автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.01
диссертация на тему:
Роль нравственного авторитета революционеров Дагестана в их борьбе за массы в 1917-1920 гг.

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Далгатов, Артур Гередатович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.01
Автореферат по истории на тему 'Роль нравственного авторитета революционеров Дагестана в их борьбе за массы в 1917-1920 гг.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Роль нравственного авторитета революционеров Дагестана в их борьбе за массы в 1917-1920 гг."

РОССИЙСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАИЕНЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ • ивеии А.И.ГЕРЦЕНА

На провах рунопися

ДАДГАТОВ Артур Гередатович

РОЛЬ НРАВСТВЕННОГО АВТОРИТЕТА РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ ДАГЕСТАНА В ИХ БОРЬБЕ ЗА ВАССН В 1917-1920 ГГ.

Специальность 07.00.01 - История Ковиунистичесяой партии Советского Союзе

= • А вто р о $ в р а т

диссертации на-соискание ученой степени -кандидата исторических науа

Санкт-Петербург

V 2 3 1

Работа выполнена на кафедре политической истории Российского ордена Трудового Красного Знамени государственного педагогического университета иа.А.й.Герцена.

Научный руководитель: доктор исторических наук,

профессор В.В.ШШШН .

Официальные оппоненты: доктор исторических наук,

профессор Т.Н.БУРНИСТРОВА

кандидат исторических наук, доцент В.А.ДАШОВ

Ведущее научное учрехдение - Институт истории» языка и литературу имени Г.Цадосы Дагестанского научного центра АН СССР.

Зацита состоится 2Т ноября 1991 года в 15 час. 00 айн. на заседании Специализированного совета К 113.05.06 по'защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук в Российской ордена Трудового Красного Знаиени государственной педагогическом университете имени А.И.Герцена па адресу: 191186, г.Санкт-Петербург, наб.р.Нойки, д.48, корп.11, ауд.37.

С диссертацией мохно ознакомиться г фундаментальной библиотеке университета.

Автореферат разослан " 1991 г.

Учений секретарь Специализированного совета, кандидат исторических наук, доцент

Г.Я.1лыкова

&ктуояьность темы. Сегодня в истсричесноЯ науке разворочается процесс своего рода ревизии учеными всего написанно-"0 ранее о семидесяти четырех годах существования Советской »ласти. Ревизия ведется на обновленной методологической базе, ■лавньш признаком которой ныне.является отказ от аосолзткзацки ¡лассового подхода при анализе социальных явлений прозлого и юстоячего, что вызвано объективными потребностями времени.

В этой связи в научной плане наиболее актуальна оказывайся пристальное внимание к онализу так называемых "белых пя-еи" истории советского общества, переоснысление значения Он-ября 1917 года и последующей деятельности революционеров, 1ользевиков. .В свою очередь, в подходе н анализу содерааниа »той деятельности вакным становится изучение ссотногения нрав-генных и адаинистративиых начал, поскольку в реальной дейст-;ительности ииели иесто и те и другие, Q s трудах историков в акон вычленении они почти не рассматривались.

Избранная тела актуальна и в практически политической 1лане. Разобраться с нравственностью и безнравственностью красных" и "белых* в годы грандансаой войны - значит внести рактический вклад в развитие политической культуры советская

роедсн.

• Хронологические рокки и регион исследовония. Период а ве-мон определены унозанныа в названии диссертации образоа пото-у, что э плане избранной теыы он» по существу не исследованы, pose того, это тот регион и тот период, в которцх по спвца&в-е исторических условий нровстзоняые ночаяо s деятеяькоста не-ногочвсленных групп ревояяцконзроз, в тоа числе я йользевй-os, проявлялись и значили Оальея, чев s пролетарских цзитрое траны чии з кное зрей» в то» во Дагестане. Вся модсзда бела а зяасть авторитета, я, преадэ всего, нравственного ввторзте-a с првобяадояввя обцвчеловвчесних ценностей s его содвраскво.

Происходи«» это, во-первых, потому что рввоаиционноЗ са-оЗ бася все трудящиеся, а ясновноЭ зпор а работа с ans« ар»-одйзся «2 «а спзий&ачесяа-ияассваоз, о sa обдрэ. йр-втор», рудядоося носедэнао Дагостчиа Ойй» зцогокааяокпиакЕ, ять его п освободительно!» борьба опт-тако зол*о в»со т&ида a aflaeu, а «э на яоянрэтио-вацвеяайьков» Нзяокзги в-тро7ьпч, cuoshpo «освяеякэ состозяяяо зусугмзанз - поллтечге** аэрсат»»

тая ыасса, тянущаяся к шариату.

Научная новизна диссертации. В работе впервые предпринят! попытка всестороннего рассмотрения вопроса о песте и значенш нравственных начал в деятельности революционеров Дагестана I 1917-1920 гг. На примере данного региона показано, что гумани стическая устремленность и уважение к общечеловеческий- нравст вениыы ценностям были присущи большевикам" в исследуемый пе риод.

