автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.06
диссертация на тему: Роль общественного мнения в социально-культурном развитии общества
Полный текст автореферата диссертации по теме "Роль общественного мнения в социально-культурном развитии общества"
,. £
л ^
- о-)
^ МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. МИРЗО УЛУГБЕКА
На правах рукописи
БЕКМУРАДОВ Мансур Бобомурадович
УДК 316 : 1+008 (575.1)
РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА
Специальность 22.00.06 — Социология культуры, науки и просвещения
АВТОР ЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук
ТАШКЕНТ—1997
Диссертация выполнена на кафедре Социологии культуры, педагогики и психологии Ташкентского государственного института культуры имени Абдуллы Кодирий.
Официальные оппоненты:
академик АН РУз, доктор философских наук, профессор, лауреат Государственной премии им. Абу Райхан Беруний, заслуженный деятель науки РУз Э. Ю. ЮСУПОВ;
доктор экономических наук, профессор, заслуженный работник народного образования Республики Узбекистан К. X. АБДУРАХМАНОВ;
доктор философских наук, профессор С. Р. РАХИМОВ.
Ведущая организация: Академия государственного и общественного строительства при Президенте Республики Узбекистан.
Защита состоится « ».....1997 г. в час. на
заседании Специализированного Совета ДК 067.02.01 по защше диссертации на соискание ученой степени доктора (кандидата) философских наук при Ташкентском Государственном университете им. Мирзо Улугбека (ауд. 215).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ташкентского Государственного университета , им. Мирзо Улугбека (700095, г. Ташкент, Вузгородок).
Автореферат разослан « »..... 1997 г.
Отзывы на реферат, заверенные печатью, просим направлять ученому секретарю (700095, г. Ташкент, Вузгородок, Философский факультет ТашГУ, комн. 318).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ.
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. В настоящее время в республике Узбекистан социология как паука о социальных общностях и социальных процессах, исследующая механизм взаимосвязи и взаимовлияния этих общностей, своеобразие их условий формирования и функционирования, находится в стадии активного становления.
Общественное мнение как способ выражения и проявления социальных общностей, а также условие функционирования и развития различных форм общественного сознания, является прямым и непосредственным объектом теоретико-эмпирических исследований социологической науки.
В условиях независимости и обновления всех сфер жизни общества и демократизации Республики Узбекистан неизмеримо возрастает интерес к общественному мнению как важнейшему инструменту выражения воли и чаяний народа, приобретая особую значимость и актуальность.
Современное состояние и развитие общественного мнения испытывает многофакторнос воздействие и протекает в обстановке сложных и противоречивых общественно-политических, экономических, социально-культурных преобразований, сопро-, вождающихся ростом национального самосознания и духовности. В обществе реализуются потребности свободного, независимого суждения и самовыражения, особенно в социально-культурной жизни. В условиях формирования демократического общества к правового государства создаются благоприятные предпосылки для функционирования общественного мнения, самоорганизационных процессов, на динамику которых оказывает заметное влияние реформирование экономики.
В настоящее время задача пересмотра прежних подходов к феномену общественного мнения особенно актуализировалась в связи с развитием новых демократических тенденций в социально-политической, экономической и культурной сферах общества.
Ныне в сфере культуры свободно проявляются множество противоречивых процессов, ведущих к расслоению, поляризации направлений и содержания в искусстве, плюрализму мнений; творческих поисков и методов. С обретением независимости и освобождением от классовых подходов в оценке общественных явлений деятели культуры стали чаще обращаться к забытым или ранее запрещенным ценностям отечественного наследия, что оказывает существенное влияние на состояние и функционирование общественного мнения.
В условиях роста художественного многообразия искусства, расширения творческой свободы авторов, в результате снятия различного рода ограничений повышаются не только творческие возможности художников, но и поднимается ответственность деятелей культуры, формируются ценностные ориентации, соответствующие высоким требованиям современности.
В настоящее время создаются благоприятные предпосылки для решения этих проблем. К таким относятся: расширение прав и свобод личности, общественных движений, разработка государственной программы формирования идеологии национальной независимости, сохранение исторического наследия, перестройка образования и т.п.
Вместе с тем, практические преобразования в социально-культурной сфере и роль в них общественного мнения не имеют достаточного научного обоснования, не приобрели вид целостной концепции, теории, разработке которых посвящено данное исследование. Ведь именно концептуальный уроьонь анализа и определение значения общественного мнения ' способны обеспечить формирующую функцию теории по отношению к практике в социально-культурной жизни общества.
В Указе Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова от 25 июня 1997 года "Об улучшении правового воспитания, повышения уровня правовой культуры Населения, соворшсистпо-вации системы подготовки кадров правоведов, улучшении работы по изучению общественного мнения" подчеркивается, что изучение общественного мнения — одна из направлений государственной политики. В связи с этим одобрено предложение о создании Центра по изучению общественного мнения — "Ижтимоий фикр", издании журнала "Узбекистонда
жамоатчилик фикри" (Общественное мнение в Узбекистане"), что свидетельствует о внимании Президента, государственной власти к проблеме изучения общее твенного мнения и его практическом использовании в духовном развитии общества, демократизации, проведении социальных, политических и экономических реформ.
Таким образом, и современная общественная практика, и потребности дальнейшего развития социологической науки требуют интенсивного изучения общественного мнения с учетом социальных и культурных условий, в которых оно функционирует.
Возрастающее влияние общественного мнения на социально-культурную сферу общества и особенности его морально-психологического воздействия на новом этапе развития демократиив Республике Узбекистан определили выбор и разработку темы: "Роль общественного мнения в социально-культурном развитии общества".
СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. Несмотря на то,, что проблема исследования общественного мнения была актуальной на всех этапах общественного развития, целостная концепция, посвященная роли общественного мнения в социально-культурном развитии общества, до настоящего времени остается слаборазработанной, хотя крупнейшие западные философы и социологи Тард Ж., Baysp В., Лебои Г., Богардус Ем Stamps W. (Стампс В.), Schimpeters 3.(Шимпетерс С.), Johnson J.B.(Джонсон Дж.Б.) посвятили специальные труды, конкретизирующие общественное мнение как область общественной психологии.
Классики марксизма сузили понимание сферы действия общественного мнения, ограничив его преимущественно сферой политической борьбы, Искусственно разделив его на "буржуазное"!! социалистическое", общеотвонное^мнение "господ" и "пролета, , риев". / . <
Ученые Горшков МЛС., Давыдов Ю.Н., Коробейников В.С,,Уледов А.К., Артемов В.Л., Варламов A.B.» Ганусов.Н.Г. Грушии Б.Н., Мансуров B.C., Левыкин И.Т.1 также проявляли значительный интерес к исследованию проблемы общественного мнения, и их научный вклад в разработку теории и практики
■1 Выходпыэ дапяые трудов перечисленных здесь н далее авторев даны в еппекг пепвлькуемой латерагуры, помещеяяой а 'копяэ диссертации.
имеют определенное значение. Однако они вынуждены были работать б условиях конкретного исторического периода, поэтому не могли выходить за рамки официальной идеологии.
Обращает внимание научный интерес к данной проблеме со стороны ученых нашей республики. И это закономерно. Ведь общественное мнение всегда было объективным критерием оценки социальных процессов на Востоке.
Особо считаем необходимым отметить труды, доклады и речи Президента Узбекистана, академика Ислама Каримова, уделившего большое внимание духовному возрождению, социально-культурному развитию и роли общественного мнения в этих процессах.1
В процессе исторического анализа формирования общественного мнения и его роли в духовной культуре развития общества диссертант опирался на труды: Муминова EU, Ахмедова Б.,Хай-руллаева М.М., Шониязова К., Файзуллаева О., Жаббарова И., Комиловп Н. ,Абдусакедова А.И., Ибрагимова Н., Имомназарова М., Каримова И., Аликулов« X., Мусаева М,, Уватова У.
Проблемы совершенствования духовно-нравственной жизни общества, роль обычаев и традиций в воспитании, вопросы гармонизации личности с природой и обществом, разработка вопросов свободомыслия нашли отражение в трудах Абдуллаева Т., Артыкова А.,Вахидова X., Каххарова А., Каримова X., Назарова К., Ташланова Т., Шадиметова Ю., Умарова Эм Юнусова А.
При изучении вопросов соотношения влияния на общественные процессы юридических норм, законов и общественного мнения автор опирался на труды ученых-юристов Азизходжаева A.A., Бабаева Х.Б., Ишанова А.И., Рахманкулова Х.Р., Саидова А.Х., Хакимовп М.Х.
