автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.01
диссертация на тему:
Роль нравственного авторитета революционеров Дагестана в их борьбе за массы в 1917-1920 гг.

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Лалгатов, Артур Гередотович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.01
Автореферат по истории на тему 'Роль нравственного авторитета революционеров Дагестана в их борьбе за массы в 1917-1920 гг.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Роль нравственного авторитета революционеров Дагестана в их борьбе за массы в 1917-1920 гг."

РОССИЙСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ иаэни А.И.ГЕРЦЕНА

На правах рукописи

ДАЛГАТОВ Артур Гередптович

РОЛЬ НРАВСТВЕННОГО АВТОРИТЕТА РЕВОЛВЦКОНЕРОВ ДАГЕСТАНА В ИХ БОРЬБЕ ЗА ВАССН В 1917-1920 ГГ.

Специальность 07.00.01 - История Яоннунистической партии Советского Соиза

Автореферат

диссертации на-соискание ученой степени кандидата исторических ноу«

Санкт-Петербург

13 9 1

Рабата выполнена на кафедре политической истории Российского ордена Трудового Красного Знаиени государственного педагогического университета ив.А.И.Герцена.

Научный руководитель: доктор исторических наук,

профессор В.В.ЫИШН .

Официальные оппоненты: доктор исторических наук,

профессор Т.П.БУРЫИСТРОВА

кандидат исторических наук, доцент В.А.ДАНИЛОВ

Ведущее научное учреждение - Институт истории, языка и литературы ииени Г.Цадасы Дагестанского научного центра АН СССР.

Защита состоится 21 ноября 1991 года в 15 час. 00 айн. на заседании Специализированного совета К 113.05.06 позаците диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук в Российской ордена Трудового Красного Знаиени государственное педагогическом университете ииени А.И.Герцена па адресу: 191186, г.Санкт-Петербург, наб.р.Койки, д.48, корп.11, ауд.37.

С диссертацией нокно ознакомиться в |унданентальной библиотеке университета.

Автореферат разослан » 1991 г.

Ученый секретарь Специализированного совета, кандидат исторических наук, доцент . '/

Г.К.Ждыкова

iits! 3

^"^«.^длн'ность темы. Сегодня в исторической науне разворо-йвоется rfjfaiiecc своего рода ревизии учеными всего написанно-о ранее о семидесяти четырех годах суцествовсния Советской ласти. Ревизия ведется на обновленной методологичесной базе, лавныи признано» которой ныне является отказ от абсолвтизации [лассового подхода при анализе социальных явлений проэлого и шстояцего, что вызвано объективными потребностями времени.

3 этой связи в научном плоне наиболее актуальным оказывайся пристальное внимание к анализу так называемых "белых пятен" истории советского общества, переосмысление значения Октября 1917 года и последующей деятельности револоционеров, 5ольвевиков. .В свою очередь, в подходе к анализу содержания »той деятельности вакным становится изучение ссотнозения нраз-¡твенных и адаинистративных начал, поскольку в реальной дейст-1ительности имели место и те а другие, а в трудах историков в гакои вычленении они почти не рассматривались.

Избранная тема актуальна и в практически политической 1лане. Разобраться с нравственнастьо и безнравственности 'красных* и "белых" в годы гражданской войны - значит зиеств тактический вклад з развитие политической культуры советская •рождан.

■ Хронологические ровни н регион исследований. Период в ре-ион определены указанны» в названии диссертации образов пото-ij, что в плане избранной темы они по Существу не исследован«, [роке того, это тот регион и тот период, в которцх по спвца|*-:е исторических условий нравственные начала в деятельности не-¡ногочисленных групп революционеров, в том числе я бользевя-os, проявлялись к значили больвв, чом в пролетарских центрах трани «яп s rhos время е том во Дагестане. Вся нодсидо Зела ia власть авторитета, я, прежде всего, нравственного овторите-а с преобладание* общечеловеческих ценностей в «го содержании.

Происходило это, во-первых, потому что ревоянциоииоа ев-tofl биля все трудящиеся, и основной упор в работе с н»*г ярз-одмс» и« на спечк)ически-н*ассовое, о на общее. во-еториз, рудщвесл населен« Дагестана было иногокационапнвв, o3>9j>-ить его в освободительно! борьбе onm-тзкв ио«*о fl»*o т»пк9 а общем, <i нв пс конкретио-иациональнов. Наномед, г~трв?ьач, сковное поселенке состовлм* аусулм»екв - пвдктечесч* вчрсм»-

тая масса, тянущаяся к оариату.

Научная новизна диссертации. В работе впервые предпринят попытка всестороннего рассмотрения вопроса о месте и значени нравственных начал в деятельности революционеров Дагестана 1917-1920 гг. На примере данного региона показано, что гуыани стическая устремленность и увакение к общечеловеческим, нравст венным ценностям были присущи большевикам' в исследуемый пе риод.

