко укорениться в сознании нынешних граждан, представ л яюгцих многие нации и грядущих потомков".1 В то же время Н.А.Назарбаев выразил тревогу в связи с недостаточностью, нечеткостью в проведении воспитательной работы среди молодежи "в духа высокого и благородного чувства патриотизма, любки 1С своей Родине, к народу, к земле".2
Степень научной разработанности проблемы. Вопрос о роли национальных традиций в патриотическсм воспитании до сих пор 8 лите-рат-уре но разработан. В общественной жизни широко распространены национальные традиции, однако, проблемы их развития и механизма' действия до сих пор мало исследованы. К тому же в советской общественной науке допускались крайности, когда считали, что национальные традиции только "прикрывают собой классовые контрасты общества", "становятся громадной консервативной силой". Для Казахстана была присуща и такая крайность, когда большинство исторических "проьлых" традиций народа считали феодально-байскими, то есть реакционными.
1 См.! Ордабасы - символ единств» // Казахстанская правда, 1993 г., 1 июня
^ Там же.
Общие проблемы традиций и в том числе национальных, а также патриотического воспитания наши: отражения в работах А.К.Алиева, Ю.В.Еромлея, В.И.Брудного, М.Н.Губогло, М.С.Дж^нусова, Л.М. Ироби-
жевой, Л.В. Метелицы, П.М.Рогачева, И.А.Свердлина и других.
«
Среди казахстанских ученых проблемы национальных традиций и патриотического воспитания, в той или ином аспекте затрагивают Ж.К.Абдильдин, Р.А.АБсатаров, К.С.Аженов, Г.Г.Акмапбетов, П.Д.Джангильдш;, А.С.Калкырзаев, Д.К.Кшибеков, А.II. Пысанбаев, Т.С.Сарсенбаев, О.Сегизбаев, М.М.Сужяков и другие.
Непосредственно исследованием традиций занимается Н.С.Сарсен-ба-ЗЕ.1 В его работах проележиваются исторические этапы формирования и развития народных обычаев и традиций, исследуются объективные причины их возникновения.
Происходящие изменения после распада СССР и возникновения суверенных и независимых государств яо-иовому ставит проблемы исследования национальных традиций и патриотизма. До настоящего времени их изучение было втиснуто в тесные идеологические рамки и в основном освещалось через призму только классовых аспехтов, отрицалось преемственность в развитии национальных традиций и патриотизма, обеднялись и выхолащ1зались их исторические корни. Ыногие исследователи, как праЕило, делали выво.ч подобно Р.Я. Мирскому: "Во все времена патриотизм преломлялся -через призму социально-классовых отношений, сложившихся в обществе. Патриотизм носит социально-политический характер, выявляет классовые черты сознания людей".2 При рассмотрении сущности патриотизма нельзя резко противопоставлять классовое и естественно-историческое. Естественно-историческое - это,в совокупности социальные, национальные и природные условия бытия людей, национальных общностей.
Кроме того, в условиях распада СССР и образованяя псоависш-шл государств не только устарели, но и не верны многие методологические и теоретические разработки патриотизма, так как уже нет такого государства как СССР, которому посвящены многие работы; отрицалась взаимосвязь патриотизма с национально-этническим; провозглашался абстрактный классовый патриотизм советского народа, при укаяешш значения национального патриотизма.
^СарсеиСаев Н. Обычаи и традиции я развитии. Алма-Ата, 1965; его же. Обычаи, •традиции и общественная жизнь, Алма-Ата, 1974.
2
'Мирскнй Р.Я. Патриотизм советского ченодека. М. 1988. С. 18.
ДР-.,сих_.прр_про6лб?1а__ролм_нац;тоиаль
с ком_Еосп;-,тан;та_но_бмла_ггр^д;те_исследования.__Это
<Э.знйчает,_какого исследования . так_и конкретные подходы к нему. а то время как велика роль
национальных традиций в патриотическом воспитании потому что через них люди приобщаются х национальной психологии своего народа, через них осуществляется трансформация а аккумуляция материальных и дуовных ценностей народа.
Совершенно нет работ по физическо-патриотическому (спортивному) воспитанию в современном Казахстане, мало уделяется внимания разработке проблем физическо-патриотического воспитания учащейся, студенческой, рабочей и сельской молодежи. Нет работ, посвященных фил о с осЬскс-социологическому анализу физическо-патриотического воспитания, особенно сущности, структуры патриотического воспитания, комплексному раскрытию роли национального спорта в патриотическом воспитании.
