автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Роль православной церкви в становлении и развитии русско-осетинских политических и культурных связей

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Мерденов, Хаджи-Мурат Юрьевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Роль православной церкви в становлении и развитии русско-осетинских политических и культурных связей'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Роль православной церкви в становлении и развитии русско-осетинских политических и культурных связей"

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК Институт истории России

ЫЕРДЕНОВ Хаджи-Мурат Юрьевич

Роль православной церкви в становлении и развитии русско-осетинских политических и культурных связей

На правах рукописи

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук. Специальность 07.00.02 - отечественная история.

МОСЬЗА - 1992

Диссертация выполнена в Отделе истории России периода феодализма Института истории России РАН. Научный руководитель - член-корреспондент РАН, д.и.н. профессор Дружинина Е.И.

Научные оппоненты: член-корреспондент РАН, д.и.н.

профессор Щапов Й.Н., к.к.н. Гутнов Ф.Х. Ведущая организация: Отдел народов Кавказа Института

этнологии и социальной антропологии РАН.

Защита диссертации состоится "л£> февраля 1992 г. на заседании Специализированного совета А Gl2.33.Q2 по присуждению ученой степени доктора исторических наук при Институте истории России РАН по адресу: г. Москва, улица Дмитрия Ульянова, дсм 19. Начало в "||" часов.

^ диссертацией мокко ознакомиться в библиотеке Института истории России РАН.

Автореферат разослан "^^январл 1992 года. Ученый секретарь Специализированного совета к.и.и. Т.Н.Дкаксон

I. ОБЩ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. В современных условиях обострения политической борьбы за обновление нашего общоства, накала лахнациональной розни и активизации деятельности церкви первостепенное значение приобретает изучение истории становления и развития связей России с её национальными окраинами и'роли.православной церкви в них.

Особенно сложно протекал процесс становления и развития связей России с Кавказом. Многонадаональный состав населения данного региона, разный уровень общественного уклада яизна его народов, наличие разных религиозных вар, многовековые' Претензии на него со стороны Персии и Турции, шесте с/тем воинственный дух горцев, их самоотверженная борьба за независимость - все это значительно затрудняло овладение этим краем царской Еоссией. В особо сложном положении оказалась Осетия в силу того, что через неё проходили единственные сухопутные дороги, пересекающие Кавказский 'хр;а бет, и из-за наличия в её горах ценных природных богатств. '

, Усложнение русско-кавказских и межнациональных отношений народов Кавказа сегодня, .политическая спекуляция определенными общественными течениями историей, фальсификация ими валигв2Й111х событий прошлого усугубляют остроту актуальности поставленной проблемы. А повышенный, как всегда, "интерес западных стран к Кавказу и его' связям о Россией придают ей международное значение.

Хронологические рамки исследования охватывают весь ХУШ в. и первые 60 лет XIX в., время русской истории, которое проходит под знаменем крепостного права, время экстенсивного развития капитализма в недрах феодальной системы, превращения русского государства в российскую империю, могущественную даряаву с сильной абсолютистской властью, вромя, когда церковь "из фактической слухашсн государства формально превращается...в орудие государственного упрап--лонмя"*.

1 Ыыольсю.й II.!.|. История русской цорюч.-М. ,19133.-С. 1.П:.

Объектом цепосг>эдотгэнног9 дзучекия б .ищется роль православной церкви в становлении и развития руссг.о-осетинских политических и культурных связей - деятельность Осетинской духовной комиссии, представляющую русскую церковь в Осетии с 1744 по 1860 г.

Степень научной разработки проблемы. Тема диссертации малоизучена. Несмотря на обилие кавказоведческой литературы, предметом специального исследования она еще не стала. Ставилась и освещалась, а чаще только затрагивалась в связи с другими проблемами - русско-кавказскими, русско-осетинскими отношениями, историей церкви. Но в итоге накопился значительный материал, далеко не однородный в.г"учно-концепыуальном плане, однако яе ценный и нуждающийся как в переосмыслении и пере -ценке, так и в извлечении и систематизации.

В истории вопроса наблюдаем определенную эволюцию концепций. В ней можно выделить три.периода: дореволюционный и два советских - 20-40-е и 50-70-е гг.

Дореволюционная литература не носит, еще строго научного характера. Это большей частью дневники, путевые заметки, воспоминания рпи же военно-исторические очерки, вольный пересказ архивных материалов, очерки по истории царкви2.

Большая часть дореволюционных авторов - официальный идьоло-ни, деятели "господствующей культуры..., культур" помещиков, попов и буржуазии: и лишь единицы - представители "домократи-

Осетины глазами русских и иностранных путешественников

• (Ш-Х1Х вв)/

Сост.: Б.А.Калоев. - Орджоникидзе, 1967. Буткво П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 г. - Ч. 1-СПБ., 1871; Потто В.А. Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях. - Т. I. - Вып. I - Изд.З-е,-СПБ, 1897. То же. Г.5 - Вып.1 - Тифлис, 1889; Баллов И. Русские миссии на окраинах. - СПБ, 1900; Гатуев А.Г. Христианство в Осетии. - Владикавказ, 1900; Илурадзо Ы. Исторический очор:; деятельности православного шсснонерства в ХУШа XIX ст. причиш ее успехов я ноудач// Пастырь - 1888-й 8-9, 12, 20; 1889- В I, 3, 5, 7, 8, 9, 10, 23, 24;1890 - й 2,21-22, 23-24;1891- Ш,2 и др.

о

ческой » социалистической культуры . Нисколько н« смешивая их социальное адресов, ыы старае ^я извлечь из этой литературы вст, что касается темы диссертации и обнаруживаем немало ценного.

