автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.04
диссертация на тему:
Роль просодии в организации строфы с четным м нечетным количеством строк

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Скрипниченко, Елена Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.04
Автореферат по филологии на тему 'Роль просодии в организации строфы с четным м нечетным количеством строк'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Роль просодии в организации строфы с четным м нечетным количеством строк"

Московский ордена Дружбы народов государственный лингвистический университет

На правах рукописи

СКРИПНИЧЕНКО Елена Владимировна

РОЛЬ ПРОСОДИИ В ОРГАНИЗАЦИИ СТРОФЫ

С ЧЕТНЫМ И НЕЧЕТНЫМ

КОЛИЧЕСТВОМ СТРОК

(экспериментально-фонетическое исследование на материале современной английской лирической поэзии XX века)

Специальность 10.02.04 — германские языки

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва — 1991

' Расюта выполнена на кафедре фонетики английского языка Московского ордена Дружбы народов государственного лингвистического университета.

Научный руководитель ~ доктор филологических наук,

профессор Л.М.Антигова

/

Официальное оппоненты - доктор филологических наук,

доцент М.Ь.Дащцов; кавдндат филологических науч М^А.Смусь

Ведущая организация - войсковая часть № 64510

Защита диссертации состоится "¿У " г. в /У час,

ла заседании специализированного с-^гета К-С50.17.01. по прису-кцениг учонС'й стегеки кандидата фклологичоских наук в Московском ордена Дружбы народае государственном лингвистическом университете по адресу:

119000, Москва, ул. остояенка, 38.

С диссертацией можно ознакомиться ь библиотеке Московского ордена Дружбы народов государственного лингвистического университета.

Автореферат разослан "¿У?" 1991 г..

Ученый секретарь специализированного совета

К.М.Осве тимская-

Рефприруегзая диссертация посгоыена изучении роли структурирующей функция просодии з организация стихотворного текста.

В по стеля л з годы с развитием лгнгзистяки текста и лингвостя- * листики гатеряс к изучения худоязстввтшз. тиястов вообще п поэтических в частности значительно возрос. Литературоведами и лингвистами всегда подчеркивалось необходимость исследования яоика, а частности лоэтичэсгого язика, как структурной первооснош художественного текста. Пооточу лингвистический анализ языка поэзии оправдан и необходим.

Сложность и ыиогоаспсктиость поэтзчэского языка предполагает необходимость эго кошлекспогэ я етогостороннсго изучения, о частности, изучения его структуры. Такой подход я вопросу о структуре стюса определяет рассмотрение ¡сак его внешней форма /строфичность в нолем исследовании/, так и внутренней $оргга /содержания, седалтпчос! ой иагруяояностя частей текста/.

В данной работе стшсотшрный текст рассг-итрнпется с точки зренья ф1игосе<!)скс:} прсблегяа чета и ночета. Исслодуется форма стихотворной сгро|н. с четным я нечетным количество"» строк, а такзе распределение сег/ЕНтдчостой нагрузки в строках с раялэт-чоЛ структурой и роль просодии в структурировании с?ро$ разязг:-них типов к всего стихотворного текста.

В качестг-э научной г'/потсяч ЕЦДЕИгаптея следующие положншя:

- четная строфиая структура /тс есть четпоэ количество строя в строфе/ является более устойчивой, традиционной счихозсй фермой по сравнении з нечетной структурой строф;

- строфн с четной и нечетной структурой ю.;еют своеобразное распределение семантической нагрузки и соответствугиее просодическое оформление;

- наряду с другими функциями просодия выполняет роль структурирования как в строфе, гак и е целом стихотворном произведении.

Целью данного исследования является изучение роля структурирующей функции просодии е организации различннх ферм строф /с четным и печатным количеством строк/ и выявление ее связи с семантикой поэтического произведения.

Поставленная цель предполагает решение ряда ззда^.• 1/ рассмотрение семантической структуры строф о различных! количеством строк и распределение семантической нагрузки частей строф;

2/ анализ просодических характеристик строф с четным и нечетным количеством строк;

•3/ сравнение взаимодействия просодического и семантического уровней различных типов строф.

Актуальность исследования связана с необходимостью разработки проблем стихотворного текста, в частности, проблем строфики, заключающихся в рассмотрении структурной и ск:нслсьой организации поэтического текста.