Цель. основное задачи_и_объект исследования.
Актуальность, научная и практическая значимость, а также необходимость раз' 1ботхи проблемы патриотизма в новых условиях суверенитета и независимости Казахстана обусловили цель и задачи данной работы.
Главной целью исследования является раскрытие в комплексе роли национальных традиций в патриотическом воспитании. Достижение цели исследования определило постановку и решение тедуюцих задач:
1. раскрытие сущности общенациональной идеологии для полиэтнического Казахстана и места в ней общеказахстанского и национального патриотизма; анализ общечеловеческой, в том числе казахской идеи чатриотизма; определение ценности отечества
2. определение сущности общенационального и национального патриотического соз1 .ния, воспит'чия, основных принципов;
3. показ природы национальных традиций и и. роли в патриотическом воспитании;
4. выделение причин, определяющих национальный спорт как традиции народа, его элементы, главные функции, роль в патриотическом воспитании молодело!;
5. экспериментальная выработка целевых комплексных программ улучшения через национальный спорт физическо-патриотического воспитания казахской молодежи;
6. показ взаимосвязи патриотизма и совершенствования культуры межэтнического общения молодежи.
Объектом экспериментальной выработки целевых, комплексных программ физическо-патриотического воспитания казахской молодежи явились учагцпеся старших классов Акжарской, йк-Сайской, Буденов-ской. казахских средних школ Свердловского района Жамбульской области, Луговской детско-юношеской спор-^вной школы. Диссертантом были проведены понкретно-социологические исследования общественного мнения студентов 3-4 курсов факультета физической культуры Карагандинского педагогического института.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые раскрывается роль национальных традиций в патриотическом воспитании и вклад автора заключается:
- в выявлении места патриотизма в системе общенациональных идей новой идеологии полиэтнического Казахстана в условиях суверенитета и независимости;
- в раскрытии патриотических идей казахских мыслителей как общечеловеческих ценностей;
- в исследовании общенациональных и национальных компонентов структуры патриотизма, что в полиэтническом обществе общенациональный патриотизм формируется на основе развития национального патриотизма;
- в выделении основных принципов становления общеказахстанского патриотизма и сочетания национальных патриотизнов, главных направлений общеказахетанекого патриотического воспитания;
- в раскрытии механизме национальных традиций в. патриотическом воспитании;
- в выделении причин, определяющих национальный спорт как традиций народа;
- в исследовании роли национального спорта в патриотическом воспитании;
- в раскрытии взаимосвязи патриотизма и культуры межэтнического общения среди молодежи.
Теоротако-11отололог1?^^тк:ог1_осн.опой_мсследовЕ1Г11тя являются диа-лехтико-логические принципы единства исторического и логического, восхождения от абстрактного х хочхратному; классическое наследие мировой, в том числе и казахской мысли о патриотизме.
1. При кардинальном измененщ политической систшгы и государственного устройства в Республике Казахстан закономерно формируется но^ая идеология как система взглядов и идей, в хоторых осознается и оцениваются отношения людей к действительности и друг другу. Особое место занимает в системе таких идей и принципов как упрочение гражданского мира и межнационального согласия, прагматизма, демократии и свободы личности, социального ' партнерства, гармоничного сочетания прав нации и прав человека занимает идея общенационального, общеказахстанского патриотизма.
2. Прежние подходы к раскрытию сущности патриотизма были не точны и даже ошибочны потому, что господствовала идеология узко классового, а также абстракгного (общесоветского) патриотизма, при умалении значения национального патриотизма, т.е. патриотизма кои-
-кретного народа - казахского, русского, узбекского и т.д. В условиях приобретения суверенитета и независимости в Республике Казахстан должна формироваться идея, идеология общенационального патриотизма, органически включающая общее самосознание для всех национальностей, что Казахстан - Отчизне всех этносов, проживающих в республике, обогащенная национально-специфическим патриотизмом казахской нации и других нациоь_льных общностей республики.
3. Как у любого народа, стремящегося к свободе и независимости у казахского народа бкли сильно развиты чувства патриотизма и этот менталитет данный народ пронес через века. Доказательством этого являются патриотические идеи казахских 'мыслителей Ч.Валиха-нова, И.Алтынсарина, А. Кунанбаева и других, занимающие определенную нишу как общечеловеческие ценности. При этом важным является преодоление негативных черт родо-жузовского деления на пути национальной консолидации казахов.