В трудах официальных идеологов мож"о принять во внимание определение некоторых исторических предпосылок возникновения и развития русско-осетинских связей - то, что осетины в древние времена и в середине впка 'чли христианами, что они неоднократно вступали то в военные, то в родственные связи с Руоью. Обоснованным считаем в них трехэтапное деление истории Осетинской духовной комиссии, но хронологические границы их находим не всегда точными. Соответствуют истине такие из перечисленных в них причин низких результатов миссионерской работы в Осетии, как. формальное и меркантильное отношение духовных лиц к своей службе, наличие языкового барьера.

Но в общем эту литературу считаем концептуально неверной, ■ игьюктурной: все оценочные суждения л ней служат или "барабанному" патриотизму, или национализму, или религиозным целям.

Авторы, придерживающиеся демократических и социалистических взглядов, - это в основном писатели и декабристы, служившие на Кавказе или по различным мотивам оказавшиеся -здесь, а также революционно-демократические критики: Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Л.Толстой, Норов, Бестужев-Марлкнский, В.Толстой, Чернышевский, Добролюбов. Их всех роднит сочувственное отношение к горцам, ..онимание справедливого характера их борьбы за независимость и вместе с тем предрешенности судьбы этих народов и осуждение жестокости царизма.

В оценке деятельности православной церкви в Осетии мастной прогрессивной интеллигенцией выделяем К.Хетагурова. Он выооко оценил культурно-просветительную деятельность Осетинской духовной комиссии. "Правда, немногое могла совершить в то время моздокская комиссия для успешного распространения евангельского учения, - замечает поэт, - но если щ ня.о во внимание, что ев отпечатана п ^вая церковная книга на осетинском языке, создано несколько церковнослужителей из природных *е осетин, то и эти результаты следует признать довольно значительными".4

3 Ленин В. И. Полн. собр.соч. - Т. 24. - С.ПО-121.

4 Хотагуров К.Л. Полн. собр. -оч. в 5 т. - Т. 4. - 11. ,1960.-0.266.

3.

Подлинно научное изучение русско-осэтйьск^ osnsaß в роли церкви в них начинается на основе марксистсг.о-ле нш; ской -методологии. За 70 послеоктябрьских лет кавказоведческая литература настолько выросла, что стела самостоятельной отраслью науки. В ней есть свои издержки и болезни роста, ко гораздо больше успехов и достижений. К первым относки, например, наличие двух крайних позиций в трудах особенно местных авторов, вшедших в два разных периода развития советского общества. В 20-40-х годах все внимание историков было сосредоточено на захватнической и колониальной политика царизма, а в 50-70-х годах - на истоках дружбы русского народа и горцев. Соответственно этим позициям в двух крайних формах характеризуется способ присоединения Осетии к России: в 20-40-х годах -' как захватнический, а в 50-70-х годах - кок добровольный. Кроме того, и ата литература далеко не равнозначна. Но целый ряд трудов прод-

Из них наиболее подробно характеризуем исследования местных авторов: Е.Алборова, Г.Кокиева, Б.Скитского, М.Тотоова, М, Блнева, - поскольку в них наиболее широко отражена деятельность Осетинской духовной комиссии. Обииш положонияш в етих трудах являются следу идио:

Гальцев B.C. Кавказская линия и терское казачество к началу XIX столетия // Извеотия С01ШИ. - Т.9. - Орджоникидзе, 1940; Он же: Введение // Материалы по истории осетинского народа / Сост.Гальцев B.C. - Т.2. - Ордаоникидзе, 1942; Кокиев Г» Очерки по истории Осетии. - 4.1. - Владикавказ, 1926; Он йе: Методы колониальной политики царской России на Северном Кавказе в Ш в. // Известия ТОНВД. - Вып.1. - Сталинир, 1933; Скитский Б.В. Роль православия в колониальной политике росоийского царизма в Дигорип // Ученые залиоки 2-го СКШ. - T.I0 - Орджоникидзе, 1933; Он же: Очерки истории горских народов - Орджоникидзе, 1972; Фадеев A.B. Россия и Кавказ в первой трети Х1Хв. - М., I960; Смирнов H.A. Политика Роооии на Кавказе в ХУ1-Х1Х

5 Алборов Б.А. Первая печатная осетинская книга // Алборов Б.А. Некоторые вопросы осетинской филолопш. - Орджоникидзе,1979;

века. - Ц., 1958; Он же: Миссионерская деятельность церкви // Церковь в истории России. - М., 1967; Тотоев Г.1.О. К истории дореформенной Осетии - Орджоникидзе, 1955; Он же: Народное образование и педагогическая мысль в дореволюционной Осетии.

- Ордаоникидзе, 1962; . Он жо: Из истории дружбы осетинского народа с великим русским народом. - Орпдоникидзе, 1963; Он ко: История русско-осетинских культурных связей. - Ордаоникидзе, 1977; Бл1:ов Ы.М. Присоединение Осетии к России. - Ордаониквд-'зо, 1959; Он де: Осетинское посольство в Петербурге 1749-1752 гг. - Орджоникидзе, 1951; Он ке: Осетия в первой трети XIX в.

- Орджоникидзе, 1964; Он же: Русско-осетинские отношения (40-е гг. ХУЬ1 в. - 30-е гг. XIX в.) - Орджоникидзе, 1970.

1. Определение основной цели комиссии миссионеров как политической - как содействие присоединению Осетии к России, укреплении русского владычества на Кавказе.

2. Определение значения Осетии для России как военно-стратегического и экономического.

