автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.02
диссертация на тему: Роль социалистической культуры в укреплении рабочего класса и крестьянства на Кубе
Полный текст автореферата диссертации по теме "Роль социалистической культуры в укреплении рабочего класса и крестьянства на Кубе"
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫ,! УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи УМ 300.582:008
МАРТИНЕС ТЕМ АЖСКЯ
РОЛЬ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УКРЕПЛЕНИИ РАБОЧЕГО КЛАССА И КРЕСТЬЯНСТВА НА КУБЕ
Специальность 09.00.02 - тэорил научного коммунизма
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание учеяой степени кандидата философских наук
ЛЕНИНГРАД 1989
Работа, выполнена на кафедре теории научного коммунизма философского факультета Ленинградского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственного университета.
Научный руководитель - доктор философских наук, профессор Бороноев А.О,
Официальные оппоненты - доктор философских наук, профессор Пигров К.С.; доктор философских наук, профессор Кукушкин В.И.
Ведущая организация - Ленинградский педиатрический медицинский институт.
Защита состоится /^/-у-; 1989 г. в ¿¿_ часов на
заседании специализированного Совета К.063.57.28, по присуждению ученой степени кандидата философских наук в Ленинградском ордена Ленина и ордена Трудового Красного ¡Знамени государственном университете по адресу: 199164, Ленинград, Менделеевская линия, д.5, философский факультет, ауд.150.
С диссертацией модно ознакомиться в научной библиотеке имени ¿.".Горького Ленинградского государственного университета.
Автореферат разослан 1989 г.
Ученый секретарь специализированного Совета кавдида? философских наук, доцент
Ыилецкий В.П.
1Ш1ЕНШ
¡ЯКОТЕКД
г, о1 с
ОЩИ ХАРШЖШ.КЛ ШУЩОШШ
!. и. ;!гш»
-тдел
:ертаций
Актульность проблема. Проблема роли социалистической культуры в укреплении союза рабочих к крестьян является важной частью теории научного коммунизма.
Актуальность исследования духовного обличения рабочего класса и крестьянства обусловлена действием оби;есоциалкстиче-ской закономерности возрастания роли и значения субъективного фактора в общественном прогрессе, что с особой силой проявляется на этале построения социализма в Республике дуба, когда преодолеваются ошибки и негативные тенденции, которые препятствовали процессу развития все'А системы общественных отношений. Практическая реализация экономического, социального и культурного курса Коммунистической партии Кубы на современном этапе необходимо предполагает осуществление максимального. вовлечения масс в процесс революционных преобразовгший, что во многом зависит от уровня политической, научной, эстетической подготовки рабочих и крестьян, что выразшется в степени духовного приятия реальности, йто необходимо предполагает более динамичное действие подсистем духовного производства в целом."Постоянно ковать социалистическую культуру ... высшая задача прогрессивной консолидации общественного сознания, необходимого для победного построения социализма".1
методологической основой.исследования явились работы классиков марксизма-ленинизма и документы Коммунистической партии Кубы. В последних находится теоретический анализ процесса построения социализма на Кубе. Использованы татке выступления и труда руководителей кубинской революции, документы государственных органов, работы ученых социалистических стран.
Эмпирический материал для этой работы был получен в ре-, зультате изучегаш и обобщения данных социологических исследований и опросов по темам:
- музыка в сельской местности: пути развития и перспективы;
- традиционные праздники крестьян;
■^Программа КПК, с. 149.
- о характеристике движения самодеятельности.
Кроме того, использованы материалы бесед, интервью с известными кубинскими деятелями культуры, в частности, с кубинским крестьянским поэтом Хесусом Орта Руисом-Набори, известит! в страге и в мире как Индио Набори, с товарищем Алехандро Кастильо Рабаэна, членом Национального бюро Национальной Ассоциации 'мелких Аграрных Работников и др.
• Цель и задачи исследования. Основная цель диссертационной работы - анализ становления социалистической культуры на Кубе и ее роли в духовном сближении рабочего класса и крестьян.
Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
- исследование сущности культурной революции и путей формирования социалистической кубинской культуры;
- показ взаимодействия системы духовного производства с общественной системой через проявление его функций, и, особенно, в духовном сближении рабочих и крестьян;
- выявление специфики образования, науки, искусства и литературы в духовном сближении рабочего класса и крестьян;
- анализ факторов, препятствующих процессу духовного сближения классов кубинского общества с начала 80-х гг;
- исследование роли совершенствования политики КПК в области культуры в дальнейшем духовном сближении рабочих и крестьян в современном процессе ректификации ошибок и негативных тенденций.
