автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Роль средств массовой информации в процессе модернизации в Шри-Ланке

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Лиянаге, Тюдор Вирасингхе
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
Автореферат по филологии на тему 'Роль средств массовой информации в процессе модернизации в Шри-Ланке'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Роль средств массовой информации в процессе модернизации в Шри-Ланке"

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.В. ЛОМОНОСОВА

-:--

^ Факультет журналистики

^ Кафедра зарубежной журналистики и литературы

О

На правах рукописи

ЛИЯНАГЕ ТЮДОР ВИРАСИНГХЕ

РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ МОДЕРНИЗАЦИИ В ШРИ-ЛАНКЕ

10.01.10 - Журналистика

АВТОРЕФЕРАТ

Диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва — 1997

Работа выполнена на кафедре зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

кандидат исторических наук Круглов Е.В.

доктор исторических наук Артемов В.Л.

кандидат филологических наук Стрелкова Г.В.

Российский университет дружбы народов

Защита состоится " ноября 1997 г. в ч. на заседании Диссертационного совета Д 053.05.10 Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова по адресу: Москва, 103009, ул. Моховая, 9, ауд. 201.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке факультета журналистики МГУ.

Автореферат разослан

1997 г.

Ученый секретарь Диссертационного совета, кандидат филологических наук,

доцент Славкин В.В.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Современная Шри-Ланка возникла в результате длительной социально-экономической, политико-государственной и культурно-научной эволюции. На протяжении многих веков ланкийское общество существовало и функционировало как замкнутая система, объединявшая людей, которые занимали и использовали определенную территорию для обеспечения жизни в рамках традиционного уклада. С момента вторжения классического европейского колониализма в Шри-Ланке стала меняться вся система организации общественной жизни людей.

В результате четырех с половиной веков правления европейских колонизаторов — португальцев, голландцев и англичан — на Цейлон были имплантированы западноевропейские способы хозяйствования и нормы поведения людей, что ознаменовало собой начало эры модернизации Востока, которая охватила и традиционную организацию социальной жизни ланкийского народа.

В современном мире роль средств массовой информации постоянно возрастает, оказывая большое влияние не только на сознание людей, их психологию, нормы поведения, но также и на экономическую, социально-политическую и культурную сферы в качестве как созидательной, так и разрушительной силы, так что использование средств массовой информации в процессе развития традиционного общества является основополагающей идеен самой концепции модернизации. Одни видят наличие процесса модернизации в том, что люди переходят от традиционной формы организации жизни к современной. Другие связывают процесс модернизации с урбанизацией, с трансформацией традиционного общества в сторону индустриального развития. Модернизацию следует рассматривать и как исторический процесс, преодолевающий отсталость традиционного общества путем ка-

чественного и всестороннего преобразования традиционных форм организации социально-экономической, политической и культурной жизни развивающегося мира.

Сегодня СМИ являются не только одним из основополагающих орудий формирования и ориентирования общественного сознания, но и одним из фундаментальных элементов общественного развития. Играя ведущую роль в модернизационных процессах, средства массовой информации создают и формируют общественное мнение, способствуют качественному преобразованию традиционного общества. СМИ влияют на изменение жизни людей, стиля их мышления и норм поведения. Следовательно, современным становится не только общество, но и человек. СМИ располагают мощным потенциалом для формирования человеческого материала, без которого не может идти и речи о модернизации традиционных форм существования, которые складывались на протяжении многих веков. Как показывает мировая практика, существует прямая зависимость между СМИ и модернизацией социально - политической и культурной жизни людей. Открытие этой закономерности обуславливает ускоренную динамику развития процессов социально - экономического и культурного преобразования традиционных обществ. Система СМИ - это продукт социально-экономического и цивилизационного развития мировой истории. При этом очевидно, что большие возможности заложены в системе СМИ, ориентированной на жителей традиционных стран Востока, включая Шри-Ланку. СМИ особенно важны для этой страны как средство освобождения от архаичного образа жизни в целях выхода на мировую орбиту социального прогресса.

Можно с уверенностью утверждать, что позитивное воздействие СМИ на общественную жизнь миллионов людей традиционных стран будет расширяться и углубляться по мере того, насколько эффективно

используются СМИ в интересах населения стран "третьего мира". Система СМИ может играть огромную, определяющую роль п решении проблем традиционных обществ Востока. Бесспорно, что печать, радио и телевидение имеют широкие возможности для того, чтобы разбудить спящее сознание людей, заставить их думать и действовать по-новому, чтобы изменить традиционные представления о времени, пространстве, окружающем мире и самом себе. СМИ должны вызывать интерес ко всему новому, подготавливать людей к преобразованиям, формировать разностороннее мышление и ориентировать на восприятие информации.

