автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.04
диссертация на тему:
Роль просодии в организации пятистрочной строфы (на материале английской лирической поэзии XX века)

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Татурбаев, Саиль Садырбскович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.04
Автореферат по филологии на тему 'Роль просодии в организации пятистрочной строфы (на материале английской лирической поэзии XX века)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Роль просодии в организации пятистрочной строфы (на материале английской лирической поэзии XX века)"

Московский ордена Дружбы народов государственный лингвистический университет

Ч На правах рукописи

ТАТУБАЕВ Саиль Садырбекович

РОЛЬ ПРОСОДИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПЯТИСТРОЧНОЙ СТРОФЫ

(на материале английской лирической поэзии XX века)

Специальность № 10.02.04 — германские языки

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Мо сква —

1993

Работа выполнена на кафедре фонетики английского языка Московского ордена Дружбы народов государственного лингвистического университета.

• Научный руководитель - доктор филологических наук,

профессор А.М.Антипова Официальные оппоненты - доктор филологических наук,

профессор Л.А.Кантер; кандидат филологических наук, доцент М.А.Смусь Ведущая организация - Московский педагогический

унивеситет

Защита диссертации состоится " ¿Г * 1993 г. в /¿[час.

на заседании слэцлалазированного совета К 053.17.01 по присуждению ученой степени кандидата филологических наук в Московской ордена Друабн народов государственном'лингвистическом университете по адресу:

119800, Москваг ул. Остоженка, 38.-С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского ордена Дружбы народов государственного лингвистического университета.

Автореферат разослан " "_1993 г..

Ученый секретарь специализированного совета

Настоящая диссертация представ««* voее« ■зкспервяенталъйо-ропе*нчвсков исследование, посвяченное изучают просодической зргаяяаэции английского стиха в передаче поэтического образа тфоизвадвния.

В последаие годы интерес к изучению художественных текстов вообще я поэтически в частности стабильно высок. Несмотря на зад значительных работ по литературоведению, лингвистике текста, все еце остается неразработанный« некоторые сложные вопро-зы художественного шшения, структуры и образности поэтического текста.

Важность исследования просодического аспекта организации юбого поэтического текста обменяется его природой. Поэтиче-зкая речь в основной ориентируется ва слуховое восприятие.Вна-шюсть подхода к стихотворной речи как звучацену явлению под-юркимлаоь не раз псэтаыи и исследователями отиха.

Кроне того, представляет-интерео вопрос взаимодействия (орналБиых средств организации стиха о его содержателЬнын ао-шятои. Для определения содержания пятистрочья в свате большой проблемы чета и нечета, были привлечены материалы по символи-се числа в нумерологии и других науках.

В качестве научной гипотезы выдвигаются, следующие положения:

- существует тесная взаимосвязь кезду строфической формой ¡тиха и ого содержание«,

- пятистрочная строфа и начетная строфика в целом чаче ио-юльзуется для передачи негативных, печальных образов.

«¡елью, в связе с вышесказанным» настоящей диссертации является исследование роли просодических средств в организации

- 1" -

авгдийакого лирического eme в передаче поэтического обрааа проавведевиа.

В 99Д6ЧУ исследования «ходи«:

. раосиотравив ввриаимв подели пятистрочной строфы, то ecib ииавгея в вид; воаиоквыа способы оббадинения отрон внутри пя»истрочья;

- определение выделяемых средствами просодии аадущих cipjKijipHu*; единиц поэмчеокого zeveso;

- рассмотрение просодических оредсав, участвующих в офор-илънин и схр^ксурнровашш раавоуроввввых повшчесщис единиц;

- анализ содержагвдьвого аспекга патистрочаого стиха о дедь» выявления образов, выраженных деняыи видом сгрофы.

рбьектоц наоюячего исследования являе«ся поэтический sesee (лиричэокие охихосвораияя XX века), поаяиаеиый каи надоенной образование - садкгурво-ф^йкцлональнап си стала, обладавшая фериадьцой и оинсловой ваварвааносшз и сяуаачая для передачи ицфориации,

Ддя раадивации поотввдениьа задач сило введено ограничение оря выборе материала исследования. Враиеваой период огра-вячаа английской лирической поааивй XX века, лредотавяаниой сворчвсхаом поетов, ириавдяааащкх в "Совраизнвой иколв".