Структура и основное Содержание диссертации. Диссертаци сосстоит из введения, двух глав, заключения и библиографии вклчаюцей в себя список литературы и указатель источников.

Во введении, помимо изловенного выше, содержатся характе ристика методологической основы исследования, историографичес кий обзор проблемы и анализ источниковой базы, определяете цель и задачи диссертации.

Методологическая основая исследования. Методология иссле дования основана на последовательном использовании принципе объективности и историзма, понимании роли нравственных начал создании и функционировании политических партий и групп, учет современной концепции нового политического мышления, приорите то общечеловеческого подхода над классовым.

Значение нового подхода в том, что он главным образе предпиеыеоет не ограничиваться классовые анализом в оценками позиций рееолвционного пролетариата того времени* о (в полис соответствии с принципом научной объективности) давать пирок^ яонораму езглядрв, поведения и оценок различных классов и сс цкальных групп, выявлять в мозаике взглядов и борьбы дядей :> только классовое, разъединявшее, но и общечеловеческое, объе; н*в*ее.

8 эюЯ связи при исследовании учитывалось, что на стано! лек/е содержания нравственных начал, 0 с «иии и авторитета р( зояацноиеров Дагестана, несомненное влияние оказывали сдо! несть и противоречивость развития социальной и духовной »и: и« данного региона.

йсториогоаЗия проблемы. Первые работы, освечавчие ревод] яканикв сбйигия в Дагестане 8 исследуемый период, были подг< тегяени активными участниками этих событий и вывли в свет

3-е годы^. В них иного внимания уделено содержанию взаимоотно-эний и личныи характеристикам участников борьбы за устанавле-ке Советской власти в Дагестане, проявления« героизма и стой-асти и других высоких нравственных кочеств красных партизан и расноарвеЯуев.

При общности подходов указанных авторов к анализу событий 917-1920 годов в основной и главном имелась и разница. А.А.Та-о-Годи, анализируя силы революции, много «еста отводит дея-ельности и роли Дагестанской социалистической группы и скупо ипет о практике и значении революционной работы болызевиков. 8 воо очередь, Н.Сонурский, подробно описывая работу болызевиков, иаь в валой .степени касается Социалистической группы^ а позлее и вовсе дает отрицательную оценку ее деятельности.*■

Вслед за этини публикациями вызла бропвра А.Скачко^, в ко-орой делается вввод, что « началу расснатриваенсго периода ни ролетарката, ни болызевиков в Дагестане не было, и в конце онцов Советская власть была привнесена сада извне.

В 40-е - начале 50-х годов было издано несколько работ по

*

стории ревоявцви и граиданской войны в Дагестане . Они отличаясь более полные раскрытием теаы, привлечением архивных доку-ентов, научной аргунентацией и обобщенияии. Однако в них таксе ;ается негативная оценка деятельности Социалистической группы в агестане и, к тому ве, практически отсутствует обрацзнгв к равственной проблеиатике.

Габиев С.И. Ликование в нагорное Дагестане, (йчвр* всторшз гражданской войны в Дагестане. 191 *-1920 гг.)// Кроеный Дагестан. 19Z2. 1.5,14,16,17,28 и 30 ноября; Сааурснмй Н. Дагве-тан. 1925; его вв. Грааданская война б Дагестане. Ва-

хачкояа, 1925; Тодорский А.и. Красная Ариия в горох. Двйстви« в Дагестане. М., 1924: Тахо-Гади A.A. Реводзиия и коитрргво-лиции в Дагестане. Цахачксла, 1927; его *е. На путях к неза-висивости. ВАхочхаяа, 1930 и др.

; Дагестанская правда. J934. 27 двиабря

' Сиочка А. Дагестан, в., 1931

* йаговвдов Р.. йозорвввч А. XXI авт Дагоетаисяой ДССР. Вахоч-наяв, 1945: Разгон й., Иедьчви A. Sopvja за власть Cet«« в Дагестане (l9l7-19£0 гг.). Уахачявяа, 1Э4э; Э»*ро» Я.Л. Установление Советской влости в Дагестане « Зорьво гвриовэ-ту-

рецкими «нтврвеюави. 0., 1949; Очерив »ctop** Дагестана. СО. статей в 2-х тоадх йод редакцией Г.П.Алмввраве. Исходам, 1950 в др. ""

С конца 50-х годов одна за другой выходят в свет монографические работы, посвященные анализу различных аспектов установления и упрочения Советсяой власти в Дагестане, укрепления интернационального единства трудящихся,- роли рабочего класса и боль-вевкков в этих процессах1. Их авторы нередко обращаются к кате-гориян долга и ответственности, доверия и авторитета, к тем или других качествам, имеющим важное значение в.борьбе за иассы. 8 ряду этих работ особое место занимает монография М.А.Абдуллаева^ в которой характеризуется личный облик ведущих мыслителей Дагестана в начале XX века, степень влияния их на народные массы.