Структура и основное содержание диссертации. Диссертаци сосстоит из зведения, двух глав, заключения и библиографии вклчаищей в себя список литературы и указатель источников.

Во введении, помимо изловенного выше, содержатся характе ристика методологической основы исследования, историогра$ичес кий обзор проблемы и анализ источниковой базы, определяйте цель и задачи диссертации.

Методологическая основпя исследования. Иетодология иссле дования основана на последовательной использовании принципе объективности и историзма, понимании роли нравственных начал создании и функционировании политических партий и групп, учет современной концепции нового политического мышления, приврите та общечеловеческого подхода над классовый.

Значение нового подхода е .том, что он главным образо предписывает не ограничиваться классовым анализом и оценками позиций революционного пролетариата того времени, а (в полно соответствии с принципом научной объективности) давоть «троку поиораму езглядрв, поведения и оценок различных классов и сс цкаяьных групп, выявлять в мозаик* взглядов и борьбы людей ;> только классовое, оазъединяющве, но и общечеловеческое, объе; нявщее.

3 эюЯ связи при исследовании учитывалось, что на станос леи« содерииия нравственных начал, а с ними и евторитето р( зоййционеров Дагестана, несомненное влияние оказывали сло> иость я противоречивость развития социальной и духовной ни: ив данного региона.

ЙстрриограЗия проблемы. Первые роботы, освещающие ревом ахониив события в Дагестане 6 исследуемый период, были подп тгаяекы активными участниками этих событий и »шли в сеет

0-е годы1. В них иного внимония уделено содерканив взаиыоотно-ений я личный характеристикам участников борьбы за установле-ие Советской еласти в Дагестане, проявления« героизма и стой-асти и других высоких нравственных качеств красных партизан и ;расноариейцев.

Пои обе-ности подходов указанных авторов к анализу событий ¡317-1920 годов в основной и главном имелась и разница. А.А.Та-со-Годи, анализируя силы революции, много иеста отводит деятельности и роли Дагестанской социалистической группы и скупо 1ишет о практике и значении революционной работы больиевиков. 8 рвов очередь, Н.Саиурский, подробно описывая работу больвевиков, лишь в налой .степени насается Социалистической группы^ а позднее и вовсе дает отрицательную оценку ее деятельности.1"

Вслед за зтиыи публикациями выила бросара А.Скачко^, в которой делается вывод, что к началу рассматриваемого периода кп пролетариата, ни больиевиков в Дагестане не было, и в конце концов Советская власть была привнесена сада извне.

В 40-е - начале 50-х годов было издано несколько работ по истории револвцпн к гравданской войны в Дагестане4. Они отличались более полный расярытнеи темы, привлеченная архивных документов, научной аргументацией и обобщениями. Однако в них таксе дается негативная оценка деятельности Социалистической группа в Дагестане и, r тому не, практически отсутствует обрачзнгв я нравственной проблематике.

1 Габиев С.И. Ликование в нагорноя Дагэстанв. (Очерк всторив грааданской войны в Дагестане. 191«-192П гг.)// Красный Дагестан. 1922. 1,5,И,16,17,23 и 30 ноября; Саэурский Н. Догае-тан. fJ.-Л., 1925; его ке. Граяданекая война в Дагестане. 8о-хачкала, 1925; Тодорсккй АЛ!. Красная Армия в горох. Действия в Дагестане. U., 1924; Тахо-Годи A.A. Ревоязци* и контрреволюции в Дагестано. Махачкала, 1927; его зе. На путях п Независимо™. ИАхочкояа, 1930 в др.

г Дагестанскоя провдо. 1934. 27 декабри

3 Сяачяо А. Дагестан. И., 1931

4 Вагоавдов Р., Лазаревич А. ХХУ ввт Дагестанской АССР, йахоч-яаяа, 1945: Разгон й., Иедк««« А. борьбе so власп Ссввтое с Дагестане (1917-1920 гг.). Уахачяаяа, 194э; Эвлрс-» й.П. Jcie-новяоиие Советской вяостм в Дагестане s Зорьво г«р»о«э-турецкими янтврввнюви. В., 1949; Очерки «ciopk« Icrectoso. Cß, статей » 2-х това* вед редотцвеВ Г.П.Аякиверои. «схочквяэ, 1950 в др.

С конца 50-х годов одна за другой выходят в свет монографические работы, посвященные анализу различных аспектов установления и упрочения Советской власти в Дагестане, укрепления интернационального единства трудящихся,- роли рабочего класса и боль-вевкков в этих процессах^. Их автора нередко обращаются к категориям долга и ответственности, доверия и авторитета, к теи или другин качгстваи, имеющий вагное значение в.борьбе за пассы. В ряду этих работ особое иесто занииает монография и.А.Абдуллаева? в которой характеризуется личный облик ведущих мыслителей Дагестана в начале XX века, степень влияния их на народные массы.