Следует подчеркнуть, что в западноевропейских странах предметный интерес к проблеме модернизации общества возник после периода Просвещения. В период классической колонизации в странах Востока появились некоторые первоначальные предпосылки и условия для модернизации традиционной организации общественной жизни люден. Таким образом, с приходом колонизаторов и проникновением западноевропейской культуры в культуру традиционного Востока начался процесс модернизации этих стран, включая Цейлон. Вольно или невольно сложилось так, что классическим примером для модернизации стран Востока стал Запад. Это произошло в результате роста крупной промышленности и классической колониальной экспансии западных стран, когда история, по словам Маркса, перестав быть локальной, становилась всемирной историей1.

Одной из основных особенностей в восприятии и внедрении идеи модернизации общества Индии и Шри-Ланки является двойственное, амбивалентное отношение к двум противоположным системам ценностей и традиций. Это выразилось в стремлении заимствовать идеи западной цивилизации, чтобы модернизировать многовековое традици-

1 Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.З. С.45.

онное наследие, вдохнув в него новую жизнь. Дж. Неру, объясняя этот парадокс, писал: «Интересно, что ранняя волна национализма в Индии XIX века носила религиозный индуистский характер... Другая интересная черта, которую следует отметить, - это попытки прогрессивных реформаторских движений сочетать, насколько возможно, новые научные и политические идеи, пришедшие с Запада, со своими старыми религиозными понятиями и обычаями. Они не были готовы бросить вызов и бесстрашно пересмотреть эти понятия и обычаи; в то же время они не могли игнорировать окружавший их новый мир науки, политических и социальных идей»1.

Актуальность темы настоящего диссертационного исследования определяется необходимостью и важностью научного осмысления роли средств массовой информации в процессе модернизации традиционного общества, которые затрагивают все сферы организации социальной жизни людей. Именно система СМИ, как нервная система общества, может чувствовать и фиксировать пульс общественной жизни. После появления и развития системы СМИ традиционный уклад Шри-Ланки постепенно стал меняться. Проникновение в ланкийскую культуру ценностей западной цивилизации, главным образом, происходило через СМИ.

Следует отметить, что англоязычная пресса формировала основу дальнейшего развития ланкийской журналистики. Это означало, с одной стороны, появление и формирование западного, не традиционного типа массового сознания, - а с другой, всестороннее изменение социально-экономической структуры страны. После обретения независимости ланкийская политическая элита и интеллигенция не смогли осознать огромную роль и значение англоязычной прессы в процессе утверждения новых экономических, социально-политических институ-

1 Неру Дж. Взгляд на всемирную историю, т.2, М., 1975, с.'232 - 233

тов на Цейлоне, а также понять, как правильно следует использовать потенциальную возможность сингальской и тамильской прессы в интересах модернизации традиционных форм организации ланкийской жизни в современных условиях.

Объектом диссертационного исследования выступает роль СМИ в процессе модернизации ланкийского общества. Особую важность приобретает системный анализ теоретических и практических проблем влияния СМИ на ход модернизации на важнейших этапах развития ланкийского общества. При этом главное внимание сконцентрировано на прессе, и именно она выбрана в качестве главного предмета исследования.

Научная новизна. Диссертация является первой попыткой систематизированного, исторического изучения роли средств массовой информации в процессе модернизации ланкийского общества. До этого момента такие попытки не предпринимались ни советскими, ни российскими, ни ланкийскими учеными. В своей работе автор впервые комплексно исследует роль СМИ в их фундаментальной взаимосвязи с экономическими, социально-политическими и культурными сферами жизни в ходе модернизационных процессов, происходящих на важнейших этапах развития ланкийского общества. Впервые подробно анализируется роль системы СМИ в процессе модернизации традиционного ланкийского общества с демонстрацией целостной картины деятельности СМИ в Шри-Ланке в колониальный и постколониальный период, причем главное внимание уделяется 1977- 1994 годам. Предлагаемая работа - первая попытка теоретического и практического осмысления СМИ Шри-Ланки, их роли в процессе трансформации социального уклада жизни людей.

Практическая значимость. Основные положения, выводы, фактологический материал диссертации могут быть использованы в ходе

обучения на отделениях массовой информации и социологических отделениях в ланкийских университетах и институтах, где занимаются изучением вопросов СМИ и модернизации Шри-Ланки. Рекомендации и выводы, содержащиеся в работе, могут быть полезны государственным и частным учреждениям Шри-Ланки, причастным к развитию модернизационных процессов.