3. Пояожйтэльная оценка деятельности миссионеров, ее последствий.как "объективно прогрессивных".

Наряду с общими положениями в характеризуемой литература имеются к расхождения, противоречивые, спорные, а порой и сомнительные выводы и осуждения:

I. По-разному характеризуется общественно-политическое положение Осетии до прихода русских: водних трудах Осетия называется свободной рфаной (Е.Гальцвв), в других - зависимой от Ка-барды и Грузии (Г.Кркиев, Б.Скитский).

' 2. По-разному определяется способ присоединения Осетии к России. В трудах 20-40-х годов утвервдаэтея положение о насильственном Методе (Г.Кишев, В.Гальдев), а в работах 50-70-х годов - о мирном, добровольном (Ы.Тсгоев, М.Блпев).

3. По-разному определяется дата присоединения. Одни ею считают 1830-й год (Ь.Гальцев), другие - 1774-й (Б.Скитский, М.Тотоев, М.Елиев).

4. Спорной являоься дата появления первой печатной книги на осетинском языке. М.Дйсана'хвилп з 1897 г. пи :ал, что порвая печатная книга на осетинском языке выела в 1753 г. Советски« мастные ученью Гл. Гстоев и огс послидова:-ол:; иго по^олонио вос-

приняли как аксиому. Только Б.Алборов с самого начала обращо-ния к этой проблеме и до конца ставит под сомнение его верность.

Цель л задачи исследования. Учитывая научную актуальность и прак ическую значимость и неразработанность теш, диссертант наметил изучить источник и, опираясь на достижении.кавказоведения, осветить почти 120-летнюю историю Осетинской духовной комиссии, представляющую русскую православную церковь, раскрыть ее роль в становлении и развитии русско-осетинских политических и культурных связей и на этом материале определить функции церкви как социального института в реализации внешней • политики царской России.

В связи о этик автор поставил следующие задачи:

- определить исторические предпосылки возникновения русско-осетинских связей и роли церкви в них;

- исследовать историю создания Осетинской духовной комиссии, её цели и задача, методы работы;

- осветить деятельность комиссии по трем основным направлениям: по линии непосредственной христианизации, в политической и культурно-просветительной сферах; \

- проследить поэтапно за результатами деятельности миссионеров, провести сравнительный анализ.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды классиков марксизма-ленинизма по вопросам роли.религии и церкви в истории народов, развития капитализма в России, её внешней политики в цэлсм и по отношению к Кавказу в частности, а также отдельные высказывания и положения по вопросам исследуемой темы.

^охочдккозэт) базу диссертации составили документы и материалы, хранящиеся в.различных центральных и местных архивах: "Дело об обращении осетинцав в христианскую »еру" (ИГАМ. Москва), "Осетинское дело" и "О крещении осетинского народа"(ЦДЛ. Ленинград), "Осетинское дело" (АВПР, Цосква), фонд "Канцелярия экзарха Грузии* (архив Гр.ССР), материалы из архлво Астраханской области СОАССР и СОНИИ,

Большую помощь оказала опубликованные архлвныэ материалы:

"Акты, собранные Кавказскою арх?ологглзскоп комиссией" в 12 т., сборяики документов, отраяашщиэ историю Осетии. В качестве источников использован ряд работ описатеЛного и мемуарного характера: дневники, путевые записки, очерки участников и свидетелей тех исторических событий.

Научная, новизна диссертации заключается в том, что в ней на базе широкого' круга источников впервые рассмотрены важнейшие направления деятельности православной церкви в Осетии с 1744 по 1860 гг. и раскрыта её роль в становлении и развитии русско-осетинских политических и культурных связей. На основа опубликованных и архивных материалов автор попытался критически проанализирйвать миссионерскую деятельность русской православное церкви.

Практическая значимость. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы как в исследовательской, так и в учебной и ¿фопагаядистской работе,

ДдЧутфэдн* работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании отдела фаодолизма института истории СССР АН СССР. Основные положения работы изложены в публикациях.

Структура работы обусловлена задачами и хронологическими рамками исследования, Диссертация соотоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и источников.

■ П. ОСНОВНОЕ СОДЕРНАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность тзмн и научдая новизна исследования, характеризуется лсточнпкоза.^ оаза, дается анализ историографии, формулируются цели и садачн диссертации ,.раскрывается ее методология.

В- первой главе "Организация Осотгиохой духсппоЗ комиссия и её деятельность з 40-х'-нач.60-х гг. ХУШ и." ссЕздаотся: ."с-торическпе предпосылки воз1ыкковэн/я и развития русско-рсот;ш-склх связей, ролл церкви з н.яс; создание Осетинской духошюй комиссия, ей состав, цели и задачи; деятольнсоть ш:ссчоыорсв в Осетии з середине ХУШ столетии! её результаты.

Началом возникновения исторических иродчоснлск стаког<лоь",ы п развития русскс-осогчнских связей следит считать ппгровскго

время - время усиленного развития капитализма е недрах феодальной России, требующего выхода на мировые ринки, путей в Индию и Китай. Кавказ представлял первую этапную ста.нцию на этом великом пути в азиатские страны, поэтому уже Петр I обратил на него серьезное внимание к завладел Каспийским побережьем. Однако после его смерти Россия потеряла эти завоевания и переключилась к Центральному Кавказу, где имелась ещё одна возможность выхода в Закавказье, - это сухопутная дорога, прорезающая кавказский хребет. Хозяином этой дороги был осетинский народ. Так возникла проблема установления связей России с Осетией. Однако решение этой проблемы с самого начала усложнилось тем, чтс территориально Россия не граничила с Осетией: между, ниш находилась Кабарда, объявленная по Белградскому миру (1739 г.) вольной.