Описания яизни и деятельности, раскрытию облика видных ре-волзционеров Дагестана посвящены специальные брошюры, вызедшие в

3

это время.

Вояное значение для исследования избранной темы имеют работы в.Ф.Ииакина, Г.Л.Соболева, В.В.Миквина и других авторов, в которых рассматриваются проблемы революционного сознания к породи рабочего класса и его партии.4

Кашкаев S.O., Зииров Н.П., Гадкиев A.C.-, Аликберов Г.А, Борьба за победу и упрочение Советской власти в Дагестане. Махачкала, i960; Вагабов и.В. Партизанская борьба в Дагестане. Махачкала, 1960; его ie. Борьбе партийной организации Дагестана за интернациональное единство трудящихся в годы гроадансной войны (1918-1920 гг.)., Вахачкала, 1967; Гадкиев А.-Г.С. Рабочие в овангорде борьбы трудящихся Дагестана за установление Советской власти (1917-1930 гг.), Махачкала, 1961; Аликберов Г.А. Революция к грааданскоя война в Дагестане. Хроника вомейних событий (1917-192D гг.). Махачкала, 1962; его «е, Победа социалистической революции в Дагестане, иахочкала, 1963; Каакаев S.O. Грмдонскоя сойна в Дагестане (1918-1920 гг.). И., 1976; Закрое Н.П. Из истории военной интервенции и граидонской войны в Дагестане. йахачкали, 1972; иагоиедов Ш.И. Северный Кавказ в трех революциях. U., 1986: Даниялов г.Д. Строительство социализма в Дсгестоне (1918-1937 гг.). М., 1988 и др.

Абду'Алаев в. д. Общественно-политическое мысль в Дагестане е нечеяе XX веко. К., 1987

Гадмзв C.B. Уллубий Буйнакский. Махачкала, 1957; Ганзуров В.Ь Сснар Деоинский. Иахачкала, 1957; Кашкаев 5.0., Хаиаее X.-lï., йахсч /ахадаеб (1883-1918 гг.). йахачкала,1957; Тахо-Годи A.A. УяяубиЯ Буйнакский (1890-19919 гг.). Махачкала, 1957; Эмирое К.О. Кази-linroaeA Агасиев (1882-1918 гг.5. Иахочкала, 1957; йс&слилое А. Гарун Сотов. Нахаркала, 1964; Хасбулатов X.IS. Айкббй ТАхо-Годи. Иахсчкала, 1969; его ме. Сайд Габиев. Uqxa4-«ла, 1972 и др.

4 Зиеччх В.о. Великий Октябрь и пролетарская король. И., 1976! Сс-бсдее г.д.Рвесяяционное сознание рабочих и солдат Петроград:

Проблемам авторитета партии в целой, источникаи, спецн$инв ¿х проявления посвящено и неснольно'специальных исследований1. Эта группа работ содеряит истериал, имеющий методологическое значение для исследования избранной тепы, но она не затрагивает ни фактической сторони, ни специфики реализации авторитета большевиков в борьбе за иасся в условиях Дагестана.

Наконец, историография проблемы включает в себя работы, ис-следувцие проблема мешнациональных отновений и борьбы за национальное самоопределение в масштабах всей Советской России^, отношения Советской власти к религии и церкви, в ток числе и к мусульманскому духовенству3, содервания борьбы большевиков за вассы в рассиатриваеиый период в различных регионах страны*. 8 них неизменно рассматриваются вопросы о роли большевиков 8 этих процессах* а значит, в той или иной пере и проблемы их авторитета.

Отдавая доланое свои» предшественникам, следует все ше под-

в 1917 году. Период двоевластия. Л., 1973; Пикник В.В. В.й.Ленин о нравственных началах в создании партия нового тмпа. I., 1985; Скрипкина J.U. Роль морального авторитета рабочего классо и большевистской партии в победе Октябрьского воорухенкогэ восстания: Ученые записки ЛГПИ -им.А.И.Герцене. Т.424. Вып.2., Л., 1970 и др.

1 Варивомчик В.IL В.И.Ленин о морально-политическое авторитете руководителя масс.Нинск, 1571; Турицез В.Г. Источники авторитета КПСС. К., 1971; Соловьев А.П. Авторитет коммуниста. I.; 1984 и Др.

* Бурмистрова Т.В. Борьба большевистской партии иктерпоия?не*ь-ное сплочение трудяшихся масс России в 1917 гсду. Л.: ЛГУ,1957, Бурмистрова Т.В., Гусакова B.C. Национальный вопрос в программе и тактике политических партий в России э 1905-1917 гг. ¥.,1976, Национальные проблемы в современных условиях: Сб.ст. (Бсграмм Э.А. отв.ред. а др.). Ii., 1988 и др.

