автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему: Социальная доктрина шиизма: история и современность
Полный текст автореферата диссертации по теме "Социальная доктрина шиизма: история и современность"
ДИССЕРТАЦИОННЫЙ СОВЕТ К.063.61.05 В ДАГЕСТАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
На правах рукописи
АБАСОВА Аният Алмасовна
СОЦИАЛЬНАЯ ДОКТРИНА ШИИЗМА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Специальность 09.00.06 — Философия религии
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Махачкала 1996
Работа выношена на кафедре истории и теории религии и свободомыслия Дагестанского государственного университета
Научный руководитель — заслуженный деятель науки Российской
Федерации и Республики Дагестан, доктор философских наук, профессор ВАГАБОВ М.В.
Официальные оппонепты — доктор философских наук, профессор
Муслимов С.Ш. кандидат философских наук, доцент Ханбабаев K.M.
Ведущая организация — кафедра философии и иностранных языков ДНЦ РАН.
Защита состоится " ^ " '¿¿¿¿'¿¿сО- 1995 г. в час. на заседают Диссертационного Совета К.063.61.05по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата философских наук на кафедре истории и теории религии и свободомыслия Дагестанского государственного университета.
(Адрес: Республика Дагестан, г.Махачкала, ул. Батырая, 1,3-этаж).
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Дагестанского государственного университета.
Автореферат разослан ¿¿¿СЬс-^- 1995 г.
Ученый секретарь Диссертационного Совета канд идат философских на; доцент
С-—АЕДУЛЛАЕВ Г.Б.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. В современных условиях как в нашей стране, так и за рубежом значительно возрос интерес к исламу, его месту в истории человечества и роли на мировой арене. Ислам сохраняет значительное влияние на общественно-политическую, экономическую, семейно-бытовую жизнь мусульман, как в зарубежных странах, так и в регионах традиционного распространения в СНГ.
В силу исторических условий в исламе, вскоре после смерти своего основателя Мухаммада, произошли расколы, среди которых можно выделить два основных направления — суннизм и шиизм, которые в свою очередь распались на многочисленные секты с характерными особенностями в догматике, богословии и культовой практике, что и предопределило многообразие социальныхдоктрин в исламе в целом.
В настоящее время шиитского вероучения придерживается абсолютное большинство населения Ирана, более половины населения Ирака, значительная часть мусульман Ливана, Йемена, Бахрейна. Различные шиитские диаспоры существуют практически во всех мусульманских странах. В последние годы, особенно после победы антишахской революции в Иране, заметно возросла политическая активность шиитов в мусульманском мире, в частности, в Ливане.
На территории СНГ шииты проживают в Азербайджане, Грузии, Дагестане. Небольшими общинами шииты проживают также в Туркмении, Казахстане, Узбекистане, Таджикистане.
Главной причиной возникновения »развития социальных учений шиизма являются качественные изменения, происходившие в социально-экономической и политической жизни исламского общества, наличие в мусульманских странах многочисленных общественных групп с различными, часто противоположными, интересами. Поэтому изучение социальной доктрины шиизма имеет не только теоретико-познавательное, но и практическое значение.
Шиизм возник как религиозно-политическое течение в борьбе за власть между феодальными кланами в мусульманском государстве, созданном Мухаммадом. Эта борьба наложила отпечаток и обусловила специфику социального учения шиизма. Основные принципы и нормы данной доктрины шиизма сложились в УП-Х вв. В последующие века, вплоть до XIX в., классическая доктрина шииз-
ма претерпела незначительные изменения. Начиная со второй половины XIX в., и особенно с 60-х годов XX века, она стала подвергаться усиленной эволюции и модернизации.
С победой антишахской революции в Иране заметно возросла политическая активность шиизма в мусульманском мире. В Исламской Республике Иран происходит активное внедрение в практику принципов и норм социальной доктрины шиизма. Шиитские фундаменталисты требуют полной исламизации иранского общества, возрождения всех морально-этических и правовых норм джа-фаритского толка шариата. Модернисты выступают за частичные изменения социальной доктрины шиизма в духе современного социально-духовного развития. Светски настроенные идеологи шиизма и представители общественности стран зарубежного Востока требуют секуляризации общественных отношений в Иране. Все эти явления современной эпохи определяют необходимость исследования сущности и специфики социальной доктрины шиизма в контексте истории и современности.