Норизна работы определяется внесением философского принципа дпоичности - противопоставления чета и нечета - в изучение структуры стиха. Данный подход к исследованию формы стихотворного произведения - с учетом бе количественной стороны, чотно-ств/иечетности строк в строфах, а такяе качественной, семантической нагружзнности строф в аавпотэстк от их структура, является новым направлением в стиховедении.

Круг поставленных проблем и полученные результаты проведенного эксперимента определяет теоретическую значимость лиссерта-

дяя. Она уаглччаотс.т п определенном вкладе в развитие теории текст, в частности, хсоряз стиха. Дапнъчз, каспзпяеся ткполо-вп стро;-, ти.геят тачге тооргтичзегка ркачонго для дальноРгРЙ разработка проблну строф'якп.

Результаты сспостз.вательчсго рдаляза просодической орга-кийегли строф различные типов позволяют дополнить л систематизировать ииешиеся сведения о ярссодзчссгсо! о?ор:«й!п:сс72 стихотворного "екста.

Кроме тоге, дэнгае проведенного •лгеперзг'зята позволяет слз-лать заклпчонио о существовании просодической фунгцаз структурирования з текста, которая находит свое выражение з осущэетйле-нии связности мвлщу сшсловнми элеиедтгла текстовой структуры, в выцелоний содержательной инЛэруацик частей текста,'а таютэ в ъоспряятга стихотворного произведения как цэлостного образозга-нкя. Эти мзоди могут расширить даяние о функциональном'аспЕяте просодии.

Дйкгая работа !.;ояет найти пт»ктичоскрэ кригонение па ьанк-тиях по практичаскрй фонетике английского языка,'фояостялястя-ке, а тапо по практика речи при изучено стилевых и просодических особенностей английской стихотворной рзчи.

ч

Практическое значение получетных в ходе исследования результатов состокт в возможности их использования з работе над содержанием стихотворного проиэвдденяя. особенно на начальном этапе при обучении аудирован™.

Цели и задачи исследования обусловили Ечбор патерпала, пря-мвняеных к'етодов и ке.\лозиционяую структуру работа.

Диссертация состокт из введения, трех глав, общих выводов, зшелячения, оиблиогр^ии и приложения.

Во введении выдвигается научная гипотеза, цели и тонкретине задачи исследования, обосновываются актуальность, теореть-чаская и практическая значимость, новизна представляемой работы.

В петой главе содержатся теоретические предпссчлки исследования организации поэтического текста. Здесь освещена краткая история возникновения и развития лирического стиха, а также дается характеристика лиричэскнх произведений ?.Х века. Определенное' вниканио уделяется развитие и изменению фэрмн в поэзии, при водится классификация строфического стиха.

Далее диется анализ реда вопросов, касающихся значения числа, чота и начета, а также действия закона "золотого сечения" в поэзии. Все философские вопросы рассматриваются применительно к строфической ферме поэтических произведений.

В данной главе 'лив содержится характеристика функций иросодии в поэтическом тексте. Особое внимание уделяется роли структурирующей функции просодии в строфах различного типа и в целом стихотворном произведении.

Во второй главе обосновывается выбор экспериментального материала, включающего образцы современной английской лиркческо поэзии XX века. Произведения представлены строкам», имеющими от 2 до 14 строк в каэдои.

Сюда же входит и описание коикексной методики эксперккен-тально-ф-онетпческого исследования анализируем« текстов, включающей проведение семантического и просодического, а также ауду торского и аудктизного вгдор анализа с послецукцвй статистической обработкой полученных данных к лингвистической интерпретацией результатов пкепер'/конта.

-b-

Злектроагустргт'. ike!. а чал из просодической организации экс-терш.;енгальногс t.:ai«рлала проводился по методике, принятой в ТЗФ МЛ У. Запись материала, начитанного носителями языка, чье 1роизкошение отвечает литературной норке, производилась на ;:н-гэнографе И-76 со сксростьл ICO »¿м/оек.

В третьей /экспериментальной/ глаэе излагаются результаты аудиторского, статистического и электроакустического видов анализа различных типов строф. Сюда включены результаты семантического анализа строф различных типов, описание просодически/ характеристик и результатов просодического анализа стихотворных текстов, представленных различными тапаки строф.

В обштос вк'вотах содержится изложение итоговых результатов по главам.

В заключении намечаются перспективы дальнейших разработок в области применения принципов и законов философии в лингвистике текста.