Аналитическое рассмотрение различных проявлений духовно-культурной сферы содержится в трудах* известных ученых нашей республики Валиева А., Джалалова А., Туленоаа Ж., Турсун-мухамедова С., Умурзаковой О., Ханазарова К., Юсупова Э.
Вопросам социально-культурных проблем в развитии общества и социальных процессов посвящены труды Акрамова
1 Перечень paöoT Il.Kapa.Nosa «ходит а список литературы диссертации.
6
Ш., Головановой В., Жаббарова Ж., Исмоилова В.,Каримова X., Карабаева У., Наджимова Г., Маврулова А., Никитченко В., Сундуковой В., Шайховой X., Ширматовой Г., Хайдарова У., Хужамурадова И., Яхъяевой Л. и др.
Проблемы политических систем и политических процессов, а также особенности функционирования социальных институтов в обществе исследованы в трудах Атамурадова С., Ахмедовой М., Алиева Б., Жураева Н., Жураева С., Жураепа Т., Жумаева Р., Кодирова А., Эргашева Й., Шарипова Ф.
Исследователи общественного мнения Юнусова С.Л., Урало^ К., Салимова Э. и др., исследуя вопросы о закономерностях формирования и выражения общественного мнения, методы его изучения, рассматривали проблему применительно к отдельным отраслям науки.
Кроме того, общественное мнение — это один из важнейших аспектов социологии. Не исследуа общественное мнение, невозможно развивать социологическую науку. Поэтому диссертант отмечает, что в разработке общей концепции общественногомнения имели немаловажное значение труды ученых-социологов Узбекистана Аликариева Н., Абдурахманова К., Бегматова А., Рахимова С., Маматова Н., Чамкина A.C.и др.
В качестве литературных источников в диссертации использовались:
— философские труды мыслителей Востока Мухамеда Хорезма и Ахмада Фергапи (Зарождение естествешго-научпой мысли в Средней Азии); Абу Наср Фараби (Создание единой фклософско-социологической системы о регулировании мнениями свободных граждан); Ибц Сина (Разработка проблем научного познания, его методов, форм и средств: создание единой картины мира и всех форм проявления бытия, призыв *к свободе воли человека); Абу Райхон Е-групп (Научные подходы в понимании естественных и социальных явлений. Разработка змпирико-концептуалышх направлений в понимании демографических проблем полисов и народов); Юеуф Хос Хожиб, Ахмад Югнаки (Социально-политические идеи о просвещенном обществе); Мирзо Улугбек (Создание астрономической школы, развитие свободомыслия, научных взглядов на природу и методы познания); Джами, Навои (Обоснование приоритетности общины я
общественных интересов над личными, развитие прогрессивных художественно-эстетических принципов).
ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является процесс формирования, функционирования, управления общественным мнением и определение его роли в развитии социально-культурной жизни общества.
ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ выступает сам феномен общественного мнения, его структурц, содержание, системообра-зующиепризнаки, его преобразующая роль в социально-культурной жизни независимого Узбекистана.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Научно разработать и практически обосновать концепцию о роли общественного мнения к социально-культурном прогрессе общества. Изучить источники, осуществить социологический анализ процесса зарождения и проявления общественного мнения. Определение социологического статуса различных общностей и конкретных социальных процессов в формировании общественного мнения в своеобразных этнополитических условиях Узбекистана. Исследование влияния менталитета узбекского народа в формировании, функционировании общественного мнения и его воздействия на социально-культурный процесс общества. Для достижения поставленной цели были выдвинуты и решены следующие ЗАДАЧИ:
— Исследована эволюция дефиниций общественного мнения в истории отечественной и зарубежной философии и социологии;
— На основе аналиги и синтеза материалов, эмпирических исследований показана роль общественного мнения в социально-культурном развитии общества;
— Предпринята попытка разработки концепции использования общественного мнения в социально-культурном развитии общества;
— Проанализированы основные положения современной социологической теории в области изучения общественного мнения, ат&кже других смежных отраслей лаук, ¡то позволило определить роль общественного мнения в социально-культурном развитии общества;
— Изучены содержание, сущность и структура социального феномена "Общественное мнение";
— Дана теоретическая оценка системообразующих признаков общественного мнения и его доминирующая роль в социально-культурном развитии;
— Выявлены основные принципы, признаки и тенденции влияния общественного мнения на социально-культурное развитие общество в условиях независимого Узбекистана.
— Исследована роль традиций и обрядов в формировании общественного мнения;
— Определено влияние менталитета узбекского народа на функционирование и управление общественным мнением;
— Проанализирована роль учреждений культуры в формировании общественного мнения.
— Проведен историко-социологический анализ государственной и общественной деятельности великих мыслителей: Амира Темура, Мирзо Улугбека, Алишера Навои и их отношение к общественному мнению как к важнейшему инструменту государственного управления и регулирования культурного развития общества.
— Предложены основные направления научных исследований в области общественного мнения и его влияния на социально-культурное развитие.
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Социально-культурное развитие общества представляет собой сложный и многогранный процесс, выраясающийся в динамике общественных, групповых и индиви-дуальных потребностей, Которым соответствуют определенные общественные суждения, слагающиеся из суждений социальных групп и слоев. Основной целью в таком процессе должна- быть выработка - коллективного суждения, в котором в форме оценки (одобрения, осуждения) выражается отношение в чему-либо на основе общего интереса. Главными условиями повышения действенности общественного мнения на социально-культурную жизнь общества являются гармоническое сочетание и взаимосвязь образовательной, воспитательной систем и социальных процессов.
Теоретические положения о роли общественного мнения должны быть спроецированы на развитие социально-культурной сферы общества и соответствовать ей.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Методологической базой для настоящего исследования послужили принципы историзма, преемственности и развития социальных процессов, а также положение о могуществе народной силы как важнейшего фактора движения социальных процессов.
Теоретической основой для данного исследования послужили современные представления о сущности общественного мнения, социальной и культурной деятельности, инновационные подходы в социологии, философии, психологии, педагогике; положения современной эстетической науки о сущности и социальных функциях искусства; взгляды культурологов на место народного творчества, научного, литературного наследия в жизни общества, а также об организуемых и самоорганизующихся структурах и процессах; научные достижения о роли общественного мнения в современном демократическом обществе и его воздействии на социально-культурную жизнь.
Особое значение для нашего исследования имеют труды Президента Узбекистана Ислама Каримова "Узбекистан: свой путь обновления и прогресса" Т. 1992; "Узбекистан — государство с великим будущим" Т. 1992; "Не сбиваясь — двигаться к великой цели" Т. 1993; "Узбекистан: национальная независимость, экономика, политика, идеология" Т. 1993; 'По пути созидания" Т. 1996; "Родина — священна для каждого" Т. 1996»; "Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса" Т., 1997.
Для нашего исследования важное значение имел Указ Президента Республики Узбекистан "Об улучшении правового воспитания, повышения уровня правовой культуры населения, совершенствования системы подготовки кадров, улучшении работы по изучению общественного мнения" (26 июня 1997 г.).
Диссертант при исследовании проблемы использовав следующие МЕТОДЫ:
аналитические методы: аналитические обзоры теоретических работ, диссертационных исследований; системный анализ, теоретическое моделирование.
б)совокупность эмпирических методов, играющих дополнительно-вспомогательную роль:
— наблюдение за происходящими социально-культурными процессами за 1986-1996 гг. в Ташкентской, Наманганской, Сырдарьинской, Джизакской, Кашкйдарьинской и других областях, особое внимание уделено соципльно-духовным изменениям, происходящим после обретения независимости;
— анализ нормативной документации по организации социально-культурной жизни общества (указы, постановления, решения И другие материалы); анализ программ государственны^ органов, программ и уставов общественных организаций и движений, добровольных обществ;
— анкетирование активистов культурно-просветительной деятельности, представителей органов управления культуры, жителей городов и сел республики. Исследованием охвачено 3127 человек, в том числе представителей интеллигенции — 75%, работников сельского хозяйства — 12,5%, промышленности.— 10,4%, пенсионеров — 2,1%. Более двух тысяч опросов сделано в годы независимости Узбекистана, что позволило получить обширные эмпирические данные и на. их основе сформулировать теоретические ныводы и практические рекомендации;
— прикладные опытно-экспериментальные работы по апробации основных научных рекомендаций на уровне села, района, области.
Первые итоги целостного социологического изучения проблемы были выполнены совместно с группой исследователей-культурологов. Трое из них защитили кандидатские диссертации под руководством автора настоящего аатореферата.