Следует также отметить, что несмотря на длительный и плодотворный характер изучения социально-политических идей ислама остается еще много нерешенных проблем, в частности, связанных с изучением социальной доктрины шиизма. К тому же в нашей историко-философской, религиоведческой литературе почти нет книг, содержащих общий анализ развития социальной доктрины ислама, а социальная доктрина шиизма еще не стала предметом специального изучения ни в зарубежном, ни в отечественном исла-моведении.
Все вышеперечисленные моменты и определили выбор темы диссертационного исследования.
В диссертации предпринята попытка анализа социальной доктрины шиизма на различных этапах ее эволюции — от возникновения в УЦ-Х вв. вплоть до наших дней. В этой связи освещаются основные социально-политические идеи, концепции и учения ведущих представителей шиитского направления ислама. Так как шиизм не является однородным течением, а делится на десятки сект, то в нашем исследовании в основном анализируется генезис развития социальной доктрины имамитов как одной из основных ветвей шиитского ислама. За пределами диссертационного исследования остаются другие секты шиизма, суфизм с различными течениями и орденами, рассмотрение которых, по убеждению автора, должно быть проведено в специальных исследованиях.
Степень разработанности проблемы. Различные аспекты социальной доктрины ислама плодотворно изучалась несколькими поколениями востоковедов многих стран. Можно отметить рад специальных работ зарубежных ориенталистов: это труды Д.Б.Мак-дональда, А.Массэ, Г.Грюнебаума, И.Гольдциера, Ф.Роузентала, А.Лэмбтона, Г.Лея и др.1
Из современных отечественных исследователей, в чьих трудах рассматриваются основные положения социальной доктрины ислама, можно выделить следующих: А.Ахмедова, В.Бартольда, Е.А.Беляева, А.А.Игнатенко, Б.Г.Капустина, Г.М.Керимова, Л.И.Климовича, М.Б.Пиотровского, Л.Р.Сюкияйнена и др.
Проблемами шиизма в разных странах, в том числе и в Иране, занимается целая плеяда отечественных исламоведов и историков, среди которых можно назвать С.Л.Агаева, А.Ф.Ахадова, Г.Б.Гусейнова, Е.И.Дорошенко, М.С.Иванова, Н.А.Кузнецова, В.Б.Кляшто-рина, В.Г.Малушкова, К.А.Хромова, И.П.Петрушевского, Л.Р.По-лонскзто, С.М.Прозорова и др.
Важные проблемы генезиса и эволюции исламских социальных идей рассматриваются и в ряде коллективных работ.
Исследованию некоторых проблем, связанных с социальными доктринами суннитского и шиитского ислама, посвящены кандидатские диссертации Р.Н.Аслановой, А.Каримова, Ф.М.Сафарова, Д.Г.Шигаева, А.С.Бахадырова, М.Ф.Мехтиева, В.И.Юртаева, М.М.Т. ал-Джанабиидр.
Однако следует отметить, что несмотря на близость вышеизложенных монографий и диссертации к теме нашего исследования, они, во-первых, выполнены в основном в 60-80-х годах и потому не учитывают динамичные процессы, произошедшие в мусульманском мире за последнее время. Во-вторых, научные работы по исламове-дению и диссертации того периода идеологизированы с позиций марксистско-ленинского атеизма. В-третьих, большая часть из этих работ посвящена анализу социальных идей в суннитском исламе. Все это и определило выбор темы, цель и задачи настоящего исследования.
1 См.: Macdonald D. В. Development Muslim TheoiogV, Vurisprudence and Constitutional Low. —L., 1903, Массе А. Ислам — M.: Наука, 1982, Гольдциер И. Лекции иб исламе. — СПб., 1912, Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. Очерк истории/600-1258/. — М.: Наука, 1986, Kousenthal F. The Muslim Concept of Frudom. —Leiden — 1960, Lamb-ton A. State and Government in Medival islam. — H., 1981, Лей Г. Очерк истории средневекового материализма. —М.: Наука, 1962.
Цели и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является изучение классических, фундаменталистских и модернистских взглядов на социальную доктрину шиизма, анализ вероучительных и богословских источников шиизма и исследование содержания основных направлений эволюции шиизма в его социальных аспектах и практического осуществления имамитской социальной доктрины на примере Исламской Республики Иран.