В ¿йблиографто включены работы отечественных и зарубежных авторов по изучаемой проблеме, а также.списокисточников экспериментального материала. '

В приложении д&ятся экспериментальные тексты сткхотворе-ний, а также представляются таблицы расчетов просодических характеристик указанных текстов и сводные таблицы, характеризующие взаимодействие тех или инах просодических параметров в различных типах строф.

Основные положения диссертации прошли апробацию ка конференции молодых ученых филологического Факультета КРУ им.М.В.Ломоносова "Проблет/ы поэтического языка" /февраль 1989 г./, на Всесоюзной конференции молодых ученых в КазПИ им.Абая "Пробле-

- о—

?.и стиховедения к поэтики" /май 1990 г./, на семинарах аспирантов и.стажеров кафедры фонетики английского язкка ЮТУ /май -июнь 1990 г./.

X X 7.

Современней этап лингвистических исследований текста характеризуется обращением к его организации. Изучение структур-ко-семантических особенностей текста непременно предусматривает к исследование его просодической специфики.

Б центре внимания настоящей диссертации - исолодовачие стихотворного текста и поэтической строфы как отруктурио-оеиан-ткческой единици.

-- Стихотворный токст рассматривается с точки зрения философской проблемы чета к нечета, которая занимает одно из ведущих гест в учении т-.фагороКцзг, философии Дровчего Кьтая, а таккз имеет европейские аналоги в восточно-славянском фолыуюре,

3 учении пифагорейцев двоична;; противоположность чета и нечете определяла всп природу мира. Известный математик Ьак дер Барден Б.Л. отмечает, что "для нкаагоройдев четкое к нечетное япляытся не только основными понятиям»: арифметик?, но и дой-стьетэльно закличаичиг-щ начала всех вещей природы" /Взн дер Блрден Б.Л, Прободающаяся наука. Математика Древнего Египта, Гльплона к Греции. Гц'Да! оройское ученич о гармонии,- : 4¡13— гатгиз, 1959.- С.153/.

К!исль пифагорейцев о существовали« деелти лачал /четное-нечетное, прямое-криЕоо, окроявЛвнное-яоопрс-делекнон, еяплетрк-чное-центрэлизованное и т.д./ встречается г у Гете ".В., кмто--

рый трактуэт двойственность явлений как противоположность: дух - матерая, идзальное - реальнее, правое - левое, .женское - мужское п т.п..

На щшщгаы противопоставления чета и нечета основано философское учете Древнего Китая, в частности, :снасснйлкрция явлений пэ пр;иш.ипу Минг и Пакт /Инь л Ян/, то есть мухе ко а л яенское.

С этими цдеяки связано и подавляющее большкчетво мифов и систем обрядов э восточно-славянском йольклоро, где левая сторона соотносится с квнекга.'! началом, а правая - с муяекцк.

Проникновение законов разнесения всего по принципа?.:, идущим от пифагорейцев и Древнего Катая, то зет* чет - почет, женское - мужское г. т.д., »ожго наблюдать з различных сфэрах науки и искусства. Тан, в стихосложения свидетельством этого лвля~ отся сохранившаяся до сих пор классификация рифм по признаку .женской и мужской: мужские -• одно сложи о - нечётные, яекезжа -.двуслояЗше - Чйтные. Считается единым целым соединение одной '•'мужской" строки и, одной "женской" /как по рифкенному окончании, так и по четности-не,четности нумерация строк и по четному-нечетному количеству слогов б них/. В йсигое раннее время женская рифма была связана с .тепекги родом самих ри^муташхея слов, то есть здесь наблюдался хгрзкцст еке солее близкий к основоположному принципу разделе нгя.

Таким образом, принцип двоичности предполагает обязатоль-ное наличие обкгя противоположностей. Существование одного без другого кеветзтакно'. Однако, если и встречается такие модели, то о яг' носит очень неустойчивый, несовершенный характер. Напротив, присутствие как чета, так л нечета, их чередование и повторно-

гость этого чередования есть способ, "сплетающий воедино",„кре-пляэдий, цементирующий, предающий устойчивость структуре. Эта устойчивость создается тем, что нечетное проникает в четкое и наоборот по принципу "кирпичной кладки" /см. рис.1/'

Рисунок I.

неустойчивая структура устойчивая структура

чет □ сз

чет □□

чет'ЦЗ □

нечет | I

нечат СИ □ С13

Этот принцип, датаий не только устойчивость, но и определяющий динамику, смену посредством чередования, повторяемости, остается в действии вплоть до настоящего времени. Например, авторы работ по общей симметрии видят в принципе двоичпостп, равно как и в других положениях пифагорейских учений, иного черт, созвучных современной науке. Принцип дгоичности также дает возможность построения новых двоичных систем: при наличии нескольких двоичных противопоставлений их наложение друг на друга приводит к четырехчленным системам, далее 1*огут возникать к более сложные системы.