Цели исследования заключаются в том, чтобы определить роль средств массовой информации в процессе модернизации и различных сферах организации общественной жизни традиционного общества Шри-Ланки, а также проанализировать значение не только средств массовой информации, но и западной колонизации как коммуникационного, социально-культурного явления на определенном этапе развития Цейлона. Для достижения этих целей в ходе исследования были поставлены следующие конкретные задачи, которые определили общую направленность исследовательской работы:

- определить характер традиционного общественного бытия и природы общественного сознания в доколониальной Шри-Ланке;

- проанализировать традиционную структуру и особенности традиционной системы коммуникации Шри-Ланки;

- рассмотреть наиболее распространенные концепции СМИ в ' процессе модернизации и их восприятие в Шри-Ланке;

- рассмотреть процесс развития системы СМИ страны и ее влияние на традиционную систему коммуникации;

- определить характер и особенности влияния средств массовой информации на процесс модернизации.

Хронологические рамки исследования охватывают период с конца 70-х до середины 90-х годов. Это были годы, когда у власти стояла правая Объединенная национальная партия, имевшая свой подход к проблемам модернизации ланкийского общества. В результате прово-

димого этой партией социально-политического курса коренным образом изменилась структура организации общественной жизни людей. Именно с этого времени начинается развитие "нового" мировоззрения ланкийского народа под влиянием средств массовой информации. Кроме того, значительное внимание уделяется периоду западноевропейского, особенно английского классического колониализма, который оказал влияние на ход и направленность модернизации многовекового традиционного Цейлона.

Степень разработанности проблемы. Специальных исследований по данной теме никогда не проводилось, однако отдельные вопросы рассматривались в рамках других, более обширных тем. Например, тема взаимодействия общественного развития и коммуникации поднята в книге В. Диссанаяке «Развитие и коммуникация» (1979). Небольшое количество работ советского (российского) и зарубежного востоковедения. в основном, посвящено отдельным аспектам исторического развития Шри-Ланки. Но эти работы, даже фрагментарно, не затрагивали вопросы о роли средств массовой информации в процессе модернизации ланкийского общества. Так что данная тема в целом остается практически не исследованной.

В то же время следует отметить, что в 60-70-е годы на Западе появился ряд трудов, поднимающих теоретические проблемы роли СМИ в процессе модернизации традиционных обществ Востока1.

' Schramm W.. and Co. Communication development and development process. Princeton. 1963; Schramm W. Mass media and national development. California Stanford University press, Stanford. UNESCO, 1964: Rogers E.M. Communication and Development; Critical perspectives. California sage publications, 1967; Lucian pye. (Ed) The mass media and politic in the modernization process. Princeton. New Jersey. Princeton University press. 1963. Lerner D. The passing of Traditional society. Ny. Middle East. Free press, 1958.

Однако нельзя не отметить, что почти во всех этих работах чувствуется недостаточное понимание исторических и национальных особенностей социокультурной организации восточных народов. Видным исследователем роли СМИ в процессе модернизации и развития традиционных обществ был В. Шрамм. В своей работе «СМИ и национальное развитие» он выдвинул несколько важных идей по использованию средств массовой информации в целях модернизации и социального развития стран «третьего мира». М. Роджерс в своей работе «Коммуникация и развитие: критические перспективы» утверждает, что СМИ играют решающую роль в процессе формирования понятия развития. Другой американский ученый Д. Лернер, рассматривая взаимоотношения между развитием и СМИ, делает вывод, что для национального развития необходима модернизация, а модернизация -это результат деятельности СМИ.

Теоретическую и методологическую основу нашего исследования составляют основные принципы системного анализа, диалектико-материалистического и исторического понимания законов социальной организации общества и труды академического марксизма - ленинизма. При подготовке диссертации автор использовал труды советских и российских ученых в области теории и методологии журналистики, ланковедов, а также исследования ланкийских ученых в области средств массовой информации. Для подтверждения своих аргументов автор провел социологическое исследование и сделал по ним соответствующие выводы.

В диссертации использованы фундаментальные труды советских и российских ученых в области теории, практики и методологии средств массовой информации - Е.П. Прохорова, Я.Н. Засурского, Д. Ганчева, A.B. Соколова, Б.А. Грушина, некоторые работы А.Г. Ибрагимова и Е.В. Круглова. При написании диссертации автор так-

же опирался на теоретические и аналитические труды советских и российских ланковедов Э.Д. Талмуда, Ю.Н. Маслова, В.И. Коваленко, исследующих различные аспекты истории ланкийского общества, а также работы зарубежных ученых У. Шрамма, Д. Лернера, П. Люсье-на, М. Роджерса, лакийских ученых В. Диссанаяке, С. Махендры, Ч. Раджапакса, Л. Рохана, Д. Викрамаге. Кроме того, в ходе исследования автор использовал и изучил большое количество периодических изданий, передач теле- и радиовещания.

