автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Роль шиитского духовенства в общественно-политической жизни Ирана, конец XIX - 90-е годы ХХ века

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Дорошенко, Елена Алексеевна
  • Ученая cтепень: доктора исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Диссертация по истории на тему 'Роль шиитского духовенства в общественно-политической жизни Ирана, конец XIX - 90-е годы ХХ века'

Текст диссертации на тему "Роль шиитского духовенства в общественно-политической жизни Ирана, конец XIX - 90-е годы ХХ века"

/о /

/ ./ ; /

> , » /г г < I

г / :/ / г '' V /

«V "гу,'

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ

На правах рукописи

ДОРОШЕНКО Елена Алексеевна РОЛЬ ШИИТСКОГО ДУХОВЕНСТВА

в ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ

ЖИЗНИ ИРАНА (конец XIX - 90-е годы XX века)

Специальность 07.00.03 Г Всеобщая история. (Новое и новейшее время)

Диссертация

/

ПрезидйуЮЧЖ^оссии |;

(решение от «Дй» ОЗ, ы^в?

присудил ученую степень ДОКТОТА

-хПО л>„г

'Начальник упр«№

Диссертация в виде научного доклада выиолиана в И«' ституте востоковедения Российской академии наук.

Официальные оппоненты:

доктор ¡исторических наук Ионова А. И.

доктор (исторических ¡наук Малашенко А. В.

доктор философских «ауж Степанянц М. Т.

Ведущая организация

Защита состоится з аюедаташ дисюерта® -ежим наукам в т 1 ул. Рождеств«

Московский ¡государственный институт междун ародных отношений МИД РФ

1997 г. на 53.01.02 по историче-шя РАН (¡г. Мшква,

(С диюерта-

МИТЬСЯ В б

■чисто доклада можно ознако-востоковедения РАН.

^Диссор-

1чде научного доклада оаасислама _ 1997 г. '

Ученый секретарь д иссорт а циоетного совета

кандидат (исторических наук

И-3

Г 1

А. )

1 I

') . !

6

^^ШаРИП°Ва Р М-

Институт востоковедения РАН, 199/

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Иранская революция 1978-1979 гг. и образование особой формы правления в Иране - Исламской Республики Иран (ИРИ) - бнли незаурядными явлениями в истории современной цивилизации. Впервые, после начальной эпохи ислама, общественно-политический строй Ирана с 1979 года ооновнваетея на неотделимости религии от политики, сочетании светской и духовной власти, в полном соответствии с религией ислама и мусульманским священным законом -шариатом. 5 Иране воплотился на практике один из основных шиитских догматов - цреемственность имамата, правда трансформированный, нашедший дальнейшее продолжение в осуществлении на практике идеологической концепции имама Хомейни "Правление по исламу" и принципа валайате факих.

Революция 1978-1979 гг. и образование Исламской Республики Иран во главе о муллами заставили весь мир заговорить об "исламском феномене". Исламские лозунги о равенстве, социальной справедливости, зашите обездоленных стали притягательными для мелкобуржуазных слоев общества и маргиналов в странах традиционного распространения ислама. Не считаться о исламским фактором, который стал политической оилой, как и с его проводником - мусульманским духовенством - правительства стран Европы, Азии и Америки не могут.

Когда в 1979 г. была свергнута монархия, к власти пришла '"""новая" социальная сила - шиитское духовенство, что привело к : преобладающему влиянию ислама в области политики и идеологии. 51'ровозглашение принципов социальной справедливости, принятие ■ мер по искоренению западного образа жизни, перестройка идеоло-I гии и культуры в духе ислама - важные аспекты исламизации Ирана. : Исходя из политической обстановки, сложившейся в Иране в течение

Г I

последних 17 лет, можно говорить об устойчивом, а не кратковременном влиянии ислама на политические процессы, происходящие в стране.

Автор настоящей диссертации в виде научного доклада на протяжении 25 лет занимался исследованием ислама шиитского толка и исторической роли шиитского духовенства в общественно-политической жизни Ирана с конца XIX века до конца 80-х годов XX века. Этой теме посвяшены опубликованные авторам книга: "Шиитское духовенство в современном Иране". М., 1975; "Шитское духовенство в современном Иране". М., 1985; "Шиитское духовенство в двух революциях: 1905-1911 гг. и 1978-1979 гг.", 1994, депонированная ИНИОН. Помимо указанных монографий, результаты исследований были опубликованы в книге "Зороастрийцы в Иране". М., 1982 (фрагменты книги используются в представляемом докладе), а также в разделах коллективных монографий, статьях в научных сборниках и журналах.