В акспаримеатадшЛ «opnjo вошш проиавддааия таких ваг-дийскюс позаов как: Дялцн Томас, Норман UatóeUr, Fot Фюлязр, Увндалл Джарам, Дональд Даш, Луис Скипсон, Дкорда Наиба», То-иас Херди, Сер Макс Бирсом, Эдвард Токае, Уилфрид Гибсон, Стелла рейсов, Стивен Слевдер и др.

В аасхояцай диеоар»ации иопользовался иомплэксвый мздод исоледованая, включающий 5эоре«ичеокий анализ имеющейся лига- 2 -

ратуры по изучаемым проблемах, анализ лекоико-семантической организации текстов стихотворений, аудяивный, аудиторский в электроакустический анализ экспериментального материала, а также элементы статистического анализа полученных данных. Рввение задач комплексного подхода осуществлялось методами, выходящею" аа предела чисто фонетических, и потребовало рассмотрения теоретических вопросов из области литературоведения, математика, философии я др.

Таоре*ичепкая значимость работы ввклвчвется в дальнейшей разработке актуальных проблем солремениога языкознания, диалектической взаимосвязи содервания и форма худохвствеаного текста« философского принципа чат/нечет в изучении структуры стиха, в дальнейшей разработке и уточнения фундаментального свойства текста - системности.

Выбор и анализ материала исследования - лирической поааии IX века позволяет выявить специфические особенности современной

г

поэзии и современной элохл. Результаты анализа просодической организации пятйстрочной строфы позволяют дополнить и систематизировать имеющиеся сведения о просодичеокой офориленноотя стихотворного произведения.

Практическая пенность исследования состоит в том, что данные о просодической организации английского лирического стиха могут быть использованы в практике преподавания на продвинутом этапе обучения для более полной интерпретации поэтического текста.

Настоящая работа состоит из введения, трех глав, общих выводов, заключения, списка использованной литературы и приложения,

В первой главе раскрываются исходные теоретические предпо-

- 3 -

сылкм исследования организации поэтического текста и лкти-строчной строфы в частности, анализируются проблемы целостности поэтического произведения, вопрос о соотношении структуры зцдокественного произведения и содеркания. Анализируатся природа сывшнсго, еа философское трактование, наобходииость комплексного систайного подхода к изучению функции просодической организации стихотворного текста, ее роли в передаче поэтического образа, дается краткий обзор литературы ао изучаемым проб-ламаы.

Во второй глава обосновывается выбор акспариивыальиого материала, его характеристики, дано описание иетодики анализа лвксзко-свиантичаской связанности текста стиха, ставятся задачи аудиторского и электроакустического анализа о последующай статистической обработкой ползчанньос данных.

В третьей глава представлены результаты аудиторского, статистического и влектроаадотичесаого видов анализа пятистрочной строфы. Дано описание просодических характеристик и результатов просодического анадиаэ стихотворных текстов, написанных пятистрочной строфой, рэзудыаты анализа содержания экслвриивигаль-ного материала, а также анализ моделей пягистрочья, примеры комплексного анализа отдельных: произведений.

6 выводах обобщены итоговые результаты диссертационного исследования по главах.

В списке использованной литературы даны работы, непосредственно испольаоваиныа в диссертации.

Ирилоаание содараит таблицы, иллюстрирующие данные по экспериментальному корпус; исследования.

- 4 -

XXX

Как локвзаа анализ, в английской лирической поэзия XX века отмечается рос« произведений, написанию нечетной строфой. Пятистрочная отрофа является наиболее частотной оредн строф в нечетным количеством строк, хотя доминирующим типом продолжает оставаться строфа с четным количеством строк.

С точки зрения проблею чета/нечета содержание пятистрочья может быть определено согласно учзнив пифагорейцев. По вх учению, 1 основе мироздания лежат ччслз, обладавшие определенными значениями. Бог - это единство, а мир - множество и состоит из противоположностей. То, что приводит противоположности к единств? и соединяет все во Вселенной, есть гармония.