За неимением прямого выхода в этот край ей пришлось искать скрытые способы предрасположения осетинского народа к себе. Исторический опыт завоевания других народов дал много средств, среда которых эффективным оказались религия и церковь. Вцё со времен Петра I русская православная церковь стала превращаться в инструмент государственного управления. Важнейшим актом, которым Петр I закрепил зависимость духовенства от царя, превращение церкви в одно из учреждений самодержавия, было создание в 1721 г. Духовно коллегии, вскоре переименованной в Синод. ■

Правительство широко использозало церковь в сфере миссионерской деятельности в национальных окраинах, видя в христианизации эффективное средство склонения иноверцев к российской стороне.

Русская православная церковь, начиная со второй четверти Х71'1 в. вплоть до свержения самодержавия широко развернула эту работу. Руоскнэ миссионеры дошли до Японии и Катая на востоке, Палестины и Египта на запацэ.

Ипея. создания миссионерской комиссии для работы в-,Осетии зародилась а 174?, г., а реализована в 1744 г. Создание этой 'комиссии именуемой Осетинской духовной, внешне было инсценировано как инициатива грузинских духовных лиц, эмигрантов из свиты царя Вахтанга У1. И состав комиссии на первом этапе её деятель-

е.

ности был определен из одних грузин. Зто делалось в дипломатических целях - для отвлечения внимания Турции к Персии, неусыпно следивших за отношением России к Кавказу.

Цель комиссии заключалась в том, чтобы христианизировать осетинский народ и "божиим словом" предрасположить его к российской стороне. Наряду с этой целью, определенной высшими органами правления, у духовных лиц грузинской национальности была своя скрытая цель это пропаганда среди осетинского населения прогрузьнской ориентации.

Осетинская духовная комиссия просуществовала дольше всех подобных ей обществ - почти 120 лет - с 174-1 по 1860 г. - до открытия Общества восстановления православия на Кавказе, куда она вошла как органическая часть. Б её истории были периоды наиболее активного действия, и периоды спада, застоя, реорганизации. Соответственно историческим обстоятельствам видоизменялись цели, задачи, способы и методы работы. С учетом этого исторчю комиссии мы делим на три периода: I) 1744-1764 гг., 2) 1771-1799 гг. и 3) 1814-1860 гг. Б данной главе исследуется работа комиссии на первом этапе.

Деятельность Осетинской духовной комиссии протекала в трех направлениях - по линии христианизации горцев, установления политических связей между Россией и Осетией и культурно-гтросвз-тительская работа.

Христианизация осетинского народа на данном ьталэ протекала в замедленном темпе. Хотя миссионеры, отправляясь в Осетию, заверяли- правительственные органы России, что 200-тысячное население Осетии, '"издревле бывшее православным христианским" они "во святое-крещение и вечное... императорскому величеству подданство привесгь могут в непродолжительном времен;; без остатку"? результаты их деятельности оказались довольно низкими. Общое число крещенных составило бсэго 2185 чел., что равно 1%.

Основные причина столь низких результатов заключаются в следующем:

ь Русско-осетикскир отношения в ХУН! в. Сб.дои. в 2-х т./Соот. М.;,!. Б л лев. - Т.1. - Ормоилскдза, 1Э76.-Г С.3и-31.

Во-пэрзах, равнодушие горцев к религии боз^чз, ахепстичос-хшй дух, свойственный этому народу. Суровая зшзнь в гора:: при-' учила не принимать ничего на чистую веру.

Во-вторых, члены Осетинской духовной комиссии ка етом &та-не увлеклись политической проблемой, торопились привести осетин к. присяге на верность России.

В-третьих, оказались общеизвестные причини, низкая профессионал, ьяач подготовленность миссионеров, незнание шли осетинского языка, формальный и меркантильный подход к делу.

Политическая деятельность оказалась той сферой, где миссионеры проявили наибольшую активность, ко в силу двойственности их пели, столкновения прорусской и црогрузинской ориентации, она проходила сложной мадорезулътативно. Опережая исторический ход событий, игнорируя инструктивные указания правительственных органов, требующих внимания пока одной религиозно-про-сзетительской работе, члена духовной Комиссии, в особенности ах. качая* ник архимандрит Пахомий, на первый план выдвигали по-лигичэскув задачу и с первых же дней приезда приступили к её ро.иению - к подбору и подготовке послов в Петербург для; принятия ими российского подданства. В 1747 г. они уже добились права на выйзд. Но поездка, а затем прием их в столице приняли затяжной характер по политическим яе мотивам. Уже должны были вы-ошть 5 намеченных послов, как разгорелась борьба мевду членами комиссии, затеянная игуменом Николаем Махотеловым и приехав-гым к нему братом Кайхояро, жолахщм стать аденом комиссии. Махотеловы обвинили Пахомия в. присвоения средств, выделенных для новокрещэнкнх, к в тайных связях с грузинскими царями. Это подействовало на настроение народа, и приостановилось крещение. Пришли в замешательство и члены посольства. Двое из них отказались ехать. Кастором лея и центр. Поездка оттянулась до 1749 г., о 1£рпом послов состоялся только в 1751 г. Ею злодствке но делу Махотйдовьпс. Правда, в течение всего времени нахождения осе-тиасвмх послов в Москве и'Петербурге им уделялось г.склпчитель-нее внимание. в когше они быта "приласканы", щедро одарены, окрещены, но в глаятк пунктах их прошения - в получении российского подделст^а и ппавз. т перооелонл.е з предгорные равнин-

низ мэста - км дипломатично было отказано. Основная причина изменения позиции русского правительства состояла в том, что инцидент Махотеловах с Пахомлем укрепил в нем прежние сомнения в политической благонадежности духовных лиц - грузин. По доносам Махотеловых оказывалось, что "оные осетины в христианский закон приводятся от российской империи, а в подданство рекомендуются в другие владения" •• в Грузию.''' Русской правительство было встревожено тем, что если "осетины ... в подданство к милитинскому и кахетинскому царям присвоены бщщ б..., то б владения тото оных царей, которые и сами под властью турецкого и" персидсктас шахов находятся, сш немалочисленным народом усилилось, а здешн й стороне от того не токмо никакая польза, но паче... опасность быть могла".