Указанной общей целью определяются задачи исследования:
- раскрыть социальные причины раскола ислама на суннитов и шиитов, обусловивших впоследствии специфику суннитских и шиитских представлений об обществе и государстве;
- выявить социальные аспекты шиизма в вероучительных источниках и богословских трудах;
- раскрыть сущность классической социальной доктрины шиизма;
- определить основные тенденции эволюции взглядов на социальную доктрину шиизма;
- дать оценку практическому воплощению основных положений и норм социальной доктрины имамитов в современном Иране.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- подробно исследованы социальные и политические причины и условия возникновения шиизма;
- сделан анализ генезиса, сущности и развития социальной доктрины шиизма;
- предпринята попытка выявления специфики, места и роли данной доктрины в догматике, этике и праве шиизма;
- определены основные этапы эволюции и модернизации социальной доктрины шиизма;
- очерчивается круг проблем, связанных с формой, методами и спецификой внедрения в практику принципов и норм имамитской социальной доктрины в ИРИ.
- в научный оборот введены материалы ряда новых источников.
Методология и источники исследования. Методологической и теоретической основой диссертации является научный принцип историзма и диалектический подход к исследованию проблем взаимосвязи религии и общества, классические труды по вопросам религии, особенно ислама, отечественных и зарубежных авторов, работы философов, религиоведов, историков и социологов.
При написании работы основными источниками послужили Коран, Сунна, Нахдж ул-балага / книга, в которой собраны письма, афоризмы, приписываемые шиитами имаму Али ибн Аби Талибу /, Ахбар, сочинения, научные и политические статьи шиитских идеологов, философов, религиозных, политических и общественных деятелей, а также Конституция ИРИ / 1979г./ и программные документы исламских политических партий и организаций.
Использованы также материалы периодической печати.
Практическая ценность исследования. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в дальнейшей научной работе по проблемам истории и современного состояния идеологии шиитского ислама. Они могут найти применение в преподавании в высших и средних специальных учебных заведениях, гимназиях, колледжах соответствующих разделов курсов: "Философия религии", "История и теория религии и свободомыслия", "История отечественной и мировой культуры", "Религия и ее памятники", "Из истории религии" и др; в разработке спецкурсов по социальным вопросам в исламе. Они могут быть полезны для обогащения тематики и улучшения содержания лекций по религиоведению среди населения, а также для составления рекомендаций государственным органам и общественным организациям.
Апробация результатов исследования. Некоторые результаты исследования докладывались на научно-теоретических конференциях Даггосуниверситета в 1992-1996 гг. Диссертация обсуждена на заседании кафедры истории и теории религии и свободомыслия Дагестанского государственного университета.
По теме диссертации опубликовано 5 статей.
Структура работы обусловлена целью исследования и построена по проблемному принципу. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во "Введении" обосновывается актуальность темы, анализируется степень разработанности проблемы, формулируются цели и задачи диссертации, раскрывается ее научная новизна и практическая значимость, а также структура работы и ее методологическая база.
Первая глава "Социально-политические предпосылки п идейные истоки генезиса социальной доктрины шиизма" состоит из двух
параграфов.
В первом параграфе "Социально-политические условия и причины возникновения шиизма" анализируются причины раскола ислама на два основных направления: суннизм и шиизм, которые при-велик возникновению различных социально -политических доктрин. Формирующийся особый мир ислама, включающий все основные стороны жизни людей — политическую, социальную и религиозную — сохранился и развился как целое, единое только при жизни Мухаммада и первых двух халифов. Причинами раскола ислама на два основных направления и дальнейшего их деления на различные секты, являются социально-политические разногласия между различными династиями, политическими и клановыми группировками и течениями, а также специфический социально-экономический уклад, исторические и духовные традиции народов, населявших регионы интенсивного распространения новой религии.
После смерти Мухаммада в 632 г. в мусульманском обществе на первый план выдвинулись фундаментальные проблемы власти: относительно ее источников, линии, форм управления и принципов передачи высших властных полномочий.
Поскольку Мухаммад конкретно не занимался вопросами передачи власти, между его последователями обозначились две тенденции в решении этого вопроса. Согласно первой, преемник и глава общины-государства должен быть избран из числа его наиболее уважаемых соратников, согласно другой — из прямых потомков самого Мухаммада.
Победили сторонники первой тенденции и первым халифом мусульман стал Абу Бакр /572-634 хт./ — один из самых близких и авторитетных сподвижников пророка, в числе первых принявший ислам. Абу Бакр халифствовал два года, — в 632-634 годах. После его смерти халифом стал Омар / ок. 591/, который был убит в 644 г.
Отсутствие внутренних крупных социально-политических противоречий и конфликтов в арабском государстве при первых двух халифах объясняется успешной внешней экспансией со всеми вытекающими отсюда политическими и экономическими выгодами в складывающемся теократическом, военно-феодальном мусульманском государстве.
Когда наступила относительная стабилизация и оформились основы теократической, военно-феодальной структуры исламского государства, отношение к власти приобретает первостепенное экономическое значение. Это неизбежно привело к внутреннему раско-
лу верхушки арабской военно-родовой знати.