Четные числа пифагорейцы называли женскими, нечетные мужскими. Сумма первого венского (2) и первого мужского числа (3) -число 5 - была символом их соединения - брака.

Древние не просто оживляли числа, по и давали им такие оп~

г

ределения как "благоприятное", "определенное", "твердое", "устойчивое* (для чета), "неустойчивое1*, "пераивянод", "неблагоприятное" (для нечета),

Число 5 - это 5 лучей звезды, пять пальцев на руке. По данным биологических наук, число 5 присутствует в телах, имевших 5 осей симметрии, "пейтесистемах", то есть вся кивая материя построена по принципу пентасвотеин. Независимо от нашего сознания число 5 отражает кзкиз-то реальные свойства вещай материального мира.

Результата нетвого анализа позволяют подтвердить выдвинутое Е.В.Скрипничеико предположение об особой функции, выполняемой почетной строфикой в передаче грустных образов и настроений,

5 _

таких жизненных переживаний как горечь утраты, сиятаниа души, разочарования и смерти. В нашей материале болыаинство стихотворений (76%) передают широкий спектр негативных аастроений os легкой грусти до глубокого, трагизма. Слэдует отмегить, что в экспериментальном корпуса почти полностью отсутствуют стихотворения с радостным, светлый содержанием, несмотря на so, что материал иссладовзаяя был недостаточно обвирнии.

Динамичность, парадоксальности неоднозначность образов -другая характерная черта повтичвсаих произведений, написанных пнаиатрочьем.

Справедливом! данных выводов подтеридается и при рассмотрении такой патиатрочкой структуры как английский лииврик, Смыслован организация лимарика прэдставдяатоя двойственной, философское осмыслеяиа природы сыеошого, причин, вызывающих снах, позволяет утварадать, что человеческий социальный сиах является единственный пз всех эмоциональных ответов, который ' яе соответствует предмету, его вызвавшему.

£ атом, визина неприметной, несоответствии кроется, может быть, главнейшая особенность ouexe. Смех, выражающий, иесоинен-во, приятное, радостное чувство, оказывается при пристальном рассмотрении ответом на событие, в которое человеческие глаз или ухо уловил» нечто достойное осуждения или отрицания.

Смешное - ато осознанное, побежденное, а потоку ррощанное ало. Социальный сиах невозможен без осознания наличия в мире ала. В этой света, авглийский лниерик, с одной стороны - это чисто юмористическая форме, призванная вызывать-спех и положительные выоции, а с другой - произведение, которое сообщает о негативных сторонах в кизни людей и общества,

- в ~

\

Подобный подход к лиыэрику как произведению о "двойственной" смысловой организацией, мокет окэзагьоя плодотворным, поскольку он помогает объяснить противоречивость к парадоксальность художественных образов и языковой организации. Лимарик в плене этой "двойственной" смысловой организации ком* быть отнесен к категории поэтических произведений о нечетным количеством строк в строфе, также передающих негативные характеристики и напряженность.

Результаты аналиаа письменных и гвучацих текстов показали, что форма пятистрочной отрофы дает болыаую вариативность по сравнении с катраном, в котором превалирует бинарнвя конструкция (то есть попарное объединение строк). Теоретически были выделены 16 вариантов формальной организации (16 моделей). Существование всех вариантов подтвердилось в результате исследования на аавеи материале. Частотность вариантов неравноценна я ■модели располагались в следующем порядке убывания по частотнее?*,

Варианты

Кол-во случаев

5

2+3' 3+2 1+4 4+1

г+г+1 2+1+2 1+1+3

г* ы+1

З+Г+1 Т+1+1+2

12? 49 19 19 15

10 ?

7 5 2 4

Варианты Кол-во случаев

1*3+1 4

I+I+I+I+I

1+2+2 4

I+2+I+I 4

I+I+2+I г

Из таблицы видно, что наиболее частотными вариантами являются та ниа подели как 5 (монолит), 2+3, 3+2, 1+4, 4+1. Иа их доив приходится &0PS всех случаев.