Апробация работы. Некоторые основные положения диссертации были изложены автором в сборнике докладов научной конференции аспирантов, проведенной на факультете журналистики МГУ в апреле 1995 года. В течение многих лет автор изучал различные проблемы, касающиеся отношения СМИ к модернизации, философские проблемы массового сознания и массовой коммуникации. В 1990 году автор принял участие в качестве соавтора в исследовательской работе «Влияние ТВ на изменение поведения сельских жителей в Шри-Ланке». В 1993 году им было прочитано несколько лекций в университете г. Келания по теме «Средства массовой информации и проблемы модернизации». В том же году автор опубликовал статью под названием «Некоторые философские проблемы массового сознания и массовой коммуникации» в ежегодном журнале «Мадхя Вимарши» ("Анализ СМИ"), издающемся университетом г. Келания.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и списка литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновываются актуальность и выбор темы, научная новизна, практическая значимость; там же сформулированы цели,

основные задачи, определены предмет и объект исследования, теоретическая и методологическая основа и хронологические рамки исследования.

Первая глава «Система традиционной коммуникации и специфика распространения в Шри-Ланке зарубежных концепций роли СМИ» рассматривает специфику взаимоотношений между общественным бытием и общественным сознанием в доколониальном ланкийском обществе, а также структуру и особенности традиционной системы коммуникации. Опираясь на историко-материалистический подход к научному пониманию соотношения общественного бытия и общественного сознания, автор раскрывает особенности общественного бытия и общественного сознания традиционного ланкийского общества. Классическая формулировка академического марксизма -«сознание никогда не может быть чем - либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни»1, и «не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание»2 имеет фундаментальное научное значение для анализа социальных явлений и процессов, происходящих в общественной жизни. Но когда мы пытаемся анализировать специфику и соотношение традиционного общественного бытия и традиционного сознания, нельзя не учитывать такую важнейшую закономерность функционирования общественного сознания, как его относительная самостоятельность. По мнению диссертанта, иногда традиционное ланкийское сознание отдельными своими элементами опережает общественное бытие.

Марксистская традиция имеет огромное значение при методологическом анализе явлений и процессов организации социальной жизни

1 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинение. 2-е издание. Т. 3, с. 25.

: Там же, с. 67

людей. Что касается Востока, в том числе древней Ланки, то Маркс говорил не о последовательности смены общественно-экономических формаций, а об «азиатском способе производства». На наш взгляд, этими словами Маркс подчеркнул глубокое своеобразие общественных структур Востока и способов их функционирования. Основными особенностями организации социальной жизни традиционных обществ Востока, в том числе Шри-Ланки, выступает непоследовательная смена социальных систем, их устойчивость, неизменность, следование незыблемым традициям.

Рассматривая ланкийскую кастовую систему как особую систему социального устройства общественной жизни в традиционном лан-кийском обществе, автор утверждает, что кастовая система является неотъемлемой частью доколониального ланкийского общества. Кастовая идеология формирует определенное учение о мире, о человеческом обществе, о человеке, о важнейших явлениях жизни людей. Человек кастового общества с рождения и до смерти живет в мощном поле непрерывного идеологического воздействия. Как утверждает диссертант, суть кастовой идеологии состоит в организации, стандартизации и укреплении сознания людей, управлении людьми путем формирования определенного типа сознания в целях самосохранения той или иной касты и кастового общества в целом.

Необходимо признать огромную роль традиций, обычаев и обрядов, которые в совокупности составляют неотъемлемую часть культуры того или иного народа. В традиционной форме организации общественной жизни древней Ланки трудно и сложно было отделить традиции от коммуникации. Иногда люди просто не обращали внимание на то, что участвуя в традиционных мероприятиях, они получали информацию, и зачастую для них оставалось незаметным, что тем са-

мым, получая разную информацию, они укрепляли и продолжали традиции.

В середине III века до н.э. в древней Ланке появился буддизм. Он считался не только институтом духовной культуры, но и определенным образом жизни людей. Автор дает подробную характеристику просветительской и культурной роли буддизма. Особое внимание уделяется рассмотрению роли буддистской религии в формировании и развитии различных форм коммуникации. Далее автор подчеркивает, что последующее развитие средств коммуникации в значительной мере наполнилось буддистскими социально-экономическими, политико-идеологическими и культурно-духовными традициями.

В работе подробно рассматриваются основные популярные, традиционные буддистские праздники, которые по его мнению, удовлетворяют не только духовные, но и познавательные потребности лан-кийцев в получении информации.