Описанию жизни и деятельности, раскрытию облика видных революционеров Дагестана посвящены специальные брошюры, выоедсие в это время.^

Вовное значение для исследования избранной темы имеют работы В.О.аивкина, ГЛ.Соболева, В.В.Иикшина и-других авторов, а которых рассматриваются проблемы революционного сознания и морали рабочего класса и его партии.^

Кавкаев Б.О., Змиров Н.Л., Гаджиев A.C.-, Аликберов Г.А, Борьбе за побелу и упрочение Советской власти в Дагестане. Махачкала, 1960; Вагабов м.В. Партизанская борьба в Дагестане, йахачкала, i960; его se. Борьба партийной организации Дагестана за интернациональное единство трудящихся в годы гражданской войнь (1918-1920 гг.)., Махачкали, 1967; Гадиизв А.-Г.С. Рабочие е авангарде борьбы трудящихся Дагестана за установление Советской власти (1917-1930 гг.). йалачкала, 1961; Аликберов Г.А. Революция и грааданская война в Дагестане. Хроника вовнейаи) событий (1917-1920 гг.). Махачкала, 1962;;его «е. Победа.социалистической революции 8 Дагестане. Махачкала, 1963; КаииаеЕ Б.0. Гравданскоя война в Дагестане (1918-1920 гг.). II., 1976; Эиироз Н.П. Из истории военной интервенции » гражданской войне в Дагестана. Нахачкали, 1972; йагоиедов И.и. Северный Кавказ е трех революциях. U., 1986; Даниилов Г.Д. Строительство социализма в Дагестане (1918-1937 гг.). И., 1988 и др.

■У

с Абдуллаев (S.A. Общественно-политическая иыедь в Дагестане е нечеле XX веко. В., 1987

0

Гад*изв C.B. Уллубий Буйнакский. Иахочкаяа, 1957; Ганзуров B.I Оскар Левинский. Исхочкала, 1957: Кавиоээ Б.О., Хашаев Х.-И. Иахсч /ахадовв (1883-1918 гг.). Махачкала,1957; Тахо-Годи А.А, УялубиЯ Буйнокский (1890-19919 гг.). Махачкала, 1957; Эмира! ч.Г). йози-Ьпгоаед Агасиев (1882-1918 гг.). Махачкала, 1957: Ис&слмлов А. Горун Соидов. Иахочнала, 1964; Хасбулатов X.U, Аякббй ТАхо-Годи. йахечкола, 1969; его ке. Сайд Габиев. М^хач-Mio, 1972 и др.

1 %»ê<*,k B.i. Seлиний Октябрь и пролетарская король. й., 1976 Ссбодев Г.Д.езеслвциоикде сознание рсбочих и солдат Петроград:

Проблемой авторитета партии в целой, источникам, специфике их проявления посвящено и несколько'специальных исследований*. Эта группо работ содеряит материал, имеющий методологическое значение для исследования избранной темы, но она не затрагивает ни фактической стороны, ни специфики реализации авторитета больвеви-ков в борьбе за иасся в условиях Дагестана.

Наконец, историография проблемы включает в себя работы, исследующие проблем» меянациональных отношений и борьбы за национальное самоопределение в масштабах всей Советской России2, отношения Советской власти н религии и церкви, в ток числе и я яу-сульманскому духовенству^, содержания борьбы большевиков за массы в рассматриваемый период в различных регионах страны*. В них неизменно рассматриваются вопросы о роли больвевиков в этих процессах, означит, в той или иной пере и проблемы их авторитета.

Отдавая доллное своим предэественникам, следует все ае под-

в 1917 году. Период двоевластия. Д., 1973; Нинвин В.8. В.».Ленин о нравственных началах в создании партии нового типа. В., 1985; Скрипкина Л.и. Роль морального авторитета рабочего классо и большевистской партии в победе Октябрьского вооруженного восстания: Ученые записки ЛГПИ ям.А.И.Герценс. Т.424. Вып.2., Л., 1970 и др.

1 Варивончик В.И« В.И.Ленин о морально-политической авторитете руководителя масс. Минск, 1371; Турищез И.Г. Источники авторитета КПСС. К., 1971; Соловьев А.И. Авторитет коммуниста. В.; 1984 и др. >

2 Буриистрова Т.Н. Борьба бсльяезистской партии з0 иктерпсиазналь-ное сплочение трудящихся «асс России в 1917 гсду. Я.: ЛГУ,1957, Буриистрова Т.Ю., Русакова B.C. Национальный вопрос в программе и тактике политических партий 8 Foccm» в 1905-1917 гг. tf.,197t>. Национальные проблемы в совоеменных условиях: Сб.ст. (Бсгравов Э.А. отв.ред. « др.). В., 1S8S и др.