.Как видим, правительство было напугано усилением Грузии за счет Осетии, а оно решило: "Лучше б ал о б, чтоб сей осетинский народ в прожнем его состоянии^ так кек он я до сего времени ничьему владению не принадлежит, остался".8И эта позиция России стала стабильной на протяжении всего второго этапа деятельности комиссии.

Царское правительство приняло во внимание материалы их доносов. И даже потом, значительно позке выражало сомнение в том, правильно ли поступило, осудив но Похомяя, а Махотадовых, прежде всего Николая. "По учиненным исследованиям, правда, всего того игумен доноситель доказать иё „мог, а сам по то:!у обвиненным остался, - рассуждает Коллегия иностранных дел в 1768 г, - Но неизвестно однако ж, не больше ли ссе случилось от неудобности в сии дела прямо войту, , нежели от непорочности поступок архимандричыос". ^ ]

Сложной а малорезультативной на нервем этапе оказалась л культурно-просветг.тольская деятельность. Хотл Дахом/й и в дин-ком вопросе, в частности в вопросе открытия Ш'олы, с napsjix дней приезда и до конца езеей службы проявляя ин^лхьтпву и ка-j-

8 Там не.

^ IVccKo-oceTi'.HCK^o отношения з лТы я. Л.до::.и 2-х т. //Cr..:?, У.М.Лкнр'з •• Т,2. - Ои««оч:-:о.д:<, J90-.'. -- С. II]".

тойчивость, однако яе школу открали, а точнее - указ

ort GG открытий ЛИШЬ В 1764 Г. в СВЯЗИ О HOOTpCSt'iiSa Й0В02 крепости на кавказской линии s урочище Моздок, рассматривая её не только как рассадницу "христианского закона", но и как щпшанку к переселению горцев на пограничные русские земли.

Со школьным делом теоно связан вопрос о создании осетинской письменности п почетной литературы. Как отмечалось уже зыгае, в местной научной литературе отало традиционным мнение, Что первая печатная княга на осетинском языке вышла в 1753 г. В данной главе диссертации путем анализа источников и состояния печати в России и Грузии ХУШ б опровергается эта концепция.

В делом важнейшим достижением миссионеров в Осетии на первом этапе их деятельности диосергантом признано установление русско-осетинских политических и культурных связей.

Во второй главе "Реорганизация Осетинской духовной комиссии и её деятельность в последней трата ХУШ в." раскрыты причины обновления комиссии, определены цели и задачи ее работы на втором этапе, на основе анализа источников охарактеризованы её деятельность и результаты по основным направлениям, сделаны частные выводы. •-. .

Причины реорганизации Осетинской духовной комиссии состо- , ят в исторических переменах - в усллоник и ускорении развития экономики, политики и культуры России, в обострении классовых противоречий. Хронологически данный период (1/71-1799 гг.) совпадает с годами царствования Екатерины П (Г762-1796), кото-рае принято называть "екатерининским" временем или временем "просвещенного абсолютизма и дворянской реакция", терминами, определяющими оуть её политики. Выдавал заботу.о дворянстве и самодержавной власти за стремление устроить "всё ко благу для всех", Екатерина проводит ряд реформ. В и*х она коонулаоь и церкви. Реформой 1764 г. лишила доркви и монастыри лу. вотчкв к том самым завершила секуляризацию, начатую еа мужем Петром IL Главный рсгзлнтатом реформы было полное превращение цэркви в ведомство государственного управлешл, а эпископов - в чшюв-к;?коз и расширение земельных владений дворян.

Уошмнчг .с:-лю.цо1нзг;1Г1, укрвшшда кролостаичоской системы,

балансироЬа&п сил дсорпыстгг. л ¿у&ъ сяуаила и зксшяяи политика, направленная на растирание границ и колонизацию национальных окраин, чему способствовала и сложившаяся к тому времени международная обстановка. "Никогда еще международное положение, - пишет Ф.Энгельс, - не было более благоприятным для завоевательных планов царизма, чем в 1762 г., когда на престол вступила... Екатерина П. Семилетняя война расколола всю Европу на два лагеря. Англия сломила могущество французов. .., затем бросила на произвол судьбы своего континентального сошника, прусского короля Фридриха П... Фридриху... ие оставалось другого внбсра, как броситься к ногам только что взошедшей на трон царквд... 31 марта... 1764 г. Екатерина и Фридрих заключили Петербургский договор о союзе... Этим был предрешен будущий раздел Польши".10

В этих исторических условиях обкатались то факторы, которые не позволили Осетинской духовкой комиссии на первом этапа е8 деятельности добиться желаемых результатов, й в 1771 г. был издан указ о её реорганизации. Преаде всего был ооновлен ооотав: болыпум половину бё членов составили русские. Начальником. назначен русский, ученый протопоп А.Лебедев. Усиление внимания.к деятельности миссионеров проявилось и в материальном отношении^ При одинаковом числе членов прежнего к нового состава (21 чел.) средства, выделенные на их содержание, значительно разнятся. Если в 1744 г. было выделено на все расходы 1000 руб., то в 1771 г. только на жалованье опредэдэно, 2216 р. 80 коп.