Исследование структуры пятистрочной строфы потребовало введения новой структурной и стиховой единицы - части (единицы промежуточной иеод строкой и строфой). Часть прадставлязт единицу более высокого уровня, чем строка и обладает большей смысловой к синтаксической ваввриенностью.

Рассмотрение прооодической организации части составило основной план собственно фонетического раздела работы. Для данного исследования было необходима выявление тех просодических признаков, которые отличает чао^в как единицу стиха, 'от строки. В многочисленных просодических исследованиях стиха, в частно-* сти, его основной единицы - строки, встречается довольно подробный перечень просодических признаков, оформлявдшс строку как единицу. Для настоящего исследования простой перечень не являлся достаточным, в силу того, что просодические различия мааду частью и строкой лежат в области качественных различий. Для выявления просодических признаков части необходимо было сначала выделить наиболее устойчивые признаки строки и на этой основе определить просодические признаки части.

- 8 -

К наиболее устойчивый признакам отроки относятся;

1. Силовой максимум и силовой минимум расползгвится в начале и конце строки соответственно.

2. Тональный максимум расположен в начале строки. Тональный минимум - в конце.

3. В конца строки обычно имеется пауза, характеризующая завершенность единицы.

Строка завершается нисходящим тершшалышм тоном, такие являющимся маркером финальное».

Бнаиняя пауаа отмечена в 60% случаев, локализация тональных экстремумов яа границах строки в отрок, локализация силовых экстремумов на границах отроки - в случаев, наличие нисходящего терминального тона - в 8056 случаев.

'НанбоЯае характерный набор просодических средств таков: четыре признака г отрок, три' признака - 31$, два признака -

один йараызтр - ъ 6% случаев, ноль признаков - 1$.

Подученные Данные позволяет говорить о отрока, как единице о высокой атапевьв просодической структурированности»

Просодическими признаками, характеризующими часть строфы, которые качественно отличяц от параметров, оформляющих строку, являются следующие:

1. Наличие паузи в конце отроки, большей, чем паузы, завершающая любую другую строку данной части.

2. Увеличение среднеслоговой длительности (ССД) в последней строке части, которая являетоя больиай, чем ССД других строя, составляющих часть.

3. Поникание среднего тонального уровня последней строки

Ч8СТИ.

- 9 -

Меньшая интенсивность последнего ударного слога части по сравнении о последними ударными слогана предыдущих строк > части,

5. Наличие более пологого нисходяввго терминального тона в конце части, чем. терминальные тоны в остальных строках части.

Следующая таблица представляет результаты статистической обработки просодических характеристик чаоти в различных, моделях:

Число Количество

признаков частей в %

3 35

32

2 17

5 II

I 5

0 0

Пауза, завершающая часть, больше, чец пауза, завершающая любую другую строку данной части, зафиксирована в 92$ частей. • Увеличение ССД в последней строке части, по сравнению с другими ССД строк, состэвлящнх часть, отмечено в 53% частей. Поникание среднего тонального уровня последней строки части - в 67%. Более пологий нисходящий терминальный тон в конце части, чем терминальные тоны в остальных строках части, зафиксирован в 55% случаев. Меньшая интецсиякосл» последнего ударного слога чести по сравнению о'лоследдаглк ударными слогами предыдущих строк части - в 76/Е частей.

Аналогичный подход примегялся и при рассмотрении просодической структурированности глтистро.чной строфы как единицы. Ни-.

- 10 -

аесдедувщая таблица отраааот наиболее характерные наборы просодических параметров, оформляющих строфу:

Число признаков Количество строф в %

5 37

28

г 22

I 9

0 4

5 0

Из таблицы следует, что просодическое оформление строф подобно оформление частей: не все признаки, а их набор из трех или" четырех структурируем единицу. Если мы сравтш данные по всем трак единицам (строка, части и строфа), го моквд отметить следующую -последовательность о точки вреяия полноты комбинирования просодических признаков, когда все просодические признаки офорилявт единицу: отрока - часть - Щ, строфа -

Внешняя пауза, завершающая строфу, большая, чем меистроч-ныв паузы, встретилась в 89$ случаев, бол мая ССД - в 17% строф, более низкий тональный уровень последней строки строфы - в 52$, более пологий нисходящий терыинальний тон - в 48$, более низкая интенсивность - в 59%.