Основные этапы проведенных конкретно-социологических исследований: *
1-отап включает период с 1986 по 1988 .гг. На этом этапе диссертант проводил анкетирование" работников учреждений культуры, искусства. Для этой цели была издана анкета для работников духовно-культурной сферы. Опросом охвачено более 1000 респондентов-специалистов. По итогам эмпирического изучения материалов был проведен региональный теоретический семинар-совещание и городе Карши в 1987 году с привлечением ученых и республиканских руководителей соответствующих
отраслей. Исследования проводились в Бухарской, Самаркандской и Кашкадарьинской областях.
2-этап исследования включает период с 1989 по 1992 гг. Характерной особенностью этого периода является рост народного самосознания о необходимости достижения политической и экономической независимости. Диссертант с помощью методов беседы, интервью, наблюдений, анкетирования выявлял состояние общественного мнения, типичного для данного периода. Исследованием охвачены различные категории населения, группы и общности. Для наиболее полного определения характера происходящих социальных процессов в Узбекистане исследованием охвачены работники духовной сферы Наманганской, Ферганской и Сурхандарьинской областей.
3-этап исследования включает период с 1992 по 1996 гг. Заключительный этап исследования диссертант проводил с помощью различных методов в условиях независимости республики, сделал количественно-качественный анализ данных предыдущих »танов исследования. Выявлены существенные признаки общественного мнения, отражающие отношение населения к происходящим социальным процессам в независимом Узбекистане. Наряду с этим были проведены отдельные исследования населения различных регионов республики для получения достоверных данных по вопросам развития духовной культуры.
Исследованием охвачены различные категории населения, социальные общности г.Ташкент, Ташкентской, Сырдарьинской, Бухарской и Андижанской областей.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА исследования заключается:
— в системной разработке проблемы роли общественного мнения в социально-культурной жизни общества; а также предложена теоретическая модель формирования п функционирования общественного Мнения, состоящая из логически взаимообусловленных структурных компонентов системообразующих признаков, системных свойств данного феномена;
— охарактеризованы многообразие и преемственность научных взглядов в истории отечественной и зарубежной социологии культуры на роль общественного мнения в социально-
культурном развитии общества; в частности в духовно-нравственном развитии личности; гармонизации личности с окружающей социальной средой.
— исследована связь между государственным регулированием и общественным мнением в оптимальном управлении социальными процессами;
— определены и соотнесены между собой понятия "Общественное мнение", "Социальные общности", "Социальные процессы", "Социально-культурное развитие", которые по-разному трактовались до настоящего времени в научной литературе;
— показан процесс развития общественного мнения с учетом самобытности народа и его тяга к мировым человеческим ценностям. В содержании общественного мнения наглядно заметен процесс усиления социального контекста, выразившийся в поиске и утверждении как традиционных ценностей культуры, так и новых идеалов, направленных на выражение интересов человека и его жизненных потребностей;
— выявлены принципы формирования общественного мнения, относящиеся к сфере социально-культурной жизни, особенности функционирования плюрализма мнений, многопартийности и разнообразия общественных движений;
— классифицирована совокупность противоречий между актуальными социально-духовными потребностями независимого развития Узбекистана и возможностями целенаправленного формирования и использования общественного мнения как необходимого ускорителя культурных процессов на современном этапе;
— раскрыта роль общественного мнения в истории развитии государственных устройств Мовароуштхря; *
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.
— Важнейшая научная значимость настоящего исследования заключается в том, что оно способствует углубленной разработке теории социологии культуры, просвещения и науки как неотъемлемой -части общесоциологической теории.
— Эмпирическая значимость результатов исследования обусловлена настоятельной потребностью в совершенствовании
теории общественного мнения, социальных общин и социальных процессов. Его результаты могут быть использованы для совершенствования методов конкретно-социологических исследований.
— Результаты настоящего исследования могут быть использованы в процессе внедрения в жизнь широкомасштабных государственных программ "Духовность и просветительство", общенациональной программы по подготовке кадров, в выполнении стратегического курса целостного преобразования общества нашей страны.
— Данные конкретно-социологических исследований могут быть использованы научными работниками в дальнейшем углубленном изучении новейших процессов и явлений в обществе. В исследовании менталитета узбекского народа как совершенно нового направления в социологической науке.
— Материалы исследования служат основой для разработки спецкурсов "Социология культуры", "Общественное мнение" и т.д.
— Материалы исследования могут в дальнейшем использоваться в системе подготовки кадров культуры, в работе исследовательских и методических учреждений; в прогнозировании духовно-просветительной деятельности; при разработке планов научных исследований в сфере культуры; при создании новых учебных планов, программ, учебно-методических пособий.
АПРОБАЦИЯ ДИССЕРТАЦИИ. Диссертация выполнена в соответствии с планом научно-исследовательских работ Ташкентского государственного института культуры
им.А.Кодирий и была обсуждена с широким привлечением специалистов по данной теме и рекомендована к защите:
— иа кафедре общественных наук Ташкентского государственного института культуры им. АЛСодирий;
— на Научном Семинаре при кафедре социально-гуманитарных наук Ташкентского государственного института востоковедения;
— на Научном Семинаре по специальности 22.00.06 — Социология культуры, науки и просвещения, организованном Специализированным Советом ДК.067.02.01 по защите диссертаций ни соискание ученой степени доктора (кандидата)
философских наук при Ташкентском государственном университете им.Мирзо-Улугбекп.
Основные положения диссертации изложены в двух монографиях, пяти брошюрах й 2 'Л статьях в журналах и научных сборниках (общий объем 40 п.л.).
Кроме этого, результаты исследования были доложены в форме научных докладов и сообщений научно-теоретических конференциях Ташкентского государственного института культуры: "Совершенствование культурно-просветительной деятельности" (1982 г.); "Культурно-просветительная работа на селе" (1984 г.); "Повышение эффективности культурно-просветительной работы" (1985 г.); "Активизация человеческого фактора в условиях перестройки" (1986 г.);. "Подготовка кадров культурно-просветительной работы"(1989 г.); "Деятельность социально-культурных комплексов"(1991 г.); "Социально-культурная карта духовных потребностей, политических взглядов, отношение к общественному мнению населения массива Ялангач" (1996 г.),"Место общественного мнения в социально-культурном развитии Республики Узбекистан (1991-1996 гг.); на республиканских семинарах работников культуры в г.Джизаке в 1994г.; на совещаниях общества социологов Республики Узбекистан (1994-1996 гг.), международной конференции "Роль Амира Темура в социально-культурном развитии", (г.Ташкент, 1996 г.)
НА ЗАЩИТУ ВЫНОСИТСЯ концепция о социальных отношениях как условие и результат взаимодействия социальных общностей и социальных процессов, представляющая совокупность взаимосвязанных теоретических воззрений о сущности, структуре, функциях, свойствах общественного мнений и принципов его использования в социально-культурном развитии.республики, В основе этой концепции лежат следующие положения:
1 .Положение о сущности взаимодействия общественного мнения и форм общественнго сознания кок взаимообусловленного и детерминированного атрибута социального прогресса общества. Общественное мнение представляя собой целенаправленную регуляцию общественной, воспитательной, творческой, коммуникативной и организационно-управленческой деятель-
ности, создает необходимые предпосылки для совершенствования общества.
2.Положение о единстве общинных и индивидуальных интересов. Раскрывается роль коллектива как важнейшее условие проявления свободы и средство защиты прав и достоинств человека.
3.Положение о необходимости упорядочения, согласованности внешних и внутренних, целевых и нецелевых воздействий общественного мнения на социально-культурное развитие общества.
4. Положение о своеобразии современной динамики формирования общественного мнения, зависимой от социально-политических, экономических, национально-культурных и других условий и факторов в различных регионах республики.
б. Положение, о взаимосвязи национального и общечеловеческого в создании позитивного общественного мнения.
6.Положение об' основных направлениях; совершенствования учета общественного мнения в развитии социально-культурной сферы:
а) Активизация деятельности республиканского, областных, городских, районных центров по изучению общественного мнения.
б) Внедрение результатов изучения общественного мнения в практику управления развитием социально-культурной сферы.
в) Отказ от административно-нормативной регуляции развития духовной сферы и переход к программному, координационному, информационному, кадровому и материальному обеспечению отраслей культуры.
г) Внедрение регионального проектирования социально-культурной сферы; выделение в рамках регионально-территориальных проектов центров изучения общественного мнения.