Острейшая борьба по вопросу о власти развернулась в основном между представителями двух родов — Омейядов и Хашимитов из племени Курейшитов. В этой борьбе победу одержал Осман из рода Омейядов, ставший халифом в 644г. СторонникиАлиибнАби Талиба, двоюродного брата и зятя Мухаммада, были недовольны, что выразилось в усилении внутриполитической борьбы.
Али ион Аби Талиб был провозглашен халифом в 656 году. В ходе борьбы за власть в начале второй половины VII в. сторонники Али оформились в религиозно-политическую группировку /аш-шиа — араб, "приверженцы", "партия"/. Единство внутри мусульманской общины было нарушено, что привело к разделению ее на две основные части: суннитов, стоявших за выборность халифов и именовавших себя "людьми Сунны", и шиитов — сторонников передачи власти прямым потомкам Мухаммада.
Исторический анализ показывает, что по своему значению этот раскол вышел за рамки династийного соперничества за власть, обусловил расхождения в трактовке догматических, правовых и социальных вопросов, оказавших огромное влияние на судьбу всего мусульманского мира.
В дальнейшем своем развитии Ащдское движение распадается на ряд течений и ветвей. Здесь свою роль сыграли причины социально-экономического, этно-конфессионального, социально-психологического, исторического идошатического характера. В различных социально-политических и экономических условиях движение шиитов порой приобретало ярко выраженную субъективную окраску, приводившую к прямому обожествлению Али и его потомков их последователями.
Анализ вероучения шиитских сект показывает, что в их дифференциации лежат различные основания. Большинство сект расходятся по вероучительным признакам, некоторые, помимо различий в догматике и в социальной доктрине, отличаются политической направленностью, третьи — философски-рационалистической или иррационалистической направленностью. В целом, все шиитские секты можно объединить в две большие группы — "крайние" и "умеренные" шииты.
В параграфе показано, что два главных направления в исламе имеют целый ряд общих признаков мировоззренческого и культового характера, что позволяет говорить об их принадлежности к единой религии — исламу.
Однако между ними существуют и принципиальные разногласия, наиболее главным из которых является определение статуса главы мусульманского общества. Согласно шиитской традиции в озглавлять мусульманскую общину должны только прямые потомки Мухаммада, к которым относятся 12 шиитских имамов. Важнейшей особенностью шиизма становится учение о мессии, которому шииты находят историческое и мифологическое объяснение, связанное с таинственным, сверхъестественным исчезновением и возвращением в последующем последнего шиитского имама для реализации воли Аллаха. Мессианизм и связанная с ним эсхатология имели и имеют для шиитского движения исключительно важное социально-психологическое значение, стимулируя фанатизм, упорство и непримиримость "крайних" направлений шиитского движения.
Отрицание иджмы шииты аргументируют исключительным правом имамов выносить решения по спорным вопросам.
Шииты также пракшкуют принцип ат-такийа /сокрытие веры/, заключают временные браки /сигэ/.
Второй параграф "Идейные источники формирования социальной доктрины шшгзма и ее характерные особенности" раскрывает сущность социальной доктрины шиизма.
Социальная доктрина в целом включает различные аспекты: концепции и идеи об источнике и происхождении власти, о сгрукт-руе государства, правовых и нравственных основах функционирования общества, сущности основных политических, экономических и социальных институтов, типов людей и т.д. В работе первостепенное внимание уделяется политическим, правовым и этическим сторонам социальной доктрины шиизма.
Анализ шиитской социальной доктрины показывает, что она во многом исходит из основных положений исламского вероучения в целом, генетически с ним связана и не претендует на ревизию Корана.
Основными идейными источниками формирования социальной доктрины шиизма являются Коран, хадисы, шариат, ахбары, религиозные трактаты и труды шиитских богословов.
В силу того, что ислам не остался единым религиозным движением, а суннизм первоначально приобрел характер ортодоксального учения, различают классическую суннитскую и шиитскую социальные доктрины. Они оформились в две принципиально различные доктрины верховной власти, в дальнейшем обусловившие и противоположные модели государственного устройства. Общее в
обеих доктринах — признание Аллаха как единственного источника власти над мусульманами, а различие — в способах ее осуществляем.