3 Мчодлов Н.П. Религия и современность. В.. 1982; Аенсеит.ез A.D. Ислам на Севеоиом Ковказе. Ставрополь, 1984; Крапив*« U.S. Партийное руководства борьбой комсомола против религиозно-мврв-кальиих влияний на молодо» (окт. 1917-1925 гг.). Авторе*.дмсе. ...канд.ист.ноук. Д.. 1988; Пайдоев Г.1. Исламская мораль: изыми и реальность. Ушхачкало, 1990 и др.

* Борьба за власть Советов на Дену. 1917-1920 гг. ?еетов-ив-1е*Ь 1957; Данилов S.A. Двлтвльность петроградский аалымяяов «е. мобилизации пасс о борьбе против знононич«сяоЯ *ö*:t:pm*WHs {март-октябрь 1917 г.): AeiopeJ. дисс. ... иснд.кст.иауд. 198G; Борьбе партмйчмх оргоккзоциВ Урала за ее»» трудякися г классов ^ период гридаисиой войим: Св.ивуч.тцг.. Cikimic«:

черкнуть, что'попытки комплексного рассмотрения роли и значения их нравственного авторитета предпринято еще не было. Это обстоятельство определило и задачи исследования.

Цель и задачи исследования. Целью диссертации является рассмотрение роли нравственного авторитета революционеров Дагестана в их борьбе зо привлечение масс но свою сторону в ходе установления Советской власти в Дагестане з 1917-1918 годы и гражданской войны в 1918-1920 годы. Для достижения цели автор стремился решить следуюцие задачи:

- показать необходимость и возможность для революционеров Дагестана в исследуемый период делать главную ставку в борьбе за массы именно на нравственный авторитет;

- раскрыть источники нравственного авторитета революционеров, в той числе значение их идей, облика и поведения;

- проанализировать практику использования авторитета, доверия и других нравственных отношений в интересах укрепления связи с трудящимися Дагестана в исследуемый период;

- доказать наличие общечеловеческого начала в нравственном аспекте революционной деятельности первого поколения Дагестан ских больиевиков.

Источникоооя база исследования. Важнейшими группами источни-коз для исследования избранной темы являются сборники документов и уогериалов по борьбе за установление и упрочение Советской власти в Дагестане, о также сборники персональных материалов, г.исьиа, записные книжки и дневники видных дагестанских революционеров, местные периодические органы печати исследуемого периода и последующего вре'вени.

Для воссоздания нравственного облика революционеров важное значзя/е иигвт их собственные труда, статьи на исторические и об-язстеенно-политическяе тема, а также сведения, почерпнутые в богатой меауаоиой литературе, которую оставили участники изученных события. '

Пэинио олувлкяованных в работе использовоны и неопубликован' н*<г документы и «атеряалы-партийного архива Дагестанского реско-ва КП РСФСР, Центрального государственного архива ДССР, Рукописного ¿оида Института историк, языка и литературы Дагестанского иа/чного цеигра АН СССР, которые содерхат конкретно-историческую йи;ор»зцил относительно деятельности бользевинов я Социалистиче-

екой группе, Агитационно-просветительной бюро, йусульмансном народно« комитете, редакции "Тангчолпан" и других легальных организациях, сведения о поведении революционеров в заключении и на суде и т.д.

Практическая значимость исследования! Результаты проведенного анализа могут быть использованы в дальнейшей исследовании истории Октябрьской революции и гравданской войны, при чтении обцих и специальных курсов по истории СССР и политической истории в высших учебных заведениях страны и прежде всего Дагестана, в преподавании истории в дагестанской школе. Кроне того, систеиатизи-рованний фактический материал и выводы, содержащиеся в диссертации могут быть полезны в просветительской работе по повышению общего уровня исторического, сознания и в целом политической культуры советских гравдан.

Апробация работы. Результаты исследования апробирована нп Герценовских чтениях, заседаниях ко§едры политической истерии РГПУ им.А.И.Герцена, а так*е на конференции "Политические партии, группы и течения.в России", проводиевиеся в гор.Махачкале б октябре 1990 года.

3 первой главе - "Источники нравственного авторитета ре8ала-Цйонеров Дагестана в 1917-1920 гг." - в качестве данных источников рассматривавши авторитет таких рв8олоционно-деиократическкх абьединений как Социалистическая группа и Агитоционно-просвети-тельное бюро, не инзввих уставов и сплотизших своих членов имймнс на идейно-нравственных началах, а тпнхе нравственный облик есмкх революционеров,- больиееиков и, прояде всего, их лкдеоов.