В заключительной части главы автор подробно анализирует три наиболее влиятельные зарубежные концепции, рассматривающие проблему роли средств массовой информации в процессе модернизации традиционных обществ Востока. Такими концепциями, по мнению диссертанта, являются западная, советская и китайская. Последние две выступают разновидностями коммунистической концепции. Необходимо отметить, что для большинства восточных стран, включая Шри-Ланку, более подходящей, возможно, является коммунистическая концепция, объясняющая роль СМИ в процессе модернизации традиционного общества применительно к историческому, социально-культурному бытию того или иного народа Востока.

Автор делает вывод, что общественное бытие и общественное сознание в доколониальной Шри-Ланке носило специфический характер, отражающий особенности и природу соответствующего человече-

ского материала. Буддизм как религия, как идеология и как определенный образ жизни людей ускорял процесс развития ланкийского общества в целом. Буддизм предлагал новое устройство общественной жизни и утверждал, что это можно совершить только с одновременным изменением общества и сознания.

Соответственно доколониальному ланкийскому общественному бытию людей формировалась система средств коммуникации, которая наполнялась буддистскими элементами в соответствии с особенностям тогдашнего ланкийского общества. Эта система по содержанию и методам межличностных связей отличалась от добуддистской системы коммуникации, хотя по форме в какой-то мере и сохраняла преемственность.

В ходе исследования существующих концепций роли СМИ в процессе модернизации традиционных обществ Востока автор пришел к выводу о желательности научной разработки новой концепции, которая учитывала бы особенности и специфику организации общественной жизни конкретного народа Востока.

Вторая глава — "Возникновение и развитие современной системы средств массовой информации в Шри-Ланке и ее влияние на традиционную систему коммуникации" — посвящена особенностям создания и развития средств массовой информации в колониальный и постколониальный периоды. Здесь анализируются глубокие изменения, особенно в сфере экономики, которые происходили в результате деятельности западных колонизаторов - португальцев, голландцев и англичан в традиционном ланкийском обществе, что, по мнению автора, создало предпосылки для возникновения и развития ланкийской прессы. Одной из особенностей цейлонской журналистики того периода являлась ее экономическая направленность, т.е. практически вся пресса тогда была посвящена проблемам экономического развития.

НапримерГпервая газета, появившаяся 1 января 1832 года под названием "Коломбо Джорнел", отстаивала необходимость экономических преобразований на острове. Газета решительным образом выступала против традиционной формы владения землей в пользу создания крупного плантационного производства.

На наш взгляд, колониальный период цейлонской прессы представляет собой важнейший этап, положивший начало фундаментальной модернизации всей системы организации социальной жизни традиционного ланкийского общества. Это положение Маркс выразил следующим образом: "Англии предстояло выполнить двоякую миссию: разрушительную и созидательную - с одной стороны, уничтожить старое азиатское общество, а, с другой, - заложить материальную основу западного общества в Азии."1

Такие влиятельные газеты того времени, как "Обсервер энд ком-мершл эдвертайзер" и "Экзамайнер," активно способствовали формированию образа ланкийской прессы. Уже в начале XX века на Цейлоне выходило 13 английских газет, среди которых главными были "Цейлон Мохомоуам XX века"(1900 - 1917 гг.), "Цейлон морнинг лидер" (1901 - 1931), "Тайме оф Цейлон" (1908), "Цейлон Обсервер" (1923). Эти газеты оказали значительное влияние на процесс формирования системы печати и трансформации всей традиционной системы информации.

Автор, рассматривая появление первых национальных газет на сингальском языке в начале 60-х годов XIX века, подчеркивает, что они, главным образом, носили революционно - просветительский характер. Первая сингальская газета "Ланка Локая"("Мир Ланки") появилась 10 сентября 1860 года. По мнению диссертанта, в это время усилилось изменение социально-экономической структуры традици-

1 Маркс К. О колониальной системе капитализма, М., 1959, с. 67.

онного общества и, соответственно, преобразования традиционного способа сознания и стиля мышления стали развиваться интенсивнее. Ланкийцы, будучи слушателями и зрителями, в новых условиях постепенно стали превращаться в читателей газет, журналов и листовок.

Автор анализирует также процесс бурного развития сингальско-буддистской патриотической журналистики, сыгравший важную роль в усилении антиколониальной борьбы ланкийского народа.

После обретения независимости (1948 г.) в стране произошли значительные перемены, затрагивающие сферы политики, культуры, экономики и информации.