д) Расширение теоретико-методологических ьсследований социально-культурной сферы жизни общества в русле идеологии независимого Узбекистана. Развитие взаимосвязей между теоретико-методологическими и прикладными разработками в области использования общественного мнения.
е) Пересмотр тематики и содержания методических материалов научно-исследовательских центров народного творчества, культурно-просветительной работы клубов, домов и дворцов культуры, парков культуры и отдыха. В тематике издаваемых методических материалов необходимо учитывать многообразие современной культурной деятельности, видов и жанров народного творчества, ' самодеятельного искусства, художественного образования и воспитания, активность населения в различных видах культурной деятельности.
ж) Дальнейшее совершенствование подготовки кадров в вузах культуры и искусства.
з) Отражение в учебных планах,программах творческого, воспитательного, управленческого видов деятельности; приведение всего учебного процесса в соответствие с новыми качественными изменениями в социально-духовной жизни Узбекистана.
и) Создание единого учебного центра по подготовке руководящих кадров для духовной сферы.
Научным консультантом диссертации является . член-корреспондент АН РУз, доктор философских наук, профессор С.Ш. Шермухамедов.
СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения,'сниска использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, рассматривается степень ее научной разработанности, формулируются цель, задачи исследования. Определяются объект, предаст, выдвигается гипотеза, освещаются методологическая, теоретическая основы; Выявляются наущая новизна, теоретическая и практическая значимость, изложены основные положения, выносимые на защиту.
Первая глава диссертации "Понятие п структура общественного мнения" состоит из трех параграфов.
В первом — "Понятно общественного мнения" анализируются различные определения понятия "Общественное
мнение" в отечественной и зарубежной научной литературе. В диссертации общественное мнение рассматривается не как инертное состояние общественного сознания, а как динамично развивающаяся, в то же время как сравнительно устойчивая структура.
Общественное мнение, по вашему, это есть коллективное суждение, в котором в форме оценки (одобрение, осуждение) выражается отношение людей к тому или иному явлению, событию, факту общественно-политической, экономической и духовной жизни общества. .
Во втором параграфе — "Структура и системные свойства общественного мнения" данной главы рассматриваются системообразующие признаки, внутренние закономерности, объективно находящиеся во взаимосвязи и взаимодействии.
К системообразующим признакам общественного мнения относятся:
а) значимость общественного факта, события, по которому формируется общественное мнение;
б) духовно-интеллектуальный, нравственный уровень общества, слоя, группы, индивида, которые представляют общественное мнение;
в) духовно-нравственная позиция, политические воззрения лидеров партий, общественных движений как генераторов общественного мнения;
г) соотношение численности реального и потенциального населения, направленных на реализацию оценок, предписаний бщественного мнения; соответствие времени их действия с поставленными целями и задачами по аффективному его проявлению и утверждению;
д) национальные, этнические, религиозные особенности населения, определяющие социальные действия, находящие отражение в общественном мнении;
е) соотношение главного и сопутствующих интересов, реализуемых в процессе осуществления социального действия, уровень гармоничности, который определяет состояние и устойчивость общественного мнения;
ж) необходимость логической взаимосвязанности и последовательности системообразующих признаков в процессе учета состояния и функционирования общественного мнения.
В третьем параграфе, "Место и роль методов конкретных социологических исследований в изучении общественного мнения" излагаются наиболее эффективные методы его изучения.
В диссертации рассмотрена специфика анкетного опроса населения, как наиболее эффективного метода получения информации о субъективном мире людей, их мотивах деятельности, мнениях. Метод анкетирования, как способ получения информации от большой группы людей, позволяет прийти к наиболее объективному обобщению и выводам. Сформулированы требования к анкетному опросу: подбор вопросов, использование косвенных вопросов, исключение двойственного их толкования.
В диссертации подчеркивается, что беседы, интервью, наблюдение (активное и пассивное) как методы исследогания применялись главным образом в производственных коллективах города Ташкента и , сельских регионов Ташкентской, Катка дарьипской, Намаигайской областей, государственных учреждениях и организациях, махаллинских комитетах. Эти методы позволили мысленно моделировать нужные исследователю ситуации для того, чтобы выявить устойчивость склонностей, мотивов, субъективных состояний отдельных групп и общностей.
В арсенале методов изучения общественного мнения, отмечается в парпграфе, использовался метод анализа документов, в том числе периода, начала иеламизацин Мовароуинахра, правления Саманидзв» Тимуридов и т.д. В результате была получена объективная пяффмпцйя об условиях функционирования общйстйзаного ггаетш _ в конкретных исторических условиях и его роль" в социально-культурном развитии общества.
В. диссертации 'рассмотрены .другие истоды исследования общественного мнения (метод контент анализа, методы рейтинга и самооценки, опытно-экспериментальная работа).
По мнению опрошенных работников культурно-
просветительной сферы г.Ташкента (1996 г.), социологические
исследования способны лучше ориентировать деятельность культурно-просветительных учреждений по учету общественного мнения ("да" — 62%, "нет" - 31%, не ответили 7%.) Во второй главе диссертации - "Место общественного мнения в социально-культурном развитии Мовароуннахра" — первый параграф "Общественное мнение как движущая сила социально-культурного развития народов Тура ни" посвящен целост ному исследованию данного социологического феномена на основе конкретно-исторического анализа.
Важное место в целостном представлении феномена общественного мнения занимает воззрение Абу Наср Фараби, рассматривающего личность как "Культурно-общественное существо" и разделившего человеческое общество на "Великое общество", "Среднее общество" и "Малое общество". Особенностью общинной сущности человека является его сознательная направленность на будущее, нацеленность на духовно-иравственнук> гармонизацию с другими людьми. Диссертант отмечает, что по мнению Фараби, чем сильнее консолидация "Великих", "Средних" и "Малых" общностей и чем прочнее взаимопроникающие связи членов общин, тем устойчивее общественное мнение. В отличие от некоторых мыслителей, в социологической модели человеческих общностей, предлагаемой Фараби, личность индивидуума не поглощается бесследна общей структурой общества, также "Малые" общности -— "Великими" общностями. Названные субъекты сознательно объединяются между собой и составляют единое целое. Таким образом, сознательное отношение каждого, являясь стержнем добровольного союза, образует целостное счастливое общество будущего городагосударства.
В исследуемом разделе особое внимание уделено отношению к общественному мнению выдающегося государственного деятеля Исмаила Саманий - основателя мощной династии Саманидов. По утверждению Исмаила Саманий, любое общественное мнение ыожно регулировать и придать ему социально-полезную направленность с помощью добра и гуманного отношения к окружающим.Общественное мнение в период правления Исмаила Саманий было ыернлим социального настроя, условием стабильного состояния различных форм общественного сознания,
истинным критерием соответствия общественных и государственных интересов.
Таким образом, следует подчеркнуть, что общественное мнение, его воздействие на' поведение личности, групп, социальных общностей имеет ярко выраженный конкретно-исторический характер. Оно заключало в себе здоровые и положительные потребности и тенденции народа, и поэтому заслуживало, чтобы его учитывали в государственном управлении. В разделе диссертации наряду с положительными подходами рассматриваются и суждения мыслителей, принижающих роль общественного мнения народных масс. °
К таковым относился Гегель, который считал отличительной чертой общественного мнения то, что оно является стихийным выражением воли народа, который не знает,чего он хочет. Поэтому мнению народа он противопоставлял сознательную и организованную волю государства. Общественное мнение по Гегелю, всегда стихийно и осуществляется на уровне обыденного сознания. Конечно, философ преувеличивал неосознанность и стихийность массового сознания даже для условий своего времени. В современную же эпоху общественное мнение в значительной степени формируется сознательно и целенаправленно при помощи средств массовой информации и коммуникации.
Следует признать то обстоятельство, что момент стихийности сохраняет силу в коллективном мнении малых социальных групп, где велика роль эмоции и аффектов, неизбежных при близком, непосредственном общении. Большую роль при этом играет ложная или недостаточная информация, способная породить нелепые слухи, различные вымыслы, искажающие истинную первоначальную информацию. *
Автор в оценке общественного миони; в данную эпоху исходил из понимания роли духовных факторов в жизни общества, так как общественное Мнение п является одним из таких факторов.