Но самое главное, отражающее дух времени, представлено в инструкции Синода от 8 апреля 1771 г., данной начальнику комиссии. В ней определены, цель, задачи и метода работы. Они видоизменились по сравнении с предыдущим этапом, ¿'ели ранее от миссионеров требовалось внуиениа горцам посредством "божаего слова" доброжелательного отношения к России, то теперь они должны были путзм распространения оспоз евангельского учения

10 Энгзльс Ф. Внешняя политик?. русского царизма // Маркс К., Энгельс ф. Соч. 2-е изд. -- Г* 12. - С.23.. . '

■ \

"укротить" нравы горцев и продраенологеитъ их к сознательному и прочному усвоению необходимости царской власти.государственной формы управления. | Миссионерская деятельность Осетинской духовной комиссии

на втором этапе оказалась почти так же малорезультативной, ■ как и ка первом. Число крещеных достигло 6345. Это втрое больше прекних данных. Но по отношению к общей численности осетинского народа (200 тыс.) и данная цифра не столь высока - всего %%. Аналогично обстояло дело с построением церквей. Как и прежде ) деньги залраливали, но церчвк не строились. .

Причины столь низких результатов во многом те же, что к на . первом этапе - тот же формальный подход, спешка в крещеная, на''. личпе языкового барьера, низкий профессиональный уровень духовных лНц и русской национальности. Той же остается и главная ,' причина - отношение горцев к религии и делу крещения вообще. > Как убоадаат в том источники, осетин, .как и остальные горцы, крещение связывали с экономическими и политическими вопросами. Если получали право на переселение на предгорные земли и военную защиту со стороны русских, то готовы были щшвдяь п российское подданство, и русскую веру. Но поскольку и на данном этапе эти условия не выполнялись,' то крещение принимали лишь нем-4 ногие, а принявшие его, продолжали жить по вековым-обычаям и ''нравам.

Полит* чаская деятельность миссионеров'оказалась наиболее результативной. Она выражалась в выполнении конкретных зада-' ний местной военной администрации. Эти-задания были связаны с геологоразведывательныш экспедициями, переселением горцев на ...плоскостные земли, организаций и проведением русско-осетинских, политических переговоров. Миссионеры в них выступали в качест- ' 'ве помощников, агентов, проводников, пропагандистов, перевод-т

41'кое и т.п.

Распространенными формами установления русско-осетинских овяией были встречи-переговоры представителей местных российских властей с горцами. Наиболее значительными из них были рограчл-треговорц со старшинам« Тагаур:;и в .1770 г. .куртатин-к апаг'арскпми игарзшншл л 1774 г. п с ]фэдс-тав:1гелФ>П!

дигорскзго народа в 1781 г. Все они завершались присяга:.«! горцев о верности России и взаимными договорными сбецаяиши.

В советской местной научной литературе принято эти даты считать этэнными в "добровольно!.! присоединении Осетии х России, причем за основную дату принята вторая -- 1774 г. В диссертации опровергается эта концепция, доказывается, что связи Осетии о Россией, которые устанавливались в процессе переговоров мастного начальства с группами лиц, представляющих отдельные общества были не столь широк*; и прочны и не имели той правовой формы, чтобы считать Осетии присоединенной к России на их основе. Сам царское правительство в эти года не считало. Осетию не только присоединенной, но и зависимой сколько-нибудь. Белее того, оно предупреждало местное начальство не предпринимать никаких попыток "к российской стороне Н5посрод- • ственное присвоение" осетин, считая, что "не стоят они в настоящем своем состоянии употребления великих усилий". Об этом указывала Екатерина П в 17777 г. астраханскому губернатору Якобию.

Культурно-просветительная деятельность Осетинской комиссии в последней трети ХУШ в. явилась логическим развитием начатой на первом етапе работы по решеннв поставленных временем задач - открытию осетинской духовкой школы в Моздоке и созданию осетинской письменности и печатной литературы.

Школа, открытая по указу 1764 г., просуществовала до 1799 г., до расформирования Моздокской епархии. Но парадоксальна её 35-летняя история. Школа фактически не дала сколько-нибудь грамотных осетин. Их следов нет. Присяги, прошения х'орцев в эти годы, как и ранее, писались представителями русских властей или духовенства. Осетины ставила подпись, кяк и ранее, "приложением паи-па.", Школа призвана была хютовить миссионеров из "природных осетин". Но таковых тоже нет в составе комиссии. Судя по источникам, число грамотянх осетин вообще не превышает 5-ти, и они большой частьп не выпускники Моздокской школы.

Парадокс этот становится ебьяояимым, когда выясняешь, что

** Гагуев А.Г. Христианство в Осетия.

Влздикавказ,1901,-С.30.

15.

несмотря на указ ей открытка шкрды, её в пряном значении не. было, так как в-штатное расписание членов духовной комиссии не ввели должности учителя, средств на жалованье не дали, здания для школы не построили. Обучение детей поручили дьяку как приложение к основной его работе. Постоянного контингента учащихся тоже не было. Школа работала на самодеятельных на-, чалах от случая к случаю.

История Моздокской школы ярко иллюстрирует подлинную суть "просветительской" политики Екатерины П, лицемерный характер которой проявился уке, как известно, в распределении государственного бюджета: на народное образование "просвещенной" монархией выделялось всего 1,7%, тогда как на содержание армии и флота - 40%, на финансовое управление а административный аппарат - 45,3%.