Основной особенностью цейлонской системы СМИ после 1948 г. стала дальнейшая монополизация национальной прессы. Появились два крупных газетно-журнальных объединения. В 1961 г. родилась компания "Свадипа пуват пат Самагама", основавшая ежедневные газеты "Даваса" на сингальском языке и "Сан" - на английском, ежемесячный журнал "Шри Сагарава", а затем и другие издания. В 80-е годы появилась газетно-журнальная компания "Упали-Групп", ставшая одним из главных факторов развития ланкийской журналистики независимой Шри-Ланки. Одновременно шло укрепление господствующего положения старейших газетно-журнальных компаний "Лейк Хаус" и "Тайме оф Цейлон". По мнению автора, значительный импульс для своего развития получила в этот период и партийная журналистика. В 1949 году вышла первая еженедельная политическая газета "Коммунист", в 1964 году коммунистическая партия Шри-Ланки начала издавать газету "Атта" ("Правда").

В работе также рассматриваются основные этапы развития радиовещания и телевидения и их роль в национальной системе средств массовой информации.

Наиболее мощным и распространенным из средств массовой информации является радиовещание. Через три года после появления радио в Европе оно было привнесено и на Цейлон, ставший первой английской колонией в Южной Азии, где появилось радиовещание. Это историческое событие произошло 27 июля 1924 года. После получения независимости радиовещание Цейлона поднялось на новый уровень своего развития. В настоящее время в Шри-Ланке зарегистрировано около 10 миллионов радиоприемников. Радио, таким образом, стало крупнейшей корпорацией национальной системы СМИ. Сегодня на ланкийском радио работают 2800 человек, объем трансляций составляет около 700 часов в неделю, ведутся программы на трех языках - сингальском, тамильском и английском.

Телевидение впервые появилось в Шри-Ланке в апреле 1979 года как частная телекомпания под названием "Индепендент Телевизион Компани" (1ТЫ), ставшая с июля 1982 года государственной собственностью. 15 февраля 1982 года в Шри-Ланке появилось национальное государственное телевидение под названием "Рупавахини". В 1990 году штат этой компании состоял из 700 человек. В настоящее время ланкийское телевешание имеет 7 каналов, из них 5 являются частными. Всего на ланкийском телевидении сейчас работают около 2700 человек.

С развитием современных средств массовой информации постепенно меняется традиционная коммуникация. Правда, каких-то фундаментальных и коренных изменений в традиционной системе коммуникаций пока не произошло, хотя современная система СМИ занимает доминирующее положение в национальной системе информации. Автор, исходя из содержательной логики, показывает, что в Шри-Ланке существуют две системы массовой коммуникации - традицион-

ная и современная. Первая носит персонифицированный, естественный и живой характер, вторая - более технический и отчужденный.

Многие специалисты, абсолютизируя роль современной системы коммуникации в процессе модернизации традиционных обществ, не уделяют ни малейшего внимания роли традиционной системы СМИ в этом процессе. Хотя современная система СМИ быстро распространяется по всей стране, пытаясь включить в этот процесс и сельские районы, она носит все-таки поверхностный характер. На наш взгляд, в этом случае следует выработать определенную стратегию и тактику, интегрирующие традиционную и современную системы коммуникации. При этом необходимо учитывать состояние этого процесса по мере развития и расширения современной системы СМИ, ее место и роль в сочетании с традиционной системой коммуникации и возможностями использования того потенциала, который заложен в СМК в ходе модернизации ланкийского общества.

Автор приходит к выводу, что возникновение в Шри-Ланке современной системы СМИ продиктовано конкретными объективными интересами общественного развития. Постепенно устанавливается неразрывная связь между происходящими изменениями в обществе и старыми традициями, влияние которых на людей по-прежнему очень велико. Чтобы обеспечить благоприятные условия для экономического, социального и политического развития, автор считает необходимым найти наиболее оптимальные формы сочетания традиционной системы отношений и ценностей и современной. Сделать это можно только путем формирования, организации и новой ориентации общественного мнения ланкийского народа.

Развитие журналистики уже начиная с конца XIX века непосредственно способствовало изменению отношения людей к традиционным средствам коммуникации. Однако нельзя не отметить, что многие

жители стран Востока, в том числе Шри-Ланки, думают, что современные средства массовой информации являются как бы отчужденными от них и выражают интересы лишь высших слоев общества. Эту точку зрения можно объяснить тем, что в отличие от современных СМИ традиционные средства коммуникации выросли вместе с народом. Следовательно, необходимо разработать целостную концепцию, которая обобщила бы положительный опыт взаимообогащения современных и традиционных средств коммуникации и их влияние на общество.

Третья глава — "Характер и особенности влияния средств массовой информации на процесс модернизации" — посвящена анализу роли СМИ в процессе модернизации основополагающих аспектов организации общественной жизни ланкийского общества. Без эффективной деятельности СМИ формирование и развитие этих новых аспектов в значительной степени было бы невозможно. Следует отметить, что уже в конце колониального периода было положено начало взаимовлиянию экономических, социально-политических и культурных тенденций и прессы. Постепенно пресса становится самостоятельным явлением и начинает оказывать все большее влияние на способы и методы хозяйствования, нормы поведения людей традиционного ланкийского общества.