Во втором параграфе — "Л?етр Те«ур и общественное мпепио"
— дан анализ отношения Амира Тенура к общественному мнению. При оценке общественного мнения Амир Темур
руководствовался тем, что он знал, ценил и уважал свой народ, в своей жизни следовал идеям справедливости и добра. Он резко осуждал правителей, которые вели дела, не учитывая мнения подданных. Такая власть, по его мнению, была недолговечной. Амир Темур придерживался принципа: чтобы вместе быть — необходимо общей идеей всех увлечь. Он большинство государственных дел решал, обсуждая и советуясь с авторитетными представителями различных слоев общества (своего рода "экспертами"). В завещании наследникам Темур писал, что их дйлг — быть опорой народа и всячески облегчать его жизнь. "Пусть справедливость и милосердие станут для вас правилом."1
Амир Темур при уточнении состояния общественного мнения опирался на советы представителей двенадцати общин и сословий 2 своего окружения, военачальников, специальных людей, информировавших его о суждениях соседей-правителей, об общественном мнении разных слоев общества. Одним из мест и проводников общественного мнения являлись караван-сараи, чайханы, бЛзары и особенно мечети. В таких традиционных центрах духовно-культурного общения встречались представители культуры, ученые, путешественники, паломники, местные жители и торговцы. Здесь можно было услышать мнения различных людей, слоев и групп населения, в том числе и иностранцев. В общественных местах, происходили массовые культурные и политические мероприятия. Эти события находили отражение в социальной и бытовой жизни населения, оказывали влияние на формирование общественного мнения.
Караван-сараи, чайханы и базары были местами функционирования традиционного народного творчества,, которое в силу своей демократичности на протяжении столетий являлось выразителем народного сознания, играло важную роль в формировании и утверждении общественного мнения.
Следует особо отметить. что работу По изучению и использованию общественного мнения он возвел в ранг государственной политики, для чего:
Г.Гулом ночпдпгп нашрпот, 1001, 54-6ет. 22
1 Ом Тгыур туиукларв. Т., 1 Шу ерда, Ь3<*т
* Шу »рл», ЬЯ-фрт
— в метрополии и завоеванных странах, регионах систематически проводились сходы народа, курултаи, действовали различные советы, принимающие решения на базе конкретного общественного состояния ;
— как в центре,так и в регионах действовала государственная система по изучению общественного мнения,контроль за которой осуществлял министр по делам справедливости^"Адолат вазири") Существовал социальный институт по анализу полученных данных и выработке взвешенных, выверенных решений, рекомендаций.
— Дмир Темур выступал и законотворцем, опираясь при этом на общественное мнение, зная, что общественное мнение является не только основой законотворчества, но и своего рода защитной
силой принятых законов;
— Амир Темур создал развитую сеть сбора информации по выявлению состояний общественного мнения по вопросам государственной политики, морали, религии и т.д.
Заслуга Амира Тем ура состояла в том, что на основе общественного мнения он стремился создать единый союз мнений народов метрополии и покоренных стран.
Как видим, наш великий предок широко использовал официальные и неофициальные каналы сбора информации, что обеспечивало полноту сведений об общественном мнении различных слоев населения.
В третьем параграфе "Отношение государственных деятелей и мыслителен Мовароуннахра к общественному мнепшо" дается изложение конкретных признаков общественного мнения применительно к исследуемому периоду, что позволило составить представление о его специфике и роли.
Государственные деятели и мыслители Мовароуннахра с особым вниманием относились к общественному мнению, его развитию и функционированию. С ростом самосознания народа возрастала и роль общественного мнения. Создавались широкие возможности для проявления народом своей активности.
Анализ признаков и свойств общественного мнения, его носителя позволил нам сделать вывод, что общественное мнение в данную эпоху выступало как мощный духовный фактор.
Выдающийся государственный деятель и мыслитель Алишер Навои обратил особое внимание на традиции, обычаи, обряды, которые в значительной мере влияют на общественное мнение ,и становятся движущей силой внутреннего развития государства и общества. Он стремился к правильной и справедливой организации социальной политики, защите населения от противоправных действий во время сбора налогов; целесообразному распределению земельных, водных и иных ресурсов государства на справедливой основе.
Нарушение сбалансированного подхода к различным группам населения, неправильный учет социальных положений, статусов различных социальных общин в обществе, приводит к дестабилизации всей структуры общества.
Следует сделать вывод о том, с древнейших времен в Мовароуннахре и Хуросане общинный подход к решению различных проблем было всеобщим правилом, ибо общины всегда были опорами государства и гарантом сплоченности общества. Вопросам общинной жизни и видных деятелей раз яичных этнических, религиозных, территориальных общностей посвящены такие труды Алишера Навои как "Маджолис ун нафоис", "Хусайн Бойкаро" и "Абдурахмон Жомий".
В общественном мнении господствовал призыв к соблюдению исколов Корина, хади^оа, суфизма гак важнейших принципов мирного сосуществования различных этнических групп, образований, племен и народов.
Постоянное изучение политического статуса, численного' и структурного состава племен, народов, этнических образований, учет нсторико-культурнсС практики каждой демографической группы и справедливая расстановка их в политической системе общества способствовали, по мысли Алишера Навои, гармоническому функционированию и стабилизации общества и государства.
Государственные деятели и мыслители Мовароуннахра, рассматривали общественное мнение не только как социальный результат проводимой ими внутренней И внешней политики, но и как важнейший рычаг регулирования социальных процессов. Многовековая историческая практика свидетельствует, что снижение статуса общественного мнения в обществе вело к
экономическому, духовному спаду в общественном развитии, нарушению принципа справедливости, и, в конечном счете, к кризису в различных областях жизнедеятельности общества, к застойным явлениям.
Следует особо выделить ту особенность, что в жизни народов Туркестана приоритетное значение во все времена имела групповая, общинная демократия в отличие от индивидуальной, личностной. Групповая демократия способствует превращению мнения общины в авторитетную общественную силу, утверждавшую атмосферу взаимоуважения прав каждого общинника и способствующую развитию у него сознания равенства. В общественном мнении общины каждый из ее членов находит средство защиты и своего личного достоинства, и коллективных интересов.
"Важная особенность нашего общества заключается в том, — подчеркивает Ислам Каримов, — что оно базируется на идеях коллективизма, единства общинных интересов, приоритета общественного мнения'1.
Общинная демократия обогащалась общечеловеческими, гуманистическими принципами и считалась совершенной моделью, для которой чужды эгоизм, культ личности, волюнтаризм и другие отрицательные черты, Общинная демократия была преградой для распространения антиобщественных явлений.
В третьей главе - Место общественного мнения в общественном сознании" рассматриваются проблемы взаимодействия морали и общественного мнения, место общественного мнения в формировании политических воззрений, средств массовой информации как важного фактора формирования общественного мнения.
В первом параграфе "Взаимодействие морали и общественного мнения" подчеркивается, что общественное мнение и нравственность постоянно взаимодействуют между собой, что определяется экономическими, социальными и
1 1.Кара.чоз И.А. Узбекистан по нута углубления экономических ррфоры. ^зо«кпртов, 1005. Г.230 231
духовными изменениями, происходящими в процессе исторической практики. Общественное мнение воздействует на личность через методы убеждения, совета, требования, принуждения. В процессе воспитания общественное мнение опирается на моральные нормы,предписания и правила, зафиксированные историко-культурной памятью народа. Общественное мнение, исходя из интересов общества, по сути и в конечном счете выступает в роли авторитетного защитника интересов, потребностей конкретного человека. Такой опосредованный подход к защите интересов личности полностью соответствует моральным устоям народов и целиком совпадает с менталитетом узбекского народа.
Общественное мнение служит гарантией того, что моральное требование становится потребностью общества и разделяется большинством людей. Превалирование общественных интересов над личными важно для самой личности или группы. Роль общественного мнения в процессе становления единых норм нравственности проявляется в том, что мнения отдельных групп и общества гармонизируются на базе общих интересов, целей и находят подтверждение в общественном мнении. Общественное мнение обеспечивает своей санкцией соблюдение норм иравственности. В любой переходный период общества оТ одного качественного состояния к другому новые отношения закрепляются вначале в законодательных актах, затем в нравственных нормах и позже в общественном мнении. По мере совершенствования единых общенациональных норм нравственности происходит укрепление ответственности личности за соблюдение этих гюрм. Моральные нормы стабильны в обществе . лишь тогда, когда ; они гармонизируются с общественным мнением. .
Исследования, проведенные б различных регионах республики, в том числе . в г.
Ташкенте, Самаркандской, Кашкадарышской, Намангапской
областях с охватом 1200 респондентов п 1992—1996 гг. Показали, что за годы независимости республики произошло укрепление чувства гордости, достоинства и ответственности граждан за свою страну.Эти моральные качества становятся доминирующими, ибо 70,3% опрошенных ответили,что они гордятся происходящими
изменениями, 28,4% выразили свое удовлетворение, а неудовлетворенными оказалось 1,3%. Это свидетельство высоких гражданских, моральных качеств народа, единства общенародного мнения.