Научная новизна Работы состоит в следующем:
- в анализе культурного сближения рабочего класса и крестьянства в процессе создания ноьой системы духовных ценностей на Кубе в процессе культурной революции и ее освоения членами общества, благодаря чему осуществляются интеллектуальные, эмоциональные и нравственные процессы развития людей различных классов как социальных существ, как деятельных членов общества;
- в показе процесса взаимоотношений подсистеш духовного производства с подсистемой материального производства и об-
щественных отношений, увиденного через духовной сожжение рабочего класса и крестьянства, в анализе динамики этого процесса, который находится в соответствии с уровнем действенности функций культуры в условиях социализма;
- в раскрытии особенностей духовного сближения рабочего класса и крестьян, специфики обобществления сельского хозяйства на Лубе, развитого на производстве сахарного тростника, что определило разные уровни культурного и социального развития работников села.
Однако, политика систематического внимания со стороны руководства партией и кубинского государства к мелким производителям наряду с работниками производства сахарного тростника позволило укрепить вдейно-политическое единство и развитие творческих способностей обоих классов, что отразилось на уровне участия в творческом процессе, принятии и распределении культурных ценностей.
Практическая значимость исследования. Чтобы действие функций системы духовного производства баю э^ективнш и, следовательно, стимулировало темпы духовного сближения рабочего класса и крестьянства становится необходимым со стороны руководства партией и кубинского государства, осуществление анализа системы духовного производства, что охватывает и вса деятельность, и соответствующие организации, учрездеяия по хранению, реставрации, распространению, распределению, обмену и потреблению духовных цешюстей. Это требует пересмотра механизмов работы Министерства культуры, Министерства образования, Министерства Высшего образования и Академии Наук Кубы, с одной стороны, и Народного Совета по культуре, что доллио изменить юс работу таким образом, чтобы она как механизм координации социальной инициативы, способствовала большему сближению между рабочими и крестьянами.
Выводы и рекомендации, следовательно, ватаы для управления культурным процессом на Кубе, а также для подготовки программ социологических исследований, чтения лекций в вузах и в сфере пропаганды.
Структура.л объем работы, Диссертация состоит из введения,
двух глав и заключения, список использованной литературы содержит 250 наименований на русском и испанском языках. Б тексте диссертации содержатся таблицы,
ОСНОВНОЕ СОда^ШЕ даССЕРТАЦЛ>1
Первая глава "Культурная революция и становление социалистической культуры".
Одной из общих закономерностей, .составляющих основу ленинской теории социалистического строительства, является социалистическая культурная революция. Вне ее рассмотрения нельзя увидеть качественно новый характер сашх социальных завоеваний, понять гуманистическую сущность социалистического строя, впервые на деле открывающую массам трудящихся путь к развитию своих созидательных сил. Характер и темпы осуществления культурной революции являются, в свою очередь, одним из критериев оценки внутреннего содержания социально-политического развития страны и один из объективных показателей потенциальных возможностей .нового строя на путях социально-экономического прогресса.
Объективная необходимость культурной революции вытекает из объективных задач социализма. Ускорение индустриализации производства требует все большее число высококвалифицированных специалистов, экономические преобразования должны опираться на все возрастающий культурный уровень народа, без чего невозможно достижение этих великих задач.
Социально-исторический анализ содержания культурной революции позволяет видеть, что ее основная задача заключается в преобразовании культуры, принадлелеащей эксплуататорскому меньшинству, для большинства трудящихся, всего народа. В этом главная цель культурной революции. Такое преобразование подразумевает обновление характера и условий созидательной деятельности человека в обггасти культуры, замену капиталистического духовного производства, духовных ценностей коммунистическим, новым и качественно высшим, устранение из поведения и сознания человека буржуазной морали, идеологии и культуры, овладение моралью, культурой и идеологией коммунизма. В этом заключается общее содержание культурной ре-
золюгош. Ее цель, как указывается в программе ¿СП Кубы, -"формирование качественно высшей личности".* Таким образом, культурная революция способствует совд&нию необходимых условий для творческого развития личности, стимулирования развития способностей каждого индивида и совершенствования механизма общественных отношений-, формирования нового по содержанию духовного производства.