Автор начинает с анализа роли средств массовой информации в сфере экономической модернизации Шри-Ланки. При этом, уделяя особое внимание роли национальной прессы, автор показывает огромную роль таких газет, как "Динамина", "Ланкадипа" и "Дивайна", в процессе модернизации сферы экономической жизни. Диссертант обращает внимание на значение рекламы в процессе экономической модернизации, он отмечает, что в современном мире реклама является важнейшим орудием формирования человеческого материала. Рекла-

ма занимается не только товарами и услугами, она пропагандирует определенную систему ценностей, что способствует, в частности, формированию социальной модели человека. В то же время реклама оказывает негативное влияние, способствуя разложению общественной морали и отвлекая людей от традиционной культуры и ценностей.

В диссертации приводится краткая характеристика сущности экономических программ ведущих партий - Объединенной национальной партии (ОНП) и Партии свободы Шри-Ланки (ПСШЛ) и анализируются материалы, отражающие их деятельность. Анализ показал, что газеты ОНП ("Джаната", Джорнел", "Сиярата", "Динамина") занимаются пропагандой экономических идей, утверждающих преимущество частного сектора в народном хозяйстве. В то же время газета ПСШЛ "Джанадина" писала в 1976 г.: "Мы знаем, что необходимо модернизировать экономику страны, но мы собираемся делать это не при помощи международного капитала, а за счет использования внутреннего потенциала страны."1

Автор, анализируя материалы трех национальных газет в сфере экономической модернизации, определяет конкретную направленность и позицию этих газет в исследуемой проблематике. Газета "Динамина", поддерживая либеральную политику в сфере экономики, решительно выступала за широкое привлечение иностранного капитала и его использование для осуществления крупных экономических проектов. В номере от 15 марта 1982 года газета писала, что "экономическая политика ОНП принесла существенные положительные результаты, увеличились капиталовложения в экономику, вырос валовой национальный продукт, произошла либерализация рынка"2.

1 "Джанадина", 28 августа 1976 года.

2"Динамина", 15 марта 1982 года

Газета "Дивайна", опираясь на национально-патриотическую идеологию, часто выступает против попыток вестернизации экономики страны. Высказываясь против политики "открытой экономики", газета подчеркивала, что такая политика только усугубляет экономический кризис Шри-Ланки. По мнению газеты, единственный выход из кризиса — это путь плановой, социалистической экономики.

Далее автор переходит к структурному и содержательному анализу радио и телепрограмм, их роли и влияния на модернизационные процессы экономической жизни Шри-Ланки. По мнению диссертанта, в радиопередачах недостаточно затрагиваются проблемы экономического развития, вопросы сельского хозяйства и модернизации хозяйственной жизни в целом. Рассматривая роль телерекламы в процессе модернизации, автор подчеркивает, в частности, что для жителей села реклама может стать особенно полезной, если будет знакомить с новыми сельскохозяйственными орудиями, методами и способами, направленными на то, чтобы сделать труд более эффективным и результативным.

Далее в работе исследуется роль средств массовой информации в процессе модернизации социально-политической жизни ланкийского общества. Анализируемые материалы подтверждают, что СМИ оказывают значительное влияние на процесс формирования и преобразования социально-политических институтов.

Автор говорит о вкладе европейских колонизаторов, особенно голландцев и англичан, в процесс возникновения и развития социально-политических институтов в традиционном ланкийском обществе. По мнению автора, пресса играла в этом значительную роль. Диссертант утверждает, что к началу XIX века в английском общественном сознании преобладали демократические и либеральные идеи, провозглашающие необходимость радикальных реформ социально-

политической жизнедеятельности общества. Эти идеи непосредственно проникли в традиционное ланкийское общество в результате деятельности англоязычной прессы. Еще 31 декабря 1833 года газета "Коломбо Джорнел" писала: "Мы убеждены в достоинствах английского понимания управления и верим, что их институты могут быть распространены на Цейлоне"1.

Автор подробно рассматривает роль таких сингальских газет, как "Сарасави Садаресе", "Синхала Джатия", "Лапканадхя" в процессе формирования и роста национального самосознания.

Появление ланкийского левого движения с соответствующими социально-политическими институтами, по мнению автора, теснейшим образом связано с левой прессой. Например, первая газета ланкийского левого движения "Камкарува"("Рабочий"), а затем газета "Атта" ("Правда") не только способствовали развитию социально-политических процессов страны, но и создали свои, особые традиции в ланкийской журналистике в целом.