Таким обрпзом, четырехчленные, воськичденные и т.д. системы возникли на оскоге двучленных, или на основа "дуэльной организации".

Трехчленное деление в истории культуры начинает игрятъ существенную роль гораздо позднее, чем двучленные и четырехчленные. 3 работах по кибернетике отмечается,что многие тернарные отношения чаще всего истолковываются как бинарные отношения >гс-вду переменной и парой.

Зто е;це гьчяотся жнтЕетуимиум того, что н>ра - чет -

представляет нечто изначально устойчизое, твердое, определенное. Единичное же явление - нечет - является, видимо, неустойчивом, переменным, неопределенным.

Подобный подход используется и при изучении проблем стихо-тЕорной речи.

Опираясь на вышеизложенные положения о качественней стороне чета и нечета, в данной работе была предложена классификация стихотворной стройной формы по принципу четкости - нечетности, то есть строфы были разделены на состоящие из четного и нечетного количества строк /типа А и 5 соответственно/. •

Одно из положений исходной гипотезы, согласно которому четная строфиая структура является белее устойчивой, традиционной стиховой формой по сравнению с нечетной строфной структурой, нашло своз подтверждение в ходе статистического анализа, проведенного на нашем материале. По результатам данного анализа-использования строф типа А -л Б в начале, середине и конце XX века, было выявлено, что строфы с четной структурой явлтктся наиболее частотной традиционной стиховой формой, особенно в начале века. Процент употребления строф, с нечетной структурой заметно увеличивается к середине век&, хотя все же па первом мест» находятся строфы типа А. Конец XX века характеризуется значительным увеличением использования строф типа Б.

Традиционность, устойчивость четной, строфной структуры,кроме того, может быть объяснена и тем, что четная структура как выражение исторически более ранней организации, является более устойчивой по сравнению с нечетной организацией.

Нечетная структура строф характерна для стихотворных произведений конца XX веха, что может быть обусловлено экстралин-

гяистлческжи фактораии. Пессимизм, трагизм, напряженность .гая-ца века проявляется в использовании данных строф, структура которых в большинстве своем способствует передаче подобгах тисненных переживаний.

/потребление строф « нечетной структурой кожет такг.е использоваться, с одной стороны, для передачи определенного образа, например, негативного, печального и др., для создания накала психологической аи/осЛеры, тревожность, напряженности содержания. С другой стороны, в лсследнее время наблюдается стремление авторов к диссонансу, асиьхетрид, парадоксальности.

. Результаты тематического анализа нашего штеряала, отра-

I

яенныо в нитао.ге.чузкцэ? таблица /сui. табл.1/, свидетельствуют о ток, что кгтегорж произведений сити?.".!гтическсго характера составляют в основном произведения с четной структурой строф, тогда как категория стихотворений пессимистической направленности представлена в большинстве своем произведениями с нечетнсй структурой строф. Данная структура строф, по-вэдл'ог.Т, наиболее способствует передаче таких жизненных переживаний как юречь утрате, кштенио дуви, разочарование, безысходность, смерть.

Таблу.па Т.

Тематическое распределение лирических

произведений с челнт: и нечетным количеством строк в строфе.

Тематика ! Об'цео количество! Оптимиотст. ! Посс/кксткч.

г стихотворений ! направленность ! направленность

! чет! нрчвт ! чет ! ! кечет

Философская 139 87 16 13 25

Гражданская 200 147 14 15 24

ПоНз&кн&я еэ 4 G 0 IS 21

Любовная s t 61 !3 8 W

. . ' -II"

Различие тематики строф предопределяет отличия семантической структуры строф тша А и Б. В результате семантического анализа выявлено, что инфорьг-тивная гагрутанность частей строф распределяется неравномерно. В строфах типа А распределение семантической нагрузки происходит в основном по четны: строкам, чотнны ДЕустип'иям- В строфах же типа Б большей информативностью обладают маргинальные части строф - начальные и ко-нечнне строки. Нечегнне строки здесь носят характер, подобный четшм строкам з строфа:; тша А.