3 Кчедлов М.П. Религия и современность. It., 1982; Авнсемт.еш A.B. Ислам на Северном Кавказе. Ставрополь, 1984; Крапивин e.G. Партийное руководство борьбой комсомола против религиозно-мер«-кальнмх влияний но молодошь (окт. 1S17-1925 гг.К Авторе?.дмсс. ...канд.ист.ноу». Л.. 1988; Иайдаов Г.1. Исламская мораль: м-явэии и реальность. Махачкала, 1990 а др.

* Борьба за вяасп Советов но Дену. 1917-1920 гг. Рвстош-ив-Нму, 1957; Данилов S.A. Деятельность петроградсямП эохьемамв по. мобилизации масс в борьбе против экохомичмсяоЯ «омгсрвва**»« (март-онтяврь 1917 г.): Авюре}. днсс. ... иснд.*ст.яа>ч. '4., 1986; Борьба партийных организаций Урала за сем трудамче» классов | период грошдомсао! войны: Сб.ноу».тр..

черкнуть, что'попытки комплексного рассмотрения роли и значен*? их нравственного авторитета предпринято еще не было. Это обстоятельство определило и задачи исследования.

Цель и золами исследования. Целью диссертации является рассмотрение роли нравственного авторитета революционеров Дагестане в их борьбе за привлечение масс на своп сторону в ходе установлю ния Советской власти в Дагестане з 1917-1918 годы и гражданской войны в 1918-1920 годы. Для достикения цели автор стремился ре-оить следующие задачи: '

- показать необходимость и возмоиность для революционеров Дагестана в исследуемый период делать главную ставку в борьбе за массы именно на нравственный авторитет;

- раскрыть источники нравственного авторитета революционеров, з той числе значение их идей, облика и поведения;

- проанализировать практику использования авторитета, доверия и других нравственных отношений в интересах укрепления связи с трудящимися Дагестана в исследуемый период;

- доказать наличие общечеловеческого начала в нравственном аспекте революционной деятельности первого поколения дагестая ских больвевиков.

Источникоооя базе исследования. Ваинейыини группами источни ков для исследования избранной темы являются сборники документов и материалов по борьбе за установление и упрочение Советской власти в Дагестане, а также сборники персональных материалов, письмо, записные книжки'» дневники видных дагестанских революционеров, местные периодические оргоны печати исследуемого периода и последующего вое'вени.

Для воссоздания нравственного облика революционеров ваяное значение /.игст их собственные труды, статьи на исторические и об язстсеино-политическиб темы, а такие сведения, почерпнутые в богатой иеауаоной литературе, которую оставили участники изученных событий.

Поинио опубликованных в работе использованы и неопубликован

докуизнти и чатеряали-партийного архиса Дагестанского реско-иа КП РС<>*?, Центрального государственного архива ДССР, Рукописного ¿онда Института истории, языка и литературы Дагестанского на/чкого цьнгра АН СССР, которые содермат конкротно-историчоскуя йи;ор»зций атносктеяыю деятельности болыевиков в Социалистиче-

ной группе, Агитационно-просветительно« бюро, Пусульмонском но-одноч комитете, редакции "Тангчолпан" и других легальных оргони-ациях, сведения о поведении револиционеров в заключении и на су-е и т.д.

Практическая значимость исследования^ Результаты проведенно-

0 анализа могут быть использованы в дальнейвеи исследовании ис-ории Октябрьской революции и гражданской войны, при чтении общих

специальных курсов по истории СССР и политической истории в 1ысиих учебных заведениях страны и прежде всего Дагестана, в г.ре-юдавании истории з дагестанской школе. Кроне того, системотизи-юванннй фактичэский натериал и выводы, содеряащизся в диссзрта-|ии ыогут быть полезны в просветительской работе по ловызения оЗ-¡его уровня исторического сознания и в целом политической культу-ш советских граждан.

Апробация работы. Результаты исследования апробирована но 'ерценовских чтениях, заседаниях ко§едры политической кстсрии 'ГПУ им.А.И.Герцена, а также на конференции "Политические партии, руппы и течения в России", проводиввкеся в гор.Махачкале б ск-'ябре 1990 года.

3 первой главе - "Источники нравственного авторитета револэ-шонеров Дагестана в 1917-1920 гг." - в качестве донных источни-;ов рассматриваются авторитет таких револационпо-деиократичееккх 1бьединений как Социалистическая группа и Агитоционно-гросзвтн-ельиое бюро, не имеввих уставов и сплотивших своих членов кнйннз ю идейко-нравственних началах, а также нравственная облкк ссакх юволоционеров,- больоевикоз и, провде всего, их лидооов.