Важное место в работе отводится анализу роли средств массовой информации в развитии ланкийской культуры. Изменение сферы традиционной ланкийской культуры берет начало с появления европейских колонизаторов на Цейлоне. Следует отметить, что христианство в виде католицизма и протестантизма стало постепенно пропагандироваться и навязываться ланкийцам в качестве панацеи, тем самым отстраняя их от исповедываемых традиционных систем мышления и ориентации.

В результате деятельности прессы постепенно произошел переход от монолитного состояния к социально-культурному многообразию, что создало, по мнению диссертанта, основательные предпосылки для актуализации модернизационных процессов в дальнейшем. Од-

1 Colombo Journal, Dec. 31,1833.

ним из составляющих элементов современной системы культуры является европейский тип образования, который формировался и распространялся в Шри-Ланке именно благодаря деятельности СМИ.

Динамика взаимоотношений культуры и СМИ в модернизаци-онном процессе в значительной степени зависит от государственной политики. Автор показывает, что в результате возникновения классической двухпартийной системы в независимой Шри-Ланке с периодической сменой власти каждая из партий во время своего правления через свои печатные органы по-разному влияла на динамику изменений культуры.

Политика Партии свободы в области культуры была направлена на поддержание национальной истории, культуры, религии, о чем свидетельствуют достижения в области культурной жизни, относящиеся к периодам правления и пребывания у власти именно Партии свободы Шри-Ланки. Напротив, политика ОНП всегда была ориентирована на разрушение многовековых культурных традиций в организации социальной жизни людей.

Необходимо подчеркнуть, что национальная пресса Шри-Ланки играла значительную роль в процессе проникновения и распространения не только европейской, но и русской литературы в Шри-Ланке, что способствовало заметному изменению в восприятии мира традиционным ланкийцем.

В работе анализируется позиция трех национальных газет -"Динамина", "Ланкадипа" и "Дивайна", а также современное состояние культуры в условиях модернизации ланкийского общества.

Итак, средства массовой информации сыграли важную роль в процессе модернизации ланкийского общества, особенно в сферах экономической, социально-политической и культурной. Однако модернизация жизни людей, их традиционного уклада оказалась не столь

значительной. По мнению диссертанта, вина за это лежит на правительстве ОНП, которое правило с 1977 по 1994 год. Его политика модернизации обострила экономические, социально-политические и культурные противоречия в ланкийском обществе, и в результате возникло критическое состояние, охватившее все сферы организации жизни людей. Наглядным примером служит обострение этнических противоречий между сингалами и тамилами, которые привели к многолетней войне.

Автор надеется, что пришедшее к власти правительство Партии свободы Шри-Ланки в процессе модернизации общества сумеет исправить ошибки предыдущих лидеров и его политика будет более успешной.

В заключении делаются основные выводы, полученные в ходе диссертационного исследования. Во время экономического, социально-политического и культурного преобразования общества, несмотря на многочисленные трудности и сложности перехода традиционного общества к современному, СМИ со свойственными ему принципами и методами призваны помогать обществу искать и находить наиболее эффективные и результативные подходы и решения проблем, возникающих в ходе модернизации традиционного ланкийского общества. Анализируя состояние СМИ в истории Шри-Ланки, диссертант освещает в экономическом, социально-политическом и культурном аспектах их взаимоотношения и взаимосвязи с модернизационными процессами традиционного ланкийского общества, что имеет фундаментальное значение для дальнейшей модернизации общественной жизни народа.

Диссертационное исследование показало удивительную способность СМИ вовлекать субъектов экономических, политических, идеологических и культурных структур в процесс модернизации ланкий-

ского общества. СМИ должны обеспечивать максимальное взаимодействие с экономическими, социально-политическими и культурными аспектами в соответствии с характером общественной модернизации. Система СМИ играет важную роль в процессах обогащения духовного потенциала общества, модернизации системы экономических, социально-политических и культурных ценностей различных социальных групп, что способствует формированию и переориентации человеческого материала. По нашему мнению, именно этот фактор является основополагающим условием для перехода от традиционного ланкий-ского общества к модернизированному.

По теме исследования диссертантом опубликованы следующие материалы:

1. Роль СМИ в процессе модернизации Шри-Ланки (начальный этап) // Сборник докладов научной конференции аспирантов факультета журналистики МГУ, 21 апреля 1995 года, с. 24-29.

2. Некоторые философские проблемы массового сознания и массовой коммуникации // Журнал "Мадхя Вимарши" ("Анализ СМИ") (на сингальском языке), университет г. Келания, 1993, с. 39-50

3. Влияние ТВ на изменение поведения сельских жителей в Шри-Ланке // Социологическое исследование (на сингальском языке), 1990.

Отпечатано в УПЛ - 1