В плане структурированности просодическими средствами единицы стиха образуют иерархию. На этом уровне наиболее цельной И завершенной представляется строка, как базовая единица в стихосложения, из которой складывается вся стиховая конструкция. Далее следуют часть и строфа.

Анализ просодической организации текстов лирических стихотворение, написанных пятиетрочьеи, подтверждают тезис о спо-' собности (ее временного, частотного и динамического комлонен-' тов) отражать формальную и смысловую структуру текста стиха, ' обеспечивая, о одной отороны, дифференциацию структурно-семантических единиц различного масштаба, а о другой, способствовать i . интеграции этих единиц в система текста.

Структурирующая способность просодических средств проявляется в закономерном количественном я качественном изменении показателей различных просодических параметров с повышением ранга единицы в иерархии текстовой организации. Способность просодических параметров выполнять структурирующую функцию в тексте лиричеокого стиха является одним из важвайтх средств достижения формальной и содержательной целостности произведения.

Проведенное исследование позволило выделить часть как стиховую единицу, обладающую смысловой, синтаксической и просодической офориленностыо. Наряду со строкой и строфой, часть . при определенных условиях может являться я ритмической единицей стихе.

Часть становится ритмической единицей в случае'чередования однотипных частей, как в нижеследующем стихотворении. В данном случае части организованы по принципу переносной симметрии.

Стихотворение 12

fe строфы Модель № строфа Модель

I 3+2 3 з+г

г 3+2 и 3+2 1

* Приводятся первые четыре строфы из пяти.

- 12 -

Более сложная ритмическая организация наблюдается в случае зеркальной симметрии частей, как в приведенной ниве примере. \

Стихотворение 2

№ строфы Модель

1 3+2

2 2+3

3 2+3

4 3+2

Характеризуя ритмическую организацию стихотворения, вальса иного пятистрочной строфой, можно сказа», что, о одной стороны, на уровне строки и строфы она являемся простой (то есть обладает простым ритмом), с другой стороны, учитывая сложность

ритмической организации, создаваемой последовательностью чао' «

тай - оложной (м есть обладает сложным групповым ритмом), где части представляют собой особым способом организованные в группы строки.

Использование подобных ритмических структур, неразрывно связанных, с начетной строфикой, придает стихотворениям особый динамизм, напряжение, ритмическое богатство и изощренность. Подобную ритмическую организацию можно наблюдать в нечетных музыкальных размерах. Сложные нечетные размеры - это размеры, в которых существует скрытая пружина, движение с ускорением, которое обеспечивается именно особой последовательностью неравных элементов. В то же время, неравные элементы складываются в такты, которые на своем уровне, являются соизмеримыми и симметричными.

Исходя из полученных результатов, можно сказать, что ди~

13 -

нанизи и напряженна образов пятистрочья в большой маре передаются ритмической организацией данного вида строфы.

Итак, пятистрочзая строфа представляет собой целостное образование - структурно-функциональную систему, обладавшую формальной и смысловой завершенностью в слукащию для передачи определенной информации. Смысловая и формальная структуры пятистрочья носят взаимосвязанный и взаимообусловленный характер. Собственно фонетические средства оформления поэтической речи играют определенную роль в сложной системе, наряду с другими формальными и содержательными средствами и тесно связаны с ними.

Дальнейшее расширение диапазона исследования по данной проблематика может быть достигнуто благодаря изучению других видов семиотических систем (в частности, музыкальной, живописной, пластической /танцевальной/ и др.), что обогати« ваш представления об изоморфизме видов текста, о законах, определяющих форму и содержание. Выход за пределы одной культуры может расширить спектр интересующей нао проблемы.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

1. Сеиантико-просодическая организация пятистрочной строфы (на материале английской лирической поэзии XX века) // Проб' лены поэтической коммуникации: Сб.науч.трудов / МГЛУ. - М., 1992. - Вып,395. - С.72-86 (I П.Л.).

2. Английский лимэрик // Проблемы стиховедения и поэтики; Межвузовский науч.сборник. - Алма-Ата, 1990. - С.1^8-150 (0,1 п.л.).