Из определения содержания, сущности и цели культурной революции вытекает основная задача этого процесса. В самых общих словах, она состоит в распространении культуры в среде трудящегося большинства с целью формирования всесторонне развитого человека. Соединение культуры и трудящихся масс является сущностью культурной революции.
Победа революции на Кубе позволила совершить радикальные изменения в общественно-политической структуре страны, повлиять на создание истори^ски нового типа системы духовных ценностей, включающей в себя сохранение, распространение и усвоение этих ценностей всем членами общества.
Развитие культурной революции на Кубе обусловлено двумя факторами:
- экономическим, политическим и общественно-культурным положением сил, наследованным от капитализма, в котором надо выделить большую часть кубинского населения, не имеющую доступа к культуре;
- степени радикализации кубинской революции, которая влекла за собой в сферу духовного производства развитие, укрепление атмосферы творчества, складывающейся из непосредственного и прямого творчества народа о творчеством индивидуальных талантов.
Социалистическая кубинская культура представляет собой новый этап нашей культуры, она является выражением истинных ценностей, которые образовывались в процессе четырехвековой ассимиляции испанского и африканского- начал, в результате' войн за независимость / 1868-1878, 1879-1880, 1895-1899 /, когда укрепилась кубинская нация и закончился процесс интеграции ее культурных компонентов. Народный характер, патриоти-
Программа КШС. С. 133.
ческая и интернациональная направленность кубинской культуры, присущие ей с самого'начала, придают ей особый характер, берущий свое начало в глубоких народных нормах, традициях африканского и европейского начал.
Великий дух творчества и гуманизма нового исторического типа культуры определен:
- национальной системой образования;
- развитием издательской системы Кубы;
- художественным и литературным творчеством;
- развитием массовой самодеятельности.
При этом были использованы:
- первоначальные общественно-культурные достижения, наследованные от старого общества;
- творческий потенциал личности, необходимый для выполнения сложной задачи преобразования кубинского общества.
В работе определяются критерии, принятые для определения путей формирования кубинской социалистической культуры, а также рассматриваются сами пути, использованные для этого и показываются достигнутые результаты. Социалистическая культура Кубы показывает нам свою зрелость, динамичность и открытость, художественное разнообразие созданных ценностей, и каждый раз большее участие трудящихся в преобразовании духовной атмосферы кубинского общества.
Формирование кубинской социалистической культуры характеризует весь процесс изменения системы духовного производства, наблюдаемое в трех моментах:
- в создании организационных, материальных и юридических предпосылок культуры;
- в изменении характера духовного производства;
- в изменении отношения народных масс к оценкам и культурному творчеству.
Кубинская социалистическая культ>ра обеспечила установление широкого и прямого контакта между человеком и окружающим его миром, настойчиво требуя перемен, совершающихся в его сознании, его возможностях, способностях и потребностях. Она определяет процесс саморазвития индивида, который отражается в изменении человека в соответствии с прогрессом, происходящим в обществе.
По мере того, как формируется социалистическая культура, она выполняет свои определенные функции:
- обеспечение взаимоотношений духовного производства с социальной системой общества, распространение знаний, необходимых человеку для реализации любого типа деятельности;
- создание новых культурных ценностей, передача знаний, накопленных человечеством, обеспечивая духовное формирование и удовлетворение нуяд человека.
Наличие этих функций культуры определяется тем, что она направлена на человека, основные условия его деятельности, его связи и отношения. Таким образом, основные функции культуры и ориентации культурного развития могут быть поняты только в связи человека с окружающим миром, конкретным условиями творческого развития его способностей , в аспекте того, что общество в цело« объе ктивно и свободно обеспечивает расширение возможностей для освоения и создания культурных ценностей.
Социалистическая культура, которая воздействует на ускорение строительства социализма на Кубе, характеризуется определенными характеристиками. Они, безусловно, результат культурной политики революции.
Эти характеристики представляют собой следующее:
- народные корни и народное содержание культуры;
- взаимодействие с экономическим и социальным развитием страны;
- интернационализм, связь с проблемами международного глас-штаба.
Результатом социалистической культуры на Кубе является подъем образовательного' уровня народных масс, накопление новых научных и технических знаний, которые превращаются в собственность широчайших оощественных групп, наличие значительного числа худощшеов и писателей, произведения которых отражают кубинскую реальность, и все это выражается в существовании политического социалистического сознания, которое характеризуется постепенным повышением понимания и интерпретации мировых и внутренних'проблем.