Суннитский ислам видит осуществление властных полномочий в мусульманском обществе выборным главою — халифом. Для шиитов непосредственным проводником указаний Аллаха является имам из числа прямых потомков пророка, к которым перешли по наследству такие качества Мухаммада, как святость, мудрость, обладание совершенными знаниями. Таким образом, основным стержнем шиитской социальной доктрины является концепция верховной власти, которая легла в основу догмата об имамате. .Термин имамат происходит от арабского глагола амма, который пере-водигсякак "стоять впереди", "руководить чем-либо". В Коране термин имам используется в значении "духовный руководитель" /2:118/ 124/. До принятия ислама арабы называли имамом сначала проводника каравана, а позже так стали называть людей, возглавляющих какое-нибудь дело.
При жизни Мухаммад являлся единственным законодателем и высшим духовным авторитетом в мусульманской общине, сочетая одновременно полномочия и духовной и светской власти. После кончины Мухаммада эти функции перешли к халифу-имаму. Таким образом, можно согласиться с выводом исследователя С.М.Прозорова, что "имамат определяется как верховное руководство мусульманской общиной-государством".1
С появлением трудов, авторы которых пытались обосновать права Али и его потомков на верховную власть в мусульманском обществе, начинается активная разработка учения об имамате. Политическая и идеологическая борьба видна в первую очередь в комментариях к Корану.
Шиигы убеждены, что редактор Корана Зайд ибн Сабит, соблюдая интересы рода Омейядов, изменил первоначальный текст Корана, устранив упоминание об Али. Отечественные исследователи И.П.Петрушевский2 и С.М.Прозоров3 допускают такое предположение как правдоподобное, хотяитрудно доказуемое. Болеетого,
2 Прозоров С. М. Шиитская/имаиитская/домрина верховной власти. // Исяам. Религия, общество, государство. — М.: Наука, 1984. — С.
5 См.: Петрушевский И. П. Ислам в Иране в \TI-XV вв. /Курс лекций/. — Ленинград: Изд-во Ленинградского ун-та, 1966. —С.270.
4 См.: Прозоров С. М. Шиитская /имаиитская/ доктрина верховной власти // Ислам. Религия, общество, государство. — М.: Наука, 1984. — С. 206.
113 и 114 суры шииты считают не подлинными, а вставленными Зайдом. Пытаясь обосновать права Алидов на власть, они иносказательно толкуют такие стихи Корана, как 43:3,37:130, 2:137, 3:106, 16:70, 2:63.
Дальнейшей разработкой учения об имамате, основные положения которого были выработаны к нач. IX в., шиитские теолога занимались вплоть до XX века.
К концу IX в. завершается первый этап формирования религиозно-политической идеологии шиитского ислама. Именно в этот период появились сочинения "Китаб ал-имама" /"Книга об имамате"/, "Китаб исбат ал-имама" /"Доказательства имамата"/, "Китаб ал-васийа" /"Книга о завещании"/, авторы которых пытались обосновать права Али и его потомков на верховную власть, разрабатывают теоретические основы имамата. В исламе, как, например в христианстве, нет учения о святом духе и божественной благодати, благодаря чему ученики Христа получают право руководить церковью и быть наставниками всех верующих. Теоретики шиизма же используют понятия аристотеликов и платоников -"божественная субстанция" и "эманация божества", наделяя ими прямых потомков Му-хаммада. Алиды таким образом не только получают право руководить мусульманской общиной, но также обожествляются отдельными сектами как чистое воплощение самого создателя.
Анализ исторического прошлого шиитского ислама показывает, что шиизм не остался единым религиозным и социально-политическим учением. Причиной раскола шиизма на различные ветви послужили разногласия относительно передачи власти внутри имамата, прав и обязанностей имамов и т.п.. Но объединяет их всех признание необходимости имамата, как "божественного" установления и исключительного права на него Алидов.
В связи с прекращением рода имамов перед шиитами встала сложная теоретическая и практическая проблема. Была разработана идея "скрытого", незримого имама в так называемый период "малого сокрытия" имама — "ал-гайба ас-сагира" и до возвращения "скрытого" имама связь между ним и шиитской общиной осуществляли "посланники" — сафиры. Этот период "малой гайбы" закончился в 940 году в связи со смертью последнего сафира и началась "большая гайба" —"ал-гайба ал-кабира", длящаяся до наших дней. Руководство в период "большой гайбы" взяли на себя духовные авторитеты. Догма о священном характере власти и перманентном божественном управлении, руководстве была конкретизирова-
на в концепции "скрытого" имама, принявшая впоследствии форму махдизма. Эсхатологические ожидания были близки недовольным элементам общества. Шиитское движение сумело использовать их энергию, о чем свидетельствуют его военно-политические успехи того периода.