Но шесте с тем открытие Моздокской духовной школы - исторический факт, знаменательное явление, давшее толчок делу народного образования но только в Осетии, но и на всем Север- • ном Кавказе. Особо ваяное значение её состоит'в том, что она повлекла за собой два таких еще исторических события, как создание осетинской письменности и выход первой печатной книги, на осетинском языке. Оба эти события связаны с именем моздокского архиепискома Гайя Такаова. Ну е учебно-просветительских целях создана осетинская, азбука на основе церковно-славянсксго алфавита, переведена на осетинский язык и издана в 1798 г. книга "Начальное учение человекам, хствдш учмтпея". Ни алфавит,' ни эта книга не нашли практического применения правде всего в связи с ликвидацией Моздокской епархии и школы, а такав прекращением деятельности комиссии на данном этапе. Но историческое значение велико, поскольку с них начинается летоисчисление фактического приобщения Осетии к русской и мировой культуре.

В третьей гладе "Восстановление и деятельность Осетинской духовной комиссии с 1814 но 1860 гг." дана историческая справка

Каменский И. Обращение осетин в христианство // Астраханские епархиальные Ведомости. - 1Ш1. - С. 143.

о политическом положении Осетин ггарсктаризуемого периода, выявлены причины прекращения и восстановления миссионерства в Осетии, анализируются источники по вопросу - о роли православной церкви в развитии и укреплении русско-осетинских политических к культурных связэ в 10-50 гг. XIX в., в условиях развернувшейся кавказской войны за независимость.

Существование Осетинской духовной комиссии было прервано, как уже заметили выше, в связи с упразднением Моздокской епархии в Г799. Но поскольку последнее было вызвано не ослаблением, а усилением роли церкви в общественно-политической жизни екатерининского времени - необходимостью укрупнения всох епархий, миссонэрство в Осетин тут же должно было восстановлено. "Быв;иую Осетинскую комиссию открыть вновь", -гласит указ Синода от 16 октября

Однако исторические события, происшедшие на Кавказе в начале XIX в., отодвинули восстановление комиссии на целых 15 лет.

Присоединение восточной Грузии к России по манифесту 160.1 г. обострил русско-персидские отношения и сепаратистские действия царевичей из дома Багратиона, а также ряда князей - сторонников независимой Грузни. А мозду тем социально-экономические и политические интересы России требовали укрепления оо позиции на Кавказе. Решение вопроса виделось только военными средствами.

В этих условиях Осетия становилась ареной стороны, плацдармом для России, а с другой - убежищем для грузинских сепаратистов. Кроме тоге, усложнялись межнациональные отнесения в данном регионе и социальная жизнь осетин, особенно шкых. Классовое расслоение, обострение социальных отношений, стреттонио грузинских князей 'присвоить земли южных осетин, попустительство российских властей в ртом деле, а также усиление агрессии со стороны самой России - все это вместе порождало мятежный дух и вызвало волну восстаний на протяжении целых 30 лет. 1330- 1 год стал кульминационным к годом развязки - годом окончатель-

К&'пеяский И. Обращение осетин в христианство // Астраханские епархиальные Ведомости. - 1831. - С.143.

¿юго покорения Осетии Россией и разделения ез па долгие времена на две административные единицы Есшуш и Северную Осетии , оказавшихся отныне' в подчинении двух народов - грузинского и русского. Не менее сложными оказались внутренняя и внешняя политическая жизнь Осетии в последующие годы - с 1830 по 1860 - в связи с развитием движения горцев под руко-. водствоы Шамиля, стремлением мюридов вовлечь Осетию тоже в войну против России с широким использованием при этом, пропаганды муоульыанской религии.

Ясно, что в этих условиях необычайно сложной оказалась роль православной церкви: с одной стороны, необходима была её активная помощь, а с другой - малейшая нессторолшосгь могла вызвать опасную реакцию.

Осетинская духовная комиссия была восстановлена з период временного Затишья в 1814 г. и просуществовала она, как уже отмечали, до 1960 гг. Таким образом, третий этап длился 45 лет. ЯеаЛительство в эти годы значительно усилило, внимание её деятельности во всех отношениях. Оно превде всего не жалело материадьдах средств. Состав комиссии по численности вна,-чале б&л Примерно такой же, как и на предыдущих двух эталах, - 23 члена. Но средства ьа её содержание значительно цревзош-ли прежние. На ее содержание и деятельность было выделено в год 17750 р.

Усилилось внимание а к организационным вопросам,. Центр местного руководства из Астрахани перенесен в 1пфлис: работу комиссии возглавляют экзархи Грузии, члены Синода, русские по национальности. т1ленн комиссии вновь определены из грузин.

Важнойшми задачами Осетинской духовний комиссии на данном этапе были:

I/ распространение христианства среди осетин и других, "сопредельных с ниш горцев"; 2/ утверждение христианского вероучения среди нсшокрещешшх; 3/ ограждение христианства от вредного влияния других вар, в первую очередь магометанства, борьба с рэнвгатстзсм.

Христианизация как специфическая' фор:.!а раооты миссионеров и иа у той этапе оставалась основным направлением. Кс?.?:;с-

1.6.

сия задействовала взсьт/а активно п добилась непревзойденных успехов. По данным ежегодных отчетов экзархсз Сино,ду за 45 лет работы Осетинская комиссия в третьем состава окрестила почти все население Осетии - 97,1$,

Правда, эти цифровые показатели нередко весьма сомнительны. Порой очи превосходят даже реальную численность населения. Так, например, в связи-с эпидемиями чумы и холеры, а также войнами население Осетии х'1&33 г. сократилось до 35750. А между тем по данным отчетов на 1834 г. число крещеных составляло 59231, то есть на 65,больше численности самого народа.