Во втором параграфе — "Место общественного мнения в форми ровании политических воззрений — рассматривается влияпие общественного мнения на политическую жизнь общества. Общественное мнение влияет на политические отношения через политические взгляды, содержащиеся в нем. Общественное мнение воздействует на политические отношения, на управление государственными делами, Общественное мнение оказывает свое воздействие на государство через демократические институты общества (партии,общественные организации и движения, различные добровольные объединения, культурные фонды, махалли и т.д.).В условиях перехода к рыночным отношениям и процесса укрепления не зависимости, влияние общественного мнения не ослабевает, а усиливается и становится еще более действенным и необходимым инструментом социальной стабильности общества.
В условиях независимости и демократизации общества предпринимаются меры по исключению противоречий между общественным мнением и политикой. Политика руководства Республики Узбекистан создает условия для укрепления связи и взаимодействия общественного мнения и государства, причем эти условия расширяются, что ведет к более эффективному управлению социальными процессами.
Исследования также показали,что за годы независимости, в частности начиная с 1993 года,общественное самоуправление регионов, махаллинские комитеты стали занимать важную роль в решении социально-культурных проблем региона.
Исследования показали, что в деятельности махалли участвуют 67%, не участвуют 32% , остальные не ответили (1%). Сравнительный анализ исследованных регионов и махаллей г.Ташкента, особенно махалли "Буз" и массива "Ялангоч", более подробно изложен в диссертации и научных статьях диссертанта в журналах "Хает ва конун", "Коиун химоясида" и "Халк тйълими" за 1996-1997 гг.-
В диссертации для формирования политической культуры населения предлагается следующее:
— распростарнение политических знаний среди широких масс;
— обеспечение комплексного использования средств социального воздействия и массовой информации;
— гармонизация воздействия официальных, общественных организаций и средств традиционного воспитания;
— широкое вовлечение народа в государственное управление;
— проведение социологических . исследований и на этой основе осуществление разработки различных программ социальнокультурной жизни общества;
— формирование чувства равенства перед законом всех граждан;
— воспитание у членов общества чувства национальной гордости и патриотизма, а также уважения к языку а симоволам государства (гербу, флагу, гимну);
— поддержки многопартийности, плюрализма мнений как необходимого условия подлинной демократии;
— возрождения народной духовности, нравственности, бережного отношения к национальному наследию;
— обеспечения свободы печати, слова, совести и религиозных убеждений;
— создания благоприятных условий для научного, политического, социально-культурного творчества. защиты интеллектуальной собственности как общего богатства.
В третьем параграфе ■ — "Средства массовой информации как
фактор формирования общественного мнения" — показана роль средств массовой информации в процессе образования общест- венного мнения и широкие возможности внедрения его в социально-культурную практику. Печать, радио, телевидение и другие средства духовного общенкл выступают важными орудиями формирования общественного мнения, являются основными каналами его выражения. При изучении большого количество писем в республиканские газеты диссертант опирался на метод контент-анализа, то есть перевода в количественные показатели • массовой текстовой информации с последующей статистической ее обработкой.
Особенностями средств массовой информации в формировании и выражении общественного мнения являются: чуткое выявление факта, оперативность передачи информации, непосредственное общение людей, их доступность.
В диссертации анализируется деятельность редакций газет по выражению общественного мнения по следующим аспектам:
а) исследование мнений различных слоев населения с помощью методов конкретно-социологических исследований;
б) контент-анализ социальной информации, отбор социально значимых, злободневных мнений;
в) синтез мнений населения и их редакционная обработка, отбор материалов для публикации г)и, наконец,в сознание народа поднятых общественным мнением жизненно важных вопросов.
О событиях в республике население г.Ташкента (опросы проводились среди различных категорий населения в 1995-96 гг.) получает информацию по телевидению — 83% опрошенных, радио — 47%, из газет и журналов — 49%, наглядной агитации -- 6%, на общественных собраниях, сходах, мероприятиях — 32%, от соседей, коллег на работе - 81%. В ответах многие респонденты называли несколько источников информации, что, естественно, в совокупности превышает 100%.
Но средства массовой информации используются недостаточно в формировании общественного мнения. Здесь имеет место однообразие, наличие штампов, сухость в подаче материала, что значительно снижает их роль в формировании общественного мнения;
В Указе Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова "О дальнейшем совершенствовании и повышении эффективности деятельности общественного Республиканского центра "Маънапият ва маърнфат" ("Духовность и просветительство") подчеркивается: "Огромное значение для демократического развития имеет печать, средства информации. Они должны быть действенным инструментом формирования нового мышления и сознания у населения, быть свободными, но объективными выразителями мнения и воли людей."1 В Указе отмечены недостатки средств массовой информации: отсутствие
! Правда Востока, 1983, 10 сентября.
29
глубоких аналитических материалов, серьезных политических, экономических и международных обзоров, дискуссий, полемики, В основном они выступают в роли вещателей официальной информации.
В четвертой главе — "Роль общественного мнения в укреплении независимости Узбекистана"
рассмотрены место общественного мнения в возрождении, развитии народных обычаев и обрядов; значение учреждений культуры в формировании общественного мнения; его место в возрождении исторического,научного и культурного наследия узбекского народа.
В первом параграфе — "Роль общественного мнения в возрождении и развитии народных обычаев и обрядов" - автор исходит из концепции, согласно которой традиции народа являются своеобразной устоявшейся формой общественного мнения. В этой связи исследуется проблема создания условий, способствующих возрождению национальной духовности, нравственности с одной стороны и закреплению новых обычаев и обрядов в общественном мнении народа — с другой.
В настоящем взаимодетерминированном и взаимосвязанном мире традиции являются своеобразным средством и условием социализации человека. Как покпчилз результаты исследования, проведенного среди работников учреждений культуры г.Ташкента в 1096 г. отношение к традициям, обрядам и обычаям выразилось таким образом: личность проявляется в традициях -38%, личность нивелируете* в традициях — 10%, традиции ведут к конформизму — 8%, традиции выступают средством социализации личности — 38%, не ответили 6%.
Совершенствование Всей системы социального развития различных форм общественного сознания и общественного мнения, как справедливо отметил Президент И.А.Каримов, должны базироваться на. следующих направлениях:
— развитие и реформирование образования и культуры;
— укрепление интеллектуального и духовного потенциала;
— социальная защита населения.1
См.: Каримов И.А. О приоритетах экономической политики Узбекистана. Т.: Уабекпстоп, 1993. С.18.
Конкретно-социологический анализ выявил мнения представителей различных слоев населения (в 1992-96 гг.) г.Ташкента, Самаркандской и Кашкадарьинской области об их отношении к изменениям, происходящим в республике в сфере духовно-нравственного развития. Улучшились возможности для духовного совершенствования народа с обретением независимости, подтвердили 92,1%, остались на прежнем уровне — 2,1%, не ощущают изменений — 4%.
В диссертации анализируется социальный механизм действия традиций на различных этапах развития общества и особенно в период современных его преобразований в системе взаимоотношений "общество-личность", и условия мобилизации общественного мнения на решение злободневных проблем настоящего времени. В своих обобщениях и выводах при освещении роли общественного мнения в возрождении и развитии народных обычаев и обрядов автор исходил из принципов объективности, историзма и преемственности.
Во втором параграфе — "Значение учреждений культуры и искусства в формировании общественного мнения" — рассматриваются место и роль культурно-просветительных учреждений в социально-духовном развитии нашей страны. Культурно-просветительные учреждения в диссертации представлены как своеобразные аккумуляторы общественного мнения, его выразители и в то же время как целенаправленно формирующие общественное мнение соответственно социально-культурному ориентиру общества. Культурно-просветительные учреждения располагают возможностью применять комплексный подход при формировании общественного мнения.
В этом отношении показательно использование свободного времени молодежью в городах. Данные опросы были проведены среди жителей массива "Ялангач" и махаллй "Буз" в городе Ташкенте 1905-97 гг. Участвуют в культурно-просветительной работе - 25%, за- нимаютсл творпесксй деятельностью - 18%, предпочитают пас- сивный отдых - 30%, не осознают свободное время-12%, не ответили 15%.