4. Патриотическое сознание - это сложная управляемая система взглядов и идей, связанных с позитивным отношением к Отчизне, трудовым, боевым и другим традициям и принципам поведения, чувства и
насгрое.ния людей, социальных групп, национальных общностей, направленных на развитие и защиту Отечества.
К основным ценностям Отечества - суверенной, независимой Республики Казахстан относятся: личность самого человека, ее жизнь и деятельность; казахский народ, русская, уйгурская и другие национальные общности республики; неделимость, целостность территории республики; ценности экономической, социально-политической и духовной жизни.
5. Главными направлениями общеказахстанского патриотического воспитания в современных условиях должны явиться: 1. Выработка новой идеологии суверенного и независимого Казахстана; 2. глубокое усвоение гражданами республики этой новой идеологи, осознание Республики Казахстан как своей Родины; 3. систематическое планирование и контроль за эффективностью работы по патриотическому воспитанию со стороны общественных организаций, социальных и государственных структур; изучение и распространение опыта коллективов, где хорошо поставлено общеказахстанское патриотическое воспитание; 5. совершенствование роли общественных движений, партий, государственных структур в общеказахстанском патриотическом воспитании; б. воспитание у каждого гражданина сознания принадлежности к единому народу Республики Казахстан, воспитание чувства общенациональной гордости гражданина республики; 7. формирование у граждан чувства патриотического долга ответственности: перед Республикой Казахстан, защиты его интересов; 8. воспитание всех граждан страны в духе непримиримости к нацлонализму, шовинизму, экстремизму, сепаратизму.
Основными принципами становления общехазахстанского патриотизма и сочетания национальных патриотизмов является: равноправие, взакмообогащекие, добровольность, взаимопомощь, интеграция, гармоническое сочетание национальных и общечеловеческих (интернациональных) интересов.
6. Проблемы патриотического воспитания могут быть решены через использование механизма воздействия на людей национальных традиций. Это обусловлено тем, что национальные традиции способствуют приобщению людей к материальной и духовной культуре народа; восстановлению исторической памяти народа; укрепляют черты национальной психологии, тем самым воспитывают у людей уважительное, почтительное отношение к своему народу, к своей Родине.
7. Национальные виды спорта являются традициями потому, что они отвечают общим требованиям категорий традиций по ряду причин: они складываются исторически, исходя из потребностей нормального функционирования народа, в частности, из потребности его физического развития, готовности к защите Родины; они передаются из поколения в поколение через механизм воспроизводства социальных институтов и норм, при котором поддержание национальных традиций обосновывается, узаконивается самим фактом их существования в прошлом, а также к современными потребностями; овладев умами и чувствами людей, они становятся реально ощутимой силой, сплачивают и объединяют людей. устанавливают устойчивые нормы поведения у национальной общности; способствуют привитию членам национальной общности чувства долга, чести, гордости, патриотизма; национальные виды спорта способствуют закреплению определенных норм церемоний, обрядов и ритуалов, усиливающие их эмоционально-психологическое воздействие на людей.
8. Роль национального спорта в патриотическом воспитании состоит в том, что несет две главные функции: нормативно-регулятивные (социально-физическая регуляция) - передачи опыта, устойчивых приемов, навыков, рчтуалов: как признанных национальных норм, правил, образцов; познавательно-информационные - аккумуляция опыта социально-физического, патриотического воспитания, определенных духовных ценностей прошлого и трансформация их от поколения в поколение. Также важна роль национального сперта в патриотическом воспитании, состоящая в том, что ему присущи такие обид ^ черти традиций как повторяемость, передаваемость, устойчивость, массовость; он носитель множества специфических национальных традиций и обычаев (ритуалов) с их социально-психологическими чертами, потому закрепляет и раэпивает у личности, коллективов людей признаки национальной психологии, приобщает к исторической памяти, к его образу жизни.
9. В полиэтническом обществе прослеживаете: непосредственная взаимосвязь между общенациональным патриотизмом и культурой межнационального общения. Уровень патриотического сознания молодежи современного Казахстана и культуры межнационального общения характеризуется противоречивостью, выражающееся в ситуации межнационального согласия и в то же время в элементах роста межнациональной напряженности.