Актуальность тещ и повышенный интерес к ней очевидны. Это вызвано той ролью, которую играет шиитское духовенство, установившее в Иране теократическое правление и функционирующее как верховная власть в государстве. С практической точки зрения актуальность темы определяется сопричастностью и влиянием Исламской Республики Иран на политические и идеологические изменения в странах мусульманского региона.

Работы автора могут быть полезны при выработке внешнеполитического курса России по отношению к мусульманским странам Ближнего и Среднего Востока.

Пели и зддачи представляемой диссертации в виде научного доклада имеют важное значение для дальнейшего прогнозирования социально-экономического развития ИРИ и сопредельных стран. Объективные и субъективные причины устойчивости влияния шиитского духовенства на иранское общество, несмотря на довольно успешное развитие страны в русле капиталистических отношений в середине 60-х конце 70-х годов XX века, молниеносное внедрение и захват шиитской верхушкой политического лидерства в революции 19781979 гг.позволяют по-новому взглянуть на религиозную и политическую деятельность духовного сословия в недавнем историческом прошлом Ирана. Автор доклада считает необходимым: проследить роль духовенства как генофонда сохранения шиитских традиций в народе; выявить обшие закономерности и особенности развития шиитского духовенства на протяжении более 90 лет; показать актив- • 2

ное участив духовенства в общественно-ооциальннх движениях: революциях I905-I9II гг. (далее 1-я революция) и 1978-1979 гг. (2-я революция), уделив при этом особое внимание роли ислама и шиитских традиций, определявших своеобразие революционных процессов в Иране; проанализировать характер идейно-политических доктрин и разных течений внутри шиизма, даваемых на фоне социально-политической структуры иранского общества; рассмотреть причины усилившейся в 70-х годах XX века конфронтации между духовенством и шахским режимом, а также размежевания внутри самого духовенства во время револщии 1978-1979 гг.; осуществить попытку критического анализа причин успеха духовенства в захвате власти в революции 1978-1979 гг., процесса теократизации Ирана, внутри- и внешнеполитической доктрине нового режима ИРИ, основанного на религиозной и политической концепции имама Хомейни, оказавшего непосредственное воздействие на хсщ событий в Иране.

Цаучная новизна состоит в том, что впервые в российской иранистике появились монографии автора, в которых с современных позиций освешенн проблемы шиитского духовенства в Иране.

История шиитской ветви ислама изучена исследователями горю-до слабее, нежели история суннитского ислама. Это касается и изучения рож шиитского духовенства в истории Ирана. Свидетельством тому является найденная автором в материалах архива депеша, посланная еше в 1904 г. русским поверенным в делах Персии Гартви-гом, где он отмечал: "К сожалению, обширный, своеобразный, исполненный тайн и неожиданностей мир персидского духовенства - фанатичных муджтахидов, имеющих огромное влияние на шаха и массу населэния, совершенно ускользает от надзора Императорской миссии, по традиции избегающей о ним всякого общения"1. Эта "традиция" сложилась после убийства A.C. Грибоедова в 1829 г., когда между дипломатической миссией России и шиитским духовенством в течение длительного времени не было никаких контактов, что не могло не отразиться на русской иранистике ввиду отсутствия материалов по шиитскому духовенству.

Прорыв в области изучения роли шиитского духовенства в Иране был сделан автором доклада в начале 70-х - 80-х годах XX ве-

I. Архив внешней политики Ирана, ф. "Персидский стол", 1904, Д. 898, л. 162.

ка, когда появились его статьи и монографии, освешаюшие круг вопросов, связанных с шиитским исламом, шиитской идеологией и догматикой, деятельностью религиозных институтов и шиитского духовенства, их экономическим и правовым положением, местом в обшеетвен-но-социальяой жизни Ирана в конце XII - 80-х годах IX века. В работах автора диссертации в виде научного доклада показана деятельность еше неизвестного миру аятоллы Хомейни в области религии и политики (40-е - 60-е годы) как в Иране, так и в период его пребывания в ссылке в Ираке. Дан комплексный анализ проблем, связанных с участием иранского духовенства в двух революциях. Делается вывод, что созревшая революционная ситуация в Иране и участие в ней различных прослоек духовенства возникли в условиях ожесточенной борьбы различных течений в шиизме. Это определило своеобразное поведение духовенства в революциях, а сама борьба являлась одним из серьезных факторов вызревания революционной ситуации как в начале века, так и в последней четверти XX века.