Культурно-просветительные учреждения обладают
большими потенциальными возможностями по формированию общественного мнения. Ибо они функционируют в конкретных регионах и с конкретными людьми. К числу потенциальных возможностей по формированию общественного мнения можно отнести: происходящие демократические процессы в республике, использование различных форм и методов воспитательной работы с массами, а также создание в коллективах атмосферы взаимной требовательности, ответственности; расширение возможностей первичных коллективов в выражении мнений и т.д. Однако использование этих учреждений далеко от совершенства. В работе данных учреждений есть недостатки и просчеты, которые выражаются в их использовании не по назначению (коммерческая торговля, прокат фильмов сомнительного содержания).
Между тем, специфика культпросветучреждений в использовании общественного мнения заключается в том, что они должны формировать положительное общественное мнение, нейтрализуя в отрицательные явления в сознании и действиях личности. К другим особенностям можно отнести обязательность учета мнений отдельных микрогрупп обслуживаемого населения, сб-ьздинешюгс родстзеш:ь;;.:н отношенпти, общими интересами, возрастом, обычаями, традициями, профессией и т.д.
В целях дальнейшего совершенствования деятельности культпросветучреждеаий республики в диссертации предложены следующие рекомендации: ,
— формирование общественного мнения, соответствующего новым качественным изменениям условий жизнедеятельности общества;
— нейтрализация с помощью общественного мнения отрицательных явлений в сознании и действиях личности;
— формирование и использование общественного мнения в пропаганде лучших трудовых достижений;
— использование общественного мнения в воспитании людей в лучших духовно-этических традициях народа.
По ■ каждому из названных направлений предлагаются специфические формы, методы и средства культурно-
просветительной деятельности, указываются действенные пути осуществления этих задач:
— изучение и учет реального состояния общественного' мнения;
— использование сложившегося общественного мнения в своей деятельности;
— насыщение коллективного мнения идеалами общенародных духовных ценностей;
В комплексном применении данных направлений должны найти отражение:
— соответствие содержания и форм деятельности культпро-светучреждений демократическому пути развития республики;
— опора учреждений культуры по формированию общественного мнения на руководящие документы по социально-экономическому и культурному развитию Узбекистана;
— учет общих социально-психологических закономерностей в формировании личности в период перехода к рыночным отношениям;
— совместная работа со всеми общественными организациями по упрочению основ духовной жизни общества;
— вовлечение населения в активную культурно-творческую деятельность и др.
В последнем параграфе главы — "Место общественного мнения в возрождении исторического и культурного наследия узбекского народа" — наряду с теоретическими выводами и обобщениями даны конкретные практические рекомендации. В нем показан рост сети различных негосударственных общественных структур, например, национальных культурных центров, различных общественных фондов и др., получающих поддержку со стороны государства и активно участвующих в возрождении материальной и духовной культуры, создающих единое общенародное мнение по сохранению, утверждению и развитию национального духовного наследия. В диссертации особо подчеркивается,что общественное мнение является не только своеобразным условием конкретного проявления форм общественного сознания и не только показателем их реального состояния, но и своеобразной подсистемой в целостной структуре демократического общества.
Прослеживаются реальное положение - ~и возможности совершенствования новых соответствующих институтов в области защиты прав человека, таких как Институт общественного мнения, национальный центр по правам человека,Институт Омбудсмена, Институт мониторинга текущего законодательства и т.д.
Сделан вывод о том, что новое положительное общественное мнение народов Узбекистана должно обеспечить: рост национального самосознания людей, их растущее понимание значимости независимости, поднятие уровня национального менталитета, понимание исторической необходимости свободы, пробуждение духа личности и обновление всего общества.
В заключении подводятся основные итоги исследования, обобщаются его результаты, делаются общие выводы и дается ряд научно-практических рекомендаций по формированию, функционированию, совершенствованию использования общественного мнения в социально-культурной жизни общества, а также его научного, методического обеспечения.
Целостное и системное изучение общественного мнения независимой Республики Узбекистан позволило сделать общие выводы:
1. В процессе историко-культурного развития народов Турана и Мовароуннахра общественное мнение имело важное социально-политическое значение.
2. Общественное мнение по своему назначению и сущности играет роль объединяющего фактора в обществе, способствует взаимному согласию, политической стабильности.
3. Общественное мнение выступает критерием и барометром общественного развития и социально-культурных процессов.
4.В . переходные исторические периоды, в условиях обновления стиля правления, государственных структур делается упорна свободное развитие личности, на ее права,усиливается приоритет закона и правопорядка, контроль за их соблюдением, что содействует формированию положительного общественного мнения и ведет к подлинной демократии. Происходит последовательное развитие демократизации общества.
В формировании, функционировании общественного мнения предлагаются:
— совершенствование целостной программы социально-культурной деятельности, связанной с реализацией прав и свобод народов Узбекистана в духовно-культурной сфере;
— внедрение программы социально-политической ориентации, направленной на формирование чувства национальной гордости и патриотизма, любви к историческому прошлому, бережного отношения к духовному наследию;
— дальнейшее улучшение условий для свободного выражения мнения и позиций, а также совершенствование деятельности государственных и общественных структур;
— проведение постоянной работы по формированию положительного общественного мнения, направленного на укрепление основ духовно-культурных ценностей узбекского народа и других народов Республики Узбекистан;
— использование регулятивной функции общественного мнения в решении социально-культурных проблем общества.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ ОПУБЛИКОВАНЫ В СЛЕДУЮЩИХ РАБОТАХ
I.МОНОГРАФИИ И СТАТЬИ В НАУЧНЫХ СБОРНИКАХ
1 .Социология асослари. - Т.: Фан, 1994. - 146 с.
2.Мовароунна>фда жамоатчилик фикри тарихи. — Т.: Фан, 1994. - 78 с.
3.Жамоатчилик фикрининг назарий асослари: илмий туп лам - Т.: ТошДМИ, 1994. - 87-97 с.
4.Социология ва ижтимоий ^аёт: илмий туплам — Т.: — ТошДМИ, 1996. - 8-12 бетлар.
б.Эстетик ацтиёж ва з^аваскорлик ижодиёти. — Т.: илмйй туплам. ТошДМИ. - 29-34 с.
6.Целостный процесс совершенствования личности в вузах культуры. - Т.: ТашГУ: Научный сборник, 1988. - 34-39 с.
II.НАУЧНЫЕ СТАТЬИ В ЖУРНАЛАХ
7.Амир Темур ва жамоатчилик фикри. //" Гулистон".-1994, N6. -17-18 бетлар.
8.Статистик та^лил усуллари. // "Х,аёт ва ш>тисод" 1996. — N6. - 15-16 бетлар.
ОЛ^асб з^а^кида л-йл,юатчилик фикри. // "Си^ат-Соломатлик".- 1996.- N5. -6-7 бетлар.
Ю.Кенгашганга кенг дуне. // "Си^ат-саломатлик".- 1996.-N6.-12-13 бетлар.
И.Турои ижтимоий сиёсий а^воли ва жамоатчилик фикри. // "Фан Ва турмуш". - 1996.- N6. - 15-16 бетлар.
12.Солш> тизими ва жамоатчилик фикри. //"Солнц туловчининг журнали".-1996.- N4. - 8-9 бетлар.
13.Маргиена фожеасий му^аббат тарихи. // "Кипо".- 1896.-N6. - 16-17 бетлар.
14.Нало1" и общественное мнение. //"Журнал налогоплательщика".- 1996.- N4. - 9-10 бетлар.
15.Атокли санъаткор. // "Кино".- 1996.- N8.- 7-8 бетлар.
16.У биринчилардан эди. // "Кино".- 1996.- N4. 8-9 бетлар.
17.Жамоа толдузлари. //"Гулистон".-. 1996.- N6.- 12-13" бетлар.
18.Моделлаштириш усуллари. //"Ицтисод ва хисобот". -1997. - N6. - 24-25 бетлар.
19.3Камоатчилик фикри нима? // "Хабт ва цонун". - 1997. -N8. - 37-38 бетлар.
20. ]$онун ва жамоатчилик фикри. //"^онун з^имоясида". -1997. - N8. - 21-22 бетлар.
21. Ижтимоий тара^киёт ва жамоатчилик фикри. //"Халк, таълими". - 1997. - N3. - 12-17 бетлар.
22. Xy*>y*v ва жамоатчилик фикри. //"Хужалик ва -1997. - N7. - 8-9 бетлар.
23.Миллий анъаиалар ва жамоатчилик фикри //"Соглом авлод учун". - 1997. - N11. - 11-19 бетлар.
24. Маданият ва жамоатчилик фикри // "Хал^ таълими". -1997. - N5. - 15-20 бетлар.
25. Ижтимоий бош^аруп ва жамоатчилик фикри // "Э^аёт ва нонуп". - 1997. - N11. - 17-19 бетлар.