Социалистическая группа появилась на политической орече б ¡ае 1917 г. Ее члены сильно отличались друг от друга по херектеру

1 темпераменту, привычкам и взгядия, представляли различные наос-;ы области и политические портки. Но ех бесспорно сбитое« злея-ий культурный уровень кавдого, деятельная лоооз1 к сзоэУ родине, снимание того, что ввиду собственной ислочипдсняос1Р вг.гкг ыть сильны ливь все вместе. Они были пргенэтитэуяг'й п ггеаучето-и, революционными дерсноатони, лсецвлэ подчт'ренхп с«>же-ию народу.

Приветствуя реиолйцкопные прЕОбопзогсн«*, номет»»« ♦сброч^о,. еятоли Социалистической группе считаян с»оич долгов участюьсн о пс8х ро#олвиконних псчркскярх в ¿огвиане е. 'и Сеясг-

нон Кавказе, сотрудничать со всеми демократическими структурой) власти, присутствовать и влиять на ход всех крупноыосатаоных со-оракий, съездов и других акций массового характера.

пак едины» дронт группа оыла создана в противовес местное оур*уазии и клерикальному двикению, открыто претендовавший на пс литическое руководство националыю-освооодительнин двиве.нием. I этих целях ьна предприняла шаги к солииению с прогрессивными де; телями духовенства и последовательно боролась с шариатским блоком. В итоге разносторонней и энергичной деятельности уае к концу 1917 года оно пользовалась в Дагестане заметной популярность*] С самого начала своей деятельности члены группы не были прочно связаны партийной принадленностыо. И это отсутствие преданности той или иной партии - не.било случайный. Партий много, мой народ - один, и он небольшой - вот позиция членов группы. Не именно эта несвязанность и преданность народу, его интересам, бь ли теми чертами, которые подтолкнули большевиков к объединению с ними и поручению им руководящих постов. В иае 1918 года ииеннс они возглавили первое в области Советское правительство. Впосле; ствии большинство членов группы вступило о ряды Коммунистическое . партии.

Яркий след в истории революции в Дагестане оставило и Агитс циоино-просветителькое бюро. Как и Социалистическая группа онс .било немногочисленно, 8 него входили либерально и революционнс настроенные члены. Это были студенты, учащиеся, в различных городах России, и несколько породных учителей из Темир-Хан-Шуры и: коренных дагестанцев. Им было глубоко присуще чувство долга пе; рзд своим народом. И именно оно стало краеугольным камнем их солидарности.

Их объединяло и тс обстоятельство, что, будучи молодыми есе они, как отмечал А.Тахо-Годи, били заняты поисками своей "»* и его места в революции. И это были духовно-нравственные ис какхя, которые осуществлялись не поприща более знакомой и близ коЯ и* культурно-просветительной и общественной работы в широко свисл? словз. Организовав издание листовок по злободневным вопр сем, о затем и газат и #урнтлов на местных языках, члены бюро о роно обращались к понятному народу языку нравственного обоснова лл% осих доводов, систематически испэльзоэали нравственную арг - ие»1а-\яп в разоблачениях политических противников.

л

В программе деятельности бюро было заявлено, что оно стоит яа защите .интересов трудового народа и принимает все пункты программы Российской социал-демократической рабочей партии. На деле язе программа была составлена не полностью в духе программы РСДРП. Но саа §акт заявления означал признание революционного авторитета большевиков, доверие к их идеям, велание быть практически солидарными с ниви. А в возникновении такого рода нравственных ет-коаений громадную роль "сыграла персонификация этого авторитета в личности У.Буйнакского, который был избран председателем Агитационно-просветительного бюро, причем избран заочно.

При персональном анализе нравственного облика революционеров Дагестана.з главе подчеркивается, что моральный аспект, нравственное значение революционной деятельности имеют место всегда. Я тогда, когда ее участники постоянно сверяют свои поступки с высокими нравственными норнами. И тогда, когда они демонстративно уходят от норального самоанализа. Специфика Дагестана в исследуемый период заключалась в том, что здесь была группа ярких руководителей-революционеров, которые явно принадлеяалк к первый. Помимо четко выравенной политической целеустремленности им были глубоко присучи и нравстзенные искания, и нравственные самооценки.

Среди них ведущее место бесспорно занимает У.Ьуйнаксиий, стоявший у истоков большевисткой организации Дагестана,, первый ее руководитель. На свои поступки и на многие вопросы поведения окружающих зн, в первую очередь, смотрел с точки-зрения нравственной. Интернационализм выступал у него не как теоретический постулат, а кан одна из естественных, неотъемлемых черт характера и поступков^ Его высокая требовательньсть к себг иыла результатом глубоко осознанного выбора в реаении для себя вазнеЯзеЗ нравственной проблемы - соотнсаения личного и общего. Его простота и скромность формировались стремлением слиться с ясссой трудящихся, горцев, товарищей по борьбе, нить одной с нив» яизныо, чувствовать одними и теми не чувствами, вместе с ними делить победы и невзгоды. Пс^;.2 срвста он сразу открыто признал себя коммунисток. Во время следствия и на суде пытался вся ответственность взять на себя, .-"-отэдив своих Соевых соратников, й наотрез отказался от попытки ог^бедить его одного, полагая необходимым освободить по к,чайнгй ггрс несколько человек, которые з?»-лись бы вызволить : тюрьмы остальных.