Следующий период развития шиитского вероучения и догматики приходатся на Х-ХУ вв. и характеризуется созданием сборников шиитских преданий, фундаментальных сочинений по богословию, праву, теории имамата, социальной доктрине. Это —этап разработки и кодификации имамитской догматики. Нельзя не отметить деятельность таких шиитских богословов и философов, ученых и правоведов, как ибн Бабуйа /ум. 991 г./, ал-Муфид /ум. 1022 г./, Му-хаммад ат-Туси/ум. 1067 г./, ат-Табарси/ум. 1153 г./, Насир ад-дин ат-Туси /ум. 1273-74 г./, ал-Аллама ал-Хилли /ум. 1326 г./, Хайдар Амули/ум. 1385 г./, внесших существенный вклад в разработку религиозно-философской системы и социальной доктрины шиизма.
Третий период начинается после установления в XVI в. в Иране в качестве государственной религии имамитского направления шиизма, способствовавшего дальнейшейразработке имамитской социальной доктрины, появлению новых трудов в области религии, философш!, права. Отметим, что в XIX веке была предпринята попытка реформации шиизма участникамибабитско-бехаитского движения.
Шиитский ислам выработал собственныерелигиозно-философ-ские и социальные доктрины в русле последовательной теократии, рассматривающие имамат как эманацию "вечного божественного света", а имамов — как исполнителей предписаний Аллаха во всех сферах жизни.
Вторая глава "Эволюция социальной доктрины шиизма" состоит из двух параграфов.
Первый параграф "Основные направления и этапы эволюции и модернизации социальной доктрины шиизма" показывает роль социально-политических условий эпохи, расклада общественных и классовых сил на развитие и модернизацию исламского религиозного учения об обществе и государстве. В этой связи анализируются понятия традиционализма, фундаментализма и модернизма.
В конце Х1Х-нач. XX вв. на первый план выдвигается модернистская тенденция. Потребности социально-экономического развития, в частности, расширение практики капиталистического предпринимательства, влияние западного капитализма, поставили ши-
итских правоведов и богословов перед необходимостью пересмыс-ления ряда важных положений социальной доктрины шиитского ислама. Сторонники модернисткой тенденции видели выход из создавшейся ситуации в преобразовании общества и приспособлении норм социальной доктрины шиизма к современной социально-экономической и политической обстановке.
Борьба против институтов и норм западной цивилизации под лозунгами фундаментализма и традиционализма вела мусульманские страны к политике самоизоляции.
Качественно новый этап в модернизации шиитской социальной доктрины наступил под влиянием идей социализма, как обще-сгвенно-политаческого учения, практики социалистических государств и освобождения мусульманских народов от колониальной зависимости во второй половине XX века. Здесь главенствующее место занимает проблема определения пути развития мусульманских стран. Среди шиитских религиозных и светских деятелей появляются концепции "третьего пути" развития, отличного как от капиталистического, так и от социалистического. "Исламский путь" развития мусульманских стран рассматривается ими как единственно правильный, отвечающий традиционным ценностям ислама, способном построить справедливое общество, отвечающее интересам всех мусульман, в особенности "обездоленных". На основе "исламского пути" развития создаются концепции "исламского государства", "исламского правления", "исламской экономики" и т. п.
Анализ различных концепций "исламского государства" показывает, что все они подразумевают воплощение традиционной модели общественного устройства — "сакральной" у шиитов и "общинной" у суннитов — в котором при признании Аллаха как единственного источника власти, сочетались бы духовная и светская власть, а экономика регулировалась бы в соответствии с нормами шариата, осуществлялись бы принципы справедливого распределения доходов и т.д. В странах, где мусульманское право провозглашается основным источником законодательства, такое распределение регулируется государством через систему законов, контролирующих систему налогообложения, права, собственности, наследования и др. Так, в Пакистане и в Ливии были введены законы о закя-те, запрете процентов при займе и т.д. В иных случаях, "справедливое" распределение доходов берут на себя религиозно-политические организации и общины.
Таким образом, "вневременными" в современном модернизме
остались предписания нравственно-этического характера, а многие нормы политического, экономического плана были сильно видоизменены, приспособлены к современным политическим и социально-экономическим условиям.
Отмечается, что "классический традиционализм", выступающий за сохранение шиитской социальной доктрины в неизменном виде, продолжает сохранять свое влияние в шиитском мире. Современный же шиитский фундаментализм выступает против буржуазного /западного/ образа жизни, против буржуазных шгститутов и ценностей во всех сферах человеческого бытия и предлагает радикализацию политики по внедрению основных положений ислама. От фундаменталистской идеологии прошлых столетий он отличается ориентацией на иные общественные силы и отражает совершенно новые противоречия современного шиитского общества.