Различный хера тетер санэлгической структура строф стихотворных произведений находит отражение на просодическом уровне. Просодическая шцаленность сетгсгпчесгв зяачиют сти-

хотворного текста происходит пссредстЕси использпесяея раалич-

1Шх наборов просодических характеристик.

*

Обладая полисеыантичность», просодия способствует как ввде-ленцп риачгалге частей текста, так н "ЕатушешЕшша" элементов текстовой стру! гури. Лросодяческов "затусеЕнваксй"' является одной из необходимых периодически повторяюдпхея стадий стяхо-тзорней структуры, своео1ргз:шм спадом после подъезз. Данная ■яаЦня "епэда" ь:о«ст являться довольно устойчивой единидай, зазераакгцой очередной цкпл "водьеи-спал'', к характеризоваться следуюними ьзгененипга просодических параметров:

- поискесшем частотного дяагсгзона;

- наличием нисходящих терминальных -тонов более пологого характера;

- замедлением текла;

- наличие:." большего колетосгва пауз, ъ том чкзле. ¡с внттрнстроч-ннх;

• . .... ~12' - уменьшением показателей уровня интенсивности.

Данные .электроакустического анализа строф различной структуры .показывают,, что перечисленные вила просодические характе ристкки при наибсльыем пх взаимодействия являются параметрами способствуидига созданио эффекта устойчивости, финальности, завершенности стихотворных единиц. Такш образом, просодически маркированными, то есть отмечешгыет вняеутазанными параметрами, единицами строф типа А являются четные строки, а также четные двустиция. В строках типа Б такими единицами келяются в основном нечетные строки*

Однако, взаимодействие просодических параметров, способствующих созданию эффекта устойчивости, в различных строфах происходит по-разнсму. Дашам таблиц взатюдействил просодических параметров, спосрбствувдих создании более устойчивого характера строк /см. таблицы 2 и 3/ свидетельствуют о том, что .такие просодические параметры как уменьшение фокацкокной длительности .строк, также замедление тема нз являются критериями придания устойчивости, завершенности строкам в строях любого

типа. . .......

Некоторые из просодических параметров, например, сужение диапазона и понижение среднего уровня ЧОТ, а также силг ззуко-вого давления, являются релевантными лш:ь для строф типа А.

.Таким образом, с.одной стороны, мо.жно провести параллель между характеры финальности четных строк в строфах типа А и нечетных строк в строфах типа Е. С другой сторону, степень устойчивости нечетных строк в строфах типа С несколько ниже по сравнения с устойчивыми четными строками в строках Т4г.я А. Итак, степень устойчивости, финальное! и отмечепых од/ниц

■г • ••• ,-. • Таблица

...... . Таблица взазмоцействкя просодических параметров,

................ спосэбспгуэдга: выделении четных строк в стьофач типа д..

• I I , п ро с о дг * а с к е а паране т~р~н

номер уменьшен, увеличен.'-увеличение - увеличение увеличение замед- сьи, иония. бол.кол- пони*

ст-ния фок.дл-та общ.дл-га кол-ва пауз, дл-ти пауз, кол-ва Ену- лете таи. ср.ур- во н:;с-:. сил зг.

• строк строк заверь.стр. заверю.стр. тртстр.пауз темпа ЧОТ ня НОТ терм.^ок давлен

2д. 1д. 2д. 1д. 2д. 1д. 2д. 1Д. 2Д. 1д.2д. 1д о-, . «-Д. .1д. 2д. 1д. ¿2. 1с,

СТ-НЯ0 1 : + • + ■ + 7- + , + - - - - - + + + + -

ст-няе '3 ! + + ■ 7- -г . + + + + 7- 7- + + + + + + 4 4- +

ст-ияе .5 + 4- - + -V + - - - - - + . + т 7- - + +

ст-.тхе 7 +. 7- Л. + + 7- 7- + + 7- + + + + 4 + -г

ст-ние 9 - V- 7- + 7- - +. - + + V- - + + + - -г *

ст-яле 11 - + - 7- + 7- + / . / 4- - - - 4 + + + + - 4 "

ст-нзе 13 + 7- + + + 4- + ^ + V- 4- + 4- + + +

итого: - + + + у + + + 7-.- 7- + + -1. + + 4 4

1д. - первый диктор Пд. - второй дтатор

Таблица 3.

Таблица взаимодействуя просодических параметров, способотзуягас выделении качотянх отрох в строках юта Б.