По воспому.нониям и документам, записным книжкам и дневникам в диссертации воссоздаются во многом схожие нравственные качества совестливого и честного, лринципиального и гуманного грузина Г.В.Канделаки - председателя Чрезвычайного суда г г.Дербенте; горячего, человечного, неутомимого комиссара просвещения Дербента, еврея А.Зрлиха; влюбленного в визнь и мувественно, с достоинством погибающего, посланца Астрахани, поляка О.Дещинского; отличающегося внутренний обаянием, культурой и в то ве время легендарной храбростью посланца Царицына* латыша АЛапиня; волевого и энергичного заступника за рабочих, русского Н.Ермошкина.

Эти видные деятели борьбы за Советскую власть в Дагестане пользовались авторитетен среди трудящихся в городах. Для горского ве населения хоропо известными и наиболее авторитетными были революционные деятели из числа земляков.

Среди них Дв.Коркиасов и Ы.Дахадаев - талантливые вожаки масс, горячие патриоты своего края, призывавшие всех! не знающих Дагестана, непреиенно учитывать его особые бытовые условия, связанные с исламом и вариатом, и потому последовательно отвергавшие войну и кровопролитие как средства решения стоящих перед горцами задач. В их числе Сайд Габиев, писавший в дневнике гимназических лет, что его долг по отношению.к людям - отдать все собранные силы общечеловеческому делу и сделавший эту нравственную позицию стервнем своей последующей жизни; Гарун Саидов - молодой революционер, ставший благодаря своей преданности делу трудящихся, принципиальности, прозорливости и решительности одним из вов-дей лакской бедноты; Султан-Сайд Казбеков - страстный ревнитель культуры, уве при первом знакомстве сразу ве обращавший на себя внимание своим бескорыстием, энтузиазмом, рвением к выполнению задач, возлагаемых на него.

Злобленные в.хизнь и самоотверженные, стростные патриоты Дагестана и последовательные интернационалисты, преданные интересам трудящихся и еще более узом товарищеской солидарности, взятие вместе, они создавали привлекательный облик реаолюционера-'5олыезияа. Политические противники называли их выродками человечества, которые не призйают ни семьи, ни собственных детей, ни «ен, ни матерей, ни собственности. Но по отношению к первому поколению большевиков Дагестана эти слова били грубой клеветой. А йзенио в силу контоаста данная клевета плпхо работала. Чем боль-зв;ЯБдеа узнавало их подлинный облик, т< сильнее и вире станови-

лась тяге * нив я зо як»и.

Во второй главе - "Робото по укрепление авторитета ре'волю-ционеров а использован« его з борьбе за васси я 1917-1920 гг." - показано, что наличие авторитетных револвционно-демояратичес-яих групп, а такяе притягательная сила ярких личностей з составе этих групп я з больаевистсяих организациях создавали реальнув возможность использования их нравственного авторитета в борьбе за массы в годи установления Советской власти и з период граядан-ской войны.

По прибытии э Догвстан в середине 1917 г. У.БуПнакский находит опору для работа с коренный населением з авторитете Агитационно-просветительного бвро, корректируя содеряоние его деятельности своим личный авторитетом. Свое пребывание в Теяир-Хан-Оуре яетои 1917 года он использует для налавивания близкого знакояст-. зо с деятбльностьз Социалистической группы* и оптимального использования ее авторитета и связей з интересах революции. Крупный успехом бользевннов было использование авторитета и такой организации как Цусульнаиский народный комитет, ггосле того как удалось добиться яеревнбэров его состава.

Опора на нравственные начала была использована при отражении первого заступления контрреволюционных сил .з Дагестане осенью 1917 года, когда под знаиенеэ иариата"многотысячная армия обманутых бедняков-горцев во главе с провозгласившим себя имамом. Дагестана Н.Гоцкйским и Узун .Гадки дв.инуяась с гор на равнину. Организуя сопротивление, члены Социалистической группы обратились за помощью к У.Буйнакскому. Это обращение во многом было продиктовано личным знанием У.Буйнакского, его авторитетом, доверием к нему и его товарищам, в частности, по Иусульнокскону народному комитету. Главная ставка в достияении победы было сделана на то, чтобы распропагандировать обманутое войско имама, поло-зив в основу этой работа идейно-нравственное воздействие, на массы.