Одной из важнейших проблем шиитского ислама является создание всемирного "исламского государства". Еще накануне иранской революции 1979 г. и на ее первом этапе среди шиитских идеологов в решении этого вопроса наблюдаются различные подходы. Например, А. Шариатн ратовал за объединение мусульман всего мира в единое, строго централизованное мусульманское государство, возглавляемое харизматической личностью с неограниченными духовными правами, которая употребит свою власть в интересах мусульманского общества. Другаягруппа шиитских идеологов
— М. Базарган, К. Шариатмадари и др. — акцентировали свое внимание на строительстве в Иране общества, отвечающего интересам всех мусульман, были за установление "исламского демократического управления", а саму возможность строительства всемирного "исламского государства" считали вопросом далекого будущего и практически не рассматривали.
В различных подходах решения вопроса о власти среди шиитских религиозных и общественных деятелей Ирана можно выделить три основных направления. Представители первого направления — К. Шариатмадари, М. Базарган и др.—объективно выражали интересы буржуазии, которые, будучи противниками участия духовенства в управлении государством, считали, что "власть народа"
— это власть парламента и страною должны управлять профессионалы —-"специалисты и компетентные люди", были сторонниками установления "исламского демократического правления. Р. Хомейни и его сторонники выражали корпоративные интересы пришедшего к власти шиитского духовенства, ориентируясь на средний слой и
на "людей базара", были сторонниками сосредоточения всей полноты власти в руках духовенства, а не светских лиц. И, наконец, А. Шариати1, М. Талегани2 и др. выражали интересы демократически настроенной части мелких и средних собственников, крестьян и интеллигенции, выступали против установления в стране "религиозной диктатуры" и власти богословов.
Второй параграф "Особенности реализации имамитской социальной доктрины в социально-политической жизни современного Ирана" раскрывает практические аспекты воплощения концепции имамата и "таухидной экономики" в Исламской Республике Иран, роль и значимость шиитского духовенства в этом процессе.
Шиитская социальная доктрина, выраженная в концепции имамата, исходящая из сосредоточения всех властных полномочий в руках непогрешимого имама, являющегося посредником между простыми мусульманами и "сокрытым" имамом, получила свое дальнейшее развитие посредством наделения духовенства чиновничьими полномочиями.
Признание в Иране шиитского ислама государственной религией привело к непосредственному влиянию исламских институтов и норм на государственное право и, одновременно, выступило правовой основой такого влияния. Ведущим началом в Конституции ИРИ 1979 г. признан принцип "велайат-е факих", который следует рассматривать не только как сосредоточение функций верховного, духовного и государственного руководства в лице религиозно-политического лидера, вождя, но и как отражение политической роли шиитского духовенства вообще. Конституция ИРИ подчеркивает, что исламская республика означает веру в постоянно существующий имамат и верховное руководство делами страны со стороны шиитского вождя, полномочия которого раскрываются в ст. 110 и ст. 162.
Основные властные полномочия Конституция Ирана закрепляет за шиитским руководителем или группой ведущих религиозных деятелей, которые являются арбитрами во взаимоотношениях высших государственных органов и религиозно-политических институтов.
Важнейшим институтом в Иране, служащим проводником воз-
1 Shariati Ali. On the Sociology of Islam, Harnid Algar, tr., Berkeley: Mizan. Press, 1979.
2 Telegani M. Islam va Malikiyyat: Intishar, 1334/1972.
действия исламских принципов и шиитского духовенства на конституционный механизм является Совет по соблюдению Конституции. В качестве государственного органа признается также Корпус стражей исламской революции /ст. 150/, действующий под руководством и контролем шиитского духовенства.
Анализ Конституции ИРИ 1979 г. показывает также, что социальная доктрина шиизма /имамитская/ и мусульманское право находят непосредственное выражение в государственной политике, в области экономики, международных отношений, образования.
В современном Иране целью экономической политики государства провозглашается достижение экономической независимости страны, недопущение господства шгострашгого капитала, обеспечение потребностей населения — и все это посредством осуществления принципов "таухидной экономики", как экономики "божественной гармонии", где составляющие ее элементы и экономические аспекты сочетаются с религиозными принципами, определяющими "исламский образ жизни" в целом.
Официально признаваемая теория "исламской экономики" предполагает три сектора в экономике страны: государственную, кооперативную и частную при ведущем развитии государственного и кооперативного секторов. Суть же "таухидной экономики" заключается в претворении в жизнь принципа "производство — по способностям, а потребление — по благочестию", что подразумевает, следуя идеалу само огр аничения, выдвинутым первым шиитским имамом, довольствие малым.