Во второй главе "Влияние социалистической культуры на формирование единства рабочего класса и крестьянства" рассма-
тривается развитие главных классов социалистического общества на Кубе, показано влияние культуры как подсистемы духовного производства в постепенном укреплении рабоче-крестьянского союза, под которым понимается особая форма сотрудничества двух трудящихся классов, объединившихся для строительства нового общества, так как их цели и интересы совпадаат. На Кубе союз рабочих и крестьян имеет определенные особенности вследствие социально-экономических условий, существовавших до 1 января 1959 г.. Этот союз берет свое начало с самой войны за^ независимость против испанской метрополии, начатой 10 октября 1868 года, в которой объединились освобожденные рабы, нарождающийся рабочий класс и крестьяне. Т.о., рабоче-крестьянский союз на Кубе имел твердую основу как с общественно-исторической точки зрения, так и по линиям, намеченным рабочим движением на различных этапах неоколониализма, который всегда отражал чувства бедных и униженных крестьян.
Крушение буржуазно-латифундастского режима в 1959 году обеспечило перемены в общественных отношениях, что явилось отражением реализации радикальных мер в плане экономики и привело к новой форме деятельности меаду классами и общественными группами - коллективной деятельности. В этом смысле очень важным актом явилось провозглашение первого закона аграрной реформы от 17 мая 1959 г. 11м были полностью ликвидированы латифундии, что явилось ударом по капитализму, одной из разновидностей которого были латифундии на Кубе. В то же время реформа дала возможность реализовать главную задачу революции -укрепление союза рабочих с трудовым крестьянством и расширение его социальной базы. Хотя реформа' не вылит за пределы первого этапа революции, но "...расширила процесс, который, при ее реализации, привел к замещению, в основном, частной собственности на такое важное средство производства как земля, государственной собственностью и, учитывая интересы классов, которые превалировали в управлении революционным государством, это означало создание такого сектора, который при развитии превратился бы в социалистический сектор эконошки".*
Чтобы показать роль, которую сыграла социалистическая
1 Программа КПК. - Гавана: Политика. 19Й6. С.31."
кубинская культура в развитии крестьянства и рабочего класса, надо коротко проанализировать переориентацию экономики и. Т.к. Куба, будучи страной, в основном, аграрной, требовала, чтобы в течение многих лет основные вклады делались э этом направлении. Это обусловило большое внимание к кубинскому крестьянству, которое, несмотря на то, что процесс кооперации не был реализован сразу, было нацелено на укрепление союза между обоими классами, что проявилось во все большем их сближении, как результате общей гуманистической линии, проводимой кубинским правительством и партией, что позволило с самой победы революции произойти совмещению интересов обоих классов.
Индустриализация кубинского сельского хозяйства, в основном, обработки тростника, требовала глубокой духовной революции в жизни сельскохозяйственных и некооперированных крестьян, которая сводилась к следующему:
- повышению уровня обучения людей, занятых в этих аферах;
- подготовке техников и квалифицированного персонала, занятого работой с новой техникой и современной механизированной технологией;
- подготовке управленческих кадров;
- строительству школ, технологических и научных центров, созданию культурной сети библиотек, общественных'крулсков, музеев и т.д.
Бее это обусловило радикальную перемену в системе духовного пр оизводства, что соответствовало глубоким пере.ленам на селе, которые происходили в системе материального производства и в системе общественных отношений. Система духовного производства направлена на формирование человека с определенными научными, политическими, идеологическими, художественными знаниями, который постепенно овладевает механизмами производства, что ведет к подъему производительности труда и усовершенствования общественных отношений.
Объяснение того факта, что Куба, будучи страной со скудными природными ресурсами, смогла за первые 15 лет развить сельское хозяйство, которое поставило ее впереди многих стран третьего мира, мы можем найти в справедливой политике и в области духовной жизни, без которой было бы невозможно дотигнуть уровней производства. Это результат того, что индустриализация
вельского хозяйства 6ила дополнена стратегической линией революционного правительства в области образования, науки, искусства к литературы.