III.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ
26. Анкета для работников учреждений культуры.: Т.:РНМЦ, 1986. - 28 с.
27.Программа научного исследования интегральных учреждений культуры (на базе Гузарского эксперимента 19861990 гг.) w Т.: ТашГИК, 1990. - 32 с.
28. Программа кандидатского минимума для аспирантов и соискателей по культурно-просветительной работе. - Т.: ТашГИК, 1991. - 32 с.
29.Хогира купи: методик таясиянома.-Т.:РНМЦ, 1988. 32 с.
30.Методическое руководство КПУ.' - Т.: ТашГИК. - 1988 г. (в соавторстве). - 28 с.
31 .Прогрсммалаштириш - мадапий фаолият асоси. - Т.: РНМЦ. - 1988.- 21 с.
32. Также на '.страницах республиканских газет опубликованы 3 статьи посвященные исследуемой проблеме.
БЕКМУРАД043 МАНСУР БОБОМУРАДОВИЧНИНГ "ЖАМОАТЧИЛИК ФИКРИНИНГ ИЖТИМОИЙ-МАДАНИЙ ТАРАККИЕТДАГИ РОЛИ" МАВЗУИДАГК ДОКТОРЛИК ДИССЕРТАЦИЯСИНИНГ ^ИСКАЧА БАЁНИ
Диссертация кириш, т?рт боб, хулоса ва адабиётлар руйхати цисмларидан иборат. Дкссертациянинг кириш 1-^исмида мавзуиинг долзарблиги, урганилганлик даражаси ёратилади, тадцицотнинг мацспд ва вазифалари белгиланади, илмий янгилиги ^амда назарий-амалий а^амияти курсатилади.
Мазкур мавзу Узбекистонда илгари етарли даражада ургаиилмаган. Мавзуни социологик жи^птдан комплекс урганиш, жамоатчилик фикрииинг ижтимоий-маданий таравдиётдаги ролиии курсатиб бериш, жамоатчилик фикришшг шаклланиш ыанбалари ва омал ь;илиш со^аларини ани^лаш ва ана шу йуналишларда муаммоиинг илмий асосланган коицепцилсиии ишлаб чшрлп масаласининг долзарб жи^атларидан з^исоблаиади. Тад^и^отиииг янгилиги муаммоиинг шарада хусусан мамлакатимиз хал^лари тарихида жамоатчилик фикрхгшшг «суда катта а^аыият;; га ролики -очиб бериш, демократик ксараенларнинг Гарбдаги индивидуализм ?рнига Узбекистонда жамоивин манфаатлар асосида аыал ^илиш тамойилларини асослашда намоён булади. Диссертацияда жамоатчилик фикришшг узбек хал^и менталитете, маьнавияти ва турмуш тарзи узига хослиги негкзйда намоён булиши мисоллар асосида йритиб бсрилади.
БЕРЙНЧИ БОБ - "Жамоатчилик фикришшг тушунчаси ва таркнби" деб атилади. Мазкур бобда "Жамоатчилик фикри", "Ижтимоий • маданий тарацциет" тушунчаларига илмий таъриф берилади. Жамоатчилик фикри тушунчасининг таркибий цисмлари, система ясовчи белгилари та^лил атилади.
ИККИНЧИ БОБ - "Мовороунназфда ясамоатчилик фикришшг ижтимоий-маданий тара^иетдаги роли" деб аталоди. Ушбу бобда ясамоатчилш: фикршшиг Сомонийлар, Темурийлцр еулоласи дйврларида тутган ижтимоий мавцеи та^лил зтилиб, цлмий хулосалар илгари сурилади.
УЧИНЧИ БОБ - "Жамоатчилик фикрининг ижтимоий онгда тутгпн урни" деб аталади. Бу бобда жамоатчилик фикршшнг а^лок,, сиёсат, оммавий ахборот воситалари тадциц этилиб»' назарий-амалий тавсиялар ишлаб чи^илади.
ТУРТИНЧИ БОБ - "Узбекистон мустациллигшш муста^камлашда жамоатчилик фикрининг роли" деб аталади. Ундц хал^ урф-одатлари, анъаналари, миллий ^адриятларнинг мамлакатимиз давлат муста^иллигшш муста^хкамлашдаги урни ва аз^амияти очиб берилади.
Хулосада куйидагилар 1>айд этилади:
1. Жамоатчилик фикри Турон ва Мовороуина^р халг;лари ижтимоий-маданий тара^циёти жараёнларида му^нм а^амият касб этгапдип.
2. Жамоатчилик фикри мо^ият эътиборига ва пировард ма^садларнга кура жамият аъаоларшш шахсий ва жамоавий такомилга, узаро а^иллик, ме^р-муз^аббатга асосланувчи якдилликка олиб бориш омили вазифасини у та б келгандир.
3. ЛСамоатчилик фикри жамиятнинг ■траадиёт мезонн ва маромий амал 1;илнш мувозанати ^амда бар^арорликнипг асосий омили вазифасини у та б келгандир.
4. Жамият ва давлат тузуми мо^иятан узгарган даврларда цонун устиворлигини урнатиш, жамиятда ва тартиботии м у ставкам л аш зарурлигипи омма онгига сингдирищ ало^ида таъкидланадн. Бу даврни утиш даври, ^онунчиликпи мустаз^камлаш ва барцпрорлаштириш даври дейиш мумкиндир.
Диссертадияда ахло^ий сийсий ва ^у^у^ий моданиятни таркиб топтиришда, шуниигдек, муста^илликишг маънавий асосларшш муста^камлашдага ало^ида аз^амият берилиб жамоатчилик фикрининг роли ва а^амияти конкрэ» социологии та^лиллар воситаслда ёритилади. Та/щт^отда шахе маънавиятининг такомили турли хил жамоалар, уюшмалар, шунингдек маз^аллалар фаилиятлари мисолида з$ам урганиб чицилгап.
Resume on dissertation of Bekmuradov Mansur Bobomuradovich
on the theme
The role of public opinion in the social and cultural development
The dissertation consists of introduction, four chapters, 12 paragraphs, conclusions and references.
The actuality of the theme, the degree of its study, its aim, scientific novelty and its scientific and practical meanings are studied in the introduction*
Chapter 1 " Hie concept and structure of public opinion" is devoted to a scientific notion of public opinion and social and cultural progress. Structural components and system forming features of die public opinion phenomena are analyzed in ilie chapi»*.
Chapter 2 "The role of public opinion in social and cultural progress of Movarounakhr" is devoted to social status of public opinion during ilia Samanids and Temurids period arid scientific conclusion is made.
Chapter 3 "The place of public opinion in social conscious" considers problems of interaction of a moral and public opinion, place oj public opinion in the formation of political mentality, mass media as an important factor for public opinion formation.
Chapter 4 " Tlie role of public opinion to the strengthening of independence of Uzbekistan" considers a role of public opinion in revival and development of national traditions and rites; defines a significance of cultural and art organizations for public opinion fonnatxcn; and a place of
public opinion in a revival of historical, scientific and cultural heritage of Uzbek people.
The subject of the research has not been enough studied yet. The problem is studied here in detail from the sociological point of view.
According to mental activity and the way of life of Uzbek people democracy is built on public interests which promotes flourishing progress and developing universal freedom of a person.
Objectives of the study are to work out a system of conception for a role of public opinion in the social and cultural development of society; to study sources and scientific literature about appearance of public opinion.
As results of the research:
» a variation of approaches to the role of public opinion was found in the history of culture;
o a distortion in the development of theoretical knowledge about public opinion and its role in spiritual perfection of social life were defined.
a the terms "public opinion" and " social and cultural life" were defined. Before there were & lot of various definitions of these terms in scientific literature.
Conclusions:
* The public opinion had a significant social and political importance for the process of historical and cultural development of the peoples of Turan and Movarounakhr.'
* The public opinion played a role of universal social factor of personal and public perfection in life, social agreements and social and national stability.
* The public opinion is a measure of progress and major factor of stability of society.
» The conteitt of society and governmental structure is entirely changing during the new period of independence and the priority of law should be established during this time. This period can be named as the stage of transition, strengthening of lawfulness and democracy.
Подписано к печати 40.. Sr Формат 60X84'/¡». Бумага тняаграфская. Печать «РОТАПРИНТ» Объем £,£ Тираж /¿f экз. Заказ №
Типография кздгтеяьегоа «Фан» Республики Узбекистан. 700170. Ташкент, пр. академика X. Лбдуллаева, 79.