Социалистическая группа появилась на политической осечв б вое 1917 г. Ее члены сильно отличались друг от друга по херектеру и темпераменту, привычкам и взгядаи, представлял« разп?.чн¥е народы области и политические партии. Но их бесспорно еблихоск высокий культурный уровень кавдого, депоинноя лш!оз1 к своей родине« понимание того, что ввиду собственной осхочапленности ли* мс.г« бмть сильны ливь все вместе. Они были пргенэтитэлпря « гтиа«и:то-ви, революционными де&ократани, всеиолэ подчгнирсй*« ся£* с*у«е-иию народу. ; - ..

Приветствуя реиплюционние прЕобразовени», ночгт ♦с&ропзо,; деятоли Социалистической групг.к считали с»зич долгое учаспэьаи го псех роволчцкоииых исчикониях с Догвстане и к-иеи*"м'^ваег-

ном Кавказе, сотрудничать со всеми демократическими структурой« власти, присутствовать и влиять на ход всех крупномаситаоных со-оракий, съездов и других акций массового характера.

Как единыи дронт группа оила создана в противовес местной оурхуазки и клерикальному двивению, открыто претендовавший на политическое руководство национально-освооодительнив движе.киеи. В этих целях она предприняла маги к соливеиив с прогрессивными деятелями духовенства и последовательно боролась с шариатский блоком. В итоге разносторонней и энергичной деятельности уне к концу 191? года она пользовалась в Дагестане заветной популярностьо.

С самого начала своей деятельности члены группы не были прочно связаны партийной пркнадлевностыа. И это отсутствие преданности той или иной партии -. не. было случайным. . Партий иного, кой народ - один, и он небольшой - вот позиция членов группы. Но. именно эта несвязанность и преданность народу, его интересам, были теми чертами, которые подтолкнули большевиков к объединению с ними и поручению им руководящих постов. В пае 1918 года именно они возглавили первое в области Советское правительство. Впоследствии больиинство членов группы вступило в ряды Коммунистической партии.

Яркий след в истории революции в Дагестане оставило и Агитационно-просветительное биро. Как и Социалистическая группа оно .было немногочисленно, в него входили либерально и революционно настроенные члены. Это были студенты, учащиеся з различных городах России, и. несколько народных учителей из Теиир-Хан-Шуры из коренных дагестанцев. Им было глубоко присуще чувство долга перед своим народом,. И именно оно стало краеугольным камней их солидарности.

Их объединяло и тс обстоятельство, что, будучи молодыми, есе они, как отмечал Д.Тахо-Годи, были заняты поисками своего "я* и его места з револьции. И это были духовно-нравственные искания, которые осуществлялись но поприце более знакомой и близко;) и« культурно-просветительной и общественной работы в широком свисл? слэвз. Организовав издание листовок по злободневным вопросе», а затем и газат и журналов на местнмх языках, члены бюро широко обрололись к понятному народу языку нравственного обосновала езеих дочодоа, систематически исподьзозади нравственную аргу-аеитаняч 8 разоблачениях политических противников.

В программе деятельности бюро было заявлено, что око стоит яо защите .интересов трудового народа и принимает все пункты прогревав Российской социал-демократической рабочей партии. На деле их программа была составлена не полностью в духе программы РСДРП. Но сам факт заявления означал признание революционного авторитета большевиков, доверие к их идеям, желание быть практически солидарными с ними. А в возникновении такого рода нравственных ет-вояений громадную роль сыграла персонификация этого авторитета в личности У.Буйнакского, который был избран председателем Агитационно-просветительного бюро, причем избран заочно.

При персональной анализе нравственного облика революционеров Дагестана.в главе подчеркивается, что моральный аспект, нравственное значение революционной деятельности имеют место всегда. Я тогда, когда ее участники постоянно сверяют свои поступки с высокими нравственными нормами. И тогда, когда они демонстративно уходят от морального самоанализа. Специфика Дагестана в исследуемый период замечалось в той, что здесь бала группа ярких руководителей-революционеров, которые явно принадлежали к первым. Помимо четко выраженной политической целеустремленности им были глубоко присущи и нравственные искания, и нравственные самооценки.

Среди них ведущее место бесспорно занимает У.Ьуйнакский, стоявший у истоков больаевисткой организации Дагестана,- первый ее руководитель. На свои поступки и на многие вопросы поведения окружающих зн, в первую очередь, смотрел с точки-зрения нравственной. Интернационализм выступал ? него не кан теоретический постулат, а как одно из естественных, неотъемлемых черт характера я пocтyлкoв¿ Его высокая требовательность к себа ¿ыла результатов глубоко осознанного выбора в решении для себя ваашвЯве! нравственной проблемы - соотновения личного и общего. Его простота и скромность формировались стремлением слиться с массой трудящихся, горцев, товарищей по борьбе, жить одной с ниш» кнзныз, чувствовать одними и теми же чувстваии, вместе с ними делить победи я невзгоде. Лос;.з среста он сразу открыто признал себя коммунистов. Во время следствия и «а суде пытался вся ответственность взять на себя, ^--огодив своих боевых соратников, й наотрез отказался от попытки ос^-Зодить его одного, пологая необходимым освободить по крайней ггрс несколько человек, которые з?«~ лись бы вызволить ' тюрьмы остальных.