Роль социалистической кубинской культуры в духовном сближении рабочего класса и крестьян на первом этапе, который соответствовал экстенсивному развитию всей системы общественных отношений, характеризовался динамическими темпами действия ее функций, которые позволили осуществить быстрое формирование человеческого потенциала, при наличии технологических, научных, теоретических, эстетических, политических знаний и значительного формирования числа кадров, что вело к быстрому взаимодействию с общественной жизнью. Значение культуры ente больше, если иметь в виду массовое политическое и культурное развитие рабочих и крестьян, которые стали хозяевами страны и стали за государственные дела, за работу основных направлений производства.
На этом первом этапе на основе опережающего развития культуры, духовного производства были произведены глубокие перемены в распространении научных знаний, что определило характер и содержание системы материального производства и системы общественных отношений. Под влиянием этого начался активный процесс роста производительного труда, что способствовало увеличению произведенной продукции в среднем на 8%. В сельскохозяйственном секторе, на который в перьые 15 лет пришелся наибольший процент всех капиталовложений', были введены научные методы и планирование, механизация посадок, которая по сахарному тростнику составила около 25%.
Однако, несмотря на то, что в первые годы победы революции не была осуществлена еще кооперация, культура оказывала вааноо влияние на систему общественных отношений, в основном, в деревне, и это было выражением верной экономической политики, намеченной революционным руководством, которая была направлена на развитие главного источника дохода кубинской эко-ношкп, не прекрацая внимания к мелко,лу частному производству. Именно отсюда происходит верность, продемонстрированная кубинским крестьянством Революции и рабочему классу. Экономическая политика по отношению к мелким производителям заключается в следующем: -
- в отсрочке платежа налогов более 20 лет;
- в предоставлении сотен миллионов кредитов без процен -
тов.
К середине 70-х годов расширяются преобразования, которые били произведены в деревне по отношению к мелким владельцам, была проведена механизация, электрификация, химизация, ирригация мелких частей земли, без чего было невозможно этот сектор связать с технической и научной силой, созданной революцией и углубить на новой основе культурные оомены между рабочими и крестьянами, между деревней и городом.
Несомненно, начавшийся с 70-х гг. процесс кооперации, с экономической и социальной точки зрения обеспечил радикальные преобразования в образе жизни крестьян, однако, несмотря на существование сильных отрядов, обеспеченных техникой, специалистами, в деревне, независимых от десятков тысяч молодых крестьян, прошедших различные центри начального, среднего и высшего образования, работа, развернутая в сфере искусства и литературы была недостаточной, что было причиной постоянного миграционного движения из деревни в города, которое стало снижаться только в связи с настоящим процессом исправления ошибок и негативных тенденций, который ведется на Кубе, начиная с Ш. съезда коммунистов, прошедшего в 1966 году.
Современная политика ШК в области культуры, которая принята 1П съездом партии сохраняет народную сущность, заявленную сразу после победы революции, что отражено в историческом документе "Слово к интеллигенции". Оно направлено на объединение культурной деятельности рабочих и крестьян, стимуляцию в обогащении творческого климата в обществе, что выражается в растущем движении в духовной жизни общества.
В качестве стимула творческих способностей человека выступает не только культурная политика, но и стратегическая линия в области экономки и в системе общественных связей. Современное совершенствование политики партии в области культуры находится в связи с содержанием экономической стратегии нынешней пятилетки, которая направлена на преодоление всего комплекса проблем, которые ограничивали культурную и творческую деятельность рабочих и крестьян и, следовательно, препятствовали процессу духовного сближения мезду обоими классами. Совер-
шенствование культурной работы, ведущей к укреплению этого союза, связано со знанием экономических и социально-культурных трудностей, последствия которых начали сказываться в начале ЬО-х гг., которые были вскрыты товарищем Ф. Кастро на Ш сюезде кубинских коммунистов.
Наличие этих отрицательных аспектов в кубинском обществе выявило отсталость некоторых аспектов системы духовного производства, которые не поддержали ритм обеспечения взаимосвязей этой подсистемы с подсистемой материального производства.
В условиях Республики Куба степень проявления негативных черт могла быть меньшей, если бы культура развивалась как подсистема, отракаадая качественный характер общества, процесс саморазвития человека и вырадаюцая всю его теоретико-практическую деятельность. Одним из факторов этого является узкое понимание культуры только как художественного и литературного творчества, несмотря на то, что большинство работающих в сфере культуры определяют ее как сферу материальных и духовных ценностей. В то же время в реальности распространен подход к культурным процессам с первой точки зрения.