просодичвокав параизтрк

номер укенглэн. угеллчен. увеличение увеличение увеличение замедлен. скгж.. пониж. бол.кол- понея. ст-ния йон.дя-тз общ.дл-та ксл-ьа пауз, дд-ти пауз, кол-ва ен у- темпа дкал. ср.ус- зо наст. сади

строк отрок загерш.стр. заварш.отр. тшотр.пауа ЧОТ ия 1СТ тер.тон. зв.дав.

1д. гл. 2л. 1д. 2Д. 1д. гд. 1Д. 2д. яд. 1д,2д.1д.2д, гд. 2д. 1д.2д.

о-»-нло 2 V- + + + + + + V- + + - / - - - - - + + V- -

ст-кае 4 + + + + + + V- . - V- - - - + * 7- + * +/--

ст-ние 6 - - 4- + + + + + 4 + + • + - - - - + - .. -

сг-ниэ 8 - V- + + + + V- + + - - - + - + + + - -

от-кио 10 - - + Л. V- V- - - ' + + - - - + - - + - - -

ст-яие 12 - - + + + - — + - — - - - + - - -

ИТОГО; - - + + + - + + - - - V- - - + V- - -

1д. - парзый диктор 2д. - этороА диктор

строф типа А п Б различил. То ке самое можно сказать и о Степана неустойчивости немаркированных единиц строф.

Причина более устойчивого характера четных единиц я более неустойчивого характера нететннх едкггац в строфах рааяпчного типа заключается не только в различной просодической офоршен-ности. Очевидно, она находится более глубоко - в психологической настроенности человека /как автора, так и исполнителя/, который подсознательно въделяет "пару" - нечет и чет -, завершал ее четной единицей.

Разграничивая едмшцн стихотворного текста, просодия теки же сродства™ способствует и объединению этих единиц в целостное единство, чем и выполняет функцию структурирования текста. Это я&тяегся подтверздениви ещо одного положения выдвинутой наш гипотезы.

Структура стихотворного тексте представляет собой целостную упсрядочсннуз систему, построенную по законам гарг.юнаи, синдетрив. Крот определенного, упорядоченного раакощокия се-иаптически значимых к просодически маркированных частей, "точек", в стихотворном тексто существует наиболее ваяная часть -."сгущение", центр сшола. Гезультзты проведенного исследования показывают, что дашпо сжслсгаге "сгущеник", отг/ячешшз всеми языковыми средствами как кулью'нация текста, находятся в точке "золотого енчонта" - csoo'i для гагдого произведения,

Стихотворение как х^зргестоешыР '«jkct является произв-чце-яуег гскусстьз, кого/>л: строится по законам гармонии, пропорции, cr.iT eip'.üi. Как и:.! ..т/го, благодаря наличию отзокоиий про-яо{атональности д^пт-отся инло.чтиость юсиртлил .wioro oöv-csKTa, з го г.' -шел.! и иг» • ¡n">. лу.по.чсстзФ'ого аьорчостгп.

Таккм образом, настоящее эксперпменгалько-фэнетгчеекоэ исследование является попыткой рассмотреть год новы* углом зрения проблем! вз; даодейетвия структуры и семантики, формы и со дергания в художественном произведении.

Представленный а работе философский подход к проблемам стихотворного текста является актуальном и нэмззает возможность для дальнейшей разработки теории стиха с точки зрения как философии, так и других наук в комплекса с лингвистической наукой.

'Использование фундаментальных законов может являться универсальным принципом при рассмотрении поэтического текста любого ¿¡аира в различные временные периоды - песенно-музикального.жач-ра народных пословиц и поговорок и т.д. Подобный принцип может являться основой рассмотрения не только стихотворного, ко и любого типа прозаического текста, включая научную прозу, профес-. сиональный, разговорный и другие жанры.

X X X

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

I/ Категория симметричного и асимметричного в организации строфного стиха // функции си?/метрии-йсимме?рии в тексте: Сб. науч. трудов / МГИИЯ ик.М.Горезе.- М., 1990,- Был. 354.- С,76-65 /0,6 п.л./.

2/ Проблема распределения семантической нагрузки в поэтическом.тексте // Проблемы поэтического языка: Тезисы докладов на конкуренции молодых ученых филологического факультета МГУ им.[.'.Б.Ломоносова.- И., 1989,- С.Г"-' 5 /О.т п.л./.

О/ Проблема распределения семантической нагрузки в поэтическом тексте // Проблемы стиховедения и поэтики: Уежвузозский науч. сборник.- Алма-Ата. 1900.- С.50-52 /0,1 п.л./.