По воспомт.нанияи и документам, записным книжкам и дневникам в диссертации воссоздаются во многом схожие нравственные качество совестливого и честного, принципиального и гуманного грузина Г.В.Канделаки - председателя Чрезвычайного суда в г.Дербенте; горячего, человечного, неутомимого комиссара просвещения Дербента, еврея А.Эрлиха; влюбленного в жизнь и мужественно, с достоинством погибающего, посланца Астрахани, поляка 0.Ленинского; отличающегося внутренним обаянием, культурой и в то же время легендарной храбростью посланца Царицына* латыша АЛапиня; волевого в энергичного заступника за рабочих, русского Н.Ериошкина.

Зти видные деятели борьбы за Советскую власть в Дагестане пользовались авторитетои среди трудящихся в городах. Для горского же населения хоропо известными и наиболее авторитетными были революционные деятели из числа землякоз.

Среди них Дж.Коркиасов и И.Дахадаев - талантливые воваки масс, горячие патриоты своего края, призывавшие вcexi не знающих Дсгестана, непременно учитывать его особые бытовые условия, связанные с исламом и вариатом, и потому последовательно отвергавшие войну и кровопролитие как средства решения стоящих перед горцами задач. В их числе Сайд Габиев, писаввий в дневнике гимназических лет, что его долг по отношению.к людям - отдать все собранные силы общечеловеческому делу и сделавший эту нравственную позицию стерянеи своей последующей жизни; Гарун Саидов'молодой революционер, ставший благодаря своей преданности делу трудящихся, принципиальности, прозорливости и решительности одним аз вог-дей лакской бедноты; Султан-Сайд Казбеков - страстный ревнитель культуры, уве при первом знакомстве сразу же обращаввий на себя внимание своим бескорыстием, энтузиазмом, рвением к выполнении задач, возлагаемых на него.

Влюбленные в жизнь и самоотверженные, стростные патриоты Дагестана и последовательные интернационалисты, преданные интересам трудящихся и еще более узам товарищеской солидарности, взятке вместе, они создавали привлекательный облик революционера-1од!.везина. Политические противники называли их выродкани человечество, которые не признают ни семьи, ни собственных детей, ни 8®к, ни иатерзй, ни собственности. Но по отновенив к первому поколение бояьгевиков Дагестана эти слова были грубой клеветой. А яаенг силу контпаста данная клевета плохо работала. Чем боль-$в узнавала их подлинный обит., т- сильнее и-вире станови-

лось таге я «и» й за нияи.

Зо второй гладе - "Работа по укрепление авторитета ре'волв-ционеров а использования его з борьбе за аасси 8 1917-1920 гг." - показано, что наличие авторитетных рдволицйонно-дваояратичес-анх групп, а токше притягательноя сила ярких личностей s составе этих групп а а бользевистских организациях создавали реальнув зозвовность использования зх нравственного авторитета в борьбе за аассн в годн установления Советской власти и 9 период гражданской войны.

По прибытии з Догестон в середине 1917 г. У.5уПнакский находит опору для робота с коренные населенней а авторитете Агитационно-просветительного баро, корректируя содеряание его деятельности сзоиа личныз авторитетоз; Свое пребывание в Теыир-Хан-С!уре яетов 1Э17 годе он использует для налаяивания близкого знакоист-. во с деят&льностьз Социалистической группа* и оптиаального использования ее авторитета к связей з интересах револвции. Крупный успехом бользевиков было использование авторитета и такой организации как Уусуяьиансиий народный коиитет, ггосле того кок удалось добиться перевыборов его состава. •

Опора на нравственные начала была использована при отраяе-нив первого заступления контрреволоционных сил .з Дагестане осенью 1917 года, когда под знаиенез вариата'нноготнсячная арыия обванутых бедняков-горцев во главе с провозгласивши» себяииавоа. Дагестана й.Гоцинскин и Узун .Гадки дв.инуяась с гор на равнину. . Организуя сопротивление, члены Социалистической группы обратились за помочью к У.Буйнакскоиу. Это обращение во ыногои было продиктовано личныи знание» У.Буйнанского, его авторитетои, довр-риен к ней? и его товарицаи, в частности, по иусульианскоыу на-родноиу комитету. Главная ставка в достижении победы была сделана на то, чтобы распропагандировать обианутое войско ииаиа, положив в основу этой работа идейно-нравственное воздействие, но пассы. - •. . ..", ; Г ,,. ' " :