В работе делается анализ взглядов известных иранских богословов по отношению к "таухидной экономике" и ее трактовке, формам собственности в Иране, труда и заработной платы, производства и потребления и т. п.
Принципы внешней политики ИРИ формируются с позиций превосходства ислама имусульман, причем приоритет отдается связям с мусульманскими странами. Во взаимоотношениях Ирана с мусульманскими государствами особое место занимает концепция о распространении "исламской революции" за пределы страны — политика "экспорта революции", сформулированная в Конституции и особенно пропагандируемая при жизни аятоллы Р. Хомейни. Упор делается на общеисламском, а не шиитском характере революции в Иране. Говоря о единстве мусульманского мира, иранские лидеры обращают свои призывы ко всем мусульманам как единой мусульманской умме. Однако настойчивое противопоставление
шиитским Ираном исламского мира — Западу, ислама — христианству, привели, в частности, к возникновению негативных стереотипов "воинственного" и "воинствующего" шиизма.
Несмотря на тезис "ни Запад, ни Восток", который как ограничитель выступает в основном по отношению к странам бывшего "Восточного блока", Иран продолжает сотрудничать с западными державами. Видимо, исключительно только волевым решением шиитских лидеров разорвать традиционно существовавшие связи с западным миром невозможно.
Понимание самобытности и пределов взаимодействия с западной цивилизацией у различных шиитских идеологов получает различное толкование: от "евроцентристского", направленного на максимальное сокращение разрыва между шиитской и "западной" моделями развития, до "крайне-фундаменталистского", стремящегося к сохранению исламской самобытности.
После установления в Иране фактически теократического режима шиитская /имамитская/ социальная доктрина подверглась существенной корректировке. Этому способствовало, во-первых, сосредоточение в руках шиитского духовенства средств воздействия на массы, а во-вторых, сосредоточение в руках духовенства рычагов управления. Этот процесс сопровождался углублением различий в социально-экономическом положении отдельных групп духовенства, что, в свою очередь, нашло отражение в их идейно-политических позициях. Безоговорочные сторонники полигаки Р. Хомейни представлены в современном Иране группировкой мактаби. Представители другой группировки религиозных и политических деятелей ИРИ — ходжа-тие считают, что после смерти Р. Хомейни принцип "велайат-е фа-ких" должен осуществляться органом коллективного руководства шиитского духовенства, выступают сторонниками отделения религии от политики, противниками непосредственного участия духовенства в управлении государством, видя их лишь в роли "стражей нравственности" общества. Как и мактаби, ходжатие предпринимают попытки обоснования тезиса о "самостоятельном исламском пути" развития Ирана и других мусульманских стран. Ходжатие являются наиболее активными стороншрсами "экспорта исламской революции" за пределы Ирана.
Проанализировав изменения, происходящие в современном Иране, можно сказать, что иранское общество постепенно выходит из самоизоляции навстречу мировому сообществу, а перемены, происходящие в социально-политической и экономической жизни Ира-
на, возможно, заставят в будущем внести свои коррективы в социальную доктрину шиизма.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о наличии в государственном и правовом устройстве Ирана теократического и светского параллелизма, противоречиво сочетающего элементы авторитаризма и демократизма.
В заключении подв одятсяитога исследования, даются наиб олее важные теоретические выводы и намечаются аспекты дальнейшей разработки темы, не вошедшие в данную работу.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. Эволюция взглядов ислама по межнациональным вопросам. —Религия и межнациональные отношения: Межвуз. научно-тема-тич. сб. статей. — Махачкала: Изд-во ДГУ, 1990. — 0,3 п.л.
2. Секта имамигов: история и современность. — Религияи атеизм: история и современность: Сб. научно-тематич. статей. —Махачкала: Изд-во ДГУ, 1992. — 0,3 пл.
3. Ислам как мировая религия: Сб. статей студентов, аспирантов и преподав, университета. — Махачкала: Изд-во ДГУ, 1993. — 0,7 п.л.
4. Раннесредневековая шиитская экзегеза об Али и имамате. —Ислам в Дагестане: Межвуз. сб. научно-тематич. статей. —Махачкала: ИПЦ, ДГУ, 1994. — 0,7 п.л.
5. Изучение принципов шиизма в курсе истории религии. — Научно-метод. проблемы преподавания истории современных религий /Тезисы докладов межвузовской конференции/. — Махачкала: ИПЦ, ДГУ, 1995. — 0,7 пл. — (В производстве).