Научно-теоретическое и практическое значение диссертационной работы заключается в той, что содержащиеся в ней теоретические положения и выводы могут быть использованы для дальнейшей, на новых принципах, научной разработки проблем патриотизма, а также могут быть использованы при чтении лекций по курсу "Философия человека и общества", спецкурсах по теории нации и патриотического воспитания, в деятельности различных учреждений, занимающихся патриотическим и физическим воспитанием.
Апробация работы. Основное содержание, выводы и рекомендации отражены в публикациях, выступлениях на региональной научно-практической конференции "Гуманизация образования и воспитания" (г. Караганда, 1992); научно-практической конференции по физическому воспитанию молодежи (г. Кзыл-Орда, 1992); конференции молодых ученых и аспирантов института философии Национальной Академии Наук (г. Алматы, 3 493); межвузовсхой научной конференции "Кризис общества: экономика, политика, культура" (г. Темиртау, 1994).
Основные выводы диссертации нашли отражение в двух брошюрах, одной статьи и четырех тезисах.
Структура диссертации определялась задачами исследования. Диссертация состоит из введения, шести параграфов, объединенных в две главы, заключения и списка литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается актуальность темы, раскрывается степень разработанности, ставятся цели и основные задачи исследования, показаны научная новизна исследования.
В первой главе диссертации "Новые методологические подходы к исследованию патриотизма", состоящей из двух параграфов, исследуются: общенациональный патриотизм как органическая часть новой идеологии Республики Казахстан; сущность и структура патриотизма. Идеология рассматривается как система взглядов и идей, в которых осознаются и оценивается отношение людей к действительности и друг другу, социальные и национальные проблемы и противоречия, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности.
В переломный период становления суверенитета и независимости Республики Казахстан происходит переосмысление старой системы ценностей и постепенное формирование новых идей и духовных ценностей. В диссертации доказывается, что стержнем формирования общечацио-
нальной, общеказахстанской идеологии являются идеи: гражданского иира и межнационального согласия; прагматизма; демократии и свободы личности; социального партнерства; гармонического сочетания прав нации и прав человека; общеказахстанского патриотизма.
Раньше в СССР и республиках господствовала идеология абстрактного патриотизма, где обращалось внимание только на классовый подход и акцентировалось внимание на пролетарском патриотизме. Такой узко-классовый подход отчуждал от патриотизма большую часть народа - крестьянство, интеллигенцию. И в корне преследовался национальный патриотизм народов республик.
В условиях приобретения суверенитета и независимости в республике Казахстан должна формироваться идея, идеология общенационального патриотизма, органически включающая общее самосознание для всех национальностей, что Казахстан - Отчизна всех этносов, проживающих в республике, обогащенная национальным патриотизмом казахской нации и других национальных общностей республики. Следует реализовать идею: Казахстан - наша Родина, и долг каждого гражданина, какой бы национальности он ни был, прежде всего самому поддерживать атмосферу ;~пужбы и согласия в нашем общем доме.1
Общеказахстанский патриотизм формируется на основе взаимодействия казахской нации с русской, уйгурской, немецкой и другими национальными общностями республики на основе принципов: равноправия; взаимообогащения (взаимный обмен материальными и духовными ценностями); добровольности; взаимопомощи; сознательного стремления к сближению, интеграции на основе общих целей, идеалов; органического сочетании национальных и общечеловеческих (интернациональна*) интересов.
На основе анализа исторических данных, а также работ казахских мыслителей показывается, что у казахского народа с древнейших времен были сильно развиты чувства патриотизма и этот менталитет он пронес через века.
В работе показывается, что патриотизм - это сложное общественное явление, состоящее из разнородных компонентов. Патриотизм -это прежде всего комплекс чувств любви, преданности Родине, опре-
^Назарбаев H.A. Наши ориентиры - консолидация, общественный прогресс и социальное партнерство. //Казахстанская правда, 1993, 1 лая
деленное отношение к территории, на которой живет и трудится население, определенный народ или народы с их историей, культурой, языками. Специфика патриотизма состоит в том, что он включен в духовный мир человека.
В диссертации доказывается, что осознание ценностных отношений патриотизма происходит через усвоение ценностей Отечества и превращения знаний о ценностях в убеждения, ценностные ориентации и практические действия (патриотические или антипатриотические) . Раскрывается структура ценностей Отечества суверенной, независимой Республики Казахстан.
В работе выделены главные направления общеказахстанского патриотического воспитания в современных условиях.