С опооой на нравственные начала, на авторитет, организовывалась новая революционная власть в общедагестанском васятвбе после того, кок 2 мая 1918 года в Теиир-Хан-Шуре состоялось заседание революционных сил, на которое был избран Дагестанский военно-револвционный ноаатот.. В лрезидиуа этого «оиитето был алит почт»! весь состав Социалистической группы, лричея ее лидеру Дв.ИорнваЧ• cos-и й.Доходней - заочно. У.Буйнокский сознательно не вошел'. а '

состав областного SFR, находившегося в Тевир-Хои-Вуре, поскольку пснквад.^о он боль es иуваи в Петровне, к что ивеино он путев собственного влвяиия ка- товарвквВ смоет овортизкровать «звест-ное недовольство аорт-пвтровских больеевиков результатавв выборов. ..........-■.-.-;■ ' -

Сразу ко после своего создания Областной еоеяно-рвволвциои-ны£ хоинтет заявил, что ив посягает ни не основы ислама к «арио-та, ни на нравы » обычаи Дагестана, не ио честь в достоинство его, что он немедленно приступает а организации духовного правления в варнстского суда во всев Дагестане.

■ Однако, провозглавенный политический курс осуществлялся непоследовательно. Среде причин »того в диссертации назвони сало-численность партийных сил,« прежде всего из коренного населения, недостаток лвдей идейно я нравственно готовых к осуществлению взятого курса, б тояу ве неразвитое политическое сознание горцев бass Tasse податливо « па пропаганду другой стороны, Tose основы-вавауссяна использовании обчечеловоческкх ценностей и в цзлоа наставление волоса. В итоге я осени 1918 годе Советская власть была ликвидирована практически но всей территории Дагестана.

Для возврата власти -, яувно было создать воёниув силу и сделать вое, чтоби разложить арвив противника. А выполнять данные задаче возаовно было прехде всего путев пропаганды к агитаций, методов.убевдвнва, вдвйно-иравстееннывн срвдстванк.

В диссертации анализируется практическая работе больвевиков, позволиввая создоть к ваш 1919 годе хорошие предпосылки для условного выступления, и лелеется вывод, что оно не произовло в силу колония;сделать условия для победа езе более благоприятней«, в силу последовательного стревления У^Буйнакского и его товарк-чёй добиваться результата "налой кровью*, о ече лучве - вовсе обойтись без вертв.

В главе показано, что поеяедоваввее вслед за тее прявое вмешательство в ход событий деникинцев открыло глаза горского крестьянство ваонтипатриотизв деятельности инова й.Гоцинского и феодально-клерикального блока. В итоге авторитет Н.Гоцинского бистро падает.; ХЦповрввенно растет авторитет его сопернике - вейха" ;~Лл*!йдлв^ Двуввйс^ого, двйствовавнего ж контакте с револвционеро-ви: Главен» содервайивв работы больоввиков Дагестана в это время было закрепление и организационное оформление глубочайшего пере-t. : в настроениях горцев, упрочение и использование для этой це-

т своего авторитета, уоеядение, идейно-нравственное воздейстоие. В своих воззваниях больвевики разоблачали лвивость заявлений и политики богатых людей Дагестана, а таняе невыносимый произвол и насилие деникинских гоЧск, апеллировали к религиозному чувству, к чести и достоинству горца.

' (Геудизитзльна, что э такоЗ обстановке практически весь Дагестан поднялся против ¿еникина. 30 воя а результате совместных боев части XI Красной Армии и партизанские отряды заняли последний пункт сопротивления Деникина на Восточном Кавказе - Порт-Пет-ровск. Однако мирная яизнь в Дагестане продолжалось недолго. Уяе через четыре месяца после восстановления Советской власти, с конца августа 1920 года, стал разрастаться мятез оправившихся от поражения контрреволюционеров во главе с Н.Гоцинскии. В диссертации указывается, что среди причин, обусловивних возникновение ия-теаа, видное взсто занимали неопытность работников, присылаеяих на партийную и советскую работу из других регионов страны, незнание, а порой и неяелание учитывать специфику Дагестана, ошибки местного ЧК. йятея был подавлен лишь к концу 1920 года, после того как на Политбяро ЦК РКП(б) было ревено послать в Дагестан дополнительные силы.

В заключении диссертации на основе проведенного анализа делается вывод, что по целям и средствам борьбы, по содеряанио поведения и личному облику революционеры Дагестана не были изначально безнравственными. К началу ксследуеаого периодо для членов Социалистической группы. Агитационно-просветительного бюро и большевистских организаций,: образовсввих левый §ланг политических сил, как и для их противников, главный являлось стремление привлечь яассы на свои сторону, используя нравственную силу авторитета. В этой борьбе за пассы он» сосредоточили свои поыыслы на той, чтобы, ва-первых, раззенчать авторитет политических противников, во-вторых, использовать авторитет друг друга и, наконец, в-третьих, упрочивать собственный авторитет и опираться на «его.