С опорой на нравственные начала, на авторитет, организовывалась новая революционная власть в общедагестансноя аасзтабе после того, как 2 пая 1918 года в Темир-Хан-Вуре состоялось заседание революционных сил, на которой был избран Даге:танский военно-революционный комитет. 8 президиум этого комитета был влит почти зесь состав Социалистической группы, причем ее лидеру Дя.Коркма-сов-и И.Дахадаея - .точно. У.Буйнакский сознательно не новел. 8

.состав областного 'BPH, находиввогосй в Тевир-Хов-Вуре, поскольку понинал, «ÍTO он больее нужен в Пегровскв, е что ивенно ой луге» собственного влияния ко-товарищей сможет амортизировать известное недовольство порт-потроесяих больеевикоь результатом« выборов.

Сразу ве после своего создания Областной военно-револецион-ний коватет зоявия, что ее посягает не на основу ислоис к варкого, ни на нравы и обычан Дагестана, не на честь в достоинство его, что он немедленно преступает & организации духовного правления в варнатского суда во всей Дагестане.

Оджиш, провозглавенный политический курс осуществлялся непоследовательно. Среде причин »того с диссертации назван» малочисленность партийных сил, « прежде всего из коренного населенна, недостаток людей идейно и нравственно готовых к осуществлений взятого курса. Е тому же неразвитое политическое сознание горцев было также податливо в на пропаганду другой стороны, Tose основы-ваввувся но использование общечеловеческих ценностей и в целое наставления ислама. В итог« е осени 1918 года Советская власть била ликвидирована практически на всей территории Дагестана.

Для возврата власти , нужно било создать военную силу и сделать все, чтобы разложить армию противника. А выполнять данные задачи возможно былопреждв всего путев пропаговдн и агитации, методов.убегденвя, идейно-нравственными средствавк.

В диссертации анализируется практическая роботы больвевикое, позволиввая создотьк мае 1919 года хоровие предпосылки для условного выступления, и делается вывод, что оно не проазовло в силу желания «делать условия для победы еще более благоприятными, в силу последовательного стремления У.Буйнакского и его товарищей добиваться результата "надой кровью", а еще лучве - вовсе обойтись без жертв.

В главе показано, что последоваввее вслед за теп прямое вме-вательство в ход событий деникинцев открыло глаза горского крестьянства на антипатриотизи деятельности имама й.Гоцинского и феодально-клерикального блоке. В итоге авторитет Н.Гоцинского быстро падает. Одновреиенно растет авторитетere соперника - вейхо" Али Годки Акувинского, действовавшего.в контакте с революционерами. Главен* содержакиев работы больпввиков Дагестана в это время было закрепление и организационное офьрвление глубочойжего пере-г.; a настроениях горцев,; упрочение и использование для этой це-

ли своего авторитета, уо'елдение, идеЯно-нраэственное воздейстоие. В своих воззваниях больвевики разоблачали лвивость заявлений и политики богатых лвдеЯ Дагестана, а танжз невыносимый произвол и насилие деникинских зоЗск, апеллировали н религиозному чувству, к чести и достоинству горца.

Яеудизительно, что в такой обстановке практически весь Дагестан поднялся Против ¿еникина. 30 воя з результате совместных боев части Я Красной Ариии и партизанские отряды заняли последний пункт сопротивления Деникина на Восточном Кавказе - Порт-Пет-розск. Однако мирная зизнь з Дагестане продолжалась недолго. Уяв через четыре месяца после восстановления Советской власти, с конца августа 1920 года, стал разрастаться аятен опровиввихся от поражения контрреволюционеров во главе с Н.Гоцинским. В диссертации указывается, что среди причин, обусловивпих возникновение ыя-теза, видное иэсто занимали неопытность работников, присылаемых на партийную и сзветскуа работу из других регионов страны, незнание, а порой и неяелание учитывать специфику Дагестана, ошибки местного '-Ж. Иятеж был подавлен лиаь к концу 1920 года, после того как на Политбяро ЦК РКП(б) было резено послать в Дагестан дополнительные силы.

В заключении диссертации на основе проведенного анализе делается вывод, что по целям и средствам борьбы, по содеряаниа поведения и личному облику революционеры Дагестана не были изначально безнравственными. К началу исследуемого периода для членов Социалистической группа, Агитационно-просветительного бюро и болызезистских организаций, образовавяих левый |ланг политических сил, как и для их противников, главным являлось стремление привлечь массы на свои сторону, используя нравственную силу авторитета. В этой борьбе за массы они сосредоточили езои поыыслы но той, чтобы, во-первых, раззенчать авторитет политических противников, во-вторых, использозать авторитет друг друга и, наконец, з-третьих, упрочивать собственный авторитет и опираться на н&го.