Главной причиной трудностей в области искусства и литературы был и остается дефицит внимания со стороны партийных и государственных органов к культурной работе на селе, и вто отражается в следующих фактах:
- в недостаточной оценке культурных потребностей рабочие и крестьян;
- прекращении Национального фестиваля крестьянской музыки "Эдуардо Саборет" и незавершенной структуре движения художественной самодеятельности;
- слабой пропаганде художественной культуры и литературных произведений на Неделях культуры, традиционных праздниках, например, на фестивале Сона, карнавале в Сантьяго де Куба и Гаване и т.д.;
- запоздалой разработке и воплощении программы культурного внимания в сельских районах.
Эти недостатки в дейсивии системы духовного производства непосредственно отражаются в разворачивании материального производства, и общественных связей, начиная с 80-х гг. Независимо
от того, что стало очевидным уменьшение роста социально-клас-соьоЛ однородности сельского населения, замедлился процесс совершенствования производительных сил в сельском хозяйстве. Все это влияло на ограничения развития глубины социалистических производственных отношений. То, что не было быстрого использования научно-технических достижений, то, что не были осуществлены нововведения, созданные рабочими, крестьянами, специалистами в экономике и в сфере обслуживания не внесло вклада в отмену физического и тяжелого труда, особенно в агро-про-шшленных комплексах и в кооперативах аграрного производства, что отражается на сокращении!! свободного времени. Если к этому добавить недостаточную работу по продвижению, пропаганде художественных ценностей, то можно заключить, что использование рабочего времени не было, в основном, направлено на обогащение духовного мира рабочих и крестьян, ограничивая художественные, технические, философско-этичеокие знания, необходимые для большой теоретико-практической деятельности в обществе.
lia основе выявления ошибок и негативных тенденций на Кубе проводится работа по развитию образования, науки и техники, литературы и искусства, где намечена серия перемен и преобразований, о которых подробно говорится в диссертации.
Это способствует ломке вульгарного понимания задач культуры как системы духовного производства, добиваясь этого постепенно, через укрепление народных советов по культуре, что характеризуется координацией и струдиичеством с различными государственными органаш и общественными организациями. Это требует единого общегосударственного аппарата, в котором были бы представлены министерство культуры, образования, Высшего образования и Академия наук, вместе с различными общественными и массовыми организациями.
йпан Туркнно, внутри процесса ректификации ошибок и негативных тенденций является самым важным путем постоянного духовного сближения (.-.езду рабочим классом и крестьянством. Через него реализуются с наибольшей полнотой функции культуры, обеспечивая действенную связь их в решении самых острых проблем кубинского оощества.
Независимо от этих трудностей, система духовного пронзьо-дстьа, вляа. на темпы роста индустриализации в сельском хозяй-
стве, на внедрение достижений науки и техники, на процесс интеграции агро-промышленного комплекса и на развитие материальной базы культуры, позволила повысить ритм перемен во взаимоотношениях классов и социальных групп, что особенно отчетливо наблюдается в деревне после 1988 г. Это отражает также динаимку социальных перемен, реализацию аграрной политики партии и кубинского правительства. Таким образом, обеспечивается постепенное уравнивание районов с низким экономико-культурным развитием и тех, которые имеют высокое развитие, причем эта тенденция наблюдается в восточных провинциях Республики Куба.
Самая главная перемена в нынешнем процессе ректификации ошибок и негативных тенденций в системе духовного производства - это преобразования, которые происходят в творческой деятельности человека, т.к.его внимание сосредоточено на главной цели этой субсистемы, что демонстрируется в новом отношении к труду, в признании трудностей, в критике отрицательных фактов и в взмошюсти решить проблемы для ускореня процесса построения социализма.
В заключении диссертации сформулированы основные выводы проведенного исследования, намечены пути совершенствования духовного производства в Республике Куба и повышения воздействия ех'о ¡.езультагов на культурное сближение социальных классов страны. Доказано практическое значение некоторых выводов в период ректификации и исправления ошибок, в том числе и в области культурной политики.
1'ю теме диссертации опубликовано:
1. Сущность культурной революции при социализме. - Философский Ежегодник философского факультета университета Ориен-те. 1988. *
2, Роль культурной революции на Кубе в формировании социалистического сознания. - Философский ежегодник философского факультета Ориенте. 1988.