В этой работе по отстаивания авторитета, по привлечению масс на своп сторону ваяное значение имели идеи, методы и формы революционной работы, человеческий облик ее участников и непременно связь того, другого и третьего с представлениями и нормами, роиденныии иариатои. Пропаганда приоритетной важности груда по сравнения с проиехоядением и богатством, справедливости и розен-

стеа лвдвй, свободы человека ст угнетения, общности интересов русского пролетариате и гооских трудящихся в борьбе за эти общечеловеческие идеалы, предпочтение мирных средств ревения проблей и обращение к оружие лиаь з го* случае, когда враг нападает первый., уважение чести и достоинства народа, семьи, человека, проявляющееся в Зольной и налом - ст использования честных приемов политической борьбы до уважения к старшим и соблюдения даже внев-ней атрибутики, присущей обвияу и обычояи горцев, - вот тс кдей-но-нравстзенная основа, которая роднило революционеров Дагестана и .трудящихся-горцев. А в этеи родстве помогали быть впереди сила знания и культуры, личный лриаер как в политическом, тан и в бытовом поведения, энергия и решительность, мужество и стойкость, по традиции высоко оцениваемые горцами.

Первые больвезичи Дагестана были молодыми, не проведииви длительную вколу классовой нетерпимости, для них оказывалось органически естественным опора на общечеловеческие ценности варио-тс. й в работе по тфизиеченяв трудящихся на сбою сторону они еи-роко использовали личное доверие, приэывелк к защите чести - но-ционслькоИ, сеаейноЕ, личной, апеллировали к совести.

Помыслы и действия первого поколения бодъеввмов Дагестана были отмечены высокой верой овального гуманизма. По этой причине У.БуйнаискиК с полным правок мог заявить ко суде, что в период его деятельности зверств и насилий ко было. Однако, если в начале исследуемого периода революционеры, большевики Дагестана в своей борьбе опирались главным образом но силу авторитета, то в конце его 5слех "дела во иногов .ревал уже авторитет силы. Изменилось время., и Советская Россия уяе квело возможность окозать значительную --военную помощь, чего не было раньше. Но изменились и

.'■ВАК.

Война безжалостно уничтожала лучвих. У.Буйнакский, Н.Дахо-.давв, Г.Саидов, Г.Канделаки, А.Зрлих и многие другие из плеяды бодьаевикоо первого революционного призыва погибли в борьбе в течение ^1513-1919 гг. А идейно-нравственный потенциал пришедшего на поколения в целом оказался ниже. Доказательство тому, к

от противного. В источниках нет оналогичнмх их предие-стсянчкяав подтверждений высоких нравственных качеств, а вежду теп «ржи? леди неизбежно оставляет я яркий след в человеческой яовят*. . • *

' ?йсдо бвлыезико? е Дагестане к концу исследуемого периода

значительно выросло. Но этот рост произокод главный образом за счет красных партизан, которым не хватало, как минимум, опита, образования к культуры, а такие за счет командированных из других регионов страны большевиков, которье, естественно, не знали специфики Дагестана.

Зто были леди по-преииеиу волевые и ревительные, преданные народу и хорошо понимавшие то, насколько ваяно для укрепления их авторитета, чтобы иассы в повседневном обцении с ними могли убея-даться в их силе духо, сплоченности, организованности, дисциплинированности, в том, что они всей своим поведенной подтверждают способность возглавить револпциснное преобразование общества. Но вместе с тем, это были люди, глубоко освоившие приоритет классового подхода. Это были люди, для которых именно классовые рамки определяли содержание и пределы употребления гуманизма, чести, достоинства и других общечеловеческих ценностей, именно классовая общность становилась источником унификации образа жизни и • иыслей, быта и поведения.

В связи с этим несомненный политический и научный интерес представляет продолжение исследований по данной проблематике и, прежде всего, конкретно-исторический анализ последующих изменений в нравственной сознании и поведении большевиков и в целом трудящихся Дагестана, влияния на этот процесс степени резенности национальных проблем, участия в невместного мусульманского духовенства. Сосредоточение внимания на данных направлениях исследования при использовании современных методологических подходов и новых материалов, извлекаемых из обедощих быть аироко открытыми архивов, внесет существенный вклад з создание правдивой истории Дагестана, а с ним и зсей страны зо годы Советской власти.

По теме диссертации автором опубликованы работы:

1. Нравственные основы борьбы большевиков Дагестана.за массы против радикально-клерикального блока. // Тезисы докладов научной конф. "Политические партии, группы и течения в России". Махачкала, 1990. С.80-81.

2. В.И.Ленин и революционное товаричество. // Литературный Дагестан (на кумыкском языне). ¡Р 2. 1990. С.51-53.

3. Значение нравственного авторитета резо/оцйочеров Дагестана в борьбе за массы в 1917-1¿20 гг. // Литературный Дагестан. № б, 1990. С.+5-4?. ~ . .