Новизну исследований определяют и вводимые в научный оборот источники: документы архивов, иранские газеты 30-40-х годов XX века, трактаты и сочинения шиитских богословов Х1Х-ХХ вв., а также обширный круг русской и зарубежной литературы.

Изучение роли шиитского духовенства в обшеотеенно-пояитцчео-кой жизни ИРана имеет практическое значение, учитывая роль религиозного фактора во внутренней и внешней политике не только Ирана, но и стран мусульманского Востока и в международных отношениях в целом. Новые аспекты в изучении шиитского ислама и шиитского духовенства отвечают самым актуальным проблемам современного мира. Выводи и обобщения, касавшиеся роли и деятельности иранского духовенства, его эволюции, опыта социальной борьбы со времен средневековья до настоящего времени, могут быть полезны для новых исследований в этой области. Начиная с середины 70-х годов книги и статьи диссертанта систематически использовались преподавателями и студентами ИСАА при МГУ, МГИМО МИД, на исторических и других гуманитарных факультетах для составления научных пособий и программ по политико-религиозным вопросам.

За рубежом переведены отдельные работы автора доклада. В США ученые-иранисты Ш. Аххави, М. Аткин и другие при написании книг о современном Иране ссылаются на две монографии диссертанта: "Шиитское духовенство в современном Иране", издания 1975 и 1985 гг. Американский журнал "Комментарии", прйводя в качестве приме-

pa вышеназванную книгу диссертанта, выразил сожалейте, что не в Америке, а в "Советском Союзе первыми обратили внимание на вопросы, связанные с современным исламом и мусульманским духовенством" (ж. "Commentary", iiew-York, Ю79, * 3). Указанной книгой (издание 1485 г.) заинтересовались официальные лица иранского посольства в России, с целью перевода ее на персидский язык. Материалы, содержащиеся в книтях автора-диссертанта, оказались полезными советскому посольству в Иране в начале иранской революции I978-I97Q гг., а также другим практическим организациям для составления аналитических записок и прогнозов.

Метод исследования. Указанные выше монографии автора диссертации в виде научного доклада написаны на основе синтеза исторического и политического подхода. В освещении данной темы используются два метода исследования: хронологически-событийный и проблемно-оценочный. Используется и сравнительно-исторический анализ шиитского ислама и его догматов. Хотя монографии автора доклада-диссертации написаны на основе формационного подхода, представляется интересным цивилизационный подход для более глубокого раскрытия социального поведения духовенстве, что отражено докладчиком в последних статьях, вышедших в 1995-1997 гг.

Теоретической основой представляемых автором-диссертантом опубликованных книг служат обшие труды отечественных и зарубежных религиоведов, востоковедов и исламоведов. Особое значение имеют те работы, в которых говорится об исторических условиях и экономических причинах возникновения ислама, его отождествления с политикой, появлении разных течений в исламе, столкновениях и борьбе между суннизмом и шиизмом. Большую помощь автору оказали исследования советских ученых, занимавшихся вопросами идеологии ислама, права, философии и общественной мыслью мусульманского Востока: Д.М. Угриновича, И. Яблокова, Л.С. Васильева, А.Х. Ва-фа, л.И.Ионовой, Г.М. Керимова, З.И. Левина, A.B. Малашенко, В.И. Максименко, В.В. Наумкина, М.Б. Пиотровского, Л.Р. Полонской, С.М. Прозорова, Л.И. Рейснера, H.A. Симония, М.Т. Степа-нянц, И.М. Смилянской, Л.Р. Сюкияйнена, P.M. Пйриповой.

Ценным источником являются донесения русского посольства и обзор событий в Иране, находящиеся в архивных фондах АВПР МИД'а России и в фондах ЦГАОР (ныне ГАРФ), тексты законов, мемуары участников 1-й иранской революции, справочные издания, ежегодни-

ки и энциклопедии на персидском, русском и западных языках, конституции Ирана 1906 и 1979 гг., избирательные законы, указы шахов и их правительств, фетвы шиитских авторитетов, показывающие социально-политическую обстановку в Иране, расстановку классовых сил, положение и позицию шиитского духовенства накануне и в период двух революций.