Сравнительный анализ источников позволил обнаружить немало фактов ложных сведений и формального, а также неоднократного крещения горцев. Тем нэ менее надо признать, что духовнае лица в целом провели огромную работу по христианизации осетин, учитывая и условия их работы* и мировой опыт крещения: ведь, например крещение самой Руси длилось несколько столетий.

Активно преходила политическая деятельность миссионоров. функции, которые они выполняли, оставались во многом прежними; они выступали в качестве агентов царской Россия, изучали край, природные богатства, географические особенности; пропагандировали идею величия и.мощи России, составляла тексты обращений к горцем, а также прошений в присяг горцев, была членами гравдаяскнх: судов. Архивные источники богаты материалами, отражающими эту многогранную деятельность православной церкви по раавктле и укреплении русско-осетинских политических связей.

Культурно-просветительская деятельность Осетинской духовной комиссии на третьем этапа состояла аз тех трех компонентов, которые определились уже на предыдущем этапе, - создания осетинской письменности, печатной литературы я разватия школьного дела.

И протекала она значительно интенсквнеа и результативнее,

Начиная с конца ХШ в. н кончая 30-ыя годами ИХ з. трижды создавалась осетинская азбука п столько же раз переводилась и отдавалась богослужебная литература, но при этом первые две аабукя к соответственно книга на нашш практического пр^.'.знвггдя,

1Э.

хотя потребность 5 них была, чтс, по нашим наблюдениям было связано о графической основой их, которая не устраивала то одну, то другую сторону. Гак, в частности, духовные лица грузинской национальности в начало XIX в. игнорировали азбуку и переводную книгу Гайоза, потому что этот алфавит был составлен на цэрковно-славянской графической .основе.

Потребность в создании новой осетинской письменности стала особенно ощутимой в годы возобновления деятельности Осетинской духовной комиссии. К архиерей Ирин Ялгузидзе, выходец осетинских дворян, ставший членом духовной комиссии, в 1819 г. составил осетинскую азбуку на основе церковно-грузинской графики, с частичным применением русских литер. В 1820 г, написал и напечатал в Москве букварь, перевел и опубликовал в Тифлисе молитвенник и катехизис. В 1822 г. перевел евангелие и в 1823 з>. напечатал его с разрешения Синсда в Москва тиражом в 2000 эк-, земпляров. Однако и эти труды оказались напрасными. Б связи с открытие;.! духовного училища во Владикавказа возникла очередная потребность в литературе. Букварь и катехизис, изданные Ялгузидзе, оказались неприемлемыми. Их забраковали по тем, мотивам, что будто бы дети Северной Осетии нэ понимают южного наречия, на котором переводил Еигузидзе. Но фактическая причина состояла в неприятии грузинской графики. Она недвусмысленно прозвучала. в "предписании" правления Тифлисской духовной семинарии от 12 октября 1836 г. "Обучение детой горцев грузинскими буквами, - говорится в нем, - как вовсе некуиноо'совершнно отменить". '

Новая осетинская азбука создана в том же 1836 г.,, теперь уже на основе русского гравданского шрифта, академиком А.И. Шегреном, присланным в Осетию для научного изучения осетинского языка. |1м создается также "Осетинская грамматика" и, с помощью учителей Шло Двалишвили и Мжедлова издается переводная литература.

В дальнейшем совершенствуогея азбука Шегрена, и она становится практически применимой на долгие годы.

^ Материалы по истории осетинского народа // Ссот.А.Я.Габеев - Т.О. - Орджоникидзе, 1942. - С.ВО.

Нозой. а первой ступенью уже боспрерывно развивапцего народного образования в Осетии является открытое в 1836 г. во Владикавказе Осетинское духовное училище. Вслед за этим открывается ряд приходских школ, к конпу 50-х годов их становится 10. Общее число обучающихся в этих школах и во Владикавказском училище составляет 300. Кроме того, в целях более широкого образования осетинских детей, воспитания их в духе православия и усвоения обычаев русских использовались высшие духовные заведения России. Общее число осетин, получивших классическое духовное образованно, составило 18.

Такая кассовая подготовка осетинских детей, организованная русской православной церковью, явилась надеиным средством ук-реплэпия не только христианства в Осетии, но и культурных связей её с Россией.

В заключении подводятся основные итоги исследования, от-г.очается, что религия как идеология в истории народов играет в основном реакционную роль, но церковь в качестве социального института мозет оказывать прогрессивное влияние в определенный исторический период. В частности, русская, православная церковь, наряду с политико-дипломатическими, военно-администратпв-кнмп и торгово-экономическими силами, явилась эффективным средством установления политических и культурных связей царской России о народами национальных окраин, их единения под её владычеством.

По тема диссертаций автором опубликованы следующие работы:

1. Осетинская духовная комиссия. Проблемы русско-осетинских политических и культурных связей (ХУШ в.). - Деп. в ИНИОН АН СССР, Я 31000 от 27.08.87. - 5 .п.л.

2. Осетинская духовная комиссия. Проблемы русско-осетинских культурных связей (1744-1764 гг) - // Наша Эпоха. - 1989

I - 0.6 п.л.

3. Деятельность Осетинской духовной комиссии в оценке К.Хета-гурова // Коста Хетагуров и современные проблемы общественно-политической и культурной мысли народов СССР. Материалы всесоюзной научно-теоретической конференции (в печати) - 0,5 п.л.