Во второй главе диссертации "Конкретные пути использования национальных традиций в патриотическом воспитании", состоящей из четырех параграфов, рассматриваются вопросы: - роль национальных традиций в формировании и развитии патриотизма; место национального спорта как традиции в патриотическом воспитании; эффективность национального спорта в патриотическом вос^1итании; патриотизм и культура кеяенационального общения.
В диссертации национальные традиции рассматриваются как исторически слолшвшиес устойчивые традиции, постоянно передающиеся и несущие определенные ценности трудовой, социальной, духовной, бытовой деятельности и физического воспитания конкретного народа.
Обосновывается механизм воздействия на патриотическое воспитание национальных традиций, что определено следующими причинами: во-первых, национальные традиции способствуют приобщению людей к материальной"и духовной культуре народа; во-вторых, национальные традиции способствуют восстановлению исторической памяти народа, укрепляют черты национальной психологии; в-третьих, восстанавг. .вал историческую память народа, развивая национальную психологию и т.д. национальные традиции способствуют воспитанию у людей уважительного, почтительного отношения к своему народу, к своей Родине. В частности, через укрепление нацис ального самосознания у личности развивается чувство принадлежности к своей нации, через приобщение личности к истории ратных подвигов народа у ней развивается чувство национальной гордости. Приобщение к исторической памяти
также развивает у личности чувство патриотизма, так у казахов особые отношения к культу батырства, к боевым знаменам.1
На основе анализа исторических данных доказывается, что национальный спорт является традицией потому, что он отвечает общим требованиям категорий по ряду причин: 1. национальный спорт схла-дываотся исторически, исходя из потребностей нормального функционирования народа, в частности, из потребностей ого физического уровня развития, готовности к защите Родины; 2. он передается из поколения в поколение через механизм воспроизводства социальных институтов и норм, при котором поддержание национальных традиций обосновывается, узаконивается самим фактом его существования в прошлом, а таюяе и современными потребностями; 3. овладев умами и чувствами людей нациолалькый спорт становится реально ощутимой силой, сплачивает и объединяет людей, устанавливает устойчивые нормы поведения у национальной общности; 4. способствует привитию членам национальной общности чувства долга, чести, достоинства, гордости, чувства коллективизма; 5. национальный спорт способствует закреплению определенных форм церемоний, обрядов и ритуалов, усиливающих их эмоционально-психологическое воздействие на людей.
Основная роль, национального спорта в патриотическом воспитании заключается в том, что во-первых, ему присущи такие общие черты традиции как повторяемость, передаваемость, устойчивость и массовость. Во-вторых, национальный спорт носитель множества специфических обрядов (ритуалов) и традиций с их социально-психологическими чертами.
Национальная форма физического воспитания есть историческая совокупность всех, достижений народа в области физической культуры, оказывающие влияние на физическое развитие и физическое образование его представителей, а также на сам процесс деятельности и жизни нации.
Из глубины веков пришли ч XX век национальные виды спорта казахского народа. В народе накапливался положительный опыт, вырабатывались определенные традиции- и приемы в деле воспитания, обуче-
В1гут1>винвй политик» Абпая, Алма-Ата, 1988; Султанов Т.И., Кпкшторивой С.Г. Казахстан. летопись тр£К тисячолетий. Алма-Ата, 1992) Козыбаев М.К., Козыбаев И. История Казахстана, Алма-Ата, 1993.
ния подрастающего поколения. Национальные виды спорта, как составная часть патриотического воспитания, переходили из поколения в поколение.
Проведенные научно-практические исследования установили значительный интерес и тягу молодежи к казахским национальным видам спорта; выявили положительное воспитательное значение занятий молодежи национальным видам спорта, когда учащиеся, приобщаясь к этому спорту, не только приобщаются к традициям казахского народа, по II интересуются его историей; накдучшие результаты в физическом развитии молодежи достигаются при рациональном сочетании традиционно -казахских национальных и современных видов спорта.
В многонационально:! государстве патриотизм представителей различных этносов сливается во всеобщий патриотизм народа, зкивуще-го здесь и теснейшим образом взаимосвязан с культурой ;1ел,-национального общений людей. Чем более развит общенациональный патриотизм, тем выше уровень культуры межнационального общения. Противоречивым в настоящее время является ситуация в состоянии патриотического сознания и культуры межнационального общенил молодежи республики. С одной стороны, ситуация характеризуется упрочением межнациональных отношений, меяснационального согласия как в коллективах, так и в целом по республике, с другой - элементами возрастания межнациональной напряженности и тем, что студенческая молодежь находится ь таком состоянии, что можат принять активное участив па той или иной стороне в случае развертывания конфронтации в Казахстане.