В работе над темой были использованы труды российских, советских и зарубежных востоковедов, исламоведов и иранистов: В.А. Жуковского, В.В. Бартольда, Е.Э. Бертельса, Е.М. Беляева, А.Е. Крымского, И.Н. Петрушевского, H.A. Смирнова, А.Е. Шмидта, а также Г. Гибба, Г. Грганебаума, И. Гольдциера, А. Корбена, А. Массе, А. Меда, К. Сиука Хюргронье, М. Уотта.

При постановке общих и частных вопросов, связанных с социально-экономическим и политическим положением Ирана и его культурой, а также двумя иранскими революциями, автор диссертации в виде научного доклада использовал работы и статьи отечественных иранистов: А.З. Арабаджяна, С.Л. Агаева, С.М. Алиева, Ш. Бади, А.Е. Бертельса, Н.К. Беловой, В.Н. Воробьева, А.И. Демина, В.Б. Кляшториной, H.A. Кузнецовой, Л.М. Кулагиной, Н.М. Мамедовой, Л.Е. Склярова, А.П.Шестакова, В.П. Цуканова и А.Б. Резникова. Серьезной основой для осмысления проблем, связанных с иранской революцией 1978-1979 гг., явилась коллективная монография "Иранская революция 1978-1979 гг. Причины и уроки" (М.. 1989) под редакцией А.З. Арабаджяна.

Наиболее широко использованы автором доклада труды и работы иранских исследователей как написанные в начале 20-х годов XX века, так и современные работы. К числу их относятся книги Незама оль-эслама Кермани3*, Мехди Малек-заде, Яхьи Доулатабади, Ахмада Кесрави, Феридуна Адамийата, Али Давани, Шахроха Аххави.

Проблемы, связанные с шиизмом и шиитским духовенством, получили освещение в монографических работах и статьях французских и англо-американских авторов: X. Алгара, Р. Арасте, С. Арджомен-да, I. Биндера, Э. Броуна, М. Баята, Е. Абрахамияна, А. Гобино, Н. Кедди, А. Ламбтон, Я. Ришара, П. Рондо, М. Фишера, Р. Фрая, Э. Энаята, В. Мартин, А. Хайери и др.

Историографический обзор и критическое осмысление источников и литературы связаны с освещением вопроса о деятельности шиитского духовенства в 1-й и 2-й революциях в Иране. Наиболее ин-

х Незам оль-эслам Кермани - далее в тексте Н. Кермани.

тересными представляются дела архива МИД'а царской России -"Персидский стол" за 1903-1909 годы, в которых дан обзор событий в Иране, составленный русскими посланниками дипломатической миссии России в Тегеране. Хотя обзор этих донесений носит преимущественно событийный характер, некоторые из материалов дают достаточно объективный прогноз обстановки, не забывая интересы царской России в Иране.

К числу хрестоматийных трудов на персидском языке, относящихся к 1-й иранской революции, необходимо выделить сочинения Незама Кермани, Мехди Малек-заде, А. Керсави, Ф. Адамийата; Н. Кермани и М. Малек-заде были непосредственными участниками революции 1905-1911 гг., а Кесрави - современник революции, Ф. Адамийат - ученый-историк 40-50-х годов.

Сочинениям иранских авторов свойственен описательный характер. идеализация ислама и духовенства как руководящей силы конституционной революции. Всех вышеперечисленных авторов объединяет приверженность идее панисламизма и прославление его идеолога Джамаль эд-Дина Афгани, неприятие западной культуры и осуждение вмешательства Запада во внутреннюю политику Ирана. Н. Кермани, автор сочинения "История пробуждения иранцев" считает духовенство лидером революции, а народ - послушной толпой, слепо следующей за своими пастырями. Заметно его пренебрежительное отношение к "молодым деятелям", так называемым иранским просветителям или зарождавшейся либерально-буржуазной интеллигенции. Главную причину поражения революции Н. Кермани видел в отходе от нее духовенства, что в известной степени справедливо . М. Малек-заде в своем труде "История конституционной революции" воспринимает революцию как действия либерально настроенных лидеров из числа просветителей и масс, повиновавшихся духовенству и его революционным вождям. В отличие от Кермани, Малек-заде не считает, что революция в историческом плане потерпела поражение. Наоборот, он считает, что в результате 1-й революции было опрокинуто абсолютистское правление шаха, принята конституция и узаконена неприкосновенность собственностиЗ. в своей книге "История конституционного движения" А. Кесрави первым из ирански