В этой работе по отстаиванию авторитета, по привлечению масс на свою сторону водное значение имели идеи, методы и фораы революционной работы, человеческий аблик ее участников и непременно связь того, другого и третьего с представлениями и нормами, роаденнычи иариатоц. Пропаганда приоритетной ваяности труда по сравнению с пооисхоадениея а богатством, справедливости и равен-

сгва людей, свободы человека ст угнетения, общности интересов русского пролетариате л гооских трудящихся в борьбе за эти обце-человечсские идеалы, предпочтение мирных средств реоения проблей и обречение к оруяиь лнаь в ток случае, когда враг нападает первый, уваление чести и достоинство народа, сеиьи, человека, проявлявшееся в Мольвой и «алой - ст использования честных приемов политической борьбы до уважения к старик« и соблюдения даже внешней атрибутики, присувеП обвкяу и обычаям горцев, - вот тс кдей-но-нравстаенная основа, которая роднила революционеров Дагестане и трудящихся-горцев. А в зтем родстве помогали быть впереди сила знания и культуры, личный г.риызр как в политическом, тан к в бытовом поведении, энергия к ревительность, мужество и стойкость, по традиции высоко оценивсемые горцами.

Первые бэльсезичи Дагестана были молодыми, не проведении длительную сколу классовой нетерпимости, для них оказывалось органически естественны» опера на общечеловеческие ценности сариа-тб. И в работе по при8«ечснив трудящихся на сбою сторону они еи-рско использовали личное доверие, призывсяк к защите чести - национальной, сеаейноК, личной, апеллировали к совести.

Помыслы и действия первого поколения больеевиков Дагестана были отмечены высокой мерой- овального гуканизмо. По этой причине У.БуйнаксхкК с полным правок вог заявить на суде, что в период его деятельности зверств л насилий ко было. Однако, если в начале исследуемого периода революционеры, больвевики Дагестана в своей борьбе опирались главным образом на силу авторитета, то в конце его успех 'дела во многой.ревал уже авторитет силы. Изменилось время, и Советская Россия уяе имело возможность оназать значительную-военную помочь, чего не было раньше. Но изменились и ЛЮДИ.

Война безжалостно уничтожала лучвих. У.Буйнакский, И.Дахе-.даее, Г.Саидов, Г.Канделаки, А.Эрлих и многие другие из плеяды бодьвевивов первого революционного призыва погибли в борьбе в точение 1915-1919 гг. А идейно-нравственный потенциал приведвего яа.оод поколения в целок оказался ниве. Доказательстве току, к ^сожолотие, от противного, В источниках нет аналогичных их предве-стевнпкха» подтверждений высоких нравственных качеств, а между теичрки? леди неизбежно оставляют и яркий след е челавоческой яовят|и

9ольвезико? в Дагестане к вонцу исследуемого периода

значительно выросло. Но этот рост прсизоюл главный образом за счет красных партизан, который не хватало, как минимум, опыта, образования и культуры, а такяе за счет командированных из других регионов страны больоевиков, котарье, естественно, не знали специфики Дагестана.

Это были люди по-прелнему волевые и решительные, преданные народу и хорошо понинавиие то, насколько вахно для укрепления их авторитета, чтобы массы з повседневном общении с ними могли убея-даться в их силе духо, сплоченности, организованности, дисциплинированности, в том, что они всем своим поведением подтверждают способность возглавить революционное преобразование общества. Но вместе с тем, это были люди, глубоко освоившие приоритет классового подхода. Зто были, люди, для которых именно классовые рамки определяли содзряаниз и пределы употребления гуманизма, честя, достоинства и других общечеловеческих ценностей, именно классовая общность становилась источником унификации образа яизни и . иыслзй, бита и поведения.

В связи с этим несомненный политический и научный интерес представляет продолжение исследований по данной проблематике и, преяде всего, конкретно-исторический анализ последувщих изменений в нравственном сознании и поведении большевиков и в целом трудящихся Дагестана, влияния на этот процесс степени резенности национальных проблем, участия в ней местного мусульманского духовенства. Сосредоточение внимания на 'данных направлениях исследования при использовании современных методологических подходов и новых материалов, извлекаемых из обецсющих быть иироко открытыми архивов, внесет существенный вклад a создание правдивой истории Дагестана, а с ним и всей страны за годы Советской влссти.

По теме диссертации автором опубликованы работы;

1. Нравственные основы борьбы большевиков Дагестана.за массы против радикально-клерикального блока. // Тезисы докладов научной конф. "Политические партии, группы и течения в России". Махачкала, 1990. С.80-81.

2. В.И.Ленин и революционное товарищество. // Литературный Дагестан (на кумыкском языке). ? 2. 1990. С.51-53.

1. Значение нравственного авторитета революционеров Дагестана в борьбе за массы з 1917-U20 гг. // Литературный Дагестан. У б, 1990. ZAS-M. ] <77