В заключении даны общие выводы по работе, показаны практическое значение теоретических положений и выводов диссертации.
1. Роль национальных традиций в формировании и развитии патриотизма (брошюра) г.Караганда, 1993 г. Стр.1-20.
2. Патриотизм как. органическая часть новой идеологии Республики Казахстан (брошора), г.Караганда, 1994 г. Стр. 1-3?.
3.Общенациональный патриотизм - характерная черта духовного согласия. Сборник статей. "Национальная культура, духовное согласие и современность": г. Алматы, 1994 г., с. 3-12
4. Использование национальных видов спорта и народных игр в система физического воспитания. (Перестройка. Иировозрение. Национальные отношения. Материалы региональной научно-практической конференции) часть II, г.Караганда, 1990 г.. Стр. 90-32.
5. Народные традиции казахов по физическому воспитанию подрастающего поколения. (Тезисы докладов республиканского семинара-совещания деканов-зав.кафедрами), г.Кзмл-Орда, 1992 г.. Стр. 37-38.
6. Патриотизм - традиционное чувство. (Гуманизация образования и воспитания. Материалы ре гиоиал ыгой научно-практической конференции) часть II., г. Караганда, 1992 г.. Стр. 73-75.
7. К вопросу о новых подходах в разработке теории патриотизма. (Материалы межвузовской научной конференции "Кризис общества; экономика, политика, культура) г. Теииртау, 1994 г.. Стр. 108-110.
Мецл1баев Цуралбай Нес1пбекулы
Диссертацияда- туцгыщ рет улттык, дэстурлердЬ; патриоттык. тэрбиедег! рол! зерттелед!. Егеменд1 :;сэне твуелс1з Казахстан Республикасыньщ зпаца идеология.жуйес!ндег1 яалпык,азак,стандьгс; патриотизм«щ орни к,а-растырылады. Адамдар санасындагы отан жэне прогрессивт1 тарихи дэс-турлед!н, к,абылдануы ретн;де х;алпык,азак,стандыуч, улттьш; патриотизкнЛц уйлгс1мд1 принциптер1 аньш;талып керсе'плед!.
Кумыстщ мазмуньшда улттык; дэстурлердщ патриоттык; торбиедег1 мэн1 айк;ындалып оныц адамдарды халык,тьщ катериалдык, жэне рухани мэ-дгниетше камтудагы ык,палы, хальщтьщ тарихи зкады мен улттык; м1-нез-к,¥лк,ын орныктыру, бук,граны ез халдына, отанына суй1спенш1л1к пен кдгдрлеу рухында тврбилеу едбылысы баяндалады.
¥лттык, спорт турлерг хальщ дэстур1 рет!нде зерттел1п оньщ аньщтаушы себептер1 ашылады. Соньмен б1рге к,азацтыц улттык, спорт турлар1 нег!31нде оньщ ултжандьишкда тарбиелеудегх мацызы к,арасты-рылады. Патриотизм мен этикалык, царыщатынас мэдиниет1н1ц езара байланысына аса кэц1л бел1нед1.
Зертеуд1ц нег1зП туйшдемелер1 тарихи материалдарга, диссертант >;;уог1зген социологиялык; зерттеулердщ негХздерше сужнш жа-салынган.
Menlibaev KuralLai üesipbayevich
The thesis shows for the first time the role of national traditions in patriotic education. It shows the place of the countryside patriotism in the system of new ideology of the sovereign ar.d independent Republic of Kazakhstan, gives the basic principles of the state and national patriotism as a result of integral reflection of the Motherland in people's consciousness and comprehension progressive traditions of the past.
The thesis throws light on the rol$ of national traditions in rebringing people in the spirit of patriotism which are promoted by giving them access to material and spiritual culture, refresh the historical memory 01 people, strengthen the traits of national psychology, inculcate respectful, reverential attitude to the people and Motherland.
It also indicates the reasons which make sports part of national traditions on the example of Kazakh national sports in patriotic education, shows mutual relationship of patriotism and culture of interetnic intercourse.
The major conclusions of the thesis are based on historical material and the date of specific sociological research, carricd out by the candidate for degree.